Ошибки при съемке на мобильный телефон

Для того чтобы снять хороший видеоролик, не обязательно покупать дорогое профессиональное оборудование. Достаточно взять смартфон, мобильный штатив и микрофон, установить несколько специальных приложений для съёмки, монтажа и обработки — этого набора достаточно, чтобы качество материала было близко к профессиональному.

Об этом Марат Садыков, опытный продюсер, журналист, оператор-монтажёр, рассказал участникам тренинга по съёмке и монтажу видео на мобильных устройствах. «Новый репортёр» поговорил с тренером и составил список 10 самых распространённых ошибок при подготовке, съёмках, монтаже и обработке видео.

1. Плохой звук

Плохой звук при съёмке, особенно во время интервью, когда человека невозможно слушать, — это беда. Зритель не будет смотреть такой ролик. Это решается при помощи внешнего микрофона и контроля звука. Специальный разветвитель, в котором в один разъём вставляется микрофон, а во второй — наушник, позволит прослушивать качество звука во время съёмки. Если такой возможности нет, надо сделать тестовую запись. Если всё хорошо, пишем дальше. Если у вас нет даже микрофона, а записать нужно, найдите для съёмок максимально тихое место. Обратите внимание, чтобы не было фоновых шумов: кондиционеров, кофемашин, музыки.

2. Нечитаемые титры

С титрами бывает много проблем. Во-первых, оформление и дизайн: цвет не должен быть слишком ярким, он должен легко восприниматься — крупные буквы и минимум текста. Чтобы глаза успели считать информацию с титров, не углубляясь в чтение. То есть зритель смотрит на картинку, но краем глаза видит и понимает текст. Главное правило: одна мысль — одно предложение. Предложения должны быть очень ёмкими: четыре-пять слов. Шрифт должен быть понятен, быстро читаем. Проверяйте на себе: успеваете ли вы прочесть или нет.

3. «Дышащие» кадры

Это ошибка при съёмке, когда «скачут» яркость (то ярко, то темно) или фокус (то чётко, то расплывчато). Это бывает из-за того, что вы снимаете видео в автоматическом режиме. Но и решается этот вопрос очень просто: нужно скачать приложение. Для смартфонов на Android есть Open Camera, для IOS есть ProMovie. Они позволяют заблокировать яркость и фокус во время съёмки. Кадр никак не будет меняться. Некоторые смартфоны уже выпускаются со встроенной функцией блокировки.

4. Отказ от штатива или электронного стабилизатора

Трясущийся кадр — это плохо в принципе, но главным образом по двум причинам. Во-первых, очень тяжело смотреть. Во-вторых, видео воспринимается как непрофессиональное. Всегда используем штатив или электронный стабилизатор. Возможно, ваша камера на смартфоне уже поддерживает стабилизацию. В таком случае не забывайте ее включить. Тряска камеры допустима только в экстренных случаях: теракт, пожар, когда корреспондент вынужден бежать и что-то снимать на ходу. Тогда тряска будет нормально восприниматься. Если же мы снимаем какое-то спокойное событие, нужно обязательно использовать штатив.

5. Нарушение динамики монтажа

Иногда появляются ролики со слишком динамичным монтажом на такую тему, где это совсем не нужно. Если вы снимаете видео про экшен, спорт, экстрим, там допустим динамичный монтаж. Если же это концерт симфонической музыки, то там неприемлема излишняя динамика. Это будет смотреться глупо. В мобильном captiоn-видео приветствуется крупный план. Их нужно снимать как можно больше. Что-то, что говорит либо о профессии героя, либо о ситуации, либо о чувствах. К примеру, вы снимаете историю сапожника. У сапожников обычно большие, крепкие, огрубевшие, немножко скрюченные пальцы. Они сразу расскажут о человеке очень многое. Глаза, руки — это всегда хорошо смотрится.

6. Начало, середина и конец видео

Зритель принимает решение — смотреть ему видео или нет — за несколько секунд. Он листает ленту и останавливается на публикации, если увидел что-то интересное. Поэтому первый кадр обязательно должен быть цепляющим. Про него всегда нужно думать. Если у нас первым кадром стоит какое-то заседание с общего плана, зритель надолго не задержится. Поэтому интересное начало, хорошая середина и логическое завершение — это три столпа, на которых держится классный материал.

7. Нарушена логика материала

Иногда авторы не ставят чёткую тему в своих материалах, потому что у них самих нет понимания, о чём должен рассказывать ролик. Тема может быть обширна, но для видео её нужно конкретизировать. К примеру, буллинг подростков в школе. Нужно взять какое-то одно направление. Допустим, историю парня, пережившего травлю. Что с ним произошло? Как он её пережил? Кто ему помог? Любые истории должны показываться через человека — как это на нём отразилось и что из этого получилось. Любая новость, любая информация будет интересна людям, если они поймут, как это отразится на их жизни. Поэтому логика рассказа должна быть достаточно узкой, с чётким месседжем.

8. Длинные синхроны

Для caption-видео, для репортажей существуют определённые стандарты. «Говорящая голова» в кадре дольше 20 секунд уже не смотрится. Это тяжело воспринимать на слух. Поэтому если синхрон получается длиннее, его лучше перекрыть кадрами — пусть спикер говорит дальше, остаётся голос, но меняется картинка. Важно заранее составить сценарный план материала, понять, о чём именно будет ваш ролик. Когда мы приходим на съёмки интервью неподготовленными, мы не знаем, что нам скажет спикер, как это будет, чего мы вообще от него хотим. Нужно заранее подготовить спикера. Объяснить, что мы не можем ставить длинные интервью. Задавать вопросы таким образом, чтобы спикер на них ответил так, как нам нужно. Это, конечно, большое искусство — брать интервью, но нужно тренироваться.

9. Искажение реальности

Монтаж — это такая вещь, которая может поменять восприятие на 180 градусов. К примеру, вы приехали на съёмку в дом. Видите, что здесь всё плохо, он практически разрушен. Но вам внезапно говорят, что нужно снять, как здесь хорошо. Вы можете выбрать более-менее приличные кадры. И показать, что здесь всё не так плохо. Это уже манипуляция. То же самое можно сделать и для того, чтобы очернить. Допустим, вы снимаете дом, в котором течёт труба. Может быть, она вообще впервые сломалась, но приехали журналисты, отсняли крупным планом трубу, которая течёт. Зато не показали дом целиком. Это тоже странно. Нужно соблюдать баланс. Понимать, что съёмка и монтаж могут искажать реальность.

10. Нарушение этики

Этические принципы должны быть у любого человека, который создаёт контент. Вы должны понимать, что детей без разрешения родителей снимать нельзя. Человека, который находится в состоянии аффекта, — тоже. Мы берём на себя ответственность за своего героя. Может быть, вам даже дали согласие на съёмку. Но если вы видите, что человек не может сейчас трезво оценивать ситуацию, — лучше откажитесь. Ведь ваш герой может потом об этом пожалеть. Нужно быть человечным. Не просто снимать, а думать: как это отразится на моих героях? Не будет ли им плохо потом?

Для того чтобы снять хороший видеоролик, не обязательно покупать дорогое профессиональное оборудование. Достаточно взять смартфон, мобильный штатив и микрофон, установить несколько специальных приложений для съёмки, монтажа и обработки — этого набора достаточно, чтобы качество материала было близко к профессиональному.

Об этом Марат Садыков, опытный продюсер, журналист, оператор-монтажёр, рассказал участникам тренинга по съёмке и монтажу видео на мобильных устройствах. «Новый репортёр» поговорил с тренером и составил список 10 самых распространённых ошибок при подготовке, съёмках, монтаже и обработке видео.

1. Плохой звук

Плохой звук при съёмке, особенно во время интервью, когда человека невозможно слушать, — это беда. Зритель не будет смотреть такой ролик. Это решается при помощи внешнего микрофона и контроля звука. Специальный разветвитель, в котором в один разъём вставляется микрофон, а во второй — наушник, позволит прослушивать качество звука во время съёмки. Если такой возможности нет, надо сделать тестовую запись. Если всё хорошо, пишем дальше. Если у вас нет даже микрофона, а записать нужно, найдите для съёмок максимально тихое место. Обратите внимание, чтобы не было фоновых шумов: кондиционеров, кофемашин, музыки.

2. Нечитаемые титры

С титрами бывает много проблем. Во-первых, оформление и дизайн: цвет не должен быть слишком ярким, он должен легко восприниматься — крупные буквы и минимум текста. Чтобы глаза успели считать информацию с титров, не углубляясь в чтение. То есть зритель смотрит на картинку, но краем глаза видит и понимает текст. Главное правило: одна мысль — одно предложение. Предложения должны быть очень ёмкими: четыре-пять слов. Шрифт должен быть понятен, быстро читаем. Проверяйте на себе: успеваете ли вы прочесть или нет.

3. «Дышащие» кадры

Это ошибка при съёмке, когда «скачут» яркость (то ярко, то темно) или фокус (то чётко, то расплывчато). Это бывает из-за того, что вы снимаете видео в автоматическом режиме. Но и решается этот вопрос очень просто: нужно скачать приложение. Для смартфонов на Android есть Open Camera, для IOS есть ProMovie. Они позволяют заблокировать яркость и фокус во время съёмки. Кадр никак не будет меняться. Некоторые смартфоны уже выпускаются со встроенной функцией блокировки.

4. Отказ от штатива или электронного стабилизатора

Трясущийся кадр — это плохо в принципе, но главным образом по двум причинам. Во-первых, очень тяжело смотреть. Во-вторых, видео воспринимается как непрофессиональное. Всегда используем штатив или электронный стабилизатор. Возможно, ваша камера на смартфоне уже поддерживает стабилизацию. В таком случае не забывайте ее включить. Тряска камеры допустима только в экстренных случаях: теракт, пожар, когда корреспондент вынужден бежать и что-то снимать на ходу. Тогда тряска будет нормально восприниматься. Если же мы снимаем какое-то спокойное событие, нужно обязательно использовать штатив.

5. Нарушение динамики монтажа

Иногда появляются ролики со слишком динамичным монтажом на такую тему, где это совсем не нужно. Если вы снимаете видео про экшен, спорт, экстрим, там допустим динамичный монтаж. Если же это концерт симфонической музыки, то там неприемлема излишняя динамика. Это будет смотреться глупо. В мобильном captiоn-видео приветствуется крупный план. Их нужно снимать как можно больше. Что-то, что говорит либо о профессии героя, либо о ситуации, либо о чувствах. К примеру, вы снимаете историю сапожника. У сапожников обычно большие, крепкие, огрубевшие, немножко скрюченные пальцы. Они сразу расскажут о человеке очень многое. Глаза, руки — это всегда хорошо смотрится.

6. Начало, середина и конец видео

Зритель принимает решение — смотреть ему видео или нет — за несколько секунд. Он листает ленту и останавливается на публикации, если увидел что-то интересное. Поэтому первый кадр обязательно должен быть цепляющим. Про него всегда нужно думать. Если у нас первым кадром стоит какое-то заседание с общего плана, зритель надолго не задержится. Поэтому интересное начало, хорошая середина и логическое завершение — это три столпа, на которых держится классный материал.

7. Нарушена логика материала

Иногда авторы не ставят чёткую тему в своих материалах, потому что у них самих нет понимания, о чём должен рассказывать ролик. Тема может быть обширна, но для видео её нужно конкретизировать. К примеру, буллинг подростков в школе. Нужно взять какое-то одно направление. Допустим, историю парня, пережившего травлю. Что с ним произошло? Как он её пережил? Кто ему помог? Любые истории должны показываться через человека — как это на нём отразилось и что из этого получилось. Любая новость, любая информация будет интересна людям, если они поймут, как это отразится на их жизни. Поэтому логика рассказа должна быть достаточно узкой, с чётким месседжем.

8. Длинные синхроны

Для caption-видео, для репортажей существуют определённые стандарты. «Говорящая голова» в кадре дольше 20 секунд уже не смотрится. Это тяжело воспринимать на слух. Поэтому если синхрон получается длиннее, его лучше перекрыть кадрами — пусть спикер говорит дальше, остаётся голос, но меняется картинка. Важно заранее составить сценарный план материала, понять, о чём именно будет ваш ролик. Когда мы приходим на съёмки интервью неподготовленными, мы не знаем, что нам скажет спикер, как это будет, чего мы вообще от него хотим. Нужно заранее подготовить спикера. Объяснить, что мы не можем ставить длинные интервью. Задавать вопросы таким образом, чтобы спикер на них ответил так, как нам нужно. Это, конечно, большое искусство — брать интервью, но нужно тренироваться.

9. Искажение реальности

Монтаж — это такая вещь, которая может поменять восприятие на 180 градусов. К примеру, вы приехали на съёмку в дом. Видите, что здесь всё плохо, он практически разрушен. Но вам внезапно говорят, что нужно снять, как здесь хорошо. Вы можете выбрать более-менее приличные кадры. И показать, что здесь всё не так плохо. Это уже манипуляция. То же самое можно сделать и для того, чтобы очернить. Допустим, вы снимаете дом, в котором течёт труба. Может быть, она вообще впервые сломалась, но приехали журналисты, отсняли крупным планом трубу, которая течёт. Зато не показали дом целиком. Это тоже странно. Нужно соблюдать баланс. Понимать, что съёмка и монтаж могут искажать реальность.

10. Нарушение этики

Этические принципы должны быть у любого человека, который создаёт контент. Вы должны понимать, что детей без разрешения родителей снимать нельзя. Человека, который находится в состоянии аффекта, — тоже. Мы берём на себя ответственность за своего героя. Может быть, вам даже дали согласие на съёмку. Но если вы видите, что человек не может сейчас трезво оценивать ситуацию, — лучше откажитесь. Ведь ваш герой может потом об этом пожалеть. Нужно быть человечным. Не просто снимать, а думать: как это отразится на моих героях? Не будет ли им плохо потом?

Невозможно сразу научиться что-то делать идеально. На пути к идеальным кадрам стоит очень много граблей, на которые вы можете наступать сами либо посмотреть, как наступают другие, и не повторять их ошибок. 

Ошибки настроек фотоаппарата

#1. Учиться фотографировать по инструкции к фотоаппарату. Дело в том, что в инструкции вы найдете всю информацию о функциях, которыми нашпигована ваша камера, но пользоваться ими с умом вы научитесь только тогда, когда будете знать, какой творческой задаче соответствует тот или иной режим, та или иная настройка камеры. А этого в инструкции, увы, не пишут. Лучше учиться у опытных фотографов или, на худой конец, по роликам с ютуба. А в инструкцию заглядывать тогда, когда не можете у себя найти режим Bulb или режим автоматической фокусировки.

#2. Снимать на автоматическом режиме. Если вы хотите стать продвинутым пользователем своей камеры, начните управлять ей и не допускайте, чтобы она управляла вами. Только вы знаете, хотите вы размыть огни ночного города или превратить их в остроконечные звезды. Поставить задачу перед камерой можно при помощи ручных настроек. В первом случае используя открытую диафрагму, а во втором – длинную выдержку.

#3. Игнорировать режим автоматической фокусировки. Если режим съемки лучше выбирать вручную, то фокусироваться лучше автоматически, не тратя времени на фокусировку перед каждым кадром. Обычно переключение режима фокусировки находится на объективе.

#4. Снимать слишком шумные кадры. Обычно шумные кадры получаются тогда, когда в помещении недостаточно света. Можно добавить света, увеличить светочувствительность до рабочего значения (на любительских камерах до 800, а на профессиональных – даже до 8000) или воспользоваться внешней вспышкой. Если превысить рабочее значение ISO, снимок получится шумным, но это можно исправить в редакторе, если снимали в RAW-формате). А если снимаете в JPG, света нет и внешней вспышки тоже, но кадр упустить не хочется – снимайте и так: шумные кадры нынче в моде. Их не примут на фотостоки, но на память они останутся.

#5. Пересвечивать снимки. За пересветы нужно бить по рукам, так как выбеленные участки фото уже не восстановить даже в фотошопе. Лучше замерять экспозицию по светлым участкам фото, даже если темные превращаются в черное пятно. В тенях камера любого динамического диапазона хранит больше информации, чем в светах. Ее потом можно вытянуть при обработке, если вы снимали в RAW.

#6. Промахиваться фокусом мимо главного объекта. Например, при съемке портрета фокус может убежать с глаз на волосы, талию или вообще на задний план. Для того, чтобы камера концентрировалась на нужном объекте, включите режим автофокусировки в единой точке. Сфокусируйтесь на главном объекте, а потом компонуйте кадр и дожимайте кнопку спуска. Убедитесь, что кадр получился и фокус на месте.

#7. Использовать автоматический баланс белого. Если вы не будете настраивать баланс белого вручную, у вас снег будет то синим, то серым, то желтым – в зависимости от температуры освещения. Конечно, баланс белого можно подкорректировать и при обработке, но если вы не умеете обрабатывать или не хотите тратить на это время, то лучше выставить пользовательский баланс белого по белому листу, серой карте или даже пакету из магазина – и снимать серию, в которой будут естественные цвета. Как настроить пользовательский баланс белого, мы подробно писали ранее в блоге.

#8. Снимать на длинной выдержке без штатива. Если вы хотите снять сюжет на длинной выдержке, вы должны поставить свою камеру на опору и лучше даже воспользоваться тросиком для дистанционного спуска кнопки затвора, чтобы камера на протяжении съемки была обездвижена. Иначе вы можете получить смазанное фото.

#9. Снимать с короткой выдержкой в темном помещении. За короткое время на матрицу фотоаппарата попадает слишком мало света, поэтому снимки получаются темными. Нужно приоткрыть диафрагму или добавить света, чтобы снять сюжет, требующий замораживания движения в кадре.

#10. Снимать нерезкие кадры, допускать смазы и шевеленку там, где это не запланировано. Если вы снимаете движущиеся объекты (активных детей, животных, спортсменов) и не можете попросить их замереть в определенной позе, используйте следящий автофокус и выдержку покороче (если хватает света). А при съемке с рук не стоит использовать выдержку длиннее обратной величины фокусного расстояния объектива (для полнокадровых камер). То есть если вы снимаете на объектив 50 мм, то выдержку ставьте не длиннее 1/50 секунды (для кропнутых камер и того короче). Кроме фокусного расстояния и матрицы, на максимальную длину выдержки при съемке с рук без смаза влияет скорость передвижения объекта съемки, наличие оптического стабилизатора в объективе, масса фотоаппарата, физподготовка, опыт и состояние фотографа.

#11. Забыть включить серийную съемку в самый ответственный момент. Если вы снимаете репортаж событий, которые невозможно повторить, используйте серийную съемку. Иначе рискуете упустить самые важные моменты события. Для серийной съемки у вас должна быть флешка с высокой скоростью записи и большим объемом памяти.

#12. Снимать в JPG. Если вы дочитали до этого пункта, то не раз уже встретили упоминание про формат RAW, который дает безграничные возможности для постобработки. В нем и шумы можно убрать, и восстановить цвет закатного неба, и детально отретушировать кожу. Но этот формат много весит и нуждается в конвертации для обработки, публикации и печати. Если вы новичок и не умеете обрабатывать фотографии, снимайте в JPG. Но если вы хотя бы умеете двигать ползунки в Camera Raw, Capture One или Lightroom, не жертвуйте качеством, уделите немного времени обработке – и вы получите крутые кадры!

Ошибки использования фототехники

#13. Купить профессиональную полнокадровую камеру за огромные деньги и не найти в ней режима «Шедевр». Некоторые фотографы, недовольные своими фотографиями, списывают все на технику и тратят деньги на новую камеру, когда лучше было бы их потратить на обучение. Дорогая камера выдает шедевры только в руках опытного пользователя.

#14. Купить камеру с рук, не проверив ее ресурс. Дело в том, что проверить матрицу фотоаппарата на битые, горячие и холодные пиксели, а также на количество отснятых кадров новичку будет довольно сложно. А умелый фотограф или работник сервисного центра сможет при определенных настройках фотоаппарата проверить матрицу и узнать пробег фотоаппарата при помощи специального приложения. Поскольку у камеры ресурс не безграничен (у любительских от 15 тысяч кадров, а у профессиональных от 150 тысяч кадров), новичку лучше покупать новую камеру.

#15. Опасаться «бэушных» объективов. Если камеру протестировать довольно сложно, то бэушный объектив брать не так страшно. Проверить, как фокусируется объектив и нет ли на нем механических повреждений, под силу даже новичку. К тому же, объективы часто продают те, кто купил его, но совсем не пользовался, так как в рюкзаке у фотографа бывает от пяти до десяти разных объективов. 

#16. Купить «универсальный» объектив 18-250 мм, охватывающий наиболее популярные фокусные расстояния, чтобы бесконечно не менять фиксы. Вообще-то такой зум очень медленный, тяжелый и темный, что сводит его универсальность на нет. На самом деле светосильный и компактный портретник 50 мм – вот что наиболее универсально. Ну а если все же зум, то 24-70 мм – отличный вариант!

#17. Брать на портретную съемку ширик, а на интерьерную – телевик. Выбирайте объектив с фокусным расстоянием, наиболее подходящим для задачи и объекта съемки. Объективы в зависимости от фокусного расстояния не просто приближают или отдаляют картинку, они по-разному работают с пространством. Широкоугольные объективы будто бы отдаляют объекты друг от друга, захватывая в кадр больше пространства за счет широкого угла обзора. Именно поэтому интерьер малогабаритной кухни или ванной нужно снимать на ширик: все влезет в кадр и даже останется место для танцев. Ширик также подойдет для съемки группового портрета в небольшом помещении, где нет возможности отойти подальше. А вот телевик подойдет для репортажки и съемки дикой природы.

#18. Использовать встроенную вспышку. Многие фотографы навсегда отказываются от встроенной вспышки, так как кадры при ее использовании получаются плоские, без теней. А помните красные глаза? Это все тоже побочный эффект от вспышки в лоб. Есть несколько случаев, когда использовать вспышку все-таки можно: при контровом свете, чтобы подсветить модель, или при ночной съемке, уменьшив мощность вспышки и прикрыв ее салфеткой. Но во всех этих случаях все равно лучше иметь внешнюю вспышку, которая обеспечит боковое освещение и необходимый объем и глубину кадра за счет прорисовки теней.

#19. Не пользоваться штативом. Штатив – это вещь, без которой обходятся многие фотографы, используя подручные опоры: перила, скамейки, подоконники. Но куда удобнее и надежнее использовать штатив, который дает возможность снимать разные сюжеты: движение звезд на небе, рисование светом, левитацию и т. д.

#20. Не использовать отражатель. Этот аксессуар стоит копейки, а роль по работе со светом исполняет колоссальную. Правда, его даже не всегда нужно покупать – для портретной съемки можно использовать солнцезащитный экран от автомобиля, а для предметной и фуд-съемки подойдет даже обычная пищевая фольга!

#21. Не купить защитный светофильтр на объектив. Разных фильтров существует множество (нейтральный, градиентный, поляризационный, и т. д.), но творчески их используют далеко не все фотографы. А вот защитный фильтр – это мастхэв для каждого фотографа, так как он предохраняет объектив от пыли, грязи, детских пальчиков и, главное, от механических повреждений! 

#22. Брать для путешествий зеркалку. Если вы любите трэвел-фотографию, то лучше покупать беззеркальный фотоаппарат: эта камера намного легче и удобнее для съемки в путешествии, а по характеристикам обычно не уступает зеркальным фотоаппаратам.

Ошибки работы со светом

#23. Снимать в полуденный зной.  Понимая, что для хорошей фотографии нужен свет, новички часто берут камеру и бегут снимать прямо в полдень. Свет же есть! Причем самый яркий. Но солнце в зените дает жесткий свет и черные тени, с которыми часто не справляются даже опытные фотографы. Поэтому в полдень лучше снимать в тени. Ну а лучшее время для съемки – полтора часа после восхода солнца и за полтора часа до заката солнца. Еще красивый свет можно наблюдать в синий час – сумерки. Но и в темноте можно научиться получать красивые кадры, но это так же сложно, как и в полдень.

#24. Фоткать портреты без учета освещения. Умение выбрать ракурс, точку съемки в зависимости от освещения – это очень важный скил фотографа-портретиста. В зависимости от света у модели могут прорисоваться все морщинки и прыщики (при жестком боковом освещении), а можно так снять, что их даже не придется ретушировать (при мягком освещении).

#25. Не принимать во внимание свет, его направление, угол падения, интенсивность, цветовую температуру. Игнорировать важные характеристики света нельзя, если хочешь стать хорошим фотографом и получать хорошие кадры почти всегда, а не тогда, когда повезло. Здесь нужно много практики, насмотренности и несколько практических уроков по работе с естественным и искусственным светом.

#26. Приезжать на место съемки впервые в день съемки. Начинающий фотограф всегда должен ознакомиться с локацией заранее, посмотреть, как расположено солнце в разное время суток, как ложится свет и уже потом планировать и проводить съемки в данном месте. Пусть даже это будет одно единственное место на протяжении всей фотосессии, но все фото серии будут красивые, чем вы отснимете много фото в поисках идеальной локации, но все фотографии получатся неудачными.

#27. Бояться работать со студийным светом. Чтобы заказать оборудование в студии, нужно, конечно, знать, чем отличается портретная тарелка от софтбокса, а пилотный свет от импульсного. Но из-за незнания или отсутствия опыта работы в студии лишать себя красивых фотографий как минимум на то время, когда в наших широтах нет солнца, очень жестоко. Вот вам семь правил эффективной работы в фотостудии.

Ошибки композиции

#28. Снимать фото, пришедшее вам в голову в первую секунду. Это обычно самый банальный кадр. Лучше подумайте, прикиньте, обойдите объект с разных сторон, присядьте и посмотрите на объект свежим взглядом. Не стоит штамповать одинаковые снимки достопримечательностей с кучей туристов на фоне. Лучше заранее подумать, как и в какое время можно получить интересный кадр всеми перефотканной Эйфелевой башни либо другого популярного места.

#29. Располагать главный объект по центру кадра. Новички обычно располагают главный объект по центру, но с течением времени понимают, что кадр смотрится лучше, если располагать объекты по правилу третей. Однако пока придет это понимание, проходит много времени. И еще больше проходит времени до того момента, когда фотограф снова начинает нарушать правило третей, но уже с умом. 

#30. Снимать кадры, по которым непонятно, «что хотел сказать автор».  У новичков часто выходят снимки ни о чем, когда непонятно, что главное в кадре. Ошибка расстановки акцентов появляется потому, что автор не задал себе вопрос: «Что я снимаю и зачем я снимаю?» Как только вы поняли, что цепануло вас и будет цеплять взгляд зрителя, тогда формируйте кадр, акцентируясь на главном объекте, и только тогда нажимайте на кнопку.

#31. Заваливать горизонт по поводу и без. В большинстве случаев фотографии требуют ровного горизонта, причем вертикальные объекты в кадре должны быть действительно вертикальными. Только изредка в динамических, экспрессивных сюжетах можно завалить горизонт, чтобы передать взрыв эмоций, движение, взлет или падение.

#32. Располагать горизонт строго по центру кадра.  Делить кадр на две половины линией горизонта не стоит, так как такой кадр вызывает недоумение: что главное и куда смотреть. Если главный объект находится на земле, отведите две трети кадра земле, а если красивое небо, тогда посвятите две трети кадра небу.

#33. Располагать линию горизонта по голове или шее модели. Не отрезайте  голову модели линией горизонта, это выглядит неэстетично. Лучше разместите горизонт выше головы или ниже шеи. И если в кадре акцент на модели, то фон можно немного подразмыть.

#34. Снимать только вертикальные или горизонтальные снимки. Объекты, которые вытянуты вертикально, необходимо фотографировать вертикально, а горизонтальные объекты, соответственно, горизонтально.

#35. Игнорировать задний и передний план. Не стоит брать в кадр мусор или слишком яркие объекты окружающей среды, отвлекающие внимание зрителя от главного объекта. Лучше скадрировать фото так, чтобы лишние детали не попали в кадр, или придется затирать их в фотошопе.

#36. Упускать из виду деревья, растущие у модели из головы.  Часто новички так увлекаются съемкой, что не успевают контролировать все объекты в кадре. Рожки поставить модели может не только партнер, но и деревья, линии электропередач, столбы и другие конструкции. Будьте внимательны и следите за задним планом!

#37. Фотографировать портреты на фоне ковра или советской секции. Фон для съемки нужно выбирать со вкусом. Если в помещении нет достаточно нейтрального фона, лучше снять семью на улице или у окна с отражателем.

#38. Располагать головы в ряд в групповом портрете. Упорядоченный групповой портрет выглядит скучно. Расположите людей в более хаотическом порядке, в том числе постарайтесь сделать так, чтобы люди и их одежда сочетались между собой (если кто-то один выделяется яркой рубашкой, поставьте его на задний план. 

#39. Перегружать одну часть кадра. Фото должно быть сбалансировано. Если на заднем плане красивая и громоздкая церковь, то на переднем можно расположить цветок, который уравновесит композицию.

Ошибки позирования

#40. Снимать моделей в нелепых позах. Новички бывают не только среди фотографов, но и среди моделей. Поэтому не стоит от подружки ожидать виртуозной позировки, просто дайте ей в руки какой-нибудь предмет, попросите посмотреть вдаль, подумать о новом платье или любимом актере. Не стоит корчить из себя на фото кого-то, кем ты не являешься. Донесите это до модели и попросите просто быть собой.

#41. Искажать пропорции лица и тела модели.  Плоскость лица, руки и ноги должны быть строго перпендикулярна оси объектива. Если вы стоите на три ступеньки выше модели, попросите модель поднять голову (не только глаза), чтобы у модели не вышел огромный нос и крошечные ноги.

#42. Заставлять героев позировать вместо того, чтобы задать направление, вызвать настоящие эмоции. Например, при съемке лавстори не стоит расставлять моделей, укладывать их руки в обнимательные позы, заставлять целоваться. Просто общайтесь с героями, шутите, просите прошептать что-нибудь друг другу на ушко, пусть даже неприличное – все это вызывает искренние эмоции, которые вам останется только запечатлеть.

#43. Использовать ракурсы, при которых у модели не видно шеи.  Шея стройнит человека, поэтому желательно, чтобы она была в кадре

#44. Снимать складки шеи, живота. Лучше попросите поднять подбородок, втянуть или прикрыть живот. Складки на шее, которые образуются при повороте головы, лучше прикрыть воротником, шарфом или волосами.

#45. Снимать людей и, особенно, детей с высоты собственного роста.  Присядьте или даже прилягте на уровень глаз ребенка – и вы снимите кадры, не нарушающие пропорций ребенка. А если снимаете женский портрет в полный рост, лучше взять точку съемки ниже глаз и даже талии модели, чтобы ноги казались стройнее.

#46. Использовать прямые ракурсы. Лучше использовать поворот туловища и лица на три четверти, – это дает возможность свету прорисовать тени и сделать портрет более объемным.

#47. Снимать модель со стороны плеча, когда рука прижата к туловищу. Это очень полнит модель. То же самое относится и к ляжкам, прижатым в сиденью. Следите за этим, чтобы потом модель сама себе понравилась на фотографии и никто не подумал, что вы снимаете только пухляшек.

#48. Снимать модель, когда конечности модели направлены на фотографа. Не стоит зрительно укорачивать ноги и руки модели таким невыгодным ракурсом.

#49. Не снимайте моделей с неестественным выражением лица. Губки бантиком или уточкой уже не в моде, но и страстно приоткрытые губы тоже бывают не всегда к месту.

Ошибки кадрирования

#50. Кадрировать снимок по суставам модели.  Не стоит делать из модели инвалида. Это очень неприятный эффект, который доставляет дискомфорт зрителю.

#51. Пересекать конечности вдоль.  Это делает модель толстушкой, так как заставляет представить, что за кадром осталась большая часть ноги или руки.

#52. Отрезать кусочки модели. Пальцы ног и рук, волосы, край платья, шляпки – все это должно полностью попасть в кадр. Исключение составляет фэшн-фотография, где правила кадрирования нарушаются в соответствии с требованиями жанра.

#53. Слишком плотно зажимать объект в кадре. Не стоит обрезать лоб или упирать голову модели в верхнюю границу кадра, если передача напряженности и дискомфорта не входит в задачу фотографа. Не зажимайте объект, оставляйте больше воздуха в кадре, лучше потом обрезать снимок при кадрировании в фотошопе.

#54. Оставлять слишком много лишнего в кадре. Не оставляйте слишком много пустого пространства вокруг объекта, не впускайте в кадр слишком много деталей, не относящихся к объекту съемки.

Ошибки обработки

#55. Не обрабатывать свои фото вообще. Не ленитесь, старайтесь улучшить свои фотографии при помощи обработки. Даже пару минут в фотошопе для минимальной цветокоррекции и добавления перспективы сразу улучшат ваши фото.

#56. Использовать кислотные цвета в обработке. Это безвкусица. Чтобы найти свой стиль в обработке, присмотритесь к работам, которые вам нравятся, сходите на мастер-класс по обработке и много практикуйтесь в фотошопе.

#57. Пережаривать изображение. Перебарщивать с контрастом и насыщенностью не стоит, сейчас даже в инстаграме больше лайков получают фоточки с бледной обработкой.

#58. Перевирать цвета. Если фон или стена в студии была белой, то и на фото откорректируйте баланс белого и доведите цвет на фото до желаемой белизны.

#59. Замыливать кожу.  Текстура кожи при обработке должна оставаться естественной. Вы же фотографируете людей, а не манекенов. Но такая детальная ретушь требует хорошей подготовки и опыта в фотошопе.

#60. Оставлять цветовые рефлексы на коже. При съемке на цветном фоне не избежать цветовых рефлексов. Но не делайте ошибку, оставляя неестественный скинтон, исправляйте косяки в редакторе, чтобы модели не были похожи на инопланетян. 

#61. Поработать над скинтоном лица, но забыть по шею и руки. Цвет кожи человека должен быть более менее ровным. В том числе он не должен резко отличаться у разных моделей в одном кадре. Например, если у девушки кожа загорелая, а у парня бледная с покраснениями, нужно привести кожу партнеров к одному гармоничному скинтону.

#62. Оставлять следы от одежды. Когда модель раздевается для съемки, на коже может остаться след от бретелей, колгот, носков. Это все обязательно нужно отретушировать.

#63. Переводить фото в Ч/Б в любой непонятной ситуации. Черно-белая фотография существует по своим законам. И это не значит, что любой неудачный кадр можно спасти, просто переведя его в ч/б.

#64. Грузить слишком большие по объемы фото в интернет. Для публикации достаточно качества в 1600 пикселей по большей стороне.

Ошибки недальновидности

#65. Делать слишком много дублей или только один снимок.  Если вы сделаете только один снимок и он получится неудачным, то вы потеряете момент навсегда. Но если вы будете делать миллион снимков одного объекта, то вы потеряете полжизни на отбор и обработку отснятого материала. Старайтесь сперва обдумывать фото, а потом реализовывать его в нескольких кадрах.

#66. Не почистить объектив.  Обидно потом на всех кадрах получить темное пятно в одном и том же месте. И еще потом потратить кучу времени на обработку.

#67. Забыть проверить настройки фотоаппарата перед съемкой. Взяли фотоаппарат в руки – проверьте настройки. Ну, представьте себе: снимали вы вчера свадьбу в ресторане на ISO 12800 при диафрагме 2,8. А потом проспались и пришли в светлый и просторный зал детского садика фотографировать ребятишек. Естественно, в ходе работы вы будете удивлены тем, что снимки получаются явно пересвеченными. Хорошо, если вы сразу обратите на это внимание, а не дома, уже в ходе постобработки на компьютере, когда еще и зернистость полезет…

#68. Не вставить в фотокамеру карту памяти. Такой косяк может и всю съемку сорвать. Когда скинули фотки с карты на компьютер, сразу же верните пустую карту назад в фотоаппарат.

#69. Забыть скинуть фотографии на компьютер.  Пришли вы на съемку, а карта забита старыми фотками. И удалить нельзя, и сфоткать ничего не получается. Возьмите себе за правило сразу после съемки скидывать все фото на компьютер и очищать карту от старых фоток.

#70. Не иметь при себе запасную карту памяти. Вот снимаете вы свадьбу и в самый ответственный момент первого танца молодых у вас заканчивается место на флешке. Что делать? Все. Конец. Не допускайте этого и всегда имейте при себе запасную пустую карту памяти.

#71. Не подзарядить аккумулятор фотоаппарата.  Приехать на съемку и обнаружить, что фотоаппарат разрядился – что может быть хуже!? Будьте предусмотрительны и не допускайте таких случаев.

#72. Забыть дополнительные аккумуляторы для фотокамеры. Взабрались вы на Монблан, а фотоаппарат разрядился вконец. А вы берете и достаете запасной аккумулятор – и ваше восхождение будет отображено во всей красе!

#73. Скидывать фото с камеры на компьютер через кабель.  На самом деле лучше купить карт-ридер – через него это делается куда быстрее!

#74. Не сделать бэкап фотоархива. Техника не вечна, жесткий диск вашего компьютера может полететь. Не рискуйте остаться без своего фотоархива. Дублируйте свои фотографии в облаке и на внешнем диске.

#75. Дать камере разбиться.  Не допускайте ситуаций, в которых ваша камера не застрахована от падения. Пользуйтесь разгрузкой, вешайте камеру на шею. Не оставляйте камеру там, где до нее могут дотянуться дети или животные.

#76. Не иметь при себе запасной камеры на ответственной съемке. Бывает всякое. Если вы уже работаете фотографом, то купите еще одну камеру, чтобы не менять все время объективы. Да и она вас выручит, если вдруг что-то случиться с вашей рабочей лошадкой.

Ошибки ведения фотобизнеса

#77. Не решаться начать фотографировать за деньги. Дело в том, что мешать вам может целая куча причин: неудовлетворенность собственными работами, излишняя самокритичность, психологические комплексы, страх перемен, отсутствие обратной связи и другие тараканы в голове. Но если вы хотите стать фотографом, нужно преодолеть те преграды, которые стоят у вас на пути. Как начать фотографировать за деньги, мы писали подробно в блоге.

#78. Не пополнять портфолио. Если вы составили портфолио три года назад и за это время не закинули туда ни одной свежей фоточки, это говорит новому заказчику о том, что фотограф перестал развиваться: либо штампует то же самое, что и три года назад, либо вообще закинул камеру на полку. Пополняйте портфолио лучшими кадрами постоянно, привнося в него свежие идеи, места и лица.

#79. Мешать в портфолио личные фото и коммерческие съемки. Если это ваш рабочий аккаунт в соцсетях, вы можете изредка добавлять в ваши посты ваши личные фото: вы за работой, вы на съемке, вы отдыхаете после обработки. Но не стоит постить в рабочий аккаунт фоточки с юбилея мамы или встречи выпускников.

#80. Размещать в портфолио более 10 снимков с одной съемки. Не утомляйте потенциальных заказчиков просмотром миллионов фотографий с одной свадьбы. Ведь у вас есть всего 3 секунды на первое впечатление, поэтому в самом начале и в самом конце разместите самые лучшие ваши работы, а между ними разноплановые кадры с разных съемок.

#81. Добавлять в портфолио слишком много однотипных снимков. Отберите самые яркие и удачные кадры, заставьте клиента пролистать ваше портфолио от корки до корки, не убивайте однообразием наповал.

#82. Фотографировать всех бесплатно, на условиях TFP. Чтобы наработать портфолио, многие снимают моделей бесплатно. Обычно на объявления такого рода откликаются начинающие модели, которые хотели бы побольше красивых фоточек в инстаграм. Возможно, для того, чтобы научиться работать с моделью, искать удачные ракурсы, свет, локации и отрабатывать навыки портретной съемки на живой модели, это будет отличный вариант. Может, даже получится отобрать несколько удачных работ для портфолио. Но нельзя фотографировать всех друзей и знакомых, всех, кто откликнется на объявление и предложит себя в качестве модели, боясь кого-то обидеть. Фотографировать бесплатно можно только действительно портфолийных моделей, которые смогут хорошо подготовиться и отработать съемку.

#83. Не продвигать свое портфолио. Мало наполнить портфолио, его нужно рекламировать, показывать потенциальным клиентам в интернете. Глупо наполнить сайт и ждать, пока его найдут потенциальные заказчики.

#84. Не размещать свое портфолио на фотосайтах. Подборку своих лучших работ нужно опубликовать на тематических сайтах, где заказчики ищут фотографов для проведения съемки. Так будет проще найти себе клиентов.

#85. Размещать в портфолио свадебные кадры вместе с фуд-фото, а фэшн-снимки рядом с фотографиями котиков. Лучше позиционировать себя как фэшн-фотографа и постить только фэшн-фото. Или если уже мешать, то те жанры, которые сочетаются между собой: предметка и портрет, трэвел и портрет, пейзаж и дикая природа, свадьбы и портрет. Некоторым фотографам это неплохо удается.

#86. Демпинговать рынок фотоуслуг. Конечно, у заказчиков может быть масса различных отговорок. Например, «бюджет не предусматривает такие расходы» или «у нас сейчас нет денег». Или вот так еще вам могут сказать: «На данный период мы готовы заплатить вам 200 рублей за фотографирование 1000 единиц товара для интернет-магазина». Поверьте, это все отговорки, варианты поиска новичка, неопытного студента, который готов работать за считанные копейки. Из такого работника легко выжать силы, как сок из апельсина. Цените свою работу по достоинству, и тогда ваши заказчики ее тоже будут ценить.

#87. Стесняться просить отзывы у заказчиков. Сарафанное радио – это очень хорошо, но его онлайн-версия – это еще круче, так как позволяет рекомендовать фотографа не только близким знакомым, но и всем пользователям интернета. Поэтому просите отзывы у своих заказчиков и публикуйте их у себя на сайте и в соцсетях. Это не скромно, но скромность для фотографа не самое ключевое качество.

#88. Неадекватно реагировать на критику и негативные отзывы. Отзывы могут быть разными, но фотографу важно научиться отсеивать необоснованную критику, а также извлекать пользу из замечаний по поводу фотографий. А еще важно работать с возражениями и негативными отзывами, улаживая конфликты еще до того, как это выльется в интернет. Как реагировать на негатив, мы писали в блоге.

#89. Бояться поднять стоимость своих услуг. Если вы понимаете, что уже выросли, у вас нет свободных дат и времени на обработку, тогда пора поднимать цены.

#90. Словить звезду. Новичку после неожиданного успеха легко зазвездить и надеть корону на голову. Все-таки здоровая самооценка и тяга к саморазвитию – это важные условия формирования творческой личности.

Вот внушительный список из 90 ошибок, которые допускает поголовное большинство начинающих фотографов. Проверьте себя и старайтесь их не допускать в будущем.

P.S. Фотографии в материале несут чисто иллюстративный характер, и авторство не указывается, чтобы не порочить репутацию фотографов.

Поделиться в социальных сетях






27042

📲 Как же правильно снимать на смартфон — полный гайд по фотографии на телефоне


[lwptoc]

Если вы поставили перед собой задачу научиться фотографировать на смартфон, или же вам и вашим близким не нравится получаемый результат, то стоит разобраться в том, что вы делаете не так.

Камеры смартфона

Картинки по запросу "много смартфонов"

Сперва надо уяснить одну простую вещь. Физические параметры камеры первостепенны. Какой бы хорошей ни была бы матрица, какие программные ухищрения не использовались бы при обработке снимков, объективы были и остаются ограничивающим фактором.

Даже по сравнению с обычной «мыльницей» объектив смартфона в разы меньше. В последних моделях камер для смартфонов диаметр первой линзы в лучшем случае составляет 2-3 мм. Кроме этого весь модуль линз также не превышает нескольких миллиметров в высоту.

Представьте, что окно в вашей комнате уменьшилось до размеров листа А3, сколько света будет проникать в помещение? Примерно такой же эффект будет от перехода от «зеркалки» к «мыльнице», а теперь мысленно замените окно на блокнотный лист. В этом случае хоть какая-то видимость будет только в яркий солнечный день. То же самое и с камерами смартфонов.

Аналогичная ситуация с системой линз. Она физически не способна создать те же эффекты, что и зеркальная камера. Размытие фона, эффект боке – все это достигается лишь с полноразмерными объективами. На смартфонах подобный результат возможен лишь с программной обработкой изображений с одной или нескольких камер. Но не стоит ожидать чего-то сверхъестественного. Программы часто ошибаются, захватывают лишние области, или же наоборот оставляют необработанные участки.

Все вышесказанное относится к любой камере смартфона. Если же рассматривать отдельные модели, то можно заметить то, что на самом деле производители используют не так много модулей камер. Большая часть матриц для камер выпускается Sony, Omnivision и Samsung. Разница в качестве снимков достигается за счет применения разных алгоритмов обработки изображений. Уже несколько лет в этом процессе активно участвуют нейронные сети, но суть та же, кто написал программу лучше – тот и в выигрыше.

Забавный факт, несмотря на то, что модули Sony применяются во многих флагманах и показывают отличные результаты, сама компания в своих смартфонах не может достичь того же качества. Как вы могли догадаться, все дело в программной обработке снимков.

Тенденцией последних лет стало использование нескольких модулей камер, иногда даже фронтальная камера обретает дополнительный глазок. Стоит разобраться подробнее в вариантах дополнительных камер.

Виды камер

Картинки по запросу "камера samsung s20 ultra"

Широкоугольный объектив (с коротким фокусом) нужен для создания панорамных снимков. Угол охвата у него больше. Но стоит учитывать то, что при этом искажаются пропорции объектов. Не стоит размещать основной объект съемки где-то с краю. Это не единственный минус. В силу того, что размер линзы небольшой, то на краях полученных изображений можно заметить небольшую размытость.

Полной противоположностью является телеобъектив (с длинным фокусом). Его основной задачей является захват одной удаленной цели. Наглядно продемонстрировать разницу в съемке на разные объективы может пример из Википедии.

Картинки по запросу "широкоугольный объектив"

Снимки расположены в порядке: широкоугольный, нормальный и телеобъектив. В глаза бросается разница в размерах здания. Учитывайте это при съемке, при использовании широкоугольного и телеобъектива желательно выстраивать сцену таким образом, чтобы все объекты находились на одном расстоянии от камеры.

Подвидом телеобъектива являются камеры-перископы. Их главным отличием является расположение матрицы в корпусе, она стоит под углом 90°, система линз также расположена перпендикулярно, это позволяет получить оптическое увеличение 5-10х. Производители часто указывают, что такие камеры способны делать снимки со 100-кратным зумом, но на деле уже после 15-30х качество снимков сильно падает, цифровой зум по сути является обычным растягиванием картинки. При 10х цифровом зуме даже на экране смартфона видно, что изображение чересчур увеличено, если бы не сглаживание, то можно было бы разглядеть отдельные пиксели.

Также встречаются макрообъективы, но они вряд ли кому-то могут пригодиться. С их помощью минимальное фокусное расстояние уменьшается с 5 см до 1.5-2. Как часто вы фотографируете с такого расстояния?

Отдельно стоит выделить датчик глубины (ToF). Он позволяет построить карту глубины, это нужно для последующей обработки фотографии. Зная расстояние до объектов гораздо легче размыть фон. Помимо этого, он нужен для более качественной работы разблокировки по лицу. Подробно об этой технологии можете прочитать в нашем материале.

Используемые технологии

Автофокус

Автофокус является обязательным требованием для получения резких снимков на любом расстоянии. Для его работы необходимо выполнение двух условий, наличие подвижных линз и системы, которая будет определять правильное положение этих линз. Если с первым все предельно просто и понятно, меняем положение линз и вместе с ним фокусное расстояние, то со вторым есть некоторые различия.

Самым простым является контрастный автофокус, он применяется на большинстве камер. Суть его работы заключается в поиске положения линз с наибольшим контрастом. Для каждого кадра просчитывается гистограмма (распределение цветов по яркости), если график имеет нормальное распределение, то кадр считается резким. (На примере видно, что при потере фокуса график становится менее плавным, появляются лишние пики, чем их меньше, тем лучше.) Минусом данной технологии является долгое срабатывание, надо проверить каждое положение линз, это занимает около 1 секунды. Также в условиях недостаточной освещенности автофокус часто промахивается.

Картинки по запросу "pdaf"

Гораздо сложнее устроен фазовый автофокус. В его основе лежит технология с использованием полулинз матрицы. Если в обе части падает свет примерно с одинаковой интенсивностью, то можно считать, что объект в фокусе. Конечно, по одной точке судить не стоит, поэтому на матрице расположены сразу несколько таких пикселей. Дальше всех продвинулась компания Samsung, она разработала технологию Dual Pixel, где каждый пиксель выполняет роль фокусировочного. Фазовый автофокус срабатывает гораздо быстрее, примерно за треть секунды. Но минус все тот же, в темное время суток возможны ложные срабатывания. Зато эта технология позволяет менять фокусное расстояние автоматически, так называемый следящий автофокус.

Картинки по запросу "смартфон с лазерным автофокусом"

Наиболее быстрым является лазерный автофокус, он срабатывает за 0.2 с. Он хорошо справляется даже при недостаточной освещенности. Минусом является то, что при съемке блестящих объектов, или же удаленных на расстояние более 5 метров, стабильность теряется, показания далеки от истины.

Самые последние разработки предполагают использование датчика глубины для определения фокусного расстояния. Эта функция может появиться в смартфонах уже в этом году. Она наиболее точна и позволяет фокусироваться практически мгновенно. Но, как и с лазерным автофокусом, на больших расстояниях точность теряется. Но это не такая большая проблема, для съемки удаленных объектов на смартфонах используется одно крайнее фокусное расстояние.

Оптическая и цифровая стабилизация изображения

Процесс захвата изображения не происходит мгновенно. Чтобы матрица получила достаточно света нужно время. Поэтому днем на улице снимки редко получаются размытыми, света столько, что матрица срабатывает достаточно быстро. Но в темном помещении светочувствительные элементы нужно заряжать дольше, гораздо сложнее удержать смартфон в неподвижном положении. Это особенно важно для режима HDR и ночной съемки. В первом случае создается несколько снимков с разной выдержкой и программно склеиваются в один. Во втором – делается снимок с большой выдержкой, до нескольких секунд, это позволяет захватить больше света и снизить уровень шумов. Без оптической стабилизации результат практически наверняка получится размытым.

Производство модулей с оптической стабилизацией довольно затратное, ей оснащаются лишь флагманские модели. Так что если ваш смартфон лишен этой функции, то постарайтесь как можно лучше зафиксировать камеру, особенно при недостаточной освещенности. Держите смартфон в двух руках, по возможности обопритесь локтями или зафиксируйте смартфон на чем-то неподвижном. В этом случае могут помочь штативы. Не составит труда найти штатив с гибкими ножками, его можно закрепить буквально где угодно, например, на дереве.

Для видеосъемки немаловажным станет наличие функции цифровой стабилизации, а вместе с оптической можно получить очень плавную картинку, по которой и не скажешь, что видео было снято просто с рук. Однако, процесс стабилизации на лету требует значительной процессорной мощности, поэтому пока что такая технология применяется лишь в топовых устройствах.

Размер пикселя, разрешение

Картинки по запросу "108 мп камера"

Мы уже выяснили, что размер оптики и матриц заметно уступает профессиональным решениям, но что делать в этом случае? Есть два пути решения, первый – использовать большие пиксели матрицы, второй – увеличить количество пикселей.

В первом случае увеличивают размер каждого пикселя. Вполне очевидно, что разрешение матрицы не может быть большим. Поэтому матрицы с пикселем 1.8 -2 мкм ограничиваются 12-13 МП. Но это позволяет каждому пикселю захватить больше света.

Другой вариант подразумевает обратное действие, что на первый взгляд противоречит логике. Размер пикселя уменьшают до 0.8 мкм, а разрешение повышают до 48/64/108 МП. Но на самом деле результаты в темное время суток получаются схожими. И вот почему, группы пикселей 2х2 или 3х3 объединяют в один. Таким образом усредненные показания нескольких пикселей дают меньшую погрешность, чем один. А в солнечный день можно включить полное разрешение и делать очень детализированные снимки.

Ситуация с матрицами та же, что и с объективами, размер в профессиональных камерах на порядок больше. Но за последние годы качество матриц заметно возросло, к тому же добавилась агрессивная программная обработка, которая заметно улучшает финальный результат.

Программы для съемки

Картинки по запросу "google camera"

От выбора программы для съемки зависит многое, наилучших результатов достигли Samsung, Huawei, Apple, Xiaomi и Google. К слову, приложение Google камеры можно установить не только на фирменные Pixel, это особенно актуально, если ваш смартфон не попал в список. Как было сказано ранее, программная обработка сильно влияет на конечный результат. Алгоритмы подавления шумов, выбор автоматического режима, все это и многое другое выполняет программа.

В современных мобильных чипах треть транзисторов отводится системе искусственного интеллекта (нейросети). Основные операции, которые умеют выполнять нейросети связаны с просчетом матриц (прямоугольных таблиц значений). А так как цифровая фотография по своей сути также является матрицей, то ее можно разбить на небольшие блоки и обработать с помощью искусственного интеллекта. Стоит понимать, что это относительно новая сфера в программировании. С каждым годом алгоритмы совершенствуют. Например, Huawei посредством ИИ дорабатывает ночные снимки. Пока что результат работы нейросетей заметен невооруженным глазом, границы объектов слишком резкие и неестественные. Но кто знает, может через пару лет программу доработают и устранят их основные недостатки.

Если вы перейдете в ручной режим, то вам могут стать доступны такие параметры, как ISO (светочувствительность), экспозиция (количество света, получаемого матрицей), выдержка (время захвата изображения).

Картинки по запросу "iso фото"

ISO определяет то, насколько чувствительной должна быть матрица. По возможности выставляйте наименьшие значения. Высокие нужны для динамичной съемки, например, спортивных мероприятий. В цифровых камерах значение ISO определяется подбором экспозиции и выдержки.

Самые частые ошибки при съемке

Заляпанная камера

Картинки по запросу "аштпузкште щт зрщту сфьукф"

Не забывайте о том, что перед съемкой необходимо протереть камеру, в противном случае снимки потеряют в резкости.

Заваленный горизонт

Линия горизонта должна оставаться параллельной рамкам кадра. Конечно, некоторые фотографы заваливают горизонт намеренно, но для этого должна быть веская причина, например, объект съемки расположен не вертикально поверхности, и фотограф подчеркивает это. Чтобы было легче вести правильную съемку, включите в настройках отображение сетки.

Лишние объекты в кадре

Картинки по запросу "ошибки при съемке"

Постарайтесь сделать так, чтобы основной объект съемки обращал на себя наибольшее внимание. Нередко получается так, что фотографировали одно, а на снимке это отходит на второй план. Также постарайтесь сделать так, чтобы на фоне за объектом съемки не было лишних объектов.

Ошибки портретной съемки

При портретной съемке не стоит придумывать новые позы, обычно это выглядит неестественно. Если хотите что-то свое, то повторите одно обычное действие несколько раз и подумайте в какой момент остановиться, чтобы сделать снимок. Также если вы хотите показать какое-то действие, то постарайтесь не смотреть в камеру, это выглядит наигранно.

Источники света в кадре

Обращайте внимание на то, чтобы на фоне не было ярких источников света (солнце, окна, фонари). Если этого не удается избежать, то желательно включить HDR режим, он сгладит резкие перепады в яркости.

Постобработка

Картинки по запросу "adobe photoshop lightroom mobile"

Если снимок получился смазанным или не в фокусе, то тут никакая обработка не поможет. Но если проблема заключается лишь в неудачной экспозиции или неверной цветовой температуре, то выход есть. На Android и iOS есть множество фоторедакторов, нас интересуют именно те, что имеют функции работы с цветом. Наиболее подходящим решением является Adobe Photoshop Lightroom. Большая часть функций доступна бесплатно. Наиболее важными разделами для нас являются свет и цвет.

Лучше последовательно настраивать ползунки, от экспозиции и до светлых и темных участков. Кривой лучше не пользоваться, она имеет слишком большой диапазон, поэтому даже малейшее изменение может испортить снимок. Но все остальные параметры можете смело менять, тем более, что вернуть предыдущее значение можно одним жестом.

В разделе цвет можно выставить цветовую температуру, в этом может помочь пипетка, просто выберите ее и укажите область с белым цветом. Остальные параметры меняйте на свое усмотрение. Но не забывайте о том, что вы обрабатываете снимок на смартфоне, на экране телевизора или компьютера он будет выглядеть иначе.

Вывод

В этой статье мы лишь поверхностно затронули процесс фотосъемки, для получения хороших фотографий необходим опыт и теоретическая база. С последним могут помочь многочисленные книги. Наибольший интерес представляют книги по основам композиции. Рекомендуем к прочтению «Основы композиции и художественной фотосъемки» (автор: Марк Гейлер) и «Композиция в цифровой фотографии. Творческие приемы создания удачных фотоснимков» (автор: Майкл Фриман).

Современные смартфоны по качеству своих камер уже вплотную приблизились к дорогим полноценным фотоаппаратам. Однако же одной лишь камеры с кучей мегапикселей недостаточно для того, чтобы делать качественные снимки. И зачастую пользователи допускают досадные ошибки, которые не позволяют использовать преимущества мобильной камеры на 100%. Давайте же разберем самые распространенные ошибки, которые делают ваши фотографии хуже. Ну а если вдруг вы знаете какие-то лайфхаки для улучшения качества снимков — поделитесь ими в нашем чате в Телеграм после прочтения статьи.

Распространенные ошибки, которые делают ваши фотографии хуже. Улучшить качество снимков довольно просто. Фото.

Улучшить качество снимков довольно просто

Содержание

  • 1 Вы делаете слишком много снимков
  • 2 Слишком много фильтров
  • 3 Использование вспышки
  • 4 Фоторедакторы не всегда помогают
  • 5 Оборудование для съемки — это очень важно

Вы делаете слишком много снимков

Вы делаете слишком много снимков. Больше — не значит лучше. Фото.

Больше — не значит лучше

Кажется, что чем больше фотографий вы сделаете — тем лучше. Ведь из, скажем, 50 снимков можно выбрать 1-2, которые получились лучше всего. Да, в какой-то степени это верно, но в этом случае можно упустить важные детали. Например, фон «не до конца» окажется размытым. Или же в фокусе окажется не тот объект, что вам нужен. Аппаратные средства камеры срабатывают не сразу и тот же фокус должен «настроиться» пару секунд на нужный вам объект. В противном случае, если вы делаете серию снимков, он просто не сработает должным образом. Поэтому иногда лучше сделать все в спокойной обстановке.

Слишком много фильтров

Слишком много фильтров. Фильтры? Нет, спасибо. Фото.

Фильтры? Нет, спасибо

В социальных сетях можно найти кучу фотографий самой разной тематики и зачастую люди используют встроенные фильтры для того, чтобы фото стало более привлекательным. Но если все используют фильтры — это не значит, что и вы должны это делать. В фотографии все должно быть, если можно так выразиться, «в тему». Серьезные фотографы придерживаются правила «au naturel». То есть максимальная естественность в снимках. Конечно, цветокоррекцию для подчеркивания деталей никто не отменял, но вот фильтры, изменяющие фото полностью — это зачастую показатель дурновкусия, а не профессионализма фотографа.

Использование вспышки

Использование вспышки. Вспышка зачастую лишь мешает. Фото.

Вспышка зачастую лишь мешает

Вспышка призвана улучшить качество снимков, сделанных в условиях недостаточной освещенности. Однако же ее применение — крайне ситуативно и зачастую вспышка лишь все портит. Вместо этого куда лучше попытаться добавить искусственные или естественные источники света. Например, добавить пару светильников.

Фоторедакторы не всегда помогают

Фоторедакторы не всегда помогают. Редактор для фотографий — это лишь вспомогательный инструмент. Фото.

Редактор для фотографий — это лишь вспомогательный инструмент

В то время, как фоторедакторы могут быть отличным инструментом для устранения незначительных проблем, они не являются панацеей. Хороший снимок они могут сделать идеальным, а вот плохую фотографию не спасет никакой фотошоп. Вместо того, чтобы уповать на фоторедакторы куда лучше позаботиться о качестве самого фото. Выбор темы, уже упомянутого сегодня освещения, настройка фокуса, экспозиции и выдержки и так далее. Зачастую качественно сделанный снимок не нуждается в дальнейшей обработке.

Оборудование для съемки — это очень важно

Оборудование для съемки — это очень важно. Дополнительные гаджеты могут значительно улучшить качество фото. Фото.

Дополнительные гаджеты могут значительно улучшить качество фото

Многие люди недооценивают дополнительное оборудование для фотографии. И речь идет вовсе не о дорогих штативах, линзах и стабилизаторах. Даже самая элементарная селфи-палка устранит тряску рук и позволит более удобно обращаться с камерой вашего смартфона. Ну а если вы снимаете видео на свой гаджет, то без подобного «держателя» просто не обойтись.

21 декабря 2022 года

ТОП МОИХ ОШИБОК ПРИ СЪЕМКЕ НА ТЕЛЕФОН

В данной теме хочу написать свои основные ошибки , которые совершал при съемке фотографий.

После изучения данной статьи, Вы избежите моих ошибок и Ваши снимки станут лучше.

1.Не делайте много дублей.

****

Одна из основных ошибок — снять с одного ракурса 10-15 фотографий. В итоге за съемку 2-3 часов получалось 500 — 800 фотографий .

Паспорт

Взять оба: гражданский паспорт + заграничный паспорт

Взять эти вещи в дорогу:

Штаны

Взять джинсы для выхода в город, и спортивные штаны чтобы было удобно ходить по территории отеля

Куртка

Захватить теплую спортивную ветровку и мою любимую джинсовую куртку

После того как все проверю по чек-листу, нужно сесть «на дорожку» на диван и посидеть пару минут. Говорят это хорошая примета))). И в путь!

Главные ошибки при съемке селфи: как правильно делать автопортреты

1 звезда
2 звезды
3 звезды
4 звезды
5 звезд

Селфи как минимум с 2013 года плотно вошли в нашу повседневную жизнь: они делаются везде, но всегда с одними и теми же ошибками. Рассказываем, что большинство людей до сих пор делают неправильно и как снимать красивые селфи на смартфон.


Главные ошибки при съемке селфи: как правильно делать автопортреты

Selfie: ошибки, которые вы делаете

Как ваше селфи будет восприниматься зрителями, во многом зависит от выбранной перспективы. Что это такое, читайте в этой части статьи:

  • Селфи, снятые снизу вверх, имеют скорее негативный эффект, так как человек из этого положения выглядит крупнее.
  • Фото, сделанные сбоку снизу, также могут создать негативное впечатление — также как и те селфи, на которых вы показываете свое лицо слишком близко. Для лучшего впечатления на кадре хотя бы немного должны быть видны плечи.
  • При съемке групповых портретов заранее подумайте о том, как вы хотите встать и куда будете смотреть. Чаще всего на таких фотографиях человек выглядит так, как будто ему неуютно и заставили стоять в определенном, вынужденном положении. Однако если вы заранее решите, как хотите встать, то будете выглядеть на селфи значительно свободнее и расслабленнее.
  • Обратите внимание на фон до того, как сделать снимок. Если в кадр попадают мусорные баки, неубранная комната или другие нежелательные объекты или люди — поменяйте угол съемки. Потом скажете себе спасибо, так как не придется удалять лишнее в фоторедакторе.

Как лучше делать селфи

Вот пара советов, которые позволят выгоднее смотреться в кадре:

  • Женщинам лучше поворачивать к камере левую половину лица, тогда они будут выглядеть значительно привлекательнее. Но при этом считается, что человек, показывающий на селфи свою правую половину лица, выглядит более умным и готовым помочь. Мужчинам при съемке также стоит обратить внимание на это правило.
  • Чтобы фото выглядело более гармоничным, попробуйте направлять взгляд в ту же сторону, куда смотрит нос.
  • Кроме того, рекомендуем вам делать селфи, немного приподняв камеру над собой — тогда вы будете выглядеть стройнее.

Читайте также:

  • 5 детских планшетов не дороже 6000 рублей, которые не дадут вашему ребенку скучать=«content_internal_link»>
  • Лучшие бюджетные планшеты: какой купить в 2021 году=«content_internal_link»>

Была ли статья интересна?

  • Ошибки при съемке интерьера
  • Ошибки при съеме квартиры
  • Ошибки при счете у школьников
  • Ошибки при сцеживании молока молокоотсосом
  • Ошибки при сход развале