Ошибки при построении сложноподчиненного предложения

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

  1. Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения

Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.

Сложносочиненное
предложение (ССП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.

Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.

Ошибки в построении
сложного предложения
чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:

  1. Употребление
    противительных союзов а,но
    вместо соединительного союза и:
    Тигр вскочил
    на спину слона, но задел лапами дрова,
    но дрова упали на него.

  2. Употребление
    соединительного союза и
    вместо противительных союзов а,но:
    Ундина была
    огорчена изменой своего возлюбленного,
    и он ничего не понимал.

  3. Употребление лишнего
    союза, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов: Всем
    предприятиям было предложено представить
    заявки на потребное сырье,
    но
    однако
    некоторые
    из них своевременно этого не сделали.

  4. Тавтологическое
    употребление сочинительных союзов:
    Искали его
    три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
    потом нашли в степи без чувств.

  5. Неправильное
    употребление двойных повторяющихся
    разделительных союзов: То
    озеро становится черным, вздувается,
    но (должно быть то) вот оно тихое,
    ласковое, нежное.

  6. Объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических структур (простого и
    сложного предложения): Ум
    тогда понимали не только как просвещенность,
    интеллигентность, но и с понятием
    «умный» связывали представление о
    вольнодумстве (
    правильно:
    но и как вольнодумство).

Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное
    употребление подчинительных и
    сочинительных союзов: Как только
    перестал дождь, и мы отправились домой.
    Как только
    перестал дождь, мы отправились домой;
    Только хозяин откинул руку назад, но
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
    — Только хозяин откинул руку назад, как
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

  2. Пропуск соотносительных
    местоимений и наречий в главной части
    сложноподчиненного предложения: В
    армии Петя стремился быть в опасных
    местах, он просился ___,где опаснее.
    (туда).

  3. Пропуск союза:
    Преданность
    его Маше Мироновой проявлялась в том,
    __ когда маша была в руках злодеев, он
    спас ее (союз что).

  4. Употребление лишних
    союзов, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов; автор пишет, что
    будто бы его теоретические положения
    проверены на практике (либо что,
    либо будто
    бы
    ).

  5. Употребление одних
    союзов и союзных слов вместо других:
    Шел третий
    урок, как (когда) в окно класса заглянуло
    солнышко.

  6. Тавтологическое
    употребление союзов и союзных слов и
    загромождение сложного предложения
    придаточным: Когда
    утром встали все казаки, Тарас очень
    удивился, когда увидел, что среди казаков
    не было Андрия. — Когда утром все казаки
    встали, Тарас очень удивился, что среди
    них не было Андрия.

  7. Употребление
    разнотипных придаточных частей в
    качестве однородных: Для
    замены кислотной линии просим дать
    указание: а) о выделении труб нержавеющей
    стали небольшого размера; в) оплата
    монтажной бригады должна производиться
    (о выделении, об оплате…).

  8. Объединение
    сочинительной связью членов простого
    предложения и придаточных частей
    сложноподчиненного предложения: Он
    увидел молодую девушку, пришедшую за
    водой и которая поразила его своей
    красотой (пришедшую за водой поразившую
    его).

  9. Смещение конструкции
    (конец предложения дается в ином
    синтаксическом плане, чем начало):
    Последнее, на
    чем я остановлюсь, это на вопросе об
    использовании цитат (это вопрос об
    использовании цитат).

  10. Нарушение порядка
    слов (отделение придаточной определительной
    части от определяемого слова): Состоялся
    новый спектакль в Доме культуры, какого
    мы никогда прежде не видели (в доме
    культура состоялся новый спектакль,
    какого…).

Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений

является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).

Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.

В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Открытый урок русского языка

Класс:
        9              Предмет: Русский язык

Тема: Типичные
грамматические  ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Цель
урока
: научить определять и исправлять ошибки в построении сложноподчиненных
предложений.

Планируемые
результаты:

Личностные:

Регулятивные:


целеполагание и планирование своей деятельности;


поиск путей решения проблемы;


контроль и оценивание своих действий,  как по результату, так и способу
действия.

Коммуникативные:

— 
формировать навыки работы самостоятельно и коллективно;


уметь строить связное монологическое высказывание;


пополнять словарный запас в процессе речевого общения;


осознавать значимость русского языка как одной  из национальных культурных
ценностей.

Познавательные:


определять основные ошибки в построении сложноподчиненных предложений.


познакомить учащихся с видами ошибок при построении сложноподчиненных
предложений.

Развивающие:


развивать навыки определения и исправления ошибок в построении сложноподчиненных
предложений.

Воспитательные:


воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым
явлениям,  художественному слову.

Тип
урока
: урок «открытия» новых знаний.

Вид
урока
:  аудиторное занятие.

Оборудование:  презентация,
интерактивная доска, кластер, листы самооценки,  художественный текст
(предложения).

План
урока:                               

1.     
Мотивационно-ориентированный этап.

2.     
Введение в тему. Постановка проблемы.

3.     
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

4.     
Формирование и закрепление полученного опыта.

5.     
 Решение проблемы, применение знаний и умений.

6.      Самооценка. Рефлексия.

7.     
Итог. Домашнее задание.

Ход урока

I.                  
Мотивационно-ориентированный этап.

Цель:
осознанное вхождение в урок на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя

1.     
Проверка выполнения  домашнего  задания:

Задание 1:

А) Вставить пропущенные знаки
препинания.  Определить тип придаточных в сложноподчиненных  предложениях.

Поклонись той земле где родился и вырос.
_____________________________________

Песни он поёт так звонко что завидно
нам._____________________________________

Никогда не беспокой другого тем что можешь
сделать сам. _______________________

Б) Используя
средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения. Укажите
количество грамматических основ в каждом. Укажите союзы и союзные слова.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было
извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли;
это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно
(когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких
повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)

2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась,
(будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко
от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в
который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не
появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс).

2.    Беседа:

— Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий и почему?

— Объясните целесообразность употребленных
вами союзов и союзных слов в образованных и записанных предложениях.

II.        Введение
в тему. Постановка проблемы.

Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.

Задание 2.

—  Прочтите
предложения. Укажите, правильно ли они сформулированы и почему?


Найдите ошибки при построении сложноподчиненных предложений.

1.   Игру
надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

2.   Вечером мы были
на  туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка.

— Запишите исправленные
предложения.

— Определите тему
нашего урока и задачи.

III.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1.     
Работа с материалами презентации
«Типичные
грамматические  ошибки  при
построении сложноподчиненных предложений». (Ссылка на презентацию:
https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-tipichnye-grammaticheskie-oshibki-pri-postroenii-slozhnopodchinyonnyh-predlozhenij-6455972.html).

2.     
Опрос по содержанию изученного материала:

—  
Какие виды ошибок при построении сложноподчинённых предложений вы определили?


Почему необходимо правильно конструировать данные виды предложений?

— 
Объясните значение обращения  Сократа 
к ученику: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

IV.
Формирование и закрепление полученного опыта.

Выполните
задание 3:

Прочитайте.
Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений.
Перепишите, исправляя данные примеры.

1.   
Книга рассказывала нам интересную историю
жизни, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные
леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и
расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили
известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.5. Посёлок, возле
которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который
славился обилием грибов.

Проверка
выполнения задания.

Проверка:
1. Книга, которую подарил мне товарищ, рассказывала нам интересную историю
жизни. 2. С горы были видны луга, которые пестрели цветами, и густые хвойные
леса. 3. . Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу
алеть и расходиться. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и
переправа ещё не налажена. 5. Посёлок,
возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса,
славящегося обилием грибов.

V.
Решение проблемы, применение знаний и умений.

Задание
4. Заполнить таблицу.

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного
союзов в сложноподчиненном предложении.

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов;

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова

д) 

Пропуск части составного союза

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология)

ё) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и
придаточном предложениях

Проверка.

Задание
5. Исправить  предложения двумя вариантами ответов (Работа парами).

Деревня,
в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием
рыбы:

1)     
Деревня, ……………………., ………………., ……………. .

2)     
 Деревня, …………………… , ………………., …………….. .

Проверка
выполненной работы.

VI. Самооценка.

Заполните
лист самооценки

Тема
урока:

Ф.И. _ученика__________________________________

Домашнее
задание

Задание
3

Задание
4

Задание
5

Итого

А

Б

+ —
выполнил задание правильно

«?»-при
выполнении испытывал трудности

Критерии
отметки: «5» — пять  «+»

                                   
«4» — четыре «+»

                                   
«3» — три +

Твоя
оценка _____

Оценка
учителя ________

VII.
Рефлексия:

На
уроке я изучил:…………………………………. .

Мне
было интересно узнать о том, ………………. .

Усвоить
новый материал помогли: ………………. .

Моя
оценка за урок _________.

VIII.
Домашнее задание: выполнить по выбору учащихся задания к упражнению 37, 38
«Рабочая тетрадь по русскому языку» (9 класс), с .34, 35.

IX.
Итог урока. Оценка деятельности учащихся учителем.

Список
использованной литературы:

1.       
Е.А.  Ефремова.  Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Учебное
пособие. 10-е издание, стереотипное. Москва. «Просвещение». 2023.

2.       
Н.В. Егорова. Русский язык. 9 класс.
Проверочные работы. Учебное пособие. 4- е издание, стереотипное
Москва. «Просвещение». 2023.

3.       
Пособие для занятий по русскому языку в
старших и средних классах. Издание девятнадцатое.  Издательство «Просвещение».
Москва 1970.

4.       
  Русский  язык.  9  класс:  учеб.  для  общеобразоват.
организаций / [С.Г. Бархударов и др.]. 4 –е изд., стер. – М.: Просвещение,
2022. 

  • Ошибки при построении сложного предложения примеры
  • Ошибки при построении сложного предложения егэ
  • Ошибки при построении рукава
  • Ошибки при построении причастного оборота примеры
  • Ошибки при построении косвенной речи