Ошибка неизвестный идентификатор паскаль

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
program virtualpiano;
uses crt, speaker, dos, mouse, graph, graphs;
const
   masks : array[0..1,0..15] of word = (
      ($E1FF, $EDFF, $EDFF, $EDFF,
       $EDFF, $EC00, $EDB6, $EDB6,
       $0DB6, $6FFE, $6FFE, $6FFE,
       $7FFE, $7FFE, $7FFE, $0000),
       ($1E00, $1200, $1200, $1200,
       $1200, $13FF, $1249, $1249,
       $F249, $9001, $9001, $9001,
       $8001, $8001, $8001, $FFFF));
 
const
   width = 18;
   x1 = 35 * width;
   y1 = 160;
   black_key_low = 100;
   half_black_width = width div 3;
   quit_x = 500;
   quit_y = 400;
var
   frequency : array[0..4, 0..11] of real;
   white_freq : array[0..4, 0..6] of real;
   black_freq : array[0..4, 0..6] of real;
   mouse_OK : boolean;
   x, y : word;
   button : byte;
 
procedure init_frequency;
const
   white_map : array[0..6] of word = (0, 2, 4, 5, 7, 9, 11);
   black_map : array[0..6] of word = (0, 1, 3, 0, 6, 8, 10);
var
   x, semitone_ratio : real;
   i, j : word;
begin
   semitone_ratio := exp(ln(2.0) / 12.0);
   frequency[1, 9] := 440.0;
   x := 440.0;
   for j := 8 downto 0 do
   begin
      x := x / semitone_ratio;
      frequency[1, j] := x;
   end;
   x := 440.0;
   for j := 10 to 11 do
   begin
      x := x * semitone_ratio;
      frequency[1, j] := x;
   end;
   for j := 0 to 11 do
   begin
      frequency[0, j] := 0.5 * frequency[1, j];
      frequency[2, j] := 2.0 * frequency[1, j];
      frequency[3, j] := 4.0 * frequency[1, j];
      frequency[4, j] := 8.0 * frequency[1, j];
   end;
   for i := 0 to 4 do
   begin
      for j := 0 to 6 do
      begin
         white_freq[i, j] := frequency[i, white_map[j]];
         black_freq[i, j] := frequency[i, black_map[j]];
      end;
   end;
end;
procedure draw_keyboard;
const
   black : array[1..5] of integer = (-3, 16, 52, 70, 87);
var
   pp, z, p : integer;
begin
   x := 0;
   y := 10;
   for pp := 1 to 5 do
   begin
      for p := 1 to 8 do
      begin
         setcolor(11);
         for z := y to y + 150 do
             line(x, z, x + 15, z);
         putpixel(x, y + 150, 0);
         putpixel(x + 15, y + 150, 0);
         inc(x, 18);
      end;
      dec(x, 131);
      for p := 1 to 5 do
      begin
         setcolor(8);
         for z := y to y + 80 do
             line(x + black[p], z, x + black[p] + 11, z);
         setcolor(0);
         rectangle(x + black[p] + 1, y, x + black[p] + 12, y + 80);
         setcolor(7);
         for z := y + 77 to y + 79 do
             line(x + black[p] + 2, z, x + black[p] + 11, z);
      end;
      inc(x, 114);
   end;
   rectangle(quit_x, quit_y, 639, 479);
   outtextxy(quit_x + 40, quit_y + 35, 'Quit');
end;
 
procedure poll;
begin
   repeat
      get_mouse_status(button, x, y);
      if button and $01 <> 0 then
         exit
      else
         no_sound;
   until false;
end;
 
procedure play;
var
   key, octave : word;
   z, w : integer;
begin
   key := x div width;
   octave := key div 7;
   z := x mod (7 * width);
   w := round(z / width);
   if (y <= black_key_low) and
      (abs(width * w - z) <= half_black_width) and
      (w in [1, 2, 4..6]) then
         sound(black_freq[octave, w])
   else
      sound(white_freq[octave, key mod 7]);
   repeat
      get_mouse_status(button, x, y);
   until button and $01 = $00;
   no_sound;
end;
 
begin
   init_frequency;
   reset_mouse(mouse_OK, button);
   if not mouse_OK then
      halt;
   open_graph;
   reset_mouse(mouse_OK, button);
   set_graph_cursor_shape(7, 0, @masks);
   show_cursor;
   mouse_gotoXY(320, 300);
   draw_keyboard;
   repeat
      poll;
      if (x = 0) or (y = 0) then
      begin
         no_sound;
         poll;
      end;
      if (x <= x1) and (y <= y1) then
         play
      else
         if (x >= quit_x) and (y >= quit_y) then
           break;
      no_sound;
   until false;
   close_graph;
end.
1 Out of memory (Выход за границы памяти). 2 Identifier expected (Не указан идентификатор). 3 Unknown identifier (Неизвестный идентификатор). 4 Duplicate identifier (Двойной идентификатор). 5 Syntax error (Синтаксическая ошибка). 6 Error in real constant (Ошибка в вещественной константе). 7 Error in integer constant (Ошибка в целой константе). 8 String constant exceeds line (Строковая константа превышает допустимые размеры). 9 Too many nested files (Слишком много вложенных файлов). 10 Unexpected end of file (He найден конец файла). 11 Line too long (Слишком длинная строка) 12 Type identifier expected (Здесь нужен идентификатор типа). 13 Too many open files (Слишком много открытых файлов). 14 Invalid file name (Неверное имя файла). 15 File not found (Файл не найден). 16 Disk full (Диск заполнен). 17 Invalid compiler directive (Неправильная директива компилятора). 18 Too many files (Слишком много файлов). 19 Undefined type in pointer definition (Неопределенный тип в объявлении указателя). 20 Variable identifier expected (Отсутствует идентификатор переменной). 21 Error in type (Ошибка в объявлении типа). 22 Structure too large (Слишком большая структура). 23 Set base type of range (Базовый тип множества нарушает границы). 24 File components may not be files (Компонентами файла не могут быть файлы) . 25 Invalid string length (Неверная длина строки). 26 Type mismatch (Несоответствие типов). 27 Invalid subrange base type (Неправильный базовый тип для типа-диапазона). 28 Lower bound greater than upper bound (Нижняя граница больше верхней). 29 Ordinal type expected (Нужен порядковый тип). 30 Integer constant expected (Нужна целая константа). 31 Constant expected (Нужна константа). 32 Integer or real constant expected (Нужна целая или вещественная константа) . 33 Type identifier expected (Нужен идентификатор типа) 34 Invalid function result type (Неправильный тип результата функции) 35 Label identifier expected (Нужен идентификатор метки). 36 BEGIN expected (Нужен BEGIN). 37 END expected (Нужен END). 38 Integer expression expected (Нужно выражение типа INTEGER). 39 Ordinal expression expected (Нужно выражение перечисляемого типа). 40 Boolean expression expected (Нужно выражение типа BOOLEAN). 41 Operand types do not match operator (Типы операндов не соответствуют операции). 42 Error in expression (Ошибка в выражении). 43 Illegal assignment (Неверное присваивание). 44 Field identifier expected (Нужен идентификатор поля) . 45 Object file too large (Объектный файл слишком большой). 46 Undefined external (Неопределенная внешняя процедура). 47 Invalid object file record (Неправильная запись объектного файла). 48 Code segment too large (Сегмент кода слишком большой). 49 Data segment too large (Сегмент данных слишком велик). 50 DO expected (Нужен оператор DO). 51 Invalid PUBLIC definition (Неверное PUBLIC-определение). 52 Invalid EXTRN definition (Неправильное EXTRN-определение). 53 Too many EXTRN definition (Слишком много EXTRN-определений). 54 OF expected (Требуется OF). 55 INTERFACE expected (Требуется интерфейсная секция). 56 Invalid relocatable reference (Неправильная перемещаемая ссылка). 57 THEN expected (Требуется THEN). 58 TO or DOWNTO expected (Требуется TO или DOWNTO). 59 Undefined forward (Неопределенное опережающее описание). 60 Too many procedures (Слишком много процедур). 61 Invalid typecast (Неверное преобразование типа). 62 Division by zero (Деление на ноль). 63 Invalid file type (Неверный файловый тип). 64 Cannot Read or Write variables of this type (Нет возможности считать или записать переменные данного типа). 65 Pointer variable expected (Нужно использовать переменную-указатель). 66 String variable expected (Нужна строковая переменная). 67 String expression expected (Нужно выражение строкового типа). 68 Circular unit reference (Перекрестная ссылка модулей). 69 Unit name mismatch (Несоответствие имен программных модулей). 70 Unit version mismatch (Несоответствие версий модулей). 71 Duplicate unit name (Повторное имя программного модуля). 72 Unit file format error (Ошибка формата файла модуля). 73 IMPLEMENTATION expected (Отсутствует исполняемая часть модуля). 74 Constant and case types do not match (Типы констант и тип выражения опе- ратора CASE не соответствуют друг другу). 75 Record variable expected (Нужна переменная типа запись). 76 Constant out of range (Константа нарушает границы). 77 File variable expected (Нужна файловая переменная). 78 Pointer expression expected (Нужно выражение типа указатель). 79 Integer or real expression expected (Нужно выражение вещественного или целого типа). 80 Label not within current block (Метка не находится внутри текущего блока) 81 Label already defined (Метка уже определена). 82 Undefined label in processing statement part (Неопределенная метка в предшествующем разделе операторов). 83 Invalid @ argument (Неправильный аргумент операции @). 84 Unit expected (Нужно кодовое слово UNIT). 85 ”;” expected (Нужно указать”;”). 86 ”:” expected (Нужно указать”:”). 87 ”,”expected (Нужно указать”,”). 88 ”(” expected (Нужно указать ”(”). 89 ”)” expected (Нужно указать”)”). 90 ”=” expected (Нужно указать”=”) 91 ”:=” expected (Нужно указать”:=”) 92 ”[” or ”(.”expected (Нужно указать ”[” или ”(.”). 93 ”]” or ”.)” expected (Нужно указать”]” или ”.)”). 94 ”.” expected (Нужно указать”.”) 95 ”..” expected (Нужно указать”..”). 96 Too many variables (Слишком много переменных). 97 Invalid FOR control variable (Неправильный параметр цикла оператора FOR). 98 Integer variable expected (Нужна переменная целого типа). 99 File and procedure types are not allowed here (Здесь не могут использоваться файлы или процедурные типы). 100 String length mismatch (Несоответствие длины строки). 101 Invalid ordering of fields (Неверный порядок полей). 102 String constant expected (Нужна константа строкового типа). 103 Integer or real variable expected (Нужна переменная типа INTEGER или REAL). 104 Ordinal variable expected (Нужна переменная порядкового типа). 105 INLINE error (Ошибка в операторе INLINE) 106 Character expression expected (Предшествующее выражение должно иметь символьный тип). 107 Too many relocation items (Слишком много перемещаемых элементов). 108 Overflow in arithmetic operator (Переполнение при выполнении арифметического оператора). 109 No enclosing FOR, WHILE or REPEAT statement (Нет операторов, заканчивающих операторы FOR, WHILE или REPEAT). 110 Debug information table overflow (Переполнение информационной таблицы отладки) 111 N/A 112 CASE constant out of range (Константа CASE нарушает допустимые границы) . 113 Error in statement (Ошибка в операторе). 114 114 Cannot call an interrupt procedure (Невозможно вызвать процедуру npерывания). 115 N/A 116 Must be in 8087 mode to compile this (Для компиляции необходим режим 8087). 117 Target address not found (Указанный адрес не найден). 118 118 Include files are not allowed here (Здесь не допускаются включаемые файлы). 119 No inherited methods are accessible here (В этом месте программы нет унаследованных методов). 120 N/A 121 Invalid qualifier (Неверный квалификатор). 122 Invalid variable reference (Недействительная ссылка на переменную). 123 Too many symbols (Слишком много символов). 124 Statement part too large (Слишком большой раздел операторов). 125 N/A 126 Files must be var parameters (Файлы должны передаваться как параметры-переменные). 127 Too many conditional symbols (Слишком много условных символов). 128 Misplaced conditional directive (Пропущена условная директива). 129 ENDIF directive missing (Пропущена директива ENDIF). 130 Error in initial conditional defines (Ошибка в условных определениях). 131 Header does not match previous definition (Заголовок не соответствует предыдущему определению). 132 Critical disk error (Критическая ошибка диска). 133 Cannot evaluate this expression (Нельзя вычислить данное выражение). 134 Expression incorrectly germinated (Некорректное завершение выражения). 135 Invalid format specifier (Неверный спецификатор формата). 136 Invalid indirect reference (Недопустимая косвенная ссылка). 137 Structured variable are not allowed here (Здесь нельзя использовать переменную структурного типа). 138 Cannot evaluate without System unit (Нельзя вычислить выражение без мо-дуля SYSTEM). 139 Cannot access this symbol (Нет доступа к данному символу). 140 Invalid floating-point operation (Недопустимая операция с плавающей запятой). 141 Cannot compile overlay to memory (Нельзя выполнить компиляцию оверлейных модулей в память). 142 Procedure or function variable expected (Должна использоваться перемен- ная процедурного типа). 143 Invalid procedure or function reference (Недопустимая ссылка на процедуру или функцию) . 144 Cannot overlay this unit (Этот модуль не может использоваться в качестве оверлейного). 145 Too many nested scopes (Слишком много вложений). 146 File access denied (Отказано в доступе к файлу). 147 Object type expected (Здесь должен быть тип OBJECT) . 148 object types are not allowed (Нельзя объявлять локальные объекты). 149 VIRTUAL expected (Пропущено слово VIRTUAL). 150 Method identifier expected (Пропущен идентификатор инкапсулированного правила). 151 Virtual constructor are not allowed (Конструктор не может быть виртуальным). 153 Destructor identifier expected (Пропущен идентификатор деструктора). 154 Fail only allowed within constructor (Обращение к стандартной процедуре FAIL может содержаться только в конструкторе). 155 Invalid combination of opcode and operands (Недопустимая комбинация кода команды и операндов). 156 Memory reference expected (Отсутствует адрес). 157 Cannot add or subtract relocatable symbols (Нельзя складывать или вычитать перемещаемые символы). 158 Invalid register combination (Недопустимая комбинация регистров). 159 286/287 instructions are not enabled (Недоступен набор команд микропроцессоров 286/287). 160 Invalid symbol reference (Недопустимая ссылка на символ). 161 Code generation error (Ошибка генерации кода). 162 ASM expected (Отсутствует зарезервированное слово ASM).

I am learning how to use the graphic mode from Pascal (Using Turbo Pascal 5.5). This is a simple code, which shows me the graphic mode with some messages:

program GraficoPri
uses Graph;
var Driver, Modo : Integer;

begin
Driver := VGA;
Modo := VGAHi;
InitGraph(Driver,Modo,'P:BGI');
{Using DOSBox, P: is a mounted drive I created where all TP files are stored}
SetTextStyle(SansSerifFont,0,2);
SetColor(Red);
OutTextXY(120,60,'Welcome to graphic mode');
Writeln('Push any button to continue'};
Readkey;
CloseGraph;
End.

Well, the problem I’m having is that «Readkey;» is giving me a ‘Unknown Identifier’ error. I tried changing the line with «Readln;» and it worked fine. What is the problem here?
Thank you!

asked May 20, 2014 at 16:30

WolfangAukang's user avatar

3

Readkey is from the crt library, so you need to change

uses graph

to

uses wincrt, graph 

Also, readkey is always used as a variable declaration. For example,

ch := readkey;

If you just want to push a button to continue, you should use a repeat-until keypressed loop.

repeat
until keypressed;

This will wait and do nothing until the user presses a key.

answered Jul 11, 2014 at 20:25

Mr. Stuffandthings's user avatar

1

Ошибки в программировании. Примеры ошибок в языке Паскаль

Ошибки в
программировании бывают двух типов:
синтаксические и логические. Синтаксические
ошибки это неправильное написание
ключевых слов и символов языка
программирования. Все виды синтаксических
ошибок могут быть найдены компьютером
в 99 % случаев.

Логические ошибки
связаны с неправильной программной
реализацией логики алгоритма. В 99 %
случаев компьютер будет выполнять
программу, но результат работы будет
неправильный.

Примеры синтаксических
ошибок в языке Паскаль и их исправление:

1)
Не поставлена точка с запятой. После
пуска программы, нажатием клавиш
<Ctrl>+<F9>, в верхней строке экрана
появится написанное красным цветом
сообщение:

Error 85: «;»
expected.

(Ошибка 85: «;»
отсутствует.)

Редактор
установит курсор на следующий символ
после пропущенного знака. После нажатия
любой клавиши, сообщение об ошибке
исчезает, и редактор переходит в режим
вставки. Надо подвести курсор к нужному
месту, поставить точку с запятой — “;”
и продолжить работу.

2)
В описании переменных не записана
переменная, а в программе она присутствует.
После пуска программы, будет выдано
сообщение:

Error 3: Unknown identifier.

(Ошибка 3: Неизвестный
идентификатор.)

Курсор
будет установлен на эту переменную.
Надо исправить ошибку, т.е. записать
переменную в раздел описаний переменных
и продолжить работу.

3)
Не поставлена точка после оператора
end в конце программы. Сообщение компилятора
будет таким:

Error 10: Unexpected end of
file.

(Ошибка 10: Неправильный
конец файла.),

Курсор
установится на букву «e» в слове
«end». Надо поставить точку и снова
выполнить программу.

Выполнение программы. Ключевые кнопки

После
того, как программа набрана, можно
попробовать ее выполнить.

Для
этого нажимаем клавиши <Ctrl>+<F9>
(удерживая клавишу <Ctrl>, нажать
клавишу <F9>). Эту же операцию можно
выполнить, перейдя в основное меню,
нажав клавишу <F10>, а затем перемещением
указателя выбрать опцию Run и нажать
клавишу <Ввода>.

Теперь надо найти
в новом меню опцию RUN (пуск) и нажать
клавишу <Ввод>.

Если
не было ошибки при вводе текста, то,
спустя несколько секунд, произойдет
смена изображения на экране. Турбо
Паскаль предоставляет экран в распоряжение
работающей программы пользователя.
Такой экран называется окном
программы.

После
завершения прогона (работа программы
часто называется ее прогоном) на экране
вновь появится окно редактора с
текстом программы. Если Вы не успели
разглядеть изображение окна программы,
то нажмите Alt-F5. При этом окно редактора
скроется
и вы сможете увидеть результаты работы
программы. Чтобы вернуть экран в режим
воспроизведения окна редактора, надо
нажать на любую клавишу.

Первые ошибки и их исправление

1.
Не поставлена точка с запятой, например,
после оператора readln(a). После пуска
программы, нажатием клавиш <Ctrl>+<F9>,
в верхней строке экрана появится
написанное красным цветом сообщение:

Error 85: «;»
expected.

(Ошибка 85: «;»
отсутствует.)

Редактор
установит курсор на следующий символ
после пропущенного знака, в нашем
примере на переменную b. После нажатия
любой клавиши, сообщение об ошибке
исчезает и редактор переходит в режим
вставки. Надо подвести курсор к нужному
месту, поставить точку с запятой — “;”
и продолжить работу.

2.
В описании переменных не записана
переменная, а в программе она присутствует,
например переменная c. После пуска
программы, будет выдано сообщение:

Error 3: Unknown identifier.

(Ошибка 3: Неизвестный
идентификатор.)

Курсор
будет установлен на эту переменную, в
нашем примере на переменную c. Надо
исправить ошибку, т.е. записать переменную
c в раздел описаний переменных и продолжить
работу.

3.
Не поставлена точка после оператора
end в конце программы. Сообщение компилятора
будет таким:

Error 10: Unexpected end of
file.

(Ошибка 10: Неправильный
конец файла.),

курсор
установится на букву «e» в слове
«end». Надо поставить точку и снова
выполнить программу.

Помощь
в “PASCAL”.

В Турбо Паскаль
имеется справочная служба, охватывающая
все возможные вопросы по написанию
программ. Главное – это подсказки по
ключевым словам языка.

Меню
опции HELP

CONTENTS.
Выводит на экран содержание справочной
службы.

INDEX.
Выводит на экран алфавитный список всех
ссылок справочной службы. Вызывается
из редактора командой Shift-F1.

TOPIC
SEARCH.
Осуществляет поиск в окрестности курсора
зарезервированного слова или имени
стандартной процедуры (функции) и дает
соответствующую справку. Вызывается
из редактора командой Ctrl-F1.

PREVIOUS
TOPIC.
Выводит на экран предыдущее справочное
сообщение. Вызывается из редактора
командой Alt-F1.

HELP
ON
HELP.
Дает справку о том, как пользоваться
справочной службой. Отметим, что в
сообщениях справочной службы все
перекрестные ссылки выделяются цветом.
Вы можете подвести к любой из них
указатель мыши и двойным нажатием на
ее левую кнопку вызвать на экран
соответствующее справочное сообщение
(или сместить к ней указатель с помощью
клавиш перевода курсора и нажать Enter).

FILES.
С помощью этой опции Вы можете установить
нужные файлы справочной службы.

COMPILER
DIRECTIVES.
Показывает справку о директивах
компилятора.

RESERVED
WORDS.
Показывает справку о зарезервированных
словах.

STANDARD
UNITS.
Показывает справку о стандартных
модулях.

TURBO
PASCAL
LANGUAGE.
Показывает справку о языке Турбо Паскаль.

ERROR
MESSAGES.
Показывает справку о сообщениях об
ошибках.

ABOUT.
Выводит информацию об авторских правах
и версии Турбо Паскаля.

Лекция №7
Процедуры. Программирование рекурсивных
алгоритмов.

Дедуктивный
метод программирования

Программист
должен видеть в целом программу, которая
решает какую-то задачу, а потом разбивает
ее на отдельные части, составляет на
выбранном языке программирования эти
части программы, объединяет их в единое
целое и получает программу.

Итак,
весь творческий процесс можно разбить
(разумеется, чисто условно) на следующие
этапы:

1) основная идея
решения задачи;

2) общая конструкция
программы;

3)
выделение отдельных, элементарных
частей программы;

4)
практическая реализация на языке
программирования этих частей программы;

5)
объединение их в единую программу.

Такой
процесс программирования называют
структурным или нисходящим. Более
подробно с этим процессом мы познакомимся
позже, когда изучим хотя бы основы языка
программирования, но об отдельных
частях, «кирпичиках», составляющих
программу узнаем на этом занятии.

Подпрограммой
называется группа операторов, к которой
обращаются из основной программы
несколько раз. Иногда это может быть 2,
3 раза, а очень часто, каждый раз из
выполняемого цикла основной программы.

Вполне
понятно, что писать несколько раз
одинаковые группы операторов трудно,
проделывается много «технической»
работы, а в некоторых случаях просто
невозможно (если обращаться приходиться
каждый раз при выполнении цикла).

Для
облегчения такой работы и созданы
подпрограммы.

Использование
подпрограмм позволяет
:

1)
сделать основную программу более
наглядной и компактной;

2) уменьшить объем
используемой памяти ЭВМ;

3) сократить время
отладки программы.

На
языке Паскаль подпрограммы
бывают двух видов, — это процедуры и
функции.

Процедуры

Рассмотрим
следующий простой пример, с помощью
которого попробуем разобраться в
конструкции процедур на Паскале.

Пример.
Составить программу, которая бы проверяла,
являются ли три числа взаимно простыми.

Мы
знаем, что числа называются взаимно
простыми, если их наибольший общий
делитель (НОД) равен 1. Значит, для решения
этой задачи нам придется дважды находить
НОД чисел. Если заданы три числа: a, b, c,
то найти НОД(a, b), а затем найти НОД(НОД(a,
b), c).

Дважды
писать операторы для нахождения НОД
нам не хочется, поэтому оформим операторы
для НОД в виде процедуры.

Посмотрите,
как это будет выглядеть в программе:

Program Problem1;

var

a, b, c, k : integer;

{———————————————————————————}

Procedure nod(a, b :
integer; var n : integer);

var

r
: integer;

begin

repeat

r := a mod b;

a := b; b := r

until
b = 0;

n := a

end;

{———————————————————————————}

begin

write(‘Введите
три натуральных числа ‘); readln(a,
b,
c);

nod(a,
b,
k);

a
:= k;
b
:= c;

nod(a,
b,
k);

if
k
= 1 then
writeln(‘Числа
взаимно простые’)

else
writeln(‘Числа не взаимно простые’)

end.

В
разделе описаний, после описания
переменных, записывается заголовок
процедуры: Procedure

Это
слово является служебным и зарезервировано
в Паскале. В одной строке с ним, через
пробел, записывается имя процедуры,
которое должно удовлетворять всем
требованиям, предъявляемым к именам,
основными из которых являются: начинаться
с буквы и не иметь пробелов, т. е.,
требования такие же, как и к имени
программы (имя нашей процедуры — nod):

Procedure
nod(a,
b
: integer;
var
n
: integer);

Далее,
в скобках, записываются имена переменных
и их типы, значения которых будут
вводиться
в процедуру из основной программы, в
нашем случае, их две (a, b) и они имеют тип
integer.

Сразу
надо заметить, что имена этих переменных
могут не совпадать с именами переменных
в основной программе, скажем мы могли
их обозначить m, n или любыми другими
именами.

После
точки с запятой и зарезервированного
слова var, записываются переменные и их
типы, значения которых будет являться
результатом работы процедуры и выводятся
из нее в основную программу. Такая
переменная в нашем примере одна — n. Она
выведет значение НОД чисел a и b. Ее имя
также может иметь одноименное в основной
программе и это нисколько не отразится
на работе процедуры.

Обратите
внимание
,
что перед переменными, значения которых
вводятся
из основной программы, не ставится слово
var, а перед переменной, значение которой
выводится
в основную программу, это слово записано.
Это очень важное обстоятельство!

Так,
если поставить var перед a и b, то компилятор
будет воспринимать эти переменные как
выходные и вводимые для них значения
воспринимать не будет, и, наоборот, если
var не будет записано перед выходной
переменной, то компилятор воспримет ее
как входную и выводить ее значение в
основную программу не будет.

Дальнейшее
построение процедуры строится также,
как и основная программа на Паскале.

Описываются
переменные, которые будут участвовать
в ее работе, но их имена не должны
повторять имена уже описанных входных
и выходных параметров в заголовке
программы. Далее описываются необходимые
для работы операторы.

В
нашем примере процедура
nod будет такой:

Procedure
nod(a, b : integer; var n : integer);

var

r
: integer;

begin

repeat

r := a mod b;

a := b; b := r

until
b = 0;

n := a

end;

Основная
программа строится обычным образом, но
там, где необходимо найти НОД чисел,
обращается к процедуре. Как?

Для
этого обращаются к ней по имени, а в
скобках записывают фактические значения
входных переменных (в нашем случае для
переменных a и b), а также имена выходных
переменных (в нашем случае k).

Из
приведенного ниже участка программы
видно, что при первом обращении к
процедуре nod определяется НОД чисел a и
b (nod(a, b, k)) и результат запоминается в
переменную k, далее, изменяются значения
переменных a и b
и снова вызывается процедура nod, которая
уже находит НОД чисел k и c и результат
присваивает переменной k.

Вы можете видеть
основную часть программы:

begin

write(‘Введите
три натуральных числа ‘); readln(a, b, c);

nod(a,
b,
k);

a
:= k;
b
:= c;

nod(a,
b,
k);

if
k
= 1 then
writeln(‘Числа
взаимно простые’)

else
writeln(‘Числа не взаимно простые’)

end.

Сделаем
общие выводы для построения и работы
процедур

Процедуры
помещаются в разделе описаний и начинается
зарезервированным (служебным) словом

Procedure

Процедуре
обязательно
дается имя, которое должно удовлетворять
тем же требованиям, что и имена переменных,
т.е. это может быть одна или несколько
букв, комбинация букв и целых чисел, но
без пробелов, начинаться с буквы и т.д.

После
имени, в скобках записываются переменные
— параметры и их тип: входные, значения
которых используются для вычисления в
качестве аргументов.

Выходные
параметры — это те переменные, в которых
получается результат выполнения
процедуры.

Входные
и выходные параметры процедуры называются
формальными
параметрами.

Фактические,
конкретные, значения формальные параметры
должны получить в основной программе
после обращения к ней (а пока в процедуре
они являются не чем иным, как «пустышками«).

После
формальных параметров, описываются
переменные, которые необходимы
непосредственно для работы процедуры.

Это
параметры
процедуры
.
Они нужны в ней, как и в любой другой
программе и описываются также. Их имена
должны отличаться от имен входных и
выходных параметров.

Надо
заметить, что процедура может быть
такой, что в ней не будет вообще параметров,
достаточно тех, которые будут введены
из программы.

Описание процедуры
имеет вид:

Procedure <имя>
(<входные параметры> : <их тип>;

var

<выходные
параметры> : <их тип>);

(раздел
описаний)

begin

(раздел
операторов)

end;

Она
помещается в основной программе в
разделе описаний.

По
входным и выходным параметрам процедуры
могут быть следующих типов:

1)
иметь и
входные и выходные параметры
:

Procedure <имя>(<входные
параметры> : <их тип>;

var <выходные
параметры> : <их тип>);

Мы только
познакомились с программой такого типа.

2)
иметь входные параметры, но не иметь
выходных
:

Procedure <имя>(<входные
параметры> : <их тип>);

3)
иметь выходные
параметры, но не иметь входных
:

Procedure <имя>(var
<выходные параметры> : <их тип>);

4)
не иметь ни
входных, ни выходных параметров
:

Procedure <имя>;

В
зависимости от этого различаются
процедуры по своей конструкции и
выполняемым функциям.

Далее
следует раздел операторов, который
составляется по тем же правилам, как и
в других программах.

Процедура
описана и после этого начинается основная
программа.

Как происходит
вызов подпрограммы — процедуры?

Обязательно
указывается имя процедуры. В скобках
задаются фактические
значения входных параметров и те
переменные, в которые будут «запоминаться»
выходные значения.

Рассмотрим
пример, где может быть использована
процедура второго типа: имеет входные
параметры, но не имеет выходных.

Пример.
Составить программу, которая устанавливает,
какие числа из заданного промежутка
[a; b] можно представить в виде суммы двух
квадратов целых чисел?

В
этой программе, нам придется проверять
каждое из чисел промежутка [a; b] можно
ли его представить в виде суммы квадратов
двух чисел, поэтому было бы разумно
разработать процедуру, которая бы
проверяла одно число и затем обращаться
к ней из основной программы для проверки
каждого числа из промежутка.

Процедуру
составим по следующему способу. Пусть
задано число n. Нам необходимо найти
такие два числа a и b, чтобы сумма их
квадратов была равна n, т.е. решить в
целых числах уравнение:

Возникает
естественное желание испытывать
натуральные числа от 1 и до …? А вот до
какого значения неизвестно. Если их
брать до числа n, то это будет слишком
много лишней и бесполезной работы.

Чтобы
выяснить этот вопрос, можно организовать
цикл
, в
котором проверять сколько чисел a надо,
чтобы выполнялось неравенство:
Здесь, в качестве b взято наименьшее
натуральное число 1. Организовав такой
цикл, и подсчитав, сколько чисел a
потребуется, мы узнаем сколько чисел
надо просматривать, чтобы найти решение
уравнения.

Этот цикл может
быть таким:

a
:= 1; k := 1;

while
a*a + 1<=n do

begin

k
:= k + 1;

a
:= a + 1

end;

Теперь ясно, что
для испытания чисел, следует устроить
цикл от 1 до k:

for a := 1 to k do

Второй
цикл
должен
быть для значений b. Но если его организовать
тоже от 1 до k, тогда могут повторяться
дважды одинаковые значения, только на
разных местах, например, для числа 20
могут быть выданы следующие значения:

22
+ 42
= 20 и 42
+ 22
= 20.

Чтобы
избежать повторения чисел, цикл для
чисел b можно организовать либо от 1 до
a, либо от k до а.

Нами выбран первый
вариант.

Процедура

Procedure to_square(n :
integer);

label
1;

var

a, b, k : integer;

begin

a := 1; k := 1;

while a*a + 1<=n
do

begin

k := k + 1;

a := a + 1

end;

for a := 1 to k do

for b := 1 to a do

if a*a + b*b =
n

then

begin

writeln(n,
‘=’, a, ‘*’, a,’ +’, b, ‘*’, b); goto 1

end;

1: end;

Процедура
выполнена с досрочным прерыванием
цикла, так как нет необходимости выяснять
всевозможные значения пар чисел,
удовлетворяющих этому уравнению, а
достаточно просто выяснить возможность
такого представления.

Выполнив
такую процедуру, не составляет труда
решить полностью задачу. Для этого в
основной программе выполнить цикл для
всех чисел из промежутка, и каждое из
которых, с помощью процедуры проверять.
Кстати говоря, эта процедура имеет
только один формальный
параметр

входной,
— значение проверяемого числа из
промежутка и не имеет выходных параметров.

Программа

Program Problem2;

var

a, b, i : integer;

{———————————————————————————}

Procedure to_square(n :
integer);

label 1;

var

a,
b, k : integer;

begin

a := 1; k := 1;

while a*a + 1 <=
n do

begin

k := k + 1;

a := a + 1

end;

for a := 1 to k do

for b := 1 to a
do

if a*a + b*b =
n

then

begin

writeln(n,
‘=’, a, ‘*’, a, ‘+’, b,’*’, b); goto 1

end;

1: end;

{———————————————————————————}

begin

write(‘Введите
начало
промежутка
‘); readln(a);

write(‘Введите конец
промежутка ‘); readln(b);

write(‘Числа,
которые можно представить в виде суммы
‘);

writeln(‘квадратов
следующих
чисел’);

for i := a to b do
to_square(i);

end.

I downloaded TP 5.5 and installed it in my Virtual Machine which is running FreeDOS.

I tried this short code:

Program test;

begin
asm
   mov ax, ax
end;
end.

Turbo Pascal says: «Error 3: Unknown Identifier.»

I can use the keyword inline works BUT I can’t use mnemonics with it and my goal is just to learn some assembly while being in Real Mode so I can’t go to Delphi and use mnemonics there.

asked Nov 11, 2014 at 17:26

user250327's user avatar

5

Integrated «basm» assembler was a TP 6.0 feature indeed. 5.5 is the newest that is free though.

Better use Free Pascal.

answered Nov 12, 2014 at 8:20

Marco van de Voort's user avatar

  • Ошибка неизвестный идентификатор reading
  • Ошибка неизвестный архивный формат
  • Ошибка неизвестный аргумент ключа как убрать
  • Ошибка недостаточно места на диске как исправить
  • Ошибка недостаточно дискового пространства для установки rockstar games