Ошибки при ходьбе на носках

Таблица 19

Типичные ошибки при обучении технике спортивной ходьбы и рекомендации по их исправлению (по т.Р. Реннелю)

Ошибки

Исправление
ошибок

1. Отсутствие
двухопорной фазы

Уменьшить
наклон туловища вперед.
Не делать маха свободной
ногой вверх, а продвигать ее больше
вперед

2.
Постановка ноги на всю стопу («шлепающая
ходьба»)

Уменьшить
отклонение туловища назад. Мягче и
ниже проносить
маховую ногу над грунтом с
постановкой ноги на пятку

3. Ходьба на согнутых ногах

Применять
ходьбу в гору с акцентом
на выпрямлении ноги в коленном
суставе. Спортивная ходьба
с наклоном туловища вперед,
руки помогают выпрямлению
ноги

4.
Неполный перенос тела с одной ноги
на другую, ходьба выполняется
напряженно

Из
обычной стойки попеременно переносить
тяжесть тела с ноги на
ногу (без движений руками). То
же, продвигаясь вперед и делая
небольшие шаги, ставя ногу с
пятки

Ошибки

Исправление
ошибок

5.
Боковые (поперечные) колебания
скорохода, постановка ног по
двум параллельным линиям

Ходить
по прямой линии, например
по разметке беговой дорожки

6.
Недостаточное движение таза вокруг
вертикальной оси

Акцентировать
внимание на повороте
стопы при отталкивании (носком в
сторону). Выносить бедро
в области тазобедренного сустава
маховой ноги вперед и средней
линии таза

7.
Неправильное положение головы (опущена
вниз, наклонена влево, вправо)

Держать
голову свободно, естественно,
взгляд устремлен прямо вперед

8.
Плечи подняты вверх, движения
рук параллельны туловищу

Выполнять
движения руками свободно,
размашисто, по направлению
вперед к средней линии
тела (не пересекая ее) и назад
несколько в сторону-наружу.
Проделать упражнение на месте
в медленной ходьбе. Ходьба
с опущенными руками

Задание: составьте
план-конспект урока (табл. 20) для обучения
технике спортивной ходьбы и воспитания
специальных физических качеств,
необходимых для этого вида. Подберите
10 специальных упражнений для
обучения технике спортивной
ходьбы и 5 специальных
упражнений для воспитания физических
качеств, составьте
их описание и рассчитайте дозировку.

Таблица 20

План-конспект урока по обучению технике спортивной ходьбы

Описание упражнения

Графическое
изображение

Дозировка

Методические
указания

Специальные
упражнения для обучения технике
спортивной ходьбы

1.

2.

Специальные упражнения для воспитания
физических качеств

1.

2.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ходьба на носках

Ходьба на носках может носить идиопатический характер, являться симптомом задержки развития, психоэмоциональных расстройств, ряда неврологических заболеваний, следствием травм и заболеваний пяточной кости. Диагностика проводится с помощью электроэнцефалографии, электронейромиографии, МРТ и КТ мозга, генетического анализа, психиатрического осмотра. В соответствии с основным заболеванием проводится консервативная терапия, реабилитационные мероприятия. В отдельных случаях показано хирургическое лечение.

Причины ходьбы на носках

Физиологические причины

У детей еще до формирования способности ходить довольно развита икроножная мышца. Поэтому, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, он часто становится на цыпочки. Также ходьба на носках может быть следствием использования ходунков, в которых ребенок не достает полной стопой до пола. Результатом является выработка привычки ходить на носочках. Третьей абсолютно физиологической причиной выступает желание малыша поэкспериментировать с разными вариантами передвижения. В таких случаях ребенок ходит на носках только периодически.

Идиопатическая ходьба на носках

Диагноз устанавливается, если пациент ходит с упором на переднюю часть стопы более 50% времени. Другие патологические симптомы отсутствуют. Необходимым условием постановки диагноза является исключение всех других возможных причин аномальной походки. Заболевание считается генетически детерминированным, однако, по различным исследованиям, доля случаев с доказанной ролью наследственного фактора варьирует в диапазоне 30-70%. Аномалия может привести к развитию вторичной плоской стопы, болевого синдрома и повышенной утомляемости ног.

Задержка психомоторного развития

Ходьба на носках связана с незрелостью пирамидной системы, управляющей непроизвольными двигательными актами. Часто сопровождается другими признаками задержки развития: более поздним освоением моторных навыков, плохой координацией движений, отсутствием речи. Основными причинными факторами выступают:

  • Перинатальные поражения мозга. Возникают вследствие гипоксии во внутриутробном периоде или в родах, в результате родовой травмы, внутриутробной нейроинфекции. Характеризуются низким баллом по шкале Апгар.
  • Генетические заболевания. К таковым относятся болезнь Помпе, болезнь Ниманна-Пика, фенилкетонурия. Поражение нервной системы зачастую обусловлено накоплением в ней патологических метаболитов вследствие генных мутаций.
  • Постнатальные заболевания. К задержке развития приводят тяжелые инфекционные болезни, пороки сердца, хронические заболевания легких, гипотрофия, эпилепсия, гипотиреоз.

Ходьба на носочках

Ходьба на носочках

Психоэмоциональные нарушения

Привычке ходьбы на носках у детей могут способствовать стрессовые ситуации, грубое обращение. Симптом может отмечаться у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, повышенной эмоциональной лабильностью. К тяжелым отклонениям, при которых возможна ходьба на носках, относятся:

  • Заболевания аутистического спектра. Аутизм в половине случаев сопровождается нарушением походки, в том числе и ходьбой на носках. Наблюдаются замкнутость, трудности коммуникации, ограниченность интересов, стереотипии.
  • Психические расстройства. Истерия, шизофрения, мания величия или преследования могут сопровождаться походкой с акцентом на пальцы ног. Отличительной чертой обычно является демонстративность аномальной походки.

Неврологические заболевания

Ходьба на носках, как у детей, так и у взрослых, может быть признаком серьезной неврологической патологии. Вследствие поражения церебральных структур симптом наблюдается в обоих ногах, при патологии периферических нервов — имеет односторонний характер. К заболеваниям, протекающим с данным симптомом, относятся:

  • Перивентрикулярная лейкомаляция. Заболевание наблюдается преимущественно у недоношенных новорожденных. В последующем у ребенка наблюдается судорожный синдром, асимметрия мышечного тонуса.
  • Детский церебральный паралич. Ходьба на носочках связана с мышечным гипертонусом. Сочетается с парезами, расстройствами речи, гиперкинезами, нарушениями координации.
  • Мышечная дистония. Нарушения мышечного тонуса с преобладанием гипертонуса в мышцах разгибателях стопы приводит к тому, что пациент ставит ногу на носок.
  • Синдром Сегавы. Генетическое нейрометаболическое заболевание с характерным гипертонусом нижних конечностей. Симптомы вначале затрагивают одну ногу, которую пациент ставит на носок. Затем процесс захватывает обе нижние конечности.
  • Нейропатия малоберцового нерва. Поражение нерва приводит к сниженной иннервации мышц, отвечающих за тыльное сгибание стопы. В результате во время ходьбы больной опирается на пальцы, а затем на наружный край подошвы. Типично свисание стопы при поднятии ноги.

Ортопедические нарушения

В ряде случаев ходьба на носках связана с поражением опорно-двигательного аппарата. Она может быть обусловлена развитием посттравматических изменений в голеностопном суставе. В ряде случаев симптом возникает по психологическим причинам, например, когда пациент боится нагружать стопу после перенесенной травмы. В большинстве случаев симптом односторонний. Заболевания, при которых он возможен, включают:

  • Укорочение ахиллова сухожилия. Приводит к подошвенному сгибанию стопы. В следствие этого больной не может поставить ногу на полную стопу. Аналогичные изменения происходят при укорочении икроножных мышц.
  • Воспаление пяточной кости. Воспалительные изменения кости и/или окружающих тканей сопровождаются болевым синдромом. При ходьбе больной ставит ногу на носок, чтобы избежать боли.
  • Пяточная шпора. Костное разрастание в области бугра пяточной кости своим острым концом травмирует подлежащие мягкие ткани вызывая интенсивные болевые ощущения. В связи с этим пациент щадит пятку при ходьбе.

Диагностика

У пациентов любого возраста ходьба на носках выступает показанием к консультации невролога. В поисках причины возникновения симптома обращают внимание на данные анамнеза. Выявление очаговой симптоматики в неврологическом статусе свидетельствует о наличие соответствующего заболевания. При подозрении на аномалии или посттравматические изменения опорно-двигательной системы показана консультация ортопеда. Возможно назначение следующих обследований:

  • Генетическое тестирование. Необходимо для исключения генетических заболеваний. Перечень тестируемых генных аномалий составляется по результатам консультации генетика.
  • Психиатрическое обследование. Показано в случае подозрения на аутизм, психическое расстройство.
  • Электроэнцефалография. Позволяет оценить биоэлектрический паттерн мозговой активности. Наличие очагов патологической импульсации говорит в пользу эпилепсии.
  • Электронейромиография. Дает информацию о прохождении нервного импульса по нервным стволам, состоянии нервно-мышечной передачи и мышечного аппарата. Исследование необходимо в диагностике невропатии, мышечной дистонии.
  • Рентгенография пяточной кости. Назначается для диагностики изменений структуры кости как причины ходьбы на носках. Выявляет трещины, переломы, признаки воспалительного процесса, пяточную шпору.
  • Нейросонография. У детей до года проводится через родничок. Позволяет диагностировать вариабельные поражения головного мозга, обусловленные гипоксией, травмой, инфекцией, врожденной аномалией.
  • МРТ головного мозга. Направлена на оценку строения и степени зрелости церебральных структур. Для лучшего выявления органической патологии и ее верификации проводится МРТ с контрастированием.
  • Церебральная КТ. Показана пациентам, имеющим противопоказания к МРТ. Эффективна в диагностике посттравматических изменений, внутримозговых кист и других образований.

Консультация невролога

Консультация невролога

Лечение

Помощь на догоспитальном этапе

При выявлении ходьбы на носках у ребенка родители могут попытаться выправить походку путем объяснений и напоминаний, о необходимости опираться на всю стопу. Некоторым детям такой метод позволяет избавиться от привычки ходить на носках. Если аномальная походка приводит к утомляемости и боли в ногах, неприятные ощущения поможет снять опускание ног в прохладную воду.

Консервативная терапия

Фармакотерапия направлена на лечение основного заболевания и обязательно сочетается с реабилитационными мероприятиями. В зависимости от основной патологии, симптомом которой выступает хождение на носках, пациенту показаны:

  • Антиспастические препараты. Применяют миорелаксанты центрального действия. Препараты купируют гипертонус за счет угнетения возбудимости афферентных чувствительных волокон и передачи нервных импульсов.
  • Нейропротекторы и ноотропы. Улучшают метаболизм церебральных тканей, защищают их в условиях гипоксии. Активируют мозговые структуры. Показаны при ДЦП, перивентрикулярной лейкомаляции.
  • Витамины группы В. Улучшают трофику периферических нервов. Оказывают регуляторное воздействие на проведение нервного импульса. Применяются при нейропатии.
  • Обезболивающие средства. Необходимы, если причиной ходьбы на носках является болевой синдром. Применяются в основном при заболеваниях и травмах пяточной кости, периферических нервных стволов.
  • Введение ботулотоксина. Показано при безуспешности медикаментозного лечения, нарастающей спастичности. Препарат вводится в икроножную мышцу, что позволяет ослабить ее гипертонус.
  • Ортопедическое лечение. По показаниям пациентам с ДЦП, укорочением сухожилия, пяточной шпорой необходимо ношение индивидуально подобранной ортопедической обуви, ортезов, супинаторов.
  • Массаж. Рекомендован большинству пациентов с ходьбой на носках. Позволяет нормализовать мышечный тонус, укрепить связки и мышцы, восстановить их после перенесенной травмы.
  • Лечебная физкультура. Комплекс специально подобранных упражнений необходим для улучшения трофики тканей, снятия спастичности, увеличения мышечной силы, устранения дистонии.
  • Рефлексотерапия. Путем рефлекторных механизмов воздействия позволяет стимулировать периферические и центральные структуры нервной системы. Применяется при ДЦП с парезами, нейропатиях.
  • Психотерапия. Необходима в случаях, когда ходьба на носках имеет психологические причины. Также показана пациентам с аутизмом и психическими нарушениями.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство может потребоваться при ходьбе на носках вследствие короткого ахиллова сухожилия, развития контрактур, патологии пяточной кости. В соответствии с показаниями применяют следующие виды операций:

  • Ахиллопластика. Z-образный разрез и последующее удлинение сухожилия позволяют восстановить его нормальную длину. После операции пациент способен во время ходьбы ставить ногу на полную ступню.
  • Тенотомия. Показана в ряде случаев ДЦП при развитии спастических контрактур. Рассечение сухожилия в ходе операции позволяет придать стопе удобное для опоры положения.
  • Удаление пяточной шпоры. Показанием к операции является безуспешное консервативное лечение в течение полугода. В последнее время вмешательство проводится миниинвазивным эндоскопическим методом.

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. 

 ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

— обычная ходьба,

— ходьба на носках, на пятках,

— ходьба с высоким подниманием колена,

— ходьба широким шагом,

— ходьба приставными шагами (прямо и боком),

— ходьба перекатом с пятки на носок,

— ходьба в полуприседе и приседе,

— ходьба выпадами,

— ходьба скрестным шагом,

— гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ  ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

— Нет согласованности движений рук и ног;

— Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

— Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

— При ходьбе  ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

— Плохо используется пространство зала

— Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук;          — Учить ходить с высоким подниманием колен;  

— Учить перешагивать через предметы;  — Учить ориентировке в пространстве

— Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

— При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги;                    — Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

— Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

— Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

— Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

— В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

— Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

— Формировать правильную осанку;

— Учить детей ходить по наклонной плоскости;

— Знакомить детей с техникой приставного шага;

— Учить координировать движения рук во время ходьбы

— Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);                      

—  Следить за правильной осанкой;                                  — Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

— Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо);

— В индивидуальных заданиях дети теряются

— Учить детей правильно дышать;               — Учить детей энергично размахивать руками;          

— Отрабатывать легкость походки и координацию движения

— Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

— Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д. 

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ  особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

 Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

 С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

 В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

 1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

 2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

 3) ходьба приставным шагом;

 4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7-го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой.

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.

Довольно часто родители обращаются в НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера Минздрава России с вопросом о том, почему их дети ходят на носочках. В этой статье вы найдёте ответы на частые вопросы об этой патологии.

  • Хождение детей на носочках – это норма или нет?
  • Какие состояния могут привести к тому, что ребенок ходит на носочках?
  • Диагностика причины ходьбы на носочках
  • Ходьба на носочках при расстройствах аутистического спектра
  • Хождение на носках и обувь
  • Лечение ходьбы на носочках
  • Лечение ходьбы на носочках при аутизме

Хождение детей на носочках – это норма или нет?

Нормой является транзиторная ходьба на носочках, то есть проходящая, чаще всего отмечается у детей полутора-двух лет. Обычно ребенок начинает ходить на полную опору и постепенно, примерно через полгода, начинает вставать на носочки. Но важно, что это происходит симметрично, то есть он встает на оба носочка. Меньшую часть времени суток он находится на носочках, в среднем до 10 %. Чаще всего это происходит, когда ребёнок эмоционально возбуждён, радуется или пытается что-то достать.

Ситуации, которые должны настораживать:

  • Если ребенок ставит одну стопу на носок.
  • Если суммарное время нахождения ребёнка на носочках стремится к круглосуточному – то есть ту часть времени, когда ребёнок бодрствует, он преимущественно ходит на носочках.
  • Возраст ребёнка старше трёх лет.

Это три основных критерия, на которые родители должны обращать внимание. В этих случаях лучше показать ребёнка ортопеду и неврологу.

Какие состояния могут привести к тому, что ребенок ходит на носочках?

В целом можно выделить четыре группы заболеваний, из-за которых ребёнок может ходить на носочках:

  1. Причина в головном мозге. Самая частая причина, связанная с головным мозгом – лёгкие формы ДЦП. Если у ребёнка есть осложнённый анамнез, если он родился недоношенным, была гипоксия, то он развивается с задержкой. Например, ребёнок в полтора-два года не стоит у опоры, а в два года стал ходить и сразу начал ходить на носочках. Если высокий тонус в ногах, расширенные желудочки в головном мозге по УЗИ, то также лучше показаться специалистам – неврологу и ортопеду.
  2. Причина в спинном мозге:
    • Врождённые аномалии спинного мозга, например, липома спинного мозга – доброкачественная опухоль, которая часто располагается в поясничном отделе.
    • Spina bifida (но не Occulta L5-S1, которая в популяции у многих, а истинное незаращение позвонков, иногда с грыжей на уровне расщепления).
    • Фиксация спинного мозга. Спинной мозг сам по себе – это трубочка нервов, которая проходит внутри позвонков. Если эти нервы сдавливаются на каком-то из уровней, то это тоже может приводить к ходьбе на носочках. Но есть много нюансов. Если, например, это синдром фиксации спинного мозга (спинной мозг фиксирован к позвонку), то при росте ребёнка позвонки вытягиваются и спинной мозг натягивается, то есть не поднимается вверх, как должен. Это приводит к нарушению походки. Но, в первую очередь, чаще всего появляются урологические нарушения (недержание мочи, каломазание). Часто снижается чувствительность в нижних конечностях. Это более ранние симптомы, чем ходьба на носках.
  3. Причина на уровне нервов, которые идут от мозга к мышцам. Нервы – наши проводники к мышцам. Одна из самых больших групп заболеваний – это полинейропатии. Они могут возникать по разным причинам. Одна из самых многочисленных групп – это наследственные сенсорно-моторные полинейропатии, в том числе болезнь Шарко-Мари-Тута. Существует 9 основных клинических вариантов, при некоторых из которых может отмечаться ходьба на носках. Однако чаще отмечается деформация стопы: её свод становится высоким, пальцы – молоткообразными. Эти изменения должны насторожить.
  4. Причина в мышце. Проблемы с мышцами могут быть разные – от изменения самой структуры мышц из-за распада/нарушения формирования мышечных белков до новообразований в пределах мышцы. Однако особенно должна насторожить миопатия (миодистрофия) Дюшенна, при которой имеется проблема с белком дистрофином мышечной ткани. Данное заболевание может проявляться у ребёнка ходьбой на носках – особенно у мальчиков в 2-4 года. Доказано, что ходьба на носках и умственная задержка с особенностями в коммуникации по типу аутистического спектра могут быть проявлениями миопатии Дюшенна. Но на первый план здесь выходит утомляемость – ребёнок начинает быстро уставать, чего раньше не было. Ему сложно подниматься и спускаться по лестнице, хочется часто посидеть во время ходьбы. Если все эти симптомы появляются, нужно показаться неврологу и ортопеду.

Более редкие причины ходьбы на носках:

  • Врождённое недоразвитие мышц голени, что приводит к фиксированному положению стопы.
  • Десмоидная опухоль в области мышц голени – доброкачественная опухоль с очень агрессивным ростом. Нужно сразу обращаться к онкологу. Встречается крайне редко. Обычно проявляется следующими симптомами: одна нижняя конечность на носке, фиксированная стопа, нет осложнённого анамнеза (гипоксия, недоношенность, ИВЛ), иногда пальпируемое уплотнение мышц.
  • артериовенозная мальформация – «клубок» сосудов в пределах мышцы из-за их неправильного формирования.

Диагностика причины ходьбы на носочках

В большинстве случаев (примерно в 90 %) мы не находим причину ходьбы на носочках. Это так называемая идиопатическая ходьба на носках. Но для того, чтобы поставить этот диагноз, нам важно исключить заболевания, перечисленные выше.

В НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера Минздрава России мы рекомендуем определенный протокол исследований:

  • УЗИ головного мозга и УЗИ поясницы у детей примерно до 3-4 лет, старше 3-4 лет – МРТ.
  • Электронейромиография – исследования, которые показывают скорость проведения импульса по нерву.
  • Самое важное – анализ крови на КФК, АЛТ, АСТ, ЛДГ. Если цифры, в первую очередь креатинфосфокиназы (КФК), стремятся к десяткам тысяч – обязательно посетить невролога и ортопеда.

Как правило у 90 % пациентов, которые ходят на носочках, причина неясна, но чаще всего это связано с повышенной тревожностью. У тревожных детей выше риск ходьбы на носках – это как «заикание походки».

Ходьба на носочках при расстройствах аутистического спектра

По данным литературы до 40 % детей с РАС имеют те или иные нарушения походки, в том числе ходьбу на носках. Чаще всего дети с РАС ходят на носках вследствие стимов или стереотипии. На сегодняшний день неизвестно, почему дети с аутизмом ходят на носочках. Родители часто спрашивают, пройдёт ли это. У части детей проходит, у кого-то – нет. При ходьбе на носочках на фоне РАС помогает поведенческая терапия.

Хождение на носках и обувь

Для отучения ребёнка от ходьбы на носках есть специальная обувь – сквикеры с пищалкой в пятках – когда дети наступают на пятки, обувь пищит. Это метод поведенческой терапии.

Некоторые врачи рекомендуют жёсткую обувь. Однако довольно часто, даже в очень жёсткой обуви, ребёнок встаёт на носки. Поэтому необходимо взвешивать «за» и «против».

Часто в НМИЦ имени Г. И. Турнера приходят родители со словами: «Наш ребёнок ходит на носочках, потому что у него укорочено ахиллово сухожилие по словам нашего доктора». В большинстве случаев здесь другая причинно-следственная связь. То есть, укорочение сухожилия происходит из-за ходьбы на носках, а не наоборот.

Лечение ходьбы на носочках

Тактика лечения ходьбы на носочках зависит от возраста, сопутствующих состояний и от того, насколько укорочено ахиллово сухожилие и трицепс голени по тесту с тыльной флексией.

Как определить укорочение? Берём стопу и тянем на себя с разогнутым коленом. Если угол тыльной флексии меньше 10 градусов, то имеется укорочение.

Способы лечения идиопатической ходьбы на носках:

  • Формирование стереотипа походки – переучивание. Нужно взвешивать все риски. Если ребёнок тревожный, то постоянное напоминание может усугубить ситуацию.
  • Растяжки: пассивные (родительскими руками), активные (ребёнок сам выполняет упражнения).
  • Этапная гипсовая коррекция. Если ребёнку 3-5 лет, то можно его загипсовать так, что он не сможет ходить на носочках. Так ребёнок может переучиться.

Лечение ходьбы на носочках при аутизме

В настоящее время отсутствует единый подход к лечению ходьбы на носочках при аутизме. Дети с РАС эмоционально хуже переносят гипсовую коррекцию, поэтому я рекомендую делать упор на растяжки и поведенческую терапию.

При отсутствии эффекта от консервативного лечения идиопатической ходьбы на носочках, в среднем после 10-12 лет и при тыльной флексии менее 5-10 градусов, возможно выполнение хирургического удлинения ахиллова сухожилия.

Мы недавно рассказывали, почему шаг одной ногой может быть короче, чем другой. Продолжаем разбираться в отклонениях работы стоп и учимся ходить.

Для диагностики походки понадобится видео вашей ходьбы.

  • 1 Установите камеру строго горизонтально или вертикально — телефон подойдёт.
  • 2 Нарисуйте маркером точки на теле (на ключицах, нижних границах рёбер, вершинах подвздошных костей таза и тазобедренных суставов, центрах коленных чашечек) — так вам будет проще анализировать походку.

  • 3 Наклейте на пол небольшие отрезки бумажного скотча через каждые 10 сантиметров на длине в 3 метра. Запишите на видео свою расслабленную ходьбу в профиль.
  • При ходьбе вы не должны опираться на всю стопу. Движение должно начинаться с опоры на пятку.

Условно разбиваем шаг на три фазы: фаза опоры, фаза переката, фаза отталкивания. Настраивайтесь — видео вашей ходьбы придётся внимательно пересмотреть ни один раз.

Фаза опоры

Биомеханика

Идеальный вариант — пальцы ноги разгибаются, когда нога выпрямляется в коленном суставе.

Ошибка: большой палец (чаще всего) или остальные пальцы не разгибаются.
Причина: нарушение работы разгибателей пальцев ног.

Это может быть связано с:

  • компрессией в поясничном отделе, в особенности в области пятого позвонка,
  • неподходящей обувью (маленькой по размеру, неудобной).

Фаза переката

Биомеханика

Идеальный вариант — перекат с пятки на носок происходит по наружному краю стопы с подъёмом свода стопы.

Ошибка: опущение свода стопы.

Причины:

  • Снижение тонуса задней большеберцовой мышцы.

Её основная функция — разворачивать подошву вовнутрь (супинировать стопу). Также она помогает приводить ногу и сгибать её в голеностопном суставе. 

  • Гипертонус короткой малоберцовой мышцы.

Короткая малоберцовая мышца — антагонист задней большеберцовой мышцы.
Её гипертонус также приводит к опущению свода стопы. В таком случае могут появиться боли в коленном суставе при ходьбе.

  • Мышцы-антагонисты — это две мышцы (или две группы мышц) одного сустава, которые при сокращении осуществляют тягу в противоположные стороны.
  • Перенесённые травмы голеностопа без правильной восстановительной программы. Никогда не поздно всё исправить.

Фаза отталкивания

Биомеханика

Идеальный вариант — вы отталкиваетесь от опоры пальцами.

Ошибка №1: подъём свода стопы при сгибании пальцев и сокращение икроножной мышцы.

Такая ситуация может возникнуть из-за деформации пальцев или всей стопы, например, из-за генетической предрасположенности или неудобной обуви.
Также она может быть следствием плоскостопия, бурсита, лишнего веса.

Ошибка №2: пальцы не сгибаются.

Такая ситуация может возникнуть из-за смещения в голеностопном суставе или избыточной компрессии в пояснично-крестцовом отделе позвоночника.

Причина в обеих ситуациях: нарушение работы сгибателей пальцев.

Что делать, если вы заметили изменения паттерна ходьбы? Во-первых, пересмотрите обувь — иногда достаточно избавиться от маленькой по размеру пары. Во-вторых, обратитесь к ортопеду или другому специалисту (в некоторый случаях может помочь инструктор по йоге или пилатесу) — он поможет подобрать обувь и восстановить паттерн движения.

(22593)

Введение

Всех родителей волнует развитие их ребенка. Если появляются тревожные признаки каких-либо нарушений – это повод для обращения к специалисту.
Относится ли к таким случаям, когда ребенок ходит на носочках? Вокруг этого симптома существует множество мифов и неправильных трактовок, которые путают родителей.
В статье мы разберемся, что такое ходьба на носках у маленьких детей, откуда она появляется, что считать нормой и патологией и к кому обращаться с этим вопросом.
В маленьком возрасте дети часто ходят на носочках. Это обуславливается периодом бурного развития скелета и мышц. Со временем этот симптом проходит самостоятельно и не требует коррекции.
Однако, есть состояния, при которых ходьба на носочках является тревожным сигналом, который сигнализирует о проблемах со здоровьем ребенка.

ребенок ходит на носочках

Основные причины, почему ребенок ходит на носочках

В норме, ходьба на носках является этапом естественного развития моторных функций малыша.
Т.е. в норме данное состояние может быть обусловлено
– большим тонус икроножные мышцы по сравнению с остальными, поэтому ребенку удобнее ходить на носочках;
– интересом ребенка к новым вещам и местам. Становясь на цыпочки, он любопытствует и исследует новые предметы, которые были ему неизвестны. Кроме того, в более старшем возрасте малыш может с помощью ходьбы на цыпочках привлекать внимание взрослых;

Патологические причины данного состояния:

хронический стресс. Это связано с психическим перенапряжением, эмоциональной нестабильностью. Нередко, симптом наблюдается у детей с тревожностью, гиперактивностью;
– моторные дисфункции, связанные с патологиями внутриутробного развития, недоношенностью;
– укорочение икроножных мышц, сухожилий, развитие неправильного свода стопы, воспалительные процессы в костях ног. Ходьба на носках в таких случаях является вынужденной мерой для малыша;
– патологии речевого развития, когда походка на носочках является проявлением нарушения передачи импульса от головного мозга к нижним конечностям. У детей с психическими нарушениями развития развиваются стереотипные движения в виде ИХН (идиопатическая ходьба на носках), сосания пальца. Такое поведение часто встречается у аутистов;
– детский церебральный паралич, при котором наблюдается повышенный тонус и спастика мышц. Помимо гипертонуса, ДЦП сопровождается задержкой психомоторного развития, нарушением координации, связанных с повреждением структур головного мозга.

ребенок ходит на носках

До какого ходьба на носочках является нормой

Многие специалисты сходятся во мнении, что до 3-х летнего возраста в связи с интенсивным развитием мышц и скелета, ходьба на носочках может считаться нормой и не быть признаком заболеваний.
В Европе и западных странах при отсутствии дополнительных симптомов, если ребенок ходит на носочках не признается патологией даже для детей 5-ти и 6-ти летнего возраста.
Итак, если….
–  возраст ребенка меньше 3х лет
–  у малыша нет больше клинических признаков, жалоб и нарушений
–  нет перекосов при ходьбе, в нее вовлечены обе ноги;
–  нет нарушений и проблем с координацией движений, прихрамывания;
– не определяется регулярность ходьбы на цыпочках, и она имеет спонтанный характер. Например, обычно малыш ходит нормально, а во время игры он вдруг стал ходить на носочках,
…………то родители могут спать спокойно – с ребенком всё в порядке!

!!! Однако походке маленького ребенка следует уделять большое внимание. Важно включать специальные упражнения для формирования правильно походки и развития мышц стопы.

Упражнения для развития правильной походки

Для снятия гипертонуса мышц и создания условий для формирования правильного двигательного стереотипа желательно выполнять на регулярной основе несколько простых упражнений.
1. Растяжка икроножных мышц. Посадите ребенка на пол или коврик в удобное для него положение. Ноги должны быть прямыми в коленных суставах. Голеностопный сустав по отношению к ноге имеет угол 90 градусов, мышцы расслаблены.
Поочередно для каждой ноги производится легкое надавливание на стопу таким образом, чтобы пальцы ног тянулись наверх, затем вниз. В каждом положении следует удерживать стопу по 20-30 секунд. Количество повторов – 2- 4.
2. Растяжка полотенцем. Второй вариант растяжки икроножных мышц можно повторять следующим образом. Ребенок находится в положении сидя, ноги вытянуты вперед.
С помощью полотенца, расположенного под сводами стоп необходимо проводить натяжку на себя, надавливая коленями в пол. Спина в это время должна быть прямой. Такое положение удерживают по 20-30 секунд для каждой ноги.
3. Ходьба на пятках. Это полезное упражнение стоит включить в ежедневную программу занятий с ребенком. Оно позволяет укрепить икроножные мышцы и стопу. Суть заключается в том, что ребенок должен пройти на пятках определенную дистанцию. При этом носочки во время ходьбы он тянет на себя.
В качестве игровой формы можно предложить ему доходить на пятках расстояние от входной двери до своей комнаты. С каждым днем можно повышать планку и увеличивать расстояние.

Когда лучше показать ребенка врачу остеопату?

Чтобы отличить норму от патологии, необходимо знать признаки. Грамотную и своевременную диагностику может провести врач-остеопат. Он же в состоянии назначить коррекционные мероприятия.
Важные моменты! Ходьба на носочках без клинических проявлений у детей младше трех лет является нормой. Это следует учитывать перед походом к врачу. ИХН является так называемым диагнозом исключения. Чтобы оценить норму и патологию, врач проводит дифференциальную диагностику.
Примерно 80% случаев, когда родители замечают ходьбу на носочках у ребенка не требуют коррекционной работы. В данном случае специалист посоветует только наблюдение. Назначать ортопедические стельки, специальные упражнения или другие методы может только врач.
Чтобы быть спокойными за здоровье малыша, при наличии симптома идиопатической ходьбы (на носочках), который не проходит после трех лет, необходимо обратиться за консультацией к врачу-остеопату.

детский остеопат

В далеком четырнадцатом веке размер любой обуви люди определяли, используя зернышко ячменя. Три зерна приравнивали к дюйму. В наше время ситуация гораздо упростилась, а вот с выбором правильной модели мы часто не справляемся. Причиной тому является отсутствие внимания к деталям при покупке, что и приводит к неприятным моментам впоследствии. Вроде и туфли шикарные, а носить их невозможно. Виной тому ряд ошибок, которые хоть раз допускает каждый из нас при покупке обуви.

Чтобы обувь носить с удовольствием, а не поставить пылиться на полочке, следует придерживаться некоторых правил / Фото: yandex.ru

Чтобы обувь носить с удовольствием, а не поставить пылиться на полочке, следует придерживаться некоторых правил / Фото: yandex.ru

1. Не смотрим на место нахождения каблука

Для правильного распределения нагрузки на стопу каблук должен находиться строго под пяткой / Фото: look.tm

Для правильного распределения нагрузки на стопу каблук должен находиться строго под пяткой / Фото: look.tm

Эта деталь в обуви необходима не для одной лишь красоты. Ее предназначение заключается в том, чтобы обеспечить стопе поддержку. При ходьбе человек ступает сначала на пятку, а затем на носок, значит пятке требуется особая поддержка. В связи с этим каблук обязан располагаться непосредственно под ней. В случае его смещения в сторону кромки или, наоборот, к центральной части стопы, распределение нагрузки окажется неверным и ноги очень быстро устанут. В основном это касается обуви на шпильках, так как более широкий каблук в принципе имеет неплохую устойчивость.

2. Отдаем предпочтение обуви с острыми носками и высоким каблуком

Если обувь подбирается на каждый день, а не на разовый выход, лучше отдать предпочтение закругленному носку / Фото: klubok.com

Если обувь подбирается на каждый день, а не на разовый выход, лучше отдать предпочтение закругленному носку / Фото: klubok.com

При выборе туфель именно такой модели на пальцы будет оказываться сильное давление, а значит ногам будет не комфортно, и они быстро устанут. Если каблук высокий, носок в идеале должен быть не совсем острым. Да и вообще остроносые туфли лучше не использовать для постоянной носки, или же выбирать так, чтобы в области носка пальцам было не слишком тесно.

3. Покупаем обувь без учета повода для носки

При выборе кроссовок следует учитывать тот вид спорта, которым вы планируете заниматься / Фото: manikyres.ru

При выборе кроссовок следует учитывать тот вид спорта, которым вы планируете заниматься / Фото: manikyres.ru

Далеко не все модели кроссовок подойдут для спортивных занятий. К тому же под разный вид спорта стоит подбирать и определенную модель: для игры в баскетбол лучше покупать высокие модели, для бега – с хорошей поддержкой области стопы и амортизацией. Прогулочные кеды удобны в повседневной носке, но на спортплощадку обувать их не следует. От плоской подошвы для стопы нет никакой поддержки. Подходит такая обувь лишь для прогулок и тяжелоатлетам, так как обеспечит спортсменам хорошее сцепление с той поверхностью, на которой они тренируются.

4. Берем во внимание только размер

Размер - существенный фактор при выборе, но не единственный / Фото: pandda.me

Размер — существенный фактор при выборе, но не единственный / Фото: pandda.me

Размер – значимый фактор при выборе, но не единственный. Прежде чем купить подходящую по нему пару, следует проверить, насколько обувь комфортна, как работают застежки, удобно ли в ней ходить и так далее.

5. Примерка исключительно на коврике

Примерять обувь на коврике - ошибочно, лучше это делать на голом полу / Фото: allaboutaccent.com

Примерять обувь на коврике — ошибочно, лучше это делать на голом полу / Фото: allaboutaccent.com

Нередко, покупая обувь в магазине, мы ходим только по специально расстеленному коврику, что неправильно. Благодаря ворсу кажется, что подошва мягкая и нам удобно, но ощущение может быть обманчивым. Следует пройтись по торговому залу и проверить, как чувствует себя нога.

6. Мало ходим в покупаемой обуви на стадии примерки

Рекомендовано ходить в примеряемой обуви до пятнадцати минут / Фото: yandex.ru

Рекомендовано ходить в примеряемой обуви до пятнадцати минут / Фото: yandex.ru

Рекомендовано ходить в примеряемой обуви до пятнадцати минут. Только тогда можно сделать вывод на счет ее комфорта. Но на практике сделать это практически нереально.

7. Очень открытые модели

Слишком открытые модели обуви ненадежно фиксируют стопу, что приводит к быстрой усталости и дискомфорту / Фото: aliexpress.ru

Слишком открытые модели обуви ненадежно фиксируют стопу, что приводит к быстрой усталости и дискомфорту / Фото: aliexpress.ru

В некоторых босоножках сверху находится один или несколько ремешков, которые не слишком надежно фиксируют ногу, что приводит к неустойчивости и быстрому ощущению усталости.

8. Не обращаем внимание на форму собственной стопы

Обувь необходимо выбирать с учетом формы стопы, о чем многие забывают / Фото: shambala.com.ua

Обувь необходимо выбирать с учетом формы стопы, о чем многие забывают / Фото: shambala.com.ua

Различают три типа стопы: египетская – большой палец самый длинный, греческая – второй палец длиннее остальных, римская – все три первых пальца одинаковы по длине. В первом случае подойдут модели с вытянутым носком или круглым. Нежелательно брать модели со слишком острым носком и очень узкие. При втором типе стопы подходят квадратные и круглые носки, а при третьем – остроконечная обувь.

9. Меряем обувь не в тех носках

При примерке следует надевать на ногу носки, с которыми планируется носить обувь / Фото: fostylen.com

При примерке следует надевать на ногу носки, с которыми планируется носить обувь / Фото: fostylen.com

При примерке следует надевать на ногу носки, с которыми планируется носить обувь. Например, зимние модели нет смысла примерять на капроновые колготки. В ходе эксплуатации будет надеваться плотный носок, по нему и следует ориентироваться.

В продолжение темы читайте, какие существуют 8 способов носить удобную обувь на низком ходу и выглядеть как звезда на красной дорожке.

Ходьба на носках

Ходьба на носках может носить идиопатический характер, являться симптомом задержки развития, психоэмоциональных расстройств, ряда неврологических заболеваний, следствием травм и заболеваний пяточной кости. Диагностика проводится с помощью электроэнцефалографии, электронейромиографии, МРТ и КТ мозга, генетического анализа, психиатрического осмотра. В соответствии с основным заболеванием проводится консервативная терапия, реабилитационные мероприятия. В отдельных случаях показано хирургическое лечение.

Причины ходьбы на носках

Физиологические причины

У детей еще до формирования способности ходить довольно развита икроножная мышца. Поэтому, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, он часто становится на цыпочки. Также ходьба на носках может быть следствием использования ходунков, в которых ребенок не достает полной стопой до пола. Результатом является выработка привычки ходить на носочках. Третьей абсолютно физиологической причиной выступает желание малыша поэкспериментировать с разными вариантами передвижения. В таких случаях ребенок ходит на носках только периодически.

Идиопатическая ходьба на носках

Диагноз устанавливается, если пациент ходит с упором на переднюю часть стопы более 50% времени. Другие патологические симптомы отсутствуют. Необходимым условием постановки диагноза является исключение всех других возможных причин аномальной походки. Заболевание считается генетически детерминированным, однако, по различным исследованиям, доля случаев с доказанной ролью наследственного фактора варьирует в диапазоне 30-70%. Аномалия может привести к развитию вторичной плоской стопы, болевого синдрома и повышенной утомляемости ног.

Задержка психомоторного развития

Ходьба на носках связана с незрелостью пирамидной системы, управляющей непроизвольными двигательными актами. Часто сопровождается другими признаками задержки развития: более поздним освоением моторных навыков, плохой координацией движений, отсутствием речи. Основными причинными факторами выступают:

  • Перинатальные поражения мозга. Возникают вследствие гипоксии во внутриутробном периоде или в родах, в результате родовой травмы, внутриутробной нейроинфекции. Характеризуются низким баллом по шкале Апгар.
  • Генетические заболевания. К таковым относятся болезнь Помпе, болезнь Ниманна-Пика, фенилкетонурия. Поражение нервной системы зачастую обусловлено накоплением в ней патологических метаболитов вследствие генных мутаций.
  • Постнатальные заболевания. К задержке развития приводят тяжелые инфекционные болезни, пороки сердца, хронические заболевания легких, гипотрофия, эпилепсия, гипотиреоз.

Ходьба на носочках

Ходьба на носочках

Психоэмоциональные нарушения

Привычке ходьбы на носках у детей могут способствовать стрессовые ситуации, грубое обращение. Симптом может отмечаться у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, повышенной эмоциональной лабильностью. К тяжелым отклонениям, при которых возможна ходьба на носках, относятся:

  • Заболевания аутистического спектра. Аутизм в половине случаев сопровождается нарушением походки, в том числе и ходьбой на носках. Наблюдаются замкнутость, трудности коммуникации, ограниченность интересов, стереотипии.
  • Психические расстройства. Истерия, шизофрения, мания величия или преследования могут сопровождаться походкой с акцентом на пальцы ног. Отличительной чертой обычно является демонстративность аномальной походки.

Неврологические заболевания

Ходьба на носках, как у детей, так и у взрослых, может быть признаком серьезной неврологической патологии. Вследствие поражения церебральных структур симптом наблюдается в обоих ногах, при патологии периферических нервов — имеет односторонний характер. К заболеваниям, протекающим с данным симптомом, относятся:

  • Перивентрикулярная лейкомаляция. Заболевание наблюдается преимущественно у недоношенных новорожденных. В последующем у ребенка наблюдается судорожный синдром, асимметрия мышечного тонуса.
  • Детский церебральный паралич. Ходьба на носочках связана с мышечным гипертонусом. Сочетается с парезами, расстройствами речи, гиперкинезами, нарушениями координации.
  • Мышечная дистония. Нарушения мышечного тонуса с преобладанием гипертонуса в мышцах разгибателях стопы приводит к тому, что пациент ставит ногу на носок.
  • Синдром Сегавы. Генетическое нейрометаболическое заболевание с характерным гипертонусом нижних конечностей. Симптомы вначале затрагивают одну ногу, которую пациент ставит на носок. Затем процесс захватывает обе нижние конечности.
  • Нейропатия малоберцового нерва. Поражение нерва приводит к сниженной иннервации мышц, отвечающих за тыльное сгибание стопы. В результате во время ходьбы больной опирается на пальцы, а затем на наружный край подошвы. Типично свисание стопы при поднятии ноги.

Ортопедические нарушения

В ряде случаев ходьба на носках связана с поражением опорно-двигательного аппарата. Она может быть обусловлена развитием посттравматических изменений в голеностопном суставе. В ряде случаев симптом возникает по психологическим причинам, например, когда пациент боится нагружать стопу после перенесенной травмы. В большинстве случаев симптом односторонний. Заболевания, при которых он возможен, включают:

  • Укорочение ахиллова сухожилия. Приводит к подошвенному сгибанию стопы. В следствие этого больной не может поставить ногу на полную стопу. Аналогичные изменения происходят при укорочении икроножных мышц.
  • Воспаление пяточной кости. Воспалительные изменения кости и/или окружающих тканей сопровождаются болевым синдромом. При ходьбе больной ставит ногу на носок, чтобы избежать боли.
  • Пяточная шпора. Костное разрастание в области бугра пяточной кости своим острым концом травмирует подлежащие мягкие ткани вызывая интенсивные болевые ощущения. В связи с этим пациент щадит пятку при ходьбе.

Диагностика

У пациентов любого возраста ходьба на носках выступает показанием к консультации невролога. В поисках причины возникновения симптома обращают внимание на данные анамнеза. Выявление очаговой симптоматики в неврологическом статусе свидетельствует о наличие соответствующего заболевания. При подозрении на аномалии или посттравматические изменения опорно-двигательной системы показана консультация ортопеда. Возможно назначение следующих обследований:

  • Генетическое тестирование. Необходимо для исключения генетических заболеваний. Перечень тестируемых генных аномалий составляется по результатам консультации генетика.
  • Психиатрическое обследование. Показано в случае подозрения на аутизм, психическое расстройство.
  • Электроэнцефалография. Позволяет оценить биоэлектрический паттерн мозговой активности. Наличие очагов патологической импульсации говорит в пользу эпилепсии.
  • Электронейромиография. Дает информацию о прохождении нервного импульса по нервным стволам, состоянии нервно-мышечной передачи и мышечного аппарата. Исследование необходимо в диагностике невропатии, мышечной дистонии.
  • Рентгенография пяточной кости. Назначается для диагностики изменений структуры кости как причины ходьбы на носках. Выявляет трещины, переломы, признаки воспалительного процесса, пяточную шпору.
  • Нейросонография. У детей до года проводится через родничок. Позволяет диагностировать вариабельные поражения головного мозга, обусловленные гипоксией, травмой, инфекцией, врожденной аномалией.
  • МРТ головного мозга. Направлена на оценку строения и степени зрелости церебральных структур. Для лучшего выявления органической патологии и ее верификации проводится МРТ с контрастированием.
  • Церебральная КТ. Показана пациентам, имеющим противопоказания к МРТ. Эффективна в диагностике посттравматических изменений, внутримозговых кист и других образований.

Консультация невролога

Консультация невролога

Лечение

Помощь на догоспитальном этапе

При выявлении ходьбы на носках у ребенка родители могут попытаться выправить походку путем объяснений и напоминаний, о необходимости опираться на всю стопу. Некоторым детям такой метод позволяет избавиться от привычки ходить на носках. Если аномальная походка приводит к утомляемости и боли в ногах, неприятные ощущения поможет снять опускание ног в прохладную воду.

Консервативная терапия

Фармакотерапия направлена на лечение основного заболевания и обязательно сочетается с реабилитационными мероприятиями. В зависимости от основной патологии, симптомом которой выступает хождение на носках, пациенту показаны:

  • Антиспастические препараты. Применяют миорелаксанты центрального действия. Препараты купируют гипертонус за счет угнетения возбудимости афферентных чувствительных волокон и передачи нервных импульсов.
  • Нейропротекторы и ноотропы. Улучшают метаболизм церебральных тканей, защищают их в условиях гипоксии. Активируют мозговые структуры. Показаны при ДЦП, перивентрикулярной лейкомаляции.
  • Витамины группы В. Улучшают трофику периферических нервов. Оказывают регуляторное воздействие на проведение нервного импульса. Применяются при нейропатии.
  • Обезболивающие средства. Необходимы, если причиной ходьбы на носках является болевой синдром. Применяются в основном при заболеваниях и травмах пяточной кости, периферических нервных стволов.
  • Введение ботулотоксина. Показано при безуспешности медикаментозного лечения, нарастающей спастичности. Препарат вводится в икроножную мышцу, что позволяет ослабить ее гипертонус.
  • Ортопедическое лечение. По показаниям пациентам с ДЦП, укорочением сухожилия, пяточной шпорой необходимо ношение индивидуально подобранной ортопедической обуви, ортезов, супинаторов.
  • Массаж. Рекомендован большинству пациентов с ходьбой на носках. Позволяет нормализовать мышечный тонус, укрепить связки и мышцы, восстановить их после перенесенной травмы.
  • Лечебная физкультура. Комплекс специально подобранных упражнений необходим для улучшения трофики тканей, снятия спастичности, увеличения мышечной силы, устранения дистонии.
  • Рефлексотерапия. Путем рефлекторных механизмов воздействия позволяет стимулировать периферические и центральные структуры нервной системы. Применяется при ДЦП с парезами, нейропатиях.
  • Психотерапия. Необходима в случаях, когда ходьба на носках имеет психологические причины. Также показана пациентам с аутизмом и психическими нарушениями.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство может потребоваться при ходьбе на носках вследствие короткого ахиллова сухожилия, развития контрактур, патологии пяточной кости. В соответствии с показаниями применяют следующие виды операций:

  • Ахиллопластика. Z-образный разрез и последующее удлинение сухожилия позволяют восстановить его нормальную длину. После операции пациент способен во время ходьбы ставить ногу на полную ступню.
  • Тенотомия. Показана в ряде случаев ДЦП при развитии спастических контрактур. Рассечение сухожилия в ходе операции позволяет придать стопе удобное для опоры положения.
  • Удаление пяточной шпоры. Показанием к операции является безуспешное консервативное лечение в течение полугода. В последнее время вмешательство проводится миниинвазивным эндоскопическим методом.

А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт

Спорим, ты даже никогда не задумывалась о важности ежедневной ходьбы? А о том, как правильно ходить, тем более. Оказывается, ходить нужно не только много и часто, но и правильно.

А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт
Полад Байрамов

Полад Байрамов

реабилитолог, тренер ЛФК, основатель клиники «Золотые руки»

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Правильная походка: все начинается с детства

Развитие опорно-двигательного аппарата, как и всего организма в целом, начинается с детства. Само понятие «плоскостопие» до 8 лет не является чем-то объективным, то есть полая стопа до 8 лет является нормой и такой диагноз не ставится.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако мышцы ног, стопы и голеностопа должны постепенно развиваться уже с детского возраста. В детстве в этом нам помогают ходьба босиком (чаще всего за городом) и обувь с неплоской подошвой. 

Носить удобную и правильную обувь необходимо с детства, перейдя на кроссовки и хождение босиком на даче, отказавшись от обуви на плоской подошве. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После 8-летнего возраста, если ортопед выявит плоскостопие, гипотонус связок голеностопа, завал стопы внутрь (вальгус), либо наружу (варус), то будут рекомендованы ортопедическая обувь и индивидуальные ортопедические стельки для правильной ходьбы.

Упражнение при плоскостопии


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  • Возьми теннисный мячик и встань одной ногой на него, создавая упор. Если ты не чувствуешь устойчивости, то облокотись рукой на стол или об стену для дополнительной опоры. Вес твоего тела должен смещаться на стопу, которой ты давишь на теннисный мячик. 
  • Поставь мячик посередине стопы и продавливающими массажными движениями раскатывай его вперед-назад. Когда прокатываешь стопу вперед (к носочку), натягивай пальцы наверх. А прокатывая стопу назад (к пятке), натягивай пальцы вниз. 
  • Делай 10–20 повторений, 3–4 раза в день, чтобы укрепить мышцы стопы, получить терапевтический эффект, решить проблемы плоскостопия и укрепить здоровье опорно-двигательного аппарата в целом. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Упражнения для укрепления стопы


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы укрепить стопу и сохранить мобильность в суставах стопы, делай простые, но очень практичные упражнения. Для общей работоспособности и улучшения питания стопы можно начинать делать упражнения с утра, не вставая с постели.

  • Отводи стопу медленно и плавно до максимального упора, приводи максимально к себе. Делай по 10–15 повторений.
  • Круговые движения стопой в одну сторону и круговые движения стопой в другую сторону — 8–15 повторений в каждую сторону.
  • Поверни стопы внутрь и задержи их на 3–4 сек. Затем верни стопы в исходное положение и отведи их наружу и также задержи на 3–4 сек. 7–12 повторений. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правильно ходить?

Не исключено, что ты всю жизнь ходила неправильно. Но не отчаивайся, всё в твоих руках, и в твоих силах всё изменить. Однако если ты будешь игнорировать свои ошибки, то проблемы с тазобедренными суставами и позвоночником не заставят себя долго ждать.

Во-первых, правильная ходьба начинается с самого факта ходьбы: она должна стать естественной частью твоей жизни. Если ты ведешь малоподвижный образ жизни, то начинай больше двигаться: ходи по квартире, выходи в магазин – лучше в тот, который дальше от дома, гуляй в парке, выходи на одну остановку раньше и иди оставшееся расстояние пешком.

Привычка много ходить закладывается в детстве, а потому желательно побольше гулять пешком с ребенком – от 30 минут до 2 часов ежедневно. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ходьба должна быть регулярной, в удобной и легкой обуви, например в кроссовках по 3–5 или даже 10 км в день. В качестве альтернативы на время непогоды – беговая дорожка в фитнес-зале. Ходьба в горку – еще полезнее. Кстати, не менее полезна и скандинавская ходьба. 

Для начала проверь себя: поставь камеру на видео и пройдись в профиль и прямо. А теперь посмотри получившееся видео, сверься с рекомендациями и ходи правильно, стараясь достичь нужного результата:

  • правильно ходить необходимо с пятки на носок от бедра;
  • идти нужно с прямой спиной;
  • движение идет от бедра крест-накрест: левое бедро уходит вперед – и в этот момент вперед уходит правое плечо, и, наоборот, когда ты делаешь шаг правой ногой, правое бедро уходит вперед, левое плечо также поворачивается вперёд;
  • дыши спокойно, расслабь плечи.

Выполняй эти несложные рекомендации, и ты увидишь, что твоя ходьба изменится. Правильная  ходьба поможет сохранить здоровье твоих ног: укрепить мышцы и связки, улучшить мобильность стопы, да и в целом положительно повлиять на профилактику развития плоскостопия. 

Фото: Shutterstock, Getty Images

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. 

 ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

— обычная ходьба,

— ходьба на носках, на пятках,

— ходьба с высоким подниманием колена,

— ходьба широким шагом,

— ходьба приставными шагами (прямо и боком),

— ходьба перекатом с пятки на носок,

— ходьба в полуприседе и приседе,

— ходьба выпадами,

— ходьба скрестным шагом,

— гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ  ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

— Нет согласованности движений рук и ног;

— Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

— Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

— При ходьбе  ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

— Плохо используется пространство зала

— Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук;          — Учить ходить с высоким подниманием колен;  

— Учить перешагивать через предметы;  — Учить ориентировке в пространстве

— Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

— При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги;                    — Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

— Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

— Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

— Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

— В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

— Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

— Формировать правильную осанку;

— Учить детей ходить по наклонной плоскости;

— Знакомить детей с техникой приставного шага;

— Учить координировать движения рук во время ходьбы

— Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);                      

—  Следить за правильной осанкой;                                  — Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

— Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо);

— В индивидуальных заданиях дети теряются

— Учить детей правильно дышать;               — Учить детей энергично размахивать руками;          

— Отрабатывать легкость походки и координацию движения

— Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

— Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д. 

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ  особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

 Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

 С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

 В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

 1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

 2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

 3) ходьба приставным шагом;

 4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7-го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой.

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.

  • Ошибки при ходьбе на каблуках
  • Ошибки при функции впр
  • Ошибки при фотографировании портрета
  • Ошибки при фотографировании модели
  • Ошибки при формулировании целей