Ошибки мышления секреты пропаганды

Зачем надо знать о когнитивных искажениях

Ошибки надо исправлять. А чтобы это сделать, их нужно найти. Когнитивные искажения ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы — никому в голову не придёт, что в рассуждениях что-то пошло не так.

Когнитивных искажений много. В «Википедии» приводится 175 способов самообмана — огромное число. Некоторые чем-то похожи, какие-то дублируют друг друга. Выучить и постоянно знать все невозможно, но время от времени полезно просматривать список ошибок, находить свои любимые и избавляться от них.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

Бастер Бенсон, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

  1. Как справиться с информационной перегрузкой.
  2. Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
  3. Как действовать быстро.
  4. Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Первая проблема мозга: слишком много информации

Каждый день мозг переваривает кучу данных, начиная с того, как ярко светит солнце, заканчивая мыслями, которые лезут в голову перед сном. Чтобы не захлебнуться информацией, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. Мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные сведения.

Мы замечаем информацию, которую уже знаем

Повторение помогает запоминать — это правило работает, даже если мы не заучиваем информацию специально. Мозгу удобно замечать то, что он и так знает. Эту особенность поддерживает несколько искажений.

Эвристика доступности. Мы на любую новую информацию клеим ярлыки, опираясь на воспоминания и ассоциации, которые возникают в памяти сами собой. В этом есть логика: если что-то можно вспомнить, значит, это важно. Ну или по крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти само по себе? То, что вас зацепило. То, что случилось с вами или с близкими. То, что можно посмотреть, потрогать, понюхать. В общем, скудный личный опыт. Его-то мы и используем, чтобы понимать всю новую информацию.

Например, знакомый специалист уехал в столицу и отлично там устроился. И нам кажется, что все жители столицы занимают крутую должность и получают огромную зарплату.

Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, зато обращаем внимание на частные случаи и делаем выводы на основе неполных данных. Например, после прививки от гриппа вы простудились, значит, будете считать её вредной. По статистике прививка спасает миллионы жизней, но вам всё равно: когнитивным искажениям плевать на правду.

Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем. Мы обращаем внимание на то, что волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого и не увидим. Кто много думает об одежде и интересуется брендами, с ходу заметит новую сумку у коллеги, будет обращать внимание на одежду других. Кто не отмечает праздники, тот забывает поздравить друзей и близких — это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы начинаем замечать предметы, которые изучаем и которые нас недавно заинтересовали. Например, вы прочитали статью о здоровом образе жизни и решили заниматься спортом, считать БЖУ. И вдруг оказалось, что на каждом углу стоит фитнес-центр или магазин спортивного питания. Раньше их не было? Были, но вы не обращали на магазины и спортзалы внимания.

Эффект мнимой правды. Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Давно известно: если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый раз он хрюкнет.

Мнимую правду активно используют для пропаганды, ведь так удобно заставлять людей верить во что-то, повторяя это много раз.

Эффект знакомства с объектом. Из нескольких объектов мы выбираем тот, с которым уже знакомы или о котором слышали. И чем лучше мы что-то знаем, тем больше оно нам нравится. На этом искажении работает реклама: мы услышали о стиральном порошке, пришли в магазин и купили его просто потому, что он кажется лучше, ведь о нём мы хоть что-то знаем. И раз за разом покупаем этот порошок, не пробуя другие: а что, ведь мы давно его используем. Это искажение бережёт от необдуманных поступков, но помните, что лучшее — враг хорошего.

Эффект контекста. Окружающая среда влияет на восприятие стимулов. Даже умственные способности зависят от окружающей обстановки: удобнее читать и запоминать текст в светлой комнате и в тишине, а не в душном метро. Этот эффект тоже используют в маркетинге. Если вы пришли в магазин и выбираете товары в приятной обстановке, то вы согласны на более высокую цену. Одна моя знакомая продавала квартиру и перед приходом покупателей пекла булочки с корицей и ванилью. Квартиру наполнял приятный аромат и тепло. В итоге жильё удалось продать в полтора раза дороже рыночной цены, и это только благодаря булочкам.

Забывание без контекста. Мозг не умеет искать информацию по ключевым словам. Иногда нужно вспомнить что-то важное, но не получается. Требуется ассоциация, чтобы вытащить из памяти нужные сведения. Например, на экзамене никак не приходит в голову определение, но вот шелест страниц тетрадки или запах бумаги напоминают, как вы писали конспект, как учили термины, — и вот оно, определение.

Стимулом, который помогает вспомнить всё, служат разные раздражители — от звуков и запахов до вашего настроения.

Разрыв эмпатии. Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда. Сытый голодного не разумеет — в буквальном смысле. Когда хочется на кого-то наорать, может, стоит перекусить или вздремнуть, а не ругаться. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Недооценка бездействия. Вредные поступки мы осуждаем. А не менее вредное бездействие — нет. «Но я же ничего не сделал!» — в чём тут человека обвинить? Поэтому, когда нужно действовать, мы стоим в сторонке и ничего не предпринимаем. Так безопаснее.

Мы замечаем только необычные вещи

Причудливые, смешные, яркие, выстреливающие сведения заметнее, чем скучные и рутинные. Мозг преувеличивает важность всего удивительного и пропускает всё обыкновенное.

Эффект изоляции. Отдельно стоящие и нестандартные объекты запоминаются лучше, чем похожие. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, заметная упаковка на полке с одинаковыми товарами. А если все упаковки яркие, то выделится минималистичная. Сюда же относится эффект приоритета изображения: картинки запоминаются лучше, чем текст. А уж картинка в тексте — тем более.

Эффект соотнесения с собой. Чем сильнее новая информация связана с нами, тем легче её запомнить. Если герой книги похож на нас, его приключения остаются в памяти надолго.

Эффект причастности. Мы считаем, что дело или вещь, которую создали мы, важнее, чем вещи, которые создали другие. Это наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый полезный, наш отдел больше всех работает на благо компании.

Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники, поэтому тянет посмотреть ток-шоу, в которых у героев всё очень плохо. Причём один мелкий недостаток способен перечеркнуть множество положительных черт. Это та самая ложка дёгтя, которая портит всем и всё. Во всём прекрасный человек ковыряет в носу, и мы считаем это показателем, по которому стоит оценивать даже его работу.

Мы замечаем только изменения

Мы оцениваем вещи и события не по тому, какие они, а потому, что с ними произошло. Если случилось что-то хорошее, мы считаем всё событие положительным, и наоборот. А когда мы сравниваем две вещи, то смотрим не на их сущность, а на их отличия. Сложно? Посмотрим на примерах.

Эффект якоря. Искажение при оценке числовых значений. Если нас познакомить с объектом и указать рядом с ним число, то мы будем принимать решение, опираясь на это число. Например: благотворительный фонд отправляет письма с просьбой пожертвовать деньги, сумма любая, минимального ограничения нет. Но в одном письме фонд пишет: «Дайте хотя бы 100 рублей», а в другом: «Хотя бы 200 рублей». Человек, который получил второе письмо, заплатит больше.

Это искажение используют в рекламе и в магазинах, когда указывают скидку на товар.

Эффект контраста. Всё познаётся в сравнении. И от этого сравнения зависит наша оценка события. Например, человек радуется тому, что купил какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в два раза дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от того, как оно описано, и умеем менять отношение к ситуации. Классический пример: стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст. Можно после потери денег сказать: «Мы потеряли половину капитала», а можно: «Нам удалось сохранить половину средств». В первом случае мы проиграли, во втором выиграли, хотя событие одно.

Консерватизм. Когда мы получаем новые данные, которые противоречат сложившейся картине мира, мы очень медленно их обрабатываем. И ещё медленнее меняем свои взгляды. Информацию, которая не покушается на старые убеждения, мы осваиваем быстрее. А всё из-за лени: куда проще не заметить данные, чем перестроить свои взгляды.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион — это много. Хотя, если разобраться, это не так уж много, особенно если это миллион в слабой валюте. Мы оцениваем число, а не реальную стоимость денег. А их реальная стоимость складывается из того, сколько можно купить товаров на эту сумму.

Необъективная оценка отличий. Когда мы рассматриваем предметы по отдельности, мы замечаем между ними меньше различий, чем если сравниваем их одновременно. Порой невозможно различить близнецов, но, когда они рядом, их не перепутаешь. Или иногда ужин кажется не таким уж жирным. Подумаешь, там же просто макароны из твёрдых сортов пшеницы и котлета. А вот сравнишь такую тарелку с салатом и куриной грудкой — сразу видна разница.

Мы любим свои убеждения

Мы любим советы, которые подсказывают уже принятое решение. Мы плюём на детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения и селективное восприятие. Мы ищем информацию, которая подтверждает знания и позицию. Это причина вечных споров и непримиримой вражды. Допустим, человек решил, что во всех его бедах виноват заговор. Он найдёт доказательства, что всё именно так. Любые аргументы противников пропустит мимо ушей либо скажет, что оппоненты и есть главные заговорщики.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы делаем выбор, потом оправдываем его. Сначала покупаем вещь, потом придумываем, зачем она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем сильнее разыгрывается фантазия в поисках причин, которые оправдают наши поступки.

Эффект страуса. А это причина, по которой мы не замечаем негативную информацию, которая говорит о нашем выборе. Как в детстве: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я спрятался.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания определяют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. В обратную сторону это тоже работает: если мы не ждём, что сможем выполнить задание, то делаем его кое-как.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои признавать не хотим. Так что прежде, чем думать, что вы окружены идиотами, посмотрите на себя. Может, вы пропустили какое-то искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и коварны, что их трудно найти.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем нормальным человеком, ориентиром, по которому оцениваем всех и всё? Конечно, себя. И тот, кто с нами не согласен, не прав.

Что делать с этой информацией

Читать и перечитывать. Здесь перечислены только те ошибки, которые мешают воспринимать информацию, и их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Мы не любим новую информацию.
  2. Мы обращаем внимание только на необычное, но не думаем о рутине.
  3. Мы не умеем объективно сравнивать предметы.
  4. Мы не замечаем своих ошибок.

Из ложных данных нельзя сделать правильные выводы, как ни старайся. Поэтому эти когнитивные искажения так опасны: мы выстраиваем картину мира, которая не может работать.

Если в следующий раз, принимая решение, вы вспомните несколько искажений и сможете их исправить, то сделаете правильный выбор. А мы расскажем, какие ещё искажения есть в мире.

Читайте также 🧐

  • 20 когнитивных искажений, которые влияют на ваши решения
  • 30 ошибок мышления, из-за которых мы живём по шаблону
  • 14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее

Когнитивные антилогические приемы пропаганды

В качестве начального ориентира я предлагаю еще несколько списков некоторых наиболее распространенных приемов манипулятивного или дезориентирующего влияния, а также тех особенностей человеческой психики, которые делают личность уязвимой для подобных воздействий и которые могут приводить к индивидуальным заблуждениям и психотравмам.

Когнитивные приемы логического типа :

1. Ложные аналогии.

2. Ложные основания аргумента.

3. Предвосхищение оснований аргумента. Логическая ошибка в доказательстве, заключающаяся в том, что в качестве аргумента (основания), обосновывающего тезис, приводится положение, которое хотя и не является заведомо ложным, однако нуждается в доказательстве.

4. Порочный круг аргумента — логическая ошибка в доказательстве, заключающаяся в том, что истинность доказываемого положения (тезиса) обосновывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с помощью доказываемого тезиса. Данную ошибку называют также «порочным кругом».

5. Подмена тезиса. Вместо обоснования выдвигаемого положения приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать. Подмена тезиса может быть полной или частичной. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быт, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.

6. Подмена логических (рациональных) доказательств метафорами.

7. Захват инициативы.

8. Возложение бремени доказывания или опровержения на оппонента.

9. Концентрирование внимания и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента.

10. Стремление взять последнее слово.

11. Ссылка на популярность (рекомендации, «прицепной вагон»).

12. Аргументы к личности. Противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждению. Такого рода «критика» противника, приписывание ему нехороших черт или порочащих мотивов ведет к тому, что уже не сущность того, что он говорит, а сама его особа становится предметом обвинений. Даже если упреки в адрес противника справедливы, этот прием некорректен, поскольку меняет плоскость спора. Из того, что человек допускал какие-то промахи, вовсе не следует, что и к сказанному им сейчас надо отнестись с недоверием. Жонглирование отрицательными характеристиками личности противника, не имеющими никакого отношения к существу рассматриваемого вопроса, в товарищеском споре, разумеется, недопустимо.

13. Аргументы к человеку. В поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений. Такого рода довод является нечестным только в том случае, когда человек, прибегающий к нему, сам не разделяет данного убеждения и только делает вид, что он присоединяется к общей платформе.

14. Аргументы к тщеславию. Расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.

15. Навешивание ярлыков.

16. Аргументы к авторитету.

17. Аргументы к публике. Вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Прибегающий к использованию этого аргумента человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя по преимуществу к их чувствам, а не к разуму.

18. Аргументы к массам (демагогия) — попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки, лживые обещания и т.п.

19. Аргументы к силе.

20. Аргументы к невежеству (к тому, о чем аудитория не может знать). Особенностью использования незнания является то, что этим способом часто можно поддерживать два или более совершенно различных заключения. Это должно служить для вас признаком того, что приведенные доводы ошибочны. При использовании незнания посылки содержат нечто, нам неизвестное. Наше незнание используется для того, чтобы доказать, что заключение неверно, поскольку нет доводов в его поддержку. Наше незнание вопроса может быть также использовано и для поддержки заключения путем утверждения, что оно верно, потому что нет данных, свидетельствующих против него.

21. Ложный довод (обман). Ложные, недоказанные или непроверенные аргументы, часто сопровождаемые фразами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.

22. Подтасовка или сокрытие информации — это метод убеждения путем умолчания об информации, свидетельствующей в пользу нежелательной позиции.

23. Аргументация с использованием нерелевантных доводов.

24. «Под уклон» или континуум.

25. Ложной дихотомией иногда называют упрощение проблемы или черно-белые ложные доводы, когда читателя просят выбрать одну из двух позиций, не предлагая ему других вариантов или «серых областей», в которых сочетались бы различные аспекты каждого из вариантов.

26. Соломенное чучело неустойчиво, и его легко опрокинуть. Так называется метод, когда умозаключение оппонента представляют в самой слабой форме, а затем легко его опровергают. При этом оппонент, выступающий против определенного заключения, искажает доводы в пользу этого заключения и заменяет их значительно более слабыми.

27. Ложные доводы типа «часть—целое» являются обратной стороной той же ошибки. При использовании такого ложного довода оратор (или автор письменного текста) предполагает, что суждения, верные для целого, верны также для всех его частей, а суждения, верные для частей, верны также для целого.

28. Неполные сравнения. В них проводятся два различных сравнения, и оба являются неполными. Когда вы видите слова, выражающие степени сравнения, задайте себе вопросы: «больше, чем что?», «быстрее по сравнению с чем?». В неполных сравнениях отсутствует вторая часть.

29. Знание того, чего нельзя узнать. Иногда нам дают информацию, знать которую невозможно. Это ложный довод, который называется знание того, чего нельзя узнать.

30. Использование неясных и неточных понятий. Неточность — характеристика употребления термина (понятия), обозначающего недостаточно определенный или нечетко очерченный класс объектов. Употребление понятия, его интерпретация предполагает знание его смысла, или содержания, а также знание его денотации, т. е. класса объектов, к которым оно приложимо. Понятие, содержание которого является недостаточно определенным или вообще расплывчатым, называется неясным (см.: Неясность). Понятие, обозначающее расплывчатый, плохо специфицированный класс объектов, именуется неточным. Неясность — характеристика употребления термина (понятия) с недостаточно определенным, расплывчатым смыслом. Точное употребление и понимание понятия предполагает знание его смысла, или содержания, и отчетливое представление о классе тех объектов, к которым оно относится. Понятие, отсылающее к размытому, нечетко представляемому множеству вещей или к множеству, граница которого неопределенна, является неточным. Понятие с неясным смыслом, размытым и неопределенным содержанием называется содержательно неясным или просто неясным. Многие понятия обычного языка являются одновременно и неясными, и неточными. Они как бы вдвойне расплывчаты: их содержание лишено определенности, к тому же они отсылают к нечетко очерченному множеству объектов.

31. Софизм — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. С. является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

32. Намеренное запутывание, или сбивание с толку. Использование отвлекающих или запутанных высказываний, нередко с большим количеством иностранных терминов или просто бессмысленных. Иногда может использоваться набор банальностей, самих по себе очевидных, но не связанных с сутью данного дела. В каких-то случаях в выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.

Список составлен на основании: Халперн Д. Психология критического мышления — СПб.: Издательство «Питер», 2000; Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — Изд. 2-е, стереотип. — М.: Цитадель, 2001.

Пропаганда в интернете: какие методы и технологии используются для влияния на общественное мнение

Вы знаете, какие методы и технологии используют пропагандисты для воздействия на ваше восприятие, мышление, эмоции и поведение?

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы читаете именно эти новости, смотрите именно эти видео, лайкаете именно эти посты? Вы уверены, что это ваш собственный выбор, а не результат воздействия пропаганды? Пропаганда — это не только политические лозунги и агитационные плакаты. Это целая наука и искусство, которое использует современные технологии и психологические приемы, чтобы формировать ваше мнение и поведение. В этой статье мы расскажем вам о том, какие методы и технологии пропаганды используются в интернете, как они работают и как защититься от них.

Методы пропаганды в интернете

В этом цифровом театре, где каждый экран и каждое сообщение могут быть сценой для пропаганды, можно выделить два главных актёра: контентные и контекстные методы.

Контентные методы — это мастерские режиссеры медиа-материалов, работающие за кулисами. Они создают или творчески переосмысливают информацию, выстраивая сюжеты и сценарии, которые могут влиять на общественное мнение. Это искусство наложения своего собственного взгляда на мир через зеркало контента, предлагая аудитории новые перспективы, картины и идеи.

Контентные методы пропаганды включают:

  • Фальсификация — это подделка или искажение фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Примерами фальсификации могут быть подделка цитат или высказываний известных личностей, подмена или редактирование фотографий или видеозаписей событий, создание ложных свидетельств или доказательств и т.д.
  • Дезинформация — это распространение ложной или недостоверной информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Дезинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами дезинформации могут быть ложные новости или слухи о политических событиях, социальных проблемах, здоровье, науке и т.д.

  • Мисинформация — это распространение правдивой или достоверной информации в неправильном контексте или с неправильной интерпретацией с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Мисинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами мисинформации могут быть вырывание из контекста цитат или высказываний известных личностей, использование устаревших или непроверенных данных или документов, переиначивание смысла или цели информации и т.д.

  • Селективность — это выборочное представление или упоминание только тех фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации, которые подтверждают или подкрепляют желаемое сообщение или точку зрения. Селективность может быть использована как для скрытия или игнорирования противоречивой или опровергающей информации (омиссия), так и для акцентирования или усиления желаемой информации (эмфазис). Примерами селективности могут быть использование только положительных отзывов о продукте или услуге.

  • Фрейминг — это представление или интерпретация информации или медиа-контента в определенном ракурсе или под определенным углом зрения с целью воздействия на восприятие или оценку получателей. Фрейминг может быть использован как для акцентирования или усиления определенных аспектов или характеристик информации (позитивный или негативный фрейминг), так и для создания или изменения ассоциаций или импликаций информации (символический или метафорический фрейминг). Примерами фрейминга могут быть использование эмоционально окрашенных или нейтральных слов для описания одного и того же события, использование метафор или аналогий для объяснения сложных или абстрактных понятий, использование заголовков или подзаголовков для формирования первого впечатления о содержании статьи и т.д.
  • Спин — это представление или интерпретация информации или медиа-контента в выгодном или невыгодном свете с целью воздействия на отношение или поведение получателей. Спин может быть использован как для уменьшения или увеличения значимости или последствий информации (деминимизация или максимизация), так и для перевода внимания или ответственности, с одной стороны, на другую (отвлечение или перекладывание вины). Примерами спина могут быть использование эвфемизмов или гипербол для описания положительных или отрицательных результатов действий, использование статистических данных или графиков для подтверждения или опровержения утверждений, использование аргументов ad hominem (Апелляция к личности) или straw man (Подмена тезиса) для дискредитации или опровержения оппонентов и т.д.
  • Агитация — это активное распространение информации или медиа-контента с целью возбуждения эмоций, страстей, интересов или действий получателей. Агитация может быть использована как для мобилизации или стимулирования получателей к поддержке или участию в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (позитивная агитация), так и для демобилизации или демотивации получателей от поддержки или участия в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (негативная агитация). Примерами агитации могут быть использование призывов к действию, лозунгов, плакатов, баннеров, видеороликов и т.д.

Контекстные методы пропаганды — это сценографы нашего цифрового театра, мастерски манипулирующие кулисами и светом, чтобы создать определенную атмосферу вокруг представленной информации. Они работают с условиями передачи, получения или обработки информации, манипулируя контекстом, чтобы воздействовать на общественное мнение.

Это как директоры сцены, управляющие освещением, звуками и декорациями, чтобы усилить впечатление от представления. Их методы меняют ракурс нашего взгляда на информацию, открывая новые, неожиданные углы. Вот некоторые из контекстных трюков, которые они используют:

  • Цензура — это ограничение доступа к информации или медиа-контенту по различным критериям, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Цензура может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью самоцензуры, давления со стороны общественности, спонсоров, рекламодателей и т.д.). Цензура может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная цензура), так и для разрешения или продвижения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная цензура). Примерами цензуры могут быть блокировка или фильтрация сайтов, постов, комментариев и т.д., удаление или редактирование контента по требованию правообладателей или властей, запрет или ограничение публикации или распространения контента по определенным темам или категориям и т.д.

  • Модерация — это контроль качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента на различных платформах для общения и выражения мнений в интернете. Модерация может быть осуществляться как автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.), так и вручную (с помощью модераторов, администраторов, редакторов и т.д.). Модерация может быть использована как для предотвращения или устранения нарушений правил или стандартов информации или медиа-контента (негативная модерация), так и для поощрения или поддержания соблюдения правил или стандартов информации или медиа-контента (позитивная модерация). Примерами модерации могут быть проверка или подтверждение источников, данных, документов и т.д., выделение или скрытие контента по определенным критериям (например, популярности, новизне, рейтингу и т.д.), удаление или редактирование контента по жалобам пользователей или властей, вынесение предупреждений или санкций за нарушение правил и т.д.

  • Манипуляция — это воздействие на психологические процессы восприятия, памяти, мышления, эмоций или поведения пользователей с помощью различных технологий в интернете. Манипуляция может быть осуществляться как явно (с помощью прямых приемов воздействия), так и скрыто (с помощью косвенных приемов воздействия). Манипуляция может быть использована как для формирования или изменения мнений, убеждений, ценностей или предпочтений пользователей (когнитивная манипуляция), так и для стимулирования или подавления эмоций, страстей, интересов или действий пользователей (эмоциональная манипуляция). Примерами манипуляции могут быть использование персонализации или сегментации контента под интересы или предпочтения пользователей, использование алгоритмов ранжирования или рекомендации контента для формирования повестки дня или эффекта пузыря, использование искусственного интеллекта или машинного обучения для создания или изменения контента (например, генерация текста, изображений, видео и т.д.), использование нейромаркетинга или нейропрограммирования для воздействия на подсознание или бессознательное пользователей и т.д.

Способы защиты от пропаганды в интернете

В этой кибер-арене, где пропаганда искривляет реальность, наш арсенал защиты можно разбить на две стратегические линии: техническую и критическую.

Техническая линия защиты это наш личный щит и меч в борьбе с пропагандой. Это специальные инструменты, программы, приложения и сервисы, которые, как ловкие детективы, проверяют, анализируют, фильтруют и блокируют подозрительную информацию или медиа-контент. Они являются нашими гаджетами-супергероями, которые помогают нам защищаться от наводнения пропагандой в интернете. Вот некоторые из них:

  • Верификация — это проверка достоверности, правдивости, актуальности или источника информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как сравнение с другими источниками, поиск по ключевым словам или фразам, использование обратного поиска по изображениям или видео и т.д. Верификация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами верификации могут быть использование сайтов-фактчекеров (например, Snopes.com, Factcheck.org и т.д.), использование программ-антиплагиаторов (например, Turnitin.com, Copyscape.com и т.д.), использование приложений-детекторов фальшивых новостей (например, Fake News Detector, Fake News Buster и т.д.) и т.д.

  • Аналитика — это анализ качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как оценка достоверности источника, оценка аргументации и логики сообщения, оценка эмоциональной окраски или манипулятивности сообщения и т.д. Аналитика может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами аналитики могут быть использование сайтов-анализаторов медиа (например, Media Bias/Fact Check, AllSides.com и т.д.), использование программ-анализаторов текста (например, Hemingway App, Grammarly и т.д.), использование приложений-анализаторов эмоций (например, Emotion Recognition, Emotion AI и т.д.) и т.д.

  • Фильтрация — это выборочное представление или упоминание только тех источников информации или медиа-контента, которые соответствуют определенным критериям качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам и т.д. Фильтрация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных предпочтений или настроек), так и автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.). Фильтрация может быть использована как для скрытия или игнорирования нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная фильтрация), так и для выделения или подкрепления желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная фильтрация). Примерами фильтрации могут быть использование настроек конфиденциальности или безопасности для ограничения доступа к определенным сайтам, постам, комментариям и т.д., использование расширений браузера или приложений для блокировки рекламы, трекеров, всплывающих окон и т.д., использование кураторов контента или агрегаторов новостей для выбора интересующих тем или категорий и т.д.

  • Блокировка — это полное прекращение доступа к информации или медиа-контенту по различным причинам, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Блокировка может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью хакеров, активистов, добровольцев и т.д.). Блокировка может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная блокировка), так и для защиты или сохранения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная блокировка). Примерами блокировки могут быть использование файрволов, прокси-серверов, VPN-сервисов и т.д. для обхода или предотвращения блокировки сайтов, постов, комментариев и т.д., использование DDoS-атак, вирусов, троянов и т.д. для нарушения работы сайтов, постов, комментариев и т.д., использование шифрования, стеганографии, цифровых подписей и т.д. для защиты информации или медиа-контента от просмотра или изменения и т.д.

Критическая линия защиты — это наши суперсилы, которые преображают нас из простых пользователей интернета в информационных ниндзя. Это развитие наших знаний, навыков и способностей, которые помогают нам навыками рыцаря с мечом критического мышления разбираться, оценивать, интерпретировать и использовать информацию или медиа-контент.

Это наш тренировочный лагерь, где мы обучаемся дисциплинам разведки и контрразведки в мире информации. Это превращает нас в информационных воинов, готовых к каждому замыслу пропаганды. Вот некоторые из наших критических навыков:

  • Медиаграмотность — это способность понимать природу, функции, формы и эффекты медиа в современном обществе, а также критически анализировать, оценивать и использовать медиа-контент для различных целей. Медиаграмотность включает в себя знание основных концепций и терминов медиа, знание прав и обязанностей медиа-потребителей и медиа-производителей, знание технологий и инструментов для создания и распространения медиа-контента, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации медиа-контента, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности медиа-контента, знание методов и целей для использования медиа-контента для обучения, развлечения, информирования или воздействия и т.д.

  • Информационная грамотность — это способность определять информационные потребности, находить, получать, оценивать, организовывать, хранить и использовать информацию из различных источников для различных целей. Информационная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов информации, знание прав и обязанностей информационных потребителей и информационных производителей, знание технологий и инструментов для поиска и получения информации, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации информации, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности информации, знание методов и целей для использования информации для обучения, решения проблем, принятия решений или воздействия и т.д.

  • Критическое мышление — это способность логически анализировать, оценивать, сравнивать, обобщать, обосновывать или выводить суждения или решения на основе имеющихся фактов, данных или доказательств. Критическое мышление включает в себя знание основных концепций и терминов логики, знание правил и стандартов рассуждения, знание типов аргументов и умение определять их силу или слабость, знание типов логических ошибок и умение избегать или исправлять их, знание методов и целей для развития критического мышления и т.д.

  • Эмоциональная грамотность — это способность понимать, выражать, управлять и использовать свои и чужие эмоции для различных целей. Эмоциональная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов эмоций, знание типов эмоций и умение определять их причины и последствия, знание способов и критериев для выражения эмоций в соответствии с ситуацией и культурой, знание способов и критериев для управления эмоциями в соответствии с целями и потребностями, знание способов и целей для использования эмоций для обучения, коммуникации, мотивации или воздействия и т.д.

  • Саморегуляция — это способность контролировать свое поведение, мысли и эмоции в соответствии с целями, правилами или стандартами. Саморегуляция включает в себя знание основных концепций и терминов саморегуляции, знание типов саморегуляции и умение выбирать и применять наиболее подходящие для ситуации, знание способов и критериев для постановки целей и планирования действий, знание способов и критериев для мониторинга и оценки прогресса и результатов, знание способов и критериев для корректировки или изменения целей или действий при необходимости.

Заключение

В цифровых джунглях интернета, где каждый клик может привести к новой открытке пропаганды, мы все становимся ежедневными исследователями. То, что в одних руках становится инструментом просвещения, в других может превратиться в оружие манипуляции. Это игра в кибер-шахматы, где нашим королем является внимание и доверие.

Как открытые умы, мы должны быть готовы критически оценивать и осмысливать информацию, не позволяя себя манипулировать и не становясь манипуляторами в свою очередь. Нам следует помнить, что интернет – это не только безграничная энциклопедия и виртуальный парк аттракционов, но и арена, где борьба за наше внимание и доверие идет каждую секунду.

В этом виртуальном мире, где правду и ложь иногда сложно отличить, ключевым является наше собственное решение, кому и чему доверять. Только мы сами можем решить, какие идеи достойны нашего внимания и уважения.

Жизнь

2 сентября 2020

Мы врём себе и сами того не замечаем. Это не специально: так уж устроен мозг. Но в наших силах понять ошибки и научиться их исправлять.

26 ошибок мышления, из-за которых мы ничего не понимаем

Зачем надо знать о когнитивных искажениях

Ошибки надо исправлять. А чтобы это сделать, их нужно найти. Когнитивные искажения ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы — никому в голову не придёт, что в рассуждениях что-то пошло не так.

Когнитивных искажений много. В «Википедии» приводится 175 способов самообмана — огромное число. Некоторые чем-то похожи, какие-то дублируют друг друга. Выучить и постоянно знать все невозможно, но время от времени полезно просматривать список ошибок, находить свои любимые и избавляться от них.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

Бастер Бенсон, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

  1. Как справиться с информационной перегрузкой.
  2. Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
  3. Как действовать быстро.
  4. Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Первая проблема мозга: слишком много информации

Каждый день мозг переваривает кучу данных, начиная с того, как ярко светит солнце, заканчивая мыслями, которые лезут в голову перед сном. Чтобы не захлебнуться информацией, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. Мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные сведения.

Мы замечаем информацию, которую уже знаем

Повторение помогает запоминать — это правило работает, даже если мы не заучиваем информацию специально. Мозгу удобно замечать то, что он и так знает. Эту особенность поддерживает несколько искажений.

Эвристика доступности. Мы на любую новую информацию клеим ярлыки, опираясь на воспоминания и ассоциации, которые возникают в памяти сами собой. В этом есть логика: если что-то можно вспомнить, значит, это важно. Ну или по крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти само по себе? То, что вас зацепило. То, что случилось с вами или с близкими. То, что можно посмотреть, потрогать, понюхать. В общем, скудный личный опыт. Его-то мы и используем, чтобы понимать всю новую информацию.

Например, знакомый специалист уехал в столицу и отлично там устроился. И нам кажется, что все жители столицы занимают крутую должность и получают огромную зарплату.

Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, зато обращаем внимание на частные случаи и делаем выводы на основе неполных данных. Например, после прививки от гриппа вы простудились, значит, будете считать её вредной. По статистике прививка спасает миллионы жизней, но вам всё равно: когнитивным искажениям плевать на правду.

Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем. Мы обращаем внимание на то, что волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого и не увидим. Кто много думает об одежде и интересуется брендами, с ходу заметит новую сумку у коллеги, будет обращать внимание на одежду других. Кто не отмечает праздники, тот забывает поздравить друзей и близких — это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы начинаем замечать предметы, которые изучаем и которые нас недавно заинтересовали. Например, вы прочитали статью о здоровом образе жизни и решили заниматься спортом, считать БЖУ. И вдруг оказалось, что на каждом углу стоит фитнес-центр или магазин спортивного питания. Раньше их не было? Были, но вы не обращали на магазины и спортзалы внимания.

Эффект мнимой правды. Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Давно известно: если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый раз он хрюкнет.

Мнимую правду активно используют для пропаганды, ведь так удобно заставлять людей верить во что-то, повторяя это много раз.

Эффект знакомства с объектом. Из нескольких объектов мы выбираем тот, с которым уже знакомы или о котором слышали. И чем лучше мы что-то знаем, тем больше оно нам нравится. На этом искажении работает реклама: мы услышали о стиральном порошке, пришли в магазин и купили его просто потому, что он кажется лучше, ведь о нём мы хоть что-то знаем. И раз за разом покупаем этот порошок, не пробуя другие: а что, ведь мы давно его используем. Это искажение бережёт от необдуманных поступков, но помните, что лучшее — враг хорошего.

Эффект контекста. Окружающая среда влияет на восприятие стимулов. Даже умственные способности зависят от окружающей обстановки: удобнее читать и запоминать текст в светлой комнате и в тишине, а не в душном метро. Этот эффект тоже используют в маркетинге. Если вы пришли в магазин и выбираете товары в приятной обстановке, то вы согласны на более высокую цену. Одна моя знакомая продавала квартиру и перед приходом покупателей пекла булочки с корицей и ванилью. Квартиру наполнял приятный аромат и тепло. В итоге жильё удалось продать в полтора раза дороже рыночной цены, и это только благодаря булочкам.

Забывание без контекста. Мозг не умеет искать информацию по ключевым словам. Иногда нужно вспомнить что-то важное, но не получается. Требуется ассоциация, чтобы вытащить из памяти нужные сведения. Например, на экзамене никак не приходит в голову определение, но вот шелест страниц тетрадки или запах бумаги напоминают, как вы писали конспект, как учили термины, — и вот оно, определение.

Стимулом, который помогает вспомнить всё, служат разные раздражители — от звуков и запахов до вашего настроения.

Разрыв эмпатии. Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда. Сытый голодного не разумеет — в буквальном смысле. Когда хочется на кого-то наорать, может, стоит перекусить или вздремнуть, а не ругаться. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Недооценка бездействия. Вредные поступки мы осуждаем. А не менее вредное бездействие — нет. «Но я же ничего не сделал!» — в чём тут человека обвинить? Поэтому, когда нужно действовать, мы стоим в сторонке и ничего не предпринимаем. Так безопаснее.

Мы замечаем только необычные вещи

Причудливые, смешные, яркие, выстреливающие сведения заметнее, чем скучные и рутинные. Мозг преувеличивает важность всего удивительного и пропускает всё обыкновенное.

Эффект изоляции. Отдельно стоящие и нестандартные объекты запоминаются лучше, чем похожие. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, заметная упаковка на полке с одинаковыми товарами. А если все упаковки яркие, то выделится минималистичная. Сюда же относится эффект приоритета изображения: картинки запоминаются лучше, чем текст. А уж картинка в тексте — тем более.

Эффект соотнесения с собой. Чем сильнее новая информация связана с нами, тем легче её запомнить. Если герой книги похож на нас, его приключения остаются в памяти надолго.

Эффект причастности. Мы считаем, что дело или вещь, которую создали мы, важнее, чем вещи, которые создали другие. Это наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый полезный, наш отдел больше всех работает на благо компании.

Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники, поэтому тянет посмотреть ток-шоу, в которых у героев всё очень плохо. Причём один мелкий недостаток способен перечеркнуть множество положительных черт. Это та самая ложка дёгтя, которая портит всем и всё. Во всём прекрасный человек ковыряет в носу, и мы считаем это показателем, по которому стоит оценивать даже его работу.

Мы замечаем только изменения

Мы оцениваем вещи и события не по тому, какие они, а потому, что с ними произошло. Если случилось что-то хорошее, мы считаем всё событие положительным, и наоборот. А когда мы сравниваем две вещи, то смотрим не на их сущность, а на их отличия. Сложно? Посмотрим на примерах.

Эффект якоря. Искажение при оценке числовых значений. Если нас познакомить с объектом и указать рядом с ним число, то мы будем принимать решение, опираясь на это число. Например: благотворительный фонд отправляет письма с просьбой пожертвовать деньги, сумма любая, минимального ограничения нет. Но в одном письме фонд пишет: «Дайте хотя бы 100 рублей», а в другом: «Хотя бы 200 рублей». Человек, который получил второе письмо, заплатит больше.

Это искажение используют в рекламе и в магазинах, когда указывают скидку на товар.

Эффект контраста. Всё познаётся в сравнении. И от этого сравнения зависит наша оценка события. Например, человек радуется тому, что купил какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в два раза дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от того, как оно описано, и умеем менять отношение к ситуации. Классический пример: стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст. Можно после потери денег сказать: «Мы потеряли половину капитала», а можно: «Нам удалось сохранить половину средств». В первом случае мы проиграли, во втором выиграли, хотя событие одно.

Консерватизм. Когда мы получаем новые данные, которые противоречат сложившейся картине мира, мы очень медленно их обрабатываем. И ещё медленнее меняем свои взгляды. Информацию, которая не покушается на старые убеждения, мы осваиваем быстрее. А всё из-за лени: куда проще не заметить данные, чем перестроить свои взгляды.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион — это много. Хотя, если разобраться, это не так уж много, особенно если это миллион в слабой валюте. Мы оцениваем число, а не реальную стоимость денег. А их реальная стоимость складывается из того, сколько можно купить товаров на эту сумму.

Необъективная оценка отличий. Когда мы рассматриваем предметы по отдельности, мы замечаем между ними меньше различий, чем если сравниваем их одновременно. Порой невозможно различить близнецов, но, когда они рядом, их не перепутаешь. Или иногда ужин кажется не таким уж жирным. Подумаешь, там же просто макароны из твёрдых сортов пшеницы и котлета. А вот сравнишь такую тарелку с салатом и куриной грудкой — сразу видна разница.

Мы любим свои убеждения

Мы любим советы, которые подсказывают уже принятое решение. Мы плюём на детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения и селективное восприятие. Мы ищем информацию, которая подтверждает знания и позицию. Это причина вечных споров и непримиримой вражды. Допустим, человек решил, что во всех его бедах виноват заговор. Он найдёт доказательства, что всё именно так. Любые аргументы противников пропустит мимо ушей либо скажет, что оппоненты и есть главные заговорщики.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы делаем выбор, потом оправдываем его. Сначала покупаем вещь, потом придумываем, зачем она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем сильнее разыгрывается фантазия в поисках причин, которые оправдают наши поступки.

Эффект страуса. А это причина, по которой мы не замечаем негативную информацию, которая говорит о нашем выборе. Как в детстве: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я спрятался.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания определяют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. В обратную сторону это тоже работает: если мы не ждём, что сможем выполнить задание, то делаем его кое-как.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои признавать не хотим. Так что прежде, чем думать, что вы окружены идиотами, посмотрите на себя. Может, вы пропустили какое-то искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и коварны, что их трудно найти.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем нормальным человеком, ориентиром, по которому оцениваем всех и всё? Конечно, себя. И тот, кто с нами не согласен, не прав.

Что делать с этой информацией

Читать и перечитывать. Здесь перечислены только те ошибки, которые мешают воспринимать информацию, и их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Мы не любим новую информацию.
  2. Мы обращаем внимание только на необычное, но не думаем о рутине.
  3. Мы не умеем объективно сравнивать предметы.
  4. Мы не замечаем своих ошибок.

Из ложных данных нельзя сделать правильные выводы, как ни старайся. Поэтому эти когнитивные искажения так опасны: мы выстраиваем картину мира, которая не может работать.

Если в следующий раз, принимая решение, вы вспомните несколько искажений и сможете их исправить, то сделаете правильный выбор. А мы расскажем, какие ещё искажения есть в мире.

Читайте также 🧐

  • 20 когнитивных искажений, которые влияют на ваши решения
  • 30 ошибок мышления, из-за которых мы живём по шаблону
  • 14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее

  • Ошибки мышления приводят к дисфункциональным эмоциям
  • Ошибки мышления при неврозе
  • Ошибки мышления нарушения мышления
  • Ошибки мышления когнитивные искажения
  • Ошибки мышления когнитивная психология