Ошибки сериала чернобыль hbo

Отдавая должное исторической работе, проделанной авторами сериала, нельзя не отметить несколько вопиющих исторических и технических неточностей. Те, кто помнит события тех дней, хотели бы, чтобы память о них сохранилась без искажений и художественного украшательства

Выход мини-сериала «Чернобыль» был очень важным событием для всех, кто лично помнит аварию 1986 года в Припяти и был так или иначе вовлечен в те трагические события. Нельзя не отдать должное работе Крейга Мазина и других создателей фильма. Благодаря их проекту человечество еще раз вспомнит об уроках этой катастрофы и о подвиге людей, постаравшихся ограничить принесенный ею вред.

Авторы приложили большие усилия для того, чтобы восстановить историческую обстановку советской атомной электростанции образца апреля 1986 года. Их работа заслуживает комплиментов, особенно с учетом того, что сами авторы принадлежат не только к совсем другому поколению людей, но и к другой культуре. С другой стороны, будет несправедливым, если будущее человечество составит свое представление о тех месяцах только по этому фильму: многое в нем нуждается в поправках и оговорках. Вот несколько очевидных замечаний.

Нагнетание ужасов

Законы художественного сериала, пусть и созданного на основе реальных событий, не допускают стопроцентную верность фактам. Однако, по нашему мнению, некоторой фактической точностью не стоило жертвовать даже ради того, чтобы подчеркнуть величие подвига людей.

«Второй ядерный взрыв реактора». Понятно желание авторов внести в историю дополнительный драматизм, однако следует понимать, что такая возможность исключена даже теоретически. Активная зона реактора к тому моменту уже не существовала. Гипотетический взрыв расплавленного топлива при смешении с водой барботера был бы не ядерным, а тепловым. Не стоит и упоминать о том, что гипотетическая мощность в две мегатонны — чистая фантазия и страшилка. Все же ЧАЭС была атомной электростанцией, а не термоядерной бомбой.

«Воздух светился синим». Согласно сюжету, это пугает людей и характеризует высочайший уровень радиации в Припяти. Кто-то из чиновников называет это «свечением Черенкова». На самом деле излучение Вави́лова — Черенкова — свечение, вызываемое в прозрачной среде заряженной частицей, движущейся со скоростью, превышающей фазовую скорость распространения света в этой среде. Его можно наблюдать, например, в воде пристанционных бассейнов: скорость света в воде составляет примерно 3/4 от скорости в вакууме, и энергичные электроны легко преодолевают этот рубеж. Но скорость света в воздухе отличается от скорости света в вакууме на десятые доли процента. Электроны таких чудовищно высоких энергий можно найти в космических лучах, но в ядерных реакторах их нет. Воздух в Припяти светиться не мог — он и не светился.

«Радиация больше, чем в Хиросиме». Старший эксперт GreenPeace по ядерной энергетике Ян Хаверкамп обратил внимание на тот факт, что в Хиросиме облучение людей было вызвано прямым воздействием радиации, а его доза определялась удаленностью от эпицентра взрыва. В Чернобыле же «в атмосферу попало много радиоактивных изотопов, которые распространились по очень большой территории» и воздействовали на людей в течение длительного периода времени. Ключевая непрофессиональная неточность в том, что в фильме говорится о ядерном взрыве, которого в Чернобыле на самом деле не было. Ядерный взрыв в Хиросиме и тепловой взрыв на ЧАЭС — физически разные и несравнимые явления. В Японии поражающими элементами были вспышка и альфа-бета-гамма-излучение. В Чернобыле радиоизотопный состав выброса в атмосферу был другим. Единственное, что безусловно, роднит эти ситуации, — высокая радиация. Но на Украине она распространялась локально, с точечно максимально высокими полями, где радиацию излучали разбросанные вокруг четвертого энергоблока облученные графитовые куски кладки реактора.

«Водолазы-смертники». Речь идет об Анатолии Ананенко, Борисе Баранове и Валерии Беспалове, перед которыми была поставлена задача предотвращения угрозы парового взрыва барботера, расположенного в реакторном здании (в сериале говорят об угрозе ядерного взрыва, а не парового, сильно преувеличивая масштаб последствий). Согласно прогнозам, туда могло протечь расплавленное топливо. Вероятность носила гипотетический характер, но риски было решено снять. Трое работников АЭС, находясь не более чем по колено в радиоактивной воде, зашли в помещение, нашли задвижки, без проблем открыли их, обеспечив дренаж вод, и успешно вернулись. В сериале их будущее предрешено: даже Горбачеву докладывают, что «надо убить трех человек». В реальности эти люди действительно проявили мужество, выполняя небезопасную задачу, но на смерть их никто не посылал. Впоследствии эти сотрудники участвовали и в других задачах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Борис Баранов умер спустя 20 лет после тех событий, а Беспалов и Ананенко живы до сих пор.

«Биороботы на крыше энергоблока». В фильме академик Легасов предлагает «сделать из людей биороботов». Не станем говорить о том, что самого термина «биоробот» в то время не существовало, однако не было и кое-чего еще: никакого хаоса и блуждания обреченных солдат по крыше среди графитовых обломков. Перед началом работ была организована дозиметрическая разведка и детальное фотографирование. По итогам составлена специальная карта, где были отмечены наиболее опасные места и обломки. Перед каждым участником ставилась конкретная задача по участку и обломкам, а процесс контролировался с помощью телекамер. Это, на наш взгляд, важный момент: при ликвидации аварии на ЧАЭС применялись все последние технические достижения того времени.

«Падение вертолета, пролетевшего над разрушенным реактором». Это действительно было, но вертолет, разумеется, упал не от радиации. ЧП произошло не сразу после взрыва, а в ноябре. Вертолет упал после того, как столкнулся с одним из трех 120-метровых кранов, использовавшихся для строительства саркофага.

Водка, медведи, «калашников»

Некоторые фактические неточности вполне извиняются незнанием авторами подробностей событий, а также неискушенностью в обстоятельствах жизни в СССР в 1980-х годах. Однако ради исторической правды отметим и эти ошибки.

«Кругом ящики с водкой, и все пьют». Напомним молодому поколению зрителей, что в те годы в СССР как раз разворачивалась «лигачевская» кампания по борьбе с пьянством: алкоголя не было порой даже на свадьбах. Тем более его не могло быть в зоне ЧС, где существовал жесточайший запрет на спиртное. Здесь, видимо, смешались два мифа. Во-первых, принято думать, что на АЭС алкоголь лился рекой, поскольку он (в частности, красное вино) защищает от радиации. Во-вторых, в мировой популярной культуре существует комический образ русских, заливающих водкой все радости, горести и важные жизненные решения. Нам остается лишь скромно отметить, что и то и другое — сильные преувеличения.

«Молоденький угольный министр в щеголеватом костюме». На время аварии министру угольной промышленности Михаилу Ивановичу Щадову было около 60 лет. С 15 лет он работал на шахте. К тому моменту он проработал в угольной промышленности больше четырех десятилетий, пройдя всю карьерную лестницу. Можно сомневаться в его авторитете в отрасли? Щадов лично руководил работами шахтеров при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

«Голые шахтеры». Шахтеры, которые в чем мать родила, без трусов, роют тоннель для установки охладителя под реактором — это, конечно, чистая фантастика. Такого не было и быть не могло. Людям объясняли, и они понимали, что главная угроза здоровью не прямая радиация из развалин реактора, а радиоактивная пыль, попадание которой в легкие может нанести смертельное поражение. Все участники ликвидации последствий аварии носили защитную одежду и старались не снимать респираторы.

«Штаб в бытовке рядом с энергоблоком». Правительственная комиссия с 26 апреля по 2 мая размещалась в здании администрации Припяти, где радиационная обстановка была намного лучше, так как первый и основной выброс пощадил город и прошел южнее, на Бураковку-Шепеличи, создав знаменитый «рыжий лес».

«Вооруженные солдаты-автоматчики». Виталий Карпинский, ветеран Смоленской АЭС, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, участник пуска 1-го, 2-го и 3-го блоков ЧАЭС после аварии, прокомментировал это так: «Там были специальные войска химзащиты, охрана в защитных костюмах, но солдат с автоматами не было. В сериале показывают солдат внутренних войск, которые то и дело открывают-закрывают ворота на станцию. Зачем?! Ворота всегда были открыты, пропускной пункт в зону поражения был гораздо дальше «развала». И зачем солдаты закрывают и открывают железную дверь за водолазами, которые добровольно вызвались предотвратить паровой взрыв? Глупо это. Бросается в глаза».

Мини-сериал «Чернобыль» поразил зрителей своим жёстким реализмом и вниманием к деталям, но некоторые моменты в нём всё же вызывают вопросы. И, судя по ответам эксперта Гринписа и интервью с продюсером сериала Крейгом Мазином, как минимум четыре утверждения — это скорее мифы и преувеличения.

На канале HBO 6 мая состоялась премьера мини-сериала «Чернобыль». Всего в сериале пять эпизодов: они будут выходить каждый понедельник вплоть до 3 июня (в России они становятся доступны по вторникам).

После каждой серии пользователи интернета пребывают в восторге и ужасе. Многих особенно удивляет то, что создатели сериала вовсе не выходцы из Советского Союза, но при этом советский быт выглядит у них абсолютно реально.

Интернет-издание Business Insider решило проверить, насколько события и персонажи в сериале совпадают с тем, что действительно происходило в Припяти во время аварии 1986 года и после неё. Некоторые вопросы журналистам помог прояснить Ян Хаверкамп, старший эксперт Гринписа по ядерной энергетике.

Всем известно, что во время трагедии ядро реактора открылось и радиоактивный материал попал в воздух. В течение первых трёх месяцев после катастрофы несколько десятков человек умерли от острой лучевой болезни. Хаверкамп говорит, что в целом трагедия затронула сотни тысяч людей.

Мы можем только примерно оценивать реальное воздействие на жизни людей.

Автор и продюсер сериала Крейг Мазин с осторожностью относился к противоречивым рассказам о событиях на Чернобыльской АЭС. В подкасте для издания Variety’s он объяснил свой подход так:

Я старался делать выбор в пользу менее драматичных свидетельств, ведь то, о чём мы знаем наверняка, и так слишком драматично.

И всё же несколько фактов из сериала — преувеличения и/или не вполне соответствуют действительности.

Во-первых, в сериале утверждалось, что из-за пожара на Чернобыльской АЭС каждый час выделялось больше радиации, чем от взрыва бомбы, сброшенной на Хиросиму. Но эксперт считает, что эти два события в принципе несопоставимы.

По его словам, в случае с Хиросимой основное воздействие на людей было вызвано прямым воздействием радиации. При взрыве ядерной бомбы доза облучения человека определяется тем, насколько далеко он находился от эпицентра.

В Чернобыле радиоактивный материал в огромных количествах был выброшен в атмосферу. Он распространялся на очень большой территории и воздействовал на людей постепенно в течение длительного периода времени.

Во-вторых, в сериале показана героиня по имени Ульяна Хомюк — её играет актриса Эмили Уотсон. Это советский ядерный физик, которая участвует в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На самом деле такого человека в реальности никогда не было. В этом образе соединились черты множества учёных-ядерщиков, прибывших в Припять весной 1986 года. В подкасте Мазин объясняет, для чего ему был нужен женский персонаж — показать прогрессивность СССР.

Область, в которой Советский Союз был более прогрессивным, чем Запад — это наука и медицина. И в этой сфере доля женщин составляла очень большой процент.

В-третьих, сомнения вызвало утверждение о том, что возможные последствия катастрофы могли сделать большую часть Европы непригодной для жизни.

После первоначального взрыва физики-ядерщики опасались, что за ним последует второй, вызванный контактом плавящегося кориума — сплава ядерного топлива с бетоном, металлом и прочими частями расплавленного реактора — с грунтовыми водами.

Во второй серии Хомюк сообщает властям, что подобный взрыв будет иметь силу от двух до четырёх мегатонн и уничтожит «всё население Киева и часть Минска» — и не только.

Выброс радиации повлияет на всю Советскую Украину, Латвию, Литву, Беларусь, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и большую часть Восточной Германии.

Но Хаверкамп считает, что при этом в сценарии рассматривается слишком много гипотетических рассуждений.

Они не спасают мир. Такая ситуация могла бы стать реальной, если бы весь кориум попал в грунтовые воды, но обычно, когда кориум плавится, это происходит очень неравномерно.

Заявление о мощности второго взрыва он назвал преувеличением.

И, наконец, в-четвёртых, падение вертолёта, показанное во второй серии, передано не совсем правдиво.

На самом деле эта авария произошла через две недели, а не сразу после взрыва. В одном из интервью Мазин рассказал, что это одно из немногих событий, которые он решил сдвинуть по хронологии.

Я хотел показать людям ещё одну из опасностей, которые грозили этим пилотам, — открытый ядерный реактор. Радиация буквально летала вокруг него.

В сериале вертолёт падает будто бы из-за воздействия радиоактивного ядра. «Они слишком близко,» — говорит один из персонажей, и тут вертолёт начинает падать.

Но Хаверкамп не думает, что радиация была причиной крушения. На реальной видеозаписи происшествия видно, что вертолёт столкнулся с краном и упал на землю. Эксперт признаёт, что движение воздуха вокруг реактора действительно было непредсказуемым и представляло собой угрозу. Но авария явно была вызвана простым столкновением.

Однако, за исключением некоторых преувеличений, эксперт считает, что сериал достаточно правдивый и достоверный. И судя по реакции зрителей, это действительно выглядит именно так. Хотя некоторые твиттерчане уже успели найти в нём другие ляпы.

Впрочем, пользователи соцсетей часто находят, к чему придраться. Недавно в интернете появилось видео со съёмок другого сериала — «Ведьмака». И теперь многие люди упрекают Netflix за то, как там решили показать нильфгаардскую гвардию — ведь на солдат из игр заснятые актёры точно совсем не похожи.

Мертвые птицы и ящики водки. Какие фактические ошибки содержит сериал «Чернобыль»

В соцсетях бурно обсуждают мини-сериал НВО «Чернобыль». Зрители отмечают, что выглядит все весьма достоверно и ужасающе. Тем не менее в фильме нашли несколько несовпадений с реальной историей. Среди них женщина-физик Ульяна Хомюк, ящики водки, мертвые птицы, падающие на головы школьников, и многое другое. Осторожно, спойлеры!

Женщина-физик

О нескольких таких кинонеточностях изданию Business Insider рассказал старший эксперт GreenPeace по ядерной энергетике Ян Хаверкамп. По его мнению, чтобы адаптировать историю катастрофы на ЧАЭС, продюсер картины Крэйг Мазин скорректировал хронологию некоторых событий и ввел в сюжет персонажа-женщину — советского физика-ядерщика Ульяну Хомюк, принявшую участие в ликвидации последствий на станции.

В реальности героини Эмили Уотсон никогда не существовало — это персонаж, собранный из множества приехавших в Припять ученых. Его добавили для большего исторического смысла, ведь в СССР было много женщин-ученых и врачей. Впрочем, этот факт в беседе с журналом The Variety упоминал сам Мазин.

«Области, где СССР был на самом деле более прогрессивным, чем мы: это наука и медицина. В Советском Союзе был довольно большой процент женщин-врачей», — рассказывал он.

Участник ликвидации последствий на ЧАЭС, руководитель Общероссийского союза общественных объединений «Союз „Чернобыль“» Вячеслав Гришин подтвердил «360», что никакой Ульяны Хомюк в Припяти не было. Ее роль выполняли другие специалисты, прибывшие на ликвидацию вместе с химиком Валерием Легасовым и другими учеными Курчатовского института. Да и серьезные вопросы принимал не сам Легасов, как это показано на экране, а другие люди. Например, вопросы, связанные с эвакуацией Припяти, принимал замдиректора Курчатовского центра Евгений Велихов. Женщины-физики тоже были, но в основном как обслуживающий персонал.

«В более поздний период были женщины, которые испытывали ряд прикладных устройств и изобретений для снижения степени загрязнения кровли машинного зала и третьего энергоблока, но это тут, в Москве. А это вымышленный образ. Который лишний раз показывает проблему взаимоотношений органов госвласти и открытых ученых», — добавил Гришин.

Сравнение с Хиросимой

В сериале утверждается, что каждый час из-за пожара на ЧАЭС из реактора выделялось больше радиации, чем от бомбы, сброшенной на Хиросиму. В то же время Хаверкамп заявил, что ситуации несравнимы.

В Японии облучение людей вызвало прямое воздействие радиации, а его доза определялась удаленностью от эпицентра взрыва. В Чернобыле же «в атмосферу попало много радиоактивного материала, который распространился по очень большой территории» и воздействовал на людей в течение длительного периода времени.

Основная неточность, подчеркнул Гришин, в том, что в фильме говорится о ядерном взрыве, которого на самом деле не было. Поэтому Хаверкамп прав, указывая, что Хиросима и авария на ЧАЭС — явления несравнимые. В Японии поражающими элементами были вспышка и альфа-бета-гамма излучение. В Чернобыле они были другими. Единственное, что роднит эти ситуации, — высокая радиация. Но, опять же, на Украине она распространялась локально, точечно высокие поля радиации излучали разбросанные вокруг четвертого энергоблока графитовые стержни.

Второй взрыв

После первого взрыва советские физики-ядерщики опасались второго взрыва, который мог произойти из-за контакта кориума с грунтовыми водами. Кориум — черная стеклянистая лава. Впервые явление зафиксировали после аварии на ЧАЭС. Вещество образовалось во время распада активной части реактора — ядерного вещества, стенок, регулирующей кассеты под воздействием экстремально высокой температуры.

Во втором эпизоде Ульяна Хомюк сообщает советскому руководству, что следующий взрыв будет иметь мощность в две-четыре мегатонны и уничтожит жизнь в Киеве и части Минска. А выброс радиации пагубно воздействует «на всю Советскую Украину, Латвию, Литву, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Румынию и большую часть Восточной Германии».

По мнению Хаверкампа, в эпизоде слишком много гипотетических предположений. В частности, явно преувеличена мощность взрыва. «Эта ситуация может возникнуть, если весь плавящийся кориум попадет в грунтовые воды», — пояснил эксперт, уточнив, что плавление кориума происходит неравномерно.

Ведущий научный сотрудник НИИ ядерной физики МГУ Александр Панов сообщил «360», что после взрыва реактора возникла неконтролируемая ядерная реакция. А последствия катастрофы вполне могли превратить часть Европы в непригодные для жизни территории.

«Был бы выброс при взрыве посильнее, на 50-100% активной зоны, вообще вся Европа могла стать нежилой. Это правда, но, слава богу, этого не случилось. Могло быть все в сто раз хуже, если был бы сильный ветер, а он был умеренный», — заявил физик-ядерщик.

А вот второго взрыва реактора произойти никак не могло, потому что взрываться уже было нечему. Вся опасная зона «вылетела» в первый раз. Взрыв, который мог бы последовать, если бы кориум соединился с грунтовыми водами, был бы тепловым. Но вероятность этого была невысокой, ведь реактор почти сразу начали засыпать для поглощения нейтронов. Также Панов раскритиковал озвучиваемую предположительную мощность второго взрыва.

«Две мегатонны — это исключено. Две мегатонны должно иметь термоядерное горючее, а ничего термоядерного на ЧАЭС не было. Это точно ерунда, слишком много. Для того, чтоб „запачкать“ всю Европу, такой сильный взрыв не нужен», — подытожил физик.

Падение вертолета

Хронологическую неточность новинки НВО подметил журнал Men’s Health. В той же второй серии показано падение вертолета. Как ни странно, этот эпизод — факт из реальной жизни. Только падение произошло не сразу после аварии, а позже. В ленте падение произошло из-за того, что воздушное судно пролетело слишком близко к реактору и получило огромную дозу радиации, которая вывела его из строя. На самом деле существует запись, на которой вертолет ликвидаторов терпит крушение после столкновения с краном.

«Крушение — майский эпизод сериала, хотя на самом деле падение произошло в ноябре. Но это не страшно — художественный вымысел, на мой взгляд, допустим. Потому что сам факт крушения вертолета, который задел лопастями западногерманский кран, был. И экипаж полностью погиб», — пояснил он.

Водка и птицы

В 1986 году, напомнил Гришин, в СССР действовал сухой закон. В то же время в четвертой серии герои выгружают водку ящиками из кузова авто.

«Глупости! Мало того, что сухой закон — и если кто-то употреблял, то под одеялом, втихаря. Знаете же, как действует алкоголь: дезорганизация, потеря всего управления. Это грубое нарушение. Фактическая ошибка», — заявил он.

Еще одна сцена: по улице идут пионеры, а им фактически на головы падают мертвые птицы. На самом деле птицы иногда падали, но не в Припяти, а на территории ЧАЭС, отлетев 200-300 метров от смертоносного реактора.

Среди прочих неточностей Гришин отметил, что в сериале никак не упомянут председатель Совета министров, возглавлявший рабочую группу ЦК, Николай Рыжков. Не умаляя роли Щербины, эксперт напомнил, что немалая доля ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий, доставалась после звонков Рыжкова «по всему свету».

«Сериал — губка, наполненная определенной информацией, собранной шведским сценаристом. Он хотел художественным образом показать страшную трагедию. Но роль ЦК и его инструмента КГБ отражена не очень объективно», — подчеркнул Гришин.

Также неверно показана роль зама главного инженера по эксплуатации станции Анатолия Дятлова.

В сериале сразу после взрыва он в растерянности курит в 6-й горбольнице, не понимая, что происходит. В реальности, по словам Гришина, он лично обошел опасные участки и убедился в разрушении реактора. Получил огромную дозу радиации, но остался жив, затем сидел и вышел по амнистии.

Чернобыль

Сериалы

Взрывы

Мини-сериал «Чернобыль» поразил зрителей своим жёстким реализмом и вниманием к деталям, но некоторые моменты в нём всё же вызывают вопросы. И, судя по ответам эксперта Гринписа и интервью с продюсером сериала Крейгом Мазином, как минимум четыре утверждения — это скорее мифы и преувеличения.

На канале HBO 6 мая состоялась премьера мини-сериала «Чернобыль». Всего в сериале пять эпизодов: они будут выходить каждый понедельник вплоть до 3 июня (в России они становятся доступны по вторникам).

После каждой серии пользователи интернета пребывают в восторге и ужасе. Многих особенно удивляет то, что создатели сериала вовсе не выходцы из Советского Союза, но при этом советский быт выглядит у них абсолютно реально.

Интернет-издание Business Insider решило проверить, насколько события и персонажи в сериале совпадают с тем, что действительно происходило в Припяти во время аварии 1986 года и после неё. Некоторые вопросы журналистам помог прояснить Ян Хаверкамп, старший эксперт Гринписа по ядерной энергетике.

Всем известно, что во время трагедии ядро реактора открылось и радиоактивный материал попал в воздух. В течение первых трёх месяцев после катастрофы несколько десятков человек умерли от острой лучевой болезни. Хаверкамп говорит, что в целом трагедия затронула сотни тысяч людей.

Мы можем только примерно оценивать реальное воздействие на жизни людей.

Автор и продюсер сериала Крейг Мазин с осторожностью относился к противоречивым рассказам о событиях на Чернобыльской АЭС. В подкасте для издания Variety’s он объяснил свой подход так:

Я старался делать выбор в пользу менее драматичных свидетельств, ведь то, о чём мы знаем наверняка, и так слишком драматично.

И всё же несколько фактов из сериала — преувеличения и/или не вполне соответствуют действительности.

Во-первых, в сериале утверждалось, что из-за пожара на Чернобыльской АЭС каждый час выделялось больше радиации, чем от взрыва бомбы, сброшенной на Хиросиму. Но эксперт считает, что эти два события в принципе несопоставимы.

По его словам, в случае с Хиросимой основное воздействие на людей было вызвано прямым воздействием радиации. При взрыве ядерной бомбы доза облучения человека определяется тем, насколько далеко он находился от эпицентра.

В Чернобыле радиоактивный материал в огромных количествах был выброшен в атмосферу. Он распространялся на очень большой территории и воздействовал на людей постепенно в течение длительного периода времени.

Во-вторых, в сериале показана героиня по имени Ульяна Хомюк — её играет актриса Эмили Уотсон. Это советский ядерный физик, которая участвует в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На самом деле такого человека в реальности никогда не было. В этом образе соединились черты множества учёных-ядерщиков, прибывших в Припять весной 1986 года. В подкасте Мазин объясняет, для чего ему был нужен женский персонаж — показать прогрессивность СССР.

Область, в которой Советский Союз был более прогрессивным, чем Запад — это наука и медицина. И в этой сфере доля женщин составляла очень большой процент.

В-третьих, сомнения вызвало утверждение о том, что возможные последствия катастрофы могли сделать большую часть Европы непригодной для жизни.

После первоначального взрыва физики-ядерщики опасались, что за ним последует второй, вызванный контактом плавящегося кориума — сплава ядерного топлива с бетоном, металлом и прочими частями расплавленного реактора — с грунтовыми водами.

Во второй серии Хомюк сообщает властям, что подобный взрыв будет иметь силу от двух до четырёх мегатонн и уничтожит «всё население Киева и часть Минска» — и не только.

Выброс радиации повлияет на всю Советскую Украину, Латвию, Литву, Беларусь, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и большую часть Восточной Германии.

Но Хаверкамп считает, что при этом в сценарии рассматривается слишком много гипотетических рассуждений.

Они не спасают мир. Такая ситуация могла бы стать реальной, если бы весь кориум попал в грунтовые воды, но обычно, когда кориум плавится, это происходит очень неравномерно.

Заявление о мощности второго взрыва он назвал преувеличением.

И, наконец, в-четвёртых, падение вертолёта, показанное во второй серии, передано не совсем правдиво.

На самом деле эта авария произошла через две недели, а не сразу после взрыва. В одном из интервью Мазин рассказал, что это одно из немногих событий, которые он решил сдвинуть по хронологии.

Я хотел показать людям ещё одну из опасностей, которые грозили этим пилотам, — открытый ядерный реактор. Радиация буквально летала вокруг него.

В сериале вертолёт падает будто бы из-за воздействия радиоактивного ядра. «Они слишком близко,» — говорит один из персонажей, и тут вертолёт начинает падать.

Но Хаверкамп не думает, что радиация была причиной крушения. На реальной видеозаписи происшествия видно, что вертолёт столкнулся с краном и упал на землю. Эксперт признаёт, что движение воздуха вокруг реактора действительно было непредсказуемым и представляло собой угрозу. Но авария явно была вызвана простым столкновением.

Однако, за исключением некоторых преувеличений, эксперт считает, что сериал достаточно правдивый и достоверный. И судя по реакции зрителей, это действительно выглядит именно так. Хотя некоторые твиттерчане уже успели найти в нём другие ляпы.

Впрочем, пользователи соцсетей часто находят, к чему придраться. Недавно в интернете появилось видео со съёмок другого сериала — «Ведьмака». И теперь многие люди упрекают Netflix за то, как там решили показать нильфгаардскую гвардию — ведь на солдат из игр заснятые актёры точно совсем не похожи.

Мне немного жалко себя, потому некоторые знания физики и атомной техники не позволяли смотреть мне «Чернобыль» спокойно. Мои чувства были больше такие: «Ну как так!» Или фейспалм. Хотя к финалу я смирился с упрощениями и неверными деталями — все-таки это художественный фильм. Да и по масштабу задача перед авторами стояла непростая — они смогли в пять серий вместить огромную историю крупнейшей ядерной аварии.

В «Чернобыле» хватает нелепостей. Но оговорюсь сразу, тема сложная, а люди, которые пытаются объяснить ядерную физику, в любом случае достойны уважения. В сериале есть примеры качественного изложения сложных понятий. Например, в финале на суде Легасов довольно точно поясняет работу реактора с помощью цветных карточек.

Но если говорить о технических неточностях, то давайте по пунктам.

Фото: kinopoisk.ru

  • В первой серии Дятлов говорит, что свет из взорвавшегося реактора — это «свечение Вавилова–Черенкова». Это ошибка. Свечение Вавилова–Черенкова чаще всего наблюдается в более плотной среде, например, голубой свет исходит из облученного ядерного топлива, которое хранится под водой. Мне такое приходилось видеть. Реальный Легасов в своих записях упоминал, что когда он пролетал на вертолете над реактором, видел свечение малинового света — это горел графит.
  • В сцене полета на вертолете Легасов объясняет Щербине, как работает ядерный реактор. А до того так же разжевывает теорию Горбачеву. Но при этом Легасов сравнивает с пулей то атом урана, то нейтрон. Вот про нейтрон — это верная аналогия, а про уран — некорректная. Ну и в терминах довольно часто там путаются, например, машинным залом они называют пульт управления АЭС.

Фото: kinopoisk.ru

  • Или взять сцену с водолазами, которые должны были откачать воду из-под реактора, — якобы от резкого нагревания мог произойти взрыв в восемь мегатонн. Восемь мегатонн — это в сотни раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму. В реальности Легасов говорил в своих записях, что небольшой риск был, но не взрыва, а того, что с паром может произойти выброс радиоактивных аэрозолей вблизи станции.
  • С шахтерами тоже непросто. Идею с охлаждением реактора снизу предложил на самом деле не Легасов, а другой ученый — Велихов. Легасов был против. В реальности труд шахтеров и метростроевцев из Тулы, Донбасса и Подмосковья был почти напрасным, поскольку охладитель так и не задействовали — не понадобился. Что не умаляет их подвига.
  • И три человека-водолаза не были смертниками. Они хорошо знали станцию, поэтому никто не терялся, шли по щиколотку в воде и в итоге получили не такую уж и большую дозу облучения — это была обычная по тем временам работа. Двое из них до сих пор живы, а третий умер через 20 лет после аварии.

Фото: kinopoisk.ru

  • С причинами аварии создатели сериала тоже немного перегнули и сильно все упростили. Объяснение произошедшего в фильме такое. Персонал — карьеристы и дураки, реактор — плохой, а власти знали про дефекты и тщательно их скрывали. Это лишь отчасти правда. Да, проблемы реактора не выставляли напоказ, но про них знали и после аварии частично исправили. Сейчас в России работает три АЭС с такими реакторами — Ленинградская, Курская и Смоленская. Персонал станции и лично Дятлов переоценили свои профессиональные навыки и довели реактор до неприемлемых условий.
  • В финале под названием «Цена лжи» сценаристы поругали СССР, мол, власти экономили и поэтому на реакторах не было бетонного колпака — контейнмента. Это отчасти правда, ведь СССР нуждался в большом количестве энергии и строил много новых станций с относительно недорогими реакторами, рассчитывая компенсировать отсутствие колпаков другими мерами безопасности. В те времена далеко не на всех АЭС в мире такие колпаки были.
  • Более важным фактором стала передача атомных станций из Минсредмаша в Минэнерго с соответствующим снижением ответственности и уровня культуры безопасности. Проще говоря, авторы не упомянули такую важную составляющую причины аварии, как бардак, головокружение от успехов в покорении мирного атома и советское желание перевыполнить план по вводу новых промышленных объектов. Сценаристы предпочли увидеть главной причиной аварии коварный заговор советской системы, расправляющейся с любым, кто выступает против нее. Так страшнее.

Фото: kinopoisk.ru

  • Ну и по мелочам. Вертолет в сериале действительно падал, но через полгода. Легасов все расчеты делал не один — ему помогали ученые из его института, а на самом деле вся атомная наука и техника СССР работали над поиском решений проблем. Но тут в некотором роде собирательным образом выступила Хамюк. Решения принимала госкомиссия из десятков человек, а не один Легасов с Щербиной и каким-нибудь генералом. И заседали они не в вагончике на территории станции. И водки столько не было, был сухой закон. Конечно, спирт и самогон находили, но тем, кто много работал, было не до пьянства. Ну и под угрозой смерти и расстрелов никого в Чернобыль не сгоняли и ничего делать не заставляли. Ни ученых, ни инженеров, ни шахтеров, даже, вы не поверите, тех 3800 человек, которые очищали крышу энергоблока в 4-й серии.

Если подытожить, то основные моменты ликвидации аварии показаны — тушение реактора, эвакуация, подкоп под реактор, очистка территории. Все это было, хотя было и много чего еще. Но я уверен, что многие сцены можно было показать и без художественных доработок, они выглядели бы не менее драматичными. Ведь история с женой пожарного Игнатенко показана очень точно, и она одна из самых ярких в сериале.

Кстати, в финале показаны титры с описанием «реальных» последствий. Якобы Россия скрывает число реальных жертв и продолжает говорить лишь о 31 погибшем. 31 человек погиб в первые месяцы — это те самые пожарные и работники станции, которые ликвидировали последствия взрыва и пожара. Всемирная организация здравоохранения на 20-летие аварии говорила о возможных 4000 отдаленных смертей среди 600 000 ликвидаторов, связанных с радиационными последствиями аварии. И эти цифры Россия не оспаривает. Но один из мифов Чернобыля — что он привел к сотням тысяч смертей, если не миллионам. И погибшие на «Мосту смерти» в финальных титрах — тоже, скорее всего, миф, так как радиационная обстановка в Припяти, по воспоминаниям Легасова, до эвакуации населения была в приемлемых рамках. Так что даже эвакуацию начали заблаговременно, понимая, что ситуация будет ухудшаться.

Таким образом, в сериале «Чернобыль» фактической правды — пятьдесят на пятьдесят. С оговорками, но авторы хорошо поймали атмосферу времени. Я рад, что такой сериал вышел. Если половина из тех, кто посмотрит его, начнет искать дополнительную информацию, — будет хорошо. Потому что о таких трагедиях, о своей непростой истории надо знать правду, а не те мифы, с которыми мы до сих пор живем. И хорошо, что HBO берется за эту тему, потому что на правду от НТВ, снимающего сейчас сериал о Чернобыле, я не очень надеюсь.

Что не так с самым популярным сериалом в истории

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Мини-сериал HBO «Чернобыль» стал сенсацией как самое просматриваемое и обсуждаемое телешоу в истории. Работа единогласно признана серьезной и очень качественной — впрочем, у HBO других не бывает. По-настоящему подкупает то, что работу ликвидаторов, героизм и жертвенность советского народа показали всему миру. Но тем тяжелее осознавать, что вместе с мощной, страшной, по-настоящему впечатляющей драмой телезрителю скормили ложь и профанацию.

Конечно, самую восторженную реакцию (если слова «восторг» и «Чернобыль» вообще совместимы) фильм вызвал у молодого поколения, а также у зарубежной аудитории. Одним словом — у тех, кто имел слабое представление о Чернобыльской катастрофе, как и о советских реалиях. Однако многих современников, очевидцев и участников тех событий сериал разочаровал.

«Что достигли в этом фильме — это напугать народ. Правды там мало, а, видимо, то, что они хотели показать — тот страх, ужас, — это действительно надо было сделать», — говорит ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Лев Бочаров, работавший на станции главным инженером третьей смены Управления строительством № 605. По его словам, в шоу не смогли отобразить главного — подвига советского народа.

Искажение фактов в сериале увидели и другие ликвидаторы. Причем речь идет не о мелких ляпах. Так, Валентин Данилов не согласился с тем, что в сериале эвакуацию из Припяти задерживали (в действительности она прошла быстро и четко).

Алексей Бреус, работавший инженером на том самом 4-м энергоблоке, заявил, что характеры руководства ЧАЭС показаны абсолютно лживо. «Искажены характеры ключевых персонажей: директора Виктора Брюханова, главного инженера Николая Фомина, его заместителя Анатолия Дятлова. Их характеры в сериале абсолютно фальшивы. Не были они такими ворами, как их изобразили», — говорит Бреус — человек, который в последний раз нажал кнопку на пульте управления четвертым блоком уже после взрыва.

Не согласен инженер и с тем, что всех собак в сериале повесили на главного злодея — заместителя главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС Анатолия Дятлова. Тот был, по воспоминаниям, человеком с тяжелым характером, но вовсе не таким абсолютным злом, как показано в сериале. К тому же реального Дятлова нельзя было назвать некомпетентным — так же, как нельзя назвать трусливыми и безвольными операторов Акимова, Топтунова, Ситникова и других. В жизни ядерщики действовали бесстрашно и грамотно, пытаясь потушить пожар вместе со всеми и предотвратить новые взрывы. В сериале — увы, они растерянно бродят по развалинам энергоблока с дрожащими губами и коленками.

Кадр из сериала

Генерал-майор Николай Тараканов, командовавший воинскими подразделениями на месте ЧП на ЧАЭС, признал, что сериал снят «блестяще». Вместе с тем он нашел в нем «ерунду». В частности — сцену, в которой написанный с него персонаж заявил, что якобы реальные цифры радиации и истинный масштаб произошедшей катастрофы скрывают даже от военных.

Впрочем, обо всем по порядку.

Уже с первой серии просмотра «Чернобыля» нас накрывает: нельзя не проникнуться кошмарной, почти мистической атмосферой техногенной катастрофы. Заодно подкупает и поразительное внимание к деталям. Сразу в глаза начинают бросаться аутентичные пепельницы, телефоны, значки, обои, чашки-блюдца, автомобильные номера с правильным номером региона и другое. Сразу создается эффект чрезвычайной правдивости повествования: ну не могут же авторы, с таким скрупулезным подходом к мелочам, соврать в остальном?..

Могут. И это вскрывается сразу же, в первых кадрах первой серии. Валерий Легасов живет один, с кошкой, в облезлой хрущевке — в то время как советские академики жили в роскошных квартирах, а у самого Легасова был целый коттедж. К тому же у него была семья. До конца жизни Валерий Алексеевич посвящал стихи любимой жене, с которой воспитал двоих детей.

Кстати, лично Горбачев только что, 9 июня, заявил, что не препятствовал карьере Легасова (так, как это заявлено в сериале «Чернобыль»).

Что ж, в художественном произведении можно допустить художественный вымысел — для усиления драматического эффекта. Проблема в том, что вымыслов здесь слишком много, и все они несут однобокий посыл: намекнуть на людоедскую сущность советского правительства. У которого даже академики умирают в нищете, а простые люди служат пушечным мясом и подопытными кроликами.

С этой целью нам в первой же серии показывают вертолет, с экспериментальной целью направленный в самое пекло. (Неправда — МИ-8 действительно разбился на ЧАЭС, но через несколько месяцев после катастрофы. И не по причине радиации, из-за которой так ухудшилось самочувствие экипажа. На самом деле вертолет рухнул, зацепившись лопастями за трос крана.) С этой целью звучит фраза «Нам нужно убить троих человек» — хотя в действительности трое «чернобыльских дайверов» не получили опасных доз облучения. Один из них умер 20 лет спустя, двое живы и по сей день.

Кадр из сериала

Показывают министра угольной промышленности, академика Михаила Ивановича Щадова этаким молодым нарядным хлыщом, который явно не заслужил своей должности. Дерзкие шахтеры, не боясь приставленных к министру солдат (по внешнему виду — из 1937 года), вытирают о его модный пиджак руки: «Теперь ты больше похож на министра угля!» И это грубое искажение фактов: в действительности Щадов сам был шахтером в прошлом, был уважаем и работал не только на ликвидации последствий ЧАЭС, но и в Спитаке после землетрясения.

И так во всем. Высокопоставленные люди, по вине которых произошла трагедия, в сериале не просто показывают свою некомпетентность и безжалостность — они это делают с пафосом. Подобно тому самому демоническому дедку в бункере под АЭС. Этот самый инфернальный Old Bolshevik призвал закрыть город, «перерезать телефонную связь» и никого не выпускать. В действительности город не закрывали.

Кадр из сериала

Сам сценарист «Чернобыля» Крейг Мазин уверял, что сериал снят с любовью и уважением к советским людям. Но в это сложно поверить после сцен, в которых простых советских людей показывают не особенно умными, не особенно смелыми, трясущимися перед начальством и находящими единственную отдушину в водке.

Ее, родимую, в сериале хлещут все: и заплывшая жиром морда на важном посту в Белорусской ССР, и военные, и шахтеры, и ликвидаторы, и отдыхающий люд в ресторане. Даже дайверы, выходя из подвала , хватаются за бутылку под аплодисменты собравшихся.

Между тем в те годы действовала «лигачевская» кампания по борьбе с пьянством, и алкоголь порой не наливали даже на свадьбах. После катастрофы вокруг ЧАЭС создали многокилометровую зону, в пределах которой водка была под запретом. К тому же, как вспоминают ликвидаторы, из-за сильной занятости пропустить стаканчик было просто некогда.

Всего этого слишком много для того, чтобы быть просто вымышленными деталями для усиления эффекта. А ведь даже маленькая неправда способна родить большую ложь.

Главный инженер третьей смены Управления строительством № 605 ЧАЭС Лев Бочаров после просмотра отметил, что процесс ликвидации был показан недостаточно подробно. Допустим, на это не хватило бы времени. Но вот чему в сериале не поленились уделить внимание — так это низменным подробностям человеческого быта. Не успели мы порадоваться тому, что в «Чернобыле», в отличие от клюквенного «К-19» (The Widowmaker), советских людей хотя бы не показывают с голыми задницами. Но стоп, вот и задницы — абсолютно ненужный кадр с уличными нужниками.

По какой-то необходимости шахтеров раздели догола. Многие из них в действительно работали, раздевшись до нижнего белья, но никто не разгуливал, тряся тестикулами (что в итоге произвело трагикомичный эффект). Понятно, что авторы захотели добавить натурализма — но ЗАЧЕМ?..

Даже одна из главных героинь, история семьи которой особенно страшна — Людмила Игнатенко, — впервые появляется в кадре под звуки смывного бачка.

Сериал действительно снят блестяще: здесь нет драматургической халтуры, на высоте работают камера и свет, подобран мощный саундтрек, к сценарию сложно придраться. Да, действительно создатели подошли к производству с большой любовью и с большими деньгами. Тем сильнее бросается в глаза заказная подоплека проекта. Она проста: внушить аудитории, что советская атомная промышленность — угроза планете. Как следствие — и российская. А ведь «Росатом» является одним из глобальных технологических лидеров, но, по-видимому, кое-где полагают, что на рынке его стало слишком много.

Сериал HBO "Чернобыль" побил все рекорды по просмотрам

Кадр из сериала «Чернобыль»

«Сегодня Украину, как и всю восточную Европу, затягивают в свои сети западные атомные концерны вроде «Вестингауза» или «Аривы», вытесняя советские реакторы, разрывая контракты на поставку топливных сборок, которые производит российская корпорация ТВЭЛ. Поэтому пока вы хлопаете придурочному сериалу, подумайте, сколько рабочих мест в результате вновь раздутой радиофобии косвенно потеряет подмосковная Электросталь, где это производство — градообразующее. Ведь самый ужасный ужас — это радиация, а не безработица, да?» — пишет российский журналист и блогер Константин Семин.

…В конце финальной, самой сильной по накалу, серии звучит фраза о том, что общее число жертв Чернобыльской аварии до сих пор неизвестно. Но предполагается, что он идет на тысячи. Однако, как сетуют в титрах, по официальным данным (которые не обновлялись со времен СССР), жертвами числятся около 30 человек.

Точное число «чернобыльских» смертей еще предстоит оценить, однако крупнейшей техногенной аварией признана Бхопальская катастрофа (1984). Она унесла жизни по крайней мере 18 тысяч человек. Общее количество пострадавших оценивается в 150–600 тысяч. Авария случилась на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide. Документальный фильм об этом происшествии американцы уже снимали. Но удостоится ли эта тема такого же масштабного, качественного, интересующего весь мир сериала от HBO, как «Чернобыль», — большой вопрос.

автор

Игорь Нестеров кратко о проблемах, проколах и перегибах нашумевшего минисериала от HBO

Выпущенная на экраны в мае-июне 2019-го года пятисерийная драма о крупнейшей мировой ядерной катастрофе на Чернобыльской атомной электростанции совершенно неожиданно получила массовое признание зрителей и похвалу критиков со всего света. Создатели сериала, автор идеи и сценарист Крэйг Мэйзин и режиссёр Йохан Ренк, позаботились об атмосферности сюжета, тщательной проработке героев и передаче антуража позднего Советского Союза. Несмотря на редкое и похвальное для западных киностудий внимание к событиям, деталям и персонажам нашей истории, не обошлось без досадных просчётов и довольно грубых искажений. Postcriticism расскажет о них.

Ульяна Хомюк

Физик-ядерщик Ульяна Хомюк из минского Института ядерной энергетики – персонаж вымышленный. По словам сыгравшей её британки Эмили Уотсон, Хомюк – собирательный образ, дань уважения советским учёным, которые бесстрашно работали над ликвидацией аварии. Пусть так, но активность Хомюк – совершенно невообразимо зашкаливает, как счётчик Гейгера в эпицентре взрыва реактора. Вездесущая дама-атомщица то занимается замерами радиации в родной Белоруссии, то заседает в горбачёвской комиссии по чернобыльской аварии, то даёт советы по оказанию помощи раненым. Телепортируется из Минска в Чернобыль, из Чернобыля в Москву и обратно. Создаётся впечатление, что перед нами не только гениальный физик, но вдобавок эксперт в области медицины катастроф, и к тому же авторитетный спикер всесоюзного уровня. Не хотелось бы преуменьшать вклад советских женщин в преодоление последствий ядерного коллапса, но ни одной женской фамилии среди героев и прямых жертв Чернобыля не значится. Зато есть имя медика Андрея Воробьёва, который руководил спасением пострадавших от радиации. Этот человек с нуля создал систему биологической дозиметрии – диагностики и лечения пациентов, подвергшихся высокому радиационному излучению. Сериал полностью проигнорировал роль профессора Воробьёва и не сказал о нём ни слова. А жаль.

Диктофонные записи академика Легасова

Начало сериала посвящено тому, как академик Валерий Легасов, научный руководитель устранения последствий атомной катастрофы в Чернобыле, записывает на диктофонную плёнку свои мысли и рассуждает, кто виноват в аварии и насколько гибельны её последствия. Затем Легасов прячет эту плёнку в вентиляционный люк возле своего подъезда. Однако по словам бывшего редактора газеты «Правда» по науке Владимира Губарева, друга Легасова, академик не пытался скрыть эти записи от обнаружения спецслужбами, а оставил их на столе своего кабинета в МГУ и прямо адресовал журналистам. После трагической смерти Легасова, его плёнки были обнародованы довольно быстро. Как в СССР, так и за рубежом.

«Товарищ»

Пожарные, пытающиеся потушить горящий реактор, шахтёры, вызванные для рытья тоннеля под ЧАЭС, и солдаты, очищающие зону аварии от радиоактивных материалов, часто обращаются друг к другу: «Товарищ!». Этот голливудский штамп намертво впечатан в западное кино о Советском Союзе. Тогда как хорошо известно, что обращение «товарищ» звучало лишь при официальном общении, по телевидению или на торжественных и праздничных мероприятиях. Представьте неплохо знакомых между собой людей, находящихся в экстремальных условиях, и постоянно выкрикивающих это слово вместо имён своих напарников. Выглядит достаточно странно и неестественно.

Полёт на вертолёте из Москвы в Припять

Во втором эпизоде академик Легасов и заместитель председателя Совета министров Щербина преодолевают путь из Москвы в Чернобыль на вертолёте. Расстояние между городами составляет около 700 километров. Вертолёты для таких длинных дистанций не использовались. Максимальная дальность полёта вертушки Ми-8 составляла 500 км. На лицо явный ляп или сознательный художественный перекос для дополнительного драматического эффекта.

Щербина – Легасову: «Я сброшу Вас с вертолёта!»

Глава комиссии по ликвидации последствий катастрофы Борис Щербина во втором эпизоде грозит профессору Валерию Легасову, что если не услышит от него объяснения принципов работы ядерного реактора, то солдаты выбросят несчастного академика из вертолёта. На дворе стоял горбачёвский 1986-ой, а не сталинский 1937-ой, и подобные фразы, даже сказанные в шутку, звучали бы крайне неуместно. Стоит добавить, что Щербина – выходец из инженерной среды, который, по отзывам, уважительно относился к деятелям науки.

Пластиковые окна

По многим кадрам видно, что на панельных домах в Припяти установлены пластиковые окна. Разумеется, этого не могло быть, поскольку пластиковые окна начали устанавливать на территории стран бывшего Советского Союза лишь в 1990-е годы.

Падение вертолёта

Нам демонстрируют во втором эпизоде, как в первые дни ликвидации последствий аварии в небе над Чернобылем происходит ещё одна катастрофа: терпит крушение вертолёт Ми-8, зацепившийся лопастями за трос строительного крана. Это событие действительно имело место, но только гораздо позднее, не в апреле, а в октябре 1986-го года.

Шахтёры и водка

Третий эпизод сериала содержит сцену, в которой тульские шахтёры распивают водку после смены. Дело даже не в том, что 1986-ой год – это время разгара антиалкогольной кампании в СССР и вовсе не стоит утверждать, что горняки свято чтили все нелепые меры борьбы с пьянством. Просто пьянствовать, не очистившись от угольной сажи и не приняв душ, никто бы не стал, тем более никто бы не позволил.

Автоматчики и министр

Министр угольной промышленности СССР Михаил Щадов в третьем эпизоде встречается с тульскими шахтёрами. Цель Щадова – убедить угольщиков прорыть тоннель под взорванным энергоблоком Чернобыльской электростанции, чтобы снизить температуру реактора и предотвратить его плавление. По бокам у министра стоят два автоматчика с АК-47 наперевес то ли для устрашения, то ли для защиты от пролетарского гнева. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, не только Щадов, но и глава «чернобыльской» комиссии Борис Щербина ходили и разговаривали с обычными людьми без охраны. Так что солдаты с автоматами возле министра – чистая выдумка.

«Теперь ты и впрямь министр угольной промышленности»

После нервного разговора с министром о необходимости поездки на место чернобыльской катастрофы шахтёры буквально вымазывают своего высокомерного начальника-молокососа угольной сажей. Проблема в том, что Михаилу Щадову на тот момент было под 60 лет и он пользовался у шахтёров большим авторитетом, поскольку дорос до своего поста не по блату, а по заслугам. Товарищ Щадов полжизни проработал в шахте.

Голые горняки

Всё в том же третьем эпизоде шахтёры выходят рыть тоннель под реактором в чём мать родила, объясняя это невыносимой жарой и отсутствием возможности поставить вентилятор. Неизвестно, зачем авторы сериала решили включить эту сцену, но участниками событий подтверждено, что никто из чернобыльских ликвидаторов голым работать не выходил.

«Иван Грозный» в Кремле

Можно наблюдать, как в третьем эпизоде Борис Щербина встречается с профессором Валерием Легасовым в Кремле, возле гигантской картины «Иван Грозный и сын его Иван». Однако многострадальное полотно Ильи Репина находится и всегда находилось в Государственной Третьяковской галерее. Учитывая депрессивность и мрачный символизм исторического сюжета, изображённого на картине, вряд ли бы кто-нибудь из кремлёвских чиновников захотел ежедневно созерцать её репродукцию.

Яндекс.Дзен

Игорь Нестеров

Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.

Похожие записи

Совсем недавно, 6 мая 2019 года, на широкие экраны всего мира вышел телесериал «Чернобыль», созданный известной американской телекомпанией HBO

Сериал, как это ясно из названия, рассказывает об одной из крупнейших техногенных катастроф в мире – о взрыве четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Сериал уже закончился, многочисленные споры и страсти вокруг него улеглись, что дает нам возможность теперь с холодной головой оценить недочеты и искажения реальной истории, показанные авторами сериала. Мы понимаем, что любая художественная картина может содержать элемент вымысла. Вопрос в другом: зачем и на что этот вымысел направлен? Не для того ли, чтобы представить нашу страну, её руководство и граждан в негативном свете? Впрочем, решать вам после прочтения нашего материала.

Вымысел первый: Ульяна Хомюк

В сериале одним из центральных персонажей является женщина-ученый, физик-ядерщик из Минска Ульяна Хомюк. Она горячо борется за правду, пытаясь доказать, что власти и недобросовестные чиновники скрывают истинный масштаб катастрофы.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://blog.amediateka.ru

Мало того, что такого человека никогда не существовало, сама подача этого персонажа, её идей и стремлений направлена на то, чтобы сформировать у зрителя негативный образ советских людей. По всей видимости, вымышленная Хомюк стала собирательным образом действительно самоотверженно работавших вокруг Чернобыльской АЭС женщин-ученых, входивших в группу Валерия Легасова.

Вымысел второй: Валерий Легасов

Валерий Алексеевич Легасов – советский физик-ядерщик, академик и профессор АН СССР. Реальный человек и руководитель группы экспертов по устранению последствий взрыва на АЭС.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://news.myseldon.com

Сериал начинается с того, что Легасов записывает на кассеты малоизвестные факты о Чернобыльской трагедии, а затем прячет их от КГБ в стенную нишу своего дома, когда выносит мусор на улицу. Авторы сериала подают академика как нищего и «затюканного» ученого. В реальности КГБ Легасова не преследовал, кассеты были переданы его другу В. Губареву, а фрагменты из его записей даже были опубликованы в газете «Правда» в 1988 году, через два дня после самоубийства академика 27 апреля. Ну и где тут «кровавый режим»? Более того, заслуги Легасова отмечены высшими государственными наградами СССР и Российской Федерации, а его научная деятельность в поздний период жизни, хоть и подвергалась критике, но носила характер научной дискуссии, а не преследования властями страны.

Вымысел третий: Советская Армия

Любому человеку, проходившему воинскую службу в рядах ВС СССР и современной России, тяжело и очень неприятно смотреть на то, как в сериале выглядит Советская Армия. Сборище грязных и неопрятных солдат, в отвратительно обустроенном полевом лагере. При этом они постоянно пьют водку прямо из бутылок. Попустительство и отсутствие дисциплины, восприятие командованием бойцов как карателей с автоматами или расходный материал.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://iz.ru

В реальности Советская Армия приняла на себя основные обязанности по ликвидации Чернобыльской катастрофы. Солдаты проживали не в «полях», а в специально построенных для них чистых казармах. Воинская дисциплина и уставы не нарушались, служба неслась согласно всем правилам. Более того, в СССР в то время действовал «сухой закон», о повальном пьянстве и безобразиях в войсках не могло быть и речи. Ну и винтовки Мосина, которыми солдаты массово убивают диких животных, были сняты с вооружения после Великой Отечественной войны, лишь ограниченно применялись снайперами до принятия на вооружение СВД в 1963 году.

А генерал-полковник Владимир Пикалов, командующий химическими войсками ВС СССР, исполнял свои непосредственные обязанности. Не нужно было в СССР посылать генерал-полковника (!) на обшитой свинцом «шишиге» на радиационную разведку. Для дозиметрической разведки в составе наших войск были и имеются специальные бронемашины со всей защитой, а разведку тогда выполнил старший лейтенант полка ГО Александр Логачев.

Зачем формировать такой ужасный образ советских воинов? Вопрос остается открытым.

Вымысел четвертый: шахтеры

Какая-то совершенно сюрреалистическая картина складывается с нашими шахтерами. Грязные и сварливые мужики, опять же постоянно пьющие водку и травящие скабрезные анекдоты под дулами автоматов двух(!) солдат-срочников, чуть ли не насильно вывозятся в район катастрофы, где голышом круглые сутки лопатами долбят землю.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://ria.ru

В реальности всем шахтерам подробно объяснили цель и смысл их работы, смены длились всего по 3 часа, была задействована вся возможная спецтехника. Голышом, конечно, никто не работал. Всем участникам подземных работ предоставили соответствующий статус ликвидаторов. Водку, конечно, тоже никто не пил.

Но самое смешное – разговор шахтеров с министром угольной промышленности СССР Щадовым на шахте под Тулой. Во время разговора с шахтерами его охраняют автоматчики, а сам он выглядит запуганным кабинетным мальчиком, не имеющим реального отношения к отрасли. Но это не так. Михаил Щадов начал работать на шахте в 15 лет, а после получения высшего образования руководил шахтами, комбинатом «Востсибуголь». И уж точно, будучи министром, 58-летний Михаил Иванович был не из пугливых.

Вымысел пятый: работники АЭС и атомщики

Наши атомщики, представлены в сериале в двух вариантах: либо тупые, жадные и наглые карьеристы, боящиеся «пинка» сверху, либо затравленные и безвольные специалисты, выполняющие непрофессиональные и безумные приказы первых.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://pikabu.ru

В реальности в атомную отрасль СССР попадали лучшие выпускники технических вузов. Работать на АЭС было почетно и прибыльно. Атомщик считался передовым советским интеллигентом, ученым и служащим. Всем, кто сомневается в этом, следует перечитать воспоминания В. А. Орлова об Анатолии Степановиче Дятлове. Дятлов, показанный в сериале тупым и злобным склочником, в реальности был смелым и умным инженером. Более того, именно он лично первым обошел энергоблок и понял масштабы катастрофы, о чем тут же и сообщил, а не скрывал это несколько часов как в сюжете сериала. То же справедливо и для всех показанных в сериале работников АЭС, все они стали героями, которые, рискуя своими жизнями, стали такими же ликвидаторами страшной катастрофы.

Вымысел шестой: Припять, горожане и эвакуация

В момент катастрофы, а она произошла в половине второго ночи, город атомщиков Припять мирно спал. Никто не следил за пожарами на станции с «мостов смерти», улиц и крыш домов. И уж тем более никто из горожан не погиб от радиации из-за того, что находился в первые часы катастрофы на улице.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://inosmi.ru

В отличие от подачи в сериале, пожарные, прибывшие к станции, не превращались в кровавые мумии. Да и сравнения с Хиросимой совсем неуместны. Ядерная бомба действует совсем иначе, чем последствия взрыва на АЭС. Авторам следовало бы подучить матчасть.

Лес вокруг Припяти действительно порыжел, но в течение многих лет после катастрофы, сейчас деревья восстанавливаются. А птицы уж точно не могли падать в полёте, это в принципе невозможно.

Эвакуация проводилась организованно, по заранее разведанным и безопасным маршрутам. Никакой опасности для жителей города не было, и уж точно не было того огромного драматизма. В те годы каждый житель СССР знал основы ГО и ЧС, ведь этому учили в школе. И эвакуация стала, хоть и неприятным, но вполне понятным населению процессом.

Шесть выдумок телесериала «Чернобыль»
Источник: https://www.dw.com

Хотелось бы отметить, что в этих шести пунктах, мы перечислили далеко не все неточности нового телесериала. Пластиковые окна в кадре, современные памятники, зампред Совета министров СССР Б. Щербина, который возглавлял комиссию всего месяц и передал полномочия И. Силаеву. Водолазы-добровольцы, которые были совсем не добровольцы и просто выполняли свою обычную работу всего лишь в респираторах. Вертолет, упавший в октябре, а не в апреле, и не из-за радиации, а из-за ошибки в пилотировании. Не те марки сигарет, да и повально непрекращающееся курение главных героев (СССР был за ЗОЖ). Ужасная нищета и бедность академика Легасова (уж академики-то в СССР так точно не жили). Такая же грязь и нищета в одной из лучших московских больниц – шестой. Киев вместо Москвы. Неточная репродукция картины «Иван Грозный и сын его Иван», которая никогда не висела в Кремле. Да и просто обращения друг к другу в стиле «товарищ Андрей» (ну не говорят у нас так, и не говорили).

Мы не ставили себе задачу умалять художественную ценность нового телепроекта от HBO, каждый поставит сериалу свою оценку. А профессиональный историк может найти ещё больше неточностей и несоответствий реальности в новом сериале. Основная проблема нам видится не в этом. Мы затеяли этот материал лишь для того, чтобы призвать всех, кто его прочтет, всех наших соотечественников в России и за её пределами к одному – правильному восприятию той информации, которую нам подают.

Можно относиться к уже несуществующей стране как угодно, но это совсем не мешает нам изучить такую резонансную и страшную катастрофу, как Чернобыльская, самостоятельно, ведь это не X и даже не XV век. Все материалы об этой катастрофе есть в открытом доступе, и каждый из нас может, потратив пару вечеров, составить своё объективное мнение о том, где правда в Чернобыльской катастрофе.

Обложка: https://chernobyl-heart.com

  • Ошибки сериала ход королевы
  • Ошибки синего экрана смерти все коды
  • Ошибки сериала во все тяжкие
  • Ошибки синего экрана на компьютере
  • Ошибки сервиса message an error has occurred