Ошибка объясняется незнанием правила или неумением применять его

ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

в. Ф. РУСЕЦКИИ

Республика Беларусь, Минск

«Инструкция употребление», или Причины и механизмы речевых ошибок

Статья посвящена одному из аспектов организации эффективного обучения культуре речи: анализируются разновидности ошибок, встречающихся в речи; характеризуются причины, вызывающие речевые ошибки различного рода; описываются механизмы их возникновения.

Ключевые слова: языковая норма; речевая ошибка; механизм возникновения речевой ошибки; классификация речевых ошибок; причины речевых ошибок.

Речь является проводником наших мыслей и чувств, она связывает нас с другими людьми; заинтересованные в понимании, мы стремимся как можно точнее, полнее, правильнее выразить с помощью слов то, о чем думаем, и то, что чувствуем. Правильная речь — один из показателей общей культуры человека, важный для формирования его образа в сознании других. Отношение человека к языковым нормам, правилам речевого поведения определяется социальными, профессиональными, образовательными, возрастными, гендерными, индивидуальными и иными факторами. Большинство носителей языка отдает себе отчет в значении правильной речи, хотя отношение к нормативной стороне речи может быть разным. Обратимся к анализу речевых фактов.

Приведем пример инструкции, приложенной неведомым изготовителем к такому сложному бытовому прибору, как швабра.

ИНСТРУКЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ

Прежде употребление держите във воду 10 мин.

Русецкий Василий Федорович, доктор пед. наук, профессор Мозырского государственного педагогического ун-та им. И. Шамякина. E-mail: rusetsky@rambler.ru

Прежде полностьную мягчение непритяги-ват ручка жатья.

Постоянно держите влажный.

В кислотый и отбеливателем не всовывать.

Чтобы очищать, топить във воду 2 раза и выжимать.

Несмотря на уникальность текста @в котором явно усматривается иностранный «акцент»), на все невероятные ухищрения и манипуляции, проведенные здесь с нормами русского литературного языка, читатель может, пусть и не без определенных усилий и не с первого раза, понять смысл высказывания практически полностью.

Говоря о коммуникативной необходимости нормы, о том, что она представляет собой языковой стандарт в речи, обеспечивая тем самым смысловую и коммуникативную доступность высказывания, мы все-таки понимаем, что наша речь обладает определенным «запасом прочности» и отдельно взятая ошибка или речевое отступление не разрушают коммуникативной целостности высказывания. Этот «запас прочности» не зависит от количества ошибок на определенном речевом отрезке. Коммуникативный вес каждой ошибки определяется отдельно. В конце концов, мы можем не руководствоваться приведенной выше инструк-

60

цией, а научиться пользоваться шваброй опытным путем или консультируясь с квалифицированными специалистами в области применения швабр.

Очевидно, что пример со шваброй носит характер казуса, демонстрирует уровень владения русским языком, который характерен скорее для иностранца, освоившего грамматику русского языка лишь в незначительной степени и живущего вне русской языковой среды. А как быть с ошибками, постоянно возникающими в речи носителей русского языка?

Для эффективной «работы над ошибками» следует прежде всего проанализировать их природу; затем установить причины и механизмы, приводящие к возникновению ошибок.

Наиболее распространенная в практике обучения культуре речи («школьная») классификация основана на понимании ошибки как нарушения или отступления от нормы литературного языка и соотнесения ошибки с нарушаемой языковой нормой. Так, при неправильной постановке ударения мы говорим об акцентологической ошибке; если слово употреблено в несвойственном ему лексическом значении — ошибка лексическая; неправильно образована форма слова — морфологическая и т.д.

Однако ошибки, встречающиеся в речи, гораздо более разнообразны, и причины их возникновения выходят далеко за рамки нарушений норм литературного языка.

Помимо языковых в речи встречаются ошибки фактические, предметно-понятийные, логические, нарушающие нормы вкуса и этикета, и др.

Языковые ошибки занимают основное внимание учителей, что справедливо, ведь обучение и заключается в том, чтобы стремиться к максимально совершенному владению языком. Но ошибки, нарушающие одну и ту же языковую норму, могут быть вызваны разными причинами, которые нельзя свести лишь к незнанию нормы конкретным носителем языка.

Например, регулярно встречаются в речи синтаксические ошибки, связанные с неверным употреблением деепричастных оборотов. Распространенность оши-

бок такого рода трудно объяснить одним только незнанием нормы. Причину «живучести» этой ошибки можно объяснить рядом сопутствующих факторов, в том числе влиянием синтаксической нормы французского языка:

Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при дяде. (Л. Толстой).

В современной речи подобное употребление может быть вызвано не только незнанием нормы, но и характерным для разговорной речи явлением — быстрой сменой субъекта и темы: Стоя на платформе, быстро подошел поезд. С одной стороны, есть четкая и достаточно простая для усвоения норма, а с другой — действие некоторых механизмов и законов речи может накладываться на действие языковых норм. В результате возникают ошибки, трактовка которых с языковой точки зрения ничего не объясняет в механизме их возникновения, а главное, не позволяет увидеть пути их устранения.

Слушаем прогноз погоды: Сегодня температура опережает норму на 10 градусов. Нарушение лексической сочетаемости очевидно. Но неужели все дело в том, что человек, допустивший это употребление, не понимает лексических значений входящих в предложение слов, достаточно частотных, и не знает норм их лексической сочетаемости? Причина ошибки в этом конкретном случае кроется в тех дополнительных, внефразовых, контекстуальных и дискурсивных смыслах, которыми наполнено предложение. Поскольку это прогноз погоды, относящийся к весеннему времени, то главной темой, понятной и говорящему, и слушающим, является сезонное повышение температуры воздуха. Вот это сезонное повышение и происходит с опережением нормы, а сегодня температура превышает норму на 10 градусов. В результате смысловой контаминации и синтаксического стяжения фразы мы получаем выражение, хотя и не совсем правильное с точки зрения норм литературного языка, но понятное всем.

Ошибки, относимые к одному виду (например, орфографические), могут иметь

разную природу, а потому методические приемы, используемые для их преодоления, также различаются. Например, ошибка в правописании словарного слова связана с незнанием именно этого слова и требует совершенствования зрительной памяти и мелкой моторики руки обучаемого: здесь полезно многократно записать слово, чтобы приучить глаз и руку автоматически воспроизводить конкретный буквенный комплекс.

Причины орфографических ошибок могут быть обусловлены незнанием правила, неумением применить его в конкретном случае (например, определить грамматическую природу слова и выбрать н или нн в написании причастий и прилагательных, написать не со словами разных частей речи слитно или раздельно и т.д.), выбором ошибочной мотивировки, обусловленным общим уровнем речевого развития данного человека (так, эффективность подбора проверочных слов определяется объемом словарного запаса человека и умением устанавливать внутриязыковые связи). Устойчивость многих орфографических ошибок в письменных работах учащихся во многом объясняется несфор-мированностью именно этого умения. Таким образом, путь к устранению орфографической ошибки может лежать в областях, связанных с обогащением словаря ученика, совершенствованием его знаний в области устройства и функционирования языка в целом, а не только с изучением конкретного орфографического правила.

Фактические ошибки связаны с содержанием речи, они характеризуют качество обработки и использования информации. Это ошибки, которые не нарушают ни языковых, ни речевых норм. Отбор информации, ее интерпретация в тексте требуют внимательного и точного отношения к фактографической стороне речи. Например, в научной статье написано: Широко известны имена многих представителей современного искусства, таких как Хлебников, Филонов… Едва ли Хлебников и Филонов — представители современного искусства, поскольку расцвет их творчества приходится на начало ХХ в. Далее в том же тексте, посвященном событиям

первого десятилетия ХХ в., употребляется топоним Ленинград, неуместность которого в данном контексте очевидна.

Следовательно, фактические ошибки не связаны с языковыми нормами и особенностями речевой организации высказывания и потому отражают не уровень овладения языком, а степень осведомленности человека в предмете речи и умение оперировать информацией, что решительным образом влияет на достоверность и убедительность речи.

Предметно-понятийные ошибки можно рассматривать как разновидность фактических, однако они связаны не с передачей и обработкой информации, не с использованием и интерпретацией фактов, а с оперированием понятиями и сделанными на этой основе умозаключениями, поэтому относятся к области речевой деятельности.

Едут, едут отдыхать взрослые и дети, потому что началось лето на планете! -поется в незатейливой песенке из рекламного ролика туристической фирмы. Все понимают, о чем идет речь, однако если попытаться объяснить смысл фразы, то окажется, что в ней нарушена предметно-понятийная точность речи. Как известно, сразу на всей планете лето не может начаться в принципе: когда в одно ее полушарие приходит лето, в другом с неизбежностью наступает зима. Безусловно, в тексте рекламного ролика такое употребление возможно, потому что авторы рекламных текстов стремятся к образности и выразительности, допуская то, что в другой ситуации может быть расценено как ошибка.

Ср. еще пример: Стихотворение написано двусложным ямбом, который сочетается с пиррихием. Очевидно, речь идет о количестве стоп в стихе, поскольку ямб — это всегда двусложный размер.

Пример другого рода: Христианство является духовным стержнем всякого русского человека. Дале

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Презентация на тему: » Употребление однородных членов с обобщающими словами.» — Транскрипт:



1


Употребление однородных членов с обобщающими словами


2


Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.


3


Отметьте нарушения 1.Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2.Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. 3.Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. 4.Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. 5.Регламент был очень строгий и жесток.


4


Отметьте нарушения 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.


5


Ответы


6


Проверка 1.Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2.Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. 3.Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. 4.Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. 5.Регламент был очень строгий и жесток.


7


Проверка 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Презентацию на тему «Однородные члены с обобщающими словами»
(7 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Употребление однородных членов с обобщающими словами

Слайд 1

Употребление однородных членов с обобщающими словами

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом. Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.

Слайд 2

Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом

Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия.

Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.

Отметьте нарушения. Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Р

Слайд 3

Отметьте нарушения

Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.

6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следу

Слайд 4

6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.

Ответы 1 2 3 4 5 9 10

Слайд 5

Ответы 1 2 3 4 5 9 10

Проверка

Однородные члены с обобщающими словами Слайд: 7

Слайд 7

Список похожих презентаций

Английские слова в русском языке

Английские слова в русском языке

Цели работы анализ специфики функционирования англицизмов в речи русскоязычного населения. воспитание сознательного отношения к значению слова, выбору …

Аспекты языкового анализа слова

Аспекты языкового анализа слова

Водное занятие «Сила слова». Так много слов скопилось на земле!.. Но в собственность ни деньгами, ни властью Не купишь слова, не запрешь в столе: …

Алгоритм с ветвлением и циклом

Алгоритм с ветвлением и циклом

Проверка домашнего задания. Стр.16 №18 Начало Конец Найди Раскрась Впиши Да Нет Есть животные? Стр.17 №19. Ворона сидит на пне? Боб собрал только …

А - О в корнях с чередованием

А — О в корнях с чередованием

Распредели слова в два столбика. Озарение, отбирать, касаться, казаться, переложу, вскопать, умножение, вымокший, горняцкий, горелый, полагается, …

«Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»

«Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»

Словарная работа. Спишите, расставьте ударение в словах: Гомеопатия, граждане, гражданство, кета, паралич, правнучка, бархатистый, каменистый, мускулистый, …

«Не» с глаголами

«Не» с глаголами

Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно: не брать, не был, не зная, не спеша.  . Пишутся слитно …

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Тренажер по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» Автор: Разумнова Елена Викторовна. Собери корзину овощей и фруктов! К…ПУСТА …

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». Исправьте ошибки ваших любимых героев Смешариков!!! «Я хадил сегодня в леc, там …

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. …

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

гора окно страна портфель машина. работа. Слова с проверяемой безударной гласной. Словарные слова. с а д ы к н и о ь. Поставьте ударение и подчеркните …

Безударная проверяемая в корне слова

Безударная проверяемая в корне слова

ОРФОГРАММА КОСИТЬ — КОСИТ. ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ В СЛОВАХ. Вариант 1 Зак_лить, зак_лоть, пок_рять, уг_дать, приг_дится, сож_ление, др_жать, др_знить, …

Конспекты

Буквы е-и в корнях с чередованием

Буквы е-и в корнях с чередованием

Буквы е-и в корнях с чередованием. . Цели урока:. Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием. …

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Краснолипковская средняя общеобразовательная школа». Фроловского района Волгоградской области. …

Буквы е – и в корнях с чередованием

Буквы е – и в корнях с чередованием

План-конспект урока в логике системно — деятельностного подхода. Русский язык. 5 кл. Буквы е – и в корнях с чередованием. Цели урока:. 1) обучающая: …

Буква С. Звуки [ с ], [ с ' ]

Буква С. Звуки [ с ], [ с ‘ ]

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №25». г. Бийск Алтайского края. . Проект …

Буквы з и с на конце приставок

Буквы з и с на конце приставок

Учитель русского языка и литературы. Никулина Ольга Александровна. МБОУ СОШ № 24. Урок русского языка на тему «Буквы. з. и. с. на конце приставок». …

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
    вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
    просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
    позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
    информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
    сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
    этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
    а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
    первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
    выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
    меньше волноваться.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Употребление однородных членов с обобщающими словами

    1 слайд

    Употребление однородных членов с обобщающими словами

  • Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словомВо встреч...

    2 слайд

    Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом
    Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия.
    Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.

  • Отметьте нарушенияБеликов боялся всего нового и не угодить начальству.
Пушкин...

    3 слайд

    Отметьте нарушения
    Беликов боялся всего нового и не угодить начальству.
    Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей.
    Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами.
    Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик.
    Регламент был очень строгий и жесток.

  • Отметьте нарушения6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применя...

    4 слайд

    Отметьте нарушения
    6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его.
    7. Она молода, умна, красива.
    8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников.
    9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя.
    10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.

  • Ответы1
2
3
4
5
9
10

  • ПроверкаБеликов боялся всего нового и не угодить начальству.
Пушкин – автор н...

    6 слайд

    Проверка
    Беликов боялся всего нового и не угодить начальству.
    Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей.
    Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами.
    Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик.
    Регламент был очень строгий и жесток.

  • Проверка6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его.
7....

    7 слайд

    Проверка
    6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его.
    7. Она молода, умна, красива.
    8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников.
    9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя.
    10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.

Презентация по слайдам

Слайд №1

Текст слайда: Употребление однородных членов с обобщающими словами


Слайд №2

Текст слайда: Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.


Слайд №3

Текст слайда: Отметьте нарушения Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.


Слайд №4

Текст слайда: Отметьте нарушения 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.


Слайд №5

Текст слайда: Ответы 1 2 3 4 5 9 10


Слайд №6

Текст слайда: Проверка Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.


Слайд №7

Текст слайда: Проверка 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.


  • Ошибка объектива выкл вкл
  • Ошибка объектива nikon что делать
  • Ошибка объектива nikon coolpix s9500
  • Ошибка объектива nikon coolpix s220
  • Ошибка объектива nikon coolpix l830