Написал у себя на блоге на эту тему: http://weandrevit.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html
Предлагаю три варианта:
— создать наклонную именованную опорную плоскость и установить элемент на неё;
— создать возможность поворота внутри самого семейства;
— сделать семейство не «вертикальным», а «горизонтальным», установить его на вертикальную плоскость в проекте, и вращать обычным инструментом «Повернуть».
Александр Зуев / Alexander Zuev
In BIM we trust
Facebook | VK | Telegram
Шаблон и обучение Revit КЖ/КМ
☮
…а также немного информации о рабочих плоскостях и способах поворота элементов в семействах.
Последнее время не первый раз встречаю такой вопрос, решил написать.
Сделали мы, например, семейство фундаментного болта, а затем хотим установить его не вертикально, а под углом. Переходим на разрез, пытаемся повернуть — и получаем ругательство:
Можно даже найти в свойствах семейства опцию «Всегда вертикально», но сообщение всё равно будет вылезать.
Когда первый раз столкнулся с проблемой много лет назад — тоже подумал: «Что за глупое ограничение!».
Но сейчас (и уже не первый раз) понимаю, что ограничения появились неспроста, и они отражают саму суть логики программы. Итак, в чем же особенность?Дело в том, что Ревит — параметрическая САПР, основанная на рабочих плоскостях.
«Параметрический» — значит, что в элементы могут передаваться какие-то значения (параметры) и эти элементы автоматически изменяются (удлиняются, поворачиваются, изменяют конфигурацию) в зависимости от этих параметров, по определенным зависимостям.
«Основанный на рабочих плоскостях» — означает, что геометрические параметры в основном работают с плоскостями, а не с точками или прямыми, и параметризация осуществляется за счет перемещения плоскостей.
Например, в Ревите вообще нет 3D-элементов, которые бы «висели в воздухе»: у элемента всегда есть «Основа» или «Рабочая плоскость».
Фактически, единственные элементы, которые действительно «висят в воздухе» — это оси, уровни и опорные плоскости.
Благодаря этому можно, например, изменить высоту первого этажа (переместить выше уровень второго этажа) и быть уверенным, что все элементы на этих этажах также передвинутся на нужную высоту.
Проблема параметризации рабочими плоскостями — в том, она имеет однозначное решение только в случае ортогональных плоскостей. Простой пример — вертикальные и наклонные колонны. Колонна — объект «На базе двух уровней» — для неё указывается нижний и верхний уровень. Что будет происходить, если изменится высота уровня? Для вертикальной колонны — всё просто: увеличится высота колонны.
Но для наклонной колонны всё сложнее. В этом случае есть выбор:
— сохранить угол, под которым расположена колонна;
— сохранить положение точек начала и конца колонны в плане.
Статья в справке:
Этот функционал добавлен искусственно, и доступен только для «Колонн». Возможно, когда-нибудь подобное появится и для других категорий, но теперь понятно, откуда у проблему ноги растут.
А сейчас любое семейство устанавливается на плоскость и все действия с семейство производятся только на этой плоскости. Хороший пример — инструмент «Повернуть».
В каком-нибудь 3DMax можно вращать объект по каждой из трех осей:
В Revit вращение происходит только в плоскости, на которую установлено семейство:
Неудивительно, ведь Max и Revit — программы совсем разного назначения, 3DMax — не параметрический редактор.
Но что же делать, если действительно нужно сделать наклонный фундаментный болт? Есть разные варианты:
— создать наклонную именованную опорную плоскость и установить элемент на неё;
— создать возможность поворота внутри самого фундаментного болта;
— сделать семейство болта не «вертикальным», а «горизонтальным», установить его на вертикальную плоскость в проекте, и вращать обычным инструментом «Повернуть».
Вариант 1: установить на наклонную опорную плоскость
Включим в свойствах семейства опцию «На основе рабочей плоскости» и отключим «Всегда вертикально»:
После этого, при установке семейства в проекте, мы получим возможность установки семейства «По грани» и «По рабочей плоскости».
Если у вас уже есть, например, наклонный фундамент — можно просто выбрать «По грани» и установить болт на грань этого фундамента.
На разрезе создадим «Опорную плоскость» под нужным углом и зададим для неё «Имя»:
Опорная плоскость — один из особых типов объектов (вместе с осями и уровнями), которые сами являются «основой» и могут располагаться без привязки к чему-либо.
После этого при размещении болта выберем «На рабочей плоскости» и в выпадающем списке выберем созданную нами плоскость:
Вот так получилось:
Вариант 2: создать поворот внутри семейства болта:
Можно использовать тот же принцип (с именованной опорной плоскостью), но проблема в том, что при повороте на угол опорные плоскости нестабильно работают, лучше пользоваться «Вспомогательной линией».
Перейдем в семействе на фасад и создадим вспомогательную линию:
Привяжем начальную точку вспомогательной линии к пересечению опорных плоскостей:
Нажимайте Tab, чтобы выбрать не всю линию, а её конечную точку.
Создадим параметр угла поворота:
«Вспомогательная линия» — интересный объект. Она имеет 4 плоскости, которые можно использовать в качестве рабочих плоскостей для размещения элементов.
Укажу нижнюю плоскость вспомогательной линии в качестве рабочей плоскости:
Создаю элемент выдавливания:
Обратите внимание, эскиз выдавливания теперь создается в плоскости вспомогательной линии.
Загружаю семейство в проект и проверяю работу:
Вариант 3: установка на вертикальную плоскость
Идея простая. Если мы можем вращать элементы только в плоскости, на которую установили элемент, а повернуть нам надо в вертикальной плоскости — установим болт на вертикальную плоскость.
Для этого семейство болта сделаем «Лежащим на боку»
Включим «На основе рабочей плоскости» и отключим «Всегда вертикально».
В проекте нам понадобится вертикальная рабочая плоскость. Можно использовать вертикальную боковую грань фундамента, создать в плане именованную опорную плоскость, или использовать в качестве рабочей плоскости одну из осей.
Я установлю на грань фундамента:
Теперь этот болт можно вращать инструментом «Повернуть» так, как нам нужно:
Каждый из способов в чем-то удобен, каком применять — выбирайте по ситуации.
Рабочие плоскости — может быть, проклятье Ревита, но задачи вполне можно решать, если научиться с ними работать. Как раз благодаря тому, что элементы однозначно привязываются к основе, мы и можем эффективно делать параметрические элементы.
Содержание
- «Элемент не может быть повернут в эту позицию»
- Вариант 1: установить на наклонную опорную плоскость
- Вариант 2: создать поворот внутри семейства болта:
- Вариант 3: установка на вертикальную плоскость
- Как развернуть последние углы кубика Рубика — Шаг 7
- Как повернуть уголы кубика Рубика 3х3
- Поворот угла третьего слоя кубика Рубика
«Элемент не может быть повернут в эту позицию»
…а также немного информации о рабочих плоскостях и способах поворота элементов в семействах.
Последнее время не первый раз встречаю такой вопрос, решил написать.
Сделали мы, например, семейство фундаментного болта, а затем хотим установить его не вертикально, а под углом. Переходим на разрез, пытаемся повернуть — и получаем ругательство:
Можно даже найти в свойствах семейства опцию «Всегда вертикально», но сообщение всё равно будет вылезать.
Когда первый раз столкнулся с проблемой много лет назад — тоже подумал: «Что за глупое ограничение!».
Но сейчас (и уже не первый раз) понимаю, что ограничения появились неспроста, и они отражают саму суть логики программы. Итак, в чем же особенность? Дело в том, что Ревит — параметрическая САПР, основанная на рабочих плоскостях.
«Параметрический» — значит, что в элементы могут передаваться какие-то значения (параметры) и эти элементы автоматически изменяются (удлиняются, поворачиваются, изменяют конфигурацию) в зависимости от этих параметров, по определенным зависимостям.
«Основанный на рабочих плоскостях» — означает, что геометрические параметры в основном работают с плоскостями, а не с точками или прямыми, и параметризация осуществляется за счет перемещения плоскостей.
Например, в Ревите вообще нет 3D-элементов, которые бы «висели в воздухе»: у элемента всегда есть «Основа» или «Рабочая плоскость».
Фактически, единственные элементы, которые действительно «висят в воздухе» — это оси, уровни и опорные плоскости.
Благодаря этому можно, например, изменить высоту первого этажа (переместить выше уровень второго этажа) и быть уверенным, что все элементы на этих этажах также передвинутся на нужную высоту.
Проблема параметризации рабочими плоскостями — в том, она имеет однозначное решение только в случае ортогональных плоскостей. Простой пример — вертикальные и наклонные колонны. Колонна — объект «На базе двух уровней» — для неё указывается нижний и верхний уровень. Что будет происходить, если изменится высота уровня? Для вертикальной колонны — всё просто: увеличится высота колонны.
Но для наклонной колонны всё сложнее. В этом случае есть выбор:
— сохранить угол, под которым расположена колонна;
— сохранить положение точек начала и конца колонны в плане.
Статья в справке:
Вариант 1: установить на наклонную опорную плоскость
Вариант 2: создать поворот внутри семейства болта:
Привяжем начальную точку вспомогательной линии к пересечению опорных плоскостей:
Нажимайте Tab, чтобы выбрать не всю линию, а её конечную точку.
Создадим параметр угла поворота:
«Вспомогательная линия» — интересный объект. Она имеет 4 плоскости, которые можно использовать в качестве рабочих плоскостей для размещения элементов.
Укажу нижнюю плоскость вспомогательной линии в качестве рабочей плоскости:
Создаю элемент выдавливания:
Обратите внимание, эскиз выдавливания теперь создается в плоскости вспомогательной линии.
Загружаю семейство в проект и проверяю работу:
Вариант 3: установка на вертикальную плоскость
Идея простая. Если мы можем вращать элементы только в плоскости, на которую установили элемент, а повернуть нам надо в вертикальной плоскости — установим болт на вертикальную плоскость.
Для этого семейство болта сделаем «Лежащим на боку» 🙂
Включим «На основе рабочей плоскости» и отключим «Всегда вертикально».
В проекте нам понадобится вертикальная рабочая плоскость. Можно использовать вертикальную боковую грань фундамента, создать в плане именованную опорную плоскость, или использовать в качестве рабочей плоскости одну из осей.
Я установлю на грань фундамента:
Теперь этот болт можно вращать инструментом «Повернуть» так, как нам нужно:
Каждый из способов в чем-то удобен, каком применять — выбирайте по ситуации.
Рабочие плоскости — может быть, проклятье Ревита, но задачи вполне можно решать, если научиться с ними работать.
Удачи!
Всем привет! Тут мой блог об Autodesk Revit, а на самом деле — просто блокнот, куда я записываю свои идеи.
Надеюсь, что информация окажется полезной и интересной.
Источник
Как развернуть последние углы кубика Рубика — Шаг 7
В начале этого этапа все угловые кубики верхней грани должны находится на своих местах, при этом они могут быть неправильно повёрнуты. Данная формула развернет угловые кубики по часовой стрелке.
Смотри иллюстрацию ниже.
Как повернуть уголы кубика Рубика 3х3
В конце данного этапа по сборке головоломки 3×3, ваш куб будет полностью собран!
Смотри картинку головоломки в сборе.
В зависимости от того, как у вас был разобран рубик 3х3, у вас могут быть варианты по расположению боковых элементов последней грани:
- Два угловых кубика повёрнуты неправильно. 3×3
- Два противоположенных угловых кубика повёрнуты неправильно.
- Три детали повернуты неправильно.
- Все четыре элемента повернуты неправильно.
Поворот угла третьего слоя кубика Рубика
Данная формула предназначена, для поворота угловой детали по часовой стрелке.
Важно!
Этот алгоритм надо повторять до тех пор, пока правый кубик верхней грани, не повернётся правильным образом!
Далее поверните верхнюю грань и повторяйте формулу, до тех пор пока угловая деталь не будет правильно сориентирована.
Поверните верхнюю грань один раз:
Поверните верхнюю грань два раза:
При выполнении данной формулы, может создаться впечатление, что все запуталось. Не пугайтесь. Если повторить последовательность действий ещё несколько раз, то всё встанет на свои места.
Не огорчайтесь, если у вас не получилось собрать головоломку с первого раза. Я и сам не сразу всё понял, но теперь могу собрать его менее чем за 2 минуты, не глядя в формулы. Они уже в моей голове.
Вернее не в голове — руки сами помнят алгоритмы.
И знайте, лучший способ отблагодарить нас, это поделиться ссылкой на наш сайт с друзьями!
Если Вы смогли собрать головоломку Рубика, нажмите — Я собрал кубик 3×3!
Источник
-
Собранный кубик Рубика 3x3x3
Учебник «Сборка кубика Рубика 3x3x3» рассказывает о послойном алгоритме сборки кубика Рубика 3x3x3. Он предназначен для начинающих, в нём приведены наиболее простые комбинации. Более подробную информацию о кубике Рубика см. в Википедии.
Обозначения
Детали
26 элементов (видимых деталей) кубика разделяются на три вида, отличающиеся формой и числом цветов.
-
Граневые элементы (Центры): 6 штук, по одному цвету на каждом элементе
-
Рёберные элементы («Боковушки»): 12 штук, по два цвета на каждом элементе
-
Угловые (вершинные) элементы («Углы», «Уголки»): 8 штук, по три цвета на каждом элементе
При этом взаимное положение центров друг относительно друга всегда остаётся постоянным, а сборка куба заключается в правильном по отношению к центрам расположении боковушек и углов.
Кубик делится на три слоя и их определения меняются при поворотах кубика в пространстве. Например, если перевернуть кубик вверх ногами, то элементы, которые составляли верхний слой, теперь будут являть собой нижний слой.
-
Верхний слой
-
Средний слой
-
Нижний слой
Обозначение сторон.
Стороны
При некотором выбранном положении куба шести его сторонам даются названия, и стороны обозначаются соответствующими буквами. Сторона, которая в этом положении «смотрит на нас», называется фронтальной (фасадной или просто передней). Обозначения таковы:
- F (front) — фронтальная (фасадная, передняя)
- U (up) — верхняя
- R (right) — правая
- B (back) — тыловая (задняя)
- D (down) — нижняя
- L (left) — левая
При этом последние три соответственно противоположны первым трём.
Между каждым из «наружных» слоёв, соответствующих первым трём сторонам, и их противоположностями расположены три средних слоя. Обозначаются они так:
- F — фронтальная (передняя) сторона — S (standing) — B — задняя
- U — верхняя сторона — E (equatorial) — D — нижняя
- R — правая — M (middle) — L — левая
Боковыми сторонами называются левая, правая, передняя и задняя стороны, то есть все 4 стороны кроме верхней и нижней.
Но есть другой вариант обозначений пар противоположных сторон:
- F и B — фронтальные стороны (фронтальная пара)
- U и D — горизонтальные
- R и L — вертикальные (боковые)
На наших рисунках кубик повёрнут, чтобы мы могли видеть три грани, передней гранью несколько влево: таким образом грань, которую мы называем передней (F) на всех рисунках мы видим слева. Ещё две грани — U и R — на рисунках соответственно сверху и справа.
-
Собранный кубик Рубика
Цвета
В различных вариантах Кубика Рубика стороны окрашиваются в разные цвета совершенно различным образом, часто две противоположные стороны окрашиваются в чем-либо близкие цвета, как и у других подобных кубику головоломок. Здесь берём определённый пример раскраски. Можно дать условную рекомендацию: за переднюю берётся грань самого тёплогоцвета (ближайшего по спектру к красному, скорее всего красного или оранжевого (если нет красного); если есть, например, тёмно- и светло-красный, — выбираем из них более светлый цвет), за верхнюю — грань самого светлого цвета из возможных при выбранной передней. Вообще же мы можем выбрать любую грань которую нам удобнее собирать первой, и это может зависеть от того, как именно разобран кубик, и ориентация в зависимости от этого каждый раз может быть разной. Цвет стороны определяется цветом её центра, остальные детали, которые в результате сборки должны будут оказаться в наружном слое, соответствующем этой стороне, содержат в себе этот же цвет. На рисунке вы можете видеть переднюю, верхнюю и правую стороны.
6 сторон куба делятся на 3 пары противоположных, цвета этих пар в нашем варианте такие: красный — оранжевый, белый — жёлтый и синий — зелёный, при этом стороны противоположных цветов не имеют общих деталей.
Серым цветом обозначаются детали, расположение которых мы на том или ином этапе пока не учитываем и они могут располагаться как угодно и менять расположение при выполнении комбинаций.
Строго говоря, некоторый цвет некоторого рёберного или углового элемента может находиться на какой-то грани, а сам элемент при этом будет находиться в наружном слое, соответствующем этой грани. Но мы для краткости часто будем говорить, что элемент находится на той или иной грани, имея в виду, что он находится в наружном слое, соответствующем этой грани, а на самой грани находится один из квадратов этого элемента.
Обозначения поворотов
От обозначений шести сторон или основных слоёв и трёх обозначений средних слоёв образуются обозначения поворотов соответствующих слоёв. При этом просто теми же буквами (без добавления штрихов или цифр) обозначаются 9 поворотов этих слоёв по часовой стрелке если смотреть на кубик с соответствующей стороны. Те же буквы с добавлением одного штриха (’) обозначают повороты тех же слоёв в противоположную сторону (против часовой стрелки). Эти перечисленные 18 видов поворотов обычно считаются одним шагом при сборке кубика: F, U, R, B, D, L, F’, U’, R’, B’, D’, L’, S, E, M, S’, E’, M’ , хотя все манипуляции с кубиком Рубика можно выразить только через первые 6. Кроме того существуют обозначения поворотов всего кубика в целом — x, y, z, x’, y’, z’ (x — F превращается в U, x’ — F превращается в D, y — F превращается в L, y’ — F превращается в R, z — U превращается в R, z’ — U превращается в L).
Те же буквы с цифрой 2, обозначают те же повороты, выполняемые дважды (то есть так обозначается поворот на 180°).
Ниже изображены примеры поворотов, выполненных на собранном кубике.
-
F — фронтальный по часовой стрелке
-
R2 — правый на 180°
-
D’ — нижний против часовой стрелки
-
E — средний верхний по часовой стрелке
Под поворотом всего кубика подразумевается переворачивание его в пространстве.
Комбинации
Комбинации состоят из нескольких поворотов, перечисленных по порядку, перед которыми стоит обозначение данной комбинации, например, A3 или C1. Надстрочный индекс после группы движений в скобках обозначает число повторений этой группы. Так, (R U)³ — то же самое, что R U R U R U.
Предисловие
Сборка кубика Рубика состоит из нескольких шагов, на которых приводятся комбинации, их нужно выполнять несколько раз, пока кубик не станет выглядеть, как на картинке «Результат шага».
Алгоритм сборки поделён на две части. В первой части не стоит запоминать формулы — нужно понять смысл всех движений и результат, к которому они приводят. Во второй части, наоборот, следует запоминать показанные формулами последовательности поворотов целиком, в процессе их выполнения не задумываясь о каких-то промежуточных результатах.
Чтобы можно было быстрее научиться собирать кубик, в статье приведены наиболее простые необходимые комбинации. Лучше сначала запомнить их, а когда вы сможете собирать кубик без проблем, выучить более сложные, но быстрые комбинации. Некоторые примеры таких комбинаций приведены в разделе «Примечание».
Первая часть
Для начала мы выберем цвет слоя, который будем собирать первым: на первых шагах он будет сверху, а на всех, начиная с третьего, — снизу. На картинках в статье это белый цвет.
Первые два шага описывают сборку одного первого слоя. Многие могут самостоятельно освоить сборку одного слоя, не читая каких-либо алгоритмов. Если вы уже умеете собирать один слой, вы можете пропустить первые 2 шага, предварительно собрав все 4 рёберных и только 3 из 4 угловых элементов любого слоя (то есть собрав весь, кроме одного из угловых элементов, слой, который мы и считаем первым и впоследствии нижним), и переходить к третьему шагу.
Первый из шагов, сборка креста — является первым этапом в скоростной сборке кубика Рубика.
Шаг 1. Крест
-
Правильно собранный крест: пример произвольного положения относительно среднего слоя (центр левой грани куба — зелёный, центр задней — оранжевый)
-
Собранный крест и его правильное положение относительно центров среднего слоя
Сборка креста представляет собой правильное расположение между собой центра и четырёх рёберных элементов верхнего слоя. Эти четыре элемента отличает от остальных рёберных присутствие в них цвета, совпадающего с цветом центрального элемента верхнего слоя. Другой цвет у каждого из них совпадает с цветом центра одной из 4-х граней, смежных с выбранной верхней (то есть боковых граней). Сначала нужно понять, как правильно должны располагаться элементы креста. Поставить элементы в верхний слой нужно так, чтобы у всех на верхней грани, естественно, оказался цвет, совпадающий с цветом её центра, а другие 4 цвета этих элементов располагались в том же порядке, что и центры боковых граней: если напротив центра некоторого цвета какой-то выбранной из четырёх боковой грани стоит центр боковой грани второго цвета, слева от первого — центр третьего цвета, справа — центр четвёртого цвета, то и в правильно собранном кресте напротив квадрата того же, первого цвета, находящегося у своего элемента на боковой грани, должен находится квадрат того же второго цвета, слева — того же третьего, а справа — четвёртого. Признаком правильно собранного креста, является то, что если поворотом соответствующего ему верхнего слоя сориентировать его так, чтобы квадрат одного из его элементов, находящийся на боковой грани, совпадал по цвету с центром этой грани, то и все три квадрата боковых граней других элементов креста также совпадут по цветам с центрами своих боковых граней. Последняя указанная ориентация верхнего слоя и есть правильная, та которая должна быть после сборки, но в процессе сборки мы будем поворачивать верхний слой различным образом.
Поняв, как правильно должны располагаться между собой элементы креста, приступаем к его сборке. В качестве верхнего слоя, который будем собирать первым, стоит выбрать тот, на котором уже есть хотя бы один или несколько правильно стоящих рёберных элементов. Если такой найти не удаётся — выбираем любой, и произвольно ставим первый рёберный элемент (как описано ниже). Если в выбранном слое у нас есть два элемента креста, которые сами по себе ориентированы правильно, но неправильно стоят друг относительно друга, выбираем один из них как стоящий не на месте, и пока не обращаем на него внимание (скорее всего он окажется в другом положении в результате постановки других элементов). Если возникает такая ситуация, когда все 4 элемента креста стоят в верхнем слое сами по себе ориентированными правильно, но среди них есть неправильно стоящие относительно других, выбираем какой-то один из последних как стоящий не на месте, а что с ним делать, будет описано ниже, в последнем варианте.
Ниже перечислены варианты того, где может находиться наш рёберный элемент, который мы хотим поставить в верхний слой, и описаны действия в каждом из случаев:
- Элемент находится в среднем слое. Сначала элемент должен находиться на той же грани, что и место, на котором он должен оказаться, при этом так, чтобы его квадрат того же цвета, как центр верхнего слоя, находился не на этой грани: если элемент не в этом положении, сначала ставим элемент в это положение совместным поворотом двух нижних слоёв относительно верхнего. Затем поворачиваем грань, общую для нашего элемента и места, на котором он должен оказаться, так, чтобы элемент оказался на своём месте.
- Элемент — в нижнем слое, его цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, расположен на нижней грани. Если элемент не находится под тем местом, где он должен оказаться, сначала ставим его под это место, на соответствующую боковую грань поворотом нижнего слоя или вместе нижнего и среднего слоёв. Поворачиваем ту боковую грань, где теперь находится элемент, на 180°, чем ставим его на нужное место в верхний слой.
- Элемент — в верхнем слое, цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, расположен на боковой грани. Поворачиваем боковую грань, на которой расположен наш элемент, на 90°. В общем случае можно сделать этот поворот в любую сторону, но можно сначала посмотреть на кубик со стороны той грани, где находится наш элемент и определить, с какой стороны от него находится то место верхнего слоя, куда мы хотим поставить наш элемент: если оно слева или справа, делаем наш поворот в такую сторону, чтобы наш элемент оказался в среднем слое c той же (левой или правой) стороны от своего прежнего места; если нужное место не слева и не справа, то всё равно, куда поворачивать. В результате получаем наш первый из перечисленных здесь вариантов.
- Элемент — в нижнем слое, цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, расположен на боковой грани.Способ 1. Если над нашим элементом в верхнем слое стоит элемент, находящийся на своём месте, то сначала поворотом нижнего слоя или вместе нижнего и среднего слоёв переводим наш элемент на другое место, то, над которым нет в верхнем слое стоящего на своём месте элемента. Теперь поворачиваем боковую грань, на которой расположен наш элемент, на 90°. Направление поворота можно выбрать так же, как в предыдущем случае. В результате получаем наш первый случай. Способ 2. Поворачиваем боковую грань, на которой расположен наш элемент, на 90°. Выбор направления поворота может быть всё тот же, как в третьем варианте. Если над нашим элементом в верхнем слое другой элемент стоял на своём месте, то мы временно убрали последний со своего места, а для нашего элемента получили первый из перечисленных вариантов. В этом случае сначала ставим как описано в первом варианте наш элемент, а после него тот, который временно убрали со своего места (и положение которого тоже соответствует первому варианту).
- Элемент — в верхнем слое, цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, расположен на ней, но мы выбрали элемент, как стоящий не на своём месте относительно других в кресте. Сам такой выбор должен быть сделан при условии, что все 4 элемента креста стоят в верхнем слое так, что у всех квадраты того же цвета, что и центр верхней грани, находятся на верхней грани (но при этом крест не является собранным правильно); иначе нам нужно выбрать другой элемент, который соответствует одному из вышеперечисленных вариантов, и делать то, что написано в том варианте. В нашем же случае элементов, стоящих не на месте в верхнем слое, всегда можно выбрать два, а мы выбрали один из них. Поворачиваем боковую грань, на которой расположен наш элемент, на 90° в любую сторону, чем получаем для него первый вариант.
Другое описание. Пример действий.
Крест — это центр и четыре смежных с ним боковушки, которые должны встать в соответствии с соседними центрами, например, бело—красная боковушка между белым и красным центрами. На этом и следующем шагах белый цвет в названиях деталей опущен для краткости.
Если в верхнем слое есть боковушки, повёрнутые правильно, то вращаем верхнюю сторону, чтобы как можно больше из них встало правильно.
Остальные боковушки мы будем ставить на свои места по очереди. На левом рисунке изображен пример, как они могут стоять, а рядом в порядке возрастания сложности приведены правила расстановки. Лучше сначала ставить более «лёгкие» боковушки, ведь положение других может улучшиться. Многое, написанное в этом абзаце, используется не только сейчас, но и в дальнейшем.
-
Возможные положения
-
Результат шага
- Синяя боковушка стоит правильно.
- Красная боковушка стоит в среднем слое. Поворачиваем верхнюю сторону до тех пор, пока позиция, где должна встать красная боковушка, не окажется на той грани, на которой сейчас цветная половинка красной боковушки. Потом мы переставляем боковушку вверх поворотом боковой грани и возвращаем верхнюю сторону. В данном примере — U’ R U.
- Зелёная боковушка стоит в верхнем слое, но неправильно. Поворотом боковой стороны, на которой она находится, переставляем боковушку в средний слой, в данной позиции достаточно повернуть F, и выполняем действия, как для красной боковушки.
- Оранжевая боковушка стоит в нижнем слое. Поворачиваем нижнюю сторону, пока в верхнем слое над нашей боковушкой не окажется неправильно стоящая, чтобы не испортить уже сделанное. Потом переставляем боковушку вверх, в данном случае выполняем D’ B, и всё снова сводится к красной боковушке.
Шаг 2. Постановка угловых элементов в первый слой
Сейчас мы поставим на место только три угла, а четвёртый на следующем шаге будет меняться. Элементы должны стоять по цветам правильно относительно уже поставленных боковушек. Далее первый собираемый слой у нас по-прежнему всё время остаётся верхним.
Есть четыре общих варианта того, где может находится наш уголковый элемент, который нам нужно правильным образом поставить в верхний слой. Сначала по-очереди находим уголковые элементы, соответствующие первому из нижеперечисленных вариантов, и выполняем по отношению к ним описанные в этом варианте действия. И только если таковых углов найти не удаётся переходим к следующим вариантам, в которых переводим куб в положение, соответствующее первому варианту:
-
Пример кубика: начальное положение устанавливаемого элемента в первом из перечисленных случаев (здесь два угловых элемента первого слоя уже стоят на своих местах)
-
Результат шага
- Элемент находится в нижнем слое, его цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, находится на одной из боковых граней. Сейчас угловой элемент, который мы будем ставить, должен находиться в нижнем слое под тем местом верхнего слоя, куда мы хотим его поставить: если он не под тем местом — ставим его туда поворотом нижней грани. Затем ориентируем куб так, чтобы цвет, который мы будем ставить на верхнюю грань, был у устанавливаемого элемента на передней грани. Теперь этот элемент стоит одним цветом на левой или на правой грани, которую условно назовём первой. Поворотом нижнего слоя ставим этот угловой элемент на грань, противоположную первой. Поворачиваем первую грань так, чтобы угловой элемент, стоящий в верхнем слое на месте куда мы хотим поставить наш, теперь перешёл в нижний слой. Поворотом нижнего слоя ставим на то место в нём, где стоит только что перешедший в него указанный угловой элемент, наш угол, который хотим поставить в верхний слой. Теперь поворачиваем первую грань обратно, чем ставим нужный элемент в верхний слой.
- Элемент находится в нижнем слое, его цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, находится на нижней грани. Наш угловой элемент должен находиться в нижнем слое под любым свободным местом верхнего слоя, куда ещё правильно не поставлен угол: если он не под таким местом — находим такое место в верхнем слое и ставим под него наш элемент поворотом нижнего слоя. Теперь ту боковую грань, на которой стоит квадрат нашего элемента того же цвета, как центр верхней грани, поворачиваем таким образом, чтобы наш элемент, изменив своё положение в кубе, по-прежнему остался в нижнем слое. Теперь поворачиваем нижний слой так, чтобы элемент оказался не на только что повёрнутом боковом слое. Далее обратным поворотом той же боковой грани, какую поворачивали до этого, восстанавливаем верхний слой до того же состояния, до какого он был собран сначала. В результате этих действий мы перевели наш угловой элемент в положение, соответствующее первому случаю.
- Элемент находится в верхнем слое, его цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, находится на одной из боковых граней. Ту боковую грань, на которой стоит квадрат нашего элемента того же цвета, как центр верхней грани, поворачиваем на 90° таким образом, чтобы наш элемент оказался в нижнем слое. Теперь поворачиваем нижний слой так, чтобы элемент оказался не на только что повёрнутом боковом слое. Далее обратным поворотом той же боковой грани, какую поворачивали до этого, восстанавливаем верхний слой до того же состояния, до какого он был собран сначала. Как и во втором случае, в результате этих действий мы перевели наш элемент в положение, соответствующее первому случаю.
- Элемент находится в верхнем слое не на своём месте, его цвет, который мы хотим поставить на верхнюю грань, находится на ней. Поворачиваем любую из двух боковых граней, на которых находится наш элемент на 90° таким образом, чтобы наш элемент оказался в нижнем слое. Теперь поворачиваем нижний слой так, чтобы элемент оказался не на только что повёрнутом боковом слое. Далее обратным поворотом той же боковой грани, какую поворачивали до этого, восстанавливаем верхний слой до того же состояния, до какого он был собран сначала. Этими действиями мы переводим наш элемент в положение, соответствующее первому случаю.
Поставив 3 угловых элемента в верхний слой, перед началом следующего шага переворачиваем куб, чтобы наш первый слой стал нижним.
-
Возможные положения
-
Результат шага
Другое описание. Пример вариантов. Сейчас перевернём куб, чтобы наш первый слой, который мы собираем, теперь стал нижним. Три варианта расположения угла вы можете посмотреть на рисунке справа.
- Оранжево—синий и красно—зелёный углы, расположенные по краям и частично скрытые, стоят правильно.
- Красно—синий угол стоит в верхнем слое. Для начала ставим его над нужной позицией поворотами верхней стороны, в данном случае ничего выполнять не нужно. Если нужный цвет на углу находится слева, как на рисунке, то выполняем комбинацию A1: U R U’ R’, если справа, то A2: U’ F’ U F.
- Оранжево—зелёный угол стоит в нижнем слое, но неправильно. Нужно заменить угол на любой другой, и мы получим второй случай.
Шаг 3. Постановка трёх рёберных элементов в средний слой
Сейчас у нас должен быть собран только первый, нижний слой кроме одного угла. Если собран весь слой, то какой-то один из углов будем игнорировать (то есть не будем учитывать, что он находится на своём месте), и примем за рабочий (см. ниже) его.
Рабочий угол (также называемый дыркой) — это либо угол, который находится в первом слое на месте не поставленного на предыдущем шаге, либо, если весь нижний слой уже собран полностью, — это вначале любой из углов нижнего слоя, который мы выберем. В ходе выполнения нашего шага рабочий угол вероятно будет несколько раз меняться, но пока нас не интересует, какой угол будет оказываться в этом положении.
Как уже было сказано выше, цвет грани определяется цветом её центрального элемента, и когда мы ищем в среднем слое место, в которое хотим поставить тот или иной элемент, мы определяем это место именно относительно центральных элементов граней (а не ориентируемся на какие-либо стоящие относительно центров неправильно, даже если они временно стоят на своём месте относительно нижнего слоя). То место, в которое хотим поставить определённый элемент, иногда будем для краткости называть «нужным нам местом», а сам элемент, который хотим поставить, — просто нашим элементом. Какие-то из 4-х рёберных элементов, которые нам нужно поставить в средний слой, могут быть либо в верхнем слое, либо уже в среднем слое (но при этом могут быть не на своих местах, или на своих, но неправильно ориентированы). Здесь есть следующие варианты:
- В верхнем слое есть рёберные элементы, которые надо поставить в средний.
Для начала выбираем в верхнем слое рёберный элемент, который нам нужно поставить в средний слой. Находим в среднем слое тот рёберный элемент, который стоит на нужном нам месте, и поворачиваем кубик так, чтобы цвета стоящего на этом месте элемента были на передней и правой гранях. Другими словами: нужное нам место располагаем спереди и справа, где оно и будет находиться до постановки на него нашего элемента.
После этого, необходимо чтобы под нужным нам местом оказался наш рабочий угол: если он не там — располагаем его там с помощью поворота нижнего слоя. И перед каждой постановкой очередного рёберного элемента в средний слой показанным ниже способом — обязательно каждый раз ставим рабочий угол под нужное нам место поворотом нижнего слоя.
-
Пример кубика: устанавливаемый элемент справа (рабочий угол снизу, спереди, справа; нужное место спереди, справа).
-
Результат выполнения действий: Ф’ВФ
Сначала наш рёберный элемент должен находится на грани того же цвета, какого и его квадрат, находящийся на верхней стороне (сейчас грань этого цвета — передняя или правая): если наш элемент — не на этом месте, ставим его туда поворотом верхнего слоя. Теперь из двух граней: передней и правой, поворачиваем ту, на которой нет нашего элемента, таким образом, чтобы элемент, стоящий на нужном нам месте (спереди и справа), оказался в результате этого поворота в верхнем слое. Далее поворачиваем верхний слой так, чтобы на месте этого элемента оказался наш элемент. Последнее наше действие: поворачиваем ту боковую грань, на которой наш элемент теперь находится, обратно (это та грань (передняя или правая), которую мы поворачивали до этого), так, чтобы наш элемент встал на нужное нам, то есть своё, место. Если нужно выразить последние 3 действия формулами, то, в случае если устанавливаемый элемент стоит вначале на передней грани, формула — R U’ R’, если на правой, — F’ U F
В конце этого шага у нас на своих местах и правильно ориентированными должны оказаться 3 из 4 рёберных элементов среднего слоя, и, пока это не получится, после постановки одного элемента ставим тем же способом следующий, не забыв при этом поставить рабочий угол под нужное нам место поворотом нижнего слоя.
- В верхнем слое нет рёберных элементов, которые нужно поставить в средний слой, но больше одного элемента в среднем слое стоит не на своих местах или неправильно ориентировано, что означает что все 4 рёберных элемента верхнего слоя находятся в нём. В этом случае нужно поставить на место одной из неправильно или не на своём месте стоящих боковушек среднего слоя любую боковушку из верхнего описанным в предыдущем варианте способом (но не обращая внимания на её цвета), в результате чего и наоборот: одна боковушка из среднего окажется в верхнем слое, что будет соответствовать предыдущему случаю.
Шаг 4. Постановка последнего угла в первый слой
Сейчас первый слой у нас собран кроме одного углового элемента, а средний — кроме одного рёберного элемента. Если последний стоящий в среднем слое не на своём месте рёберный элемент не находится над последним стоящим не на своём месте углом нижнего слоя, сначала необходимо повернуть два верхних слоя относительно нижнего так, чтобы совместить эти два элемента — поставить первый из них над вторым. Теперь мы ставим на место последний угол первого слоя тем же способом, каким ставили другие углы вначале сборки куба, на втором шаге (временно перевернув куб).
После этой постановки ориентируем правильно, как должно быть в собранном кубе, два слоя поворотом друг относительно друга: полностью собранный нижний и средний, в котором может быть не на месте или неправильно ориентирован один элемент.
Шаг 5. Постановка последнего рёберного элемента в средний слой
Если получилось так, что последний рёберный элемент среднего слоя — уже на своём месте и правильно ориентирован, то пропускаем этот шаг, в противном случае нам нужно туда его поставить, но при этом не поменять под ним только что поставленный угловой элемент; тогда наш рёберный элемент может быть в двух местах: в верхнем слое, или на своём месте, но повёрнут неправильно:
- Нужный рёберный элемент — в верхнем слое.
Вначале наш элемент должен стоять на грани, противоположной той, центр которой совпадает по цвету с его квадратом, находящимся на верхней грани: если наш элемент не на этой грани — ставим его туда поворотом верхнего слоя.
Сейчас два нижних слоя, первый из которых полностью собран, должны быть ориентированы друг относительно друга правильно — так же, как должно быть в собранном кубе. В качестве фронтальной грани выбираем ту, цвет которой совпадает с цветом того квадрата нашего элемента, который находится не на верхней грани (то есть находится на той боковой грани, где сейчас есть наш элемент).
-
Пример кубика: устанавливаемый элемент на правой грани, сверху; нужное место на левой, спереди (левая грань — оранжевая)
-
Промежуточный результат (действий: L’ U L): два последних устанавливаемых в нижние слои элемента соединены в верхнем слое
-
Результат шага
Сейчас наш элемент — на левой или правой грани, а нужное нам место — на противоположной этой и фронтальной гранях. Из двух граней: левой или правой, поворачиваем ту, на которой находится нужное нам место, таким образом, чтобы элемент, стоящий на нужном нам месте теперь оказался в верхнем слое. Теперь поворачиваем верхний слой так, чтобы наш устанавливаемый элемент оказался спереди. Затем поворачиваем обратно грань, которую поворачивали до этого (на который было нужное место). Сейчас, если всё сделано без ошибок, наблюдаем такой промежуточный результат: в двух нижних слоях не хватает для собранного состояния по одному элементу: в среднем — того который мы собираемся поставить, в нижнем — угла который должен находится под ним; и эти два элемента находятся в верхнем слое, располагаясь рядом — друг относительно друга также, как должны стоять после сборки.
Теперь делаем обычную, как в начале сборки куба, на втором шаге, постановку нашего углового элемента на своё место в первый слой (временно перевернув куб), вместе с которым и наш последний рёберный элемент встанет на своё место в средний слой. В результате получим два полностью собранных слоя.
- Элемент — на своём месте, но неправильно ориентирован. Если боковушка стоит на нужном месте, но неправильно повёрнута, — ставим на её место любую другую из верхнего слоя, именно способом описанным в предыдущем варианте, когда сохраняются все элементы нижнего слоя (но не обращая внимания на цвета устанавливаемой боковушки), чем получим предыдущий случай.
Первая часть сборки кубика завершена, у нас должны быть полностью собраны нижний и средний слои.
Вторая часть
Шаг 6. Расстановка боковушек
На начало этого этапа у нас должны быть собраны два нижних слоя и не собран верхний. Сейчас мы расставим боковушки верхнего слоя по своим местам, но без учёта их ориентации, а перевернём их на следующем шаге. То есть далее везде на данном шаге, когда мы говорим о том, что какой-то рёберный элемент верхнего слоя стоит на своём месте (месте, на котором он должен находиться после сборки всего кубика) речь не идёт о том, как он на этом месте повёрнут: правильно или нет — это нас пока не интересует.
Способ 1. На этом этапе существуют множество разных вариантов и формул, которые описывают сходные действия, но отличаются тем, с какой стороны мы рассматриваем кубик. В данном способе предполагается достаточным запомнить только одну такую формулу. Первое что мы делаем — смотрим, есть ли у нас при полностью собранных 2 нижних слоях один из трёх вариантов, которые перечислены ниже. Если есть — поступаем, как написано ниже. Если кубик не соответствует ни одному из них, соответствия следует добиться поворотом верхнего слоя — нужно поворачивать его до тех пор, пока один из этих вариантов не получится.
-
Пример кубика: второй из перечисленных случаев (нужно поменять местами элементы в 2 парах, на рисунке: передний — левый и правый — задний) (левая грань — оранжевая, задняя — зелёная)
-
Результат шага: все 4 рёберных элемента верхнего слоя на своих местах (в этом примере два из четырёх оказались ориентированы правильно, два — нет)
- Два из четырёх рёберных элементов верхнего слоя, находящиеся на соседних (не противоположных) боковых гранях стоят на своих местах, а другие два — нет (то есть поменяны местами друг с другом). В этом случае поворачиваем весь кубик так, чтобы в паре элементов, которые стоят не на своих местах, один из этих элементов оказался одним цветом на фронтальной грани (то есть — спереди, сверху), а второй на левой (слева, сверху), и затем выполняем комбинацию: U F R U —R’ U’ F’. В результате наши 2 рёберных элемента должны поменяться местами, то есть оказаться на своих местах, два нижних слоя должны оказаться по-прежнему собраны, расположение в кубе двух других рёберных элементов верхнего слоя не изменится; что происходит с угловыми элементами верхнего слоя мы не учитываем.
- Все 4 элемента стоят не на своих местах, при этом можно выделить 2 пары соседних (не противоположных) элементов, которые в обоих парах можно мысленно поменять местами, чтобы все оказались на своих местах. В этом случае мы выбираем любую из этих 2 пар и поступаем по отношению к ней так же, как описано в предыдущем варианте: поворотом всего куба располагаем её сверху, спереди и слева и выполняем нашу формулу: U F R U — R’ U’ F’. В результате получаем предыдущий случай и снова поступаем так, как там описано. То есть всего в этом случае нам придётся применить нашу формулу 2 раза.
- Все 4 элемента стоят на своих местах. В этом случае данный шаг пропускается, так как это и должно было быть его результатом. Переходим к следующему шагу.
Способ 2. Для начала поворотами верхнего слоя попытаемся сделать, чтобы только одна боковушка стояла на своём месте.
-
Перестановка по часовой стрелке
-
Пример результата шага
- Получилось: поворачиваем кубик, чтобы правильная боковушка была на задней стороне. Чтобы оставшиеся 3 детали оказались на своих местах, они должны сменить друг друга по воображаемому связывающему их кругу. Если эти 3 детали нужно поменять местами так, чтобы они сменили друг друга по этому кругу по часовой стрелке если смотреть со стороны верхнего слоя, выполняем B1: L U F U’ F’ L’, если против часовой, то B2: R’ U’ F’ U F R. В результате все рёберные элементы верхнего слоя должны оказаться на своих местах, причём не важно правильно ли они ориентированы.
- Не получилось: выполняем одну из комбинаций для перестановки любых 3 из этих 4 боковых деталей. Теперь мы можем получить первый случай.
- Если получилось так, что все 4 рёберных элемента верхнего слоя уже стоят на своих местах, то данный шаг пропускается.
Примечание: можно использовать ещё несколько комбинаций, которые тоже меняют боковушки некоторые местами. Рядом с ними написано, какие боковушки они переворачивают. Можно добиться, чтобы неправильно повёрнутыми после выполнения этого шага были или две соседние боковушки, или ни одной. Это полезно для уменьшения повторений комбинаций на следующем шаге.
Замена по часовой стрелке | Замена против часовой стрелки | Замена передней и задней боковушек |
---|---|---|
B1: L U F U’ F’ L’ (L, R) | B2: R’ U’ F’ U F R (L, R) | B7: U’ F’ L’ U L F R U’ R’ (L, B) |
B3: R’ F’ U’ F U R (R, F) | B4: L F U F’ U’ L’ (L, F) | |
B5: S2 U S’ U2 S U S2 (—) | B6: S2 U’ S’ U2 S U’ S2 (—) | B8: U F R U’ R’ F’ L’ U L (F, L) |
В скобках перечислены стороны, на которые встанут перевернувшиеся боковушки. Обратите внимание, что при выполнении комбинаций детали сначала меняются местами, и лишь потом переворачиваются. Например, если выполнить комбинацию B1 на собранном кубике, то в перевёрнутом положении окажутся боковушки, вставшие после комбинации на левую и правую стороны.
Шаг 7. Переворачивание боковушек
Перед этим этапом, стоящие на своих местах, но неправильно повёрнутые, рёберные элементы у нас должны быть только в верхнем слое, и в этом случае они могут быть только парами (то есть неправильно повёрнуты только 2 или все 4). И поворачиваются эти элементы попарно, с использованием дважды одной и той же комбинации. В случае всех 4-х — выбираем любую пару из них (не важно — рядом или напротив друг друга). Для начала ставим кубик так, чтобы та боковушка из пары, которую мы хотим повернуть первой, была сверху, с правой стороны и выполняем C1: (R E’)4. После выполнения этого действия наш элемент должен оказаться на том же месте (то есть сверху, справа) уже правильно ориентированным, но при этом два нижних слоя временно окажутся в разобранном состоянии. Теперь, сохраняя куб в том же положении, поворотом верхней грани ставим на то же место (сверху, справа) второй рёберный элемент нашей пары, оставшийся не повёрнутым, после чего вновь выполняем C1: (R E’)4. После этого обе боковушки должны находиться на своих местах правильно повёрнутыми и оба нижних слоя будут вновь правильно собраны. Если у нас осталась вторая пара неправильно повёрнутых элементов — повторяем с ней все выше описанные действия.
-
Пример кубика
-
Результат шага
Примечание: неправильно повёрнутых боковушек всегда остаётся чётное количество, и потому можно переворачивать их парами. Могут неправильно стоять следующие боковушки:
- Две соседние: поворотом кубика ставим их на левую и переднюю стороны и выполняем комбинацию C2: F’ U’ F2 R’ F’ R2 U’ R’ U2.
- Две противоположные: переворачиваем любые две боковушки и получим первый случай.
- Все: выполняем эту комбинацию дважды, на противоположных углах.
Если выполнить предыдущий шаг так, как написано в разделе «Примечание», то может получиться только первый случай. Таким образом, понадобится не больше одного применения комбинации.
Шаг 8. Расстановка углов
Сейчас при собранных двух нижних слоях все рёберные элементы верхнего слоя стоят на своих местах уже правильно ориентированными (верхняя грань должна быть повёрнута именно так, чтобы они были на своих местах относительно среднего слоя как в полностью собранном кубе), а угловые элементы верхнего слоя стоят в некотором случайном положении. Также, как и с боковушками на шестом шаге, сейчас мы только расставим углы по своим местам без учёта ориентации, а повернём их в конце. Варианты здесь такие:
-
Перестановка по часовой стрелке
-
Результат шага
- Один угловой элемент верхнего слоя из четырёх находится на своём месте (без учёта ориентации), а другие три — не на своих местах. Дадим этим трём стоящим не на своих местах элементам условные порядковые номера. Элемент, находящийся по-диагонали от стоящего на своём месте назовём вторым. Первым будем называть тот элемент, который в собранном кубе должен занять место второго. Третьим естественно будет тот, на месте которого должен оказаться второй и который сам должен занять место первого. Ориентируем кубик так, чтобы наши второй и третий углы оказались спереди. При этом наш первый угловой элемент окажется в заднем слое справа или слева. Если он справа [как на иллюстрации] выполняем комбинацию D1: R’ F’ L’ — F R — F’ — L F, а если слева — другую комбинацию, зеркально отражающую первую слева-направо, — D2: L F R — F’ L’ — F — R’ F’.
-
Попарные перестановки
-
Результат шага
- Не на своих местах стоят четыре угла: Угловые элементы в таком случае нужно попарно поменять местами. Ориентируем кубик так, чтобы левые угловые элементы менялись с правыми элементами [как на иллюстрации]. Выполняем комбинацию F (R U R’ U’)3 F’. Другой вариант сборки: выполняем любую из двух комбинаций с предыдущего пункта над произвольными деталями (то есть при любом произвольном положении куба, только чтобы верхним оставался тот же последний несобранный слой). После этого мы получим первый случай.
- Все 4 угловых элемента стоят на своих местах. Этот шаг пропускается — переходим к следующему.
Примечание: также вы можете использовать комбинации D3: R’ U L U’ R U L’ U’ и D4: L U’ R’ U L’ U’ R U соответственно.
Шаг 9. Поворот углов
Теперь мы приступаем к последнему шагу — повороту углов.
-
Пример кубика
-
Результат шага
На данном этапе все элементы кубика находятся на своих местах, среди которых неправильно ориентированы могут быть только какие-то из 4-х угловых элементов верхнего слоя; их может быть 2, 3 или все 4. Как и с рёберными элементами на 7-м шаге, элементы будут поворачиваться группами, с использованием одних и тех же комбинаций, но на этот раз не только парами, но возможно все 3 (так будет в случае если их всего 3), или все 4 (если их 4 — но тут возможно что и двумя парами).
Для начала поворачиваем кубик так, чтобы один из неправильно направленных углов был на передней и правой сторонах. Если тот цвет этого элемента, который должен оказаться на верхней стороне, находится справа [как на иллюстрации], то выполняем E1: (F’ R F R’)2, если этот цвет на передней грани — E2: (R F’ R’ F)2. После этого наш угловой элемент окажется на том же месте (то есть спереди, сверху, справа) уже правильно ориентированным, и, подобно тому как было на 7-м шаге, кубик в целом временно окажется в разобранном состоянии, так что пока стоит ориентироваться на этот только что поставленный элемент. Теперь, сохраняя куб в том же положении, поворотом верхнего слоя ставим на то же место (спереди, сверху, справа) следующий из наших угловых элементов, оставшийся не повёрнутым, после чего вновь выполняем одну из двух предыдущих комбинаций в той же зависимости от положения цвета, который впоследствии должен оказаться на верхней стороне. Если неправильно ориентированных элементов было всего два, то здесь сборка Кубика должна быть окончена (возможно придётся сделать ещё последний очевидный поворот верхней грани). Если три — куб всё ещё в целом разобран включая нижние слои, и тогда с третьим элементом поступаем так же, как с первыми двумя (поставив его на то же место поворотом верхней грани), после чего куб должен быть собран. Если их было четыре — то, либо после постановки первой пары элементов кубик вновь стал собран кроме последней пары угловых элементов, и тогда поступаем с этой последней парой так же, как с первой, либо, если куб не стал собран, просто продолжаем поступать аналогично первым двум с двумя оставшимися угловыми элементами (перед каждой комбинацией ставя следующий элемент на место предыдущего поворотом верхней грани), чем соберём всю эту последнюю четвёрку угловых элементов, вместе с чем и весь куб. После всех указанных действий возможно ещё останется сделать последний очевидный поворот верхней грани.
Примечание: двум последним комбинациям аналогичны E3: R’ D2 R F D2 F’ и E4: F D2 F’ R’ D2 R соответственно. Но нужно использовать только один вид комбинаций.
Неправильное размещение реберного элемента
Может возникнуть ситуация, когда такой элемент уже стоит в своем слоте, но его цвета перепутаны.
В этом случае выгоните этот кубик из занятого слота, используя любой из вышеперечисленных алгоритмов. А когда он будет находиться на верхней плоскости (желтой в нашем примере), установите его на место одним из двух алгоритмов, который подходит для расположения этого реберного элемента.
В результате примененных алгоритмов и завершенных этапов сборки кубик Рубика у Вас должен быть собран более, чем наполовину. Еще совсем немного – осталось собрать последнюю сторону и слой.
Этап 4: Сборка креста на последней стороне
Вы уже собрали более половины кубика Рубика. Поэтому на данном этапе важно не разрушить то, что сделали на предыдущих этапах. Вариантов сборки последнего креста несколько, даже среди вариантов для начинающих. Причем при желании в дальнейшем их можно комбинировать между собой. Я расскажу о методе, которому научился в 1988 году, когда впервые научился собирать кубик Рубика.
Вы можете узнать о других методах и методах из других моих книг, на моем сайте или в моем профиле на Patreon. Я ведь уже предлагал ссылки и подписаться на меня?
В этом методе сборки Кубика Рубика для начинающих:
– сначала соберем крест на желтой стороне,
– затем правильно развернем все реберные элементы желтым цветом в желтую сторону,
– поместим угловые элементы в нужные места в соответствии с цветами,
– развернем их правильно по цветам.
Начнем по порядку. Соберите крест на последней стороне куба. Вперед!
Перемещение реберных элементов на правильные места
Ориентация кубика Рубика: желтой стороной вверх.
После того, как мы прошли все предыдущие этапы, на противоположной стартовой плоскости (в нашем примере на желтой) четыре краевых элемента желтого цвета могут занять одно из следующих положений.
Позиция 1. Все элементы расположены правильно по цвету по отношению к соседним четырем вертикальным сторонам. Причем не имеет значения, расположен ли цвет плоскости на этих ребрах вверх (у нас в примере желтый), или же находится сбоку от такого реберного элемента. Если так, то ничего делать не нужно.
Позиция 2. В этой ситуации только два из четырех реберных элементов будут на своих местах. А потом нам нужно поставить их на место.
Позиция 3. При правильном расположении реберные элементы образуют не угол, а линию.
Давайте подробнее рассмотрим эти позиции.
Позиция 1: все реберные элементы на месте
Все элементы имеют правильное цветовое расположение по отношению к четырем смежным вертикальным сторонам.
Например: при размещении кубика Рубика желтым вверх, синим на лицевой стороне, края правильного креста будут: желто-синие – со стороны синей вертикальной плоскости, желто-оранжевые – со стороны оранжевого, желто-зеленый – со стороны зеленого и желто-красный – со стороны красного. Один из вариантов показан на рисунке ниже.
Если так, то хорошо. Тогда на этом шаге ничего делать не нужно. Но ознакомьтесь с предлагаемыми способами сборки и алгоритмами обязательно!
Состояние полученного кубика примерно такое же, как на картинке выше.
Обратите внимание, что для нас сейчас не важно, что правильно расположенные краевые элементы не все повернуты вверх желтым цветом.
Позиция 2: два реберных элемента на местах, образуют угол
В этой ситуации только два из четырех реберных элементов стоят на своих местах. Нужно поставить на места еще два. Это делается по очень простому алгоритму.
Сначала разверните куб по оси Y (вертикальная ось в нашем случае проходит через плоскости белого и желтого цветов). Желтый цвет (с фокусом на центре) должен быть вверху, а два правильно расположенных края верхней стороны (желтая сторона) должны быть слева и впереди. То есть смотрели в левый передний угол.
Расположив кубик Рубика таким образом, выполните следующий алгоритм: (M U` M`) U2 (M U` M`). В результате все реберные элементы на последней стороне куба будут расположены правильно. Скобки указаны для удобства восприятия последовательности ходов.
В приведенном выше примере это реберные элементы желто-зеленого и желто-оранжевого цветов.
В результате должен получиться аналог ситуации, представленной в позиции 1. В примере: элементы желтый-синий и желто-красный поменяны местами.
Позиция 3: два реберных элемента на местах, но в линию
С точки зрения логики решения все абсолютно то же самое. Только реберные элементы правильно выровнены в линию, а не в угол. В этой ситуации не имеет значения, как Вы позиционируете кубик Рубика. Просто следуйте уже знакомому алгоритму (M U` M`) U2 (M U` M`). В результате Вы получите ситуацию 2. А как ее решить, Вы уже знаете из предыдущего шага.
Как Вы заметили, при перестановке реберных элементов креста на желтой поверхности в разных ситуациях используется только один алгоритм.
Этап 5: Правильный разворот ребер креста
Итак, основание креста на желтой стороне сформировано. Осталось развернуть реберные элементы так, чтобы их желтые наклейки (поверхности) находились на одной стороне с желтым центральным элементом. Но важно не разобрать при этом остальной кубик Рубика!
Кстати, очень вероятно, что кто-то из обучающихся уже правильно расставил все цвета на этом этапе. Это вполне может быть, но в любом случае ознакомьтесь с методологией, предложенной далее!
Ситуации разворота реберных элементов
Итак, нам нужно развернуть реберные элементы, составляющие крест на последней стороне, правильным цветом вверх. В нашем примере это желтый цвет. Таких элементов может быть как два, так и все четыре. В любом случае только четное число
Если ваш кубик Рубика был разобран физически и неправильно собран из составных частей, то в этом случае собрать его не удастся. Привести его в исправное состояние необходимо механическим способом. То есть разобрать и правильно собрать по деталям. И только после этого переходите к обычной сборке кубика.
Все ситуации поворота элементов креста на желтую сторону показаны на рисунке.
Алгоритм для разворота ребер креста
Таким образом, Вам нужно только перевернуть 2 или 4 реберных элемента.
Для этого необходимо справа расположить боковую плоскость, на которой должен располагаться реберный элемент, подлежащий переворачиванию. Так что эта плоскость смотрит в правую руку. Желтый центр смотрит вверх без изменений! Затем следуйте простому алгоритму: (R E) (R E) (R E) (R E). В примере на картинке это желто-оранжевый элемент.
То есть, выполните комбинацию (R E) четыре раза: поворот правой плоскости от себя (по часовой стрелке), поворот среднего слоя от себя (по часовой стрелке, если смотреть снизу). После выполнения этих комбинаций средний слой будет немного разобран. Но все будет исправлено после многократного (четного) выполнения этого алгоритма.
Затем, не поворачивая сам куб полностью, переместите верхний слой движением U или U` (смотрите ситуацию на кубике), чтобы следующий неправильно ориентированный реберный элемент заменил перевернутый желто-оранжевый (цвет из примера).
И повторите этот алгоритм (R E) (R E) (R E) (R E) второй раз. После каждого четного выполнения алгоритма цвета на втором слое возвращаются на свои места.
Повторяйте алгоритм столько раз, сколько необходимо, чтобы все реберные элементы стали желтыми вверх. Два Вы уже перевернули. Значит, может быть максимум езе два!
Затем поверните верхний слой и совместите цвета по боковым сторонам.
Осталось только разместить и развернуть угловые элементы с желтой стороны. Это очень простой шаг.
Проверить в общем то просто. Если кубик Рубика собран правильно, то он должен выглядеть так.
Существуют ситуации, в которых кубик невозможно собрать вращениями граней. Это значит, что кубик был механически разобран, или переклеены наклейки. Если кубик из собранного состояния был замешан вращениями граней, то его 100% возможно собрать.
Два неправильно стоящих ребра
Два неправильно стоящих угла
Два неправильно стоящих центра
Один неправильно ориентированный угол
Одно неправильно ориентированное ребро
Решение для всех ситуаций едино: вытащить кусочки из кубика и вставить правильно, либо поменять местами крышечки центров.