Ошибки мышления нарушения мышления

Расстройства мышления

Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Расстройства мышления

Расстройства мышления

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ.
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции, атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия, тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Ошибки мышления – это когнитивные искажения, которые мы воспринимаем как правильные и нормальные мысли. На самом деле порождает их ложная логика. Главная опасность логических ошибок мышления состоит в негативном влиянии на душевное равновесие, психику и физическое здоровье человека. Знание же основных видов когнитивных искажений поможет любому человеку настроить мышление на нужный лад, справиться с негативом и, тем самым, улучшить настроение и здоровье. В этой статье рассмотрим самые распространенные ошибки человеческого мышления.

Автоматические мысли

Наверняка у каждого периодически появляются негативные мысли о прошлом, настоящем или будущем. На их фоне образуется тревога, тоска, раздражение, отчаяние. В результате человек начинает считать, что он недостаточно хорош, у него что-то не получится. Он перестает стремиться к своим целям, и это приводит к полному провалу. Мы даже не всегда можем отследить появление негативных мыслей, а начинаем осознавать это, когда настроение уже изменилось. Но если тут же задуматься и спросить себя, почему я так сейчас чувствую, то можно найти автоматические мысли, которые сами собой возникают в голове.

Именно автоматические мысли отражают ошибки и нарушения мышления. Они искажены и не подкреплены реальными фактами. Однако мы им свято верим. В психологии даже известны случаи, когда специалистам приходилось тратить немало времени на то, чтобы доказать пациенту ошибочность его мышления, ложность его мыслей и отсутствие фактов, подтверждающих их правильность. Иными словами, человек может настолько сильно поверить собственным когнитивным искажениям, что его будет очень сложно переубедить и перенастроить.

Автоматические мысли формируются, когда когнитивные искажения повторяются в каких-то ситуациях в течение жизни. В результате они превращаются в стереотипы и прочно закрепляются в голове. Но с этим можно справиться, начав более реалистично и позитивно оценивать самого себя и происходящее вокруг.

Ошибок интуитивного мышления очень много, но мы рассмотрим основные и наиболее часто встречающиеся.

«Всё или ничего»

Когда человек обладает таким типом мышления, он дает слишком категоричную оценку всему. Для него не существует золотой середины. Всегда, никогда, навсегда – самые любимые слова. Всё в жизни делится на черное и белое. Если не удалось получить ровно то, чего хотелось, возникает мысль, что не получилось ничего. Даже при условии, что и в такой ситуации могут быть определенные плюсы. Человек, обладающий таким типом мышления, в большинстве случаев считает себя неудачником.

Чрезмерное обобщение

Бывает, что какая-то случайная ситуация становится стереотипным проектом для всех последующих похожих случаев. Например, девушку обманул молодой человек, после чего в ее голове закрепляется мысль, что все мужчины одинаковые. В результате этого долгое время она не пытается строить отношения, ведь однажды ее уже обманули, значит, и в следующий раз это повторится.

Отсечение позитива

У каждого человека в жизни есть и позитивные, и негативные моменты. Но те, кто считает, что стакан наполовину пуст, включают так называемый ментальный фильтр. В любой ситуации они преувеличивают негатив, а позитив практически не замечают. Такие люди переживают по поводу того, что не получилось, и это мешает им увидеть положительные стороны, которые иногда полностью скрашивают негатив. Наиболее частая причина возникновения такой ошибки мышления – мысль о том, что человек не достоин хорошего. На фоне этого просто сложно поверить, что это хорошее случилось, а вот плохое всегда воспринимается на ура.

Выводы в спешке

Часто на основе недостаточной информации мы делаем поспешные выводы. Здесь в основном срабатывает сила домыслов или предсказаний будущего, основанных на какой-то неудачной истории в недалеком прошлом. Например, муж пришел домой позже обычного, значит, у него кто-то есть. Человек вошел в кабинет, и коллеги тут же замолчали, значит, как раз в этот момент говорили о нем, причем совершенно точно в плохом ключе.

На поводу у эмоций

Если стойкое мнение возникает на основе сильной эмоциональной реакции, речь идет об эмоциональном типе мышления. При этом чаще всего говорят о негативных эмоциях. Например, при возникновении чувства ревности у женщины появляется убеждение, что мужчина ей изменяет. И она действительно убеждена, что если она так чувствует, значит, это правда.

Постоянное ощущение собственной вины

Кого винить в собственных неудачах? Конечно же, только себя. Так считают люди, крайне неуверенные в себе и считающие, что они не достойны хорошего. И у них даже не возникает мысли, что в каких-то неудачах, могут быть виноваты не они сами, а обстоятельства, на которые они не в силах повлиять. Нередко такая привычка перерастает в нечто большее: человек обвиняет себя не только в своих неудачах, но и в тех, которые его касаются лишь косвенно.

Непереносимость дискомфорта

Когда человеку предстоит попасть в какую-то ситуацию, в которой ему будет не очень комфортно, он говорит себе: «я не выдержу», «я не смогу этого вынести». Он заранее знает, что в этой ситуации он будет испытывать дискомфорт, потому что такое уже происходило раньше. Но стоит лишь направить мысль в другое русло, как восприятие предстоящей ситуации меняется. Например, вы подходите к кассе в магазине и видите большую очередь. В предвкушении того, что придется долго стоять, у вас появляется мысль: «я этого не вынесу». А попробуйте изменить свое отношение к ситуации, представив, что стоите в очереди за продуктами в период гуманитарной катастрофы. Наверняка тогда бы вы радовались. Изменив перспективу таким образом, вы можете порадоваться тому, что нет никакой гуманитарной катастрофы сейчас, и вам просто нужно немного постоять в очереди, чтобы оплатить продукты, необходимые для приготовления вкусного ужина.

Усердная работа над собой

Как исправить ошибки мышления? В первую очередь нужно начать наблюдать за собой. Изучив основные когнитивные искажения, которые возникают в мышлении людей, понаблюдайте за собственными мыслями в течение недели. Если заметите, что думаете так, как в одном из пунктов этой статьи, например, вы на правильном пути. Вы осознали собственную ошибку мышления и можете приступать к ее устранению. Переоцените ситуацию и свои мысли, попробуйте думать по-другому, находить положительное в неудачах, ставить на первый план позитив, а не негатив. А еще измениться в лучшую сторону помогут онлайн-курсы, направленные на устранение негативных мыслей и настройку правильного мышления. Прекрасным началом станет курс Викиум «Детоксикация мозга».

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Есть много трогательных историй о том, как дельфины спасают утопающих, толкая их к берегу. Правда, со временем выяснилось, что на самом деле животные просто развлекаются. Они буксируют людей, куда придется, а то и мешают выплыть, играя. Но те, кого толкали от берега или утопили, уже не смогли рассказать об этом.

Это так называемая «ошибка выжившего». Она состоит в том, что мы делаем выводы, зная только часть информации. Обычно в таких случаях обращают внимание на «истории успеха», а неудачи игнорируют. «Ошибка выжившего» — не случайный пример нарушения логики, а одна из типичных ловушек человеческого мышления. Их также называют когнитивными искажениями.

Что такое когнитивные искажения

Это систематические ошибки нашего восприятия, поведения и мышления. Они возникают из-за склонности мозга упрощать информацию, физических ограничений его работы, а также по эмоциональным, социальным и моральным причинам.

Термин «когнитивные искажения» предложили психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман в 1970-х годах. Исследования на эту тему сделали их всемирно известными. В наше время этот феномен изучает отдельная наука — когнитивистика. Описано более двухсот искажений и ученые постоянно исследуют их и открывают новые. Но о ловушках мышления важно знать всем.Рациональность мышления — самое большое заблуждение человека о себе.

Есть искушение предположить, что когнитивные искажения касаются только других, недалеких и неразвитых людей. Но ошибки мышления свойственны всем — это не глупость, а особенности работы человеческого мозга! От них не избавлены ни лауреаты Нобелевских премий, ни носители сверхвысокого IQ.

Идея, будто человеческий мозг создан, чтобы делать правильные выводы и принимать разумные решения — иллюзия.Наш мозг — действительно потрясающий инструмент. Это сложноорганизованная структура, созданная в результате миллионов лет эволюции. Но вовсе не для того, чтобы искать объективную истину, а чтобы выживать. Когнитивные искажения — важная часть этого механизма.

Как устроено мышление

Мозг состоит из множества систем, каждая из которых по-своему обрабатывает поступающую информацию. В момент, когда мы видим некий объект или явление, оценку ему одновременно дают сразу несколько разных отделов мозга, отвечающих за эмоции, логику, воспоминания, ассоциации и так далее. И за долю секунды все эти точки зрения складываются воедино. Ошибки восприятия и суждения неизбежны. Вот факторы, которые их обусловливают.

Почему мозг делает ошибки

Экономия энергии

Благодаря развитому уму человек получил преимущество перед всеми остальными биологическими видами. Но это же — его уязвимая точка. Мозг использует от 20 до 25% всей энергии организма, при том, что весит всего около 2%. Ни один орган не забирает столько ресурсов. Для экономии — а механизмы работы мозга формировались во времена дефицита калорий — он упрощает и автоматизирует процессы, а значит, и наше восприятие действительности.

Гигантские объемы информации, поступающие в мозг

Переработать все, что обрушивается на мозг, просто невозможно. Поэтому он искусно научился усиливать полезные сигналы и отсеивать лишние. Кроме того, окружающий мир слишком сложен, но мы все равно должны делать выводы и принимать решения. Это заставляет мышление постоянно прибегать к обобщениям и предположениям, а также моделировать реальность.

Скорость принятия решений

Мы — потомки тех, кто, заслышав подозрительные звуки за деревом, быстро убегал или бросал туда большой камень. А не погружался в размышления «опасно ли это?» или «ждет ли меня там что-то хорошее?». Те, кто реагировал медленно, были съедены. Поэтому при поступлении новой информации мы склонны к поспешным и порой пессимистичным выводам.

Базовые биологические и психологические механизмы

Сюда относятся уже упомянутый инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, социальный инстинкт (потребность быть частью группы).

Типичные ловушки мышления

Когнитивные искажения не просто мешают мыслить рационально. Они создают для каждого из нас собственную реальность, которая определяет наше поведение и решения.

Хотя это эволюционно обусловленное и естественное явление, оно регулярно мешает нам понимать себя и других, портит отношения и тормозит желаемые изменения в жизни.

На примере нескольких когнитивных искажений я постараюсь показать, как они не позволяют нам мыслить логично, хотя мы можем быть убеждены в собственной рациональности.

Предвзятость подтверждения

Суть этого эффекта в том, что человек склонен искать подтверждения своей точки зрения и игнорировать то, что ее опровергает. Это касается не только информации, но даже воспоминаний: мозг может адаптировать их, отталкиваясь от того, во что мы верим на данный момент.

В итоге мы предвзято относимся к тому, что не совпадает с нашими представлениями, даже если нам приводят убедительную аргументацию. Из-за этого мы можем игнорировать новые вводные и не принимать выгодные предложения. Известный эффект «информационных пузырей» также основан на этой когнитивной ошибке.

Отклонение в сторону статус-кво

Выражается в стремлении оставить все как есть, даже если ситуация не устраивает. Отчасти из-за него нам сложно менять жизнь. Мы начинаем заниматься чем-то новым, мозгу становится некомфортно от неопределенности, и он обосновывает, почему нужно все вернуть, как было.

Поэтому нам сложно расставаться с предметами и людьми, которые нас не устраивают. «А вдруг будет хуже? Сейчас хотя бы знаешь, чего ожидать». К тому же мы не любим потери и не очень любим разбираться в тонкостях альтернатив.

Еще одно искажение из той же группы так и называется — неприятие потерь. Пример: человек скорее смирится с тем, что не получит 5000 рублей, чем с тем, что их потеряет, хотя в реальности разницы между этими ситуациями нет.

Из этой же группы — «эффект неоднозначности», когда люди стремятся выбрать решение, для которого вероятность благоприятного исхода заранее известна, вместо того, где исход неизвестен.

Эти когнитивные искажения связаны с нежеланием человека меняться, которое обусловлено выживательным инстинктом: ведь все неизвестное потенциально может быть опасным.

Мы стремимся сохранить свои убеждения, ведь раз, имея их, мы все еще живы, значит, они не так и плохи. Именно поэтому стабильность ассоциируется с безопасностью. Кроме того, приверженность определенному мнению экономит ресурсы.

Эффект текущего момента

Мы предпочтем немедленное удовольствие выгодам в отдаленном будущем. Это одна из причин, почему так легко строить планы и так сложно им следовать. За выгоды, которые получит абстрактный «будущий я», нам нужно заплатить игнорированием своих желаний и потребностей в моменте. Яркий пример — диета: на нее легко решиться, но когда перед нами здесь и сейчас стоит выбор между помидором и печеньем, мы с большой вероятностью выберем печенье, чтобы получить немедленное удовольствие.

Искажение в восприятии сделанного выбора

Это склонность положительно оценивать уже сделанный выбор, даже если он оказался неудачным. Мы не любим признавать ошибки, поэтому мозг всячески оберегает нас от осознания неправоты. Для этого он корректирует даже наши воспоминания, концентрируясь на положительных сторонах решения, а отрицательные приписывая альтернативе. Таким образом мы можем обосновать любое принятое нами решение. Это когнитивное искажение не позволяет нам делать выводы из своих действий и учиться на ошибках.

Недооценка бездействия

Смысл когнитивного искажения в том, что люди недооценивают последствия бездействия. Опция «ничего не делать» всегда кажется безопаснее, хотя ситуация, в которой находится человек, может его не устраивать и даже быть опасной.

Действие создает ответственность, вероятность ошибки и необходимость делать больше, поэтому проще кажется ничего не выбирать.

Можно ли перестать попадать в ловушки мышления

Я описала только пять когнитивных искажений, а напомню, их около двухсот. И все они вплетены в наше мышление так, что мы этого не замечаем. Мозг способен объяснить и рационализировать практически любое решение. Альтернативу при этом он выставит в неблагоприятном свете, так что, чем больше вы будете о ней думать, тем больше она будет вас пугать.

Тем не менее, те же базовые инстинкты, которые заставляют нас бояться всего нового и придерживаться рабочей концепции, работают и в обратном направлении. В нас заложено природное любопытство, желание занять иерархический верх в социальной группе и желание восхищать окружающих. Это помогает нам пробовать новое, несмотря на потенциальную угрозу. Причем исследования показывают, что чем важнее для нас результат, тем легче бороться с когнитивными ошибками.

У всех нас есть некое сформировавшееся типичное поведение. Но каждый раз, когда мы поступаем по-новому, мы выучиваем новую модель поведения и закрепляем его у себя в мозгу.

Как работать с когнитивными искажениями

Изменить принципы работы мозга и избавиться от ловушек мышления невозможно. Поставив такую цель, человек рискует зациклиться на своих ошибках и перестать действовать в принципе.И все же мы можем менять свое мышление и поведение. Как это сделать?

Признайте особенности работы мозга. Он устроен именно так и нет смысла пытаться его переделать. Мы функционируем и даже достигаем каких-то целей, значит, система не так уж плоха. Признание искажений дает возможность работать с ними. Если вы знаете, как устроен мозг, ему не так легко будет «перехитрить» вас.

Тренируйте осознанность и внимание. Наблюдайте за своими состояниями и реакциями, учитесь замечать и анализировать когнитивные ошибки у себя и других.

Осознанно выбирайте действовать по-новому. Если вы уже знаете, что ваш мозг может симулировать объективность, пробуйте специально искать и анализировать факты, которые подтверждают альтернативную вашей точку зрения. Приучите себя находить доводы «за» и «против» любого мнения. Как принимать решения, зная об ошибках мышления? Перед тем, как принять решение, обязательно задавайте себе «контрольные вопросы».

Есть ли у меня полная информация?

Очевидно, нет, но постарайтесь получить как можно больше сведений и всегда помните, что, возможно, самое важное вы упустили. Проанализируйте предыдущую большую ошибку — какой информации вам тогда не хватило. Откуда она могла появиться? Откуда ее можно взять сейчас?

Почему я так считаю?

Принимая решения, старайтесь опираться на проверенные факты. Даже если вы на 100% уверены в чем-то, например, что подруга вас ненавидит или наоборот, деловой партнер кристально честен, убедитесь, что это — не ваши домыслы. Проанализируйте — откуда вы это знаете. Это ваш вывод, предположение или объективный факт?

Это срочно?

Ощущение неотложности действий — в 90% случаев иллюзия, навеянная инстинктом выживания (помните про шорох в кустах?) и тревоги. Почти всегда есть возможность остановиться и подумать.

Не доверяйте памяти. Ни своей, ни чужой. Память — гибкий инструмент, который каждый человек — и вы тоже — бессознательно использует в своих интересах. Так что да здравствуют история переписки, заметки и ежедневники. Итак, запомните:

Хотя каждый человек имеет уникальный жизненный опыт и характер, в работе нашего мышления есть универсальные фильтры — когнитивные искажения. Они обусловлены тем, что мозг по разным причинам не способен объективно интерпретировать события. Реакции и действия в результате когнитивных искажений как правило, автоматические, их сложно осознать. В результате когнитивных искажений поведение каждого человека кажется другим иррациональным, а сам себя он воспринимает логичным и понятным. Несмотря на все противоречия и несовершенство мозга, мы можем научиться мыслить по-новому и менять свою жизнь. Использовать мышление наилучшим образом поможет принятие его ограниченности, а также осознанность и внимательность к себе и другим.

В этом разделе представлены нарушения в сфере понятий, суждений и умозаключений, а также такие клинические феномены, как разорванность мышления, бессвязность мышления, тангенциальное мышление, лабиринтное мышление и паралогическое мышление.

Расстройство понятий. Е.Блейлер указывает, что существуют значительные отличия в том, «какое из чувств занимает первенствующее значение» в образовании понятий: зрительное, слуховое или двигательное. Он явно имеет в виду простые, конкретные понятия, содержание которых связано с чувствительной сферой. Формирование простых понятий может быть нарушено у слепых и глухих от рождения, при ограниченных мозговых поражениях. Понятия у «идиотов, — говорит он, — не отходят далеко от восприятия органов чувств», «идиоты и имбецилики только не образуют сложных отвлечённостей и часто абстрагируют неверно». Так, «идиоту доступны понятия «отец» и «мать», но не понятие родителей», он не отличает главного от второстепенного.

При нарушениях мышления Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Затруднения в понятиях Е.Блейлер советует отличать от затруднений в речи. Хорошее умение говорить и одновременно с тем недостаточность понятий он обозначает термином высшее слабоумие, отмечая, что представители его могут не только создавать ложное впечатление о силе своего ума, они «иногда играют большую роль» в обществе. Автор приводит в пример известного «целителя силами природы», который, однако, был не способен разграничить понятия «противоположность» и «различие», «здоровье» и «чувство здоровья». «В трудных материях, — подчёркивает Е.Блейлер, — такая путаница понятий может случиться и с очень умным человеком». «Столь частые в дедуктивных науках «соскальзывания» тем и объясняются большей частью, что два несколько разных понятия связываются общим термином и потом считаются за одно», — говорит он. У здоровых лиц и у пациентов символы могут замещать понятия. Так, «огонь любви» представляется как настоящий огонь и жжёт больную. Сильно «передвигают» понятия психозы. Путём сгущения создаются новые понятия, при шизофрении понятия мыслятся неполно, часто не различаются или могут подменять друг друга. Факт уничтожения понятий при психозах, полагает Е.Блейлер, не доказан. «Вообще говоря, — заключает автор, — аномалии в образовании, сохранении и изменении понятий ещё очень недостаточно изучены».

С формальной точки зрения картина расстройства понятий может быть представлена так:

1. Неадекватность содержания понятий — включение в понятие каких-то случайных признаков либо, напротив, исключение релевантных. Расстройство может относиться к разным типам понятий — от конкретных до абстрактных. Так, указывается, что из кирпича «можно строить» и «кирпич состоит из глины и песка». В понятии «город» выделяется «много высоких домов и есть заводы» или «в городе широкие улицы и есть театры». Или понятие «научный семинар» воспринимается как «секта», так как «многие секты начинают с обсуждения в узком кругу каких-то научных проблем». Тем самым меняются объёмы понятий и сфера их приложения. Эта изменчивость содержания и объёма понятий более характерна, по-видимому, для психиатрических пациентов.

2. Нарушение тождества понятий — различение идентичных понятий по каким-то несущественным признакам. Например, текст на бумаге — «это книга», но тот же текст на магнитном носителе — «это диск», не имеющий с книгой ничего общего.

3. Нарушение соподчинения понятий — восприятие одного понятия, включённого в состав другого, как самостоятельного, никак не связанного со вторым. Например, группа лиц с общими политическими взглядами, то есть партия, выводится из состава понятия «народ», ей могут даже присваиваться обособляющие названия.

4. Нарушение различения пересекающихся понятий — восприятие понятий с общими признаками как одинаковых либо как совершенно разных. Например, «страна» и «государство» либо отождествляются, либо разводятся в разные стороны: «это одно и то же» или «это две большие разницы, государства уходят и приходят, а страны остаются».

5. Нарушение различения полярных понятий — противоположные понятия разграничиваются так, что они не включаются в состав другого, общего для них. Так, пациент не может указать понятие, включающее в себя такие понятия, как «любовь» и «ненависть», «умножение» и «деление», «дружба» и «вражда».

6. Редукция понятий (от лат. reductio — возвращение, отодвигание вниз) — отождествление содержания простого понятия с содержанием более сложного понятия, низведение сложного к простому или нормального к анормальному. Например, понятие «любовь» редукционист считает идентичным таким понятиям, как «секс», «условный рефлекс», «любовная аддикция»; «гениальность» он приравнивает к «сумасшествию», а «интеллигентность» — к «мечтательности» или «нерешительности» и т. п.

7. Компликация понятий (от лат. complicatio — запутанность, осложнение) — обеднение содержания сложного понятия до содержания более простого понятия, возведение простого к сложному, болезненного к нормальному. Например, «разум» понимается так, что им наделяются другие живые существа. «Любят» и «ненавидят», как выясняется, не только люди, то же умеют делать и животные; плоды болезненного воображения принимаются за нечто гениальное, а сочинение параноика — за выдающееся научное открытие или художественное событие. Таким же образом происходит идеализация какого-то человека, так что вполне заурядная личность наделяется необыкновенными качествами, делается властителем дум, кумиром, звездой и т. п.

К содержанию

  • Ошибки мышления когнитивные искажения
  • Ошибки мышления когнитивная психология
  • Ошибки мышления книга скачать
  • Ошибки мфу hp ink tank 315
  • Ошибки мфу hp 2515