Ошибка называемая основное заблуждение означает что

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF


81.76 кб

ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (анализ основных заблуждений и поиск актуальных напр

Мочалов Тимофей Никитович

Автор продолжает дискуссию по проблемам, связанным с различными аспектами миграционных процессов, начатую профессорами В.А. Динесом и А.Н. Николаевым и профессором В.А.

Билет
№ 28

Правила
опровержения и возможные ошибки

В
опровержении (впрочем, как и в
доказательстве) следует неуклонно
соблюдать ряд общих правил. Рассмотрим
эти правила и связанные с их нарушениями
ошибки.

Павила
и ошибки по отношении к тезису.

1.
Тезис в ходе всего опровержения должен
оставаться одним и тем же. Если это
правило нарушается, возникает ошибка,
носящая название “подмены тезиса”.
Суть ее в том, что опровергается не тот
тезис, который намеривались опровергнуть.

Особое
проявление подмены тезиса заключается
в ошибке, носящей название: “Кто слишком
много доказывает, тот ничего не
доказывает”. Она возникает тогда, когда
стараются доказать вместо выдвинутого
тезиса более сильное утверждение,
могущее быть ложным.

2.
Тезис должен быть ясным, не допускающим
двусмысленности. Неясный по содержанию
тезис не имеет никакой ценности, и
следует требовать, например, в дискуссии,
его уточнения.

Павила
и ошибки по отношению к аргументу

1.
Аргументы должны быть истинными.
Нарушение этого правила влечет за собой
ошибку под названием “ложный аргумент”
или “основное заблуждение”. Данное
правило вытекает из того известного
обстоятельства, что при ложных посылках
заключение может получаться ложным.

2.
При опровержении ельзя использовать
не только ложные, но и недоказанные
аргументы. Если для опровержения или
подтверждения тезиса приводятся
аргументы, хотя и не являющиеся заведомо
ложными, но ранее не доказанные как
истинные, то совершается ошибка, которая
носит общее название “предвосхищение
основания”. Такую ошибку содержит
опровержение или доказательство,
опирающиеся, например, на гипотезы, не
проверенные на практике и поэтому не
могущие рассматриваться, как вполне
достоверные утверждения. “Предвосхищение
основания” часто встречается в спорах,
дискуссиях и даже в печатных исследованиях
в таком виде: за аргумент принимается
такое положение, которое хотя и не
равнозначно тезису, но истинность
которого прямо зависит от истинности
самого тезиса.

Подобную
ошибку допустил бы на суде адвокат,
который защищая подсудимого, стал бы
доказывать тезис: “Мой подзащитный не
совершал мошенничества” — при помощи
аргумента: “так как он является человеком
настолько добропорядочным, что никак
не позволил бы себе такого проступка”
.

Особым
случаем “предвосхищение основания”
является ошибка называемая “круг в
доказательстве” . Суть ее состоит в
том, что за аргумент принимают положение,
которое как раз и требуется доказать.
Это означает, что или аргумент равнозначен
тезису, но только выражен другими
словами, или он является прямым логическим
следствием тезиса.

Проявлением
“предвосхищения основания” может быть
в известных случаях “аргумент к
скромности”, который заключается в
том, что — то или иное положение опровергают
либо доказывают ссылками на высказывание
авторитетного лица. В повседневной
практике, однако, следует уметь давать
собственную продуманную аргументацию
в пользу принятого тезиса либо его
опровержения, если нет желания прослыть
несамостоятельно мыслящим человеком.

3.
Тезис должен быть логическим следствием
аргументов. Если это правило не
соблюдается, то тезис не может считаться
доказанным (либо опровергнутым) . Ошибка,
связанная с нарушением этого правила,
носит общее название “не следует” (non
sequitur)
.

Аргумент
к личности”.

Эту ошибку допускают в том случае, когда
пытаются обосновать истинность или
ложность утверждений какого-либо
человека, ценность или бесполезность
его дел и поступков и т.д. ссылками на
его личные качества.

Заканчивая
работу о наиболее существенных сторонах
логического учения о доказательстве,
отмечу: во-первых, можно сказать, и так
– опровержение это доказательство в
обратную сторону (с оговорками конечно).
Во-вторых, учение о доказательстве (а
опровержение его разновидность) , есть
следствие всех остальных разделов
логики. Это означает, что тот, кто желает
научиться правильно и успешно доказывать
истину, должен хорошо усвоить все
остальные заповеди логической науки.

Соседние файлы в папке Logika

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибка «основное заблуждение» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

24. Ошибка «основное заблуждение» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

a) ложных

b) правдоподобных

c) непонятных

25. Ошибка «предвосхищение основания» заключается в том, что умозаключение основывается на … посылках.

a) ложных

b) сомнительных

c) правдоподобных

26. Непосредственное умозаключение представляет собой умозаключение, состоящее из одной посылки и заключения, в качестве которых используются … суждения.

a) категорические

b) ассерторические

c) аподиктические

27. Непосредственные умозаключения распадаются на две группы – умозаключения посредством … суждений и умозаключения по логическому квадрату.

a) образования

b) преобразования

c) согласования

28. В умозаключении по логическому квадрату основанием для выведения заключения является ссылка на отношения между категорическими суждениями с точки зрения …

a) истинности

b) ложности

c) неопределённости

29. Умозаключение посредством превращения представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь …

a) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

b) между предикатом и субъектом посылки

c) между отрицанием предиката и субъектом посылки

30. Умозаключение посредством обращения представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь … 

a) между предикатом и субъектом посылки

b) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

c) между отрицанием предиката и субъектом посылки.

31. Умозаключение посредством противопоставления предикату представляет собой непосредственное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь …

a) между отрицанием предиката и субъектом посылки

b) между предикатом и субъектом посылки

c) между субъектом посылки и отрицанием её предиката

Логические правила доказательства и аргументации

Логика воздействует прежде всего на разум человека, но без влияния на его чувства не всегда удается добиться убедительности доказательства, Иначе говоря, можно доказать, но не убедить. С другой стороны, воздействуя на чувства и пренебрегая логическими средствами обоснования тезиса, можно убедить, но не доказать. Поэтому, чтобы доказательство было убедительным, а убеждение доказательным, нужно использовать как логические, так и внелогические приемы обоснования тезиса.

Обоснование тезиса в котором наряду с логическими применяются приемы внелогического воздействия, называется аргументацией.

К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения, эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность процесса доказательства. Применяются также многие другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонацияи темп речи оратора, умелое использование им пауз, жеста, мимики и т.п.

Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами, недооценка логических приемов доказательства превращает аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное рассуждение. Оно может убедить, но не способно доказать. К внелогическим приемам аргументации можно отнести некоторые доводы, отвергаемые логикой. Это довод к личности, к публике, к авторитету:

  • Довод к личности не является логическим основанием тезиса, но как дополнительное средство, характеризующее, например, правонарушителя, он приемлем в аргументации.
  • Используя довод к публике, аргументатор стремится вызвать определенные чувства у присутствующих, повлиять на их отношение к обсуждаемому вопросу. Это усиливает аргументацию, но довод к публике не должен подменять доказательства тезиса по существу.
  • То же относится и к доводу к авторитету, когда логическое обоснование подкрепляется высказыванием известного ученого, философа, политического деятеля. В определенных условиях может быть использован, по лишь как дополнительный прием, довод к состраданию.

Существуют приемы воздействия, несовместимые ни с логикой, ни с аргументацией. Это демагогия, внушение, заражение и софистика.

Демагогия ставит своей целью ввести людей в заблуждение с помощью извращения фактов, лживых обещаний, лести, подлаживания под их вкусы, настроения. При этом нередко используются аргументы к невежеству и к выгоде. Демагогия родственна популизму, который используется некоторыми политическими деятелями, добивающимися популярности обещаниями, заведомо зная, что они не будут выполнены. Демагог стремится воздействовать на чувства людей, создать определенное настроение. Но подтасовывая факты, создавая видимость доказательства выдвигаемых положений, он использует софистику, преднамеренно нарушая правила логики.

Внушение нередко сочетается с заражением, когда человек, обращаясь к людям, стремится воздействовать на них своим эмоциональным состоянием, своими чувствами, своим отношением к выдвинутым идеям. Заражая своими эмоциями, накаляя страсти, он стремится вызвать у людей общее для них психическое состояние.

Правила доказательства и опровержения

В процессе обоснования истинности или ложности тезиса (суждения, выдвигаемого для доказательства) возможны логические ошибки, возникающие при нарушении определенных правил. Эти правила принято делить в соответствии со строением доказательства на правила тезиса, правила аргументов и правила демонстрации.

1. Правила тезиса

Первое правило. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко. Это правило, основанное на принципе тождества, требует однозначности понятий, входящих в тезис, ясности суждения, в форме которого сформулирован тезис с указанием его количественной характеристики (нельзя доказывать то, что относится к некоторым, выдавая за то, что относится ко всем).

Примером нарушения данного правила может служить предвыборная телереклама «Мы сделаем россиян богатыми». Во-первых, неясно, кто это «мы», во-вторых, не указано, имеются в виду все россияне или только некоторые, и, в-третьих, понятие «богатство» неопределенно и относительно. Под богатством можно понимать и материальное, и духовное богатство, богатство знаниями, идеями и т.п. Иначе говоря, это положение можно трактовать и понимать по-разному.

Второе правило. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Это правило, как и предыдущее, основано на принципе тождества. Оно не исключает уточнение тезиса в процессе доказательства, если он сформулирован недостаточно определенно. Но при этом содержание тезиса не должно изменяться, не должно быть подмены тезиса, когда доказательство нового тезиса выдается за доказательство тезиса, выдвинутого первоначально.

Подмена тезиса — серьезная логическая ошибка. Она может быть частичной или полной:

  • Частичная подмена тезиса означает ослабление или усиление тезиса, когда изменяют его количественную характеристику или заменяют понятие с одним объемом понятием с другим объемом. Например, выдвинув тезис «Данный проступок является преступлением», доказывают ослабленный, «смягченный» тезис «Данный проступок — правонарушение». Но правонарушение может быть не преступным деянием, а административным или дисциплинарным проступком. В опровержении тезиса оппонента обычно усиливают его тезис. Например, чтобы опровергнуть тезис «Многие адвокаты — хорошие ораторы» подменяют его усиленным вариантом«Все адвокаты — хорошие ораторы», доказать ложность которого нетрудно.
  • Полная подмена тезиса означает выдвижение нового тезиса, нередко сходного с тезисом, выдвинутым первоначально, но не тождественным ему. Одной из разновидностей этой ошибки является логическая диверсия. Она выражается в том, что выдвинувший тезис, не найдя аргументов для его доказательства, старается переключить внимание собеседника на обсуждение другого вопроса.

2. Правила аргументов

Первое правило. Аргументы должны быть истинными и доказанными положениями.Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формулируется следующим образом: ложное основание — не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение. Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание — не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку — предвосхищение основания.

Приведем пример. Признание человеком своей вины некогда считалось самым надежным аргументом. В одном из российских законодательств XVIII века личное признание обвиняемого рассматривалось как «лучшее доказательство всего света». А чтобы его добиться, применялись всевозможные методы воздействия, включая физические, Но личное признание может быть как истинным, так и ложным и, следовательно, не является достаточным основанием обвинения. В нашем законодательстве указано, что личное признание своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью доказательств по делу.

Второе правило. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых обосновывается независимо от тезиса. Чтобы избежать ошибки предвосхищения основания, аргумент иногда обосновывают ссылкой на тезис. Это ведет к логической ошибке — круг в доказательстве: аргумент обосновывается тезисом, тезис — аргументом. Российский философ XVIII века Я.П. Козельский писал: «В доказательствах надобно беречься, чтобы не учинить погрешности, называемой круг, которая состоит в том, когда из двух предложений каждое доказывается одно другим взаимообразно: например, ежели доказывать, что человек есть разумное животное, тем, что он рассуждать может, и что он рассуждать может, тем, что он есть разумное животное, то это и будет круг в доказательстве».

Третье правило. Аргументы должны быть достаточными для тезиса. Это правило, основанное на принципе достаточного основания, нарушается, если аргументов или слишком мало, или слишком много. В первом случае аргументы окажутся недостаточными для обоснования истинности или ложности тезиса. Поэтому «кто мало доказывает, тот ничего не доказывает». Во втором случае избыток аргументов лишает процесс доказательства ясности, делает его уязвимым для критики. В нем легче найти «слабые звенья»: недоказанные и противоречащие аргументы. Поэтому «кто много доказывает, тот ничего не доказывает».

3. Правила демонстрации

Демонстрация обычно принимает форму одного или нескольких взаимосвязанных умозаключений, где аргументы являются посылками, а тезис — выведенным из них заключением. Поэтому правила демонстрации — это правила умозаключения, в форме которого построена демонстрация. Вместе с тем независимо от вида умозаключения необходимо соблюдать правило «между тезисом и аргументами должна быть логическая связь». Нарушение этого правила влечет логическую ошибку — мнимое следование (non seqitur), указывающую на отсутствие такой связи; а это значит, что тезис не следует из аргумента. Ошибка возникает в результате нарушения правила умозаключения.

Например, тезис «Он здоров» не следует из аргумента «У него нормальная температура». (Некоторые болезни, как известно, протекают без повышения температуры.) Ошибку в рассуждении можно обнаружить, построив демонстрацию в форме условно-категорического умозаключения:

К ошибкам в демонстрации относятся также следующие.

  • От сказанного с условием к сказанному безусловно. Это значит, что аргумент, истинный при определенных условиях, рассматривается безотносительно к этим условиям. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании.
  • От разделительного к собирательному смыслу. Аргумент, истинный для части некоторого множества, используется для обоснования тезиса, относящегося ко всему множеству. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых — так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем.
  • От собирательного смысла к разделительному. То, что верно относительно сказанного в собирательном смысле, рассматривается как аргумент относительно сказанного и разделительном смысле. Иначе говоря, то, что верно по отношению ко всему множеству, взятому в единстве, не относится к каждому элементу множества. Например, положительная характеристика всей студенческой группы недостаточна для такой характеристики отдельных студентов этой группы.

В дискуссии, споре, в прениях сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой. К ним относятся аргументы (доводы) к личности, к публике, к авторитету, к состраданию, к невежеству, к силе.

  • Довод к личности состоит в том, что обоснование истинности или ложности тезиса подменяется характеристикой личных качеств человека, его достоинств или недостатков. Так, при обсуждении преступного деяния, совершенного подсудимым, обвинитель и защитник вместо обсуждения существа дела выдвигают аргументы, характеризующие подсудимого. Обвинитель указывает на его отрицательные стороны, защитник — на положительные. Разумеется, характеристика личности подсудимого имеет определенное значение для оценки деяния и вынесения приговора. Но она не должна подменять разбирательство дела по существу.
  • Довод к публике — это стремление воздействовать на настроение, чувства присутствующих при обсуждении какого-либо вопроса. Цель такого приема — привлечь на спою сторону слушателей и тем самым оказать давление на оппонента.
  • Довод к авторитету (ipsi dixit — сам сказал). Ссылка на высказывания авторитетного ученого, философа, политика, заменяющая обоснование тезиса по существу. Такие высказывания, взятые без учета конкретных обстоятельств, при которых они были сделаны, вне контекста, не являются достаточным основанием для установления истинности или ложности тезиса.
  • Довод к состраданию — возбуждение сочувствия, жалости к себе или к кому-либо. Такой прием используют иногда студенты, чтобы получить положительную оценку, адвокат в суде, добиваясь смягчения меры наказания подзащитному, и т.п.
  • Довод к невежеству — использование аргументов, заведомо неизвестных слушателям, в расчете на их неосведомленность.
  • Довод к выгоде — ссылка на то, что согласие или несогласие с тезисом выгодно в каком-то отношении. Например, предвыборное обращение кандидата в депутаты к избирателям с обещанием повысить зарплату иногда принимается без доказательств, так как в этом заинтересованы избиратели.
  • Довод к силе — аргумент, содержащий угрозу по отношению к лицу, выражающему несогласие с тезисом.

Цель доказательства — обосновать истину. Поэтому ни довод к личности, ни довод к публике, никакие другие перечисленные доводы логикой не принимаются. Логика признает только довод к истине (ad veritatem).

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на наш


Подписывайтесь на наш


  • Ошибка навигационной системы dji 30105
  • Ошибка нажмите спусковую кнопку затвора еще раз nikon d3200
  • Ошибка навигатора типси тип текст
  • Ошибка нарушения конфиденциальности chrome как отключить на телефоне
  • Ошибка нажмите спусковую кнопку затвора еще раз nikon d3100