Ошибки при употреблении однородных членов предложения

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 351.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 351.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 351.


А какая ваша оценка?

Однородные члены предложения Ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения

В
качестве однородных членов предложения
не
должны
выступать
слова, выражающие родовые и видовые
понятия
.
Неправильно:
Руководители предприятий должны
заботиться об
улучшении
бытовых условий работников, ремонте
помещений,
организации
детских площадок
понятие
улучшение
бытовых
условий
включает
понятия ремонт,
организация детских площа­
док.

Однородными
членами предложения не
могут быть слова,
выражающие
так называемые скрещивающиеся понятия,
т, е.
слова,
значение которых в чем-то совпадает
.
Неправильно: Завод
освоил
выпуск самой современной измерительной
аппаратуры,
устройств
и приборов

значения слов аппаратура,
устройства
и
приборы
во
многом совпадают.

В
стилистически нейтральных текстах
нельзя
употреблять в
качестве
однородных членов предложения слова,
выражающие
разноплановые,
не связанные тематически понятия.

Неправильно: Выдача
готового белья производится по счету
и по предъявлении
квитанции
со стороны заказчика.

Ошибки, связанные с лексико-грамматической несочетаемостью однородных членов предложения

Невнимание к
лексико-грамматической сочетаемости
слов нередко приводит к речевым ошибкам.
Такие ошибки возникают и при употреблении
однородных членов предложения.

Речевая
ошибка может быть вызвана лексической
несочетаемостью одного из однородных
членов

предложения со словом, которому
эти однородные члены подчиняются.
Неправильно: В адрес
учителей были высказаны пожелания и
выводы по
улучшению
внеклассной .работы

выводы обычно делаются;
На
заводах}
фабриках, совхозах и колхозах обсуждается-
вопрос о
работе
в новых условиях. Обсуждать
можно
на заводе или фабрике,
но
в совхозе
или
колхозе.

Ошибка
может быть вызвана лексической
или грамматической
несочетаемостью
с одним из однородных членов предложения
какого-то
слова, по смыслу связанного со всеми
однородными членами.
Неправильно: Изучать,
знать и руководить кадрами —
долг
дирекции любого предприятия

глаголы изучать,
знать,
с
одной
стороны, и руководить

с другой, по-разному управляют
существительными
(знать
что-кого-либо, изучать что-кого-либо,
но
руководить
чем-кем-либо).

Грамматическая
неоднородность слов
,
употребляемых в качестве
однородных членов предложения, не
является нарушением литературной нормы.
Однако в некоторых текстах объединение
разнородных форм нежелательно. Например:
Группа
слесарей была
весьма
квалифицированной, но в то же время
очень малочисленна
•—употребление
в качестве однородных сказуемых полной
и краткой
форм прилагательных свойственно
просторечию.

Ошибки в предложениях с обобщающими словами при однородных членах

В
предложениях с однородными членами
обобщающие слова обычно
выражают родовые понятия по отношению
к понятиям видовым
или отношения целого и его части. Поэтому
значение
обобщающего
слова должно включать значения всех
слов,
являющихся
однородными членами предложения.

Это требование нередко
нарушается: Все
средства рекламы: листовки, плакаты,
объявления,
выставки, радиоинформация, тематические
семинары и конференции

должны
быть направлены на заботу о
потребителе
— радиоинформация,
а
тем более семинары
и
конференции
не
являются средствами рекламы.

Однородные
члены предложения должны согласовываться
с
обобщающим
словом в падеже.

Неправильно: План
поставок
области
запасных частей был вовремя выполнен
следующими
заводами-поставщиками:
Минский автомобильный завод, Ростовский
завод сельхозмашин
(следует:
Минским
авто
мобильным
заводом, Ростовским заводом сельхозмашин).

НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА
ДЕЛОВЫХ
БУМАГ И ДОКУМЕНТОВ

Язык
деловых бумаг должен соответствовать
традициям
официально-делового стиля литературного
языка. Основные
особенности официально-делового стиля
— это: точность,
исключающая возможность каких бы то ни
было инотолкований
и неясностей; языковой
стандарт

стремление к выражению
мысли единообразным способом, использование
для этого
готовых языковых формул-клише. Названные
черты отражаются
в оформлении деловых бумаг и документов:
характере
композиции, расположении частей текста,
выделении абзацев, рубрикации, шрифта
и т.п.

Точность
и стандартизация официально-делового
стиля влекут
за собой употребление специальных
языковых средств, образующих
относительно замкнутую систему деловой
речи.

В
языке деловых бумаг и документов широко
используются:

  1. Термины
    и профессионализмы в соответствии
    с тематикой
    и содержанием служебных документов. В
    первую очередь
    — это термины юридические, дипломатические
    и бухгалтерские
    (импорт,
    контракт, просрочка, надбавка,
    предложение,
    спрос
    и
    т.п.).

  2. Нетерминологические
    слова, употребляющиеся преимущественно
    в административно-канцелярской речи
    (надлежащий,
    должный, вышеуказанный, нижеподписавшийся,
    пре
    провождается,
    настоящий (этот)
    и
    т.п.).

Имена
существительные — названия людей по
признаку, обусловленному
каким-либо действием или отношением
(квартиросъемщик,
свидетель, наниматель, истец, ответчик
и
т.п.).
Существительные, обозначающие должности
и звания, употребляются
в деловой речи только в форме мужского
рода (свидетель
Федорова, работник милиции Савельева,
профессор
Емельянова
и
т.п.).

  1. Отглагольные
    существительные. Среди них особо место
    занимают существительные с префиксом
    не
    (исполнение,
    нахождение,
    невыполнение, несоблюдение, непризнание
    и
    т.п.).

  2. Сложные
    отыменные предлоги, выражающие
    стандартные
    аспекты содержания (в целях,
    в отношении, в силу, по
    линии,
    в части
    и
    т.п.).

Предлог
по
с
предложным падежом для обозначения
временных
отрезков (по
достижении восемнадцатилетнего
возраста
и
т.п.).

6. Устойчивые
словосочетания атрибутивно-именного
типа с
окраской официально-делового стиля
(единовременное
пособие,
вышестоящие
органы, установленный порядок,
предвари
тельное
рассмотрение
и
т.п.).

  1. «Расщепленные»
    сказуемые (оказать
    помощь, произ
    вести
    реконструкцию, провести расследование
    и
    т.п.) в отличие
    от параллельных им глагольных форм
    (помочь,
    ре
    конструировать,
    расследовать
    и
    т.п.).

  2. «Нанизывания»
    родительного падежа в цепочке имен
    существительных
    (…для применения
    мер общественного воз
    действия;
    …в целях широкой гласности работы
    органов го
    сударственного
    контроля
    и
    т.п.).

9. Утверждения
через отрицание, в которых адресат
санкционирует
административные действия. Инициатива
этих действий
исходит не от адресата (Министерство
не воз
ражает…,
Коллегия не отклоняет…’, Ученый совет
не от
вергает…
и
т.п.).

10. Страдательный
залог при необходимости подчеркнуть
факт
совершения действия (оплата
гарантируется; пред
ложение
одобрено; документация возвращена
и
т.п.). Действительный
залог употребляется, когда необходимо
указать конкретное лицо или организацию
как субъект юридической ответственности
(Завод
«Электросталь» срывает поставку
сырья;
Руководитель кооператива не обеспечил
технику
безопасности
и
т.п.).

Отмеченные
выше особенности официально-делового
стиля являются
объективным фактом языка, их применение
в текстах
документов закономерно и закреплено
традицией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки в употреблении однородных членов предложения

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Ошибки в употреблении однородных членов простого предложения

Определение 1

Речевые недочеты, связанные с употреблением однородных членов, относятся к грамматическим и проявляются как в устной, так и в письменной речи.

Минимальный контекст выявления такой ошибки – предложение. Эти ошибки обусловлены как слабым владением синтаксическими ресурсами русского литературного языка, так и умением употреблять двойные союзы, соблюдать нормы падежного управления, правильно строить сложные предложения с однородными придаточными частями.

Рассмотрим различные типы синтаксических ошибок, связанных с употреблением однородных членов, на практике:

  1. Недочёты в падежном управлении при однородных членах. Типичные примеры подобных ошибок таковы: Я люблю и восхищаюсь поэзией Пушкина. Он сочувствует и заботится о животных. Суть этого речевого недочёта заключается в следующем. При каждом однородном сказуемом подразумевается зависимое слово – дополнение, которое должно стоять в определенной падежной форме, требуемой глаголом. В этом заключается глагольное управление. В данных примерах к однородным сказуемым, каждое из которых обладает разными требованиями к форме зависимого слова, подобрано дополнение, зафиксированное в одной из этих форм. Оно соответствует последнему однородному члену в ряду и не сочетается с первым. Чтобы исправить ошибку, необходимо перестроить предложения так: Я люблю Пушкина и восхищаюсь его поэзией. Он сочувствует животным и заботится о них.
  2. Неверное употребление составных союзов. Например: Композитор как писал либретто для оперетт, так и симфонии. Профессор читал не только лекции, но и проводил практические занятия со студентами. Суть этой ошибки заключается в том, что части такого союза должны употребляться непосредственно перед теми членами предложения, которые они связывают, в противном случае возникает грамматический недочёт. В первом примере однородными являются дополнения «либретто» и «симфонии». Именно они должны быть связаны с помощью двойного союза: Композитор писал как либретто для оперетт, так и симфонии. Во втором примере в качестве однородных выступают сказуемые «читал», «проводил»: Профессор не только читал лекции, но и проводил практические занятия со студентами. Разновидностью этой ошибки также является смешение частей двойных союзов: Мой брат увлекается не только баскетболом, а также настольным теннисом. Верный вариант: Мой брат увлекается не только баскетболом, но и настольным теннисом.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Ошибки в употреблении однородных членов в сложных синтаксических конструкциях

К наиболее типичным видам этих речевых недочетов относят следующие:

  1. Ошибки в употреблении в качестве однородных причастных оборотов и придаточного определительного: Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, впервые услышанные в детстве и которые запоминаются на всю жизнь. Подобная структура не может быть признана нормативной, поэтому её необходимо заменить, используя два однородных обособленных определения, выраженных причастными оборотами, либо использовать конструкцию с придаточной частью: Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, впервые услышанные в детстве и запомнившиеся на всю жизнь. Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, которые впервые услышали в детстве и запомнили на всю жизнь.
  2. Недочёты, возникшие при неправильном употреблении в качестве однородных деепричастного оборота и придаточного обстоятельственного: Отдохнув и когда набрались сил, мы двинулись дальше в горы. Такие конструкции необходимо заменять либо однородными деепричастными оборотами, либо сложноподчиненным предложением: Отдохнув и набравшись сил, мы двинулись дальше в горы / Когда мы отдохнули и набрались сил, мы двинулись дальше в горы.
  3. Ошибки, возникшие при попытке построить сложную синтаксическую конструкцию с однородными придаточными частями: Пушкин пишет о Ленском, что он «из Германии туманной привез учёности плоды», а также, когда он «пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль». В данном случае мы имеем дело с придаточными изъяснительными, находящимися в однородном соподчинении. Суть его заключается в том, что входящие в состав предложения однородные придаточные должны не только относиться к одному типу, но и к определённому слову в главном предложении (или ко всему главному предложению), отвечать на сходные вопросы. Пушкин пишет о Ленском (что?), что он «из Германии туманной привез учёности плоды», а также (что?) что он «пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль».

«Ошибки в употреблении однородных членов предложения» 👇

Профилактикой возникновения подобного рода ошибок является работа, направленная на выработку следующих языковых умений:

  1. Навыки построения словосочетаний на основе связи управление с верным выбором требуемой предложной формы зависимого слова.
  2. Понятие о двойных союзах и их строении, а также умения употреблять их для связи однородных членов.
  3. Навыки построения предложений с причастными и деепричастными оборотами, в том числе с однородными полупредикативными единицами, а также развитое представление о структуре подобных предложений, месте, занимаемом в нём оборотами, их функции, их отличии от придаточных частей и возможностях замены синонимичными конструкциями.
  4. Умения строить предложения с однородным соподчинением придаточных, правильно присоединяя их к главной части.

Наличие этих умений и навыков позволяет избежать грамматических ошибок в речи.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 10.12.2022

вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Ошибки в предложениях с однородными членами:

  1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая«.
  2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату«.
  3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный«.
  4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
  5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах«.
  6. Нарушения в области однородных сказуемых:
    а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца«;
    б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход«; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная«.
  7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной«. «Дети ждали отца и когда покажется его лодка«.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в предложениях с однородными членами

Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Употребление однородных членов предложения
Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами
Тест на тему Однородные члены предложения
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

  • Ошибки при употреблении местоимений примеры
  • Ошибки при употреблении иноязычных слов примеры
  • Ошибки при употреблении диалектизмов
  • Ошибки при употреблении деепричастных оборотов упражнения
  • Ошибки при употреблении деепричастных оборотов тест