Работа над ошибками
Правило, на которое сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
Словарное слово (непроверяемые гласные и согласные) |
Запиши слово без ошибок целую строку, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение. |
Молокó, молокó, молокó |
Гласные и, у, а после шипящих( жи-ши, ча-ща, чу-щу) |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
Щука, чаща, жизнь, шипы, чудо |
Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
Дочка, ночка, почка |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
УIчеIник – уче-ник, ме-тель, во-ро-на |
Безударные проверяемые гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, поставь ударение. Подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным). Подчеркни безударную и ударную гласную. Напиши два примера на это правило. |
Домá- дóм, травá – трáвы, водá — вóды |
Проверяемые согласные в корне |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный). Напиши два примера на это правило. |
Дуб – дубы, утюг – утюги, варежка- варежечка |
Непроизносимые согласные в корне |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово. Напиши два примера на это правило. |
Местность – место, честность – честь, счастливый – счастье. |
Удвоенные согласные |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило. |
Класс, коллекция, тонна |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни согласную перед Ь и гласную после Ь, напиши два слова на это правило, |
Соловьи, льёт, вьюга |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, выдели приставку, подчеркни Ъ и гласную после Ъ, напиши два слова на это правило. |
Объявление, подъезд, объезд |
Мягкий знак в конце и середине слова |
Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило. |
Сельдь, медведь, лень |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих |
Выпиши слово без ошибок, определи род, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило. |
Дрожь – ж.р., мышь, ночь Мяч – м.р., врач, калач Много туч – мн.ч. Р.п. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение. |
вилIка |
Гласные и согласные в приставках |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни. Написать 2 слова на это правило. |
Добежал, дошёл, доехал |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели. Написать 2 слова на это правило. |
Уход, забег, доехал |
Раздельное написание предлогов со словами |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши. Написать 2 слова на это правило. |
На столе – на большом столе |
Правило, на которое сделана ошибка |
Правило, на которое сделана ошибка |
Правило, на которое сделана ошибка |
Окончания имен существительных |
Выписать слово без ошибки, выделить окончание, определить склонение, падеж. Написать 2 слова на это правило. |
В классе – 2 скл., П.п. К машине – 1 скл., Д.п. В глуши – 3 скл., П.п |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных |
Задать вопрос от существительного, определить род, число, падеж. Выделить окончание. Написать 2 слова на это правило. |
В глубоком (каком?) озере – ср.р., П.п. |
Окончания глаголов. |
Выделить окончание, определить спряжение. Написать 2 слова на это правило. |
Читает – I спр., борется — – I спр. Смотрит – II спр., искл. |
О и Е после шипящих и Ц в окончания имен существительных и прилагательных |
Поставить ударение, выделить окончание. Написать 2 слова на это правило. |
Мячóм, врачóм, кольцóм Тучей, товáрищем, сóлнцем Голубóго озера |
Мягкий знак в глаголе. |
Задать вопрос к глаголу, подчеркнуть Ь. Написать 2 слова на это правило. |
Кататься (что делать?), учишься (что делаешь?), катается (что делает?) |
Не с глаголами. |
Подчеркнуть НЕ и глагол. |
Не смотреть, ненавидеть, не приду |
Вид
ошибки
Орфограмма
Рекомендации
Примеры
I –
орфографические ошибки.
Орфограмма —
правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому
из нескольких возможных.
Большая
буква в начале предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.
Выпал пушистый
снег. Дети рады.
Пропуск
буквы.
Выпиши
слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Звонок,
ученик.
Перенос
слова.
Раздели
слово на слоги для переноса.
Например:
оси – на, ма – ши – на.
Запомни!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя
переносить на новую строку.
Мягкий
знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни
мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой.
Например:
ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Гласные
после шипящих.
Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например:
малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Сочетания
ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой.
Например:
дочка, речка, мощный.
Ударение.
Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например:
алфавит, звонить, щавель.
Безударная
гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши
слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную
гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например:
сады – сад
волна – волны
Безударная
гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши
слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни
гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например:
ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Проверяемые
парные звонкие и глухие согласные.
Запиши
слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например:
морозы – мороз, ягода – ягодка.
Большая
буква в имени собственном.
Разделительный
мягкий знак Ь.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Выпиши
слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий
знак Ь и гласную букву.
Например:
Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Например:
вьюга, листья, соловьи.
Запомни!
Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными
буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Двойные
согласные в слове.
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных
слова. Подчеркни двойную согласную.
Например:
группа, групп-па, групповой, подгруппа.
Правописание
предлога со словом.
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например:
к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Правописание
непроизносимых согласных.
Прочитай
слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь
непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например:
звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
Гласные
и согласные в приставках.
Выпиши
слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же
приставкой.
Например:
полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
Правописание
приставки со словом.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Например:
заехал, уехал, переехал.
Разделительный
твёрдый знак Ъ.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку.
Подчеркни гласную.
Например:
съезд, объявление, объём.
Запомни!
Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые
оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Мягкий
знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши
слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например:
Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
Соединительные
гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши
слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой.
Например:
водовоз, самолёт.
Не
с глаголом.
Выпиши
глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например:
не пришёл, не выучил, не знал.
Правописание
безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши
существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения.
Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши 2 своих
примера.
Например:
на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
Правописание
безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например:
к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
Мягкий
знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши
глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например:
пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни!
На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную
(неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение
глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и
множественного числа.
Чередующиеся
гласные в корне слова
Выпиши
слово. Выдели корень. В корне подчеркни чередующуюся гласную. Обозначь
орфограмму. Определи выбор гласной. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например:
растут, выращенный, подрастать.
Правописание
сложных имён существительных и прилагательных.
Выпиши
слово. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например:
пароход (пар и ходить+ соединительная гласная о);
Юго-западный
(образовано от существительного).
V – пунктуационные
ошибки.
Пунктограмма —
правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака
препинания (или его отсутствие),
Знаки
препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши
предложения правильно. Придумай своё и запиши. Подчеркни знак.
Например:
Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!
Однородные
члены предложения.
Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Выполни схему предложения.
Например:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [
, ].
Сильный
ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [
и ].
Обращение
Выпиши
предложение. Выполни схему предложения.
Например:
Оля, принеси мне, пожалуйста, сумку.
[O,
].
Прямая
речь.
Выпиши
предложение. Выполни схему предложения.
Например:
Саша сказал: «Я не хочу делать уроки.
А:
«П».
Сложное
предложение.
Выпиши
предложение. Подчеркни грамматически основы. Выполни схему предложения.
Например:
Наступила осень, и птицы улетели на юг.
[=
-], [- =].
Обобщающее
слово.
Выпиши
предложение. Найди обобщающее слово. Подчеркни. Выполни схему.
Например:
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не было видно.
ни
O, ни O, ни O – O.
Как правильно выполнить работу над ошибками?
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги.
Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.
7. Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
8. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).
9. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.
Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);
— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);
— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)
— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);
У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.
20. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
21. Двойные согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.
Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).
23. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.
Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);
кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.
Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)
ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.
(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти.
II спр. – —и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)
32. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.
34. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) д
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5