Ошибки при рисовании пастелью

Заниматься творчеством я начала с самого раннего возраста. Сколько себя помню — всегда рисовала. Здесь, наверное, еще сыграл тот немаловажный фактор, что я родилась в семье художника-монументалиста. В доме всегда царила творческая атмосфера. Во всех комнатах на стенах были росписи, даже пол был расписан и покрыт лаком (в советские времена почему-то сложно было найти для ремонта то, что нравилось, поэтому приходилось делать все своими руками). Отец мой вел тогда кружок ИЗО в Доме Пионеров (теперь Дом Творчества), и, как он мне рассказывает, первое мое участие в международной выставке состоялось, когда мне было 4,5 года. С детства я решила, что буду художником. Рисование всегда доставляло мне радость, и все свободное время я посвящала творчеству.

По зову сердца и разума я стала художником. Начиная с детства, я перепробовала очень много техник и материалов. Это была керамика и резьба по дереву, роспись по ткани, линогравюра, роспись по керамической плитке, мозаика, витражи, жесткий гобелен, роспись по стеклу и, конечно, пастель, акварель, темпера, гуашь и многое другое. С масляной живописью я познакомилась позднее, лет в 11, наверное.

Сейчас у меня 3 любимые и основные техники, которыми я работаю — это пастель, акварель и масло. Огромное удовольствие мне доставляет работа пастелью. Конечно, нельзя говорить категорично, что только пастель! В каждой технике есть свои прелести, свое ощущение и даже разный трепет в душе, который испытываешь, приступая к новой работе. Но сегодня я расскажу о работе пастелью.

Это очень подвижный и податливый материал. Пастель может быть воздушной и мягкой, а, когда захочешь — резкой и плотной, яркой, насыщенной, в общем, послушной. Пастель вообще не капризный материал, не нужны дополнительные приспособления для работы с ней. Единственное — из всех техник, которыми я работаю, пастель, наверное, самая пыльная и маркая. Но мною были придуманы некоторые нехитрые приспособления, которые устраняют эти неудобства. Я расскажу вам о них и, надеюсь, вам они также помогут, как и мне.

Выбор пастели

Были перепробованы различные марки пастели как отечественного, так и зарубежного производства. И в моем арсенале присутствуют разные. За последнее десятилетие появился огромный выбор пастели и возможность выбирать. Все, конечно, упирается в ваш бюджет. Основываясь на своем опыте, я могу рассказать и посоветовать в выборе.

К сожалению, российская пастель уступает по качеству импортной (английской, голландской, итальянской). Она легко ломается, не все цвета покрывные, и при нанесении ее в несколько слоев становится глянцевой, начинает проскальзывать, что просто портит работу. Конечно, отечественной пастелью можно работать, можно найти к ней подход, но она не позволит вам сделать то, что могли бы, не позволит раскрыться в полной мере. Такой постелью я делаю эскизы и работу на начальной стадии. Но предпочитаю английскую Winsor & Newton серии Artist’s Soft и итальянскую Ferrario color. Эта пастель выгодно отличается по качеству от российского производителя. Она отлично наносится, растушевывается, легко ложится на предыдущий слой. Очень мягкая, насыщенная, бархатистая. Отличная палитра цветов и глубоких темных оттенков позволяет достичь потрясающих результатов и эффектов. У каждого художника есть своя цветовая гамма, в которой он работает, соответственно, какие-то цвета заканчиваются быстрее других. Их можно покупать поштучно, что очень удобно.

Выбор бумаги

Художник определяет для себя сам то качество бумаги, с которым ему удобно работать. Многие предпочитают использовать тонированную (цветную) бумагу, подбирая под конкретную цветовую гамму будущей работы. Она служит фоном и хорошо вписывается в цветовое решение, обобщает картину и дополняет. Это в том случае, когда между штрихами остаются промежутки. Я пастель всегда растушевываю и покрываю всю бумагу целиком. Поэтому нет необходимости пользоваться цветной бумагой.

Существует очень много специальной бумаги для пастели, как импортной, так и отечественной. Здесь мой выбор всегда определяется на ощупь и не зависит от производителя. Я всегда ее несколько раз покручу, пощупаю. Качество определяю по фактуре и плотности. Она должна быть бархатистой и шероховатой, это необходимо для лучшей связи пастели с бумагой (ведь пастель это спрессованный пигмент, состоящий из мельчайших сухих частиц). Если бумага будет гладкой, пастель просто не будет держаться и осыплется.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 1

Организация рабочего места или нехитрые приспособления при работе пастелью

У меня собралось за годы работы много различной пастели. Есть и совсем маленькие кусочки, но очень необходимые цвета и оттенки, которые бы не хотелось потерять в общей массе. Кто работал с пастелью, знает, что пастель без обертки, да еще и светлых оттенков в одной коробке с темными со временем пачкается, превращаясь в неопределенный серый цвет.

На поиски нужного мелка уходит очень много времени, когда каждый момент дорог. И вместо того чтобы творить, вы ковыряетесь в коробке. Эту проблему я легко решила: разобрав пастель по близким цветам и тонам, поместила в разные коробочки. Холодные и темные – в одну, все светло-зеленые и голубые — в другую, теплые желтые, земляные и красные – в третью, светло-фиолетовые, розовые тона – в четвертую, а самые маленькие кусочки, которыми прорабатываются мелкие детали, предварительно разделив на холодные и теплые оттенки — в самые маленькие коробочки. После такого разделения, хочу сказать, работать стало удобнее и быстрее. Мелки перестали пачкаться, легко найти нужный цвет и оттенок!

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 2

Совет — так как при работе мелками не возможно избежать осыпания мелких частиц, все вокруг покрыто пастельной пылью. Очень просто с этим справиться с помощью бумаги и степлера. Нужно подобрать бумагу чуть больше размера будущей работы. Вырезаете полоску шириной примерно 15 см, загибаете края. Должно получиться что-то вроде ванночки. Скрепляете углы степлером и можно крепить к планшету либо мольберту. Такое приспособление будет отлично сдерживать все пылинки пастели. И еще один совет – так как руки пачкаются во время работы, всегда держите под рукой мокрую тряпку.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 3

Начинаем работу

Я расскажу, как рисую пастелью на примере своего этюда «Жирона», выполненного акварелью. Этот этюд будет служить эскизом, так как я его считаю удачным и в нем уже найдено цветовое и композиционное решение.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 4

После того как вы выбрали бумагу и сделали эскиз, можно приступать к работе. Существует несколько способов крепления бумаги на планшет: ее можно просто прикрепить обычными канцелярскими кнопками, либо натянуть (это необходимо, если вы будете работать в смешанной технике и делать подмалевок водорастворимыми красками). Я часто делаю рисунок акварелью, а иногда и подложку. Если бумагу не натянуть, при высыхании ее покоробит. Сейчас рисунок буду делать пастелью, поэтому бумагу просто крепим кнопками к планшету (кнопки нужно втыкать до конца, иначе бумага в процессе работы порвется).

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 5

Шаг 1

Самое главное в начале работы — не потерять при построении рисунка композиционный строй и сохранить пропорции. На эскиз кладем кальку и обводим все детали по контуру, чтобы потом быстро и просто с помощью способа «перенос по клеткам» нарисовать будущий пейзаж в увеличенном масштабе.

После того как перенесли все детали, на кальке чертим сетку. Я не пользуюсь сеткой, которая строится на квадратах — сложные расчеты. Можно сделать все на много проще: из углов проводим 2 диагональные линии. На их пересечении получаем середину листа. Через центральную точку проводим вертикаль и горизонталь, которые разделят лист на 4 равных прямоугольника. Повторяем ту же процедуру в каждом из прямоугольников: 2 диагонали, вертикаль и горизонталь. Количество таких прямоугольников зависит от сложности рисунка: чем больше сложных и мелких деталей, тем больше прямоугольников нужно начертить. Таким образом достигается точность переноса композиции. Чтобы точно перенести пропорции нужно сохранить отношение ширины и высоты эскиза. Например: размер эскиза — 10х15 см. Вы хотите сделать работу размером 50 см по большей стороне, но нужно точно знать размер второй стороны, чтобы не нарушились пропорции! Для этого меньшую сторону эскиза (10 см) делим на большую (15 см) и получаем коэффициент, равный 0,66. Известный вам размер (50 см) умножаем на этот коэффициент — у нас есть вторая сторона, равная 33,3 см. Так мы получили точные размеры будущей картины и сохранили пропорции.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 6

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 7

Шаг 2

Обычно я начинаю раскрывать работу с центра композиции. Задаю основное цветовое и тональное решение, отталкиваясь все время от эскиза. Нахожу сначала самые светлые, яркие и темные цвета и тона. В данном случае раскрываю мелками желтый дом, потом красный, далее самый светлый (сразу прохожу тени, что дает контраст и ощущение солнца). Далее небо, которое в этой работе играет не маловажную роль, оно активное и держит все цветовое решение и зеленую крышу, которая задает самый темный тон. Ощущение цельности работы складывается тогда, когда самое темное, светлое и яркое пятна находятся в одном месте. Оно и является центром композиции. Когда же таких мест в работе несколько, создается ощущение дробности. За этим нужно внимательно следить. К найденным в центре цветовым и тональным отношениям, я начинаю искать окружение и, таким образом, раскрывается вся работа.

Здесь нужно отметить, что в каждый цвет я вплавляю большое количество оттенков этого цвета и другие цвета. К примеру, желтый дом: когда я его раскрывала, и охристые, и зеленые, и красноватые цвета, и различные оттенки желтого наносила разными слоями, один поверх другого. Или взять небо: кроме различных оттенков ультрамарина и голубых, присутствуют розовые, фиолетовые, охристые и красноватые цвета. Пройдя таким образом работу, можно увидеть ее целиком, и остановиться тогда, когда все отношения будут найдены. После этого можно приступать к растушевке.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 8

Шаг 3

Здесь растушевку я начинаю с неба от центра. При растирании пастели все нанесенные цвета и оттенки смешиваются, что приводит к плотности (промежутки между штрихами закрываются). Получается глубокий и сложный цвет неба. Дальше так же, как и при раскрытии, — растушевываем от центра композиции к краям. На этом этапе за все труды вы получите вознаграждение. Нанесенное вами большое количество цветов и оттенков смешалось. Как результат — сложный и красивый цвет.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 9

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 10

Шаг 4

После растушевки мы находим некоторые моменты, которые не устраивают. Надо усложнить цвет или сделать светлее или темнее. Снова проходим пастелью различных цветов и оттенков. Я увидела, какой дом надо высветлить, а какой сделать насыщенней. Все тени надо еще раз пройти, сделать их глубже, чтобы они зазвенели и задышали. Проходим еще раз мелками, где-то уже оставляя законченные куски (небо, частично крыши, делая трубы и антенны).

Главное в процессе работы — вовремя остановиться. Не гонять цвет то в одну, то в другую сторону, чтобы в работе было ощущение свежести и легкости. Именно для этого делается эскиз! Если что-то не получается, лучше оставить. Когда работа начнет собираться, вы сами увидите, что нужно изменить и как.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 11

Шаг 5

Когда вас устраивает цветовое и тональное соотношение, можно приступать к завершению работы. Я прорабатываю центр композиции и перехожу к деталям. Конечно, нельзя сказать, что работаешь только в одном месте. Порой бывает так, что, работая над одной деталью, быстрей заканчиваешь другую.

Многие художники предпочитают пастельные карандаши при проработке мелких деталей. Я ими не пользуюсь, то ли из-за большого слоя пастели (на бумаге остаются царапины, а пастель просто осыпается), то ли хорошие не попадались. Во время работы пастель ломается и крошится, хотите вы этого или нет. Остаются мелкие осколки, с их помощью я и прорабатываю детали. Если осколка нужного цвета нет, можно аккуратно отрезать ножом от большого мелка. Очень удобно работать острым ребром, детали получаются точными, нужной вам толщины и размера.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 12

Шаг 6

Закрепление работы. Так как пастель это спрессованный пигмент, на бумаге остаются его частички. При любом контакте с окружающей средой они смазываются или обсыпаются, что, конечно, может испортить работу. Поэтому пастель необходимо закреплять. К сожалению, фиксатив для пастели, который бы не менял ее цвет после нанесения еще не придумали. Как правило, после любого фиксатива она темнеет. А если вы, не дай бог, перестараетесь, она не только потемнеет, но и станет жесткой, многие цвета изменятся до неузнаваемости, и работа будет испорчена. Исчезнет свежесть и бархатистость — вся прелесть этого материала.

Существуют специальные фиксативы отечественного и импортного производства. Продаются они в любом художественном магазине. Я пользуюсь обычным лаком для волос. И нет никакой разницы или превосходства между лаком и фиксативами. Здесь, конечно, каждый определяет сам для себя. Нужно перепробовать многие фиксативы и выбрать что-то, что будет вам по душе. Закреплять надо очень аккуратно, распыляя на расстоянии примерно 60-ти см, равномерно и не большими дозами. И если вы все же перестарались, пастель утратила свою свежесть и потемнела — не отчаивайтесь! Сверху можно опять пройтись мелками и вернуть ей все качества. Некоторые художники так и — чуть-чуть закрепляют, опять рисуют, снова закрепляют.

Оформление работы

Для хорошего восприятия и подачи пастели, а также для сохранности ее лучше всегда оформлять в рамку под стекло и паспарту. Большую роль играет правильно подобранный цвет и тон паспарту. Если у вас накопилось несколько работ, не надо их оформлять одинаково. Для каждой работы подборка осуществляется индивидуально! Паспарту лучше использовать толщиной не менее 2 мм, это придаст глубину работе (очень эффектно смотрится двойное паспарту, которое придает еще большую глубину), а так же некоторое расстояние от стекла, что не даст возможность соприкасаться пастели со стеклом. Правильно подобранное паспарту обогащает работу и дополняет ее. Рамы лучше делать простые, чтобы не отвлекали внимание от самой картины.

Надеюсь, мой мастер-класс обогатит ваши познания, умения и мастерство в работе пастелью.

Дерзайте, творите и получайте удовольствие от творческого процесса!

Основные приёмы в работе с пастелью.

4195696_f (60x68, 3Kb)

1. Многосторонность рисования пастелью.

d579d7650d4a (400x233, 63Kb)a1c0e80c87c7 (400x275, 36Kb)

Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых интересных результатов.

Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к тому, что вы любите и хотите делать ею.

Не забудьте, что пробовать различные техники следует с различными пастелями — твердыми, полумягкими и мягкими — поскольку каждая дает отличный от других результат, как будут давать и различные марки пастели.

2. Рисунок кончиком пастели.

01aa73403329 (400x262, 45Kb)

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

Измените толщину линии, меняя давление на мелок. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нажмите более мягко или используйте край пестели.

Используйте при рисовании всю руку, а не только запястье, тогда рисунок будет более свободным.

3. Использования края пастели.

2f524c1c28d9 (400x281, 44Kb)

Если вы хотите работать быстро, создавая большие блоки цвета, используйте сторону мелка. Для оптимальных результатов переломите пастель (да, я сказал переломите) в середине и рисуйте, помните — даже маленький кусочек пастели все еще годен к употреблению.
Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её, чтобы создать прекрасные тонкие линии.

Этот метод лучше использовать с полумягкими или мягкими пастелями.

4. Штриховка и пересекающаяся штриховка.

b93cfc8d49f9 (400x275, 49Kb)

Если вы уже делали какой-нибудь рисунок, тогда эта техника будет вам знакома — фактически это лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых пастельных палочек. Штриховка — просто ряд параллельных линий, предпочтительно правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе. Пересекающая штриховка — следующий шаг, рисуя второй ряд линий под углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду).

Этот метод позволяет вам свободно экспериментировать с цветом и тоном.
Используйте этот метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление штриховки.

5. Смешивание пастелей (растушёвка).

a1c0e80c87c7 (400x275, 36Kb)

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы — оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Вы можете использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный — палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить ваши руки или просто размазывать пальцем ). Также доступный инструмент: сторона руки — полезна для смешивания больших областей, но не подходит для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы избежать загрязнения работы прочими цветами. Я всегда держу коробочку влажных салфеток.

2. Tortillons могут быть вымыты для дальнейшего использования, удалите загрязнённый слой на конце точилкой.

6. покрытие краской.

247296c7da15 (400x248, 39Kb)

Одно из больших преимуществ пастелей по сравнению с другими средствами – колебание цвета. Возможно лучший метод для того, чтобы получать это — покрытие краской. После того, как слой пастели был нанесён, слегка нанесите поверх слой краски. Это создаст покрытие новым цветом.

Результат визуально стимулирует, осторожный выбор цветов произведет удивительные результаты.

Этот метод работает лучше всего с самыми мягкими пастелями.

7. Украшение пастелью.

6efb67187878 (400x292, 23Kb)

Украшение — точно настроенная форма штриховки использующих коротких ударов. Результат скорее походит на scumbling — это может дать вибрацию живописи. Украшение будет также работать для оптического смешивания цвета (как с картинами пуантилиста), где глаз смешивает цвета вместе вместо того, чтобы смешать их на бумаге.

Наконечник: Этот метод особенно хорош для того, чтобы дать появление(вид) переливчатости ткани, перьев, и весов, или для того, чтобы создать атмосферные эффекты со светом.

8. Посыпание пастелью.

7068aff5aa9c (400x334, 52Kb)

Вместо покрывания краской пастели поверх существующего блока цвета, пробуйте посыпать сверху нужным цветом. Держите пастель над местом смешивания цвета и царапайте поверхность мелка, чтобы создать пыль. Как только вы насыпали достаточное количество пыли на бумагу, используете плоский нож, чтобы вдавить пыль в поверхность.

1. Намного легче сделать это с работой, расположенной горизонтально — пастельная пыль упадет точно, где вы хотите, и не загрязнит остальную часть картины.

2. Удостоверьтесь, что нож действительно чист перед пробой.

Источник: http://demiart.ru/forum

——————————————————————————-

Дорогие Друзья !

Сердечно Приглашаем Вас в гости !

Сообщество «Decor_Rospis»

4195696_qw (212x212, 156Kb)

Ошибки при рисовании начинающих художников сухой и масляной пастелью.

Ошибки при рисовании начинающих художников сухой и масляной пастелью.

Как нарисовать лицо. Портрет девушки. Урок рисования пастелью.Подробнее

Как нарисовать лицо. Портрет девушки. Урок рисования пастелью.

Как нарисовать хвойный лес не сделать ошибки. Масляная пастель.Подробнее

Как нарисовать хвойный лес не сделать ошибки. Масляная пастель.

Вот как рисуют пастелью на самом деле!Подробнее

Вот как рисуют пастелью на самом деле!

Всё о материале | Масляная пастель | — А. РыжкинПодробнее

Всё о материале | Масляная пастель | - А. Рыжкин

Как рисовать пастелью? Пастель для начинающих. Секреты рисования #рисунокпастелью #pastel #artskПодробнее

Как рисовать пастелью? Пастель для начинающих. Секреты рисования #рисунокпастелью #pastel #artsk

Пробы новой пастели. Автопортрет Насти ПанкратовойПодробнее

Пробы новой пастели. Автопортрет Насти Панкратовой

Как исправить ошибки в пастели? Короткий лайфхак для художниковПодробнее

Как исправить ошибки в пастели? Короткий лайфхак для художников

Как правильно рисовать? Рисунок пастелью. Pastel artsk #правиларисования #пастельныйрисунок #пастельПодробнее

Как правильно рисовать? Рисунок пастелью. Pastel artsk #правиларисования #пастельныйрисунок #пастель

Топ 5 ошибок начинающих при работе сухой пастельюПодробнее

Топ 5 ошибок начинающих при работе сухой пастелью

Масляная пастель. Особенности художественного материала. Рассказывает художник Ольга ГусеваПодробнее

Масляная пастель. Особенности художественного материала. Рассказывает художник Ольга Гусева

ВСЁ, что нужно знать о СУХОЙ ПАСТЕЛИ | soft pastels speedpaintПодробнее

ВСЁ, что нужно знать о СУХОЙ ПАСТЕЛИ | soft pastels speedpaint

Натюрморт сухой пастелью, как нарисовать персикиПодробнее

Натюрморт сухой пастелью, как нарисовать персики

События

Многие начинающие художники интересуются пастелью, но не знают, с какой стороны к ней подойти.

В этой небольшой статье я хочу дать советы по основам работы с пастелью. Все, что здесь написано, основано исключительно на моем личном опыте, и вы можете использовать это в качестве рекомендаций, что значительно облегчит вам процесс знакомства с этим материалом и позволит избежать ошибок в работе.

1. Используйте только качественную пастель. Даже если вы просто решили попробовать, не стоит экономить на материалах, так как вы можете разочароваться в этой технике. Именно так произошло и со мной: попробовав первый раз на некачественной бумаге и некачественной пастелью, я не оценила всех преимуществ этого материала и вернулась к нему только спустя полгода, и теперь уже не могу остановиться. Сейчас продаются различные небольшие наборы качественной пастели (Rembrandt, Unison, Sennelier), я рекомендую покупать именно небольшие тематические наборы, в них, как правило, подобраны оттенки неярких цветов сближенной гаммы, что для новичков очень важно. Советую обратить внимание на наборы пейзаж, морской пейзаж, а также портрет. Из бумаги не обязательно покупать склейки, можно купить листы пастельной бумаги поштучно , оптимальным вариантов будет Canson или Fabriano Tiziano.

Советы начинающим пастелистам, фото № 1

2. Для начала лучше использовать различные варианты серой бумаги. Так как в пастели бумага часто выступает средним тоном, начав на белой или темной, вы можете не получить ожидаемый результат. Из этих же соображений не стоит брать и яркую цветную бумагу. Как вариант, для начала можно попробовать и наждачную бумагу, она довольно недорогая, зато обладает всеми преимуществами абразива. Правда будьте готовы к тому, что даже светлые тона смотрятся на ней довольно ярко.

Советы начинающим пастелистам, фото № 2

3. Для ярких бликов приобретите белый мелок мягкой пастели scnminke и несколько ярких цветов этой же марки. Она очень мягкая и ложится практически на любой слой пастели.

Советы начинающим пастелистам, фото № 3

4. После покупки набора пастели обязательно сделайте выкраску, попробуйте посмешивать цвета между собой, чтобы понять, какие оттенки у вас есть в наличии. Для выкрасок лучше сразу завести отдельную папочку, а сфотографированный вариант всегда удобен в магазине при выборе новых мелков.

Советы начинающим пастелистам, фото № 4

5. Я не использую мелок целиком. Поэтому после выкраски отламываю половину и раскладываю по цветам в коробочки. В самой же коробочке цвета располагаются по тону от светлого к темному.

6. Чтобы поддерживать свои мелки в чистоте, что, кстати, немаловажно, потому что в процессе рисования мелки сильно пачкаются, после окончания работы очищайте их с помощью коробочки с манкой, это позволит сэкономить время перед началом новой картины.

7. Для предварительного рисунка ни в коем случае не используйте графитовый карандаш, потому что пастель не перекрывает графит и он будет виден на конечном рисунке, используйте либо пастельный карандаш серого тона, обычный уголь или просто кончик мелка.

8. Пробуйте разные приемы, начните с растушевок, чтобы ощутить всю прелесть пастельной техники, прочувствовав ее на кончиках пальцев, технику штриха или наложения, не бойтесь экспериментировать (у меня как раз есть видеоурок по рисованию маяка в технике растушевок.

9. Так как в пастели достаточно сложно найти очень темные цвета, перед началом работы вы можете сначала проложить черным цветом темные места, а сверху уже накладывать цвет. Это позволит достичь в работе правильной тональности.

10. Не бойтесь исправлений. Пастельная техника идеальна для начинающих художников, так как позволяет исправить рисунок на любой стадии. Для смахивания большого слоя пастели используют щетинные кисти, а если необходимо просто подправить контур или удалить небольшую деталь, то используют ластик-клячку. Это, кстати, еще один незаменимый инструмент при работе с пастелью. А если у вас хорошая качественная бумага, то можно и вообще нарисовать новый рисунок поверх неудавшегося (с моей статьей, где я описываю различные исправления на разной бумаге? можно ознакомиться здесь>>

11. Самый лучший фиксатив для пастельных работ — это паспарту, рама и стекло. Наиболее бюджетный вариант — это рамки из магазина IKEA, поэтому у меня дома всегда имеется небольшой их запас. И перед началом работы я всегда сразу выбираю размер работы, подходящий для конкретной рамки, это позволяет впоследсттвии не обрезать значительную часть рисунка. Но если такой возможности нет, то обычная калька позволит сохранить ваш рисунок. Достаточно обернуть работу и закрепить скотчем на обратной стороне, после этого убрать в папку.

12. Ни в коем случае не пользуйтесь для закрепления работ лаком для волос, так как лак может затемнить вашу работу, а иногда и оставить неприятные следы, которые ничем невозможно будет убрать. Если же все-таки вы хотите закрепить пастельный рисунок, то используйте только качественные фиксативы, мой любимый Latour от Sennelier продается в магазине Артквартал. Кстати? фиксатив можно использовать и на промежуточных этапах работы, когда необходимо закрепить подмалевок, чтобы он не смешивался с последующими цветами.

13. И в заключение хотелось бы пожелать неиссякаемого творческого вдохновения, потому что, попробовав один раз пастель, не влюбиться в нее невозможно. Вдохновляйтесь творчеством знаменитых художников — Дега, Шишкин, Розальба Каррьера, изучайте их технику, копируйте их работы, читайте книги. Но и не забывайте про современных пастелистов, тем более что сейчас, благодаря интернету, есть возможность познакомиться с их творчеством и техникой поближе.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-1

Как рисовать пастелью: сухая пастель

В этом уроке я познакомлю вас с пастельными мелками; расскажу, что они собой представляют и как ими пользоваться. Вы откроете для себя новое направление в создании ярких и красочных работ, которые не теряют своих качеств и которые можно рисовать как дома, так и вне его.

Почему именно пастель?

Должна признать, что пастель – мой абсолютный фаворит среди всех способов рисования. Динамика невероятного разнообразия цветов потрясает воображение, а детализация иногда поражает. Для работы вам нужны всего лишь лист бумаги и пастель – больше ничего. Вы можете быстро получить готовый рисунок дома или вне стен, и вам не придется ждать, когда он подсохнет.

Для меня рисование пастелью – что-то вроде осознанного выбора преимущества тонкостей, и под этим я подразумеваю:

— разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю;

— цвет бумаги или картона, которые я использую (должны ли они блестеть под моим рисунком или нет?);

— цвета, которые я уже использовала и тот эффект, который появляется при нанесении на них новых цветов;

— как растушевка пальцем может изменить рисунок;

— хватит ли мне духа оставить четкие линии нерастушеванными.

Чем не являются пастельные мелки

Мел

Пастель – не то, чем учителя пишут на классной доске и не то, чем дети рисуют на асфальте. Мел изготавливают из карбонатной извести и смешивают с красителем, и обычно он слишком блеклый и достаточно твердый.

Масляная пастель

Как и пастельные мелки, масляную пастель делают полностью из пигмента, однако масляную пастель смешивают с невысыхающей масляной субстанцией и восковым связующим веществом. Ее можно использовать вместе со смолой, чтобы приготовить пасту.

1. Пастель

Пастель в палочках

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Это и делает их мягче мела, а область применения более универсальной. Они отличаются по цвету от спокойных тонов до очень ярких и являются прекрасным инструментом для создания больших и маленьких картин в любых условиях.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-7

Некоторая пастель тверже, чем обычно, и мне кажется, что между ними небольшая разница. Я пользуюсь и теми, и другими как для масштабного рисования, так и для создания деталей – правда, некоторые виды более хрупкие. Я чувствую разницу только в цвете.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-10

Пастель выпускают круглой и квадратной формы. Опять же, я пользуюсь и теми, и другими мелками как для масштаба, так и для деталей. Тем не менее, у каждого из видов есть свои преимущества – они дают разные типы штрихов. Внизу вы можете увидеть фрагмент картины с шерстью воющего волка. Вы видите разные штрихи и те места, где я пользовалась круглыми и квадратными мелками, но я сознательно наносила штрихи краем квадратного мелка, чтобы придать шерсти эффект спутанности.

Совет

Когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок. Пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-14

Какие мелки выбрать?

Вы можете купить коробку пастелей с разными цветами. Компания Inscribe предлагает неплохой набор для начинающих, 48 цветов с различными оттенками по разумной цене. Однако их мелки довольно твёрдые, немного размазывающиеся; ими сложно рисовать тонкие линии. Избегайте наборов, в которых много ярких цветов, так как при рисовании вы поймете, что такое «разнообразие» слишком ограничивает.

Мелки фирмы Sennelier – это идеальный инструмент для работы. Они гладкие на ощупь, а выбор цветов в наборах для начинающих великолепен. Можно выбрать набор специально для пейзажей, с преобладанием средних и темных тонов, а также металлик и радужные цвета. Однако мелки этой фирмы дороже.

На фотографии вы видите квадратные мелки, которые я ношу с собой в маленькой коробке для инструментов. Я сняла с них пленку, чтобы можно было сложить их. Это помогло мне сэкономить пространство и носить их с собой, когда я работаю на природе. Картонная упаковка, в которой они продаются, быстро теряет форму через некоторое время, а мелки выпадают, если держать коробку с неправильной стороны.

Пастельные карандаши

kak-risovat-suxoj-pastelyu-9

Как я сказала ранее, я люблю пастель, однако пастельные карандаши я предпочитаю другим инструментам. Мне нравится изумительная детализация, выполненная с их помощью, и ее легко воспроизвести самой поверхностью карандашей. В состав стержней входит тот же самый пигмент-основа. Единственное различие – стержень изолирован древесиной, и это помогает избежать лишних пятен. Тем не менее, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать вместе с пастельными мелками, которые удобны для рисования фона и больших поверхностей. Тем не менее, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать вместе с пастельными мелками, которые удобны для рисования фона и больших площадей в принципе.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-3

Это глаз гепарда (опять фрагмент более крупной картины). Для основы я использовала круглые мелки, для прорисовки шерсти и деталей – пастельные карандаши. Пастельные карандаши также можно использовать для эффекта растушевки.

Единственная проблема с карандашами – их затачивание; единственный способ – быть очень аккуратными в процессе. Я использую точилку, а если мне нужен квадратный стержень, подойдет очень острый нож с маленьким лезвием.

Что выбрать?

Есть несколько хороших марок: Derwent, Faber Castell Pitt и Stabilo. Обращайте внимание на наборы с оттенками одних цветов – 24 и больше. Derwent, по отзывам, лучшие, и у них больше всего оттенков чистых цветов, но я не могу судить объективно, так как я чаще всего использую именно их.

Если вы сомневаетесь при выборе пастельных карандашей, вы можете покупать их отдельно, чтобы проверить, нужны ли они вам.

Я также заворачиваю мои карандаши в специальный пенал (см. фото выше). Это обеспечивает их сохранность, фиксацию положения и позволяет переносить большое количество карандашей одновременно.

2. Дополнительные инструменты

Я уже упоминала о том, что для начала работы вам понадобятся бумага и пастель, но существуют также другие инструменты, которые помогают мне в работе.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-12-1

Лак для волос / Фиксатив

Я использую лак для волос вместо фиксатива, т.к. фиксатив слишком дорогой, а лак для волос справляется не хуже. После того, как я нанесу основные цвета, я могу зафиксировать их, а также в том случает, если я где-то ошиблась.

Песчанистость лака для волос (зависит от разных видов) позволяет продолжать рисунок благодаря своей текстуре. Однако, как лак для волос, так и фиксатив изменяют цвет рисунка, делая его темнее. В результате, я перестала фиксировать свои рисунки до того, как закончу их. Я подробно расскажу об этом ниже.

Муштабель
На мой взгляд, он просто необходим. Замшевая ткань на конце палки не слишком мягкая, а сама палка бывает разных размеров, что довольно удобно. Во время работы я кладу его справа, тканью на бумагу, придерживая второй конец левой рукой. Поэтому моя правая рука находится на палке во время рисования, и это препятствует лишнему размазыванию рисунка.

Растушевочные палочки
Я использую их, так же, как и собственные пальцы, для размазывания и рисования пастелью. Разные размеры и ширина основания помогают соблюдать детализацию в работе. Особенно они хороши при рисовании шерсти, волос и травы.

Наждачная бумага
Она необходима в те моменты, когда я хочу внести исправления – практически как ластик. Можно также удалить слой, который считаете лишним – такое случается, когда вы зарисовываетесь и добавляете лишнее, уплотняя слой пастели.

Трафарет
Вы можете положить его на рисунок и использовать его прорези для создания дополнительных фигур (ниже). Должна признаться, я редко его использую.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-11

Что вам понадобится?
Если вы не уверены, что вам понадобится в первую очередь, я могу порекомендовать вам лак для волос, муштабель и растушевочные палочки. Все остальные инструменты тоже полезны, но вы можете обойтись и без них.

3. Рабочие поверхности: бумага, картон и другое

Вне зависимости от того, на какой поверхностью вы решите работать, необходимо, чтобы она обладала некоторой текстурой – что-либо гладкое не подойдет.

Ниже можно посмотреть возможные варианты бумаги и картона.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-8-1

Пастельная бумага
Почти 160гр пастельная бумага встречается повсеместно в скетчбуках и отдельно. В скетчбуке обычно шесть цветов такой бумаги. Они отличаются по цвету и размеру, в зависимости от ваших предпочтений.

Pastelmat
С ней интересно работать. Она производства Clairefontaine и на ощупь напоминает пробку. Для нее вам вряд ли понадобится фиксатив (в моем случае – лак для волос). Однако ее размеры довольно ограничены, на мой взгляд, так как листы недостаточно большие, а мне нравится работать масштабно.

Холст
Я предпочитаю работать именно с ним. Он обладает достаточной текстурой для сохранения рисунка и достаточно жесткий, не гнется. Листы могут быть размера А1 (594 x 841 мм, 23.4 x 33.1″); это позволяет мне работать в масштабе и при необходимости быстро заканчивать рисунок. Цвета бумаги разнообразны, и я могу выбрать более тёмные оттенки; есть также более бледные.

Почтовая бумага и крафт-бумага (картон)
Так как они обладают достаточной текстурой, можете использовать их. Как показано выше, у меня даже есть блестящий картон – хочу посмотреть, какой от него будет эффект.

Наждачная бумага
Сложно поверить, но ее тоже можно использовать. У ее бывает разная зернистость, начиная с самой грубой, но я советую выбирать наименее зернистую, так как она истратит меньше пастели.

Цвет
Цвет бумаги на самом деле значительно влияет на результат. Так как бумага обладает текстурой, мелок оседает на ее поверхности, оставляя небольшие пробелы бумаги. Она также может повлиять на цвет используемой пастели и атмосферу рисунка в целом. Как вы видите на рисунке ниже, где я нарисовала беглый пейзаж пляжа, голубая бумага просвечивает сквозь пастель.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-2

Должна признаться: мне нравится драматизм, поэтому избегаю бледных оттенков (как показано выше); я склонна выбирать тёмно-серый, синий и, в редких случаях, чёрный. Эти оттенки позволяют пастели ровнее ложиться на бумагу и уверенно использовать более бледные цвета. Вы также можете пользоваться яркими оттенками, и есть даже отдельные известные художники, которые предпочитают именно их. Выбор за вами.

Что вам понадобится?
Вы можете купить бумагу для пастели в формате скетчбука и попытаться найти те, которые выпускаются с папиросной бумагой между листами – это защитит ваши работы от смазывания. Однако, если вы покупаете бумагу через Интернет, будьте внимательны, так как большинство поставщиков не показывают цвета бумаги. Winsor & Newton и Derwent станут хорошим выбором. Если вы не против потратить чуть больше, я порекомендую бумагу Clairefontaine.

Холсты продаются отдельными листами, разных цветов и размеров.

Можно также поискать дома любую текстурированную бумагу или наименее грубую наждачную бумагу – они тоже могут пригодиться.

4. Опора для рисования

Во время работы вам необходимо найти удобный для себя вариант опоры.

Дека стола
Вы можете просто рисовать на деке стола. Накройте стол газетой, так как пастельные крошки будут повсюду и каким-то образом превращаются в темно-серую грязь вне зависимости от того, какие цвета вы использовали. Во время работы вы заметите, что от вашего дыхания по всему столу разлетается пыль от пастели.

Мольберт

kak-risovat-suxoj-pastelyu-4

Во время работы я предпочитаю стоять, а когда я рисую на холсте, я использую мольберт. Я прикрепляю к мольберту большой кусок фибролита (можно использовать любой негнущийся кусок дерева), затем фиксирую рисунок большими зажимами. Таким образом, пыль от пастели падает в основание мольберта и уже менее вероятно, что она будет повсюду. Доска достаточно широкая для меня, чтобы я могла пользоваться также муштабелем, не прикасаясь к рисунку.

Стена

kak-risovat-suxoj-pastelyu-13

Как я уже говорила, я предпочитаю стоять во время работы, и, когда я работаю с бумагой или небольшим холстом, я просто приклеиваю их (малярным скотчем) к стене. Вы можете заметить, что стена становится грязной.

5. Хранение и перемещение

Так как я не привыкла фиксировать готовые работы, мне необходимо защищать их перед хранением или транспортировкой. Выход очень прост.

Я беру плотную скользящую бумагу и заворачиваю в нее рисунок. Я проверяю, действительно ли все сгибы и малярный скотч оказываются с обратной стороны картины, и я могу посмотреть на лицевую сторону рисунка. После этого я могу складывать рисунки на полки, в шкаф или портфолио, или безопасно переместить рисунок в раму.

6. Хранение в раме

Хранить пастельный рисунок в раме не так просто, так другие рисунки.

Всегда, прежде чем поместить картину под стекло, ограничьте пастель рамками. В этом случае никто не сможет залезть пальцами в вашу работу и размазать ее, а также это защитит рисунок от опадания лишней пастельной пыли.

Даже если вы решите зафиксировать свой рисунок после его завершения, пыль все равно будет опадать и собираться в уголках рамы, придавая картине неряшливый вид.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-5

Помочь в этой ситуации может соблюдение небольшого расстояния между рисунком и рамой, что позволит лишней пыли свободно опадать. Как вы можете заметить, ее сложно различить. Однако я вынуждена сказать, что не все коллекционеры знают об этом правиле, поэтому вам придется попросить их об этом и, при необходимости, сказать им, чего вы добиваетесь.

kak-risovat-suxoj-pastelyu-6

Заключение

Работать с пастелью – сплошное удовольствие, и вы сразу же видите результат работы. Экспериментируйте с использованием пастельных мелков и карандашей, различными дополнительными инструментами, опорами и поверхностями для рисования, найдите лучшие варианты для себя. Несмотря на то, что пастель кажется чересчур маркой, она легко смывается водой с мылом (в том числе с одежды и пола).

Пастель легко переносить, это прекрасный инструмент для рисования на природе, и с ее помощью можно быстро закрасить большие поверхности. Техникой рисования пастелью несложно овладеть. Наборы пастели можно найти практически во всех художественных лавках и интернет-магазинах.

Успехов!

Урок переведен с сайта design.tutsplus.com.

Оригинал статьи.

Великолепный художник Ирина Артамонова поделилась советами для начинающих пастелистов, как не запутаться в пастельном многообразии и найти свой творческий путь.

На что обратить внимание в первую очередь, где черпать вдохновение и как прокачать мастерство читаем далее>>

Прежде всего, приобретите качественные материалы для рисования пастелью, а именно: бумагу и мелки. Сейчас в арт-магазинах огромный выбор разных марок, глаза разбегаются, сложно решиться на дорогостоящую покупку, особенно если вы не совсем в теме.

Поэтому для начала посмотрите ролики о материалах от опытных пастелистов на YouTube (на моем YouTube канале тоже есть подобные видео). 

Да, профессионал может добиться отличного результата, используя и посредственные материалы, но для новичка это будет ненужной преградой, и вы будете мучиться, думая, что все дело в ваших «неумелых» руках, в то время как это не совсем те материалы, что вам нужны.

Не стоит сразу покупать что-то очень дорогое и грандиозное, но и дешевую слабопигментированную пастель или бумагу, не предназначенную для работы пастелью, я бы тоже не рекомендовала.

Исходя из своего опыта, я бы посоветовала для начала взять профессиональную неабразивную пастельную бумагу (например, Canson Mi-Teintes) и базовый набор профессиональной пастели не сильно мягкой, но с хорошей пигментированностью, высокой цепкостью и широкой цветовой и тональной гаммой (например, набор из 60 или 90 половинок Rembrandt) — это позволит вам рисовать любые сюжеты.

Поработайте какое-то время этими материалами — к ним надо привыкнуть. Потом можно пробовать и другие типы бумаги (включая абразивную), пастель же можно покупать поштучно или тематическими наборами, пробуя в том числе и экстра-мягкие ее варианты. Сейчас на рынке появляется отечественная пастель, надеюсь, вскоре мы будем иметь достойные базовые наборы российских марок!

Пройдите онлайн или живой базовый курс по пастели у того художника, чьи работы вам нравятся — там вы получите общие знания об этом материале, попробуете все основные техники и пройдете разные темы — все это поможет вам понять, что и как рисовать вам интереснее и легче всего.

После этого попробуйте сосредоточиться на 1-2 темах и отрабатывайте их, пока не почувствуете себя в них уверенно. Затем можно расширить границы и перейти к новым сюжетам и техникам!

По возможности, пройдите тематическое обучение у разноплановых пастелистов, чьи работы, сюжеты и стиль вас вдохновляют — это поможет вам не зацикливаться на чем-то одном, вы опробуете разные подходы и впитаете то, что нужно именно вам.

Помните, в пастели нет неправильной техники нанесения мазков — есть та, которая поможет донесению вашей творческой идеи и настроения, и та, что будет мешать это делать.

Разные техники можно и нужно уметь применять, комбинировать, используя ту (те), что максимально подходит здесь и сейчас.

Пастель может быть графична и живописна, лаконична и богата деталями, деликатна и экспрессивна — место есть для всего!

Не бойтесь копировать! Учитесь у великих мастеров прошлого и современных пастелистов.

Старайтесь максимально точно воспроизвести рисунок, тон, цвет и стиль оригинала, прочувствуйте не только технику, но и эмоциональное состояние в процессе копирования. Это дает возможность взглянуть на решение творческой задачи другими глазами, узнать что-то новое для себя, найти какие-то нестандартные и «вкусные» решения.

Чтобы не «зависнуть» в копировании, сделайте 10-15 копий разных работ (но только тех, что нравятся именно вам!), потом нарисуйте несколько похожих сюжетов в этом стиле /технике / колористике, а затем перейдите к собственным сюжетам, переосмыслив то, чему вы научились у мастера, впитав то, что подходит вам.

Не переживайте, если какие-то сюжеты или стиль у вас не идут — это абсолютно нормально! Кому-то легче дается реалистичная манера, а кто-то достигает высот в абстракции или иллюстрации; для кого-то портреты становятся «зоной комфорта», а кто-то становится «поэтом цветов».

Если вам сложно понять самостоятельно, в чем ваши сильные и слабые стороны, и на чем вам сосредоточиться, посоветуйтесь с опытным художником, которому вы доверяете. Наставник поможет вам найти точку опоры и точки роста.

Рисуйте каждый день, хотя бы по 30-60 минут. Результат — это всегда практика, так что регулярно качайте «рисовальную мышцу».

Старайтесь делать зарисовки с натуры, каким бы скучным это не казалось — это развивает глазомер и позволяет сосредоточиться на главном, не погружаясь в детали.

Используйте для этого ограниченную цветовую гамму мелков или карандашей — это тренирует творческий подход к цвету, ибо сколько бы ни было у вас мелков, нужных оттенков всегда будет не хватать.

Получайте удовольствие от процесса ;)

Если вы хотите открыть для себя удивительный мир пастели, то курсы Ирины Артамоновой точно придутся вам по душе. Как раз для новичков совсем скоро стартует изумительный курс «Остановись, мгновение!». Еще можно успеть записаться>>

  • Ошибки при рисовании натюрморта
  • Ошибки при рисовании маслом
  • Ошибки при рисовании карандашом
  • Ошибки при решении уравнений 4 класс
  • Ошибки при решении показательных уравнений