Ошибки при регистрации нко

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в 2021 году.

Управлением Минюста России по Волгоградской области (далее — Управление) в 2021 году принято 38 решений об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций.

Управлением проведен анализ поступивших документов и выявлен ряд типичных ошибок и нарушений, допускаемых заявителями (руководителями НКО) при подготовке документов. Типичные ошибки можно разделить на две группы:

  • нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству;
  • ошибки, допускаемые заявителями при оформлении иных документов для государственной регистрации.

Основаниями для отказов в регистрации некоммерческих организаций явились следующие нарушения:

— положения пунктов 1 и 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ);

— положения статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);

— положения статьи 12 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Типичными нарушениями, допускаемыми заявителями, являются:

— необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью;

— устав некоммерческой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации;

— решение о создании некоммерческой организации (или о внесении изменений) не соответствует требованиям законодательства;

—  представление на государственную регистрацию документов, утративших силу;

— заявления о государственной регистрации заполнены с нарушением требований законодательства;

— документы оформлены в ненадлежащем порядке;

— иные нарушения и замечания.

1. Документы для государственной регистрации представлены не полностью

1.1

В поступивших на государственную регистрацию комплектах отсутствуют установленные законами  документы, необходимые для государственной регистрации.

В нарушение пункта 5 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ, статьи 21 Закона № 82-ФЗ, статьи 11 Закона № 125-ФЗ представленные документы не соответствуют установленному перечню.

Также, документы не соответствуют перечням, указанным в пунктах 28-33 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент № 455).

1.2

Отсутствует необходимое для регистрации количество экземпляров документов.

Не представлены оригиналы документов.

В соответствии с пунктом 41 Административного регламента № 455 все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

2. Устав некоммерческой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации

2.1

В наименовании  некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности, территориальная сфера деятельности (для общественных объединений), вероисповедание (для религиозной организации).

В нарушении пункта 1 статьи 4 Закона №7-ФЗ наименование некоммерческой организации не содержит указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (отражение цели).

В соответствии со статьёй 28 Закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона             № 125-ФЗ наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

2.2

В уставе некоммерческой организации отсутствует указание на организационно правовую форму (либо она указана не верно).

В нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  в уставах некоммерческих организаций не содержатся сведения об организационно-правовой форме, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, и о предмете деятельности.

2.3

Ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона № 82-ФЗ в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории.

2.4

Уставы некоммерческих организаций предусматривают наличие и использование ими символики, описание которой в уставе отсутствует.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В соответствии со статьей 20 Закона № 82-ФЗ в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

2.5

Большинство уставов некоммерческих организаций содержат формулировку о том, что некоммерческая организация вправе осуществлять «иные виды деятельности».

В силу статьи 49 ГК РФ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона          № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

2.6

В уставе некоммерческой организации отражен не полный печень вопросов исключительной компетенции высшего руководящего органа, а также отсутствует порядок принятия решений этим органом по вопросам исключительной компетенции.

Исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена положениями статьи 29 Закона № 7-ФЗ, статьи 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), других статей ГК РФ (с учетом организационно-правовой формы некоммерческой организации).

Решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов.

2.7

В уставах общественных объединений не определены порядок и условия приобретения членства, права и обязанности членов общественного объединения.

Статьей 123.5 ГК РФ предусмотрены наличие в уставе общественного объединения условий о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее.

В уставе общественного объединения отсутствуют права и обязанности членов, предусмотренные пунктами 1,4 статьи 65.2 ГК РФ.

2.8

Уставом некоммерческой организации предусмотрено внесение дополнений. В комплекте документов содержится отдельный документ (лист) в виде дополнений, вместо устава, утвержденного в новой редакции.

В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ и пункта 3 статьи 29 Закона №7-ФЗ уставы некоммерческих организаций предусматривают возможность внесения дополнений в устав, однако такая форма изменений учредительного документа действующим законодательством не предусмотрена.

2.9

Устав автономной некоммерческой организации не содержит исключительную компетенцию учредителя.

Исключительная компетенция учредителя предусмотрена положениями статей 123.24 – 123.25 ГК РФ и пунктом 3 статьи 10 Закона № 7-ФЗ.

2.10

Устав некоммерческой организации ограничивает членство в общественных организациях по признаку гражданства.

В детских и моложёных общественных организациях неверно определен возраст, с которого возможен  прием в члены организации.

Статьей 19 Закона № 82-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

2.11

Устав фонда предусматривает возможность реорганизации.

Нарушение статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которой реорганизация фонда не допускается.

2.12

Устав некоммерческой организации  не содержит сведений о порядке использования имущества в случае её ликвидации.

В соответствии со статьей 14 Закона № 7-ФЗ в уставе некоммерческой организации должен быть определен порядок использования имущества в случае её ликвидации.

3. Решение о создании некоммерческой организации или о внесении изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ не соответствуют требованиям законодательства.

3.1

Решение о создании  юридического лица не содержит сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

3.2

Протокол собрания высшего руководящего органа  некоммерческой организации не соответствует требованиям законодательства, в нем отсутствуют необходимые сведения.

В соответствии со статьей 181.2 ГК РФ в протоколе должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Большинство протоколов не содержат информации о времени проведения собрания, о лицах проводивших подсчет голосов и норме представительства (в случае проведения заседания в форме конференции).

4. На государственную регистрацию представлены недействительные документы.

4.1

Формы заявлений, утверждённые  Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», утратили силу и являются недействительными.

С 25.11.2020 действуют новые формы заявлений (Р11001, Р13014, Р15016, Р12003), утвержденные Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 01.11.2021) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

5. Заявления о государственной регистрации заполнены с нарушением требований законодательства.

5.1

Бланки заявлений для государственной регистрации заполнены с нарушением требований Приказа Федеральной налоговой службы от 31.08.2020         № ЕД-7-14/617@ (ред. от 01.11.2021) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Требования к оформлению).

В нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств:

— в состав представляемого заявления включаются незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления;

— не все графы представляемых форм, заполнение которых обязательно, заполнены;

— не соблюдается требование, согласно которому представляемые документы заполняются от руки печатными буквами либо машинописным способом;

– заявления и приложения к ним заполняются прописными или строчными, а не заглавными буквами (шрифтом Courier New, высотой 18 пт.);

— при заполнении сведений об адресе юридического лица встречаются несоответствия данным, содержащимся в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сервиса ФНС России;

— реквизиты документов, удостоверяющих личность, указываются не в соответствии с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

— не указываются идентификационные номера налогоплательщика — физического лица, имеющего право действовать без доверенности, и учредителей некоммерческой организации;

— не указывается должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

— в разделе «Коды дополнительных видов деятельности» для обозначения кода деятельности указывается код менее четырех цифровых знаков;

— не указывается адрес электронной почты заявителя;

— номер телефона ошибочно указывается с пробелами и скобками.

6. Иные нарушения законодательства.

6.1

Несоблюдение ограничений, установленных законом в отношении физического лица, являющегося учредителем, либо руководителем некоммерческой организации.

Согласно подпункту «ф» пункта 1 статьи 23  Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием для отказа в государственной регистрации является, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

— имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

6.2

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

7. Иные замечания.

7.1

Расхождение в написании наименования некоммерческой организации в уставе, протоколе и заявлении.

В заявлениях форм Р11001 и Р13014 должно быть указано наименование некоммерческой организации идентичное указанному в уставе и протоколе о создании (либо о внесении изменений).

7.2

Госпошлина оплачена лицом, которое не является заявителем. При оплате госпошлины ошибочно указан код бюджетной классификации.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий.

После моей первой не очень удачной попытки регистрации некоммерческой организации, когда специалист Минюста на проверке документов перечеркал весь мой устав, я принял решение записывать все свои ошибки в единый список, чтобы не допускать их вновь. С тех пор прошло 5 лет. С каждой новой регистрацией НКО я шлифовал формы своих уставов, с учётом полученного опыта. Зато теперь мои документы проходят регистрацию в Минюсте в большинстве случаев вообще без замечаний и с первой попытки.

В данной статье я поделюсь своим личным опытом регистрации разных форм некоммерческих организации и расскажу, к чему Минюст придирается в уставах чаще всего.

Изначально хотел подготовить общий чек-лист по ошибкам, но материал получился настолько объемным, что часть его решил выделить в отдельные статьи. Вот они:

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2022

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2022

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2022

Не все, что хотел, уместилось в статье. По мере возможности буду пополнять список. Буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим опытом регистрации НКО.

Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать:

  • Автономную некоммерческую организацию
  • Общественную организацию
  • Общественное движение  
  • Благотворительный фонд
  • Ассоциацию

Почему при регистрации НКО возникают проблемы с уставом

Зарегистрировать НКО не так-то просто с первой попытки.

Сложность заключается в том, что после подачи документов на регистрацию, Минюст проводит их правовую экспертизу, на что отводится 14 рабочих дней. За это время эксперт Минюста внимательно изучит все, что вы подготовили. В фокусе внимания любые опечатки, неточности, и противоречия букве закона. Многие из них не очевидны даже для опытного юриста.

Как показывает мой опыт, из всего пакета документов на регистрацию НКО больше всего придираются именно к уставу.

Учредители НКО часто даже не догадываются насколько скрупулезно будут проверять их документы. Имеют значения даже такие мелочи, как [У]чредители или [у]чредители вы напишите в уставе. А может правильно учредител[ь]? (Пункты 4 и 5 моего списка).

Даже одного замечания Минюста достаточно для отказа в регистрации.

Итак,

На какие ошибки в уставе Минюст чаще всего обращает внимание:

Содержание

  1. Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден
  2. Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО 
  3. Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати
  4. Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»
  5. Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?
  6. В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО
  7. В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО
  8. Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями
  9. В «целях» и «видах деятельности» устава НКОприсутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)
  10. Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
  11. В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления
  12. В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители
  13. Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции  
  14. В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)
  15. В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления
  16. В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»
  17. Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей
  18. В«целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)
  19. В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств

Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден

Такая ошибка часто допускается по невнимательности, например при повторной подаче, когда в документах обновляются даты. Особенно обидно обнаружить такую опечатку, когда документы уже прошиты и готовы к сдаче на регистрацию. Реквизиты протокола или решения на титульном листе устава, должны совпадать с тем, документом, который Вы сдаете на регистрацию.

Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО 

Еще одна ошибка по невнимательности, допускаемая при активной правке исходного текста устава. Например, при удалении или добавлении пунктов.

Все очевидно. Комментировать нечего. Просто обратите на это внимание, как на отдельный пункт для контроля при подготовке документов. Иначе на это обратят внимание специалисты Минюста.

Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати

Так делать категорически запрещено.

П. 1.17. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@:

«Двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается»

Экономить бумагу не рекомендую. Возможен отказ в регистрации.

Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»

В уставах, которые мне присылают для проверки, я регулярно нахожу подобные ошибки.

Если вы написали на титульном листе устава:

Автономная некоммерческая организации «Спортивный Клуб «Витязь»

То, и дальше по тексту должно быть так же.

А не вот так:

Автономная некоммерческая организации «СПОРТИВНЫЙ КЛУБ «ВИТЯЗЬ»

То же самое касается слов: «Председатель», «Директор», «Учредитель», «Общее собрание учредителей».

Будьте последовательны. Использовали определенный вид написания один раз – значит и при следующих упоминаниях нужно писать так же. И не только в Уставе, но и во всех остальных документах. Регистр букв имеет значение.

Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?

Имеется ввиду, когда учредителем НКО выступает, например, одно лицо, а по тексту устава – везде или в некоторых частях – упоминаются учредител[и]. И наоборот.

Лично мне это правило кажется конченым бюрократизмом, но к подобной путанице в окончаниях слов Минюст тоже часто придирается.

Будьте внимательны. Я обычно использую подчеркивание через поиск в тексте, чтобы высветить такие слова и проверить весь текст.

Некорректное определение НКО в первом пункте устава

Я имею ввиду тот самый первый пункт в уставе на второй странице (сразу после титульного листа), с которого обычно начинается основной текст. По традиции практически всегда данный пункт начинается с определения, чем является регистрируемое НКО.

Часто учредители и юристы берут шаблон устава в интернете, либо копируют его с действующей НКО и переделывают под себя, не отдавая себе отчет в том, что текст мог безнадежно устареть. Законодательство ведь постоянно меняется. Юридические термины тоже.

Путаницу вносит и то, что формулировки одних и тех же положений в законодательстве стали расходится в действующих редакциях Гражданского кодекса (который, как известно, имеет приоритет по юридической силе) и профильного закона о некоммерческих организациях.

Дело в том, что пару лет назад в России прошла реформа гражданского законодательства. Весь блок статей кодекса по юридическим лицам был переписан. Появились новые юридические сущности, например деление всех юридических лиц (в том числе НКО) на корпоративные (основанные на членстве) и унитарные (без членства).

Согласно позиции Минюста, каждый пункт устава должен опираться в юридических формулировках на действующее законодательство. Специалисты при проверке на это внимательно смотрят.

Когда специалисты Минюста видят, что определение вашей НКО в уставе по формулировкам расходится с определением этого же вида НКО, указанного в Гражданском кодексе, они часто расценивают это, как ошибку и просят привести пункт в соответствие с действующим законодательством (читай – с Гражданским кодексом).

В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО

Указывать в уставе отдельным пунктом на законы, по которым работает НКО – одна из устоявшихся юридических практик.

Так как законы в нашей стране часто меняются, и не только по содержанию, но и по названию, не лишним будет проверить, а действуют ли они до сих пор, не поменялись ли их наименования.

Как-то раз лично допустил эту ошибку при регистрации благотворительного фонда. Совсем не ожидал, что название закона о благотворительной деятельности может измениться. Сейчас он называется «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а раньше – «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

В Минюсте это заметили. Пришлось исправлять.  

Ошибки в разделе о целях и предмете деятельности НКО

Разделы о целях, предмете деятельности и органах управления НКО – самые проблемные по критерию плотности замечаний Минюста на проверках. Остановлюсь на них подробнее.

В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО

Учредители часто не понимают как правильно писать данный раздел, что понимать под целями, задачами и предметом деятельности НКО.

Подробно раскрыл эти ошибки и изложил свои рекомендации в статье:

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2022

Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями

Виды деятельности НКО, описанные в уставе, должны соотноситься с заявленными целями, а те, в свою очередь, с названием НКО.

Так и вспоминаются круги Эйлера из занятий по логике.

Самая широкая логическая категория – описание характера деятельности в наименовании НКО. В характер деятельности логически должна входить цель (цели), а в неё, в свою очередь, предмет деятельности. Логических пересечений быть не должно.

В «целях» и «видах деятельности» устава НКО присутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)

Подобных вещей при описании целей и предмета деятельности в идеале быть не должно. Ко мне не раз цеплялись в Минюсте с подобными замечаниями.

Правило следует из правовой природы некоммерческих организаций и п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ:

«Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности»

На юридическом языке это называется ограниченной правоспособностью. Зона деятельности НКО должна быть четко очерчена. Для этого в уставе и нужно максимально подробно расписывать виды деятельности. 

Использование логически не закрытых перечислений в описании целей и предмета деятельности НКО нарушает это правило, размывает границы деятельности.

Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»

Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо проработанных уставах.

Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».

Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:

(п. 4.) «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)».

(п. 5.) «Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2)».

Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.

Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.

Правда, есть одно исключение.

Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).

Ошибки в разделе об органах управления НКО

В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления

Неверно, т.е. без учета положений п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса в обновленной редакции и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где подробно расписана исключительная компетенция данного органа.

Абсурд заключается в том, что эти дублирующие друг друга статьи хоть немного, но различаются по содержанию. В то же время отделения Минюста разных регионов в одинаковых ситуациях требуют ориентироваться либо на Гражданский кодекс, либо на Закон «О некоммерческих организациях».

Часто Минюст требует просто тотальной точности в формулировках.

Я по привычке ориентируюсь на ст. 65.3 Гражданского кодекса.

Настоятельно рекомендую сверить исключительную компетенцию со списком из закона. Вдруг чего-то не хватает — Минюст зачтет за ошибку.

Только обязательно учтите следующий пункт из моего списка ошибок!

Памятка по ст. 65.3 ГК РФ

«2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации».

В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители

Если в вашей НКО высший орган управления – это не учредитель или не общее собрание учредителей, при описании его исключительной компетенции нужно учитывать, что есть вопросы, по которым решения могут принимать только учредители И НИКТО БОЛЕЕ.

Этот момент должен быть обязательно учтен в уставе НКО.

По различным видам НКО в исключительной компетенции учредителей могут находиться разные вопросы.

Например, в АНО только учредители могут принимать решения:

  • о принятии в состав учредителей новых лиц;
  • об отверждении новой редакции устава;
  • о назначении директора.

Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции  

Ошибка связана с невнимательностью при проверке текста устава, особенно, когда некоторые из вопросов исключительной компетенции вынесены в отдельные разделы.

Классический пример – противоречие между общими положениями о порядке принятия решений по вопросам исключительной компетенции (например, Правлением АНО) и разделом о внесении изменений в устав НКО, где может быть указано совсем другое число кворума и количества голосов для принятия такого решения.

В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)

Ошибка, в том числе, из разряда: «А может ли в некоммерческой организации (в АНО, фонде, ассоциации) директор иметь бессрочные полномочия».

Увы, но не может.

Минюст исходит из положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Структура, компетенция, порядок формирования и СРОК ПОЛНОМОЧИЙ органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации УСТАНАВЛИВАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

Хотя на мой взгляд, указание на «бессрочность» полномочий – это же тоже «указание срока полномочий». Однако, поскольку специалисты Минюста часто к этому придираются, последнее время я стал ограничивать в уставах срок полномочий исполнительных органов НКО (директора, председателя) 5 летним сроком.

Но вы можете попробовать указать «бессрочно». В Москве обычно проходит.

Если в НКО есть коллегиальные органы управления, срок полномочий их членов также должен быть определен в уставе.

В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления

Смотрят в Минюсте на это не всегда. Но все же лучше учесть в уставе на всякий случай.

Суть ошибки заключается в том, что на стадии создания НКО и в процессе её дальнейшей работы лица в органы управления назначаются в разном порядке.

На стадии создания персональный состав органов управления всегда формируют учредители НКО. В дальнейшей работе этим занимается либо уполномоченный по уставу орган, либо учредители.

На мой взгляд, требование странное. Из разряда бюрократизмов. Из закона и так понятно, что при создании НКО органы управления назначаются учредителями. Однако, поскольку уже не раз ловил в разных минюстах подобное замечание, решил включить в список.

Ошибки в уставах автономных некоммерческих организаций

В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»

Одна из причин, почему мне нравится регистрировать АНО – по ним проще формулировать цели в уставе. Гражданский кодекс устанавливает ориентир.

В соответствии со ст. 123.24 ГК автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Поскольку АНО всегда создается для оказания услуг (это её главное отличие от остальных НКО), раздел о целях в уставе лучше так и начать: «АНО создано для оказания услуг в сфере / в области …». И уже после, если хочется, можно добавить разных высокопарных красивых фраз, например: «а также содействия формированию гармонично развитой, нравственной, творческой личности» и прочих подобных формулировок.

Именно такого подхода придерживается Минюст при проверке документов.

Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей

Это особенность исключительно уставов автономных некоммерческих организаций. После замечания Минюста всегда использую в тексте пункт на подобие:

«Надзор за деятельностью АНО осуществляется её учредителем, путем запроса у Руководителя АНО необходимых документов и сведений, а также путем инициирования учредителем аудиторской проверки АНО»

Основание: п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Ошибки в уставах благотворительных фондов

В «целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)

Формулировать цели в уставе благотворительного фонда относительно просто, поскольку законодательство прямо очерчивает возможные цели благотворительной деятельности. Минюст часто прямо принуждает брать «цели» для устава фонда из ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Напомню эти цели:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств

Ошибка из разряда: если специалист Минюста захочет найти ошибку в уставе – он её обязательно найдет. Несколько лет я ничего не знал про данное правило и успешно регистрировал благотворительные фонды, пока ошибку в моем уставе не обнаружил один из внимательных экспертов Минюста. В той регистрации документы проверяли особенно тщательно, т.к. в Минюсте знали – мы при отказе пойдем в суд.

Будьте внимательны, т.к. в даже хорошо проработанных шаблонах уставов может содержаться эта ошибка.

Основание:  п. 4 ст. 13  Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

«РУКОВОДИТЕЛИ ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ НАЗНАЧАЮТСЯ ВЫСШИМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией».

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации некоммерческих организаций — я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью НКО можно посмотреть в этом разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на новые статьи моего блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям

Отказы Минюста в регистрации НКО

Опишем главные причины отказов Минюста в регистрации некоммерческой организации. Зная их вы будете иметь возможность не допустить их. Почему могут отказать в государственной регистрации НКО? Достаточно логичный вопрос, который может встать перед учредителем некоммерческой организации. 

Условно отказы в государственной регистрации НКО можно разделить на два вида: 

  1. Отказы, которые предусмотрена законодательством РФ
  2. Отказы, которые законодательством РФ не предусмотрены   

Отказы, которые предусмотрены законодательством РФ. Одним из главных законодательных актов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций является Федеральный закон о Некоммерческих организациях. Данным законом четко предусмотрен ряд пунктов, по которым будет вынесен отказ в государственной регистрации. Есть простой и короткий ответ на вопрос.

Как не получить отказ в Минюсте?

Ниже мы перечислим основные причины отказов и начнем с самах популярных, а потом назовем остальные. Неважных среди них нет.

  • Отсутсвие опыта в регистрации НКО
  • Неуникальное наименование НКО
  • Наименование НКО
  • Список документов для регистрации НКО
  • Ненадлежащие учредители НКО
  • Недостоверные сведения для МИНЮСТа
  • Органы управления НКО
  • Прочие причины отказа регистрации НКО
  • Как не полусить отказ от МИНЮСТа
  • Как оспорить отказ МИНЮСТа

   Отсутствие опыта в регистрации НКО

Если учредительные документы НКО противоречат Конституции РФ и действующему законодательству. Опытный «юрист-регистратор НКО» без проблем подготовит для Вас документы. При самостоятельной регистрации НКО возникает много сложностей, так как зачастую один закон может противоречить другому. Также не все могут правильно трактовать закон верно. Как итог, отказ в регистрации и повторные расходы (госпошлина и т.д.). Соответственно возникают спорные ситуации и без практики принять верное решение очень сложно.   

Неуникальное наименование НКО

Наименование некоммерческой организации должно быть уникальным, то есть на момент регистрации организации не должно существовать организации с аналогичным наименованием. Уникальность наименования НКО можно проверить на сайте ФНС. Не должно существовать организации с таким же наименованием. Не забывайте и о том, что в наименовании должен быть отражен характер деятельности. Например: Фонд помощи детям «Ромашка» или Автономная некоммерческая организация развития спорта «Чемпион». Если подать документы с наименованиями Фонд «Ромашка» и Автономная некоммерческая организация «Чемпион», то документы вернут. В наименовании общественных организаций должно быть указание на территориальную сферу деятельности.  Кроме того, не стоит забывать, что наименование некоммерческой организации должно быть указано на русском языке. 

В действительности очень часто встречаются случаи, когда учредители подают документы с наименованием на иностранном языке. Это противоречит законодательству и результатом является отказ в государственной регистрации. Организация может иметь наименование на иностранном языке. Обращаем Ваше внимание, что наименование на иностранном языке должно быть точным переводом с русского языке. Иное не допускается, так как велик риск отказа. Наименование НКО не должно содержать в себе наименование государственных органов и местной власти, существующих политических партий. 

В наименование Некоммерческой организации существуют требования к использованию в наименовании Россия, Российская Федерация и производные от них слова. К примеру, слово «Российский». Существует общее правило – использовать Россия и Российская Федерация можно только с разрешения Правительства РФ. Порядок выдачи разрешения предусмотрен законодательством. Однако существуют и исключения: 

  • общероссийские организации могут не получать разрешение на использование Россия; 
  • действующие на момент государственной регистрации не менее 50 лет религиозные централизованные организации; 
  • Некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральными законами, актами главы государства, Правительства РФ, а также организации, единственный учредитель которых юридическое лицо, созданное на основании таких актов. 

   Наименование НКО

Название НКО не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства населения. Подразумевается, что наименование НКО оскорбляет честь и достоинство других лиц посредством антиобщественного образа жизни и аморального поведения в обществе. Оскорбление национальных чувств населения может быть в связи с действиями, которые направлены на возбуждение расовой вражды, унижение достоинства граждан, пропаганду превосходство какой-либо конкретной нации, пропаганда неполноценности граждан по расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств может быть связано со свободным исповеданием и распространением веры, совершением богослужений и обучением религии. Обратите внимание, что указание в наименовании НКО сведений, которые оскорбляют нравственность, национальные и религиозные чувства граждан могут повлечь за собой не только отказ в государственной регистрации, но и уголовную ответственность. 

   Список документов для регистрации НКО

Отказ в государственной регистрации можно получить, если собрать неполный пакет документов или оформить эти документы не должным образом.

В Минюст мы подаем:

  • Устав — 3 экземпляра;
  • Решение (Протокол) — 2 экземпляра;
  • Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  • Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  • Копия нотариальной доверенности.

Документы должны быть подписаны синей ручкой. Двусторонняя печать документов не допускается. Документы более двух листов должны быть пронумерованы и прошиты. 

   Ненадлежащие учредители НКО

Отказ в государственной регистрации можно получить в случае ненадлежащих учредителей.

Лицо не может являься учредителем НКО,если :

  • В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение о нежелательном пребывании и проживании этих граждан на территории России,
  • В отношении физического лица было вынесено решение суда с указанием на то, что его деятельность является экстремистской. 
  • В течение 10 лет, лицо было раньше руководителем или было в составе высшего органа управления религиозной или иной организации, в отношении которой было вынесено решение суда о запрете деятельности этой организации.  

К учредителям организаций разных организационно-правовых форм выдвигаются разные требования. Общественную организацию могут создать физические лица или юридические лица — общественные объединения. Создать Общественную организацию могут минимум 5 учредителей. 

Ассоциацию могут создать физические и юридические лица – минимум 2 учредителя. От юридического лица – учредителя понадобится протокол высшего органа управления о принятии соответствующего решения. 

Коллегию адвокатов и Адвокатское бюро вправе учредить минимум 2 адвоката, имеющих стаж адвоката не менее 5 лет. При не соблюдении данного требования Вы получите отказ в государственной регистрации. 

Автономную некоммерческую организацию и Фонд вправе учредить физическое или юридическое лицо. 

Во всех организационно-правовых формах учредитель-физическое лицо должно быть полностью дееспособное. Также учредителями могут быть иностранные граждане, законно находящиеся в момент регистрации на территории Российской Федерации. От них потребуется документ, подтверждающий законность нахождения гражданина на территории страны. Это может быть вид на жительство или виза. 

Отказ при ликвидации и реорганизации можно получить, если решение принято не уполномоченным лицом или органом управления Организации.

  Недостоверные сведения в предоставленных документах в Минюст

Отказ в государственной регистрации НКО Вы получите в случае указания недостоверных сведений в документах на государственную регистрацию.  В заявлении на государственную регистрацию все данные об учредителях указываются в соответствии с паспортом или учредительными документами (если учредитель юридическое лицо). При наличии ИНН у учредителя, но отсутствии его в заявлении получите отказ. Обязательно нужно указать в заявлении телефон и электронную почту. 

В действующей организации документы на внесении изменений заверяет лицо, действующее без доверенности от имени этого юридического лица. В случае если заявителем будет другое лицо, последствием будет отказ в государственной регистрации изменений. Данные о юридическом лице также должны быть заполнены без ошибок. Ошибка повлечёт за собой отказ. 

  Органы управления НКО

В протоколе на государственную регистрацию и в Уставе создаваемого юридического лица должны быть сформированы органы управления, в соответствии с действующим законодательством. Несоблюдение данного требования абсолютно точно повлечет отказ. 

Например, высший орган управления Общественной организации и Ассоциации является общее собрание членов. Состав коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления Общественной организации или Ассоциации должен состоять минимум из четырех членов, если одним из них будет руководитель. Если в организации или ассоциации планируется два руководителя и оба желают войти в совет, скажем Совета, пропорционально должно увеличиться количество учредителей до 9 человек. Данное требование регламентировано Гражданским кодексом и его несоблюдение повлечет к отказу в государственной регистрации. 

В Фонде высшим органом управления является Совет, назовете его Правлением и подадите на регистрацию – получите отказ. Также, обязательно, в фонде должен быть сформирован Попечительский совет. В совет и в попечительский совет Фонда должно войти минимум по два лица. 

Состав высшего управления Автономной некоммерческой организации должен состоять минимум из трех лиц, если одним из них будет руководитель создаваемой Организации. 

Все органы управления формируются при создании некоммерческой организации. 

  Прочие причины отказов в регистрации НКО

Существуют отказы, которые четко не предумотрены законодательством, однако исходя из практики можно получить отказы в регистрации.

Подготовка документов, которые не соответствуют действующему законодательству, влечет за собой отказ в государственной регистрации.

Для самостоятельной регистрации некоммерческой организации нужно быть очень осведомленным человеком во многих областях законодательства. Так недостаточно знать только основные положения ГК РФ, и ФЗ №7 о Некоммерческих организациях.

  • Деятельность Общественных организаций дополнительно регламентируется Федеральным законом об общественных объединениях. Например, высшим органом управления Общественных организаций является Съезд (конференция) или общее собрание членов. Однако указав высшим органом управления Межрегиональной организации Общее собрание членов – получим отказ в государственной регистрации. Для Общероссийской и межрегиональной организации высшим органом управления является съезд или конференция. Для местной и региональной организации – общее собрание членов. Говоря, о наименовании общественной организации – отсутствие указания на территориальную сферу деятельности получим отказ. При создании межрегиональной и общероссийской организации необходимо предоставлять протоколы учредительных собраний Региональных отделений. Даже допустив ошибку в данных протоколах можно получить отказ. Например, все субъекты должны быть прописаны в соответствии со статьей 65 Конституции России. Деятельность спортивных федераций дополнительно регламентируется Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  • Деятельность Благотворительных фондов и благотворительных организациях дополнительно регламентируется ФЗ о «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В данном законе четко прописаны цели создания благотворительной организации. В уставе создаваемого фонда можно указать только данные цели. Указание других целей повлечет за собой отказ в государственной регистрации. Также в уставе Фонда должна быть описана Благотворительная программа Фонда.
  • Деятельность образовательных АНО дополнительно регламентируется Федеральным законом «Об образовании в российской федерации». Устав обычной Автономной некоммерческой организации и Образовательной АНО сильно отличается. В уставе образовательной АНО должны быть прописаны типы и виды образовательных программ, планируемых осуществлять организацией. В наименовании Образовательной АНО должно быть указание на вид осуществляемого образования: дополнительного образования, высшего профессионального образования, дошкольного образования. В уставе образовательной АНО. Кроме стандартных положений, прописываемых в уставе АНО, в уставе образовательной АНО должны быть прописаны основные характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности участников образовательного процесса, конференция работников и обучающихся. Все вышеуказанные пункты должны быть прописаны в соответствии с законом об образовании. Устав, поданный на регистрацию с нарушением требований законодательства, не пройдет правовую экспертизу. Как следствие — отказ в государственной регистрации.
  • Деятельность Коллегий адвокатов и Адвокатских бюро дополнительно регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так создать коллегию или бюро могут адвокаты, которые имеют стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, а также адвокаты должны быть внесены в один региональный реестр. Руководителем адвокатского бюро может быть только Управляющий партнер. Также коллегию адвокатов или адвокатское бюро могут создать минимум два учредителя. В случае нарушения вышеуказанных пунктов приведет к отказу в государственной регистрации.
  • Существуют определённые требования при использовании имени гражданина или части наименования юридического лица в наименовании создаваемой Организации. Так в каждом случае, потребуется нотариально заверенное согласие при использовании имени или фамилии гражданина в наименовании Организации. Может возникнуть ситуация, когда требуется внести в наименование юридического лица имя и фамилию уже умершего человека. В данном случае потребуется нотариальное согласие от наследников. От юридического лица потребуется также нотариальное согласие, который должен будет заверить руководитель этой организации. В случае не соблюдения данных пунктов будет отказ в государственной регистрации.  
  • Отказ в государственной регистрации можно получить по многим незначительным ошибкам. Например, если в форме заявления на государственную регистрацию указать одно сокращенное наименование, а в уставе другое – получим отказ.  
  • В законодательстве четко указано, что в состав учредителей организации могут войти новые учредители, однако на практике этого не происходит. Вход в учредители предусмотрен только в Автономной некоммерческой организации. Минюст пишет отказы, ссылаясь на то, что данная процедура не предусмотрена их регламентом.
  • Многие клиенты обращаются к нам, после того как получили отказ в государственной регистрации по выходу учредителя, так как выход учредителя осуществляется через управление Федеральной налоговой службы.
  • Очень часто допускаются ошибки в протоколе создаваемой организации. В протоколе указывается одна дата, на титульном листе устава – другая. В протоколе указывается Место проведения учредительного собрания – это должен быть будущий юридический адрес организации. Если органы управления формируются не из учредителей, то в проколе должны быть указаны члены органов управления в присутствующих лицах на собрания. В повестке дня протокола должны быть указаны положения об избрании председателя и секретаря собрания учредителей, об избрании лица, ответственного за подсчет голосов, о создании Организации, об утверждении Устава Организации, об избрании органов управления Организации. В протоколе обязательно должен быть указан пункт о порядке, размере и способе формирования имущества Организации и об (адресе) месте нахождения Организации. Данные два пункта должны быть прописаны именно так, и не иначе.
  • Указывают юридический адрес организации. Такого понятия как фактический и юридический адрес в законодательстве нет. Пункт о формировании имущества тоже должен быть прописан в соответствии с Гражданским кодексом. Если пункты прописать по-другому будет отказ. В протоколе должен быть пункт о назначении лица, ответственного за государственную регистрацию Организации.
  • Некоммерческая организация вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны. Если у организации имеется символика, например эмблема, то она должна быть отражена в Уставе организации. Ее рисунок и описание необходимо включить при создании, а если эмблема появилась в процессе деятельности организации, необходимо внести изменения в Устав и включить описание в устав Организации. Символика некоммерческой организации не вправе совпадать с символикой государства, с символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой других государств, а также с символикой различных международных организаций.

 В любом случае для регистрации Некоммерческой организации нужен большой опыт регистрации. 

Как не получить отказ в Минюсте

 Как мы писали выше, главная причина отказа — это отсутствие опыта. Большинство ошибок являются следствием его отсутствия. И есть простой ответ на заданный вопрос. Надо поручить работу профессионалам, например нам. Опишу почему:

  • Мы создаем и изменяем НКО каждый день, более 300 в год.
  • Знаем все формы и их особенности.
  • Гарантия отсутствия отказа по договору. В случае отказа, дополнительные потери времени и денег несем Мы.
  • Отсутствия отказов по последним 100 регистрациям.

Остался вопрос? Смело пишите или звоните!

Как оспорить отказ МИНЮСТА? 

Как известно, полномочия по регистрации некоммерческих организаций возложено на Министерство Юстиции. Так как же быть в случае, если МИНЮСТ отказал? В случае, если Вы получили решение регистрирующего органа с отказом в государственной регистрации,  необходимо провезти анализ основания отказа и выбрать наиболее подходящий вариант:  

  • Исправлять ошибки в документах и повторно подавать документы на регистрацию; 
  • Оспорить решение в вышестоящем органе, а далее в суде. 

В первом случае устраняются все причины отказа и подаются вновь на регистрацию. В случае получении отказа  в регистрации Некоммерческой организации заявитель может получить обратно один экземпляр представленных в Министерство юстиции документов, кроме оригинала квитанции об уплате государственной пошлины. Для этого заявителю или представителю по доверенности необходимо обратиться в регистрирующий орган с письменным заявлением о возврате документов. Через пять дней документы выдаются на руки. Далее документы приводятся в соответствие с законодательством РФ и подаются на регистрацию повторно. Как правило, через 1,5 месяца у Вас на руках уже будут зарегистрированные документы на руках.  

Однако бывают случаи, когда отказ считают незаконным, тогда пишется жалоба в вышестоящий орган. К жалобе прилагается копия отказа в государственной регистрации. Жалоба может быть подана лично или по почте. Заявитель в письменной жалобе обязательно указывает адресата: Минюст России, или это может быть фамилия, имя, отчество и  должность соответствующего должностного лица. Также указываются свои реквизиты: фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), или же полное наименование для юридического лица, юридический адрес, по которому должен быть оправлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации обращения, заявитель в жалобе должен изложить суть жалобы, поставить личную подпись и дату.  

Как правило, к жалобе для подтверждения своих доводов заявитель должен приложить копии документов (которые были поданы на регистрацию и в результате был получен отказ). 

В результате рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста принимают решение, которое или удовлетворяет требования заявителя или отказывает в удовлетворении обращения. Письменный ответ с результатом рассмотрения направляется заявителю почтой. В случае, если в письменной жалобе не были указаны ФИО заявителя и адрес, то ответ на жалобу не дается.

В случае, если в МИНЮСТ была направлена жалоба, которая содержит нецензурную или оскорбительную лексику, угрозу жизни или здоровью или имуществу должностного лица, членов его семьи, то должностное лицо может оставить такое заявление без ответа, а также в дальнейшем сообщить заявителю, который направил обращение с содержанием о недопустимости злоупотребления правом. Если текст жалобы начитаем, то ответ на жалобу не дается и об этом сообщается заявителю по реквизитам, которые были указаны при подаче жалобы. Если одна и та же жалоба подается многократно, уполномоченной лицо вправе принять решение о прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. 

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 

В независимости кем подается иск – физическим или юридическим лицом, документы рассматриваются в Арбитражном суде. Документы подаются лично, по почте или через систему электронное правосудие.   

Если Вы желаете сэкономить время и наиболее быстро зарегистрировать Организацию, то вернее будет остановиться на первом варианте. Срок повторной подачи документов составит 1,5 месяца. 

Если же для Вас принципиальны основания отказа и без них Организация вам и не нужна- то для Вас второй вариант. Также подача жалобы и дальнейший суд с МИНЮСТом может отнять у Вас много времени – вплоть до полугода. Жалоба и суд не всегда действенный рычаги, и не будут являться для Вас гарантом того, что организацию зарегистрируются с пунктами, по которым отказали на первом этапе.  Поэтому очень важно  провести грамотный юридический анализ отказа в государственной регистрации и решить о дальнейших действиях. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Взаимодействие органов власти с НКО
  • Внесение изменений в НКО

В настоящее время в России очень активно развивается некоммерческий сектор: с каждым годом возрастает число некоммерческих организаций, регистрирующихся в уполномоченных органах Министерства Юстиции. В Санкт-Петербурге регистрацией таких организаций и контролем за их деятельностью занимается Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — Управление Минюста). Некоммерческая организация регистрируется по принципу единого окна: комплект документов подаётся в Управление Минюста и, в случае положительного решения о регистрации, в обязанности Управления входит передача документов в налоговые органы для дальнейшей регистрации вновь созданной некоммерческой организации в качестве налогоплательщика.

При первичной регистрации либо внесении изменений в учредительные документы уже созданной организации у её учредителей зачастую возникают проблемы, связанные с приостановкой регистрации или с отказом в ней. Приостановка происходит, как правило, из-за незначительных ошибок в документах либо предоставления неполного их комплекта. После исправления недочётов, указанных инспектором уполномоченного органа, регистрация продолжается в общем порядке.

Но часто нарушения настолько значительны, что Минюст вынужден отказать в регистрации. В этом случае госпошлина за регистрацию не возвращается, комплект документов формируется заново и подаётся в регистрирующий орган. Следует рассмотреть две основные группы нарушений, из-за которых возможен отказ в регистрации:

  • Нарушения, связанные с ненадлежащим оформлением документов. Они очень разнообразны, но мы попробуем привести несколько примеров нарушений, наиболее часто допускаемых учредителями при подготовке документов:
    1. Указание неверной организационно-правовой формы либо наименования в заявлении и учредительных документах. Следует помнить, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций указаны в законе №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и других федеральных законах. Никаких других организационно-правовых форм существовать не должно, при их выборе следует руководствоваться только действующим законодательством, а никак не собственным усмотрением либо благозвучием названия. Что касается наименования, то в соответствии со ст. 23.1 оно не должно оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. В государственной регистрации также будет отказано, если ранее была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.
    2. Ошибки при составлении протокола либо решения о создании организации, связанные с отсутствием кворума при голосовании или подписанные неуполномоченным лицом. Такие ошибки нечасто бывают при первичной регистрации, но нередко возникают при внесении изменений в учредительные документы уже созданной организации. Необходимо, например, помнить, что Общее собрание членов правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.
  • Противоречие устава действующему законодательству. Несоответствия пунктов Устава требованиям законодательства различны по своей природе, но наиболее часто встречаются следующие нарушения:
    1. Неверно указаны цели деятельности. Нужно учитывать, что для некоммерческого общества извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческие организации должны создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и проч. целей. В любом случае деятельность должна быть направлена на достижение общественно-благих целей. Сотрудники Управления Минюста при проверке Устава некоммерческой организации обращают особое внимание на соответствие целей деятельности вновь создаваемой организации требованиям законодательства.
    2. Неверно указаны виды деятельности организации. У некоммерческих организаций специальная правоспособность. Основные виды деятельности должны соответствовать целям организации, обозначенным в её Уставе. Некоммерческая организация вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, но в точном в соответствии с целями указанных в документах. Перечень видов предпринимательской деятельности исчерпывающий и указан в п.2 ст. 24 закона «О некоммерческих организациях. Никаких исключений из вышеуказанного перечня законом не предусмотрено.

Кроме уже перечисленных оснований для отказа в регистрации некоммерческой организации, существуют другие, такие как:

  • невозможность лица быть учредителем некоммерческой организации в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 закона «О некоммерческих организациях»;
  • создаваемая религиозная организация не признается в качестве религиозной;
  • если документы предоставлены в ненадлежащий орган.

Обратите вниманиеСрок регистрации некоммерческой организации уполномоченными органами составляет около 30 дней. В течение 14 дней после подачи заявителем либо иным лицом регистрирующий орган принимает решение о регистрации некоммерческой организации либо отказе в её регистрации.

В случае отказа в государственной регистрации заявителю сообщают об этом в письменной форме, ссылаясь на конкретные статьи нормативно-правовых актов.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в судебном порядке.
Даже если Вы получите отказ в регистрации, нужно помнить, что это не может быть препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации. Нужно будет только устранить все основания, которые этот отказ вызвали.

Автор: юрист Мария Борисенко

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

В каких случаях возникает необходимость использовать такую форму НКО как автономные некоммерческие организации (АНО)? Как зарегистрировать АНО?

АНО представляет собой унитарную НКО, которая в своей структуре не подразумевает членства. Источником формирования активов АНО являются денежные средства, имущество, которые вносят граждане либо компании.

Когда необходимо создавать АНО?

Необходимость в создании такой некоммерческой структуры возникает, когда предоставляются услуги в медицинской, научной, образовательной, культурной и иных сферах деятельности.

Учредить АНО могут как физические, так и юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О НКО»). АНО не запрещено иметь только одного учредителя (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Как и другие НКО, АНО может заниматься предпринимательской деятельностью для достижения ею уставных целей.

При желании учредители АНО могут преобразовать ее в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Как правило, в форме АНО создаются медицинские, образовательные, языковые, спортивные, культурные центры. Например, АНО «Медицинский Центр 21 век», АНО дошкольного образования «Английский в движении», АНО «Бюро судебных экспертиз».

Как зарегистрировать АНО?

Для АНО действует специальный порядок регистрации, который заключается в подаче документов не в налоговую инспекцию, а в территориальное подразделение Минюста РФ.

Для того чтобы зарегистрировать АНО нужно выполнить следующие шаги:

1 шаг. Необходимо выбрать название АНО.

В отличие от коммерческих компаний, к наименованию АНО предъявляются определенные требования.

Название АНО должно указывать на характер осуществляемой ею деятельности. Например, АНО «Центр социальной помощи населению».

Если же АНО захочет в своем названии использовать слово и словосочетания «Россия», «Российская Федерация», то ей необходимо получить специальное разрешение, без которого такую НКО не зарегистрируют.

2 шаг. Прежде всего, нужно подготовить устав НКО.

Устав — это самый главный документ для АНО, который «под микроскопом» рассматривается Минюстом РФ. Ошибки в его содержании, чаще всего, становятся причиной отказа в государственной регистрации АНО.

«Наполнение» устава АНО должно соответствовать требованиям, установленным в п.2 ст.123.24 ГК РФ.

В уставе АНО должно быть указано:

  • название, которое включает слова «автономная некоммерческая организация»;

В одном из споров, учредитель АНО обратился в суд, поскольку Минюст отказался регистрировать АНО с названием АНО «Пермский арборетум».

Причина отказа в регистрации заключалась в самом названии АНО, слово «арборетум» не содержится ни в одном словаре из списка.

При анализе названия пользуются словарями. Список составляют 4 словаря: орфографический словарь русского языка, грамматический словарь русского языка, словарь ударений русского языка, большой фразеологический словарь русского языка.

Учредитель АНО с таким странным названием прошел все судебные инстанции, но ему было отказано в удовлетворении его требований (Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 05.03.2020 № АПЛ20-2).

  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности АНО;

Например, целью социально направленной АНО является обслуживание граждан, которые признаны нуждающимися в постоянном уходе.

Исходя из этого, предметом деятельности АНО является безвозмездное предоставление услуг — помощь в разрешении социально-бытовых проблем, медицинская и психологическая помощь в уходе за престарелыми гражданами.

  • компетенции и порядок формирования органов управления АНО;

Учредители управляют деятельностью в АНО в порядке, который прописан в уставе.

АНО не имеет членства, а поэтому создается высший коллегиальный орган управления.

В уставе этот пункт может быть прописан так:

Высшим органом управления АНО является общее собрание его учредителей.

Общее собрание учредителей определяет выбор наиболее приоритетных направлений в деятельности АНО, утверждает годовую отчетность, избирает наблюдательный совет и ревизора.

  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;

Изменения и дополнения в устав относятся к компетенции высшего органа управления АНО, подлежат государственной регистрации.

  • информация об источниках формирования имущества, а также денежных средств;

Например, источниками формирования социально направленной АНО могут быть субсидии, которые выделяются из местного бюджета, добровольные взносы и пожертвования.

  • иные положения.

Например, в уставе приводится информация о прекращении деятельности АНО, о возможном преобразовании АНО в фонд.

В случае ликвидации АНО, в уставе указывается порядок использования имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

3 шаг. Решение о создании АНО, утверждение устава.

Устав утверждается АНО на общем собрании.

Если в АНО — единственный учредитель, то оформляется протокол.

4 шаг. Подача пакета документов в Минюст РФ на регистрацию.

Перечень документов, который представляется на регистрацию следующий:

  • три экземпляра устава;
  • два экземпляра решения о создании АНО либо протокола, если в АНО единственный учредитель;
  • два экземпляра сведений об учредителях;
  • один экземпляр данных о местонахождении учредителей;
  • оригинал и один экземпляр копии квитанции об уплате госпошлины.

Вместе с документами подается заявление о регистрации АНО.

Заявление подается по форме № Р11001, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

За регистрационные действия уплачивается госпошлина. Она составляет 4,0 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ). Срок регистрации АНО, как правило, не превышает одного месяца.

  • Ошибки при регистрации на wildberries
  • Ошибки при регистрации квартиры
  • Ошибки при регистрации бизнеса
  • Ошибки при ревизии готовой продукции
  • Ошибки при реанимации человека