Ошибки при выборе темы проекта

15 ошибок при выборе темы дипломного проекта

Тема дипломного проекта изначально определяет его судьбу. В зависимости от того, какой вопрос автор намерен рассматривать, у него могут возникнуть те или иные сложности. Чтобы минимизировать их, важно правильно выбрать тему дипломного проекта.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, возникающие при выборе темы ВКР.

Слишком длинный и витиеватый заголовок научно-исследовательской работы

Формулировка темы должна быть четкой, ясной и краткой. Если заглавие работы слишком длинное и красивое, то это может в значительной степени усложнить процесс раскрытия вопроса и решения проблемы. Витиеватость может привести к многозначности темы, что противоречит правилам грамотной формулировки.

Актуальность

Выбранная тема должна соответствовать потребностям общества (отрасли, объекта), реалиям. Если в ней не прослеживается актуальности, то определить проблему, выявить главную идею проекта просто не удастся.

Доступность источников информации

Не стоит выбирать темы, которые плохо или мало изучены. Данная проблема порождает некоторые трудности: дефицит информации, отсутствие достоверных и поверенных источников, недостаточный объем готового дипломного проекта и пр.

Выбор замысловатой темы чреват тем, что автору придется пользоваться неактуальным и архивными сведениями. При отсутствии актуальных источников литературы доказать эффективность рекомендаций будет сложно.

Слишком широкая тема

Если тема звучит слишком «обтекающее», то могут возникнуть вопросы относительно постановки цели, задач, предмета и объекта исследования. В одной ВКР должна рассматриваться конкретная проблема, а не целый комплекс вопросов. Важно детально проработать одну идею, выдвинуть конкретные предложения по ее решению или оптимизации.

Слишком узкая тема

В данном случае автор может в очередной раз столкнуться с проблемой нехватки информации, слабой изученностью вопроса. При таком раскладе доказать свою гипотезу не удастся, так как не будет достаточной доказательной базы.

Студент плохо разбирается в выбранной теме

При выборе темы диплома будет неплохо, если у выпускника будут иметь начальные или базовые знания по данному вопросу. Такой   подход позволит сразу же выявить наличие источников информации, возможности при написании ВКР.

Не стоит выбирать слишком популярную тему

Казалось бы, изучение таких тем будет даваться легко: множество литературы, ресурсов в рамках выбранного вопроса. На самом деле популярная тема создает гораздо больше сложностей, так как она подвергается серьезной и частой критике.

Учет интересов и предпочтений студента

Выполнять задание, которое приходится по душе или просто нравится, гораздо интереснее и проще, нежели писать проект «по принуждению». Этот принцип распространяется в целом по жизни, затрагивая процесс выполнения дипломной работы. Если студенту нравится тема исследования, он моментально (как при «любви с первого взгляда») начинает строить планы: что рассмотреть, в каком ракурсе, как преподнести, что показать, изучить, проанализировать, усовершенствовать и пр.

Слишком широкая область применения

В ВКР со слишком широкой темой можно буквально «утонуть». Результаты исследования предназначены для конкретной области, сферы деятельности. Разработать рекомендации с учетом реализации всего потенциала, всех возможностей дипломного проекта будет очень сложно, трудоемко и объемно. Студенту, скорее всего, не удастся «уложить» все решения проблемы или нескольких проблем в одну работу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Определение цели и задач дипломного проекта затруднительно

Если тема многогранна или многозначна, то поставить правильно цель и определить этапы ее достижения будет трудно.

Правильное определение предмета и объекта исследования

Слишком «мудреная» тема может быть распространена как на отдельные фрагменты, так и на отрасль в целом. Важно правильно и грамотно определить предмет и объект дипломного проекта. Нередко эти категории студенты путают, что является грубейшей ошибкой.

Не стоит выбирать тему схожую с темой исследования своего одногруппника или друга

Даже если Вы с кем-то из своих однокурсников проходили практику на одном и том же предприятии, имеете одни и те же данные на руках, не следует выбирать схожие темы. Написать разные дипломы в таком случае вряд ли удастся, а комиссия может счесть ваши усилия «одними на двоих» или вовсе не опустить к защите.

На предприятии или у объекта не может быть одной проблемы. Необходимо качественно проанализировать все стороны, определить достоинства и недостатки, отталкиваться от них.

Найти разные и при этом эффективные решения одной и той же проблемы в разных дипломах практически невозможно.

При выборе темы не учитывают особенности объекта

Как правило, тема дипломного проекта подбирается под уже выбранный объект (место практики), о котором у студента уже есть определенные представления, сведения. Не стоит пренебрегать данным правилом.

Тема исследования должна быть реалистичной и выполнимой

Если студент не в силах доказать целесообразность реформ, эффективность предлагаемых действий, то подтвердить правильность своих суждений и предложений будет невозможно, а значит, дипломный проект будет несостоятельным.

Дипломный проект – научно-исследовательская работ, которая должна иметь практическую значимость. Показать роль проекта и его эффективность можно с помощью расчетов спецкоэффициентов, анализа ситуации «до» и «после».

Тема должна показать профпригодность, компетентность автора исследования

Данный постулат предполагает, что при раскрытии главного вопроса автору необходимо показать, что он предпринял, изучил, как пришел к выводам, приложениям, что разработал, предложил и пр.

Таким образом, при выборе темы дипломного проекта выпускнику предстоит учесть все возможные факторы, чтобы облегчить процесс написания ВКР.

15 ошибок при выборе темы дипломного проекта

Тема дипломного проекта изначально определяет его судьбу. В зависимости от того, какой вопрос автор намерен рассматривать, у него могут возникнуть те или иные сложности. Чтобы минимизировать их, важно правильно выбрать тему дипломного проекта.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, возникающие при выборе темы ВКР.

Слишком длинный и витиеватый заголовок научно-исследовательской работы

Формулировка темы должна быть четкой, ясной и краткой. Если заглавие работы слишком длинное и красивое, то это может в значительной степени усложнить процесс раскрытия вопроса и решения проблемы. Витиеватость может привести к многозначности темы, что противоречит правилам грамотной формулировки.

Актуальность

Выбранная тема должна соответствовать потребностям общества (отрасли, объекта), реалиям. Если в ней не прослеживается актуальности, то определить проблему, выявить главную идею проекта просто не удастся.

Доступность источников информации

Не стоит выбирать темы, которые плохо или мало изучены. Данная проблема порождает некоторые трудности: дефицит информации, отсутствие достоверных и поверенных источников, недостаточный объем готового дипломного проекта и пр.

Выбор замысловатой темы чреват тем, что автору придется пользоваться неактуальным и архивными сведениями. При отсутствии актуальных источников литературы доказать эффективность рекомендаций будет сложно.

Слишком широкая тема

Если тема звучит слишком «обтекающее», то могут возникнуть вопросы относительно постановки цели, задач, предмета и объекта исследования. В одной ВКР должна рассматриваться конкретная проблема, а не целый комплекс вопросов. Важно детально проработать одну идею, выдвинуть конкретные предложения по ее решению или оптимизации.

Слишком узкая тема

В данном случае автор может в очередной раз столкнуться с проблемой нехватки информации, слабой изученностью вопроса. При таком раскладе доказать свою гипотезу не удастся, так как не будет достаточной доказательной базы.

Студент плохо разбирается в выбранной теме

При выборе темы диплома будет неплохо, если у выпускника будут иметь начальные или базовые знания по данному вопросу. Такой   подход позволит сразу же выявить наличие источников информации, возможности при написании ВКР.

Не стоит выбирать слишком популярную тему

Казалось бы, изучение таких тем будет даваться легко: множество литературы, ресурсов в рамках выбранного вопроса. На самом деле популярная тема создает гораздо больше сложностей, так как она подвергается серьезной и частой критике.

Учет интересов и предпочтений студента

Выполнять задание, которое приходится по душе или просто нравится, гораздо интереснее и проще, нежели писать проект «по принуждению». Этот принцип распространяется в целом по жизни, затрагивая процесс выполнения дипломной работы. Если студенту нравится тема исследования, он моментально (как при «любви с первого взгляда») начинает строить планы: что рассмотреть, в каком ракурсе, как преподнести, что показать, изучить, проанализировать, усовершенствовать и пр.

Слишком широкая область применения

В ВКР со слишком широкой темой можно буквально «утонуть». Результаты исследования предназначены для конкретной области, сферы деятельности. Разработать рекомендации с учетом реализации всего потенциала, всех возможностей дипломного проекта будет очень сложно, трудоемко и объемно. Студенту, скорее всего, не удастся «уложить» все решения проблемы или нескольких проблем в одну работу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Определение цели и задач дипломного проекта затруднительно

Если тема многогранна или многозначна, то поставить правильно цель и определить этапы ее достижения будет трудно.

Правильное определение предмета и объекта исследования

Слишком «мудреная» тема может быть распространена как на отдельные фрагменты, так и на отрасль в целом. Важно правильно и грамотно определить предмет и объект дипломного проекта. Нередко эти категории студенты путают, что является грубейшей ошибкой.

Не стоит выбирать тему схожую с темой исследования своего одногруппника или друга

Даже если Вы с кем-то из своих однокурсников проходили практику на одном и том же предприятии, имеете одни и те же данные на руках, не следует выбирать схожие темы. Написать разные дипломы в таком случае вряд ли удастся, а комиссия может счесть ваши усилия «одними на двоих» или вовсе не опустить к защите.

На предприятии или у объекта не может быть одной проблемы. Необходимо качественно проанализировать все стороны, определить достоинства и недостатки, отталкиваться от них.

Найти разные и при этом эффективные решения одной и той же проблемы в разных дипломах практически невозможно.

При выборе темы не учитывают особенности объекта

Как правило, тема дипломного проекта подбирается под уже выбранный объект (место практики), о котором у студента уже есть определенные представления, сведения. Не стоит пренебрегать данным правилом.

Тема исследования должна быть реалистичной и выполнимой

Если студент не в силах доказать целесообразность реформ, эффективность предлагаемых действий, то подтвердить правильность своих суждений и предложений будет невозможно, а значит, дипломный проект будет несостоятельным.

Дипломный проект – научно-исследовательская работ, которая должна иметь практическую значимость. Показать роль проекта и его эффективность можно с помощью расчетов спецкоэффициентов, анализа ситуации «до» и «после».

Тема должна показать профпригодность, компетентность автора исследования

Данный постулат предполагает, что при раскрытии главного вопроса автору необходимо показать, что он предпринял, изучил, как пришел к выводам, приложениям, что разработал, предложил и пр.

Таким образом, при выборе темы дипломного проекта выпускнику предстоит учесть все возможные факторы, чтобы облегчить процесс написания ВКР.

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

    • 5

    • 7

    • 8

  • 9

  • 11

Выбор темы является не только первым этапом написания проектной работы, но и одним из самых важных, ведь тему в большинстве случаев нельзя изменить, а порой даже видоизменить, она должна быть интересна и понятна автору проекта, помимо этого, она не должна повторяться с темой, выбранной одноклассником или одногруппником, при этом она должна быть актуальной на момент написания проектной работы, но и не должна быть полностью изучена, а также по выбранной теме должно быть достаточно информации для выполнения работы.

Как подобрать тему проектной работ

Как подобрать тему проектной работы

В большинстве случаев перечень тем предоставляется руководителем, куратором или преподавателем (учителем) выбранной для написания проекта дисциплины. Если перечень тем предоставлен, то следует выбрать наиболее понравившуюся тему, если существует сомнение, на какой теме для написания проекта остановится можно воспользоваться критериями выбора темы проектной работы.

Критерии при выборе темы

При выборе темы проектной работы важно учитывать, что от правильности выбора зависит не только качество проектной работы, но и возможность её выполнения.

Основными критериями при этом являются:

  • познавательный интерес – следует выбирать тему, которая будет интересна;
  • возможность выполнения проекта по выбранной теме – сложность выполнения проекта по выбранной теме должна соответствовать уровню знаний;
  • ориентация на близость к профилю будущей специальности (данный критерий выбора темы актуален для выпускных классов);
  • в теме должен быть рассмотрен какой-либо аспект, который не рассматривался и не изучался ранее (тема должна иметь теоретическую или практическую значимость, а возможно и то и другое).

В том случае если перечень тем не был предоставлен тема подбирается автором проектной работы самостоятельно.

В некоторых случаях если ни одна из предложенных к выбору тем не устраивает, можно предложить собственную (о такой возможности следует поинтересоваться у руководителя или куратора), при этом выбор темы необходимо будет аргументировать.

Этапы выбора темы проектной работы если перечень тем не предоставлен

При самостоятельном выборе темы проектной работы критерии сходи с выбором темы из предложенного перечня, но существуют и дополнительные требования, которые необходимо учитывать:

  • актуальность темы – тема должна быть актуальна на момент выполнения проекта;
  • достаточное количество информации – работа над проектом это не только практическое исследование, но и изучение теоретических источников информации (книги, статьи, газеты, сайты), если выбранная тема мало изучена, то написать полноценную теоретическую главу будет невозможно;
  • возможность практического исследования – проектная работа предполагает практическое исследование по теме проекта, которое должен осуществить автор(ы) проекта самостоятельно.

Кроме описанных требований, следует правильно формулировать тему проекта, тема должна отражать суть проекта, при этом она должна быть краткой (желательно не более 8-10 слов), не иметь двоякой трактовки, а также сформулирована без стилистических и речевых ошибок.

Пример (алгоритм) выбора темы

Каждый обучающийся сталкивается с проблемой выбора актуальной, интересной и познавательной темы для выполнения проектной работы, примерные темы проектных (исследовательских) работа по своему предмету (дисциплине) могут разрабатываться преподавателями (учителем), при этом не исключается возможность предложения темы проектной работы самим обучающимся, если темы для выбора не предоставлены или не одна из предложенных тем для выполнения проекта не устроила, рассмотрим, как подобрать тему.

Подобрать тему можно несколькими способами, рассмотрим каждый из них подробно:

Придумать тему, самостоятельно опираясь на свои предпочтения и увлечения

На первом этапе необходимо определиться с предметом (дисциплиной), по которой будет выполняться проектная работа, при выборе предмета (дисциплины) следует опираться на собственные интересы и увлечения, проектная работа выполняется не для получения оценки, а для получения новых знаний как самим автором работы, так и теми, кто будет так или иначе вовлечён в её выполнение.

Выбрав предмет (дисциплину), которая не нравится или является сложной для понимания будет сложно, а порой невозможно подготовить проектную работу, что приведёт к неудовлетворительному результату на защите.

Итак, для выбора предмета необходимо ответить на следующие вопросы:

Какой или какие предметы являются более понятными (интересными)?

Что больше всего нравится (какое хобби)?

Для примера мы будем подбирать тему, следуя представленному алгоритму.

Вариант 1.

  1. Математика, информатика, биология, география.
  2. Программирование, компьютерные игры, футбол.

Вариант 2.

  1. Русский язык, литература, обществознание.
  2. Чтение, современная мода, живопись.

На втором этапе следует сравнить перечень предметов со своими интересами, и убрать лишние предметы и перечень интересных направлений.

Вариант 1.

Соотнеся перечень предметов (дисциплин) и перечень интересов следует убрать «Биологию» и «Географию» (ни один из интересов не связан с данными предметами), из перечня интересов следует убрать «Футбол», так как выполнить проектную работу в рамках математики и информатики будет достаточно сложно.

Остаётся:

  1. Математика, информатика.
  2. Программирование, компьютерные игры.

Вариант 2.

После того, как убрано лишнее остаётся:

  1. Русский язык, литература.
  2. Чтение.

На третьем этапе следует придумать несколько тем, которые бы объединяли как предмет, так и увлечения, тема должна подразумевать проведение какого-либо исследования.

Вариант 1.

  1. История развития информационных сетей в России.
  2. Киберспорт.
  3. Создание компьютерной игры.

Вариант 2.

  1. Сравнить произведения различных авторов описывающих одно и то же событие (в теме следует указать авторов и произведения).
  2. Описание какой-либо исторической личности в произведениях различных авторов (указать произведения и историческую личность).
  3. Влияние французской культуры на отечественных поэтов.

На четвёртом этапе следует провести анализ наличия источников информации для написания теоретической главы, наиболее простым способом будет поиск информации в интернете.

Если информации достаточно и тему нет необходимости утверждать у руководителя, можно начинать писать проектную работу.

В том случае если тему проектной работы необходимо утверждать лучше выбрать 2-4 темы, в таком случае руководитель (куратор) сможет помочь с выбором темы.

При желании написать проектную работу по теме, которая ранее не использовалась для написания проектов можно воспользоваться поиском Яндекса, в поисковой строке необходимо выбранную тему взять в кавычки (как показано на рисунке ниже), кавычки используются для поиска точного совпадения поисковой фразы.

Перефразировать существующую тему проектной работы, добавить новый аспект или провести исследование отдельного направления в существующей теме

Для составления темы проектной работы можно использовать тему, по которой ранее была написана проектная работа при этом исследовать в ней какой-либо отдельный аспект, провести сравнение, выяснить влияние на что-либо.

Для примера воспользуемся поиском темы (перейти на страницу поиска можно по ссылке), для этого следует указать параметры поиска:

  • 10 класс;
  • предмет «Химия».

Так как не известно о чём интересно выполнять проектную работу поле «Ключевые слова» оставляем пустым и нажимаем на кнопку «Мне повезёт!».

Из полученного перечня выберем 2 темы (помечены на рисунке ниже) и добавим в них какой-либо аспект или уточнение.

Параметры для поиска темы проекта

Поиск темы проектной работы

Тема 1. Загрязнение природных вод.

Возможные варианты темы:

  1. Загрязнение природных вод в населённом пункте (указать населённый пункт).
  2. Загрязнение природных вод нефтепродуктами.
  3. Загрязнение природных вод и способы очистки, применяемые в России.

Тема 2. Исследование пищевых продуктов.

Возможные варианты темы:

  1. Исследование состава жевательных резинок.
  2. Исследование состава чипсов.
  3. Исследование пищевых продуктов: хлеб и его виды.

Найти тему проекта в интернете

Данный вариант является наиболее простым, для этого следует обратиться к сети интернет, где, используя любую из поисковых систем, можно найти либо перечни тем, либо посмотреть уже готовые проектные работы и выбрать понравившуюся тему.

Перечень тем проектных работ из интернета

Пример перечня тем проектных работ из интернета

Выбор темы группой обучающихся

Cледует учесть, что возможно предоставление права выбора группой обучающихся одной темы, при этом необходимо учитывать:

  1. Тема должна быть выбрана с учётом интересов каждого участника проектной деятельности.
  2. Каждый участник ведёт не собственное исследование выбранной темы, а проводится общее исследование как теоретической части, так и проведение самого практического исследования, при этом каждый исследователь освещает отдельные свойства или явления.
  3. Общим также является подготовка структурных элементов: введения, заключения, списка литературы и приложений.
  4. Оформление итогового варианта проектной работы желательно поручить одному из участников, так как в случае оформления каждым участником проектной деятельности своей части проекта и дальнейшим объединением в один документ оформление может отличаться или его не будет совсем.
  5. Подготовка презентации может осуществляться как одним из участников, так и производится коллективно. В случае коллективного создания презентации, во время которого каждый участник проектной деятельности подготавливает отдельные разделы следует создать шаблон оформления слайдов презентации и предоставить его каждому из участников, в таком случае презентация будет оформлена в едином стиле и её легко будет объединить в один файл.
  6. Защита проекта также осуществляется группой обучающихся.

Ошибки при составлении темы проектной работы

При самостоятельном формулировании темы проектной работы необходимо понимать, что придётся писать теоретическую часть и выполнять практическое исследование по выбранной теме, существуют темы по которым сложно выполнить проектную работу или какю-либо часть (теоретическую или практическую), например:

  • Почему учителя ставят двойки;
  • Мир мячей;
  • Человек-телефон (тема, возможно, предполагает изучение телефонной зависимости, например, у школьников, но формулировка «человек-телефон» неверная).

Порой для проектных работ используют темы дипломных и магистерских:

  • Исследование форм развития навыков говорения на уроках английского языка на примере учеников 10-11 классов с углублённым изучением английского языка (данная тема является темой магистерской диссертации);
  • Написать сценарий для фильма (результат: готовый сценарий);
  • Бизнес-план (бизнес-план представляет из себя анализ большого количества различной информации из различных областей: маркетинг, финансы, логистика и т.д., его подготавливает не 1 человек, а группа, в которой каждый занимается своей задачей).

Тема имеет большой охват информации, обычно такие темы состоят из 1-2 слов, например:

  • футбол;
  • баскетбол;
  • история России;
  • интернет.

Написать качественную проектную работу по столь обширным темам будет достаточно сложно, так как необходимо не только представить теоретический анализ выбранной темы, но и провести практическое исследование.

При этом если тема проектной работы состоит из 1-2 слов это не показатель её не проработанности, например:

  • фиточай;
  • финансовые пирамиды;
  • мультивселенные;
  • кибербезопасность.

Такие темы могут быть использованы при написании проекта, так как они описывают небольшое направление.

Подводя итог выше написанному, написать качественную проектную работу можно абсолютно по любой теме, всё зависит от желания и возможности, поэтому подбирайте такую тему, по которой будет интересно выполнять проектную работу, узнавать новую информацию и выполнять практическое исследование, ведь даже самая простая тема не вызывающая интереса не будет.

Инфоурок


Другое

ПрезентацииТипичные ошибки в исследовательских работах учащихся

Типичные ошибки в исследовательских работах учащихся



Скачать материал

Типичные ошибки в исследовательских работах учащихсяИз опыта работы эксперт...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 422 человека из 64 регионов

  • Сейчас обучается 246 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типичные ошибки в исследовательских работах учащихсяИз опыта работы эксперт...

    1 слайд

    Типичные ошибки в исследовательских работах учащихся

    Из опыта работы экспертов конференций «Юность. Наука. Культура» и «Первые шаги в науку»

  • Наиболее распространенные ошибки в работах учащихсяНеудачный выбор темы иссле...

    2 слайд

    Наиболее распространенные ошибки в работах учащихся
    Неудачный выбор темы исследования
    Некорректное название работы
    Неправильная формулировка цели и задач исследования
    Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы
    Отсутствие статистической обработки результатов
    Отсутствие раздела «Обсуждение результатов», некорректная интерпретация результатов
    Неграмотная формулировка выводов
    Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы

  • Требования к теме исследованияТема должна быть актуальной ( т.е. практически...

    3 слайд

    Требования к теме исследования
    Тема должна быть актуальной ( т.е. практически полезной) и нестандартной.
    Тема не должна быть широко сформулирована (не будет качественного исследования).
    Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.
    Не следует допускать выполнение псевдонаучных работ.

  • Типичные ошибки при формулировке названийСлишком «бойкое», некорректное, жур...

    4 слайд

    Типичные ошибки
    при формулировке названий
    Слишком «бойкое», некорректное, журналистское название (оно должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке).
    Название слишком общее, неконкретное.
    Название не соответствует содержанию работы (оно должно чётко отражать содержание и направление работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя).

  • Примеры корректных и журналистских названий Бездомные собаки как элемент эко...

    5 слайд

    Примеры корректных и журналистских названий
    Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса.
    Биоразнообразие мхов в заповеднике «Юганский».
    Определение гармоничности физического развития подростков.
    Поведенческие реакции волнистых попугайчиков в брачный период в условиях эксперимента.
    Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах.
    Быстрое питание – скорое заболевание.
    Курильщик – сам себе могильщик.
    От жажды умирая над ручьем (фитоиндикация качества воды).
    Пища Франкенштейна или что мы едим.
    СПИД – катастрофа 21 века.
    Чистота – залог здоровья.

  • Примеры общих, неконкретных формулировокВлияние атомных станций на здоровье...

    6 слайд

    Примеры общих, неконкретных формулировок
    Влияние атомных станций на здоровье человека.
    Врожденные пороки и наследственные заболевания.
    Исследование белок Таймыра.
    Исследование состояния воздуха.
    Лечебные свойства музыки.
    Проблемы веса.

  • Типичные ошибки в разделе «Введение»Слишком большой объем раздела Отсутствие...

    7 слайд

    Типичные ошибки
    в разделе «Введение»
    Слишком большой объем раздела
    Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.
    Некорректная формулировка цели и задач исследования.

  • Типичные ошибкипри обзоре литературыОтсутствие логического построения обзора...

    8 слайд

    Типичные ошибки
    при обзоре литературы
    Отсутствие логического построения обзора литературы.
    Слишком краткий или чрезмерно обширный обзор.
    Подробное цитирование широко известных фактов.
    Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте.
    Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.

  • Типичные ошибки при выборе материала и методов исследованияОтсутствие описа...

    9 слайд

    Типичные ошибки
    при выборе материала и методов исследования
    Отсутствие описания объекта исследования.
    Неправильно сформированные выборки для исследования, отсутствие контрольной группы.
    Слишком краткое описание методов.
    Отсутствие ссылок на методическую литературу.
    Отсутствие благодарностей ( если были предоставлены аппаратура, реактивы, результаты, полученные другим человеком).

  • Типичные ошибки при описании и обсуждении результатов Отсутствие статистичес...

    10 слайд

    Типичные ошибки
    при описании и обсуждении результатов
    Отсутствие статистической обработки результатов.
    Представление исходных первичных данных (протоколы экспериментов).
    Отсутствие графического представления данных.
    Оформление таблиц, диаграмм, графиков, не соответствующее требованиям.

  • Типичные ошибки при описании и обсуждении результатов Отсутствие данного ра...

    11 слайд

    Типичные ошибки
    при описании и обсуждении результатов
    Отсутствие данного раздела в подавляющем большинстве работ.
    Неумение найти аналогичные работы других авторов и сопоставить свои данные с их результатами.
    Некорректная интерпретация результатов.

  • Типичные ошибкив разделе «Выводы»Несоответствие выводов заявленным во введе...

    12 слайд

    Типичные ошибки
    в разделе «Выводы»
    Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.
    Дублирование разделов (в работе есть и «Выводы», и «Заключение»)
    Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».
    Формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов.

  • Типичные ошибки при оформлении списка литературыОтсутствие ссылок на источн...

    13 слайд

    Типичные ошибки
    при оформлении списка литературы
    Отсутствие ссылок на источники в тексте работы.
    Ссылки на ненаучную или сложную для школьника литературу (научные журналы, диссертации, иностранные источники).
    Ссылки на Интернет (источники должны быть только с указанием сайта без упоминания авторов и названия источника).
    Оформление списка не в соответствии с ГОСТом.

  • Типичные недостатки при выступленииЗлоупотребление сложными терминами. Нал...

    14 слайд

    Типичные недостатки
    при выступлении
    Злоупотребление сложными терминами.
    Наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать», «как бы » и т. д.
    Монотонная интонация без акцента на значимых деталях работы.
    Построение слишком сложных и длинных предложений.
    Чтение доклада с листа или слайдов презентации.
    Несоблюдение регламента.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 096 139 материалов в базе

  • Выберите категорию:
  • Выберите учебник и тему
  • Выберите класс:
  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.12.2020
  • 128
  • 0
  • 02.12.2020
  • 347
  • 4
  • 23.11.2020
  • 90
  • 0
  • 28.10.2020
  • 131
  • 0
  • 08.10.2020
  • 228
  • 1
  • 08.10.2020
  • 132
  • 0
  • 19.09.2020
  • 81
  • 0
  • 16.09.2020
  • 113
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»



  • Скачать материал


    • 12.11.2020


      2258
    • PPTX
      47.5 кбайт
    • 72
      скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Грошева Татьяна Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Грошева Татьяна Александровна

    • На сайте: 2 года и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 44888
    • Всего материалов:

      211

Педагогическое конструкторское бюро

Как назвать свой проект?

Краткий анализ ошибок начинающих проектных групп и практические советы опытных проектировщиков

Вернуться к списку ошибок и советов.

«Никогда не позволяйте страху стать на вашем пути».

Бейб Рут

«Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Капитан Врунгель

Ошибка 1. Тема проекта не соответствует его содержанию

Группа увлекается поиском красивой формулировки и даже находит такое название.

Но при этом содержание проекта почти никак не отражается в нем.

Основные причины данной ошибки

1. Увлечение красивыми формулировками в ущерб основному замыслу проекта

2. Группа уверена в том, что красивая формулировка темы — это почти половина успеха

3. Группа не до конца понимает основной замысел своего проекта

Наш совет

При формулировке темы основное внимание уделяйте именно содержанию вашего проекта.
Для этого:

  • Кратко, одним предложением опишите основной замысел вашего проекта

  • Подберите несколько вариантов названия, в которых будут ключевые слова (смыслы) вашего проекта

  • Предложите нескольким ровесникам и/или педагогам прочитать название вашего проекта, а потом попросите их объяснить, что они поняли из вашей формулировки темы проекта

Ошибка 2. Невыразительное, «казенное» название проекта

Группа решает не тратить время на поиски оригинального названия проекта, которое в максимальной степени отражает его содержание, а довольствуется самым первым вариантом, которое приходит в голову.

Основные причины данной ошибки

1. Стремление быстро «пройти» этот этап работы над проектом

Группа уверена, что обсуждение названия проекта не требует серьезной работы, достаточно найти простую формулировку, по принципу «Главное, чтобы было»

2. Использование формулировки, найденной в поисковой системе интернета

Группа использует свои навыки поиска информации в интернете и в качестве названия берет те формулировки, которые, по ее мнению, в той или иной степени подходят для проекта

3. Непонимание значения точного названия проекта

Группа не понимает, что от максимально точного названия проекта зависит его дальнейшее продвижение и отношение потенциальных партнеров

  • 1. Введите в поисковой системе название вашего проекта, которое вы планируете использовать. И если оно там найдется, причем несколько тысяч раз, значит ваше название уже не является оригинальным

  • 2. Запишите несколько самых интересных формулировок и вернитесь к их обсуждению через несколько часов или дней

Ошибка 3. Очень общий характер формулировки темы

Группа использует стиль лозунгов и призывов, например, «Экологическое просвещение каждому школьнику». Но такое название кроме направления проекта ни о чем не говорит, особенно тем, кто пытается понять его основное содержание с первой титульной страницы (слайда).

Основные причины данной ошибки

1. Группа настроена на решение глобальной проблемы, поэтому в названии проекта отражается именно этот масштаб

2. Группа уверена в том, что максимально широкая формулировка темы позволит в дальнейшем внести некоторые исправления, если они потребуются в ходе реализации проекта

Наш совет:

Избегайте общих фраз и лозунгов при формулировке темы проекта.
Для этого:

  • 1. Внимательно посмотрите на каждое слово, из которых состоит название вашего проекта для того, чтобы исключить слишком общие или даже лишние

  • 2. Замените общие слова на более конкретные, например, «молодежь» на «обучающиеся 10-11 классов»

Хотите, чтобы бумажные карточки «Конструктор проекта» появились
в вашей копилке?

«Единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете».

Стив Джобс

Вернуться к списку ошибок и советов.

  • Карл Сэндберг

    Все, что существует на свете, когда-то было мечтой.

  • Пауло Коэльо

    Когда мы стараемся стать лучше, чем есть, все вокруг нас становится лучше.

  • Питер Динклэйдж

    Не трудитесь говорить миру о том, что вы готовы. Сделайте это.

С какими трудностями столкнулась ваша команда? О чем спорили при обсуждении вариантов названия проекта? И главное — как вы справились с трудностями на этом этапе?

Что вы конкретно советуете тем, кто только планирует заниматься разработкой своего первого проекта. Как правильно сформулировать тему проекта?

Наша команда

Педагогическое конструкторское бюро

  • Прутченкова Светлана Александровна

    Руководитель
    Педагогического конструкторского бюро

  • Прутченков Александр Сергеевич

    Главный научный сотрудник
    Педагогического конструкторского бюро

  • Павлова Анна Алексеевна

    Event-менеджер, преподаватель Педагогического конструкторского бюро

Вернуться к списку ошибок и советов.

September 3 2017, 09:41

Category:

  • Образование
  • Cancel

Выбор темы курсовой: пять главных ошибок

При выборе темы курсовой работы студенты гуманитарных специальностей часто допускают ряд типичных ошибок. По идее, их должен сразу же исправлять научный руководитель, но в реальной жизни этого часто не происходит.

Что это за ошибки?

1. Тема не содержит в себе никакой исследовательской проблемы, в связи с чем работа будет носить чисто описательный характер. Например, «Германо-шведские отношения на современном этапе». Ну, есть такие отношения. Можно даже наскрести коллекцию относящихся к ним фактов. Исследовательский вопрос-то в чем?
Здесь надо, опять же, вернуться к разнице между названием работы (которое часто и называют «темой») и ее целью. Ключевую роль играет как раз цель исследования, то есть конкретный вопрос, на который Вы в своей работе ищете ответ. Именно его и надо формулировать в первую очередь.

2. Слишком широкая тема. То, что на преподавательском жаргоне называется «от Адама до Потсдама». Работа над такой темой не имеет никакого смысла, поскольку студент оказывается не в состоянии даже прочесть основную литературу, не говоря уже о том, чтобы качественно раскрыть содержание на тридцати страницах. К примеру, «Международные отношения в Европе XVIII века».

3. Слишком хорошо изученная тема. Если на тему курсовой написаны уже сотни работ с тем же самым исследовательским вопросом, студенту ничего не остается, кроме как переписывать их своими словами. Кроме того, как и в предыдущем случае, он просто тонет в море материала и оказывается не в состоянии качественно его обработать. К примеру, я был свидетелем защиты курсовой работы под названием «Приход Гитлера к власти». Та же самая ситуация складывается, если тема курсовой полностью совпадает с темой недавно опубликованной капитальной монографии, которую студент, опять же, вынужден будет переписывать.

4. Тема, для работы над которой отсутствуют необходимые ресурсы. Такая ситуация может сложиться, если студент:
— не знает языка, на котором написаны основные тексты по теме;
— не имеет физического доступа к ключевым материалам (например, к единственному существующему сборнику опубликованных документов);
— не имеет необходимой теоретической / методологической базы, которую невозможно приобрести в короткие сроки.

5. Неинтересная студенту тема. Если Вы пишете о том, что Вам глубоко неинтересно, это помогает вырабатывать дисциплину, учит преодолевать трудности и работать в условиях недостаточной мотивации. Это все хорошо, но не в этом заключается Ваша главная задача. Действительно отличную работу можно написать только на ту тему, которая Вам интересна.

Тема работы

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
  • экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
  • теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
  • В одних случаях учителя определяют тему по своему предмету, естественных профессиональных интересов, ваших интересов и способностей.
  • В других — тема проекта может быть предложена вами.

Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний по этому вопросу:

  • например, проблема гуманизма конца XIX — начала XX столетия;
  • причины и следствия распада империй;
  • проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.

Темы проектов могут посвящены какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения ваших знаний не по одному предмету, а из разных областей:

  • например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика.
  • Отечественные войны 1812 и 1941 — 1945 годов — проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика.
  • проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса.

Как выбрать тему исследования?

  1. Тема должна быть актуальной, необходим элемент новизны.
  2. Тема должна быть интересной и увлекательной.
  3. Тема должна быть достаточно узкой.
  4. Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности.

Требования к выбору темы проекта

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
  • содержательность, информативность и разработанность в науке;
  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
  • название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
  • тема должна быть конкретной.

Примеры:

  1. «Алхимики – колдуны или ученые?» (химия),
  2. «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?» (биология),
  3. «Климат будущего. Москва под водой?» (география),
  4. «Граффити: за и против» (иностранный язык),
  5. «Деньги правят миром?» (экономика);
  6. «Большой адронный коллайдер – конец или начало?» (физика).

Темы проекта и исследования

может быть отражена разными способами. Для информационных и исследовательских проектов она может быть вынесена в название в виде проблемного вопроса:

  • «Граффити — искусство или вандализм»,
  • «Декоративная косметика в школе — за и против».

Можно отразить в теме предполагаемый продукт:

  • «Разработка проекта школьной формы»,
  • «Коллекция одежды в технике лоскутного шитья «Уральская радуга»,
  • «Интерьерные подушки для детской комнаты «Веселый зоопарк».

Допускается наличие двух названий. Творческое название призвано «зацепить» читателя, эксперта, члена жюри. Рабочее название расшифровывает суть проекта:

  • Ретро и современность: разработка и изготовление платья со съемными деталями.
  • «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка).

Конструктор формулировок тем работы

Примеры наиболее распространенных ошибок в формулировании темы

Виды ошибок:

1. Очень общее название

  • Культура индейцев майя
  • Зачем нужна археология?
  • Слово о полку Игореве

2. Отсутствие проблематики

  • Шариковая ручка: вчера, сегодня, завтра
  • Типичные ошибки в подготовке презентаций
  • Дорожные знаки в России и Европе

3. Метафорические названия

  • Издалека долго течет река Волга
  • От улыбки станет всем светлей
  • Кот Леопольд в современном мире

4. Глобальность проблемы

  • Книги: вчера, сегодня, завтра
  • Влияние экологии на здоровье человека
  • Исторические события в произведениях искусства

5. Ориентированность на описание, нет научной составляющей

  • Алгоритмы в быту
  • Типичные ошибки в речи дикторов
  • Как работает дозатор мыла?

Е. Ковалева,
17 февраля 2016

Казалось бы, выбрать актуальную тему для дипломной работы, что может быть проще? Уверяем, что это далеко не так. От темы зависит вся сложность дальнейшего исследования. Итак, ТОП 7 роковых ошибок, которые допускают студенты при выборе дипломной работы:

1. Слишком красивое и витиеватое название, сообщающее, что тема сложная, мало изученная и потому — крайне актуальная. Может быть, научный руководитель и оценит подобный героизм, только вот способны ли вы раскрыть суть заявленной темы? Оцениваться ведь будет не сложность работы, а качество ее выполнения.

Актуальность дипломной работы курсар

2. Слишком широкая область применения. Выбрав подобную тему, студенты просто «тонут» в литературе, путаются и банально превышают допустимый объем. Например, вы хотите писать диплом на тему «Фольклор древних славян». Во-первых, славяне делились на племена (восточнославянские, южнославянские, лютичи, висляне, лучане и так далее), и у каждого племени был свой фольклор. Во-вторых, фольклор понятие само по себе широкое. Так целая книга может получиться, а не скромная дипломная работа.

3. Слишком узкая тема. То есть материала по ней настолько мало, что нужно чуть ли не полевые исследования проводить. Месяцы и годы уйдут только на изучение (а иногда и перевод) первоисточников. Перво-наперво, постарайтесь выяснить, насколько изучена и описана интересующая вас тема.

Диплом вот завтра точно хзаймусь

4. Тема, в которой вы плохо разбираетесь. Предположим, ваш научный руководитель просто ас в информационных системах с нечеткой логикой. А вот вы больше тяготеете к web-программированию и дизайну, но, чтобы подмазаться к преподавателю, выбираете его специализацию. В таком случае у вас просто будет слабая мотивация писать работу. Не надо недооценивать силу мотивации. Кроме того, могут возникнуть сложности на защите.

5. Слишком популярная тема, на которую написаны уже тысячи работ. Если у вас нет относительно свежих идей и теорий по этому поводу, то лучше за такую тему не браться. Будет сложно доказать актуальность и научную новизну. Впрочем, если вы претендуете только на троечку, то это неплохой вариант.

6. Скучная тема. Не поленитесь отыскать тему, на которую действительно будет интересно писать работу. Сами удивитесь, каких результатов можно достичь с высокой мотивацией и настоящим любопытством относительно рассматриваемого вопроса. Или с осознанием того, что ваш труд не напрасен, и реально решит чью-то проблему.

7 ошибок при выборе темы дипломной работы. Дипломная по философии

7. Тема, схожая с темой одногруппника. Кажется, что это большая удача, ведь если вы где-то застопоритесь, то можно спросить товарища, как продвигается его работа, и сделать по аналогии. Здесь, как говорится, а оценку вам тоже на двоих ставить? Однако, если у вас кардинально разные мнения по данному вопросу, то это будет даже интересно.

Мы постарались упомянуть основные ошибки студентов при выборе темы дипломной работы. Реально оценивайте свои силы и возможности. Не стесняйтесь попросить научного руководителя о помощи в выборе темы для дипломной работы. Согласитесь, дипломная работа – самый серьезный труд за все годы учебы, чтобы так рисковать.

Защита дипломной работы

P.S.: Всем успешного написания и защиты дипломных работ!

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ И ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ

Типичные ошибки при формулировке темы:

1. Слишком «бойкое», некорректное, журналистское название;

2. Название слишком общее, неконкретное;

3. Название не соответствует содержанию работы;

4. Тема неактуальна для данного времени, является стандартной;

5. Тема и уровень работы не соответствуют возрасту обучающегося;

6. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование;

7. Используется псевдонаучная работа;

8. Несоответствие темы исследования и объектной области;

9. Отсутствие в теме объяснения цели исследования.

Инфоурок


Другое

ПрезентацииТипичные ошибки в исследовательских работах учащихся

Типичные ошибки в исследовательских работах учащихся

Скачать материал

Типичные ошибки в исследовательских работах учащихсяИз опыта работы эксперт...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 264 человека из 64 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типичные ошибки в исследовательских работах учащихсяИз опыта работы эксперт...

    1 слайд

    Типичные ошибки в исследовательских работах учащихся

    Из опыта работы экспертов конференций «Юность. Наука. Культура» и «Первые шаги в науку»

  • Наиболее распространенные ошибки в работах учащихсяНеудачный выбор темы иссле...

    2 слайд

    Наиболее распространенные ошибки в работах учащихся
    Неудачный выбор темы исследования
    Некорректное название работы
    Неправильная формулировка цели и задач исследования
    Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы
    Отсутствие статистической обработки результатов
    Отсутствие раздела «Обсуждение результатов», некорректная интерпретация результатов
    Неграмотная формулировка выводов
    Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы

  • Требования к теме исследованияТема должна быть актуальной ( т.е. практически...

    3 слайд

    Требования к теме исследования
    Тема должна быть актуальной ( т.е. практически полезной) и нестандартной.
    Тема не должна быть широко сформулирована (не будет качественного исследования).
    Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.
    Не следует допускать выполнение псевдонаучных работ.

  • Типичные ошибки при формулировке названийСлишком «бойкое», некорректное, жур...

    4 слайд

    Типичные ошибки
    при формулировке названий
    Слишком «бойкое», некорректное, журналистское название (оно должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке).
    Название слишком общее, неконкретное.
    Название не соответствует содержанию работы (оно должно чётко отражать содержание и направление работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя).

  • Примеры корректных  и журналистских названий Бездомные собаки как элемент эко...

    5 слайд

    Примеры корректных и журналистских названий
    Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса.
    Биоразнообразие мхов в заповеднике «Юганский».
    Определение гармоничности физического развития подростков.
    Поведенческие реакции волнистых попугайчиков в брачный период в условиях эксперимента.
    Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах.
    Быстрое питание – скорое заболевание.
    Курильщик – сам себе могильщик.
    От жажды умирая над ручьем (фитоиндикация качества воды).
    Пища Франкенштейна или что мы едим.
    СПИД – катастрофа 21 века.
    Чистота – залог здоровья.

  • Примеры общих, неконкретных  формулировокВлияние атомных станций на здоровье...

    6 слайд

    Примеры общих, неконкретных формулировок
    Влияние атомных станций на здоровье человека.
    Врожденные пороки и наследственные заболевания.
    Исследование белок Таймыра.
    Исследование состояния воздуха.
    Лечебные свойства музыки.
    Проблемы веса.

  • Типичные ошибки в разделе «Введение»Слишком большой объем раздела
Отсутствие...

    7 слайд

    Типичные ошибки
    в разделе «Введение»
    Слишком большой объем раздела
    Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.
    Некорректная формулировка цели и задач исследования.

  • Типичные ошибкипри обзоре литературыОтсутствие логического построения обзора...

    8 слайд

    Типичные ошибки
    при обзоре литературы
    Отсутствие логического построения обзора литературы.
    Слишком краткий или чрезмерно обширный обзор.
    Подробное цитирование широко известных фактов.
    Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте.
    Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.

  • Типичные ошибки при выборе материала и методов исследованияОтсутствие  описа...

    9 слайд

    Типичные ошибки
    при выборе материала и методов исследования
    Отсутствие описания объекта исследования.
    Неправильно сформированные выборки для исследования, отсутствие контрольной группы.
    Слишком краткое описание методов.
    Отсутствие ссылок на методическую литературу.
    Отсутствие благодарностей ( если были предоставлены аппаратура, реактивы, результаты, полученные другим человеком).

  • Типичные ошибки при описании и обсуждении результатов Отсутствие статистичес...

    10 слайд

    Типичные ошибки
    при описании и обсуждении результатов
    Отсутствие статистической обработки результатов.
    Представление исходных первичных данных (протоколы экспериментов).
    Отсутствие графического представления данных.
    Оформление таблиц, диаграмм, графиков, не соответствующее требованиям.

  • Типичные ошибки при описании и обсуждении результатов
Отсутствие данного ра...

    11 слайд

    Типичные ошибки
    при описании и обсуждении результатов
    Отсутствие данного раздела в подавляющем большинстве работ.
    Неумение найти аналогичные работы других авторов и сопоставить свои данные с их результатами.
    Некорректная интерпретация результатов.

  • Типичные ошибкив разделе  «Выводы»Несоответствие выводов заявленным во введе...

    12 слайд

    Типичные ошибки
    в разделе «Выводы»
    Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.
    Дублирование разделов (в работе есть и «Выводы», и «Заключение»)
    Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».
    Формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов.

  • Типичные ошибки при оформлении списка литературыОтсутствие ссылок  на источн...

    13 слайд

    Типичные ошибки
    при оформлении списка литературы
    Отсутствие ссылок на источники в тексте работы.
    Ссылки на ненаучную или сложную для школьника литературу (научные журналы, диссертации, иностранные источники).
    Ссылки на Интернет (источники должны быть только с указанием сайта без упоминания авторов и названия источника).
    Оформление списка не в соответствии с ГОСТом.

  • Типичные недостатки при выступленииЗлоупотребление  сложными терминами. 
Нал...

    14 слайд

    Типичные недостатки
    при выступлении
    Злоупотребление сложными терминами.
    Наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать», «как бы » и т. д.
    Монотонная интонация без акцента на значимых деталях работы.
    Построение слишком сложных и длинных предложений.
    Чтение доклада с листа или слайдов презентации.
    Несоблюдение регламента.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 300 653 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.12.2020
  • 177
  • 0
  • 02.12.2020
  • 391
  • 5
  • 23.11.2020
  • 109
  • 0
  • 28.10.2020
  • 161
  • 2
  • 08.10.2020
  • 294
  • 1
  • 08.10.2020
  • 147
  • 0
  • 19.09.2020
  • 94
  • 0
  • 16.09.2020
  • 134
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Скачать материал


    • 12.11.2020


      3037
    • PPTX
      47.5 кбайт
    • 91
      скачивание
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Грошева Татьяна Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Грошева Татьяна Александровна

    • На сайте: 2 года и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56333
    • Всего материалов:

      211

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

    • 5

    • 7

    • 8

  • 9

  • 11



Выбор темы является не только первым этапом написания проектной работы, но и одним из самых важных, ведь тему в большинстве случаев нельзя изменить, а порой даже видоизменить, она должна быть интересна и понятна автору проекта, помимо этого, она не должна повторяться с темой, выбранной одноклассником или одногруппником, при этом она должна быть актуальной на момент написания проектной работы, но и не должна быть полностью изучена, а также по выбранной теме должно быть достаточно информации для выполнения работы.

Как подобрать тему проектной работ

Как подобрать тему проектной работы

В большинстве случаев перечень тем предоставляется руководителем, куратором или преподавателем (учителем) выбранной для написания проекта дисциплины. Если перечень тем предоставлен, то следует выбрать наиболее понравившуюся тему, если существует сомнение, на какой теме для написания проекта остановится можно воспользоваться критериями выбора темы проектной работы.

Критерии при выборе темы

При выборе темы проектной работы важно учитывать, что от правильности выбора зависит не только качество проектной работы, но и возможность её выполнения.

Основными критериями при этом являются:

  • познавательный интерес – следует выбирать тему, которая будет интересна;
  • возможность выполнения проекта по выбранной теме – сложность выполнения проекта по выбранной теме должна соответствовать уровню знаний;
  • ориентация на близость к профилю будущей специальности (данный критерий выбора темы актуален для выпускных классов);
  • в теме должен быть рассмотрен какой-либо аспект, который не рассматривался и не изучался ранее (тема должна иметь теоретическую или практическую значимость, а возможно и то и другое).

В том случае если перечень тем не был предоставлен тема подбирается автором проектной работы самостоятельно.

В некоторых случаях если ни одна из предложенных к выбору тем не устраивает, можно предложить собственную (о такой возможности следует поинтересоваться у руководителя или куратора), при этом выбор темы необходимо будет аргументировать.

Этапы выбора темы проектной работы если перечень тем не предоставлен

При самостоятельном выборе темы проектной работы критерии сходи с выбором темы из предложенного перечня, но существуют и дополнительные требования, которые необходимо учитывать:

  • актуальность темы – тема должна быть актуальна на момент выполнения проекта;
  • достаточное количество информации – работа над проектом это не только практическое исследование, но и изучение теоретических источников информации (книги, статьи, газеты, сайты), если выбранная тема мало изучена, то написать полноценную теоретическую главу будет невозможно;
  • возможность практического исследования – проектная работа предполагает практическое исследование по теме проекта, которое должен осуществить автор(ы) проекта самостоятельно.

Кроме описанных требований, следует правильно формулировать тему проекта, тема должна отражать суть проекта, при этом она должна быть краткой (желательно не более 8-10 слов), не иметь двоякой трактовки, а также сформулирована без стилистических и речевых ошибок.

Пример (алгоритм) выбора темы

Каждый обучающийся сталкивается с проблемой выбора актуальной, интересной и познавательной темы для выполнения проектной работы, примерные темы проектных (исследовательских) работа по своему предмету (дисциплине) могут разрабатываться преподавателями (учителем), при этом не исключается возможность предложения темы проектной работы самим обучающимся, если темы для выбора не предоставлены или не одна из предложенных тем для выполнения проекта не устроила, рассмотрим, как подобрать тему.

Подобрать тему можно несколькими способами, рассмотрим каждый из них подробно:

Придумать тему, самостоятельно опираясь на свои предпочтения и увлечения

На первом этапе необходимо определиться с предметом (дисциплиной), по которой будет выполняться проектная работа, при выборе предмета (дисциплины) следует опираться на собственные интересы и увлечения, проектная работа выполняется не для получения оценки, а для получения новых знаний как самим автором работы, так и теми, кто будет так или иначе вовлечён в её выполнение.

Выбрав предмет (дисциплину), которая не нравится или является сложной для понимания будет сложно, а порой невозможно подготовить проектную работу, что приведёт к неудовлетворительному результату на защите.

Итак, для выбора предмета необходимо ответить на следующие вопросы:

Какой или какие предметы являются более понятными (интересными)?

Что больше всего нравится (какое хобби)?

Для примера мы будем подбирать тему, следуя представленному алгоритму.

Вариант 1.

  1. Математика, информатика, биология, география.
  2. Программирование, компьютерные игры, футбол.

Вариант 2.

  1. Русский язык, литература, обществознание.
  2. Чтение, современная мода, живопись.

На втором этапе следует сравнить перечень предметов со своими интересами, и убрать лишние предметы и перечень интересных направлений.

Вариант 1.

Соотнеся перечень предметов (дисциплин) и перечень интересов следует убрать «Биологию» и «Географию» (ни один из интересов не связан с данными предметами), из перечня интересов следует убрать «Футбол», так как выполнить проектную работу в рамках математики и информатики будет достаточно сложно.

Остаётся:

  1. Математика, информатика.
  2. Программирование, компьютерные игры.

Вариант 2.

После того, как убрано лишнее остаётся:

  1. Русский язык, литература.
  2. Чтение.

На третьем этапе следует придумать несколько тем, которые бы объединяли как предмет, так и увлечения, тема должна подразумевать проведение какого-либо исследования.

Вариант 1.

  1. История развития информационных сетей в России.
  2. Киберспорт.
  3. Создание компьютерной игры.

Вариант 2.

  1. Сравнить произведения различных авторов описывающих одно и то же событие (в теме следует указать авторов и произведения).
  2. Описание какой-либо исторической личности в произведениях различных авторов (указать произведения и историческую личность).
  3. Влияние французской культуры на отечественных поэтов.

На четвёртом этапе следует провести анализ наличия источников информации для написания теоретической главы, наиболее простым способом будет поиск информации в интернете.

Если информации достаточно и тему нет необходимости утверждать у руководителя, можно начинать писать проектную работу.

В том случае если тему проектной работы необходимо утверждать лучше выбрать 2-4 темы, в таком случае руководитель (куратор) сможет помочь с выбором темы.

При желании написать проектную работу по теме, которая ранее не использовалась для написания проектов можно воспользоваться поиском Яндекса, в поисковой строке необходимо выбранную тему взять в кавычки (как показано на рисунке ниже), кавычки используются для поиска точного совпадения поисковой фразы.

Перефразировать существующую тему проектной работы, добавить новый аспект или провести исследование отдельного направления в существующей теме

Для составления темы проектной работы можно использовать тему, по которой ранее была написана проектная работа при этом исследовать в ней какой-либо отдельный аспект, провести сравнение, выяснить влияние на что-либо.

Для примера воспользуемся поиском темы (перейти на страницу поиска можно по ссылке), для этого следует указать параметры поиска:

  • 10 класс;
  • предмет «Химия».

Так как не известно о чём интересно выполнять проектную работу поле «Ключевые слова» оставляем пустым и нажимаем на кнопку «Мне повезёт!».

Из полученного перечня выберем 2 темы (помечены на рисунке ниже) и добавим в них какой-либо аспект или уточнение.

Параметры для поиска темы проекта

Поиск темы проектной работы

Тема 1. Загрязнение природных вод.

Возможные варианты темы:

  1. Загрязнение природных вод в населённом пункте (указать населённый пункт).
  2. Загрязнение природных вод нефтепродуктами.
  3. Загрязнение природных вод и способы очистки, применяемые в России.

Тема 2. Исследование пищевых продуктов.

Возможные варианты темы:

  1. Исследование состава жевательных резинок.
  2. Исследование состава чипсов.
  3. Исследование пищевых продуктов: хлеб и его виды.

Найти тему проекта в интернете

Данный вариант является наиболее простым, для этого следует обратиться к сети интернет, где, используя любую из поисковых систем, можно найти либо перечни тем, либо посмотреть уже готовые проектные работы и выбрать понравившуюся тему.

Перечень тем проектных работ из интернета

Пример перечня тем проектных работ из интернета

Выбор темы группой обучающихся

Cледует учесть, что возможно предоставление права выбора группой обучающихся одной темы, при этом необходимо учитывать:

  1. Тема должна быть выбрана с учётом интересов каждого участника проектной деятельности.
  2. Каждый участник ведёт не собственное исследование выбранной темы, а проводится общее исследование как теоретической части, так и проведение самого практического исследования, при этом каждый исследователь освещает отдельные свойства или явления.
  3. Общим также является подготовка структурных элементов: введения, заключения, списка литературы и приложений.
  4. Оформление итогового варианта проектной работы желательно поручить одному из участников, так как в случае оформления каждым участником проектной деятельности своей части проекта и дальнейшим объединением в один документ оформление может отличаться или его не будет совсем.
  5. Подготовка презентации может осуществляться как одним из участников, так и производится коллективно. В случае коллективного создания презентации, во время которого каждый участник проектной деятельности подготавливает отдельные разделы следует создать шаблон оформления слайдов презентации и предоставить его каждому из участников, в таком случае презентация будет оформлена в едином стиле и её легко будет объединить в один файл.
  6. Защита проекта также осуществляется группой обучающихся.

Ошибки при составлении темы проектной работы

При самостоятельном формулировании темы проектной работы необходимо понимать, что придётся писать теоретическую часть и выполнять практическое исследование по выбранной теме, существуют темы по которым сложно выполнить проектную работу или какю-либо часть (теоретическую или практическую), например:

  • Почему учителя ставят двойки;
  • Мир мячей;
  • Человек-телефон (тема, возможно, предполагает изучение телефонной зависимости, например, у школьников, но формулировка «человек-телефон» неверная).

Порой для проектных работ используют темы дипломных и магистерских:

  • Исследование форм развития навыков говорения на уроках английского языка на примере учеников 10-11 классов с углублённым изучением английского языка (данная тема является темой магистерской диссертации);
  • Написать сценарий для фильма (результат: готовый сценарий);
  • Бизнес-план (бизнес-план представляет из себя анализ большого количества различной информации из различных областей: маркетинг, финансы, логистика и т.д., его подготавливает не 1 человек, а группа, в которой каждый занимается своей задачей).

Тема имеет большой охват информации, обычно такие темы состоят из 1-2 слов, например:

  • футбол;
  • баскетбол;
  • история России;
  • интернет.

Написать качественную проектную работу по столь обширным темам будет достаточно сложно, так как необходимо не только представить теоретический анализ выбранной темы, но и провести практическое исследование.

При этом если тема проектной работы состоит из 1-2 слов это не показатель её не проработанности, например:

  • фиточай;
  • финансовые пирамиды;
  • мультивселенные;
  • кибербезопасность.

Такие темы могут быть использованы при написании проекта, так как они описывают небольшое направление.

Подводя итог выше написанному, написать качественную проектную работу можно абсолютно по любой теме, всё зависит от желания и возможности, поэтому подбирайте такую тему, по которой будет интересно выполнять проектную работу, узнавать новую информацию и выполнять практическое исследование, ведь даже самая простая тема не вызывающая интереса не будет.

  • Ошибки при выпекании меренгового рулета
  • Ошибки при выборе телевизора
  • Ошибки при выборе сумки
  • Ошибки при выборе строительной компании
  • Ошибки при выборе строителей