Ошибки на которых учатся

Тезисы

  1. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок? Да, ведь именно биографии других людей могут ярко показать промахи и недостатки, которые привели их к неудаче. Смотря на них, мы учимся и поступаем по-другому.
  2. Каждая ошибка — это ценный опыт, которые делает человека мудрее и совершеннее.
  3. Жизненный опыт может предостеречь от ошибок, которые уже совершили. Сделав или сказав глупость, мы понимаем, что поступили неумно, и больше так не поступаем.
  4. Всегда ли опыт предостерегает от жизненных ошибок? Если человек прислушивается к себе и анализирует свое поведение, у него есть все шансы извлечь пользу из своей насыщенной биографии.
  5. Чем больше у личности ошибок, тем больше опыта, ведь богатая промахами биография свидетельствует о том, что человек хотя бы пытался что-то предпринять и найти свой путь, а не сидел без дела.
  6. Жизненный путь без ошибок пройти не реально, так как каждый шаг приносит и победы, и поражения, нельзя выбирать только положительный опыт и обходить отрицательный.
  7. Огромное количество произведений русской и зарубежной литературы посвящены теме ошибок и жизненного опыта. 
  8. Русская народная пословица гласит: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». На Земле не найдётся ни одного человека, кто бы ни разу не ошибся. Неудачи делают личность сильнее, заставляют придумывать новые способы работы, изменять определённые качества, ценности и принципы. 
  9. Совершая ошибки, мы учимся, приобретаем важный жизненный опыт и впоследствии развиваемся. Неправильные поступки не говорят об отсутствии способностей или глупости того или иного человека, они лишь показывают, что необходимо получить больше опыта, знаний для достижения успеха. 
  10. Жизнь не идёт по «чёткой инструкции», невозможно предугадать исход каждого решения или поступка, важно уметь извлекать всё самое полезное из собственных неудач, исправлять ошибки и продолжать работать над собой и развиваться. 

Аргументы

Л. Н. Толстой «Война и мир». Ошибки – неотъемлемая часть жизненного пути, благодаря которой человек развивается и становится только лучше. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» это подтверждает. В начале произведения Андрей Болконский мечтает о славе и общественном признании. Андрей не мог серьёзно относиться к светским беседам, общество равных невероятно наскучило ему. Он мечтал совершить что-то великое, что-то, что сможет помочь ему заслужить уважение и любовь. Основываясь на сформировавшихся жизненных ценностях, молодой князь принял решение отправиться на фронт. На поле боя герою удалось проявить себя как смелого офицера. Даже после приказа отступать он поднял знамя и предпринял попытку воодушевить солдат. Противостояние несметному количеству людей и лошадей, находившихся в ужаснейшей панике, не увенчалось успехом, но показало силу духа Андрея. Болконский был ранен и чудом остался жив. Находясь на грани между жизнью и смертью, Андрей смог переосмыслить свои жизненный ценности. Необходимость совершения великих подвигов сменилась мечтой о спокойной семейной жизни, Болконский осознал ценность самой возможности существовать на Земле. Вернувшись домой, он узнал о смерти супруги и рождении сына. Известие ранило его в самое сердце, он осознал свою вину, но исправить, к сожалению, что-либо уже не смог. Произошедшее изменило Болконского, он стал сознательным и самодостаточным человеком, способным на искренние и глубокие чувства. Ошибки помогли Андрею Болконскому приобрести богатый жизненный опыт, измениться и стать действительно счастливым. Так, ни один человек не способен прожить всю свою жизнь, не совершив ни единой ошибки. Именно неудачи дают людям необходимый опыт, они заставляют личность развиваться. 

Л. Н. Толстой «Война и мир». Приобретения опыта путём совершения множества ошибок касается и одного из героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Сложный выбор определения своей главной жизненной цели встал перед Пьером Безуховым. Он получил в наследство огромное состояние, деньги и чин могли помочь ему заниматься тем, чем он только захотел бы. Но герой из-за недостатка опыта совершенно не знал, как ему наиболее правильно распорядиться капиталом. Он легко поддавался манипуляциям окружающих: Пьер согласился на совершенно ненужный и дорогостоящий ремонт имения, сделал предложение руки и сердца Элен Курагиной, хотя совершенно не любил её, раздавал огромные суммы в долг. Безухов постепенно учился и исправлял совершённые ошибки. Поиски смысла жизни привели Пьера в масонскую ложу, а потом и на фронт. Находясь на поле боя, а затем в плену, герой осознал важность доброты, сердечности и мира. Вдруг Пьер понял, что необходимо ценить друзей и близких, радоваться каждому моменту и быть собой. Безухову удалось спастись. Он вернулся домой, стал любящим и заботливым супругом для Наташи Ростовой. Ошибки заставляли Пьера постоянно меняться, испытывать разные эмоции, как положительные, так и отрицательные, все его неудачи в результате преобразовались в богатейший жизненный опыт. Так, никто не должен опасаться совершения ошибок. Неудачи – неотъемлемая часть жизни, они делают человека сильным и уверенным, способствуют развитию его личности. 

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Проблема необходимости ошибок, как условия получения жизненного опыта, волновала множество писателей. Обращается к ней и Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников – бедный студент, которому не хватало средств на жизнь. Героя произведения измучил вопрос о несправедливости жизни. Он не понимал, почему его мать, сестра и он сам обязаны постоянно думать о работе и деньгах, в то время как кто-то другой располагает огромными богатствами? Родион был одержим своей теорией, согласно которой люди делились на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Родион, конечно, причислял себя именно к первым, считал, что ему принадлежало исключительное право распоряжаться судьбами одних людей. Будучи уверенным в правильности своих утверждений, он совершил преступление: убил и ограбил двух женщин. Воспользоваться взятыми драгоценностями и деньгами он не смог, угрызения совести, страх наказания заставили его признать свою вину. Вместе с Сонечкой Мармеладовой Раскольников отправился в Сибирь, где ему предстояло отсидеть свой срок. Благодаря поддержке Сони Раскольников смог осознать свою ошибку. Он обратился к Богу и отказался от теории. Родион искупил свою вину, а значит, получил шанс на исправление. Однако последствия его ошибки уже не исправить: людей не вернуть. Вот почему далеко не все просчеты полезны и благотворны для развития личности. Некоторые из них чреваты большими проблемами, которые неисправимы.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Жизнь невозможна без ошибок, но для того, чтобы человек смог извлечь опыт из собственных неудач, ему необходимо осознать неправильность своих действий. К сожалению, главный герой произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» не смог вовремя это понять и из раза в раз совершал одни и те же ошибки. Павел Иванович Чичиков с детства усвоил одну простую истину: деньги и положение в обществе – единственное, что важно для человека. Чтобы разбогатеть, мальчику из бедной семьи пришлось серьёзно потрудиться. Он закончил гимназию с лучшими оценками, однако его аттестат был получен не благодаря выдающимся знаниям, а из-за умения находить правильный подход к людям. Получив образование, он устроился на работу. Но и тут продвинуться по службе ему помогли угодничество и лесть, а не особые умения. Чичикову не удалось заработать состояние, будучи чиновником, так как его махинации были раскрыты. На таможне Павлу Ивановичу также не получилось задержаться надолго, ведь о его связях с контрабандистами стало известно начальству. Следующая же работа Чичикова была связана с выкупом «мертвых душ», погибших крестьян, что также не являлось способом достойного заработка. Герой произведения не раз терпел неудачи и начинал свою работу заново. Но Чичиков не понимал, в чем его проблема, продолжал действовать так, как привык, не желая менять подход к достижению цели. Условием получения жизненного опыта и необходимых знаний становится именно осознание своих ошибок, без него можно застрять в замкнутом круге неудач. 

А. Н. Островский «Гроза». Проблема совершения ошибок и приобретения жизненного опыта также затрагивается в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Излишняя опека матери, Марфы Игнатьевны Кабановой, оказала негативное влияние на характер ее сына. Тихон, несмотря на свой возраст, боялся перечить деспотичной женщине, предпочитал исполнять все её капризы и молча следовать любым указаниям. Кабаниха оберегала сына от любых неприятностей, не давала ему возможности принимать самостоятельные решения. Марфа Игнатьевна руководила семейной жизнью Тихона и Катерины. Она указывала сыну на то, как нужно вести себя с женой, заставляла его ругать и даже бить Катерину. Тихон любил супругу и не хотел ей вредить, но идти против воли матери он не мог. Герой произведения не обладал качествами настоящего мужчины, он – «маменькин сынок», который за свою жизнь не совершил ни единой ошибки благодаря чрезмерной опеке мамы. Тихон не обладал жизненным опытом, единственное, чему он всё-таки научился – это беспрекословно следовать советам Кабанихи, не желая ничего менять. Ошибки и приобретаемый с их помощью жизненный опыт играют важнейшую роль в формировании личности. Люди не должны бояться неудач и постоянно следовать чьим-то указаниям, им необходимо учиться на своих ошибках и меняться к лучшему. 

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Тема совершения ошибок и приобретения жизненного опыта затрагивается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой – нигилист, Евгений придавал значение лишь науке. Искусство казалось ему лишь тратой драгоценного времени, бессмысленным занятием. Конечно, в отрицании любви и других важных человеческих чувств и эмоций заключалась главная ошибка Евгения. Ни одному человеку не под силу прожить без любви, и самому Базарову пришлось в этом убедиться. Встреча с Одинцовой вынудила Евгения пересмотреть свои жизненные ценности. Даже устоявшиеся принципы поддались влиянию невероятно сильных и глубоких чувств Евгения. Переборов себя, он смог даже признаться Одинцовой в любви, но женщина не смогла ответить ему взаимностью. Базарову пришлось смириться с отказом и вернуться к прежней жизни. Он продолжил работать, но из-за неосторожности герой романа получил инфекцию. Во время тяжёлой болезни Евгений осознал, насколько он был глуп, когда не придавал значения важнейшим человеческим чувствам. К сожалению, Базаров умер, и исправить уже ничего не смог. Так, ошибки действительно помогают человеку приобрести жизненный опыт, способствуют обогащению и развитию его внутреннего мира. Но необходимо вовремя осознать неправильность своих действий и успеть всё исправить, иначе может быть слишком поздно. 

И. А. Гончаров «Обломов». Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Именно такое поведение было характерно для главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». С детства многочисленные слуги оберегали Илюшу Обломова от всевозможных травм, оплошностей и случайностей. Илье была запрещено выходить за границы имения, ему разрешалось пропускать школу по поводу и без всяких веских причин. Ребенок даже не мог надеть носки, ему не давали сделать хоть что-нибудь самому. Отсутствие возможности узнавать что-то новое повлияло на формирование характера Обломова. Илья Ильич абсолютно ничем не интересовался, был безразличен к новостям, литературе, общению с другими людьми. Практически всю свою жизнь он провёл на диване. Обломов практически ничем не занимался, он лишь размышлял о будущем. Конечно, любовь к Ольге Сергеевне на время смогла повлиять на его жизнь. Он изменился, но, столкнувшись с финансовыми трудностями, необходимостью принимать важные и ответственные решения, Обломов вернулся к прежнему состоянию и отказался от надежд на семейную жизнь с Ольгой. Обломов доверил непроверенному человеку управление Обломовкой и был обманут. Если бы не помощь верного друга Штольца, Обломов так бы и остался жить в нищете. Доверие первому встречному, боязнь перед трудностями говорят лишь о том, что Илья Ильич не обладал достаточным жизненным опытом, он не мог представить себе, что люди способны на такие поступки. Так, ошибки важны для каждого человека. Необходимо учиться на неудачах и приобретать жизненный опыт. Отсутствие неправильных действий говорит лишь о недостатке у личности интереса к жизни, а не о его выдающихся знаниях. 

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Приобретаемый опыт оказывает решающее влияние на формирование характера личности. Тяжелейшие жизненные обстоятельства повлияли на внутренний мир главного героя произведения Б. Н. Полевого «Повесть о настоящему человеке». Во время Великой Отечественной войны Алексей Мересьев был лётчиком. Его самолёт был сбили. Мересьев оказался совершенно один в лесу. Множественные травмы, страх и отсутствие надежды на чью-либо помощь не позволили Алексею сдаться. Он преодолел огромнейшее расстояние и добрался до населённого пункта, где нашёл помощь. В больнице было принято решение об ампутации ног. Необходимость научиться ходить на протезах стало очередным испытанием Мересьева, с которым он успешно справился. Несмотря на все сложности, Алексею удалось заново сесть в кабину пилота и принять участие в новых воздушных боях. Все пройденные испытания наделили Алексея Мересьева богатейшим жизненным опытом, заставили его проявить силу духа, смелость и решительность. Так, опыт – это особая важная составляющая жизни человека. Все пройденные трудности, неудачи и успехи сказываются на характере личности, заставляют ее развиваться и меняться. 

М. А. Булгаков «Собачье сердце». Главному герою повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» было необходимо осознать свою ошибку, исправить её и сделать правильный вывод. Филипп Филиппович Преображенский – выдающийся хирург, проводящий гениальные операции по пересадке различных органов животных в тело человека. Профессору удалось провести удивительнейший эксперимент: он превратил собаку в человека. Пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Операцию можно было бы считать успешной, но Полиграф оказался совершенно безнравственным человеком. Он ругался, недостойно обращался с девушками, неуважительно относился к профессору и хотел отнять у него жилье. Терпение Преображенского исчерпалось, когда Шариков написал на него заявление в милицию. Филипп Филиппович провёл обратную операцию, в результате которой мужчина снова стал псом. Профессору удалось вовремя осознать совершённую ошибку и исправить ее. Он понял, что как бы сильно ни было стремление людей к развитию общества, прогресс, лишённый нравственности, несёт лишь гибель. Так, ошибки – неотъемлемая часть жизни человека, именно они способствуют развитию личности. Но лишь правильные выводы, сделанные на основе неудач, являются необходимым условием приобретения жизненного опыта.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Главный герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» совершил ошибку, но смог признать свою вину и извиниться. Персонаж – сирота, он рос вместе с бабушкой, Екатериной Петровной, и дедушкой. Мальчик получил задание насобирать в корзину ягод, для того чтобы Екатерина Петровна могла продать их на рынке и купить ему пряник в виде лошадки. Лакомство было заветной мечтой Вити, поэтому, конечно, он с радостью согласился помочь. Герой произведения насобирал достаточное количество ягод, но поддался провокациям других мальчишек и вступил в драку. Часть ягод была раздавлено, а всё остальное – съедено. Заново собрать все ягоды Витя уже бы не успел, поэтому он решил пойти на обман. Мальчик нарвал травы, положил ее на дно корзины, а сверху прикрыл ягодами. Бабушка ничего не заметила и отвезла землянику на рынок. Уже зная о проступке внука, Екатерина Петровна вернулась домой. Конечно, она разозлилась. Самого мальчика мучали угрызения совести, он не смог спокойно уснуть, постоянно винил себя. Благодаря поддержке дедушки, он смог найти в себе силы попросить прощения. Конечно, бабушка простила внука и всё-таки отдала ему желанный пряник. Герой смог извлечь урок из совершённой ошибки. Поняв, насколько неприятно чувство вины, он больше никогда не решался на обман. Так, ошибки – важная часть жизни каждого, именно они помогают приобрести необходимый жизненный опыт. 

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Ошибался и главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В деревне он познакомился с Владимиром Ленским, общение с которым помогло скрасить скучные будни. Владимир и Евгений любили спорить, обсуждать насущные проблемы, делиться собственными точками зрения. Онегин знал о трепетном отношении Ленского к Ольге Лариной. Но он намеренно уделял девушке всё своё внимание. Конечно, поведение товарища стало причиной ревности Ленского. Владимир вызвал Евгения на дуэль. Мысль о предстоящем сражении не позволяла Евгению спокойно спать, он не хотел стреляться, но отказаться он не мог, ведь тогда общество сочло бы его трусом. Битва между Ленским и Онегиным всё-таки состоялась, Евгению удалось одержать победу. Совершённый поступок – огромнейшая ошибка, которую, к сожалению, исправить было невозможно. Несмотря на свою образованность, начитанность и манеры, Евгений был чрезвычайно зависим от общественного мнения. Он не мог себе позволить показаться слабым, именно поэтому Онегин предпочёл поступить так, как от него ожидали окружающие. Герой романа мог бы предотвратить трагедию, но из-за собственной трусости и гордыни совершил настоящее преступление. Так, ошибки одного человека способны нанести вред не только самой личности, но и окружающим. Необходимо уметь осознавать то, когда действия действительно неправильны. Важно вовремя исправлять содеянное, уметь признавать свою вину, лишь тогда человек сможет делать свой жизненный опыт богаче.

Также у нас есть аргументы о жизненном опыте.

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Все мы совершаем ошибки в процессе обучения. Раньше мы часто слышали, что на ошибках учатся, но ученые уже доказали, что это не так: учимся мы, осознавая и рефлексируя их. А для того чтобы осознание было полнее, нужно понимать, что за ошибки мы совершаем и что они значат для нас. Делимся с вами основными типами ошибок и инструкцией, как их понимать.

Как разделяются типы ошибок

Схему для определения типа ошибок разработали эксперты проекта MindsetWorks. По их мнению, тип ошибки зависит (в основном) от двух переменных: возможности к обучению (высокая или низкая) и преднамеренности (высокая или низкая). В связи с этим можно выделить 4 типа ошибок, в которых эти переменные будут сочетаться в разных значениях.

«Ага»-ошибки

Этот тип ошибок характеризуется высокой возможностью к обучению и низкой преднамеренностью. Она происходит, когда мы достигаем того, что намеревались сделать, но затем понимаем, что это было ошибкой из-за недостатка некоторых знаний, которые сейчас становятся очевидными. Примеров тому множество, например:

  • Когда нам не хватает знаний о содержании: не найдя воды, мы пытаемся потушить пожар спиртом, который, как мы не осознавали, легко воспламеняется.

  • Когда мы обнаруживаем больше нюансов, чем предполагали: рисуя картину, ребенок всегда окрашивает солнце в желтый цвет, а через некоторое время он начинает замечать, что светило не всегда только желтое.

  • Когда мы делаем неверные предположения: например, когда мы пытаемся помочь жалующемуся другу, думая, что раз он говорит о проблемах, то ему нужна помощь.

  • Когда мы делаем систематическую ошибку выжившего: например, когда мы даем профессиональные советы с высоты собственного опыта, полностью отрицая альтернативные пути решения проблем.

  • Когда мы неправильно запоминаем информацию: например, мы приглашаем друга на день рождения в правильный день, но не в тот месяц.

Эти ошибки можно предотвратить или извлечь из них пользу, если задавать правильные вопросы. Мы можем спросить себя: что было неожиданным? Почему произошел такой результат? Что прошло хорошо, а что нет? Что я могу сделать иначе в следующий раз? Мы также можем спрашивать окружающих нас людей об информации, о которой мы, возможно, не знаем, или о том, как улучшить свои навыки.

Ошибки растяжения

Ошибки растяжения случаются, когда мы работаем над расширением наших нынешних способностей. У них высокий показатель возможностей обучения и преднамеренности. Они случаются, когда мы пытаемся сделать что-то выходящее за рамки того, что мы уже можем сделать без посторонней помощи.

Это еще один вид позитивных ошибок. Если их нет — это значит, что мы никогда не ставили перед собой задачу получить новые знания или навыки.

Иногда, когда мы застреваем, совершая и повторяя одну и ту же ошибку растяжения, проблема может заключаться в том, что мы бездумно выполняем движения, вместо того чтобы по-настоящему сосредоточиться на улучшении своих способностей. В других случаях основная причина может заключаться в том, что наш подход к обучению неэффективен, и мы должны попробовать другую стратегию, чтобы освоить новый навык. Или может случиться так, что мы не рассчитываем свои силы и просто еще не готовы справиться с новым уровнем сложности.

Из-за этого мы можем чувствовать себя застрявшими. Чтобы это преодолеть, достаточно снизить требования и уровень сложности новых задач и переместиться в зону ближайшего развития. Эта зона немного превышает то, что мы уже можем сделать без посторонней помощи. Когда мы проходим через эту зону, мы можем постепенно повышать уровень сложности для выполнения следующих задач и освоения новых компетенций.

Ошибки из-за небрежности

Небрежные ошибки характеризуются низкой преднамеренностью и низкой возможностью к обучению. Они случаются, когда мы делаем то, что уже знаем, но делаем это неправильно, потому что теряем концентрацию. Мы все время от времени делаем небрежные ошибки, потому что мы люди. Однако, когда мы делаем слишком много этих ошибок, особенно в отношении задачи, на которой мы собираемся сосредоточиться в данный момент, это сигнализирует о необходимости повысить свой фокус внимания.

Иногда небрежные ошибки можно превратить в «ага»-ошибки. Если мы совершаем ошибку из-за того, что не сосредоточены на текущей задаче, или мы слишком устали, или что-то нас отвлекает, поразмыслив, мы можем получить инсайты, как повысить свою продуктивность, как организовать свое время, чтобы не переутомляться.

Ошибки высоких ставок

Иногда мы не хотим ошибаться, потому что это было бы катастрофой. Например, в потенциально опасных ситуациях мы хотим быть в безопасности. Большая ошибка человека, отвечающего за безопасность на атомной электростанции, может привести к ядерной катастрофе. Мы не хотим, чтобы водитель школьного автобуса рисковал, слишком быстро делая поворот, или учащийся в этом автобусе завязал глаза водителю автобуса. В таких случаях мы хотим внедрить процессы, чтобы свести к минимуму серьезные ошибки.

Помимо ситуаций, угрожающих жизни, мы можем иногда рассматривать эпизоды, в которых ставки не так серьезны, как жизнь и смерть, но все же довольно высоки. Например, если кому-то важно поступить в престижный университет, сдача экзаменов может быть очень важным событием. Или, если спортивная команда тренировалась годами, упорно работая над тактикой, финал чемпионата можно считать событием с высокими ставками.

В таких ситуациях мы делаем все возможное, чтобы работать как можно лучше и избегать ошибок. Но иногда мы все же можем не получить желаемый результат, и события, которые привели к такому исходу, будут считаться ошибкой высокой ставки.

Их сложно предотвратить, поскольку они происходят вопреки попыткам не допустить эти ошибки, поэтому секрет для извлечения выгоды из этого типа ошибок — рефлексия. Нужно оценивать как причины случившихся ошибок, так и ценный опыт, который они помогают получить. В конце концов, ведь если человек смог позволить себе сделать эту высокую ставку, значит, он неплохо поработал за время подготовки к важному событию. В ситуации такой ошибки нельзя обесценивать собственный опыт — наоборот, необходимо составить стратегию дальнейшего движения и усовершенствования.

Не все ошибки одинаковы и не всегда желательны. Кроме того, обучение на ошибках не всегда происходит автоматически. Чтобы извлечь из них максимальную пользу, нам нужно задуматься над нашими ошибками и извлечь из них уроки.

Нам всем повезло, что мы можем получать удовольствие от роста и обучения на протяжении всей жизни независимо от того, каков уровень наших способностей на данный момент. Никто никогда не сможет забрать у нас этот источник удовлетворения.

Если мы будем более точными в нашем собственном понимании ошибок, это повысит осознанность, вовлеченность и эффективность как учащихся.

Ошибки, на которых учатся

Мудрая
народная заповедь гласит: глупый человек
учится на своих ошибках, а умный — на
чужих. Начинающий секретарь обязан
научиться скрупулезно анализировать
свою работу, уметь отмечать и удачные
дела и поступки, но и не проходить мимо
оплошностей, промашек, недостатков.
Любые недочеты надо стараться вовремя
исправлять, а самое главное — не повторять
их впредь.

Начинающий
секретарь должен уметь прислушиваться
к мнению окружающих, своих коллег,
посетителей и т.д. Это вовсе не значит,
что секретарю следует поступать так,
как просит первый попавшийся человек,
например, уборщица (хотя иногда и она
может что-то подсказать по содержанию
рабочего места и т.п.). Однако нельзя
забывать, что секретарь все время
находится на виду, следовательно, он
вольно или невольно часто оказывается
объектом повышенного внимания. И если
ему намекают, что он очень громогласно
разговаривает или слишком резко
жестикулирует, то не реагировать на
подобного рода замечания он просто не
может.

Представьте
себе молодую, симпатичную девушку,
которая вызывающими манерами настроила
против себя почти весь коллектив.
Предположим теперь, что у нее однажды
неловко завернулся воротник, разошелся
какой-нибудь шов на кофте или к платью
на видном месте прилип какой-нибудь
мусор.

Все
видят и потихоньку посмеиваются, но ей
никто ничего не говорит. Она чувствует,
что что-то не так, но поделать ничего не
может и лишь еще более раздражается. Но
дополнительная резкость в этой ситуации
делает ее еще более карикатурной фигурой.
В то же время смех окружающих еще более
усиливается.

Сложности
в работе секретаря порой носят самый
неожиданный характер. К примеру, утром
один из сотрудников радостно сообщает,
что он написал брошюру по теме, над
которой долго и упорно работал. А через
пару часов подходит коллега и печально
говорит о смерти близкого родственника.
Еще через некоторое время заходит
знакомая дама из бухгалтерии. У нее
радостная весть: дочь удачно выходит
замуж. А буквально через 15 минут сообщают:
у заместителя директора — инсульт.

Бывает
и так. К секретарше заходит подруга Вера
и просит до зарплаты 100 рублей. Секретарша
отдает свой «неприкосновенный фонд».
А через пять минут прибегает другая
подружка, Таня, и тоже просит такую же
сумму, но дать уже нечего. Таня обижена:
для Веры нашлись же деньги.

У
секретарши постоянно чего-то просят,
что-то уточняют, согласовывают, чего-то
от нее добиваются, пытаясь через ее
посредничество «оказать давление»
на начальство. Ей приходится сталкиваться
с нижайшими просьбами и резкими
требованиями, с бурно выражаемой радостью
и неожиданными истериками, с запутанными
ситуациями, требующими немедленного
разрешения, и т.д.

Быть
в таких условиях постоянно в течение
всего рабочего дня доброжелательной,
отзывчивой, внимательной и одновременно
исполнительной и аккуратной бывает
очень и очень нелегко. Если она пытается
скрыть свои чувства под маской холодности
и равнодушия, то вскоре она оказывается
вне коллектива. Наоборот, если девушка
по делу и без дела часто вмешивается во
все производственные процессы и участвует
во всех «обсуждениях», то на нее
вешается ярлык — «сплетница».
Отношение к ней становится соответствующим.
Необычайно трудным бывает для начинающих
установить одинаково ровные взаимоотношения
с начальством и рядовыми сотрудниками
учреждения, небольшой крен в одну из
сторон — и ее начинают уличать в
«подхалимстве», «ябедничестве»,
«неуважении», «равнодушии» и
т.д.

Иногда
секретарше приходится выполнять самые
неожиданные задания: срочно пришить к
пиджаку важной персоны оторвавшуюся
пуговицу; во что бы то ни стало дозвониться
до переводчика, номер телефона которого
постоянно занят; заказать в бюро
ритуальных услуг венок и договориться
о своевременной его доставке по
надлежащему адресу; заказать билеты на
самолет или поезд и съездить получить
их; организовать праздничный стол по
случаю юбилея главного бухгалтера
учреждения; выяснить на почте причину
задержки определенной корреспонденции;
обзвонить по телефону директоров фирм
в Москве, Рязани, Орле, Пскове и Нижнем
Новгороде и согласовать с ними сроки
проведения очередной конференции;
обсудить с сотрудниками план отчетного
собрания в соответствии с инструкциями
директора, убывшего в недельную
командировку и т.д.

Современный
деловой секретарь должен научиться
владеть своими эмоциями в любых ситуациях,
четко соблюдать распорядок дня, быть
ровным и приветливым в отношениях со
всеми сотрудниками, соблюдать четкий
порядок в работе с документами и при их
хранении, хорошо знать и владеть навыками
работы на персональном компьютере,
уметь пользоваться диктофоном и
фотоаппаратом.

Хороший
секретарь в принципе должен быть в курсе
основных дел своей фирмы или учреждения.
Ему следует непрерывно совершенствовать
свои организационные и исполнительские
функции. Квалифицированный секретарь
в трудную минуту должен всегда помочь
директору фирмы и даже (может быть!) на
время заменить его. Для этого он должен
постоянно и упорно учиться. Изучать
один или даже несколько иностранных
языков, регулярно читать прессу и слушать
новости по радио и телевидению, осваивать
профессиональную терминологию, изучать
историю, экономику своей страны, а также
зарубежных государств.

Интеллигентность
и высокие профессиональные качества
украшают любого секретаря. Известны
случаи, когда они, поднимая свой
интеллектуальный уровень и профессиональные
навыки, добивались значительных успехов
в жизни, становясь директорами предприятий,
депутатами, дипломатами и членами
правительства.

Секретарское
дело в силу своей специфики дает
возможность для значительного
интеллектуального и профессионального
роста. Нужны лишь такие качества, как
искреннее желание, старание, усердие и
воля.

Помните:
терпение и труд — все перетрут!

Анализируйте
свою работу, фиксируйте внимание на
оплошностях и погрешностях и исправляйте
их. Только таким может быть путь к
совершенству.

Инициатива,
энергия, внимательность и проницательность
не раз выручали секретарей в самых
трудных и непредсказуемых ситуациях.
Приведем один конкретный пример.

В
российское торговое представительство
в одной из зарубежных стран нанес визит
известный местный торгово-финансовый
магнат. Состоялись переговоры о солидной
сделке, которая могла бы принести
российской стороне прибыль примерно
на 100 млн. долларов. Переговоры прошли
довольно успешно, но были еще далеки от
завершения. Бизнесмен, назовем его
мистером Симпсоном, колебался. Наконец,
он уже собрался уходить и стал прощаться,
как вдруг обнаружил, что у него пропала
запонка. Очевидно, когда он вставал
из-за стола, то задел рукавом край стула,
а запонка отцепилась и упала. Она была
очень дорогой и редкой: бриллиант в
золотой оправе. Самое главное: эта
запонка была подарена мистеру Симпсону
саудовским шейхом.

Потерю
стали энергично искать. Осмотрели палас,
стулья, столы — ничего! Настроение
вельможного гостя заметно ухудшилось.
Еще 15 минут интенсивных поисков — никаких
результатов.

Гость
уже собрался окончательно покинуть
миссию и, естественно, учитывая его
настроение, заключение сделки стало
делом весьма проблематичным.

В
этот критический момент к поискам
подключилась секретарша нашей миссии.
Она внимательно осмотрела гостя, что
называется с головы до ног, и неожиданно
спросила: «Мистер Симпсон, не могли
бы вы осмотреть обшлага своих брюк?»
Надо сказать, что иностранец носил
добротные и красивые брюки старого
покроя с манжетами внизу. Гость немного
изумился, но, наклонившись, стал ощупывать
брюки внизу и вдруг радостно воскликнул:
есть!

Через
мгновение он поднялся и, широко и радостно
улыбаясь, продемонстрировал всем
присутствующим найденную столь чудесным
образом запонку, которая и вправду была
великолепной.

Затем,
обернувшись к нашей девушке, он сказал:
«Я должник ваш, мадам… кроме того,
при таких обстоятельствах я просто не
имею права дальше колебаться. Будем
считать нашу сделку заключенной!»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Verified answer

Ответ:

1. Как Вы понимаете смысл выражения «ошибки, на которых можно учиться»?

«Ошибки, на которых можно учиться» — это поступки или события, которые не вызывают у нас приятных эмоций и мы не хотели бы, чтобы они повторялись. Чтобы эти события не повторялись, нужно вооружиться полученным опытом и не допускать их больше.

Например, если я еду на самокате по холмистой улице, перепутав газ с тормозом, падаю и получаю травму, то в следующий раз мне нужно быть внимательнее и избегать холмистых улиц на самокате, если это возможно.

2. Как Вы думаете, почему человеку лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках?

Как было сказано ранее, мы не хотим, чтобы эти неприятные события случались снова, поэтому лучше учиться на ошибках «прошлого». Есть другой выход. Чтобы неприятных ситуаций не случалось в принципе, лучше учиться на чужих ошибках, учитывать их опыт и применять его уже в своей жизни.

Вернемся к примеру с самокатом. Вы видели, как я упала с самоката, перепутав газ с тормозом на холме. Поэтому вы, никогда не падая ранее с самоката, будете внимательнее или будете избегать крутых холмов на самокате, вспоминая, что я так ушиблась.

  • Ошибки на инфинити fx35 все на приборной панели
  • Ошибки на котле вайлант атмосферный
  • Ошибки на инфинити fx35 2009
  • Ошибки на котле будерус логомакс u042 24k
  • Ошибки на ивеко дейли на панели приборов