Ошибки фильма брестская крепость

Город 812

Что правда, а что неправда в фильме «Брестская крепость». Разбор историка

И как простой зритель, и как историк я давно поставил на российском кинематографе о войне большой и жирный крест. За очень редким исключением результатом творческих мук именитых и не очень именитых тружеников хлопушки и монтажного стола оказываются унылые и бессмысленные поделки. В них Красная армия представляется зрителям в виде стада слабоумных, унижаемых и уничтожаемых заградотрядами, особистами и звероподобными генералами. Свои на экране оказываются страшнее чужих — немцев.

                 Само отсутствие в “Брестской крепости” набившего оскомину букета из разнокалиберных гоблинов в роли слуг так называемого “кровавого режима”, безусловно, вызывает положительные эмоции. Давно пора вырасти из детских штанишек разоблачительной истерии, не оставлявшей на экране места нормальным и куда более характерным для той войны персонажам.

Однако без примет времени все же не обошлось. Звучащее из уст представителя “органов” слово “союзник” применительно к отношениям Германии и СССР режет слух. Союзниками СССР и Германия ни в сентябре 1939 года, ни тем более в июне 1941 года не являлись. Никаких совместных военных действий против третьей стороны под общим командованием и с единой целью Красная армия и Вермахт не вели. Более того, в ноябре 1940 года в Берлине Молотов недвусмысленно отклонил предложения немецкой стороны о таких совместных действиях. Традиционная и правильная формулировка — это “у нас с немцами договор”. На момент, показанный в фильме, уже вышло сообщение ТАСС от 14 июня 1941 года. Именно его формулировками, скорее всего, стал бы пользоваться Вайнштейн (герой М. Павлика). Хотя в целом этот персонаж получился сильный и без ненужного разоблачительного пафоса. Вообще актеру М. Павлику удалось придать живости традиционно картонному образу работника “органов”. Есть в нем черточки, за которые его можно ненавидеть, но точно так же он оказался обаятельным и смелым.

Аналогичной широковещательному “союзнику” фактической ошибкой создателей “Брестской крепости” является финальная фраза о том, что майор Гаврилов (персонаж А. Коршунова) был репрессирован. Действительно, были бойцы и командиры Красной армии, которые не прошли проверку после освобождения из лагерей военнопленных. Они были арестованы, осуждены, а некоторые даже расстреляны (например, командарм-12 генерал Понеделин). В любом случае майор Гаврилов к их числу не относится. Как и подавляющее большинство освобожденных военнопленных, он был восстановлен в рядах Красной (уже ставшей Советской) армии в прежнем звании.

 
Теперь о главном — собственно, о боевых действиях, показанных в фильме “Брестская крепость”. Сразу скажу, что любой грамотный историк понимает ограниченность средств кинематографа. Воспроизвести на экране артподготовку и вообще показать работу артиллерии технически очень сложно, даже невозможно. В Брестской крепости реальным утром 22 июня 1941 года творился самый настоящий ад. По ней били орудия больших калибров и реактивные минометы с зажигательной боевой частью. Последние называются в немецких документах “тактическим чудо-оружием”, а солдаты Вермахта называли их — “Штука цу фусс”(пикирующий бомбардировщик пешком). Понятно, что такие прозвища надо было заслужить. Зная все это, не могу не признать, что создателям “Брестской крепости” удалось достаточно реалистично показать шквал огня, обрушивавшийся на советские части. Немецкие самолеты, утром 22 июня 1941 года бросающие бомбы на крепость, конечно, лишние. В начале штурма Брестская крепость не входила в число целей для Люфтваффе. Но общего впечатления реалистичности показанного это не портит.

Также нельзя не сказать, что создатели фильма достаточно внимательно отнеслись к деталям. В руках у защитников крепости не более распространенные ныне пистолеты-пулеметы ППШ, а именно ППД — пистолеты-пулеметы Дегтярева, находившиеся в войсках в реальном июне 1941 года. У одного из героев мы видим самозарядку Токарева(СВТ) с оптическим прицелом. Тут тот случай, когда хочется сказать “Верю!” — перед нами действительно бойцы и командиры Красной армии июня 1941 года. Такие же теплые чувства у историка вызывает польский белый орел на Холмских воротах — на снимках 1941 года он просматривается. Сейчас его нет.

 
По очевидным причинам, далекими от реализма в фильме оказались танки. Ходовых аутентичных немецких танков у нас немного. Двигающиеся в кадре макеты вызывают некоторые вопросы. Использование немцами на территории крепости танков Pz.III с буквой “G” (Гудериан, т.е. 2-я танковая группа) на броне было теоретически возможно, но документально не подтверждено. Крепость атаковала 45-я пехотная дивизия, которой танки не полагались. Танки группы Гудериана проходили мимо крепости и могли быть привлечены к штурму. Подтверждено документально использование немцами “Штурмгешюцев” 201-го батальона штурмовых орудий. Применялись они на северном острове, как раз в районе действий группы майора Гаврилова. Так что танки здесь следует воспринимать как более-менее абстрактные немецкие “бронеобъекты”. Появляющийся в финальных сценах немецкий огнеметный танк — однозначно вне времени. Такие машины разъезжали по полю боя на Курской дуге летом 1943 года, но никак не в июне 1941 года.

В одном из интервью продюсер И.Угольников сказал, что “Брестскую крепость” делали “как очень советский фильм”. С одной стороны, “советским” фильм назвать с большой натяжкой. В нем жестко показана сдача исчерпавших силы и возможности к сопротивлению защитников. Это действительно было, и включение эпизода со сдачей в фильм, безусловно, делает его правдивее. С другой стороны, фильм И.Угольникова унаследовал не только лучшие, но и худшие черты кинематографа советской эпохи.

 
К числу последних относится в первую очередь откровенная вампука с высаживающимися из вагонов немцами якобы из подразделения 800-го полка особого назначения “Бранденбург”. Они действительно использовали переодевание в советскую униформу. Но применялись роты полка 800 не показанной в фильме говорливой толпой, а мелкими группами с ограниченным временем контакта с противником. К слову далеко не все “бранденбуржцы” владели русским языком.

 
Конечно, в отличие от Ю.Озерова, И.Угольников не стал усугублять идиотизм происходящего в кадре назначением командиром “Бранденбурга” Отто Скорцени. Но от этого, к сожалению, не легче. Характер действий “бранденбургеров” под Брестом ныне уже известен. Их целью были мосты, причем находящиеся в глубине советской территории, вне цитадели и даже самой крепости. Одним словом “Бранденбург 800” занимался объектами, имеющими значение в масштабах танковой группы, армии и даже группы армий. Соответственно, вести неверной дорогой мелкие подразделения в самой крепости не являлось и не могло являться задачей немецких диверсантов. Тем более никто не стал бы резать электричество и связь вечером 21 июня, когда в клубе шел фильм. В реальности в крепость из штаба 4-й армии в 3.30-3.45 успели передать сигнал тревоги, но располагавшиеся в ней подразделения просто не успели поднять по тревоге и вывести из мышеловки.

Еще одна черта из советского кинематографа — это представление противника некоей абстрактной массой, которая ходит толпами по крепости с неопределенными задачами. Здесь “Брестская крепость” осталась верна канону времен СССР. Тут мы подходим к главному. Основная моя претензия к фильму — это отсутствие в нем четкой и последовательной сюжетной линии или линий. В фильме не обнаруживается противостояния штурмующих и защитников как некоей осмысленной последовательности событий. Т.е. какое-то действие, тактический ход и его результат для тех и других. Более того, многие развешенные в начале или даже середине фильма ружья так и не выстрелили. Попавшие под огонь собственной артиллерии резиновые лодки реально существовавшей немецкой группы Кремера просто мелькнули в кадре. Зачем они немцам при наличии целых мостов, куда плыли — неочевидно незнакомому с подробностями тех событий человеку. В реальности группа немецких саперов под командованием лейтенанта Кремера была направлена на лодках на захват мостов на Мухавце, в обход цитадели. Когда машущие веслами немцы на резиновых лодках продефилировали на экране, я застыл в предвкушении. Думалось, что сейчас нам покажут потопление четырех лодок огнем немецкой же артиллерии, двух — защитниками крепости и поставят жирную точку в эпизоде реально произошедшей гибелью самого Кремера от пули в голову. Но нет, будущие покойники на лодках жизнерадостно удалились в туман.

Еще одним невыстрелившим ружьем стала группа немцев в клубе, переделанном из церкви. Она действительно была окружена, изолирована, но в фильме этот эпизод оборван на полуслове.
С точки зрения истории и тактики, бои за Брестскую крепость вовсе не были маловразумительным хаосом пальбы и взрывов. Все завертелось вокруг простого факта: у штурмующих не было артиллерийских орудий для сокрушения толстых стен старой крепости, возведенных из керамического кирпича с бетонными фрагментами. Это позволило части защитников выжить в огненном вихре тяжелых снарядов и ракет “тактического чудо-оружия”. Затем изолированные отряды пограничников и пехотинцев получили группу вооруженных заложников в клубе (церкви) и помогали друг другу огнем. Пока в клубе (церкви) сидели свои, немцы не могли в полную силу применять по цитадели артиллерию. В итоге им потребовалась многоходовая комбинация для получения полного контроля над крепостью.

 
В своем отчете о штурме командир 45-й пехотной дивизии генерал Франц Шлиппер прямо написал: “26.6 На центральном острове 81-й саперный батальон проводил подготовленный большой подрыв […] устранялась фланкировка против северного острова”. Т.е. засевшие в цитадели бойцы до 26 июня косили огнем с фланга немцев, пытавшихся атаковать их товарищей — группу майора Гаврилова на северном острове. Только переход цитадели под контроль немцев и подрывы ее казематов мощными зарядами взрывчатки позволили немцам наконец-то атаковать по всем правилам группу майора Гаврилова. Именно ее заставляли капитулировать 1800-килограммовой авиабомбой 30 июня.
Вся эта достаточно очевидная цепочка событий в фильме упущена. В результате нить повествования постоянно рвется. Почему “Приказ №1” был написан именно 24 июня 1941 года? Как известно, “Приказ №1” — это реальный документ, обнаруженный в крепости и являющийся ныне экспонатом ее музея. В нем был предложен прорыв, точнее пробивание коридора вовне силами примерно роты бойцов, в основанном сержантов. Почему комиссар Фомин (герой П. Деревянко) не написал приказ 22 июня? 23 июня? Авторам фильма понадобилось для этого привлекать некоего спустившегося на парашюте летчика из 123-го истребительного авиаполка. Над крепостью действительно был воздушный бой и его описывают в своих воспоминаниях участники обороны. Однако дело было 22 июня, в первый день войны. Парашютист из фильма — это художественный вымысел, на который, конечно же, имеют право создатели ленты. Он был использован как подпорка постоянно теряющего логику повествования.

 
Реально наиболее вероятной причиной появления приказа №1 является два события дня 23 июня. С одной стороны, это восстановление связи двух подразделений за счет выбивания немцев из столовой 33-го полка. С другой стороны — это вторжение немцев в цитадель на центральном острове через Тереспольские и Холмские ворота и деблокирование пресловутой группы в церкви св. Николая (клубе). Это вторжение существенно осложнило положение защитников и заставило их идти на прорыв. Одним словом, без высасывания из пальца падающих с неба летчиков все можно объяснить, если вести нормальную сюжетную линию противостояния штурмующих и защитников. История крепости достаточно исследована для расстановки по фильму контрольных точек из реальных фактов и сшивания через них всех сюжетных линий.

Также осталось необъясненным логически хождение группы пограничников лейтенанта Кижеватова (герой А. Мерзликина) плотным строем в штыковую атаку в самом начале боевых действий. В глазах зрителя это выглядит бессмыслицей. Зачем выбегать на открытое пространство, когда можно стрелять по немцам из укрытия? Читавшие книгу С.С.Смирнова “Брестская крепость” могут вспомнить фразу из нее: “Кое-где пирамиды с винтовками были разбиты взрывами или завалены, и многие бойцы остались безоружными”. Соответственно про действия пограничников, которые в фильме представлены отрядом Кижеватова, у Смирнова сказано: “Весь первый день пограничники держались в развалинах  своей заставы и штыковыми ударами отбрасывали автоматчиков, рвущихся в центр крепости через Тереспольские ворота”. Одним словом, каноническое объяснение достаточно простое — не было оружия и патронов. Почему это не объяснено зрителю? Или этот эпизод ввели исключительно для яркой сцены с нежно любимыми отечественными кинематографистами саперными лопатками в качестве холодного оружия? Это если отвлечься от того факта, что по имеющимся сейчас немецким данным штурмующие несли потери почти исключительно от стрелкового оружия. Раны, характерные для рукопашных схваток, у них вообще отсутствовали. Т.е. многочисленные штыковые с саперными лопатками — это, скорее всего, чистая лирика и кинематографичные красивости.

 
Вообще во время всего киносеанса в голове вертелись титры из детства — “киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького”. Такое впечатление, что фильм ориентирован именно на эту аудиторию, детей и юношей. Главный герой — подросток. На экране он оказывается владельцем огнестрельного оружия, эффективно его применяет. В конце фильма у него оказывается даже неизвестно откуда взявшийся трофейный “парабеллум”. Какой-то терминатор, проходящий там, где погибают взрослые. Хороший персонаж, с которым может себя идентифицировать зритель-тинейджер. Из него же была сделана подпорка для шаткого повествования — своими перемещениями по крепости он связывал сюжетные линии трех разных групп защитников. К слову, при просмотре фильма создается впечатление гибели трех показанных групп примерно в одно время, хотя это совсем не так.

 
Подростковые нотки проходят через весь фильм. Простой советский киномеханик неожиданно оказывается тонким знатоком вооружения вероятного противника. Он без всяких наставлений быстро справляется с запалом немецкой яйцевидной гранаты М-39. В суровой реальности немецкий терочный воспламенитель существенно отличался по конструкции от аналогичных советских гранат. На гранате отсутствовало хорошо знакомое кольцо. Т.е. даже военнослужащие РККА отнюдь не с первого взгляда смогли бы понять последовательность действий для подрыва гранаты М-39. Здесь же незнакомую технику виртуозно использует гражданский человек.

 
Из-за отсутствия четко простроенного сюжета фильм кажется затянутым и однообразным. Я не могу сказать, что, выходя из кинозала, пожалел о своем вкладе в сборы “Брестской крепости”. Скорее даже наоборот. Но точно также я не могу сказать, что фильм И.Угольникова мне целиком понравился как военному историку. Происходившее в Брестской крепости в июне 1941 года было с одной стороны проще, с другой стороны — гораздо страшнее того, что мы видели на экране. Тем не менее, первый и очень важный шаг с появлением “Брестской крепости” сделан — из коротких штанишек кино про фантазийных гоблинов из заградотрядов мы выросли. В этом “Брестская крепость” — этапный, а не проходной фильм. Нужно делать следующий шаг — снимать все же не “советские”, а современные фильмы о войне.                       

rus-obr.ru


  • Архив журнала

Исторические огрехи фильма «Брестская крепость»

Сколько недавно было шпилек Устюгову за его «ложь» в фильме «Служу Советскому Союзу», прошедшую 22 июня на НТВ ! Основная шпилька — карательные органы были хорошими, а их изобразили редисками.

А о фильме «Брестская крепость» Котта — наоборот. Большинство хвалили.

А вот Олег Еленский в НГ нашел «исторические огрехи» в фильме «Брестская крепость». Правда, он завил, что это не умаляет его достоинств.

Для ленивых:

— хлебное поле «с урожайностью, наверное, центнеров 80 с гектара, а такой урожайности тогда не было». Действительно, до 1940 года, скажем, на хлеборобной Кубани собирали в среднем по 12 центнеров, а по стране – 10,5 центнера с одного гектара.

— начальник 9-й погранзаставы лейтенант Кижеватов носит знаки различия старшего лейтенанта – три красных эмалированных квадрата, в то время как лейтенанту положены два.

— в последний мирный день бойцы играют на большой доске в шахматы «не своей эпохи»: показанные в фильме были выпущены в 1980 году перед Олимпиадой в качестве сувенира из СССР (этот комплект стоил 80 рублей). Старший политрук Иван Почерников покупает в магазине пиво и лимонад явно в современных бутылках.

— а падение плашмя с 5–6-метровой высоты после удара прикладом по лицу и счастливое «воскрешение» через сутки киномеханика Коли – характерная «голливудщина», присущая многим отечественным фильмам. Уместные в жанре боевика, подобные кульбиты вряд ли должны присутствовать в таких серьезных картинах, как «Брестская крепость».

— авторы фильма в очередной раз растиражировали довольно сомнительное проникновение немецких диверсантов в Брест 21 июня в вагоне «с двойным дном». Котт и Угольников чуть ли ни скопировали этот эпизод с киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» (1985). Зачем? Сегодня известно, что в приграничной полосе перед началом вторжения активно действовал гитлеровский 800-й учебный полк особого назначения «Бранденбург 800» – часть, созданная абвером. В интересующие нас дни ни слова не говорится о том, что головорезы 800-го полка проникли в Брест в вагоне «последнего товарного поезда из Германии». Наверняка, будь такое, это было бы отмечено в абверовских отчетах.

— самолеты люфтваффе в 4 утра 22 июня не бомбили форт, проносясь над верхушками деревьев и крепостных башен. Они прошли над крепостью на большой высоте, направляясь нанести удар по крупным городам, а главное – по полевым аэродромам советских ВВС.

— история со сбитым истребителем И-16 в фильме и спасшимся летчиком, сообщившим защитникам, что помощи ждать неоткуда, – также фантазия авторов ленты.

Эпизод смотрится тем нереальнее, что странно звучит в устах лейтенанта фраза «Все аэродромы уничтожены» (откуда бы ему, рядовому летчику, знать это на второй день войны?). На самом деле, как это описано в книге «Брестская крепость», И-16 ушел от «мессеров». Кроме того, известны два других эпизода, и, возможно, как пишет Смирнов, это был первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран и первый сбитый огнем из стрелкового оружия вражеский самолет. Жаль, создатели картины этого не показали.

— в картине показывается, как застрелился военврач Маслов, который без сна три дня подряд оперировал раненых. В действительности начальник Брестского госпиталя военврач 2 ранга Борис Алексеевич Маслов попал в плен, из которого бежал и потом партизанил. После войны он руководил большим военным госпиталем в Западной Украине. В 1948 году был арестован и осужден по ложному обвинению за пособничество врагу. Умер в одном из лагерей ГУЛАГа. Вряд ли создателям «Брестской крепости» надо было столь радикально и, прямо скажем, не в лучшую сторону менять биографию реального героя: Маслов мужественно держал оборону на своем докторском посту. Тем более что историю военврача Маслова достаточно внятно описал в своей книге Сергей Смирнов.

— полковой комиссар Фомин, взятый в плен, не говорил перед расстрелом германскому офицеру: «Я – комиссар. Коммунист-еврей». Доподлинно известно, что он, снявший с себя знаки комиссарского отличия, был выдан предателем (которого потом другие плененные защитники удавили). Впрочем, возможно, это тот случай, когда подобное «переосмысление» в художественном кинопроизведении уместно. Ибо важно не то, что Фомин по каким-то причинам сорвал с себя комиссарские «шпалы», а то, как на протяжении нескольких дней он деятельно и умело руководил одним из очагов сопротивления в бастионе. После освобождения из плена в 1945-м командир 44-го полка был восстановлен в звании и три года возглавлял в Сибири лагерь для японских военнопленных. После чего его уволили с мизерной пенсией. Тоже, конечно, судьба не ахти, но все же не посадили и не расстреляли, как сотню тысяч бывших командиров, освобожденных из германской неволи. По тем меркам майор «счастливо отделался».

— Кижеватов ни при каких раскладах не мог передать Сашке Акимову знамя, которому у начальника заставы просто неоткуда было взяться: заставы знамен не имели. Было бы логичнее, если бы этот кумач передал маленькому защитнику комполка майор Гаврилов или полковой комиссар Фомин.

Подробнее:http://nvo.ng.ru/history/2012-06-22/15_brest.html

Источник: http://nvo.ng.ru/history/2012-06-22/15_brest.html


2


1089


На днях пересмотрел фильм «Брестская крепость». Фильм отличный, задевающий душу, особенно на фоне такого дерьма, как цитадели и штрафбаты.
Но есть в этом фильме одна деталь, которая неприятно режет слух. Ложка дегтя в бочке меда. Я имею в виду слова в конце фильма о том, что майор Гаврилов (один из главных героев) попал в фашистский плен, а после войны якобы был репрессирован. Деталь-то маленькая, но впечатление оставляет неприятное. «Как же так? — подумает зритель, особенно молодой, плохо знакомый с историей. — Люди героически сражались, не жалели крови, а потом свои же их и репрессировали!».
И вот сегодня, вдруг вспомнив этот эпизод, решил выяснить, как же все-таки был репрессирован майор Гаврилов. Итог — НИКАК!
Читаем классический труд об обороне Брестской крепости С.С. Смирнова:

Все эти годы вражеской неволи Гаврилов вел себя, как подобает
коммунисту и советскому гражданину, и ничем не унизился перед врагом. Он
легко прошел государственную проверку, был восстановлен в звании майора и
осенью 1945 года получил новое назначение.

Оно выглядело несколько неожиданным. Этот человек, который только что
перенес страшный, истребительный режим гитлеровских лагерей и испытал на
себе все бесчеловечные издевательства врага над людьми, оказавшимися в его
власти, сейчас был назначен начальником советского лагеря для японских
военнопленных в Сибири.
Казалось бы, человек мог ожесточиться там, в плену, и теперь в какой-то
мере вымещать все, что он пережил, на прямых союзниках врага. Но Гаврилов и
здесь остался настоящим коммунистом и советским человеком. Он сумел с
исключительной гуманностью, образцово поставить дело содержания пленных в
лагере. Он предотвратил эпидемию тифа среди японцев, ликвидировал
злоупотребления со стороны японских офицеров, через которых снабжались
пленные солдаты. Я видел у него документы с выражением благодарности по
службе за хорошую постановку дела в лагере.
Однако служить в армии ему пришлось недолго — Вооруженные Силы после
войны быстро сокращались прежде всего за счет бывших военнопленных, и он был
уволен в отставку, на пенсию. Пенсию ему определили небольшую — в то время
бывшим пленным не засчитывали годы войны в срок армейской службы, и жить на
эти средства было нелегко. Вместе со своей второй женой Гаврилов переехал в
Краснодар, где долго служил в довоенные годы, и там, отказывая себе во
многом, построил на окраине города маленький скромный домик.
http://lib.ru/PRIKL/SMIRNOW/brest.txt

Не располагает сведениями о репрессиях и Википедия:

После освобождения из плена восстановлен в армии в прежнем звании. В партии не был восстановлен по причине утраты партбилета и пребывания в плену. С осени 1945 года служил начальником лагеря японских военнопленных в Сибири.
В 1946—47 годах проживал на родине, в Пестречинском районе, затем переехал в Краснодар.

В 1955 году Гаврилов нашёл жену и сына, с которыми расстался в самый первый день войны[3][4].
После выхода в 1956 году книги Сергея Смирнова «Брестская крепость» восстановлен в партии и представлен к высшей награде страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).
С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре по адресу ул. Светлая, 103 (в 1980 году переименована в ул. Гаврилова).
Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_Гаврилов

Сам продюсер фильма Игорь Угольников утверждает, что отправка начальником лагеря военнопленных и то, что Гаврилова долгое время не представляли к званию Героя — это и есть репрессии. 
http://rus.ruvr.ru/2010/11/13/33957202.html

Это, конечно, его право, однако у наших граждан слово»репрессии» стойко ассоциируется с расстрелом или, по крайней мере, с долгим заключением в ГУЛАГе.
Так что использование этого слова нанесло фильму (и его создателям) ощутимый урон. Зря это они сделали. И здесь не устояли перед антисоветскими штампами. 

May 18 2021, 08:40

Categories:

  • Армия
  • Медицина
  • Cancel

В фильме «Брестская крепость» допущена грубая ошибка. Появились новые данные про первый бой за крепость (2021)
https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/pervyj_boj_za_brestskuju_krepost_novye_dannye_v_filme_brestskaja_krepost_dopushhena_grubaja_oshibka_2021/22-1-0-9434

На самом деле всё было куда жестче и страшней. Основные события обороны Брестской крепости были предопределены ходом так называемой атаки гаутмана Праксы, вместе со штабом 3-го батальона 135 полка. Это примерно от 3:20 до 5 утра 22 июня 1941. Эта атака до недавних пор раскрывалась по крупицам и отрывочным сведениям, причем в фильме «Брестская крепость» показано, будто немцы занимают церковь и сидят в ней, хотя на самом деле все сгорели рядом.
Недавно был обнаружен так называемый «Дневник врача», доктора Шредера. Госпиталь в котором он принимал раненых немецких солдат, находился в 35 километрах западнее Бреста в городке Бяла-Подляска. Он слушал рассказы раненых солдат и записал кое что в свой дневник. Вслед за ударной группой Праксы 135-го полка, шла рота сопровождения, но была допущена ошибка и четко обозначается в тексте — между первой и второй волной прошло слишком много времени: «Русские уже опомнились от внезапного удара и теперь ударные силы сражались внутри крепости, в то время как снаружи были проведены безуспешные попытки пробить брешь».
Далее Шредер описывает свою прогулку по крепости, в которой только что закончились бои.Рассказывает историк Ростислав Алиев.
https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/pervyj_boj_za_brestskuju_krepost_novye_dannye_v_filme_brestskaja_krepost_dopushhena_grubaja_oshibka_2021/22-1-0-9434

О ляпах в отечественном военном кино можно написать не одну диссертацию. Ошибок так много, что иногда начинает казаться, что делают их специально. Допускают их в форме, званиях, названиях должностей, оружии, названии формирований и родов войск. Нет ничего удивительного в том, что для подкованных в вопросе соотечественников поиск таких ошибок и неточностей уже давно превратился в какую-то разновидность хобби, а может даже спорта.

1. Штрафные батальоны

Известное фэнтези по мотивам событий Второй мировой войны. ¦Фото: vatnikstan.ru.

Известное фэнтези по мотивам событий Второй мировой войны. ¦Фото: vatnikstan.ru.

Обсуждать то, что фильмы «Штрафбат» 2004 года и «Утомленные солнцем» 2010 года – это антисоветские поделки, мы в 2021 году не будем. Здесь и так все понятно. Другое дело, что помимо этого в обеих картинах много дилетантских ошибок. Например, в штрафном батальоне служат провинившиеся солдаты, офицеры, несколько уголовников и даже православный священник.

В чем суть: в действительности в штрафные батальоны отправляли только накосячивших офицеров. Провинившиеся солдаты попадали в штрафные роты. В «Утомленных солнцем» главный герой оказывается также в штрафном батальоне, причем на год раньше, чем они появились в 1941 году. На самом деле созданы батальоны штрафников были только 28 июля 1942 года.

2. Звания НКВД

Представляется несуществующим званием возможно, чтобы запутать немецкого диверсанта. ¦Фото: megaoblako.ru.

Представляется несуществующим званием возможно, чтобы запутать немецкого диверсанта. ¦Фото: megaoblako.ru.

В весьма неплохом военном фильме «Брестская крепость» также есть свои ляпы и ошибки. Одним из таких является крайне странное звание сотрудника госбезопасности. Данный персонаж в одном из эпизодов представляется как лейтенант НКВД Вайнштейн.

В чем суть: такого звания «лейтенант НКВД» никогда не существовало. Было, например, «Сержант государственной безопасности». Данное звание в НКВД соответствовало званию лейтенанта в Красной армии. Также было «Лейтенант государственной безопасности» — соответствовало званию капитана в РККА. Ни одно из званий НКВД не имеет приставки в виде аббревиатуры из 4-х букв. Везде использовалось слово «госбезопасность».

3. «Штурмовики»

Промо-акция успела пройти под неверным названием. ¦Фото: youtube.com.

Промо-акция успела пройти под неверным названием. ¦Фото: youtube.com.

В сериале «Истребители» летчиков называют никогда не существовавшей летной квалификацией пилотов – штурмовики. Более того, сам проект изначально назывался «Штурмовики» и был переименован в самый последний момент. Забавно, что даже в новости лента успела попасть под неправильным названием.

В чем суть: летной квалификации «штурмовик» не существует. Также как не существует и четкого понятия штурмовой авиации. Это крайне размытая категория, которая состоит из истребителей-бомбардировщиков и пикирующих фронтовых бомбардировщиков. Соответственно, что в годы Второй мировой войны, что сегодня «штурмовиками» в авиации становятся или летчики-истребители, или летчики бомбардировщиков.

4. Почти что ремни для игр по-взрослому

Слева - кадр из документального фильма, справа - фотография советских летчиков. ¦Фото: novate.ru.

Слева — кадр из документального фильма, справа — фотография советских летчиков. ¦Фото: novate.ru.

Делают ошибки не только в художественных, но и в документальных фильмах. Крайне забавная и одновременно грустная была сделана в 9 части ленты «Освободители», посвященной все той же штурмовой авиации. Из-за низкой квалификации консультанта или вообще ее отсутствия неправильно экипировали летчиков.

В чем суть: художники по костюмам просто не знали, как правильно надевается летное снаряжение, в результате чего ремни на костюме идут прямо через пах летчика. Закончиться такое во время полета могло бы только тяжелейшей травмой. В действительности ремни вставлялись в специальные лямки на бедрах.

5. Форма не по размеру

Форма в современных фильмах сидит как седло на корове. ¦Фото: 4tololo.ru.

Форма в современных фильмах сидит как седло на корове. ¦Фото: 4tololo.ru.

Сегодня отечественный кинематограф, мягко говоря, переживает не самые лучшие времена. Школа актерского мастерства где-то в «Вальхалле» (чтобы не сказать проще и по-народному), примерно там же находится в большинстве случаев и отдел художников по костюмам. Пуговично-заклепочная тема всегда крайне скользкая, однако на нее можно закрыть глаза, если кино хорошее.

В чем суть: в современном кино намного проще сосчитать те случаи, где военная форма подобрана актерам по размеру. Особенно печально несоблюдение размеров выглядит в отношении офицеров. Кроме того, поругать костюмеров можно за то, что в кино форма у них почти всегда новенькая, как с картинки, без следов поношенности.

6. «Высота 89»

Винтовка у нее не той системы. ¦Фото: novate.ru.

Винтовка у нее не той системы. ¦Фото: novate.ru.

В весьма неоднозначном фильме «Высота 89» откровенно неправильные снайперские винтовки. То, как там выглядит винтовка Мосина с оптическим прицелом, изрядно повеселило в свое время любителей оружейной тематики.

В чем суть: допущенная популярная дилетантская ошибка – прицел установлен слишком далеко. Стрелять из такого было бы неудобно, кроме того, при попытке сделать этого, героине скорее всего разбило бы лицо затвором.

7. Награды, путешествующие во времени

Данная награда у нацистов появилась только в 1942 году. ¦Фото: novate.ru.

Данная награда у нацистов появилась только в 1942 году. ¦Фото: novate.ru.

Примечание: демонстрация нацистской символики на наградах носит образовательно-иллюстративный характер и не ставит собой целью пропаганды национал-социализма и фашизма.

В уже упомянутом фильме «Брестская крепость» костюмерами была допущена одна любопытная ошибка. В одном из сюжетов появляется немецкий офицер, на груди у которого красуется «Nahkampfspange des Heeres» — «Знак ближнего боя». Данная награда была учреждена по личном распоряжению Адольфа Гитлера и бывала трех степеней.

В чем суть: при штурме Брестской крепости в вермахте не могло быть ни солдат, ни офицеров с этим наградным знаком. Все потому, что появился он только 25 ноября 1942 года. Осада Бреста шла с 22 июня 1941 по 29 июня 1941, хотя последние отряды сопротивлялись намного дольше, как минимум в течение 32 суток. В любом случае до 1942 года еще было очень далеко.

8. Неправильные ремешки на фуражках

Слева, Обгоняя время - должен быть черный ремешок. Справа, Золото Лагина - должен быть золотой ремешок. ¦Фото: novate.ru.

Слева, Обгоняя время — должен быть черный ремешок. Справа, Золото Лагина — должен быть золотой ремешок. ¦Фото: novate.ru.

На советских фуражках ремешки были черные и золотые (плетеные). Причем они несколько раз менялись. В итоге из-за низкого уровня материальной базы или слабой консультации зрители регулярно путаются в том, в какие годы истории СССР какие именно фуражки должны быть.

В чем суть: c 1975 года на офицерских фуражках СССР были строго золотые ремешки. Черные дерматиновые ремешки остались только на фуражках прапорщиков и мичманов. Данная ошибка есть почти во всех фильмах. В «Золоте Лагина» ремешки черные, хотя должны быть золотые. А в ленте «Обгоняя время» в моменте, где речь идет о 1950-х, ремешки золотые, хотя должны быть черными.

9. Неправильный генералиссимус

В фильме про 1941 год использован портрет после 1945 года. ¦Фото: novate.ru.

В фильме про 1941 год использован портрет после 1945 года. ¦Фото: novate.ru.

В сериале 2012 года «Спасти или уничтожить» в одной из серий многие знатоки-историки обратили внимание на портрет в кабинете заместителя наркома обороны Мехлиса. Действия фильм происходят в 1941 году. При этом на стене висит портрет Иосифа Сталина, которого там физически быть не могло.

В чем суть: погоны в Красную армию вернули только 6 января 1943 года. На протяжении более чем двух десятилетий они были выведены из использования по идеологическим причинам, начиная с 1917 года. Вернули их для поднятия боевого духа и демонстрации преемственности между поколениями отечественной истории.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит обязательно прочесть про еще 3 вещи в современном военном кино, которые вызывают негодование у служивших людей.

July 6 2011, 13:02

Category:

  • Кино
  • Cancel

Брестская крепость

Сдается мне, что про этот фильм тут уже писали, а вот найти не могу (в смысле без перебора руками).

Как можно легко догадаться из названия фильм посвящен целиком и полностью героической обороне Бресткой крепости остатками гарнизона. Рассказ идет от лица некоего Антипова, который якобы был в крепости воспитанником музыкальной команды. В реальности мне лично прототип найти не удалось.

Вкратце: для нынешних времен с массовым выпуском киноподелок самого разного пошиба — это действительно кино. Смотрится легко, на одном дыхании, посему к просмотру рекомендуется.

С исторической точки зрения не все безупречно, но это уже детали :)

Например, опять фигурирует Бранденбург-800 (видимо передранный у Озерова), которого в Бресте не было. Плюс громкие крики по-немецки на вокзале и проникновение в охраняемую крепость неизвестного майора вызывают сомнение.

Несколько картинок.

Что за нашивка (присутствует на обоих рукавах) у Вайнштейна?

Photobucket

Впервые вижу такие петлицы, техник какой-то или кто?

Photobucket

Пытался найти вятный документ по железнодорожной униформе и знакам различий, но внятного не нашел — везде куски какие-то. Может кто подскажет где посмотреть?

Photobucket

Интересно, «ожел бялый» присутсвовал еще на Холмских воротах в 1941 году?

Photobucket

Ну, и чтобы два раза не вставать:

Действительно народ уезжал 21 июня из Бреста, как показано в фильме?

Неудавшийся общий прорыв — как-то в фильме совершенно ничего не говорится о том, что думали командиры об остающихся раненых, женщинах и детях перед прорывом.

December 6 2010, 23:40

Category:

  • Кино
  • Cancel

Бресткая крепость и трудности кинематографа

начало здесь: http://b0gus.livejournal.com/472717.html
и здесь: http://b0gus.livejournal.com/472943.html

Теперь о трудностях кинематографа.

Холмские ворота:

Эти ворота, ведущие из Цитадели на юг, к Волынскому укреплению крепости стали символом БК. Их изображают на альбомах и открытках, в их окрестностях происходит действие фильмов про героическую оборону. Не стал исключением и фильм Угольникова. Полфильма красноармейцы отбивают атаки немцев на мосту к Холмским воротам, а комиссар Фомин осторожно выглядывает из бойниц. Именно в их помещениях проходит совещание командиров и составляется знаменитый приказ номер 1, именно из помещений Холмских ворот вытаскивают немцы оглушенных и обессиленных красноармейцев, включая комиссара Фомина и капитана Зубачева. Всё это, мягко говоря, реальности не соответствует.

Посмотрим план крепости:

Действительно, кабинет Фомина находился в Холмских воротах и именно в нем он был в ночь с 21-е на 22-е июня. Именно в районе Холмских ворот Фомин собрал и отправил в первую штыковую контратаку бойцов. Но уже в первые часы обороны, он перенес свой штаб в здание Инженерного управления во дворе Цитадели, а потом и вовсе перебрался в здание кольцевой казармы в районе противоположных — северных Брестских ворот, удерживаемых группой капитана Зубачева. Именно в районе этих самых Брестских ворот (которые вообще были центральными воротами Цитадели) и состоялось знаменитое совещание командиров (после того как немцы пробились через Холмские и Тереспольские ворота и деблокировали штурмовую группу в церкви). Эта позиция была ключевой в обороне крепости, потому что бойцы, засевшие в северной части Цитадели били во фланг немцам, наступающим на группу майора Гаврилова, которая вела оборону на Кобринском укреплении. Именно в районе Брестских ворот и были пленены капитан Зубачев и комиссар Фомин и после падения этого очага обороны, судьба группы Гаврилова была предрешена.

Еще один забавный момент фильма. Днем 22 июня Фомин дает задание Самвелу Матевосяну на трех бронемашинах (в фильме на одной) пробиться в Брест, выяснить обстановку и передать важные документы, захваченные у пленных и убитых немецких офицеров. Куда едет Матевосян? Зачем-то на юг, через Холмские ворота, разгоняя по пути немецкую пехоту. Выехав на юг Матевосян должен был приехать прямиком в руки к немцам на Волынское укрепление. Однако, в фильме происходит некая пространственная аберрация и Матевосян вдруг оказывается на севере — на Кобринском укреплении в районе домов комсостава, где и встречает жену политрука Почерникова (история Почерникова и его семьи — реальный эпизод, как и ее встреча с Матевосяном). В реальности Матевосян и ехал на север, выезжая из Цитадели не из Холмских, а из Брестских ворот, так как это единственная в те времена возможность попасть в Брест из крепости, особенно не колеся по окрестностям. Однако, все трое внешних ворот Кобринского укрепления оказались блокированы немцами и Матевосян был вынужден вернуться в Цитадель.

В этом пристрастии к Холмским воротам Угольников следует в общем тренде советского кинематографа. Так у Озерова в фильме «Нашествие» война застает майора Гаврилова в домах комсостава и он бежит под огнем в Цитадель. У него, собственно, одна возможность — попасть в Цитадель через Брестские ворота (смотрим план), но он попадает туда через Холмские ворота. Вообще, у Озерова степень достоверности иногда просто зашкаливает — так комиссар Фомин вечером 21 июня ходит по крепости густо увешанной мемориальными досками в честь героев будущей обороны.

Так в чем, собственно, разгадка столь сильной тяги к изображению Холмских ворот вопреки их реальной роли в обороне? Все очень просто.


Брестские (трехарочные ворота) — центральные ворота Цитадели

После окончания войны, на протяжении более чем 15 лет территория Брестской крепости использовалась как огромный карьер по добыче кирпича для строительства и восстановления Бреста и военных городков в его окрестностях. Сначала разобрали развалины, потом стали разбирать еще целые здания. Если разобрать не удавалось, в ход шла взрывчатка. Были полностью уничтожены дома комсостава, здание Инженерного управления, 9-я погранзастава Кижеватова, столовая комсостава, северная часть кольцевой казармы и часть кольцевой казармы, примыкающая к Холмским воротам. От исторического Белого дворца (в нем был подписан печально знаменитый Брестский мир 1918 года) остались только подвалы, как и от здания Арсенала (казармы 333 полка). Среди прочего были взорваны и неплохо сохранившиеся Брестские ворота. Только личное вмешательство писателя Смирнова спасло от подрыва руины церкви. Разграбление крепости удалось остановить только после того как ее забрали у военных и отдали под музей. Вместе со зданиями были уничтожены множество надписей, оставленных защитниками крепости. Многие из них дошли до нас только на фотографиях. Одним из немногих сохранившихся зданий оказались Холмские ворота. Именно поэтому вокруг них и толпятся кинематографисты в поисках исторического антуража.

продолжение следует …

Защитники «Края», «Утомлённых Михалковым-2» и «Четырёх дней в мае» заявляют, что для того, чтобы оценить фильм, непременно надо посмотреть его в кинотеатре, иначе никакая критика не принимается. Так вот что я вам скажу, товарищи: если фильм хороший, то особых условий для просмотра и не требуется. Посмотрел на DVD-плеере и проверил эту теорию лично.

Обычно я смотрю фильм, пишу отзыв, а потом уже читаю критику в Интернете. После просмотра «Брестской Крепости» остался комок в горле, поэтому, чтобы написать что-то более-менее внятное, пришлось сперва охладить разум и чувства чтением чужих мнений.

Признаюсь, не верил, что сняли что-то хорошее. Не принято это нынче. Однако, когда на первых секундах фильма появилась надпись «Беларусьфильм», затеплилась надежда: вспомнился «Днепровский рубеж» и мои соображения о том, что белорусский кинематограф движется в правильном направлении.

Согласен, не всё в фильме идеально, отдельные сцены и моменты можно было бы продумать, доработать и улучшить, но душа восприняла этот фильм, как долгожданный дождик — земля, растрескавшаяся от засухи. Это действительно тот фильм, который мы ждали и уже не верили, что он когда-нибудь появится. Каким-то чудом до создания фильма о Войне добрались ЛЮДИ, а не продажные пидорасы, как обычно. Это некоторые никиты пытаются привить черенок от американского кактуса к нашей берёзке. Пока что безуспешно, что не может не радовать.

Фильм добротный, что ещё сказать. Погружение в эпоху – да, актёрская игра – замечательная. Некоторые сцены просто роскошны, как, например, разоблачение диверсанта. Некоторые просто выворачивают душу: спасение тяжелораненым отцом сына, накрывая гранату собой; гибель соседей мальчика, отстреливающихся в окна от немцев да и многие другие. Это вам не чудесная плавучая мина и жопа из самолёта. Лейтенант-особист получился просто блеск. И если уж современный сценарист вложил ему в уста ошибочную реплику про «Германию-союзника», то лейтенант по своей молодости и неопытности тем более вполне мог оговориться. И здоровым гротеском я называю пустившегося впляс израненного лейтенанта с обожжённым лицом, а отнюдь не хихикающего комдива, играющего в садо-мазо секс игры с пленным немцем из «УГ-2».

Мерзликин и Деревянко, запятнавшие свою репутацию сомнительными ролями, в этом фильме действительно выглядят молодцами. А актёр, играющий конюха, демонстрирует стремительный прогресс: я упоминал о нём уже в своих рецензиях – «Александр: Невская битва» (Дебилоид), «Укрощение строптивых» (телохранитель), «Военная разведка: западный фронт» (чудаковатый политрук партизанского отряда). Также его сегодня можно будет увидеть по ТВ в роли Мелитона Кантарии в «Тумане-2».

Наверное, с детства у меня не было ощущения бессильной злобы оттого, что не можешь ничем помочь нашим бойцам на экране. «Волшебная сила искусства», да. И если перехватывало дыхание и наворачивались слёзы при просмотре фильма по телевизору, я просто не представляю, что пережили люди в кинотеатрах.

Ну и конечно, моя вредная натура критика-дилетанта при просмотре отмечала, «что бы я сделал не так». Первое – слишком грубо подчеркнули для зрителя высадку вражеских диверсантов в нашем тылу с гортанными криками на всю округу: «Шнеллер, люс, люс!» В одном из советских фильмов авторы поступили гораздо грациознее, вложив в уста диверсантов неправильно-подозрительную команду «Ать-два». Второй момент – про женщин и детей авторы на какое-то время забыли и упустили их из повествования. В то время, как бойцы мучились от жажды, можно было упомянуть и про женщин с детьми. А когда все решили двигать на прорыв, даже не попрощавшись с теми самыми женщинами, тоже не совсем ясный момент. Как там было на самом деле, не знаю, но я бы сперва отснял сдачу женщин и детей в плен, а уже потом – попытку прорыва. Далее. Киномеханик Коля несколько дней провалялся в воронке, забытый сценаристами. Лучше было бы погубить его сразу, при попытке спасти честь своей девушки. И в финале, когда из толпы пленных отделяют евреев и комиссаров, почему-то «отделился» всего один полковой комиссар. Могли бы уж для приличия пару человек вместе с ним вывести – это хотя бы оправдало задействование расстрельной команды.

Вышеперечисленные соображения ни в коем случае не означают, что я считаю фильм плохим: это всего лишь мои мысли вслух. Фильм нужно смотреть, как сказали многие посмотревшие. И если бы я узнал, что школьников обязали посмотреть этот фильм (по печальному примеру «УГ-2»), я бы только сказал большое человеческое спасибо этим педагогам. Этот фильм действительно о нашей истории, которую последующие поколения обязаны помнить.

Простите за некоторую сумбурность мыслей.

С Днём Великой Победы, друзья!

О ляпах в отечественном военном кино можно написать не одну диссертацию. Ошибок так много, что иногда начинает казаться, что делают их специально. Допускают их в форме, званиях, названиях должностей, оружии, названии формирований и родов войск. Нет ничего удивительного в том, что для подкованных в вопросе соотечественников поиск таких ошибок и неточностей уже давно превратился в какую-то разновидность хобби, а может даже спорта.

1. Штрафные батальоны

Известное фэнтези по мотивам событий Второй мировой войны. ¦Фото: vatnikstan.ru.

Известное фэнтези по мотивам событий Второй мировой войны. ¦Фото: vatnikstan.ru.

Обсуждать то, что фильмы «Штрафбат» 2004 года и «Утомленные солнцем» 2010 года – это антисоветские поделки, мы в 2021 году не будем. Здесь и так все понятно. Другое дело, что помимо этого в обеих картинах много дилетантских ошибок. Например, в штрафном батальоне служат провинившиеся солдаты, офицеры, несколько уголовников и даже православный священник.

В чем суть: в действительности в штрафные батальоны отправляли только накосячивших офицеров. Провинившиеся солдаты попадали в штрафные роты. В «Утомленных солнцем» главный герой оказывается также в штрафном батальоне, причем на год раньше, чем они появились в 1941 году. На самом деле созданы батальоны штрафников были только 28 июля 1942 года.

2. Звания НКВД

Представляется несуществующим званием возможно, чтобы запутать немецкого диверсанта. ¦Фото: megaoblako.ru.

Представляется несуществующим званием возможно, чтобы запутать немецкого диверсанта. ¦Фото: megaoblako.ru.

В весьма неплохом военном фильме «Брестская крепость» также есть свои ляпы и ошибки. Одним из таких является крайне странное звание сотрудника госбезопасности. Данный персонаж в одном из эпизодов представляется как лейтенант НКВД Вайнштейн.

В чем суть: такого звания «лейтенант НКВД» никогда не существовало. Было, например, «Сержант государственной безопасности». Данное звание в НКВД соответствовало званию лейтенанта в Красной армии. Также было «Лейтенант государственной безопасности» — соответствовало званию капитана в РККА. Ни одно из званий НКВД не имеет приставки в виде аббревиатуры из 4-х букв. Везде использовалось слово «госбезопасность».

3. «Штурмовики»

Промо-акция успела пройти под неверным названием. ¦Фото: youtube.com.

Промо-акция успела пройти под неверным названием. ¦Фото: youtube.com.

В сериале «Истребители» летчиков называют никогда не существовавшей летной квалификацией пилотов – штурмовики. Более того, сам проект изначально назывался «Штурмовики» и был переименован в самый последний момент. Забавно, что даже в новости лента успела попасть под неправильным названием.

В чем суть: летной квалификации «штурмовик» не существует. Также как не существует и четкого понятия штурмовой авиации. Это крайне размытая категория, которая состоит из истребителей-бомбардировщиков и пикирующих фронтовых бомбардировщиков. Соответственно, что в годы Второй мировой войны, что сегодня «штурмовиками» в авиации становятся или летчики-истребители, или летчики бомбардировщиков.

4. Почти что ремни для игр по-взрослому

Слева - кадр из документального фильма, справа - фотография советских летчиков. ¦Фото: novate.ru.

Слева — кадр из документального фильма, справа — фотография советских летчиков. ¦Фото: novate.ru.

Делают ошибки не только в художественных, но и в документальных фильмах. Крайне забавная и одновременно грустная была сделана в 9 части ленты «Освободители», посвященной все той же штурмовой авиации. Из-за низкой квалификации консультанта или вообще ее отсутствия неправильно экипировали летчиков.

В чем суть: художники по костюмам просто не знали, как правильно надевается летное снаряжение, в результате чего ремни на костюме идут прямо через пах летчика. Закончиться такое во время полета могло бы только тяжелейшей травмой. В действительности ремни вставлялись в специальные лямки на бедрах.

5. Форма не по размеру

Форма в современных фильмах сидит как седло на корове. ¦Фото: 4tololo.ru.

Форма в современных фильмах сидит как седло на корове. ¦Фото: 4tololo.ru.

Сегодня отечественный кинематограф, мягко говоря, переживает не самые лучшие времена. Школа актерского мастерства где-то в «Вальхалле» (чтобы не сказать проще и по-народному), примерно там же находится в большинстве случаев и отдел художников по костюмам. Пуговично-заклепочная тема всегда крайне скользкая, однако на нее можно закрыть глаза, если кино хорошее.

В чем суть: в современном кино намного проще сосчитать те случаи, где военная форма подобрана актерам по размеру. Особенно печально несоблюдение размеров выглядит в отношении офицеров. Кроме того, поругать костюмеров можно за то, что в кино форма у них почти всегда новенькая, как с картинки, без следов поношенности.

6. «Высота 89»

Винтовка у нее не той системы. ¦Фото: novate.ru.

Винтовка у нее не той системы. ¦Фото: novate.ru.

В весьма неоднозначном фильме «Высота 89» откровенно неправильные снайперские винтовки. То, как там выглядит винтовка Мосина с оптическим прицелом, изрядно повеселило в свое время любителей оружейной тематики.

В чем суть: допущенная популярная дилетантская ошибка – прицел установлен слишком далеко. Стрелять из такого было бы неудобно, кроме того, при попытке сделать этого, героине скорее всего разбило бы лицо затвором.

7. Награды, путешествующие во времени

Данная награда у нацистов появилась только в 1942 году. ¦Фото: novate.ru.

Данная награда у нацистов появилась только в 1942 году. ¦Фото: novate.ru.

Примечание: демонстрация нацистской символики на наградах носит образовательно-иллюстративный характер и не ставит собой целью пропаганды национал-социализма и фашизма.

В уже упомянутом фильме «Брестская крепость» костюмерами была допущена одна любопытная ошибка. В одном из сюжетов появляется немецкий офицер, на груди у которого красуется «Nahkampfspange des Heeres» — «Знак ближнего боя». Данная награда была учреждена по личном распоряжению Адольфа Гитлера и бывала трех степеней.

В чем суть: при штурме Брестской крепости в вермахте не могло быть ни солдат, ни офицеров с этим наградным знаком. Все потому, что появился он только 25 ноября 1942 года. Осада Бреста шла с 22 июня 1941 по 29 июня 1941, хотя последние отряды сопротивлялись намного дольше, как минимум в течение 32 суток. В любом случае до 1942 года еще было очень далеко.

8. Неправильные ремешки на фуражках

Слева, Обгоняя время - должен быть черный ремешок. Справа, Золото Лагина - должен быть золотой ремешок. ¦Фото: novate.ru.

Слева, Обгоняя время — должен быть черный ремешок. Справа, Золото Лагина — должен быть золотой ремешок. ¦Фото: novate.ru.

На советских фуражках ремешки были черные и золотые (плетеные). Причем они несколько раз менялись. В итоге из-за низкого уровня материальной базы или слабой консультации зрители регулярно путаются в том, в какие годы истории СССР какие именно фуражки должны быть.

В чем суть: c 1975 года на офицерских фуражках СССР были строго золотые ремешки. Черные дерматиновые ремешки остались только на фуражках прапорщиков и мичманов. Данная ошибка есть почти во всех фильмах. В «Золоте Лагина» ремешки черные, хотя должны быть золотые. А в ленте «Обгоняя время» в моменте, где речь идет о 1950-х, ремешки золотые, хотя должны быть черными.

9. Неправильный генералиссимус

В фильме про 1941 год использован портрет после 1945 года. ¦Фото: novate.ru.

В фильме про 1941 год использован портрет после 1945 года. ¦Фото: novate.ru.

В сериале 2012 года «Спасти или уничтожить» в одной из серий многие знатоки-историки обратили внимание на портрет в кабинете заместителя наркома обороны Мехлиса. Действия фильм происходят в 1941 году. При этом на стене висит портрет Иосифа Сталина, которого там физически быть не могло.

В чем суть: погоны в Красную армию вернули только 6 января 1943 года. На протяжении более чем двух десятилетий они были выведены из использования по идеологическим причинам, начиная с 1917 года. Вернули их для поднятия боевого духа и демонстрации преемственности между поколениями отечественной истории.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит обязательно прочесть про еще 3 вещи в современном военном кино, которые вызывают негодование у служивших людей.

Исторические огрехи фильма «Брестская крепость»

Сколько недавно было шпилек Устюгову за его «ложь» в фильме «Служу Советскому Союзу», прошедшую 22 июня на НТВ ! Основная шпилька — карательные органы были хорошими, а их изобразили редисками.

А о фильме «Брестская крепость» Котта — наоборот. Большинство хвалили.

А вот Олег Еленский в НГ нашел «исторические огрехи» в фильме «Брестская крепость». Правда, он завил, что это не умаляет его достоинств.

Для ленивых:

— хлебное поле «с урожайностью, наверное, центнеров 80 с гектара, а такой урожайности тогда не было». Действительно, до 1940 года, скажем, на хлеборобной Кубани собирали в среднем по 12 центнеров, а по стране – 10,5 центнера с одного гектара.

— начальник 9-й погранзаставы лейтенант Кижеватов носит знаки различия старшего лейтенанта – три красных эмалированных квадрата, в то время как лейтенанту положены два.

— в последний мирный день бойцы играют на большой доске в шахматы «не своей эпохи»: показанные в фильме были выпущены в 1980 году перед Олимпиадой в качестве сувенира из СССР (этот комплект стоил 80 рублей). Старший политрук Иван Почерников покупает в магазине пиво и лимонад явно в современных бутылках.

— а падение плашмя с 5–6-метровой высоты после удара прикладом по лицу и счастливое «воскрешение» через сутки киномеханика Коли – характерная «голливудщина», присущая многим отечественным фильмам. Уместные в жанре боевика, подобные кульбиты вряд ли должны присутствовать в таких серьезных картинах, как «Брестская крепость».

— авторы фильма в очередной раз растиражировали довольно сомнительное проникновение немецких диверсантов в Брест 21 июня в вагоне «с двойным дном». Котт и Угольников чуть ли ни скопировали этот эпизод с киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» (1985). Зачем? Сегодня известно, что в приграничной полосе перед началом вторжения активно действовал гитлеровский 800-й учебный полк особого назначения «Бранденбург 800» – часть, созданная абвером. В интересующие нас дни ни слова не говорится о том, что головорезы 800-го полка проникли в Брест в вагоне «последнего товарного поезда из Германии». Наверняка, будь такое, это было бы отмечено в абверовских отчетах.

— самолеты люфтваффе в 4 утра 22 июня не бомбили форт, проносясь над верхушками деревьев и крепостных башен. Они прошли над крепостью на большой высоте, направляясь нанести удар по крупным городам, а главное – по полевым аэродромам советских ВВС.

— история со сбитым истребителем И-16 в фильме и спасшимся летчиком, сообщившим защитникам, что помощи ждать неоткуда, – также фантазия авторов ленты.

Эпизод смотрится тем нереальнее, что странно звучит в устах лейтенанта фраза «Все аэродромы уничтожены» (откуда бы ему, рядовому летчику, знать это на второй день войны?). На самом деле, как это описано в книге «Брестская крепость», И-16 ушел от «мессеров». Кроме того, известны два других эпизода, и, возможно, как пишет Смирнов, это был первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран и первый сбитый огнем из стрелкового оружия вражеский самолет. Жаль, создатели картины этого не показали.

— в картине показывается, как застрелился военврач Маслов, который без сна три дня подряд оперировал раненых. В действительности начальник Брестского госпиталя военврач 2 ранга Борис Алексеевич Маслов попал в плен, из которого бежал и потом партизанил. После войны он руководил большим военным госпиталем в Западной Украине. В 1948 году был арестован и осужден по ложному обвинению за пособничество врагу. Умер в одном из лагерей ГУЛАГа. Вряд ли создателям «Брестской крепости» надо было столь радикально и, прямо скажем, не в лучшую сторону менять биографию реального героя: Маслов мужественно держал оборону на своем докторском посту. Тем более что историю военврача Маслова достаточно внятно описал в своей книге Сергей Смирнов.

— полковой комиссар Фомин, взятый в плен, не говорил перед расстрелом германскому офицеру: «Я – комиссар. Коммунист-еврей». Доподлинно известно, что он, снявший с себя знаки комиссарского отличия, был выдан предателем (которого потом другие плененные защитники удавили). Впрочем, возможно, это тот случай, когда подобное «переосмысление» в художественном кинопроизведении уместно. Ибо важно не то, что Фомин по каким-то причинам сорвал с себя комиссарские «шпалы», а то, как на протяжении нескольких дней он деятельно и умело руководил одним из очагов сопротивления в бастионе. После освобождения из плена в 1945-м командир 44-го полка был восстановлен в звании и три года возглавлял в Сибири лагерь для японских военнопленных. После чего его уволили с мизерной пенсией. Тоже, конечно, судьба не ахти, но все же не посадили и не расстреляли, как сотню тысяч бывших командиров, освобожденных из германской неволи. По тем меркам майор «счастливо отделался».

— Кижеватов ни при каких раскладах не мог передать Сашке Акимову знамя, которому у начальника заставы просто неоткуда было взяться: заставы знамен не имели. Было бы логичнее, если бы этот кумач передал маленькому защитнику комполка майор Гаврилов или полковой комиссар Фомин.

Подробнее:http://nvo.ng.ru/history/2012-06-22/15_brest.html

Источник: http://nvo.ng.ru/history/2012-06-22/15_brest.html


2


1092

July 6 2011, 13:02

Category:

  • Кино
  • Cancel

Брестская крепость

Сдается мне, что про этот фильм тут уже писали, а вот найти не могу (в смысле без перебора руками).

Как можно легко догадаться из названия фильм посвящен целиком и полностью героической обороне Бресткой крепости остатками гарнизона. Рассказ идет от лица некоего Антипова, который якобы был в крепости воспитанником музыкальной команды. В реальности мне лично прототип найти не удалось.

Вкратце: для нынешних времен с массовым выпуском киноподелок самого разного пошиба — это действительно кино. Смотрится легко, на одном дыхании, посему к просмотру рекомендуется.

С исторической точки зрения не все безупречно, но это уже детали :)

Например, опять фигурирует Бранденбург-800 (видимо передранный у Озерова), которого в Бресте не было. Плюс громкие крики по-немецки на вокзале и проникновение в охраняемую крепость неизвестного майора вызывают сомнение.

Несколько картинок.

Что за нашивка (присутствует на обоих рукавах) у Вайнштейна?

Photobucket

Впервые вижу такие петлицы, техник какой-то или кто?

Photobucket

Пытался найти вятный документ по железнодорожной униформе и знакам различий, но внятного не нашел — везде куски какие-то. Может кто подскажет где посмотреть?

Photobucket

Интересно, «ожел бялый» присутсвовал еще на Холмских воротах в 1941 году?

Photobucket

Ну, и чтобы два раза не вставать:

Действительно народ уезжал 21 июня из Бреста, как показано в фильме?

Неудавшийся общий прорыв — как-то в фильме совершенно ничего не говорится о том, что думали командиры об остающихся раненых, женщинах и детях перед прорывом.

May 18 2021, 08:40

Categories:

  • Армия
  • Медицина
  • Cancel

В фильме «Брестская крепость» допущена грубая ошибка. Появились новые данные про первый бой за крепость (2021)
https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/pervyj_boj_za_brestskuju_krepost_novye_dannye_v_filme_brestskaja_krepost_dopushhena_grubaja_oshibka_2021/22-1-0-9434

На самом деле всё было куда жестче и страшней. Основные события обороны Брестской крепости были предопределены ходом так называемой атаки гаутмана Праксы, вместе со штабом 3-го батальона 135 полка. Это примерно от 3:20 до 5 утра 22 июня 1941. Эта атака до недавних пор раскрывалась по крупицам и отрывочным сведениям, причем в фильме «Брестская крепость» показано, будто немцы занимают церковь и сидят в ней, хотя на самом деле все сгорели рядом.
Недавно был обнаружен так называемый «Дневник врача», доктора Шредера. Госпиталь в котором он принимал раненых немецких солдат, находился в 35 километрах западнее Бреста в городке Бяла-Подляска. Он слушал рассказы раненых солдат и записал кое что в свой дневник. Вслед за ударной группой Праксы 135-го полка, шла рота сопровождения, но была допущена ошибка и четко обозначается в тексте — между первой и второй волной прошло слишком много времени: «Русские уже опомнились от внезапного удара и теперь ударные силы сражались внутри крепости, в то время как снаружи были проведены безуспешные попытки пробить брешь».
Далее Шредер описывает свою прогулку по крепости, в которой только что закончились бои.Рассказывает историк Ростислав Алиев.
https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/pervyj_boj_za_brestskuju_krepost_novye_dannye_v_filme_brestskaja_krepost_dopushhena_grubaja_oshibka_2021/22-1-0-9434

  • Ошибки филипс мигание светодиода для соответствующей ошибки
  • Ошибки фиксируемые компилятором относятся к ошибкам
  • Ошибки фиат стило перевод
  • Ошибки фиат мареа на панели
  • Ошибки фиат дукато на панели приборов