Ошибки слушания выберите один ответ перебивание поспешные возражения поспешные выводы

Перебивание
собеседника
во время его сообщения. Большинство
людей перебивают друг друга неосознанно.
Руководители чаще перебивают подчиненных,
а мужчины – женщин. При перебивании
нужно постараться тут же восстановить
ход мыслей собеседника.

Поспешные
выводы
заставляют
собеседника занять оборонительную
позицию, что сразу же возводит преграду
для конструктивного общения.

Поспешные
возражения
часто
возникают при несогласии с высказываниями
говорящего. Зачастую человек не слушает,
а мысленно формулирует возражение и
ждет очереди высказаться. Затем увлекается
обоснованием своей точки зрения и не
замечает, что собеседник пытался сказать
то же самое.

Непрошеные
советы
обычно
дают люди, не способные оказать реальную
помощь.

Этику
делового общения следует учитывать в
различных её проявлениях:

  • в отношениях между
    предприятием и социальной средой;

  • между предприятиями;

  • внутри
    одного предприятия – между руководителем
    и подчиненными, между подчиненным и
    руководителем, между людьми одного
    статуса.

Между
сторонами того или иного вида делового
общения существует своя специфика.
Задача и состоит в том, чтобы сформулировать
такие принципы делового общения, которые
не только соответствовали бы каждому
виду делового общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения
людей. Вместе с тем, они должны служить
надежным инструментом координации
деятельности людей, вовлеченных в
деловое общение.

Общий
нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принципа всеобщего
законодательства». Применительно к
деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким
образом: в деловом общении при принятии
решения о том, какие ценности следует
предпочесть в данной ситуации, поступай
так,

чтобы
максима твоей воли была совместима с
нравственными ценностями других сторон,
участвующих в общении, и допускала
координацию интересов всех сторон.

Особое
внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь
к другим так, как вы хотели бы, чтобы
относились к вам»
.

В
отрицательной форме в формулировке
Конфуция оно гласит: «Чего
не пожелаешь себе, того не делай другим».

Это
правило применимо и к деловому общению,
но по отношению к отдельным его видам:
«сверху
вниз»
(руководитель-подчиненный),
«снизу
вверх»
(подчиненный-руководитель),
«по
горизонтали»
(сотрудник-сотрудник)
требует конкретизации.

1.4. Этика делового обшения «сверху вниз»

В
деловом
общении «сверху вниз», т.е. по отношению
руководителя к подчиненному, золотое
правило этики можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь
к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство
и успех делового общения во многом
определяются теми этическими нормами
и принципами, которые использует
руководитель по отношению к своим
подчиненным. Под нормами и принципами
понимается то, какое поведение на службе
является этически приемлемым, а какое
– нет. Эти нормы касаются прежде всего
того, как и на основе чего отдаются
распоряжения в процессе управления, в
чем выражается служебная дисциплина,
определяющая деловое общение. Без
соблюдения этики делового общения между
руководителем и подчиненным большинство
людей чувствуют себя в коллективе
дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным
влияет на весь характер делового общения,
во многом определяет его
нравственно-психологический
климат. Именно на этом уровне формируются
в первую очередь нравственные эталоны
и образцы поведения.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Your Mentor. Дата публикации: 03 января 2021.

Работник правильно слушает своего коллегу

Навык эффективного слушания поможет вам получить работу своей мечты, добиться в ней успеха, произвести хорошее впечатление на ваших коллег и стать отличным лидером по мере своего продвижения. Активное слушание напрямую связано с эффективным руководством, и данная статья – это ваш шанс начать работать над улучшением навыков слушания.

Слушание – это навык, которому можно научиться. Ваше обучение строится на основе новой информации, повышенного самосознания, новых стратегий и практики. Вы получите максимальную отдачу от статьи, если подойдете к ней с твердой уверенностью в том, что вашему слушанию есть куда совершенствоваться.

Мы начнем с оценки ваших навыков слушания. Затем рассмотрим общие проблемы, с которыми сталкиваются люди во время слушания. В конце мы рассмотрим шесть эффективных способов слушания. Так как вы вряд ли сможете практиковать все шесть сразу, выберите несколько из них, которые вы сможете использовать в течение следующих нескольких недель или месяцев.

Оценка ваших навыков слушания

Прежде чем начинать улучшать свое слушание, оцените, в чем вы уже достаточно хороши и где бы вы могли его улучшить. Когда дело доходит до слушания, есть пять основных направлений или намерений слушания:

  • запоминать детали;
  • понимать общую картину;
  • оценивать содержание;
  • обращать внимание на тонкие подсказки;
  • сопереживать говорящему.

Ниже мы распишем все эти направления более подробно, а вы, в свою очередь, возьмите листок бумаги и расположите их в порядке убывания, где номер один – это то, в чем вы в данный момент хороши, а номер пять – это то, чему вы уделяете меньше всего внимания.

Запоминать детали. Здесь все просто, вы умеете запоминать имена, даты и другую конкретную информацию. Если вы хороши в настольной игре Trivial Pursuit, то вы, вероятно, можете назвать запоминание деталей своим навыком слушания номер один.

Понимание общей картины. Это означает, что вы можете понять общий смысл чего-либо, даже если вы не можете вспомнить конкретные детали. Если вы всегда понимаете, в чем заключаются ключевые идеи, когда слушаете, то это одна из ваших сильных сторон.

Оценка содержания. Здесь вы не просто слушаете, но и оцениваете содержание разговора. Например, когда вы слушаете то, что говорит вам продавец, вы просто соглашаетесь со всем, что он говорит, или у вас срабатывает критическое мышление и вы начинаете сомневаться в том, что вы слышите?

Обращать внимание на тонкие подсказки. Слушание – это не только слуховой процесс. Значительная часть смысла сообщения зависит от невербальных сигналов, которые нам дает говорящий: выражение лица, язык тела, тон голоса. Хорошо ли вы замечаете и интерпретируете эти сигналы языка тела?

Сопереживание говорящему. Определенные ситуации требуют от нас глубокого понимания эмоционального состояния говорящего. Считайте это своей сильной стороной, если вы распознаете эмоции и легко можете определить, когда кто-то расстроен, зол, смущен, счастлив и так далее.

Теперь, когда вы определили для себя, в чем ваши сильные стороны во время слушания, давайте поговорим о том, почему этот набор навыков важен для наших общих способностей к слушанию, и дадим вам несколько советов по улучшению ваших слабых сторон.

Совершенствуем слабые стороны слушания

Запоминание деталей – это наша способность прислушиваться к конкретным деталям, которые произносит говорящий, а затем сохранять их. Данный вид слушания полезен, когда ваш начальник дает вам инструкции по сложной, многоэтапной задаче, которую вы должны выполнять. Нам нужно прислушиваться к деталям, когда люди сообщают даты, которые требуют от нас действий.

Если запоминание деталей – это та область, которую вы хотите улучшить, тогда попробуйте следующие шаги. Когда кто-то заговорит с вами, оцените, нужно ли вам прислушиваться к деталям на данном этапе. Спросите себя, нужно ли мне сейчас действовать в отношении этой информации или позже? Какую информацию мне нужно запомнить, чтобы совершить это действие?

Ответ на эти важные вопросы поможет вам решить, на каком уровне слушания вам следует сосредоточиться. Если вам не нужно действовать в соответствии с информацией, например, ваш коллега просто делится своими наблюдениями, тогда понимание общей картины или сочувствие будет более подходящим и эффективным методом слушания.

Однако, если вы часто попадаете в ситуации, когда важно вспоминать детали, попробуйте следующие практические стратегии, чтобы улучшить этот навык. Послушайте не глядя прогноз погоды, а затем посмотрите, сможете ли вы вспомнить дневную температуру на эту неделю. Старайтесь добиться в этом определенных успехов.

В следующий раз попробуйте делать заметки, когда кто-то дает вам инструкции о том, как выполнить конкретную задачу. Возможно, ваш IT-специалист объяснит вам, как очистить кэш или как создать макрос в Excel. Затем попробуйте прочитать записанную инструкцию этому человеку или выполнить задачу на основе сделанных заметок.

Пример эффективного слушания

Бывают ситуации, когда детали, наоборот, отвлекают нас. Если мы фокусируемся на деталях, то можем упустить важную суть сказанного. Иногда полезно сосредоточиться на общем видении, миссии, общей картине. Вы замечали людей, которые после долгой встречи могут в двух словах четко описать суть собрания? Это как раз те люди, которые могут выслушать и понять общую картину.

Спросите себя, как бы вы объяснили информацию кому-то за пределами организации или конкретной беседы? Когда вы можете ясно и кратко объяснить идею кому-то, кто даже незнаком с информацией, вы, вероятно, поняли общую картину.

Помимо этого, вы можете попрактиковаться в понимании общей картины, посетив лекцию и описав после нее основные представленные идеи. Если ваше объяснение выходит за рамки трех предложений, то вы, вероятно, слишком сосредоточились на деталях. В таком случае вам следует улучшать навык понимания общей картины.

При ежедневном общении мы чаще всего используем оценочное слушание. Данный тип слушания проявляется тогда, когда мы должны сформировать мнение после сбора информации или выбрать между двумя позициями, или когда нам нужно оценить сильные и слабые стороны предложения.

В деловом мире оценочное слушание необходимо для обеспечения жизнеспособности организации и поиска предпосылок для будущего роста. Если руководители не слушают критически и не взвешивает имеющуюся информацию, тогда решения, которые они принимают, могут быть ошибочными.

Независимо от вашего стиля слушания задайте себе следующие вопросы: приводит ли говорящий веский аргумент? Являются ли доказательства, которые он предоставляет, достоверными, своевременными и относящимся к теме? Представлены как плюсы, так и минусы? Не вводит ли какая-либо информация в заблуждение?

Отличной площадкой для обучения оценочному слушанию являются новости или спортивные комментарии. В обоих случаях дикторы представляют факты, а затем во время комментариев они представляют свой анализ ситуации. Выслушайте каждый из представленных аргументов, утверждений, доказательств и доводов.

В конце выпуска новостей решите, является ли представленное мнение также вашим мнением, или у вас имеются свои контраргументы и точка зрения. Оценочное слушание требует дисциплины и концентрации внимания только на содержании. Дайте себе время сравнить, сопоставить и принять решение на основании того, что вам преподносят.

Когда мы говорим о понимании тонких подсказок, то это все о чтении невербальных сигналов, которые имеют жизненно важное значение для передачи смысла. Во многих культурах прямое вербальное общение не является нормой. Многие вещи остаются недосказанными, и слушатели должны читать между строк.

Некоторые невербальные сигналы очень тонкие, и их сложно расшифровать

Умение читать едва различимые сигналы – важный навык слушания. Если вы не так хорошо разбираетесь в этом навыке, тогда наблюдайте за людьми. Это можно сделать сидя в парке или за просмотром различных телешоу. Мыльные оперы лучше всего подходят для этого упражнения, но постарайтесь выяснить сюжет.

Еще одно повседневное занятие, которое вы можете практиковать – это прийти на собрание, где вы не знаете участников и их позиции, и попытаться выяснить, кто чей начальник. Как уже упоминалось ранее, тонкие подсказки очень сложно уловить. Поэтому постарайтесь найти наставника, который довольно хорош в этом навыке.

Сочувствие требует времени и энергии, но оно того стоит, так как строит отношения между вами и говорящим. Когда вы смотрите на чуткого слушателя, вы видите, что он отражает эмоции и даже язык тела говорящего. Чуткие слушатели вникают в процесс слушания, чтобы лучше понимать эмоции и чувства говорящего.

Ранее мы писали о понимании общей картины, так вот чуткий слушатель слушает и перефразирует как эмоции, так и содержание. Это способ слушания, который может укрепить доверие и уважение между обеими сторонами.

Сопереживание говорящему важно, когда вы имеете дело с конфликтными ситуациями между членами вашей команды, с сотрудниками, которые отчитываются перед вами, или просто слушаете коллегу, который сильно расстроен из-за возникшей проблемы. Если вы слушаете с сочувствием и демонстрируете понимание сложной ситуации, вы можете рассеять эмоции или даже успокоить разочарованного клиента.

Сопереживание начинается с языка, который звучит в вашей голове как слушателя. Пока вы слушаете, поставьте себя на место этого человека и примерьте на себе его чувства. Полностью погрузитесь в процесс прослушивания, не осуждая и не отвлекаясь. Постарайтесь быть зеркалом говорящего и, если вы говорите, используйте подтверждающие ответы, такие как «Понятно», «Ага».

Если вы вербально участвуете в разговоре, то используйте следующие предложения: «Расскажите мне об этом подробнее», «Я понимаю, почему ты так расстроен из-за этого», «Это случилось впервые?» и другие.

Во время слушания не забывайте уважать чувства говорящего и не используйте фразы, которые бы обесценили их, например: «Это не так уж плохо. Не расстраивайтесь из-за этого» или «Все будет хорошо».

Частая практика улучшит ваши навыки, и лучше это делать в ситуациях, которые не слишком эмоционально истощают вас. Например, послушайте рассказ коллеги о ситуации, которая приключилась с его другом или как сосед рассказывает о ситуации на работе.

Сочувствие выделит вас на работе и в личной жизни. Определите, когда это необходимо, и примените свои навыки на практике, если вы хотите лучше общаться в целом. Но важно помнить, что вы должны правильно применять рассмотренные методы под наиболее подходящие ситуации.

Направления слушания

Вопросы, которые необходимо себе задать

Практические действия

Запоминание детали

Нужно ли мне сейчас действовать в отношении этой информации или позже? Какую информацию мне нужно запомнить, чтобы совершить это действие?

Послушайте прогноз погоды, а затем посмотрите, сможете ли вы вспомнить дневную температуру на эту неделю.

Делайте заметки, когда кто-то дает вам инструкции о том, как выполнить конкретную задачу.

Понимание общей картины

Как бы я объяснил(а) информацию кому-то за пределами организации или конкретной беседы?

Посетите лекцию и по окончании, опишите основные представленные идеи.

После посещения следующего продолжительного собрания, резюмируйте содержание встречи в двух предложения или меньше.

Оценка содержания

Приводит ли говорящий веский аргумент? Являются ли доказательства, которые он предоставляет, достоверными, своевременными и относящимся к теме?

Слушайте политические дебаты и выявляйте недостатки в аргументах обоих ораторов.

Обращение внимания на тонкие подсказки

Что я такого вижу, чего не слышу?

Понаблюдайте за людьми в парке или на телешоу. 

Прейдите на собрание, где вы не знаете участников и их позиции, и попытайтесь выяснить, кто чей начальник

Сопереживание говорящему

Как чувствует себя говорящий?

Слушайте и перефразируйте как эмоции говорящего, так и содержание.

Общаясь с коллегой по работе, у которого другая точка зрения по вопросу, заставьте себя определить две причины, по которым его аргументы имеют смысл.

Трудности эффективного слушания

Когда мы стараемся внимательно слушать, в наших головах много всего происходит. Иногда мы переполнены мыслями, а иногда слишком устали, чтобы следить за ходом повествования. Различают пять конкретных задач, которые занимают наши головы:

  • ментальные фильтры;
  • многозадачность;
  • отвлечение на доставку сообщения;
  • информационная перегрузка;
  • неуместный ответ.

Мы начнем с ментальных фильтров, потому что это самая распространенная проблема хорошего слушания. Эти фильтры автоматически просеивают огромное количество информации, которой мы каждый раз подвергаемся, и пытаются отсортировать, организовать, расставить приоритеты и разобраться во всем по порядку.

Эти фильтры со временем развиваются по мере того, как мы приобретаем определенный образовательный и профессиональный опыт. Иногда мы начинаем смотреть на мир через призму собственного опыта. Когда мы слушаем, мы склонны слышать то, что ожидаем услышать, независимо от того, произносил ли это говорящий или нет.

Наши ментальные фильтры нуждаются в хорошей очистке, если мы эмоционально реагируем на определенные слова, фразы или темы. Наши представления, наши твердые убеждения и предположения о реальности могут в конечном счете осложнить нашу способность слушать открыто и без предвзятого мнения.

Таким образом, независимо от того, вызваны ли фильтры предыдущим опытом или глубоко укоренившимися убеждениями, мы должны иметь возможность отложить свои предположения, чтобы слушать и лучше понимать.

Если вы мысленно ловите себя на том, что заканчиваете чьи-то предложения, или вырабатываете в уме свое опровержение, когда слушаете, то знайте, что это знак к тому, что ваш ментальный фильтр засорен и нуждается в хорошей очистке.

Многозадачность – огромный барьер для хорошего слушания. В наши дни, когда мы постоянно связаны со всеми сразу, так соблазнительно позволить себе отвлечься. Автор Маршалл Голдсмит определяет отличное слушание, как способность заставить другого человека почувствовать, что он единственный человек в комнате.

Все больше и больше исследований показывают, что многозадачность на самом деле вредит, а не помогает нашей эффективности и продуктивности. Одно из таких исследований доказало, что люди на самом деле совершают больше ошибок и замедляют общее рабочее время, когда пытаются переключаться между задачами. Об этом мы уже писали в статье по тайм-менеджменту.

Когда кто-то является к вам с желанием рассказать историю или обсудить рабочие вопросы, у вас есть два варианта: отложить все дела и выслушать человека, дав понять, что он один в комнате или попросить встретиться чуть позже, когда вы разберетесь со срочными делами. Помните, что многозадачность, сколь бы соблазнительной она ни была – не ваш друг, если вы хотите быть хорошим слушателем.

Вы замечали, как меняется ваш интерес к говорящему, когда он часто произносит долгое «м» или «э»? Или когда повествующий постоянно прыгает из темы в тему, делая рассказ абсолютно неинтересным? Это называется отвлечением на доставку сообщения.

Как вам меньше отвлекаться на доставку? Напомните себе, что вы не собираетесь судить о способностях говорящего. Измените свое мышление и сосредоточьтесь на содержании. Убедитесь, что вы действительно сосредоточены на содержании, заставив себя перефразировать сказанное. Когда вы заставляете себя лучше слушать, вы меньше отвлекаетесь на сложности доставки.

Если говорящий говорит слишком тихо, быстро, бормочет или его акцент вам трудно воспринимать, то должны ли вы притворяться, что понимаете его? Конечно, нет. Просите пояснений, если вы кого-то не поняли. Или просите говорить помедленнее, а может, и перефразировать сказанное. 

Настоящие слушатели не делают вид, что слушают. Истинные слушатели слушают, чтобы понять. Не позволяйте доставке мешать вам быть настоящим слушателем.

Постарайтесь вспомнить то время, когда вы присутствовали на лекции и делали для себя заметки. Случалось ли с вами, что вы пытаетесь успеть за лектором, пытаясь сделать больше записей и уловить каждое его слово, но тем самым все больше отставая и меньше улавливая суть речи, и, в конце концов, вы отключаетесь и думаете уже о чем-то своем?

Вы потерпели поражение из-за информационной перегрузки, но вы можете выиграть эту битву, имея некоторый опыт ведения заметок. Вы должны очень избирательно подходить к тому, что пишете в заметках, иначе вы отстаете и упускаете больше, чем слышите.

Что вы должны фиксировать письменно? Это зависит от того, как вы будете использовать информацию, которую слышите. Во время обучения вы хотите увидеть картину в целом, вам нужны общие принципы, а не конкретные факты. Но если вас попросят чуть позже действовать в соответствии с этой информацией, то вы можете вспомнить детали, поэтому зафиксируйте некоторые из них.

Помните, что у нас есть пять основных направлений слушания, и мы всегда должны знать, какое слушание требуется в конкретной ситуации. Как только вы решите, какой тип слушания вам нужен, вы сделаете соответствующие записи.

Подумайте, как вы будете использовать информацию, которую слушаете, и это поможет вам узнать, что записывать. Найдите метод ведения заметок, который работает для вас, и придерживайтесь его. Один из популярных подходов – это метод Корнелла.

Просто экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит вам, и помните: никогда не используйте предложение, когда вы можете использовать фразу, или фразу, когда вы можете использовать слово.

Девушка делает заметки, когда слушает своего коллегу

Предположим, что вам удалось избежать всех проблем со слушанием, которые мы только что описали. Но то, как вы реагируете на только что услышанное, когда собеседник перестает говорить, говорит многое этому человеку о вас, как о слушателе.

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые часто делают люди:

  • Принимать все на свой счет. Это еще называется «автобиографическим ответом».
  • Критиковать. Даже если это неуловимо, если вы несогласны или критикуете кого-то сразу после того, как он закончит говорить, он никогда не будет думать о вас как о хорошем слушателе.
  • Давать советы не спрашивая. У всех нас есть искушение дать совет другим. Конечно, мы хотим быть полезными, но давать советы, когда нас об этом не просят, не демонстрирует нас, как хороших слушателей.
  • Концентрировать внимание на фактах, а не на эмоциях. Если мы фокусируем свое внимание на деталях истории и упускаем из виду общую картину или чувства, которые испытывает говорящий по поводу ситуации, мы не можем быть хорошими слушателями, даже если мы уловили все детали.

Правильное поведение слушателя

Теперь, когда мы изучили пять основных проблем для эффективного слушания, давайте обратим наше внимание на вербальные и невербальные реакции, которые делают нас лучшими слушателями. То, как вы отвечаете своими словами и действиями во время слушания, повлияет на качество разговора и общие отношения с вашим собеседником.

Различают следующие виды поведения при слушании:

  • определение вашей роли слушания;
  • использование эффективных невербальных фраз;
  • уважение к тишине;
  • перефразирование и уточнение вашего понимания;
  • отражение невербальных жестов говорящего и сопоставление его эмоций.

Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности, и вы сможете решить, какие из них нужно включить в ваш план действий для дальнейшей практики.

Ваша основная задача как слушателя – быть рядом с говорящим. Если человеку нужен совет, вы должны его дать. Если он хочет выговориться, вы должны просто выслушать его. Если ему нужна ваша помощь в анализе, вы тоже должны это сделать.

Иногда люди заранее определяют вашу роль как слушателя фразами: «Можно тебе выговориться?», «Могу я тебе рассказать свой секрет?» и так далее. Такие предисловия очень помогают нам, так мы понимаем, что от нас требуется.

Что вам делать, если вы не получите эту устную подсказку?  В таком случае мы советуем уточнить свою роль в начале разговора. Например: «Вы хотите услышать от меня совет?», «Должен ли я делать заметки?» или «Вы звучите так, как будто просто хотите выговориться».

Простое разъяснение вашей роли слушателя спасет вас от последствий недопонимания. Американский семейный консультант Джон Грей предполагает, что пары вступают в споры, потому что мужчины в диалоге стремятся к решению проблем, тогда как женщины просто хотят говорить и услышать сочувствие.

Некоторые из нас инстинктивно прислушиваются в первую очередь к анализу, используют причинно-следственные рассуждения и прислушиваются к деталям, которые могут иметь наибольшее влияние. Из-за внимания к деталям логических слушателей иногда критикуют за то, что они критически оценивают информацию.

В отличие от логических слушателей, благодарные слушатели могут пропустить важную информацию и в первую очередь прислушаться к эмоциям. Знание предпочитаемого вами стиля обработки информации и прояснение своей роли поможет вам стать лучшим слушателем для вашего собеседника.

Альберт Мейерабиан из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса однажды опубликовал статистику, в которой говорилось, что 93% передаваемого сообщения – это эмоциональный смысл сообщения. Эта интерпретация исходит из невербальных сигналов, как тон голоса и язык тела.

В некоторых экспериментах говорящий произносил несколько отрицательных слов в положительном тоне, в то время как слушатели оценивали эти слова. Все слова с положительным тоном оценивались как положительные, даже если буквальные слова были отрицательными.

Как активный слушатель, большинство ваших слов могут быть короткими знаками согласия: «Хм», «Да», «Ага», «Серьезно?». Все, что вам нужно сделать, это сообщить, что вы внимательно слушаете, особенно если вы слушаете по телефону. Помните, что тон важнее ваших слов.

Теперь, что касается невербальных жестов, которые не включают тон или короткие слова. Сначала поговорим о выражении лица. Уместно улыбнуться в ответ говорящему, когда он делится положительным посланием. Если вы не уверены, улыбнитесь примерно на 20 процентов от полной улыбки, чтобы продемонстрировать внимательность и открытость.

Как и улыбка, зрительный контакт может иметь различное значение во всем мире. Независимо от географического положения, старайтесь следовать указаниям говорящего и смотреть ему в глаза. Даже если суть разговора вам неинтересна, не пытайтесь смотреть сверху на говорящего, отражать его поведение и заставлять его чувствовать себя некомфортно, время от времени глядя вниз или в сторону.

В зависимости от того, насколько хорошо вы знаете своего говорящего, ваше личное пространство может варьироваться от 50 сантиметров до одно метра в знакомой ситуации или от одного метра и более в социальной среде.

Только что мы обсудили ментальные и визуальные отвлекающие факторы, с которыми всем нам приходится сражаться, пытаясь внимательно слушать. Но есть еще такое понятие, как физическая и голосовая тишина, которые сделают вас лучшим слушателем.

Физическая тишина, очевидно, означает запрет на ерзание, покачивание, отвод глаз и постоянное изменение положения. Когда вы сидите спокойно и слушаете, вы чувствуете, что все ваше внимание сосредоточено на говорящем, что делает вас более благосклонным слушателем.

Некоторые исследования ясно показали, что молчание в общении с представителями определенных культур, таких как корейская, китайская и японская, можно интерпретировать как уважение и вежливость. Подождите несколько секунд, прежде чем перефразировать. Кивните утвердительно, но ничего не говоря. Поддерживайте зрительный контакт, даже когда собеседник перестает говорить.

Теперь, что касается перефразирования. Буквально это «резюмировать сообщение меньшим количеством слов». Эта техника активного слушания делает две вещи: сообщает говорящему, что вы внимательно слушаете, и позволяет вам проверить свое понимание и сосредоточиться на сути сообщения.

Если вы перефразируете что-то, что не соответствует сообщению, можно надеяться, что говорящий еще раз передаст его и приведет вам другой пример. Перефразирование может звучать так: «Итак, вы говорите, что …», «Вы расстроены, потому что …», «Могу я уделить минутку и рассказать вам то, что я услышал до сих пор?».

В следующий раз попробуйте попрактиковаться в перефразировании и уточнении слов, когда у вас будет возможность кого-то слушать. И то и другое позволит вам повысить ценность вашего активного слушания и сосредоточиться на нем.

Активное слушание также демонстрирует соответствие уровней энтузиазма, озабоченности, счастья или серьезности физической реакции слушателя. Помимо соответствия, отличные слушатели – это зеркало говорящего. Отражение может относиться к физическим движениям или тону голоса.

Например, если кого-то беспокоит то, чем он делится, и он сидит на краю своего стула, вы, сутулясь на стуле, на протяжении всего разговора, физически не говорите: «Я вас слышу». Если кто-то сидит за столом переговоров с двумя вытянутыми руками, вам нужно, чтобы, по крайней мере, одна рука находилась в таком же вытянутом положении, наполовину повторяя его позу.

Незначительное отражение позы или жестов со стороны слушателя создает сплоченность для говорящего. Зеркальное отображение также проявляется в форме скорости речи, выбора словаря, громкости и тона.

Но стоит сделать одно предостережение относительно сопоставления и зеркального отображения. Одно из первых правил работы с трудным клиентом – проявлять понимание и сочувствие. В большей степени это делается с помощью действий, а не слов. Вы можете заметить, что продавцы идут рядом с рассерженным покупателем или стоят рядом с ним, а не лицом к лицу.

В сложном словесном взаимодействии вы хотите снять напряжение в данной ситуации с помощью подходящего по духу языка тела или открытой позы тела и наклоненной в сторону головы. Это одна из ситуаций, когда не рекомендуется отражать или согласовывать эмоции говорящего.

Все виды поведения, перечисленных в этой главе, достаточно легко описать, но тяжело сделать. Мы призываем вас оценить себя и своих коллег. Какое количество людей используют перефразирование? Кто лучше всего справляется с отражением эмоций, когда вы чем-то с ними делитесь? Определение поведения – это первый шаг к тому, чтобы стать хорошим слушателем.

Чтобы совершенствовать свои навыки слушания, старайтесь практиковаться на свадьбах, детских мероприятиях, семейных застольях, собраниях персонала, скучных речах, в общем, везде, где вы сталкиваетесь с другими людьми.

Заключение

Мы хотели бы предложить вам простую стратегию применения на практике того, что вы узнали об эффективном слушании. Выберете себе двух собеседников, а также выберете 2 эффективных поведения слушания из предыдущей главы, и в течение месяца старайтесь практиковаться.

Например, при общении с моим коллегой Михаилом, я буду стараться перефразировать информацию, которую получаю от него. А при общении с моей подругой Ириной, я буду использовать прием отражения эмоций, когда она будет рассказывать о своих сложных семейных отношениях. Старайтесь упражняться таким образом, чтобы у вас вырабатывалась привычка.

Не забывайте развивать свои слабые стороны в слушании, как внимание к деталям, понимание общей картины, оценка информации, понимание тонких подсказок и сочувствие. Все эти типы слушания важны в разных ситуациях.

Что еще интересного почитать


Ответы на тесты ПК Годовикова

ВЫ СТУДЕНТ  ПК им. Годовикова (Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова)?
ОБУЧАЕТЕСЬ ДИСТАНЦИОННО?

На ЭТОМ сайте, Вы найдете ответы на вопросы тестов и другую помощь с учебными работами
Регистрируйтесь, находите Ваш предмет, пополняйте баланс и без проблем сдавайте тест.

Как посмотреть ответ: ИНСТРУКЦИЯ

/psikhologiya-sotsialno-pravovoj-deyatelnosti-1-1/6438-oshibki-slushaniya

Если у Вас нет времени или желания, сдавать тесты при помощи нашего сайта, напишите нам и Мы сделаем это за Вас. — ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

МЫ ТАКЖЕ МОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ПО ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ — ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

НА РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ДЕЙСТВУЕТ ГАРАНТИЯ «ЛУЧШЕЙ ЦЕНЫ«, напишите нам, кто Вам предлагает дешевле чем у нас и где Вам это предлагают, мы проверим и если информация подтвердится, мы сделаем дешевле чем у них.

1.

Виды и техники слушания

2.

Виды слушания:
Рефлексивное
(активное)
Нерефлексивное
(пассивное)
Эмпатическое

3.

Нерефлексивное (пассивное)
слушание
• это умение внимательно молчать, не
вмешиваясь в речь собеседника своими
замечаниями
• Слушание этого вида особенно полезно тогда,
когда собеседник проявляет глубокие
чувства (гнев, горе, горит желанием высказать
свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие
вопросы)
• Ответы при нерефлексивном слушании должны
быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-ину!», «Продолжайте», «Интересно» и т. д.

4.

Рефлексивное (активное) слушание
• представляет собой процесс расшифровки
смысла сообщений.
• Выяснить реальное значение сообщения
помогают рефлексивные ответы, среди
которых выделяют:
• выяснение
• перефразирование
• отражение чувств
• резюмирование

5.

Выяснение
• обращение к говорящему за уточнением
получаемой информации при помощи
ключевых фраз типа:
«Я не понял» ,
«Правильно ли я понял, что…» ,
«Что вы имеете в виду? » ,
«Пожалуйста, давайте уточним, это — …»
и т. п.

6.

Перефразирование
• собственная формулировка сообщения
говорящего для проверки его точности.
Ключевые фразы:
«Как я понял Вас. . . » ,
«Вы думаете, что. . . » ,
«По вашему мнению. . . »
и т. д.

7.

Отражение чувств
• акцент делается, соответственно, на
отражении слушающим
эмоционального состояния говорящего
при помощи фраз:
«Вероятно, вы чувствуете. . . » ,
«Вы несколько расстроены. . . »
и т. д.

8.

Резюмированние
• подытоживание основных идей и чувств
собеседника.
Ключевые фразы:
«Вашими основными идеями, как я
понял, являются. . . » ,
«Если теперь подытожить сказанное
вами, то. . . »

9.

Резюмирование уместно в ситуациях
• обсуждения разногласий в конце беседы;
• во время длительного обсуждения вопроса;
• при завершении разговора

10.

Типичные ошибки слушания:
перебивание
поспешные выводы
поспешные возражения
непрошенные советы

11.

Рефлексивное (активное) слушание
незаменимо:
• в деловых переговорах,
• в ситуациях, когда ваш партнер по общению
равен или сильнее вас,
• в конфликтных ситуациях, когда собеседник
ведет себя агрессивно/демонстрирует свое
превосходство
• это очень хорошее средство успокоиться,
настроиться самому (и настроить собеседника)
на деловую волну, особенно если у вас возникает
желание надерзить вашему партнеру, развить
начавшийся конфликт

12.

Пассивное /нерефлексивное
слушание
Здесь важно:
• просто слушать человека,
• просто давать ему понять, что он не один, что
вы его слушаете, понимаете и готовы
поддержать.

13.

При эмпатическом слушании:
не дают советов,
не стремятся оценить говорящего,
не морализируют,
не критикуют,
не поучают

14.

Техники слушания
1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
2. Поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком).
3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.
4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка
слов.
5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Побуждение («Ну и… И что дальше?»).
7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).
8. Наводящие вопросы: (Что? где? когда? почему? зачем?)
9. Оценки, советы.
10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу,
подсказывает слова).
11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина).
12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь
формально).
13. Логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о
причине события.
14. «Хамовитые реакции» («Глупость», «Ерунда все это!»)
15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
16. Пренебрежение к партнеру

Слайд 1

Коммуникации
в профессиональной деятельности

Коммуникации  в профессиональной деятельности


Слайд 2Лекция 2
Речь как вербальное средство коммуникации

Лекция 2 Речь как вербальное средство коммуникации


Слайд 3ПЛАН ЛЕКЦИИ

Речь как знаковая система .
Условия успешной

речевой коммуникации.

2. Слушание в деловой коммуникации.

3. Вопросы

и ответы в деловой коммуникации.

4. Критика в деловой коммуникации.

ПЛАН ЛЕКЦИИ  Речь как знаковая система . Условия успешной речевой коммуникации.


Слайд 4Вопрос 1
Речь — исторически сложившаяся форма 
общения  людей посредством языковых 
конструкций,  создаваемых на основе 
определенных правил. 

Правила языкового конструирования имеют 
этноспецифические особенности, которые 
выражаются в системе фонетических, 
лексических, грамматических и 
стилистических средств и правил общения на данном языке. 
Речь тесно

интегрирована со всеми 
психическими процессами человека.

Вопрос 1  Речь - исторически сложившаяся форма  общения  людей посредством языковых  конструкций,  создаваемых на основе  определенных правил.    Правила языкового


Слайд 5 Язык — это система знаков и

способов их соединения, которая служит орудием выражения

мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Язык — это зеркало культуры.
Язык — это и передатчик, носитель культуры.
Язык — это и орудие, инструмент культуры.

Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит


Слайд 10Правила успешной коммуникации

1. Слушать и слышать собеседника.
2.

Не прерывать на половине фразы. Дослушивать собеседника.
3.

Объяснять максимально простыми словами.
4. Использовать наглядность.
5. Максимально иллюстрировать свои рассуждения личным опытом.
6. Опираться на высказывания известных личностей.
7. Раскрашивать речь эмоциями.
8. Заряжать собеседника своей энергетикой.
9. Если собеседник теряет интерес, остановить процесс изложения материала, задать вопрос собеседнику с целью вернуть его внимание.
10. Говорить размеренно и в одном темпе, выбирать скорость речи, которая позволит собеседнику уловить смысл каждой фразы.

Правила успешной коммуникации  1. Слушать и слышать собеседника. 2. Не прерывать


Слайд 11Вопрос 2
Умение слушать – это важнейшее условие

правильного понимания точки зрения собеседника, а в

целом — залог успешной деловой коммуникации.

Статистика утверждает, что
40% рабочего времени современных администраторов посвящены слушанию,
35 % тратится на речь,
16 % тратится на чтение,
9 % на письмо.

Однако действительно умеют слушать лишь 25 % менеджеров.

Вопрос 2 Умение слушать – это важнейшее условие правильного понимания точки зрения


Слайд 12Трудности эффективного слушания

Высокая скорость умственной деятельности
Антипатия к

чужим людям
Избирательность внимания
Потребность реплики

Трудности эффективного слушания  Высокая скорость умственной деятельности Антипатия к чужим людям


Слайд 13Типичные ошибки слушания

Перебивание
Поспешные выводы
Поспешные возражения
Непрошенные советы
Коммуникативные барьеры

Типичные ошибки слушания  Перебивание Поспешные выводы Поспешные возражения Непрошенные советы Коммуникативные барьеры


Слайд 14Вопрос 3

Значение вопросов в деловой коммуникации:
— вопрос –

удобная форма побуждения ;
— вопрос – удобная

форма привлечения внимания;
— вопросы несут определенную информацию;
— с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);
— вопросы помогают разговорить партнера;
— правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
— вопросы создают основу для доверительных отношений.

Вопрос 3  Значение вопросов в деловой коммуникации: - вопрос – удобная форма


Слайд 16 Требования к формулировке вопросов
1. Вопрос

должен заключать в себе определенный смысл. Если

в матрице вопроса заложена бессмысленная информация, то вопрос поставлен не корректно и в этом случае не стоит ожидать на него четкого ответа.

2. Формулировка вопроса должна быть четкой и ясной. Формулировки или термины, не несущие смысловой нагрузки в вопросе, путают отвечающего и не позволяют ему дать конкретный исчерпывающий ответ.

3. В основе вопроса должна лежать истинность предпосылок. Если в матрице вопроса лежит ложная информация, то отвечающему придется либо поправить партнера, либо просто уйти от ответа.

Требования к формулировке вопросов  
 1. Вопрос должен заключать в


Слайд 17Некорректные вопросы

1. вопросы, задевающие интимную сферу жизни;
2.

вопросы, вторгающиеся в коммерческую или служебную тайну;
3.

плохо сформулированные вопросы

Некорректные вопросы  1. вопросы, задевающие интимную сферу жизни; 2. вопросы, вторгающиеся


Слайд 18Технические приемы ухода
от некорректных вопросов

ответ

вопросом на вопрос;
переадресовка, отправление к более компетентному

лицу;
игнорирование ;
перевод разговора на другую тему;
«срочное дело»;
демонстрация полного непонимания ситуации;
негативная оценка самого вопроса;
заменить ответ иронией, сарказмом, юмором;
метод бумеранга.

Технические приемы ухода  от некорректных вопросов   ответ вопросом на


Слайд 19Требования к ответам

1. Ответ должен быть информативнее

вопроса.
2. Ответ следует давать на языке

вопроса. Если вопрос корректен, то и ответ должен быть корректен.
3. Ответ на некорректный вопрос должен содержать в себе информация о неправильности вопроса.
4. Ответом на вопрос может быть другой вопрос. Этого правила следует придерживать только в том случае, если необходимо уточнить смысл заданного вопроса.
5. На сложные проблемные вопросы отвечать надо, если имеется продуманный вариант решения этой проблемы. Если такого варианта нет, то лучше не импровизировать.
6. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть на него ответ.

Требования к ответам  1. Ответ должен быть информативнее вопроса. 
 2.


Слайд 20Вопрос 4

Критика
(от др.-греч. — искусство разбирать, судить), имеет два

значения:

1. разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать

оценку;
2. отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков.

Вопрос 4  Критика (от др.-греч. — искусство разбирать, судить), имеет два значения:


Слайд 21Алгоритм критики

• создание доброжелательной атмосферы путем выделения

положительных качеств сотрудника;
• высказывание претензий по существу

дела;
• установление обратной связи и отслеживание реакции на критику;
• позитивный выход из критики с демонстрацией надежды на способность сотрудника исправить ситуацию.

Алгоритм критики  • создание доброжелательной атмосферы путем выделения положительных качеств сотрудника;


Слайд 22Позитивная критика 
всегда ситуативно уместна,
осуществляется в присутствии объекта 
критики,

предметом критики являются дела и поступки, а

не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал,
объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы,
конечная цель критики — решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем,
цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!

Позитивная критика   всегда ситуативно уместна,  осуществляется в присутствии объекта  критики,  предметом


Слайд 23Основные принципы позитивной критики

— предметность: ошибки, недочёты,

неверные высказывания, неверные умозаключения, некорректные поступки –

основной предмет для рабочей конструктивной критики; особенности, характер, ценности личности не могут подвергаться критике,
— уместность: критика возможна только в присутствии работника, совершившего ошибки, и в ситуации tete-a-tete, публичная критика оскорбительна и недопустима в деловой коммуникации,
— нацеленность на результат: критика нужна для того, чтобы улучшить работу и скорректировать недостаток,
— конкретность, фактичность и
доказательность: критике могут подвергаться только недостатки и промахи в работе, которые имеют основу и ясные доказательства.

Основные принципы позитивной критики  - предметность: ошибки, недочёты, неверные высказывания, неверные


  • Ошибки случаются у всех
  • Ошибки случаются карты не стеклянные
  • Ошибки служебной части файлообмена титульного листа отчетности что это
  • Ошибки служебной части файла обмена титульного листа отчетности что это означает
  • Ошибки служебной части файла обмена титульного листа отчетности что это значит 0400200005