Ошибки пассажиров на водном транспорте

Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств

Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств

       Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств. Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

        • Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты.

       • В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей.

        • В любой ситуации все обязаны командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения.

       • В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду).

        • Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега.

         • Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников. 

         • При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся.

          Запрещено:

         • При посадке вставать на борта и сидения.

         • Перегружать плавсредство.

         • Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с.

        •Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации.

         • Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.)

         • Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства.

         • При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда.

         • Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет.

         • Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации.

         • Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ.

          • Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.

          При большом волнении нужно:

        • Носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться.

       • Принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов — категорически запрещается, т.к., это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно.

        • При падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд.

        • Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии.

       При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.

  • 13 июля 2014

    Действия пассажиров при аварии на водном транспорте

    Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине лю­дей — капитанов, лоцманов и членов экипажа.

    Оставление судна при аварии или кораблекрушении про изводится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следую­щих случаях:

    ·                     имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

    ·                     судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затопле­нию, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

    ·                     происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением гру­за или обледенением;

    ·                     по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

    ·                     под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно мо­жет быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возмож­ности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.

    На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю­почную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующе­го спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все кол­лективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а эки­паж готовится к оставлению судна.

    Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их рас­поряжении запасную одежду — хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, мало промокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одеж­ду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотен­цем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапоч­ки, накинуть и затянуть капюшон, на руки – варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопоте­рям, – грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

    Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивиду­альным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.

    Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллектив­ное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослаблен­ные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спас­средство может спуститься один взрослый мужчина.

    Капитан покидает судно последним, предварительно лично удосто­верившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы ава­рийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

    Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необ­ходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви — подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую об­шивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы – бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на на­дувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.

    Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны стра­ховать его от повреждений – отталкиваться веслами или руками от суд­на, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

    Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасатель­ных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего суд­на-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

    Особенности оставления судна прыжком в воду. Пе­ред оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна тече­нием. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от повреждений.

    При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок на­прячь. Одной рукой прижать одежду, другой — закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка со­гнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись вводе, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надви­гающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

    При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавай­те сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно мень­ше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколь­ко раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спа­сательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите ру­ками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчет­ный срок выживания в холодной воде почти на 50 %. Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плаваю­щий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на пла­ву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

    При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла нaxoдитecь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь бе­рега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

    Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и дви­гайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохра­няйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для умень­шения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 МЛ воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная воз­можность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шаш­ки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.

Loading…

   Понятие обеспечения безопасности и детей, и взрослых на воде включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, судовождению, профилактику и предупредительную работу с детьми, взрослыми, но и обеспечение безопасности на береговых линиях и пляжах, организацию участия в развитии водных видов спорта, работы по обустройству береговых линий и пляжей.

   К сожалению, нередки случаи травмирования людей, которые катаются на гидроциклах, моторных лодках, катерах, гребных лодках, байдарках, надувных лодках и катамаранах, парусных судах, хаусботах (плавучие дома и дачи).

Мы должны знать, что использование катеров и яхт в местах массового купания граждан недопустимо! Кстати, для получения прав вождения катеров, моторок, яхт и гидроциклов есть возрастные ограничения (только с 18 лет) при этом обязательно учитывается состояние здоровья, а также прохождение курса обучения и сдача экзаменов.

Правилами безопасности для маломерных судов запрещено:

  • превышение установленной скорости движения;

  • нарушение правил и условий маневрирования;

  • подачи звуковых сигналов;

  • нанесение повреждений гидротехническим сооружениям, техническим средствам и судоходной и навигационной обстановки;

  • заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

  • заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

  • приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

  • перевозить на судне детей без сопровождения взрослых;

  • сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

  • использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

  • нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

  • двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

Правила обязывают оказывать помощь терпящим бедствие на воде!

Пассажирам, находящимся на борту водного транспорта, запрещается:

  • начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки двигаться вдоль борта судна на причале;

  • подниматься на борт по трапу, который не предназначен для пассажиров;

  • выходить и находиться на площадках, не имеющих ограждений;

  • самостоятельно заходить в служебные помещения или открывать технические помещения;

  • курить в неустановленных местах;

  • перевешиваться за борта судна;

  • провозить с собой и использовать огнеопасные и взрывчатые вещества.

Наши дети, путешествуя одни или с родителями, друзьями на водном транспорте, должны знать и понимать, что водный транспорт является источником опасности, и поэтому необходимо знать и соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на любом виде водного транспорта.

Общие требования безопасности рекомендуют не только руководствоваться указаниями капитана судна, но и соблюдать меры личной безопасности, знать требования к одежде и обуви, т.к. это будет способствовать более легкой посадке и высадке на судно и передвижению по судну.

Основные правила безопасного поведения на водном транспорте:

  • внимательно слушать инструктажи по мерам безопасности;

  • обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты, изучить инструкцию или поинтересоваться у капитана, членов команды судна, как пользоваться спасательными жилетами;

  • знать, как правильно спускаться в шлюпку и садиться в неё;

  • не паниковать и бездумно бегать по кораблю и другому водному транспорту (ведь именно во время паники люди оказываются попросту задавленными другими пассажирами);

  • знать, что все действия по эвакуации пассажиров водного транспорта будут проводиться под чётким контролем капитана судна или корабля и его команды;

  • помнить, что с точки зрения безопасности предпочтительнее каюты, расположенные ближе к выходам на палубу. Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее месторасположении на корабле, в каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуальные спасательные пробковые жилеты;

  • укладываясь спать в каюте, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас продуктов;

  • изучить инструкцию, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).

дети в лодке

Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:

При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:

  • в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;

  • всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);

  • при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

  • не толкаясь спускаться в шлюпку.

При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.

После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.

Порядок поведения при нахождении в воде

Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:

  • пассажирам рекомендуют сбросить обувь и все то, что не плавает;

  • находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;

  • находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.

Действия при падении человека за борт:

  • громко крикнуть «Человек за бортом!»;

  • немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

  • обозначить место падения, бросив плавающие предметы;

  • сообщить о происшествии капитану судна;

  • четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

В процессе водного или морского путешествия у кого-то из пассажиров могут возникнуть при укачивании признаки морской болезни (головная боль, холодный пот, тошнота, рвота). В этом случае нужно знать, что необходим приток воздуха, избегать пребывания на солнце, пить очень мало, при отсутствии аппетита употреблять небольшое количество пищи каждый час и при необходимости обратиться за медицинской помощью.

Знание и умение выполнять основные требования по обеспечению безопасности пассажира или туриста на водном транспорте позволят избежать беды, сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям.

Памятка безопасности для пассажиров, пользующихся услугами перевозки внутренним водным транспортом

Обращаем внимание: Законодательство Российской Федерации допускает осуществление возмездных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом только на судах, зарегистрированных в ФАУ «Российский речной регистр» на основании лицензии, выданной юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю.

Судоводители маломерных судов (судов, длина которых не превышает двадцати метров, а количество людей на борту — двенадцати, зарегистрированных в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, используемых владельцами в личных целях) в соответствии с законодательством не имеют права оказывать возмездные услуги по перевозке пассажиров с использованием маломерного судна.

Не рекомендуется пользование услугами перевозки судами, не имеющими регистрации в уполномоченном органе (регистрация судна осуществляется ФАУ «Российский речной регистр» либо ГИМС МЧС России).  Данные суда  выпадают из поля зрения контролирующих и надзорных органов и могут представлять опасность для жизни и здоровья пассажиров. Как правило, в подобных случаях судоводители не имеют документов на судно, не имеют право на управление судном, не заботятся о техническом состоянии судна и обеспечении его противопожарными, спасательными и иными средствами.

Гражданам, пользующимся водным транспортом, необходимо знать:

Водное транспортное средство должно иметь:

— свидетельства о праве собственности на судно, о годности судна к плаванию;

— документы, подтверждающие  прохождение его технического освидетельствования (очередного, ежегодного, внеочередного);

— иные судовые документы, перечень которых установлен ст.14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Кроме того, судоводитель в случае оказания возмездных услуг по перевозке внутренним водным транспортом должен иметь соответствующую лицензию (сведения о регистрации судовладельцев в качестве индивидуальных предпринимателей либо юридических лиц, а судоводителя — в качестве индивидуального предпринимателя, либо наличие между судовладельцем и судоводителем гражданско-правового либо трудового соглашения).

При осуществлении посадки на суда внутреннего водного транспорта пассажирам следует, прежде всего,визуально убедиться в наличии на судах противопожарных и спасательных средств (спасательных жилетов, кругов, плотов, шлюпок в зависимости от вида судна). Кроме того, по возможности следует убедиться в наличии средств радиосвязи и навигации, сигнальных средств, эвакуационных выходов, аптечки, а также  уточнить сведения о маршруте, используемом судоводителем при перевозке.

Во всех случаях выявления лиц, оказывающих услуги по перевозке граждан на судах, имеющих конструктивные особенности или не имеющих соответствующей лицензии, а также обо всех случаях оказания некачественных услуг на водном, воздушном и железнодорожном транспорте необходимо информировать правоохранительные органы.


Многие запоминающиеся путешествия связаны с водой. Именно она придает этим поездкам заведомый настрой: расслабление, размеренность. Но вода коварна и способна стать причиной для трагедии. Соблюдая определенные правила, избежать проблем и защититься от опасностей водных прогулок достаточно легко.


Итак, вы путешествуете по воде. На каждом правильном судне присутствует инструкция, в которой описан план действий, пути эвакуации, места размещения спасательных жилетов и спасательных шлюпок на борту. Если вы таких инструкций не обнаружили, или выяснить наличие спасательных жилетов затруднительно, то лучше пассажиром этого судна не быть.


Помните, что вступая на борт судна, вы оказываетесь на территории обособленной транспортной единицы и поступаете в распоряжение капитана судна. А это значит, что вы должны безоговорочно подчиняться его указаниям или указаниям его помощника, и соблюдать дисциплинарные обязанности, которые прописаны на судне. Ваше путешествие зависит от того, как капитан организует плавание.


После того, как вы расположились в каюте, внимательно ознакомьтесь с инструкциями, посвященными безопасности судна и его пассажиров. Проверьте наличие спасательного жилета и его пригодность. Спасательные жилеты размещают в ящиках под спальными местами, в шкафах или на полках в каюте. Прочтите информацию о спасательном жилете, нормах и требованиях к этому изделию заранее, а ни когда случится авария.


Если на борту судна возникла чрезвычайная ситуация, четко выполняйте указания капитана, его помощников и экипажа судна, избегайте паники. Воспользуйтесь спасательным жилетом. При необходимости эвакуации первыми покидают борт дети, женщины, больные или раненные люди.


Каждое судно укомплектовано спасательными кругами. Спасательный круг – это средство оказания помощи утопающему. Он изготовлен из твердых, прочных материалов, которые не тонут, и чаще всего имеет форму бублика. На круге закреплён специальный трос, называемый леером. Если вы увидели человека за бортом, немедленно сообщите об этом капитану судна (громкий выкрик “человек за бортом!” передается от человека к человеку) и бросьте спасательный круг на воду.


Берегите себя и своих близких.


Территориальный отдел по Курортному району


УГЗ ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу

  • Ошибки официантов при обслуживании
  • Ошибки парсинга документа см консоль blender
  • Ошибки официально делового стиля примеры
  • Ошибки парней на свидании
  • Ошибки отчетного года выявленные до конца отчетного года исправляются