Ошибки при составлении рабочей программы

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №68

346407, Ростовская область, г.Новочеркасск,ул.Ленгника,9

Телефон (88635)24-25-21,email:
novoch68sad@mail.ru

Консультация для педагогов на тему:

«Типичные ошибки при написании рабочих
программ дошкольного образования»

г. Новочеркасск

2019-2020 уч.г.

«Типичные ошибки при написании рабочих
программ дошкольного образования».

Все рабочие программы муниципальных бюджетных
дошкольных образовательных учреждений дошкольного образования детей должны
соответствовать структуре и иметь следующие структурные компоненты:

Параметры
документа (разметка страницы):

Ориентация
– книжная,

Параметры
страницы (поля)

Левое
поле -3 см

Правое
поле -1 см

Верхнее
и нижнее поле -2 см

Переплет
– левое поле

Шрифт
Times New Roman, размер
-14, интервал -1.

Структура
программы

1.      Титульный
лист.

2.      Пояснительную
записку.

3.      Учебно-тематический
план.

4.      Содержание
изучаемого курса.

5.      Методическое
обеспечение рабочей программы.

6.      Список
литературы.

Название
раздела

Типичные ошибки при написании программ

Пояснительная записка

Направленность
рабочей  программы

Отсутствует обоснование рабочей программы (что
способствовало написанию программы.

Актуальность,
новизна и педагогическая целесообразность рабочей программы

не
раскрывается:

—  актуальность,
(зачем современным детям нужна данная программа);

новизна (новое
решение проблем дошкольного образования; новые методики и педагогические
технологии); новизна указывается в том случае, если она есть;

педагогическая
целесообразность рабочей программы
(обоснование педагогических средств,
форм и методов, применяемых в данной рабочей  программе раскрыто в неполном
объеме).

Цель и
задачи

—  не всегда
различаются понятия «цель» и «задача»; либо педагоги ставят несколько целей;

Цель – это то, к
чему стремятся, чего хотят достигнуть.

Например, цель
может быть сформулирована…..

( — Формирование
духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной
творческой манерой исполнения;

— эстетическое
воспитание и формирование высоких духовных качеств воспитанников средствами
вокального искусства;

— формирование
творчески активной личности средствами хореографического искусства и т.д.).

— отмечается
несоответствие задач поставленным целям;

Задача – это
поэтапное достижение цели.

Например: цель:
приобщить воспитанников к культурным ценностям Новочеркасска средствами
народной хореографии.

А в задачах про
культурные ценности ничего не сказано.

Формулировать
задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать,
сформировать, обеспечить, развить, приобщить, предоставить возможность,
расширить, углубить и т.д.

—  отсутствие
разделения задач на «образовательные», «развивающие», «воспитательные».

Образовательные (что
ребёнок узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет,
чему научится,

Развивающие (какие
способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие, развитие
психических процессов: внимания, память, мышление, воображение, речь.
Развитие ключевых компетентностей: умение думать, умение исследовать, умение
общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца…).

Воспитательные — какие
ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы
(уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность
работать в коллективе).

Какие
чувства будут развиты (коллективизм, патриотизм, гражданская позиция,
толерантность, уважение к профессии, старшему поколению и др.

— 
несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;

(Если цель
глобальная, а сроки реализации программы — короткие). Например, если в цели –
подготовка спортсменов, или танцоров, а срок обучения – 1 год. Мы понимаем,
что за 1 год невозможно подготовить хорошего спортсмена, или танцора.

Отличительные особенности рабочей программы

Отличительные
особенности

— часто
в отличительных особенностях не указываются программы, от которых отличается
данная программа
 (в данном разделе необходимо сделать краткий анализ
изучения аналогичной программы. Ответить на вопрос, что не устраивает в уже
имеющихся подобных ОП. Чем усовершенствована Ваша программа).

—  часто
отличительные особенности программы путают с педагогической
целесообразностью.

Ожидаемые
результаты

— 
отсутствует согласованность с задачами;

Ожидаемый
результат имеет свою внутреннюю динамику развития, являясь итоговой
характеристикой каждого этапа обучения, ожидаемые результаты должны соотноситься
с целями и задачами
программы.

Примеры
формулировок: к концу первого (второго…) года обучения ребёнок будет:

·       
знать…

·       
уметь…

·       
иметь
представление…

·       
будет
стремиться…

·       
получит
навыки…

·       
Овладеет
понятиями…

·       
Расширит
представления

·       
Будет
сформирован

·       
Научится
делать…

Результат
должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение,
развитие, воспитание.

Спрогнозировав
ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных
ранее задач.

—  отсутствие
конкретных знаний, умений и навыков по каждому году обучения;
(это в
том случае, если задачи указаны по каждому году обучения).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический

план


встречается планирование занятий вместо разделов программы.

Раздел
должен содержать перечень тем, распределённых по областям обучения, с
указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий.

Примерное
соотношение: теория – 30%, практика – 70%.

   
Необходимо включить: беседы по технике безопасности, учебные экскурсии,
выезды в музеи города, на выставки детского и декоративно-прикладного
творчества.

Содержание программы.

Содержание

В
содержании программы — название раздела, темы должно совпадать с
перечисленными разделами и темами в самой рабочей программе.

Методическое обеспечение программы.

Методическое
обеспечение программы

Очень
часто в программах методическое обеспечение вообще отсутствует и отсутствует
описание  оборудования,  материалов, необходимых для реализации программы.

Литература

Литература

— 
отсутствие или неправильное оформление списков литературы;

(Фамилия,
инициалы автора; название; место издания; издательство; год издания).


1



2


Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников.


3


Большой объём аудиторной работы. Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты или полное их отсутствие.


4


Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения.


5


Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности.


6


Не прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы (темы и содержание кружковой, клубной, факультативной, студийной работы и т.д. идентичны)


7


Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады)


8


Отсутствуют способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика.


9


Несовпадение заявленных форм и названий в учебном плане и в сетке часов (клуб или кружок «Доброе сердце»?, факультатив или кружок «10000 почему?», проектная деятельность или факультатив «Я – исследователь»?, мастерская «Игры с ролевым акцентом» или «Ролевые игры»?)


10


Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1)занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):


11


— тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);


12


— комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);


13


— игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).


14


2) выездные занятия: — экскурсии, поездки; -походы(в том числе культпоходы); — экспедиции;


15


— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях); — полевые практики.


16


Кружок Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности :


17


Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.


18


Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач.


19


2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.


20


3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.


21


Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата.


22


Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях,концертах,фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.


23


Клуб Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:


24


Отличительные признаки: – организация досуга детей: развитие коммуникативных умений; –


25


-развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.


26


Наличие: 1. Органов детского самоуправления.


27


2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.


28


3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.


29


4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.


30


Возможные характеристики: 1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.


31


2. Условия приема в клуб. 3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.


32


Возможные подходы к классификации клубов а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).


33


б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб «Почемучек».


34


в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов.


35


Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.


36


Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техники мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.


37


Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).


38


2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.


39


3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.


40


4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.


41


5.Высокое качество творческого «продукта» детей.


42


6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.


43


Возможные подходы к классификации студий: а) Однопредметные (студия эстрадного танца); б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально- хоровая студия).


44


Мастерская Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).


45


2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.


46


3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.


47


4. Наличие собственного помещения – мастерской.


48


5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).


49


Школа Отличительные признаки: 1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.


50


2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.


51


3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.


52


Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).


53


Возможные подходы к классификации: а) профильные (школа юного модельера, например);


54


б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа эти­кета, школа мужества);


55


в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).


56


Ансамбль Ансамбль (от французского слова «вместе») — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических),выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.


57


Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.


58


Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.


59


Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.


60


Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.


61


Секция Секция — детское объединений, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.


62


Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

В сентябре 2021 года каждая школа должна была разработать рабочую программу воспитания. Чтобы добиться единообразия, сделать процесс менее бюрократическим и облегчить жизнь преподавателям, Институт стратегии развития образования РАО подготовил
примерную программу воспитания, которую можно было использовать в качестве образца.

В статье расскажем о типичных ошибках при разработке программы воспитания и дадим советы, как их избежать.

Что такое примерная программа воспитания

Это документ, на который школа может опираться при создании собственной рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.

Содержание программы предполагает 4 взаимосвязанных раздела:

  1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
    В нем необходимо кратко описать специфику воспитательной деятельности школы: определить контингент учащихся, обозначить интересные воспитательные находки или традиции воспитания в школе.

  2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
    Целью воспитания является формирование у учащихся базовых общественных ценностей. В зависимости от особенностей школы упор делают на разные ценности.

  3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
    Здесь школа показывает, каким образом будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания.
    Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Названия модулей говорят за себя. Первые обязательны к добавлению и присутствуют в каждой школе: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вторые — добавляются в программу, только если без них школа не может реализовать свой уникальный воспитательный потенциал: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы конкретной школы.

  4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
    В этом разделе необходимо показать, каким образом, кем и когда в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.

Казалось бы, все просто: заполняете каждый раздел информацией о воспитательной работе в своей школе, выбираете из перечня модулей те, которые присутствуют в практике школы, а остальные исключаете. Однако не все школы до конца разобрались, как работать с примерной программой воспитания, и допускают ошибки.

№1 Составлять программу ради программы

За последние годы школа привыкла к бюрократии, из-за этого часто программу воспитания стараются сделать объемной: добавляют в нее тексты программ прошлых лет или разные «полезные» материалы, которые когда-то использовали при подготовке к мероприятиям. Только в этом нет никакой необходимости. 

По
методическим рекомендациям Института стратегии развития образования РАО, объем первого, второго и четвертого раздела программы воспитания не должен превышать 0,5–1 страницы текста, а объем третьего раздела не установлен, но есть уточнение, что дублировать содержание модулей не нужно. Если после исключения повторов наполнить модуль нечем, лучше от него отказаться.

Таким образом, рабочая программа воспитания должна быть краткой и полезной инструкцией к действию. Любой педагог может обратиться к ней, чтобы понять, какие формы воспитательной работы внедрить в свои занятия и почему именно их.

Если же составить программу ради программы, то неактуальная информация затруднит восприятие — понять реальные воспитательные цели, которые стоят перед школой, и выбрать способы их достижения будет невозможно.

Совет: Кратко опишите особенности школы, цели и задачи воспитания, критерии самоанализа. Распределите воспитательные мероприятия, которые регулярно проводятся в школе, сначала по инвариантным модулям, а оставшиеся — по вариативным.

№2 Забывать про логику документа

Рабочая программа воспитания — это документ, который призван показать, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и сделать свою школу воспитывающей организацией. Разделы программы должны быть взаимосвязаны и определять друг друга.

Например, если в первом разделе сказано, что среди учеников школы много представителей разных национальностей, то логично определить одну из задач воспитания как формирование толерантности. А для ее реализации выбрать мероприятия вроде конкурсов народных песен или дискуссий о национальной дискриминации.

Однако иногда в рабочих программах прописывают цели воспитания, которые никак не связаны с особенностями школы, а модули наполняют мероприятиями, которые никак не помогают в достижении целей. Так происходит, когда за разные разделы программы отвечают разные педагоги или когда в рабочую программу полностью переносят содержание примерной.

Совет: Возьмите за основу примерную программу воспитания и, двигаясь от первого раздела к последнему, по аналогии составьте свою: обсудите содержание программы на общем совете, а ее составление доверьте одному человеку.

№3 Использовать формальный язык

Программы воспитания призваны отражать направления, способы и формы предстоящей работы с детьми. Они должны быть написаны доступным языком, чтобы к ним можно было обращаться при необходимости. 

Часто программы пишут псевдонаучным языком, за которым не кроется никакого содержания. Проблема в том, что педагоги не видят свой воспитательный потенциал и не умеют его использовать и описывать. В этом случае «официальные» формулировки выручают, но реальную воспитательную работу школы становится невозможно определить.

Наиболее часто формальный характер носит описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Возможно, это связано с тем, что эти виды деятельности всегда присутствовали во всех школах, и «плохое» описание тянется из года в год и традиционно передается от опытного преподавателя к молодому специалисту.

Совет: Опишите воспитательный потенциал мероприятий, реализуемых в рамках инвариантных и вариативных модулей, своими словами и кратко. При одном взгляде на содержание вам, вашим коллегам и родителям учащихся должно быть понятно, зачем вы проводите то или иное мероприятие.

№4 Разделять воспитание на направления

Воспитание — это процесс всестороннего развития личности за счет создания благоприятных для этого условий. Оно не разделяется по направлениям, а реализуется целостно.

Однако стереотип о дискретности воспитания оказался живуч, и в некоторых программах по-прежнему встречаются вариативные модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее.

Возможно, не у всех педагогов есть понимание, что деятельность в рамках каждого модуля должна быть направлена на достижение цели воспитания, а цель — всестороннее развитие личности школьников. Так, например, модуль «Волонтерство» обеспечивает и «патриотическое» воспитание, когда школьники организуют благотворительные концерты для ветеранов, и «экологическое» — когда они выходят на субботники или сажают деревья в парках. 

Совет: Создавая собственные модули, ориентируйтесь на цель воспитания, которая стоит перед школой.

№5 Включать в программу все вариативные модули

Большинство школ включает в рабочую программу воспитания все предложенные в примерной программе вариативные модули, это может повлечь проблемы.

Во-первых, программа воспитания и план реальной воспитательной работы становятся документами «о разном». Например, в программе указан модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», а в плане воспитательной работы максимум, что может быть отнесено к данному модулю, — это выезд школьников на пикник в качестве поощрения за успешно завершенный учебный год. Поскольку это мероприятие нерегулярное, его можно вписать в один из инвариантных модулей, например в «Классное руководство».

Во-вторых,насыщенная программа воспитания требует от педагогического состава дополнительных усилий, что в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.

Когда в школе нет «Детских общественных объединений» или «Школьных медиа», а в рабочей программе воспитания они указаны, то преподаватели вынуждены создавать их с нуля и в кратчайшие сроки, иначе описать содержание и специфику деятельности в модуле невозможно.

Совет: Сначала заполните инвариантные модули, а потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий, которые проводит школа, для наполнения вариативных модулей. 

Каждый модуль должен отражать реальную значимую для школьников и педагогов деятельность. В противном случае добавление нового модуля в программу воспитания нецелесообразно.

№6 Забывать про собственный вариативный модуль

Случается и так, что школа, наоборот, не выделяет в рабочей программе воспитания собственный вариативный модуль, хотя описанные в первом разделе материальные, кадровые и социальные ресурсы прямо указывают на такую возможность. Например, в разделе «Особенности школы» упомянуты школьные музеи или социально-психологическая служба, а в других отделах программы об этом нет ни слова.

Совет: Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, нет такого, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, напишите собственный модуль. 

№7 Предлагать одинаковое содержание модулей для всех школьников

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в школе часто случается так, что программу воспитания не адаптируют к разным уровням образования: начальному общему, основному общему, среднему общему. 

В результате педагоги предлагают учащимся мероприятия, которые им неинтересны или не отвечают их возрастным запросам. Например, учащимся старших классов — принять участие в выставке портретов ко Дню матери, вместо того чтобы организовать благотворительный концерт для детей-сирот.

Совет: В дополнение к единой рабочей программе воспитания разработайте три плана воспитательной работы для каждого уровня образования. Так вы учтете возраст воспитанников и подберете мероприятия под их интересы. А при необходимости внести коррективы не придется переписывать всю программу, достаточно будет изменить только эту ее часть. 

№8 Пренебрегать модулем «Самоуправление»

Некоторые школы считают, что модуль «Самоуправление» — вариативный. Это действительно так, но только в школах, где реализуются образовательные программы исключительно начального общего образования. Во всех остальных школах этот модуль должен присутствовать в рабочей воспитательной программе. 

Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Этот модуль больше всех остальных готовит детей к взрослой жизни. 

Совет: Сделайте самоуправление частью образовательно-воспитательного процесса. На уровне класса выберите старост или штаб ответственных за спорт и творчество. На уровне школы организуйте совет учащихся, который будет выражать мнение всех школьников в вопросах, затрагивающих их интересы и права.

Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Для этого необходимо ввести фигуру педагога-куратора.

№9 Описывать результаты анализа воспитательной работы

В четвертом разделе программы «Основные направления самоанализа воспитательной работы» необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы: кто, когда и по каким критериям оценивает достигнутые результаты. 

Например, указывается, что анализ осуществляется один раз в полгода заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и активом старшеклассников. Критерий оценки качества — наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых: минимум 4 общешкольных мероприятия, одно региональное и т.д.

Проблема в том, что иногда авторы школьных программ размещают в этом разделе результаты самоанализа. Это лишнее.

От этого текст программы становится в разы длиннее, а значит, обращаться к нему становится неудобно. 

Каждый год этот раздел программы устаревает, и школе приходится постоянно обновлять его, а вместе с ним ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

Совет: В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» рабочей программы воспитания перечислите только основные направления, критерии и способы осуществления самоанализа воспитательной работы. 

№10 Оставлять содержание программы неизменным

Рабочая программа воспитания — унифицированный документ, на основе которого все педагоги школы выстраивают воспитательную деятельность. Она должна быть достаточно краткой, чтобы к ней можно было обращаться при необходимости, и ёмкой, чтобы отражать все формы и виды воспитательной деятельности школы.

Программа должна отражать реальное положение дел в школе. Если на момент создания документа в школе нет медиа или детских общественных объединений, то добавлять модуль о них не нужно. Об этом мы уже рассказали подробно — ошибка №5. Однако есть и другая крайность: не добавлять новые формы и виды воспитательной деятельности в содержание инвариантных и вариативных модулей. 

Совет: Пересматривайте содержание рабочей программы воспитания перед началом каждого учебного года. 

Отражайте в модулях все новые формы воспитательной работы, которые органично возникли в школе. Например, после появления нового учителя русского языка и литературы в школе мог возникнуть онлайн-журнал. Если он себя хорошо зарекомендовал, то стоит внести его в программу в вариативный модуль «Школьные медиа».

Если рабочая воспитательная программа кажется недостаточно полной и разнообразной по сравнению с примерной программой от Минпросвещения, то перед началом учебного года можно спроектировать и наполнить вариативные модули. Для этого можно использовать эффективный инструмент — «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Соберите участников вместе на совещании, родительском собрании или классном часе и подключите к обсуждению рабочей программы воспитания. Полученный банк идей распределите по модулям программы.

Теперь вы знаете, на что обращать внимание при планировании воспитательно-образовательной работы в школе, чтобы не тратить свое время и силы на разработку очередного непонятного документа. Если не допускать перечисленных ошибок, то можно создать действительно рабочую программу воспитания и наполнить модули качественным содержанием.

Чек-лист «Что учесть при написании программы воспитания»:

  • Примерная программа — это конструктор для вашей рабочей программы воспитания. Просто скорректируйте уже имеющийся текст примерной программы под специфику своей образовательной организации и добавьте  план-сетку мероприятий.

  • Разрабатывая собственную программу воспитания, включайте в нее только те вариативные модули, которые в наибольшей степени помогают реализовать воспитательный потенциал вашей школы с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

  • Добавляйте в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.

  • Располагайте выбранные модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.

  • Пишите программу коротко и ясно, описывайте предстоящую работу с детьми, а не рассуждайте в общем о воспитании.

  • Не воспринимайте программу как инструмент воспитания; ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников

Содержание образования в  образовательном учреждении согласно п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой  образовательным учреждением самостоятельно.  

Программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. 

Согласно ст. 9 п.6 основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. 

Согласно ст. 32. п/п 6,7 п.2 разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения.

В школе  должен быть локальный акт об образовательной программе, рабочей программе педагога. 

Основная образовательная программа должна быть разработана с учетом социального заказа на образовательные услуги. Часы компонента образовательного учреждения учебного плана распределяются на основе проводимых диагностик и изучения образовательных потребностей участников образовательного процесса.  Ежегодно в программу должны вноситься изменения и дополнения в качестве приложений, направленных на совершенствование результатов, итоги проблемного анализа и оценка достижений обучающихся, учебный план на новый учебный год, учебно-методическое обеспечение. 

В основной образовательной программе начального общего образования программе – пояснительной записке — должна раскрываться актуальность и новизна программы, отражена специфика территории и уникальность образовательного учреждения, указан конкретный перечень классов, работающих по федеральным государственным образовательным стандартам. Ежегодно вносятся  результаты мониторинга реализации программы за прошлый учебный год.

Структура рабочих программ педагогов должна соответствовать структуре локального акта о рабочей программе. В пояснительной записке четко прописывается, что программа составлена  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования; прописывается  количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся. 

Во всех программах педагогов  указывается количество и виды практических работ на уроках; учебно-электронные пособия, используемые на уроках

В рабочих программах учителей иностранного языка – виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо

Рабочая программа учителя физической культуры  составляется с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья обучающихся; прописываются  этапы мониторинга  физической подготовленности и физического развития обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы в условиях ФГОС

Презентация актуальна в условиях введения ФГОС. В материале подробно раскрывается содержание, описываются этапы разработки рабочей программы педагога…

Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта….

Разработка рабочих программ в условиях ФГОС

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Следовательно, мы, учителя …

Особенности составления рабочей программы по математике (в контексте ФГОС)

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, результаты изучения конкретного учебного предмета, входящего в учебный план образовательного учреждения, основанный н…

Разработка рабочих программ в условиях ФГОС.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к мастер-классу «Разработка рабочей программы учителя иностранного языка, отвечающая требованиям ФГОС ООО»…

Конструктор рабочей программы по математике ФГОС для 5 класса 2022 года

Конструктор рабочей программы по математике ФГОС для 5 класса 2022 года…

Инструкция по составлению рабочих программ по обновленным ФГОС.

В данном материале подробно рассмотрены основные шаги по составлению рабочей программы по обновленным ФГОС….

  • Ошибки при составлении протокола осмотра места происшествия
  • Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении гибдд
  • Ошибки при составлении пресс релиза
  • Ошибки при составлении постановления гибдд
  • Ошибки при составлении плана фхд