Ошибка резидента актер брокман

Шпионские будни так заинтересовали советского зрителя, что вслед за «Ошибкой резидента» (1968) режиссер Вениамин Дорман снял еще три фильма-продолжения: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент»» (1986). 18-летняя дистанция между первой картиной и последней может быть объяснением разной стилистики и не одинаковой степени успеха фильмов в прокате.

Судьба резидента

Второй фильм тетралогии о разведчике Михаиле Тульеве называется «Судьба резидента», состоит из двух частей («С открытыми картами» и «Западный шлейф») и рассказывает о службе Родине после перевербовки.

Неординарность сюжета в том, что положительным персонажем стал вчерашний иностранный шпион, перешедший на сторону советской разведки. Сделал это герой Георгия Жженова по тем же соображениям, которые заставляли его раньше шпионить против Страны Советов. «Вам трудно, вероятно, меня понять, но Россия – моя родина, и я не хочу быть для нее врагом», — говорит на допросе Михаил Тульев. Изображение потомка русских эмигрантов патриотом было для советского кинематографа новым явлением.

Противоположные эмоции вызывают предатели. Ими в картине выступают военные преступники, сотрудничавшие в годы Великой Отечественной с фашистами, а после войны выполнявшие задания зарубежных разведок. Западные спецслужбы находили их в российской глубинке и склоняли к сотрудничеству – кого шантажом, кого – убеждением. Так вот идея фильма состояла в том, что настоящий сын Отечества может принести пользу родной земле, даже оказавшись с ней в разлуке, а изменники Родины не уйдут от возмездия.

Интересно, что линия с вербовкой западными спецслужбами молодого советского физика-ядерщика Боркова – импровизация создателей фильма. В картине ученый рассказывает лишнее о своей работе на международной конференции, что вызывает к нему интерес у зарубежных разведок. Инструментом шантажа и склонения к шпионажу становится аморальное поведение Боркова за границей (герой актера Андрея Вертоградова увлекся красавицей из западной разведки Жозефиной Клер в исполнении Эдиты Пьехи).

В литературной же основе Борков – лейтенант госбезопасности Кустов, а история его вербовки – операция советской контрразведки.

Снималась «Судьба резидента» в Москве, Ярославле и Сергиевом Посаде (Загорск).

Возвращение резидента

Третий детектив из тетралогии о резиденте Тульеве «Возвращение резидента», как и остальные, снимался на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Речь в нем идет о проверке Тульева прежними кураторами после возвращения из Советского Союза и продолжении его работы в иностранной разведке, но уже на СССР.

В качестве разведчика Первого управления КГБ Тульев находит приговорённого к казни фашистского преступника Гофмана и помогает его арестовать. Вычисляет он и убийцу своего отца, но не может поквитаться из-за особенностей работы: по долгу службы ему необходимо готовить Карла Брокмана (Евгений Киндинов) для шпионской заброски в Союз.

После выхода «Возвращения резидента» дотошные зрители сопоставили информацию об убийстве отца Тульева из разных частей тетралогии и обнаружили нестыковочку. В первом фильме «Ошибка резидента» Бекас цитирует по памяти газетное объявление о «тихой кончине» графа А. И. Тульева, где указывается дата – суббота, 19 июня. А в «Возвращении резидента» сообщается, что отец был убит в 1969 году. Но в указанном году дата 19 июня выпадала не на субботу, а на четверг. То есть либо некролог в «Русском слове» содержал ошибку, либо Бекаса подвела память, либо Брокман не убивал отца Тульева, либо это произошло в 1965 или 1971 годах, когда 19 июня действительно приходилось на субботу.

Еще одна подмеченная деталь: Михаил Тульев, оказывается, выходец из шпионской династии. Он не просто потомственный разведчик, а профессионал в третьем колене. Как вытекает из отцовского дневника, дед резидента, Иван Николаевич Тульев, был не только графом, у него была еще одна миссия – Действительный тайный советник Его императорского величества. Кстати, отца резидента в фильме называют как Александром Ивановичем, так и ошибочно Александром Николаевичем.

Другие интересные факты. Исполняющий роль радиолюбителя Георгий Тусузов указывает в фильме собственный возраст, говоря, что ему 91-й год. А в предыдущем фильме он сыграл страхового агента. Появляется любимый актер режиссера во всех четырех картинах тетралогии – и каждый раз в новом образе.

«Заграницу» в «Возвращении резидента» снимали в Румынии (сцены Парижа) и австрийских Альпах (сцены Швейцарии).

Конец операции «Резидент»

Последний фильм тетралогии – тоже двухсерийный. Политический триллер перестроечного периода не вызвал бурного восторга у зрителей и был прохладно встречен критикой. Готов биться о заклад, что мало кто сегодня вспомнит, о чем картина. Поэтому в двух словах напомню сюжет.

Западные спецслужбы интересуются научными работами оборонной тематики академика Нестерова и пытаются скомпрометировать ученого через его дочь Галину (ее сыграла дочь Георгия Жженова Юлия). С помощью фашистского приспешника Кутепова легализовавшийся в СССР агент Карл Брокман выходит на подругу Галины Ольгу. Знакомство с иностранцем, соблазнение заграничным дефицитом и шантаж – в других случаях схема не давала сбоев. Но скомпрометировать Нестерова не удалось, и иностранные спецслужбы решают устранить академика физически. Помешать Брокману сможет только Тульев. Резидента возвращают в СССР для поддержки операции, а после ее окончания разрешают закончить двойную жизнь агента. После признательной пресс-конференции Тульева узнавший правду о резиденте шеф разведки Иоганн Штаубе (Леонид Броневой) уходит в отставку. Герой Георгия Жженова остается в СССР, которого не станет совсем скоро. Но в год выхода картины такого поворота событий еще никто не ожидал…

Фильм должен был изобиловать картинками западной жизни. Но поскольку валюту государство экономило, в Вене отсняли лишь часть натурных сцен и проездов машин. Многое из того, что должно было изображать «заграницу», на самом деле запечатлели в Москве. Например, для сцены автопогони за Тульевым киллера Чарли Брайтона (Леонид Ярмольник) к спорткомплексу «Олимпийский» пригнали чуть ли не все имевшиеся в столице иномарки – договаривались с владельцами по картотеке ГАИ.

Стрелял Брайтон в Тульева на проспекте Мира – в кадр попала гостиница «Космос». Сам он жил в гостинице «Союз» (в районе метро «Речной вокзал»), тоже построенной к Олимпиаде-80. А тайник закладывался за Домом книги, во дворе дома № 12 на Молчановке. Поймали Брокмана в Горьком, там же эту сцену и снимали – в Нижнем Новгороде.

Тетралогия заканчивается саморазоблачением героя Георгия Жженова, рассказывающего прессе историю своей жизни. Не менее захватывающей оказалась жизнь и самого исполнителя главной роли. В 2000 году бывшему колымскому заключенному в Челябинске поставили памятник. Несмотря на «темное прошлое», Георгий Степанович не был обижен властями. Он стал    лауреатом Госпремии России им. братьев Васильевых (1975), Народным артистом РСФСР (1979), Народным артистом СССР (1980), кавалером ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина и ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

© Вячеслав Капрельянц, 2017

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)

Читайте также по теме:

«Ошибка резидента»: шпионский детектив на экране и в жизни

Божественный промысел и его интерпретаторы.

Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Москва слезам не верит»: рецепт Оскара

Как из «дешевой мелодрамы» сделать фильм на все времена?

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.

Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»:

25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Осенний марафон»: рассказ о себе самом

«Место встречи изменить нельзя»: о буднях МУРа

«Золотой теленок»: не в деньгах счастье!

«Кавказская пленница» на крымском курорте

«Любовь и голуби»: очень жизненное кино

«17 мгновений весны»: рождение легенды

«Невероятные приключения итальянцев в России»

Как Иван Васильевич менял профессию

«12 стульев»: любимое детище Леонида Гайдая

«Пираты XX века»: фильм про настоящих мужчин

«Мимино»: наше славное кино

«Берегись автомобиля!»: полвека с благородным человеком

«Операция «Ы»…» или «Кондуктор, нажми на тормоза!»

«Ирония судьбы»: 40 лет под звон бокалов

«Три плюс два» — фильм навсегда

«Бриллиантовая рука»: бриллиант советского кино

«Человек-амфибия». Фильм, который нельзя повторить

Ошибка резидента — актеры и роли

    • О фильме
    • Рецензии
    • Актеры и создатели
    • Кадры 10
    • Трейлеры 1
    • Постеры 2
  • О фильме
  • Рецензии
  • Актеры и создатели
  • Кадры 10
  • Обои
  • Трейлеры 1
  • Саундтреки
  • Постеры 2
  • Награды
  • АКТЕРЫ
  • СОЗДАТЕЛИ



Георгий Жженов

  • Роль — Mikhail Tulyev



Михаил Ножкин

Mikhail Nozhkin

  • Роль — Pavel Sinitsyn — ‘Bekas’





Ефим Копелян

Yefim Kopelyan

  • Роль — General Sergeyev



Ирина Мирошниченко

Irina Miroshnichenko

  • Роль — Rita



Вадим Захарченко

  • Роль — Leonid Krug



Николай Прокопович

Nikolai Prokopovich

  • Роль — Colonel Markov



Николай Граббе

  • Роль — Viktor Krug



Ростислав Плятт

Rostislav Plyatt

  • Роль — Николай Николаевич Казин   N ikolai Nikolaevich Kazin



Олег Жаков

Oleg Zhakov

  • Роль — Dembovich



Элеонора Шашкова

  • Роль — Мария Николаевна   Mariya



Владимир Гусев

  • Роль — Кустов Алексей   Kustov



Эрвин Кнаусмюллер

Ervin Knausmyuller



Nikolai Brilling

  • Роль — Aleksander





Михаил Пуговкин

Pugovkin, Mikhail



Николай Бубнов

Nikolai Bubnov

В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.

На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»

Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.

Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.

Содержание фильма «Ошибка резидента». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Ошибка резидента

7 октября 1968 года состоялась премьера фильма «Ошибка резидента».

Шпионский фильм от режиссера Вениамина Дормана.

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе профессионального разведчика Михаила Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых.

На след резидента под псевдонимом «Надежда» благодаря странному анонимному письму из-за границы выходит служба контрразведки КГБ СССР. Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения обаятельный уголовник Бекас (они, якобы случайно, едут в одном купе, где Бекас крадёт чемодан у пожилой супружеской пары) на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной. Тульев под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времён войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

В городе «Зароков» случайно встречает Бекаса — подвозит его на такси. Будучи уверенным, что Бекас — профессиональный вор, «Зароков» поручает Дембовичу завербовать его. «Будят» и другого законсервированного агента, бывшего бандеровца Леонида Круга.

К «Зарокову» приходит участковый милиционер с радостной новостью — в Ленинграде нашлась младшая сестра Зарокова, потерявшаяся во время войны. Избежать провала Тульев может только одним способом: сестра должна исчезнуть. Дембович посылает к ней убийцу, которого в Ленинграде сразу же задерживают, а «Зарокову» официально сообщают о гибели сестры.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ: на Запад уходит дезинформация. Когда Бекас и Круг пытаются передать материалы через морскую границу СССР, происходит стычка с пограничниками. Бекас и Круг уже не могут безопасно вернуться на советский берег, их обоих принимают на иностранный корабль и увозят за кордон.

Дембович с момента появления резидента находится в депрессии. В конце концов, он отправляет в КГБ покаянное письмо и кончает жизнь самоубийством. Тульев вынужден скрыться. Ему удаётся уйти от слежки и замести следы. Мария ждёт ребёнка от Тульева. Тот перед исчезновением успевает оставить ей солидную пачку денег.

В западном разведцентре Синицыну-«Бекасу» устраивают изощрённую проверку. Убеждённые, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, место жительства и профессию. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передаёт Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удаётся найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Кинокритик Ирина Кокорева хвалила авторов фильма за то, что они пошли по «пути наблюдения за человеческими характерами», «создавая разветвлённый и запутанный детективный сюжет, изображая самые хитроумные и умелые действия врага, расследуя причины его краха».

Киновед Константин Щербаков отмечал, что «персонажи и ситуации „Ошибки резидента“, в общем, достойно выдерживают нелёгкое испытание достоверностью, неопровержимо доказывая, что психологические возможности детектива значительно шире, чем это порой принято считать».

кадры из фильма «Ошибка резидента»

кадр Ошибка резидента 2

кадр Ошибка резидента 3

кадр Ошибка резидента 4

кадр Ошибка резидента 5

кадр Ошибка резидента 6

кадр Ошибка резидента 7

кадр Ошибка резидента 8

кадр Ошибка резидента 9

кадр Ошибка резидента 10

кадр Ошибка резидента 11

Актеры и роли:

Георгий Жжёнов — резидент западной разведки, псевдоним «Надежда» Михаил Александрович Тульев-Зароков, он же Станислав Курнаков;
Михаил Ножкин — сотрудник КГБ Павел Синицын;
Ефим Копелян — генерал КГБ Андрей Михайлович Сергеев;
Олег Жаков — Ян Евгеньевич Дембович;
Николай Прокопович — полковник КГБ Владимир Гаврилович Марков;
Элла Шашкова — диспетчер таксопарка Мария Николаевна;
Владимир Гусев — сотрудник КГБ Алексей Кустов;
Ирина Мирошниченко — лейтенант КГБ Рита;
Вадим Захарченко — Лазарев — Леонид Круг;
Николай Граббе — брат Леонида, сотрудник западного разведцентра Виктор Круг;
Эрвин Кнаусмюллер — сотрудник западного разведцентра Себастьян;
Николай Бриллинг — сотрудник западного разведцентра Александер;
Николай Бубнов — отец Михаила Тульева граф Александр Тульев;
Юрий Волынцев — шофёр такси Слива;
Анастасия Георгиевская — пассажирка в поезде;
Александр Гречаный — бывший пособник оккупантов Василий Терентьев;
Владимир Гуляев — сотрудник КГБ;
Марина Гуткович — горничная Эльза в здании разведцентра;
Эрнст Зорин — Алик Ступин;
Георгий Оболенский — настоящий Михаил Зароков;
Владимир Пицек — пассажир в поезде Дмитрий;
Глеб Плаксин — шеф западного разведцентра;
Ростислав Плятт — валютчик, агент западной разведки Николай Николаевич Казин;
Иван Савкин — сотрудник ЛОВД на транспорте капитан милиции;
Николай Смирнов — работник таксопарка дядя Лёша;
Николай Сморчков — массовик в санатории;
Манефа Соболевская — домохозяйка Курнакова Елена Андреевна;
Георгий Тусузов — старичок на бегах;
Софья Фадеева — мать Павла Анна Николаевна;
Борис Юрченко — бывший уголовник «Боцман»;
Геннадий Юхтин — участковый уполномоченный, лейтенант Егоров;
Вера Петрова — эпизод;
Николай Скоробогатов — судья;
В. Крупицкий — эпизод;
А. Помян — эпизод

Режиссер: Вениамин Дорман;
Сценаристы: Владимир Востоков, Олег Шмелёв;
Оператор: Михаил Гойхберг;
Художник: Людмила Безсмертнова;
Страна: СССР;
Производство: к/с им. Горького;
Год: 1968;
Премьера: 7 октября 1968;
Cерий: 2

Главные роли разведчиков в фильме «Ошибка резидента» сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Резидент иностранной разведки Михаил Тульев прибывает в Советский Союз, чтобы осесть, выйти на связь со своими старыми агентами и завербовать новых.

Благодаря анонимному письму на Тульева выходят службы КГБ СССР, но не задерживают. Нужно выяснить, каковы его цели. Для этого резиденту устраивают случайное знакомство в купе поезда с вором-рецидивистом по кличке Бекас. Тульев не подозревает, что обаятельный уголовник — подставной офицер контрразведки.

Авторы в погонах

Олег Грибанов

После выхода этой ленты многие заметили, что сценаристы с удивительной точностью воссоздали человеческие характеры, развернули детективный сюжет с хитроумными и умелыми действиями — как спецслужб, так и шпионов. Немудрено! Сценарий основан на реальных событиях, а авторы были их непосредственными участниками. Указанный в титрах литературный псевдоним Олег Шмелев носил генерал-лейтенант КГБ, руководитель советской контрразведки Олег Михайлович Грибанов. На его счету сотни операций — от массированного внедрения подслушивающих устройств в посольства США и Великобритании в Москве до поимки агента иностранных спецслужб полковника ГРУ Олега Пеньковского. Потом карьера не заладилась. Его непосредственный подчиненный, заместитель начальника 7-го отдела 2-го главного управления КГБ СССР Юрий Носенко, находясь в Женеве, стал перебежчиком. В результате его предательства около 400 разведчиков отозвали в Союз. В 1964 году Олега Михайловича понизили до должности заместителя директора по режиму и охране завода № 1134 Министерства среднего машиностроения СССР. Исключили из КПСС, лишили звания «Почетный сотрудник госбезопасности». Самое время было заняться литературой. Повесть «Ошибка резидента», опубликованная в 1966-м, стала первой.

Соавтор Грибанова, носивший псевдоним Владимир Востоков — Владимир Петроченков, служил в контрразведке Тихоокеанского флота. Уволился из органов госбезопасности в звании полковника. Ясно, что бывшие службисты знали, о чем писали. Пришедший в 1967 году на должность руководителя КГБ СССР Юрий Андропов относился к их творчеству благосклонно, поэтому им ни в чем не препятствовали, курировали, открывали архивы для изучения тех или иных тем.

Вениамин Дорман

В качестве режиссера первой экранизации произведения студия имени Горького предложила Вениамина Дормана. Все коллеги знали: он крепкий профессионал, но с материалом не везло. То он в своих лентах высмеивал спекулянтов («Легкая жизнь»), то снимал неудачные спортивные комедии («Штрафной удар»). Всё казалось легковесным. Шли годы, приближалось сорокалетие, и хотелось поработать над чем-то монументальным. Несмотря на то что предшествовавшая картина — «Приезжайте на Байкал» — стала провальной, ему доверили работу над лентой о разведчиках и шпионах. К слову, она изменила его карьеру. Далее Дорман снимал только детективное кино.

Как на подбор

Выбор актеров на роли без преувеличения поражает. Производство картины с первого дня контролировали представители советских спецслужб. Они присутствовали на кинопробах, потом на съемочной площадке в качестве консультантов. Не знать биографии выбранных исполнителей они не могли. Тем не менее резидента западной разведки Михаила Тульева-Зарокова с псевдонимом Надежда сыграл Георгий Жженов. Актер 17 лет провел в сталинских тюрьмах и ссылках! Был реабилитирован. Но это не отменяло недоверия, с которым относились правоохранительные органы к побывавшим в местах не столь отдаленных. Возможно, выбор пал на него, потому что ему не нужно было играть человека со сложной судьбой. Он и был таковым. К тому же по сценарию персонаж происходил из дворянского рода, а в актере чувствовалась благородная кровь, хоть он и сын крестьянина.

Не менее странная история с назначением Михаила Ножкина на роль сотрудника КГБ Павла Синицына, работающего под личиной уголовника по кличке Бекас. По сути, Ножкин в тот период — бард-диссидент. В 1967 году за блатные песни его уволили из Московского театра эстрады. Запретили сольные концерты… И тут же предложили сыграть сотрудника госбезопасности. Есть версия, что выбор не случаен. С одной стороны, он — профессиональный актер. С другой — человек, знакомый с блатной романтикой, пишущий песни о ней и даже в быту использующий жаргон. К тому же остряк, рубаха-парень. Не брать же на роль Синицына-Бекаса настоящего уголовника!

Ефим Копелян

Генерала КГБ Андрея Сергеева, прототипом которого был сценарист фильма Грибанов, сыграл ленинградский артист, ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Он наш земляк, родился в Речице Минской губернии (ныне Гомельская область).

Ростислав Плятт

В фильме немало прекрасных актеров старой школы. Например, Ростислав Плятт на экране — агент западной разведки Николай Николаевич Казин.

Из молодых самая заметная — Ирина Мирошниченко в роли сотрудницы КГБ.

Снимались и актрисы, которые вскоре прославились неожиданным образом. Элла Шашкова в этом кино — диспетчер таксопарка Мария. В 1974 году она сыграет жену Штирлица в их знаменитой молчаливой сцене встречи в кафе «Элефант» под музыку Таривердиева.

Открыли огонь

Поскольку картину курировало всесильное ведомство, представители которого отсматривали материал и следили за достоверностью, группу пускали и на закрытые военные объекты. Снимали в Светлогорске Калининградской области, в военном порту Балтийска (город был закрыт для свободного въезда), на одной из атомных станций в Ленинградской области и, конечно, в Москве.

В сцене проверки Синицына на детекторе лжи декораторы соорудили полиграф из старого звукового пульта. Контрразведчики, увидев это, прервали съемки, принесли снимок подлинного аппарата и заставили сделать идентичный макет. Сказали: «Нас коллеги во всем мире засмеяли бы». Ножкин спросил: «Почему во всем мире?» Ему объяснили, что по традиции во всех разведшколах в мире смотрят тематические художественные фильмы. В них иногда просачиваются важные детали, секреты тех или иных операций, курсанты учатся на чужих ошибках. Ведь многие сюжеты шпионских картин — не вымысел, а основаны на воспоминаниях службистов.

Однажды едва не произошла катастрофа. Смотревшие фильм помнят сцену, где герой Ножкина пытается скрыться на катере, устраивая дымовую завесу. Дымовая шашка воспламенилась. Рядом находилась емкость с бензином. Пока боролись с огнем, катер унесло в нейтральные воды, и с советских пограничных судов открыли предупредительный огонь. Но всё завершилось благополучно.

После премьеры Жженову вручали премию силового ведомства. Он, широко улыбаясь, пошутил: «Спасибо за милость. Когда вновь попаду в немилость, верю, что мне достанется теплая камера».

Фильм имел оглушительный успех. Впоследствии созданы еще три ленты о разведчике Тульеве. Последнюю зритель увидел в 1986 году.

Еще материалы рубрики:

Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко

Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры

Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»

Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой

Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»

ИвиИви

К сериалу

Ошибка резидента: актеры и создатели фильма

  • Создатели
  • Отзывы2
  • Рецензии

Режиссёр

  • Вениамин

    Дорман

    2 фильма

Актёры

  • Георгий

    Жжёнов

    3 фильма

  • Михаил

    Ножкин

    4 фильма

  • Олег

    Жаков

  • Ефим

    Копелян

    3 фильма

  • Элеонора

    Шашкова

    3 фильма

  • Владимир

    Гусев

    8 фильмов

  • Ирина

    Мирошниченко

    3 фильма

  • Вадим

    Захарченко

    11 фильмов

  • Николай

    Прокопович

    2 фильма

  • Николай

    Граббе

    3 фильма

  • Эрвин

    Кнаусмюллер

    1 фильм

  • Юрий

    Волынцев

    2 фильма

  • Софья

    Фадеева

  • Эрнест

    Зорин

  • Георгий

    Оболенский

  • Ростислав

    Плятт

    3 фильма

Продюсер

  • Аркадий

    Кушлянский

Оператор

  • Михаил

    Гойхберг

Художник

  • Людмила

    Безсмертнова

Сценаристы

  • Олег

    Шмелев

    1 фильм

  • Владимир

    Востоков

    1 фильм

Композитор

  • Микаэл

    Таривердиев

    7 фильмов

Монтаж

  • Берта

    Погребинская

8

,

3

1968, СССР, Детективы

1 сезон

Смотрел их еще мальчишкой и очень люблю эти фильмы. Отчасти потому, что там играет Ножкин, прекрасный актер и человек. И до сих пор люблю. Там вообще огромное количество потрясающих актеров. Копелян, Жженов, Граббе, Плятт, а как достоверно и точно играют Олег Жаков – роль Дембовича, бывшего переводчика, служившего в гестапо и Вадим Захарченко – роль предателя Леонида Круга. Это же просто высший класс, в них веришь, сразу и мгновенно. Причем и тот, и другой играют вполне симпатичных людей, если не знать их прошлое. Да и сама тема, когда зарубежного разведчика перевербовывают и он начинает быть не «их шпионом», а «нашим разведчиком» и приносит много пользы своей вновь обретенной Родине, мне всегда была очень интересна.

Для начала пару слов о герое. Итак, главный герой — агент западной разведки под позывным «Надежда», заброшенный в СССР. Сын русского эмигранта, графа Тульева, тоже бывшего разведчика, жившего в Париже.

«Надежду» играет Георгий Жженов. Играет прекрасно. Даже как враг, а это зрителю сообщают практически сразу, он вызывает симпатию. Умный, хорошо владеющий собой, спокойный, с юмором, хороший психолог, с виду открытый и честный, искренне любит русскую женщину. По «легенде», во время войны он был в плену, о чем «откровенно» рассказывает своей любимой. Таких, после войны, с поломанными судьбами было сотни тысяч по все стране. В общем, обычный, воевавший мужик-работяга, который не сломался от выпавших испытаний и хочет простого счастья.

И даже понимая, что скоро он будет разоблачен, то прежде чем податься в бега, оставляет своей беременной любимой деньги на ребенка. Очень человеческий жест, вызывающий симпатию даже к врагу.

Ну и конечно, по законам жанра, в следующем фильме, в результате ювелирной работы нашего агента «Бекаса», подставленного «Надежде» под видом уголовника, все получается очень удачно. Симпатичного врага арестовывают, душевно перевербовывают и он начинает работать на нашу разведку.

Сценаристы красной линией показали чувства бывшего врага. Тут тебе и ностальгия «про простую русскую речку, в которой отец-граф, хотел бы половить окуньков» и «я завидую тебе, если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию» и «вот ваш дом, в котором до революции жил ваш отец, ваше сиятельство». И родившийся сын. В общем, «Бекас», тонко играет на русских чувствах «Надежды» и тот в корне меняет мировоззрение.

И все бы было хорошо, если бы не одно «но», которое изо всех сил, стараются не показывать в фильме. Кое-что у нас остается за кадром. Оно не акцентируется и это всего лишь несколько моментов, но моментов ключевых. Собственно их два — это отец и сын Тульевы и их военное прошлое.

Итак. Отец «Надежды» граф Тульев, эмигрант, сбежал после революции в Париж. Да, в старости он ностальгирует и хочет ловить окуньков в русской речке. Прекрасно, но это уже мирное, послевоенное время. Во время войны, он — профессиональный разведчик, сотрудничает с немцами, естественно работая против CCCР. В лучшем случае сотрудничая с абвером, но учитывая оккупацию немцами Франции, сначала вполне мог быть и агентом гестапо. Не исключено, что мог поддерживать тесные контакты со Шкуро и Красновым. Белоэмигранты были довольно тесно связаны и варились в одном котле. И если двух вышеупомянутых мерзавцев заслуженно выдали СССР и потом повесили, то Тульев после войны сумел соскочить. Остался на свободе, его не выдали, он продолжил работу на западные спецслужбы. Это значит, что служил он на совесть, достиг определенного положения, имел доступ к важной информации и остался нужен новым хозяевам. А автокатастрофа, которую подстроили ему бывшие хозяева, за желание издать мемуары во Франции, наводит, знаете ли, на мысль, что не прост был папочка во время войны, ох не прост. И к какому уровню информации он имел доступ, что его грохнули свои же, через столько лет после войны, лишь за попытку издать мемуары.

Его сын, тот самый «Надежда», во время войны тоже сотрудничает с немцами. Предположительно абвер. И тоже после войны остается востребованным западной разведкой, причем разведкой ФРГ.  Легенду его внедрения в СССР, разрабатывают еще во время войны, ради чего агента поместили в немецкий концлагерь, к русским пленным. А агент, забрасывавшийся через линию фронта, немцами обычно замазывался кровью так, что бы у него не было даже намека на мысль, перейти на другую сторону. Иными словами «Надежда», профессиональный разведчик, прошедший жесткую подготовку, со стальными нервами, жестокий, повязанный кровью или компроматом и полным отсутствием морали.

В сцене разговора с Дембовичем, когда неожиданно находится родная сестра человека, под личиной которого в СССР действует «Надежда», и его могут разоблачить, он спокойно заказывает ее устранение. Да, сестру не убивают, благодаря работе нашей контрразведки, но это не снимает с «Надежды» ответственности за заказ на убийство и подготовки к нему. И еще один момент, когда сидя за столом, «Надежда» и Дембович обговаривают поиск исполнителя для убийства сестры. Там среди обычно трепа, шуточек и прибауточек, происходит очень занимательный диалог.

Надежда: — Что вы намерены делать, Дембович, моя сестра ваша забота.

Дембович: — У меня есть один человек, я ему когда-то помог достать документы. Понимаете, это грязная история, он работал исполнителем в гестапо…

Надежда: — Ну что, вешал, расстреливал, кто такой?

Дембович – Его зовут Василий Терентьев…

Надежда: — Пойдет?

Дембович: — Пойдет. Я напомню ему Краснодарский процесс…

Наджеда: — Кстати, а чем там закончилось то?

Дембович: — Расстреляли!

Надежда: (отпив глоточек кефира) — Ай-яй-яй…. правильно сделали.

Посмотрите отрывок и обратите внимание, как «Надежда» уточняет: «вешал, расстреливал?» Жженов прекрасно сыграл «этот вопрос». Он задан спокойно, равнодушно и деловито. Для «Надежды» это обычная и привычная работа зондеркоманд, не вызывающая ни малейшего удивления или осуждения.

Ну и последнее цинично-ироничное: «Ай-яй-яй, правильно сделали» в адрес бывших немецких подручных, его коллег, тоже говорит о нем, как о личности, довольно много.

Собственно я все это к чему. Далеко не прост этот «ностальгирующий» разведчик. Это циничный, умный, сильный, сформировавшийся враг, чья молодость прошла в сотрудничестве с немецкой разведкой и зондеркомандами на оккупированной территории СССР. Его взять на душевный разговор об окуньках…. Не знаю. Я бы его у пакгауза грохнул. Но во всех разведках мира, есть универсальное правило: «в разведке нет отбросов, есть кадры». Что нам, собственно и показали в фильме. Но тогда, лет 45 назад, лично мне это было не понятно. Вот собственно и все, что хотел сказать и упаси меня Бог, делать выводы или осуждать. Это просто рассуждения вслух.

А фильмы и в самом деле чудесные.

  • Ошибка резидента 2 серия скачать на телефон
  • Ошибка резидента 1 сезон 1 серия
  • Ошибка резидент эвил 2 ремейк
  • Ошибка резидент ивел 8 this game requires
  • Ошибка резервной копии вайбер