Ошибки сериала ход королевы

Недавно вышедший сериал «Ход королевы» признали самым популярным за историю Netflix. Создателей киноработы консультировал сам Гарри Каспаров, но неточностей у ленты хватает. Корреспондентка «360» попросила шахматистку с 18-летним опытом разобраться в киноляпах.

Полина Павлова — успешная шахматистка из Воскресенска. Она знает о шахе и мате с трех лет. Профессионально играет с 15-ти, с 20-ти сама организовывает шахматные турниры. «Ход королевы» для нее — история про любовь, а не про шахматы.

«Вторая серия первого сезона на 39-й минуте. Когда в достаточно серьезном турнире играется партия, и соперник делает ход и пережимает фигурой часы. Это не соответствует шахматной этике. В серьезных турнирах шахматисты не пережимают часы фигурой. Просто нажимается рукой», — говорит шахматистка Полина Павлова.

Самый популярный сериал за историю Netflix «Ход королевы» — в подписках только неделю, но первый сезон почти досмотрен, киноляпы отмечены и внесены в план будущих уроков. Через кинопримеры шахматами можно увлечь любого!

«Вторая серия на 40-й минуте: в турнире главная героиня, когда ставит шах своему сопернику, так об этом и сообщает. Шахматисты не предупреждают своего соперника о шахе. Они просто делают это тихо. Делают ход и ждут, заметит ли это соперник. Если соперник не заметил и совершает какой-то другой ход, не защищаясь, то это признается невозможным ходом», — отмечает Полина Павлова.

Создателей сериала консультировал сам Гарри Каспаров, но шахматную легенду словно не дослушали. Неточностей у ленты немало. А ведь «Ход королевы» за первый месяц после публикации посмотрели более 60 миллионов пользователей. И двое из них — новые ученики девушки.

«У них свой бизнес, и они решают, проводят параллель с какими-то бизнес-процессами и шахматами», — говорит Полина.

Наша героиня после разбора сериала убеждена — полностью доверять сценаристам не нужно, а вот посмотреть его — стоит однозначно.

Сериалы

Кино

Воскресенск

К АМЕРИКАНСКОЙ ЧАСТИ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ

Проект стал самым популярным в истории Netflix: за первые четыре недели его посмотрели 62 млн человек. Благодаря фильму во всем мире резко возросла популярность шахмат.

Автор этих строк тоже посмотрел сагу о гениальной американской девушке Элизабет Хармон, обыгравшей всех сильнейших шахматистов мира конца 60-х прошлого века, включая советского чемпиона Василия Боргова.

Сериал смотрится, не скажу, что прямо на одном дыхании, когда после завершения одной серии, сразу же хочется смотреть следующую, и неважно – за окном поздняя ночь или уже раннее утро. Нет, такого лично у меня при просмотре «Хода королевы» не было.

Как, например, когда смотрел израильский сериал «Фауда» или французский «Бюро легенд». Что же там дальше?! Быстрее следующую серию…

Нет, я не высказываю претензий к сюжету и качеству режиссуры «Хода королевы». Все там сделано на отличном уровне, просто, как говорится, на вкус и цвет… К американской части сериала, а это бОльшая часть, вообще претензий нет.

Драматический сюжет в жизни самой главной героини заставляет переживать зрителей. Смерть матери, детский приют, новая жизнь в новой семье. Прекрасен эпизод, когда повзрослевшая Хармон танцует с бутылкой виски в руках под культовую «Шизгару», она же Venus. Причем на телеэкране, а танцует Элизабет под включенный на всю громкость телевизор, поют именно первые исполнители мирового хита группа Shoking Blue, а не многочисленные подражатели.

Замечательно, браво! Ничего лишнего, чтобы воссоздать атмосферу 60-х годов.

ХОРОШО, ОБОШЛИСЬ БЕЗ БРЮСА УИЛЛИСА С ГАЕЧНЫМ КЛЮЧОМ

Меня всегда поражала неряшливость, невнимание к деталям голливудских режиссеров, когда они изображают русских, либо жизнь в России или СССР. Таким киноляпам несть числа.

Помнится, в каком-то фильме у советского посла на пиджаке звезда героя Советского Союза. Все бы ничего, только звезда какая-то бутафорская, раза в три больше оригинальной и занимает половину груди. И сразу забываешь про сюжет, потому что хочется смеяться.

Я уж не говорю про классический эпизод: помните, как Брюс Уиллис в шапке ушанке чинит космический корабль гаечным ключом? Кажется, это было в «Армагеддоне».

В этом вся нелепость представления американцев о русских (советских) людях. Никогда не понимал, почему нельзя пригласить на фильм нормального консультанта?

Вот и в «Ходе королевы», как только Элизабет отправляется на долгожданный турнир в СССР, начинаются киноляпы. В самолете «Аэрофлота» пассажиров обслуживают стюардессы в фартуках цвета хаки и нелепых ушанках с пятиконечной красной звездой.

Во многих американских фильмах Москву часто снимают в Будапеште, как было, например, в последнем сезоне «Родины». Кстати, самом слабом. Либо в Бухаресте. Похоже, и здесь столица Румынии сыграла роль Москвы.

На какой-то площади (почему хотя бы не в парке?) зимой (!) сидят несколько десятков пожилых людей и играют в шахматы. К этой площади и смешному эпизоду в финале фильма мы еще вернемся.

А пока еще несколько ляпов. Крайне странный игровой зал. На узкой длинной площадке играют шахматисты, а по обе стороны, совсем рядом, на небольших трибунах, расположились зрители. Господа, создатели сериала: где вы видели такие игровые залы на шахматных турнирах?

Консультантом фильма был Гарри Каспаров. Он рассказывал, что отвечал только за качество шахматных партий, которых в сериале много. Поэтому к качеству партий никаких претензий.

Вряд ли Гарри Кимовичу показывали отснятые эпизоды турнира в Москве. Иначе 13-й чемпион мира указал бы на абсурдность отснятого материала.

После каждой партии Хармон на улице встречает толпа восторженных поклонников. Обратите внимание, во что одеты жители Москвы в конце 60-х.

Какие-то нелепые папахи, каракулевые шапки-пирожки, шубы, а какие пальто и шляпы на женщинах – так одевались нэпманы в 20-х годах. В самом первом эпизоде, как квинтэссенция абсурда, бородатый чувак в высоченной меховой шапке, наподобие тех, что носят гвардейцы Ее Величества королевы Великобритании, пытается взять автограф у Элизабет.

ЧТО ЮОЗАС БУДРАЙТИС ДЕЛАЕТ В БУХАРЕСТЕ?

И последнее. Выиграв турнир, победив чемпиона мира Боргова (кстати, странная какая-то фамилия у советского шахматиста), Бет Хармон по дороге в аэропорт просит сопровождающего ее в этой поездке в СССР цэрэушника, остановить машину.

Тот кричит: «Бет, что ты делаешь? Ты опоздаешь на самолет?!». И при этом спокойно уезжает.

Девушка идет на ту самую площадь, очень похожую на площадь в Бухаресте (я не утверждаю, но мне так кажется), где в легкий морозец рубятся в шахматы пожилые мужчины. И ее узнает… великий литовский актер Юозас Будрайтис.

Да, да – Будрайтис! Почему американцы решили пригласить именно его на эту эпизодическую роль шахматиста-любителя? Хорошо, что один глаз ему не перевязали. Иначе абсурд достиг бы апогея.

Будрайтис говорит Элизабет: «Сыграем?» Та с удовольствием садится за доску с уличным любителем.

Столик окружают другие шахматисты, добрая половина из них в тех же пресловутых каракулевых шапках-пирожках, которые так популярны в Румынии, и которые так любил Николае Чаушеску, а также некоторые наши партийные бонзы. Кстати, это еще один мой аргумент в пользу Бухареста.

Что дальше? Ничего – тиры. И зрителям теперь остается переживать – успела ли Элизабет на самолет?

Еще раз повторю: сериал качественный, смотрится с интересом, но эти стюардессы в гимнастерках, меховые медвежьи и каракулевые шапки-пирожки, нелепо одетая по моде времен НЭПа толпа, абсурдный игровой зал, сильно отвлекают от сюжета и заставляют ехидно хихикать. Вместо того чтобы с придыханием переживать: обыграет ли, наконец, Элизабет непобедимого советского чемпиона со странной фамилией Боргов?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

«Ход королевы» (Queen’s Gambit) называют чуть ли не лучшим сериалом осени. Миниатюрная чемпионка, загадочная для многих игра и громкое имя Гарри Каспарова, которым пользуются создатели картины, закономерно дают хорошие оценки критиков. Но если погрузиться в сериал, становится очевидно — перед нами сырая во всех отношениях работа.

Осторожно! Далее будут спойлеры. Если вы еще не досмотрели сериал, сохраните эту статью и обязательно прочитайте после.

Черно-белый сюжет

Повествование начинается с того, что мать Бетти Харман насмерть врезается в грузовик. Мы узнаем, что родители Элизабет не ладили между собой. Что родные, что приемные. В обоих случаях жена выставляется жертвой, муж — виновником всех бед, который убегает от проблем.

Для успокоения слабого пола в ход идет химия: алкоголь, легкие наркотики и транквилизаторы. На последние Харман подсела еще в детском доме, и тут первая нестыковка. Героиня ориентировочно родилась в 1947 году, осиротела примерно в 1956, а термин «транквилизатор» начал употребляться в медицинской литературе с 1957 года. Это как снимать фильм про 90-е, где у людей уже будут айфоны. То есть нам сразу дают понять — показан реальный мир с множеством допущений для продвижения главных идей.

Да, в реальной жизни был скандал, что сирот в США пичкают транквилизаторами. Но ни один нормальный шахматист не будет под ними играть, ведь они успокаивают и усыпляют, а не «будоражат воображение», как это показано в «Ходе королевы». Так что линия «транквилизаторы-шахматы» изначально провальная.

«Девочки в шахматы не играют» — вот с чего начинается знакомство Элизабет Харман с игрой. И это главный вызов героине от патриархального мира, с которым она борется. Получается очень быстро и нелинейно: сначала девочка обыгрывает учителя, и только потом узнает, что на доске есть координаты. Это как учиться на хирурга и не знать, где находятся органы человека.

Кстати о мистере Шейбле. Обычно тренеров показывают яркими, харизматичными личностями. Сторож детского дома явно не такой. Почему?

Потому что в сериале нет ни одного мужского персонажа, которому хотелось бы сопереживать:

  • Мистер Шейбл — угрюмый тихоня
  • Гарри Бэлтик —  размазня, вместо шахматной карьеры работает в супермаркете
  • Бенни Вотс — самовлюбленный нарцисс, игроман
  • Таунз — смазливый красавчик, который разбивает сердце Элизабет (в сериале присутствует намек на его нетрадиционную ориентацию). 
  • мексиканец Мануэль — бросает маму Элизабет
  • VASILY BORGOV (эту фамили нужно читат с амэрикен аксент) — бездушная машина

Совпадение ли это? Сомневаюсь.

Впрочем, и женский мир не рад увлечению Хармен. Новые одноклассницы, библиотекарша, приемная мать — все они негативно реагируют на шахматы. Но только до тех пор, пока это не приносит выгоду. С первыми деньгами приходит и «настоящая материнская любовь».

Почему-то все игроки в сериале показаны какими-то ненормальными. Если вы верите, что шахматисты действительно общаются так, как Бенни Вотс (внезапно вспоминают какой-то старый матч, разбрасываются терминами даже во время секса), спешим вас обрадовать — мы обычные люди, а не последние задроты.

В школе, где учится Бэт, газет не читают, поэтому охотно верят, что она болеет, а не разъезжает по турнирам. В Америке все высоты покорены, а значит надо ехать в Союз — громить профессионалов.

Несмотря на явную цель показать, что девочка Лиза борется наравне с мужчинами, все женское ей не чуждо. Именно поэтому в четвертой серии она ведет диалог с мальчиком Гиревым: «ну стал ты чемпионом мира, а что дальше?». 

Есть явное противопоставление Хармен другим женщинам. Той же приемной матери, модели из Франции, Джолин. Когда в 5 серии Бэт встречает типичную мамочку Маргарет Нью с ребенком и пакетом алкоголя, она понимает — не такой путь я хочу себе. Патриархальное общество «ломает женщин», но Элизабет сильнее этой системы. И вообще любой системы. И вообще она Д’Артаньян, а весь мир…

Вернемся к СССР. Двое сотрудника KGB для одного VASILY BORGOV — как еще более карикатурно обрисовать суровость Советов? Конечно, жесткими правилами выживания в USSR. Не выходи из отеля, ни с кем не общайся. Таксисты, оказывается, ходят с пистолетами, а стюардессы — в военной форме. Скажем спасибо художникам, что Москва, нарисованная в графике, не выглядит как декорации Гулага. Наверное больше всего ее омрачают журналисты, которые задают устаревшие вопросы о детстве и карьере Хармен. Месси же не спрашивают сейчас, как он переехал из Аргентины в Барселону?

И вот женщина-американка-личность обыгрывает мужчину-русского-машину. Как? Американцы пользуются оружием русских — они становятся командой. Как это произошло, кто собрал их всех в одном месте — а забейте. Не мешайте творить идеальный финал, ладно?

Кстати, в последней партии доска на потолке появилась и без транквилизаторов. Что это, чудо? 

Что мы получили по итогу? Сериал, который в интеллектуальном плане вас никак не разовьет, не расскажет реальную историю. Просто вы получите красивую историю, как «Америка wins, USSR проиграл, да здравствуют женщины в этом угрюмом маскулинном мире». 

И качественная подача шахмат, которой так гордятся создатели сериала, таковой не является. Просто в других картинах все было настолько плохо, что шахматисты радуются правильной расстановке фигур. Для массового зрителя и так сойдет. 

И зачем Каспаров вляпался в это?

Шахматный ляп № 64

А теперь поговорим про шахматные неточности. Их больше, чем вы сейчас прочитаете, просто мы не стали выносить мелочи типа: «сначала пешка была здесь, потом ее нет». 

Мистер Шейбл говорит: «Учим Сицилианскую защиту», показывает ее. Но Бетти не повторяет этот дебют, делает другие ходы. Создатели сериала не обращают на это внимание зрителя, так что либо это “пасхалка”, говорящая о непослушности Бетти, либо просчет консультантов. 

В первом же турнире (вторая серия) мы насчитали 7 ляпов (некоторые из них повторятся дальше):

  1. Бэлтик, который «идет к гроссмейстерскому званию», двигает фигуры как новичок. 
  2. Ему предлагают ничью. Бэлтик отказывается. Делает ход. Соперник сразу же сдается. Такого в реальной жизни не бывает. 
  3. Так же, как и хлопков после победы, обнимашек или поцелуя рук соперниц — это же не театр.
  4. Да и турнир странный. Играют с контролем по 1,5 часа на партию, 3(!!!) тура в день. То есть игровой день может длиться 9 часов (это без учета перерывов) — почти в 2 раза больше, чем бывает на самом деле.
  5. Красавчик Таунз, который «попал в пятерку на US Open» зевает элементарную вилку. Кажется, что чемпионат США должен быть чуть сильнее чемпионата Сыктывкара, можно было бы Таунза поумнее показать.
  6. В игре с Бэлтиком соперники начинают болтать во время игры. Такого тоже не бывает в жизни. Это же не чемпионат двора.
  7. Никто не кладет короля, чтобы сдаться. Достаточно остановить часы. Конечно, это нужно для красивой картинки. Но это неестественно. Это как если бы футболист всегда выходил один на один с вратарем, лишь бы добавить противостояния.

«Ни один американец за последние 20 лет и близко не стоял с советскими шахматистами» — очередное допущение для повышения драмы. В реальной жизни в это время уже вовсю играл Роберт Фишер, одиннадцатый чемпион мира. До него неплохо выступал Самуэль Решевский. 

Но как тогда показать хрупкую американскую девочку, которая бросает вызов коммунистам? Поэтому нужно сделать полуреальный мир: вроде есть Капабланка, Ботвинник и Спасский, но нет Петросяна (который в описанное время и был чемпионом мира). Вместо него — вымышленные персонажи.

Четвертая серия, разговор между VASILY BORGOV и KGB: «В любой игре она идет в атаку, и часто оставляет тыл неприкрытым». Кхм, это как? Фигуры обегают доску и появляются сзади?

7 серия, ключевой турнир в Москве. Но даже он не обошелся без ляпов:

  1. Комментатор говорит, что бедная Нона Гаприндашвили не играет с мужчинами, а вот Элизабет Хармен — без всяких проблем садится с ними за одну доску. Но уже в 63 году грузинская шахматистка выиграла на турнире в Гастингсе, первой среди женщин была удостоена звания международного гроссмейстера среди мужчин. Ах да, это же сломает мотив на Girl’s Power from USA. Но тогда опустите историю с Гаприндашвили, зачем самим себе создавать эту проблему?
  2. Разбор отложенной партии с открытой дверью — это как ходить с серпом и молотом рядом с Гитлером, танцуя калинку-малинку. Немного опрометчиво. 
  3. Во всех турнирах сериала последняя партия выглядит как единственная в туре. Как-будто это финал. Но турниры НЕ проводились по олимпийской системе, а значит даже в последнем туре играть должны все участники. 

Вы наверное спросите: «Как же так получилось, что столько мелочей ускользнуло от глаз Каспарова?». На самом деле большую часть шахматной работы делал уже немолодой Брюс Пандольфини, известный американский тренер. Основные претензии к нему.

Но и к Гарри Кимовичу тоже — надо проверять, под чем подписываешься.

К АМЕРИКАНСКОЙ ЧАСТИ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ

Проект стал самым популярным в истории Netflix: за первые четыре недели его посмотрели 62 млн человек. Благодаря фильму во всем мире резко возросла популярность шахмат.

Автор этих строк тоже посмотрел сагу о гениальной американской девушке Элизабет Хармон, обыгравшей всех сильнейших шахматистов мира конца 60-х прошлого века, включая советского чемпиона Василия Боргова.

Сериал смотрится, не скажу, что прямо на одном дыхании, когда после завершения одной серии, сразу же хочется смотреть следующую, и неважно – за окном поздняя ночь или уже раннее утро. Нет, такого лично у меня при просмотре «Хода королевы» не было.

Как, например, когда смотрел израильский сериал «Фауда» или французский «Бюро легенд». Что же там дальше?! Быстрее следующую серию…

Нет, я не высказываю претензий к сюжету и качеству режиссуры «Хода королевы». Все там сделано на отличном уровне, просто, как говорится, на вкус и цвет… К американской части сериала, а это бОльшая часть, вообще претензий нет.

Драматический сюжет в жизни самой главной героини заставляет переживать зрителей. Смерть матери, детский приют, новая жизнь в новой семье. Прекрасен эпизод, когда повзрослевшая Хармон танцует с бутылкой виски в руках под культовую «Шизгару», она же Venus. Причем на телеэкране, а танцует Элизабет под включенный на всю громкость телевизор, поют именно первые исполнители мирового хита группа Shoking Blue, а не многочисленные подражатели.

Замечательно, браво! Ничего лишнего, чтобы воссоздать атмосферу 60-х годов.

ХОРОШО, ОБОШЛИСЬ БЕЗ БРЮСА УИЛЛИСА С ГАЕЧНЫМ КЛЮЧОМ

Меня всегда поражала неряшливость, невнимание к деталям голливудских режиссеров, когда они изображают русских, либо жизнь в России или СССР. Таким киноляпам несть числа.

Помнится, в каком-то фильме у советского посла на пиджаке звезда героя Советского Союза. Все бы ничего, только звезда какая-то бутафорская, раза в три больше оригинальной и занимает половину груди. И сразу забываешь про сюжет, потому что хочется смеяться.

Я уж не говорю про классический эпизод: помните, как Брюс Уиллис в шапке ушанке чинит космический корабль гаечным ключом? Кажется, это было в «Армагеддоне».

В этом вся нелепость представления американцев о русских (советских) людях. Никогда не понимал, почему нельзя пригласить на фильм нормального консультанта?

Вот и в «Ходе королевы», как только Элизабет отправляется на долгожданный турнир в СССР, начинаются киноляпы. В самолете «Аэрофлота» пассажиров обслуживают стюардессы в фартуках цвета хаки и нелепых ушанках с пятиконечной красной звездой.

Во многих американских фильмах Москву часто снимают в Будапеште, как было, например, в последнем сезоне «Родины». Кстати, самом слабом. Либо в Бухаресте. Похоже, и здесь столица Румынии сыграла роль Москвы.

На какой-то площади (почему хотя бы не в парке?) зимой (!) сидят несколько десятков пожилых людей и играют в шахматы. К этой площади и смешному эпизоду в финале фильма мы еще вернемся.

А пока еще несколько ляпов. Крайне странный игровой зал. На узкой длинной площадке играют шахматисты, а по обе стороны, совсем рядом, на небольших трибунах, расположились зрители. Господа, создатели сериала: где вы видели такие игровые залы на шахматных турнирах?

Консультантом фильма был Гарри Каспаров. Он рассказывал, что отвечал только за качество шахматных партий, которых в сериале много. Поэтому к качеству партий никаких претензий.

Вряд ли Гарри Кимовичу показывали отснятые эпизоды турнира в Москве. Иначе 13-й чемпион мира указал бы на абсурдность отснятого материала.

После каждой партии Хармон на улице встречает толпа восторженных поклонников. Обратите внимание, во что одеты жители Москвы в конце 60-х.

Какие-то нелепые папахи, каракулевые шапки-пирожки, шубы, а какие пальто и шляпы на женщинах – так одевались нэпманы в 20-х годах. В самом первом эпизоде, как квинтэссенция абсурда, бородатый чувак в высоченной меховой шапке, наподобие тех, что носят гвардейцы Ее Величества королевы Великобритании, пытается взять автограф у Элизабет.

ЧТО ЮОЗАС БУДРАЙТИС ДЕЛАЕТ В БУХАРЕСТЕ?

И последнее. Выиграв турнир, победив чемпиона мира Боргова (кстати, странная какая-то фамилия у советского шахматиста), Бет Хармон по дороге в аэропорт просит сопровождающего ее в этой поездке в СССР цэрэушника, остановить машину.

Тот кричит: «Бет, что ты делаешь? Ты опоздаешь на самолет?!». И при этом спокойно уезжает.

Девушка идет на ту самую площадь, очень похожую на площадь в Бухаресте (я не утверждаю, но мне так кажется), где в легкий морозец рубятся в шахматы пожилые мужчины. И ее узнает… великий литовский актер Юозас Будрайтис.

Да, да – Будрайтис! Почему американцы решили пригласить именно его на эту эпизодическую роль шахматиста-любителя? Хорошо, что один глаз ему не перевязали. Иначе абсурд достиг бы апогея.

Будрайтис говорит Элизабет: «Сыграем?» Та с удовольствием садится за доску с уличным любителем.

Столик окружают другие шахматисты, добрая половина из них в тех же пресловутых каракулевых шапках-пирожках, которые так популярны в Румынии, и которые так любил Николае Чаушеску, а также некоторые наши партийные бонзы. Кстати, это еще один мой аргумент в пользу Бухареста.

Что дальше? Ничего – тиры. И зрителям теперь остается переживать – успела ли Элизабет на самолет?

Еще раз повторю: сериал качественный, смотрится с интересом, но эти стюардессы в гимнастерках, меховые медвежьи и каракулевые шапки-пирожки, нелепо одетая по моде времен НЭПа толпа, абсурдный игровой зал, сильно отвлекают от сюжета и заставляют ехидно хихикать. Вместо того чтобы с придыханием переживать: обыграет ли, наконец, Элизабет непобедимого советского чемпиона со странной фамилией Боргов?

«Ход королевы» — мини-сериал Netflix, основанный на одноименном романе Уолтера Тевиса 1983 года. Всего за месяц «Ход королевы» стал самым просматриваемым мини-сериалом в истории Netflix, и, как положено всем отличным фильмам и сериалам, он полон интересных деталей, которые легко упустить во время просмотра. Осторожно, есть спойлеры!

19 скрытых деталей в сериале «Ход королевы»

1. Наряд Бет в последней серии — отсылка к белому ферзю

1. Наряд Бет в последней серии — отсылка к белому ферзю

«Задумка, конечно же, была в том, чтобы передать, что теперь она — королева шахматной доски, а сама шахматная доска — это мир», — рассказала в интервью Vogue художник по костюмам Габриель Биндер.

2. Эта сцена была предзнаменованием смерти Альмы

2. Эта сцена была предзнаменованием смерти Альмы

Эту занятную деталь, которую многие упустили, заметил пользователь Reddit. В этой сцене Альма смотрит в зеркало в номере отеля — композиция кадра напоминает известный визуальный каламбур иллюстратора 19 века Чарльза Аллана Гилберта под названием «Все суета». На картине одновременно изображены девушка, которая смотрит в зеркало, и человеческий череп. Эта сцена — последний раз, когда мы видим Альму живой.

3. Бет встречает Маргарет в универмаге Бена Снайдера, хотя за несколько лет до этого та говорила, что «в «Бен Снайдер» ни ногой»

3. Бет встречает Маргарет в универмаге Бена Снайдера, хотя за несколько лет до этого та говорила, что «в "Бен Снайдер" ни ногой»

Маргарет — одноклассница Бет, которая издевалась над ней из-за ее неказистых коричневых туфель. В сцене, где Бет застает Маргарет с парнем в библиотеке, Маргарет говорит, что она «в «Бен Снайдер» ни ногой». Несколько лет спустя, в пятой серии, Бет встречает Маргарет в этом универмаге. Справедливость восторжествовала, что тут еще сказать.

4. В сериале семь эпизодов — именно столько клеток нужно преодолеть пешке, чтобы стать ферзем

4. В сериале семь эпизодов — именно столько клеток нужно преодолеть пешке, чтобы стать ферзем

5. Клео могли подослать русские, чтобы саботировать Бет

5. Клео могли подослать русские, чтобы саботировать Бет

Клео — загадочная французская модель, которую Бет встречает в квартире Бенни, и в ночь перед матчем с Борговым она подбивает Бет напиться. Многим зрителям показалось подозрительным, что Клео появилась как раз накануне матча с Борговым, и пользователи Reddit считают, что Клео работала на русских и пыталась саботировать Бет. Это объясняет, почему Клео бесследно пропала после матча.

А если вам нужно больше доказательств, вспомните разговор Бет и Таунса в последней серии. Бет спрашивает, как ему удалось получить визу в последнюю минуту, и Таунс высказывает предположение, что ему помогло российское посольство в надежде, что он отвлечет Бет. Клео — единственная, кому Бет призналась в своих чувствах к Таунсу. Отсюда логичный вопрос — откуда в российском посольстве узнали, что Таунс может отвлечь Бет?

6. Партии в сериале разыгрываются по-настоящему

6. Партии в сериале разыгрываются по-настоящему

В пресс-релизе до выхода «Хода королевы» Netflix заявил, что создателям было важно сделать так, чтобы неправильные ходы не испортили просмотр сериала для профессионального шахматиста. Для этого к созданию сериала привлекли эксперта и тренера по шахматам Брюса Пандольфини и российского гроссмейстера Гарри Каспарова.

7. Манера игры Гарри Белтика позаимствована у шахматиста Магнуса Карлсена

7. Манера игры Гарри Белтика позаимствована у шахматиста Магнуса Карлсена

Большинство актеров не умели играть в шахматы, и хореографию каждый партии и манеру игры персонажей продумывали консультанты и тренеры по шахматам. Продумывая образы персонажей, актеры вдохновлялись реальными шахматистами. Например, образ Гарри Белтика и его манера игры основаны на норвежском гроссмейстере Магнусе Карлсене.

8. Сцена на уроке математики содержит небольшую отсылку к матери Бет и ее карьере

8. Сцена на уроке математики содержит небольшую отсылку к матери Бет и ее карьере

В первой серии Бет берет в руки книгу, написанную ее матерью, Элис Хармон: «Мономиальные представления и симметричные представления». Эта сцена намекает зрителям, что мать девочки была талантливым математиком. Судя по всему, Бет унаследовала эту черту — позже в сериале Бет оказывается единственной в классе, кто знает, что значит «биномиальный».

9. Когда Бет представляет себе шахматную доску на потолке, она всегда играет фигурами из набора мистера Шайбеля

9. Когда Бет представляет себе шахматную доску на потолке, она всегда играет фигурами из набора мистера Шайбеля

10. Заголовок одной из газетных вырезок, которые хранил мистер Шайбель, гласит: «Не все женщины глупые»

10. Заголовок одной из газетных вырезок, которые хранил мистер Шайбель, гласит: «Не все женщины глупые»

11. Кадры, когда Бет впервые проигрывает, сняты с использованием «голландского угла»

11. Кадры, когда Бет впервые проигрывает, сняты с использованием «голландского угла»

«Голландский угол» — кинематографический прием, в котором камера намеренно снимает под наклоном. Обычно его используют, чтобы выразить беспокойство и напряжение персонажа в кадре. Во время турнира в Лас-Вегасе, когда Бет осознает, что вот-вот проиграет Бенни Уоттсу, камера начинает наклоняться и асимметрично двигаться вокруг Бет, образуя «голландский угол».

12. На протяжении всего сериала в гардеробе Бет фигурирует клетка — отсылка к шахматной доске

12. На протяжении всего сериала в гардеробе Бет фигурирует клетка — отсылка к шахматной доске

13. Первый свой выигрыш Бет потратила на туфли, которые носили все популярные девочки в школе

13. Первый свой выигрыш Бет потратила на туфли, которые носили все популярные девочки в школе

Как вы помните, Бет дразнили за дешевые туфли. Когда Бет выигрывает свой первый турнир, на вырученные деньги она покупает не только платье и собственный шахматный набор, но еще и туфли, которые носили все популярные девочки в ее школе — она появляется в них в следующей серии, когда они с Альмой приезжают в отель.

14. Ближе к концу сериала Бет носит помаду того же оттенка, что носила Альма

14. Ближе к концу сериала Бет носит помаду того же оттенка, что носила Альма

«Помада Альмы — одна из ее ключевых характеристик. Художник по гриму Дэниел Паркер хотел, чтобы по ходу сериала оттенки помады Бет становились все более похожими на нее, как дань уважения ее второй матери», — рассказал Netflix.

15. В последней серии Бет все еще использует первый шахматный набор, который она купила сама

15. В последней серии Бет все еще использует первый шахматный набор, который она купила сама

16. Платье Бет в последнем матче напоминает платье из первой серии

16. Платье Бет в последнем матче напоминает платье из первой серии

«В первом эпизоде Бет одета в платье, которое мать сшила для нее и с нежностью вышила на нем ее имя. Цвет этого платья олицетворяет, что для Бет значит «дом». Мы хотели создать такой момент, когда она смогла бы вернуться «домой», и поэтому во время турнира в Москве на ней платье того же цвета — в этом платье она выигрывает. Этим цветом мы хотели обозначить, что она наконец-то чувствует уверенность в себе, и то, что ее мать с ней».

17. Круг замыкается, когда в финале Бет играет белыми в партии против Боргова

17. Круг замыкается, когда в финале Бет играет белыми в партии против Боргова

Первую свою партию Бет сыграла против завхоза сиротского приюта мистера Шайбеля — тогда она ходила черными. В последнем матче в сериале против Боргова она ходит белыми.

18. В сериале есть несколько отсылок к известным женщинам, которые достигли успеха в традиционно мужских сферах

18. В сериале есть несколько отсылок к известным женщинам, которые достигли успеха в традиционно мужских сферах

Например, на одном из уроков учитель цитирует стихотворение «Не махал, а тонул» Стиви Смит. Поэтесса выиграла Королевскую золотую медаль в области поэзии, а также премию Чолмондели в 1966 году. Еще один пример — в доме приемной матери Бет можно заметить множество картин Розы Бонер. Как и Бет, Бонер добилась успеха в юном возрасте, хотя тогда среди французских художников были одни мужчины.

19. Таунс упоминает шахматный прием, когда фотографирует Бет

19. Таунс упоминает шахматный прием, когда фотографирует Бет

В третьей серии, когда Таунс фотографирует Бет в своем номере отеля, он просит ее сказать «Руи Лопес!». Руи Лопес — автор «Испанской партии», одного из самых известных шахматных дебютов.

Источник:
 — переведено специально для fishki.net

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

«Ход королевы» (Queen’s Gambit) называют чуть ли не лучшим сериалом осени. Миниатюрная чемпионка, загадочная для многих игра и громкое имя Гарри Каспарова, которым пользуются создатели картины, закономерно дают хорошие оценки критиков. Но если погрузиться в сериал, становится очевидно — перед нами сырая во всех отношениях работа.

Осторожно! Далее будут спойлеры. Если вы еще не досмотрели сериал, сохраните эту статью и обязательно прочитайте после.

Черно-белый сюжет

Повествование начинается с того, что мать Бетти Харман насмерть врезается в грузовик. Мы узнаем, что родители Элизабет не ладили между собой. Что родные, что приемные. В обоих случаях жена выставляется жертвой, муж — виновником всех бед, который убегает от проблем.

Для успокоения слабого пола в ход идет химия: алкоголь, легкие наркотики и транквилизаторы. На последние Харман подсела еще в детском доме, и тут первая нестыковка. Героиня ориентировочно родилась в 1947 году, осиротела примерно в 1956, а термин «транквилизатор» начал употребляться в медицинской литературе с 1957 года. Это как снимать фильм про 90-е, где у людей уже будут айфоны. То есть нам сразу дают понять — показан реальный мир с множеством допущений для продвижения главных идей.

Да, в реальной жизни был скандал, что сирот в США пичкают транквилизаторами. Но ни один нормальный шахматист не будет под ними играть, ведь они успокаивают и усыпляют, а не «будоражат воображение», как это показано в «Ходе королевы». Так что линия «транквилизаторы-шахматы» изначально провальная.

«Девочки в шахматы не играют» — вот с чего начинается знакомство Элизабет Харман с игрой. И это главный вызов героине от патриархального мира, с которым она борется. Получается очень быстро и нелинейно: сначала девочка обыгрывает учителя, и только потом узнает, что на доске есть координаты. Это как учиться на хирурга и не знать, где находятся органы человека.

Кстати о мистере Шейбле. Обычно тренеров показывают яркими, харизматичными личностями. Сторож детского дома явно не такой. Почему?

Потому что в сериале нет ни одного мужского персонажа, которому хотелось бы сопереживать:

  • Мистер Шейбл — угрюмый тихоня
  • Гарри Бэлтик —  размазня, вместо шахматной карьеры работает в супермаркете
  • Бенни Вотс — самовлюбленный нарцисс, игроман
  • Таунз — смазливый красавчик, который разбивает сердце Элизабет (в сериале присутствует намек на его нетрадиционную ориентацию). 
  • мексиканец Мануэль — бросает маму Элизабет
  • VASILY BORGOV (эту фамили нужно читат с амэрикен аксент) — бездушная машина

Совпадение ли это? Сомневаюсь.

Впрочем, и женский мир не рад увлечению Хармен. Новые одноклассницы, библиотекарша, приемная мать — все они негативно реагируют на шахматы. Но только до тех пор, пока это не приносит выгоду. С первыми деньгами приходит и «настоящая материнская любовь».

Почему-то все игроки в сериале показаны какими-то ненормальными. Если вы верите, что шахматисты действительно общаются так, как Бенни Вотс (внезапно вспоминают какой-то старый матч, разбрасываются терминами даже во время секса), спешим вас обрадовать — мы обычные люди, а не последние задроты.

В школе, где учится Бэт, газет не читают, поэтому охотно верят, что она болеет, а не разъезжает по турнирам. В Америке все высоты покорены, а значит надо ехать в Союз — громить профессионалов.

Несмотря на явную цель показать, что девочка Лиза борется наравне с мужчинами, все женское ей не чуждо. Именно поэтому в четвертой серии она ведет диалог с мальчиком Гиревым: «ну стал ты чемпионом мира, а что дальше?». 

Есть явное противопоставление Хармен другим женщинам. Той же приемной матери, модели из Франции, Джолин. Когда в 5 серии Бэт встречает типичную мамочку Маргарет Нью с ребенком и пакетом алкоголя, она понимает — не такой путь я хочу себе. Патриархальное общество «ломает женщин», но Элизабет сильнее этой системы. И вообще любой системы. И вообще она Д’Артаньян, а весь мир…

Вернемся к СССР. Двое сотрудника KGB для одного VASILY BORGOV — как еще более карикатурно обрисовать суровость Советов? Конечно, жесткими правилами выживания в USSR. Не выходи из отеля, ни с кем не общайся. Таксисты, оказывается, ходят с пистолетами, а стюардессы — в военной форме. Скажем спасибо художникам, что Москва, нарисованная в графике, не выглядит как декорации Гулага. Наверное больше всего ее омрачают журналисты, которые задают устаревшие вопросы о детстве и карьере Хармен. Месси же не спрашивают сейчас, как он переехал из Аргентины в Барселону?

И вот женщина-американка-личность обыгрывает мужчину-русского-машину. Как? Американцы пользуются оружием русских — они становятся командой. Как это произошло, кто собрал их всех в одном месте — а забейте. Не мешайте творить идеальный финал, ладно?

Кстати, в последней партии доска на потолке появилась и без транквилизаторов. Что это, чудо? 

Что мы получили по итогу? Сериал, который в интеллектуальном плане вас никак не разовьет, не расскажет реальную историю. Просто вы получите красивую историю, как «Америка wins, USSR проиграл, да здравствуют женщины в этом угрюмом маскулинном мире». 

И качественная подача шахмат, которой так гордятся создатели сериала, таковой не является. Просто в других картинах все было настолько плохо, что шахматисты радуются правильной расстановке фигур. Для массового зрителя и так сойдет. 

И зачем Каспаров вляпался в это?

Шахматный ляп № 64

А теперь поговорим про шахматные неточности. Их больше, чем вы сейчас прочитаете, просто мы не стали выносить мелочи типа: «сначала пешка была здесь, потом ее нет». 

Мистер Шейбл говорит: «Учим Сицилианскую защиту», показывает ее. Но Бетти не повторяет этот дебют, делает другие ходы. Создатели сериала не обращают на это внимание зрителя, так что либо это “пасхалка”, говорящая о непослушности Бетти, либо просчет консультантов. 

В первом же турнире (вторая серия) мы насчитали 7 ляпов (некоторые из них повторятся дальше):

  1. Бэлтик, который «идет к гроссмейстерскому званию», двигает фигуры как новичок. 
  2. Ему предлагают ничью. Бэлтик отказывается. Делает ход. Соперник сразу же сдается. Такого в реальной жизни не бывает. 
  3. Так же, как и хлопков после победы, обнимашек или поцелуя рук соперниц — это же не театр.
  4. Да и турнир странный. Играют с контролем по 1,5 часа на партию, 3(!!!) тура в день. То есть игровой день может длиться 9 часов (это без учета перерывов) — почти в 2 раза больше, чем бывает на самом деле.
  5. Красавчик Таунз, который «попал в пятерку на US Open» зевает элементарную вилку. Кажется, что чемпионат США должен быть чуть сильнее чемпионата Сыктывкара, можно было бы Таунза поумнее показать.
  6. В игре с Бэлтиком соперники начинают болтать во время игры. Такого тоже не бывает в жизни. Это же не чемпионат двора.
  7. Никто не кладет короля, чтобы сдаться. Достаточно остановить часы. Конечно, это нужно для красивой картинки. Но это неестественно. Это как если бы футболист всегда выходил один на один с вратарем, лишь бы добавить противостояния.

«Ни один американец за последние 20 лет и близко не стоял с советскими шахматистами» — очередное допущение для повышения драмы. В реальной жизни в это время уже вовсю играл Роберт Фишер, одиннадцатый чемпион мира. До него неплохо выступал Самуэль Решевский. 

Но как тогда показать хрупкую американскую девочку, которая бросает вызов коммунистам? Поэтому нужно сделать полуреальный мир: вроде есть Капабланка, Ботвинник и Спасский, но нет Петросяна (который в описанное время и был чемпионом мира). Вместо него — вымышленные персонажи.

Четвертая серия, разговор между VASILY BORGOV и KGB: «В любой игре она идет в атаку, и часто оставляет тыл неприкрытым». Кхм, это как? Фигуры обегают доску и появляются сзади?

7 серия, ключевой турнир в Москве. Но даже он не обошелся без ляпов:

  1. Комментатор говорит, что бедная Нона Гаприндашвили не играет с мужчинами, а вот Элизабет Хармен — без всяких проблем садится с ними за одну доску. Но уже в 63 году грузинская шахматистка выиграла на турнире в Гастингсе, первой среди женщин была удостоена звания международного гроссмейстера среди мужчин. Ах да, это же сломает мотив на Girl’s Power from USA. Но тогда опустите историю с Гаприндашвили, зачем самим себе создавать эту проблему?
  2. Разбор отложенной партии с открытой дверью — это как ходить с серпом и молотом рядом с Гитлером, танцуя калинку-малинку. Немного опрометчиво. 
  3. Во всех турнирах сериала последняя партия выглядит как единственная в туре. Как-будто это финал. Но турниры НЕ проводились по олимпийской системе, а значит даже в последнем туре играть должны все участники. 

Вы наверное спросите: «Как же так получилось, что столько мелочей ускользнуло от глаз Каспарова?». На самом деле большую часть шахматной работы делал уже немолодой Брюс Пандольфини, известный американский тренер. Основные претензии к нему.

Но и к Гарри Кимовичу тоже — надо проверять, под чем подписываешься.

Недавно вышедший сериал «Ход королевы» признали самым популярным за историю Netflix. Создателей киноработы консультировал сам Гарри Каспаров, но неточностей у ленты хватает.

Корреспондентка «360» попросила шахматистку с 18-летним опытом разобраться в киноляпах.

Полина Павлова — успешная шахматистка из Воскресенска. Она знает о шахе и мате с трех лет. Профессионально играет с 15-ти, с 20-ти сама организовывает шахматные турниры. «Ход королевы» для нее — история про любовь, а не про шахматы.

Ошибки «Хода королевы». Разбор киноляпов популярного сериала Netflix | Изображение 2

Источник фото: телеканал «360»

«Вторая серия первого сезона на 39-й минуте. Когда в достаточно серьезном турнире играется партия, и соперник делает ход и пережимает фигурой часы. Это не соответствует шахматной этике. В серьезных турнирах шахматисты не пережимают часы фигурой. Просто нажимается рукой», — говорит шахматистка Полина Павлова.

Ошибки «Хода королевы». Разбор киноляпов популярного сериала Netflix | Изображение 3

Источник фото: телеканал «360»

Самый популярный сериал за историю Netflix «Ход королевы» — в подписках только неделю, но первый сезон почти досмотрен, киноляпы отмечены и внесены в план будущих уроков. Через кинопримеры шахматами можно увлечь любого!

Ошибки «Хода королевы». Разбор киноляпов популярного сериала Netflix | Изображение 4

Источник фото: телеканал «360»

«Вторая серия на 40-й минуте: в турнире главная героиня, когда ставит шах своему сопернику, так об этом и сообщает. Шахматисты не предупреждают своего соперника о шахе. Они просто делают это тихо. Делают ход и ждут, заметит ли это соперник. Если соперник не заметил и совершает какой-то другой ход, не защищаясь, то это признается невозможным ходом», — отмечает Полина Павлова.

Ошибки «Хода королевы». Разбор киноляпов популярного сериала Netflix | Изображение 5

Источник фото: телеканал «360»

Создателей сериала консультировал сам Гарри Каспаров, но шахматную легенду словно не дослушали. Неточностей у ленты немало. А ведь «Ход королевы» за первый месяц после публикации посмотрели более 60 миллионов пользователей. И двое из них — новые ученики девушки.

«У них свой бизнес, и они решают, проводят параллель с какими-то бизнес-процессами и шахматами», — говорит Полина.

Наша героиня после разбора сериала убеждена — полностью доверять сценаристам не нужно, а вот посмотреть его — стоит однозначно.

  • Ошибки сериала во все тяжкие
  • Ошибки синего экрана на компьютере
  • Ошибки сервиса message an error has occurred
  • Ошибки синего экрана windows 7 0x0000000a
  • Ошибки семейного воспитания пути их предупреждения педагогика