Ошибки детей при ходьбе

Нарушения походки

  • Бесплатный контент

НАРУШЕНИЯ ПОХОДКИ

Предлагаем вашему вниманию статью детского невролога, Ирины Каплич   https://www.instagram.com/nevrolog_irina.kaplich/?hl=ru

По походке можно многое сказать о здоровье ребенка. Болезни нервной системы, патология опорно- двигательного аппарата и даже нарушения психической сферы ведут к её изменению.

Вариантов нарушения походки очень много, приведу наиболее важные:

1.Ходьба «на носочках» (см.статью «Ходьба на цыпочках»)
 Оценивать этот симптом нужно когда:
✔️ребенок уверенно ходит вдоль опоры или самостоятельно
✔️ ребенок ходит по твердой поверхности (полу), а не в кроватке

Наиболее важный критерий ➡️ ребенок ходит «на цыпочках» всё время.
❗ Понаблюдайте, становится ли ребенок на всю стопу в разных ситуациях: когда бежит, поднимается по ступенькам, чем-то увлечён.

2.Походка ребенка асимметричная! Ребенок может сильнее опираться на одну ногу, чем на другую. Ставить одну ногу вперёд, а другую подтягивать. Ставить только одну стопу на носок, или подворачивать. Асимметрия это всегда тревожный симптом!
Исключением является ходьба «приставным» шагом вдоль опоры или в первые недели самостоятельной ходьбы. При этом ребенок ставит одну ногу вперёд, а вторую подтягивает следом.

3.Шаткая и неустойчивая походка. При ходьбе ребенок широко расставляет ноги, часто спотыкается и падает на ровном месте
 Исключение — первые месяцы самостоятельной ходьбы, пока ребенок только учится держать равновесие

4. Ребенок подворачивает стопы внутрь, «косолапит»
В ряде случаев, такая походка может быть физиологичной для маленьких детей, но консультация ортопеда обязательна!

5. «Утиная» походка, ребенок переваливается из стороны в сторону

6. «Шаркающая» походка, при которой шаг укорочен, стопы тянутся по поверхности пола

7. «Ступенчатая» походка, ноги согнуты в коленях, как будто при подъёме по лестнице.

На что ещё обращать внимание?

  •  Любые внезапные изменения походки у ребенка — это тревожный симптом
  • Возможность ребенка стать на носочки и на пятки (по просьбе)
  • Умение бегать с 1,5 лет (если ребенок начал ходить самостоятельно до 14 месяцев)
  • Умение подниматься по лестнице, держась за перила с 2-х лет
  • Умение прыгать на двух ногах с 2,5

         Ирина Каплич,детский невролог

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. (Классификация; ошибки при ходьбе у малышей и способы их исправления; количественные и качественные показатели правильного выполнения движений).

ХОДЬБА–циклическое движение,естественный способ передвижения ребенка.

Ходьба

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл.

В результате повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность на высоком уровне.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокращения и расслабления работы мышц ходьба при определенной дозировке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдерживает тяжесть всего тела — другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

В Программу обучения и воспитания в детском саду входят следующие виды ходьбы:

— обычная ходьба,

— ходьба на носках, на пятках,

— ходьба с высоким подниманием колена,

— ходьба широким шагом,

— ходьба приставными шагами (прямо и боком),

— ходьба перекатом с пятки на носок,

— ходьба в полуприседе и приседе,

— ходьба выпадами,

— ходьба скрестным шагом,

— гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении.К началу дошкольного возраста дети уже довольно свободно владеют ходьбой.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

Нет согласованности движений рук и ног; не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд; ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй; при ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив; плохо используется пространство зала

Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; учить ходить с высоким подниманием колен; учить перешагивать через предметы; учить ориентировке в пространстве

Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено),

При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги;

Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой.

Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд.

Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов.

В целом ходьба ещё недостаточно совершенна.

Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

Формировать правильную осанку

Учить детей ходить по наклонной плоскости

Знакомить детей с техникой приставного шага

Учить координировать движения рук во время ходьбы

Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок)

Следить за правильной осанкой Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо).

В индивидуальных заданиях дети теряются

Учить детей правильно дышать Учить детей энергично размахивать руками Отрабатывать легкость походки и координацию движения

Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка.

Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

В ходьбе детей 3—4 лет, нетрудно заметить у них лишние движения,неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага),шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею, смотрят себе под ноги,опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление. В этом возрасте особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.). Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка. Ходьба детей 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы,недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага. Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д. В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

 

Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; учить ходить с высоким подниманием колен; учить перешагивать через предметы; учить ориентировке в пространстве

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Средний дошкольный возраст

 

Формировать правильную осанку

Учить детей ходить по наклонной плоскости

Знакомить детей с техникой приставного шага

Учить координировать движения рук во время ходьбы

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Старший дошкольный возраст

 

Учить детей правильно дышать Учить детей энергично размахивать руками Отрабатывать легкость походки и координацию движения

 

В ходьбе детей 3—4 лет, нетрудно заметить у них лишние движения,неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники ходят на полусогнутых ногах(недостаточное отталкивание носком в конце шага),шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею,смотрят себе под ноги,опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление.

В этом возрасте особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, становится более уверенной и четкой.Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы,недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова, Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.


До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.

Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.

  • Нормы развития двигательных навыков

    Нормы развития двигательных навыков

     

    Сидеть без опоры

    6-8 месяцев

    Ползать на четвереньках

    9-11 месяцев

    Самостоятельно ходить

    12-14 месяцев

    Поднимитесь по лестнице на четвереньках

    15 месяцев

    Спуск по ступенькам

    20-24 месяца

    Подъем по ступенькам (чередуя ноги)

    3 года

    Прыжок на одной ноге, прыжок в длину

    4 года

    Баланс на одной ноге 20 секунд

    6-7 лет

  • Нормальные варианты походки у детей

    Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:

    • Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.

    • Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).

    • Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).

    • Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.

    • Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.

    • Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.

    • Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.

    • Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.

    Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.

  • Аномальная походка у детей

    К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:

    • Анталгическая походка (походка, вызванная болью).

    • Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.

    • Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.

    • «Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.

    • Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.

    • Несоответствие длины ног.

    • Ограниченная подвижность суставов.

    • Спастическая походка.

    • Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.

    • Атаксическая (несогласованная) походка.

    • Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.

    • Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.

    • Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.

    • Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).

    • Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.

  • Оценка нарушения походки

    Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.

    Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.

    Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.

    Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.

    История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.

    Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.

  • Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?

    • Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.

    • Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.

    • Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.

    • Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.

    • Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.

    • Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.

    • Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.

    • Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.

Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анититела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.

Довольно часто родители обращаются к ортопедам с вопросом: почему их дети ходят не на полной стопе?

Наш эксперт – врач-травматолог-ортопед Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера Мин­здрава РФ, кандидат медицинских наук Алёна Димитриева.

Не всегда хождение на носочках – опасный признак. Так называемая транзиторная ходьба на цыпочках нередко встречается у детей 1,5–2 лет и с возрастом бесследно проходит.

«Заикание походки»

Обычно ребёнок начинает ходить, опираясь на полную стопу, а примерно через полгода пробует вставать на носочки. Чаще это происходит, когда он эмоционально возбуждён, радуется или пытается что-то достать.

Но иногда дети постоянно ходят на цыпочках. В подавляющем большинстве случаев врачи не находят причину этой странной походки. Родителям кажется, что дети так передвигаются, потому что у них укорочено ахиллово сухожилие. На самом деле всё наоборот: не укорочение ахиллова сухожилия заставляет ребёнка ходить на носках, а подобная ходьба приводит к тому, что сухожилие становится короче.

В 9 из 10 случаев нестандартно передвигающимся малышам ставят диагноз «идиопатическая ходьба на носках». Часто именно так ходят эмоционально тревожные дети. Ортопеды шутят, что это что-то вроде «заикания походки». Однако свой вердикт врачи могут вынести лишь после того, как будут исключены другие, более опасные причины ходьбы на носках.

Весёлые ботинки

У части детей со временем идиопатическая ходьба на носочках проходит сама собой, а у иных – нет. Лечение зависит от возраста, сопутствующих состояний и от того, насколько укорочены ахиллово сухожилие и трицепс голени.

Некоторые ортопеды рекомендуют жёсткую обувь. Но это не всегда работает. Многим избавиться от неправильного стереотипа походки помогает поведенческая терапия. Например, можно использовать сквикеры – обувь с пищалкой в пятках: когда дети наступают на пятки, ботинки издают звук.

Чтобы сформировать правильный стереотип походки, используются растяжки, активные методики (упражнения, которые выполняет ребёнок) и пассивные (выполняются руками родителей).

Ребёнка 3–5 лет можно загипсовать таким образом, что он не сможет ходить на носочках и быстро переучится. После 10–12 лет при отсутствии эффекта от консервативного лечения и при тыльной флексии менее 5–10 градусов возможно хирургическое удлинение ахиллова сухожилия.

Важная диагностика

Чтобы поставить диагноз «идиопатическая ходьба на носках», сначала важно исключить более опасные заболевания. Для этого ребёнку необходимо сделать:

— УЗИ головного мозга и поясницы;
— МРТ;
— электронейромиографию, электромиографию: показывают скорость проведения импульса по нерву;
— анализ крови на КФК (креатинфосфокиназа), АЛТ, АСТ, ЛДГ (лактатдегидрогеназа).
Анализы – самый важный пункт диагностики. Если уровень КФК стремится к десяткам тысяч, обязательно посетите невролога и ортопеда. Невролог должен исключить проблемы с головным и спинным мозгом, нервами, а также расстройства аутистического спектра (РАС). По данным литературы, до 40% детей с РАС имеют те или иные нарушения походки.

Редкий случай

Встречаются и очень редкие причины ходьбы на носочках. 

Врождённое недоразвитие мышц голени. Это приводит к фиксированному положению стопы. 

Десмоидная опухоль в мышце голени. Это новообразование доброкачественное, однако при этом оно отличается очень агрессивным ростом. Заподозрить заболевание можно, если у ребёнка, который не имел проблем ни во внутриутробном периоде, ни при родах, после того как он начал ходить, одна ножка стоит на носке, а стопа зафиксирована (не отклоняется в стороны). Иногда бывает уплотнение мышц, которое можно прощупать. При подобных признаках надо обращаться к онкологу. 

Артериовенозная мальформация. Из-за неправильного формирования сосудов в мышце образуется клубок из них.

Важно!

Если малыш встаёт на цыпочки лишь эпизодически и передвигается так не более 10% от всего времени, проводимого на ногах, волноваться не о чем. Но есть моменты, внушающие тревогу:

— если на носочках ходит ребёнок старше 3 лет;
— если малыш постоянно встаёт на цыпочки;
— если при ходьбе ребёнок ставит на носок не обе ноги, а только одну.
При наличии этих проявлений малыша необходимо показать ортопеду и детскому неврологу. 

Явные угрозы

Опасные причины, из-за которых ребёнок ходит на носочках, различаются в зависимости от уровня, на котором возникло нарушение.

Головной мозг. Обычно это лёгкие формы ДЦП. Если у ребёнка есть осложнённый анамнез (родился недоношенным, была гипоксия, развивался с задержкой, начал ходить только в 2 года, причём сразу на носочках), лучше не откладывать визит к детскому неврологу и ортопеду. То же самое относится к детям, у которых в младенчестве врачи отмечали высокий тонус в ногах, а УЗИ показывало расширенные желудочки головного мозга.

Спинной мозг. Это может быть связано с врождёнными аномалиями, например с липомой спинного мозга – доброкачественной опухолью, которая часто располагается в поясничном отделе, или с так называемой спинномозговой грыжей (spina bifida) – истинным незаращением позвонков. С этим надо обращаться к нейрохирургам.

Нервы, идущие от мозга к мышце. Спинной мозг – трубочка нервов, которая проходит внутри позвонков. Когда нервы сдавливаются на каком-то уровне, это может приводить к ходьбе на носочках. Чаще встречаются наследственные сенсорно-моторные полинейропатии, в том числе болезнь Шарко – Мари – Тута, при которой может отмечаться ходьба на носках. Но чаще возникает деформация стопы: свод становится высоким, а пальцы – молоткообразными. 

Есть и другие проблемы с нервами. 

Например, синдром фиксации спинного мозга, когда он словно срастается с позвонком. При росте ребёнка позвонки вытягиваются и спинной мозг испытывает натяжение, что приводит к нарушению походки. Но в первую очередь у детей с этим синдромом появляются урологические нарушения – ребёнок вдруг начинает писаться. Или у него снижается чувствительность в нижних конечностях.

Мышцы. Проблемы могут быть разными – от изменения самой структуры мышц из-за распада или нарушения формирования мышечных белков до опухолей. Одно из самых грозных заболеваний – миопатия (миодистрофия) Дюшенна, при которой у пациента имеется проблема с белком мышечной ткани. Этим страдают только мальчики, часто болезнь проявляется в 2–4 года именно ходьбой на носках. Ещё один симптом – умственная задержка с особенностями в коммуникации по типу аутистического спектра. Но самый главный признак – быстрая утомляемость. Ребёнку становится сложно подниматься по лестнице, он часто останавливается во время ходьбы. Таких детей надо срочно показать специалистам.

Источник: ( Ссылка )

Когда ребенок впервые начинает ходить на носочках, многие родители не придают этому значения. Однако со временем взгляд все чаще цепляется за особенности походки любимого ребенка, и начинают закрадываться опасения. К тому же старшие родственники часто нагнетают обстановку, говоря, что если ходит малыш на цыпочках, значит, обязательно чем-то болен. Разберемся, когда помощь медиков действительно необходима ребёнку, а также, как фильтровать рекомендации специалистов, чтобы не лечить то, чего нет.

Когда ходьба на носочках у детей — норма?

Возраст

Если годовалый ребенок ходит на носочках — это не повод бежать к неврологу за лекарствами и ортопеду за «специальной» обувью. Становление походки формируется у детей до 2-х лет, поэтому обращаться за консультацией к врачу ранее этого возраста нецелесообразно.

В промежутке с 2 до 3 лет такое проявление также считается допустимым, если нет других отклонений, и ваш педиатр не видит причин для беспокойства. Вот когда трехлетний ребенок ходит на носках, то обращение к специалисту будет уже не лишним, чтобы вовремя выяснить причину и начать коррекцию, если это потребуется. 

Единственная жалоба

Если ваш малыш ходит на носочках, и больше никаких других отклонений у него не замечено — выдыхайте. Серьезные заболевания, которых мы все внутренне боимся, имеют ряд дополнительных симптомов, помимо этого. 

Обе ноги заодно

Нормой считается, если ребёнок ходит на цыпочках (причина при этом может быть не определена) и при этом всегда в процессе задействует обе ноги одинаково. То есть вы не видите в походке явных перекосов и разного подъема стопы. 

Не влияет на координацию

Неопасная для здоровья форма ходьбы на носочках не будет сказываться на координации движений ребенка. Прихрамывания и другие явные отклонения, которые делают походку странной — повод показаться врачу. 

Эпизодичность

Когда ребенок начинает ходить на носочках, что делать родителям? Правильный ответ: наблюдать. Если малыш так делает временно, эпизодически и при этом сохраняет возможность ходить с опорой на всю стопу, то это также вариант нормы. 

Ребенок начал ходить на носочках: причины отклонения

Почему дети ходят на носочках без явной на то причины? Им просто нравится это! Ребенок освоил новый навык и втянулся, а если при этом он замечает к себе повышенное внимание взрослых, то и практиковать будет еще чаще. 

Для случаев, когда причина того, почему маленький ребенок ходит на цыпочках, не ясна, есть термин идиопатическая ходьба. Часто она наблюдается у детей, чьи родители или родственники также в детстве ходили на носках, то есть вполне передаётся по наследству. Особенной коррекции и лечения не требует, проходит самостоятельно с возрастом без лечения, если, конечно, не будут выявлены другие отклонения. 

Еще один безобидный вариант, почему дети ходят на цыпочках — они становятся выше. Значит, могут увидеть что-то интересное и дотянуться до чего-то запретного.

Да и в целом это такой момент подражания: например, ребенок чувствует себя большим, как папа, или изображает маму, которая так ходит на каблуках. Поэтому прежде, чем устраивать панику из разряда «почему маленький ребенок ходит на носочках, а не как положено?», дайте малышу спокойно изучить возможности своего тела и походки, направляйте, но не пугайте и не ругайте его. 

Бывает, что ребенок ходит на цыпочках, причины для этого, на первый взгляд нет, но позже выясняется, что всё просто — малышу некомфортно. Катализатором может стать слишком холодный пол, либо грязный и липкий. Бывает, что ребенок помнит о том, как больно встал на что-то или слегка травмировал ступню и поэтому машинально приподнимается на носки. 

Почему дети ходят на носочках? Провоцирующие факторы

  • Использование ходунков. В них часто ребёнок стоит на носочках, поэтому и в дальнейшем использует такую манеру хождения. 
  • Гиперактивность, темпераментность, стресс. В общем всё, что выводит нервную систему малыша из равновесия, может послужить толчком к тому, чтобы ребенок начал ходить на цыпочках.
  • У недоношенных детей встречается перивентрикулярная лейкомаляция — поражение белого вещества полушарий мозга, которое может провоцировать проблемы с координацией и моторными функциями, в том числе вызывать ходьбу на носках. 
  • Укорочение ахиллова сухожилия или икроножных мышц, воспаление пяточной кости и другие изменения в стопе доставляют ребенку дискомфорт и заставляют подниматься на цыпочки при ходьбе. Диагностировать нарушение и назначить лечение может только врач. 
  • Когда ребенок ходит на носочках, родители должны исключить расстройства неврологического спектра: аутизм, ДЦП, так как такой симптом имеет место быть при данных диагнозах. А вот синдром пирамидной недостаточности (нарушение работы отдела нервной системы, отвечающего за передвижения) врачи доказательной медицины считают диагнозом для тревожных мам, но никак не заболеванием, требующим лечения. 

Ребенок ходит на носочках: что делать

Врачи считают, что до 3-х лет из-за большой нагрузки при ходьбе и сильном развитии мышц голеностопа, дети могут так перемещаться и при этом не иметь отклонений. 

На западе, если ребёнок ходит на цыпочках, но в остальном здоров, врачи не считают это патологией вплоть до 6 лет. 

Однако, даже если нет опасных причин, из-за которых ребенок постоянно ходит на носочках, стоит с 3-летнего возраста уделять время занятиям, направленным на поддержание нормального формирования стопы. Ведь подобная безобидная привычка может негативно повлиять на естественное развитие растущей ножки малыша. 

Что делать, если ребенок ходит на цыпочках, в первую очередь? Купить ортоковрики и расположить их в той зоне, где малыш ежедневно бывает больше всего. Попробовать плавание и массаж, перекатывание различных предметов стопой и комплексы ЛФК. 

Если от подобной терапии нет эффекта спустя время, вы подозреваете, что в данном конкретном случае хождение на носках не относится к норме, то необходима консультация педиатра, а также невролога и ортопеда. 

Если ребенок ходит на носочках: что делать и как лечить

В первую очередь используют консервативное лечение, к нему относятся:

  • хождение босиком по неровным поверхностям;
  • лечебный массаж;
  • плавание с тренером;
  • различные виды ходьбы: в полуприседе, «гуськом», на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы;
  • лазание;
  • катание на велосипеде (кручение педалей) для детей постарше.

Если указанные занятия не помогают и ребенок ходит на цыпочках, что делать дальше должен решать врач. В зависимости от ситуации с проблемой будет бороться либо невролог, подбирая специальные препараты и терапию, либо ортопед-хирург, который, при отсутствии положительной динамики и с учетом поставленного диагноза, может рекомендовать оперативное вмешательство.

Резюмируем для тех, у кого малыш ходит на носочках. Что делать? Для начала до 2-3 лет оставить в покое и не ругать, сбавить градус внимания и наблюдать со стороны, если других проблем со здоровьем нет.

Ребенок начал ходить на носочках спонтанно, ему больше 3-х лет, есть другие жалобы на развитие и самочувствие? Это уже веский повод обратиться к специалисту, не откладывая. 

Помните, что «страшные» диагнозы всегда имеют ряд других симптомов, помимо ходьбы на цыпочках, поэтому пропустить их вы вряд ли сможете, а излишний контроль и опека не идут на пользу ни малышу, ни маме.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Ошибки двигателя змз 409 инжектор
  • Ошибки детей при метании
  • Ошибки двигателя змз 406 карбюратор
  • Ошибки делонги динамика кофемашина
  • Ошибки двигателя детройт дизель 14