ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
в. Ф. РУСЕЦКИИ
Республика Беларусь, Минск
«Инструкция употребление», или Причины и механизмы речевых ошибок
Статья посвящена одному из аспектов организации эффективного обучения культуре речи: анализируются разновидности ошибок, встречающихся в речи; характеризуются причины, вызывающие речевые ошибки различного рода; описываются механизмы их возникновения.
Ключевые слова: языковая норма; речевая ошибка; механизм возникновения речевой ошибки; классификация речевых ошибок; причины речевых ошибок.
Речь является проводником наших мыслей и чувств, она связывает нас с другими людьми; заинтересованные в понимании, мы стремимся как можно точнее, полнее, правильнее выразить с помощью слов то, о чем думаем, и то, что чувствуем. Правильная речь — один из показателей общей культуры человека, важный для формирования его образа в сознании других. Отношение человека к языковым нормам, правилам речевого поведения определяется социальными, профессиональными, образовательными, возрастными, гендерными, индивидуальными и иными факторами. Большинство носителей языка отдает себе отчет в значении правильной речи, хотя отношение к нормативной стороне речи может быть разным. Обратимся к анализу речевых фактов.
Приведем пример инструкции, приложенной неведомым изготовителем к такому сложному бытовому прибору, как швабра.
ИНСТРУКЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ
Прежде употребление держите във воду 10 мин.
Русецкий Василий Федорович, доктор пед. наук, профессор Мозырского государственного педагогического ун-та им. И. Шамякина. E-mail: rusetsky@rambler.ru
Прежде полностьную мягчение непритяги-ват ручка жатья.
Постоянно держите влажный.
В кислотый и отбеливателем не всовывать.
Чтобы очищать, топить във воду 2 раза и выжимать.
Несмотря на уникальность текста @в котором явно усматривается иностранный «акцент»), на все невероятные ухищрения и манипуляции, проведенные здесь с нормами русского литературного языка, читатель может, пусть и не без определенных усилий и не с первого раза, понять смысл высказывания практически полностью.
Говоря о коммуникативной необходимости нормы, о том, что она представляет собой языковой стандарт в речи, обеспечивая тем самым смысловую и коммуникативную доступность высказывания, мы все-таки понимаем, что наша речь обладает определенным «запасом прочности» и отдельно взятая ошибка или речевое отступление не разрушают коммуникативной целостности высказывания. Этот «запас прочности» не зависит от количества ошибок на определенном речевом отрезке. Коммуникативный вес каждой ошибки определяется отдельно. В конце концов, мы можем не руководствоваться приведенной выше инструк-
60
цией, а научиться пользоваться шваброй опытным путем или консультируясь с квалифицированными специалистами в области применения швабр.
Очевидно, что пример со шваброй носит характер казуса, демонстрирует уровень владения русским языком, который характерен скорее для иностранца, освоившего грамматику русского языка лишь в незначительной степени и живущего вне русской языковой среды. А как быть с ошибками, постоянно возникающими в речи носителей русского языка?
Для эффективной «работы над ошибками» следует прежде всего проанализировать их природу; затем установить причины и механизмы, приводящие к возникновению ошибок.
Наиболее распространенная в практике обучения культуре речи («школьная») классификация основана на понимании ошибки как нарушения или отступления от нормы литературного языка и соотнесения ошибки с нарушаемой языковой нормой. Так, при неправильной постановке ударения мы говорим об акцентологической ошибке; если слово употреблено в несвойственном ему лексическом значении — ошибка лексическая; неправильно образована форма слова — морфологическая и т.д.
Однако ошибки, встречающиеся в речи, гораздо более разнообразны, и причины их возникновения выходят далеко за рамки нарушений норм литературного языка.
Помимо языковых в речи встречаются ошибки фактические, предметно-понятийные, логические, нарушающие нормы вкуса и этикета, и др.
Языковые ошибки занимают основное внимание учителей, что справедливо, ведь обучение и заключается в том, чтобы стремиться к максимально совершенному владению языком. Но ошибки, нарушающие одну и ту же языковую норму, могут быть вызваны разными причинами, которые нельзя свести лишь к незнанию нормы конкретным носителем языка.
Например, регулярно встречаются в речи синтаксические ошибки, связанные с неверным употреблением деепричастных оборотов. Распространенность оши-
бок такого рода трудно объяснить одним только незнанием нормы. Причину «живучести» этой ошибки можно объяснить рядом сопутствующих факторов, в том числе влиянием синтаксической нормы французского языка:
Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при дяде. (Л. Толстой).
В современной речи подобное употребление может быть вызвано не только незнанием нормы, но и характерным для разговорной речи явлением — быстрой сменой субъекта и темы: Стоя на платформе, быстро подошел поезд. С одной стороны, есть четкая и достаточно простая для усвоения норма, а с другой — действие некоторых механизмов и законов речи может накладываться на действие языковых норм. В результате возникают ошибки, трактовка которых с языковой точки зрения ничего не объясняет в механизме их возникновения, а главное, не позволяет увидеть пути их устранения.
Слушаем прогноз погоды: Сегодня температура опережает норму на 10 градусов. Нарушение лексической сочетаемости очевидно. Но неужели все дело в том, что человек, допустивший это употребление, не понимает лексических значений входящих в предложение слов, достаточно частотных, и не знает норм их лексической сочетаемости? Причина ошибки в этом конкретном случае кроется в тех дополнительных, внефразовых, контекстуальных и дискурсивных смыслах, которыми наполнено предложение. Поскольку это прогноз погоды, относящийся к весеннему времени, то главной темой, понятной и говорящему, и слушающим, является сезонное повышение температуры воздуха. Вот это сезонное повышение и происходит с опережением нормы, а сегодня температура превышает норму на 10 градусов. В результате смысловой контаминации и синтаксического стяжения фразы мы получаем выражение, хотя и не совсем правильное с точки зрения норм литературного языка, но понятное всем.
Ошибки, относимые к одному виду (например, орфографические), могут иметь
разную природу, а потому методические приемы, используемые для их преодоления, также различаются. Например, ошибка в правописании словарного слова связана с незнанием именно этого слова и требует совершенствования зрительной памяти и мелкой моторики руки обучаемого: здесь полезно многократно записать слово, чтобы приучить глаз и руку автоматически воспроизводить конкретный буквенный комплекс.
Причины орфографических ошибок могут быть обусловлены незнанием правила, неумением применить его в конкретном случае (например, определить грамматическую природу слова и выбрать н или нн в написании причастий и прилагательных, написать не со словами разных частей речи слитно или раздельно и т.д.), выбором ошибочной мотивировки, обусловленным общим уровнем речевого развития данного человека (так, эффективность подбора проверочных слов определяется объемом словарного запаса человека и умением устанавливать внутриязыковые связи). Устойчивость многих орфографических ошибок в письменных работах учащихся во многом объясняется несфор-мированностью именно этого умения. Таким образом, путь к устранению орфографической ошибки может лежать в областях, связанных с обогащением словаря ученика, совершенствованием его знаний в области устройства и функционирования языка в целом, а не только с изучением конкретного орфографического правила.
Фактические ошибки связаны с содержанием речи, они характеризуют качество обработки и использования информации. Это ошибки, которые не нарушают ни языковых, ни речевых норм. Отбор информации, ее интерпретация в тексте требуют внимательного и точного отношения к фактографической стороне речи. Например, в научной статье написано: Широко известны имена многих представителей современного искусства, таких как Хлебников, Филонов… Едва ли Хлебников и Филонов — представители современного искусства, поскольку расцвет их творчества приходится на начало ХХ в. Далее в том же тексте, посвященном событиям
первого десятилетия ХХ в., употребляется топоним Ленинград, неуместность которого в данном контексте очевидна.
Следовательно, фактические ошибки не связаны с языковыми нормами и особенностями речевой организации высказывания и потому отражают не уровень овладения языком, а степень осведомленности человека в предмете речи и умение оперировать информацией, что решительным образом влияет на достоверность и убедительность речи.
Предметно-понятийные ошибки можно рассматривать как разновидность фактических, однако они связаны не с передачей и обработкой информации, не с использованием и интерпретацией фактов, а с оперированием понятиями и сделанными на этой основе умозаключениями, поэтому относятся к области речевой деятельности.
Едут, едут отдыхать взрослые и дети, потому что началось лето на планете! -поется в незатейливой песенке из рекламного ролика туристической фирмы. Все понимают, о чем идет речь, однако если попытаться объяснить смысл фразы, то окажется, что в ней нарушена предметно-понятийная точность речи. Как известно, сразу на всей планете лето не может начаться в принципе: когда в одно ее полушарие приходит лето, в другом с неизбежностью наступает зима. Безусловно, в тексте рекламного ролика такое употребление возможно, потому что авторы рекламных текстов стремятся к образности и выразительности, допуская то, что в другой ситуации может быть расценено как ошибка.
Ср. еще пример: Стихотворение написано двусложным ямбом, который сочетается с пиррихием. Очевидно, речь идет о количестве стоп в стихе, поскольку ямб — это всегда двусложный размер.
Пример другого рода: Христианство является духовным стержнем всякого русского человека. Дале
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Презентация на тему: » Употребление однородных членов с обобщающими словами.» — Транскрипт:
1
Употребление однородных членов с обобщающими словами
2
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.
3
Отметьте нарушения 1.Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2.Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. 3.Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. 4.Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. 5.Регламент был очень строгий и жесток.
4
Отметьте нарушения 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.
5
Ответы
6
Проверка 1.Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2.Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. 3.Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. 4.Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. 5.Регламент был очень строгий и жесток.
7
Проверка 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Презентацию на тему «Однородные члены с обобщающими словами»
(7 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 7 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Употребление однородных членов с обобщающими словами
Слайд 2
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом
Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия.
Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.
Слайд 3
Отметьте нарушения
Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.
Слайд 4
6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.
Слайд 5
Ответы 1 2 3 4 5 9 10
Слайд 7
Список похожих презентаций
Английские слова в русском языке
Цели работы анализ специфики функционирования англицизмов в речи русскоязычного населения. воспитание сознательного отношения к значению слова, выбору …
Аспекты языкового анализа слова
Водное занятие «Сила слова». Так много слов скопилось на земле!.. Но в собственность ни деньгами, ни властью Не купишь слова, не запрешь в столе: …
Алгоритм с ветвлением и циклом
Проверка домашнего задания. Стр.16 №18 Начало Конец Найди Раскрась Впиши Да Нет Есть животные? Стр.17 №19. Ворона сидит на пне? Боб собрал только …
А — О в корнях с чередованием
Распредели слова в два столбика. Озарение, отбирать, касаться, казаться, переложу, вскопать, умножение, вымокший, горняцкий, горелый, полагается, …
«Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»
Словарная работа. Спишите, расставьте ударение в словах: Гомеопатия, граждане, гражданство, кета, паралич, правнучка, бархатистый, каменистый, мускулистый, …
«Не» с глаголами
Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно: не брать, не был, не зная, не спеша. . Пишутся слитно …
Безударные гласные в корне слова
Тренажер по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» Автор: Разумнова Елена Викторовна. Собери корзину овощей и фруктов! К…ПУСТА …
Безударные гласные в корне слова
«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». Исправьте ошибки ваших любимых героев Смешариков!!! «Я хадил сегодня в леc, там …
Безударные гласные в корне слова
Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. …
Безударные гласные в корне слова
гора окно страна портфель машина. работа. Слова с проверяемой безударной гласной. Словарные слова. с а д ы к н и о ь. Поставьте ударение и подчеркните …
Безударная проверяемая в корне слова
ОРФОГРАММА КОСИТЬ — КОСИТ. ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ В СЛОВАХ. Вариант 1 Зак_лить, зак_лоть, пок_рять, уг_дать, приг_дится, сож_ление, др_жать, др_знить, …
Конспекты
Буквы е-и в корнях с чередованием
Буквы е-и в корнях с чередованием. . Цели урока:. Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием. …
Буквы Е-И в корнях с чередованием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Краснолипковская средняя общеобразовательная школа». Фроловского района Волгоградской области. …
Буквы е – и в корнях с чередованием
План-конспект урока в логике системно — деятельностного подхода. Русский язык. 5 кл. Буквы е – и в корнях с чередованием. Цели урока:. 1) обучающая: …
Буква С. Звуки [ с ], [ с ‘ ]
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №25». г. Бийск Алтайского края. . Проект …
Буквы з и с на конце приставок
Учитель русского языка и литературы. Никулина Ольга Александровна. МБОУ СОШ № 24. Урок русского языка на тему «Буквы. з. и. с. на конце приставок». …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Употребление однородных членов с обобщающими словами
-
2 слайд
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом
Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия.
Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии. -
3 слайд
Отметьте нарушения
Беликов боялся всего нового и не угодить начальству.
Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей.
Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами.
Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик.
Регламент был очень строгий и жесток. -
4 слайд
Отметьте нарушения
6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его.
7. Она молода, умна, красива.
8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников.
9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя.
10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы. -
-
6 слайд
Проверка
Беликов боялся всего нового и не угодить начальству.
Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей.
Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами.
Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик.
Регламент был очень строгий и жесток. -
7 слайд
Проверка
6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его.
7. Она молода, умна, красива.
8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников.
9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя.
10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.
Презентация по слайдам
Слайд №1
Текст слайда: Употребление однородных членов с обобщающими словами
Слайд №2
Текст слайда: Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали представители трех стран: Англии, Франции, Италии.
Слайд №3
Текст слайда: Отметьте нарушения Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.
Слайд №4
Текст слайда: Отметьте нарушения 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.
Слайд №5
Текст слайда: Ответы 1 2 3 4 5 9 10
Слайд №6
Текст слайда: Проверка Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. Пушкин – автор не только прекрасных стихов, а также нескольких повестей. Мне не нравится, что ты высмеиваешь и пренебрежительно разговариваешь с товарищами. Кравцов оказался на все руки мастером: слесарь, сварщик, стекольщик. Регламент был очень строгий и жесток.
Слайд №7
Текст слайда: Проверка 6. Ошибка объясняется незнанием правила и неумением применять его. 7. Она молода, умна, красива. 8. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 9. Автор работы не только обнаружил знания литературы вопроса, но и биографии писателя. 10. Студент рассмотрел следующие вопросы: освещение в лингвистической литературе видов словообразования, проанализировал продуктивные словообразовательные типы.