Ошибки при постановке целей урока

27.08.201927.08.2019

В преддверии нового учебного года Дидактор хочет посвятить несколько статей учительскому планированию. Безусловно, готовясь к урокам, мы задумываемся о том, как добиться ощутимых результатов в обучении.

Цели урока являются ключевой частью в создании эффективных, реальных планов уроков. Не тех, которые мы готовим не для себя, впопыхах или для проверяющих. А тех рабочих уроков, благодаря которым мы добиваемся высокого качества обучения. По сути, цели урока рассказывают, что учитель на самом деле хочет, чтобы его ученики узнали и чему научились в результате урока.

Более конкретно, цели урока обеспечивают руководство к действию, которое позволяет учителям гарантировать, что учебная информация, которую они преподают, дойдёт до «адресата», станет необходимой и жизненно важной для учащихся. Кроме того, цели дают учителям то измерение, которое может быть использовано для определения обучения и достижений учащихся, и эта мера также должна быть вписана в цель.

Поскольку учителя описывают в своих план-конспектах и технологических картах цели обучения, важно, чтобы они избегали распространенных ошибок. К сожалению, они довольно часто встречаются. Я буду сегодня приводить конкретные примеры, взятые из учительских разработок, которые тысячами публикуются в интернет-пространстве. Разумеется, без указания фамилий.

Вот наиболее распространённые ошибки вместе с примерами и предложениями, как их избежать.

Цель не указана в формате ожидаемых действий ученика

Поскольку цель состоит в том, чтобы направлять процесс обучения и формирующего  оценивания, имеет смысл только то, что план урока написан в отношении учащегося. Однако распространённая ошибка заключается в том, что учитель сосредоточился на том, что он планирует сделать на уроке.

primer

Обратите внимание. В учебных задачах присутствуют термины злосчастной, неконкретной триединой дидактической цели: обучать, развивать, воспитывать. Глаголы обо всём и ни о чём. Глаголы несовершенного вида, которые не показывают законченности действий.

Учебные задачи должны формулироваться глаголами совершенного вида, обозначающими завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс.

Эти ошибки легко исправить, начав каждую задачу с таких слов, как «ученик  будет…» или «ученик сможет выделить ….», «ученик овладеет алгоритмом поиска…».
Лучшим примером цели данного урока, на мой взгляд, было бы: «ученик овладеет алгоритмом поиска определения и графически сможет обозначить его». Возможно, филологи поправят меня в деталях.

Если урок является частью серии уроков по заданной теме, то цель должна указывать, что ученик сможет сделать к концу каждого урока, в каждой точке серии.

Очень важно прописать способ, которым учитель может узнать, достигли ли учащиеся поставленной цели, как будет измеряться обучение.

Цель не наблюдаема или неизмеряема

Смысл любой цели обучения заключается в том, чтобы предоставить преподавателю возможность выяснить, насколько качественно ученик усвоил учебный материал. Однако это невозможно, если цель не содержит перечень легко наблюдаемых или измеримых элементов.

primer1

Измерение может быть сделано различными способами:

  • обсуждение,
  • устные ответы,
  • тренажёры,
  • игровые упражнения
  • интерактивные ответы,
  • домашние задания,
  • тесты и т.д.

Та же самая цель, поставленная учителем, была бы лучше, если бы способ измерения обучения был записан в этой цели.

Например, «ученик сможет перечислить главные исторические персонажи, основные события 1240-1242 гг., указать на карте места сражений».

В зависимости от уровня оценивания и уровня сложности, все цели урока должны быть конкретными.

Цель слишком общая

Любые цели обучения должны предоставлять учителям конкретные критерии, которые они будут использовать для оценивания своих учеников.

Пример.

primer2

Поставленные цели и задачи о том, что ученик будет знать названия и символы элементов периодической таблицы, не является конкретным. Существует 118 элементов таблицы. Должны ли ученики знать все или только определенное их количество?

Эта плохо написанная цель не даёт учителю достаточного руководства, чтобы определить, была ли эта цель достигнута. Однако задача «ученик перечислит названия и символы первых 20 элементов периодической таблицы», «ученик сможет определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам», —  ограничивает критерии определенным количеством элементов и конструкций, которые они должны знать.

Учителя должны быть осторожны, когда они описывают средства для измерения результатов обучения или критерии. Цели обучения должны быть ясными и краткими.

Цель слишком длинная

Чрезмерно сложные и многословные цели обучения не так эффективны, как те, которые просто указывают, что учащиеся должны узнать из урока и что продемонстрировать. Наилучшие цели обучения состоят из простых глаголов совершенного вида и измеримых результатов.

Пример неудачной многословной цели, которая не имеет измеримого результата:

primer3

Вместо этого преподавателю было бы лучше написать: «ученик сможет создать иллюстрированную ленту времени главных сражений Великой Отечественной войны» или «ученик сможет ранжировать решающие сражения в соответствии со степенью их важности».

Учитывая необходимость дифференцированного подхода в обучении, учителя должны избегать соблазна создавать общие цели обучения для всех классов.

Цель должна соответствовать потребностям учеников

В течение учебного дня учителя могут иметь несколько уроков в одной параллели с одним и тем же содержанием. Или одни и те же темы в разных концентрах обучения.

Однако, поскольку нет двух одинаковых классов, хорошо написанные цели урока должны быть настроены для каждого класса в зависимости от потребностей учащихся. 

Разумеется, это может показаться дополнительной сложностью. Но цели обучения предназначены для конкретного ученика и должны быть измеримы.

Написание одной и той же учебной задачи для каждого класса, независимо от уровня их успеваемости, не поможет измерить успеваемость учащихся. Вместо этого должны быть определенные в конкретном классе цели урока.

Например, учитель истории может разработать две различные цели обучения, основанные на уровнях успеваемости и в различных концентрах в классах, изучающих Российскую революцию 1917 года. Цель урока в одном классе может заключаться в том, чтобы указать причинно-следственные связи, хронологию событий.

Перед другим учениками, которые показывают более глубокое понимание, может быть другая цель обучения. К примеру, «ученик сможет проанализировать характер и значение событий».

Различные цели обучения также могут быть написаны не только для разных классов, но и для отдельных групп в классе. Учитель прекрасно понимает, что перед ним сидят  учащиеся с различным уровнем обученности и способностей. И конкретизация учебных целей для каждой категории не будет лишней.


Вопросам целеполагания в Дидакторе был посвящён ряд статей.

Постановка целей и задач на уроке.

С какой целью ученик идёт на урок?

Когда начинается забота об ученике?

С какой целью я иду на урок?

Воспитательные цели урока: как их добиваться?

Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока

Мотивация деятельности учителя и ученика

Четыре условия достижения результата в обучении

Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Как научиться ставить образовательные цели?

Требования к формулированию целей

В научной литературе
наиболее распространены следующие
понятия целей:

  1. предвосхищаемый
    результат деятельности;

  2. предметная
    проекция будущего;

  3. субъективный
    образ желаемого, опережающий отражение
    событий в сознании человека.

Под
целью в образовании следует понимать
предвосхищаемый результат – образовательный
продукт, который должен быть реальным,
конкретным.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.
    Диагностичность целей обозначает, что
    имеются средства и возможности проверить,
    достигнута ли цель. Критерии измеримости
    бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый
    результат.

  • Достижимые в ходе
    урока.

  • Побудительные
    (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не
    должна иметь расплывчатые формулировки.
    Не следует употреблять такие расплывчатые
    выражения, как «узнать», «почувствовать»,
    « понять».

Целеполагание
является проблемой современного урока.

Ошибки при постановке
целей урока:

  • Подмена цели
    средствами урока. Зачастую учителя
    получают моральное удовлетворение не
    от результата урока, а от того, чем
    занимались на уроке дети. По сути дела
    идет подмена целей урока средствами
    их достижения. Приведем пример: на уроке
    географии, посвященном «Великим
    географическим открытиям», учитель
    показал целый фейерверк педагогических
    приемов, все дети были вовлечены в
    работу, урок хорошо оснащен наглядностью.
    Вот только осталось неясным: а какой
    вывод сделали о значении открытий
    ученики?

  • Формальный подход
    при постановке цели. Расплывчатость
    и неопределенность спроектированных
    учи­телем целей приводит к непониманию
    целей учителем и учениками.

  • Завышение цели.
    По масштабу цели можно разделить на
    локальные и глобальные.
    Традиционно
    на уроке ставится глобальная цель, т.е.
    цель которую невозможно достичь за
    один урок. Стратегические,
    глобальные цели образования изложены
    в
    законе РФ «Об образовании», в Национальной
    доктрине об­разования,
    в Концепции модернизации российского
    образо­вания
    и других документах. Они диктуются
    требованиями общества,
    государства, Глобальные
    цели — это ориентиры человеческой
    деятельности. Например, «интеллектуальное
    развитие учащихся», «овладение знаниями,
    необходимыми для практической
    деятельности». Если цель связана с
    конкретным уроком — это локальная
    цель
    .
    Диагностичность цели означает, что
    имеются средства и возможности
    проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка
    собственной цели учителя.
    Если
    цель ориентирована только на деятельность
    учителя, а не учащегося, то мотивация
    студентов будет намного ниже, чем, если
    определена цель и для них тоже.

В педагогике
целеполагание
— это процесс выявления целей и задач
субъек­тов деятельности (учителя и
ученика), их предъявления друг другу,
согласования и достижения. Оно должно
быть субъектным и соответствовать
планируемому результату.

Цель — это то, к чему
стремятся, что надо осуществить.

Практические цели:

Чётко, грамотно
сформулированная цель занятия — это
лишь одно, но очень важное из слагаемых
педагогического мастерства, которое
закладывает основу для успешного
проведения урока. Если цели не
сформулированы, или сформулированы не
четко, значит и весь сценарий урока
преподавателем построен без логического
завершения.
Примеры неправильной
постановки цели:

— Изучить тему:
«Достопримечательности Лондона»;

— Углубить знания
студентов по теме «Определенный артикль»;

— Формирование
лексических навыков;

— Развитие монологических
умений и т.п.

Для постановки
практических целей рекомендуется
использовать глаголы, указывающие на
действие с определенным результатом
:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»

«рассказать»

«описать»

«обсудить»…

При озвучивании
цели студентам в начале урока более
эффективным будет использовать глаголы
в форме повелительного наклонения:
«выберите», «сгруппируйте», «укажите»…

Соотношение
цели и задач

— это соотношение общего и частного.
Реализация цели возможна благодаря
решению ряда задач. Таким образом, ставя
задачи, учитель намечает определенный
путь достижения цели, а также конкретизирует
уровень или качество формируемого
навыка и умения, поскольку достижение
цели может быть рассчитано на несколько
уроков.

Помимо основной
практической цели, формулируются
сопутствующие развивающая, воспитательная
и образовательная цели урока.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Мастер-класс «Типичные ошибки в целеполагании.»

План

Целевая аудитория: Учителя русского языка и литературы.

Цель: Оказать содействие участникам в понимании таких понятий, как «целеполагание», «СМАРТ-цели», «задачи деятельности», в развитии умения определять типичные ошибки в постановке цели и задач урока и правильно формулировать цели с позиции ученика, оценивании правильности формулировки цели.

Ожидаемые результаты: Участники занятия будут формулировать понятия «целеполагание», «цель»,  « задачи», формулировать основные требования к постановке цели урока, грамотно определять задачи для реализации поставленной цели. Определять типичные ошибки в постановке целей урока и правильно формулировать цели и задачи с позиции ученика.

Методы и приемы: Интегрированное занятие: теория с элементами презентации + практическая работа. Сочетание групповой и индивидуальной деятельности. Метод самостоятельной работы в малых группах.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, экран, бумага,  маркеры, презентации теоретического материала, карточки с заданиями.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

1.Вступительная часть Организационный момент.

Цель: Добиться психологического раскрепощения участников. Обеспечить внешнюю обстановку для эффективной работы.

Прием: «Круг радости»

Задачи: Участники выскажут позитивные пожелания друг другу. Участники объединятся в группы, в которых будет обеспечена командная работа.

1.Приветствие.

2.Объединение в группы

3.Сообщается тема и цель занятия. Слайд 1

Участники образуют круг радости, соприкасаясь пальцами рук, желают друг другу отличного настроения и хорошей работы.

 Объединяются в  группы по  порядку чисел от 1- до5

5 мин

2.Введение в тему Актуализация опорных знаний.

Цель: Создать условия для определения (уточнения) участниками знания о цели (понятие цели).

Метод: Эвристическая беседа.

Задачи: Определить общий подход к понятию цели.

1.Задание группам:

Закончить предложения:             А )Целеполагание-это….

 Б) Цель урока -это…

В) Поставить цель, значит….

Г) Задачи-это…

Д) Определение цели урока начинается с операции продумывания….

2.Слайд 2 — желаемый ответ на предложенные вопросы.

 3.Диалог с участниками:

1 При формулировании цели какой вопрос должен задать себе учитель?

  1. Участники  групп обсуждают понятия и  формулируют ответы. Определения записываются в постере, а затем оглашаются аудитории
  2.  2 Принимают активное участие в беседе, высказывая собственную точку зрения.
  3. Группы сопоставляют свои ответы с предложенным образцом ответа

1 Вопросы:

-Чему научится ученик?

-Какой результат работы ученика можно будет увидеть?

-Что он хочет получить в результате её достижения?

 5 мин

3.Основная часть (теория+практика)

1.Цель: Организовать совместную деятельность участников по выявлению (определению) признаков правильно сформулированных целей и умению формулировать к уроку правильные цели.

2. Метод исследовательской беседы

Работа в малых группах.

3. Задачи: Определить понятие СМАРТ-цели.

Оценить цели по требованиям СМАРТ.

1.Групповые задания:

а) Обсудите в группах: по каким признакам можно характеризовать правильно сформулированную цель?

б) Охарактеризуйте цель урока с позиции « Смарт» Например:

 « К концу урока учащиеся смогут описать картинку времена года, используя не менее 5 прилагательных.»

 в)Разбейте цели на задачи

.(1. Учащиеся будут понимать значение имени прилагательного.

2Учащиеся будут практиковать употребление прилагательных с существительными

3. Смогут употреблять прилагательные в своей устной и письменной речи

2.Обсуждение работы групп, обмен мнениями.

3. Ознакомление с теорией вопроса, дать понятие СМАРТ-целей Слайды . Привести примеры: «Стать счастливой – не цель, а мечта».
 «Выйти замуж в следующем году» — СМАРТ-цель.

4. Ознакомление с примерами постановки целей урока с позиции ученика и учителя.

Формулирование цели урока с позиции учителя-традиционный подход. Например: Систематизировать знания об имени прилагательном.

Формулирование цели урока с позиции ученика- современный подход Например:

Ученики смогут составить словосочетание и предложения, используя прилагательные

-Ученики смогут использовать прилагательные в речи

Групповое задание:

а) Определите тип ошибки: например:

« Систематизировать знания об имени прилагательном».

Ошибка №1 : Учителя ставят цель не на ученика, а на себя

Результат ошибки:

Затрудняет понимание, чего ожидает учитель от ученика- какой продукт деятельности

Ошибка №2

Например: « Повторить пройденный материал».

Ошибка :Цели, которые ставит учитель, « размытые», их выполнение трудно измерить

Результат: Такие формальные цели- это уход учителей от ответственности за их достижение.

Ошибка№3

Например: Ученики поймут причины восстания  Кенесары.

Ошибка:

 Для формулировки целей учителя используют глаголы, действия которых нельзя измерить

Результат:

Следует избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения Нужно использовать глаголы, действия которые мы можем увидеть, прочитать или услышать Такие глаголы как написать, классифицировать, сравнить помогут убедиться, что ученики поняли материал.

Ошибка №4

Например: Сегодня на уроке я расскажу Вам о творчестве великого казахского просветителя, поэта и писателя — Абае Кунанбаеве.

Тип ошибки:

Цели, как таковые не доводятся до учеников. Они подменяются темой.

Результат:

Затрудняется понимание учениками, что они должны достичь и ,соответственно, как их будут оценивать.

 Ошибка № 5

 Например, такая «многоэтажная» цель:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов, определить их время, связать их с именами существительными и составить с ними 5 предложений.

Тип ошибки:

 Учителя путают цели с задачами. Поэтому цели бывают « многоэтажными» ,которые можно разделить на несколько задач

Цель-это то, что мы хотим достичь. Задача-это процесс, т.е  Как мы этого достигнем.

Пример, как « раздробить» такую цель на задачи.

Цель:

 ученики смогут составить 5 предложений в прошедшем времени с использованием изученных глаголов.

Задачи:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов

Ученики смогут определить их время

Ученики смогут связать глаголы с именами существительными в предложениях.

Использование целей обучения помогает учащимся понять, чего они должны достичь в результате обучения.

 Во избежание типичных ошибок формулирования и реализации целеполагания, необходимо помнить:

План урока включает « СМАРТ»-цели и задачи урока

На уроке происходит:

-знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей.

-уточнение понимания учащимися цели урока и определение шагов по её достижению ( критерии успешности)

-подведение итогов выполнения целей.

1-5 Участники в группах готовят презентации . Определяют признаки правильно сформулированных целей урока  .

1-5 группы характеризуют цель урока с позиции « Смарт».

Участники групп разбивают цель на задачи и приводят свои примеры

 4.Работают над выполнением группового задания с последующей презентацией аргументированного ответа на вопрос: «Какие преимущества дают цели, поставленные с позиции ученика?

Учителя определяют тип ошибки, формулируют её, определяют последствия ошибок  в обучении, знакомятся с результатами ошибочного планирования

5 мин.

Цель: Создать условия для определения понятия задачи и умению ставить задачи для достижения цели.

Метод эвристической беседы с аудиторией, работа в малых группах.

Задачи: Определить разницу в понятиях цель и задача

Составить задачи для достижения заданной цели.

1.Совместное обсуждение:

Как объяснить разницу между понятиями цель и задача? Приведите примеры.

Простейшие примеры:

Цель: Добиться чистоты окон.

Задача: Вымыть окна.

2.Групповое задание: Составить задачи для реализации методической цели учителя:

 «В течение первого полугодия освоить и использовать в ходе обучения учащихся 8 А класса приемы технологии развития критического мышления»

1.В совместном обсуждении определяется понятие задачи как пошаговой реализации цели. Участники приходят к пониманию цели как ответа на вопрос что хочу, а задачи-что для этого сделаю.

2. В групповом обсуждении составляют задачи к заданной цели с последующей презентацией.

15 мин

Примеры постановки цели урока с позиции ученика.

Предмет: Естествознание

Тема: Вода

Цель: В конце урока учащиеся могут перечислить свойства воды

Цель: В конце урока учащиеся могут рассказать о процессе перехода воды из одного состояния в другое.

Цель: В конце урока учащиеся исследуют воду в различных агрегатных состояниях( твёрдое, жидкое, газообразное) и опишут результаты исследования.

Цель: К концу урока учащиеся исследуют различные агрегатные состояния вещества и сравнят их

Цель: Ученики в конце урока придумают и напишут сказку о капельке воды.

Цель:В конце урока учащиеся смогут сделать вывод относительно разного агрегатного состояния воды

Уровень.

Знание ( Определение и отбор информации)

Понимание ( Понимание представленной информации, формулирование проблемы собственными словами)

Применение( использование понятий в новых ситуациях)

Анализ ( разбиение информации на связанные части)

Синтез ( обобщает, оценивает, рассуждает, создаёт)

Оценка ( оценивание на основе критериев)

Глаголы, определяющие деятельность учащихся

Перечислить, запомнить, назвать

Обсудить, определить, рассказать

Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать продемонстрировать, обнаружить, исследовать, провести эксперимент, показать ,решить, использовать

Проанализировать, сгруппировать, вычислить, классифицировать, сравнить, связать, противопоставить, обсудить, выбрать, проверить, провести эксперимент  различить разделить ,

Сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, обобщить, объединить перегруппировать, подготовить, переписать

Сделать вывод аргументировать, решить, обосновать, измерить, проранжировать, выделить суммировать, доказать, выбрать, сравнить

Что делает учащийся

Воспринимает, запоминает, распознаёт

Объясняет, преобразовывает, демонстрирует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Обобщает, формулирует, планирует

Дискутирует, оценивает, выбирает.

 Заключительная часть

Цель: Обобщить полученные сведения.

Метод исследовательской беседы.

Задачи: Дать определение целеполагания и составляющих целеполагания.

Конкретизировать правильное целеполагание и неправильное целеполагание.

Сформулировать цель данного занятия по типу СМАРТ.

В ходе диалога постановкой открытых вопросов понятие целеполагания определяется как неотъемлемая часть оценивания, требующая наличия четырех составляющих:

1. четкой формулировки целей

2. разбивки целей на задачи

3. мотивации и настойчивости

4. непрерывного оценивания

Выявляются признаки правильного и неправильного целеполагания.

Участники обобщают материал в совместном обсуждении следующих вопросов: Каковы требования к целеполаганию? Почему необходим анализ целей? Как понимать требования мотивации и настойчивости?

Каковы признаки правильного целеполагания?

Участники возвращаются к цели мастер-класса, сформулированной в начале занятия с позиции мастера и переформулируют с позиции участников.

10 мин.

7. Рефлексия

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Участники заполняют оценочные листы.

3 мин.

Мастер-класс

«Типичные ошибки в целеполагании»

Подготовил учитель: Исаев Е.С.

Цель 

это   прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке

Целеполагание –

это процесс выявления целей и задач

учителя и ученика,

их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Оно должно быть субъектным и

соответствовать планируемому результату .

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным .

 Поставить цель, значит , предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности .

задачи — это шаги по достижению поставленной цели.

Цели и задачи обучения

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения, потребностей и возможностей учащихся. Выбор цели зависит от профиля учебного заведения.

СТРАТЕГИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

представляют собой конкретную реализацию целей на определенном этапе обучения. Они являются объективным отражением целей и должны быть адекватны

Требования

к формулированию целей урока:

 формулировки целей должны быть точными, конкретными;

 цели должны быть достижимыми при данных условиях ;

  • цели должны быть осознанными.
  • цели должны быть понятными;

• цели должны быть реальными;

  • выбор целей должен быть своевременным;
  • цели должны описывать желаемый результат.
  • цели должны быть побудительными (побуждать к действию).
  • цели должны быть диагностируемы(качественно или количественно);
  • цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.

Определение целей урока

начинается

с операции продумывания по нисходящей линии:

Цели обучения

Цели предмета

Цели темы

Цели данного урока

Цели на каждом этапе урока

Цели соотносятся с особенностями класса

Каждый учитель должен уметь:

  • объяснять, что такое цель урока;
  • уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке;
  • проводить опрос с позиций достижения целей и учителем, и учеником;
  • объяснять, почему новый материал – часть целостной «картины мира».

Цель урока не имеет смысла,

пока она не стала целью учеников.

Для формулирования цели можно использовать выражения:

написать,

перечислить,

выполнить,

систематизировать

выбрать,

назвать,

дать определение,

проиллюстрировать,

..

Обучающие цели:

Развивающие цели:

Воспитывающие цели:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности. вызвать интерес пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,выразить свое отношение…прививать, укреплять… навыки .

«Здравствуйте, дети. Сегодня тема нашего урока…». Чаще всего именно так начинается урок английского, при этом его цели хранятся в секрете и известны только учителю. Именно поэтому так часто в конце урока многие студенты уходят с чувством, что они что-то делали, но не совсем понятно, для чего.

В этой статье вы найдете универсальные приемы целеполагания, которые помогут ученикам осознавать критерии выбора тех или иных задач урока.

1. Целеполагать или не целеполагать

Время на уроке всегда ограничено, и хочется очень многое успеть. Однако этап целеполагания, который в зарубежной методике входит в Lead-in (= ввод в тему урока), является стратегически важным. Это элемент управления классом, который обеспечивает степень выполнения плана и результативность урока.

Открытое самостоятельно знание дольше остается в памяти, а самостоятельно поставленные цели создают фокус на материале урока. Именно поэтому важно использовать разные приемы целеполагания, а не просто сообщать ученику цели и задачи предстоящего занятия.

2. Универсальные приемы постановки целей

Оформление этапа целеполагания будет отличаться у разных возрастных групп студентов, хотя приемы будут одинаковые.

Целеполагание по картинкам

Отличие в работе с детьми и взрослыми состоит в типе картинок: для детей выбирайте иллюстрации, нарисованные сценки, для взрослых — фотографии, афиши, скриншоты.

Приемы использования картинок:

  • Предложите посмотреть на картинки и выбрать тему урока из нескольких вариантов (лучше взять три). Если вы работаете с детьми, покажите им сформулированные цели урока (две-три), оформив их в виде чек-листа. На этапе рефлексии и обратной связи (об этом ниже) ученик отметит достигнутые цели галочками.
  • Взрослых студентов, вместо выбора темы, можно попросить предположить тему урока, а затем выбрать задачи, актуальные для данного занятия, из списка.

Например, тема урока Robots, вы предлагаете картинку и просите угадать тему урока, а затем выбрать задачи из списка:

  • Learn and practise new words to talk about robots.
  • Learn and practise new words to talk about housework.
  • Listen to people talking about future schools.
  • Listen to people talking about the future of robots.

Целеполагание по ключевым словам

Предложите четыре-шесть ключевых слов из новой темы, они должны быть хорошо знакомы вашим ученикам. Например, для темы Friendship можно выбрать: friend, school, relationships, walking, arguments.

Далее работа проводится так же, как и с картинками.

Целеполагание с помощью видео или аудио

Отберите видеоотрывок длительностью примерно 15-20 секунд, который соответствует теме, о которой вы будете говорить на уроке. Включите видео и попросите студентов определить, чему будет посвящен урок.

Такой прием подходит для проблемных тем, а также тем, связанных с движением и динамикой: environmental problems, social issues, sport and health, restaurants.

Аудиозаписи будут идеальны в темах, связанных со звуком, например: weather and climate, job conditions.

Грамматические целеполагание

Если ваш урок посвящен какой-либо грамматической теме, важно, чтобы студенты понимали, зачем она нужна. 

Функциональной грамматике посвящен прямой эфир, который я провела в своем телеграм-канале, его можно посмотреть по ссылке.

После выбора темы студенты выбирают из списка конструкции, которые им понадобятся для ее обсуждения. Например, тема урока Families of the future.

Список грамматических конструкций:

  • Past Simple
  • Present Perfect
  • Future simple

Такой прием подходит для взрослых и подростков с уровнем Pre-Intermediate и выше.

Рекомендуем статьи:

Планирование урока по CLIL

Постановка учебных целей

3. Целеполагание и обратная связь

Этап постановки целей и задач логически связан с этапом рефлексии и подведения итогов урока. Важно вместе с учеником вернуться к целям и задачам урока и отметить то, что было сделано.

Сначала вашим ученикам будет непривычно ставить цели и подводить итоги, но постепенно они привыкнут и с удовольствием начнут отмечать галочками свои достижения.

Чтобы преподавать в Skyeng, не нужно менять свой график. Достаточно открыть несколько часов в расписании и проверить качество интернет-связи. За материалы, учеников и организацию процесса отвечаем мы. Подробности по ссылке!

27.08.201927.08.2019

В преддверии нового учебного года Дидактор хочет посвятить несколько статей учительскому планированию. Безусловно, готовясь к урокам, мы задумываемся о том, как добиться ощутимых результатов в обучении.

Цели урока являются ключевой частью в создании эффективных, реальных планов уроков. Не тех, которые мы готовим не для себя, впопыхах или для проверяющих. А тех рабочих уроков, благодаря которым мы добиваемся высокого качества обучения. По сути, цели урока рассказывают, что учитель на самом деле хочет, чтобы его ученики узнали и чему научились в результате урока.

Более конкретно, цели урока обеспечивают руководство к действию, которое позволяет учителям гарантировать, что учебная информация, которую они преподают, дойдёт до «адресата», станет необходимой и жизненно важной для учащихся. Кроме того, цели дают учителям то измерение, которое может быть использовано для определения обучения и достижений учащихся, и эта мера также должна быть вписана в цель.

Поскольку учителя описывают в своих план-конспектах и технологических картах цели обучения, важно, чтобы они избегали распространенных ошибок. К сожалению, они довольно часто встречаются. Я буду сегодня приводить конкретные примеры, взятые из учительских разработок, которые тысячами публикуются в интернет-пространстве. Разумеется, без указания фамилий.

Вот наиболее распространённые ошибки вместе с примерами и предложениями, как их избежать.

Цель не указана в формате ожидаемых действий ученика

Поскольку цель состоит в том, чтобы направлять процесс обучения и формирующего  оценивания, имеет смысл только то, что план урока написан в отношении учащегося. Однако распространённая ошибка заключается в том, что учитель сосредоточился на том, что он планирует сделать на уроке.

primer

Обратите внимание. В учебных задачах присутствуют термины злосчастной, неконкретной триединой дидактической цели: обучать, развивать, воспитывать. Глаголы обо всём и ни о чём. Глаголы несовершенного вида, которые не показывают законченности действий.

Учебные задачи должны формулироваться глаголами совершенного вида, обозначающими завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс.

Эти ошибки легко исправить, начав каждую задачу с таких слов, как «ученик  будет…» или «ученик сможет выделить ….», «ученик овладеет алгоритмом поиска…».
Лучшим примером цели данного урока, на мой взгляд, было бы: «ученик овладеет алгоритмом поиска определения и графически сможет обозначить его». Возможно, филологи поправят меня в деталях.

Если урок является частью серии уроков по заданной теме, то цель должна указывать, что ученик сможет сделать к концу каждого урока, в каждой точке серии.

Очень важно прописать способ, которым учитель может узнать, достигли ли учащиеся поставленной цели, как будет измеряться обучение.

Цель не наблюдаема или неизмеряема

Смысл любой цели обучения заключается в том, чтобы предоставить преподавателю возможность выяснить, насколько качественно ученик усвоил учебный материал. Однако это невозможно, если цель не содержит перечень легко наблюдаемых или измеримых элементов.

primer1

Измерение может быть сделано различными способами:

  • обсуждение,
  • устные ответы,
  • тренажёры,
  • игровые упражнения
  • интерактивные ответы,
  • домашние задания,
  • тесты и т.д.

Та же самая цель, поставленная учителем, была бы лучше, если бы способ измерения обучения был записан в этой цели.

Например, «ученик сможет перечислить главные исторические персонажи, основные события 1240-1242 гг., указать на карте места сражений».

В зависимости от уровня оценивания и уровня сложности, все цели урока должны быть конкретными.

Цель слишком общая

Любые цели обучения должны предоставлять учителям конкретные критерии, которые они будут использовать для оценивания своих учеников.

Пример.

primer2

Поставленные цели и задачи о том, что ученик будет знать названия и символы элементов периодической таблицы, не является конкретным. Существует 118 элементов таблицы. Должны ли ученики знать все или только определенное их количество?

Эта плохо написанная цель не даёт учителю достаточного руководства, чтобы определить, была ли эта цель достигнута. Однако задача «ученик перечислит названия и символы первых 20 элементов периодической таблицы», «ученик сможет определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам», —  ограничивает критерии определенным количеством элементов и конструкций, которые они должны знать.

Учителя должны быть осторожны, когда они описывают средства для измерения результатов обучения или критерии. Цели обучения должны быть ясными и краткими.

Цель слишком длинная

Чрезмерно сложные и многословные цели обучения не так эффективны, как те, которые просто указывают, что учащиеся должны узнать из урока и что продемонстрировать. Наилучшие цели обучения состоят из простых глаголов совершенного вида и измеримых результатов.

Пример неудачной многословной цели, которая не имеет измеримого результата:

primer3

Вместо этого преподавателю было бы лучше написать: «ученик сможет создать иллюстрированную ленту времени главных сражений Великой Отечественной войны» или «ученик сможет ранжировать решающие сражения в соответствии со степенью их важности».

Учитывая необходимость дифференцированного подхода в обучении, учителя должны избегать соблазна создавать общие цели обучения для всех классов.

Цель должна соответствовать потребностям учеников

В течение учебного дня учителя могут иметь несколько уроков в одной параллели с одним и тем же содержанием. Или одни и те же темы в разных концентрах обучения.

Однако, поскольку нет двух одинаковых классов, хорошо написанные цели урока должны быть настроены для каждого класса в зависимости от потребностей учащихся. 

Разумеется, это может показаться дополнительной сложностью. Но цели обучения предназначены для конкретного ученика и должны быть измеримы.

Написание одной и той же учебной задачи для каждого класса, независимо от уровня их успеваемости, не поможет измерить успеваемость учащихся. Вместо этого должны быть определенные в конкретном классе цели урока.

Например, учитель истории может разработать две различные цели обучения, основанные на уровнях успеваемости и в различных концентрах в классах, изучающих Российскую революцию 1917 года. Цель урока в одном классе может заключаться в том, чтобы указать причинно-следственные связи, хронологию событий.

Перед другим учениками, которые показывают более глубокое понимание, может быть другая цель обучения. К примеру, «ученик сможет проанализировать характер и значение событий».

Различные цели обучения также могут быть написаны не только для разных классов, но и для отдельных групп в классе. Учитель прекрасно понимает, что перед ним сидят  учащиеся с различным уровнем обученности и способностей. И конкретизация учебных целей для каждой категории не будет лишней.


Вопросам целеполагания в Дидакторе был посвящён ряд статей.

Постановка целей и задач на уроке.

С какой целью ученик идёт на урок?

Когда начинается забота об ученике?

С какой целью я иду на урок?

Воспитательные цели урока: как их добиваться?

Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока

Мотивация деятельности учителя и ученика

Четыре условия достижения результата в обучении

Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Как научиться ставить образовательные цели?

Требования к формулированию целей

В научной литературе
наиболее распространены следующие
понятия целей:

  1. предвосхищаемый
    результат деятельности;

  2. предметная
    проекция будущего;

  3. субъективный
    образ желаемого, опережающий отражение
    событий в сознании человека.

Под
целью в образовании следует понимать
предвосхищаемый результат – образовательный
продукт, который должен быть реальным,
конкретным.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.
    Диагностичность целей обозначает, что
    имеются средства и возможности проверить,
    достигнута ли цель. Критерии измеримости
    бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый
    результат.

  • Достижимые в ходе
    урока.

  • Побудительные
    (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не
    должна иметь расплывчатые формулировки.
    Не следует употреблять такие расплывчатые
    выражения, как «узнать», «почувствовать»,
    « понять».

Целеполагание
является проблемой современного урока.

Ошибки при постановке
целей урока:

  • Подмена цели
    средствами урока. Зачастую учителя
    получают моральное удовлетворение не
    от результата урока, а от того, чем
    занимались на уроке дети. По сути дела
    идет подмена целей урока средствами
    их достижения. Приведем пример: на уроке
    географии, посвященном «Великим
    географическим открытиям», учитель
    показал целый фейерверк педагогических
    приемов, все дети были вовлечены в
    работу, урок хорошо оснащен наглядностью.
    Вот только осталось неясным: а какой
    вывод сделали о значении открытий
    ученики?

  • Формальный подход
    при постановке цели. Расплывчатость
    и неопределенность спроектированных
    учи­телем целей приводит к непониманию
    целей учителем и учениками.

  • Завышение цели.
    По масштабу цели можно разделить на
    локальные и глобальные.
    Традиционно
    на уроке ставится глобальная цель, т.е.
    цель которую невозможно достичь за
    один урок. Стратегические,
    глобальные цели образования изложены
    в
    законе РФ «Об образовании», в Национальной
    доктрине об­разования,
    в Концепции модернизации российского
    образо­вания
    и других документах. Они диктуются
    требованиями общества,
    государства, Глобальные
    цели — это ориентиры человеческой
    деятельности. Например, «интеллектуальное
    развитие учащихся», «овладение знаниями,
    необходимыми для практической
    деятельности». Если цель связана с
    конкретным уроком — это локальная
    цель
    .
    Диагностичность цели означает, что
    имеются средства и возможности
    проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка
    собственной цели учителя.
    Если
    цель ориентирована только на деятельность
    учителя, а не учащегося, то мотивация
    студентов будет намного ниже, чем, если
    определена цель и для них тоже.

В педагогике
целеполагание
— это процесс выявления целей и задач
субъек­тов деятельности (учителя и
ученика), их предъявления друг другу,
согласования и достижения. Оно должно
быть субъектным и соответствовать
планируемому результату.

Цель — это то, к чему
стремятся, что надо осуществить.

Практические цели:

Чётко, грамотно
сформулированная цель занятия — это
лишь одно, но очень важное из слагаемых
педагогического мастерства, которое
закладывает основу для успешного
проведения урока. Если цели не
сформулированы, или сформулированы не
четко, значит и весь сценарий урока
преподавателем построен без логического
завершения.
Примеры неправильной
постановки цели:

— Изучить тему:
«Достопримечательности Лондона»;

— Углубить знания
студентов по теме «Определенный артикль»;

— Формирование
лексических навыков;

— Развитие монологических
умений и т.п.

Для постановки
практических целей рекомендуется
использовать глаголы, указывающие на
действие с определенным результатом
:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»

«рассказать»

«описать»

«обсудить»…

При озвучивании
цели студентам в начале урока более
эффективным будет использовать глаголы
в форме повелительного наклонения:
«выберите», «сгруппируйте», «укажите»…

Соотношение
цели и задач

— это соотношение общего и частного.
Реализация цели возможна благодаря
решению ряда задач. Таким образом, ставя
задачи, учитель намечает определенный
путь достижения цели, а также конкретизирует
уровень или качество формируемого
навыка и умения, поскольку достижение
цели может быть рассчитано на несколько
уроков.

Помимо основной
практической цели, формулируются
сопутствующие развивающая, воспитательная
и образовательная цели урока.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вопрос звучит так:

В первую очередь важно понять, по каким критериям можно судить, что цель не достигнута. Для этого необходимо проверить, правильно ли она поставлена. Главное — достижимость этой цели. Сравните:

В конце урока студент выучит лексику по теме Food. (1)

В конце урока студент сможет рассказать, что ест на завтрак, используя 8 изученных слов. (2)

В первом варианте трудно проверить, достигнута ли цель в конце урока, потому что «выучить лексику» — это длительный, комплексный процесс из множества этапов. Второй вариант сформулирован более конкретно. Вы можете оценить, как студенты справились с заданием, использовали ли они изученное.

Если цель поставлена верно и вы понимаете, что не смогли ее достичь, то сначала проанализируйте урок по чек-листу.

Если хотя бы один пункт списка западает, то в этом, скорее всего, и кроется неудача конкретного урока. В этом случае планирование следующего занятия необходимо скорректировать.

Примеры из опыта преподавателей:

Такая ситуация произошла и у меня на офлайн-уроке: я задала контрольные вопросы, чтобы проверить, как ученик освоил тему, и перейти к следующей. Оказалось, что студент ничего не помнит.

У меня есть четыре способа преодолеть такую ситуацию:

Например, во время изучения грамматической конструкции студент легко выполняет языковые упражнения, а проблема возникает на этапе условно-речевых.

Решением будет работа с языковым упражнением, но с другой установкой: ученику необходимо изменить в предложении деталь или факт. Для облегчения задачи вы можете подчеркнуть те слова и выражения, которые легче всего заменить.

Бывают случаи, когда студенты любого возраста и уровня начинают уходить от темы и говорить совсем не о том, что мы сейчас проходим. При этом чаще всего они не используют ключевые грамматические конструкции и лексику, и цель урока так и остается в плане.

Для себя я выработала следующие варианты решения проблемы.

Решение 1

Необходимо показать ученику, как именно он говорил. Я всегда записываю основные мысли студента во время его речи, а затем показываю.

Чаще всего осознание того факта, что ничего не было сказано или использовано, заставляет студента задуматься и мотивирует усилить самоконтроль. 

Решение 2

Еще один вариант работы с записанной речью студента: подчеркните те выражения и конструкции, которые можно переформулировать с использованием target language. Так вы покажете ученику зону роста. 

Важно проверить, какие инструкции к упражнениям вы даете. Ясно ли студенту, что нужно делать, сколько времени у него есть на выполнение, какой языковой материал он может использовать.

Цели урока имеют определенную структуру: сначала мы ставим основную (main aim) и уже из нее выводим вспомогательные (subsidiary aim). Они позволяют определить задачи каждого этапа урока (stage aim). 

Важным этапом планирования является прогноз возможных проблем (anticipated problems) и время на каждое задание (timing). Разберем основные ошибки, которые мешают достичь нам основной цели урока.

Ошибка 1

Основная цель слишком размытая или большая, достичь ее в рамках урока сложно или почти невозможно. Например, learn Present Perfect — слишком объемная.

Необходимо уточнить цель и указать, для чего именно вводится эта конструкция: to present and practice Present Perfect Tense with the meaning Life experience.

Ошибка 2

Вспомогательные цели не ведут к выполнению основной цели и никак с ней не связаны. 

Например, main aim — to talk about the life experience. Вы ставите вспомогательную — revise tenses that my students know. Повторяя эти времена, вы потратите огромную часть урока, а приведет ли она вас к желаемому результату, и нужно ли их практиковать, чтобы говорить про свой опыт?

Ошибка 3

Слишком сильный фокус на интересных заданиях.

Да, добавление ярких и очень интересных игр и заданий в уроки может обеспечить вау-эффект, но задайте себе вопрос: «Поможет ли эта игра/активность достичь цели урока?»

Ошибка 4

Забывая прогнозировать возможные проблемы, мы также можем нарушить ход урока.

Например, мы полностью строим занятие на том, что читают текст дома, а затем в классе мы презентуем новую грамматику на его основе. Но ученики могут его не прочитать. Что делать в этом случае? А если у студента не очень богатый опыт и он не может придумать идеи, чтобы поделиться опытом? Все это нужно предусмотреть и продумать план Б.

Ошибка 5

Еще одна ошибка — игнорирование тайминга. Если вы пропишете время на каждую активность, то вам будет легче заметить, какая занимает большую часть времени, и решить, стоит ли тратить на нее время.

Например, разминка в начале урока по плану занимает 10 минут, а могла бы 5. Кажется, что это мелочь, но именно это может помешать достичь цели. 

Советую анализировать план урока уже после занятия и сравнивать его с тем, чего действительно удалось достичь, чтобы понять свои точки роста.

Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»:

Если учебник ― это лодка, в которой вы с учениками плывете по течению изучаемой темы, то план урока ― карта, которая ведет вас по этому пути. Как и в любом путешествии можно свернуть не туда, так и на уроке, если нет хорошего плана-конспекта урока. 

Каких ошибок при планировании урока надо избегать, чтобы путешествие было увлекательным и полезным? 

Ошибка № 1: сосредоточенность на деятельности, а не на целях обучения

Сколько раз ваше обсуждение плана конспекта урока с коллегами проходило примерно так:

― На следующей неделе будет проходить открытый урок по теме «сила притяжения».

― О, у меня есть много идей, как сделать занятие увлекательным!

А потом идет полуторачасовая дискуссия о деталях урока: какие материалы необходимы, что понравилось в прошлом году и так далее. Легче (и веселее) перейти сразу к творческой части планирования урока.

Но вот в чем проблема. Когда мы приступаем к организации деятельности, теряется из виду цель обучения. 

Хотите провести эффективный урок? Определите цель обучения:

  • Что дети должны понять к концу урока? 

  • Какие знания понадобятся ученикам для сдачи контрольной на «5»?

Определили цель? Вот теперь приступайте к планированию. Помните: деятельность должна служить своей цели.

Ошибка № 2: отсутствие плана «Б»

Вы запланировали мегаклассный мультимедийным урок с презентацией, видео и аудио, чтобы вовлечь учеников (и это правильно). Но вот вы подключаете компьютер и понимаете, что он включаться не намерен. Все может случиться, и если на уроке вы планируете применять технологии, будьте готовы к тому, что не все может пойти по плану. 

Что делать? Махнуть рукой и пусть дети занимаются, чем душе угодно? Конечно, нет. У вас всегда должен быть План «Б»: другой маршрут, который приведет вас к той же цели урока. 

Если это урок английского и нужно закрепить навыки аудирования ― замените аудио с интернета на прослушивание компакт-диска. Или прочтите задание сами. Если ваша цель состоит в том, чтобы попрактиковаться в аудировании, вам следует провести еще одно упражнение по аудированию, которое легко заменит то, которое вы планировали делать на компьютере, возможно, компакт-диск или чтение вслух.

Как заинтересовать учеников за короткое время? Использовать «Активные методы обучения». После этого курса вы сможете заинтересовать даже слона. Как поддержать костер внимания? Какие существуют приемы формирования сосредоточенности? Узнайте на курсе. 1 модуль — бесплатно!

Ошибка № 3: планирование лишь основной части урока

Проблема многих учителей: при составлении плана урока они делают акцент лишь на основной части урока, а про вступление и завершение забывают.

Поверьте! Если вы уделите 5–10 минут вступлению и завершению, то все равно успеете пройти с учениками все запланированное. 

Что должно включать вступление урока? Отсылку к прошлой теме, что-то, что заинтересует учащихся. Вы активизируете предварительные знания, задаете вопросы для размышления, повышаете вовлеченность учащихся и тем самым увеличиваете эффективность урока.

Это относится и к закрытию. Обратите внимание на ответы учеников, если уделять больше внимания заключению темы. Простой вопрос: что мы делали вчера?

Без эффективного заключения: что мы делали вчера на уроке?

― Растопили шоколад! 

― Взорвали воздушные шары! 

― Играли с кубиками льда!

С эффективным заключением: что мы сделали вчера на уроке?

― Изучали состояния материи! 

― Превратили твердые тела в жидкости! 

― Видели, как газы занимают пространство!

Как привлечь внимание учеников с первой секунды, когда скучные презентации вызывают только зевоту? Использовать интерактивные плакаты, графические схемы, инфографику во всех ее проявлениях! Думаете, слишком сложно? Не правда! «Визуализация учебной информации как средство активизации деятельности обучающихся (от схемы к инфографике)» рассчитан всего на 16 ч. Станьте мастером инфографики за один день и получите удостоверение о повышении квалификации. 

Ошибка № 4: сосредоточенность на том, что будет делать учитель, а не на том, что будут делать дети

При составлении плана конспекта урока мы часто фокусируемся на том, что мы (как учителя) будем делать. Как мы объясним материал? Такое мышление приводит к тому, что ученики просто сидят и слушают материал. 

Хотите увидеть быстрый и заметный рост в обучении учеников? Переключите внимание с того, что вы делаете, на то, что делают дети.

Сосредоточьтесь на учениках и их понимании темы. Слушайте комментарии и вопросы. Действительно ли они понимают материал? Что из урока лучше еще раз повторить? Слушайте и корректируйте свое обучение соответствующим образом.

Как часто ваш урок превращается в чтение «пошаговой инструкции»:

Учитель будет … читать задание №8. Устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения. Объяснять правила.

Переключите внимание на действия обучающихся:

Ученики будут … читать задание №8. Наблюдать, как учитель устанавливает связи. Обсуждать с соседом по парте изученное. 

Ошибка № 5: забывать о главной идее урока

Обычный школьный день большинства детей. Звонок с урока, переход от одного занятия к другому. Одни интересные, другие скучные, одни сложные, другие легкие, одни активные, другие монотонные. 

Кроме того, у детей бывают хорошие и плохие дни, как и у взрослых. Они могут быть усталыми, голодными, рассеянными, взволнованными или расстроенными. Ученики не будут понимать, обращать внимание или запоминать каждую деталь. Но признайтесь: как часто мы именно этого и добиваемся! 

Что сделать, чтобы ученики получали от уроков больше? Забудьте о деталях, сделайте акцент на главной идее урока.

Вы преподаете литературу. Тема урока: способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Начинаете изучать литературных героев или реальных личностей. В центре внимания ― жизнь и достижения каждого. Увы, никто из учеников не запомнит каждого персонажа, которого они изучали.

И это нормально! Ведь основная идея в том, что люди могут влиять на сообщества и изменять их с помощью свойств личности: мужества, настойчивости, бескорыстия, сострадания. Используйте главную идею на каждом уроке, и ученики будут помнить, что действительно важно. Без основной идеи, все, что вы имеете — бесконечная цепочка навыков, фактов и действий.

Задавайте наводящие вопросы, давайте небольшие задания, которые помогут ученикам вспомнить основную тему и не зацикливаться на мелочах.

Планирование важно, потому что оно дает ученикам чувство структуры.

При хорошо составленном плане урока у детей создается впечатление, что в этом путешествии вы ― водитель, и точно знаете, куда их везете. Они будут знать, что держат курс туда, куда необходимо попасть. 

Скачайте бесплатно шаблон плана урока ДИСО, который поможет сэкономить время и определить основные цели занятия. Вам остается лишь распечатать и заполнить шаблон!

Чтобы прокачать свои навыки в планировании урока и не запутаться в технологических картах и планах занятий, пройдите курс «Методика формирования универсальных учебных действий» на 72ч. 1 модуль — бесплатно. По окончании вы получите удостоверение установленного образца. 

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с коллегами! 
 

  • Ошибки при постановке укола
  • Ошибки при постановке соэ
  • Ошибки при посадке на шпагат
  • Ошибки при постановке реакции агглютинации
  • Ошибки при покупке авто