Ошибки при снятии клипа

😼

Выбор
редакции

26 Октября 2020


1 496



В избр.
Сохранено

Иногда компании сталкиваются с проблемой, когда видеоролик не привлекает аудиторию. Мы перечислим некоторые распространенные ошибки, которые вы должны избегать при создании видео для своей компании.

Ошибки предпроизводства и планирования:

Не используете сценарий

Это одна из самых распространенных ошибок. Сценарий — отличный способ организовать свои мысли и идеи. Не забудьте показать свой сценарий другим членам команды и прочитать его вслух перед съемкой.


Используете чужой опыт, вместо своих реальных историй

Одна из способностей видео — это то, что оно дает возможность рассказать историю о своей компании, продукте и идеях. Вот почему вы должны воспользоваться этим и поделится своими примерами и историями с аудиторией. Это делает видео более интересным, и аудитория понимает вас лучше.

Собственные исследования и отзывы ваших клиентов — это замечательный способ достоверно рассказать историю. Так ваша аудитория может узнать о том, как ваш продукт решает их проблемы. Это помогает выделить вас среди конкурентов. Кроме того, отзывы клиентов повышают доверие к вам.


Установка неправильного тона

Знание ценностей вашей компании и продукта очень важно для разработки концепции видео. Настройте ролик под ваш бренд. Фоновая музыка, оформление и другие элементы могут влиять на восприятие бренда и продукта аудиторией. Вы же не хотите по ошибке использовать, к примеру, мрачный фон в своем видео, когда это не сочетается с сутью вашего продукта. Если стиль видеоролика не соответствует бренду, то вы можете легко запутать своих зрителей.


Не проявляете творческий подход

Многие компании копируют чужие идеи при создании демонстрационных видеороликов. Но ролик не должен быть однообразным и скучным.

Подключите нестандартное мышление. Не важно, какой тип видео вы создаете, постарайтесь отойти от норм своего жанра. Сделайте видео интересным и запоминающимся, ищите вдохновение.


Беспричинно уверены, что видео «зацепит» зрителя

Еще одна ошибка, которую вы можете совершить как создатель: вы убеждены в том, что аудитория будет также в восторге от просмотра вашего видеоролика, как и ваши друзья, семья и коллеги. Поддержка ближних очень важна, но вы не можете предполагать, что аудитория вашего бренда сразу полюбит видео и поделится им в социальных сетях.

Правда в том, что вашу аудиторию зацепит только такое видео, которое будет им интересно и полезно (например, продукт решает проблему клиента). Поэтому подумайте о том, как зацепить своих зрителей в течение первых нескольких секунд, или о том, как вы можете впечатлить их своим предложением.


Ошибки производства видеоролика:

Плохое освещение

Правильное освещение может украсить даже обыденный кадр. А каким оно будет — дело вашего вкуса. Все зависит от того, как вы видите определенную сцену ролика. Вы решаете, что должно привлечь внимание аудитории и как в итоге будет выглядеть объект съемки.


Плохое качество звука

Звук также играет важную роль в том, как зритель воспримет ваше видео. При записи звука для вашего ролика необходимо учитывать три основных параметра: место, где записывается звук, расстояние от микрофона до источника звука и тип используемого вами микрофона.

Учтите, что неразборчивая речь, эхо, шумы и другие помехи оставят только негативное впечатление от просмотра видео.


Шаткие кадры

Трудно не обратить внимание на шаткие кадры в видеоролике. Они мешают сосредоточиться на том, что показано и говорится в видео. К счастью, это то, что вы, возможно, сможете исправить в пост-продакшн. Но лучше сэкономить время. Так есть моменты, когда использование штатива обязательно: съемка людей, говорящих на камеру, съемка промежутков времени, съемка крупным планом и другие. При необходимости вы можете использовать свое тело или элементы окружающей среды, чтобы делать устойчивые снимки.


Не используете call to action

Ведь вам важно, чтобы зритель не просто посмотрел видео, но и совершил необходимое вам целевое действие. Правильный CTA в видеоролике повышает конверсию и привлекает новых клиентов. Поэтому определите, какие CTA эффективно работают в вашем видео, что привлекает вашу целевую аудиторию и соответствует целям компании.


Итог:

Постарайтесь избегать перечисленных выше ошибок и начинайте проявлять креативный подход к созданию видео. Ведь качественный видеоролик дает гарантию того, что знакомство аудитории с вашим продуктом и компанией станет запоминающимся. Видео — замечательный способ представить ваш бренд миру!

Автор: Игорь Соловей

Креативный директор и основатель агентства «Соловей MEDIA», в состав которого входит: Production, Digital, Promotion, Audio, Branding, Barter Studio.

Блог проекта

Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях

Написать

Личный блог

Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи

Написать

Даже популярные видеоблоггеры допускают очень грубые ошибки, монтируя свои видео. И если зритель просто почувствует, что что-то не так, то профессионалу недостатки сразу бросаются в глаза. Мы изучили видео таких ютуб блогеров, как Дневник Хача, Катя Клэп, Hot psychology, и отметили самые распространенные ошибки.

1. Монтаж с одинаковой крупностью

Это наиболее распостраненная ошибка в монтаже. Нельзя просто вырезать фрагмены видео без смены крупности или перебивок. Обычно, это происходит, когда блогер вырезает лишние фразы или запинки. Это создает склейку, которая бьет по глазам. При длительном просмотре это раздражает.

Вот пример такой ошибки на канале Кати Клэп:

Из-за постоянных рывков такие видео выглядят негармонично, а при длительном просмотре раздражают. Хотя есть теория, что новое поколение воспринимает такие рывки нормально, и подобный монтаж поддерживает зрительский интерес.

Как решить

Есть два простых способа решения этой проблемы:

  • Первый вариант: для того, чтобы склейка двух кадров выглядела гармонично, необходимо разбавлять кадры перебивками. Перебивки – это логичные кадры, которыми можно разбавить два не монтирующихся кадра.
  • Второй вариант: Использовать еще одну камеру, которая будет снимать с другого ракурса и другой крупностью. Это более сложный вариант, так как нужно иметь две камеры.

2. Зум на видео

Еще одна популярная ошибка в монтаже – когда блогер увеличивает крупность програмными средствами. Из-за этого получается странный “зум эффект”.

Как выглядит эта ошибка на примере канала Hotpsychologies:

В этом примере видно, что все видео снято одной камерой, а зум сделан в монтажной программе.

Как решить

Чтобы видео выглядело более профессионально, необходимо снимать с двух камер с разными крупностями. Первая камера может снимать крупный план, вторая средний, но с небольшим смещенем относительно первой. Тогда склейки выглядят гармонично и приятно для глаза. Второе решение – это снимать перебивки.

3. Слишком быстрый или медленный монтаж

Сейчас в мире все проиходит очень быстро, мы получаем десятки информационных сигналов одновременно. Кто-то смотрит видео и паралельно переписывается в мессенджерах и так далее. Наше восприятие сильно изменилось за последние 20 лет. Попробуйте посмотреть старые фильмы, вам нужно будет заставлять себя не отвлекаться. Это нормально, все меняется, и мы тоже меняемся.

Эти изменения нужно использовать и в монтаже. Слишком длинные кадры вгоняют зрителя в сон, слишком динамичный монтаж может вызвать головокружение. Важно придерживаться определенного ритма повестования, чтобы зрителю было комфортно смотреть видео.

Если вы снимаете влог или обзор – отсекайте лишнюю информацию, цените время зрителя. Если же вы монтируете динамичную нарезку или промо – чередуйте длинные и короткие кадры, чтобы зрителя не тошнило при просмотре ролика.

Пример отличного монтажа – Kane and Pia:

Пример шикарного монтажа. Музыка отлично гармонирует с видеорядом. Есть как длинные кадры, так и короткие.

4. Бракованые кадры с дрона

Под браковаными подразумеваются кадры, в которых оператор пытается сориентироваться на местности и крутится вокруг своей оси. Еще один вариант –  опреатор летит дроном вперед, потом останавливается и начинает лететь в обратную сторону. Эти моменты необходимо вырезать – это плохие кадры.

Как решить

Профессионалы используют только удачные пролеты коптера. Возьмите за правило использовать только одну фазу движения. Например, пролет прямо. В следующем кадре используйте другой пролет, только следите, чтобы они отличались по наполению, иначе попадете на первую ошибку из списка.

Пример хорошего монтажа видео с дронов:

5.  Неровный звук

Это очень раздражающий факап. Видео, в котором музыкальные вставки слишком громкие, либо заставка громче основного видео, плохо воспринимается зрителем. Человеку приходятся все время регулировать звук самостоятельно.

Как решить

Выровнять все звуковые дорожки. Это можно сделать практически в любой монтажной программе. Следите за тем, чтобы звук не превышал 0 db и был не меньше 12 db.

6. Ошибка в направлении съемки

Это распостраненная ошибка в сьемках интервью, шоу или публичного выступления. Она заключается в нарушении линии взаимодействия двух героев или главного героя со зрителями. Если вы на интервью поставите камеру, которая нарушает линию взаимодействия, будет казаться, что два героя говорят в одну сторону, не будет ощущения диалога.

Вот пример ошибки – Дневник Хача:

Из-за неправильной растановки камер и монтажа создается впечатление, что и зрители, и Амиран смотрят на какого-то человека и смеются, хотя в оригинальном видео идет общение автора с аудиторией. Дальше в выпуске все смонтировано как нужно, но вот такую ошибку в начале передачи мы заметили.

Как решить.

Определите линию, по которой взимодействуют два героя, и ни в коем случае ее не пересекайте.

7. Разный баланс белого

Снимая на несколько камер можно получить разный цветовой баланс. При монтаже у вас будет два абсолютно разных изображения, что в итоге приводит к плохой склейке. Зритель чувствует, что это два разных изображения, из-за чего теряется общая стилистика.

Ошибка на примере канала oblomoff:

В примере видно, что две камеры снимали с разным балансом белого. Несмотря на то, что автор пытался исправить это на монтаже, видео не получилось привести к единому цвету.

Как решить

Настройте одинаковый баланс белого на всех камерах. Второй вариант –  откорректировать цвет в монтажной программе, но учитывайте, что не всегда получится сделать одинаковую картинку.

Общие советы напоследок

  • Не злоупотребляйте эффектами и фильтрами. Круто, если у вас есть огромное количество эффектов и переходов, но уделяйте внимание истории, чтобы вас смотрели не из-за эффектов, а ради интересной истории.
  • Чем проще переход, тем професиональнее смотрится видео.
  • Каждый раз, когда вы хотите снять кадр, представляйте себе монтажный процесс и вспоминайте, чем закончился предыдущий кадр. Это поможет снимать более интересно и облегчит процес монтажа.
  • Прочитайте книгу: “10 принципов монтажа” Соколова. Это один из самых важных теоретических трудов о монтаже. Все принципы были опробованы и подтверждены практикой и тысячами фильмов.

Вам также понравится:

Лучшие бесплатные программы для монтажа за 2018 год

Монтаж видео для новичков: советы по подготовке фрагментов видео

10 лучших книг о кинематографе

Здравствуйте, друзья!

Сегодня поделюсь с вами информацией о том, как избежать типичных ошибок при записи видеороликов для ютуб.

А также расскажу как минимизировать негатив со стороны пользователей и зрителей вашего канала.

Начну, как всегда, без предисловия.

Мы с вами разберём восемь типичных ошибок в видео.

Первая ошибка. Некачественная картинка.

Ваше видео должно быть в формате HD (720р) или выше.

Разъясню. Это значит, что качество вашего видео должно быть на высоте. Не снимайте ваши ролики на «древний сотовый», т.е. который не снимает в формате HD.

Либо какое-то другое устройство, которое не поддерживает высококачественную картинку.

Вторая ошибка. Некачественный звук.

Если при записи видео вашу речь невозможно расслышать, распознать или появляются какие-то посторонние звуки, звучит фоновый шум и т.д., то это всё очень негативно влияет на общее представление.

И портит общее впечатление от вашего такого видео.

Поэтому постарайтесь, чтобы фоновый шум был минимальным.

Чтобы на минимум свелись все посторонние звуки, как ветер или шум города.

Никаких посторонних шумов не должно быть внутри вашего видео.

Третья ошибка. Неприятный внешний вид.

Обстановка в видеоролике, внешний вид ведущего и его одежда должны соответствовать друг другу.

Это очень важный критерий, чтобы у человека не возникал диссонанс при просмотре вашего видеоролика.

Если вы снимаете видео на какую-то серьёзную тему, то вы и ваш внешний вид должен соответствовать этой серьёзной теме.

Если же в видео какая-то отвлечённая тема, или например, видео об огороде, то наоборот, вы не должны снимать себя сидя в офисе, в деловом костюме.

Четвёртая ошибка. Неуверенная речь.

Это ещё один признак плохого видео.

Ошибка

Ваша речь должна быть простой и понятной, без сложных словесных оборотов.

На это также обратите своё внимание, при записи ваших видео.

Конечно, каких-то особых правил и предпочтений здесь нет.

Вы говорите:

  • чётко,
  • понятно,
  • просто,
  • не тянете медленно слова,
  • сильно не спешите,
  • чтобы вашу речь можно было легко распознать!

Пятая ошибка. Отсутствие интереса.

Если у вас в видео скучная картинка, один и тот же вид (например, на фоне вашей старой мебели), если вы скучно и монотонно рассказываете материал, если в вашем видео присутствует затянутость.

И вообще весь ваш стиль видео – скучный и нудный.

То просмотр такого видеоролика для вашего зрителя станет настоящим мучением и пыткой.

Поэтому, прежде чем начать записывать много видеороликов, выкладывать на ютуб и как-то развивать канал, обязательно попросите ваших знакомых или друзей трезво оценить ваш видеоматериал.

Пусть они выразят своё мнение: нравится им это или нет!

Шестая ошибка. Отсутствие призыва к действию.

В вашем видео обязательно должен быть призыв к какому-то действию.

Простая подача материала без дальнейшего действия, даже без такого скрытого, как поставьте лайк, напишите комментарий – это уже прошлый век.

Современный формат видеороликов призывает к тому, чтобы люди что-то делали.

Oops

Чтобы ваши зрители либо ставили лайки, либо отправляли это видео друзьям и т.д.

Это очень благоприятно влияет на развитие канала.

Проследите за тем, чтобы вы голосом, либо действиями говорили о том, чтобы пользователю нужно что-то совершить: поставить лайк, оставить комментарий, или выразить своё мнение, поделившись этим видео со своими друзьями.

Седьмая ошибка. Отсутствие обратной связи.

Многие авторы не отвечают в комментариях, не учитывают замечаний от зрителей или вообще, находятся на какой-то своей волне.

Им по барабану на свою аудиторию.

Это очень распространённая ошибка!

Вам нужно отвечать на комментарии, если человеку требуется помощь.

Необязательно ему давать очень подробный и развёрнутый ответ.

Но уделять внимание и прислушиваться к тому, что пишут люди, вам просто необходимо!

Это показывает ваш уровень профессионализма и соответственно доверие людей к вам сильно растёт.

Последняя ошибка. Отсутствие востребованного контента.

Востребованный контент – это тема, интересная вашей аудитории.

Типичные ошибки - отсутствие востребованного контента

Это тема, интересная людям из вашей ниши.

Поэтому, очень важно чтобы тот контент, который вы снимаете, он был востребован и интересен вашей публике!

Пожалуй, я скажу, что это одно из главных правил успеха на Ютубе.

Делать такие видео, которые уже по своей тематике и по своему названию потенциально интересны людям.

Не совершайте тех ошибок, про которые я вам рассказал в этой статье и вас настигнет успех!

Ещё интереснее

Будет дальше!

Анализируйте типичные ошибки ваших видео и не допускайте их больше и интерес публики, вашей аудитории к вам обеспечен.

И у вас всё получится!

Используйте это в своей практике.

Для тех, кто не любит читать, смотрите видео:

Участвуйте в конкурсе: добавьте в комментариях свою типичную ошибку?

До новых встреч!

Автор сайта «C YouTube!», Томин Вячеслав

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Email *

Имя *

Форма подписки

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Email *

Имя *

Подпишитесь на почтовую рассылку по созданию видеороликов.

В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.

как получить кэшбэк

Как правильно снимать видео

Я редко снимаю на видеокамеру сама, причем, делаю это посредственно, в основном занимаюсь монтажом, а поэтому, как не надо снимать, понимаю очень хорошо.

Часто при монтаже фильма приходится тратить много времени и сил, чтобы вырезать неудачные сцены и убрать различные «косяки» видеооператора.

Поэтому, основываясь на своем опыте, хочу дать советы по видеосъемке и предостеречь от распространенных ошибок при видеосъемке.

видеооператор

Съемка с рук

Первая и главная проблема начинающего видеооператора — это дрожание и рывки камеры при съемке.

Кардинальное лечение данного явления — использование штатива. Но мы все прекрасно понимаем, что это далеко не всегда возможно и оправданно.

Видеосъемка «с рук» требует определенного опыта и знания элементарных правил.

Итак, при видеосъемке с рук учитывайте основные правила:

нельзя держать камеру на вытянутой руке;

удерживайте камеру двумя руками (одна охватывает камеру, другая подпирает первую);

желательно прижать локти к телу или даже упереть в живот;

при возможности используйте дополнительную опору — перила, дверной косяк, стену и пр).

По этой же причине старайтесь не снимать на ходу, получите тряску и дрожание кадра.

Хотя опытные операторы осваивают так называемую «кошачью походку», очень мягкую, без толчков, и успешно снимают на ходу.

Использование трансфокатора

ZOOM — это больное место начинающих видеооператоров. Кнопка трансфокатора притягивает как магнит, и ее начинают использовать без всякой меры.

Кроме того, что многочисленные «наезды» и «отъезды» совершенно неуместны, вы получите еще и ухудшение качества. При увеличении объекта значительно усиливается дрожание, это физическая закономерность.

Если вы используете зум, наезд или откат должны быть плавными. Категорически не советую использовать цифровой зум (в отличие от оптического) — качество видео сильно страдает. Лучше его сразу отключить.

Движение камеры

Особенно осторожно нужно снимать панораму — движение камеры вправо, влево, вверх, вниз. Неопытный оператор кроме рывков и скачков кадра может «вылететь из кадра», потерять ориентацию, снять совершенно не то, что нужно.

При панорамной съемке камеру надо двигать плавно, не спеша, иначе получите сплошное мелькание. Быстрое перемещение объектива — одна из распространенных ошибок.

В начале и конце панорамы желательна остановка камеры хотя бы на пару секунд. Мастера советуют длительность панорамы делать не более 8 секунд.

Если вам надо снять объекты в разных направлениях, можно применять резкий перевод камеры с одного объекта на другой. Эти рывки можно легко вырезать при монтаже фильма, зато не надо ставить на паузу (теряется время) или делать некачественную панорамную съемку.

Еще одна из основных ошибок неопытных видеооператоров: заваливание камеры заваливается, при этом горизонт становится наклонным. Нужно держать вертикаль, ориентируясь на столбы, стены и т.п.

Длинный кадр

Часто оператор, включив камеру, подолгу ходит, переводя ее с объекта на объект, вдобавок, пользуясь трансфокатором. Это называется «длинный кадр». Такое видео производит удручающее впечатление, смотреть его скучно.

Обратите внимание, что в любом фильме кадр сменяется примерно через 5 секунд, а то и чаще. Сегодня, когда будете смотреть телевизор, считайте, сколько длится отдельный кадр, насчитаете в среднем 5 секунд.

Это известное правило монтажа, такое видео легче воспринимается, смотрится живее и интереснее. Правило возникло не случайно, оно основано на особенностях зрения человека (подробнее — зрительные образы и монтаж).

12-секундный кадр считается сверхдлинным и встречается не часто, хотя и используется в некоторых фильмах, если таков замысел режиссера. Некоторые знаменитые режиссеры — Хичкок, Скорсезе, Тарковский — являются мастерами длинного кадра. (Об использовании длинного кадра.)

Мы же продолжаем разговор о стандартных правилах видеосъемки.

Если оператор наснимал «длинный кадр», монтажеру придется кромсать его, менять планы и ракурсы, вставлять перебивки, чтобы фильм смотрелся. А бывает так, что и выбрать не из чего.

Поэтому, при видеосъемке не делайте очень длинных кадров, меняйте положения, меняйте ракурсы, снимайте кусками. Например, сначала снимается общий план, пауза, средний план, пауза, крупный план.

Обязательно снимайте детали (глаза, руки, интерьер, какой-то предмет крупным планом и пр.), чередуйте разные планы и ракурсы, чтоб при монтаже было, из чего выбрать.

Освещение

При искусственном освещении обязательно настройте баланс белого вручную, иначе можете получить неестественные цвета. Особенно это касается лиц людей (желтоватые или синеватые оттенки).

Это лечится ручной установкой баланса белого с помощью обычного белого листа бумаги (смотрим инструкцию к камере).

При съемке в помещении для ровного освещения лучше использовать непрямой (отраженный) или сильно рассеянный свет. Чтобы избежать теней от одного человека на другом, используйте несколько источников света. (Освещение при видеосъемке в помещении)

Ошибки в цветопередаче могут быть и при резком переходе, например, с яркого солнца в тень или при съемке против окна. Камера не успевает быстро среагировать на изменившееся освещение, и интересный кадр может быть испорчен.

Прочие распространенные ошибки

Не снимайте маленьких детей или животных с высоты своего роста. Это крайне неудачный ракурс.

Лучше присесть, а в некоторых случаях, даже поставить камеру на стул или пол. Поворачивающийся экран даст вам возможность снимать, не наклоняясь, а кадр будет смотреться гораздо интереснее.

Хочу упомянуть еще один распространенный ляпсус неопытного оператора. Зачастую при съемке человек, переключаясь с записи на паузу, путается.

В результате, думает, что идет съемка, в то время, когда камера на паузе. Обычно, снимающий быстро спохватывается, хотя не исключено, что ценный кадр будет пропущен.

Возьмите за правило постоянно проверять индикацию записи на экране.

Еще чаще встречается ситуация, когда оператор-любитель думает, что поставил камеру на паузу, а та продолжает снимать.

Это мой личный косяк, я так делаю регулярно. Правда, я снимаю нечасто и только домашнее видео, так что к опытным операторам меня отнести никак нельзя.

В результате получаются целые куски снятой дороги, идущих ног и прочей ерунды, которые самой же приходится вырезать при монтаже.

Будьте внимательны, ведь кроме получения ненужного видео, у вас расходуется место для записи и заряд аккумулятора.


Итак, кратко обобщим все сказанное выше. Чтобы съемка получилась качественной и меньше работы было при монтаже:

Держим камеру жестко или пользуемся штативом.

Не снимаем на ходу.

Зумом не злоупотребляем , а если пользуемся, то плавно.

Очень осторожно и аккуратно снимаем панораму, не спешим, в начале и конце делаем остановки.

Не снимаем «длинный кадр», меняем ракурсы.

Держим вертикаль, не заваливаем камеру набок.

Не допускаем резких перепадов освещенности, следим за балансом белого цвета.

Следим за состоянием камеры.

Кроме того, важно знать правила расположения объектов в кадре — композиция кадра.

Видеосъемка детей

Выбор видеокамеры

Профессиональное и любительское видео

для получения видеоуроков
и полезных материалов
по работе с видео

Конфиденциальность гарантирована

SendPulse

Итак, мечта сбылась — у вас в руках совершенно новая цифровая видеокамера! Вы уверены, что эта долгожданная покупка поможет продемонстрировать ваш экстраординарный взгляд на окружающий мир. Но, чтобы правильно проводить съемку, необходимо вооружиться хотя бы минимальным запасом знаний. Я попробую дать советы, которые помогут избежать ошибок, способных погубить даже хорошо продуманный видеопроект.

Я осмеливаюсь это делать, потому что не расстаюсь с камерой всю свою жизнь. Десять лет я работал оператором в национальной программе PBS — гонялся с камерой за президентами (Картером, а затем Рейганом), борясь с другими операторами за удачную точку съемки, а затем — в течение пяти лет каждый вечер, работал со студийной камерой. Сейчас я являюсь режиссером ряда телевизионных развлекательных программ и пишу статьи о цифровом видео для различных журналов.

Наплывы и панорамы

Самая грубая ошибка, которую делают практически все начинающие – использование наплывов и панорамирования практически в каждом фрагменте съемки. Прежде, чем нажать кнопку ZOOM, четко обоснуйте, почему вы это делаете. Вам действительно нужен крупный план объекта? Или вы играете с наплывом просто потому, что можете? И, если у вас нет серьезной причины для применения наплыва или панорамы, лучше откажитесь от них. Многие известные режиссеры (Спилберг, Хитчкок др.), не прибегая к этим приемам, снимали целые фильмы. Вместо наплыва порой лучше приостановить съемку или подойти ближе к объекту. Если вы все-таки решили прибегнуть к горизонтальной (движение из стороны в сторону) или вертикальной (движение вверх или вниз) панораме, старайтесь вести камеру очень медленно. Почти все начинающие операторы перемещают камеру так быстро, что это вызывает смех у более опытных их коллег.

Характеристики объектива

Помните, поставив регулятор зума в крайнее положение, вы получаете короткофокусный (широкоугольный) объектив, оптические характеристики которого отличаются от характеристик длиннофокусного объектива (телеобъектива). Короткофокусный объектив обладает большей глубиной резкости, т. е. в фокусе будут находиться объекты не только переднего, но и заднего плана. Использование короткофокусного объектива приводит также к тому, что объекты будут казаться расположенными ближе, чем в действительности (предупреждение об этом наносят на панорамные зеркала заднего вида для автомобилей, которые по эффекту сходны с короткофокусными объективами). Если вы хотите, чтобы все детали в кадре были резкими, пользуйтесь короткофокусным объективом. С короткофокусным объективом следует снимать, если вам трудно удержать камеру неподвижной, – чем больше фокусное расстояние, тем сложнее избежать эффекта “трясущейся камеры”. У длиннофокусного объектива глубина резкости меньше, и он может быть полезен, если вы хотите, чтобы предмет съемки был в фокусе, а фон — размытым. Попробуйте поэкспериментировать: нацельтесь на объект и приближайтесь к нему, сохраняя при помощи зума постоянный размер кадра. В ходе этих манипуляций вы заметите, что фон постепенно “входит” в фокус, а ваш объект загадочным образом приобретает глубину. Этот странный эффект наглядно демонстрирует различие свойств объективов с разным фокусным расстоянием.

Дрожание камеры

Еще одна общая ошибка начинающих – дрожание камеры. В некоторых музыкальных клипах и рекламных роликах такой эффект используется как художественный прием, и если вы стремитесь именно к этому – дрожите сколько хотите! Но в большинстве случаев для видео дрожание камеры все-таки нежелательно. Я убедился в этом на собственной шкуре: придирчивый начальник, насмотревшись снятых мной фрагментов, кричал: “Если когда-либо впредь вы решитесь снимать без треноги, немедленно позвоните мне и четко объясните причину!” Теперь, каждый раз устанавливая треногу, я вспоминаю его слова. Сделайте подарок себе и своим зрителям и приобретите хорошую треногу с плавающей головкой, тогда ваша камера станет устойчивой как скала.

Кадрирование

При просмотре домашнего видео часто встречаются кадры, в которых у персонажей “отрезана” часть головы. Чтобы избежать этого, при съемке надо учитывать, что почти каждый бытовой телевизор “срезает” сверху, снизу и по бокам примерно по 10% вашего так тщательно скадрированного видео. Работая студийным оператором, я всегда оставлял между головой персонажа и верхней границей кадра расстояние, равное ширине мизинца. Но я использовал пятидюймовые студийные видоискатели, поэтому этот прием нельзя механически перенести на компактную цифровую камеру. Попробуйте поэкспериментировать: снимите несколько сцен, отмечая, сколько пространства вы оставляете, а потом просмотрите их на телеэкране. Но не перестарайтесь – когда над головой слишком много пространства, создается впечатление, что человек сидит в яме.. Работу профессионала всегда можно узнать по тому, какую долю кадрового пространства занимает персонаж.

Съемка интервью

В домашнем видео персонаж, который отвечает на вопрос снимающего, часто находится на очень большом расстоянии от камеры. В профессиональной съемке подобного вы не увидите. Поэтому, снимая что-либо в стиле интервью, возьмите за образец работу профессионалов, ее ежедневно показывают в теленовостях. Попросите кого-нибудь помочь вам брать интервью или доверьте кому-нибудь камеру, а сами задавайте вопросы. Интервью можно смонтировать так, чтобы создалось впечатление, будто бы вы сами разговаривали с вашим героем (этот прием часто используют в телеинтервью).

При съемках интервью лицо всегда следует снимать в фас, а не в профиль (в кадре должны быть видны оба глаза). Конечно, если вы претендуете на художественность, можете снять персонаж и в профиль, но при этом непременно оставьте “пространство для дыхания” в направлении взгляда. Если ваш герой смотрит влево, направьте камеру чуть левее – такие кадры будут смотреться лучше. Но все-таки лучше, когда при съемке интервью отвечающий на вопросы смотрит на того, с кем разговаривает, а не в камеру, а берущий интервью стоит рядом с объективом камеры. В кадр должны попадать голова и плечи, причем не “в обрез”. Время от времени можно медленно делать отъезд, включая в передний план кадра, человека берущего интервью.

Отсняв само интервью, дополнительно снимите фрагменты, на которых человек берущий интервью слушает интервьюируемого, или предметы, о которых идет разговор. Подготовьте различные варианты: с одним героем, с берущим интервью и героем на заднем плане. Они позволят смонтировать интервью так, как будто вы брали его сами. Для этого просто поставьте камеру (на треноге) сзади говорящего, чтобы он был в кадре на переднем плане, а вы как слушатель — на заднем. На таких фрагментах не должны быть видны губы говорящего. Снимите отдельно отрывки, в которых берущий интервью задает вопросы. Тогда при монтаже можно создать впечатление, будто съемка велась двумя камерами. Только учтите, что, если герой смотрел слегка влево, то человек берущий интервью должен смотреть слегка вправо. Если эти кадры будут смонтированы без ошибок, удастся создать впечатление реального диалога, особенно если все сделано без ошибок. Одна–два пробы, и это у вас получится.

Освещение

Хорошее освещение способно значительно улучшить качество любой съемки, поэтому ваш осветительный комплект должен включать не менее трех источников. Базовое освещение состоит из основного источника, размещенного близко к камере, заполняющего света, направленного на предмет съемки и расположенного с другой стороны от камеры, и заднего света, который размещается за предметом съемки и предназначен для того, чтобы предмет съемки не сливался с фоном. Внимательно следите за тем, чтобы источник заднего света не попадал в кадр. Если у вас источников больше, установите на дополнительный источник голубой или желтый гель и подсветите им фон. Увидев отснятые кадры, вы убедитесь, что это стоило делать. Вне помещения лучше всего снимать объект в тени, подсвечивая его отражателем.

Съемка для монтажа

Хорошие операторы всегда при съемке думают о том, как их материал будет использоваться при монтаже. Например, если ваш герой говорит о плаванье, снимите плавающих людей, а еще лучше – плывущего героя. Основная проблема при монтаже состоит в том, что таких кадров всегда не хватает. При съемке какого-либо объекта, например, цветка, когда вам уже хочется выключить камеру, оставьте ее включенной еще секунд пять. Этим вы обеспечите больше возможностей для монтаже. Главное правило, которое следует соблюдать в ходе съемок для монтажа, – снимать, столько различных вариантов, сколько позволяет время. Иногда в процессе работы приходит озарение, и вы решаете сделать нечто незапланированное, как правило, именно эти кадры оказываются лучшими. Не упускайте таких моментов.

Передний и задний план

Еще одна типичная ошибка начинающего — слишком мелкий план. Подходите ближе к предмету съемки. Я не настаиваю на том, что надо снимать волоски в ноздрях, но если вы приблизитесь к субъекту и исключите из кадра то, что не несет никакой информации, ваше видео только выиграет. Помните, что вы ограничены в пространстве и не тратьте его, если не хотите добиться особых эффектов, на ковер или на большие куски голубого неба. Лучше поместите в это драгоценное пространство интересующий вас объект. Чем план крупнее, тем лучше смотрится видео.

Наконец, тщательно выбирайте фон. Старайтесь избегать перегруженного или движущегося фона. При низких степенях сжатия результат смотрится лучше. На фоне не должно быть отвлекающих элементов. Например, цветок сам по себе может быть просто великолепен, но, если вы поставите его за чьей-либо головой, это будет выглядеть, как будто человек носит какую-то дурацкую шляпу с цветами. Еще один совет: добавьте в фон несколько не слишком раздражающих цветных пятен. Цвет сделает фон более привлекательным.

Заключение

Я уверен, что мои советы помогут вам сделать ваше видео совершеннее и что зрители по достоинству оценят ваше мастерство. Следуя им, вы сможет воплотить на видео свои замыслы.

Автор: Чарли Уайт

  • Ошибки при снижении веса
  • Ошибки при снаряжении патронов
  • Ошибки при смешанной дисграфии
  • Ошибки при смертном приговоре
  • Ошибки при смене работы