Ошибки раскольникова при убийстве

Ир

Ирина

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения… ”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Роковой день

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Жизнь после убийства

Теория терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на исцеление.

В нашей статье сделан подробный анализ убийства Раскольниковым старухи, его мотивы и последствия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

  • Дарья Сметанина

    12/16

  • Бешто Телиев

    15/16

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

Основа всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже идёт основное действие с тем самым «наказанием».

Оглавление:

  • Идеи Родиона
  • Кого убил Раскольников
  • День убийства

Достоевский

Античеловечная теория

В основе преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона» персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в романе.

Преступление и наказание

Идеи Родиона

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых, которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

То, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и собственного эгоизма:

Раскольников Преступление и наказание

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.

Кого убил Раскольников

Может показаться, что рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил собственноручно, но есть и другие жертвы:

Убийство старухи Преступление и наказание

  • Старуха-процентщица. Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
  • Сестра бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно, именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс развенчивания всей теории.
  • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку, Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
  • Мать героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась. Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
  • Сам Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!».

Действия Родиона в сцене с убийством старухи запустили основной механизм всего произведения. Преступление дало старт наказанию, которое, в первую очередь, сам Раскольников создавал для себя.

Он начал активную борьбу с самим собой и пришёл к искуплению, на пути к которому ему сильнейшим образом помогла Соня Мармеладова и немаловажную роль сыграли Порфирий Петрович и Аркадий Свидригайлов.

Еще примеры сочинений по роману «Преступление и наказание»:

  • Характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»
  • Сны в романе «Преступление и наказание» Достоевского
  • Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
  • Характеристика главных героев «Преступление и наказание»
  • Характеристика семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»
  • Смысл фразы Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею»
  • Почему Раскольников страдает и терзается после совершения преступления
  • Образ Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского
  • Добро и зло в «Преступлении и наказании»: ошибка Раскольникова
  • Характеристика матери Раскольникова Пульхерии Александровны
  • Доброта и великодушие Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания»

День убийства

«Преступник всегда возвращается на место преступления» — с подобными мыслями Раскольников приступал к замыслу убить; он с самого начала считал себя лучше и умнее остальных, мол, он-то точно не «попадётся» и сделает всё чисто. Родион тщательно продумывал своё преступление и днём и ночью. Он будто бы готовился к этому всю свою жизнь и начал свою подготовку с простого «подслушать разговор», а закончил добычей топора и психологическим настроем на убийство живого человека.

День убийства

Нельзя сказать, что герой равнодушно относился к убийству и проводил свою подготовку бесчувственно и хладнокровно. Он боялся, его разрывало на части от неопределённости, от страха: перед жертвой, перед законом и, конечно, перед самим собой и своими убеждениями; он боялся, что не сможет оправдать собственных ожиданий, что он та самая никчёмная «вошь» якобы недостойная жизни. Отрывки его мыслей постоянно путались, сбивали с толку, собирались и разлетались снова, но всё равно не переставали толкать его к роковому дню — дню убийства никому не нужной старухи.

Сколько бы Родион ни старался оттягивать этот момент, ему, так или иначе, пришлось бы убить, так как он бы себе не простил такую «трусость». И вот, в 7 главе первой части романа Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Накануне герою снится сон о забитой насмерть кляче. Этот сон — не что иное, как крик человеческой природы и души самого Раскольникова против безжалостного убийства. И он почти срабатывает, Родиона подкашивает это видение, ему становится ещё страшнее убить, но он продолжает идти вслед за своей теорией.

Описание самого убийства ничего нового не принесёт, всё уже сказано самим Достоевским непосредственно в романе.

Куда важнее, что же происходило с героем после преступления, того самого, к которому Раскольников будто бы всю сознательную жизнь ежедневно готовился.

Итог всех убеждений

Итог всех убеждений

Убийство не приносит Родиону желаемого результата, он не просто «неудовлетворён», а оказывается в тяжелейшем положении; к нему постепенно приходит осознание содеянного, он начинает понимать, какой же ужас был в его голове и что он натворил в итоге.

Убийством старухи-процентщицы Раскольников хотел доказать, что он в его непоколебимо верной теории относится к лагерю «вышестоящих», однако само убийство не только показывает ему, что он не «право имеющий», но и уничтожает его теорию в пух и прах.

Родиону нужно много времени, чтобы полностью «переварить» и принять случившееся, годы каторги ему в этом как раз прекрасно помогут.

Ир

Ирина

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения… ”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский описывает жизнь бедного студента, в голове которого возникла теория о распределении людей на обыкновенных и необыкновенных. Пытаясь доказать себе, что он не относится к «тварям дрожащим», Раскольников убивает старуху-процентщицу, что подвергает его душевным мукам вплоть до конца произведения. Где Родион совершил основные ошибки и совершил ли их вообще, герои романа, сам Раскольников и Достоевский считают по-разному.

Раскольников думал о том, что само убийство может стать огромной ошибкой еще незадолго до его совершения. Об этом говорят его сновидения, внутренние терзания и сомнения. Но все же он решился на этот шаг и тогда понял, насколько необдуманным оказался алгоритм его действий. Раскольников проспал время, которое планировал для убийства, не запер за собой дверь у процентщицы дома, не просчитал схему возвращения в свою каморку. Все-таки сумев остаться незамеченным, он дошел до места проживания и сильно заболел. Его поведение в нездоровом состоянии тоже могло его выдать, но это заметил только следователь Порфирий Петрович. Прямых доказательств его виновности в преступлении не было, поэтому юридическое наказание последовало только после его личного признания, но куда более серьезным ударом для Раскольникова стало разрушение его теории. Он считал совершенное убийство основной ошибкой не потому, что лишил жизни человека, нарушил закон, подверг опасности других, а из-за осознания того, что он не смог переступить через себя. Раскольников полностью отделился от мира и перестал чувствовать себя человеком, говоря, что в тот решающий для него день он убил самого себя: «Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!». Это и есть главная, по его мнению, допущенная им ошибка.

Со стороны Сони и Дуни можно услышать мысль о том, что никакое дело не стоит человеческой крови. Обе девушки ради чужого счастья готовы были жертвовать собой, в отличие от Раскольникова, который жертвовал только другими. Поэтому Соня и Дуня также считают убийство старухи ошибкой Родиона, но с другого угла зрения. Если Раскольников не может принять факт того, что его теория потерпела крах и он такой же обычный человек, как и все, то девушки рассуждают с духовной позиции. Они считают убийство великим грехом и не могут понять мысли Раскольникова на счет правоты его поступка: «Убивать? Убивать-то право имеете?». Соня же, сама являясь преступницей, приняла ситуацию, как есть, и теперь главной ошибкой Родиона считает его нежелание покаяться в содеянном. Искренне веря в Бога, Мармеладова пытается направить Раскольникова на верный путь, ведь только покаяние может искупить все грехи человека. Она понимает, что сделанного не воротишь, но спасение обрести возможно всегда: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Но главный герой долгое время отказывается это признавать, что Соня и считает его основной ошибкой.

Достоевский над этой темой размышляет гораздо глубже. Главная проблема, сбившая с толку Раскольникова, заключается в самой теории студента. Она и сподвигла его на убийство старухи. Другого способа ее проверить у Родиона не было, поэтому преступление несомненно стало важным шагом для главного героя на пути самопознания. Таким образом, выдвинув свою теорию, Раскольников потерял покой мыслей насчет своего уровня среди остальных людей, а следом за ним и законы морали. В данном случае Родиону было просто необходимо пройти через все, что в итоге ему пришлось пережить, начиная с задумки убийства процентщицы и заканчивая каторгой, ведь именно там и произошло его духовное перерождение: «История постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Если бы в сюжете романа что-нибудь поменялось, пусть был бы даже резкий отказ от преступления, Раскольников бы навсегда остался верен своей теории, которая, возможно, привела бы его к смерти, как это случилось со Свидригайловым. Поэтому из этих рассуждений можно сделать вывод, что с точки зрения автора никаких ошибок Родионом допущено не было.

По мнению героев романа Достоевского «Преступление и наказание», основной ошибкой Раскольникова было его убийство и отказ от покаяния в содеянном. Но сам Федор Михайлович в эпилоге показывает результат всего произошедшего в произведении, что оказалось неотъемлемой частью пути главного героя к духовому перерождению. Это и доказывает то, что в итоге Родион никаких ошибок не допустил.

Ошибка Раскольникова может быть в плохой подготовке преступления, в убийстве старухи, хотя можно было бы ограбить без убийства, или в самом факте преступления? Ведь убил он существо, вредное для общества.

Вся деятельность Раскольникова и есть ошибка. Практически он выдумал модную теорию о том, что мир с самого своего начала делится на людей первого сорта и людей-рабов. Да, это и есть основа любой фашистской теории. Ошибка Раскольникова и в его гордыне, в его неумении приноровиться к новым условиям. И потом, фактически Раскольников — страшный згоцентрик, он даже презирает своего друга Разумихина, который фактически спасает ему жизнь, он вечно отталкивает его от себя, отталкивает мать свою и сестру, да, ты убил человека, но найди в себе силы улыбаться матери, сестре, которые готовы для тебя отдать жизнь, и ты знаешь об этом.А Соня Мармеладова тоже ему нужна, как нянька, так зачем было ему таскать с собой Сонечку в Сибирь?. А представьте, у Сони стресс, она была проституткой, но вот Раскольников прощает ей, и она должна вечно служить ему, барину. И потом, я не думаю, что выйдя из тюрьмы, он очистится от своего эгоцентризма, он просто станет ещё большим циником.Ведь на его совести не только смерть старухи-процентщицы и Лизаветы,Ю но и собственной матери…Я не знаю как и чем он исправит столько ошибок?

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ЛИСА-НАСА
[227K]

8 лет назад 

На мой взгляд ошибка Родиона Раскольникова в его неправильной изначально философии. Вместо того, чтобы подумать как заработать деньги, он планировал убийство и совершил его. На мой взгляд убийство может быть оправдано только, в случае когда другого выхода нет и человек погибнет если не убьет того кто пытается убить его.

Начит­анный Даг
[9.9K]

6 лет назад 

Ошибка Радиона Раскольникова заключается в том что он стал убийцев, один этот факт все и объясняет и ничем не оправдывается. Также как и в этом произведении Достоевского так и в жизни, нужно стараться не переходить на крайности, а любой конфликт решать с помощью других всевозможных методов.

Знаете ответ?

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания «больных душ». Один из самых интересных героев писателя — Родион Раскольников. «Преступление и наказание» — роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне «разумного эгоизма». Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, «заботился» обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он — не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета — не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие — немногие — «необыкновенные» — являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив — выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль «необычных» людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, — способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего «такого». Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что «хотел сделаться Наполеоном», был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий «сильным мира» совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, — нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Опыт и ошибки

Человек за свою жизнь совершает множество ошибок, сам того не замечая. Однако, осознав их и переосмыслив, мы можем превратить их в ценный опыт. В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал перерождение главного героя, прошедшего через муки совести и страдания. Человеческая природа не идеальна, но только переосмысление своих поступков позволяет людям меняться и развиваться в лучшую сторону. Главный герой романа Раскольников Родион Романович, следуя мрачной теории, которую сам же выдвинул, убивает старушку-процентщицу .

Намного позже он осознает, что совершил самую большую ошибку в своей жизни. Пытаясь доказать идею справедливости «крови по совести», он нарушает свой внутренний баланс, духовный мир и гармонию, которую теперь уже нелегко восстановить. Незадолго до преступления в газете была опубликована его статья «О преступлении», в которой он пытался доказать, что есть «сверхчеловеки», которые могут менять ход истории. Дальнейшие события и последствия доказывают ошибочность его теории. Автор сам провел некоторое время в каторге и точно знал, что большинство преступлений совершается из-за социально-бытовых мотивов.

В этом смысле, Достоевский, казалось, поддерживает и всячески пытается оправдать своего героя. Но есть и другая сторона истины. Он отрицает идею Раскольникова о том, что «цель оправдывает средства». Он показывает, что студент совершил преступление из-за отсутствия денег и глубокой бедности. Со временем его начинают мучить муки совести и он хочет во всем сознаться властям. Соня Мармеладова , восемнадцатилетняя девушка, которой для выживания пришлось в раннем возрасте пойти на панель, уверяет героя, что лучшее раскаяние это объяснение своего преступления людям, чтобы быть понятым.

С точки зрения христианства, Раскольников совершил тяжкий грех, который можно искупить только искренним раскаянием. Кроме того, автор показывает, что для «новой жизни», герой должен непременно измениться изнутри, понять и принять человечество таким, какое оно есть, стать смиренным. Пусть не сразу, но молодой человек приходит к этому пониманию. С помощью терпеливой и сильной духом Сони, он начинает понимать, что гордость ума ведет только к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. После этого в нем просыпается желание жить и бесконечная любовь к Соне, а заодно и к окружающим людям.

Аргументы к итоговому сочинению 2017 по произведению «Преступление и наказание»

Итоговое сочинение 2017: аргументы по произведению «Преступление и наказание» для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои:

Литературный пример:
Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Победа и поражение.

Герои:
Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример:
В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.

Ошибки и опыт.

Герои:
Родион Раскольников

Литературный пример:
Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Разум и чувства.

Герои:
Родион Раскольников

Литературный пример:
Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Итоговое сочинение

по направлению «Победа и поражение»

Человеку невозможно пройти жизненный путь без ошибок. В копилке народной мудрости есть немало высказываний, пословиц и поговорок, которые отражают проблему опыта и ошибок в нашей жизни. Существующую фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» знает каждый. Человек, пытаясь добиться определённых успехов, совершает на своём пути немало ошибок. И ошибки эти бывают самые разные. Одни ошибки заставляют человека впадать в депрессию. Другие заставляют начинать всё заново. А в третьей ситуации человек ставит перед собой новые цели, учитывая горький предыдущий опыт, и идёт дальше. Жизненный путь-это вечный поиск своего места в жизни. Любые трудности и неудачи-это наши собственные промахи. Каждый человек имеет право на ошибку.

Мировой литературе, в том числе и русской, эта тема была интересна всегда. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» любимые герои автора проходят сложный жизненный путь. И у каждого из них этот путь духовных исканий свой. Но всех их объединяет стремление к счастью. На пути к счастью князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова совершают немало ошибок. Очарованный Лизой, князь Андрей женился не по любви. Пьер, серьёзно не разобравшись в жизненной ситуации, женился на Элен Курагиной, бездушной и холодной красавице. Вскоре после брака он понял, что был обманут. А Наташа Ростова, став невестой и будущей женой князя Андрея, в его отсутствие увлеклась легкомысленным Анатолем Курагиным. Чувственный взгляд Курагина затмил сдержанность и целомудрие князя Андрея. Совершенно по-другому ведёт себя героиня, общаясь с Курагиным: ушли застенчивость, стыдливость и робость Наташи. Ей казалось, что это и есть любовь. Наташа, молодая и неопытная в делах сердечных, всё-таки поняла, что предала любимого человека. Она очень тяжело переживала свою непоправимую ошибку. Окружённая вниманием родных и близких, девушка сумела выйти из этого душевного кризиса. Счастье-это великая чувственная и нравственная сила. И Л. Н. Толстой показывает, что Наташа стала по-настоящему счастлива, когда вышла замуж за Пьера.

Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, совершив кровавое преступление и признавшись в содеянном, не осознаёт полностью весь трагизм того,что совершил. Он не признал ошибочность своей теории. Раскольников жалеет о том, что не смог преступить, что не сможет отнести себя к числу избранных. Герой страдает, мучается, терзается. И только в Сибири на каторге Раскольников, истерзанный и измаявшийся, не просто раскаивается в содеянном, а становится на самый тяжёлый путь-путь покаяния. И, читая страницы романа, мы понимаем, что писатель обращает наше внимание на то, что человек, который признал свои ошибки, способен измениться. Такой человек нуждается в помощи и сострадании. Соня Мармеладова как раз и является у Ф. М. Достоевского человеком, способным поддержать Раскольникова и помочь ему.

К какому же выводу привели меня рассуждения по данной проблеме? Хочется отметить, что личный опыт учит каждого из нас жизни. Печальный или добродетельный, этот опыт является собственным, пережитым. И уроки, преподнесённые нам жизнью, являются настоящей школой, именно она формирует характер и воспитывает личность.

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

11. В чем своеобразие психологизма Ф.М. Достоевского в ро­мане «Преступление и наказание»?

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоре­чивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышля­ют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, реф­лектируют.

Ф. М. Достоевский
Преступление и наказание

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.
Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.
Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

  • Ошибки раскольникова при совершении преступления
  • Ошибки раскольникова во время преступления
  • Ошибки работы фена камаз
  • Ошибки р1830 р1831 р1832 ниссан патфайндер
  • Ошибки работы стиральной машины индезит