Ошибки при рисовании пейзажа

ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников

На ошибках учатся! Помните эту фразу? Конечно же, это абсолютная правда. Только так и можно чему-то научиться. Однако, знать начинающему художнику о тех ошибках, которые часто допускают  его товарищи очень важно и полезно. Это позволит ему не наступать на те же «грабли» и гораздо быстрее продвинуться вперед в плане профессионализма.

Читайте также:
  • Как выбрать этюдник
  • Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши

Пообщавшись со знакомыми художниками и учителями на эту тему, получилась статья, из которой вы узнаете ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников. Берите на вооружение и старайтесь их не допускать. Тогда вы будете рисовать гораздо лучше. В конце статьи мы затронем тему художественной школы — нужна ли она новичку? Что ж, устраивайтесь поудобнее, начнем! 

Первая пятерка частых ошибок, связанных с психологическим подходом к живописи

1. Увлечение или сосредоточенность на одной частной детали

Упоминания об этой ошибке встречаются во многих художественных учебниках. Что это за ошибка? Это когда художник прорисовывает только мелкую и незначительную часть детали, не видя картину в целом. Возможно, вы замечали, как некоторые начинают рисовать портрет, например, с глаз. В эту деталь художник вкладывает столько сил и энергии, что продолжать рисование отпадает всякое желание.

Кстати, такой подход не верен в корне: рисовать нужно на всём полотне целиком, на уровне «ощущений», последовательно придавая четкость всем участкам картины. В противном случае вы вряд ли сможете соблюсти единую контрастность на всей картине, особенно если картина большая.

И самое обидное здесь то, что художнику придется все это стирать, потому что начинать следовало с самого основного — построения каркаса фигуры головы. Всегда начинайте рисунок с общего построения!

Кстати, такая же закономерность постоянно встречается в нашей жизни. Смотрите, профессионал своего дела, неважно какого, видит и влияет на ситуацию в целом, а начинающий часто сосредотачивается на мелочах, не замечая первостепенного. 

Не ограничивайте себя всевозможными стандартами и правилами. Если вы обучаетесь дома, попробуйте начать рисовать углем и резинкой. Если хотите карандашом — возьмите самый мягкий карандаш, чтобы быстро заштриховывать плоскости.

2. Спешка

Каждый художник хочет творить и создавать шикарные произведения. Но как же мало тех, кто готов затрачивать на это кучу времени! В итоге качество картины оставляет желать лучшего, хотя художник мог бы сделать лучше. Поэтому даже если вы раньше не рисовали и хотите наверстать упущенное, знайте, спешка ни к чему хорошему не приведет.

3. Рисование по воображению или по памяти

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь — рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

4. Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

5. Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

6. Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

7. Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или «Снегурочка») — не лучший холст для живописи. Для линейных набросков — это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

8. Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно — это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки — те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге — каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

9. Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

10. Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

Обучение в школе или в гордом одиночестве?

В заключение хочется затронуть тему пользы художественной школы (курсов). Сейчас мало кто ходит в специализированную школу, так как в интернете есть много видео уроков и литературы для самостоятельного обучения. И все-таки обучение у учителя имеет массу преимуществ: 

  • дисциплина;
  • больше практики;
  • больше живого общения с профессионалом;
  • больше художественных средств и инструментов;
  • возможность указать на ваши ошибки и вовремя их исправить;
  • учиться с сокурсниками и делиться с ними своими достижениями гораздо веселее и приятнее.

Я считаю, что в школе стоит получить необходимую базу, а уже после неё смело развиваться в своей стезе самостоятельно.

А вы как считаете?

Вы решили стать хорошим художником. Много практикуетесь, читаете учебные материалы, смотрите видеоролики, анализируете чужие работы… но совершенно не замечаете прогресса. Усердная работа не приносит желаемого развития. «Может быть, это просто не для меня», – подумаете вы. – «Возможно, я зря трачу свое время». Однако, я уверена, что этому может быть другое объяснение. Вполне возможно, что вы просто неправильно планируете учебный процесс. Ошибочные выводы, непродуктивная практика… Стоит только избавиться от этого, как все изменится, и вы начнете видеть прогресс. Давайте подробнее рассмотрим ошибки начинающих художников и способы борьбы с ними.

1. Завышенные ожидания

Всякий раз, когда мы чего-то хотим, наши желания основаны на представлении того удовлетворения, которое мы почувствуем, когда получим желаемое. Созерцая великолепное произведение искусства, мы думаем, как было бы прекрасно нарисовать что-то подобное. Именно с этого чувства и начинается процесс обучения рисованию.

Но проблема в том, что вы не сможете удовлетворить возникшее желание здесь и сейчас. У вас не получится за одну ночь достичь уровня великих художников, которые годами учились этому искусству. И что же мы получим в итоге? Плохой рисунок – доказательство недостаточно развитых навыков. По сути, каракули ребенка.

Из-за этого каждая попытка нарисовать что-то красивое приводит к неизбежному разочарованию. Вы ожидаете одни эмоции, а на деле получаете совсем другие. При этом вы можете прекрасно понимать, что на учебу требуется время, но это не мешает вам чувствовать себя неудачником.

Ошибки начинающих художников и как их исправить

Зачем вообще рисовать, если я не могу нарисовать что-то красиво

Меня всегда удивляло, почему от рисования ждут немедленных результатов. Впервые сев за пианино, вы не думаете, что сразу будете играть, как Моцарт. И впервые сидя за рулем автомобиля, вряд ли кто-то мечтает с первого же раза выиграть гонку. Да и в отношении кулинарии мы не ждем ресторанного уровня, когда готовим блюдо впервые.

Во всех этих случаях ожидание неудачи естественно. Для вас это не имеет значение, потому что вы заранее настроились. Более того, ошибки начинающих художников часто становятся поводом для шуток и хорошего настроения! Однако, это не работает с первым рисунком. Вам кажется, как будто все ждут от вас феноменальных результатов с первой же попытки. Как будто раньше вы уже умели рисовать, но вам только сейчас позволили этим заняться.

Смотри, он не умеет рисовать. Зачем этот неудачник вообще взял в руки карандаш?

Умение рисовать – это такой же навык, как и все остальные. Вы не знаете, что и как делать, поэтому первые попытки чаще всего будут неудачными. Вторая попытка не намного отличается от первой, потому что вы все еще расстроены после первого «поражения». С каждой новой пробой ваш рисунок становится чуть-чуть лучше, но вы по-прежнему будете выглядеть как ребенок по сравнению с кем-то более опытным. И это норма!

Желание быть лучшим и чувствовать удовлетворение от создания идеальной работы делают вас нетерпеливым. Вы хотите добраться до места назначения не путешествуя. И чем медленнее кажется путешествие, тем хуже вы себя чувствуете, потому что это не то, чего вы ожидали!

Я хочу быть там, но не хочу туда идти!

Чтобы стать хорошим художником, для начала нужно понизить свои ожидания. Мыслите продуктивно, уделяя меньше внимания вашим желаниям (цели) и больше самому процессу (пути). Я научу вас упражнению, которое поможет обнаружить завышенные ожидания и заменить их на более продуктивные мысли.

Напишите список своих ожиданий от рисования. Запишите все, даже если они звучат нелепо. Дальше мы их проанализируем! Например:

  • Каждый следующий рисунок должен быть лучше предыдущего;
  • Плохие рисунки бесполезны;
  • Когда я плохо рисую, это значит, что я неудачник;
  • Я должен хорошо рисовать;
  • Я должен быстро учиться.

Просмотрите все пункты в списке. Вы уверены, что они относятся к вам? А вдруг это не так и вы ошиблись? Давайте проанализируем каждое утверждение по отдельности.

Каждый следующий рисунок должен быть лучше предыдущего. Я не учусь линейно и равномерно, как компьютер. Иногда я практикуюсь в одной теме, а иногда в другой. Я много экспериментирую, поэтому иногда результат получается лучше, а иногда – хуже. Кроме того, я могу забыть изученное и снова повторить старую ошибку. И это нормально, потому что я человек, а не машина.

Плохие рисунки бесполезны. Плохие рисунки являются стандартным побочным продуктом обучения. Я не стану лучше, если сначала не буду хуже. Плохие рисунки также позволят получить ценный опыт и не совершать ошибки в будущем. Не совершив ошибку, я не узнаю, в чем я плох.

Когда я плохо рисую, это значит, что я неудачник. Когда я плохо рисую, это означает, что я просто не умею рисовать (многие люди настолько боятся этого факта, что даже не пытаются рисовать!). Каждый из нас в чем-то плох, но это не значит, что все мы неудачники! Я работаю, чтобы стать лучше, и это то, чем можно гордиться.

Я должен хорошо рисовать. Никто не обязан быть хорошим в чем-то. Я хочу рисовать красивые вещи, но ни один из художников не давал обещание рисовать исключительно красивые и приятные работы. Если кто-то считает иначе, это их проблема, а не моя.

Я должен быстро учиться. Каждый по-своему склонен к обучению. Если я учусь медленно, это не значит, что я ленив или недостаточно хорош. Это мой личный ритм и неправильно сравнивать его с чужим, потому что мы все разные.

Разве теперь эти пункты не звучат лучше? И мы не пытаемся исказить реальность, чтобы чувствовать себя уверенно. Реальность именно такая, какой вы себе ее представляете. Если постоянно повторять себе, что я неудачник и мне никогда не стать талантливым художником, то так оно и будет.

Возможно, вам кажется, что, не имея завышенных ожиданий, вы будете недостаточно мотивированы и станете меньше заставлять себя работать. Может быть, это правда. Но зачем тогда работать, если вы постоянно себя заставляете и это делает вас несчастным? Меньше давите на себя, и вы сразу начнете получать удовольствие от процесса рисования. Не от результата, а именно от процесса! Возможно, вы никогда не достигнете цели, но сможете насладиться процессом здесь и сейчас. А это, пожалуй, куда лучше, чем рисовать только ради того, чтобы стать хорошим художником и получить признание.

ошибки начинающих художников

Учиться можно бесконечно, поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса

2. Нежелание учиться

До сих пор многие верят в миф о таланте, без которого невозможны любые начинания. Некоторые считают, что известные художники извлекают все исключительно из своего воображения, без каких-либо подручных средств. Они никогда не используют референсы, никогда не проходят уроки, потому что тогда – внимание! – воспользуются чужими наработками. Это ведь обман! Такое мнение усложняет жизнь многим начинающим художникам.

Если вы считаете, что искусство создано только для получения похвалы, то дело приобретает серьезный оборот. Представьте, что вы восхищаетесь чье-то работой, а потом узнаете, что ее кто-то перерисовал. Получается, кто-то бесплатно получил ваше восхищение за навыки, которыми не обладает. Вот грязный мошенник…

Основываясь на таком мышлении, можно сформировать шкалу:

  1. Рисунок, созданный из воображения, быстро и без лишней суеты.
  2. Рисунок, созданный из воображения, но с определенными усилиями.
  3. Рисунок, созданный по референсам.
  4. Рисунок, созданный по уроку.
  5. Перерисованный рисунок с фото/картины.

Конечно, данная шкала не предполагает качество рисунка. Данные пункты можно назвать уровнями сложности в рисовании. Легко быть успешным на самом последнем уровне, а отсутствие успеха можно оправдать, если вы находитесь на первом.

Да, я могу и лучше, просто не хотел облегчать себе задачу

Рисование по референсам, конечно, гораздо проще. Можно супер реалистично скопировать увиденное, даже не задумываясь о содержании. Рисуя из воображения, вам приходится самому представлять естественную позу, перспективу, правильную анатомию, детали, светотени… Естественно, такой подход к рисованию заслуживает большего признания.

Но за этим признанием стоят тысячи часов практики. Талантливые художники не родились со знанием «естественной позы, перспективы, правильной анатомии, деталей и светотени». Они годами нарабатывали эти знания, а использование референсов – наиболее быстрый и практичный способ.

Крайне непродуктивно продолжать рисовать одно и то же снова и снова, ожидая, что ошибки начинающих художников больше не будут преградой на пути к вашей цели. Найдите изображение того, что пытаетесь нарисовать, и сравните со своим рисунком, чтобы выявить ошибки. Это не похоже на использование шпаргалки во время экзамена, это больше похоже на использование учебника в процессе учебы!

Если вы пытаетесь нарисовать то, что никогда не рисовали, и надеетесь, что результат будет такой же красивый, как работы опытных художников, значит вы слишком высокомерны. Им пришлось учиться, а вы хотите стать крутым без обучения, потому что считаете, что учеба – это обман.

Зачем мне смотреть на собаку? Я и так должен знать, как она выглядит, иначе я не настоящий художник.

Рисунки, нарисованные из воображения, появляются не изнутри, а снаружи, только в прошлом. Десятки тысяч референсов хранятся у нас в голове – в памяти.

Умение рисовать – это такой же навык, как и все остальные. Он не возникает ниоткуда развитым на 100%. У вас не получается нарисовать кошку с правильными пропорциями? Проанализируйте фото этих животных, чтобы выявить основные черты. Все в вашем рисунке прекрасно, кроме головы? Найдите похожие снимки и выясните, что не так с рисунком. Со временем в вашей памяти соберется достаточное количество референсов и необходимость в них естественным образом отпадет. Отказ от референсов это как выбросить старую тетрадь с конспектами, потому что вы запомнили все их содержимое.

3. Отсутствие плана

Это еще одна проблема, возникающая непосредственно из-за мифа в талант и врожденные навыки. Вы учитесь рисовать… рисуя. Рисуя много и часто. Вы креативный человек и каждый раз пытаетесь создать что-то новое. Вам кажется, что чем больше усилий вложено в работу, тем круче будет результат.

Однако, так не работает. С таким подходом вы будете развиваться очень медленно. Другие люди продолжают улучшать свои навыки, а вы топчитесь на месте. Что же с вами не так?

Повторюсь, рисование – это навык, который вы развиваете. Он не скрыт внутри в ожидании, когда ему позволят проявить себя. Точно так же в людях не скрыта способность виртуозно играть «Лунную сонату». Не получится бездумно тыкать по клавишам, ожидая услышать музыку. Точно так же нельзя каждый раз рисовать случайные вещи и надеяться, что это приблизит вас к мечте стать профессиональным художником.

Если вы рисуете исключительно для публикации в сети и привлечения внимания, то вы прилагаете слишком много усилий для создания качественного рисунка, а не учебы. Ваша цель – стать профессиональным художником, правильно? Но этого не достичь, не нарисовав много неудачных эскизов. Пусть они будут корявые и некрасивые, их все равно никто не увидит.

При любом обучении вы должны думать и планировать. Не рисуйте хаотично, пытаясь в процессе развить свой навык. Решите, чему вы хотите научиться, и узнайте, как это изучить. После этого… учитесь. Рисуйте много, но целенаправленно. Анализируйте свои действия, а не просто наблюдайте за процессом. Найдите в Интернете и запомните полезные правила и секреты от известных мастеров, которые позже вам пригодятся. Протестируйте их на деле и при необходимости подкорректируйте.

Хаос и отсутствие четкого плана – первые враги обучения

Это не значит, что вы сейчас же должны перестать рисовать просто ради своего удовольствия. Просто не стоит каждый рисунок, эскиз или черновые наброски, дорабатывать до состояния публикации. Время от времени рисуйте полностью завершенные работы, которые не стыдно показать. Именно по таким работам вы увидите реальный прогресс.

4. Слишком много планирования

Вы начали серьезно заниматься рисованием. У вас много амбиций и упорства. Вы проходите уроки, тренируетесь в быстрых набросках, смотрите ролики других художников. Кроме того, регулярно читаете мотивационные материалы и смотрите лекции о рисовании. Ни дня не проходит без рисования.

И это отлично, но впереди вас ждет ловушка. Статьи и видео от опытных художников – отличный источник мотивации и опыта. Изучая подобные материалы, вы чувствуете, как ваши навыки пассивно улучшаются. Вы ищите что-то новое: «5 секретов хорошего рисунка», «10 привычек успешного художника», «Совет, который упростит рисование». Это похоже на обучение, но без каких-либо усилий с вашей стороны!

Не поймите меня неправильно, все-таки я тоже написала одну из таких статей. Но когда вы в очередной раз смотрите видео «10 привычек успешного художника», вместо того, чтобы заняться реальным делом, вы крайне непродуктивны. Вы не работаете над достижением своей цели. Создается иллюзия продуктивности, но статьи и видео ничего не стоят, если вы не будете применять полученную информацию на практике.

Сюда же можно отнести постоянный поиск советов, новаторских техник, о которых вы еще не слышали. Вместо того, чтобы просто взять карандаш и научиться рисовать, вы тратите время на поиски блестящей техники, которая позволит получить результат здесь и сейчас. При этом вам тоже кажется, что вы очень продуктивны. Однако, это не так.

Учебники и различные руководства полезны, но относитесь к ним, как к вспомогательным материалам. Не нужно заменять ими реальную практику. Любую, даже самую простую технику, следует отрабатывать на практике, чтобы усвоить. Прочтение толстой книги о рисовании не сделает из вас Айвазовского. Просмотр руководств и статей не исправит ошибки в рисунках.

Только рисование улучшит ваши навыки. И хотя это непродуктивно рисовать без какой-либо подготовки, слишком много подготовки так же плохо. Досмотрите ролик до конца, дочитайте статью. А потом… рисуйте!

5. Сравнение себя с лучшими

Большинство из нас начинает рисовать, вдохновившись работами других художников. Не только старых мастеров. В эпоху цифровых технологий больше не нужно посещать галереи, чтобы увидеть профессиональные картины. Кроме того, сейчас мы можем включить видеоролик с процессом рисования и увидеть, как талантливые художники из простых мазков создают свои шедевры. Это ваша цель и то, кем вы хотите стать.

Наблюдение за творчеством великих художников действительно вдохновляет, но иногда может убить веру в собственные силы. Их уровень кажется таким недостижимым, так зачем беспокоиться? Тем более, что вы и на 5% не нарисуете так же хорошо, как они. Ваши лучшие рисунки выглядят, как детские каракули, по сравнению с их шедеврами. Они могут за 20 секунд набросать из воображения эскиз, который вы не повторите и за 20 часов с референсами.

Да, эти художники, безусловно, кажутся богами искусства. Но они такие же люди, как мы с вами. Вы узнали о них после того, как они прошли свое путешествие и добрались до цели, но вы ничего не знаете о своем путешествии. Поэтому, сравнивая себя с другими художниками, вы, на самом деле, сравниваете свою текущую позицию в путешествии с их местом назначения, и это всегда будет приносить только разочарование.

Каждый художник с чего-то начинал. Каждый рисовал детские каракули, у каждого есть много плохих рисунков и первые удачные работы. И вот, спустя тысячи часов практики и упорного труда, они, наконец, достигают того состояния мастерства, которое вы видите их сейчас. Вы поработали всего 100 часов или даже меньше, а потом спрашиваете почему у вас не получается так же хорошо.

Вы не можете магическим образом телепортироваться в это состояние. Другие художники достигли этого часами упорной работы, и вы тоже должны через это пройти. Не игнорируйте их путь только потому, что не видите его. Не стоит приписывать их способности какому-то мистическому таланту. Это сделает ваше путешествие к цели сложным и лишит мотивации.

Как у него так хорошо получается, это несправедливо!

Вы не знаете, через что они прошли, с какими трудностями им пришлось столкнуться и насколько хороши они были в том или ином возрасте или через определенное количество часов. Ваше путешествие уникально и не имеет ничего общего с чужими. Ваше место назначения может быть таким же, но путь – другой. А попытка догнать кого-то, кто отправился в путешествие раньше вас, только высосет всю энергию и убьет мотивацию.

Единственный здравый и справедливый способ судить о своем прогрессе – сравнить себя… с самим собой. Вы можете понять, насколько продвинулись к цели, сравнивая свое текущее положение с предыдущим, а не сравнивая свое положение с положением того, кем вы восхищаетесь.

Точка, в которой вы находитесь сейчас, когда-то была вашим местом назначения

Не выбрасывайте свои рисунки, даже если они плохие. Оставьте их для сравнения в будущем. Всякий раз, когда вы чувствуете неуверенность в себе, сравните старые и плохие работы с нынешними. Поверьте, вас удивит то, насколько быстро вы принимаете свои новый уровень, как должное!

Не торопитесь, медленно, но уверенно продвигайтесь по своему пути. Нужны тысячи часов, чтобы стать мастером в любом деле. Одни уже прошли свой путь и сделали то, что предстоит вам. Любуйтесь их работами и пусть они будут напоминанием того, во что могут превратиться долгие часы практики. Уже состоявшиеся художники ничем не лучше вас, как и вы их. Они добились всего упорной работой, и вы должны.

6. Постоянная смена инструментов

Понятие «рисование» имеет очень широкое значение. Набор черточек на камне – это рисунок. Контур, сделанный шариковой ручкой, – это рисунок. Реалистичный портрет с тенями и бликами – это рисунок. Цветной пейзаж, нарисованный на графическом планшете в Photoshop, – это рисунок. Кроме того, вы можете объединить разные техники рисования, например, карандаш и акварель и получится тоже рисунок. Вариантов действительно много!

Но каждый вариант предполагает использование определенного набора инструментов. Возможно, вы считаете, что если не добились потрясающего результата с одним инструментом/техникой рисования, то пора переключиться на что-то новое.

Нет ничего плохого в экспериментах и поиске тех техник и инструментов, с которыми вам будет наиболее комфортно работать, но вы должны понимать, что каждый инструмент сперва нужно изучить. Вы не найдете магическую палочку, которая сразу же решит все проблемы. Если у вас не получается нарисовать правильную линию, это не означает, что карандаш слишком грубый или бумага слишком гладкая. Просто ваша рука недостаточно натренирована. И вы не научитесь работать с карандашом, если не посвятите этому достаточно времени.

Не существует идеального инструмента, единственного, который с первого мазка превратит вас в художника. Каждый инструмент и техника требуют практики

Подобные ошибки начинающих художников особенно актуальны среди тех, кто не может позволить себе графический планшет. Вдохновляясь четкими и яркими цифровыми рисунками, они обвиняют традиционные инструменты (карандаши, кисточки) в своих неудачах. Если бы в традиционном рисунке можно было сделать ход назад. Или трансформировать отдельную часть рисунка. Или без следа стереть неудачную линию. Это сделало бы все намного проще!

Но просто не значит лучше. Скрытие своих слабостей не делает вас сильнее. С ними нужно бороться. Изо всех сил пытаетесь провести прямую линию? Работайте над этой проблемой, пока не добьетесь успеха. Не нужно сразу бросаться на поиски инструмента, который упростит работу. Не переключайтесь резко на другой инструмент, после того, как увидели картину, нарисованную им. С помощью и карандаша, и кисточки, и графического планшета можно создавать потрясающие рисунки. Нужно только потратить свое время и овладеть этими инструментами.

7. Нерегулярная практика

Были дни, когда вы регулярно рисовали, проходили уроки, смотрели мотивационные ролики, создавали странички в соц. сетях для публикации своих рисунков. И вдруг вы увидели потрясающую картину, которую, как вам показалось, вы никогда не нарисуете. Затем кто-то пишет неприятный комментарий под вашей работой, и вы окончательно теряете веру в себя.

Затем на какое-то время вообще перестаете рисовать. Страницы в соц. сетях становятся пустыми, а фанаты забывают о вас. И тогда вы снова кем-то или чем-то вдохновляетесь и начинаете работать. Еще усерднее, чем в прошлый раз. Но это ненадолго, потому что ваши навыки остались на прежнем уровне.

А может вам нравится рисовать, но вы просто не можете уделять этому много времени. Сегодня вы что-то нарисовали, прошли урок, неделю попрактиковались… а затем в вашей жизни снова произошло что-то важное. Вы любите рисовать, но у вас попросту нет на это времени. Вам кажется, что это может подождать неделю-две. Но когда вы возвращаетесь, то понимаете, что весь предыдущий прогресс сошел на нет.

Наши мозги неидеальны. Наша память – это не жесткий диск компьютера, куда можно сохранить что-то важное до лучших времен. К каждому воспоминанию ведет своеобразная дорожка и чем дальше вы зайдете, тем легче будет добраться до цели. Но если остановиться, то дорожка зарастет кустами и вы, возможно, больше никогда не найдете ее.

Вот поэтому повторение – это ключ к обучению. Вы можете целый день практиковаться и надеяться, что усвоенные знания останутся навсегда. Но, если их не использовать вскоре после получения, то мозг решит, что эта информация не важна и забудет ее. Чтобы знания сохранялись дольше, их нужно практиковать. Обучение – это не круглосуточная разовая практика, а постоянные регулярные занятия.

ошибки начинающих художников

Тысячи часов, которые нужно потратить на совершенствование навыков, не возникнут сразу из ниоткуда. Нужны перерывы, время, чтобы знания закрепились. Это происходит даже во время сна! Таким образом, получасовая практика каждый день даст вам гораздо больше, чем один день в неделю проведенный за рисованием.

Не ждите идеального времени, когда вам будет удобно практиковаться. Выделите в течение дня 15-30 минут на рисование и сделайте это ежедневным ритуалом, как приготовление пищи, просмотр фильмов или уборка. Полчаса каждый день лучше, чем 10 часов раз в сто лет.

8. Рисование для других

Любуясь чьим-либо произведением искусства, вы чувствуете не только восхищение. Рядом находится и зависть. Зависть не к навыкам мастера, а к восхищению, которое он получает за свое мастерство.

Очень приятно, когда вас хвалят за тяжелый труд. Когда окружающие признают ваши усилия, вы чувствуете гордость и уверенность! Но есть и другая сторона медали. Когда другие плохо отзываются о ваших рисунках, вы чувствуете себя униженным, никчемным, несмотря на то, что довольны выполненной работой.

Крайне нежелательно связывать свою самооценку с качеством ваших работ. Если вы чувствуете себя бесполезным до тех пор, пока не получите чьё-то признание и похвалу, то это непродуктивно.

Когда окружающие оценивают вашу работу, они судят не конкретно вас, а ваш навык. И только вы сами ставите знак равенства между этими понятиями. Это очень негативно отражается на вашей самооценке и вере в себя. Если вы начинаете верить, что чужая похвала – это доказательство вашей значимости, тогда вашей целью становится удовлетворение других людей, а не собственное саморазвитие. Вы не будете позволять себе экспериментировать, чтобы случайно никого не разочаровать. Вы, по сути, продаёте продукт, который нужен окружающим, чтобы они обратили на вас внимание.

Пожалуйста, похвалите меня!

Что плохого, если обе стороны – и создатель, и получатель продукта – счастливы? Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Если вам действительно нравится снова и снова рисовать одних и тех же популярных персонажей в той технике, которая нравится вашей аудитории, тогда все хорошо. Но, если при этом вы чувствуете себя рабом их интересов и боитесь попробовать что-то новое, тогда пора отказаться от этого.

Вам кажется, что вы хотите нарисовать то, что понравится вашим поклонникам, но в действительности вам хочется, чтобы им понравилось то, что вы рисуете. Именно вы сами должны стать своим самым большим и преданным поклонником. Ваше мнение должно быть выше мнения окружающих. Даже если тысяча человек скажет, что им не нравятся ваши рисунки, это неважно, если они нравятся вам. Потому что это ваше и только вам лучше знать, как это должно выглядеть.

Если вы сами решили нарисовать это именно так, то критика окружающих – всего лишь дело вкуса, и не то, о чем стоит судить однозначно правильно или неправильно

Запомните: каждый человек имеет право на собственное мнение. Если окружающим не нравится то, что нравится вам, это не значит, что они неправы. Мнения не могут быть правильными или неправильными. Вы всего лишь можете им поделиться или оставить при себе. В ответ на неприятный комментарий просто улыбнитесь. Выслушайте любые советы и самостоятельно решить стоит ли к ним прислушиваться. В конце концов, вы не обязаны всем нравиться.

9. Перфекционизм

Обычно, перфекционизм считают просто частью личности человека. Однако, я считаю это расстройством личности. Если вы закоренелый перфекционист, то у вас искаженное представление о собственных достижениях. Независимо от того, насколько хорошо вы выполнили работу, вы никогда не будете удовлетворены, потому что знаете, что можете еще лучше. Похвала и восхищение других для вас не имеют значения. «Они просто хотят быть добрыми и боятся обидеть. Или просто не разбираются в искусстве», – подумаете вы.

Каких бы успехов вы не добились, для вас все незначительно. В сознании перфекциониста работа над собой похожа не на покорение горы, а на рытье ямы. Для перфекциониста лучшим является состояние по умолчанию, а источником стыда – фраза «недостаточно хорош».

Используя такой подход, вы все еще можете замечать свои успехи. Как правило, перфекционисты много работают, поэтому у них больше шансов достичь цели. Проблема в том, что перфекционист не испытывает удовлетворение от своих успехов. Он постоянно давит на себя, чтобы с каждым разом рисовать все лучше и лучше, при этом лишая себя награды за реальные достижения. Выражаясь метафорически, перфекционисты не зарабатывают деньги, они погашают долги.

У меня нет лекарства от перфекционизма, но я могу дать вам ценный совет. Вы должны понимать, что все только в вашей голове. Это не значит, что вы можете это контролировать или в чем-то виноваты. Просто любая ваша неудача не имеет никаких внешних последствий. Только внутренние. Это ранит, но не убивает.

Вы сделали ошибку, и что? Никто на вас не давит, и вы не обязаны быть идеальны во всем и всегда!

Вы считаете, что любые ошибки начинающих художников сравнимы позору. Но попытайтесь посмотреть на это более рационально: «Я человек, а все люди ошибаются. Но я могу учиться на своих ошибках и становиться лучше». Поэтому ошибайтесь! Если вы боитесь заняться фотосъемкой, потому что не знаете с чего начать, тогда намеренно начните неправильно. Получайте от этого удовольствие и растите над собой!

Вы считаете, что все люди обязаны хорошо рисовать? Нет. Так почему к себе так относитесь? Что делает вас особенным? Вы единственный, кто ожидает от себя потрясающих результатов во всем. Прикажите этой личности заткнуться хотя бы на время. И с каждым разом увеличивайте это время. Вы такой же, как все. И каждый человек многие вещи делает плохо. Так будьте похожим на остальных!

10. Считать реализм единственно правильным стилем рисования

Искусство, в самой популярной трактовке, – это создание копии реальности при помощи каких-либо средств. В каждом мазке кисточки должен быть какой-то скрытый смысл, и задача зрителя его распознать. И чем проще его распознать, тем лучше. Нет ничего хуже реалистичного рисунка, который не выглядит реалистично.

Если вы поклонник реализма, то для вас не существует компромиссов. Реализм – единственный стиль, который имеет значение, это вершина творчества. Все остальное пустяки и несерьезно. Линейный набросок может выглядеть очень красиво, но он никогда не будет так же крут, как фотореалистичный портрет карандашом.

У настоящих котов голова не круглая, неудачник!

В давние времена живопись должна была как можно точнее запечатлеть реальность. Тогда не было фотоаппаратов и видеокамер. Поэтому идеальный реализм был целью большинства мастеров прошлого. Сегодня у нас есть камеры и они гораздо точнее передают реальность, чем любой художник. И быстрее. Если нам нужно скопировать фото, мы пользуемся копировальной машиной. Сегодня невероятно просто запечатлеть реальность со 100% схожестью.

Из-за этого реализм (или фотореализм) стал просто искусством ради искусства. Вы рисуете реалистично только потому, что хотите доказать себе/другим, что умеете это, и ничего больше. Хотя сегодня реалистичные рисунки ничем не лучше других стилей. Реализм можно назвать стилем по умолчанию, но не единственным.

Быть хорошим художником не означает, что вы можете со 100%-ной точностью нарисовать реалистичный рисунок. Быть хорошим художником – это знать, как правильно, но позволять себе намеренно делать ошибки. Вы играете с реальностью и то, как вы это делаете, формирует ваш собственный стиль рисования.

В эпоху копировальных машин, намеренные ошибки могут превратить рисунок в настоящее произведение искусства

Если бы вершиной искусства считался реализм, то все художники рисовали бы одинаково. Идеально, но все же одинаково. Стилизованный рисунок – это ваша визитная карточка, которая делает вас уникальным. А это гораздо круче, чем реализм. В такую работу вы вкладываете частичку души. И вместо того, чтобы показать поклонникам своего творчества то, что они могут увидеть в реальности, вы показываете им то, что они не могут увидеть без вас. Я считаю, что в этом и заключается настоящее искусство!

Но как отличить действительно персональный стиль от случайности? Все зависит от ваших намерений. Если в голове была идея с конкретным результатом, а получилось иначе, это ошибка. А если вы понимаете, как должно быть реалистично, но намеренно искажаете, например, пропорции, это не ошибка. Поэтому отклонение от реализма должно быть целью, а не случайностью.

Но также важно изучить реалистичный рисунок. Если вы хотите изобразить льва, то должны знать, как он выглядит, чтобы другие тоже могли узнать его в вашем рисунке. Как только вы поймете, что считается реалистичным, то намеренно сможете заменять любые детали рисунка. И тогда вы перестанете быть рабом реализма!

Завершение

Рисование, как и любой другой навык, прост на поверхности, но таит в себе много подводных камней, если в него углубиться. А поскольку многие по-прежнему считают, что с этим навыком можно только родиться, то человеку будет сложно научиться рисовать. Надеюсь, эта статья нашла отклик внутри вас и помогла стать увереннее в своих способностях. Также рекомендую вам посетить социальную сеть художников и иллюстраторов wearts.ru. Там вы найдете современные арт-работы, сможете показать свои и получить поддержку от людей, увлекающихся творчеством. Ошибки начинающих художников легко исправить, если знать их первопричину.

Оставляйте комментарии, подписывайтесь на обновления и делитесь статьей в соц. сетях. Приятного творчества!

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

  • Фильмы


Ошибки начинающих художников. Пространство в листе.

16.08.2018 18:26

   Мне часто пишут в личных сообщениях ВКонтакте или в директ в Instagram художники-самоучки и просят оставить комментарии по поводу их работ: как улучшить рисунок; дать совет по рисованию; найти ошибки в рисунке; рассказать, как красиво нарисовать… Конечно, парой фраз делу не помочь, но из всего увиденного мною немыслимого объёма рисунков карандашом и красками можно вычленить одну большую проблему — недостаток пространства. 

Художники самоучки, как правило, уделяют много внимания рисованию предметов и объектов. Разумеется, ведь их цель — нарисовать именно их. Поэтому, каждый элемент рисунка в их работах выглядит нарисованным отдельно, а фон просто условно замазан краской или едва заштрихован. Между предметами нет среды, глубины по отношению друг к другу. Воздуха нет. Давайте для убедительности сравним картину профессионального художника и художника самоучки.

   Обратите внимание на:

а) разницу в прорисовке предметов;

б) степень освещения предметов, в соответствии с удалённостью от источника света;

в) “воздух” между предметами;

г) гармоничное единство всех элементов композиции;

д) единство теней во всём рисунке.

Попробуйте, для начала, это сделать самостоятельно, без моей подсказки.

«Севильский продавец воды» Ок. 1619-1622 г. Холст, масло. 106,7х81 см. Музей Веллингтона, Лондон Диего Веласкес

   А теперь возьмём, в качестве примера, картину Веласкеса “Севильский продавец воды”. Посмотрите, как деликатно и умело обращается с пространством в картине ещё совсем юный живописец (автору всего 21 год). Огромный керамический кувшин с водой на первом плане срезан в нижней части краем формата, что сразу погружает нас, зрителей, вглубь картины. Это первая отсчётная точка, которую мы просматриваем очень быстро, переводя взгляд на тщательно выписанную дыру в одежде пожилого мужчины: по белому рукаву вверх. А оттуда к лицу продавца. А дальше начинается перекличка лиц молодого человека, продавца и персонажа дальнего плана — как разительно они отличаются по степени прописки и освещённости, как будто свет лампы, рассеиваясь в глубину, выхватывает только ближайшие к ней части: лицо юноши и руку.

«Севильский продавец воды» фрагмент. Диего Веласкес

   Веласкес щадит зрителя, помогая ему отделить главное от второстепенного, создать несколько планов в картине, за счёт изменения цвета и светлоты в отдельных её частях. И так верится, глядя на эту сравнительно небольшую композицию, что действие происходит в маленьком, плохо освещённом помещении, в неглубоком, но вполне ощутимом пространстве. Об этом же “говорит” разница в прописке таких деталей, как кувшин первого плана и бокал воды. Только на втором витке просмотра мы, как зрители, замечаем, с какой потрясающей достоверностью и вниманием выписан этот кувшин: игра света и тени на рифлёной поверхности керамики, красивейшее кольцо из металла на плотно закрывающей горлышко крышке, немного потемневший от влаги бок со стекающими по стенкам сосуда сияющими каплями воды… И на сравнении — практически плоский чёрный стеклянный бокал с небольшими бликами и едва различимым внутри плодом инжира в руках мужчин. Разница колоссальна.

«Севильский продавец воды» фрагмент. Диего Веласкес

   Чем больше наблюдаешь это противопоставление, тем убедительнее становится едва различимое лицо на дальнем плане картины. Верится, что между ним и сосудом впереди 1,5-2 метра расстояния. Это делает элементы картины ещё объёмнее, убедительнее, реалистичнее. А теперь давайте проанализируем и выделим основные способы передачи глубины пространства в картине и обозначим главные ошибки начинающих художников в этой теме.

  Основные ошибки передачи пространства в рисунке.

1) Нет списываний предметов.

   Слева — работа ученика, справа — мастера. Посмотрите, как предмет погружается в цвето-тональную среду, отражает её и сам отражается в ней. В ученической работе предмет как будто вырезан из фона, он существует сам по себе и не подчиняется общему состоянию цвета и тона в картине. Пространство нивелируется.

2) Одинаковая прописка всех планов.

   Как уже отмечали на примере Веласкеса, стоит сфокусировать внимание зрителя на чём-то одном, например, на основном предмете или лице героя.

3) Нет изменения светлоты (темнее-светлее) в глубину.

Обычно свет попадает на основные предметы или объекты, соответственно, всё остальное либо погружается во мрак (если предметы и герои находятся в помещении), либо выделяются ярким светом (если действие происходит на улице).

4) Нет изменения тепло-холодности в глубину.

Цвет света и теней поможет это отследить и передать.

5) Неверно расставленные акценты.

Ну, например, решили нарисовать портрет, но увлеклись изображением цветочков на платье и получился портрет платья на женщине.

6) Не используется разница фактур.

На разных планах в картине и мазки краски разные — впереди более крупные, грубые, точные; сзади — мелкие, сливающиеся в одно целое пятно или вообще равномерная затирка. То же самое со штрихами в рисунке. Сравните фактуры первого и дальнего плана в этом рисунке.

7) Пространство в картине одинаково важно и для портрета, и для пейзажа.

Конечно, есть разница между пятью метрами и пятьюдесятью сантиметрами, но в любом случае, это пространство есть и передать его в рисунке или живописи необходимо.

Наша ученица Анна Малахова (Кавер) Автопортрет, одно из итоговых занятий курса «Рисование с нуля до портрета на заказ»

   Как видите, точно и реалистично рисовать предметы, людей и пейзажи — ещё не всё. Чтобы научиться рисовать, художник рассуждает, внимательно разглядывает, подмечает детали натуры (даже если рисовать по фото, это правило действует). Реалистичность в рисунке — это максимальное соблюдение и отображение особенностей зрительского восприятия и умение их применить к выбранному сюжету. Попробуйте изобразить пространство разными способами и вы наработаете множество личных приёмов рисования, при помощи которых будете создавать по-настоящему живые, реалистичные, объёмно-пространственные рисунки. Теперь вы продвинулись к своей цели ещё на один шаг, дело за практикой.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)



  • Назад


  • Вперед

ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников

На ошибках учатся! Помните эту фразу? Конечно же, это абсолютная правда. Только так и можно чему-то научиться. Однако, знать начинающему художнику о тех ошибках, которые часто допускают  его товарищи очень важно и полезно. Это позволит ему не наступать на те же «грабли» и гораздо быстрее продвинуться вперед в плане профессионализма.

Читайте также:
  • Как выбрать этюдник
  • Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши

Пообщавшись со знакомыми художниками и учителями на эту тему, получилась статья, из которой вы узнаете ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников. Берите на вооружение и старайтесь их не допускать. Тогда вы будете рисовать гораздо лучше. В конце статьи мы затронем тему художественной школы — нужна ли она новичку? Что ж, устраивайтесь поудобнее, начнем! 

Первая пятерка частых ошибок, связанных с психологическим подходом к живописи

1. Увлечение или сосредоточенность на одной частной детали

Упоминания об этой ошибке встречаются во многих художественных учебниках. Что это за ошибка? Это когда художник прорисовывает только мелкую и незначительную часть детали, не видя картину в целом. Возможно, вы замечали, как некоторые начинают рисовать портрет, например, с глаз. В эту деталь художник вкладывает столько сил и энергии, что продолжать рисование отпадает всякое желание.

Кстати, такой подход не верен в корне: рисовать нужно на всём полотне целиком, на уровне «ощущений», последовательно придавая четкость всем участкам картины. В противном случае вы вряд ли сможете соблюсти единую контрастность на всей картине, особенно если картина большая.

И самое обидное здесь то, что художнику придется все это стирать, потому что начинать следовало с самого основного — построения каркаса фигуры головы. Всегда начинайте рисунок с общего построения!

Кстати, такая же закономерность постоянно встречается в нашей жизни. Смотрите, профессионал своего дела, неважно какого, видит и влияет на ситуацию в целом, а начинающий часто сосредотачивается на мелочах, не замечая первостепенного. 

Не ограничивайте себя всевозможными стандартами и правилами. Если вы обучаетесь дома, попробуйте начать рисовать углем и резинкой. Если хотите карандашом — возьмите самый мягкий карандаш, чтобы быстро заштриховывать плоскости.

2. Спешка

Каждый художник хочет творить и создавать шикарные произведения. Но как же мало тех, кто готов затрачивать на это кучу времени! В итоге качество картины оставляет желать лучшего, хотя художник мог бы сделать лучше. Поэтому даже если вы раньше не рисовали и хотите наверстать упущенное, знайте, спешка ни к чему хорошему не приведет.

3. Рисование по воображению или по памяти

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь — рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

4. Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

5. Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

6. Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

7. Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или «Снегурочка») — не лучший холст для живописи. Для линейных набросков — это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

8. Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно — это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки — те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге — каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

9. Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

10. Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

Обучение в школе или в гордом одиночестве?

В заключение хочется затронуть тему пользы художественной школы (курсов). Сейчас мало кто ходит в специализированную школу, так как в интернете есть много видео уроков и литературы для самостоятельного обучения. И все-таки обучение у учителя имеет массу преимуществ: 

  • дисциплина;
  • больше практики;
  • больше живого общения с профессионалом;
  • больше художественных средств и инструментов;
  • возможность указать на ваши ошибки и вовремя их исправить;
  • учиться с сокурсниками и делиться с ними своими достижениями гораздо веселее и приятнее.

Я считаю, что в школе стоит получить необходимую базу, а уже после неё смело развиваться в своей стезе самостоятельно.

А вы как считаете?

Вам интересно, почему у многих начинающих художников развитие творческого потенциала останавливается, прежде чем они даже начнут его развивать? Почему многие окончившие художественную школу не могут достичь того уровня, который представляли себе много лет назад? 

Часто это связано с тем, что художники-новички допускают ряд ошибок, которые препятствуют достижению ими успеха. Эти ошибки часто возникают у тех, кто предпочитает работать в “искусственных” техниках. 

Какие это техники, и какие 10 наиболее распространенных ошибок совершают начинающие художники? Вам стоит изучить данную публикацию, чтобы получить ответы на эти вопросы и ускорить свой творческий прогресс в живописи и рисунке, сэкономив 10-летия на пути к своему мастерству! 

И не забудьте дочитать текст до конца, чтобы подсчитать, сколько ошибок вы допускаете, и оставить свой результат в комментариях.

ОШИБКА 1: Начинать с белого листа

Первая ошибка, с которой часто сталкиваются начинающие художники – начинать работу с белого листа или холста. Белая поверхность может вызывать подсознательный страх у новичков, связанный с желанием сделать все идеально или страхом испортить изображение.

Современные художественные методики предлагают использовать подмалевок, чтобы избавиться от этого страха. Однако этот способ может оказаться провальным, так как подмалевок является лишь первоначальным наброском, который в какой-то момент начинает работать против своего создателя. В процессе дорисовки и улучшения подмалевка, художник может прийти к неаккуратности и грязи на полотне.

Чтобы избежать этих проблем, рекомендуется начинать работу с подготовки холста, включая проклейку, грунтовку, нанесение слоев имприматуры и масляной лессировки. Таким образом, можно избавиться от белой поверхности, которая является препятствием для многих художников на пути к творчеству.

Кстати, именно так выполняются работы по технологии “Оптических Просветов”. И в конце видео вы узнаете, где подробно рассматриваются все этапы работы по ней. Это поможет начинающим художникам понять, как работать от начала до конца и достичь желаемого результата. 

Чтобы понять, как справиться со страхом белого листа предлагаем посмотреть наш ролик:

ОШИБКА 2: Искусственное добавление бликов

Вторая ошибка, которую часто допускают начинающие художники – искусственное создание объема за счет добавления бликов. Это связано с желанием придать картине живость и избежать ассоциаций с плоским “детским” рисунком. В художественных школах часто учат, что блики могут добавить реалистичность и объем произведению, но это далеко не всегда верно. Иногда создание объема с помощью бликов может сделать картину искусственной, выглядящей плоской или как надувные шары.

  

В нашей технологии образование объема зависит от этапов работы. Для этого мы используем наждачную бумагу, которой вычищаем подготовленную поверхность. Мы прорабатываем более интенсивно те участки, которые должны быть светлыми, слегка прорабатываем или не трогаем места, где должна быть тень. Таким образом, мы создаем светотеневую карту изображения и формируем первоначальный объем произведения. Затем мы усиливаем объем с помощью специальных оптических смесей. Объем создается за счет технологии ведения работы, а не с помощью искусственного добавления бликов.

ОШИБКА 3: Штриховка

Третья ошибка, которую часто совершают художники – использование штриховки для создания светотени. Этот метод является классическим, изучается в художественных школах, и многие художники не представляют, как создать рисунок без него. 

Однако, штриховка не является естественным способом передачи объема для нашего глаза, который привык видеть пятнами, и для самой природы, где нет ни линий, ни мазков. Четкие линии вызывают в мозгу сомнения по поводу реалистичности предметов, а поэтому рисунки со штриховкой подсознательно воспринимаются как неестественные и отталкивающие.

Вместо этого лучше использовать уникальную технологию Оптических Просветов для создания живого и реалистичного рисунка, выполненного пятнами – согласно природе и нашему глазу. Это позволяет нам создавать произведения искусства без использования штриховки, которые приятны для взора и имеют естественный объем.

Узнать гораздо больше о штриховке и методе “от пятна” можно в этом видео:

ОШИБКА 4: Подбор цвета на палитре

Одной из распространенных ошибок начинающих художников является подбор цвета на палитре. Часто они используют множество красок, чтобы добиться нужного цветового эффекта. Но в итоге нередко работа обретает тусклый вид, на полотне может появиться месиво из цветной или серой грязи, которая совершенно не соответствует идеи художника.

Дело в том, чтобы научиться смешивать на палитре бесконечное множество красок, необходимы годы опыта или исключительный талант. Одна ошибка может испортить всю работу, что делает этот классический метод рисования очень трудным для начинающих художников.

Но существует природная технология рисования, которая помогает избежать этой ошибки – методика “Оптических Просветов”. Работая по ней, художники могут видеть, как на их глазах начинают образовываться сложнейшие и тончайшие цветовые эффекты уже на начальном этапе, когда даже еще не вводится цвет. В итоге это позволяет создать произведение, которое завладевает взором и сердцем зрителя. Таким образом, методика “Оптических Просветов” помогает избежать ошибок при подборе цвета на палитре и позволяет образовывать произведения искусства, которые вызывают восхищение. 

ОШИБКА 5: Слепое следование технологии

Пятая ошибка, которую часто допускают художники – это следование неправильной технологии, что мешает им достичь желаемого результата в своей работе. Таким образом у него возникает страх испортить изображение во время его завершения или в стремлении сделать его еще качественнее. 

Однако, страх этот можно побороть, если следовать четкой пошаговой системе ведения работы. Такой подход предусмотрен в методике “Оптических Просветов”, которая позволяет избежать ошибок во время улучшения произведения. Благодаря особому процессу нанесения смесей и растиранию мазков, уникальной системе “проработки пятна” и отсутствию следов кисти, вы не только не сможете испортить работу, но и будете улучшать ее с каждым шагом. Работая по этой технологии, вы сможете навсегда забыть о страхе и обрести уверенность в своих силах.

ОШИБКА 6: Применение только одного материала

Ошибка номер шесть – ограничение себя использованием только одного материала в живописи, например, только акварели, только темперы или только масла. Это считается ошибкой, потому что каждый материал имеет свои положительные и отрицательные качества. Например, акварель обладает легкостью нанесения и прозрачностью, но не дает глубины и насыщенности цветов.

Ограничивая себя только одним материалом, мы ограничиваем свои возможности. Старые мастера готовили красящие смеси согласно особым рецептам, чтобы достичь желаемой краски на конкретном этапе работы. В наше время мы можем успешно применять разные виды красок в работе над одним изображением. Попробуйте комбинировать различные материалы и экспериментировать с техниками, чтобы расширить свои возможности и достичь желаемого результата.

Однако, благодаря нашему механизму Оптических Просветов, вы сможете использовать несколько материалов одновременно, объединяя их лучшие качества и уменьшая недостатки. Дополнительно вы получите рецепты эффективных оптических смесей, которые добавят жизнь в ваши произведения.

Использование необычных инструментов и совершенно другой подход к работе приведут к превосходящему все ожидания результату. Об этом вы можете узнать больше в этой книге. Здесь вы увидите живопись в совершенно новом свете и не сможете остановиться на достигнутом.

ОШИБКА 7: Повторять каждый мазок

Одна из основных ошибок, которую совершают начинающие художники – это повторение каждого мазка, следуя за мастером. Это может привести к созданию копии, но не к творческому процессу, который развивает индивидуальность и мастерство.

С помощью технологии Оптических Просветов вы сможете развить свой собственный стиль и подход к живописи. Наши методы обучения позволяют ученику понимать, что и зачем делается в каждом мазке, и каких эффектов можно достигнуть при проработке определенных участков.

Каждый ученик, обучаясь нашей технологии, развивает свои собственные навыки и понимание процесса. Никакого копирования за мастером здесь не будет, ведь мы учим не просто механике, а искусству творческого мышления. Закрепляя полученные знания на учебных работах, вы обретаете навык и уверенность в своих силах, что в дальнейшем позволяет создавать совершенно уникальные произведения.

Таким образом, при изучении технологии Оптических Просветов вы не только избегаете повторения мазков мастера, но и развиваете собственный творческий потенциал.

ОШИБКА 8: Полагаться на талант

Восьмая ошибка – полагаться на свой талант в живописи или рисунке. Даже если вы обладаете художественными способностями, вам все равно придется потратить много времени, чтобы понять все нюансы современных художественных техник. Даже после многих лет обучения и при наличии способностей вы сможете достичь только одной грани совершенства в создании живописных и графических изображений.

Это связано с искусственными современными методиками, которые не позволяют раскрыть все потенциальные возможности вашего таланта. Например, они не позволят вам создавать сложнейшие цветовые эффекты, которые даже не могут быть замечены простым человеком в природе. Они также не позволят вам подобрать тончайшие оттенки на палитре, что может привести к появлению грязного цвета на полотне. Всего этого можно достичь только с помощью нашей технологии.

Технология Оптических Просветов основана на законах природы и соединяется с нашими органами чувств и восприятия, реализуя гениальность каждого человека. Она отражает то, как именно этот человек воспринимает мир, а работая в соответствии с его восприятием, она позволяет создавать уникальные изображения, которые вызывают восхищение и воспринимаются зрителями совершенно по-разному.

ОШИБКА 9: Следование искусственным методам живописи

Пункт ошибки номер девять заключается в том, что художник полагается на искусственные методы живописи и рисунка. Он является продолжением предыдущего, поскольку работая по заведомо несовершенным методикам, художник попросту теряет время и силы впустую. Художник может тратить 10 лет на попытки преодолеть эти несовершенства и найти секрет для достижения отличных результатов, но все будет тщетно.

Да, можно научиться этим методам, но потом выясниться, что у вас недостаточно способностей, чтобы достичь желаемого результата. Это может привести к разочарованию. Однако вы всегда можете обратиться к технологии, основанной на законах природы и врожденных органах чувств и восприятия. Она помогает реализовать ваш Гений и достичь желаемого результата за короткий период времени. Просто получив необходимые навыки и следуя пошаговой схеме, вы сможете выполнить любую работу с гарантированно лучшим результатом.

ОШИБКА 10: Пытаться создать в одном мазке и форму, и цвет, и объем 

Десятая ошибка, которую часто допускают художники – это попытка создать в одном мазке форму, объем, пространство и цвет. Однако, это неэффективный и сложный подход. который требует много практики, таланта и творческих способностей.

Более удачным вариантом является следование законам природы, делая все постепенно, так же, как это делает сама природа. Рождение ребенка и работа законов мироздания – это идеальные примеры. Только так можно создать уникальное, интересное и поразительное произведение искусства.

Мы предлагаем использовать технологию Оптических просветов, которая позволяет работать поэтапно. На каждом этапе мы достигаем невероятных эффектов – на полотне сам образуется цвет, объем, внутреннее свечение. Все происходит естественным образом, как при рождении рассвета. Мы постепенно работаем над всей картиной, проявляем на ней объекты, выводим их из темноты и оживляем изображение на свет.

Чтобы понять, как работает наша технология поэтапного создания картины, я предлагаю посмотреть наш выпуск, который покажет, как мы создаем морской пейзаж. 

Современные художественные техники, такие как следы кисти на холсте, смешивание красок на палитре и добавление бликов для создания объема, могут привести к неживым, искусственным результатам. Короче говоря, современные техники и реалистичная живопись несовместимы.

Однако, если вы хотите создавать пространство, которое завораживает зрителя, впечатляет и погружает его в себя, вам нужно научиться правильно выстраивать свет, тени и полутона, а также достигать сложнейших цветовых переходов уже на ранних этапах работы. Для этого нужно изменить свой подход к работе.

Вы можете узнать больше о нашей технологии и увидеть, как происходит на полотне настоящее художественное волшебство, посетив наш бесплатный мастер-класс.  Эта методика отличается от традиционных и не требует таланта или выдающихся способностей. Вам нужно лишь следовать системе, и вы увидите, как «живое» изображение будет постепенно проявляться на полотне.

Ошибки при освоении чего-то нового – это обычная часть процесса обучения, и чем раньше вы сможете выявить все проблемы и исправить их, тем быстрее вы продвинетесь в своем новом начинании. Когда я начал заниматься пейзажной фотографией, я, безусловно, допускал много ошибок, но в то время я не осознавал этого, поэтому я повторял их снова и снова.

Ошибка № 1 Плоские и запутанные композиции

Большинство фотографий, которые я делал вначале, состояли из скучных и запутанных композиций. Это изображение ниже является ярким примером фотографии, в которой отсутствует основной предмет. Это камни на переднем плане, остров посреди или пальмовая ветвь, свисающая сверху? Отсутствие ясного предмета может оставить зрителя в замешательстве относительно того, на что он должен смотреть.

Изображение ниже является полной противоположностью. Основной объект съёмки очевиден — дощатый настил, ведущий к маяку. Я предпочитаю простые изображения, которые имеют четко определенную цель.

Вторая часть этой проблемы имеет отношение к глубине. Я помню, как гордился изображением ниже, когда впервые сделал нечто подобное, но когда я оглядываюсь на него сейчас, я понимаю, насколько плоским оно на самом деле является. Нет сильного элемента переднего плана, и фон уходит за пределы дерева, что делает снимок плоским.

Следующее изображение имеет гораздо большее ощущение глубины, так как имеется несколько элементов переднего плана, среднего уровня и фона, чтобы направить зрителя в трехмерное пространство.

Ошибка № 2 Игнорирование экспонометра

Внимание к измерителю освещенности вместе с гистограммой не только помогло мне убедиться в том, что я не переэкспонировал отдельные участки изображения, но, что более важно, это помогло лучше понять треугольник экспозиции и то, как диафрагма, выдержка и ISO работают в гармонии.

Ошибка № 3 Съемка при ярком свете

Когда вы новичок, может быть трудно полностью понять влияние резкого полуденного света на вашу фотографию. Ниже приведен отличный пример этого — изображение было сделано примерно через 20 минут после заката:

Это изображение той же сцены было снято за 90 минут до заката — совершенно другой результат.

Ошибка № 4 Слишком много внимания уделяется экипировке

Раньше я проводил больше времени, исследуя «лучшие камеры», чем занимаясь практикой и изучая камеру, которая у меня была. В течение первого года пейзажной фотографии я за несколько месяцев перешел с Nikon D3200 за 400 долларов на Sony a7R II за 3500 долларов. Оглядываясь назад, я хотел бы сохранить свой Nikon, сэкономить тысячи долларов и потратить эти деньги на поездки в новые места, чтобы я мог практиковать свои навыки фотографирования. Я бы не только получил более интересные фотографии из моих путешествий, но, что более важно, приобрёл бы опыт, который никогда не забуду.

Ошибка № 5 Всегда снимаете на уровне глаз

Это была самая легкая ошибка, которую нужно было преодолеть, когда я понял, что делаю это. Когда я впервые прибываю в какое-то место, я обязательно оставляю свою камеру в сумке и провожу как можно больше времени, гуляя, знакомясь с этим местом, прежде чем остановиться для съёмки. После того, как я определил композицию, я работаю над поиском лучшего угла для съемки. Я больше не начинаю съёмку, сразу же оказавшись на месте, не достаю штатив и не устанавливаю камеру на уровне глаз.

Исправлять ошибки намного легче, когда вы знаете, что делаете их, но самое сложное, найти ошибки, когда они остаются незамеченными. Это может привести к тому, что вы будете повторять одни и те же ошибки снова и снова в течение длительного периода времени, что впоследствии замедлит ваш прогресс.

Об авторе: Mark Denney — фотограф-пейзажист из Северной Каролины. Мнения, высказанные в этой статье, принадлежат исключительно автору. markdenneyphotography.com

Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram

  • Ошибки при рисовании пастелью
  • Ошибки при рисовании нейрографики
  • Ошибки при рисовании натюрморта
  • Ошибки при рисовании маслом
  • Ошибки при рисовании карандашом