Ошибки авиадиспетчеров самые громкие

В наши дни полёты самолётами коммерческих авиалиний часто приносят много неожиданностей. Задержки вылета, постоянно меняющиеся правила проноса в самолёт каких-либо предметов, становящиеся чудесным образом всё более тесными кресла, проходы от стоянки до аэропорта, которые периодически переносятся в новое место – всё это никого уже не удивляет.

Но независимо от того, происходит ли всё это в небе или на земле, все эти неприятности усугубляются ещё и трудностями по вине экипажей самолётов. Следующие десять историй посвящены тем ошибкам пилотов и бортпроводников, которые пассажиры ещё не скоро забудут.

10. Неправильное место посадки

В январе 2014 года пассажиров самолёта компании Southwest Airlines довольно сильно встряхнуло, когда их 737-й вдруг резко затормозил практически сразу после посадки. Ему пришлось это сделать, чтобы избежать катастрофы – оказалось, что экипаж перепутал не только взлётно-посадочную полосу, но даже и аэропорт. По словам пилотов, они просто приняли огни ВПП небольшого аэропорта в Миссури за место своего назначения. «Приземление в близлежащем аэропорту вместо намеченного или посадка на неправильную взлётно-посадочную полосу или рулёжную дорожку могли иметь катастрофические последствия», – сказала председатель Совета национальной безопасности транспорта Дебора Герман. После расследования происшествия оба пилота были отправлены в оплачиваемый отпуск, и, в конечном итоге, второй пилот ушёл в отставку.

Однако такие ошибки не так уж и необычны. В 2015 году во время полёта самолёта компании AirAsia из Сиднея в Малайзию капитан ввёл неправильные координаты в навигационную систему самолёта, в итоге самолёт сбился с курса. В конечном итоге все пассажиры благополучно приземлились, но только в Мельбурне.

9. Смельчаки

Два впавших в сентиментальность пилота Air Berlin, по-видимому, не подумали, какое впечатление произведёт на 200 пассажиров задуманный ими трюк. В октябре 2017 года их Airbus A330, направлявшийся из Майами в Берлин, совершал последний трансатлантический полёт этой авиакомпании, и лётчики решили сделать при посадке «почётный круг». Они подумали, что таким образом смогут устроить «достойное и эмоциональное прощание».

Вопреки стандартной процедуре посадки, A330 резко переместился влево, пролетев низко над аэропортом и очень близко к диспетчерской. Манёвр был отмечен воплями пассажиров, опасавшихся за свою жизнь, и подумавших, что через несколько секунд будет крушение. Свидетели на земле, а также сотрудники аэропорта, были тоже потрясены, предполагая, что самолёт сейчас врежется в терминал. «Это было странное чувство. A330 двигался прямо на нас, мы же не знали, что он собирается всего лишь сделать почётный круг», – вспоминает окаменевший от изумления зритель.

Несмотря на то, что посадка прошла благополучно, трюк, а также действия обоих пилотов, которые были немедленно и бессрочно отстранены от полётов, повлёк за собой расследование Федерального авиационного управления (FAA).

8. Предел терпения

У всех у нас есть свой предел терпения. Однако сотруднику JetBlue Стивену Слейтеру его несдержанность в одном конкретном случае стоила работы. В августе 2010 года после посадки самолёта в Международном аэропорту им. Кеннеди одна особо нетерпеливая пассажирка попыталась раньше времени встать и достать свои вещи с верхней полки. Слейтер попросил её не покидать своё место до полной остановки, однако пассажирка не отреагировала. Когда Слейтер подошёл к ней, пассажирка уронила ему на голову свою огромную сумку.

Вместо того чтобы извиниться, путешественница-скандалистка стала оскорблять бортпроводника. Тогда Слейтер объявил по громкой связи, что оскорбившая его пассажирка вынуждает Слейтера пойти на решительные меры. Он взял два бокала пива и нажал на кнопку открывания аварийного эвакуационного лотка. После этого он вылил пиво на голову пассажирке и выкинул её через аварийный люк, положив таким образом конец своей 20-летней карьере бортпроводника.

Позже в тот же день полицейские окружили дом Слейтера, словно речь шла о захвате особо опасного террориста. Они арестовали улыбающегося и уже безработного бортпроводника. Ему было предъявлено обвинение в предумышленном причинении ущерба и угрозе действием. Обвинение было поддержано другими бортпроводниками, которые заявили, что он не должен был реагировать столь эмоционально.

7. Ругань в воздушном пространстве Техаса

По-видимому, в марте 2011 года пилот Southwest Airlines «встал не с той ноги». Находясь в полёте, он отправился к своему второму пилоту, чтобы разразиться отборной руганью. Ничто не запрещает ведение в кабине личных бесед, но в этот раз тирада пилота по случайности транслировалась на всё воздушное пространство Техаса. Причина его раздражения была проста и понятна: возраст, сексуальная ориентация и габариты его коллег.

«У нас есть двенадцать стюардов. Одиннадцать (ругательства) сверх…(ругательства), (ругательства)-гомосексуалистов и одна старуха. Одиннадцать. Только подумай об этом. Я думал, что в Чикаго я буду во всю развлекаться. А вместо этого – толпа из геев, бабушек и толстяков. Теперь я возвращаюсь в Хьюстон, который является одним из самых ужасных мест. Я имею в виду, что и там тоже на несколько милых птенчиков приходится толпа всех этих старых (ругательства) и старух».

По-видимому, когда пилот начал оскорблять своих коллег, управление воздушным движением в Хьюстоне всё-таки решило вмешаться. «Отлично, но кто бы это не говорил, лучше посмотрите, куда вы это говорите», – сказал диспетчер. Можно только представить себе взгляд и внезапную бледность на лице пилота, когда он понял, что микрофон оставался включённым. После того как диспетчеры воздушного движения отправили запись в FAA, пилот был отстранён от полётов без сохранения зарплаты.

6. Когда зовёт природа

Диарея никогда не бывает приятной, особенно если вы находитесь на высоте 11600 метров над землёй и ваше имя – Жоао Корреа. В марте 2009 года через 30 минут полёта «Дельты» из Гондураса в Атланту 43-летний мужчина из Кливленда почувствовал внезапные природные позывы. С трудом сдерживаясь, Корреа попытался пробраться в уборную, но обнаружил, что единственный проход к ней был заблокирован тележкой с напитками. После того как его просьбы воспользоваться туалетом в бизнес-классе были отклонены, Корреа оставалось только терпеливо ждать, но это могло продлиться бесконечно долго.

Чувствуя, что время поджимает, он бросился в бизнес-класс, как олимпийский спринтер, но вновь наткнулся на упрямую стюардессу, решившую играть по правилам. Несмотря на явно острую потребность Корреа, стюардесса встала на его пути и перекрыла рукой доступ к уборной. Действия стюардессы демонстрируют заметный недостаток здравого смысла, учитывая те запахи, на которые она обрекала весь самолёт своей приверженностью к инструкциям. Время поджимало, поэтому Корреа схватил руку стюардессы и вывернул её, чтобы попасть в уборную.

Ему удалось освободить свой кишечник в уединении и правильным образом, но в Атланте Корреа был арестован – после того, как стюардесса обвинила его в нападении. Впоследствии он был обвинён во вмешательстве в действия экипажа, и ему пришлось провести два дня в тюрьме, прежде чем федеральный судья рассмотрел его дело. В итоге он заключил сделку с федеральным прокурором, который согласился отказаться от обвинений, если он пройдёт трехмесячную «программу по профилактике правонарушений».

5. Секс в воздухе (с самим собой)

В последнее десятилетие работе British Airways посвящено множество слухов. Пустые бутылки из-под шампанского, которые выносят из кабины пилотов, драки между стюардами, публичные «ласки» на глазах у пассажиров – словом, скучать не дают. Однако в 2016 году произошёл, наверное, самый нелицеприятный скандал, когда 51-летний капитан Колин Гловер был пойман с поличным.

Появилась серия подробных фотографий (в СМИ), на которых капитан Гловер доставляет себе удовольствие, находясь в кабине на высоте 11600 метров. Порнографический журнал на приборной доске самолёта, чёрные кружевные чулки на капитане и фотографии голого мужчины в туалете самолёта придают этой серии особый шарм.

Скандальные фотографии, как полагают, были сделаны во время двух разных рейсов, хотя некоторые говорят, что в действительности они были сделаны в симуляторе, а не во время реального полёта. Несмотря на то, что капитан Гловер отрицает, что это его фотографии, он был отстранён от полётов на неопределённый срок, пока авиакомпания проводит расследование.

4. «Всё пропало!»

Предполагается, что в критические моменты мы можем брать пример со стюардесс, которые всегда излучают уверенность и спокойствие. Но, хотя мы и ожидаем от них огромного умения владеть собой, иногда человеческая природа берёт верх над любыми навыками. Так произошло в октябре 2017 года, когда во время рейса AirAsia из Пертана в Бали в салоне стало внезапно падать давление, в результате чего самолёт резко снизил высоту полёта на 6700 метров.

Поначалу особой паники не было – до тех пор, пока стюардессы не начали кричать и плакать, в результате чего многие из 145 пассажиров наложили в штаны. Это привело к тому, что пассажиры присоединились к воплям стюардесс и стали орать так, словно они были на концерте дэт-метал – вместо того чтобы вспомнить о своих кислородных масках. В частности, один из пассажиров был так напуган экстравагантным поведением экипажа, что отправил прощальное послание своему сыну. «Паника обострилась из-за поведения сотрудников, которые стали кричать», – написал шокированный пассажир, когда он понял, что гибель никому не угрожает и давление в салоне вскоре будет восстановлено.

После этой поездки на американских горках AirAsia Indonesia принесла извинения «за все доставленные неудобства».

3. Тревожные симптомы

В ноябре 2015 года рейс авиакомпании American Airlines, возвращавшийся из Германии, приземлился в Шарлотте, штат Северная Каролина. Ещё при подготовке к вылету из США несколько стюардесс выказывали обеспокоенность по поводу поведения одной из своих коллег, Джоанны Сноу. Несмотря на то, что они доложили в Федеральную службу воздушных маршалов о неадекватном поведении Сноу, American Airlines отклонила просьбу об её удалении с рейса. Ещё более тревожит то, что Сноу лично сказала маршалу, что она «сумасшедшая» и что им предстоит «крушение».

Во время полёта обеспокоенность стюардесс получила своё подтверждение, Сноу ударила одну из них по лицу. Менее чем через час она несколько раз попыталась вытолкнуть авиационного маршала, сидящего в передней части самолёта, после чего переключилась на маршала, сидевшего в хвосте самолёта. Решив поиграть в Рокки Бальбоа, Сноу ударила одного из офицеров в грудь. Но, несмотря на всё произошедшее, Сноу не была арестована в Германии, и ей разрешили сопровождать на следующий день обратный рейс, в течение которого её психическое состояние ещё больше ухудшилось. Сноу была задержана только после того, как попыталась в Шарлотте уклониться от паспортного контроля. Для этого потребовалось несколько офицеров, Сноу пиналась и кричала.

Сноу обвинили в попытках сорвать работу экипажа и нападении на маршалов авиации. В конце концов, она была освобождена после того, как её признали невиновной по причине безумия. В частности, она перенесла «психический срыв из-за гормональных инъекций против старения».

2. Заключение в уборной

Капитан рейса авиакомпании Chatauqua Airlines перед тем, как заходить на посадку, решил на высоте 3000 метров посетить туалет, но тут произошла целая серия достойных комедийного сериала происшествий. Когда покончивший со своими делами в туалете пилот попытался покинуть уборную, сломалась дверная защёлка, оставив его запертым внутри. Так как до запланированной посадки оставалось всего несколько минут, пилот стал паниковать и стучать в дверь, что привлекло внимание пассажира в первом ряду. Капитан попросил его сообщить своим коллегам, находящимся в кабине, о его нынешнем неловком положении.

К сожалению, акцент добросовестно исполнившего поручение пассажира был похож на «ближневосточный», и это напугало второго пилота и членов экипажа. У них создалось впечатление, что происходит угон. Второй пилот немедленно передал сообщение наземным службам: «Капитан ушёл в хвост самолёта и пропал. Кто-то с сильным иностранным акцентом пытается проникнуть в кабину экипажа. Он говорит, что капитан застрял в туалете и с сильным иностранным акцентом произносит пароль для входа в кабину, но я не собираюсь его впускать».

К счастью для капитана, он сумел выломать дверь туалета как раз вовремя, чтобы успокоить нервы своего пилота и благополучно приземлиться в аэропорту Ла-Гуардия. Однако при посадке самолёт был встречен сотрудниками ФБР и полицией аэропорта. В конечном итоге все поняли, что произошло досадное недоразумение.

1. «Мы все погибнем!»

Иногда стресс от работы вполне способен повредить хрупкий человеческий мозг. Именно это и произошло в 2012 году, когда пилот JetBlue, капитан Клейтон Осбон, перенёс в воздухе приступ умопомрачения, в результате чего его самолёт, летевший в Лас-Вегас, изменил курс и направился в Амарилло, штат Техас. Осбон объявил через интерком: «Это ваш чёртов капитан», после чего стал бегать взад-вперёд по проходу, кричать о нападении террористов и необходимости обратиться к религии: «Молитесь о царстве Иисуса Христа прямо сейчас! Этот самолёт никогда не доберётся до Вегаса! Мы все погибнем!»

Пока испуганные пассажиры готовились к худшему, несколько наиболее храбрых и решительных из них схватили Осбона, связали его и уложили на пол, а первый пилот закрылся внутри кабины.

Несколько месяцев спустя Осбон предстал перед судом штата Техас и был признан невиновным по причине безумия. Возможно, ещё более шокирует тот факт, что после оправдания Осбон имел наглость подать в суд на JetBlue и потребовать почти 15 миллионов долларов за то, что авиакомпания «неоправданно подвергла опасности» чужие жизни, допустив его к полёту, что в конечном итоге стоило ему его карьеры и репутации.

Кроме того, на авиакомпанию JetBlue подали в суд 13 пассажиров из 135, которые были на борту. По словам жителя Бруклина, который решил судиться: «Когда он закричал “Самолёт в свободном падении”, я прочитал молитву и попрощался со всеми, кого я знаю».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — перевёл Дмитрий Оськин по статье с сайта listverse.com

Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

Почитать ещё:

Случай с крушением Як-40 является одной из самых крупных авиакатастроф с воздушными судами такого класса. Это лётное происшествие выявило грубые нарушения правил управления воздушным движением диспетчерами и пренебрежение экипажем наставления по производству полётов в горной местности.

Действия экипажа и диспетчеров до захода на посадку

Это был один из привычных и рутинных рейсов С519 из Элисты на Махачкалу. Экипаж в составе командира воздушного судна А. Мильшина и правого лётчика А. Шулепова занял свои рабочие места и после доклада бортмеханика М. Очирова о готовности самолёта, начал процедуру запуска двигателей. В салоне стюардесса рассаживала пассажиров, среди которых было 9 детей и 13 безбилетников – всего 47 человек и их как-то надо было разместить на 32-местном Як-40.

Перегрузка была незначительная, около 240 кг, но центровка не нарушалась и была в пределах инструкции. Как бы там ни было, ровно в 12 : 43 по московскому времени 7 ноября 1991 года Як-40 бортовой номер 87526 оторвался от бетонки Элистинского аэропорта и начал набирать заданную высоту.

Пройдя ОПРС Арктур, командир запросил у диспетчера круга другую высоту – 5700 и занял его в 13 : 01, взяв направление на Грозный. Маршрут этого рейса проходил через пункты Алмар, Ронка, Кизляр, оборудованные радиомаяками и далее по 3-му коридору в район Махачкалы.

Набрав эшелон, экипаж тут же запросил у диспетчера Северокавказского центра (СКЦ) разрешение взять курс сразу на Кизляр, минуя Ронку. Данный маршрут нужно было согласовывать с Астраханским зональным центром и диспетчер СКЦ, не желая себя утруждать с выходом на связь с Астраханью, разрешил спрямить маршрут, предложив выход прямо на траверз Грозного, но с пролётом ОПРС Ронка.

После доклада с борта о проходе траверза Грозного, диспетчер СКЦ уточнил местонахождение рейса С519 и направил его на Кизляр. В 13 : 23 экипаж Як-40 был передан под управление зонального центра Астрахани, которому и доложил о проходе ОПРС Кизляр.

Диспетчер Астрахани совершил своё первое нарушение в этом управлении полётом, направив авиалайнер напрямую на ОПРС аэропорта посадки, прекрасно понимая, что полёт будет проходить над горным массивом Канабару и инструкция по производству полётов на аэродроме Махачкала запрещает такое спрямление. Знал об этом и экипаж, однако, выполнил указание службы управления и пошёл прямо на ОПРС аэродрома.

Заход на посадку

В 13 : 34 экипаж рейса С519 запросил снижение и занял эшелон 5100 и перешёл под управление диспетчера подхода  значительно уклонившись вправо, что заметно было на дисплее локатора. Диспетчер подхода нарушил в этом полёте второй раз инструкцию, не указав экипажу на точное местонахождение самолёта и разрешив занять высоту 1800 по довольно опасному маршруту, поскольку в этом случае снижение выводило самолёт в сектор, имеющий горные вершины высотою до 900 метров.

Як-40 снизился до указанной высоты и находился правее коридора 23 километра, где был переведён под управление диспетчера посадки. От него экипаж получил неправильное местонахождение, вместо пеленга 1180 и удаления 36 км пилотам был передан пеленг 1220 и расстояние 41 км.

Последовала команда на снижение до высоты 1050 метров и выхода на привод, хотя на этом  пеленге существовало ограничение до 1800 метров. На этом этапе полёта машина попадает в неконтролируемый сектор, где радиосигнал искажается в зависимости от расположения гор и отметка на экране радара временами исчезает.

Диспетчер дважды даёт неточное место борта, ошибочно предполагая, где он может находиться, которое сформировало у экипажа неверное представление о своём направлении, полагая, что самолёт входит в заданный коридор. Положившись лишь на информацию руководителя посадки и не проверив своё местонахождение по приборам, экипаж неумолимо следовал в опасный сектор с горными вершинами.

Заняв высоту 1050 метров, борт продолжал выход на ОПРМ, но так, как он летел вне коридора, сигнализация радиомаркёра не сработала, но пилоты всё равно доложили о проходе ОПРМ и диспетчер, не уточнив место самолёта по локатору, разрешил занять высоту круга 400 метров и выйти к четвёртому развороту на курс посадки 143 градуса.

Облачность в районе аэродрома была десятибалльная, её нижнюю кромку пилоты не знали, а предполагали, что она не менее 980 метров и после занятия высоты круга они визуально зайдут на посадку. Следует заметить, что система сигнализации, предупреждающая об опасном сближении с земной поверхностью на борту 87526 не была установлена.

Крушение Як-40

Всё, что осталось от Як-40 в катастрофе под Махачкалой.

Продолжая снижаться Як-40, для выхода в створ посадочной полосы доворачивал влево и на высоте 550 метров с креном 200 столкнулся с горным отрогом Кукурт-Баш на западе от аэропорта Махачкала и на расстоянии от него 23 километра. После столкновения машина разрушилась и загорелась, экипаж и все пассажиры погибли, эта катастрофа унесла жизнь 51 человека.

Заключение

Совершенно ясно, что в данном случае грубые нарушения правил диспетчерами службы управления воздушным движением и невыполнение пилотами Як-40 инструкции по правилам полётов в горной местности привели к столкновению самолёта с горной грядой и гибели всех пассажиров и экипажа.

Крупнейшая авиакатастрофа, не считая терактов 11 сентября, произошла в 1977 году на острове Тенерифе. Густой туман, череда неверных действий и интерпретаций команд что диспетчера, что летчиков привели к столкновению двух Boeing 747 на взлетно-посадочной полосе. Итог — 583 жертвы. Происшествие изменило порядок взаимодействия экипажей и привело к разработке стандартов, которые должны были исключить повторение трагедии. Но спустя почти 40 лет, в октябре 2016-го, в Шанхае чудом разминулись два Airbus с четырьмя сотнями пассажиров — и обстоятельства инцидента подозрительно схожи с крушением на Тенерифе. Случай показал, что принятых мер оказалось недостаточно и вероятность столкновения лайнеров прямо на полосе сохраняется до сих пор, пусть шанс и практически мизерный.

Два самолета на одной полосе

Хунцяо стабильно входит в десятку самых загруженных аэропортов Китая. Шанхай — один из главных азиатских мегаполисов, который популярен как у миллионов туристов, так и среди деловых людей. Даже два крупных аэропорта — Хунцяо и более молодой Пудун — едва справляются с пассажиропотоком. Ежегодно через каждый из них проходит около 40 млн путешественников.

11 октября 2016 года из Пекина в Шанхай вылетел Airbus A330-300 местной авиакомпании China Eastern Airlines. На внутренний рейс MU-5106 набралось 266 пассажиров. Лайнер благополучно добрался до места назначения и приземлился на полосу 36R. Экипажу требовалось доехать до терминала, и путь пересекал полосу 36L.

На нее выехал готовый к взлету Airbus A320-200, также принадлежавший China Eastern Airlines. В самолете было 147 пассажиров, которые хотели попасть в китайский город Тяньцзинь (мегаполис с населением более 13 млн человек). Диспетчер аэропорта Хунцяо дал команду Airbus A330 остановиться перед полосой 36L, не выезжая на нее. Таким образом, сперва должен был взлететь A320, а потом уже широкофюзеляжный A330 покатил бы к терминалу. По непонятной причине экипаж A330 проигнорировал указание, а тем временем пилоты в кабине A320 перевели двигатели во взлетный режим.

Пилоты A320 заметили медленно двигавшийся справа налево лайнер, когда уже разогнались примерно до 200 км/ч. Экипаж решил, что остановиться до столкновения не получится, а значит, нужно в любом случае взлетать. В среднем отрыв A320 совершают примерно при 275 км/ч. На полосе 36L самолет успел набрать лишь 240 км/ч, но выбора не было — командир потянул на себя сайдстик (Airbus не признает штурвалы). К счастью, A320 хватило скорости для взлета. Самолеты разминулись менее чем в 20 метрах друг от друга. Вплоть до приземления в Тяньцзине пассажиры даже не подозревали, что были так близки к смерти.

Отключенное радио

Об инциденте сразу же стало известно. Администрация гражданской авиации Китая (аналог американской FAA) принялось расследовать инцидент. Специалисты изучили действия трех сторон: диспетчеров, а также экипажей Airbus A330 и Airbus A320. Расследование продвигалось довольно быстро. Инциденту присвоили категорию A — за ней в классификации следует уже непосредственно столкновение воздушных судов, то есть ситуацию расценили как предельно опасную. Больше всего претензий возникло к диспетчерам.

Погода в день происшествия была хорошая, наблюдению за полосой ничто не мешало. В этом, к слову, отличие от катастрофы на Тенерифе: при столкновении двух Boeing стоял туман, и ни диспетчеры, ни экипажи не могли визуально оценить ситуацию. Здесь же был ясный полдень.

A320 стоял на полосе 36L, готовый ко взлету. Выполнять его должен был первый пилот. Но после обнаружения опасности в виде хвостовой части A330 управление перехватил командир экипажа. В первое время его решение взлетать подвергалось сомнению: возможно, безопаснее было бы тормозить до полной остановки. Но следователи установили, что пилот A320 за пару секунд принял единственно правильное решение: расшифровка бортовых самописцев показала, что при торможении избежать столкновения не получилось бы. Командиру A320 выплатили около $440 тыс. премии.

Вопросов к пилотам A330 возникло намного больше. После приземления они говорили с диспетчером, а затем просто отключили радиоприемник. Затем экипажу A330 несколько раз сказали остановиться перед полосой 36L и не выезжать на нее, однако пилоты так и не подтвердили выполнение этой команды.

Они, как и их коллеги в другом самолете, не могли корректно определить расстояние до другого лайнера и вовремя не заметили, когда он начал движение. Экипаж A330 после выезда на полосу вообще не следил за положением A320, который к тому моменту уже начал разгон. После разговора с летчиками A330 следователям стало ясно, что они не осознавали реальной опасности инцидента.

На вышке тоже происходили интересные события. Основной диспетчер отошел в уборную, оставив наблюдать за плотным трафиком ассистента. Тот по непонятной причине работал без наушников, ориентируясь преимущественно по радарам. Специалист остался на своем рабочем месте, обзор с которого был хуже, чем с поста главного диспетчера. К тому же вид на полосу 36L заслоняли колонны. В таких условиях следить за трафиком было сложно, и ассистент упустил развитие опасной ситуации.

Администрация гражданской авиации Китая возложила вину за инцидент на диспетчера. Ошибка заключалась в следующем: он разрешил Airbus A320 взлет без должного контроля за происходящим, после чего дал отмашку на пересечение полосы Airbus A330, не заметив, что A320 в этот момент уже начал разгон.

Зарплата диспетчеров в десять раз ниже, чем у пилотов

Всего лишили премий либо уволили 13 человек. Однако этот инцидент вскрыл более серьезную проблему, чем цепочка человеческих ошибок, которые едва не привели к гибели 439 человек. Воздушный трафик в Китае активно растет, а специалистов в индустрии не хватает — более того, даже тем, кто есть, платят не так уж много с учетом уровня ответственности.

Средняя зарплата на 2016 год у авиадиспетчеров Китая составляла примерно $22,1 тыс. в год, а у 20% специалистов она была на треть ниже. При этом летчики зарабатывают несоизмеримо больше: в крупных авиакомпаниях вроде той же China Eastern Airlines годовой доход может составлять $300 тыс. — то есть пилот в месяц зарабатывает столько, сколько диспетчер получает за год. Китайские авиакомпании начали быстрый подъем — они выбивались в лидеры по заказам новых Airbus и Boeing разных моделей.

Рост перевозок привел к нехватке летчиков, и компании начали создавать заманчивые условия для иностранных пилотов. Зарплата им предлагалась даже выше, чем в крупных авиакомпаниях США — там она редко превышает $250 тыс. Один из американских пилотов, перешедших в китайскую авиакомпанию, рассказал, что вместе с зарплатой сильно увеличилась и нагрузка: если раньше налет составлял 80—100 часов в месяц, то сейчас он наматывает 50 часов практически за три дня.

На фоне этих цифр зарплата авиадиспетчеров выглядит несерьезно, хотя нагрузка у них тоже запредельная, ведь воздушный трафик растет (по крайней мере так было до пандемии COVID-19). В других регионах диспетчеры тоже зарабатывают меньше пилотов, но разница не столь колоссальная — к примеру, в США это порядка $100 тыс. в зависимости от опыта и конкретного места работы. Это меньше, чем у летчиков, примерно в полтора-два раза — но никак не в десять. В такой ситуации привлечь иностранных специалистов (что авиакомпании успешно делают с пилотами) нереально. А среди местных не хватает людей, к тому же нет и особого стимула: высочайшая ответственность при не то чтобы заоблачной для китайских городов зарплате. Высокие нагрузки при постоянном стрессе и нехватке кадров, само собой, повышают риск ошибок. Поэтому в шанхайском инциденте виновата по большей части система, а не конкретные люди.


Подобное случается в разных регионах: например, в 2017 году в Международном аэропорту Сан-Франциско Airbus A320 Air Canada чуть не приземлился ночью на полосу, где находились четыре самолета с пассажирами. Ладно молодой и быстрорастущий рынок Китая — но как это могло произойти в США, одной из главных авиационных стран? А все объясняется просто: экипаж лайнера перепутал полосы. Однако такие инциденты — большая редкость, и каждый из них тщательно расследуется. К тому же совершенствование правил дает результат: если раньше такие были новости о том, что уже случилось, то в последние десятилетия — о ситуациях, которые лишь могли произойти.

Читайте также:

  • Вам летать или пилить? Как США пытаются сохранить лицо самолетов F-35 Lightning II
  • Ошибка 404. Как в СССР хотели сделать самолет на 1200 пассажиров

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

October 21 2013, 14:30

Categories:

  • Авиация
  • Происшествия
  • Cancel

Пять роковых ошибок авиадиспетчеров

20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Профессия авиадиспетчера насколько трудна, настолько и почитаема. Ни один самолёт не может самостоятельно приземлиться или взлететь без помощи этого человека. Но иногда по вине непредусмотрительности «проводника» происходят катастрофы. Сегодня мы расскажем о пяти роковых ошибках авиадиспетчеров.

КАТАСТРОФА В СЕРРИТОСЕ

В воскресенье 31 августа 1986 года в ясном небе над Серритосом (округ Лос-Анджелес, штат Калифорния) на высоте 2000 метров столкнулись авиалайнер DC-9 компании Aeromexico и частный Piper Cherokee Archer II, после чего оба самолёта упали на расположенный под ними город. В катастрофе погибли все находящиеся на обоих самолётах 67 человек, а также ещё 15 человек на земле. Причин для столкновения было несколько, но основная остаётся самой печальной: радарная система аэропорта не была настолько мощной, чтобы с точностью определить малогабаритный Piper Cherokee, а авиадиспетчер Уолтер Уайт не придал значения помехам в передаче данных.

СТОЛКНОВЕНИЕ НАД БОДЕНСКИМ ОЗЕРОМ

Это авиационное происшествие произошло в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда самолёт Ту-154М, выполнявший рейс 2937 Башкирских авиалиний, столкнулся в воздухе с Боингом 757, рейс DHL 611. Столкновение произошло недалеко от города Юберлинген, около Боденского озера в Германии. Катастрофа унесла жизни всех, кто находился на борту обоих самолетов (71 человек, в том числе 52 ребёнка). Часть оборудования диспетчерской была отключена, и диспетчер слишком поздно заметил, что два воздушных судна, находившихся на одном эшелоне 10 км, опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу российского самолёта команду снижаться, но предотвратить катастрофу не удалось.

Фото: МЧС России

Видео:342477100 на Youtube

МЕДЕЛЬИНСКАЯ КАТАСТРОФА

Происшествие произошло в мае 1993 году на территории Колумбии вблизи города Медельин. Из-за столкновения с горой произошло крушение Боинга 727-46, при этом погибли все 132 пассажира. В Медельине была гроза, а его радиомаяк ранее был атакован террористами и в результате не работал. На подходе к Медельину, экипаж связался с диспетчером Медельинского аэропорта Кордова и доложил о пролёте Абехорраля. Не определив положение самолёта по радару, диспетчер дал разрешение на снижение до высоты 3,66 км. Вскоре связь с экипажем прекратилась. После неоднократных попыток связаться с пилотами, диспетчеры объявили чрезвычайное положение. Пилоты неправильно определили своё местоположение, и в итоге врезались в гору Парамо-Франтино.

КАТАСТРОФА В КОПЕНГАГЕНЕ

15 августа 1957 года в гавани Копенгагена при заходе на посадку потерпел катастрофу «Ил-14П» компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 23 человека. Когда «Ил-14» долетел до Копенгагенского аэропорта (Каструп), там проходил волнами туман с нижней границей 60 метров, а видимость упала до 1700 метров. Тогда самолёт прошёл над аэропортом на высоте 1500 метров и диспетчер его наблюдал, в связи с чем дал разрешение на посадку. Но при этом он сказал на быстром английском указание снижаться над полем аэродрома, так как туман уже ушёл к западу и как раз в район, где начинались заходы на посадку. Однако командир не разобрал этого указания и начал точно выполнять команды диспетчера. Далее самолёт попал в густой туман, хотя диспетчер говорил о возможности визуального захода на посадку. Доверившись данному указанию, пилоты продолжили снижение. Авария произошла в результате столкновения с 80-метровой дымовой трубой.

Фото: Hulton Archives

СТОЛКНОВЕНИЕ НАД ЗАГРЕБОМ

10 сентября 1976 года в небе над Югославией (ныне Хорватия) близ Врбовеца над радиомаяком Загреба столкнулись HS-121 Trident 3B, выполнявший рейс компании British Airways (Лондон — Стамбул) и DC-9-31, выполнявший рейс компании Inex-Adria (Сплит — Кёльн). В результате столкновения погибли 176 человек на борту обоих самолётов и ещё один человек на земле. На момент происшествия это было крупнейшее по числу жертв столкновение самолётов в воздухе. Также эта авиакатастрофа остаётся крупнейшей из произошедших в истории Хорватии и в истории авиакомпании British Airways. Катастрофа произошла из-за неисправной работы радарной системы, а также из-за невнимательности диспетчера, который работал третью смену подряд.

источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

В наши дни полёты самолётами коммерческих авиалиний часто приносят много неожиданностей. Задержки вылета, постоянно меняющиеся правила проноса в самолёт каких-либо предметов, становящиеся чудесным образом всё более тесными кресла, проходы от стоянки до аэропорта, которые периодически переносятся в новое место – всё это никого уже не удивляет.

Но независимо от того, происходит ли всё это в небе или на земле, все эти неприятности усугубляются ещё и трудностями по вине экипажей самолётов. Следующие десять историй посвящены тем ошибкам пилотов и бортпроводников, которые пассажиры ещё не скоро забудут.

10. Неправильное место посадки

В январе 2014 года пассажиров самолёта компании Southwest Airlines довольно сильно встряхнуло, когда их 737-й вдруг резко затормозил практически сразу после посадки. Ему пришлось это сделать, чтобы избежать катастрофы – оказалось, что экипаж перепутал не только взлётно-посадочную полосу, но даже и аэропорт. По словам пилотов, они просто приняли огни ВПП небольшого аэропорта в Миссури за место своего назначения. «Приземление в близлежащем аэропорту вместо намеченного или посадка на неправильную взлётно-посадочную полосу или рулёжную дорожку могли иметь катастрофические последствия», – сказала председатель Совета национальной безопасности транспорта Дебора Герман. После расследования происшествия оба пилота были отправлены в оплачиваемый отпуск, и, в конечном итоге, второй пилот ушёл в отставку.

Однако такие ошибки не так уж и необычны. В 2015 году во время полёта самолёта компании AirAsia из Сиднея в Малайзию капитан ввёл неправильные координаты в навигационную систему самолёта, в итоге самолёт сбился с курса. В конечном итоге все пассажиры благополучно приземлились, но только в Мельбурне.

9. Смельчаки

Два впавших в сентиментальность пилота Air Berlin, по-видимому, не подумали, какое впечатление произведёт на 200 пассажиров задуманный ими трюк. В октябре 2017 года их Airbus A330, направлявшийся из Майами в Берлин, совершал последний трансатлантический полёт этой авиакомпании, и лётчики решили сделать при посадке «почётный круг». Они подумали, что таким образом смогут устроить «достойное и эмоциональное прощание».

Вопреки стандартной процедуре посадки, A330 резко переместился влево, пролетев низко над аэропортом и очень близко к диспетчерской. Манёвр был отмечен воплями пассажиров, опасавшихся за свою жизнь, и подумавших, что через несколько секунд будет крушение. Свидетели на земле, а также сотрудники аэропорта, были тоже потрясены, предполагая, что самолёт сейчас врежется в терминал. «Это было странное чувство. A330 двигался прямо на нас, мы же не знали, что он собирается всего лишь сделать почётный круг», – вспоминает окаменевший от изумления зритель.

Несмотря на то, что посадка прошла благополучно, трюк, а также действия обоих пилотов, которые были немедленно и бессрочно отстранены от полётов, повлёк за собой расследование Федерального авиационного управления (FAA).

8. Предел терпения

У всех у нас есть свой предел терпения. Однако сотруднику JetBlue Стивену Слейтеру его несдержанность в одном конкретном случае стоила работы. В августе 2010 года после посадки самолёта в Международном аэропорту им. Кеннеди одна особо нетерпеливая пассажирка попыталась раньше времени встать и достать свои вещи с верхней полки. Слейтер попросил её не покидать своё место до полной остановки, однако пассажирка не отреагировала. Когда Слейтер подошёл к ней, пассажирка уронила ему на голову свою огромную сумку.

Вместо того чтобы извиниться, путешественница-скандалистка стала оскорблять бортпроводника. Тогда Слейтер объявил по громкой связи, что оскорбившая его пассажирка вынуждает Слейтера пойти на решительные меры. Он взял два бокала пива и нажал на кнопку открывания аварийного эвакуационного лотка. После этого он вылил пиво на голову пассажирке и выкинул её через аварийный люк, положив таким образом конец своей 20-летней карьере бортпроводника.

Позже в тот же день полицейские окружили дом Слейтера, словно речь шла о захвате особо опасного террориста. Они арестовали улыбающегося и уже безработного бортпроводника. Ему было предъявлено обвинение в предумышленном причинении ущерба и угрозе действием. Обвинение было поддержано другими бортпроводниками, которые заявили, что он не должен был реагировать столь эмоционально.

7. Ругань в воздушном пространстве Техаса

По-видимому, в марте 2011 года пилот Southwest Airlines «встал не с той ноги». Находясь в полёте, он отправился к своему второму пилоту, чтобы разразиться отборной руганью. Ничто не запрещает ведение в кабине личных бесед, но в этот раз тирада пилота по случайности транслировалась на всё воздушное пространство Техаса. Причина его раздражения была проста и понятна: возраст, сексуальная ориентация и габариты его коллег.

«У нас есть двенадцать стюардов. Одиннадцать (ругательства) сверх…(ругательства), (ругательства)-гомосексуалистов и одна старуха. Одиннадцать. Только подумай об этом. Я думал, что в Чикаго я буду во всю развлекаться. А вместо этого – толпа из геев, бабушек и толстяков. Теперь я возвращаюсь в Хьюстон, который является одним из самых ужасных мест. Я имею в виду, что и там тоже на несколько милых птенчиков приходится толпа всех этих старых (ругательства) и старух».

По-видимому, когда пилот начал оскорблять своих коллег, управление воздушным движением в Хьюстоне всё-таки решило вмешаться. «Отлично, но кто бы это не говорил, лучше посмотрите, куда вы это говорите», – сказал диспетчер. Можно только представить себе взгляд и внезапную бледность на лице пилота, когда он понял, что микрофон оставался включённым. После того как диспетчеры воздушного движения отправили запись в FAA, пилот был отстранён от полётов без сохранения зарплаты.

6. Когда зовёт природа

Диарея никогда не бывает приятной, особенно если вы находитесь на высоте 11600 метров над землёй и ваше имя – Жоао Корреа. В марте 2009 года через 30 минут полёта «Дельты» из Гондураса в Атланту 43-летний мужчина из Кливленда почувствовал внезапные природные позывы. С трудом сдерживаясь, Корреа попытался пробраться в уборную, но обнаружил, что единственный проход к ней был заблокирован тележкой с напитками. После того как его просьбы воспользоваться туалетом в бизнес-классе были отклонены, Корреа оставалось только терпеливо ждать, но это могло продлиться бесконечно долго.

Чувствуя, что время поджимает, он бросился в бизнес-класс, как олимпийский спринтер, но вновь наткнулся на упрямую стюардессу, решившую играть по правилам. Несмотря на явно острую потребность Корреа, стюардесса встала на его пути и перекрыла рукой доступ к уборной. Действия стюардессы демонстрируют заметный недостаток здравого смысла, учитывая те запахи, на которые она обрекала весь самолёт своей приверженностью к инструкциям. Время поджимало, поэтому Корреа схватил руку стюардессы и вывернул её, чтобы попасть в уборную.

Ему удалось освободить свой кишечник в уединении и правильным образом, но в Атланте Корреа был арестован – после того, как стюардесса обвинила его в нападении. Впоследствии он был обвинён во вмешательстве в действия экипажа, и ему пришлось провести два дня в тюрьме, прежде чем федеральный судья рассмотрел его дело. В итоге он заключил сделку с федеральным прокурором, который согласился отказаться от обвинений, если он пройдёт трехмесячную «программу по профилактике правонарушений».

5. Секс в воздухе (с самим собой)

В последнее десятилетие работе British Airways посвящено множество слухов. Пустые бутылки из-под шампанского, которые выносят из кабины пилотов, драки между стюардами, публичные «ласки» на глазах у пассажиров – словом, скучать не дают. Однако в 2016 году произошёл, наверное, самый нелицеприятный скандал, когда 51-летний капитан Колин Гловер был пойман с поличным.

Появилась серия подробных фотографий (в СМИ), на которых капитан Гловер доставляет себе удовольствие, находясь в кабине на высоте 11600 метров. Порнографический журнал на приборной доске самолёта, чёрные кружевные чулки на капитане и фотографии голого мужчины в туалете самолёта придают этой серии особый шарм.

Скандальные фотографии, как полагают, были сделаны во время двух разных рейсов, хотя некоторые говорят, что в действительности они были сделаны в симуляторе, а не во время реального полёта. Несмотря на то, что капитан Гловер отрицает, что это его фотографии, он был отстранён от полётов на неопределённый срок, пока авиакомпания проводит расследование.

4. «Всё пропало!»

Предполагается, что в критические моменты мы можем брать пример со стюардесс, которые всегда излучают уверенность и спокойствие. Но, хотя мы и ожидаем от них огромного умения владеть собой, иногда человеческая природа берёт верх над любыми навыками. Так произошло в октябре 2017 года, когда во время рейса AirAsia из Пертана в Бали в салоне стало внезапно падать давление, в результате чего самолёт резко снизил высоту полёта на 6700 метров.

Поначалу особой паники не было – до тех пор, пока стюардессы не начали кричать и плакать, в результате чего многие из 145 пассажиров наложили в штаны. Это привело к тому, что пассажиры присоединились к воплям стюардесс и стали орать так, словно они были на концерте дэт-метал – вместо того чтобы вспомнить о своих кислородных масках. В частности, один из пассажиров был так напуган экстравагантным поведением экипажа, что отправил прощальное послание своему сыну. «Паника обострилась из-за поведения сотрудников, которые стали кричать», – написал шокированный пассажир, когда он понял, что гибель никому не угрожает и давление в салоне вскоре будет восстановлено.

После этой поездки на американских горках AirAsia Indonesia принесла извинения «за все доставленные неудобства».

3. Тревожные симптомы

В ноябре 2015 года рейс авиакомпании American Airlines, возвращавшийся из Германии, приземлился в Шарлотте, штат Северная Каролина. Ещё при подготовке к вылету из США несколько стюардесс выказывали обеспокоенность по поводу поведения одной из своих коллег, Джоанны Сноу. Несмотря на то, что они доложили в Федеральную службу воздушных маршалов о неадекватном поведении Сноу, American Airlines отклонила просьбу об её удалении с рейса. Ещё более тревожит то, что Сноу лично сказала маршалу, что она «сумасшедшая» и что им предстоит «крушение».

Во время полёта обеспокоенность стюардесс получила своё подтверждение, Сноу ударила одну из них по лицу. Менее чем через час она несколько раз попыталась вытолкнуть авиационного маршала, сидящего в передней части самолёта, после чего переключилась на маршала, сидевшего в хвосте самолёта. Решив поиграть в Рокки Бальбоа, Сноу ударила одного из офицеров в грудь. Но, несмотря на всё произошедшее, Сноу не была арестована в Германии, и ей разрешили сопровождать на следующий день обратный рейс, в течение которого её психическое состояние ещё больше ухудшилось. Сноу была задержана только после того, как попыталась в Шарлотте уклониться от паспортного контроля. Для этого потребовалось несколько офицеров, Сноу пиналась и кричала.

Сноу обвинили в попытках сорвать работу экипажа и нападении на маршалов авиации. В конце концов, она была освобождена после того, как её признали невиновной по причине безумия. В частности, она перенесла «психический срыв из-за гормональных инъекций против старения».

2. Заключение в уборной

Капитан рейса авиакомпании Chatauqua Airlines перед тем, как заходить на посадку, решил на высоте 3000 метров посетить туалет, но тут произошла целая серия достойных комедийного сериала происшествий. Когда покончивший со своими делами в туалете пилот попытался покинуть уборную, сломалась дверная защёлка, оставив его запертым внутри. Так как до запланированной посадки оставалось всего несколько минут, пилот стал паниковать и стучать в дверь, что привлекло внимание пассажира в первом ряду. Капитан попросил его сообщить своим коллегам, находящимся в кабине, о его нынешнем неловком положении.

К сожалению, акцент добросовестно исполнившего поручение пассажира был похож на «ближневосточный», и это напугало второго пилота и членов экипажа. У них создалось впечатление, что происходит угон. Второй пилот немедленно передал сообщение наземным службам: «Капитан ушёл в хвост самолёта и пропал. Кто-то с сильным иностранным акцентом пытается проникнуть в кабину экипажа. Он говорит, что капитан застрял в туалете и с сильным иностранным акцентом произносит пароль для входа в кабину, но я не собираюсь его впускать».

К счастью для капитана, он сумел выломать дверь туалета как раз вовремя, чтобы успокоить нервы своего пилота и благополучно приземлиться в аэропорту Ла-Гуардия. Однако при посадке самолёт был встречен сотрудниками ФБР и полицией аэропорта. В конечном итоге все поняли, что произошло досадное недоразумение.

1. «Мы все погибнем!»

Иногда стресс от работы вполне способен повредить хрупкий человеческий мозг. Именно это и произошло в 2012 году, когда пилот JetBlue, капитан Клейтон Осбон, перенёс в воздухе приступ умопомрачения, в результате чего его самолёт, летевший в Лас-Вегас, изменил курс и направился в Амарилло, штат Техас. Осбон объявил через интерком: «Это ваш чёртов капитан», после чего стал бегать взад-вперёд по проходу, кричать о нападении террористов и необходимости обратиться к религии: «Молитесь о царстве Иисуса Христа прямо сейчас! Этот самолёт никогда не доберётся до Вегаса! Мы все погибнем!»

Пока испуганные пассажиры готовились к худшему, несколько наиболее храбрых и решительных из них схватили Осбона, связали его и уложили на пол, а первый пилот закрылся внутри кабины.

Несколько месяцев спустя Осбон предстал перед судом штата Техас и был признан невиновным по причине безумия. Возможно, ещё более шокирует тот факт, что после оправдания Осбон имел наглость подать в суд на JetBlue и потребовать почти 15 миллионов долларов за то, что авиакомпания «неоправданно подвергла опасности» чужие жизни, допустив его к полёту, что в конечном итоге стоило ему его карьеры и репутации.

Кроме того, на авиакомпанию JetBlue подали в суд 13 пассажиров из 135, которые были на борту. По словам жителя Бруклина, который решил судиться: «Когда он закричал “Самолёт в свободном падении”, я прочитал молитву и попрощался со всеми, кого я знаю».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — перевёл Дмитрий Оськин по статье с сайта listverse.com

Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

Почитать ещё:

Услуги Onlíner
Самое время найти исполнителей, готовых взяться за любую работу

Крупнейшая авиакатастрофа, не считая терактов 11 сентября, произошла в 1977 году на острове Тенерифе. Густой туман, череда неверных действий и интерпретаций команд что диспетчера, что летчиков привели к столкновению двух Boeing 747 на взлетно-посадочной полосе. Итог — 583 жертвы. Происшествие изменило порядок взаимодействия экипажей и привело к разработке стандартов, которые должны были исключить повторение трагедии. Но спустя почти 40 лет, в октябре 2016-го, в Шанхае чудом разминулись два Airbus с четырьмя сотнями пассажиров — и обстоятельства инцидента подозрительно схожи с крушением на Тенерифе. Случай показал, что принятых мер оказалось недостаточно и вероятность столкновения лайнеров прямо на полосе сохраняется до сих пор, пусть шанс и практически мизерный.

Два самолета на одной полосе

Хунцяо стабильно входит в десятку самых загруженных аэропортов Китая. Шанхай — один из главных азиатских мегаполисов, который популярен как у миллионов туристов, так и среди деловых людей. Даже два крупных аэропорта — Хунцяо и более молодой Пудун — едва справляются с пассажиропотоком. Ежегодно через каждый из них проходит около 40 млн путешественников.

11 октября 2016 года из Пекина в Шанхай вылетел Airbus A330-300 местной авиакомпании China Eastern Airlines. На внутренний рейс MU-5106 набралось 266 пассажиров. Лайнер благополучно добрался до места назначения и приземлился на полосу 36R. Экипажу требовалось доехать до терминала, и путь пересекал полосу 36L.

На нее выехал готовый к взлету Airbus A320-200, также принадлежавший China Eastern Airlines. В самолете было 147 пассажиров, которые хотели попасть в китайский город Тяньцзинь (мегаполис с населением более 13 млн человек). Диспетчер аэропорта Хунцяо дал команду Airbus A330 остановиться перед полосой 36L, не выезжая на нее. Таким образом, сперва должен был взлететь A320, а потом уже широкофюзеляжный A330 покатил бы к терминалу. По непонятной причине экипаж A330 проигнорировал указание, а тем временем пилоты в кабине A320 перевели двигатели во взлетный режим.

Пилоты A320 заметили медленно двигавшийся справа налево лайнер, когда уже разогнались примерно до 200 км/ч. Экипаж решил, что остановиться до столкновения не получится, а значит, нужно в любом случае взлетать. В среднем отрыв A320 совершают примерно при 275 км/ч. На полосе 36L самолет успел набрать лишь 240 км/ч, но выбора не было — командир потянул на себя сайдстик (Airbus не признает штурвалы). К счастью, A320 хватило скорости для взлета. Самолеты разминулись менее чем в 20 метрах друг от друга. Вплоть до приземления в Тяньцзине пассажиры даже не подозревали, что были так близки к смерти.

Отключенное радио

Об инциденте сразу же стало известно. Администрация гражданской авиации Китая (аналог американской FAA) принялось расследовать инцидент. Специалисты изучили действия трех сторон: диспетчеров, а также экипажей Airbus A330 и Airbus A320. Расследование продвигалось довольно быстро. Инциденту присвоили категорию A — за ней в классификации следует уже непосредственно столкновение воздушных судов, то есть ситуацию расценили как предельно опасную. Больше всего претензий возникло к диспетчерам.

Погода в день происшествия была хорошая, наблюдению за полосой ничто не мешало. В этом, к слову, отличие от катастрофы на Тенерифе: при столкновении двух Boeing стоял туман, и ни диспетчеры, ни экипажи не могли визуально оценить ситуацию. Здесь же был ясный полдень.

A320 стоял на полосе 36L, готовый ко взлету. Выполнять его должен был первый пилот. Но после обнаружения опасности в виде хвостовой части A330 управление перехватил командир экипажа. В первое время его решение взлетать подвергалось сомнению: возможно, безопаснее было бы тормозить до полной остановки. Но следователи установили, что пилот A320 за пару секунд принял единственно правильное решение: расшифровка бортовых самописцев показала, что при торможении избежать столкновения не получилось бы. Командиру A320 выплатили около $440 тыс. премии.

Вопросов к пилотам A330 возникло намного больше. После приземления они говорили с диспетчером, а затем просто отключили радиоприемник. Затем экипажу A330 несколько раз сказали остановиться перед полосой 36L и не выезжать на нее, однако пилоты так и не подтвердили выполнение этой команды.

Они, как и их коллеги в другом самолете, не могли корректно определить расстояние до другого лайнера и вовремя не заметили, когда он начал движение. Экипаж A330 после выезда на полосу вообще не следил за положением A320, который к тому моменту уже начал разгон. После разговора с летчиками A330 следователям стало ясно, что они не осознавали реальной опасности инцидента.

На вышке тоже происходили интересные события. Основной диспетчер отошел в уборную, оставив наблюдать за плотным трафиком ассистента. Тот по непонятной причине работал без наушников, ориентируясь преимущественно по радарам. Специалист остался на своем рабочем месте, обзор с которого был хуже, чем с поста главного диспетчера. К тому же вид на полосу 36L заслоняли колонны. В таких условиях следить за трафиком было сложно, и ассистент упустил развитие опасной ситуации.

Администрация гражданской авиации Китая возложила вину за инцидент на диспетчера. Ошибка заключалась в следующем: он разрешил Airbus A320 взлет без должного контроля за происходящим, после чего дал отмашку на пересечение полосы Airbus A330, не заметив, что A320 в этот момент уже начал разгон.

Зарплата диспетчеров в десять раз ниже, чем у пилотов

Всего лишили премий либо уволили 13 человек. Однако этот инцидент вскрыл более серьезную проблему, чем цепочка человеческих ошибок, которые едва не привели к гибели 439 человек. Воздушный трафик в Китае активно растет, а специалистов в индустрии не хватает — более того, даже тем, кто есть, платят не так уж много с учетом уровня ответственности.

Средняя зарплата на 2016 год у авиадиспетчеров Китая составляла примерно $22,1 тыс. в год, а у 20% специалистов она была на треть ниже. При этом летчики зарабатывают несоизмеримо больше: в крупных авиакомпаниях вроде той же China Eastern Airlines годовой доход может составлять $300 тыс. — то есть пилот в месяц зарабатывает столько, сколько диспетчер получает за год. Китайские авиакомпании начали быстрый подъем — они выбивались в лидеры по заказам новых Airbus и Boeing разных моделей.

Рост перевозок привел к нехватке летчиков, и компании начали создавать заманчивые условия для иностранных пилотов. Зарплата им предлагалась даже выше, чем в крупных авиакомпаниях США — там она редко превышает $250 тыс. Один из американских пилотов, перешедших в китайскую авиакомпанию, рассказал, что вместе с зарплатой сильно увеличилась и нагрузка: если раньше налет составлял 80—100 часов в месяц, то сейчас он наматывает 50 часов практически за три дня.

На фоне этих цифр зарплата авиадиспетчеров выглядит несерьезно, хотя нагрузка у них тоже запредельная, ведь воздушный трафик растет (по крайней мере так было до пандемии COVID-19). В других регионах диспетчеры тоже зарабатывают меньше пилотов, но разница не столь колоссальная — к примеру, в США это порядка $100 тыс. в зависимости от опыта и конкретного места работы. Это меньше, чем у летчиков, примерно в полтора-два раза — но никак не в десять. В такой ситуации привлечь иностранных специалистов (что авиакомпании успешно делают с пилотами) нереально. А среди местных не хватает людей, к тому же нет и особого стимула: высочайшая ответственность при не то чтобы заоблачной для китайских городов зарплате. Высокие нагрузки при постоянном стрессе и нехватке кадров, само собой, повышают риск ошибок. Поэтому в шанхайском инциденте виновата по большей части система, а не конкретные люди.


Подобное случается в разных регионах: например, в 2017 году в Международном аэропорту Сан-Франциско Airbus A320 Air Canada чуть не приземлился ночью на полосу, где находились четыре самолета с пассажирами. Ладно молодой и быстрорастущий рынок Китая — но как это могло произойти в США, одной из главных авиационных стран? А все объясняется просто: экипаж лайнера перепутал полосы. Однако такие инциденты — большая редкость, и каждый из них тщательно расследуется. К тому же совершенствование правил дает результат: если раньше такие были новости о том, что уже случилось, то в последние десятилетия — о ситуациях, которые лишь могли произойти.

Читайте также:

  • Вам летать или пилить? Как США пытаются сохранить лицо самолетов F-35 Lightning II
  • Ошибка 404. Как в СССР хотели сделать самолет на 1200 пассажиров

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Ошибки диспетчеров и их цена

За безопасность в небе отвечают не только пилоты – в Беларуси проходит международный авиа-тренинг. Безопасность в небе сегодня волнует всех. Авиакатастрофы происходят часто. Причины самые разные – от неполадок самолётов до банальной непогоды. И всё же за

Ошибки диспетчеров и их цена

За безопасность в небе отвечают не только пилоты – в Беларуси проходит международный авиатренинг. Безопасность в небе сегодня волнует всех. Авиакатастрофы происходят часто. Причины самые разные – от неполадок самолётов до банальной непогоды. И всё же за полёты отвечает не только экипаж судна, но и авиадиспетчеры. Сегодня они снова вместе преодолевали экстремальные ситуации.



Ежедневно только в Национальном аэропорту «Минск» взлетают и садятся полсотни самолётов. В сравнении с европейскими аэропортами цифра небольшая. Но если учесть, что каждый день в воздушном пространстве Беларуси пролетают около тысячи рейсов,  работы у авиадиспетчеров хватает.




В небе на перекрёстках скорости крейсерские. На земле артериальное давление авиадиспетчеров подскакивает до напряжённых – 120 на 80. Концентрация внимания и перегрузки сравнимы разве что с полётом на реактивном самолёте.




Ошибка диспетчера привела к самой громкой катастрофе XX века. Во время взлёта в 1977 году на Канарских островах в тумане столкнулись два Боинга. Погибли 583 человека. В 1984 году уже при посадке в метель в российском Омске Ту-154 протаранил аэродромную технику, которая расчищала снег. Диспетчер в буквальном смысле проспал жизни 178 человек. В нынешнем веке самым громким остаётся столкновение самолётов над Боденским озером. Из 71 погибшего 52 оказались дети.




Это в небе их разделяют иногда тысячи километров. На земле пилот и диспетчеры отрабатывают инциденты, находясь в соседних комнатах. Отказ двигателя, опасное сближение, захват воздушного судна. Около 8 сценариев-головоломок. Тренинги определяют уровень профессионализма. Впрочем, не без экстремальных ситуаций обходятся и обычные будни.




Около 200 тысяч самолётов в год. Рейсы половины стран мира. Такой лётный трафик с земли мало заметен. Его отслеживают радары. Белые точки на мониторах – самолёты (свыше 20 одновременно) и жизни пассажиров и экипажей. За перелётами в паутине воздушных коридоров, которые пролегли через всю страну, следят.




Связь и информация – важнейший элемент безопасности полётов. Не меньшее внимание – пониманию. Профессиональное владение языком – ещё один этап конкурса.




В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации  радиосообщение ведётся сугубо на английском языке. Беларусь присоединится к этим лингвистическим стандартам безопасности уже 5 марта.

Подписывайтесь на нас в Telegram

  • Ошибки абс мерседес актрос мп 1
  • Ошибки vts система вентиляции
  • Ошибки абу яхьи крымского
  • Ошибки абс ман тгс
  • Ошибки абс хонда степвагон