Ошибки при чтении стихов

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по технике чтения

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  • слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Чтение прозы и стихов

Проза: Чтение прозы. Разговорный тон.
Стихи: Чтение стихов. 
Недостатки при чтении стихов: скандирование и отбивание рифмы. Уничтожение этих недостатков.
Общие замечания о чтении прозы и стихов.

Проза

Первое необходимейшее условие при устной передаче прозы следующее: прозу следует говорить, а не читать, а для этого устно передавать произведения, написанные прозой, следует в разговорном тоне.

Но в обыкновенном разговорном языке многих людей встречается масса недостатков: неверные ударения, проглатывания звуков и слов, неправильное выговаривание отдельных звуков, скороговорка или замедление речи и т.п. неправильные произношения. Разговорный тон в устной передаче должен быть чужд этих недостатков. Говорить прозу нужно литературно выработанным языком образованных людей; нужно говорить отчетливо, просто и естественно, но не вульгарно.

С технической стороны разговорный тон устной передачи должен отличаться от обыкновенного разговорного тона тем, что он должен быть громче и живее: громче для того, чтобы быть отчетливо слышным, живее, чтобы замаскировать чтение, чтобы показать, что мы действительно говорим, рассказываем, а не читаем.

Стихи

При устной передаче стихов является вопрос: следует ли стихи говорить или декламировать, в том неверном значении, которое получило это слово, т.е. читать певуче, напыщенно, с напускным пафосом и с театральными жестами.

Что касается последнего, т.е. декламирования в том значении этого слова, которое мы привели здесь, то подобное чтение стихов совершенно не должно иметь места в устной передаче, желая возбудить смех.

Стихи точно так же, как и прозу, следует говорить, а не читать; но говорить, всё-таки не так, как прозу. Основной тон стихов должен быть более возвышенный, более благородный и изящный, чем тон прозы.

Затем, стихи имеют размер и рифму, которые излишне особенно стараться уничтожать для слуха; но никоим образом также их не следует делать особенно заметными. Последнее встречается очень часто у многих при чтении стихов в виде скандирования или подчеркивания такта и отбивания рифмы (делания ударения на рифмах). Подобное чтение стихов бессмысленно и производит крайне неприятное впечатление.

Чтобы отвыкнуть от скандирования стихов, нужно читать их, следуя правилам логического тонирования прозы: нужно делать ударения только логические, т.е. произносить с особым усилением только те слова, в которых скрывается особый смысл предложения; стихотворные же ударения нужно совершенно выпускать.

Отбивание рифм происходит от дурной привычки останавливаться в конце каждого стиха, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы остановки делать только там, где того требует логический смысл, т.е. на знаках препинания.

Полезно для того, чтобы отвыкнуть от скандирования и отбивания рифмы, читать многостопные, трудные для чтения белые стихи, а также басни. Последнее, т.е. чтение басен, также полезно для того, чтобы отвыкнуть от певучего чтения. Навряд ли кто-нибудь станет рассказывать декламаторским полупением о том, как «Осёл увидел соловья», или о том, как «Мартышка, в зеркале увидев образ свой, тихохонько медведя толк ногой».

Читать стихи и прозу можно или сидя, или стоя, по книге или наизусть. Стихи лучше читать стоя и наизусть, более крупные поэтические произведения удобнее читать по книге и сидя.

Но читают ли сидя или стоя, наизусть или по книге, так или иначе, но устная передача не должна ограничиваться одним только логическим тонированием, — нужно постоянно применять и тонирование художественное. Устная передача не должна быть спокойным, холодным, логическим речитативом, но каждому чувству, ощущению и т.д., встречающемуся в читаемом произведении, нужно придавать свойственную ему окраску. При устной передаче эпической поэзии окраски эти должны быть очень умерены, они должны быть только оттенены; при лирической передаче, где чтец выражает все чувства и ощущения как свои собственные, им прочувствованные, там окраски этих чувств и ощущений должны быть более ярки; при драматической, когда чтец весь переходит в другое лицо со всеми его чувствами, там эти окраски должны быть выражены в полной своей силе. Об этом, впрочем, подробнее будет сказано дальше.

Но при самых сильных выражениях страстей и чувств чтец должен быть всё-таки более умерен в силе и яркости окраски, чем артист на сцене. При устной передаче полной иллюзии для слушателя не может быть, поэтому чтецу совершенно излишне чересчур бесноваться в выражении, например, в ревности Отелло, так как он никогда не заставит слушателя вообразить, что перед ним стоит действительно мавр Отелло, который действительно охвачен чувством ревности к своей Дездемоне, и т.д.

Поэтому в устной передаче, даже и драматической, хотя и требуются сильные, подходящие окраски тона, но всё-таки не в той почти естественной силе, в какой они проявляются на сцене, где действительно, при помощи костюмов, декораций, гримировки и т.д., слушатель может и должен при художественной игре поддаться иллюзии.

По этой же причине при чтении (на сцене, — прим. ред.) не должны иметь места ни телодвижения, ни жесты. Вся игра, вся выразительность, всё индивидуализирование в устной передаче должно исходить только в изменениях интонаций голоса и в соответствующих выражениях лица. 

Из книги М. Бродовского «Руководство к выразительному чтению». Глава 20. 1904 г.

Шутка сказать — прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?

О. Мандельштам

Считается, что есть две манеры исполнения стихов — «актёрская» и «авторская». Это различие известно по крайней мере с XIX века и не только в России. Ю. Н. Тынянов называл эти манеры фразирующей, где интерес декламатора сосредоточен на содержании, и тактирующей, следующей прежде всего ритму стихотворения. Создаётся видимость, что передать и то и другое вместе не получается. Актёр, разыгрывающий стихотворение как роль, переживающий, инсценирующий его, подчиняет чтение смысловому и эмоциональному движению, разрушая сковывающий его стихотворный ритм, мелодику стиха. Чтение же поэтом собственных стихов часто кажется публике монотонным, невыразительным и заунывным.

Актёр Сергей Безруков читает стихотворение Лермонтова «Валери́к»

Иосиф Бродский читает своё стихотворение «Письма римскому другу»

Найдутся любители и той и другой манеры, которые сойдутся на том, что это дело вкуса. Многие современные молодые авторы сами тяготеют к эмоциональному, «актёрскому» чтению. Авторы недавно вышедшей увесистой, но спорной книги «Поэзия. Учебник» (М.: ОГИ, 2016), говоря о способах чтения стихов вслух, не отдают предпочтения какому-либо из них, ограничиваясь замечанием, что сами поэты часто недовольны актёрским чтением.

Между тем, поднявший эту проблему на теоретическом уровне ещё в 1923 году Б. Н. Эйхенбаум настаивал на невозможности компромисса, сглаживания противоречия между двумя указанными способами чтения. Он пишет о своём впечатлении от декламации Блока в 1910 году:

«Блок читал свое стихотворение “На смерть Комиссаржевской” (“Пришла порою полуночной”) — и я впервые не испытывал чувства неловкости, смущения и стыда, которое неизменно вызывали во мне все “выразительные” декламаторы. Блок читал глухо, монотонно, как-то отдельными словами, ровно, делая паузы только после концов строк. Но благодаря этому я воспринимал текст стихотворения и переживал его так, как мне хотелось. Я чувствовал, что стихотворение мне подается, а не разыгрывается. Чтец мне помогал, а не мешал, как актер со своими “переживаниями”, — я слышал слова стихотворения и его движения. Надо мной не совершалось насилия и обмана, потому что не совершалось насилия над самим стихотворением. Впечатление было настолько сильное, что с тех пор я стал предпочитать “неумелую” декламацию поэтов разработанной и уснащенной театральными приемами декламации актеров. Тогда же стал меня беспокоить и сам вопрос о произнесении стихов».

О камерной декламации

Самый очевидный и удобный для фиксирования момент расхождения «актёрской» и «авторской» систем чтения — это отношение к паузе в конце строки.

«Стиховая пауза в конце каждого стиха не похожа ни на один вид паузы, известный прозе. Она и не синтаксическая, которая членит поток речи на отдельные группы (синтагмы), отделяя, например, главное предложение от придаточных; не экспрессивная, выражающая эмоцию (Он сыграл этот прелюд… великолепно!), и не пауза хезитации (колебания), когда говорящий делает остановку, подыскивая нужное слово (хотя она и совпадает часто то с одной, то с другой). В стихах пауза на конце строк иррациональна, она не связана ни со смыслом, ни с грамматикой фразы. Она — сама по себе — бессмысленна. Это — асемантическая пауза. Особенно это очевидно в случае анжамбемана, переноса, когда нарушается логико-синтаксическое единство фразы1«.

Е. Невзглядова. Уменье чувствовать и мыслить нараспев (2009)

Актёр эту паузу просто игнорирует, если она идёт вразрез с синтаксисом фразы, тогда как для поэта она имеет чрезвычайно важное значение — именно строковая пауза создаёт особую стиховую интонацию, отличающую стих от прозы. Удивительно, но в театральных училищах этому не учат, как отмечает (бурно, по своему обыкновению) режиссёр К. Богомолов2:

Фрагмент лекции «Что делать и кто виноват. Разговор о театре». Телеканал «Дождь». 2016.

«Актёрское» чтение кроме того отличается чрезмерной эмоциональностью, «переживанием», звукоподражанием:

«Я помню несколько актерских чтений. Один, читая пушкинских “Бесов” (“Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вот — теперь в овраг толкает Одичалого коня…”), надувал щеки, пыхтел и чуть ли не плевался; другой читал мандельштамовские стихи “Мне Тифлис горбатый снится…” с кавказским акцентом, изображая подвыпившего грузина; в стихах “За гремучую доблесть грядущих веков” — так гремел, исходя гражданским гневом, что казалось, вот-вот закачаются люстры в зале филармонии, где это происходило, а в словах: “Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первозданной красе” — смаковал глухие согласные (“песцы”) таким шипящим, свистящим шепотом, с такой осязаемой чувственностью, как будто ощупывал мех в комиссионной лавке».

Е. Невзглядова

При этом, если ритм может где-то соблюдаться, где-то нет, в зависимости от того, как на него ложится актёрская (смысловая, психологическая) интерпретация стихотворения (т. е. про ритм актёр в принципе знает, о чём и говорит Богомолов), то особая стиховая интонация, не речевая, не повествовательная, а напевная, монотонная, неадресованная, не считается чем-то неотъемлемым от стихотворения, воспринимается всего лишь как «авторская» манера чтения, не более. Между тем, «парадокс заключается в том, что мы слышим наполненную сложным смыслом воображаемую интонацию, инспирированную душевным движением, только тогда, когда читаем текст монотонно, невыразительно, то есть приглушая или вовсе отставляя интонацию фразовую» (Е. Невзглядова).

Для слушателя с развитым поэтическим слухом «актёрское» чтение (подобное приведённому выше исполнению С. Безрукова) невыносимо, и представление о равноправии «манер» чтения является серьёзным заблуждением. Это очень убедительно показывают и указанные выше авторы. Б. Эйхенбаум приходит к выводу, что чтец не должен никого «изображать», отдаваться эмоциям, что «фразировка стихотворения должна быть в полном соответствии с его ритмико-мелодической основой». Е. Невзглядова заключает, что «непреложное правило чтения — ритмическая монотония», а подлинный поэтический смысл может быть услышан только в противостоящих друг другу звучаниях — естественно-речевом и стиховом.

Это отнюдь не означает, что «авторское» (монотонно-ритмическое) чтение всегда хорошо, а актёру некуда приложить свои способности при чтении поэзии. «Многие авторские исполнения разочаровывают. Пастернак читает, по-детски выделяя логический смысл и по-московски слишком растягивая открытые гласные звуки. Ахматова читает слишком торжественно-многозначительно» (Е. Невзглядова).

Борис Пастернак читает своё стихотворение «Синий цвет»

В то же время есть примеры замечательных актёрских (без кавычек) чтений, когда переживание актёра подчинено ритму, мелодике, и в их столкновении с текстом выразить, донести поэтический смысл позволяет как раз талант исполнителя. Может быть, этот закон, по которому подлинная свобода рождается из ограничений, вообще работает повсюду: поэт скован рифмами и размером, верующий — ритуалами и обрядами, человек — своей смертностью.

Актёр Константин Райкин читает стихотворение Д. Самойлова «Смерть дирижёра»


1 Интересно, что анжамбеман в тех случаях, когда строка заканчивается на предлоге, союзе или делит слово на части, — может быть, единственный верный способ заставить актёра всё-таки сделать паузу в конце строки, тут уж он не сможет притвориться, будто её нет.

2 То, что Богомолов называет «долбать ритм», — это, вероятно, та ошибка чтецов, о которой пишет и Эйхенбаум, — смешение ритма с размером, и «скелет» стихотворения — это размер, а не ритм. «Долбать» можно именно размер, но не ритм как мелодику, интонацию.

Особенности выразительного чтения стихотворений.

Выразительное
чтение поэзии – это своеобразная школа
проверки творческого «я» каждого
читателя. Поэзия специфическими
средствами заостряет чувств, способствует
эмоциональному познанию действительности.

Лирика
занимает особое место в жизни человека.
Она раскрывает перед слушателем реальную
жизнь через переживания. Известный
ученый И. Забелин настаивал на особенном
влиянии поэзии даже на развитие науки:
«Осознается это учеными или не осознается,
но без предшествующего развития искусств
невозможна была бы современная наука…
Не потому, конечно, что ученый А не может
жить без поэта Б, а потому, что современная
наука не может развиваться без способности
к образному мышлению, воспитывается
это образное мышление поэзией и
искусством» (Забелин И. О культуре
мышления //Новый мир – 1961 – № 1.- С.165)

Поэзия
— это искусство, к тому же искусство
образное. Автор в образах и картинах
передает возникший в его сознании мир.
И чтец вводит слушателей в мир
художественных образов через чувства,
заставляет их жить эмоциональной жизнью
и ведет через чувства к мыслям и выводам.

Благодаря
своей глубокой эмоциональности поэзия
может активно влиять на слушателя,
заставляя его волноваться, радоваться,
сочувствовать , но никогда не оставаться
равнодушным. Эмоциональное состояние
слушателя зависит от эмоционального
заряда исполнителя, который должен
обязательно разобраться во всех вопросах
относительно замысла и содержания
произведения, что взволновало автора
и стало объектом исследования.

Основные
компоненты стиха

ритм
(
звуковое
созвучие)

и
гармония,
звуковая организация стихов, в которой
отражено все богатство окружающего
мира человека.

Главное
для чтеца – умение свободно владеть
ритмом как художественным средством.
Ритм решает определенные идейно-художественные
задачи. Основа ритма – стихотворная
строка. Обязательной нормой чтения
считается остановка голоса – пауза в
конце строки. Слова каждой строчки
тяготеют к слиянию одного с другим, и
весь речевой поток тяготеет к последнему
ударному слогу. Эта устремленность
поддерживается наличием р и ф м ы ,
которая замыкает строку:

Унылая
пора!
Очей
очарованье!

Приятна
мне твоя прощальная краса.

Люблю
я пышное
природы
увяданье,

В
багрец
и
золото
одетые
леса.

(А.
Пушкин)

Тяготение
слов в строке одного к другому в чтении
выражается в плавном их произношении.
Плавное течение стихотворной строки в
некоторых случаях прерывается ц е з у
р о й, особого рода паузой. Она возникает
в удлиненной строке, например, после 2
или 3 стопы в пяти — шестистопном ямбе.
Остановка на цезуре по своей протяженности
несколько меньше, чем пауза в конце
строки. Цезура не останавливает движение
голоса, а лишь приостанавливает с тем,
чтобы звуковой поток сейчас же устремился
дальше:

Я
– вождь земных царей / и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, / вам говорю я: горе !

Едва
я принял власть, / на нас восстал Сидон.

Сидон
я ниспроверг / и камень бросил в море.

(
В. Брюсов )

Чтение
стихотворных произведений зависит от
вида лирики
:
гражданская лирика имеет сильное волевое
начало, несет утверждение определенных
нравственных норм, поэтому она требует
активного влияния на слушателей;

пейзажная
лирика сопровождается другой формой
общения: чтец «делится» своими чувствами,
которые возникли у него под влиянием
увиденного; любовная лирика требует
передачи гаммы чувств, тончайших изгибов
человеческой души…

При
чтении любого стихотворения исполнителю
важно добиться, чтобы слушатели попали
«на одну волну» с ним. Чтец всегда
субъективен в своих чувствах, но он
должен быть объективным в передаче
мысли замысла автора. При таком условии
слушатель воспринимает объективную
оценку исполнителя и откликается мыслями
и переживаниями. Происходит взаимное
понимание и ощущение авторского
замысла.

Капская
А.Й. предлагает такой план
исполнения

поэтических произведений:

1.
Определить жанровые особенности
лирического произведения.

2.
Раскрыть и прочувствовать настроение
лирического героя и всего произведения.

3.
Передать развитие переживаний лирического
героя.

4.
Определить отношение чтеца к герою,
которое основывается на правильном
понимании и ощущении его переживаний.

5.
Сохранять во время чтения единство
содержания и формы.

6.
Обращать внимание на особенную роль
«творческого видения» во время чтения.

7.
Использовать соответствующую форму
общения, учитывая вид лирики.

8.
Обратить внимание на лаконизм и
ограниченность в исполнении мимики и
жестов.

9.
Придерживаться пауз после каждой
строчки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Миронович Татьяна Валерьевна

Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

  1. Прочитай имя и фамилию автора стихотворения.
  2. Прочитай название стихотворения.
  3. Прочитай стихотворение про себя. Подумай о том, что тебя особенно впечатлило? Какую важную мысль высказал автор в стихотворении?
  4. Определи основное настроение стихотворения.
  5. Найди в стихотворении места пауз и слова, которые нужно выделить голосом.
  6. Определи, в каком темпе нужно читать это стихотворение.
  7. Определи силу голоса и громкость исполнения стихотворения.
  8. Выразительно прочитай стихотворение для себя.
  9. Прочитай стихотворение выразительно в классе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Выразительное чтение стихотворений»

   Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они  пронесут через всю свою жизнь и смогут передать  другим. А заслуга учителя в этом будет оч…

  • Мне нравится 

Автор:
Педагог-организатор, режиссёр МБОУ ДО ДДТ «Искорка», центр досуга «Ариэль» РФ,
г. Томск.

Мастер-класс
«Как правильно читать стихи. В том числе о войне».

Одной из
основных задач моей деятельности как педагога – организатора и режиссёра является
воспитание активной, целеустремленной,  самостоятельно мыслящей и творческой
личности, способной к самостоятельному поиску информации и творческому её
применению в реальных жизненных ситуациях.

Данный
мастер класс нельзя представить как слишком оригинальный, но в своей основе он компилятивный.
Он включает в себя главные и легитимные основы для художественного чтения.
Такой мастер класс рекомендуется проводить в самом начале обучению –
художественному чтению. Так как в нём представлены не только основы для
выразительного чтения стихов, обоснован основной посыл, зачем нужно читать
стихи выразительно и правильно, но самое главное, представленные упражнения, не
только начальные, но и простые.

Цели и
задачи мастер-класса:
Воспитывать интерес к поэзии, образному
слову, вдумчивое, бережное отношение к стихотворному слову; развивать и
совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения,
составления его «партитуры».

Теория

Как
по-разному все люди читают стихи! Один — монотонно, вяло. Другой — выделяя
особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и
неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как
разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая
эмоции, затронутые данным произведением. И этому можно научиться.

Итак,
берём стихотворение. С чего мы должны начать? Первое! Для каждого поэтического
произведения необходим в чем-то неповторимый путь изучения. Но есть
некоторые общие моменты, которые, несомненно, важны.

Например:
перед чтением любого произведения попробуйте применить приём «прогнозирования»,
то есть  прочтите сначала заглавие, если есть иллюстрации — просмотрите
внимательно, и попробуйте представить, о чём может быть это стихотворение.
Обратите внимание на жанр, структуру произведения, ключевые
слова.  Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо
проникнуться текстом стиха и понять его суть. Обязательно (тем более, если это
стихотворение поэта фронтовика) обратите внимание не только на творчество, но и
на жизнь поэта, его фронтовой путь.

Затем,
попробуйте мысленно создать образы к тексту, прорисуйте в голове 
«своеобразные» иллюстрации к тексту. Попробуйте задать самому себе вопросы:
«Что тебя особенно взволновало, читая стихотворение? Захотелось ли тебе
прочитать ещё стихи данного автора?»
Если любишь рисовать, попробуй
проиллюстрировать стихотворение. Это не обязательно, но попробуй полностью
прожить жизнь стихотворения.

Итак,
основная задача постараться увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к
героям, к ситуации; решить проблему. Задайте автору стихотворения
несколько вопросов, но таких, ответы на которые содержатся в тексте, в неявной,
скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас
случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?

Если вдруг тебе не нравится конец стихотворения, придумывай своё продолжение.
Конечно, не все стихотворения можно продолжить — например,  стихотворения
поэтов фронтовиков.

Но чтобы
понять, как научиться читать стихи — важно определить и построить
художественную схему. Она включает в себя: Логическое ударение. Пауза.
Интонация.

В любом
тексте есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90%
смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста.
Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их
необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует
логическое ударение.

Логическое
ударение
 могут
быть представлены целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и
силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом,
старайтесь вычленить основную мысль, «корень повествования» и выделить его при
помощи логического ударения.

Так,
например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого
усиления голоса. Также силой голоса можно передать ваше эмоциональное
состояние, ваше отношение к тексту который вы читаете. Если речь идет о сильных
эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то ваша речь становится более
громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять
их голосом при чтении.

Темп
голоса
 (иным
словам, ваша скорость рассказа стихотворения). Медленный темп повествует о
торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегать следует, когда хочешь
передать сильные эмоции, волнующие тебя.

Еще одним
важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения —
это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток
на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. В
тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное
переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в
первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные
действия или события в тексте.

Важно,
выбрать нужный темп чтения,
соблюдая короткие и длинные паузы при
чтении. Как правило, темп чтения зависит:

  • от
    содержания (о чём текст, настроения. Грустные стихи, как
    правило, читаются медленнее, чем радостные).
  • от
    типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или
    рассуждение).

Нужно
тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных
темпах (быстром, среднем, медленном).

Важно научится расставлять
короткие и длинные паузы. Пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают
короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит
запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3
секунды)
. Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной
строки.

Для того,
чтобы тебе выразительно рассказывать стихотворение, важно уметь улавливать и
передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент
выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация
    перечисления

Повествовательная
интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и
ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные
и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется
повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце.
Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что
касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с
однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в
обязательном порядке вставляется пауза.

Интонационная
разминка.

Утро!
(Бодро, торжественно).

Утро. (С
жалобным вздохом).

Утро? (Капризно,
с удивлением).

Урок!
(Восторженно).

Урок?
(Беспокойно, с удивлением).

Урок.
(Мечтательно).

Тут урок?
(Жизнерадостно, с удивлением).

Тут урок.
(Мягко, ласково, приветливо).

Тут урок!
( Дерзко, властно).

Практика.

От
теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы
выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного
употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы
понять, как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими
словесными приемами в совершенстве!

1. Создайте партитуру
текста
(что мы с вами чаще всего и делаем). Это своего рода схема
стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные
слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину
паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом.
Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

2.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков
воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз. И восприятие, и передача
авторского текста зависят от многих условий, в том числе и от умения читающего
владеть своим дыханием и голосом. Помните, что правильное дыхание – это когда
вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Речь, произносимая тусклым, глухим
голосом, прерываемая частым дыханием, производит неприятное впечатление и плохо
воспринимается слушателями. Вот вам несколько самых простых упражнений на
тренировку дыхания:

«Поймай
комара».

Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и
сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится «комар», его надо поймать,
но так, чтобы не спугнуть.

«Гудение
провода».

После вдоха произносим непрерывно сочетание букв НУННОННАННЕННИННЫН.
Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком
(м).

3. Дикция —
крайне важна!

Если вы хотите правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией.
Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и
развиваться в этой стези.

ДИКЦИЯ –
произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении,
декламации. Нельзя — читать произведения, словно переживая текст, проглатывая
начала и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в
одно бессмысленное сочетание. Такое чтение искажает содержание
произведения и мучительно воспринимается на слух. В работе над правильной
дикцией нам помогают — скороговорки и чистоговорки.

Вам для
работы несколько скороговорок и к ним задания.

Проворонила
ворона воронёнка.

Произносите
её с разными смысловыми оттенками:

·       
Ах,
как жалко вороненка. 

·       
Так
ей, раззяве, и надо.

Шла лиса
бесшумно по лесу.

Подтексты:

·       
Ух.
Какая хитрая лиса.

·       
Берегитесь,
звери, прячьтесь, лиса идёт.

4. 
Работайте над мимикой и  жестами.

МИМИКА –
движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. ЖЕСТ – движение
рукой, сопровождающие речь.

Упражнение:
«Напишите на лице»
— улыбка, страх, радость, грусть, испуг и др.

Упражнение:
«Вижу и верю (и с мимикой и с жестами)».

Перед вами
описание пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно
представить (вообразить) эту картину, увериться в ней самому, постараться
убедить в этом меня.

С востока
надвигается тяжёлая чёрная туча. Вдруг налетел сильный порыв ветра. По стеклу,
как горошинки, застучали первые капли. Неожиданно дождь обрушивается стеной,
заливает лицо, попадает за воротник.

Лето.
Жарко. Яркое солнце, заглядывает в окно, слепит глаза. В раскрытое окно влетает
шмель и начинает метаться по комнате, то и дело, натыкаясь на меня.

Важные
МОМЕНТЫ!

Между
письменной и устной речью существуют значительные отличия, чтение стихотворного
текста связано со сложным процессом расшифровки замысла художественного текста.
В письменной речи отсутствуют невербальные средства общения – интонация, паузы,
мимика, жесты. 

Помните
также о том, что нет однозначного соответствия между знаками препинания
и паузами:
 не всякий знак препинания означает паузу и, напротив, пауза
может не обозначаться знаком препинания на письме. Запомните случаи,
когда знаки препинания не являются логическими остановками.

1.     Не
отделяются паузами вводные слова – они произносятся в более быстром
темпе. 

2.      Не
отмечаются паузами запятые, отделяющие обращение в середине и в конце фразы.

3.     Не
отмечается паузой запятая, стоящая между союзом и деепричастным оборотом.

4.     Не
отмечается паузой запятая в сложноподчинённых предложениях, когда связь
придаточного предложения с главным осуществляется сложными союзами.

Однако в
текстах, где знаки препинания и логические паузы совпадают, необходимо
интонационно чётко воспроизводить эти знаки. Существует старое актёрское
правило: Смысл не окончен – голос вверх, смысл окончен – голос вниз. 

Вопросительному
знаку и запятой свойственны восходящая интонация, точке – нисходящая. Неумение
«поставить точку» при произнесении фразы – распространённая ошибка чтецов.
Интонация тире характеризуется не только повышением, но и значительно большей
паузой, чем при запятой. Двоеточию свойственна «предупредительная» интонация.
Для точки с запятой характерна интонация некоторого понижения, меньшего, чем
при точке, но большего, чем при запятой.

При устной
передаче стихов является вопрос: следует ли стихи говорить или декламировать, в
том неверном значении, которое получило это слово, т.е. читать певуче,
напыщенно, с напускным пафосом и с театральными жестами. Стихи точно так же,
как и прозу, следует говорить, а не читать; но говорить, всё-таки не так, как
прозу. Основной тон стихов должен быть более возвышенный, более благородный и
изящный, чем тон прозы.

Затем,
стихи имеют размер и рифму, которые излишне особенно стараться уничтожать для
слуха; но никоим образом их не следует делать особенно заметными. Последнее
встречается очень часто у многих при чтении стихов в виде скандирования или
подчеркивания такта и отбивания рифмы (делания ударения на рифмах). Подобное
чтение стихов бессмысленно и производит крайне неприятное впечатление.

Чтобы
отвыкнуть от скандирования стихов, нужно читать их, следуя правилам логического
тонирования прозы: нужно делать ударения только логические, т.е. произносить с
особым усилением только те слова, в которых скрывается особый смысл
предложения. Отбивание рифм происходит от дурной привычки останавливаться в
конце каждого стиха (стихотворной строчки или четверостишья), поэтому нужно
строго следить за тем, чтобы остановки делать только там, где того требует
логический смысл. Полезно для того, чтобы отвыкнуть от скандирования и
отбивания рифмы, читать многостопные, трудные для чтения белые стихи, а также
басни. Последнее, т.е. чтение басен, также полезно для того, чтобы отвыкнуть от
певучего чтения.

Как было
сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и
понять смысл. Не надо просто зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать
то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом. Создавайте качественный
эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой
стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Но,
помните, что при чтении стихотворения (на сцене) не должны иметь «главного»
места ни телодвижениям, ни жестам. Вся игра, вся выразительность, всё
индивидуализирование в устной передаче должно исходить только в изменениях
интонаций голоса и в соответствующих выражениях лица. Но при самых сильных
выражениях страстей и чувств чтец должен быть умерен в силе и яркости окраски
произношения текста, чем артист на сцене. Если вы будете проводить
постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро
обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Для
продвинутого уровня.

1. Звонкие
согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:
морковь – моркофь, морковка – моркофка; воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;
кадка – катка, друг – друк.

2. Глухие
согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор – збор, сделка – зделка,
отдых – оддых.

Перед
звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким: с
молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.

3. Звуки
СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ: расшумелся – раШШумелся,
из шубы — иШШубы.

4.
Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ: позже –
поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий, дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать, брюзжать –
брюЖЬЖать.

5. В
сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: Жир – жыр, ширь –
шырь, цинк – цынк.

6.
Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ: счет – ЩЩет, счастье – Щщастье,
возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

7.
Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч: наладчик – налаЧЧик, отчаяние –
оЧЧаянье.

8.
Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц: тридцать — триЦЦать, отца –
оЦЦа.

9. Звуки
Щ, Ч всегда произносятся мягко: щука – щюка, чай – чяй.

10.
Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской – гороЦкой,
советский – совеЦкий.

11.Сочетание
ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого
разговорного языка: скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо, булочная – булоШНая,
пустячный – пустяШНый, яичница–яиШНица.

Стихи
(разминочные) для выразительного чтения.

«Киска» 

-Здравствуй,
киска, как дела?

Что же ты
от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я
с вами жить,

Хвостик
негде положить. (обиженно)

Ходите,
зеваете,

На хвостик
наступаете! (сердито)

«Строитель» 

 Клювом,
точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел
строит новый дом,

Хоть и сам
еще не знает (озадаченно)

Кто
прописан будет в нем.

Подлетает
к дятлу чиж:

— Что ты,
дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час
в дупле осины, (удивленно)

Как
привязанный, торчишь!

— Я недаром
тут стучу! (доброжелательно)

Червяков
достать хочу.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Чтение прозы и стихов

Проза: Чтение прозы. Разговорный тон.
Стихи: Чтение стихов. 
Недостатки при чтении стихов: скандирование и отбивание рифмы. Уничтожение этих недостатков.
Общие замечания о чтении прозы и стихов.

Проза

Первое необходимейшее условие при устной передаче прозы следующее: прозу следует говорить, а не читать, а для этого устно передавать произведения, написанные прозой, следует в разговорном тоне.

Но в обыкновенном разговорном языке многих людей встречается масса недостатков: неверные ударения, проглатывания звуков и слов, неправильное выговаривание отдельных звуков, скороговорка или замедление речи и т.п. неправильные произношения. Разговорный тон в устной передаче должен быть чужд этих недостатков. Говорить прозу нужно литературно выработанным языком образованных людей; нужно говорить отчетливо, просто и естественно, но не вульгарно.

С технической стороны разговорный тон устной передачи должен отличаться от обыкновенного разговорного тона тем, что он должен быть громче и живее: громче для того, чтобы быть отчетливо слышным, живее, чтобы замаскировать чтение, чтобы показать, что мы действительно говорим, рассказываем, а не читаем.

Стихи

При устной передаче стихов является вопрос: следует ли стихи говорить или декламировать, в том неверном значении, которое получило это слово, т.е. читать певуче, напыщенно, с напускным пафосом и с театральными жестами.

Что касается последнего, т.е. декламирования в том значении этого слова, которое мы привели здесь, то подобное чтение стихов совершенно не должно иметь места в устной передаче, желая возбудить смех.

Стихи точно так же, как и прозу, следует говорить, а не читать; но говорить, всё-таки не так, как прозу. Основной тон стихов должен быть более возвышенный, более благородный и изящный, чем тон прозы.

Затем, стихи имеют размер и рифму, которые излишне особенно стараться уничтожать для слуха; но никоим образом также их не следует делать особенно заметными. Последнее встречается очень часто у многих при чтении стихов в виде скандирования или подчеркивания такта и отбивания рифмы (делания ударения на рифмах). Подобное чтение стихов бессмысленно и производит крайне неприятное впечатление.

Чтобы отвыкнуть от скандирования стихов, нужно читать их, следуя правилам логического тонирования прозы: нужно делать ударения только логические, т.е. произносить с особым усилением только те слова, в которых скрывается особый смысл предложения; стихотворные же ударения нужно совершенно выпускать.

Отбивание рифм происходит от дурной привычки останавливаться в конце каждого стиха, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы остановки делать только там, где того требует логический смысл, т.е. на знаках препинания.

Полезно для того, чтобы отвыкнуть от скандирования и отбивания рифмы, читать многостопные, трудные для чтения белые стихи, а также басни. Последнее, т.е. чтение басен, также полезно для того, чтобы отвыкнуть от певучего чтения. Навряд ли кто-нибудь станет рассказывать декламаторским полупением о том, как «Осёл увидел соловья», или о том, как «Мартышка, в зеркале увидев образ свой, тихохонько медведя толк ногой».

Читать стихи и прозу можно или сидя, или стоя, по книге или наизусть. Стихи лучше читать стоя и наизусть, более крупные поэтические произведения удобнее читать по книге и сидя.

Но читают ли сидя или стоя, наизусть или по книге, так или иначе, но устная передача не должна ограничиваться одним только логическим тонированием, — нужно постоянно применять и тонирование художественное. Устная передача не должна быть спокойным, холодным, логическим речитативом, но каждому чувству, ощущению и т.д., встречающемуся в читаемом произведении, нужно придавать свойственную ему окраску. При устной передаче эпической поэзии окраски эти должны быть очень умерены, они должны быть только оттенены; при лирической передаче, где чтец выражает все чувства и ощущения как свои собственные, им прочувствованные, там окраски этих чувств и ощущений должны быть более ярки; при драматической, когда чтец весь переходит в другое лицо со всеми его чувствами, там эти окраски должны быть выражены в полной своей силе. Об этом, впрочем, подробнее будет сказано дальше.

Но при самых сильных выражениях страстей и чувств чтец должен быть всё-таки более умерен в силе и яркости окраски, чем артист на сцене. При устной передаче полной иллюзии для слушателя не может быть, поэтому чтецу совершенно излишне чересчур бесноваться в выражении, например, в ревности Отелло, так как он никогда не заставит слушателя вообразить, что перед ним стоит действительно мавр Отелло, который действительно охвачен чувством ревности к своей Дездемоне, и т.д.

Поэтому в устной передаче, даже и драматической, хотя и требуются сильные, подходящие окраски тона, но всё-таки не в той почти естественной силе, в какой они проявляются на сцене, где действительно, при помощи костюмов, декораций, гримировки и т.д., слушатель может и должен при художественной игре поддаться иллюзии.

По этой же причине при чтении (на сцене, — прим. ред.) не должны иметь места ни телодвижения, ни жесты. Вся игра, вся выразительность, всё индивидуализирование в устной передаче должно исходить только в изменениях интонаций голоса и в соответствующих выражениях лица. 

Из книги М. Бродовского «Руководство к выразительному чтению». Глава 20. 1904 г.

Чаще всего авторы допускают досадные промахи в ритмике стиха, его размерности, в системе рифмовки и строфики. Начну разговор с ритмики. Сразу оговорюсь, что ритмика имеет особое значение в силлабо-тонической системе стихосложения (см. http://litclubbs.ru/posts/3877-sistemy-stihoslozhenija-sillabo-tonika.html). Сбои в ритмике возникают чаще всего при использовании разных поэтических метров (см. там же) в одной строке или в разных строках одного стихотворения, а также при искажении расположения грамматических ударений в словах без учёта используемых ритмических ударений. В дальнейшем изложении я буду приводить примеры из произвольно и случайно выбранных стихотворений на сайте.

В стихотворении, написанном в силлабо-тонической системе, как правило, должен использоваться один и тот же поэтический метр по всему тексту. Конечно, могут быть исключения. Например, припев песенного текста обычно отличается своим метром от основного текста. Если это не песенный текст, то он может быть разделён на солидные по размерам части с разными метрами. При этом такой подход к метрическому построению стихотворения должен диктоваться содержательными текстовыми нюансами. Я лично не однажды использовал деление текста на крупные части с разными метрами. Например, в стихотворении «Путь Небытия» ( http://litclubbs.ru/articles/29507-put-nebytija.html) последовательно использованы все три трёхсложных метра: дактиль, амфибрахий и анапест, построение которых, по моему мнению, соответствует тексту каждого куска этого длинного стихотворения. 

А вот пример авторской ошибки:

Пообещай, что ты будешь писать,
Пообещай, что ты будешь звонить,
А я останусь и буду кричать
В городе, где нет больше мечты.

Здесь первые две строчки написаны дактилем, третья строчка – анапестом, в четвёртой – неудобоваримая смесь. Так стихи не пишут!!!

Вторая часто встречаемая ритмическая ошибка в стихотворении – это когда, как говорится, сползает ударение.Эта ошибка незаметна для автора и для художественного чтеца стихотворения, т.к. они уже подготовлены к чтению строчки с такой ошибкой и в нужном месте при произношении текста вставляют ритмическую паузу. Такой приём известен в музыкальных произведениях и носит название синкопы. Читатель же, впервые читающий стих, обязательно споткнётся на этой синкопе. Приведу опять же случайный пример «из наших»:

Не стану оборачиваться вслед,
Чтобы её получше разглядеть.

Здесь первая строчка написана ямбом, т.е. все ударные слоги стоят на чётных местах -/. Читатель уже настроен на ямб и далее и вдруг в первом же слове натыкается при чтении на слове «чтобЫ». Он же ведь не знает при первом чтении, что автор здесь употребил синкопу. А эту строчку можно было написать и так, избежав сползания ударения: «Чтоб мне её получше разглядеть».
Замечу, что эти сползания ударений как раз чаще всего и происходят со словом «чтобы». Вот ещё пример «из наших»:

Кое- где, жена мужа ругает,
В чём причина,- не поймёшь.

Здесь стих написан хореем, т.е. нечётные слоги ударные, а чётные безударные /-. И получается, что в первой строчке произносится: «жена мужА ругает». Совет авторам такой: прежде чем публиковать свой стих, дайте ему немного отлежаться, после чего медленно прочитайте не замыленными глазами.

Назову и третью иногда встречаемую ритмическую ошибку. Она имеет место при написании стиха анапестом . Стопа анапеста состоит из двух безударных слогов и одного (последнего) ударного. Так это выглядит в ритмической линейке —/. Но особенностью этой стопы является необычная роль первого слога – он должен быть, как это говорится в некоторых источниках, полуударным. Это значит, что первый слог анапеста в любом варианте анализа метра стихотворения должен оставаться ритмически ударным (но не грамматически). А вот третий, т.е. ударный слог стопы может быть (и часто бывает) грамматически ударным. Второй слог стопы всегда безударный. Приведу примеры правильного и неправильного использования анапеста в смысле ритмики.
Моё сердце закрылось и крепко уснуло.
Не будите его, пусть оно отдохнёт.
Ведь закрыть глаза легче, на то что не видишь,
Чем закрыть свои чувства на крепкий замок.

В четверостишии правильным анапестом написана только вторая строчка, в остальных трёх строчках имеются ритмически неверные стопы. В первой строчке ошибка в первой же стопе – второй слог оказался ударным и грамматически, и ритмически «моЁ». В третьей строке такую ошибку содержит вторая стопа «глазА», в которой первый слог стал ритмически ударным, а второй – грамматически ударным. В четвёртой строке то же, что и в третьей. В слове «своИ» первый слог оказался ритмически безударным, а второй – ударным грамматически.
Перечень отмеченных мною часто встречаемых в стихотворениях ошибок не является исчерпанным. Если читатели материала смогут дополнить его в своих отзывах, буду им благодарен.

  • Ошибки при чтении псалтири
  • Ошибки при чтении намаза
  • Ошибки при чтении лекции
  • Ошибки приборной панели ваз 2110 евро
  • Ошибки при чтении корана