Ошибки психолога при консультировании

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения

В
силу самых разных причин, иногда заранее
не предвидимых и трудно устранимых, в
процессе проведения психологического
консультирования могут возникать
ошибки, снижающие его результативность.
Знание сути и источников этих ошибок,
способов их предупреждения и устранения
позволяет свести данные ошибки к
минимуму, хотя, вероятно, полностью
исключить их из практики проведения
психологического консультирования
невозможно.

Ошибки,
часто появляющиеся в процессе
консультирования, могут быть следующих
основных типов (в каждом из перечисляемых
ниже типов ошибок указывается также и
их вероятная причина):

1.
Неверное заключение психолога-консультанта
о сути проблемы клиента.

Это
тот случай, при котором психолог-консультант
или не видит реальной проблемы у клиента
(хотя на самом деле такая проблема
существует), или приписывает клиенту
проблему, которой у него в действительности
нет.

2.
Неправильные рекомендации, предлагаемые
психологом-консультантом клиенту.

В
данном случае психолог-консультант
может, в общем, правильно воспринимать
и оценивать проблему клиента, но
предлагать не вполне верные практические
рекомендации по ее решению – такие,
реализация которых в действительности
ничего или почти ничего полезного не
даст клиенту.

3.
Неправильные действия клиента по
выполнению рекомендаций, полученных
от психолога-консультанта.

Это
тот тип ошибок в психологическом
консультировании, который обычно
возникает в том случае, когда клиент,
чья проблема в процессе проведения
психологического консультирования
была определена правильно и которому
были даны верные рекомендации по ее
решению, приступая к практическому
решению своей проблемы, допускает
неточности. В результате этого клиент
не добивается нужного эффекта в решении
своей проблемы.

Заметим,
что каждый из названных выше основных
типов ошибок может встречаться как в
отдельности, так и в сочетании друг с
другом. Поэтому, практически анализируя
неудачи, возникающие в психологическом
консультировании, следует искать все
возможные типы ошибок, не довольствуясь
несколькими найденными. Это предупредит
психолога-консультанта от возникновения
подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый
из перечисленных выше типов ошибок в
консультировании можно, в свою очередь,
разделить на подгруппы. Ошибки первого
типа,
в
частности, делятся на следующие подгруппы:

1,а.
Ошибки, совершаемые психологом-консультантом
в силу недостаточно точной информации,
получаемой им от клиента в процессе
проведения консультирования, особенно
на стадии диагностики и исповеди.

В
данном случае бывает так, что, полностью
доверяя клиенту, психолог-консультант
(а клиент может ошибаться в фактах,
сообщаемых им психологу, по разным
причинам, в том числе из-за неточности
их припоминания) вынужден делать выводы
о сути проблемы клиента или способах
ее практического решения на основе
неверной информации, которой его снабдил
клиент.

Данный
тип ошибок невозможно ни полностью
исключить из практики психологического
консультирования, ни стопроцентно
заранее предупредить. Единственное,
что здесь можно сделать, – это постоянно,
но ненавязчиво напоминать клиенту о
том, что он должен сообщать
психологу-консультанту «правду и только
правду», то есть только такие данные и
факты о себе и о своей проблеме, в
достоверности которых он сам абсолютно
уверен. Консультант со своей стороны
время от времени может проверять клиента,
повторно прося его сообщить о том, о чем
он раньше уже говорил и что у
психолога-консультанта в силу тех или
иных причин вызвало сомнение.

1,6.
Ошибки, допускаемые по причине неполноты
информации, получаемой психологом-консультантом
от клиента.

Это
довольно часто встречающаяся ошибка,
так как любой клиент может невольно
что-то существенное забыть в своей
исповеди, а психолог-консультант – даже
не подозревать о том, что клиент сообщил
ему неполную информацию о себе и о своей
проблеме.

Данную
ошибку в силу непроизвольности забывания
также невозможно полностью исключить
из практики психологического
консультирования. Однако можно постараться
свести эту ошибку к минимуму с помощью
следующего, например, технического
приема: время от времени в ходе исповеди
спрашивать клиента о том, все ли он
рассказал о себе и о своей проблеме, не
забыл ли чего-нибудь существенного.

1,в.
Ошибки, допускаемые психологом-консультантом
по причине его собственной склонности
делать преждевременные выводы еще до
того, как будет собрана вся необходимая
для этого информация о клиенте и от
клиента.

Психолог-консультант
– это обыкновенный живой человек,
которому присущи многие, в том числе не
всегда положительные, черты характера.
Среди них, например, могут оказаться
такие, как повышенное самомнение,
нетерпение, спешка и другие, которые
нередко приводят к возникновению
подобной ошибки.

Заметить
и предупредить ее можно по реакции
клиента. Если он сомневается в правильности
выводов и решений, предлагаемых
психологом-консультантом, значит,
консультант, по-видимому, поторопился,
не приняв во внимание всего того, что
уже сказал, а быть может, еще и не досказал,
клиент. Если клиент не выговорился
полностью и продолжает свой рассказ
после того, как психолог-консультант
уже пришел к определенному решению, это
значит, что психолог-консультант
поспешил, и ему следует отложить принятие
своего решения и продолжать внимательно
слушать клиента.

1,г.
Ошибки, допускаемые в силу неправильной
интерпретации психологом-консультантом
тех фактов, которые ему были сообщены
клиентом.

Основная
причина этих ошибок – недостаточность
практического опыта проведения
консультирования у психолога-консультанта,
а также его невнимание или непонимание
(иногда – просто забывание) того, что
ему говорил клиент во время исповеди.
Выработка психологом-консультантом у
себя привычки внимательно слушать
клиента, не упуская ни одной сообщенной
им детали, – единственный способ
предупредить возникновение подобной
ошибки.

Есть
некоторые типичные разновидности
ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу
ошибок. Рассмотрим их:

• ошибки,
вызванные недостаточной общетеоретической
подготовленностью психолога-консультанта,

• ошибки,
порожденные тем, что психолог-консультант
личностно идентифицирует себя с клиентом,
начинает, сам того не замечая, судить о
клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки,
связанные с предвзятым, субъективным,
слишком положительным или, напротив,
явно выраженным отрицательным личным
отношением психолога-консультанта к
клиенту.

Ошибки
второго типа
делятся на следующие подгруппы:

2,а.
Неверные рекомендации, данные
психологом-консультантом клиенту.

Возможных
причин возникновения этой ошибки может
быть довольно много. В ее основе может
лежать практически любая другая ошибка,
совершенная психологом-консультантом,
и следствием такой ошибки будет то, что
рекомендации, полученные клиентом, не
принесут ему никакой пользы и даже
пойдут во вред.

Для
того, чтобы избежать этой ошибки,
психологу-консультанту рекомендуется
некоторое время поработать, особенно
в начальный период его самостоятельной
практики, в условиях так называемого
супервизорства, а также время от времени
приглашать к сотрудничеству и работать
вместе с другими психологами-консультантами,
проверяя по их заключениям правильность
своих собственных выводов и рекомендаций.

2,6.
Односторонние рекомендации, данные
психологом-консультантом клиенту.

Эта
ошибка может произойти по одной из
следующих причин:

• в
силу неполноты информации, полученной
психологом-консультантом от клиента,

• по
причине невнимания психолога-консультанта
к деталям того, о чем ему говорит клиент,

• вследствие
поспешности психолога-консультанта в
выводах относительно проблемы клиента,

• из-за
недостаточной теоретической подготовки
и односторонней теоретической ориентации
психолога-консультанта в интерпретации
исповеди клиента.

Исключить
полностью эту ошибку из практики
психологического консультирования
можно только в том случае, если своевременно
будут устранены все ее возможные причины,
указанные выше. Игнорирование любой из
них грозит повторением данной ошибки.

2,в.
В целом правильные, но практически
полностью не выполнимые или же вовсе
не исполнимые рекомендации
психолога-консультанта клиенту.

Причина
совершения данной ошибки чаще всего
состоит в том, что, предлагая клиенту
рекомендации, психолог-консультант не
учитывает индивидуальные особенности
клиента или не принимает в расчет такие
условия его жизни, которые могут стать
серьезным препятствием на пути
практической реализации полученных от
консультанта рекомендаций.

Для
того чтобы избежать этой ошибки,
необходимо, прежде чем давать практические
рекомендации клиенту, узнать его как
личность и выяснить условия его жизни.

Наконец,
ошибки третьего
типа
можно
разделить на следующие подгруппы:

3,а.
Неправильные действия клиента, порождаемые
его неверным пониманием или недопониманием
того, что ему советует делать психолог-
консультант.

Причина
данной ошибки состоит в том, что, предлагая
практические рекомендации клиенту по
решению его проблемы, психолог-консультант
недостаточно учитывает индивидуальные
особенности клиента, в частности общий
уровень его культуры и интеллектуального
развития, или не заботится о том, чтобы
прежде, чем расстаться с клиентом,
убедиться в том, что клиент все правильно
понял из того, что советует ему
психолог-консультант.

Устранить
эту ошибку можно следующим способом:
работая с клиентом, на каждом этапе
психологического консультирования
проверять правильность понимания
клиентом того, что ему говорит
психолог-консультант. Этого, в частности,
можно добиться за счет постановки перед
клиентом продуманных и правильно
сформулированных вопросов.

3,6.
Неправильные действия клиента, порожденные
его нежеланием поступать именно так,
как ему рекомендует поступать
психолог-консультант.

Эту
ошибку можно предупредить следующим
способом. Внимательно наблюдая за
клиентом в тот момент времени, когда он
получает практические рекомендации по
решению его проблемы, по результатам
наблюдения установить, как клиент на
самом деле к этим рекомендациям относится.
Если отношение клиента отрицательное,
то лучше отказаться от этих рекомендаций
и далее выяснить, почему клиент их не
принимает, и в конечном счете предложить
ему что-то иное, более подходящее для
него.

3,в.
Неправильные действия клиента, вызванные
объективной невозможностью вести себя
так, как ему советует вести себя
психолог-консультант, в силу, например,
изменившихся условий жизни или каких-либо
других, объективных жизненных
обстоятельств.

Данная
ошибка может быть исключена из практики
психологического консультирования,
если консультант, прежде чем давать
рекомендации клиенту, поинтересуется
его условиями жизни и личным мнением о
том, насколько эти условия позволяют
выполнить полученные рекомендации.

Каждый
из перечисленных типов ошибок способен
существенно снизить эффективность
психологического консультирования,
поэтому их следует всячески избегать.

Для
того чтобы исключить или свести к
минимуму большинство названных ошибок,
психологу-консультанту рекомендуется
придерживаться следующих общих правил
ведения психологического консультирования:

1.
Психолог-консультант не должен строить
никаких гипотез о сути проблемы клиента
до тех пор, пока достаточно полно не
узнает о его личности и жизни.

2.
Психологу-консультанту не следует
давать клиенту никаких практических
рекомендаций до тех пор, пока не будут
оценены его индивидуальные поведенческие
особенности, и пока достоверно не будет
установлена возможность практической
реализации клиентом рекомендаций
консультанта.

3.
Проводя психологическое консультирование
и ставя психологический диагноз клиенту
и его проблеме, психолог-консультант
не должен рассматривать клиента как
объект бесстрастного изучения или
как-то пытаться манипулировать или
экспериментировать с ним.

4.
Психолог-консультант не должен
рассматривать клиента так, как, например,
следователь рассматривает своего
подследственного, то есть пытаться его
«расколоть» или «переиграть».

5.
В психологическом консультировании за
редким исключением не должно быть места
личным воспоминаниям и собственно
исповеди психолога-консультанта перед
клиентом, то есть психолог-консультант
и клиент в процессе консультирования
не должны меняться своими ролями.

6.
Психологу-консультанту не следует
стремиться понимать клиента только по
аналогии с самим собой. Его задача иная
– постараться понять клиента изнутри,
как своеобразную, уникальную личность,
отличную от него самого.

7.
Занимаясь толкованием исповеди клиента,
психолог-консультант формулирует свои
суждения о нем и о его проблеме в
предположительной, но не в
безапелляционно-утвердительной форме.
Правильным будет высказывать их клиенту
в виде гипотез, которые со своей стороны
должен подтвердить или опровергнуть
клиент.

8.
Опровержение толкования исповеди,
предложенного психологом-консультантом,
со стороны клиента не всегда есть
достаточное основание для того, чтобы
консультант полностью отказался от
такого толкования. Нередко опровержение
или протест со стороны клиента по поводу
заключений консультанта является не
более чем защитной реакцией и признаком
того, что психолог-консультант думает
правильно, что на самом деле предложенное
им толкование верное.

9.
Чем меньше профессионального опыта у
психолога-консультанта, тем больше
времени он должен уделять внимательному
выслушиванию исповеди клиента и тем
осторожнее формулировать свои выводы.

10.
Даже достаточно опытному психологу-консультанту
полезно во время беседы с клиентом
производить кое-какие записи, чтобы
затем вернуться к ним и спокойно, не
торопясь, поразмышлять над ними.

11.
«Задача консультанта – помочь клиенту
с готовностью принять на себя социальную
ответственность, …освободиться от…
чувства неполноценности, направить его
стремление в социально полезное русло».

12.
«Задача консультанта – помочь клиенту
обрести свое истинное «Я» и найти
в себе мужество стать этим «Я»»1.

1
Мей Р. Цит. соч. — С. 24.

13.
Иногда весьма полезно вести и затем
анализировать видеозаписи хода
психологической консультации. Объяснить
их необходимость клиенту можно,
сославшись, например, на то, что и он сам
сможет лучше себя понять и успешнее
решить свои проблемы, если увидит себя
на экране как бы со стороны.

14.
Задача психолога-консультанта на стадии
исповеди заключается в том, чтобы умно
и ненавязчиво подвести клиента не только
к осознанию, но и к правильному решению
своей проблемы.

15.
«Задача консультанта – подвести клиента
к принятию ответственности за свои
поступки и за конечный итог своей
жизни»2.
Эта мысль известного консультанта
определенно указывает на то, что
гуманистически ориентированное
психологическое консультирование
направлено на оказание клиенту помощи
в самостоятельном решении своей проблемы.

2
Там же. — С. 18.

16.
Профессия психолога-консультанта
требует известного самоотречения,
временного отказа от собственной
личности (когда идет процесс
консультирования), «чтобы обрести ее в
другом человеке стократно обогащенной»3.

3
Там же. — С. 43.

17.
«На стадии исповеди консультант должен
быть скуп на слова и тщательно взвешивать
каждое свое слово»4.

4
Там же. — С. 88.

18.
Психолог-консультант – это не советчик.
Его главная задача состоит в том, чтобы
помочь клиенту научиться принимать
ответственные решения самостоятельно.

1. Чрезмерная «психологизация» в восприятии действительности самим психологом и бессознательная или преднамеренная трансляция своих взглядов клиенту, при не учете или игнорировании объективных внешних контекстов

Всем известна рубрика на сайтах психологической тематики «Вопрос-Ответ». Отвечает психолог, хорошо образованная девушка, достаточно молодая. Вопрос содержательно о том, что «я хочу построить отношения», но, по таким-то причинам, — они перечисляются — не нравлюсь противоположному полу, среди причин есть вполне весомые «непсихологические» (для наглядности предположим — нет обеих ног). «Что делать?». Ответ был бы достаточно уместен, если бы внешних — независящих от человека и его внутреннего психического устройства — причин, усугубляющих ситуацию, не существовало. В итоге ответ «звучал» в духе — «ничего страшного, пробуйте снова и все получится».

Тезис таков, что объективную непсихологическую реальность никто не отменял, и если она начинает заметно влиять на жизнь клиента (а так обычно и бывает), то это нужно включать в психологическую работу, а не делать вид, что этого не существует или это не так важно, или, если прилагать усилия, все-равно все получиться. В данном случае, ценно признать, что с учетом всех имеющихся обстоятельств «построить отношения» будет действительно сложно и пережить все чувства с этим связанные.

Признать факт наличия внешних препятствий важно, поскольку это позволит уменьшить чувство вины, связанное с собственной неполноценностью, — «не могу построить отношения, значит слабый, никчемный» — и освободить силы, которые можно будет впоследствии направить на самоподдержку или конструктивные действия. Принятие ограничений позволяет делать более осознанный и взвешенный выбор — если при данных обстоятельствах этого действительно так сложно добиться, то стоит ли это требуемого количества усилий, или я готов отступить?

2. «Я знаю лучше». Психолог допускает в своей работе оценочные суждения, старается влиять на реальное поведение клиента

Если «психологизация» реальности и представление о том, что если захотеть и постараться, то «все получится — преграды только внутри» свойственны скорее молодым психологам, то этим предубеждением грешат в том числе именитые, титулованные, имеющие за плечами опыт психологи.

Они повидали много случаев. Видели много схожих судеб других людей, в том числе своих клиентов. С одной стороны, они выдвигают свои предположения небезосновательно. Но! Тем не менее, статистика, не обязательно имеет отношение к судьбе конкретного человека. И чем больше психолог включен в свое уже имеющееся знание (практическое или теоретическое), тем меньше он контактирует с вами — его клиентами, и тем меньше соответственно имеет дело с уникальностью именно вашей жизни.

Таким образом, не поддаться соблазну перенести предыдущий опыт в актуальную работу с новым клиентом, предмет особых усилий психотерапевта. Но некоторые психологи перестают видеть ценность подобных усилий, а наоборот, решают, что теперь пора ясно транслировать свои субъективные личные убеждения. Иногда, искренне веря в свою правду, то есть «во имя благого дела», такие психологи начинают совершенствовать свои навыки убеждения и разрабатывать все новые и новые способы воздействия на клиента. Чтоб он уж точно «не наделал» ошибок.

Реальный пример, высокоуважаемый психолог, доктор наук, профессор и т.д. проводит с молодой девушкой публичную работу с привлечением различных техник и экспериментов, которые ориентированы на то, чтобы помочь ей лучше понять себя и свою ситуацию. Со стороны чувствуется мастерство терапевта, его способность увидеть тонкие нюансы переживаний клиентки. Но после окончания времени сессии «постфактум» терапевт безапелляционно заявляет, что девушке «необходимо начать проходить курс психотерапии, в противном случае она точно потеряет эти отношения, и в дальнейшем вообще останется одна», а еще она (клиентка) должна… допустим, помириться со своей родственницей, иначе я, психолог, «с тобой работать не буду».

Каждому психологу свой клиент. Возможно, кто-то как раз и ищет такую руководящую руку, которая говорила бы, в какой момент, что делать, и еще бы следила за тем, чтобы все необходимые заявленные действия совершались. Но, на мой взгляд, подобные практики являются «авторскими» и не имеют отношения к жанру — психотерапия.

3. Психолог чрезмерно ориентирован на «решение поставленной перед ним задачи». И при этом не дает место и внимания тому, что естественным образом происходит с клиентом

Читать также: «Психолог, который решает проблемы»

А именно становится слеп к тем нюансам, которые не имеют прямого отношения к заявленной теме, но способствуют углублению проделываемой работы, личностному росту клиента, а главное являются необходимым звеном для решения той самой «проблемы», по поводу которой он изначально обратился. Кроме того, выяснить механизмы появления и «хронификации» проблемы иногда важнее, чем найти возможное решение по ее устранению. А вышеупомянутые, казалось бы незначительные, нюансы как раз и позволяют психологу и обратившемуся увидеть целостную картину во всей ее многогранности.

Бывают клиенты, которые сами настаивают на максимальной ориентированности психолога исключительно на «заявленную цель» и сообщают о своем нежелании разбираться с чем-либо, не имеющем непосредственного отношения к основной теме. Если вам важно исключительно решение конкретной проблемы, тогда то, что будет предлагать такой психолог, совпадет с тем, что вы ожидаете. И наоборот, если вам не близок задачно-ориентированный подход к жизни, а иногда важны тонкости вашего душевного устройства, такого психолога лучше не выбирать.

4. «Что ты чувствуешь?» — психолог неотступно ригидно придерживается своего метода, даже в том случае, если это препятствует установлению контакта и продуктивному диалогу с клиентом.

Под методом здесь имеется в виду способ взаимодействия между психологом и клиентом, который специально организуется и поддерживается психологом, и который бы не сложился естественным образом. Начинающих психологов поджидают две опасности – они либо недостаточно образованы (действуют интуитивно-стихийно, что низко результативно), либо за своим образованием пока еще не видят человека.

Теперь пояснения. Ф.Перлз в соответствии со своим пониманием человеческой души часто говорил своим клиентам, что они говорят «полную чушь» и настоятельно рекомендовал прекратить. Для описания того, что именно есть чушь, а что — нет, он разработал целое учение. Можно сказать, что его метод, в том числе, заключался в том, чтобы проявляя себя во время сессии, люди учились не действовать дезадаптивным, привычным для себя способом. И в этой точке Ф.Перлз жестко настаивал, чтобы контакт, про что бы он ни был содержательно, велся определенным образом — и придерживался этого своего «метода» весьма строго.

В контексте возможных ошибок психологов, мной имеется в виду та ситуация, когда начинающий «хороший» (прекрасно образованный), но еще мало практиковавший с живыми клиентами, специалист старается соответствовать стандартам своего метода любой ценой.

Например, он знает о том, что чувства-переживания человека — это очень важно, и начинает смотреть на человека через призму этого знания. В результате получается очень странная ситуация — к психологу приходит клиент, не связанный с миром психологии, и что-то говорит о своих сложностях. А психолог ему на все лады про чувства — «что ты по этому поводу чувствуешь, а сейчас что?». Клиент же, не будучи введен в контекст, вообще может решить, что психолог больной или просто не понять, что же от него требуется.

Или есть еще такая идея у психологов, что важно работать с тем, что происходит между психологом и клиентом, чтобы понять первоистоки трудностей последнего. Очень эффективное направление работы. Но, представьте себе, приходит клиент, не отягощенный знаниями о психотерапевтических практиках, рассказывает про то, что хочет наладить отношения со своими близкими, и тут ему психолог предлагает лучше заняться «отношениями» с ним.

5. Психолог занимает на сессии «больше места», чем клиент. То есть недостаток инициативы клиента, психолог компенсирует своей инициативой

Вот она, база созависимых отношений. К сожалению, продуктивное взаимодействие между психологом и клиентом, возможно ТОЛЬКО при условии наличия достаточного количества инициативы у последнего. То есть, если клиент хочет помощи, но к активности в этом направлении не готов (например, не готов даже вести диалог), психолог не сможет ему помочь, и терапия будет обречена на неудачу. И лучшее что психолог может сделать — это честно сообщить клиенту об этом. В противном случае психолог будет подогревать ложные ожидания, а клиент будет платить и ждать пока произойдет неосуществимое.

Читать статью: «Женщина, у которой в будущем ничего не меняется».

6. Подмена контекста

Клиент приходит к психологу и рассказывает какую-то душераздирающую (задевающую психолога эмоционально) историю про свою работу, супруга и пр. Собственный субъективный опыт начинает порождать в голове психолога идеи — «Да, валить с этой работы надо! И не оглядываясь!». Но, до тех пор, пока клиент работает про то как существовать на ЭТОЙ работе, в ЭТИХ отношениях (пусть даже, где его эксплуатируют, унижают или что-нибудь еще) психологу необходимо оставаться в том же контексте, что и клиент. Может после более психологического исследования актуальной ситуации и себя в ней клиент решит что-то поменять, но это будет уже следующая история, и не психологу решать, когда этому пора случиться.

Итоги.

Данный список не претендует на полноту и может быть дополнен. Большинство из вышеперечисленных ошибок, кроме второй, просто снижают эффективность работы психолога, но не представляют угрозы или опасности для клиента. Второй пункт требует особого внимания. Если бы психолог не внушал никакого доверия, он бы не удержался в профессии — значит, вы имеете дело с человеком, обладающим определенной харизмой. Речь идет о вашей жизни, если вы чувствуете, что вас подталкивают в определенном направлении — не предпринимайте поспешных действий, остановитесь, дайте себе время и проанализируйте ситуацию. Вообще никакие, особенно важные, решения не стоит принимать на сильных эмоциях.

Если один человек дает совет другому — это навязывание своих ценностей. А жить с последствиями своих решений и обманутыми ожиданиями вам, а не психологу. Если вы чувствуете, что на вас оказывают планомерное, нерегулируемое вами воздействие — спросите себя, это ли вам нужно?

Если это терапия пары и психолог встает на сторону одного из вас — значит, он утратил профессиональную непредвзятость. Такая избирательная поддержка одной из сторон способна лишь обострить семейный конфликт.

В ходе консультирования психологи допускают те или иные ошибки по двум основным причинам.

Во-первых, многие специалисты, особенно молодые, считают, что, для того чтобы провести консультацию, нет необходимости приобретать особые навыки: выслушал клиента, дал ему совет и все в порядке. Среди психологов бытует мнение, хотя оно и не афишируется, что консультирование – один из самых легких видов работ в психологии. Именно поэтому неэффективное консультирование связано прежде всего с недостатком опыта у психолога-консультанта.

Во-вторых, чтобы успешно консультировать, психолог должен обладать определенными личностными особенностями. Так, психологу-консультанту необходимо иметь спокойные, сдержанные манеры, быть неторопливым человеком, уметь проникновенно и задушевно беседовать; обладать обаянием, вызывать к себе доверие клиента. Поэтому напрашивается вывод: эффективно консультировать могут далеко не все психологи.

Однако практическая работа в школе требует от психолога широкой, многосторонней специализации, различных знаний и навыков. Он должен уметь читать лекции, проводить диагностическую и коррекционную работу среди учащихся разного возраста, консультировать школьников, учителей и родителей. Потребности школьной практики заставляют психолога сразу включаться в разнообразную работу и уже по ходу набирать опыт и шлифовать собственные индивидуально-психологические качества.

Именно поэтому полезно проанализировать типичные ошибки психолога-консультанта.

Самоутверждение психолога на консультации

Клиент приходит на консультацию к психологу со своей проблемой и болью. Он находится в ситуации психологического неблагополучия, испытывает трудности, ждет помощи и поддержки. Очевидно, что по сравнению с клиентом психолог находится в более выигрышной ситуации. Действительно, рассказывать о своих проблемах будет клиент, а трудности самого психолога, которые, скорее всего, также существуют, остаются «за кадром» консультационной ситуации. Внешне это выглядит так: неблагополучный клиент беседует с благополучным психологом.

Обсуждая консультационные случаи с коллегами, женщина-психолог так рассказывает о своей клиентке: «Клиентка жаловалась на мужа. В последние годы он встречался с другой женщиной и недавно ушел к ней. А я сама смотрела на нее и думала: располневшая, неухоженная, растрепанная… Не удивительно, что ее бросил муж! Нельзя же так распускаться!»

Клиент смотрит на психолога чаще всего снизу вверх: он слаб, неуверен, страдает и ждет помощи. Психолог относится к клиенту несколько сверху вниз: как специалист, он должен быть сильным, уверенным в себе, готовым помочь.

В такой ситуации у психолога есть большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе психолога могут появиться еле заметные нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности.

Клиент всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение. А если это так, то консультация проходит довольно формально: клиент начинает жалеть, что пришел («Зачем я сюда пришел? Он все равно ничего не понял, только жалеет и все…»).

Для того чтобы избежать искушения самоутверждения на консультации, психологу необходимо:

  • в ходе разговора ощущать себя не только специалистом, но и человеком, имеющим свои проблемы. Не забывать о собственных кризисных периодах жизни. Воспоминания о собственной душевной боли помогут относиться к клиенту без высокомерия или снисхождения;
  • укреплять в себе способность к состраданию и сочувствию;
  • видеть в каждом клиенте по-человечески своего брата или сестру: все мы братья и сестры в этом мире.

Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультанта

Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляются либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

В первом случае не осуществляется процесс профессиональной психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, в котором один рассказывает свои проблемы, а другой демонстрирует к ним свое отношение.

К психологу-консультанту обратилась мать подростка, которая жаловалась, что отец (ее муж) жестоко обращается с сыном: унижает его, придирается по мелочам, бьет. На вторичную консультацию пришел муж, он выразил несогласие с позицией психолога, стал отстаивать свою точку зрения, повысил голос. Психолог не сдержался, сказал клиенту несколько резких фраз, обвиняя его в жестокости по отношению к собственному сыну. В результате – разговор на повышенных тонах. Клиент вышел, хлопнув дверью.

Трудно оценить эффективность такой ситуации, поскольку произошел обычный «коммунальный разговор» – со взаимным раздражением, упреками, непониманием друг друга. Профессиональный статус психолога в такой ситуации был потерян.

Во втором случае, когда консультация проводится психологом в искусственной форме, на основе принципа «главное – техника», клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», в котором он нуждался. Разговор произошел как обмен информацией, а душа осталась «голодной». Была беседа, но не произошла Встреча.

Чтобы найти «золотое сечение» в ходе психологической консультации, сохранив одновременно профессиональный статус и в то же время задавая модальность искренности и открытости разговору с клиентом, необходимо хорошо чувствовать и играть «себя в своей профессии». Другими словами, психологу важно искать свою технику, свой стиль, свое амплуа.

Для формирования у психолога представления о своей профессиональной роли в психологии попробуйте ответить на следующие вопросы.

Каким (какой) вы представляете себя в профессии? Опишите внешне привлекательный для вас образ практического психолога.

Представьте, что вы на сцене, играете свою профессиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события развиваются в спектакле? Какая роль в этих событиях принадлежит вам?

Кто из знакомых вам психологов вызывал у вас чувство восхищения и желания подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог?

Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет

Начиная рассказывать собственную проблемную ситуацию, клиент реконструирует и выстраивает ее не только для психолога, но и для самого себя. Во многих случаях, проговаривая сложные моменты своей жизни, он начинает лучше понимать как самого себя, так и то, что с ним произошло.

Рассказ о самом себе и связанные с ним процессы самоанализа и самопонимания требуют от клиента особой сосредоточенности и внимания к самому себе. Кроме этого, для успешного продвижения клиента «по пути к себе самому» требуется определенное время, во многих случаях не исчерпывающееся единичной встречей с психологом.

Психологическая консультация – это только начало «пути к самому себе», только момент нащупывания направления движения и проявление желания начать «путь к себе». Как будет вырисовываться линия пути, будет ли она прямой или изломанной, короткой или запутанной и длинной – это зависит от внутренних потенций клиента, его интуиции, желаний. Психолог на этом пути – временный попутчик. Осуществлять движение клиент должен самостоятельно.

Торопясь сразу дать совет или рекомендацию, психолог закрывает перед своим клиентом его внутренний путь. И действительно: зачем преодолевать трудности, прикладывать усилия и искать «путь к самому себе»? Ведь результат уже получен – совет психолога! Совет – это результат. Получен результат – исчезает мотив движения и поиска пути.

На самом деле основную ценность имеет как раз движение клиента «по пути к самому себе». Выдавая совет-результат, психолог может ошибиться. Вступая же на свой путь и осуществляя свое движение, клиент никогда не ошибается, поскольку это движение идет изнутри его души, его жизненных устремлений.

  • Не спешите советовать своему клиенту, активизируйте его движение по «пути к самому себе»;
  • Если клиент открыт к диалогу, воздержитесь от совета, пусть он подумает самостоятельно, т.е. начнет сам свое движение «по пути к самому себе»;
  • Совет следует давать в таких случаях: если клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения; если клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб его близким, совет психолога может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, «рецепт»; если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».

Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта

Довольно часто на консультацию приходят клиенты, неуверенные в себе, впервые обратившиеся к психологу. Они не знают, с чего начать, о чем говорить, как держаться и чего, собственно, можно ждать от психолога.

В такой ситуации психолог-консультант может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.

Психологическая консультация превращается в монолог психолога-консультанта и в том случае, если он испытывает внутренний страх перед молчанием. Клиент замолчал, «ушел в себя», замкнулся, и психолог пытается собственной активностью заполнить наступившую паузу. На короткое время это снимает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

Дело в том, что в момент паузы, молчания клиентом совершается важная внутренняя работа. Он может грустить, испытывать страдание и печаль, размышлять или что-то интуитивно чувствовать, не находя нужных слов. Но в любом случае он получает необходимый для него внутренний опыт. Как правило, если возникшая пауза выдерживается психологом в нужный момент и достаточна по времени, после нее беседа строится по-новому, как бы на более высоком уровне понимания клиентом собственных проблем.

Психологу следует помнить, что, если в ходе консультации возникла пауза, необходимо «включать» собственное интуитивное видение и почувствовать, какой эмоциональный заряд несет эта пауза. В том случае, если молчание клиента имеет мрачный, тяжелый эмоциональный оттенок и вызвано его скованностью и зажатостью, следует при помощи одного-двух вопросов активизировать беседу, но ни в коем случае не начинать собственный длинный монолог.

Если же в период молчания ваш собеседник переживает или размышляет – не мешайте. Отодвиньте себя на второй план, и пусть между вами и клиентом возникнет одухотворенная тишина.

Желательно, чтобы после паузы первым начал говорить ваш клиент, значит, он почувствовал себя внутренне готовым к продолжению беседы.

Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиента

– Какие у тебя проблемы?
– Проблем нет, вроде все в порядке.
– Да ты расскажи мне о своей жизни: проблемы мы найдем!

Из разговора двух психологов

Сейчас нам важно вспомнить, что психолог – человек, имеющий, как и все, свои слабости, проблемы, тревоги, страхи. Практически всякий раз имеется опасность проекции психологом собственных трудностей на проблемы клиента.

Например, психолог – одинокий человек. Прежде всего он может увидеть и почувствовать одиночество своего собеседника и не заметить, возможно, другой проблемы, более важной для клиента.

Психолог-мужчина психологически зависим от своей матери. В любом своем клиенте-мужчине он пытается выявить проблему его взаимоотношений с матерью: задает вопросы на эту тему, поворачивает внимание клиента в сторону анализа его отношений с матерью. В результате психолог может неосознанно для самого себя внушить клиенту, что подобная проблема у него тоже есть.

Еще один пример. Психолог-женщина, пережившая семейную драму: муж ушел к другой женщине. Если на консультацию пришла молодая девушка, поддерживающая от-ношения с женатым мужчиной и желающая получить совет, как увести этого мужчину из семьи, поскольку она его любит и хочет быть вместе с ним, женщина-психолог может почувствовать к своей клиентке негативное отношение (проекция отношения к своей «разлучнице»).

Почему возникает ошибка проецирования психологом собственных трудностей на проблемы клиента?

Во-первых, сам психолог-консультант в момент беседы находится в состоянии внутреннего напряженного переживания, и неосознанно для него срабатывает механизм психологической защиты в форме проекции. Об этом следует всегда помнить и, по-видимому, решить для самого себя вопрос о том, консультируете ли вы в те моменты своей жизни, когда вам самим очень плохо?

На мой взгляд, консультировать приходится практически всегда, независимо от того в форме вы сейчас или нет. Однако перед консультацией психологу важно «настроить самого себя»: успокоиться, активизировать собственный внутренний тонус, почувствовать себя в «рабочем состоянии».

Во-вторых, проецирование может возникнуть, если психолог недооценивает тот факт, что в содержание консультативной беседы вносит вклады не только клиент, но и сам психолог. Консультация – это взаимодействие двоих: психолога и клиента. То, что говорит клиент, во многом определяется вопросами психолога и его отношением к беседе и клиенту. Поэтому предметом анализа для психолога должен выступать не только клиент, но и он сам. Другими словами, консультация – это слитые воедино процессы анализа и самоанализа.

Психологу необходимо всегда стараться видеть консультацию как бы со стороны, «в зеркале», и постоянно отслеживать свое собственное влияние на ход беседы.

Психолог оценивает клиента

Трудности взаимопонимания между психологом и его клиентом могут возникнуть не только тогда, когда клиент не умеет рассказать о себе и своих проблемах. В некоторых ситуациях взаимопонимание двух собеседников нарушается, если психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Оценочное отношение психолога может быть выражено во фразах, внешне, может быть, не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи: «Удивительно умный человек: сам все понимает», Господи, да что это?! Интеллект – на нуле! «Как хорошо говорит: налицо литературные способности», «Каждое слово из него вытягиваешь! Двух фраз связать не может!» и др.

Оценочное суждение психолога – это барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента. Оценка возникает всякий раз, когда психолог обращается к клиенту, имея «центр тяжести ситуации» в самом себе, а не в клиенте, когда психолог строит общение через самого себя, отталкиваясь от своих ценностей и установок.

В результате клиент видится психологу не в истинном свете, а как бы через призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным. Любая оценка – это соотнесение с нормативом. В данном случае «нормой» психолог спонтанно, не всегда осознанно, считает самого себя. Давайте задумаемся: так ли это на самом деле? Имеет ли психолог право отталкиваться только от самого себя?

Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные

Психологи спорят между собой, что первично на консультации: профессионально-культурная техническая работа консультанта или его искреннее, по-человечески теплое отношение к клиенту? Одни считают, что на первом месте стоит профессионализм психолога. Другие утверждают, что если клиент не почувствует заинтересованного отношения психолога к себе, консультация «не получится». Где же находится истина?

Истина, как водится, лежит на «золотой середине». Если на консультации будет преобладать профессиональная техника психолога, беседа получится формальной, суховатой, искусственной. Если же консультация превратится в процесс сопереживания одного человека (психолога) другому (клиенту), будет достигнут только «коммунальный результат», как в беседе двух друзей на кухне. Следовательно, нельзя строить консультацию на основе только техники: не будет душевного, живого общения. Нельзя также и превращать консультацию в обычную человеческую беседу: психолог примет проблемы клиента слишком близко к сердцу и сам расстроится, перегорит, потеряет внутреннее равновесие и не сможет в полной мере осуществить действительную психологическую помощь своему клиенту.

Многочасовая консультация как ошибка психолога

Во многих случаях на консультации клиент старается выговориться сполна. Проходят час за часом, а клиент говорит и говорит о себе. Психолог молчит и терпеливо все выслушивает. В результате консультация длится 4-5 часов, появляется усталость, а к анализу проблемы клиента еще и не подступали.

Отчасти такая ситуация возникает из-за внутренней неуверенности психолога: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Подобное может происходить и потому, что психолог имеет внутреннюю установку на выслушивание клиента, полагая, что, если клиент выговорится, он получит психологическое облегчение вне зависимости от того, сумел «сработать» сам психолог или нет.

Насколько верна такая форма поведения психолога-консультанта?

Безусловно, на консультации клиент должен как можно подробнее и детальнее описать свою ситуацию. Несомненно, также и то, что он имеет право «выговориться». Но важно не забывать и о том, что процесс консультирования нельзя пускать на самотек: может быть потеряна важная информация, искажен диагноз, упущена инициатива со стороны психолога. Консультант должен вовремя почувствовать «центр проблем» клиента, его основную «болевую точку» и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.

Психолог как объект манипулирования со стороны клиента

«Скажите, ведь вы – психолог, права я или нет?», «Рассудите нас, как психолог, у вас такой большой опыт», «Повлияйте на него, может, вас он послушается!» – такие и другие подобные просьбы высказывают клиенты на консультации. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним, как мощное, «дальнобойное орудие», как своеобразного «жизненного судью», как авторитет, мнение которого для «обычных» людей может выступать в качестве «закона поведения».

Если психолог позволяет использовать себя как средство, он теряет свой профессиональный статус и превращается в обычного, слабого и безвольного человека. Такая ситуация недопустима на консультации.

В случае если клиент обращается к психологу с подобной просьбой, необходимо сразу же отказаться от ее выполнения и приложить усилия к тому, чтобы повысить собственную активность клиента в решении своих проблем. Ответы психолога могут быть следующими: «Я не могу быть судьей между вами и вашими близкими. Ваши проблемы вы должны научиться решать самостоятельно, а я в этом вам помогу», «Так у нас ничего не получится, я не имею права вторгаться в вашу жизнь», «Мы сейчас вместе обсудим вашу проблему, и вы сами поймете, что вам нужно делать».

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

  • Логотерапия
  • Цена молчания
  • 3.3.3. Память
  • 3.3.11. Трудовые умения и навыки
  • Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа
  • Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии
  • Родословное древо
  • Основные проблемы
  • Метод тройной диссоциации (Боpьба с фобиями с использованием HЛП)
  • Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

  • Ошибки процесса контроля последствия этих ошибок
  • Ошибки прошлых лет что это такое
  • Ошибки профессиональной деятельности медсестры
  • Ошибки прошлых лет счет 206
  • Ошибки протокола q 931