Ошибки допускаемые при дрессировке собак

5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители — команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип — «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100–200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое — 1–2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.

Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.

Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.

Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3–4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa месяцев).

Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды «рядом», условный рефлекс на команду «рядом» не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.

Например, если команду «сидеть» подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).

Неправильное использование команды «фу». Неопытные дрессировщики часто применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:

1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда «фу» может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей интонацией.

При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.

Аналогичные ошибки допускают и при проработке контрольных следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.

Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду «лежать» дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом — одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей «лакомства». В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая «задержание убегающего», дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду «фасс». Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.

Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.

Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков — появление у собак так называемых «нежелательных связей». Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи — это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.

Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее «голос», затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3–5 день, услышав команду «голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется «стереотип». Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду «сидеть», а затем уже «лежать», воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.

Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения «стоять» или «сидеть», надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.

В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки — звуковая команда «лежать» сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.

При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника «вперед» преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.

При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи — уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.

Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.

Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.

Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.

Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи — постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда «след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как «брать нельзя, иди дальше».

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой «хорошо».

Нежелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки — результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:

1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это — основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика — не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

Читайте также

Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды

Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды
Хотя животное может быть хорошо приспособлено к условиям внешней среды, но эти условия нужно расценивать как нечто среднее. Обычно невозможно подстроиться под каждое мелкое

Глава 2 Полезные ошибки

Глава 2
Полезные ошибки
Все здание теории эволюции, а значит и биологии в целом, основано на том, что некоторые случайные наследственные изменения оказываются полезными, т. е. повышают эффективность размножения (по-другому называемую приспособленностью). Термин

Ошибки епископа Беркли

Ошибки епископа Беркли
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Действительно, лучше. Люди – зрительные существа. Однако как часто нас подводят ошибки зрения и зрительные иллюзии. Обман зрения можно вызвать специально, чем профессиональные фокусники

III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения

III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения
В вышеизложенном мы пытались разработать основные понятия для анализа поведения и дать приблизительные рекомендации для практического

Ошибки при изучении рынка сбыта

Ошибки при изучении рынка сбыта
Большинство врачей, направляясь на работу в перенасыщенные больными регионы, по наивности надеются на быстрый успех, не учитывая реальной обстановки. Речь же идёт о большом разочаровании с серьезными и чаще всего болезненными

Ошибки прошлого: отмена процентных норм

Ошибки прошлого: отмена процентных норм
За 25 лет количество врачей утроилось, увеличившись на 40 % в промежутке между 1980 и 1985 гг. И это не предел! В начале 1988 г. ситуация складывалась следующим образом: плотность врачей: один врач на 405 жителей; терапевтов — 55 тыс.;

Изучение собак Почему нужно изучать собак?

Изучение собак Почему нужно изучать собак?
Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным.[1] Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

Как разводить собак?

Как разводить собак?
Это колоссальный вопрос! Разведение собак — это игра, игра со своими правилами, с шансами на выигрыш и возможностью поражения, и может быть, поэтому оно так привлекательно. Постоянное стремление к совершенству — это предназначение собаковода, и нужно

2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак

2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак
В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные

6. Индивидуальный подход при дрессировке

6. Индивидуальный подход при дрессировке
Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям

7. Основная ошибка дрессировщика

7. Основная ошибка дрессировщика
Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у

Ошибки в производстве

Ошибки в производстве
Какие проблемы могли возникнуть у производителя до и во время переработки сырья?Во-первых, листья, на которых были замечены черные пятна, в переработку не идут. Если же недобросовестный фермер (йербатеро) все же собрал такие листья, то их все равно

Аутизм, ФАС, шизофрения: ошибки второго кода?

Аутизм, ФАС, шизофрения: ошибки второго кода?
Исследователи мозга предполагают: что справедливо для наркомании, может иметь решающее значение и для других комплексных психических заболеваний. Эпигенетически зафиксированные нарушения роста и раннего развития нервной

Skip to content

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собакВ практике дрессировки собак известны случаи, когда по различным причинам у собак прекращалось образование условных рефлексов. А также изменялось поведение и затормаживались ранее выработанные навыки.

Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника. В результате у собаки образуются нежелательные условные рефлексы. Они затрудняют дальнейшую подготовку и использование собак на службе. Иногда это приводит к порче собак.

По своему характеру ошибки могут быть:

  • методические;
  • технические.

Причины вызывающие ошибки:

  1. Слабое знание дрессировщиком принципов дрессировки собак и основных положений высшей нервной деятельности собак.
  2. Недостаточный опыт дрессировщиков в практике дрессировки собак.
  3. Отсутствие у дрессировщика индивидуального подхода к собаке и неумение анализировать свое воздействие на нее.
  4. Нарушение методики проведения занятия по дрессировке собак (методические ошибки).
  5. Дрессировка собаки без учета ее физиологического состояния (течка, поствакцинальный период, различные заболевания).
  6. Отсутствие снаряжения и инвентаря, которое необходимо для дрессировки собак.
  7. Неудовлетворительное техническое состояние дрессировочной площадки или полосы препятствий.
  8. Отсутствие плана в организации занятий с собакой.
  9. Наличие различных методических погрешностей в построении приемов.
  10. Проведение дрессировки без учета типовых особенностей собаки.
  11. Неправильное понимание поведения собаки в следствии ее «очеловечивания».

Ошибки при дрессировке собак

Наиболее существенные ошибки при дрессировке собак:

  • Субъективное понимание сущности поведения собаки.

Эта грубейшая ошибка встречается у многих дрессировщиков. Особенно у недостаточно подготовленных теоретически и слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак.

  • Неправильное применение условного и безусловного раздражителей.

Одной их подобных ошибок является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей. А именно применение безусловного раздражителя, ранее, чем условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не образуется.

  • Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки.

Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и в начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак, нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки. Т.е. шаблонно, по общей методике, в составе группы на первой стадии дрессировки. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблюдается у собак  холерического и флегматического типов.

  • Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений.

Нередко, молодые дрессировщики стремятся, как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения. Они делают это для того, чтобы ускорить подготовку собак.

  • Чрезмерно многократное повторение одних и тех же приемов (передрессировка).

Одной из ошибок малоопытных дрессировщиков является их стремление скорее отшлифовать, закрепить условные рефлексы у собаки. С этой целью один и тот же прием отрабатывается без перерыва 4-5 раз и более. В результате чего, наступает угнетение ЦНС, также угасание условного рефлекса. В дальнейшем собака отказывается от работы.

  • Неправильное пользование поводком.

Короткий и длинный поводки, являются важным средством воздействия на собаку для управления ее поведением. Поэтому результаты дрессировки, в значительной мере, зависят от умения дрессировщиков пользоваться поводками. Довольно часто, особенно в первый  период дрессировки, допускаются ошибки в применении поводка, которые отрицательно влияют на качество выработки у собаки условных рефлексов.

  • Неуместное пользование парфорсом.

Некоторые дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе. Однако пользование парфорсом — одна из крайних мер принуждения, сочетающаяся обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень восприятия его собакой и роль парфорса, как принудительного фактора, снижается.

Статья — «10 распространенных ошибок у неопытных дрессировщиков»

Наша группа в ВК

Похожие записи:

  1. Недооценка значения прочих факторов дрессировки
  2. Неправильное пользование поводком
  3. О применяемых методах дрессировки собак
  4. 10 ошибок при дрессировке собак

Похожие записи

Page load link

Go to Top


Содержание:

1.Задержка подкрепления

2.Отложенное наказание

3.Повторение команд

4.Отработка нескольких команд одновременно

5.Ненормативные команды

6.Жестокое обращение

7.Излишняя мягкость


7 типичных ошибок при дрессировке собакиПравильная дрессировка – залог воспитания адекватной, уравновешенной и послушной собаки. Как показывает практика, при самостоятельной  работе с собакой большинство владельцев совершает одни и те же ошибки, которые существенно снижают эффективность запоминания их животным.

Рассмотрим типичные ошибки при дрессировке собаки.

1. Задерживающееся подкрепление

Для формирования нужной реакции стимул должен поступать незамедлительно после того, как собака совершила правильное действие. Задержка положительного подкрепления ведет к тому, что собака успевает совершить еще какие-то действия и в результате не понимает, за что именно ее поощряют.

2. Отложенное во времени наказание

Чаще всего эту ошибку хозяева допускают, когда возвращаются домой и видят следы «жизнедеятельности», которые оставляют щенки, а иногда и взрослые собаки: лужи и кучки, порванные обои, погрызаную мебель и т.п. «Впадать в праведный гнев» и наказывать питомца совершенно бессмысленно: собака не поймет, за что именно ее наказывают. Запомните: наказание уместно только в момент совершения неверного действия. То есть если «поймали с поличным» — давайте сразу же отрицательное подкрепление, обнаружили «проделку» через энное количество времени – делайте выводы и не вымещайте свое раздражение на собаке, оправдывая свою неуравновешенность «благими» воспитательными целями.

3. Многократное повторение команд

Неуверенный в себе хозяин часто обрушивает на собаку одну и ту же команду без всяких пауз. Выглядит это так: «Сидеть. Сидеть, Мухтар. Сидеть я кому сказал. Сидеть…сидеть, сидеть». Не делая паузы между командами, Вы одновременно не даете собаке времени на ее выполнение и приучаете ее к тому, что с первого раза команду выполнять необязательно.

4. Отработка более чем одной команды одновременно

Отработка нескольких команд одновременно запутывает и нарушает нейросвязи в мозгу животного. Правильнее всего посвящать занятие одной команде или двум, но с перерывами между «сессиями».

5. Использование ненормативных команд

Ненормативные команды – это различные «варианты» команд нормативных. Если Вы, к примеру,  вместо «сидеть» часто говорите собаке «сядь», «сидеть немедленно», «садись» — это приводит к снижению эффективности дрессировки и плохой усвояемости команд.

6. Слишком жесткое обращение

Необходимо соизмерять интенсивность реакции со степенью тяжести проступка. Недопустимо применение «жестких мер» в виде физического насилия, лишения пищи за безобидные и разовые проступки, а также за проявление собакой естественной оживленности. Многократное невыполнение команды должно заставлять дрессировщика задуматься, что сделано неправильно при обучении собаки, а не вымещать на ней свое раздражение.

7. Слишком мягкое обращение

Любой специалист-кинолог подтвердит: собака должна знать свое место в стае (то есть в Вашей семье), и это место ни в коем случае не должно быть первым. Умение спокойно и твердо заставить животное слушаться  и отказ от потакания всем собачьим прихотям  — необходимое условие для адекватного поведения собаки и хорошего взаимопонимания между ней и членами семьи.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что для собак агрессивных, склонных к доминированию пород может быть недостаточно домашней самостоятельной дрессуры.  Владельцу такой собаки желательно позаниматься с инструктором индивидуально либо в группе на занятиях в кинологических клубах.

Читайте также:

ОКД: общий курс дрессировки собак (обзор)
Обучение собаки команде Ко Мне
Обучение собаки команде Место
Услуги дрессировки собак в Туле
Доминантная агрессия у собак

Видео

Возможные ошибки дрессировщика.

Ошибки
при дрессировке затрудняют выработку
у собак навыков и ведут к возникновению
нежелательных рефлексов, снижающих
служебные качества собаки. Причинами
ошибок чаще всего бывают: слабые знания
дрессировщиком физио­логии поведения
собаки и техники дрессировки; недостаточная
наблюдательность за поведением собаки;
отсутствие индиви­дуального подхода
к собаке и т. п. Ошибки бывают и частного
характера.

Ошибка
общего характера

обычно приводит к возникно­вению
сразу нескольких нежелательных рефлексов.
Например, неправильное воздействие на
собаку поводком может привести к рефлексу
боязни дрессировщика, а при натягивании
поводка во время работы по следу может
возникнуть рефлекс — из­менять
направление движения независимо от
направления запахового следа.

Ошибки
частного характера

— это ошибки, допускаемые при выработке
каждого навыка в отдельности. Эти ошибки
указы­ваются при описании техники
дрессировки. Поэтому остановим­ся
лишь на некоторых ошибках общего
характера.

Одной
из распространенных ошибок общего
характера яв­ляется субъективное
понимание сущности поведения собаки.
Дрессировщик переоценивает способности
собаки, полагая, что собака все понимает,
в том числе и человеческую речь. В
резуль­тате неправильно воздействует
на собаку раздражителями, уго­варивает
ее, упрекает в нерадивости и т. п.
Дрессировщик дол­жен знать, что психика
собаки качественно отличается от
мыс­лительной деятельности человека.
Поведение собаки обуслов­лено влиянием
раздражителей, оно не осознается.

Нередко
дрессировщик допускает ошибку в
применении ус­ловных и безусловных
раздражителей: применяет безусловный
раздражитель раньше условного —
например, делает рывок поводком, а затем
подает команду «Рядом!» Это не обеспечи­вает
выработку навыка. Или многократно
повторяет команду и только потом
применяет безусловный раздражитель. В
резуль­тате вырабатывается запаздывающий
рефлекс. Иногда допус­кается большой
интервал во времени между условным и
безус­ловным раздражителем — и в
результате возникает следовой рефлекс
вместо совпадающего.

Частой
ошибкой является привлечение в качестве
помощни­ков одних и тех же лиц,
надевающих постоянно одну и ту же одежду.
В таких случаях собака привыкает
реагировать только на знакомых помощников
и на постоянную форму одежды и слабо
реагирует на посторонних лиц в другой
одежде.

Серьезной
ошибкой в дрессировке является отсутствие
конк­ретного режима упражнений или
его нарушение при выработке определенного
навыка. В результате возникает
передрессиров­ка, выработка рефлекса
затрудняется.

Нельзя
дрессировать собаку в одной и той же
обстановке и в одно и то же время.
Иначе
у нее возникает нежелательный навык на
обстановку и время. Собака плохо или
вообще не будет работать в других
условиях и в другое время суток.

Грубой
ошибкой дрессировщика является умышленное
на­травливание собаки на животных,
птиц и т. п. Это приводит к возникновению
нежелательных навыков — нападать на
живот­ных, идти по их следам и в
результате сделает собаку мало­пригодной
для службы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Таким образом, первой основной ошибкой владельцев собак можно считать отсутствие представления о дрессировке или наличие неверного представления об этом благородном деле.

Чтобы не допустить такой ошибки и чтобы не пришлось исправлять ее, необходимо перед тем, как начинать дрессировать свою собаку, прочитать несколько книг про эту самую дрессировку. Это если, конечно, владелец планирует обучать свою собаку самостоятельно.

Если же владелец занимается с собакой на дрессировочной площадке, т. е. в школе для собак или в индивидуальном порядке под руководством инструктора, то в этом случае с ошибками проще: ошибками считается невыполнение рекомендаций инструктора или выполнение рекомендаций, не полностью соответствующее оригиналу. Мотайте на ус. Кстати, прочитать пару книг о дрессировке также не возбраняется.

Довольно часто владельцы не придают должного значения рекомендациям специалистов, считая их, например, чрезмерными или слишком сложными. Нередко, полагаясь на свой здравый смысл или мнение соседа, упрощают их.

Так, несмотря на очевидную ценность рекомендации о создании заинтересованности собаки в дрессировке, лишь небольшая часть владельцев ответственно подходит к собачьим интересам. А если собаке неинтересны (т. е. не важны для нее) занятия с дрессировщиком, то она плохо запоминает навыки или не запоминает их вовсе. А зачем запоминать то, что не интересно и не важно?! Вспомните себя любимых в школе!

Что значит заинтересовать собаку? Это значит вызвать у нее жгучее желание в совершении действия или не менее жгучее желание в обладании результатом действия. А для этого необходимо создать у собаки соответствующие потребности и мотивации. Но и не только создать, но и поддерживать на нужном уровне. Например, если владелец использует пищу в качестве подкрепления, то собака должна испытывать собачий голод. То есть до такой степени должна быть голодна, что за гранулу корма будет готова пойти в огонь и в воду.

То, что в книгах описывают как «лакомство», часто не обладает необходимой ценностью для собаки. Без лакомства прожить можно!

Это же касается и игровой потребности. Использовать ее в дрессировке эффективно только тогда, когда собака на игрушку и игру с хозяином променяет всех собак на свете!

Если заинтересованность в подкреплении невысока, то и действие, которое приводит к такому подкреплению, не важно для собаки.

Кстати, занятия по дрессировке необходимо прекращать, как только интерес собаки к подкреплению падает.

Следующей частой ошибкой владельцев является злоупотребление аверсивными воздействиями на собаку. Аверсивными, чтоб вы знали, называют воздействия, вызывающие у собаки дискомфортное состояние или боль.

Принуждение собаки к действию вообще и при помощи аверсивных воздействий в частности вызывает у собаки отрицательные эмоции и страх. А боль, отрицательные эмоции и состояние страха не нравятся никому. Команды, подаваемые владельцем, навыки, место, где проходит дрессировка, со временем связываются с отрицательными эмоциями, и у собаки пропадает всяческое желание взаимодействовать с владельцем. А если обучаться неприятно и страшно, то и обучаться не хочется. Учтите это.

Ошибкой считается заниматься как слишком много и слишком часто, так и слишком мало и слишком редко. Можно заниматься каждый день, но понемногу. Можно заниматься через день, тогда продолжительность занятий следует увеличить. Но сама по себе собака воспитанной не становится, ее надо воспитывать.

Продолжительность занятия? Занятие длится до тех пор, пока собака сохраняет внимание и интерес, пока у нее есть желание заниматься с вами этой самой дрессировкой. Лучше всего придерживаться такого режима: пару минут скучные занятия – пару минут веселый перерыв. И снова: пара минут занятий – пара минут перерыв.

Нельзя длительно повторять одно и то же упражнение. От однообразия собаки устают так же, как и люди.

Часто владельцы слишком рано перестают пользоваться поводком как средством контроля поведения. Это приводит к тому, что собаки быстро понимают, что при отстегнутом поводке власть хозяина прекращается. Правильней выделить три этапа формирования навыка: на коротком поводке, на поводке средней длины и на поводке длиной 10 м. Поводок следует отстегивать только тогда, когда на длинном поводке собака гарантированно выполнят команды.

Многие владельцы многократно повторяют команду и используют угрожающую интонацию команд. Поверьте, собаки прекрасно понимают, что главное – это последствия слов, а вовсе не слова. Подавайте одну команду в приказном тоне, но обязательно добейтесь выполнения. Тогда в следующий раз собака будет знать, что ее ждет.

И не следует нарушать обобщенный алгоритм научения: от простого к сложному и от общего к частному!

Удачи!

  • Ошибки допускаемые при выдвижении проблем
  • Ошибки дрессировщика при дрессировке окд
  • Ошибки допускаемые оператором это ошибки
  • Ошибки дрессировки немецкой овчарки
  • Ошибки домофона метаком er4