Ошибка обработки формы обращения прокуратура

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+

Консультация № 42 055

№ 42 055

РЕШЕНО

Оформил обращение в прокуратуру через госуслуги. Больше месяца нет ответа. Что я делаю не правильно?

Юрист сказал оформить жалобу на действие полиции. Оформил через приложение госуслуги. До сих пор висит оповещение, что 17.02 была оформлена жалоба.

Вопрос, может я что-то не понимаю в жалобах

8 ответов

Здравствуйте!

А она случайно не в черновиках?

Вы получили уведомление о том, что жалобу приняли к рассмотрению и ей присвоили регистрационный номер?

Направьте жалобу через сайт прокуратуры, а не через Госуслуги.

Если регистрационного номера нет, значит, ее не приняли к рассмотрению, и возможно, вы что то на сайте не до конца делаете.

Ваше обращение зарегестрированным и номер….

Тогда на сайте прокуратуры, по регистрационному номеру проверьте, на какой стадии рассмотрения ваша жалоба. Регистрационный номер позволяет отследить, где жалоба.

Вы учли, что срок рассмотрения 30 дней со дня регистрации?

Обращение было зарегистрировано 17.02.2023?

Если да, то узнавайте, на какой стадии ваша жалоба.

И проверить статус обращения по регистрационному номеру, к сожалению, на сайте Генеральной прокуратуры РФ нельзя, это жалобы поданные на сайт МВД РФ проверить можно по регистрационному номеру, даже ссылку присылают.

Проверить статус обращения в прокуратуру РФ можно только позвонив им.

Здравствуйте Александр!

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры РФ, все обращения граждан должны регистрироваться в автоматизированном комплексе «Надзор». В соответствии с указанной Инструкцией, номер регистрации обращения в АИК «Надзор» должен соответствовать номеру надзорного производства.

Если у Вас есть регистрационный номер жалобы, то рекомендую позвонить делопроизводителю той прокуратуры, куда Вы обращались и уточнить про движение Вашего обращения.

комментарий удален

Добрый день, Александр.

В данном случае вы также могли подать жалобу в соответствующий орган прокуратуры через Интернет-приемную, есть и мобильное приложение.

Но по существу может быть ситуация, что жалоба передана на рассмотрение в другой орган прокуратуры в рамках внутриведомственного взаимодействия и в соответствии с компетенцией либо в орган следствия или дознания либо в иные органы и организации.

Заявителя уведомляют о перенаправлении в течение 7 дней со дня регистрации первичного обращения. Основание: п. п.3.2-3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45.

Сроки рассмотрения обращений от 15 до 30 дней.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!


Как подать заявление в прокуратуру при помощи интернета, правила выбора прокуратуры, особенности составления и полезные практические советы

Обращение в прокуратуру через интернет: как написать, образец заявления, порядок размещения на соответствующем сайте, контроль регистрации заявления – эти вопросы становятся все более актуальными по мере развития сети доступа к интернету.

Статистика показывает, что число граждан, обращающихся в такие надзорные органы, как прокуратура увеличивается. Чтобы облегчить нуждающимся в помощи доступ к прокурорским структурам на портале Генеральной прокуратуры РФ, сайтах территориальных прокуратур была добавлена новая функция, позволяющая обращаться непосредственно с помощью интернета. Эта услуга предоставляется на сайтах в разделе «Контактная информация» — здесь размещается рубрика «Интернет-приемная».

Значок интернет-приемной на сайте Генпрокуратуры РФ

Сегодня для подачи обращения можно просто выбрать на основной странице сайта требующейся прокуратуры названный раздел и зайти в интернет-приемную. Её функционал позволяет подать не только письменные обращения. Доступно прикреплять к обращению различные файлы документации, подтверждающей суть обращения.

Коммуникация интернетом оказалась удобной как заявителям, так и должностным лицам, поэтому данный вид взаимодействия прокурорских работников и граждан постоянно развивается. Конечно, существуют определённые правила, которым должен следовать заявитель при работе в интернет-приёмной.

Содержание:

  1. Преимущества обращения через интернет
  2. Правовые основы
  3. Общие правила
  4. Сроки исполнения
  5. Требования, налагаемые законом на органы прокуратуры относительно ответа
  6. Особенности подачи обращения в режиме онлайн
  7. Образец заявления, инструкция отправки онлайн

Преимущества обращения через интернет

К преимуществам обращения в органы надзора посредством интернета относят не только сокращение времени на процесс подачи заявления. Работа посредством  интернет-приемной сделала реальным:

  • сократить сроки рассмотрения обращений;
  • систематизировать, а значит улучшить обработку заявлений.

Правовые основы

Пользуясь интернет-приемной не упускайте из виду общее правило – прокуратура исполняет функции надзора не подменяя иные госорганы, что четко зафиксировано в ФЗ № 2202-1.

При обращении с помощью интернета действуют нормы законов:

  • ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации № 45» от тридцатого января 2013 года, утвержденной приказом Генпрокурора РФ.

Поскольку ст.10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» четко оговаривает право прокуратуры брать в производство обращения, в которых отображается конкретная информация про нарушения законов, не стоит полагать, что индивидуальное толкование правовых основ в свою пользу найдет отклик при обращении посредством интернет-приемной, если успех не был достигнут при личном приёме.

На основании таких пунктов инструкции, как 3.5, 3.4, а также 3.2 те обращения, информация которых не проверялась прокуратурами нижестоящими и подлежащие разрешению иными организациями и органами направляются таковым для того, чтобы установить правомочность доводов. При этом возможны два варианта:

  • с установлением контроля;
  • без установления контроля.

Срок исполнения – семь дней. Про вынесенное решение заявителю адресуют уведомление.

Исходя из такого порядка, перед изложением своей жалобы в интернет-приемной нужно удостовериться, что по изложенному в обращении материалу информации не подавалось в иные ведомства, которые непосредственно занимаются решением вопросов, описанных в обращении. На сайтах региональных прокуратур приводится исчерпывающий список таких ведомств.

Общие правила

Законодательные нормы в РФ не устанавливают строгих правил относительно стиля написания обращений. Каждый гражданин вправе писать в соответствии с личными представлениями. Однако следует соблюдать правила деловой переписки и выполнить небольшой перечень требований.

Излагая жалобу желательно указать:

  • полный круг тех, кого, по мнению заявителя нужно привлекать к ответственности;
  • тех, кто, по мнению обращающегося, тем или иным образом причастны к противоправным деяниям;
  • если адреса их известны – они также вписываются в заявление.

Подготавливая текст обращения, не стоит забывать, что в прокуратуре обрабатывается большое количество документов. Поэтому, чтобы ускорить решение, не стоит перегружать текст своими личными впечатлениями и суждениями, а излагать только конкретные факты, имеющие касательство к делу и подтверждаемые доказательствами. Четко формулировать требование. 

Порядок написания подаваемого в интернет-приемной обращения регулируется правилами, устанавливающими форму обращения граждан в госведомства. Они изложены в седьмой статье первой части ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятым второго мая 2006 года. В обращении нужно указывать:

  • свои имя, отчество, фамилию;
  • адрес для пересылки ответа на заявление, а также уведомление про совершенную переадресацию в соответствующее ведомство, если таковая будет совершена;
  • изложить суть дела.

Согласно статьи одиннадцатой первой части ФЗ №59 если эти требование закона заявителем не выполнены, то по обращению работа выполняться не будет и его оставят без ответа.

Составляя заявление совсем не обязательно указывать номера и части статей законов, чтобы показать свою компетентность. Больше внимания нужно уделить тому, чтобы содержание обращения было изложено логично, чтобы в нем не было сокращений, различных символов (если их присутствие не вызвано самой сутью вопроса), не применялась латинская транскрипция.

Также в порядке выполнения требований одиннадцатой статьи третьей части ФЗ № 59 не анализируются, остаются без ответа:

  • обращения с угрозой жизни, имуществу, здоровью различных должностных лиц, включая членов их семей;
  • имеющие  оскорбительные и нецензурные выражения.

Легкость обращения в прокуратуру посредством интернета не должна вводить в заблуждения, что обращаться можно по уже решенным в пользу заявляющего вопросам, с изложением заведомо ложных доводов – при установлении таких фактов  все расходы, на основании положений шестнадцатой статьи второй части ФЗ № 59, будут возмещаться за счет заявителя.

Структура органов прокуратуры РФ – рассмотрение заявлений вышестоящими инстанциями прокуратуры возможно только после получения негативного ответа от нижестоящих

Также в интернет-приемной есть адреса для направления письмом копии фотографий, документов, иных нужных при решении изложенных вопросов вложений.

Сроки исполнения

Сроки, в которые гражданин, подавший посредством интернета обращение, получает ответ устанавливаются на основании того же ФЗ №59. Он устанавливает не более чем 3-х дневный срок, дающийся для регистрации. Затем они перенаправляются в соответствующие структуры региональной прокуратуры. Если из содержания обращения вытекает, что решение проблемы не в компетенции региональной прокуратуры, то после регистрации в пределах семи дней, отводящихся ведомству после регистрации, оно перенаправляется в соответствующее ведомство наделенное компетенцией решения тех вопросов, по поводу которых обращаются. Об этом действии обратившийся гражданин получает уведомление.

Если в обращении приводится информация про очевидный факт беззакония, то ответ, в котором органы прокуратуры извещают о начале проверки, направляется в пределах пятнадцати дней.

Согласно федеральному закону, регулирующему деятельность прокуратуры и действующей Конституции РФ, прокуратура — самостоятельный орган, не имеющий контроля со стороны ветвей государственной власти. Практически это означает право гражданина РФ, в случае несогласия или недовольства работой должностного лица, работавшего с заявлением, или же в случае допущенных чиновником нарушений адресовать обращение к вышестоящему прокурору с обжалованием бездействия или действий исполнителя.

Срок, в который прокурорское ведомство отправляет ответ по существу, устанавливается в пределах тридцати дней (календарных). Если обстоятельства ведущегося производства не дают возможности сформировать решение, то заявитель получает промежуточный ответ, который дает ведомству право на дополнительные тридцать дней.

Отметка о регистрации, которая появляется после отправки обращения в интернет-приемной

Требования, налагаемые законом на органы прокуратуры относительно ответа

Закон предъявляет четко указанные требования к ответам, которые органы прокуратуры дают на обращения граждан через интернет-приемную:

  • ответ обязан содержать ответы полностью на все вопросы и требования, которые содержались в заявлении;
  • в ответе должно быть разъяснено, какие результаты дали проведенные проверки;
  • если в результате обращения посредством интернет-приемной было вынесено прокурорское представление, должны быть указаны место и время ознакомления с ним истца;
  • если ответ представляет собой отказ в рассмотрении содержащейся в заявлении жалобы — обязательно должны описываться причины отказа.

Прокуратура наделяется правом вернуть обращение заявителю по причине нехватки изложенной информации – в этом случае, после внесения дополнений, жалоба отправляется повторно.

Особенности подачи обращения в режиме онлайн

На странице интернет-приемной кратко излагаются правила и возможности функционала. Обязательно размещается информация о том, где, по каким телефонам можно получить сведения о входящем номере своего обращения, дату, на которую назначено вынесение решения, информацию о том, кто конкретно назначен исполнителем по заявлению.

Прокуратуры не рассматривают обращения, написанные на иностранных языках, заглавными буквами, беспредметные обращения. Не начинается делопроизводство по обращениям, которые отправлены не через интернет-приемную, но были высланы на E-mail прокуратуры.

Для перехода к форме подачи заявления потребуется сделать клик на иконке подтверждения согласия с правилами, которые регулирую работу интернет-приемной.

Функционал страницы «Форма отправки сообщения», на которой происходит отправка обращения, предельно прост. Нужно просто давать ответы на вопросы, заполняя ответами окна, соответствующие вопросам. Заявителю просто нужно будет впечатать в них:

  • указать, куда именно направляется заявление – из выпадающего списка можно будет выбрать именно ту прокуратуру, которая занимается решением вопросов в регионе (областную, районную);
  • указать район, в котором нарушили права;

Доступность обращения в Генпрокуратуру посредством интернет-приёмной обуславливает желание многих обращаться сразу в это ведомство. Не стоит делать этого, если соответствующее заявление не подавалось в региональное ведомство. Обращение в Генпрокуратуру первоначально не ускорит решения вопроса, а наоборот – увеличит потраченное время. Обращения, по которым не проводилась работа региональными или территориальными ведомствами будут перенаправлены туда, или же в рассмотрении будет отказано.

  • указать тип, а также вид обращения, первичное или вторичное отправляемое заявление, поставив галочку в соответствующем окошке напротив перечислений в списке;
  • впечатать своё ФИО;
  • указать профессию;
  • указать свой контактный телефон;
  • указать адрес, по которому нужно доставить решение – можно выбирать либо электронный ответ, либо в письменной форме;
  • впечатать свой почтовый адрес;
  • указать адрес своей электронной почты;
  • указать тему обращения;
  • в окне «Текст обращения» разместить текст своего заявления.

Не все вопросы требуют обязательных ответов. Обязательные отмечены звездочками.

Функционал интернет-приемной дает возможность заявителю приложить к заявлению нужную, по его мнению, документацию, например, видео и аудио записи. Ограничен только суммарный допустимый объём – не больше пяти Мб. На сегодняшний день возможно прикрепление файлов в формате:

  • txt;
  • mp3;
  • rtf;
  • xls;
  • doc;
  • tif;
  • pdf;
  • jpg;
  • mp4;
  • mov;
  • pps;
  • bmp;
  • avi;
  • ppt;
  • wmv;
  • png;
  • pcx;
  • odt;
  • wma;
  • ods.

Список постоянно расширяется, принимаемые на день подачи заявления форматы обновляются в интернет-приемной.

Затем потребуется впечатать капчу и кликнуть по иконке «Продолжить».

Появиться информация о приемке заявления, но поступит оно в работу только после того, как заявитель произведет подтверждение сообщения, отправленного прокуратурой на указанный E-mail.

Образец заявления, инструкция отправки онлайн

В качестве основы текста при написании заявления в интернет приемной можно взять стандартные образцы таких заявлений, подаваемых письменно. При отправке обращения посредством интернет-приемной данные шапки документа будут сформированы автоматически. В окно «Текст обращения» вносится только текст самой жалобы.

Естественно, что многообразие проблем общества обуславливает значительное разнообразие видов жалоб, и полный перечень всех видов обращений по тому или иному нарушению потребует объёма изложения не в отдельной статье, а минимум, как в брошюре. Приведем образец наиболее распространенного – заявления о мошенничестве.

В качестве исходного образца можно воспользоваться стандартным заявлением в письменном виде.

Образец заявления о мошенничестве

Многие юристы советуют не забывать свои права одновременного внесения заявления в вышестоящую и подчиненную ей прокуратуры. В результате, например, городская прокуратура, поскольку она самостоятельно непосредственно не изучает требования, приводимые в обращении, передает его районной. Таким образом, в производстве районной прокуратуры оказывается сразу два одинаковых вопроса и она проводит соответствующие мероприятия, требуя разъяснений от должностных лиц, причастных к нарушениям. Тем самым давление на ответчика увеличивается.

Опираясь на образец нужно составить свое заявление, в котором описать суть произошедшего, почему, по вашему мнению, речь идет именно о мошенничестве, и изложить свою просьбу – например, возбудить уголовное дело. Образец, как написать такое заявление, приведен ниже.

Образец написания заявления для онлайн обращения в прокуратуру

Если по результатам проведенной проверки по заявлению, поданному через интернет-приёмную, гражданину будет отказано, ему обязаны все равно выслать ответ, включающий мотивировку решения, право обжаловать и описан порядок пользования этим правом.

Затем зайдем на сайт Генеральной прокуратуры и, выбрав рубрику «Контакты» перейдем в раздел «Интернет-приемная». Генеральная прокуратура принимает обращения, по которым выполнялась работа нижестоящими прокуратурами. Если такого обращения не было – на странице интернет-приемной нужно в выпадающем окне под надписью «Органы прокуратуры в субъектах РФ» выбрать нужную территориальную прокуратуру. Автоматически произойдет перенаправление в интернет-приемную интересующей Вас прокуратуры, где можно отправить обращение онлайн. Если Вы уже обращались туда, но результат негативный – можно отправить заявление в Генпрокуратуру. Для этого просто кликните на иконке «Согласен».  Откроется форма обращения, где нужно дать ответы на вопросы, заполняя соответствующие поля. Как это сделать – видно из приведенного ниже примера.

Образец первого этапа онлайн обращения в прокуратуру

Если обращение первичное – можно сразу воспользоваться интернет приёмной территориальной прокуратуры, сайт которой легко найти в поисковиках.

Затем нужно кликнуть по иконке «Продолжить» и далее заполнять требуемые поля. В окно «Текст обращения» нужно просто перенести написанное ранее Заявление, скопировав его в текстовом редакторе. Куда именно вносится текст заявления видно из образца.

Образец второго этапа онлайн обращения в прокуратуру

После заполнения капчи для подтверждения, что Вы не робот и клика по иконке «Продолжить» появится подтверждение, что Заявление принято.

Заключительный этап

Теперь нужно перейти на свой E-mail и подтвердить отправку Заявления. После этого оно будет принято в работу.

Если жалоба касается нарушений со стороны жилищно-коммунального хозяйства, перед тем, как прибегать к помощи прокуратуры необходимо сначала обратиться с жалобой непосредственно в ЖКХ, в которой описать причину, вызвавшую недовольство. Пишется два экземпляра документа, на нем должны быть дата, личная подпись заявляющего. Нужно проследить, чтобы в ЖКХ документ был зарегистрирован, записать его входящий номер.

Если по истечении отведенного законом времени на получения ответа он не будет получен заявителем – это повод привлечения прокуратуры. Текст обращения должен включать входящий номер заявления в ЖКХ, описывать, что конкретно нарушило законы и права, приложить файлы, содержащие информацию про предварительные обращения в жилищно-коммунальное хозяйство, фотографии и иные материалы, относящиеся к делу, проясняющие описываемое нарушение. При написании текста жалобы можно воспользоваться образцом.

Образец жалобы на ЖКХ

Подготавливая свое заявление к подаче через интернет-приемную, следует учитывать различия между заявлением и жалобой. Жалоба излагает просьбу про восстановление нарушенных интересов и прав. Заявление – документ, излагающий прошение про реализацию своих или третьих лиц законных свобод и прав. Соответственно этим юридическим определениям делаются акценты в излагаемом материале.

Социальная незащищенность работающих на небольших частных предприятиях, которых становится все больше, обуславливает рост количества жалоб на работодателей. Наиболее часто нарушения касаются задержек по выдаче заработной платы или же в отказах по её выплате. Также распространены жалобы на условия труда, не соответствующие нормативным документам, нарушений техники безопасности. Первоначально жалобу следует направлять в надзорные, контролирующие органы по месту регистрации предприятия и при этом позаботиться о наличии свидетелей, которые могут подтвердить изложенные в заявлении нарушения. Если добиться справедливого решения не удастся – тогда можно обращаться в территориальную прокуратуру. Как составить текст такой жалобы можно узнать, ознакомившись с образцом.
Образец жалобы на работодателя

Хотя в случае обнаружения при работе с заявлением поводов для возбуждения дела, действия по привлечению к ответственности прокурор принимает сам, но это не ограничивает право заявителя параллельного обращения в суды.

Граждане РФ могут жаловаться также и на действия таких надзорных органов, как прокуратура. Основанием может быть:

  • затягивание сроков рассмотрения;
  • вымогательство взяток;
  • бездействие;
  • иные противоправные действия.

Принимая решение обратиться в прокуратуру, стоит сначала определиться со своим требованием, поскольку этот орган уполномочен возбудить уголовное дело при наличии в описываемых действиях состава преступления или вынести представление, предписывающее устранить нарушение, но не вправе, например, уволить должностное лицо, которое, как полагает заявитель, нарушило его права.

Если в жалобе речь идет о конкретном сотруднике прокуратуры, то сначала её подают непосредственному его начальнику и если он бездействует или выносит неправомочные решения – в органы прокуратуры. Если в жалобе идет речь о территориальной прокуратуре в целом, то заявление подаётся непосредственно в Генеральную прокуратуру. Если же и этот главный надзорный орган будет бездействовать, то следует обращаться в суд с обжалованием решений.

С практическим примером подачи заявления в прокуратуру в онлайн режиме можно ознакомиться в видеоролике.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в:

Прежде чем отправить заявление в прокуратуру, нужно разобраться, когда и каким образом сделать это максимально просто. Обычно это делается, если нарушаются права человека, из-за чего он страдает. Кроме того, должен нарушаться закон. Тогда правоохранительные органы могут предпринять меры. Жалоба в прокуратуру инициирует серьезное разбирательство, потому, когда вмешивается прокуратура настораживаются все – от чиновников и лиц, занимающих руководящие должности на предприятиях, до обыкновенных продавцов. Подать жалобу можно несколькими способами, в том числе онлайн-способом, потому человеку даже не понадобиться выходить из дома. Несмотря на простоту подачионлайн-документа, для начала его нужно правильно составить. Только в таком случае обращением получится достичь нужного эффекта.

На кого можно подать жалобу в прокуратуру

Подать жалобу в прокуратуру может каждый, главное чтобы для этого были основания. Главным основанием является нарушение закона. Если в жалобе содержится информация о нарушении актуального законодательства, прокуратура обязана её рассмотреть. Именно потому при составлении документа так важно быть точным – указывать конкретные сведения.

Для удобства можно выделить несколько наиболее популярных типов жалоб, что пишут в прокуратуру:

  • На лиц, которые руководят предприятиями коммерческой и некоммерческой природы, организаций общественного типа и т.п.
  • На судебных приставов (их действия или бездействие) а также других чиновников (налогового инспектора, работников городской/районной администрации и т.п.).
  • На работодателей, которые считают, что им можно не соблюдать нормы трудового законодательства (не платить зарплату, незаконно увольнять).
  • На застройщиков, которые срывают сроки ДДУ, не исполняют требования ДДУ, не реагируют на претензии.
  • На управляющую компанию и ресурсоснабжающие предприятия, что не исполняют свои обязанности.
  • На продавцов, изготовителей, людей, которые оказывают платные услуги. Если они нарушают права потребителей.

Но есть ограничения – прокуратура не работает с физическими лицами. Если физическое лицо нарушает закон, зависимо от особенностей правонарушения, нужно обратиться в другие правоохранительные органы. Но если эти органы бездействуют, тогда можно идти в прокуратуру.

Требования к заявлению в прокуратуру

Чтобы было принято заявление в прокуратуру, образец (правильный) должен отвечать стандарту. Даже если это онлайн-документ. Хотя в законодательстве нет особых требований к содержимому документа, но определенная информация должна в ней содержаться:

  • Название органа, куда подаетсяправильныйобразецзаявления в прокуратуру. Как альтернативу, в образце можно указать ФИО лица, которое будет заниматься вашим делом.
  • Кто направляет образцы заявления. ФИО отправителя, его адрес. Если хотите получить ответ на другой, правильный адрес проживания, его также нужно указать, составляя образец.
  • Максимально полно изложить суть вопроса. Но без излишней конкретики, чтобы не перегружать образец документа.
  • Дата подачи образца и подпись человека, который это заявление отправляет.

Правильное заявления в прокуратуру пишется и подается согласно определенному алгоритму. Больше всего внимания отводится части, где заявитель должен написать суть своей жалобы. В этой части прокуратура обращает внимание на события, что предшествовали правонарушению. Также укажите точную дату, когда обратились в госорганы, когда заключили договор, когда начали трудовые отношения и т.п.

Дальше обязательно указывайте, в чем заключался спор, при каких обстоятельствах состоялось нарушение закона. Опишите, что именно произошло – как нарушили закон. Указывается, какой закон нарушили. Если есть уже принятое решение, что нарушает законодательство – внесите его реквизиты.

Дальше указывается, что требуете от органов. Например, можно потребовать, чтобы в органе, который нарушил закон, провели внеплановую проверку. Не помешает указать в образце, что требуете привлечения виновных к ответственности.

Форма, в которой составляется жалоба – свободная. Вот так выглядит жалоба в прокуратуру образец:

Увеличить картинку

Коллективная жалоба в прокуратуру

Перед тем как написать заявление в прокуратуру следует учесть, что правильный документ может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Составление коллективной жалобы мало чем отличается от индивидуального документа. Разница заключается в том, что в качестве заявителя выступает один человек, а если пишется коллективная – заявителей может быть несколько.

Обычно такие форматы жалоб составляются, если пострадало несколько лиц или если решение написать жалобу, было принято на собраниях, митингах и т.п. Подписывать коллективно написанное заявление может несколько заявителей. Так что коллективная жалоба имеет всего несколько отличий – она составляется более чем двумя людьми и подписать её могут несколько человек.

Подать анонимное заявление

Главное требование, как правильно написать заявление в прокуратуру – указать имя и адрес заявителя, поэтому подать документ анонимно не получится, имея желание получить ответ от госорганов. Если попробуете отправить даже правдивую и правильно оформленную жалобу, но без ФИО заявителя и его адреса – документ прокуратура рассматривать будет, но ответа на него не последует.

Таким образом, хотя закон не запрещает отправлять анонимные образцы жалобы, и они могут послужить основанием для внеочередной проверки, прокуратура не ответит на документ. Так что заявитель не узнает, были ли предприняты меры или органы бездействовали. Это логично, поскольку если жалоба имеет анонимную природу, неизвестно куда направлять ответ.

Как подавать заявление в прокуратуру

Ещё один актуальный вопрос – как податьзаявление в прокуратуру? Существует несколько актуальных путей, как подавать заявления, после того как смогли их написать:

Как подавать заявление в прокуратуру решайте сами, ведь каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Но если отправлять документы онлайн, это займет меньше времени и потребует минимум усилий.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Прокуратура заявление жалобу после её получения должна зарегистрировать в течение трех дней с момента получения. Но только если документ отвечает всем требованиям, что приняты в отношении рассматриваемого заявления. Когда образец зарегистрирован, его передают на рассмотрение прокурору, которая отныне будет за неё отвечать.

Прокурор должен провести комплекс мероприятий, рассматривая жалобу и пытаясь определить, есть ли для неё основания и насколько правильно она оформлена:

  • Проверяется, все ли указанные в жалобе факты отвечают действительности. Может даже выехать на место, чтобы установить прокурорский контроль.
  • Соберет и истребует документальную базу, необходимую для принятия решения. Например, потребует предоставить материалы уголовного дела, исполнительного производства и т.п. Это поможет объективно рассмотреть ситуацию.
  • Передаст часть своих обязанностей нижестоящим прокурорам, чтобы подробнее проверит жалобу.
  • Может подавать в разные органы материалы для того, чтобы возбудить производство уголовного или административного порядка.

Также прокурор может удовлетворить или отклонить (бездействовать) требование уволить кого-то, указанное в образце жалобы.

Жалоба, что получает прокуратура, имеет свои сроки рассмотрения. Для обычных случаев они составляют 15 дней. Если дело нуждается в дополнительной проверке, прокуратура может работать 30 дней. Иногда сроки жалобы продлеваются, но только не дольше чем ещё на 30 суток. Когда рассмотрение закончено, представители прокуратуры дают ответ, отчитываясь о проделанной работе и принятых мерах.

Заявление в прокуратуру без ответа

Обычно если подаетсязаявление в прокуратуру на бездействие или на какую-то другую проблему, заявитель ждет на него ответа. Но его не последует в следующих случаях:

  • Если заявитель не указал на образце жалобы ФИО и адрес;
  • В жалобе нет информации, чтобы её разрешить;
  • В документе нет сути;
  • Заявитель пытается самостоятельно вмешаться в работу прокуратуры;
  • Текст жалобы нечитабельный, неразборчивый;
  • В тексте есть нецензурные выражения, угрозы.

Без ответа прокуратура оставит образцы заявлений, где просят совершить действия, что не входят в её компетенцию. Если документ нужно перенаправить, заявителя об этом дополнительно уведомляют о рассматриваемом событии. Причем не нужно путать – если на жалобу не отвечают, это не значит, что ею не занимаются. А вот если жалобу не удовлетворяют, значит правонарушение нельзя доказать или его вообще не было.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОРЯДКА И СРОКОВ РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 02.05.2006
N 59-ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Особенности порядка рассмотрения обращений граждан.

Установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан является общим, то есть распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, порядок рассмотрения которых определен отдельно федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).

К иным федеральным законам относятся, например, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку в различных законодательных актах присутствуют нормы, определяющие специальный порядок рассмотрения обращений.

Таким образом, если порядок рассмотрения обращений не урегулирован специальным федеральным законом, соответствующие обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом N 59-ФЗ.

2. Круг субъектов, обладающих правом на обращение.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 59-ФЗ к субъектам, которые обладают правом на обращение, отнесены: граждане, коллективы граждан, объединения граждан, в том числе юридические лица.

Следует отметить, что частью 3 статьи 1 Закона N 59-ФЗ прямо предусмотрено, что установленный Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в связи с чем иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами России на подачу и рассмотрение обращений.

3. Круг субъектов, обязанных рассматривать обращения.

К субъектам, которые обязаны рассматривать обращения, отнесены: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, должностные лица государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

4. Требования к письменному обращению.

Статья 7 Закона N 59-ФЗ закрепляет требования к содержанию письменного и электронного обращения граждан (части 1 и 2 статьи 7 Закона N 59-ФЗ), а также к рассмотрению обращения, поступившего в форме электронного документа.

В части 1 статьи 7 Закона N 59-ФЗ перечислены обязательные реквизиты письменного обращения:

— в письменном обращении в обязательном порядке должны быть указаны либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (вводная часть обращения);

— также гражданину надлежит указать свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;

— в описательной части обращения гражданин излагает суть предложения, заявления или жалобы;

— в заключительной части ставит личную подпись и дату.

Также в обращении может быть указан контактный телефон гражданина.

Таким образом, в письменном обращении в обязательном порядке указываются персональные данные обратившегося лица. Понятие персональных данных и правовой режим их использования регламентированы Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Следует учитывать, что персональные данные как разновидность информации личного характера являются объектом защиты, в связи с чем при рассмотрении обращений граждан необходимо учитывать положения части 2 статьи 6, части 6 статьи 11 Закона N 59-ФЗ.

Часть 2 статьи 7 Закона N 59-ФЗ предусматривает факультативные элементы письменного обращения. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии — это не обязанность, а право гражданина, которое он реализует по собственному усмотрению.

Кроме того, часть 3 статьи 7 Закона N 59-ФЗ уточняет требования к обращениям, поступающим в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в форме электронного документа («электронные обращения»).

В электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы также в электронной форме.

Стоит отметить, что указанные обращения также подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом N 59-ФЗ.

5. Особенности регистрации письменного обращения.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Поскольку не указано иное, срок регистрации письменного обращения исчисляется в календарных днях.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России, утвержденной приказом ФАС России от 20.02.2018 N 207/18 (далее — Инструкция ФАС России), движение документов в ФАС России с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело или отправки образует документооборот, который состоит из трех основных документопотоков: поступающая документация (входящая), отправляемая документация (исходящая) и внутренняя документация.

Согласно пункту 5.1.2 Инструкции ФАС России организация документооборота осуществляется, в том числе с учетом принципа однократности регистрации документов.

В пункте 5.3.1 Инструкции ФАС России указано, что документы, поступающие в ФАС России на бумажных и электронных носителях, проходят первичную обработку, регистрацию, предварительное рассмотрение, рассмотрение руководством службы и доставляются исполнителям.

В процессе предварительного рассмотрения входящие документы распределяются на регистрируемые и нерегистрируемые (пункт 5.3.2 Инструкции ФАС России).

Стоит обратить внимание, что к нерегистрируемым документам относятся, в том числе письма (без обращения в ФАС России), присланные в копии для сведения (пункт 5.3.2 Инструкции ФАС России).

В соответствии с пунктом 5.3.3 Инструкции ФАС России регистрация входящих документов осуществляется путем создания регистрационной карточки документа в Системе электронного документооборота (далее — СЭД), которой автоматически присваивается регистрационный номер.

Таким образом, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, с учетом требований, предусмотренных Инструкцией ФАС России.

6. Особенности направления (переадресации) письменного обращения.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ).

Гражданин должен быть уведомлен о переадресации, за исключением случая, когда обращение не поддается прочтению. При этом, если фамилия гражданина и почтовый адрес поддаются прочтению, гражданин в течение семи дней со дня регистрации соответствующего обращения должен быть уведомлен о невозможности направления обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией (часть 4 статьи 11 Закона N 59-ФЗ).

Стоит отметить, что переадресация должна быть мотивирована нормой соответствующего нормативного правового акта, определившего компетенцию органа, должностного лица, которым перенаправляется обращение.

Кроме того, часть 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ устанавливает срок для направления письменного обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и не устанавливает сроки направления и форму уведомления о переадресации обращения.

Вместе с тем, с целью недопущения нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, уведомление о переадресации обращения необходимо направлять одновременно с перенаправлением обращения в уполномоченный орган.

Так, например, согласно пункту 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция Генеральной прокуратуры Российской Федерации), обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Начало течения срока для направления письменного обращения необходимо исчислять со дня регистрации, а окончание срока переадресации письменного обращения исчисляется в последний календарный день семидневного срока. Если начало или окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, началом или последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 3 статьи 4.8 КоАП РФ, статьи 191 и 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Относительно формы уведомления следует отметить, что оно должно предполагать такой способ доставки, который фиксирует его получение заявителем, поскольку бремя доказывания надлежащего исполнения обязанности по уведомлению о переадресации лежит на органе, осуществляющем перенаправление обращения по компетенции.

Пункт 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ закрепляет за гражданином право на получение уведомления о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Уведомление о переадресации обращения на рассмотрение в другой орган должно быть совершено в той же форме, в которой автор обратился в орган в течение семи дней со дня регистрации обращения.

Например, если в государственный орган поступило письменное обращение гражданина, уведомление о переадресации должно быть совершено в письменной форме с направлением соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в обращении, если же обращение гражданина поступило в форме электронного документа, уведомление о переадресации необходимо направлять по адресу электронной почты, указанному в таком обращении.

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Фактически в соответствии с указанной нормой, если обжалуется действие (бездействие) конкретного должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления, то происходит направление жалобы вышестоящему лицу данного органа, которое в порядке подчиненности рассматривает данную жалобу.

Так, например, если в обращении обжалуется действие (бездействие) начальника структурного подразделения ФАС России, то соответствующую жалобу в порядке подчиненности должен рассматривать заместитель руководителя ФАС России или руководитель ФАС России.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона N 59-ФЗ в случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 статьи 8 Закона N 59-ФЗ, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Данная норма является специальной и может быть применена лишь в отношении достаточно узкого круга лиц. Так, например, под ее действие могут попадать жалобы на Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, главу органа местного самоуправления.

Также стоит отметить, что часть 7 статьи 8 Закона N 59-ФЗ не устанавливает срок возврата жалобы гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Вместе с тем по смыслу Закона N 59-ФЗ возврат жалобы в связи с невозможностью ее рассмотрения аналогичен ситуации по перенаправлению обращения по компетенции, в связи с чем жалоба в течение семи дней со дня регистрации подлежит возврату гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

7. Особенности рассмотрения обращений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение.

Объективное рассмотрение обращения означает отсутствие субъективного интереса со стороны лица, рассматривающего обращение.

Всесторонность, то есть полнота рассмотрения, обеспечивается обязанностью надлежащим образом рассмотреть каждый из вопросов и доводов, указанных в обращении.

Недопустимо отказывать гражданам в рассмотрении обращения по существу формально, если на самом деле у органа или должностного лица имелась возможность рассмотреть такое обращение.

Так, пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ.

Данная норма содержит требование об обязательности письменного ответа по существу вопросов, поставленных в обращении.

При этом Закон N 59-ФЗ не содержит конкретных требований к содержанию и оформлению ответа, отмечая лишь то, что в нем должны быть даны ответы по существу поставленных в обращении вопросов, с рассмотрением всех доводов.

Так, например, в соответствии с пунктами 6.1, 6.5 Инструкции Генеральной Прокуратуры Российской Федерации обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Таким образом, ответ по существу поставленных в обращении вопросов должен содержать оценку всех доводов обращения, с мотивированным обоснованием принятия соответствующего решения.

Также следует обратить внимание, что при оформлении ответов на обращения должностным лицам центрального аппарата ФАС России необходимо руководствоваться, в том числе Инструкцией ФАС России.

Часть 3 статьи 10 Закона N 59-ФЗ закрепляет, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Отсутствие подписи в ответе образует нарушение Закона N 59-ФЗ и защищаемого права гражданина на обращение в органы к должностным лицам.

Кроме того, часть 4 статьи 10 Закона N 59-ФЗ предусматривает несколько возможностей направления ответа на обращение заявителю.

Если автор подает обращение в письменной форме, то ответ ему направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Если автор подает обращение в форме электронного документа, то ответ ему направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (аналогичная позиция относительно формы направления ответа на обращения указана в пункте 6.1 Инструкции Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Кроме того, часть 4 статьи 10 Закона N 59-ФЗ не конкретизирует, какой адрес нужно использовать при отправлении ответа на обращение, если в нем указан не один адрес гражданина и при этом ни один из них не определен как адрес, на который надо направлять ответ (например, адрес по месту жительства и адрес по месту пребывания). Представляется, что целесообразно в таких случаях направлять ответ по всем указанным в обращении адресам.

Также указанной нормой не урегулирован вопрос о том, на какой адрес отправлять ответ на коллективные обращения граждан.

В случае, если указан адрес каждого из авторов коллективного обращения, ответ надлежит дать каждому из них или одному из них (как правило, первому по расположению подписи) с предложением довести его содержание до сведения остальных авторов (аналогичная позиция указана в пункте 6.10 Инструкции Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

При рассмотрении обращений лиц, находящихся в местах лишения свободы (подозреваемых, обвиняемых, осужденных), следует учитывать требования, предъявляемые к процедуре подачи обращения данной категории лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации направление обращений граждан, осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и получение ответов на данные обращения осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Таким образом, ответ на обращение лиц, находящихся в местах лишения свободы, направляется в адрес администрации учреждений и органов, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) лица, которому дается ответ по существу вопросов, поставленных в соответствующем обращении.

Порядок рассмотрения отдельных обращений граждан предусмотрен статьей 11 Закона N 59-ФЗ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи письменное обращение, в котором не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Однако определены случаи, когда такое обращение должно быть рассмотрено: если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.

Такое обращение направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией, который осуществляет обязательную проверку сведений, указанных в обращении в порядке и сроки, указанные в разделе 6 настоящих Методических рекомендаций.

Согласно части 2 статьи 11 Закона N 59-ФЗ, если в обращении гражданина обжалуется судебное решение, то в течение семи дней со дня регистрации оно возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования судебного решения.

Кроме того, часть 4 статьи 11 Закона N 59-ФЗ закрепляет, что ответ на обращение не дается в случае, если его текст не поддается прочтению. Об этом решении гражданин уведомляется, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Текст обращения в письменной форме может не поддаваться прочтению из-за неразборчивого почерка гражданина, а также в случаях попадания на текст посторонних веществ, обесцвечивания красителя текста, смывания текста или любого иного его повреждения, не дающего возможности прочесть текст обращения для определения сути предложения, заявления или жалобы.

Стоит иметь в виду, что и текст обращения в форме электронного документа также может не поддаваться прочтению при направлении в электронной форме, не пригодной для восприятия человеком, с использованием неверных протоколов переадресации или конвертаций форматов обращений.

Таким образом, поскольку нет возможности прочитать обращение, то и нет возможности разрешить содержащийся в нем вопрос по существу или направить в иные органы в соответствии с их компетенцией. Об этом сообщается гражданину, направившему обращение, если возможно прочитать его адрес и фамилию, в течение семи дней со дня регистрации соответствующего обращения в форме, которая определяется по аналогии с правилами для направления уведомлений о переадресации обращения.

8. Сроки рассмотрения обращений.

В соответствии со статьей 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Требование своевременности рассмотрения обращения, указанное в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, в настоящее время обеспечивается в числе прочего введением электронных систем документооборота в органах государственной власти.

Так, в соответствии с пунктом 1.4 Инструкции ФАС России организация делопроизводства в ФАС России осуществляется с использованием СЭД.

В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции ФАС России контроль состоит из осуществляемых Управлением делами и другими структурными подразделениями ФАС России процедур по учету и анализу сроков исполнения документов с целью укрепления исполнительской дисциплины и повышения эффективности деятельности ФАС России.

Целью контроля согласно пункту 6.2 Инструкции ФАС России является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах.

Пунктом 6.3 Инструкции ФАС России установлено, что постановка документов на контроль осуществляется Управлением делами и представляет собой отметку о контроле в правом верхнем углу в документе на бумажном носителе и внесение информации в СЭД о виде контроля и контрольном сроке исполнения документа.

На контроль в отделе-канцелярии ставятся поступившие в ФАС России, в том числе обращения граждан, организаций и общественных объединений, поступившие в ФАС России из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и Отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации.

На контроль в отделе общей корреспонденции ставятся, в том числе поступившие в ФАС России обращения (заявления, жалобы) юридических и физических лиц, письма граждан.

Пункт 6.5 Инструкции ФАС России устанавливает разные виды контроля в СЭД в зависимости от срока исполнения документа.

Вместе с тем стоит обращать особое внимание на отдельные обращения с отсутствием в СЭД отметки о контроле и контрольном сроке исполнения соответствующего документа.

Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Законом N 59-ФЗ, с соблюдением сроков, установленных статьей 12 Закона N 59-ФЗ, если иной порядок рассмотрения соответствующих обращений не урегулирован специальным федеральным законом.

С учетом изложенного, структурным подразделениям ФАС России необходимо обеспечить надлежащее рассмотрение обращений в строгом соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ и настоящими методическими рекомендациями.

Дополнительно Правовое управление подготовило блок-схему порядка рассмотрения обращений в соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

  1. Интернет-приемная
  2. Обращение в прокуратуру

Обращение в прокуратуру — Генеральная прокуратура Российской Федерации

Обращение в прокуратуру

Генеральная прокуратура

Российской Федерации

+7 (800) 250-79-78

+7 (495) 987-56-56

ул. Большая Дмитровка, д. 15а, строен. 1, Москва, Россия, ГСП-3, 125993

Генеральная прокуратура на карте

Прокуратуры субъектов на карте

Противодействие коррупции

English version

© 2003-2023 Генеральная прокуратура Российской Федерации

Все права защищены

Версия для слабовидящих

English version

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Образец жалобы в прокуратуру

blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы

blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на следователя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.

2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

2.3. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, — в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры.

(п. 2.3 в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.4. Обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем с разъяснением права и порядка обжалования.

Направление таких обращений в органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, недопустимо.

В части рассмотрения доводов о несогласии с принятыми решениями эти обращения рассматриваются в соответствии с настоящей Инструкцией, при этом не допускается передача обращения на разрешение лицу, чьи действия и (или) решения обжалуются.

При отказе в удовлетворении обращения в ответе заявителю разъясняется порядок обжалования решения вышестоящему должностному лицу органов прокуратуры и (или) в суд.

2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

2.6. В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах предоставленной компетенции разрешаются жалобы граждан, должностных и юридических лиц на действия окружных (межрегиональных) федеральных органов власти, органов государственного контроля (надзора) в округе, на решения прокуроров субъектов Российской Федерации конкретного округа.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей также разрешаются обращения и жалобы на решения, принятые по уголовным делам (материалам) прокурорами субъектов Российской Федерации и их заместителями, если такие дела (материалы) не находятся на контроле в других подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.7. Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливается соответствующими приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

Обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются с учетом требований настоящей Инструкции.

2.8. Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 07.03.2018 N 125)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Обращение с приложением (при наличии) приобщается к надзорному (наблюдательному) производству либо делу по номенклатуре на основании справки исполнителя. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 11.04.2017 N 257)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.9. Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 07.03.2018 N 125)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

(абзац введен Приказом Генпрокуратуры России от 07.03.2018 N 125)

По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные.

Сообщение заявителю подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры (далее — прокуратуры субъектов Российской Федерации), прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Копии таких обращений либо сами обращения, поступившие в электронной форме, хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное и разрешается в соответствии с настоящей Инструкцией.

2.10. Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры.

2.11. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах.

При невозможности прочтения данных о заявителе (фамилии и адреса) обращение по согласованию с начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем списывается в номенклатурное дело или имеющееся надзорное (наблюдательное) производство без уведомления заявителя.

2.12. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

При наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ.

2.13. Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

2.14. Решение об оставлении обращения без ответа по существу (без разрешения) на основании рапорта исполнителя принимается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры и его заместителем.

2.15. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

  • Ошибка обработки файла попробуйте выбрать другой файл
  • Ошибка обработки файла неверный шаблон wildberries
  • Ошибка обработки транзакции код ошибки 51 раунд
  • Ошибка обработки события уведомления подписчика уведомлений winlogon sens
  • Ошибка обработки результата госуслуги что это значит