Состояние вашего авто контролируются «умными» приборами-датчиками, сигналы от которых поступают на управляющий компьютер по ходу движения машины. Один из них – датчик положения распределительно вала (ДПРВ), устройство крайне необходимое для стабильного контроля.
ДПРВ – основные функции
Признаки неисправности датчика распредвала могут быть различными. Сам прибор, как уже понятно из наименования, осуществляет контроль за стабильностью функционирования двигателя, положением кулачкового вала в определенные моменты времени, распределением поступившей в цилиндры топливной смеси, выхлопом. То есть, над работой всего мотора в целом. А поступившие в компьютер сведения являются важными и для зажигания, и для запуска. Без этого современная машина не сдвинется и не заведется.
Принцип действия
ДПРВ имеет довольно простое устройство. Он сделан из магнита, который соединен с распознающей системой. При помощи замыкания зубчика на кулачковом (распределительном) вале устройство передает сигнал-импульс на компьютер автомобиля. А тот, в свою очередь, постоянно осведомлен о положении поршня. Это позволяет с точностью впрыскивать горючее, формировать воздушно-топливную смесь и зажигать ее в необходимый момент при запуске двигателя.
Симптомы неисправности датчика распредвала
— На некоторых автомобилях при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной передачи, до тех пор, пока вы не выключите двигатель и снова его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.
— Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно работать, вы можете почувствовать, что машина начала двигается рывками, теряя скорость.
— При неисправности датчика распредвала вы можете столкнуться с заметной потерей мощности двигателя. Например, ваша машина не сможет разогнаться выше 60 км/час.
— Двигатель может глохнуть с перерывами из-за неисправности датчика СМР
— При выходе из строя датчика вы заметите плохую работу двигателя: потеря динамичности, осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п.
— На некоторых моделях автомобиля при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу запуска двигателя
Как самостоятельно проверить датчик?
Безусловно, чтобы сделать наиболее результативный ремонт или замену ДПРВ, необходимо воспользоваться услугами специалиста на СТО. Соответствующую нормативам поверку устройства можно произвести осциллографом. Но иногда так случается, что воспользоваться услугами сервиса не представляется возможности в данный момент. Обладая обычным вольтметром и определенными навыками, вы сможете проверить устройство или заменить его. Конечно же, филигранной точности проверки в «домашних условиях» добиться довольно трудно, но что-либо реальное предпринять – вполне возможно. Проверяем наличие тока по всей электрической цепи автомобиля, в проводах, ведущих непосредственно к датчику. Для этого включаем зажигание, замкнув цепь, предварительно сняв провода с ДПРВ. Если напряжения в проводах нету, то причина в них (возможно, где-то пропадает контакт). Если вы видите признаки неисправности датчика распредвала при наличии тока в цепи и проводах, ведущих к устройству, то продолжаем проверку следующим образом: один из контактов вольтметра прикрепляем на сигнальный контакт устройства, другой замыкаем на питание. И если вольтметр не показывает каких-либо изменений при вращении стартером, то значит, «виноват» сам ДПРВ, и его необходимо заменить (при наличии нового, это также можно сделать самостоятельно).
Что происходит, когда изнашивается датчик положения распределительного вала
Это может произойти в любой момент безо всякого предупреждения. Представьте себе дорогие автомобилисты следующее: -Вы едете на машине по автошоссе и движетесь с большой скоростью и тут неожиданно для Вас двигатель в вашей машине просто выключается…(?) После того, как в этой ситуации Вы испытаете на себе неприятные мгновения, которые будут связаны с отключением гидроусилителя или электроусилителя рулевого управления с ухудшением эффективности тормозной системы, то вы тут-же припаркуете свой автомобиль на обочине, а далее будете гадать над определенным вопросом, что же произошло… Частой причиной такого неожиданного выключения двигателя при движении по дороге является неисправность датчика распредвала (датчик положения распределительного вала).
Иногда этот датчик распредвала (CMP) может выйти из строя и без предупреждения, в результате чего двигатель просто глохнет. В некоторых и определенных случаях водитель может даже и не догадываться о произошедших проблемах с датчиком, и это будет происходить до тех самых пор пока двигатель автомобиля не будет просто- напросто запускаться.
Смотрите также: Как работает двигатель Koenigsegg без распредвала [Видео]
В нашей сегодняшней статье уважаемые читатели мы с вами рассмотрим основные признаки неисправности датчика положения распределительного вала, а заодно расскажем вам и о том, что необходимо делать в таком положении чтоб устранить данную неисправность. Но для начала давайте вместе конкретно узнаем, что же делает этот датчик в автомобиле.
Что такое Датчик положения распределительного вала (CMP)?
Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов.
В головке блока цилиндров двигателя автомобиля находится один или два распределительных вала, которые оснащены специальными лепестками и предназначены для работы впускных и выпускных клапанов. Коленчатый вал находится в самом блоке цилиндров, который, при получении крутящего момента от движения поршней в блоке передает этот крутящий момент с помощью шестерней непосредственно цепи ГРМ (или на ремень ГРМ) на распределительный вал.
Распредвал
Чтобы определить изначально, какой цилиндр двигателя находится в такте, компьютер вашего автомобиля контролирует положение поворота распределительного вала относительно положения коленчатого вала с помощью как-раз датчика распредвала (СМР). Получаемая информация с датчика СМР необходима для настройки синхронизации подачи искры в камеру сгорания и для работы топливных форсунок. Таким образом, датчик распредвала напрямую влияет на расход топлива машины и на количество выбросов в выхлопе.
Наиболее распространенные датчики распредвала это: -магнитные и основанные на эффекте Холла. Оба типа датчиков передают сигнал напряжения к электронному блоку управления двигателем или на бортовой компьютер автомашины.
Магнитный тип датчика распредвала производит собственный переменный ток (так называемая синусоидальная волна). Обычно этот датчик имеет два провода. Ну а датчик основанный на эффекте Холла использует внешний источник питания для получения цифрового сигнала, имеет как правило, уже три провода.
Датчик положения распределительного вала
В зависимости от марки и типа вашего автомобиля двигатель может иметь один или несколько датчиков распределительного вала. Также в вашей машине могут использоваться и два вида датчиков CMP.
Симптомы неисправности датчика распредвала
Также, как и любая часть или компонент в вашем автомобиле, этот датчик CMP в конечном итоге рано или поздно просто перестанет работать из-за своего износа. Это происходит по-любому в случае, как только его максимальный срок службы истек. Обычно это случается из-за износа внутренней обмотки проволоки или из-за связанного с ней компонента.
Обычно в таком случае двигатель в машине начинает работать с перебоями, а признаки неисправности могут варьироваться по разному, т.е. в зависимости от типа износа датчика. Например, в датчике может износится тот же самый разъем, та жа внутренняя цепь датчика, или может выйти из строя связанный с датчиком компонент.
На некоторых типах автомобилей при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной из передач и будет заблокирована до тех пор, пока Вы не выключите двигатель и обратно его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.
- Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно себя вести, т.е. работать, то Вы можете сами сразу почувствовать, что ваш автомобиль начал двигаться рывками и терять при этом еще и скорость.
- При неисправности датчика распредвала Вы можете столкнуться с заметной потерей мощности самого двигателя. Например, ваша машина просто не сможет разогнаться свыше 60 км/час.
- Двигатель в машине может глохнуть с перерывами, и все это из-за неисправности датчика СМР.
- При выходе из строя датчика Вы заметите плохую работу двигателя, у него будут потеря динамичности, начнутся осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п. неровности в работе.
- На некоторых моделях автомобилей при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу и к невозможному запуску двигателя.
После того как компьютер вашего автомобиля обнаружит неисправность датчика положения распределительного вала, что, как вы понимаете, приведет к появлению (загоранию) на приборной панели индикатора- «Чек двигателя» (Check Engine). После обнаружения плохой работы датчика СМР компьютер автоматически запишет в свою память «код ошибки» датчика. Чтобы точно определить причину неисправности данного датчика распредвала, необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля, т.е., подключив таким образом специальное оборудование к диагностическому разъему машины. Далее, при помощи специальной компьютерной программы можно будет прочитать «код ошибки». Ниже уважаемые автомобилисты мы представляем Вам таблицу диагностических «кодов ошибок», которые непосредственно и напрямую связаны с износом датчика распредвала.
Коды ошибок датчика положения распределительного вала CMP
Общие коды неисправности CMP |
Причина ошибки датчика распредвала |
P0340 CMP |
Нет сигнала с датчика распредвала |
P0341 CMP |
Неправильная фаза газораспределения |
P0342 CMP |
Низкий уровень сигнала цепи датчика распредвала |
P0343 CMP |
Высокий уровень сигнала цепи датчика распредвала |
p0344 CMP |
Неустойчивый сигнал с датчика распредвала (прерывистый сигнал) |
Расположение датчика распредвала в автомобиле
Как вы наверное уже догадываетесь господа, конкретное расположение этого датчика положения распределительного вала варьируется в зависимости от марки и модели автотранспортного средства. В большинстве из автомобилей такой датчик можно обнаружить примерно вокруг самой головки блока цилиндров. Искать этот датчик надо вокруг верхней части расположения зубчатого ремня или в защищенных частях электропроводки передней части двигателя.
Смотрите также: Неисправности свечей зажигания
Также датчик может быть расположен и в задней части головки блока цилиндров.
Некоторые модели автомобилей могут иметь для этого специальный отсек под капотом, в котором и установлен этот датчик распредвала (например, в определенных моделях автомобилей, которые производит компания «General Motors»).
Кроме всего прочего, в некоторых автомобилях (в автомоделях) датчик распредвала может находится прямо внутри головки блока цилиндров.
При необходимости Вы можете заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы точнее узнать для себя, где именно расположен датчик СМР. Если у вас нет руководства по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля, то Вы сможете найти его в интернете или приобрести в автомагазине, где представлен большой выбор подобной авто-литературы.
Уважаемые друзья, мы настоятельно рекомендуем всем владельцам автомобилей приобрести себе подобную книгу (руководство по ремонту и обслуживанию) и конкретно на вашу модификацию и модель автомобиля. Данное руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля непременно поможет каждому из вас в случае какой-либо поломоки или неисправности справиться с возникшей проблемой. Оно станет для вас ценным справочником по выполнению планового технического обслуживания вашего автотранспортного средства и для его мелкого ремонта.
Устранение неисправностей датчика распределительного вала (CMP)
Если компьютер вашего автомобиля обнаружил ошибку датчика и включил на приборной панели значок «Чек двигателя», то Вы легко сможете самостоятельно узнать «код ошибки», которая и привела к появлению световой индикации на приборной панели. Для этого советуем каждому из водителей приобрести недорогой комплект диагностирующего оборудования специально для компьютерной диагностики. Если Вы не можете позволить себе приобрести данный диагностирующий сканер для автомобиля, то обратитесь для диагностики автомобиля в любой недорогой автосервис, где вам считают «код ошибки» с компьютера вашего автомобиля.
Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков
После того, как Вы по «коду ошибки» узнаете, что в вашей машине существует неисправность датчика распредвала или связанных с ним компонентов, Вы должны сделать несколько простых тестов. Помните пожалуйста друзья о том, что «код» неисправности указывающий на потенциальный отказ датчика положения распределительного вала не обязательно будет означать, что на автомобиле вышел из строя непосредственно сам датчик СМР. Ведь возможно, что причина неисправности не в самом датчике, а в разъеме датчика, или имеются повреждения проводов подключенных к нему, а возможно вышли из строя непосредственно связанные с ним компоненты.
Правда, надо запомнить для себя следующее, чтобы более точно установить, нормально ли функционирует датчик распредвала, вам понадобиться провести (возможно) не малый объем диагностики. Особенно надо учесть следующее, чтобы проверить эффективность самого сигнала датчика СМР в некоторых случаях для этого возможно понадобиться специальное оборудование, без которого будет трудно установить причину неисправности.
Тем не менее, несколько простых проверок Вы сможете сделать самостоятельно, используя для этого цифровой мультиметр (DMM).
Во-первых, проверьте у датчика распредвала электрический разъем и состояние самих проводов. Отсоедините сам разъем и проверьте, нет ли на нем признаков ржавчины или загрязнений. Например, того же топлива. Все это может мешать хорошему контакту для передачи электричества.
Затем, проверьте наличие повреждений проводов, а именно, не порваны ли провода, не наблюдаются ли на них признаки плавления от близлежащих горячих поверхностей.
Кроме всего, убедитесь пожалуйста, что провода датчика распредвала не касаются свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут давать помехи и мешать датчику передавать правильный сигнал.
После вышеописанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может тестировать переменный ток (АС) напряжения или постоянный ток (DC), в зависимости от конкретного типа датчика распредвала, который используется в вашем автомобиле.
Также, перед тестированием Вам нужно выставить на мультиметре правильные электрические параметры для конкретного типа датчика СРМ. Обычно подобная информация указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Некоторые датчики распредвала позволяют создать разветвитель электрической цепи датчика СМР, сделано это в первую очередь для того, чтобы считать сигнал непосредственно с самого датчика во время его работы в автомобиле.
Если тип вашего датчика не позволяет подсоединить к нему провода мультиметра, то Вы можете просто отсоединить разъем с датчика и прикрепить к нему медную проволоку, вставив таким образом ее в каждый разъем датчика.
Затем можно подключить этот разъем обратно к датчику соблюдая при этом осторожность, чтобы не замкнуть сами провода во время тестирования. Если Вы будете использовать (применять) этот метод, то не забудьте предварительно заизолировать провода изолентой.
Тестирование двухпроводного датчика распредвала
- Если в вашей машине датчик распредвала имеет два провода, то это означает, что автопроизводитель установил на автомобиль магнитный тип датчика СМР. В этом случае необходимо установить на мультиметре «переменное напряжение«.
- Попросите помощника повернуть ключ зажигания без запуска двигателя.
- Теперь надо проверить наличие электричества, которое должно протекать через контур датчика. Возьмите один контакт мультиметра и прислоните его к «земле» (любой металлической части на двигателе). Другой контакт мультиметра Вы должны прислонить к каждому проводу которые Вы уже подсоединили к разъему датчика распредвала. Если ни на одном из проводов нет электрического тока, то значит датчик распредвала полностью неисправен.
- Попросите вашего помощника запустить двигатель.
- Прислоните один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, а другой контакт измерительного оборудования подсоедините ко второму проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте показатель со спецификацией указанной в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы уведите колеблющийся сигнал от 0,3 до 1 вольта.
- Если на дисплее нет сигнала, то это означает, что датчик положения распределительного вала неисправен.
Тестирование трехпроводного датчика распредвала
- После того, как Вы проверили провода датчика распредвала а заодно и состояние его разъема и т.п., то вы определили для себя, что в вашей машине установлен трехпроводной датчик СРМ, значит пришло время проверить его работоспособность мультиметром. Для этого установите мультиметр в режим «постоянного тока«.
- Попросите помощника повернуть ключ в зажигании, но без запуска двигателя.
- Один из проводов мультиметра прислоните к «земле» (к металлическому кронштейну, к болту или к металлической части двигателя). Другой провод мультиметра подсоедините к проводу питания датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией указанной в руководстве по ремонту машины.
- Попросите вашего помощника запустить двигатель.
- Подсоедините красный провод мультиметра к красному проводу датчика, а черный провод мультиметра к черному проводу датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией которая указана в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если показатель на мультиметре ниже чем указан в руководстве по ремонту или данные полностью отсутствуют, то скорее всего датчик распредвала вышел из строя.
- Снимите датчик распредвала и проверьте его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения.
Если после самостоятельной диагностики датчика положения распределительного вала Вы установили, что он полностью исправен, то возможно существует поломка или сбой в связанных с этим датчиком компонентах автомобиля.
Например, цепь ГРМ (или ремень ГРМ) может иметь недостаточную натяжку или наоборот перетянута. Также, возможно износился сам натяжитель ремня или цепи ГРМ. Будьте друзья очень внимательны!!!
При подобных проблемах с машиной причиной неисправности может быть также и сильно изношенный ремень ГРМ. Из-за этого распределительный вал и коленчатый вал могут потерять синхронизацию. В конечном итоге этот датчик распредвала может посылать неправильный сигнал в компьютер автомашины. В конечном итоге это и приводит к неправильному зажиганию и неправильному впрыску топлива.
Главная » Диагностика » Ошибка P0340 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение
На чтение 5 мин Просмотров 42.6к. Опубликовано 30.12.2019
Обновлено 25.09.2021
Ошибка P0340 — датчик положения распредвала (ДПРВ) sensor A, bank 1, неисправность цепи.
Двигатели внутреннего сгорания требуют правильной синхронизации подачи воздушно-топливной смеси и времени зажигания. Если время выбрано неверно, у вас будут пропуски зажигания.
Современные автомобили используют блок управления (ЭБУ), чтобы определить правильное время зажигания. Для этого используются датчики положения распредвала.
Если датчики неисправны, то ЭБУ получает неправильные сигналы. Автомобиль с неправильной синхронизацией испытывает потерю мощности и может быть трудно заводиться. Кроме того, у вас загорится индикатор Check Engine.
Датчик положения распределительного вала также регистрирует частоту вращения распредвала и отправляет эту информацию в ЭБУ. Контроллер будет использовать эту информацию для регулирования количества топлива и времени зажигания. Это нужно для эффективности использования топлива.
Некоторые двигатели имеют несколько датчиков распределительного вала, но обычно он только один. Иногда вы получаете из кода неисправности информацию о стороне двигателя (bank 1, bank 2), если у вас V-образный двигатель.
Bank 1 находится в цилиндрах 1-3-5-7-9, а датчик Bank 2 находится в цилиндрах 2-4-6-8-10 и так далее.
Код ошибки | Место повреждения | Вероятные причины |
---|---|---|
P0340 | ДПРВ датчик A, банк 1, неисправность цепи | Проводка, ДПРВ, ЭБУ |
Что означает код P0340?
В зависимости от оборотов двигателя и нагрузки блок управления двигателем контролирует время и количество впрыска топлива, время зажигания, а в случае двигателей с переменным временем газораспределения (VVT) — корректирует впускные и выпускные клапаны.
Двумя основными датчиками синхронизации и положения, используемыми ЭБУ, являются датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и датчик положения распределительного вала (ДПРВ). Если на двигателе, оборудованном VVT, есть два блока цилиндров, то будет два датчика положения распределительного вала.
ДПРВ реагирует на зубчатое колесо на распределительном валу, передавая ЭБУ постоянную информацию о его скорости и положении. Разумеется, датчик расположен на двигателе, обычно где-то на головке цилиндров, поэтому он передает данные с помощью проводов.
Если ЭБУ обнаруживает прерывания сигнала ДПРВ, он активирует код P0340 или P0345 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала.
Если в вашем двигателе имеется только один ДПРВ (четырёхцилиндровый двигатель), то единственный доступный код это P0340.
С другой стороны, двигатели V6 или V8 имеют два блока, Банк 1 и Банк 2, и, следовательно, будут иметь два ДПРВ, поэтому код P0345 будет ссылаться на Банк 2.
Sensor A (датчик A) указывает, что неисправность возникает в цепи датчика положения распределительного вала, которая относится к впускному распределительному валу. Коды датчика B относятся к распредвалу выпускных клапанов.
Симптомы ошибки P0340
Поскольку сигнал ДПРВ очень важен для впрыска и зажигания топлива, вы можете столкнуться с плохим пуском или незапуском двигателя.
Некоторые блоки управления могут использовать сигнал ДПРВ для оценки положения распределительного вала, поэтому двигатель будет работать, но может быть тяжёлый пуск, проблемы в движении, пропуски зажигания, плохое ускорение.
Как устранять ошибку P0340?
Поскольку P0340 и P0345 относятся к проблеме цепи, не вините сразу же датчик положения распредвала. Это не означает, что проблема не в датчике, но его замена датчика не всегда решит проблему. Возьмите схему подключения и цифровой мультиметр.
- Визуальный осмотр.
Убедитесь, что датчик подключен и надежно установлен. Кроме того, следуйте по жгуту проводов, чтобы проверить наличие повреждений, например, в результате недавнего ремонта двигателя, монтажа оборудования, повреждений при ударе и т. п. - Осмотр датчика.
Проверка сопротивления. Отсоедините датчик и измерьте сопротивление.Разомкнутая цепь (∞ Ω — бесконечное сопротивление) или короткое замыкание (0 Ω — сопротивление 0 Ом) говорит о том, что сам датчик неисправен.
Проверка сигнала. Правильный способ сделать это — использовать цифровой осциллограф, но вы можете получить приблизительную оценку работоспособности ДПРВ, переведя мультиметр в режим AC V (переменное напряжение). При проворачивании двигателя вы должны видеть не менее 20 мВ.
- Осмотр электрооборудования.
Отсоедините разъёмы контроллера и ДПРВ. Подключите перемычку к разъёму датчика. Для этого вы можете использовать небольшую скрепку или кусочек провода.Проверьте сопротивление цепи со стороны блока управления. С перемычкой сопротивление должно быть менее 0,1 Ом. Чем выше, тем хуже. Ищите где-нибудь в цепи обрыв провода или коррозию.Уберите перемычку и проверьте сопротивление цепи — оно должно быть бесконечно (∞ Ω). Если есть некоторое сопротивление, возможно короткое замыкание. Вода в промежуточных соединениях легко может стать причиной этого.
Проверьте на предмет замыкания на массу, измеряя сопротивление между каждым проводом и землей или отрицательной клеммой аккумулятора. Вы должны получить бесконечное сопротивление. Любое непреднамеренное соединение с землей может исказить или ослабить сигнал.
- Другие проблемы.
Если в ДПРВ или его проводке проблем не обнаружено, возможно, P0340 или P0345 являются просто сопутствующими кодами неисправностей. Перескочил ремень ГРМ, неисправный сигнал или цепь датчика положения коленчатого вала или пропуски зажигания двигателя могут быть основной проблемой. Дважды проверьте их, прежде чем вернуться к ДПРВ.
Коды ошибок, связанные с P0340
P0340 или P0345 могут сопровождаться другими ошибками, такими как случайный пропуск зажигания P0300, цепь датчика частоты вращения двигателя P0725 или неисправность цепи датчика положения коленчатого вала P0335.
Рекомендуемые инструменты для устранения P0340
- Считывание кодов ошибок и параметров двигателя — LAUNCH X431.
- Автомобильное зарядное устройство — такое или подобное.
- Для измерения проводки — цифровой мультиметр.
- Очиститель электрических контактов.
- Расширенное диагностирование — осциллограф.
Признаки неисправности датчика распредвала
Содержание:
- Главная функция датчика
- Главные “симптомы” неисправности
- Возникновение поломки датчиков на авто с ГБО
- Почему возникают поломки
- Основные варианты проверок
- Проверка работоспособности датчика с двумя проводами
- Стандартные возникающие ошибки
Когда появляются признаки неисправности датчика распредвала, чаще всего двигатель начинает работать в попарно-параллельном режиме при подаче топлива. Это приводит к тому, что каждая из форсунок начинает работать в 2 раза больше. В результате на работу автомобиля тратится большее количество топлива, а в окружающую среду поступает двойная порция токсичных выхлопов. Могут возникнуть сложности с самостоятельной диагностикой. Если датчик пришел в негодность, не стоит затягивать с заменой элемента.
Главная функция датчика
Перед тем, как переходить к признакам неисправности датчика распредвала, целесообразно рассмотреть, что представляет собой устройство. Основной опцией датчиков является определение локализации механизма, распределяющего газы в определенный промежуток времени. Это требуется для того, чтобы электронный блок управления своевременно отправлял команду на подачу топлива. Кроме того, посредством датчика осуществляется определение локализации цилиндра. Еще одна не менее важная функция – это синхронизация зажигания. Датчик работает совместно с датчиком положения коленчатого вала.
Датчики фаз используются на двигателях с распределенным фазированным впрыском. Также их используют на двигателях, где применяется система изменения фаз газораспределения. В этом случае зачастую используют отдельные датчики для распределительных валов, управляющих впускными и выпускными клапанами.
Современные устройства работают на основании использования физического явления, который называют эффектом Холла: в полупроводниковой пластине протекает ток. При его перемещении на магнитном поле возникает разница между потенциалами. В датчике присутствует магнит, который выглядит в виде пластины прямоугольной формы. Для него используют полупроводниковый материал. Контакты подключают ко всем 4-м сторонам, первая пара работает на вход, вторая – на выход. На первые осуществляется подача напряжения, а на вторых ликвидируется сигнал. Весь процесс осуществляется на основании полученных команд, которые поступают с блока электронного управления в определенный промежуток времени.
Принято выделять два вида датчиков:
Щелевой.
Торцевой.
Различие заключается только в форме, а работа происходит по одному алгоритму. На поверхности распределительного вала есть репер или отметчик. Когда он начинает вращаться, магнит, встроенный в корпус датчика, начинает фиксировать то, как он проходит. В корпусе также существует система, которая преобразует сигнал в информацию, которую сможет распознать блок управления.
Второй вид датчика имеет с торца постоянно работающий магнит, который устанавливает прохождение репера около элемента. В первом виде используется форма «П». Репер на распределительном диске проходит между двумя «щелями».
В инжекторных бензиновых двигателях задающий диск и датчик фазы настраиваются таким образом, что импульс от датчика формируется и передается на ЭБУ в момент прохождения первым цилиндром его верхней мертвой точки. Таким образом обеспечивается синхронизация подачи топлива и момент подачи искры для воспламенения топливовоздушной смеси. Очевидно, что датчик фаз оказывает непосредственное влияние на работу двигателя в целом.
Главные “симптомы” неисправности
Если датчик выходит из строя частично или полностью, электронный блок управления начинает в принудительном порядке переводить двигатель в стадию парафазного впрыскивания топлива. То есть, впрыскивание топлива осуществляется в соответствии с информацией, которая берется с коленчатого вала. Поэтому каждая форсунка начинает впрыскивать топливо чаще в 2 раза. Это нужно для обеспечения гарантии, что топливовоздушная смесь будет образовываться в каждом цилиндре. Но это происходит не в самое нужное время, поэтому мощность двигателя начинает постепенно снижаться, и как результат тратится больше топлива.
Неисправность датчика распредвала симптомы имеет следующие:
увеличение топливного расхода;
увеличивается уровень токсичности выхлопных газов, поэтому будет чувствоваться неприятный специфический запах. Особенно, если выбивается катализатор;
работа двигателя перестает быть устойчивой, чаще всего это можно увидеть на оборотах вхолостую;
динамика разгона авто начинает снижаться, как и мощность двигателя;
на приборной панели зажигается знак «Check Engine». Выполняя сканирование, возникает ошибка p0340;
когда запускается двигатель, 3-4 секунды стартер начинает вхолостую крутить двигатель, а затем мотор начинает запускаться. Это связано с тем, что в первые секунды электронный блок не получает нужной информации от датчика, а затем переходит в аварийный режим автоматически на основании данных, который передает коленчатый вал.
Неисправность датчика фаз может повлечь за собой сложности в процессе самостоятельной диагностики транспортного средства. На момент запуска двигателя, водитель должен крутить стартер дольше, чаще всего хватает 6-10 секунд. Зависит от марки и модели автомобиля. В этот момент происходят мероприятия, касающиеся самодиагностики электронного блока управления. Поэтому возникают ошибки, и двигатель начинает работать в аварийном режиме.
Возникновение поломки датчиков на авто с ГБО
Было отмечено, что проявление признаков неисправности датчика распредвала с дизельным или бензиновым двигателем замечается не настолько остро. В результате водители еще какое-то время продолжают эксплуатировать автомобиль, когда датчик уже прекратил нормально работать. Но в случае, когда автомобиль оснащен газобаллонным оборудованием выше четвертого поколения (где работает смарт-устройства), двигатель начинает работать с перебоями, появляется дискомфорт в процессе вождения.
В то числе значительно возрастает потребление топлива, существенно снижается мощность и динамика двигателя. Все это происходит из-за рассогласованности работы программы электронного блока управления двигателем и блоком управления ГБО. Исходя из этого, при использовании газобаллонного оборудования, датчик фаз рекомендуется менять сразу же после выявления неисправности. Использование машины с выведенным из строя датчиком положения распределительного вала вредит не только двигателю, но и непосредственно газобаллонному оборудованию и его управляющей системе.
Почему возникают поломки
Датчик распредвала причины неисправности в первую очередь кроются в появлении износа, что является естественным процессом. Даже самые качественные детали постепенно приходят в негодность и требуют замены. Чаще всего из-за влияния высокой температуры, когда работает двигатель, воздействия вибраций, присутствующих в датчике корпуса. В результате происходит повреждение контактов. Постепенно размагничивается магнит, появляются механические повреждения корпуса.
Другая причина – это проблемы, возникающие с проводкой в датчике. Так, например, сигнальные провода или питающие обрываются, поэтому датчик перестаёт подавать напряжение или не проходит сигнал по проводу. Иногда встречается механическая поломка на «ухе». Еще реже ломается предохранитель, который отвечает за работу датчика фаз.
Основные варианты проверок
Чтобы проверить работу датчика фаз ДВС применяется специальное оборудование, включая электронный мультиметр. Устройство может функционировать в режиме постоянного напряжения. В качестве примера можно взять датчики фаз транспортного средства ВАЗ 2114. На 16-клапановых модификациях устанавливается датчик 21120, а на 8-клапановой 21110.
Перед тем, как начать проводить диагностические мероприятия, нужно сделать демонтаж датчиков с места их локализации. Далее производится визуальный осмотр корпуса датчика фаз, контактов и колодки. Если найдены скопления грязи и пыли, то нужно использовать бензин или спирт и удалить загрязнения.
Чтобы проверить датчик на 8-клапановой модификации, его подключают к аккумуляторной батарее и мультиметру.
В дальнейшем, алгоритм действий будет следующий:
выставляется напряжение для питания в диапазоне 13,5 Вольт (допустима погрешность ±0,5). Чтобы организовать питание, достаточно воспользоваться обыкновенным автомобильным аккумулятором;
напряжение между проводом питания и массой не должно быть меньше 90% от питающего. В противном случае, если значение стремится к нулю, значит, датчик оказывается неисправным;
пластину из стали подносят к торцевой части датчика;
когда датчик работает нормально, то напряжение между массой и сигнальным проводом не должно превышать отметку в 0,4В. Если значение выше, значит, устройство не работает;
убрать в сторону стальную пластину от торцевой части датчика. Тогда напряжение должно вернуться к исходным данным от 90% питающего напряжения.
Чтобы проверить датчик 16-клапановой модификации, его подключают к блоку питания и мультиметру.
Для проверки нужно подготовить металлическую деталь, размером до 20 мм, длиной от 80 мм и толщиной в 0,5мм. Принцип проверки схож с выше представленным для 8-клапановой модели, но значения будут различны:
выставляется напряжение для питания в диапазоне 13,5 Вольт (допустима погрешность ±0,5);
когда датчик работает нормально, то напряжение между массой и сигнальным проводом не должно превышать отметку в 0,4В;
заранее подготовленная стальная деталь помещается в щель, куда и репер распределительного вала;
если устройство работает, напряжение между проводом питания и массой не должно быть меньше 90% от питающего;
убрать в сторону пластину, тогда напряжение снова должно опуститься до отметки в 0,4В.
Такого рода проверки можно совершать даже не демонтируя датчик с его рабочего места. Однако чтобы осмотреть его лучше — нужно снять. Зачастую, при проверке датчика имеет смысл проверить и работоспособность, и отсутствие механических повреждений проводов, и качество контактов. К примеру, нередки случаи, когда фишка слабовато держит контакт, из-за этого с датчика не идет сигнал на блок управления. Также, при возможности, желательно «прозвонить» провода, идущие от датчика к ЭБУ и к реле (питающий провод).
Помимо проверки мультиметром, нужно проверить наличие соответствующих ошибок датчика при помощи диагностического прибора. Если такого рода ошибки выявлены впервые за все время, то стоит попытаться их сбросить при помощи программных средств. Либо же может помочь просто отсоединение на минуту минусовой клеммы аккумуляторной батареи. Если же ошибка все еще осталась — нужна дополнительная диагностика по приведенным выше алгоритмам.
Проверка работоспособности датчика с двумя проводами
Чтобы грамотно выполнить процедуру, рекомендуется выполнить порядок действий:
Если в транспортном средстве имеется датчик распредвала с двумя проводами, то это означает, что автопроизводитель установил на автомобиль магнитный тип датчика СМР. Поэтому на мультиметре устанавливается другой режим с переменным напряжением;
Лучше взять с собой второго человека, чтобы он повернул ключ, не активируя двигатель;
Далее нужно сделать проверку на наличие электричества. Оно должно проходить контур датчика. Для этого нужно взять контакт мультиметра и прислонить его к любой металлической составляющей на двигателе. Второй контакт оборудования понадобится прислонить к каждому проводу, присоединенному к разъему датчика распредвала. Если ни на одном из проводов нет электрического тока, то, значит, датчик распредвала полностью неисправен;
Снова попросить второго человека сделать запуск двигателя;
Прислонить контакты измерительного устройства к одному проводу датчика распредвала, а другой контакт присоединить ко второму проводу датчика. Посмотреть значение на дисплее мультиметра. Сверить показатель с технической информацией, указанной в руководстве по ремонту транспортного средства. В большинстве случаев вы увидите колеблющийся сигнал от 0,3 – 1В;
Если на дисплее сигнал не появляется, то датчик распределительного вала оказался не работающим.
Стандартные возникающие ошибки:
P0 340 — отсутствует сигнал определителя положения распредвала;
P0 341 — фазы газораспределения не совпадают с тактами сжатия/впуска цилиндропоршневой группы;
P0 342 — в электрической цепи ДПРВ слишком низкий уровень сигнала (фиксируется при замыкании на массу);
P0 343 — уровень сигнала от измерителя превышает норму (обычно возникает при обрыве проводки);
P0 339 — от датчика поступает прерывистый сигнал.
Исходя из описанных выше алгоритмов, следует, что при стандартных ошибках необходимо выполнить полную диагностику датчика, желательно поскорее. Выход из строя датчика — опасная поломка, поэтому рекомендуется внимательно следить за его исправностью.
Выбрать инструктора:
Отзывы:
Все отзывы
Датчик распредвала относится к основным элементам системы управления двигателя. В случае его неисправности двигатель работает некорректно. Блок управления двигателя в большинстве моделей агрегатов глушит его.
В водительской практике важно вовремя определить возможные симптомы неисправности датчика, знать методы контроля его работоспособности, место установки, способы замены.
Назначение датчика распредвала
Содержание
- Назначение датчика распредвала
- Принцип работы датчика, причины неисправности
- Где находится датчик распредвала
- Проверка работоспособности датчика
- Симптомы, которые могут предшествовать неисправности датчика
- Признаки неисправности
- Замена датчика
Датчик формирует импульсы, соответствующие угловому перемещению распредвала. Данный сигнал необходим для:
- синхронизации углового положения распредвала и коленвала для корректной работы газораспределительной системы;
- управления остановкой двигателя в случае обрыва ремня ГРМ, критического нарушения угла зажигания;
- контроля величины угла зажигания двигателя;
- управления системой зажигания.
В случае неисправности датчика большинство систем управления двигателем блокирует его запуск и работу. Однако так происходит не всегда. В некоторых моделях двигателей, если нарушена синхронизация распредвала и коленвала, и двигатель не запускается, наоборот, можно отключить разъем датчика распредвала, чтобы запустить силовой агрегат.
Принцип работы датчика, причины неисправности
В автомобилях, выпускавшихся в 80-90-х годах прошлого века, использовались датчики, основанные на эффекте Холла. Такие датчики высокоэффективны. Эффект Холла основан на изменении разности потенциалов полупроводникового элемента в изменяющемся магнитном поле. В процессе эксплуатации в результате воздействия климатических условий, естественных физических процессов свойства полупроводникового элемента изменяются, датчик со временем выходит из строя.
Японские производители одно время использовали оптоэлектронные датчики. В качестве сенсора использовалась оптопара (светодиод-фотодиод). Такие датчики также были недостаточно надежны, отличались высокой стоимостью.
Наибольшее распространение с 90-х годов прошлого века получили электромагнитные датчики. По-существу, они представляют катушку индуктивности, расположенную на магнитном сердечнике.
Теоретически такой датчик может иметь бесконечный срок эксплуатации. Он представляет проводник, намотанный на катушку, внутрь которой помещен магнитный сердечник. Для изготовления датчика используется очень тонкий медный проводник в лаковой изоляции. Толщина такого провода менее 0,05 мм, количество витков более тысячи.
В процессе эксплуатации датчик, расположенный на двигателе, нагревается-охлаждается, к проводнику может через микротрещины подобраться влага, начаться процессы коррозии, разрушения лаковой изоляции. Все это способствует поломке датчика.
Также возможно механическое разрушение датчика при его смещении. Попадание металлической стружки на рабочую зону, эмульсии уменьшает чувствительность датчика. В большинстве современных датчиков распредвала встроены усилители/преобразователи сигнала в цифровую форму. Они также могут выйти из строя.
Где находится датчик распредвала
Датчик распредвала найти несложно. Как правило, они размещены в непосредственной близости от распредвала, его шкива, ремня или цепи ГРМ. Место расположения находится в верхней части традиционного ДВС. Датчик обычно соединен при помощи трехконтактного разъема.
Если в двигателе два распредвала, тогда может быть установлено два датчика, по одному на каждый.
Проверка работоспособности датчика
Наиболее простой способ проверки датчика – компьютерная диагностика. Однако не всегда ошибка, указывающая на датчик распредвала, свидетельствует о его неисправности.
Возможно, есть нарушения в цепи питания и сигнала, плохие контакты разъема. Часто отсутствие сигнала с датчика являются следствием обрыва ремня ГРМ. В случае обнаружения ошибки, связанной с датчиком распредвала, необходимо его проверить параметрическим методом.
Если в датчик не встроен усилитель-преобразователь, проверить электромагнитный датчик можно при помощи мультиметра в режиме измерения сопротивления. В исправном датчике сопротивление обмотки находится в пределах от 100 до 20.000 Ом.
У такого метода есть недостаток: ели в датчике имеются короткозамкнутые витки, его эффективность (добротность падает). Датчик работать не будет, хотя сопротивление может быть в пределах нормы. На СТО для проверки используют осциллограф.
Если в датчике находится усилитель-преобразователь (на него подается питание), тогда для проверки обязательно используется светодиодный пробник или осциллограф.
В некоторых моделях авто датчики коленвала и распредвала полностью идентичны. Как вариант, в таком случае их можно «перекинуть». Если ошибка также «перекинется», тогда действительно неисправен этот датчик.
Симптомы, которые могут предшествовать неисправности датчика
В процессе эксплуатации автомобиля поломке датчика могут предшествовать следующие симптомы:
- нестабильный запуск двигателя в сырую погоду;
- провалы зажигания при наезде в процессе движения на лужу;
- остановка двигателя после прогревания, после охлаждения двигатель без проблем заводится вновь.
Признаки неисправности
Помимо признаков, перечисленных выше, возможны дополнительные:
- нестабильные обороты двигателя, его «колбасит»;
- полное отсутствие синхронизации двигателя, идут «прострелы» зажигания;
- отказ запуска двигателя;
- изменение характера выхлопных газов;
- потеря мощности двигателя;
- троение двигателя.
Не всегда эти признаки указывают только на датчик распредвала. Возможно, сбит угол зажигания, перескочил ремень ГРМ, неисправен датчик коленвала (они работают в паре).
Замена датчика
Замена неисправного датчика обычно не вызывает проблем. Он установлен на одном (редко – двух) болтах.
Снять и поменять датчик можно своими руками. Для демонтажа и установки требуется только ключ на 10. Обычно датчик находится в доступном месте.
Во время приобретения нового датчика следует взять с собой неисправный датчик. Он требуется для сверки посадочной глубины датчика. Она должна точно соответствовать, чтобы новый датчик не заломать при первом же старте.
При покупке китайского датчика есть вероятность попасть на «пустышку», поэтому не лишним взять с собой при покупке мультиметр. Установленный на пару минут датчик никакой продавец заменять не будет.