Ошибки при чтении корана

اللَّحْنُ في تِلاوة القران الكريم

(явные и скрытые ошибки в Чтении Корана)

 

Продолжим оставаться на первой строке из главы «Таджвид», где имам Аль-Джазари говорит:

«Держаться таджвида (в Чтении Корана) совершенно необходимо ***  Тот, кто неправильно читает Коран — грешник.

*

В свете этой строки поговорим об ошибках произношения в Чтении Корана, так называемых: ألحان (во множ.ч.) или: لحن (в един.ч.)

     اللحن в арабском языке означает: отступление, уклонение от правильного.

     В терминологии таджвида اللحن означает: ошибку в Чтении Корана.

Ошибки в Чтении Корана подразделяются на 2 вида:

 1явная ошибка (اللحن الجلي)           2скрытая ошибка (اللحن الخفي)

     1явная ошибка (اللحن الجلي): это такая ошибка в произношении, которая меняет смысл или меняет окончание слова и — как следствие — его место среди членов предложения (إعراب). Например:

произносят: (أنعمتُ عليهم) вместо: {أنعمتَ} — разве не меняется смысл?!    или: (فكسَّركم) вместо: {فكثَّركم}

    Понимаете теперь, почему учёные назвали такую ошибку явной? Потому что все мусульмане замечают её.

    Или, например: (بسم اللهُ الرحمنَ الرحيم) — смысл здесь не меняется, но из-за изменения окончаний слов меняется их среди членов предложения (إعراب).

   2скрытая ошибка (اللحن الخفي): это такая ошибка в произношении, которая нарушает его полноту и совершенство, но не выводит его из своих пределов. Например:. Если кто-то не протянул мадд на нужную длину, то разве смысл слова или аята от этого нарушился? Нет, конечно. Но чтение этого слова было было передано от Пророка  именно с добавочной длиной мадда на букве و . Если кто-то прочитал этот мадд коротким, то говорим про этого человека, что он проигнорировал некоторые правила произношения в этой букве, некоторые украшающие свойства. Или: — мы знаем, что буква ن должна быть прочитана здесь с сокрытием перед буквой ف . Но, если кто-то прочитал её ясным чтением, то разве это изменило смысл слова? Нет. Но человек сократил полноту тех свойств, которыми обладает эта буква.

    В чтении, принимаемом от шейха для получения разрешения на обучение Корану (الإجازة) должны отсутствовать оба вида ошибок.

Все учёные единодушны в том, что намаз нарушается, если при его чтении намеренно изменить даже одно слово Корана и исказить смысл. Исключением является восхваление Аллаха с помощью другой фразы, но подобные попытки порицаемы. Ошибки при чтении Корана называются заллятуль-кария.

У ханафитов существует две точки зрения. Одно мнение принадлежит учёным-мутакаддимун, которое считается рациональным. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Второе мнение принадлежит учёным-мутааххирин, которое удобно для практического применения (Ибн Абидин, 1 / 589—593; аз-Зухайли, 2 / 20; Бильмен, стр. 217).

Напомним, что алимов, живших и работавших в период до середины XI столетия, называют мутакаддимун. Учёных более позднего времени, которые толковали предписания Ислама с учётом изменившихся реалий и развития общества, называют мутааххирун (пришедшие после).

Период учёных-мутакаддимун

По их мнению, намаз нарушают:

1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.

2. Чтение того, чего нет в Коране.

3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов. Например, вместо «Хазаль гураб» (это ворона) прочитать «Хазаль губар» (это пыль).

4. Произнесение слов, которых нет в Коране, и которые не имеют значения. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое не имеет смысловой нагрузки.

По мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, не нарушает намаз употребление слов, которые похожи на имеющиеся в Коране, однако далеки от истинного смысла и при этом не сильно меняют значение фразы. Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается из-за трудности чтения Корана. Поэтому существует общее мнение и фетва исламских алимов о позволительности такого чтения.

Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но которое не искажает смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз не нарушается. Однако Абу Юсуф утверждал обратное: например, если вместо слова «каввамин» прочитать «каййамин».

Поэтому Абу Ханифа и имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы значению коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, и не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Имам Абу Юсуф в качестве критерия рассматривает наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Намаз не нарушается, если в тексте Священной Книги есть похожее высказывание, даже если сильно изменился смысл. Но если в Коране нет схожего значения и смысл сильно не изменился, то намаз нарушается.

Период учёных-мутааххирун

Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило затруднения в чтении аятов Корана. Исходя из не лёгкости произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие, неправильного чтения Корана, учёные-мутааххирун разработали следующие правила:

1. Ошибка ираба (правила чтения арабских текстов) не нарушает намаз. Не важно, носит произнесённая фраза еретический характер или нет, ведь большинство людей плохо различают ираба Корана. Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые читают «Ибрахими» с окончанием «и», а некоторые — «у». В таком случае аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно.

2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, то намаз не нарушается, если между звуками существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» — «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» — «фатхун гариб».

3. Если можно без затруднений различить две буквы, то намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» — «Аллаху ахат».

4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-Сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-Сирата».

5. Если между двумя буквами нет единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» — «зей» или вместо «зал» — «за», вместо «сад» — «син», вместо «та» — «те».

Например, намаз не нарушается, если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал». Но люди, которые могут читать по-арабски как положено, не должны относиться к этому беспечно. Ведь преднамеренно неправильное произнесение нарушает намаз.

6. Намаз не нарушается, если букву с шаддой (двойную) по ошибке прочитать без шадды, длинную огласовку — коротко, где нужно сделать «идгам» — позабыть про него, а где не нужно — прочитать с идгам. Например, если слово «иййака» прочитать «ийака». Также намаз не нарушается, если звонкую букву прочитать, как глухую, и наоборот, ибо такая ошибка встречается у многих людей.

7. Не нарушается намаз, если к слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, в тексте Священной книги нет артикля «ас» перед словом «ас-Сыратальллязина». Но так как он не искажает смысла, то не влияет на выполнение богослужения.

8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову. Например, «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать сакта (остановку).

9. Если во время намаза при чтении Корана сделать остановку, например, в слове «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или рассеянности, то, по мнению большинства учёных, это не влияет на намаз. Ибо забывчивость или необходимость набрать воздуха присущи людям. Например, богослужение не нарушается, если из-за нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить рукуу.

10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву и при этом смысл не изменился, то намаз считается действительным. Например, если вместо «Йадхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). Однако некоторые учёные утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.

11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, которая входит в состав корня слова и меняе общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».

Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но при этом меняется смысл, намаз считается фасыд. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ закара аль-унса».

Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но из-за допущенной ошибки смысл не меняется, то намаз не нарушается. К примеру, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».

12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, не изменяющее основной смысл, то богослужение не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что чистота молитвы нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий знает, что смысл искажается, но продолжает совершать ошибку, его намаз нарушается. Но если залля произошло из-за запинки при чтении или вследствие желания красиво прочитать фразу, намаз не считается нарушенным.

13. Намаз не нарушается, если при чтении Корана по ошибке добавить или пропустить одно слово; пропустить одну букву в слове, само слово или прочитать букву раньше или позже, не исказив смысл аята. Также намаз не нарушается, если слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и вы прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» — «инфаражат», вместо «Авваб» — «Аййаб». До тех пор, пока не изменится основной смысл, подобное чтение намаз не нарушает.

Если по ошибке присоединённое слово не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).

Намаз нарушается, если прибавленное слово можно найти в Коране, но в контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию). Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» («Кто уверует в Аллаха и в Судный День, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды») прибавить слово «кафара» («будет неверным»), то смысл аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.

Если в результате замены слов не искажается значение фразы, то намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается. Например, если в аяте «Ведь будут праведники в благодати, а грешники — гореть в Огне» слово «джахим» (ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) — в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.

14. Также намаз нарушается, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам — дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса — сын Лукмана), ибо пророк Иса (алейхиссалям) появился на свет без отца. Поэтому приведённая выше ошибочная фраза не соответствует тексту Корана.

15. Если кто-то из-за дефекта речи вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить максимум усилий, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более лёгкие для них аяты.

Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-hамду» или вместо «куль hуваллаху ахад» — «кюль hуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твёрдые согласные, пусть обязательно работает над произношением. Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьёзные фонетические ошибки, то может совершить это богослужение заново.

По мнению шафиитов и ханбалитов, любые залля при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно и смысл аята изменился, то нарушается намаз имама и джамаата. Если кто-то нарочно или случайно прочитал «Фатиху» с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, получает намаз батыл (искаженный). Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, согласно мазхабам Шафии и Ханбали, чтение «Фатихи» во время богослужения считается фардом (Ибн Кудама, «Аль-Мугни», 2 / 198; Аз-Зухайли, 2 / 21; Бильмен, стр. 221).

Ошибки в чтении

При чтении можно ошибиться насчет пяти вещей[1][2]:

1) Иʼраб (здесь: окончания слов) и огласовки (харакат).
2) Буквы (хуруф).
3) Слова (калимат).
4) Предложения (джумаль уаль-аят).
5) Паузы (вукуф).

1. Ошибки в иʼрабе и харакатах.

Это относится к случаям, когда человек читает вместо кясры дамму или фатху вместо даммы и т. п. Сюда же относится чтение сдвоенного звука (мушаддад) без удвоения, как один звук, или растягивание произнесения звука дольше, чем следует.

Согласно ранним ученым, любая ошибка, приводящая к изменению смысла аята на такой, который может вывести из Ислама, – нарушает намаз.

Согласно поздним ученым, таким как Мухаммад ибн Мукатиль, Мухаммад ибн Салям, Исмаʼиль аз-Захид, Абу Бакр ибн Саʼид аль-Бальхи, аль-Хиндуани, ибн аль-Фадль и аль-Хальвани (да помилует их всех Аллах), если человек ошибается в иʼрабе или харакате, это не нарушает намаз. И это предпочитаемое мнение[3].

Если же человек намеренно читает так, что смысл искажается неприемлемым образом, то его намаз нарушается. А такое чтение может вывести его из Ислама (то есть это может быть куфр)[4].

2. Ошибки в буквах (хуруф).

Сюда относится:

  • Изменение буквы.
  • Добавление буквы.
  • Пропуск буквы.
  • Соединение букв.
  • Неправильный порядок букв[5].

Изменение буквы:

Изменение буквы не нарушает намаз, если это не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает إنَّ الْمُسْلِمُونَ вместо إنَّ الْمُسْلِمِينَ, то его намаз не нарушается.  Точно так же, если кто-то прочитал انْفَرَجَتْ вместо انْفَجَرَتْ или إيَابٌ вместо أَوَّابٌ, то даже в этом случае его намаз остается действительным[6].

Если же буква, прочитанная по ошибке, близка по звучанию к букве, которая там должна быть, и между ними не очень большие различия, то такая ошибка не нарушает намаз. Например, если кто-то прочитал «син» (س) вместо «сод» (ص), или «за» (الظَّاء) вместо «дад» (الضَّادِ), или «то» (الطَّاءِ) in вместо «та» (التَّاء), то все эти ошибки не нарушат его намаз, если только в итоге смысл не меняется на неприемлемый.

Если же буква заменена на такую, которая на нее не похожа и которую легко отличить от первой, то это нарушает намаз. Например, если человек читает слово الطَّالِحَاتِ вместо الصَّالِحَاتِ, то намаз нарушается, поскольку смысл серьезно поменялся[7].

Добавление букв:

Если к слову прибавлена буква, то это не нарушает намаз, если не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает وَانْهَى عن الْمُنْكَرِ вместо وَانْهَ عن الْمُنْكَرِ то это не нарушает намаз, так как в значении нет бессмыслицы и нет канонической неприемлемости[8].

Пропуск букв:

Если буква пропущена, но смысл не поменялся, то намаз будет действителен. Например, если человек прочитал وَلَقَدْ جَاءَهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ вместо وَلَقَدْ جَاءتهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ то намаз остается действительным.  Однако, если человек прочитал فما لهم يُؤْمِنُونَ вместо فما لهم لا يُؤْمِنُونَ , то, из-за радикального изменения смысла, намаз нарушается[9].

Соединение букв:

Соединение букв разных слов не нарушает намаз. Например, если «кяф» присоединен в чтении к «нун» в إيَّاكَ نَعْبُدُ , то есть человек читает  إيَّا كَنَعْبُد , то это не нарушает намаз[10]. 

Неправильный порядок букв:

Неправильный порядок букв, приводящий к изменению значения слова из Корана (и этого слова нет в Коране), согласно всем ученым, нарушает намаз. Например, если некто прочитал قوسرة  вместо قسورة или عفص вместо عصف , то намаз нарушается[11].

Подытожим: ошибка в буквах, изменяющая смысл на неприемлемый, нарушает намаз.

3. Ошибки в словах[12].

Если слово, прочитанное по ошибке, идентично правильному слову по контексту и встречается в Коране, то, согласно общему мнению ученых, намаз не нарушается. Пример: человек прочитал طعام الفاجر вместо طعام الأثيم [13].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом и встречается в Коране в другом месте, то намаз также не нарушается. Например, если человек прочитал вместо الْعَلِيمِ, или السميع  вместо البصير , или خبيرا вместо بصيرا, то во всех этих случаях намаз не нарушается[14].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом, но в Коране не встречается, то, согласно имаму Абу Ханифе и имаму Мухаммаду (да помилует Аллах их обоих), намаз все равно не нарушается. Согласно же имаму Абу Юсуфу, такой намаз становится недействительным. Здесь предпочитается мнение имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Пример: человек читает تجحدان вместо  تُكَذّبَانِ или لا شك فيه вместо  لاَ رَيْبَ فِيهِ[15]. 

Если человек добавил слово к тексту Корана и добавленное слово встречается в Коране, но его добавление изменяет смысл, то это нарушает намаз. Например, если некто прочитал: وَاَلَّذِينَ آمَنُوا وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ وَرُسُلِهِ أُولَئِكَ هُمْ الصِّدِّيقُونَ , куда добавил слова وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ, то такая ошибка нарушит намаз, поскольку смысл поменялся.

Аналогично этому, если в аят добавили слово, которое не встречается в Коране, то это также нарушает намаз. Например, если человек прочитал إنَّمَا نُمْلِي لهم لِيَزْدَادُوا إثْمًا وَإِجْمَالًا  , добавив слово وَإِجْمَالًا , то его намаз нарушится.

Если добавленное слово не меняет смысла и встречается в Коране, то намаз не нарушается. Например, чтение إنَّ اللَّهَ كان بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا не нарушает намаз.

Если добавленное слово не меняет смысла, однако слово не встречается в Коране, то намаз опять же не нарушается. Например, если человек добавил слово  وَتُفَّاحٌ в следующий аят فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَتُفَّاحٌ وَرُمَّانٌ[16].

Повтор слова, который не меняет смысла, не нарушает намаз. Тем не менее, если повторение слов меняет смысл аята, то намаз не действителен. Например, чтение رَبِّرَبِّ الْعَالَمِينَ    или  مَالِكِ مَالِكِ يَوْمِ  нарушает намаз[17].

Перестановка слов нарушит намаз только в том случае, если смысл поменялся. Если человек прочитал زَفِير و لهم فيها ٌَشَهِيقٌ , то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся. Однако если человек прочитал إنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي جَحِيمٍ وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي نَعِيمٍ , то его намаз не действителен, так как из-за перестановки слов смысл поменялся на противоположный и полностью не соответствующий действительности[18].

4. Ошибки в предложениях.

Если человек прочитал аяты из разных мест Корана один за другим, делая между ними паузы, то это не нарушит намаз. Например, чтение следующих аятов друг за другом с остановкой между ними намаз не нарушает:

وَالْعَصْرِ……إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ ….. إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ…… أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ

Несмотря на то что последний аят не сочетается с предыдущим, намаз все равно остается действительным, потому что между аятами была пауза[19].  

Если же человек читает аяты непоследовательно, не выдерживая между ними паузу, намаз нарушается, если два аята не сочетаются друг с другом. Например, если человек прочитал: إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَزَاءً الْحُسْنَى вместо كانت لهم جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا , это не нарушит намаз, так как смысл кардинально не поменялся. Однако же, если человек прочитал إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ, его намаз нарушится[20].

5. Ошибки в паузах.

Если человек делает паузу там, где ее быть не должно, или начинает читать с того места, откуда не начинают чтение, то, пока смысл остается прежним, намаз действителен. Например, если человек читает إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ , затем делает паузу и продолжает чтение: أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ, то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся.

Если человек не выдерживает паузу там, где должен, например, после слов  أَصْحَابِ النَّارِ , и объединяет эти слова с الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ , то, хотя намаз такое чтение не нарушает, это считается нежелательным.

Если же из-за паузы не в том месте смысл поменялся, намаз по-прежнему останется действительным. Например, если человек прочитал  شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إلَهَ , затем сделал паузу и продолжил إلَّا هو, то намаз не нарушится, хотя смысл изменился[21].

Вывод:

Ошибки в огласовках не нарушают намаз, вне зависимости от того, насколько серьезна ошибка. Ошибка в букве, из-за которой смысл поменялся на неправильный, нарушает намаз. Ошибки в словах нарушают намаз, если смысл кардинально поменялся и слово не встречается в Коране. Аналогичным образом, добавление слова, вне зависимости от того, встречается оно в Коране или нет, нарушает намаз, если смысл поменялся на неприемлемый. Повтор и перестановка слов нарушают намаз, только если смысл стал неправильным. Чтение аятов непоследовательно и без пауз между ними нарушает намаз, если смысл двух аятов не сочетается друг с другом. Другие ошибки намаз не нарушают.

Тем не менее, если человек допустил ошибку, которая могла бы нарушить намаз, однако сразу же поправил себя, намаз не нарушается[22].

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

Коран

Вопрос :

Я только недавно начал учиться читать Коран, и еще не знаю всех правил. Если при чтении я буду допускать ошибки, будет ли это считаться грехом?

Ответ:

Как и во всех видах поклонения, в чтении Корана тоже существуют свои основы и правила. Однако Аллах Всевышний обращает внимание на наши устремления и склонность наших сердец. Поэтому нельзя отказываться от чтения Корана, из-за ошибок в чтении, так как такой подход противоречит самому духу поклонения. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто запинается при чтении Корана, и кому трудно правильно читать, получит двойную награду» (Бухари, Муслим). Поэтому считать, что наше чтение Корана из-за имеющихся ошибок лишено милости Аллаха, является большим злом и несправедливостью.

Нашим главным делом должно стать обучение Корану и его чтение. Не обращать внимание на имеющиеся ошибки, и не искать оправданий, говоря «Если я прочту неправильно, то совершу грех», а читать, читать и читать, говоря себе: «Чем больше я буду читать Коран, тем быстрее научусь читать его правильно».

Так как оправдания никогда не закончатся, а ошибки сами по себе не исчезнут. Достаточно знать следующее: Допускать ошибки в чтении Корана, не умея хорошо читать, не является грехом! Думать, что Аллах подвергнет своих рабов мучениям за каждую ошибку, указывает на непонимание человеком Корана и непонимание Ислама. Главное стремиться научиться и прикладывать все необходимые усилия.

Несомненно, чтобы правильно читать Коран именно в том виде, как он был ниспослан, необходимо знание таджвида. Поэтому после того, как мы узнали, что такое Коран, первоочередным делом для нас должно стать изучение таджвида. Сегодня, благодаря большому количеству книг и CD дисков, изучить таджвид не представляет большого труда. Слушая аудиозаписи известнейших Коран-хафизов, можно подправить свое чтение. Главное, чтобы было желание и стремление.

В сущности, научиться чтению книги Аллаха совсем несложно, но даже если возникнут какие-то трудности, то их преодоление только увеличит получаемый от этого фейз. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самым благим из вас является тот, кто изучает Коран, и обучает ему других» (Бухари).

В другом хадисе, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто прочитает из Книги Аллаха одну букву, запишут одно доброе дело и каждое благодеяние увеличат до десяти. Я не говорю, что алиф, лам, мим – это одна буква. Алиф – буква, лам – буква, мим тоже одна буква» (Тирмизи).

Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На каждую группу людей, которая собралась в одном из домов Аллаха (т.е. в мечети) для чтения книги Аллаха и её изучения, спускается спокойствие и нисходит милость. Ее окружают ангелы, а Аллах упоминает имена собравшихся тем, кто (рядом) с Ним (т.е. ангелам)» (Муслим).

Коран – это наше всё! Мы как верующие узнаем все, что нам дорого, из Корана: религию, дуа, знание, размышление, намаз, поклонение, повеления, запреты. Поэтому стремление к изучению Корана, является для нас требованием веры.

Таджвид – это наука, изучающая правильное произношение букв и звуков, и посредством которой достигается правильное и безошибочное чтение Корана.

Подробное знание всех тонкостей науки таджвид, является фардом-кифайа, то есть коллективной обязанностью мусульман, то есть если несколько человек владеют этими знаниями, то с других эта обязанность снимается. Тогда как знание правил таджвида в объеме, необходимом для правильного чтения Корана, является фардом айн, то есть персональной обязанностью каждого из мусульман.

Поистине, Аллах не возлагает на своих рабов того, что выше их сил. Если человек из-за дефектов речи или из-за отсутствия возможности не смог изучить таджвид, то, иншАллах, он будет прощен, и не будет нести ответственности перед Всевышним. Если же человек не имел дефектов речи и имел возможность изучить таджвид, но пренебрег этим, то в этом случае этот человек будет нести ответственность перед Аллахом.

Islam-Today

Оригинал публикации: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/ne-mogu-naucitsa-citat-koran-bez-osibok-eto-greh/

images

Все ученые единодушны в том, что если при чтении в намазе намеренно изменить одно слово Корана, отчего меняется смысл, то намаз нарушается. Исключением является тот случай, если изменение связано с восхвалением Аллаха, или с целью восхваления использована другая фраза. Но в любом случае, подобные попытки порицаемы.

Ошибки при чтении Корана называются «Заллятуль-кария».

У ханафитов существует две точки зрения. Одна точка зрения принадлежит ученым «мутакаддимун», и она считается более осмотрительной. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Вторая точка зрения принадлежит ученым «мутааххирин», и она легка для практического применения967.

Ученых, которые жили и работали до середины 11 столетия, называют «мутакаддимун», а ученые более позднего периода, которые толковали предписания Ислама с учетом изменившихся условий жизни и развития общества, называют «мутааххирун» (пришедшие после).

A — Период ученых-мутакаддимун

По мнению этих ученых, следующие виды чтения нарушают намаз:

1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.

2. Чтение того, чего нет в Коране.

3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов нарушает намаз. Например, вместо «Хазаль-гураб» прочитать «Хазаль-губар», т. е. вместо «Это ворона» прочитать «Это пыль». Также нарушает намаз произнесение слов, которых нет в Коране, и которые ничего не означают. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое ничего не означает, и которого нет в Коране.

По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, употребление таких слов, которые похожи на некоторые слова в Коране, однако далеки от истинного смысла, хотя не сильно меняют значение фразы, не нарушают намаз. Но Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается, так как в большинстве это случается в силу трудности чтения текста Корана. По этому вопросу существует общее мнение о позволительности такого чтения. Вынесенная по этому поводу фетва полностью соответствует этому мнению.

Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но если при чтении не нарушается смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз не нарушается, тогда как Абу Юсуф утверждал, что нарушается. Например, если вместо слова «Каввамин» прочитать «Каййамин».

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Абу Ханифа и Имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы основному смыслу коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, если нет, – то не нарушается. Не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Что касается Имама Абу Юсуфа, он в качестве критерия берет наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Если есть в Коране что-либо похожее, то, даже если сильно изменился смысл, намаз не нарушается, если в Коране нет ничего похожего, и при этом смысл сильно не изменился, то намаз, в любом случае, нарушается.

Б — Период ученых-мутааххирин

Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило множество проблем, связанных с произношением букв и правилами чтения аятов Корана. Исходя из трудности произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие этого, неправильного чтения Корана, ученые-мутааххирин разработали следующие правила:

1. Ошибка и’раба968 при чтении не нарушает намаз, и при этом не имеет значения, носит произнесенная фраза еретический характер или нет, так как большинство людей не могут различить правил ираба Корана.
Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые «Ибрахими» читают с окончанием «и», а некоторые – «у» (т. е. «Ибрахиму»). При таком чтении этот аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно. Так же получается, когда вместо «на’буду» (мы будем поклоняться) читают «на’биду».

2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, исходят из того, что, если между этими буквами существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «Фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» – «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» – «фатхун гариб».

3. Если можно без всяких затруднений отличить две буквы, то в этом случае намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» – «Аллаху ахат».

4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, так как это не по силам большинству людей, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-сирата».

5. Если между двумя буквами нет никакого единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» – «зей» или вместо «зал» – «за». Также, если прочитать вместо «сад» букву «син», вместо «та» – «те».

Например, если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал», намаз не нарушается. Наряду с этим, существуют и другие взгляды. Но те люди, которые могут читать эти буквы как положено, не должны относиться к этому беспечно. Не стоит забывать, что преднамеренно неправильное произнесение букв нарушает намаз.

6. Если букву с «шаддой» (двойную) по ошибке прочитать без «шадды», длинную огласовку прочитать коротко, где нужно сделать «идгам» – не сделать, где не нужно – прочитать с «идгам», в этих случаях намаз не нарушается969. Как, например, если слово «иййака» прочитать «ийака».

Также обстоит дело, если звонкую букву прочитать, как глухую, а глухую – как звонкую, так как это встречается у большинства людей.

7. Не нарушается намаз, если к какому-либо слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, артикля «ас» перед словом «ас-сыратальлязина» в тексте Корана нет, но так как этот артикль смысла не меняет, то намаз не нарушается.

8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову, например «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать «сакта»970.

9. Если при чтении Корана во время выполнения намаза сделать остановку, например, вместо слова «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или из-за того, что забыли аят и перешли к другому, по мнению большинства ученых, намаз не нарушается. Так как забывчивость или необходимость набрать воздуха в легкие присущи всем людям. Например, если по причине нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить руку’, намаз не нарушается.

10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву, и при этом смысл аята не изменился, намаз считается действительным. Например, если вместо «Йудхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (Воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). В этом примере ответ на клятву опять дан в клятвенной форме. Однако некоторые ученые утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.

11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, и если эта буква входит в состав корня этого слова, в результате чего меняется общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».

Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но из-за того, что ее пропустили, меняется смысл, намаз считается фасид. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ-закара аль-унса».

Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но вследствие того, что ее пропустили, смысл не меняется, намаз не нарушается. Как в случае, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».

12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, но это не меняет основной смысл, намаз не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что намаз нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий подобным образом знает, что такое чтение меняет смысл, но он намеренно продолжает так читать, его намаз нарушается. Но если это произошло из-за запинки при чтении или же от желания красиво прочитать эту фразу, намаз не считается нарушенным.

13. Намаз не нарушается, если при чтении какого-либо аята по ошибке добавить одно слово или пропустить одно слово; пропустить одну букву какого-либо слова, какое-то слово или букву прочитать раньше или позже, и при этом не меняется основной смысл аята. Также намаз не нарушается, если какое-то слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» прочитали «инфаражат», вместо «Авваб» прочитать «Аййаб». До тех пор пока не изменится основной смысл, прочтение подобного рода намаз не нарушает.

Если слово, по ошибке присоединенное к аяту, не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).

Если прибавленное слово даже можно найти в Коране, но в данном контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию), то намаз нарушается. Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (Кто уверует в Аллаха и в Судный день, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл этого аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.

Если в результате замены слов не изменится значение высказывания, намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается.

Например, если в аяте:

. إِنَّ الْ أَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ. وَ إِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ

«Ведь будут праведники в благодати, а грешникам – гореть в Огне» слово «джахим» (Ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) – в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.

14. Также намаз нарушается в том случае, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию родословной. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам – дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса – сын Лукмана), то намаз нарушается, ибо всем известно, пророк Иса появился на свет без отца. Поэтому приведенная выше ошибочная фраза не соответствует положениям Корана.

15. Если кто-то, по причине дефекта речи, вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить все усилия, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более легкие с точки зрения произношения аяты. Таких людей можно отнести к разряду неграмотных людей.

Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-хемду» или вместо «куль хуваллаху ахад» – «кюль хуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твердые согласные, ему нужно обязательно поработать над произношением.

Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьезные ошибки в произношении, ему разрешается этот намаз совершить заново.

По мнению шафиитов и ханбалитов, любые ошибки при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно, и смысл аята изменился, то нарушается, как намаз имама, так и джамаата. Если кто-то прочитал Фатиху с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, – намеренно он сделал это или случайно, его намаз становится батыл. Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, по этим мазхабам, чтение Фатихи во время выполнения намаза считается фардом971.

967 Ибн Абидин, 1/589-593; аз-Зухайли, 2/20; Бильмен, стр. 217.

968 И’раб – правила правильного чтения арабских текстов.

969 Все эти правила изучаются в разделе науки искусства правильного чтения Корана, называемго «таджвид».

970 «Сакта» – при чтении делать остановку.

971 ибн Кудама, аль-Мугни, 2/198; аз-Зухайли, 2/21; Бильмен, стр. 221.

[Энциклопедия норм и правил Ислама,стр.375-381]

  • Ошибки приборной панели бмв е36
  • Ошибки при черчении отрезков
  • Ошибки приборной панели w124
  • Ошибки при черенковании хвойных
  • Ошибки приборной панели sprinter