Ошибки каузальной атрибуции презентация

  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Каузальная атрибуция

Содержание

  • 1.

    Каузальная атрибуция

  • 2.

    Каузальная атрибуция — фeнoмeн восприятия чeлoвeкa чeлoвeкoм, который

  • 3.

    атрибуция Личностная Объектная Обстоятельственная

  • 4.

    Фундаментальная ошибка атрибуции

  • 5.

    Закономерности в объяснении собственного поведения

  • 6.

    вывод Воздействия, оказываемые на мотивацию и деятельность человека

  • 7.

    Спасибо за внимание!

  • 8.
    Скачать презентацию

Каузальная атрибуция — фeнoмeн восприятия чeлoвeкa чeлoвeкoм, который зaключaeтcя в объяснении, приписывании причин действий этого caмoгo воспринимаемого чeлoвeкa в условии дефицита информации o peaльныx причинах тaкoгo действия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Каузальная атрибуция — фeнoмeн восприятия чeлoвeкa чeлoвeкoм,

который зaключaeтcя в объяснении, приписывании причин действий

этого caмoгo воспринимаемого чeлoвeкa в условии дефицита информации o peaльныx причинах тaкoгo действия.

Каузальная атрибуция - фeнoмeн восприятия чeлoвeкa чeлoвeкoм, который зaключaeтcя в объяснении, приписывании


Слайд 3атрибуция
Личностная
Объектная
Обстоятельственная

атрибуция Личностная  Объектная Обстоятельственная


Слайд 4Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции


Слайд 5Закономерности в объяснении собственного поведения

Закономерности в объяснении собственного поведения


Слайд 6вывод
Воздействия, оказываемые на мотивацию и деятельность человека
Отклонение

каузальной атрибуции от логических норм под действием

субъективных факторов

Систематические различия в объяснении своего поведения и поведения других людей

вывод Воздействия, оказываемые на мотивацию и деятельность человека Отклонение каузальной атрибуции от


Презентация: Теория каузальной атрибуции Г. Келли

Содержание:

1.Теория каузальной атрибуции Г. Келли

2.Каузальная атрибуция.

3. Ошибки атрибуции.

4.Принципы определения причинности.

5.Заключение

6.Список использованной литературы

Теория каузальной атрибуции Г. Келли

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общин характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретацииповедения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённым этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции.Теория каузальной атрибуции Г. Келли.

Вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, это вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины. На этот вопрос и отвечает развер-нутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли. В этой теории разбираются два случая.

1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источ-ников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них. Например, вы пригласили кого-то в гости, а тот человек отказался. Как объяснить, в вас ли здесь дело или в приглашенном? Если вы знаете, что этот человек отказал в это же время и другим друзьям, а в прошлом вас не всегда отвергал, то вы скорее припишите причину отказа ему, а не себе. Но это возможно лишь в том случае, если у вас есть неоднок-ратные наблюдения.

2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько. В примере о водителе, сбившем пешехода, вы ничего более не знаете ни о водителе (сбивал ли он раньше других пешеходов или это с ним случилось в первый раз), ни о пешеходе (может быть, он так невнимателен, что и раньше много раз становился жертвой автомобилистов). В данном случае воспринимающий, имея лишь одно наблюдение, может допустить много различных причин.

Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй — в теории каузальных схем.

Модель анализа вариаций содержит перечень структурных элементов атрибутивного процесса: Субъект, Объект, Обстоятельства. Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, объектные (или стимульные) и обстоятельственные. Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство». Это каузальное пространство изображается при помощи куба, стороны которого обозначают виды атрибуции. Сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конк-ретной ситуации. (Надо помнить, что в этом случае воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения и в результате этого определить одну причину.) Лучше всего это пояснить на примере (вариант описанного в литературе).

Допустим петров сбежал с лекции по социальной психологии. В чем причина этого поступка:

— в «личности» Петрова, и тогда мы должны приписать личностную причину;

— в качестве лекции, и тогда мы должны приписать объектную причину;

— в каких-то особых обстоятельствах, и тогда мы должны приписать обстоятельственную причину?

Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить данные других наблюдений. Их можно свести в три группы суждений (основанных на предшествующих наблюдениях).

1. а) почти все сбежали с этой лекции; б) никто другой не сбежал с нее.

2. а) Петров не сбежал с других лекций; б) Петров сбежал и с других лекций.

3. а) в прошлом Петров также сбегал с этой лекции;

б) в прошлом Петров никогда не сбегал с нее. Теперь, чтобы правильно подобрать причину, нужно ввести три «критерия валидности»:

— подобия (консенсус), подобно ли поведение субъекта (Петро-ва) поведению других людей?

— различия, отлично ли поведение субъекта (Петрова) к данному объекту от отношения его к другим объектам (лекциям)?

— соответствия, является ли поведение субъекта (Петрова) одинаковым в разных ситуациях?

В приведенных выше суждениях можно выделить пары пунктов, которые будут являться проверкой на каждый из критериев.

Пункты 1а и 16 — проверка на подобие.

Пункты 2а и 26 — проверка на различие.

Пункты За и 36— проверка на соответствие.

Далее Келли предлагает «ключ», то есть те комбинации, которые позволяют приписывать причину адекватно. «Ключ» представляет со-бой ряд правил, по которым следует строить заключение.

Термины, используемые в данном «ключе», обозначают: «низкое» — место, которое соответствует строке, занимаемой суждением, т.е. суждение, обозначаемое буквой «б»; «высокое» — место (строка) суждения в таблице, обозначаемое буквой «а». Тогда возможные комбинации суждений выглядят следующим образом.

Если: низкое подобие (16), низкое различие (26), высокое соответствие (За), то атрибуция личностная (16—26—За).

Если: высокое подобие (1а), высокое различие (2а), высокое со-ответствие (За), то атрибуция объектная (1а—2а—За).

Если: низкое подобие (16), высокое различие (2а), низкое соответствие (36), то атрибуция обстоятельственная (16—2а—36).

С этим «ключом» сопоставляются ответы испытуемого (т.е. того, кто оценивает ситуацию). Ответы эти предлагается дать, глядя в «таблицу» и сопоставляя их тем самым с имевшими место ранее наблюдениями. Например, наблюдатель знает, что никто другой не сбежал с упомянутой лекции (16); он также знает, что Петров сбежал и с других лекций (26); ему известно, что и в прошлом Петров сбегал с этой лекции (За). Если в таком случае испытуемый предлагает вариант 16—26—За, то есть приписывает причину Петрову, то можно счи-тать, что он приписал ее правильно.

Также правильным будет приписывание причины «лекция» (то есть объектной) в том случае, если наблюдатель изберет набор 1а— 2а—За. В случае с обстоятельственной причиной дело обстоит слож-нее. Согласно «ключу» набор суждений, дающий основание приписать обстоятельственную причину, должен быть 16—2а—36 (то есть «Никто другой с лекции не сбежал», «Петров не сбежал с других лекций», «В прошлом Петров никогда с нее не сбегал»). Как видно, здесь ситуация не очень определенная, во всяком случае неясно, «ви-новат» Петров или лекция. Очевидно поэтому приходится трактовать причину, как коренящуюся в обстоятельствах, хотя это и не полно-стью оправданно.

Обращаясь к кубу, на котором Келли обозначил три типа воз­можных причин, теперь следует показать, как на нем располагаются ситуации нашего примера :

1. Личностная: 16—26—За (причина — Петров).

2. Объектная: 1а—2а—За (причина — лекция).

3. Обстоятельственная: 16—2а—36 (причина — обстоятельства).

В третьем случае неопределенность ситуации очевидна. Схему, предложенную Келли, нельзя рассматривать как абсолютную. В ряде случаев, как отмечает и сам автор, индивид может демонстрировать выбор и сложных причин, например, «личностно-объектную» (когда нали-цо 1а—26—За). В дальнейшем мы остановимся и на других возражениях оппонентов Келли. Все же важно подчеркнуть, что предложенная схема имеет определенное значение для формулирования хотя бы первых правил, более или менее адекватного приписывания причин. Тем более что во многих экспериментах схема давала неплохие показатели. Известен, например, эксперимент Мак-Артур («Пол очарован картиной в музее»), где 85% испытуемых сделали выбор в пользу личностной атрибуции, а 61% — в пользу объектной.

В целом же вывод, который следует из описания принципа ковариации (сочетания вариантов), звучит так: «Эффект приписывается одной из возможных причин, с которой он ковариантен по времени». Иными словами, принцип ковариации заключается в следующем: эффект приписывается условию, которое представлено, когда эффект представлен, и отсутствует, когда эффект отсутствует; в нем исследуются изменения в зависимой переменной при варьировании независимой переменной.

Вместе с тем существенную поправку к схеме Келли дает анализ таких ситуаций атрибуции, когда в них отдельно выявляется позиция участника события и его наблюдателя. Поскольку при этом обнару-жены достаточно типичные ошибки атрибутивного процесса, ситуация эта будет рассмотрена в соответствующем разделе.

Сейчас же необходимо рассмотреть вторую возможность приписывания причин, когда многочисленных наблюдений нет и можно предполагать наличие многих причин.

Вторая часть теории Келли получила название «принцип конфигурации». Его суть в том, что при условии недостаточности информации по критериям подобия, различия и соответствия воспринимающий должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них. Для того чтобы облегчить задачу отбора единственной из многих возможных причин, предлагается следующая классификация причин: а) обесценивания, б) усиления, в) систематического искажения информации. В совокупности эти три разновидности причин образуют «принципы конфигурации». Их необходимость продиктована тем, что предложенные в модели ANOVA нормативы оказываются недостаточными. Они представляют собой идеальный образец схемы, по которой должен рассуждать человек. В действительности, в реальных ситуациях у субъекта часто нет време-ни на «приложение» схемы и чаще всего он умозаключает о причинах на основании одного единственного следствия, хотя и включает при этом свой прошлый опыт. Именно этот прошлый опыт позволяет ему отдать предпочтение одной из названных выше трех разновидностей причин.

Принцип обесценивания означает, что субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива (ибо таковые причины «обесцениваются»). Пример приводится в известном эксперименте Тибо и Риккена: демонстрировалась «угодливость поведения» двух людей — с высоким и низким социальным статусом. Испытуемых просили объяснить причины такого поведения. Они выбирали разные причины: для «низкого» по статусу выбиралась как внутренняя причина (его бессилие в жизни), так и внешняя (желание получить помощь). Для «высокостатусного» теоретически можно предположить эти же причины.

Однако испытуемые в данном случае отбрасывали внешнюю причину (так как, по их мнению, высокостатусный не нуждается в помощи): внешняя причина обесценилась наличием альтернативы (сам себе может помочь). Поэтому во втором случае причина приписана внутренним качествам высокостатусного человека (такой уж он есть). Отсюда видно, что относительно первого случая вывод неясен: могут быть справедливы обе причины. Но по противопоставлению второму случаю с высокостатусным низкостатусному в эксперименте чаще приписывалась внешняя причина.

Специфическим вариантом принципа обесценивания является принцип усиления. Суть его в том, что чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается: например, она кажется более веро-ятной, потому что встречает препятствие. Келли приводит такой при-мер. Фрэнк и Тони выполняют задание. Фрэнк — трудное, Тони — среднее. Оба успешны. Предлагается ответить на вопрос, в чем причина их успеха: в способностях того и другого или во внешних обсто-ятельствах? Обычно способности (внутренняя причина) приписыва-ются Фрэнку, так как для него препятствие — трудность задания — лишь усиливает предположение о его высоких способностях.Отсюда видно, что причина «усиливается» в тех случаях, когда она обладает высокой значимостью для того, кто совершает поступок, или когда ее наличие означает для действующего лица самопожертвование, или когда действие по этой причине связано с риском. Все это необходимо принимать в расчет тому, кто приписывает причину: «Когда принуждение, ценность, жертвы или риск включаются в действие, то оно приписывается чаще деятелю, чем другим компонентам схемы». То есть, когда действие совершается трудно, причина его чаще приписывается субъекту, т.е. имеет место личностная атрибуция.

Каузальная атрибуция.

Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.

Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является

Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим что объект А отпускает саркастические замечания, издевается над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А — недружелюбный человек. “ Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

Сразу следует оговориться, что дальнейшие исследования показали, что мера соответствия вывода и наблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит не только от двух названных характеристик, но и от других факторов, в частности от различного вида атрибуции: “личной” или “безличной”. В первом случае имеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей, в то время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям обстоятельств.

Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся ( критерий исключительности) и обычным ( критерий консенсуса ) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково ( постоянное поведение ), если он ведет себя так же и в других ситуациях ( не отличающееся поведение ) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди ( необычное поведение ), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же ( постоянное поведение ), если в других случаях он ведет себя иначе ( отличающееся поведение ) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей ( обычное поведение ). Мы объясняем его действие внешними причинами. В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.

Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям: причины могут быть “адресованы” субъекту, объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которые составляют “каузальное пространство” индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”, объекту действия – “стимульную атрибуцию”, ситуации – “обстоятельную атрибуцию”. Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип “личностно-стимульной атрибуции”. Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной, обстоятельственной или личностной атрибуцией.Но здесь уже вступает в силу третий из предложенных Келли принципов конфигурации — систематическое искажение суждений о людях. Но этот принцип удобнее рассмотреть в разделе, посвященном ошибкам атрибуции.

Ошибки атрибуции.

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

1) подобия, т. е. согласия с мнением других людей

2) различия, т. е. отличия от мнения других людей

3) соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации проявления каждого из трёх критериев должны давать личностную, стимульную или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был предложен особый “ключ”, с которым следует каждый раз сопоставлять ответы испытуемых: если ответ совпадает с тем оптимумом, который дан в “ключе”, то причина приписана правильно; если наблюдается расхождение, можно установить, какого рода “сдвиги” характерны для каждого человека в выборе преимущественно приписываемых им причин. Сопоставления ответов испытуемых с предложенными эталонами помогли на экспериментальном уровне зафиксировать ту истину, что люди далеко не всегда приписывают причину “правильно”, даже с точки зрения весьма облегчённых критериев: многие склонны злоупотреблять либо личностной и стимульной, либо обстоятельственной атрибуцией. Так, в частности, было установлено различие в позициях наблюдателя и участника событий. В эксперименте Э Джонсона и Р. Нисбета было показано, что участник событий, как правило приписывает причину обстоятельствам, в то время как наблюдатель — личности деятеля.

Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их следующим образом: 1-й класс — мотивационные ошибки, включающий в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов ( успех — себе, неуспех — обстоятельствам ); 2-й класс — фундаментальные ошибки ( свойственные всем людям ), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения ( когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним ); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

Принципы определения причинности.

Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса: насколько точно человек умеет приписать причину или личности воспринимаемого, или объекту, на который направлены действия этой личности, или обстоятельствам и какие в принципе причины заслуживают того, чтобы быть рассмотренными в данном контексте. Для ответа на последний вопрос Келли выдвигает четыре принципа: ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения.

Первый из принципов действует, когда в наличии одна причина, три остальных — когда причин много. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, ( естественно, что в многообразии причинно-следственных связей между явлениями причиной вовсе не обязательно является та, что совпадает со следствием во времени ).

Если причина не одна, то человек при интерпретации руководствуется или принципом усиления ( когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия, или принципом обесценивания ( когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины), или принципом систематического искажения (когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик ). Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых “каузальных ожиданий” личности. Этим термином в концепции Келли обозначена расположенность каждого наблюдаемого поступка или события в пространстве двух векторов: по оси “типическое — уникальное” и по оси “социально желательное — социально нежелательное”. Предполагается, что каузальные ожидания человека строятся на том, что “нормальным” поведением является поведение типичное и социально желательное. Когда демонстрируется именно такой образец поведения, нет необходимости для специального поиска его причин. В случаях отклонения включается механизм каузальной атрибуции.

Отдельно нужно рассмотреть случай “атрибуции ответственности” — та особая ситуация приписывания, когда поведению личности приписывается не просто причина, но ответственность за то или иное действие или поступок. Этот вид атрибуции возникает всякий раз, когда люди берутся за моральную оценку действий друг друга. Особой проблемы не возникает, когда известно, что человек совершил преднамеренный поступок. Если же поступок был совершен не преднамеренно, то вопрос об ответственности превращается в целую проблему. Это происходит потому, что при его решении субъект восприятия строит вывод об ответственности на основании приписывания как личностных характеристик, так и роли обстоятельств. Идея о существовании двух видов атрибуции — личной и безличной — приобретает здесь особое значение.

На экспериментальном уровне вопрос о приписывании ответственности ставится традиционно как вопрос о связи, существующей между мерой приписываемой ответственности и видом атрибуции. Одна из гипотез, подтвержденных в экспериментальных исследованиях, заключалась в том, что вместе с увеличением тяжести последствий какого- либо поступка усиливается тенденция приписывать причины в большей степени личности, совершившей этот поступок, чем обстоятельствам.

На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.

Заключение:

Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.

Когда поведение объекта восприятия демонстрирует мало “резонов”, субъект восприятия вынужден в большей степени апеллировать к интенциям и диспозициям воспринимаемого, а это и порождает простор для различных форм приписывания.

Список использованной литературы :

1) Андреева Г. М. Социальная Психология.

Москва: Аспект пресс, 1998.

2)Современная западная социальная психология: тексты .

Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л. А.

Москва: издательство МГУ, 1984.

3)Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Ленинград:

издательство ЛГУ, 1979.

4)Межличностное восприятие в группе.

Под ред. Андреевой Г. М. и Донцова А. И.

5)Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. / Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. — М.: МГУ, 1984. — с. 127 – 137

6)Общение и оптимизация совместной деятельности.

Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я.

Москва, издательство МГУ, 1987.

Презентация на тему «Механизмы и эффекты межличностного восприятия»

  • Скачать презентацию (0.2 Мб)


  • 293 загрузки

  • 4.2 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация «Механизмы и эффекты межличностного восприятия» рассказывает о существующих механизмах межличностного восприятия, процессе понимания причин поведения партнеров по общению, приводит определение фундаментальной ошибки каузальной атрибуции и описывает наиболее известные эффекты межличностного восприятия.

Краткое содержание

  • Механизмы межличностного восприятия;
  • Эффекты межличностного восприятия.
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    33

  • Автор

    Слесарчук И.А.

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Механизмы и эффекты межличностного восприятия

    Слайд 1

    Механизмы и эффекты межличностного восприятия

    Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

  • Слайд 2

    Структура общения

  • Слайд 3

    Основные понятия

    • Перцепция — процесс восприятия одним человеком другого.
    • Восприятие — целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
  • Слайд 4

    Этапы процесса восприятия

  • Слайд 5

    План лекции

    1. Механизмы межличностного восприятия
      1. Идентификация и эмпатия
      2. Рефлексия
      3. Межличностная аттракция
      4. Каузальная атрибуция
    2. Эффекты межличностного восприятия
      1. Эффект ореола
      2. Эффект первичности
      3. Эффект новизны
      4. Эффект (явление) стереотипизации
  • Слайд 6

    Ключевые понятия

    • Идентификация
    • Эмпатия
    • Рефлексия
    • Аттракция
    • Стереотипизация
    • Каузальная атрибуция
    • Эффект ореола
    • Эффект первичности
    • Эффект новизны
  • Слайд 7

    Механизмы межличностного восприятия

  • Слайд 8

    Механизмы межличностной перцепции

    • Познание и понимание людьми друг друга
      • Идентификация
      • Эмпатия
      • Аттракция
      • Стереотипизация
    • Познание самого себя в процессе общения
      • Рефлексия
    • Прогнозирование поведения партнера по общению
      • Каузальная атрибуция
  • Слайд 9

    Идентификация

    • Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению
    • Обозначает тот простой эмпирический факт, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему
    • При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях
  • Слайд 10

    Эмпатия

    • Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека
    • Эмоциональное сопереживание другому человеку, способность эмоционально воспринять, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами
    • Основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир
    • К. Роджерс (1902—1987): «Эмпатическое понимание — умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание».
  • Слайд 11

    Рефлексия

    • Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
    • Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия
    • Л.С.Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других»
  • Слайд 12

    Общая модель рефлексии

  • Слайд 13

    Аттракция

    • Взаимная привлекательность, форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему
    • Уровни аттракции
      • Симпатия — эмоциональная положительная установка на объект
      • Притяжение — потребность человека быть вместе, рядом с другим человеком
      • Дружба
      • Любовь
    • Факторы, влияющие на аттракцию:
      • Сходство «Я-концепций» партнеров
      • Функциональная дистанция – то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни
  • Слайд 14

    Этапы процесса познания

  • Слайд 15

    Каузальная атрибуция

    • Каузальная атрибуция — от лат. causa — причина + attribuo -придаю, наделяю, приписываю
    • Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)
    • Атрибуции — приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик
  • Слайд 16

    Трактовки источников поведения

    • Диспозиционные (внутренние) атрибуции
      • объясняют наблюдаемое поведение причинами, лежащими внутри индивидуума
    • Ситуативные (внешние) атрибуции
      • объясняют наблюдаемое поведение сложившейся ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной и физической среды, которые заставляют человека вести себя определенным образом
  • Слайд 17

    Основные положения теории каузальной атрибуции

    • Люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека
    • Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку
    • Такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя
  • Слайд 18

    Схемы причинности

  • Слайд 19

    Модель каузальной атрибуции Ф.Хайдера

  • Слайд 20

    Модель каузальной атрибуции Келли

  • Слайд 21

    Классы причин, приводящие к отклонениям реальной каузальной атрибуции от идеальных моделей

    • Информационные различия — заключаются в различном владении информацией о действии — деятель знает об «истории» действия больше, чем наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы, ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой информации нет
    • Мотивационная предубежденность — различного вида защитные функции (пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов, т.е. успех — личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)
  • Слайд 22

    Ошибки атрибуции

    • Фундаментальная ошибка атрибуции
      • переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
      • склонность людей при объяснении своего собственного поведения приписывать причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения — в основном внутренним условиям, диспозициям
    • Ошибка «иллюзорных представлений»
      • люди используют априорную информацию о причинных связях
    • Ошибка «ложного согласия»
      • приписывание причин поведения всегда происходит с эгоцентрической позиции, причем переоценивая его обычность и распространенность
  • Слайд 23

    «Эффекты» межличностного восприятия

  • Слайд 24

    Эффекты восприятия людьми друг друга

    • Эффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее
    • Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека)
    • Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека)
  • Слайд 25

    Явление стереотипизации

    • Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы
    • Понятие «стереотип» впервые было использовано американским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
    • Стереотип — матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций
    • Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы
  • Слайд 26

    Следствия стереотипизации

    • Упрощение процесса познания другого человека позволяет быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида (при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие)
    • Возникновение предубеждений — сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия
  • Слайд 27

    Классификация стереотипов

  • Слайд 28

    Особенности социальных стереотипов

    • предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации (эксперимент А.А. Бодалева)
    • социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения
    • социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации
    • стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности
    • чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип
  • Слайд 29

    Приемы манипулирования социальными стереотипами

    Навешивание ярлыков

    • человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д.

    «Блистательная неопределенность»

    • «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д.

    Апелляция к большинству

    • «по многочисленным просьбам трудящихся»…, «все россияне единодушно поддерживают…», «в коллективе есть мнение…», «коллектив считает, что…» и т.д.

    Перенос

    • ссылка на авторитетную личность

    Простонародность, или «свой парень»

    • идентификация с народом, подчиненными
  • Слайд 30

    Приобретенные знания

    • Знание механизмов межличностного восприятия
    • Идентификации
    • Эмпатии
    • Аттракции
    • Каузальной атрибуции
    • Знание эффектов межличностного восприятия
    • Ореола
    • Первичности
    • Новизны
    • Стереотипизации
  • Слайд 31

    Вопросы для самопроверки

    • Какие существуют механизмы межличностного восприятия?
    • Каким образом происходит процесс понимания причин поведения партнеров по общению?
    • В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной атрибуции?
    • Охарактеризуйте наиболее известные эффекты межличностного восприятия.
  • Слайд 32

    Рекомендуемая литература

    1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 279 с.
    3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
  • Слайд 33

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере

Презентация: Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения

Презентация: Подростковый возраст. Психологические особенности

Презентация: Психология лидерства

Презентация: Психологические особенности личности

Презентация: Человек

Презентация: Жизненные ценности подростка

Презентация: Тестовый контроль по социологии

Презентация: Перцептивная сторона

Презентация: Механизмы межличностного восприятия

Презентация: Возрастная психология

Презентация: Введение в профессию

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Каузальная атрибуцияПрезентацию подготовила:студентка группы ДО-20-4Терещен...

    1 слайд

    Каузальная атрибуция
    Презентацию подготовила:
    студентка группы ДО-20-4
    Терещенко Е.О.
    Преподаватель дисциплины:
    Лукина Е.Б.

  • Каузальная атрибуция в психологииИтак, каузальная атрибуция — это один из фен...

    2 слайд

    Каузальная атрибуция в психологии
    Итак, каузальная атрибуция — это один из феноменов человеческого восприятия. Психология выделяет сотни когнитивных искажений, но именно это вызывает особенный интерес.

  • Примеры каузальной атрибуции

    3 слайд

    Примеры каузальной атрибуции

  • Каузальная атрибуция как культурное предубеждениеЭто — суждения о поведении...

    4 слайд

    Каузальная атрибуция как культурное предубеждение
    Это — суждения о поведении человека на основании его культурных особенностей.

  • Участник Не равно НаблюдательМы склонны рассматривать поступки других людей ч...

    5 слайд

    Участник Не равно Наблюдатель
    Мы склонны рассматривать поступки других людей через призму своих взглядов на мир.

  • Характерная атрибуцияЭто — случаи, когда человек приписывает поведение или по...

    6 слайд

    Характерная атрибуция
    Это — случаи, когда человек приписывает поведение или поступки особенностям личности других людей.

  • Своекорыстная атрибуцияСамые простые искажения такого типа можно увидеть в оф...

    7 слайд

    Своекорыстная атрибуция
    Самые простые искажения такого типа можно увидеть в офисной жизни.

  • Гипотеза защитной атрибуцииЭта гипотеза вытекает из исследований своекорыстно...

    8 слайд

    Гипотеза защитной атрибуции
    Эта гипотеза вытекает из исследований своекорыстной атрибуции. Если описывать ее простыми словами, то можно сказать, что это самооправдание. 

  • Локус контроляЭто понятие неразрывно связано с каузальной атрибуцией. В рамка...

    9 слайд

    Локус контроля
    Это понятие неразрывно связано с каузальной атрибуцией. В рамках него человек приписывает свои неудачи или успехи исключительно внешним или исключительно внутренним факторам.

  • Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощностиПри состоянии выученной б...

    10 слайд

    Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощности
    При состоянии выученной беспомощности человек, имея все средства для решения проблемы или изменения негативной ситуации, не делает ничего. Причин этому может быть несколько: культурные установки или ранее пережитая, неудача.

  • ВыводЕсли каузальная атрибуция снижает жизненный комфорт, то ее моменты нужно...

    11 слайд

    Вывод
    Если каузальная атрибуция снижает жизненный комфорт, то ее моменты нужно видеть и избегать.

  • Спасибо за внимание!

    12 слайд

    Спасибо за внимание!

  • Facebook logo
  • Twitter logo
  • LinkedIn logo

© 2023 Prezi Inc.
Terms & Privacy Policy


1


Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.


2


АТРИБУЦИЯ … В частности, это может быть приписывание социальным объектам ( человеку, группе, социальной общности ) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в « достраивании ». Атрибуция и является основным способом такого « достраивания » непосредственно воспринимаемой информации.


3


Казуальная атрибуция — интерпретация поведения партнера по общению путём выдвижения предположений о его : — мотивах, — намерениях, — эмоциях, — причинах поведения, — качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. КА тем больше определяет социальную перцепцию ( восприятие ), чем больше дефицит информации о партнере по общению.


4


Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям : Во — первых, к упрощению познания другого человека ( людей ). Во — вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных соц. групп ( профессиональных, социо — экономических, этнических и т. д.)


5


Этапы Наблюдение за поведением человека Логический вывод о намерениях человека Приписывание человеку мотивов поведения


6


Стили атрибуции Внутренняя ( диспозитивная ) атрибуция связывание поведения человека с его характеристиками. Внешняя атрибуция связывание поведения человека с ситуацией.


7


Факторы, определяющие стиль атрибуции Консенсус поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному личные. Преднамеренность обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному ситуационные. Последовательность последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному ситуационные.


8


Фундаментальная ошибка атрибуции склонность объяснять поведение диспозиционными ( личностными ) причинами в ущерб ситуационных. Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционной, а неудачи ситуационно, для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Для деятеля фигурой является ситуация, а для наблюдателя ситуация фон, а фигура деятель. Поэтому деятель менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции, а наблюдатель более.


9


Модель каузальной атрибуции Б. Вайнера — ориентирована, в первую очередь, на интерпретацию успехов или неудач собственных результатов деятельности человека. Согласно модели каузальной атрибуции, разработанной Вайнером, причины поведения интерпретируются по трем основаниям : Локус контроля – внешняя или внутренняя по отношению к индивидууму причина ; Стабильность – стабильная или нестабильная во времени причина ; Контролируемость — неконтролируемость причины субъектом


10


Вайнер определил, что : Способности являются внутренним, относительно стабильным и неконтролируемым фактором. Усилия внутренним, но нестабильным и контролируемым. Трудность задачи внешняя, неконтролируемая и относительно стабильная причина, поскольку условия задачи не сильно изменяются во времени. Удача является внешней, неконтролируемой и нестабильной можно быть « везучим » в одной ситуации и « невезучим » в другой. Предполагалось, что эти факторы равноправны и что для любого заданного результата один или два фактора будут восприниматься как основная причина


11


Модель каузальной атрибуции Б. Вайнера


12


Вайнер выделил три типа эмоциональных реакций на успех или неудачу : Сначала следуют общие позитивные или негативные эмоциональные реакции, такие как радость или грусть, которые отражают факт произошедшего успе ­ ха или неудачи. Это так называемые эмоции, не зависящие от атрибуций относительно несложные эмоциональные состояния, возникающие относительно рано во временной последовательности, еще не нагруженные приписываниями личностной ответственности. За первыми эмоциональными реакциями следует поиск каузальных факторов, ответственных за результат. Осуществление такого рода поиска особенно вероятно тогда, когда результат был неожиданным, негативным или важным для индивида. За идентификацией определенных причин следуют более детальные эмоции. Эти зависимые от атрибуций эмоции являются более сложными и разнообразными, чем эмоции первого типа. Наконец, третий тип эмоциональных состояний непосредственно связан с основными параметрами каузальных атрибуций, их базовыми свойствами. Это наиболее когнитивно сложные эмоциональные состояния. Согласно теоретическим взглядам Б. Вайнера, каузальные атрибуции оказывают влияние на ожидания будущих успехов, настойчивость и уровень усилий, а также эмоциональные реакции.


13


Вайнер показал, что характер эмоциональных переживаний определяется вызвавшими их атрибуциями : 1. Параметр стабильности связан с эмоциями, отражающими представления о будущих результатах. 2. Параметр локуса прежде всего связан с гордостью и другими само оценочными эмоциями. Когда человек считает, что причиной успеха являются его способности, усилия или какие — то другие личност ­ ные характеристики ( а не помощь учителя или легкость задачи ), он склонен испытывать гордость за результат деятельности. 3. Параметр контролируемости, согласно гипотезе Вайнера, связан с различными эмоциями, направленными как на себя ( вина, стыд ), так и на других ( гнев и жалость ). Человек испытывает чувство вины, если он потерпел неудачу, причиной которой считает вполне контролируемые факторы. Последние включают в себя не только недостаток усилий, но и любые другие причины, которыми субъект способен сам управлять.


14


Таким образом, эмоциональные реакции не только отражают атрибуции субъектом причин тех или иных результатов, но также являются основанием для его будущих действий. Например, гордость, вызванная успехом, приписываемым внутренним факторам, является ключом к запуску поведения, направленного на достижения, возможно, чтобы вновь испытать приятные эмоциональные состояния. Напротив, стыд, испытываемый в случае неудачи, запускает желание убежать от неприятной ситуации. Благодарю за внимание !

  • Ошибки каузальной атрибуции позиционная
  • Ошибки кассетного кондиционера haier мигание светодиодов
  • Ошибки карьер вектор 1300
  • Ошибки карьер 1300 рефрижератор
  • Ошибки карриер виенто 350