От
плохого
начала
и
конец бывает
плохой.
Еврипид
Впечатление
и
мнение
«Встречают
по
одежке»
— это
вековая
народная
мудрость.
Она же
утверждает,
что
«провожают
по уму».
Естественно,
возникает
вопрос,
насколько
первое
впечатление
влияет
на
последующее
восприятие
человека.
Способствует
или
препятствует
раскрытию
истинных свойств
человека?
Эксперименты
показали,
что
наполовину
устойчивое
мнение
о
человеке
формируется
в
течение
первых полутора
минут
общения.
Анализ бесед
при
приеме
на работу
подтверждает
и дополняет
этот
вывод.
Установлено:
как бы
долго
ни длился
разговор,
положительное
или
отрицательное мнение
о
кандидате
складывается
в течение
первых 3—4
минут
общения.
После этого
вопросы
задают
в
зависимости
от
сложившегося
мнения:
при
положительном
мнении
— позволяющие
человеку
раскрыться
с лучшей
стороны,
при
отрицательном
— как
говорят,
«на
засыпку».
То есть
ведущие
беседу
фактически
выстраивают
ее так,
чтобы
их
первоначальное
мнение
было
подкреплено последующими
фактами.
Все это
свидетельствует
о большой
важности
первого
впечатления.
Поэтому
важно
проследить,
какие
факторы
влияют
на
создаваемое
впечатление,
отделить
положительные
от
негативных,
истинные
от
ложных.
О
чем
говорят
факты
Внешняя
привлекательность.
Степень
привлекательности
во многом
предопределяет
отношение
к
человеку.
Мужчин
и
женщин,
которых
компетентное
жюри
отнесло
к
наиболее
красивым,
испытуемые
оценили
как
более
уверенных
в
себе,
счастливых,
искренних,
уравновешенных,
энергичных,
любезных,
находчивых,
утонченных
и
более богатых
духовно,
чем
те,
кто
был
«объявлен»
некрасивым.
Кроме
того,
мужчины
оценили
«красивых»
мужчин
и
женщин,
фотографии
которых
им
показывали,
как
более
расположенных
к
другим
людям,
заботливых
и
внимательных к
ним.
Ореол
физической
привлекательности
вызывает сдвиг
в оценках,
не только
когда
объектом
их
оказывается
сама
личность,
но и
когда
оценивается
конкретный
результат
деятельности
человека
или тот
или иной
его отдельный
поступок.
Есть факты,
подтверждающие
справедливость
высказанной
мысли.
Молодым
людям
предлагали
оценить
очерк,
написанный женщиной,
портрет
которой
прилагался.
Автор
эксперимента
использовал
в
одних
группах
испытуемых
портрет женщины
с
привлекательной
внешностью,
в
других
—
портрет
«дурнушки».
Оценки
были
более
высокими,
когда
считали,
что
очерк
написала
красивая
женщина.
А вот
другой
пример.
Студенткам
университета,
которые
готовились
стать педагогами,
были
даны
описания
проступков,
которые
совершили
семилетние
мальчики
и
девочки,
сфотографированные
крупным
планом.
Они
должны
были
высказать свое
отношение
к
каждому
из
них
и
к
их
поведению.
Студентки
оказались
более
снисходительными
к
тем,
у
кого была
более
привлекательная
наружность.
Привилегированное
положение
красивых
осознают уже
четырехлетние
дети.
Отвечая
на
соответствующий вопрос,
они
говорят:
если
будешь
красивым,
то «тебя
все будут
любить
и не
обижать».
Дети
обоего
пола от
2-х лет
9-ти
месяцев
до 6-ти
лет 1-го
месяца
значительно чаще
вызывали
на экран,
демонстрирующий
результаты
эксперимента,
изображение
красивого
сверстника.
В книге
«Психология
эмоциональных
отношений» Л.Я.
Гозман
рассказывает
о
следующем
эксперименте.
Группе
«судей»
сообщили
информацию
о
проступке,
совершенном
незнакомым
им
человеком
и давали
его фотографию.
Задача
состояла
в том,
чтобы
на
основании
имеющихся
сведений
сделать
вывод
об
особенностях
личности
«обвиняемого»
и
определить
ему
наказание.
Во всех
экспериментальных
группах
были вынесены
более
жесткие
решения,
когда
проступок
совершил
некрасивый
человек,
ему же
приписывали больше
негативных
свойств.
К слову,
обычай
стричь наголо
обвиняемых,
судя по
этому
эксперименту,
ведет
к
ужесточению
наказаний,
поскольку
такая
«прическа»
изменяет
внешность
в
большинстве
случаев
не в
лучшую сторону.
Ограничимся
приведенными
примерами.
Здесь
важно подчеркнуть
другое:
психология
знает
множество
фактов,
доказывающих,
что
«эффект
красоты»
носит
предварительный
характер.
В
последующем
оценка
человека окружающими
определяется
характером
взаимодействия с
ним,
реальной
ценностью
в их
глазах
его дел.
Телосложение.
Особенности
телосложения,
конституция
человека
также
влияют
на
создаваемое
им
впечатление.
Видя полного,
с
округлыми
формами
мужчину
чаще всего
утверждают,
что он
несильный,
старомодный,
болтливый,
сердечный,
добродушный,
сговорчивый,
доверчивый,
эмоциональный,
открытый
людям,
любящий
житейский
комфорт
и большой
любитель
поесть.
О мускулистом,
атлетического
сложения
мужчине обычно
говорят,
что он
сильный,
мужественный
и смелый,
уверенный
в себе,
энергичный,
дерзкий,
инициативный.
О высоком,
худощавом
и на
вид
очень
хрупком
мужчине
опрашиваемые
говорили
чаще
всего,
что он
высокий,
тонкий,
нервный,
честолюбивый,
подозрительный,
чувствительный
к боли,
любящий
уединение
и скрытный.
Высказываясь
о каждом
из трех
типов
мужчин,
испытуемые
называли
и их
возраст.
При этом
полного мужчину
они
видели
намного
более
старым,
чем он
был на
самом
деле, а
худощавый
им, как
правило,
казался
моложе
своих
лет.
Взгляд.
Характерное
для
человека
выражение
лица —
угрюмое или
радостное,
злое
или
доброе
—
воздействует
на наше
впечатление.
Это, без
сомнения,
ясно каждому.
А вот
как
взгляд
другого
человека
влияет
на наше
отношение
к нему,
известно
меньше.
Новый
преподаватель,
впервые
читая
лекцию,
по просьбе
экспериментатора
на
одну
группу
студентов
подолгу
неотрывно
смотрел.
Другой
же,
взглянув
на
нее
мельком,
сразу
отводил
глаза.
В
итоге
студенты
первой
группы
оценили
лектора
как
властного
и
уверенного
в
себе человека,
а
вторые
отнесли
его
к
очень
стеснительным людям.
Другой
эксперимент.
Студентов
попросили
высказать
свое
мнение
о
новом преподавателе—женщине,
которая,
как
и
в
предыдущем
случае,
во
время
изложения
учебного
материала
по
просьбе экспериментатора
на
одну
группу
студентов
постоянно обращала
свой
взор,
а
на
другую
группу
студентов,
сидевших
в
аудитории,
внимания
не
обращала.
Слушатели
из первой
группы
дали
ей,
как
человеку,
более
положительные
оценки,
чем
студенты
второй
группы.
Выявленное
в
приведенных
примерах
влияние
рассматриваемого
фактора
на
формирование
первого
впечатления
о человеке
— это
следствие
сложившегося
у людей
из их
опыта
представления
о том,
что
волевой по
натуре
человек
не боится
смотреть
в глаза
людям,
а, с
другой
стороны,
если он
задерживает
на них
свой взор,
значит,
они ему
чем-либо
интересны.
Поза.
На
формирующееся
впечатление
о человеке
может влиять,
как
показывают
исследования,
принятая
им поза.
В одном
эксперименте
людей,
выступавших
в
роли
объектов
формирования
первого
впечатления,
просили
в
одних случаях
во
время
разговоров
с
теми,
чье
впечатление
оценивалось,
наклонять
свой
корпус
вперед,
а
в
других
случаях отклонять
его
назад.
Оказалось,
что
в
первом
случае люди
— и
мужчины,
и
женщины
—
нравились
наблюдателям
больше,
чем
во
втором.
Кроме
того,
им
особенно
импонировали
женщины,
сидевшие
в
спокойной
позе,
с
непере—крещенными
руками
и
ногами.
Другие
исследования
в еще
большей
степени
подтвердили
значение
характерной
для
человека
позы
для формирования
впечатления
о нем.
Вместе
с тем,
они раскрыли
и роль
позы в
передаче
истинного
состояния
человека.
Воспитывающиеся
в условиях
современного
общества
люди
обычно
лучше
владеют
своим
лицом
при
выражении
переживаемых
ими
чувств.
Поэтому очень
часто
не лицо,
а именно
поза
выдает
истинное состояние
человека,
его
действительное
отношение
к нам.
Речь
и
голос.
Насколько
значима
для
формирования впечатления
о человеке
его
пантомимика,
настолько же
важны
особенности
его речи
и голоса.
Тон
голоса
— низкий
или
высокий,
и у
мужчин,
и у
женщин,
—
вызывает
у
слушающих
их
впервые
лиц
совершенно
разные
представления
относительно
личностных
качеств говорящих.
Выдающиеся
политики
показывают,
что
голос
— один
из
факторов
преуспевания.
Все
знают,
что
Маргарет
Тэтчер
называли
«железной леди».
Но
не
все
знают,
за
что
она
получила
такой
эпитет.
Оказывается,
не
за
характер,
хотя
и
он
соответствует
этому
определению.
А
за
«металлический»
голос,
которым
она
обладала
от
природы.
Он
мешал
адекватному
восприятию
ее,
и
Тэтчер
пошла
на
операцию
(довольно
рискованную)
голосовых
связок,
чтобы
сделать
свой голос
более
соответствующим
женскому
полу.
Однако
мужчинам
«железный»
голос
вовсе
не
мешает,
а, скорее,
помогает
производить
нужное
впечатление.
Пример
генерала
Лебедя—
тому
свидетельство.
Впервые
слышавшие
сразу
наделяли
Александра
Ивановича волевыми
качествами.
А
афористичная
речь
еще
более укрепляла
первое
впечатление.
В
данном
случае
голос,
речь,
характер
и
пол
созвучны
друг
другу.
Понятно,
что
столь
яркие
личности
только
подкрепляют
распространенное
мнение
(не
всегда,
впрочем,
справедливое),
что по
голосу
можно
узнать
о человеке
все.
Напряженность
в голосе
женщины
обычно
не ведет
к приписыванию
ей
негативных
характеристик.
Напряженность
в голосе
мужчины,
как
правило,
заставляет людей
думать,
что он
не очень
владеет
собой,
обладает
невысоким
интеллектом,
уязвим
и т.п.
Любопытные
данные
были
выявлены
при
сравнении
оценок,
которые
получили
у
воспринимавших
их впервые
людей
многоречивые
мужчины
и женщины.
У первых
многословие
было
воспринято
как
серьезный недостаток,
а у
вторых
— как
почти
нормальное
состояние,
не
вызывающее
предположений
о
каком-либо
личностном изъяне.
Эти
факты
указывают
на более
снисходительное
отношение
общества
к речи
женщин
и более
требовательное
к речи
мужчин.
Этому
соответствует
и такое
обстоятельство:
женщины
не
придают
большого
значения
своим
словам,
несравненно
большее
значения
они
придают
словам мужчин.
Люди, которые
хорошо
определяют
состояние
других
людей
по
оттенкам
их речи
и голоса,
обычно
хорошо
передают
речью
и голосом
собственные
эмоции.
Одежда.
Особенности
внешнего
облика
человека
также
оказывают
воздействие
на
складывающееся
у нас
впечатление о
нем.
Фактов,
подкрепляющих
это
утверждение,
предостаточно.
Так,
проведено
много
экспериментов,
в которых
перед
разными
группами
испытуемых
(уравненными
по
признакам
возраста,
пола,
образования,
профессии,
социального
происхождения)
в качестве
объекта
формирования
впечатления
выступал
один и
тот же
человек,
но к
каждой
новой
группе он
выходил
в другой
одежде
или
менялись
его
прическа,
украшения
(если
это была
женщина).
Когда
человек
появлялся
перед
каждой
новой
группой испытуемых
в
другом
костюме
(в
обычном
или
в
спортивном,
в
рабочем
комбинезоне
или
в
духовном
одеянии,
либо
в военной
форме),
испытуемые
помимо
черт,
отмеченных
у этого
человека
всеми
группами,
называли
также
те
его качества,
которые
явно
предопределял
костюм.
Например,
человеку
в
военной
форме
обычно
приписывали
такие
качества,
как
дисциплинированность,
аккуратность,
настойчивость,человеку
в
обычном
костюме
—
внутреннюю
раскованность,
открытость
по
отношению
к
другим
людям,
свободу
в
проявлении
чувств.
Прическа.
Длинные
волосы
у мужчин
наделяют
их обладателя
в глазах
окружающих
некой
интеллигентностью,
склонностью
к
умственному
труду.
Наоборот,
короткая
стрижка
наводит
на мысль
о
спортивных
занятиях
ее
носителя,
стрижка
«под
ноль»
— о
сборах
в армию
или о
недавнем
пребывании
в местах
заключения.
Стрижка
«под
бандита»
позволяет
причислять
ее обладателя
к
«братве».
Очки.
Оказывается,
и
отдельные
частные
детали
во внешнем
облике
человека
могут
воздействовать
на
формирующееся
о нем
впечатление.
Английский
психолог
Э. Холл
показывал
в одних
группах испытуемых
лица
мужчин
и женщин
без
очков,
а в
других
группах
— те
же лица
в очках.
В очках
люди казались
испытуемым
более
умными
и
прилежными,
чем без
очков.
Вместе
с тем,
наличие
очков
или их
отсутствие
никак
не
отразилось
на
суждениях
испытуемых
о
честности,
доброте,
независимости
и о
чувстве
юмора
воспринимаемых
ими
людей.
Этот фактор
учитывается
в деловом
мире.
Многие носят
очки
без
диоптрий
(и без
затемнения)
только для
того,
чтобы
производить
лучшее
впечатление.
Другое дело
— очки
с
затемненными
стеклами.
Они не
позволяют
видеть
глаза
собеседника
и потому
раздражают.
В
результате
человека,
не
снимающего
очки на
время
разговора,
наделяют
всевозможными
отрицательными
качествами:
невоспитанностью,
скрытностью,
лживостью.
Косметика.
Использование
женщиной
косметики сверх
меры
считается,
как
правило,
признаком
дурного
вкуса,
неодухотворенностью,
интеллектуальной
недалекостью,
а также
чрезмерным
желанием
обратить на
себя
внимание
мужчин.
В
деловом
мире
в
соответствующих
стандартах
для работающих
женщин
принято:
минимум
декоративной
косметики, максимум
—
профилактической,
на
время,
когда
женщина
принадлежит
самой
себе.
Внешние
факторы,
влияющие на
формирование
впечатления
Последовательность
получения
сведений.
Установлено,
что на
мнение
о личности
впервые
воспринимаемого
человека
влияет
последовательность,
в какой
люди получают
знания
о
различных
сторонах
его
личности.
Значение
последнего
обстоятельства
убедительно доказано
А.
Лачинсом.
Изучая
значение
порядка
поступающей
информации
о
человеке,
он давал
четырем группам
испытуемых
ряд
описаний
его
поведения.
Описания,
предложенные
первой
группе,
характеризовали
человека
как
экстраверта,
то есть
человека,
интересы
которого
направлены
преимущественно
на окружающих.
Сведения,
сообщенные
второй
группе,
наоборот,
рисовали
его как
ярко
выраженного
интроверта,
то есть
личность,
более
всего
интересующуюся своими
мыслями
и
переживаниями.
Третьей и
четвертой
группам
испытуемых
были
даны комбинированные
описания
поведения
и
деятельности
человека,
ставшего
объектом
оценки.
По первой
серии содержащихся
в них
фактов
одна
группа
могла заключить
сначала,
что он
экстраверт,
а по
второй
— что
он
интроверт.
Другая
же группа
испытуемых
на
основе
содержания
полученных
ею
сведений
могла
сначала
подумать
об этом
человеке,
что он
интроверт,
а затем
— что
экстраверт.
После этого
всем
группам
испытуемых
Лачинс
предложил
образцы
различных
ситуаций,
и они
должны были
сказать,
как
проявит
себя в
них
человек,
с
некоторыми
фактами
поведения
которого
они
только что
были
ознакомлены.
Оказалось,
что
порядок,
в котором
испытуемым
сообщалась
информация
о новом
для них
человеке,
определял
характер
предсказания ими
типа
его
поведения
(как
экстраверта
или
интроверта)
в
различных
ситуациях.
Наибольшее
воздействие на
испытуемых
оказала
информация,
поступившая первой.
Таким
образом,
это еще
одна
демонстрация
действенности
«эффекта
порядка»,
о котором
мы вели
речь в
параграфе
4.5.
Дистанция
общения.
В
ряде
работ
при
выяснении факторов,
которые
влияют
на
характер
складывающегося
о человеке
впечатления,
имеются
данные
о
значении
расстояния
между
общающимися.
Установлен
факт:
для
каждого
человека
(находящегося
в
привычной
для него
обстановке)
характерна
дистанция,
которая
должна
отделять
его от
другого, мало
знакомого
ему,
чтобы
общение
не
вызывало
раздражения.
Зависит
это
расстояние
от роста
людей,
их пола,
психологического
состояния,
намерений
относительно
человека,
о котором
формируется
мнение.
Женщины
предпочитают
несколько
меньшую
дистанцию
такого
общения,
мужчины
—
большую.
Это
связано
с тем,
что для
женщин
более
значим
сам
процесс
общения,
а для
мужчин
—
результат
общения.
Кроме
того,
женщины
проявляют
интерес
к деталям,
которые
лучше
видны
вблизи.
Интроверты
чувствуют
себя
комфортнее
на
большем удалении
от
собеседника,
нежели
экстраверты,
любящие
общение.
По обычно
выбираемому
собеседником расстоянию
для
разговора
можно
получить
представление,
кто он:
экстраверт
или
интроверт.
С
нравящимися
людьми
разговаривают
на более
близкой
дистанции.
По этому
признаку
можно
определить
и
отношение собеседника
к себе.
При
официальном
общении
или настороженном
отношении
стараются
расположиться подальше.
Фон
непосредственного
восприятия.
Исследователи
проблемы формирования
первого
впечатления
подчеркивают
роль
социального
фона,
на
котором
этот
человек
воспринимается.
Много ли
людей
около
оцениваемого
человека,
какие
они,
каковы
их облик
и
поведение
— все
это
влияет
на то,
какие
особенности
в его
внешнем
облике мы
отметим
и как
их
оценим.
На фоне
невысоких
людей
рослый
человек
кажется еще
выше.
На фоне
смеющихся
лиц
спокойное
лицо привлечет
к себе
внимание
наблюдателя.
Рядом
с
работающими
людьми
томящийся
от
безделья
человек также
«бросается
в глаза».
На фоне
злых и
кажущихся человеку
несправедливых
реплик
чье-то
доброе,
произнесенное
в его
защиту
слово
не только
воспринимается
человеком
с
благодарностью,
но и
заставляет взглянуть
на
сказавшего
это с
симпатией.
Когда во
время
какого-либо
происшествия
почти
все свидетели
этого
происшествия
пребывают
в
растерянности
и среди
них
оказывается
человек,
который
проявляет
решительность,
мы не
только
более
выпукло видим
его
достоинства,
но и
максимально
высоко
оцениваем
его
личность.
«Фактор
сопровождения».
Был
проведен
такой
эксперимент.
Мужчину
с
обыкновенной
наружностью представляли
двум
группам
незнакомых
ему
людей.
Последние
должны
были
затем
рассказать
о
впечатлении,
которое
произвел
на них
этот
человек.
В одну
из групп
он был
приглашен
в
сопровождении
женщины с
яркой
привлекательной
внешностью,
в другую
группу
его
сопровождала
женщина
некрасивая
и
неаккуратно
одетая.
Это различие
в облике
сопровождающих
имело
своим
следствием
неодинаковую
оценку
мужчины
и
отношение
к нему.
Первая
группа
положительные
качества
мужчины
оценила
значительно
выше,
чем
вторая,
и общее
отношение
со
стороны
первой
группы
также оказалось
более
благоприятным
для
него.
Подобный
эффект
имеет
место
только
тогда,
когда сопровождающее
лицо
другого
пола.
Если же
они
одного
пола,
то
внешняя
привлекательность
сопровождающего
играет
отрицательную
роль в
восприятии
оцениваемой
личности.
В деловом
мире
эти
обстоятельства
имеют
непосредственное
отражение:
секретаршей,
переводчиков
для
руководителей—мужчин
стараются
выбирать
из
числа
наиболее
привлекательных
женщин.
Мужчина—переводчик
в этом
случае
имеет
большие
шансы
при
внешности,
менее привлекательной,
чем
у
руководителя.
Обсуждая
подобные
нюансы
мы, тем
не менее,
никогда
не должны
забывать
о роли
профессионализма
в работе.
Внешний
фон.
Одной
группе
испытуемых
предлагали
высказать
свое
мнение
о
человеке,
который
в
спокойней
позе и
со
спокойным
лицом
стоял
перед
группой
подростков,
сидевших
в один
ряд
напротив
него за
длинным
столом.
Другая
группа
испытуемых,
уравненная
по всем
параметрам
с первой,
тоже
высказывалась
об этом
человеке.
Но теперь
в той
же позе
и с
тем же
выражением
лица,
как и
в первом
случае,
он стоял
у
автобуса,
двери
которого
штурмовали
несколько
мужчин
и женщин.
Испытуемые
третьей
группы
(составленной
с учетом
возраста,
пола и
образования,
как и
первые
две)
того же
человека
(поза и
выражение лица
его
оставались
прежними)
оценивали
без того
внешнего фона,
на
котором
он был
«подан»
испытуемым
в первых
двух
случаях.
В результате
человеку
были
приписаны
качества,
«увидеть»
которые
в нем
явно
помог
фон, на
котором он
воспринимался.
Когда
таким
фоном
были
подростки,
в личности
оцениваемого
человека
испытуемые увидели
доброжелательное
отношение
к детям,
умение
разговаривать
с ними,
быть
интересным
рассказчиком.
Когда
же фоном
были
садящиеся
в автобус
пассажиры, отмечены
воспитанность,
уважение
к
женщинам,
отсутствие
чувства
стадности,
коллективизм.
Когда
человек
был
наедине
с собой,
намного
больше суждений,
чем в
предыдущих
двух
случаях,
испытуемые
высказали
о его
лице,
глазах,
их
выражении,
о характере
телосложения,
особенностях
внешнего
облика
и не
называли
черты,
которые
были
отмечены предыдущими
группами.
«Внутренние»
факторы
Личность
и
поведение
оценивающего
человека.
Выявлено
влияние
поведения
человека
по
отношению
к другим
людям
на их
оценку.
В поставленном
Штрайклендом
эксперименте
испытуемые
наблюдали
за двумя
работниками,
выполнявшими
одно и
то же
задание
с
одинаковым
успехом.
Однако
если за
действиями
одного
лица
они
могли наблюдать
без
перерывов,
то работу
другого
они
видели
лишь
эпизодически.
Первому
лицу
они
время
от
времени
могли
выражать
свое
одобрение
или
неодобрение,
со вторым
человеком
у них
такой
связи
не было.
Когда
испытуемым
было
предложено
сказать,
который
из
рабочих
нуждается
в большем
контроле,
присмотре
и опеке,
они
почти
все
ответили,
что
первый.
Проецирование.
В
других
исследованиях
было
установлено,
что в
формировании
впечатления
о другом
человеке участвует
механизм
проецирования,
заключающийся
в том,
что
познающий
субъект
может
«вкладывать»
свои
состояния
в другую
личность,
приписывать
ей черты,
которые
в
действительности
присущи ему
самому
и которые
у
оцениваемой
личности
могут отсутствовать.
Так, в
исследовании
Фешбаха
и Сингера
испытуемых
студентов
в двух
группах
подвергали
несильным электроударам
(в разной
степени
в каждой
из
групп),
которые
вызывали
неприятные
ощущения.
Одновременно
этим
испытуемым,
а также
студентам,
составлявшим
контрольную
группу,
демонстрировали
кинофильм,
в котором
фигурировал
некий
человек.
Все они
должны были
дать
оценку
личности
этого
человека.
В результате
подвергавшиеся
воздействию
током
испытуемые
оценивали
его как
более
боязливого,
испуганного,
чем
испытуемые,
входившие
в
контрольную группу.
И чем
сильнее
были
электроудары,
тем
больше студентов
давали
такую
характеристику.
Приписывание
своего
состояния
другому
человеку было
обнаружено
и в
эксперименте,
проведенном Мюрреем.
Одна из
групп
испытуемых
изображала
сценки,
где
преобладало
резко
агрессивное
поведение.
Затем
испытуемые
этой
группы,
а также
испытуемые,
входившие
в
контрольную
группу,
оценивали
не
знакомых
им ранее
лиц. И
опять
оказалось,
что
предварительно
созданное
эмоциональное
состояние
обусловило
то, что
первая
группа
отмечала
в
незнакомом человеке
злобность,
агрессивность.
Другая
группа
эти черты
у тех
же людей
не
фиксировала.
Сеарс в
своих
опытах
выявил
несколько
иной
тип «проекции»
в актах
оценки
людьми
друг
друга.
По его
данным, человек,
оценивая
другого
человека,
может увидеть
те
отрицательные
черты,
которые
характеризуют
как
личность
его
самого.
Испытуемые,
в
личности
которых
были
ярко
выражены
желчность,
упрямство,
подозрительность,
оценивали
эти черты
у
человека,
предложенного
им
для
оценки,
значительно
выше,
чем
это
делали
испытуемые,
не
обладавшие названными
чертами.
Все
исследователи,
наблюдавшие
явление
проецирования
при
формировании
мнения
о другом
человеке,
отмечают,
что
тенденция
приписывать
собственные
качества
или
состояния
другим
людям
особенно сильно
выражена
у
индивидуумов,
отличающихся
малой
самокритичностью.
По данным
Ньюкома,
эта
тенденция
в очень
большой
степени
характерна
для
представителей
авторитарного
типа
личности
и почти
не
обнаруживается
у представителей
неавторитарного
(демократического)
типа.
В своих
опытах
он
знакомил
представителей
этих
двух типов
друг с
другом,
а затем
каждого
спрашивал,
как его
новый
знакомый
ответит
на
специально
подобранные
вопросы.
Представители
авторитарного
типа,
говоря
о
возможных
ответах
неавторитарных
личностей,
приписывали
им авторитарную
манеру
высказывания,
свои
суждения
по этим
вопросам.
Представители
неавторитарного
типа личности
в
подобную
крайность
не
впадали.
Уверенность
оценивающего.
Исследователи
проблемы
познания
людьми
друг
друга
установили
также,
что характер
оценки
другого
человека
зависит
от таких
качеств
оценивающего,
как
степень
его
уверенности
в себе
и присущее
ему
отношение
к другим
людям.
Боссом и
Маслоу
выяснили,
что
уверенные
в
себе люди
часто
оценивают
других
людей
как
доброжелательных
и
расположенных
к
ним.
В
то
же
время
лица,
неуверенные
в
себе,
имеют
обыкновение
смотреть
на
других как
на
тяготеющих
к
холодности
и
нерасположенных
к
окружающим.
Влияние
установок.
Отступая
от сугубо
научного
изложения,
сошлемся
на такого
знатока
человеческих душ,
как
Расул
Гамзатов.
Его
стихи
дают
ответ
на
вынесенное
в
заголовок
утверждение.
«Вон
человек,
что
скажешь
ты
о
нем
?»
Ответил
друг,
плечами
пожимая:
«Я с
этим
человеком
не
знаком.
Что
про
него
хорошего
я
знаю
?»
«Вон
человек,
что
скажешь
ты
о
нем?»
—
Спросил
я
у
товарища
другого.
«Я с
этим
человеком
не
знаком.
Что я
могу
сказать
о
нем
плохого
?»
Комментарии,
думается,
излишни.
4.7.
САМОПРОВЕРКА:
УМЕЕТЕ
ЛИ
ВЫ
«ЧИТАТЬ»
СОБЕСЕДНИКА
Умение
вести
разговор
—
это
талант.
Стендаль
Кроссворд
По
вертикали:
1.
Лучше
всего
воспринимается
наиболее…
приветствие.
2. Какой
вариант
(первый
или
второй)
вы
предпочтете,
если
собеседник
вмешивается
в
ваш
рассказ:
1) «Сначала
выслушай,
а
потом
критикуй!»;
2) «Давай
дадим
друг
другу
по
5 минут,
выслушаем,
а
потом
обсудим»?
3.
Утверждение
в
форме
вопроса
—
вот
смысл
вопроса,
называемого…
4.
Позиция
в
общении,
характеризующаяся
тем,
что
человек,
ее
занявший,
учит,
требует,
оценивает,
покровительствует.
5.
Вопрос,
на
который
предполагается
односложный
ответ
(«да»
или
«нет»),
называется…
6.Убеждая,
исключите…
аргументы
7.
Отношения
«Родитель»—«Родитель».
8.
Отношения
«Дитя»—«Дитя».
10.
Позиция
в
общении,
характеризующаяся
преобладанием
эмоций
или
беспомощности.
12.
Внешняя
привлекательность
помощника…
имидж
руководителя,
если
они
одного
пола.
13.
Возражая
оппоненту,
нужно
начинать
с
того,
в
чем
вы…
14.
Небольшое
преувеличение
достоинства,
которое
собеседник
желает
видеть
в
себе.
15.
Наиболее
убедительный
порядок
аргументов
указывается
правилом…
17.
Деловому
человеку
не
стоит
экспериментировать
со
своей
внешностью
после…
лет.
19.
«Гормоны
удовольствия».
20.
Понижает
или
повышает
курение
интенсивность
деловой
встречи?
22.
Результат
использования
слов,
терминов,
непонятных
собеседнику:
достижение
вами
преимущества
или
раздражение
партнера?
24. Чтобы
встреча
не
затянулась,
руководитель
может
установить
температуру…
комфортной.
25.
Сильная
освещенность
в
помещении…
продолжительность
деловой
встречи.
28.
Отношения
«Родитель»—«Дитя».
По
горизонтали:
1.
Внешняя
привлекательность
переводчика
как
бы…
имидж
руководителя,
если
они
разного
пола.
9. В
преддверии
деловой
встречи
неплохой
темой
может
быть…
11. Тип
собеседника,
часто
оперирующего
словами,
связанными
с
тяжестью—легкостью,
теплом—холодом.
12.
Прозорливый
руководитель
не
разрешает
подчиненным
обращаться
к
нему
с
вопросами,
не
имея…
16.
Человек,
преимущественно
ориентированный
на
свой
внутренний
мир.
18.
Комплименты
подчиненным
следует
говорить…
21. При
слове
«нет»
выделяется…
23.
Наличие
настенных
часов
в
комнате
переговоров…
продолжительность
встречи.
26. Как
большинство
людей
воспринимают
привычку
говорить
«о’кей»
в
беседе
русскоязычных
партнеров?
27.
Вопрос,
имеющий
целью
задать
направление
разговору,
называется…
29. Тип
собеседника,
часто
оперирующего
зрительными
ассоциациями,
—
это…
30. Тип
собеседника,
предпочитающего
сравнения
слухового
ряда.
31.
Человек,
преимущественно
ориентированный
на
окружающих.
Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.
Задача первого
впечатления — быстрая ориентировка в
ситуации взаимодействия, отнесение
партнера по общению к какой-то группе,
к какому-то типу людей по некоторому
признаку (стереотипизация).
Наиболее важные
для этого характеристики (признаки)
воспринимаются достаточно точно, а
остальные черты и особенности
«достраиваются» (приписываются), что
создает возможность ошибки.
В этом смысле
первое впечатление почти всегда
правильно. Ошибкой является то, что мы
приписываем
встреченному человеку некоторые оценки
неизвестных
пока качеств,
причем при последующем общении результаты
первого впечатления продолжают
действовать.
Некоторые ошибки
восприятия происходят из-за так
называемого эффекта
ореола, при
котором мы оцениваем человека по важному
для нас фактору, а затем эту оценку
совершенно необоснованно распространяем
на другие его качества и черты личности.
Ошибки восприятия, связанные с эффектом
ореола, в той или иной степени присущи
любому первому впечатлению, они возникают
спонтанно и практически не контролируемы.
Наиболее
распространенные причины ошибок
восприятия,
связанные с эффектом ореола:
-
фактор превосходства
(статуса) –
качества человека более высокого
статуса мы склонны завышать, более
низкого статуса – занижать.
-
фактор
привлекательности –
действует в случае эмоциональной
реакции на внешний вид собеседника:
более привлекательному приписываем
достоинства, человеку с неприятной
внешностью приписываем отрицательные
качества или занижаем оценку его
достоинств.
-
фактор «отношения
ко мне» (доброжелательности или
враждебности) –
человеку, настроенному доброжелательно,
демонстрирующему уважение, мы часто
приписываем положительные качества
или игнорируем отрицательные,
преувеличиваем их достоинства и не
замечаем недостатков; в отношении
враждебно настроенного человека –
наоборот.
В своем сознании
мы отражаем не процесс формирования
образа другого человека, а его конечный
результат, и полностью доверяем ему.
Правила
поведения, учитывающие психологию
восприятия.
Менеджеру важно
понимать механизм возникновения ошибок
восприятия, чтобы понимать, как он может
ошибиться при восприятии незнакомого
человека, а также, как он сам может
способствовать ошибочному восприятию
себя впервые встреченными людьми.
Необходимо понимать
природу возможных ошибок восприятия,
и корректировать свое поведение для
избегания негативных последствий этих
ошибок. При оценке нового собеседника
необходимо учитывать возможность
возникновения ошибок восприятия.
Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.
При длительном
контакте собеседники уделяют друг другу
больше внимания, одновременно возрастает
их взаимная зависимость. Для углубленного
и более объективного восприятия и
понимания собеседника человек располагает
дополнительными познавательными
возможностями.
В каждой конкретной
ситуации важно понимать,
что нужно в
данный момент твоему собеседнику,
как он себя
чувствует,
как воспринимает
происходящее. Эта информация необходима
для выбора правильной линии поведения.
Существуют три
основных механизма, которые используются
для понимания и восприятия собеседника
в процессе длительного общения: :
идентификация,
эмпатия и рефлексия.
Идентификация
– уподобление себя другому человеку,
мысленное перемещение себя на место
другого и прогнозирование своих
переживаний, мыслей и действий в этой
ситуации.
Эмпатия –
понимание другого человека на уровне
чувств, не рациональное объяснение, а
стремление «прочувствовать», эмоционально
откликнуться на его проблемы.
Рефлексия —
осознание действующим индивидом того,
как он воспринимается партнером по
общению. Это сложный процесс, требующий
специальных усилий, навыка самонаблюдения
и психологических знаний.
Чтобы понять
собеседника, необходимо обратить на
него внимание.
Источником
информации могут быть как высказывания
собеседника, так и его невербальные
проявления: выражение лица, взгляд,
жесты, интонации, помогающие понять
внутреннее состояние другого человека.
Мешают понять
другого человека:
-
сосредоточенность
на себе; -
неконструктивные
привычки мышления, когда мы оперируем
не фактами, а их оценками, обвиняем
собеседника или пытаемся подогнать
его поведение под собственные стереотипы; -
негативный настрой
собеседника, его отрицательные эмоции
и высказывания; -
собственные
негативные переживания, возникающими
в ответ на его действия или высказывания.
Если собеседник
настроен негативно, необходимо как
можно точнее понять, что именно его не
устраивает. Негативные переживания
сигнализируют о тех потребностях
человека, которые в данный момент не
могут быть удовлетворены. Пока мы не
выясним, что именно нужно собеседнику,
у нас нет возможности наладить с ним
отношения партнера по общению.
Современная деловая
культура выработала определенный стиль
поведения, основанный на внимании к
собеседнику, его переживаниям, мыслям,
потребностям.
Выражение понимания
и сочувствия собеседнику:
-
Описание языком
фактов неприятной ситуации; -
Описание его
переживаний в этой ситуации (называть
те переживания, которые он испытывает); -
Описание тех его
потребностей, которые не удовлетворены
в этой ситуации
Важно уметь
интерпретировать высказывания
собеседника, давать ему обратную связь
о том, как вы его понимаете, предоставлять
собеседнику возможность высказаться
о своем состоянии и своей позиции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что же стоит за феноменом первого впечатления, каковы его типичные ошибки и как их избежать?
Восприятие другого человека не может быть беспристрастным, оно всегда окрашено различными эмоциями, направляется нашим предшествующим опытом, который обобщен в определенных установках и предубеждениях. Это всегда процесс с активной обратной связью.
Воспринятый образ другого человека моментально запускает работу нашего мозга. И здесь довольно сложно определить, чего в этом процессе больше — интуитивного, бессознательного или рационального, логического. Можно лишь со всей определенностью сказать, что восприятие другого человека – это сложный процесс единства иррационального и логического, влияющий на первое впечатление и опосредованный нашим прежним опытом.
Предположим, мы впервые встретились с человеком, пообщались с ним. Далее идет обмен впечатлениями. Как правило, люди редко описывают другого человека в терминах «худой» или «красивый», «решительный» или «зануда». Чаще всего мы даем эмоциональную оценку партнеру по общению, выражая ее через фразы типа «понравился», «не понравился», «хороший», «приятный», «нормальный», «так себе». В этом и заключается наше субъективное, сугубо пристрастное мнение, которое позже может дополняться, уточняться, иногда кардинально меняться.
Эмоциональная оценка другого человека позволяет понять причины его поступков и прогнозировать поведение, и на этой основе уже выстраивать собственную линию поведения.
Первое впечатление включает следующие типичные ошибки
Первая ошибка называется «эффект ореола» и включает склонность человека преувеличивать однородность личности. Например, общее положительное впечатление способствует тому, что человек во всех сферах оценивается позитивно. И наоборот, общее отрицательное впечатление закрепляется и переносится на всю личность человека, мешая увидеть его положительные стороны.
Эффект ореола включает следующие факторы:
Фактор превосходства действует в ситуации неравенства общающихся людей, которое может ощущаться на уровне статуса, образованности, внешнего вида и т.п. Человек может смущаться в присутствии известных или богатых людей, потому что именно эти параметры для него являются важными. Ситуация неравенства (например, собеседник имеет более высокий статус) приводит к определенному замешательству, иногда к заискиванию, к обшей позитивной оценке человека.
Фактор привлекательности действует тогда, когда внешне привлекательного человека мы переоцениваем по остальным социально-психологическим характеристикам. Например, красивого человека мы считаем успешным, счастливым, богатым, что не всегда соответствует истине.
Фактор отношения к наблюдателю включает положительную оценку людей, которые разделяют какие-то важные для нас идеи, или хорошо к нам относятся. Здесь большую роль играют такие факторы, как землячество, общие увлечения, дети одного возраста и т.п. Фактор отношения может использоваться в деловом общении. К примеру, чтобы получить поддержку влиятельного человека, о нем высказывается положительное мнение (при условии, что эта информация дойдет до адресата). Такой заочный комплимент положительно влияет на принятие решения.
Ошибки первого впечатления способны искажать нашу реальность, создавать коммуникативные барьеры. Иногда это серьезно мешает бизнесу: внешне непрезентабельный человек не рассматривается в качестве потенциального клиента.
Чтобы избежать ошибок первого впечатления психологи рекомендуют проводить мысленный эксперимент (с переодеванием и т.д.), всегда помнить о том, что мы взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом. Не стоит быть категоричным и стремится к обобщениям и ярлыкам. Нужно видеть не только сходство, но различия между людьми. Ну и конечно, не спешить с выводами.
Первое впечатление: ошибки восприятия
Всем известно, насколько важна для нас роль первого впечатления. На основе жизненного опыта и интуиции мы стараемся сформировать для себя образ нового объекта. Ученые утверждают, что в основное мнение о человеке складывается в течение первых полутора минут общения. Как же это происходит? Страна Советов расскажет, как и по каким законам формируется первое впечатление о человеке.
Одним из важных результатов психологических исследований по формированию первого впечатления было выявление определенных типичных схем, по которым строится образ человека, и которыми пользуются, в той или иной степени, все люди. Но построение образа человека по этим схемам часто приводит к ошибкам восприятия.
Типичные схемы формирования первого впечатления
Первое впечатление: фактор превосходства
Для того, чтобы подействовал на нас фактор превосходства, мы предварительно оцениваем нового собеседника: внешний вид, выражение лица, одежда, манера говорить и держаться и т.д. Понятно, что кроме этих признаков, для оценки личности у нас больше ничего и нет. Автоматически мы относим человека в определенную социальную группу, определяя его уровень интеллекта и воспитания. Но очень часто при этом мы допускаем ошибки.
Например, по данным опросов, более интеллектуальными считаются люди в очках и аккуратно одетые, высокие люди внушают больше доверия, а носители длинных волос воспринимаются как более высокодуховные. Хотя, как вы понимаете, никакой связи среди этих показателей нет.
Фактор превосходства срабатывает, когда мы увидели у собеседника что-то не равное нам. Достаточно одного какого-то признака неравенства, и этот человек автоматически считается в полном превосходстве по сравнению с нами. Или наоборот.
Например: мужчина увидел у нового знакомого красивую дорогую машину. Срабатывает фактор превосходства, и новый знакомый кажется умнее, лучше, богаче, счастливее и т.д.
Первое впечатление: фактор привлекательности
Механизмы фактора привлекательности и фактора превосходства очень схожи. Но здесь основное внимание идет на внешнюю привлекательность. Чем больше новый знакомый для нас кажется привлекательным, симпатичным, тем лучше он для нас во всех отношениях. Т.е. красивый – значит умный, хороший, добрый, искренний и т.д.
Исследования показывают, что симпатичных детей меньше наказывают, им ставят выше оценки в школе и любезнее разговаривают окружающие. Красивые люди имеют преимущества в общей оценке своих качеств только благодаря своей внешности.
Первое впечатление: фактор отношения к нам
Наверняка все согласятся, что те люди, которые хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора отношения к нам. В зависимости от положительного или отрицательного знака этого отношения, мы и оцениваем качества людей.
Американские ученые Р.Нисбет и Т.Вильсон провели эксперимент, в котором одного и того же человека отправили в две разных аудитории к студентам. В одну — под видом общительного и доброжелательного преподавателя, а в другую – под видом строгого и холодного преподавателя. Результат не удивил – оценка «первого» преподавателя была намного выше, чем «второго».
Отсюда мы можем сделать вывод, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию приписывания позитивных качеств новому знакомому и отбрасыванию негативных, и наоборот, явное негативное отношение к нам вызывает стойкую тенденцию не замечать позитивные стороны собеседника и выставлять негативные.
Первое впечатление: эффект «ореола»
В исследованиях по формированию первого впечатления все три вида вышеуказанных факторов охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при первом впечатлении общее позитивное восприятие человека приводит к переоценке его качеств, а негативное – к недооценке.
Первое впечатление очень сильно зависит и от стереотипов, наложенных обществом. Например, работников торговли считают обманщиками, грузчиков – алкоголиками и т.д. Определенной группе людей «вешаются» ярлыки, необоснованно приписываются всем им конкретные качества и черты. Поменять свое мнение иногда бывает достаточно трудно.
Исследования познания людей друг другом достаточно убедительно показали, что полнота и достоверность оценки другого человека очень зависит от качеств самого оценивающего. Имеется ввиду степень уверенности в себе, доброжелательность, самочувствие, эмоциональный настрой, окружающая обстановка и др.
Например: если человек нервничает, то и воспринимать незнакомого человека он будет как беспокойного и неуверенного в себе.
Восприятие другого человека очень сильно зависит от собственного внутреннего состояния и от желания общаться. Первое впечатление о человеке – это проекция вашего внутреннего мира.
Правильное формирование первого впечатления о новом человеке приходит с жизненным опытом, с умением «влиться» в собеседника, когда не стоит обращать внимание на установки и стереотипы, учитывая всевозможные типичные ошибки.
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?» (Расул Гамзатов)
1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
трансакция
ролевые ожидания
социальная роль
психологический контакт
2. Основные качества манипулятора
недоверие к себе и другим
лживость
примитивность чувств
все ответы верны
3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.
прагматической
управленческой
терапевтической
4. Особенность невербального общения:
его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
отсутствие возможности подделать эти импульсы
все ответы верны
его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения
5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.
светское
ролевое
деловое
примитивное
6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.
деловое
манипулятивное
светское
формально-ролевое
7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …
аттракция
аффилиация
гипноз
8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект …
края
первичности
ореола
бумеранга
9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …
самоактуализация
стереотипизация
идентификация
обобщение
10. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект …
незавершенного действия
бумеранга
новизны
ореола
11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это …
стереотипизация
абстракция
проецирование
12. Манипулирующее воздействие проявляется в …
использовании человека в корыстных целях
демонстрации своей позиции
в покровительственном отношении к человеку
13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …
эмпатия
рефлексия
экспрессивность
14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние:
совместная деятельность
все ответы верны
«помогающее поведение»
сходство характеристик общающихся
сходство ситуации, в которой находятся партнеры
15. Перцептивная сторона общения включает в себя …
проявление тревожности
демонстрацию креативного поведения
процесс формирования образа другого человека
16. Человеческая речь характеризуется:
наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции
определенной логикой построения фраз
возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях
все ответы верны
17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.
смысловые
эмоциональные
физические
18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс …
идентификации
эмпатии
рефлексии
19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
личностным
деловым
ролевым
20. Существенный признак внушения:
некритическое восприятие информации
недоверие
критичность
21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …
психическое заражение
конформность
убеждение
подражание
22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …
убеждение
психическое заражение
эмпатия
23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий:
понимание целей партнера
все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения
понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
знание индивидуальных особенностей партнера
24. Формы реализации делового общения
оперативка
переговоры
брифинг
совещания
беседа
видеоконференция
25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это …
комплимент
лесть
критика
26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение.
примитивное
закрытое
ролевое
открытое
27. Последовательность этапов делового общения:
установление контакта
выявление мотивов общения
взаимодействие
завершение общения
28. Основные механизмы познания другого человека:
эмпатия
все ответы верны
рефлексия
идентификация