Ошибки при проведении закупок

В госзакупках неверно устанавливали порядок оценки заявок и составляли извещение. В закупках по Закону N 223-ФЗ отдавали преимущество опыту работы с заказчиком и вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения. Подробнее в обзоре.

Закупки по Закону N 44-ФЗ

Ограничили предмет договоров для оценки опыта

Участник пожаловался на незаконный порядок оценки заявок при закупке услуг техподдержки. По показателю «Общее количество исполненных договоров» оценивали только опыт сопровождения сайтов и порталов федеральных органов власти.

ФАС посчитала, что потребности в конкретизации не было. Заказчик не пояснил, чем техподдержка систем федеральных органов власти отличается от подобных услуг для других заказчиков.

Требовали лишнее

В порядке оценки установили перечень документов, которыми подтверждали наличие специалистов, их квалификацию. Участников обязали прилагать среди прочего копии трудовых или гражданско-правовых договоров.

Контролеры нашли нарушение. Спорное требование не отвечало положению об оценке. По его условиям наличие специалистов подтверждают трудовыми книжками или сведениями о трудовой деятельности.

Неверно составили извещение

В извещении о строительной закупке указали все возможные виды работ из перечня, которые подрядчик должен выполнить лично.

Контролеры наказали заказчика: некоторых работ не было в проектной документации. Извещение составили неверно.

Закупки по Закону N 223-ФЗ

Выделяли некоторых участников

В документации предусмотрели критерий оценки «Неценовая предпочтительность заявки». Участники с опытом работы у заказчика могли заработать 5 баллов.

Контролеры признали порядок оценки необъективным: участники с опытом поставки другим лицам не получат максимальное число баллов. Это не дает выявить лучшее предложение.

Вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения

По условиям порядка оценки заказчик вычитал баллы за факты нарушения обязательств перед ним или третьими лицами. К таким относили: односторонний отказ или расторжение договора в суде по вине контрагента, наличие претензий и уклонение от заключения договора.

Контролеры выявили нарушение:

  • порядок проверки подобных фактов не установили;
  • наличие претензий и решений суда, которые не вступили в силу, не говорит об отрицательном опыте участника. Если ненадлежащее исполнение оспаривают в суде, процесс к моменту оценки заявок может еще продолжаться.

Суд позицию поддержал и отметил: спорное условие не отвечало смыслу оценки заявок. Независимо от числа и характера нарушений у участников вычитали одинаковое количество баллов.

Обязывали выполнять дополнительные расчеты цены в заявке

По условиям закупки участники включали в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по формам. В ней указывали сведения в том числе о запчастях и иных принадлежностях товара.

Участник составил таблицу не полностью, поэтому его заявку отклонили.

Контролеры и суды нашли нарушение:

  • по Закону N 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты и прилагать их к заявке;
  • на момент подачи заявки участник может не иметь товара в наличии и не знать о его запчастях и принадлежностях.

Вот уже минуло 9 лет  со дня принятия Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Многие считали и продолжают считать этот закон «рамочным». В сравнении с Законом № 44-ФЗ (о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд) рассматриваемый Закон № 223-ФЗ не содержит жесткой регламентации. Его кажущаяся простота вкупе с дозволенностью заказчикам регулировать закупочные процессы самостоятельно нередко приводит на практике к нарушениям, злоупотреблениям и порой даже правовому произволу.

Для того, чтобы избежать непреднамеренных нарушений, заказчикам необходимо быть бдительными и внимательными к изменениям закупочного законодательства, к позициям (разъяснениям) регуляторов, а также к противоречивой административной и судебной практике.

В данной статье приводится ТОП-10 самых частых ошибок заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. Автор выражает надежду, что приведенные «чужие грабли» побудят уважаемых заказчиков быть осмотрительнее дабы самим себе не создавать сложностей и не порождать нежелательных правовых последствий.

Итак,

10 место

При осуществлении конкурентной закупки описание закупаемой продукции (далее – «ТЗ, техническое задание») составляется таким образом, что под него подпадает только продукция одного конкретного производителя, либо условия договора может исполнить только один конкретный поставщик (исполнитель, подрядчик), что является нарушением ст.17 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений» Закона №135-ФЗ (Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

9 место

Конкурентная закупка организовывается заказчиком только среди официальных дилеров, а не всех желающих поставщиков, что является ограничением конкуренции и нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;

8 место

Заказчик организовывает конкурентную закупку участниками, которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и, при этом, заказчик не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352  «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Такие действия заказчика незаконно ограничивают конкуренцию и являются нарушением ст.17 Закона №135-ФЗ;

7 место

Установление заказчиком в документации о закупке требования о наличии сертификата (или декларации соответствия качеству), когда закупается не сертифицируемая продукция, что является невыполнимым требованием и ограничивает конкуренцию;

6 место

Непредоставление приоритета для российской продукции при проведении конкурентных закупок, то есть несоблюдение требований ПП РФ №925 (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»), либо предоставление такого приоритета с нарушением требований указанного постановления;

5 место

Незаконное выведение заказчиком из сферы регулирования своего Положения о закупке и, соответственно, из сферы регулирования Закона №223-ФЗ ряда закупок, например, до 100 тыс. руб., что является нарушением ч.4 ст.1 Закона №223-ФЗ

4 место

При размещении в ЕИС протоколов не всегда соблюдаются требования п.33 ПП РФ №908 (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке»), а именно, иногда протокол размещается только в графической форме, а необходимо размещать как в графической, так и в электронной формах. В такой ситуации документ не считается размещенным должным образом;

3 место

Протоколы, составляемые при осуществлении закупок, не соответствуют требованиям п.34 положения утвержденного ПП РФ №908. А именно, часто многие заказчики акцентируют свое внимание на требования к протоколам указанные в ч.13 и ч.14 ст.3.2 Закона №223-ФЗ, но забывают о том, что каждый протокол составляемый в ходе закупки должен содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроке исполнения договора;

2 место

При внесении изменений в документацию и/или извещение, в ЕИС не размещается документ, предусмотренный п.5 положения, утвержденного ПП РФ №908, и содержащий перечень вносимых изменений. При таких обстоятельствах, сведения о внесении изменений не считаются размещенными в ЕИС должным образом;

1 место

Допущение заказчиками «дробления» закупок, то есть когда один и тот же предмет закупки приобретается неоднократно способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) с целью избежать проведение закупки конкурентным способом. Данные действия являются незаконным ограничением конкуренции и нарушают ст.17 Закона №135-ФЗ.


Как избежать нарушений / Как избежать ответственности / Как выявить нарушения

Напомним, что особенности проведения бюджетными учреждениями закупок установлены ст. 15 Закона о контрактной системе[1]. Согласно указанной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе. В статье на основе анализа материалов контрольных мероприятий органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, приведем обзор наиболее часто встречающихся нарушений Закона о контрактной системе.

Недостатки при организации закупок.

В ходе проверки данного вопроса контрольные органы в сфере закупок довольно часто выявляют:

– несоблюдение принципа профессионализма в контрактной системе и неприменение профессиональных стандартов. Напомним, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе). Отметим, что с 01.07.2016 профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Бюджетные учреждения обязаны соблюдать установленные Законом о контрактной системе требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, а также руководителя организации, если он исполняет трудовые функции по обеспечению закупочных процедур;

  • нарушения порядка формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), а также выбора специализированной организации и наделении ее соответствующим функционалом. Довольно распространенными ошибками являются принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении обозначенной закупки, несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 упомянутого закона, а также неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • нарушения порядка организации централизованных закупок (ст. 26 Закона о контрактной системе);
  • нарушения порядка организации совместных конкурсов и аукционов (ст. 25);
  • несоблюдение требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
  • неприменение национального режима при осуществлении закупок товаров (предоставление преференций участникам закупки, предлагающим для поставки товары иностранного производства) (ст. 14);
  • отсутствие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ст. 19).

Несоблюдение требований о планировании закупок.

В силу ст. 16 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения должны планировать закупки исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков закупок.

К нарушениям при планировании закупок можно отнести:

  • несоблюдение требований, согласно которым государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке;
  • нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
  • нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
  • несоблюдение требований к форме и содержанию планов-графиков (планов закупок), в том числе отсутствие необходимых реквизитов.

Следует отметить, что на практике нередки ситуации, когда учреждения не соблюдают требования о размещении информации о закупках. Так, довольно часто встречаются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным. Например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 обозначенного закона). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:

  • не менее семи рабочих дней – для закупки на сумму, превышающую 250 тыс. руб.;
  • не менее четырех рабочих дней – для закупки на сумму менее 250 тыс. руб.

Кроме того, нередки случаи:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения на общероссийском официальном сайте планов-графиков закупки;
  • невнесения или нарушения сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах;
  • неразмещения иных документов и информации, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.

Нарушения порядка составления документации о проведении закупке.

При проверке правильности подготовки и формирования извещений о проведении закупок и документации о закупке контрольными органами нередко устанавливаются случаи:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований, предусмотренных ст. 22 Закона о контрактной системе;
  • отсутствия в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • установления в документации о закупке требований к объекту закупки, не соответствующих упомянутому закону;
  • установления в документации о закупке требований к объекту закупки, участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих названному закону;
  • использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта несопоставимой ценовой информации, использование единственного коммерческого предложения или предложений от аффилированных лиц в случаях, когда такие действия привели к завышению начальной максимальной цены контракта (ч. 3, 5, 18 ст. 22);
  • установления в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе;
  • ограничения доступа к информации о закупке, приводящие к необоснованному ограничению числа участников закупки;
  • несоблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке;
  • нарушений при установлении преимуществ отдельным участникам закупок (субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов);
  • нарушений при формировании порядка оценки заявок и критериев этой оценки;
  • нарушений, связанных с обеспечением заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов.

Нарушения при определении победителя закупки.

При проверке правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую выявляются следующие нарушения:

  • нарушение при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что учреждение самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.), предусмотренную п. 4 (5) ч. 1 ст. 93 данного закона;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 обозначенного закона без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование;
  • сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушение при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения контракта (договора);
  • нарушение порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушение срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • нарушение требований к протоколам, составленным в ходе закупок, их содержанию и размещению в открытом доступе;
  • непродление срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе;
  • отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным обозначенным законом;
  • неприменение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона (ст. 37, 96 Закона о контрактной системе);
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Ошибки при заключении и исполнении контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

К наиболее распространенным нарушениям, допускаемым учреждениями при заключении и исполнении контрактов, относятся следующие:

  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта (договора) (ст. 525 ГК РФ);
  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственный или муниципальный контракт (договор) заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта (договора) является обязательным, если иное не установлено законом (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 – 534, 763 – 768 ГК РФ);
  • нарушение сроков заключения контракта. Так, заключение контракта по итогам проведения конкурса и аукциона должно осуществляться не ранее чем через десять дней с момента размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, а по итогам запроса котировок – не ранее чем семь дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте;
  • заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемого товара, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований;
  • отсутствие в контрактах обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе. Названный закон устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт, которые установлены его ч. 4 – 9, 11 – 13, 23, 26 – 28 ст. 34. Перечень случаев, когда указанные требования могут не применяться, установлен в его ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе;
  • отсутствие в контракте (договоре) сведений о расчете и обосновании цены контракта (договора) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе);
  • несоответствие заключенного контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;
  • непроведение экспертизы поставленного товара на предмет соответствия условиям заключенного контракта. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе;
  • нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • пролонгация действия контракта;
  • изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных в ст. 95 Закона о контрактной системе.

Нарушение сроков представления в контрольный орган сведений.

Исходя из ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе учреждение в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство.

При этом если в соответствии с упомянутым законом были внесены изменения в условия контракта, то заказчики направляют в названный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Информация, поименованная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, указанная информация направляется заказчиком в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в ситуациях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о данной закупке. Уведомление о закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Отметим, что учреждения обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию названных органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Прочие нарушения.

Помимо вышеперечисленных нарушений, довольно часто выявляются следующие:

  • закупка товаров, не отвечающих требованиям энергетической эффективности. Напомним, что в силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2011 не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;
  • невыполнение требований предписаний контрольных органов в сфере закупок;
  • нарушения при организации и проведении ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;
  • несоответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах (договорах);
  • неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствие взысканий неустойки (пеней, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).

* * *

Как можно убедиться, перечень ошибок, выявляемых контрольными органами в сфере закупок, довольно-таки обширен. Надеемся, что статья поможет учреждениям не допустить их в своей деятельности, поскольку их совершение может стать причиной привлечения должностных лиц учреждения к административной ответственности.

Содержание

  • Ошибка 1. Наличие регистрации в электронных магазинах, маркетплейсах
  • Ошибка 2. Подача жалобы не является обязательной
  • Ошибка 3. Формирование реестра участников, к которым предъявляются дополнительные требования
  • Ошибка 4. Страну происхождения необходимо указывать
  • Ошибка 5. Установление запретов и ограничений в импортозамещении
  • Ошибка 6. Определение сбоев в процессе закупок
  • Ошибка 7. Усиление режима в отношении картелей
  • Ошибка 8. Порядок проверки банковских гарантий
  • Ошибка 9. Невозможность исполнения контрактов
  • Ошибка 10. Электронная форма актов о приемке

Трудности, возникающие в процессе проведения торгов, стоит обязательно изучить и принимать во внимание.

Ошибка 1. Наличие регистрации в электронных магазинах, маркетплейсах

Примерно 80% регионов обращаются к дополнительным системам определения поставщика (порталам, магазинам, маркетплейсам).

Во время кризиса объемы закупок у единственного поставщика составили более 500 млн. руб. в месяц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Объемы закупок, а также пределы сумм регулярно увеличиваются:

  • П. 4 ст. 93 – до 300 тыс. руб. Предел – не больше 5% от СГОЗ либо 2 млн. руб. (сегодня повышен до 600 тыс. руб. и 10% от СГОЗ);
  • П.5. ст. 93 – до 600 тыс. руб. Предел – не выше 50% от СГОЗ или 5 млн. руб.

1 ошибка поставщиков в закупках

Регистрация в электронных магазинах, маркетплейсах

Не все участники имеют регистрацию в электронных магазинах, маркетплейсах. В связи с чем отсутствует доступ к широкому рынку товаров, работ и услуг. Сегодня до 80% регионов отыгрывают свои малые закупки. Ранее их размер составлял до 100 000 руб., сегодня он поднялся до 300 000 руб., а по п. 5 ст. 93 до 600 000 руб.

Как правило, регионы обращаются к дополнительным информационным системам – электронным магазинам, реализуемым посредством электронных торговых площадок или без них.

Для федеральных органов исполнительной власти и некоторых учреждений, подведомственных им, разработан ЭТП «Березка», который является новой формой осуществления закупок. Ранее эта система использовалась добровольно, сегодня она уже становится обязательной.

Рынок товаров, работ и услуг в Москве достаточно широк. Этому поспособствовал самостоятельно разработанный портал поставщиков. В 2018 году объем закупок составил 800 млрд. рублей, а в кризисное время Москвы – свыше 500 млн. рублей. Учитывая действующие на территории РФ ограничения, государственный заказ можно считать уникальным инструментом для повышения объемов продаж.

В скором времени ожидается вступление в законную силу изменений в федеральном законодательстве, связанных с увеличением суммы закупок до 600 000 рублей. Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика обретет более гибкий характер.

Ошибка 2. Подача жалобы не является обязательной

Чтобы выяснить и конкретизировать условия аспектов документации о закупке, можно обратиться к функции запроса на разъяснение.

Как правило, поставщики, подрядчики, исполнители вправе делать запросы на разъяснение не позже, чем за 3 дня до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

Ответы (разъяснения) размещаются заказчиком с текстом вопроса в ЕИС в открытом доступе.

При этом в закупку могут вноситься изменения.

2 ошибка поставщиков в закупках

Жалобу подавать необязательно

Отдельное внимание стоит уделить запросу на разъяснение. Это важнейший инструмент, применяемый в рамках любой закупки, который позволяет оставлять поставщиков неизвестными. Это означает, что стороны процедуры не знают, от кого поступил запрос. При этом сами поставщики видят не только вопросы, но и ответы на них.

Данный инструмент позволяет не подавать сразу же жалобу в ФАС, потому что заказчик вправе дать сначала ответ или конкретизировать вопрос.

С позиции 44-ФЗ суть документов не должна меняться ответом на запрос на разъяснение. К примеру, если запрос был сформирован в связи с тем, что в документации указаны сантиметры, а фактически на рынке представлены миллиметры. В таком случае заказчик не вправе просто сослаться на техническую ошибку, так как это поменяет суть документа. Поэтому ему следует внести в документацию соответствующие изменения.

Таким образом, запрос на разъяснение представляет собой особый инструмент, помогающий уточнить определенные моменты, возникающие в процессе осуществления закупок.

Ошибка 3. Формирование реестра участников, к которым предъявляются дополнительные требования

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Предполагается ведение оператором электронной площадки реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке:

  • на площадке имеется реестр аккредитованных участников закупок с документами, созданный для разработанного Правительством перечня объектов закупок;
  • подача заявок на участие в закупках некоторых видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством предусмотрены особые требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (либо их копии) которых размещены оператором электронной площадки в реестре участников закупок, имеющих аккредитацию на электронной площадке.

3 ошибка поставщиков в закупках

Появился реестр участников, соответствующих дополнительным требованиям

Сегодня существуют так называемые реестры участников, создаваемые для каждой отдельной торговой площадки и соответствующие дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства № 99. Эти реестры реализованы для каждой отдельной торговой площадки, единого реестра при этом не предусмотрено.

Перечень работ здесь достаточно широк, начиная от строительства, реконструкции, капитального ремонта. Перечень видов работ довольно широк. Например, он включает поставку пищевой продукции, организацию горячего питания, закупку услуг по перевозке и транспортировке несовершеннолетних и прочее.

Согласно имеющемуся расширенному перечню во второй части заявок не обязательно предоставлять документацию. В данном случае необходимо лишь наличие дополнительной аккредитации на электронной торговой площадке, где стороны закупок заблаговременно предоставляют необходимую документацию: контракты, акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию (в строительстве), подтверждающие, что участник закупок имеет опыт по исполнению такого рода контрактов.

Этот реестр сегодня очень актуален, т.к. позволяет понять, по какому вектору движется и как развивается система. По заявлению Министерства финансов, такая своего рода дополнительная предквалификация будет применяться во всех отраслях при осуществлении закупок от определенной суммы (размер ее сейчас рассматривается).

Это, по сути, будущее в закупках, т.к. данный инструмент поспособствует устранению фирм-однодневок, не имеющих опыта в исполнении контактов, которые попросту не будут допущены к участию в процедуре.

Все это будет происходить автоматически – при истечении времени, отведенного для подачи заявок электронной площадкой, проверяется информация в отношении конкретного участника (наличие у него аккредитации, необходимых документов и т.д.). Заявки неаккредитованных участников будут отклонены, а остальные участники даже не будут этого знать.

Ошибка 4. Страну происхождения необходимо указывать

Страна происхождения товара указывается участником при подаче заявки не только при применении заказчиком актов об импортозамещении, но и в любых случаях закупок товаров, в том числе и тогда, когда товар предоставляется заказчику (используется) при выполнении работ, оказании услуг (кроме закупок, в которых техническим заданием является проектная документация).

Важные моменты:

  • Имеется техническая возможность в ЕИС для заказчиков;
  • Имеется техническая возможность на ЭТП для участников;
  • Страна выбирается по классификатору;
  • Данные вносятся в реестр контрактов и фиксируются при исполнении контрактов.

4 ошибка поставщиков в закупках

Страна происхождения

Этот момент очень важен, т.к. случаи обжалования в ФАС по данному вопросу встречаются все чаще. Это связано с последними изменениями в законодательстве, вступившими в законную силу в этому году.

Страну происхождения товара нужно обозначать в заявке не только в нормативных актах по импортозамещению, как это было ранее, но и при осуществлении закупок любых товаров, работ и услуг. Сейчас товары, работы и услуги закупаются в крупном объеме, и по всем ним необходимо указывать страну происхождения.

Помимо сказанного, заказчики теперь вносят эти сведения в реестр контрактов. Ранее Правительство могло отслеживать количество заявок и поданные предложения (имеется в виду страна происхождения) и видеть, какими странами в итоге заключены контракты.

Скорее всего, в следующем году можно будет увидеть первую аналитику по данному вопросу. Вероятно, регулирование в этой сфере улучшится, поэтому можно ожидать положительной динамики в данной области.

Такая техническая возможность уже присутствует в Единой информационной системе – электронная торговая площадка позволяет выбирать из списка стран по классификатору, в связи с чем страна происхождения обозначается в процессе исполнения контракта, когда подписаны акты приемки.

Ошибка 5. Установление запретов и ограничений в импортозамещении

5 ошибка поставщиков в закупках

Импортозамещение: запреты и ограничения

По вопросам импортозамещения сегодня разработан перечень запретов и ограничений.

На данный момент изменениям подверглось большое количество нормативно-правовых актов: некоторые ранее действующие Постановления Правительства были отменены, а вместо них были разработаны новые.

Первый блок, которому нужно уделить внимание, это запреты. Постановление № 9 было заменено Постановление № 616, действующее не только в отношении промышленных товаров, но всего и изделий легкой промышленности, мебели, машиностроения.

Постоянным ужесточениям сегодня подвергается Постановление № 1236, применяемое в отношении программного обеспечения.

К числу новых законодательных актов относится Постановление № 1746, актуальное для поставщиков IT-оборудования.

К числу новых также относится Постановление № 617, объединившее положения обо всех промышленных товарах, бумажных, резиновых, пластмассовых, металлических изделиях, химической продукции, машинах и оборудовании, транспорте, музыкальных инструментах, спортивных площадках.

Все закупки, которые на сегодняшний день попадают под запреты, должны закупаться исключительно в РФ.

Что касается ограничений, здесь существует правило – если при наличии хотя бы трех заявок двое участников представляют российскую продукцию, а третий является иностранцем, то заявка последнего отклоняется.

Ошибка 6. Определение сбоев в процессе закупок

Существует специализированное программное обеспечение, необходимое для фиксации сбоев при проведении закупок.

Государственная информационная система «Независимый регистратор» разработана Минкомсвязи России и передана в эксплуатацию в ФАС России.

  • Должна быть скачана и установлена на компьютере
  • Фиксирует передачу сигнала и действия
  • Принимается ФАС и судами как доказательство
  • Скриншоты не являются доказательством

6 ошибка поставщиков в закупках

Фиксация сбоев при проведении закупок

Сегодня в области закупок применяется специальное ПО, фиксирующее возникающие сбои при осуществлении закупок. В связи с тем, что торги осуществляются на электронных торговых площадках, этот момент очень важен. Теперь формально понятие «торги» существует и непосредственно в конкурсе, появилась подача окончательного предложения. Разработано данное ПО было Минкомсвязью, но на данный момент связанными с ним вопросами занимается ФАС.

Стоит отметить, что пока не все составляющие в отношении данного ПО сейчас реализованы. По мнению ФАС, это ПО еще должно подвергнуться некоторым изменениям, например, это касается того, что оно должно фиксировать в процессе проведения торгов.

Ранее если участник процедуры не мог в силу каких-то причин подать заявку на участие в торгах, достаточно было сделать скриншот. Сейчас в качестве доказательства суды и ФАС скриншоты не принимают.

Стоит отметить, что сегодня существует возможность обратиться к специальному ПО, называемому ГИС «Независимый регистратор». Распространяется оно на бесплатной основе, найти и установить данное ПО можно через ЕИС.

ГИС «Независимый регистратор» фиксирует направляемые сигналы от участника до электронной торговой площадки и устанавливает, на каком этапе произошел сбой. Таким образом, данное ПО позволяет участнику дополнительно себя обезопасить.

Ошибка 7. Усиление режима в отношении картелей

Введение новых понятий:

  • Цифровой след
  • Цифровой кот

В 2019 году ФАС России возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях и запрещенных согласованных действиях хозяйствующих субъектов, из них 424 дела о картелях, самые частые – сговоры на торгах (320), а также принято 810 решений о нарушении антимонопольного законодательства.

7 ошибка поставщиков в закупках

Картели

ФАС вносит изменения и усиливает режим в отношении картелей, новая практика по данному вопросу регулярно нарабатывается. Например, сегодня существует такое понятие как «Цифровой след» — отслеживание определенных моментов, сохраняемых в электронной форме после проведения торгов.

Также ФАС было разработано ПО «Цифровой кот», однако работает оно пока не в полную меру. Антимонопольная служба стремится автоматизировать процесс обнаружения нарушений по итогам онлайн изучения режима деятельности ЕИС, где были эти нарушения. На самом деле, прототип такого обеспечения есть, об этом говорит судебная практика.

Естественно, суд не может доподлинно установить, велись ли между участниками торгов переговоры, какова была переписка, однако при этом существуют косвенные признаки, такие как единый IP-адрес, единый формат заявки, автор документа и т.д., на которые суды обращают внимание. Список косвенных доказательств, подтверждающих факт заключения соглашения, существования картели, и принимаемых судами, достаточно широк.

Особо актуальны сегодня те случаи из практики изучения данного вопроса, где на этапе расчета начально-максимальной цены контракта были ситуации, связанные с превышением суммы, на этапе размещения заказа существовали какие-либо ограничения конкуренции и т.д. Все это в итоге приводит к тому, что контракты заключаются с нарушениями и по завышенной цене. К этим вопросам нужно подходить с особой внимательностью.

Ошибка 8. Порядок проверки банковских гарантий

С 6 мая участники государственных закупок имеют возможность видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС, в т.ч:

  • мониторить в онлайн-режиме внесение банками в реестр сведений о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах
  • отслеживать в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств

Государственный заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она отсутствует в реестре.

8 ошибка поставщиков в закупках

Проверка банковских гарантийС 6 мая 2020 года для участников закупок существует возможность ознакомиться со сведениями из реестра банковских гарантий в ЕИС. Ранее такая информация была закрыта, и видеть ее могли только заказчики. В связи с этим поставщики не имели возможности уточнить, была ли банковская гарантия внесена в реестр, соответствует ли она форме, та ли сумма отражена в документе и т.д. То есть, проконтролировать указанные моменты было невозможно.

Сейчас наличие банковских гарантий можно проверять в режиме онлайн. Согласно действующему законодательству, госзаказчик вправе не принимать банковскую гарантию в случае ее отсутствия в реестре или при несоответствии ее установленным ч.2 ст.45 требованиям. Посредством сообщений, поступающих из ЕИС, можно узнать порядок отслеживания банковских гарантий.

Ошибка 9. Невозможность исполнения контрактов

Минфин предложил дать возможность изменять государственные закупки в период пандемии:

  • Заказчики могут изменять цену и сроки госконтрактов, если обязательства нельзя исполнить ввиду введенных ограничений против распространения коронавирусной инфекции
  • Также – освобождение от неустойки
  • Пеня – от цены этапа
  • При одностороннем расторжении нужна справка с ТПП о чрезвычайных обстоятельствах

Минпромторг разработал совместный с Минюстом и Минфином законопроект о признании ограничений для борьбы с коронавирусной инфекцией форс-мажором при осуществлении госзакупок.

Положения действующего законодательства предоставляют правительству возможность определения особенностей осуществления конкретных закупок (ст. 111 ФЗ-44).

ФАС предписала территориальным органам принимать во внимание при рассмотрении жалоб на процедуры госзакупок, что коронавирусная инфекция считается форс-мажором.

ошибка поставщиков в закупках

Невозможность исполнения обязательств по контракту

По предписанию ФАС, территориальные органы должны при рассмотрении жалоб принимать во внимание, что коронавирусная инфекция относится к числу форс-мажорных обстоятельств.

Для подтверждения данного факта потребуется справка из Торгово-промышленной палаты, подтверждающая, что исполнение контракта не представляется возможным в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств. В таком случае не будут применяться неустойки, расторжение контракта в одностороннем порядке будет приостановлено.

Стоит отметить, что сегодня уже имеются судебные решения, согласно которым различные обстоятельства не всегда принимаются во внимание. Причина тому – отсутствие у стороны доказательств, подтверждающих невозможность исполнения условий контракта.

Кроме того, сегодня существуют рекомендации Минфина, связанные с коронавирусом, на которые следует обращать внимание. Помимо этого, учитывать нужно и положения совместного информационного сообщения, сделанного МЧС, ФАС России и Минфином. Заказчики в условиях эпидемии вправе изменять цену и сроки по государственным контрактам, а пеня может исчисляться с учетом цены этапа.

Этот момент очень важен, ведь он позволяет участникам закупок обезопасить себя от наступления негативных последствий.

Ошибка 10. Электронная форма актов о приемке

  • С 1 января 2020 г. – право оформления
  • С 1 июля 2020 г. – обязанность оформления по определенным отраслям (строительство, лекарства)
  • С 1 января 2021 г. – обязанность оформления по любым видам

Интеграция с системами бухучета заказчиков.

Дальнейшая цифровизация системы:

  • появление возможности «бронирования» средств;
  • появление возможности автоматической оплаты.

10 ошибка поставщиков в закупках

Оформление актов о приемке в электронном виде

В связи с введенными ограничительными мерами желательно меньше общаться и контактировать с заказчиками, выдерживая социальную дистанцию. В связи с этим сейчас разрабатывается определенный цифровой метод.

Казначейство к этому вопросу было готово немного раньше. С 1 января 2020 года в ЕИС действует новый пробный сервис, позволяющий оформлять акты о приемке товара в электронной форме.

С 1 июля 2020 года это станет обязательным для определенных отраслей по видам деятельности – строительства и закупок лекарственных препаратов.

С 1 января 2021 года оформление актов в электронной форме станет обязательным для всех участников закупок товаров, работ, услуг.

Указанные изменения довольно актуальны, ведь это освобождает от встреч и ведения прямых переговоров с заказчиком.

Если при оформлении документов на бумажном носителе заказчик мог целенаправленно затягивать процедуру подписания, но электронный формат обязывает его принять или отклонить документацию в течение определенного срока. Согласно приказу ФНС России, такая форма является универсальным передаточным документом.

Стоит отметить, что такое нововведение в скором времени приведет к появлению возможности бронировать в казначействе средств под контракт и производить автоматическую оплату.

Содержание

1. Ошибки, совершаемые поставщиками на этапе подачи заявок
2. Ошибки, совершаемые на этапе подписания договора
3. Ошибки, совершаемые на этапе исполнения контракта

     Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ уже не первый год указывают что, как и когда нужно делать в сфере контрактной системы. Но как гласит первый закон Мэрфи: «Если что-то можно сделать неправильно, это будет сделано неправильно». В этой статье мы разберём наиболее популярные ошибки поставщиков на всех этапах закупочной процедуры.

1. Ошибки, совершаемые поставщиками на этапе подачи заявок

1) Оформление заявочных документов без учёта инструкций заказчика

2) В заявке нет технических характеристик предлагаемого товара

3) Написание заявки «в последнюю ночь» перед окончанием срока подачи заявок.

Рекомендация: к подготовке тендерной документации следует подходить ответственно, по ней будут судить о степени вашего профессионализма. Лучше заранее иметь шаблоны всех нужных документов.

4) Технические ошибки при заполнении заявки, которые становятся причиной ее отклонения: несоответствие содержания разных частей, орфографические ошибки, неточности технических характеристик и пр.

Рекомендация: поручить оформление заявки ответственному компетентному человеку, который сможет проверить правильность и согласованность пакета документов для торгов.

5) В заявке отсутствует указание страны происхождения товара

Рекомендация: указывайте страну происхождения товара, даже если у заказчика не прописано подобное условие. В качестве страны производителя законодательство допускает называть группу стран, таможенные союзы и даже отдельные регионы.

6) Цена контракта рассчитывается без учета НДС

Для участника торгов, работающего по упрощённой системе налогообложения цена контракта может быть занижена на размер НДС вопреки законодательству.

Как поступать в этом случае, подробно описано здесь

7) Наличие неполных или недостоверных сведений в предоставленных документах.

Рекомендации: в эпоху компьютеризации и существования электронных баз знаний проверить любую информацию можно очень быстро. Поэтому любая фальсификация очень быстро будет разоблачена со всеми вытекающими последствиями. Тщательно проверяйте актуальность ваших документов, наличие печати и подписи.

Испытываете сложности с участием в торгах?

             Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам

2. Ошибки, совершаемые на этапе подписания договора

Победе в тендере еще не гарантирует заключения контракта. Есть ряд обстоятельств, недооценка которых может вас не только лишить контракта, но и привести к более плачевным последствиям, вроде включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

1) Отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контракта

Предоставление заказчику суммы обеспечения исполнения контракта, согласно 44-ФЗ, — это одно из обязательных условий заключения контракта. При цене контракта заниженной на сумму, превышающую четвертую часть начальной стоимости, размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза. Эта сумма должна быть у вас заготовлена заранее, потому что получить банковскую гарантию не всегда удастся в сроки, прописанные в контракте.

Если вы планируете постоянное участие в тендерах, следует открыть в банке лимит на банковскую гарантию.

2) Нарушение сроков заключения контракта

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» запрещает подписание контракта с участником, нарушившим сроки, независимо от какой причины это произошло: технические сбои на ЭТП, проблемы с электронной подписью, или долгая процедура открытия кредитного счета в банке. В любом случае вас признают уклонившимся от заключения контракта, аннулируют результаты торгов и внесут ваше предприятие в РНП, закрыв на два года доступ к государственным закупкам.

Рекомендация: при подготовке к торгам, учитывайте необходимость наличных средств для обеспечения заявки и контракта.

3) Беспечное отношение к тексту подписываемого контракта.

Нередки случаи, когда заказчик вносит в контракт условия, отсутствовавшие в проектной документации и ставящие поставщика в очень невыгодные условия. Подписав контракт, согласно законодательству, вы уже не имеете права его оспаривать.

Рекомендация: Тщательно изучите текст контракта. В случае расхождения с проектом направьте запрос заказчику в виде протокола разногласий. Это позволит вам сохранить время и деньги на судебные разбирательства. 

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

3. Ошибки, совершаемые на этапе исполнения контракта

1) Несоответствие технических характеристик поставленной продукции

Заказчик может принять эквивалентный заказанному товар только при полной идентичности технических характеристик. В любом другом случае контракт может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, а ваша компания лишится вознаграждения за контракт и получит в качестве бонуса почетное место в РНП.

Надеемся, что данная статья поможет вам избежать этих ошибок и добиться победы в закупках.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

  • Ошибки при проведении допроса
  • Ошибки при приготовлении плова от сталика ханкишиева
  • Ошибки при проведении вебинара
  • Ошибки при приготовлении плавленного сыра
  • Ошибки при проведении аудита бухгалтерской отчетности