Ошибка первого впечатления приписывание своих качеств собеседнику тест ответы

От
плохого
начала
и
конец бывает
плохой.

Еврипид

Впечатление
и
мнение

«Встречают
по
одежке»
— это
вековая
народная
муд­рость.
Она же
утверждает,
что
«провожают
по уму».
Ес­тественно,
возникает
вопрос,
насколько
первое
впе­чатление
влияет
на
последующее
восприятие
человека.
Способствует
или
препятствует
раскрытию
истинных свойств
человека?

Эксперименты
показали,
что
наполовину
устойчи­вое
мнение
о
человеке
формируется
в
течение
первых полутора
минут
общения.

Анализ бесед
при
приеме
на работу
подтверждает
и дополняет
этот
вывод.
Установлено:
как бы
долго
ни длился
разговор,
положительное
или
отрицательное мнение
о
кандидате
складывается
в течение
первых 3—4
минут
общения.

После этого
вопросы
задают
в
зависимости
от
сло­жившегося
мнения:
при
положительном
мнении
— позволяющие
человеку
раскрыться
с лучшей
стороны,
при
отрицательном
— как
говорят,
«на
засыпку».
То есть
ведущие
беседу
фактически
выстраивают
ее так,
чтобы
их
первоначальное
мнение
было
подкреплено последующими
фактами.

Все это
свидетельствует
о большой
важности
перво­го
впечатления.
Поэтому
важно
проследить,
какие
фак­торы
влияют
на
создаваемое
впечатление,
отделить
по­ложительные
от
негативных,
истинные
от
ложных.

О
чем
говорят
факты

Внешняя
привлекательность.
Степень
привлекатель­ности
во многом
предопределяет
отношение
к
человеку.

Мужчин
и
женщин,
которых
компетентное
жюри
от­несло
к
наиболее
красивым,
испытуемые
оценили
как
бо­лее
уверенных
в
себе,
счастливых,
искренних,
уравновешен­ных,
энергичных,
любезных,
находчивых,
утонченных
и
более богатых
духовно,
чем
те,
кто
был
«объявлен»
некрасивым.
Кроме
того,
мужчины
оценили
«красивых»
мужчин
и
жен­щин,
фотографии
которых
им
показывали,
как
более
рас­положенных
к
другим
людям,
заботливых
и
внимательных к
ним.

Ореол
физической
привлекательности
вызывает сдвиг
в оценках,
не только
когда
объектом
их
оказыва­ется
сама
личность,
но и
когда
оценивается
конкрет­ный
результат
деятельности
человека
или тот
или иной
его отдельный
поступок.

Есть факты,
подтверждающие
справедливость
вы­сказанной
мысли.

Молодым
людям
предлагали
оценить
очерк,
написанный женщиной,
портрет
которой
прилагался.
Автор
экспери­мента
использовал
в
одних
группах
испытуемых
портрет женщины
с
привлекательной
внешностью,
в
других

портрет
«дурнушки».
Оценки
были
более
высокими,
когда
счи­тали,
что
очерк
написала
красивая
женщина.

А вот
другой
пример.

Студенткам
университета,
которые
готовились
стать педагогами,
были
даны
описания
проступков,
которые
со­вершили
семилетние
мальчики
и
девочки,
сфотографиро­ванные
крупным
планом.
Они
должны
были
высказать свое
отношение
к
каждому
из
них
и
к
их
поведению.
Сту­дентки
оказались
более
снисходительными
к
тем,
у
кого была
более
привлекательная
наружность.

Привилегированное
положение
красивых
осознают уже
четырехлетние
дети.
Отвечая
на
соответствующий вопрос,
они
говорят:
если
будешь
красивым,
то «тебя
все будут
любить
и не
обижать».
Дети
обоего
пола от
2-х лет
9-ти
месяцев
до 6-ти
лет 1-го
месяца
значительно чаще
вызывали
на экран,
демонстрирующий
результа­ты
эксперимента,
изображение
красивого
сверстника.

В книге
«Психология
эмоциональных
отношений» Л.Я.
Гозман
рассказывает
о
следующем
эксперименте.
Группе
«судей»
сообщили
информацию
о
проступке,
совершенном
незнакомым
им
человеком
и давали
его фотографию.
Задача
состояла
в том,
чтобы
на
основа­нии
имеющихся
сведений
сделать
вывод
об
особенно­стях
личности
«обвиняемого»
и
определить
ему
нака­зание.
Во всех
экспериментальных
группах
были вынесены
более
жесткие
решения,
когда
проступок
со­вершил
некрасивый
человек,
ему же
приписывали больше
негативных
свойств.
К слову,
обычай
стричь наголо
обвиняемых,
судя по
этому
эксперименту,
ве­дет
к
ужесточению
наказаний,
поскольку
такая
«при­ческа»
изменяет
внешность
в
большинстве
случаев
не в
лучшую сторону.

Ограничимся
приведенными
примерами.
Здесь
важно подчеркнуть
другое:
психология
знает
множество
фак­тов,
доказывающих,
что
«эффект
красоты»
носит
пред­варительный
характер.
В
последующем
оценка
человека окружающими
определяется
характером
взаимодействия с
ним,
реальной
ценностью
в их
глазах
его дел.

Телосложение.
Особенности
телосложения,
консти­туция
человека
также
влияют
на
создаваемое
им
впе­чатление.

Видя полного,
с
округлыми
формами
мужчину
чаще всего
утверждают,
что он
несильный,
старомодный,
болтливый,
сердечный,
добродушный,
сговорчивый,
доверчивый,
эмоциональный,
открытый
людям,
лю­бящий
житейский
комфорт
и большой
любитель
по­есть.

О мускулистом,
атлетического
сложения
мужчине обычно
говорят,
что он
сильный,
мужественный
и смелый,
уверенный
в себе,
энергичный,
дерзкий,
ини­циативный.

О высоком,
худощавом
и на
вид
очень
хрупком
муж­чине
опрашиваемые
говорили
чаще
всего,
что он
вы­сокий,
тонкий,
нервный,
честолюбивый,
подозритель­ный,
чувствительный
к боли,
любящий
уединение
и скрытный.

Высказываясь
о каждом
из трех
типов
мужчин,
ис­пытуемые
называли
и их
возраст.
При этом
полного мужчину
они
видели
намного
более
старым,
чем он
был на
самом
деле, а
худощавый
им, как
правило,
казался
моложе
своих
лет.

Взгляд.
Характерное
для
человека
выражение
лица —
угрюмое или
радостное,
злое
или
доброе

воздей­ствует
на наше
впечатление.
Это, без
сомнения,
ясно каждому.
А вот
как
взгляд
другого
человека
влияет
на наше
отношение
к нему,
известно
меньше.

Новый
преподаватель,
впервые
читая
лекцию,
по просьбе
экспериментатора
на
одну
группу
студентов
по­долгу
неотрывно
смотрел.
Другой
же,
взглянув
на
нее
мель­ком,
сразу
отводил
глаза.
В
итоге
студенты
первой
груп­пы
оценили
лектора
как
властного
и
уверенного
в
себе человека,
а
вторые
отнесли
его
к
очень
стеснительным людям.

Другой
эксперимент.

Студентов
попросили
высказать
свое
мнение
о
новом преподаватележенщине,
которая,
как
и
в
предыдущем
слу­чае,
во
время
изложения
учебного
материала
по
просьбе экспериментатора
на
одну
группу
студентов
постоянно обращала
свой
взор,
а
на
другую
группу
студентов,
сидев­ших
в
аудитории,
внимания
не
обращала.
Слушатели
из первой
группы
дали
ей,
как
человеку,
более
положитель­ные
оценки,
чем
студенты
второй
группы.

Выявленное
в
приведенных
примерах
влияние
рас­сматриваемого
фактора
на
формирование
первого
впе­чатления
о человеке
— это
следствие
сложившегося
у людей
из их
опыта
представления
о том,
что
волевой по
натуре
человек
не боится
смотреть
в глаза
людям,
а, с
другой
стороны,
если он
задерживает
на них
свой взор,
значит,
они ему
чем-либо
интересны.

Поза.
На
формирующееся
впечатление
о человеке
может влиять,
как
показывают
исследования,
приня­тая
им поза.

В одном
эксперименте
людей,
выступавших
в
роли
объек­тов
формирования
первого
впечатления,
просили
в
одних случаях
во
время
разговоров
с
теми,
чье
впечатление
оце­нивалось,
наклонять
свой
корпус
вперед,
а
в
других
случаях отклонять
его
назад.
Оказалось,
что
в
первом
случае люди
и
мужчины,
и
женщины

нравились
наблюдате­лям
больше,
чем
во
втором.
Кроме
того,
им
особенно
импо­нировали
женщины,
сидевшие
в
спокойной
позе,
с
неперекрещенными
руками
и
ногами.

Другие
исследования
в еще
большей
степени
под­твердили
значение
характерной
для
человека
позы
для формирования
впечатления
о нем.
Вместе
с тем,
они раскрыли
и роль
позы в
передаче
истинного
состоя­ния
человека.
Воспитывающиеся
в условиях
современ­ного
общества
люди
обычно
лучше
владеют
своим
ли­цом
при
выражении
переживаемых
ими
чувств.
Поэтому очень
часто
не лицо,
а именно
поза
выдает
истинное состояние
человека,
его
действительное
отношение
к нам.

Речь
и
голос.
Насколько
значима
для
формирования впечатления
о человеке
его
пантомимика,
настолько же
важны
особенности
его речи
и голоса.
Тон
голоса
— низкий
или
высокий,
и у
мужчин,
и у
женщин,

вы­зывает
у
слушающих
их
впервые
лиц
совершенно
раз­ные
представления
относительно
личностных
качеств говорящих.

Выдающиеся
политики
показывают,
что
голос
— один
из
факторов
преуспевания.

Все
знают,
что
Маргарет
Тэтчер
называли
«железной леди».
Но
не
все
знают,
за
что
она
получила
такой
эпи­тет.
Оказывается,
не
за
характер,
хотя
и
он
соответствует
этому
определению.
А
за
«металлический»
голос,
которым
она
обладала
от
природы.
Он
мешал
адекват­ному
восприятию
ее,
и
Тэтчер
пошла
на
операцию
(
до­вольно
рискованную)
голосовых
связок,
чтобы
сделать
с
вой голос
более
соответствующим
женскому
полу.

Однако
мужчинам
«железный»
голос
вовсе
не
ме­шает,
а, скорее,
помогает
производить
нужное
впе­чатление.

Пример
генерала
Лебедя—
тому
свидетельство.
Впер­вые
слышавшие
сразу
наделяли
Александра
Ивановича волевыми
качествами.
А
афористичная
речь
еще
более укрепляла
первое
впечатление.
В
данном
случае
голос,
речь,
характер
и
пол
созвучны
друг
другу.

Понятно,
что
столь
яркие
личности
только
подкреп­ляют
распространенное
мнение
(не
всегда,
впрочем,
справедливое),
что по
голосу
можно
узнать
о человеке
все.

Напряженность
в голосе
женщины
обычно
не ведет
к приписыванию
ей
негативных
характеристик.
Напря­женность
в голосе
мужчины,
как
правило,
заставляет людей
думать,
что он
не очень
владеет
собой,
облада­ет
невысоким
интеллектом,
уязвим
и т.п.

Любопытные
данные
были
выявлены
при
сравне­нии
оценок,
которые
получили
у
воспринимавших
их впервые
людей
многоречивые
мужчины
и женщины.
У первых
многословие
было
воспринято
как
серьезный недостаток,
а у
вторых
— как
почти
нормальное
состо­яние,
не
вызывающее
предположений
о
каком-либо
личностном изъяне.
Эти
факты
указывают
на более
снис­ходительное
отношение
общества
к речи
женщин
и более
требовательное
к речи
мужчин.

Этому
соответствует
и такое
обстоятельство:
жен­щины
не
придают
большого
значения
своим
словам,
несравненно
большее
значения
они
придают
словам мужчин.

Люди, которые
хорошо
определяют
состояние
дру­гих
людей
по
оттенкам
их речи
и голоса,
обычно
хоро­шо
передают
речью
и голосом
собственные
эмоции.

Одежда.
Особенности
внешнего
облика
человека
так­же
оказывают
воздействие
на
складывающееся
у нас
впечатление о
нем.
Фактов,
подкрепляющих
это
утверждение,
предостаточно.
Так,
проведено
много
экспе­риментов,
в которых
перед
разными
группами
испы­туемых
(уравненными
по
признакам
возраста,
пола,
образования,
профессии,
социального
происхождения)
в качестве
объекта
формирования
впечатления
высту­пал
один и
тот же
человек,
но к
каждой
новой
группе он
выходил
в другой
одежде
или
менялись
его
причес­ка,
украшения
(если
это была
женщина).

Когда
человек
появлялся
перед
каждой
новой
группой испытуемых
в
другом
костюме
(
в
обычном
или
в
спортив­ном,
в
рабочем
комбинезоне
или
в
духовном
одеянии,
либо
в военной
форме),
испытуемые
помимо
черт,
отмеченных
у этого
человека
всеми
группами,
называли
также
те
его качества,
которые
явно
предопределял
костюм.
Например,
человеку
в
военной
форме
обычно
приписывали
такие
ка­чества,
как
дисциплинированность,
аккуратность,
настой­чивость,человеку
в
обычном
костюме

внутреннюю
рас­кованность,
открытость
по
отношению
к
другим
людям,
свободу
в
проявлении
чувств.

Прическа.
Длинные
волосы
у мужчин
наделяют
их обладателя
в глазах
окружающих
некой
интеллигент­ностью,
склонностью
к
умственному
труду.
Наоборот,
короткая
стрижка
наводит
на мысль
о
спортивных
за­нятиях
ее
носителя,
стрижка
«под
ноль»
— о
сборах
в армию
или о
недавнем
пребывании
в местах
заключе­ния.
Стрижка
«под
бандита»
позволяет
причислять
ее обладателя
к
«братве».

Очки.
Оказывается,
и
отдельные
частные
детали
во внешнем
облике
человека
могут
воздействовать
на
фор­мирующееся
о нем
впечатление.

Английский
психолог
Э. Холл
показывал
в одних
группах испытуемых
лица
мужчин
и женщин
без
оч­ков,
а в
других
группах
— те
же лица
в очках.
В очках
люди казались
испытуемым
более
умными
и
прилеж­ными,
чем без
очков.
Вместе
с тем,
наличие
очков
или их
отсутствие
никак
не
отразилось
на
суждениях
испы­туемых
о
честности,
доброте,
независимости
и о
чув­стве
юмора
воспринимаемых
ими
людей.

Этот фактор
учитывается
в деловом
мире.
Многие носят
очки
без
диоптрий
(и без
затемнения)
только для
того,
чтобы
производить
лучшее
впечатление.

Другое дело
— очки
с
затемненными
стеклами.
Они не
позволяют
видеть
глаза
собеседника
и потому
раз­дражают.
В
результате
человека,
не
снимающего
очки на
время
разговора,
наделяют
всевозможными
отрица­тельными
качествами:
невоспитанностью,
скрытно­стью,
лживостью.

Косметика.
Использование
женщиной
косметики сверх
меры
считается,
как
правило,
признаком
дурно­го
вкуса,
неодухотворенностью,
интеллектуальной
не­далекостью,
а также
чрезмерным
желанием
обратить на
себя
внимание
мужчин.

В
деловом
мире
в
соответствующих
стандартах
для работающих
женщин
принято:
минимум
декоративной
косметики
, максимум

профилактической,
на
время,
когда
женщина
принадлежит
самой
себе.

Внешние
факторы,
влияющие на
формирование
впечатления

Последовательность
получения
сведений.
Установле­но,
что на
мнение
о личности
впервые
воспринимае­мого
человека
влияет
последовательность,
в какой
люди получают
знания
о
различных
сторонах
его
личности.

Значение
последнего
обстоятельства
убедительно доказано
А.
Лачинсом.
Изучая
значение
порядка
посту­пающей
информации
о
человеке,
он давал
четырем группам
испытуемых
ряд
описаний
его
поведения.

Описания,
предложенные
первой
группе,
характе­ризовали
человека
как
экстраверта,
то есть
человека,
интересы
которого
направлены
преимущественно
на окружающих.
Сведения,
сообщенные
второй
группе,
наоборот,
рисовали
его как
ярко
выраженного
интро­верта,
то есть
личность,
более
всего
интересующуюся своими
мыслями
и
переживаниями.

Третьей и
четвертой
группам
испытуемых
были
даны комбинированные
описания
поведения
и
деятельно­сти
человека,
ставшего
объектом
оценки.
По первой
серии содержащихся
в них
фактов
одна
группа
могла заключить
сначала,
что он
экстраверт,
а по
второй
— что
он
интроверт.
Другая
же группа
испытуемых
на
ос­нове
содержания
полученных
ею
сведений
могла
сначала
подумать
об этом
человеке,
что он
интроверт,
а затем
— что
экстраверт.

После этого
всем
группам
испытуемых
Лачинс
пред­ложил
образцы
различных
ситуаций,
и они
должны были
сказать,
как
проявит
себя в
них
человек,
с
не­которыми
фактами
поведения
которого
они
только что
были
ознакомлены.
Оказалось,
что
порядок,
в ко­тором
испытуемым
сообщалась
информация
о новом
для них
человеке,
определял
характер
предсказания ими
типа
его
поведения
(как
экстраверта
или
интро­верта)
в
различных
ситуациях.
Наибольшее
воздействие на
испытуемых
оказала
информация,
поступившая первой.

Таким
образом,
это еще
одна
демонстрация
дей­ственности
«эффекта
порядка»,
о котором
мы вели
речь в
параграфе
4.5.

Дистанция
общения.
В
ряде
работ
при
выяснении факторов,
которые
влияют
на
характер
складывающе­гося
о человеке
впечатления,
имеются
данные
о
зна­чении
расстояния
между
общающимися.

Установлен
факт:
для
каждого
человека
(находя­щегося
в
привычной
для него
обстановке)
харак­терна
дистанция,
которая
должна
отделять
его от
другого, мало
знакомого
ему,
чтобы
общение
не
вы­зывало
раздражения.
Зависит
это
расстояние
от рос­та
людей,
их пола,
психологического
состояния,
намерений
относительно
человека,
о котором
фор­мируется
мнение.

Женщины
предпочитают
несколько
меньшую
дис­танцию
такого
общения,
мужчины

большую.
Это
свя­зано
с тем,
что для
женщин
более
значим
сам
про­цесс
общения,
а для
мужчин

результат
общения.
Кроме
того,
женщины
проявляют
интерес
к деталям,
которые
лучше
видны
вблизи.

Интроверты
чувствуют
себя
комфортнее
на
большем удалении
от
собеседника,
нежели
экстраверты,
любя­щие
общение.
По обычно
выбираемому
собеседником расстоянию
для
разговора
можно
получить
представ­ление,
кто он:
экстраверт
или
интроверт.
С
нравящи­мися
людьми
разговаривают
на более
близкой
дистан­ции.
По этому
признаку
можно
определить
и
отношение собеседника
к себе.
При
официальном
общении
или настороженном
отношении
стараются
расположиться подальше.

Фон
непосредственного
восприятия.
Исследователи
проблемы формирования
первого
впечатления
подчер­кивают
роль
социального
фона,
на
котором
этот
чело­век
воспринимается.

Много ли
людей
около
оцениваемого
человека,
ка­кие
они,
каковы
их облик
и
поведение
— все
это
вли­яет
на то,
какие
особенности
в его
внешнем
облике мы
отметим
и как
их
оценим.

На фоне
невысоких
людей
рослый
человек
кажется еще
выше.
На фоне
смеющихся
лиц
спокойное
лицо привлечет
к себе
внимание
наблюдателя.
Рядом
с
ра­ботающими
людьми
томящийся
от
безделья
человек также
«бросается
в глаза».
На фоне
злых и
кажущихся человеку
несправедливых
реплик
чье-то
доброе,
про­изнесенное
в его
защиту
слово
не только
воспринима­ется
человеком
с
благодарностью,
но и
заставляет взглянуть
на
сказавшего
это с
симпатией.

Когда во
время
какого-либо
происшествия
почти
все свидетели
этого
происшествия
пребывают
в
растерян­ности
и среди
них
оказывается
человек,
который
про­являет
решительность,
мы не
только
более
выпукло видим
его
достоинства,
но и
максимально
высоко
оце­ниваем
его
личность.

«Фактор
сопровождения».
Был
проведен
такой
экс­перимент.
Мужчину
с
обыкновенной
наружностью представляли
двум
группам
незнакомых
ему
людей.
Последние
должны
были
затем
рассказать
о
впечатле­нии,
которое
произвел
на них
этот
человек.
В одну
из групп
он был
приглашен
в
сопровождении
женщины с
яркой
привлекательной
внешностью,
в другую
груп­пу
его
сопровождала
женщина
некрасивая
и
неакку­ратно
одетая.

Это различие
в облике
сопровождающих
имело
сво­им
следствием
неодинаковую
оценку
мужчины
и
от­ношение
к нему.
Первая
группа
положительные
каче­ства
мужчины
оценила
значительно
выше,
чем
вторая,
и общее
отношение
со
стороны
первой
группы
также оказалось
более
благоприятным
для
него.

Подобный
эффект
имеет
место
только
тогда,
когда сопровождающее
лицо
другого
пола.
Если же
они
од­ного
пола,
то
внешняя
привлекательность
сопровож­дающего
играет
отрицательную
роль в
восприятии
оце­ниваемой
личности.

В деловом
мире
эти
обстоятельства
имеют
непосред­ственное
отражение:
секретаршей,
переводчиков
для
ру­ководителеймужчин
стараются
выбирать
из
числа
наи­более
привлекательных
женщин.
Мужчинапереводчик
в этом
случае
имеет
большие
шансы
при
внешности,
менее привлекательной,
чем
у
руководителя.

Обсуждая
подобные
нюансы
мы, тем
не менее,
ни­когда
не должны
забывать
о роли
профессионализма
в работе.

Внешний
фон.
Одной
группе
испытуемых
предлага­ли
высказать
свое
мнение
о
человеке,
который
в
спо­койней
позе и
со
спокойным
лицом
стоял
перед
груп­пой
подростков,
сидевших
в один
ряд
напротив
него за
длинным
столом.
Другая
группа
испытуемых,
урав­ненная
по всем
параметрам
с первой,
тоже
высказы­валась
об этом
человеке.
Но теперь
в той
же позе
и с
тем же
выражением
лица,
как и
в первом
случае,
он стоял
у
автобуса,
двери
которого
штурмовали
несколь­ко
мужчин
и женщин.
Испытуемые
третьей
группы
(со­ставленной
с учетом
возраста,
пола и
образования,
как и
первые
две)
того же
человека
(поза и
выражение лица
его
оставались
прежними)
оценивали
без того
внешнего фона,
на
котором
он был
«подан»
испытуе­мым
в первых
двух
случаях.

В результате
человеку
были
приписаны
качества,
«увидеть»
которые
в нем
явно
помог
фон, на
котором он
воспринимался.
Когда
таким
фоном
были
подрост­ки,
в личности
оцениваемого
человека
испытуемые увидели
доброжелательное
отношение
к детям,
уме­ние
разговаривать
с ними,
быть
интересным
рассказ­чиком.
Когда
же фоном
были
садящиеся
в автобус
пассажиры, отмечены
воспитанность,
уважение
к
жен­щинам,
отсутствие
чувства
стадности,
коллективизм.
Когда
человек
был
наедине
с собой,
намного
больше суждений,
чем в
предыдущих
двух
случаях,
испытуе­мые
высказали
о его
лице,
глазах,
их
выражении,
о характере
телосложения,
особенностях
внешнего
об­лика
и не
называли
черты,
которые
были
отмечены предыдущими
группами.

«Внутренние»
факторы

Личность
и
поведение
оценивающего
человека.
Вы­явлено
влияние
поведения
человека
по
отношению
к другим
людям
на их
оценку.

В поставленном
Штрайклендом
эксперименте
испы­туемые
наблюдали
за двумя
работниками,
выполняв­шими
одно и
то же
задание
с
одинаковым
успехом.
Однако
если за
действиями
одного
лица
они
могли наблюдать
без
перерывов,
то работу
другого
они
виде­ли
лишь
эпизодически.
Первому
лицу
они
время
от
вре­мени
могли
выражать
свое
одобрение
или
неодобре­ние,
со вторым
человеком
у них
такой
связи
не было.
Когда
испытуемым
было
предложено
сказать,
кото­рый
из
рабочих
нуждается
в большем
контроле,
при­смотре
и опеке,
они
почти
все
ответили,
что
первый.

Проецирование.
В
других
исследованиях
было
уста­новлено,
что в
формировании
впечатления
о другом
человеке участвует
механизм
проецирования,
заклю­чающийся
в том,
что
познающий
субъект
может
«вкла­дывать»
свои
состояния
в другую
личность,
приписы­вать
ей черты,
которые
в
действительности
присущи ему
самому
и которые
у
оцениваемой
личности
могут отсутствовать.

Так, в
исследовании
Фешбаха
и Сингера
испытуе­мых
студентов
в двух
группах
подвергали
несильным электроударам
(в разной
степени
в каждой
из
групп),
которые
вызывали
неприятные
ощущения.
Одновремен­но
этим
испытуемым,
а также
студентам,
составляв­шим
контрольную
группу,
демонстрировали
кино­фильм,
в котором
фигурировал
некий
человек.
Все они
должны были
дать
оценку
личности
этого
человека.
В результате
подвергавшиеся
воздействию
током
испы­туемые
оценивали
его как
более
боязливого,
испуган­ного,
чем
испытуемые,
входившие
в
контрольную группу.
И чем
сильнее
были
электроудары,
тем
больше студентов
давали
такую
характеристику.

Приписывание
своего
состояния
другому
человеку было
обнаружено
и в
эксперименте,
проведенном Мюрреем.
Одна из
групп
испытуемых
изображала
сцен­ки,
где
преобладало
резко
агрессивное
поведение.
За­тем
испытуемые
этой
группы,
а также
испытуемые,
входившие
в
контрольную
группу,
оценивали
не
зна­комых
им ранее
лиц. И
опять
оказалось,
что
предвари­тельно
созданное
эмоциональное
состояние
обуслови­ло
то, что
первая
группа
отмечала
в
незнакомом человеке
злобность,
агрессивность.
Другая
группа
эти черты
у тех
же людей
не
фиксировала.

Сеарс в
своих
опытах
выявил
несколько
иной
тип «проекции»
в актах
оценки
людьми
друг
друга.
По его
данным, человек,
оценивая
другого
человека,
может увидеть
те
отрицательные
черты,
которые
характери­зуют
как
личность
его
самого.

Испытуемые,
в
личности
которых
были
ярко
выраже­ны
желчность,
упрямство,
подозрительность,
оценивали
эти черты
у
человека,
предложенного
им
для
оценки,
значи­тельно
выше,
чем
это
делали
испытуемые,
не
обладавшие названными
чертами.

Все
исследователи,
наблюдавшие
явление
проеци­рования
при
формировании
мнения
о другом
челове­ке,
отмечают,
что
тенденция
приписывать
собствен­ные
качества
или
состояния
другим
людям
особенно сильно
выражена
у
индивидуумов,
отличающихся
ма­лой
самокритичностью.

По данным
Ньюкома,
эта
тенденция
в очень
боль­шой
степени
характерна
для
представителей
автори­тарного
типа
личности
и почти
не
обнаруживается
у представителей
неавторитарного
(демократического)
типа.

В своих
опытах
он
знакомил
представителей
этих
двух типов
друг с
другом,
а затем
каждого
спрашивал,
как его
новый
знакомый
ответит
на
специально
подобран­ные
вопросы.

Представители
авторитарного
типа,
говоря
о
возмож­ных
ответах
неавторитарных
личностей,
приписывали
им авторитарную
манеру
высказывания,
свои
суждения
по этим
вопросам.
Представители
неавторитарного
типа личности
в
подобную
крайность
не
впадали.

Уверенность
оценивающего.
Исследователи
пробле­мы
познания
людьми
друг
друга
установили
также,
что характер
оценки
другого
человека
зависит
от таких
ка­честв
оценивающего,
как
степень
его
уверенности
в себе
и присущее
ему
отношение
к другим
людям.

Боссом и
Маслоу
выяснили,
что
уверенные
в
себе люди
часто
оценивают
других
людей
как
доброжелатель­ных
и
расположенных
к
ним.
В
то
же
время
лица,
неуве­ренные
в
себе,
имеют
обыкновение
смотреть
на
других как
на
тяготеющих
к
холодности
и
нерасположенных
к

окружающим.

Влияние
установок.
Отступая
от сугубо
научного
из­ложения,
сошлемся
на такого
знатока
человеческих душ,
как
Расул
Гамзатов.
Его
стихи
дают
ответ
на
вы­несенное
в
заголовок
утверждение.

«Вон
человек,
что
скажешь
ты
о
нем
?
»

Ответил
друг,
плечами
пожимая:

«Я с
этим
человеком
не
знаком.

Что
про
него
хорошего
я
знаю
?
»

«Вон
человек,
что
скажешь
ты
о
нем?»

Спросил
я
у
товарища
другого.

«Я с
этим
человеком
не
знаком.

Что я
могу
сказать
о
нем
плохого
?
»

Комментарии,
думается,
излишни.

4.7.
САМОПРОВЕРКА:
УМЕЕТЕ
ЛИ
ВЫ
«ЧИТАТЬ»
СОБЕСЕДНИКА

Умение
вести
разговор

это

талант.

Стендаль

Кроссворд

По
вертикали:

1.
Лучше
всего
воспринимается
наиболее…
приветствие.

2. Какой
вариант
(первый
или
второй)
вы
предпочтете,
если
собеседник
вмешивается
в
ваш
рассказ:
1) «Сначала
выслу­шай,
а
потом
критикуй!»;
2) «Давай
дадим
друг
другу
по
5 минут,
выслушаем,
а
потом
обсудим»?

3.
Утверждение
в
форме
вопроса

вот
смысл
вопроса,
называемого…

4.
Позиция
в
общении,
характеризующаяся
тем,
что
человек,
ее
занявший,
учит,
требует,
оценивает,
покровительствует.

5.
Вопрос,
на
который
предполагается
односложный
ответ
(«да»
или
«нет»),
называется…

6.Убеждая,
исключите…
аргументы

7.
Отношения
«Родитель»—«Родитель».

8.
Отношения
«Дитя»—«Дитя».

10.
Позиция
в
общении,
характеризующаяся
преобладанием
эмоций
или
беспомощности.

12.
Внешняя
привлекательность
помощника…
имидж
руководи­теля,
если
они
одного
пола.

13.
Возражая
оппоненту,
нужно
начинать
с
того,
в
чем
вы…

14.
Небольшое
преувеличение
достоинства,
которое
собесед­ник
желает
видеть
в
себе.

15.
Наиболее
убедительный
порядок
аргументов
указывается
правилом…

17.
Деловому
человеку
не
стоит
экспериментировать
со
своей
внешностью
после…
лет.

19.
«Гормоны
удовольствия».

20.
Понижает
или
повышает
курение
интенсивность
деловой
встречи?

22.
Результат
использования
слов,
терминов,
непонятных
собеседнику:
достижение
вами
преимущества
или
раздраже­ние
партнера?

24. Чтобы
встреча
не
затянулась,
руководитель
может
устано­вить
температуру…
комфортной.

25.
Сильная
освещенность
в
помещении…
продолжительность
деловой
встречи.

28.
Отношения
«Родитель»—«Дитя».

По
горизонтали:

1.
Внешняя
привлекательность
переводчика
как
бы…
имидж

руководителя,
если
они
разного
пола.

9. В
преддверии
деловой
встречи
неплохой
темой
может
быть…

11. Тип
собеседника,
часто
оперирующего
словами,
связанны­ми
с
тяжестью—легкостью,
теплом—холодом.

12.
Прозорливый
руководитель
не
разрешает
подчиненным
обращаться
к
нему
с
вопросами,
не
имея…

16.
Человек,
преимущественно
ориентированный
на
свой
внутренний
мир.

18.
Комплименты
подчиненным
следует
говорить…

21. При
слове
«нет»
выделяется…

23.
Наличие
настенных
часов
в
комнате
переговоров…
продол­жительность
встречи.

26. Как
большинство
людей
воспринимают
привычку
говорить
«о’кей»
в
беседе
русскоязычных
партнеров?

27.
Вопрос,
имеющий
целью
задать
направление
разговору,
называется…

29. Тип
собеседника,
часто
оперирующего
зрительными
ассоци­ациями,

это…

30. Тип
собеседника,
предпочитающего
сравнения
слухового
ряда.

31.
Человек,
преимущественно
ориентированный
на
окружа­ющих.

Восприятие как первое впечатление от собеседника. Ошибки восприятия.

Задача первого
впечатления — быстрая ориентировка в
ситуации взаимодействия, отнесение
партнера по общению к какой-то группе,
к какому-то типу людей по некоторому
признаку (стереотипизация).

Наиболее важные
для этого характеристики (признаки)
воспринимаются достаточно точно, а
остальные черты и особенности
«достраиваются» (приписываются), что
создает возможность ошибки.

В этом смысле
первое впечатление почти всегда
правильно. Ошибкой является то, что мы
приписываем
встреченному человеку некоторые оценки
неизвестных
пока качеств
,
причем при последующем общении результаты
первого впечатления продолжают
действовать.

Некоторые ошибки
восприятия происходят из-за так
называемого эффекта
ореола
, при
котором мы оцениваем человека по важному
для нас фактору, а затем эту оценку
совершенно необоснованно распространяем
на другие его качества и черты личности.
Ошибки восприятия, связанные с эффектом
ореола, в той или иной степени присущи
любому первому впечатлению, они возникают
спонтанно и практически не контролируемы.

Наиболее
распространенные причины ошибок
восприятия
,
связанные с эффектом ореола:

  • фактор превосходства
    (статуса)

    качества человека более высокого
    статуса мы склонны завышать, более
    низкого статуса – занижать.

  • фактор
    привлекательности –

    действует в случае эмоциональной
    реакции на внешний вид собеседника:
    более привлекательному приписываем
    достоинства, человеку с неприятной
    внешностью приписываем отрицательные
    качества или занижаем оценку его
    достоинств.

  • фактор «отношения
    ко мне» (доброжелательности или
    враждебности) –

    человеку, настроенному доброжелательно,
    демонстрирующему уважение, мы часто
    приписываем положительные качества
    или игнорируем отрицательные,
    преувеличиваем их достоинства и не
    замечаем недостатков; в отношении
    враждебно настроенного человека –
    наоборот.

В своем сознании
мы отражаем не процесс формирования
образа другого человека, а его конечный
результат, и полностью доверяем ему.

Правила
поведения, учитывающие психологию
восприятия.

Менеджеру важно
понимать механизм возникновения ошибок
восприятия, чтобы понимать, как он может
ошибиться при восприятии незнакомого
человека, а также, как он сам может
способствовать ошибочному восприятию
себя впервые встреченными людьми.

Необходимо понимать
природу возможных ошибок восприятия,
и корректировать свое поведение для
избегания негативных последствий этих
ошибок. При оценке нового собеседника
необходимо учитывать возможность
возникновения ошибок восприятия.

Восприятие и понимание при длительном общении. Способы понимания другого человека при межличностном общении.

При длительном
контакте собеседники уделяют друг другу
больше внимания, одновременно возрастает
их взаимная зависимость. Для углубленного
и более объективного восприятия и
понимания собеседника человек располагает
дополнительными познавательными
возможностями.

В каждой конкретной
ситуации важно понимать,
что нужно
в
данный момент твоему собеседнику,
как он себя
чувствует
,
как воспринимает
происходящее. Эта информация необходима
для выбора правильной линии поведения.

Существуют три
основных механизма, которые используются
для понимания и восприятия собеседника
в процессе длительного общения: :
идентификация,
эмпатия и рефлексия
.

Идентификация
– уподобление себя другому человеку,
мысленное перемещение себя на место
другого и прогнозирование своих
переживаний, мыслей и действий в этой
ситуации.

Эмпатия
понимание другого человека на уровне
чувств, не рациональное объяснение, а
стремление «прочувствовать», эмоционально
откликнуться на его проблемы.

Рефлексия
осознание действующим индивидом того,
как он воспринимается партнером по
общению. Это сложный процесс, требующий
специальных усилий, навыка самонаблюдения
и психологических знаний.

Чтобы понять
собеседника, необходимо обратить на
него внимание
.

Источником
информации могут быть как высказывания
собеседника, так и его невербальные
проявления: выражение лица, взгляд,
жесты, интонации, помогающие понять
внутреннее состояние другого человека.

Мешают понять
другого человека:

  • сосредоточенность
    на себе;

  • неконструктивные
    привычки мышления, когда мы оперируем
    не фактами, а их оценками, обвиняем
    собеседника или пытаемся подогнать
    его поведение под собственные стереотипы;

  • негативный настрой
    собеседника, его отрицательные эмоции
    и высказывания;

  • собственные
    негативные переживания, возникающими
    в ответ на его действия или высказывания.

Если собеседник
настроен негативно, необходимо как
можно точнее понять, что именно его не
устраивает. Негативные переживания
сигнализируют о тех потребностях
человека, которые в данный момент не
могут быть удовлетворены. Пока мы не
выясним, что именно нужно собеседнику,
у нас нет возможности наладить с ним
отношения партнера по общению.

Современная деловая
культура выработала определенный стиль
поведения, основанный на внимании к
собеседнику, его переживаниям, мыслям,
потребностям.

Выражение понимания
и сочувствия собеседнику:

  1. Описание языком
    фактов неприятной ситуации;

  2. Описание его
    переживаний в этой ситуации (называть
    те переживания, которые он испытывает);

  3. Описание тех его
    потребностей, которые не удовлетворены
    в этой ситуации

Важно уметь
интерпретировать высказывания
собеседника, давать ему обратную связь
о том, как вы его понимаете, предоставлять
собеседнику возможность высказаться
о своем состоянии и своей позиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что же стоит  за  феноменом первого  впечатления,  каковы  его  типичные ошибки и как их избежать?     

Восприятие  другого человека не может быть беспристрастным, оно всегда окрашено  различными эмоциями, направляется нашим предшествующим опытом, который обобщен в определенных установках и предубеждениях. Это всегда  процесс с активной обратной связью.

Воспринятый образ другого человека моментально запускает работу нашего мозга. И здесь довольно сложно определить, чего в этом процессе больше — интуитивного, бессознательного или рационального, логического. Можно лишь  со всей определенностью   сказать, что восприятие другого человека – это сложный процесс единства иррационального и логического, влияющий  на первое впечатление и опосредованный нашим прежним опытом.                

Предположим, мы впервые встретились с человеком, пообщались с ним. Далее идет  обмен впечатлениями. Как правило, люди редко  описывают  другого человека в терминах «худой» или  «красивый», «решительный» или «зануда». Чаще всего мы даем эмоциональную оценку партнеру по общению, выражая ее через фразы типа «понравился», «не понравился», «хороший», «приятный», «нормальный», «так себе». В этом и заключается наше  субъективное, сугубо пристрастное мнение, которое  позже может дополняться, уточняться,  иногда  кардинально меняться.                        

Эмоциональная  оценка другого человека   позволяет  понять причины его поступков и прогнозировать поведение, и на этой основе  уже выстраивать собственную  линию поведения.

Первое впечатление  включает  следующие  типичные ошибки

Первая ошибка называется «эффект ореола» и включает склонность человека  преувеличивать однородность личности. Например, общее положительное впечатление  способствует тому, что человек во всех сферах оценивается позитивно. И наоборот, общее отрицательное  впечатление закрепляется и переносится на всю личность человека,  мешая  увидеть  его   положительные стороны.

Эффект ореола включает следующие  факторы:

Фактор превосходства  действует в ситуации неравенства  общающихся людей, которое  может ощущаться на уровне статуса, образованности, внешнего вида и т.п. Человек  может смущаться  в присутствии известных  или богатых людей, потому  что именно  эти  параметры для него являются  важными. Ситуация неравенства (например, собеседник имеет более  высокий статус) приводит к  определенному замешательству, иногда к заискиванию, к обшей позитивной оценке человека.

Фактор привлекательности  действует тогда, когда  внешне привлекательного человека мы переоцениваем по остальным социально-психологическим характеристикам. Например,  красивого человека  мы считаем успешным, счастливым, богатым, что не всегда соответствует  истине.

Фактор отношения к наблюдателю включает  положительную  оценку людей, которые разделяют  какие-то важные для нас идеи, или хорошо  к нам относятся. Здесь большую роль играют такие  факторы, как землячество, общие  увлечения, дети одного возраста и т.п.  Фактор отношения может  использоваться  в деловом  общении.  К примеру, чтобы получить поддержку влиятельного человека, о нем  высказывается положительное мнение (при условии, что эта информация дойдет до адресата). Такой заочный комплимент положительно влияет на принятие решения.      

Ошибки первого впечатления способны искажать нашу реальность, создавать коммуникативные барьеры. Иногда это серьезно мешает бизнесу: внешне непрезентабельный человек не рассматривается в качестве потенциального клиента.

Чтобы избежать ошибок первого впечатления психологи рекомендуют проводить мысленный эксперимент (с переодеванием и т.д.), всегда помнить о том, что мы взаимодействуем с личностью, а не со стереотипом. Не стоит быть категоричным  и стремится к обобщениям и ярлыкам. Нужно видеть не только сходство, но  различия между людьми. Ну и конечно, не спешить с выводами.  

Первое впечатление: ошибки восприятия

Первое впечатление Всем известно, насколько важна для нас роль первого впечатления. На основе жизненного опыта и интуиции мы стараемся сформировать для себя образ нового объекта. Ученые утверждают, что в основное мнение о человеке складывается в течение первых полутора минут общения. Как же это происходит? Страна Советов расскажет, как и по каким законам формируется первое впечатление о человеке.

Одним из важных результатов психологических исследований по формированию первого впечатления было выявление определенных типичных схем, по которым строится образ человека, и которыми пользуются, в той или иной степени, все люди. Но построение образа человека по этим схемам часто приводит к ошибкам восприятия.

Типичные схемы формирования первого впечатления

Первое впечатление: фактор превосходства

Для того, чтобы подействовал на нас фактор превосходства, мы предварительно оцениваем нового собеседника: внешний вид, выражение лица, одежда, манера говорить и держаться и т.д. Понятно, что кроме этих признаков, для оценки личности у нас больше ничего и нет. Автоматически мы относим человека в определенную социальную группу, определяя его уровень интеллекта и воспитания. Но очень часто при этом мы допускаем ошибки.

Например, по данным опросов, более интеллектуальными считаются люди в очках и аккуратно одетые, высокие люди внушают больше доверия, а носители длинных волос воспринимаются как более высокодуховные. Хотя, как вы понимаете, никакой связи среди этих показателей нет.

Фактор превосходства срабатывает, когда мы увидели у собеседника что-то не равное нам. Достаточно одного какого-то признака неравенства, и этот человек автоматически считается в полном превосходстве по сравнению с нами. Или наоборот.

Например: мужчина увидел у нового знакомого красивую дорогую машину. Срабатывает фактор превосходства, и новый знакомый кажется умнее, лучше, богаче, счастливее и т.д.

Первое впечатление: фактор привлекательности

Механизмы фактора привлекательности и фактора превосходства очень схожи. Но здесь основное внимание идет на внешнюю привлекательность. Чем больше новый знакомый для нас кажется привлекательным, симпатичным, тем лучше он для нас во всех отношениях. Т.е. красивый – значит умный, хороший, добрый, искренний и т.д.

Исследования показывают, что симпатичных детей меньше наказывают, им ставят выше оценки в школе и любезнее разговаривают окружающие. Красивые люди имеют преимущества в общей оценке своих качеств только благодаря своей внешности.

Первое впечатление: фактор отношения к нам

Наверняка все согласятся, что те люди, которые хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора отношения к нам. В зависимости от положительного или отрицательного знака этого отношения, мы и оцениваем качества людей.

Американские ученые Р.Нисбет и Т.Вильсон провели эксперимент, в котором одного и того же человека отправили в две разных аудитории к студентам. В одну — под видом общительного и доброжелательного преподавателя, а в другую – под видом строгого и холодного преподавателя. Результат не удивил – оценка «первого» преподавателя была намного выше, чем «второго».

Отсюда мы можем сделать вывод, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию приписывания позитивных качеств новому знакомому и отбрасыванию негативных, и наоборот, явное негативное отношение к нам вызывает стойкую тенденцию не замечать позитивные стороны собеседника и выставлять негативные.

Первое впечатление: эффект «ореола»

В исследованиях по формированию первого впечатления все три вида вышеуказанных факторов охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при первом впечатлении общее позитивное восприятие человека приводит к переоценке его качеств, а негативное – к недооценке.

Первое впечатление очень сильно зависит и от стереотипов, наложенных обществом. Например, работников торговли считают обманщиками, грузчиков – алкоголиками и т.д. Определенной группе людей «вешаются» ярлыки, необоснованно приписываются всем им конкретные качества и черты. Поменять свое мнение иногда бывает достаточно трудно.

Исследования познания людей друг другом достаточно убедительно показали, что полнота и достоверность оценки другого человека очень зависит от качеств самого оценивающего. Имеется ввиду степень уверенности в себе, доброжелательность, самочувствие, эмоциональный настрой, окружающая обстановка и др.

Например: если человек нервничает, то и воспринимать незнакомого человека он будет как беспокойного и неуверенного в себе.

Восприятие другого человека очень сильно зависит от собственного внутреннего состояния и от желания общаться. Первое впечатление о человеке – это проекция вашего внутреннего мира.

Правильное формирование первого впечатления о новом человеке приходит с жизненным опытом, с умением «влиться» в собеседника, когда не стоит обращать внимание на установки и стереотипы, учитывая всевозможные типичные ошибки.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»  (Расул Гамзатов)

Первое впечатление

1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
трансакция
ролевые ожидания
социальная роль
психологический контакт

2. Основные качества манипулятора
недоверие к себе и другим
лживость
примитивность чувств
все ответы верны

3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.
прагматической
управленческой
терапевтической

4. Особенность невербального общения:
его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
отсутствие возможности подделать эти импульсы
все ответы верны
его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения

5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.
светское
ролевое
деловое
примитивное

6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.
деловое
манипулятивное
светское
формально-ролевое

7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …
аттракция
аффилиация
гипноз

8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект …
края
первичности
ореола
бумеранга

9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …
самоактуализация
стереотипизация
идентификация
обобщение

10. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект …
незавершенного действия
бумеранга
новизны
ореола

11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это …
стереотипизация
абстракция
проецирование

12. Манипулирующее воздействие проявляется в …
использовании человека в корыстных целях
демонстрации своей позиции
в покровительственном отношении к человеку

13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …
эмпатия
рефлексия
экспрессивность

14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние:
совместная деятельность
все ответы верны
«помогающее поведение»
сходство характеристик общающихся
сходство ситуации, в которой находятся партнеры

15. Перцептивная сторона общения включает в себя …
проявление тревожности
демонстрацию креативного поведения
процесс формирования образа другого человека

16. Человеческая речь характеризуется:
наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции
определенной логикой построения фраз
возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях
все ответы верны

17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.
смысловые
эмоциональные
физические

18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс …
идентификации
эмпатии
рефлексии

19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
личностным
деловым
ролевым

20. Существенный признак внушения:
некритическое восприятие информации
недоверие
критичность

21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …
психическое заражение
конформность
убеждение
подражание

22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …
убеждение
психическое заражение
эмпатия

23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий:
понимание целей партнера
все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения
понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
знание индивидуальных особенностей партнера

24. Формы реализации делового общения
оперативка
переговоры
брифинг
совещания
беседа
видеоконференция

25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это …
комплимент
лесть
критика

26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение.
примитивное
закрытое
ролевое
открытое

27. Последовательность этапов делового общения:
установление контакта
выявление мотивов общения
взаимодействие
завершение общения

28. Основные механизмы познания другого человека:
эмпатия
все ответы верны
рефлексия
идентификация

  • Ошибка первого брака кино
  • Ошибка первичный сигнал зажигания ниссан
  • Ошибка пежо 207 p1674
  • Ошибка пежо 207 electronic anti theft faulty
  • Ошибка пежо 206 p0136