Ошибки социального работника при консультировании клиента

Типичными
ситуациями в профессиональной деятельности
социального работника являются
знакомство,
повторная встре­ча с клиентом,
консультирование, повседневное общение
(напри­мер, в стационаре), общение с
окружением клиента.

Знакомство.
Знакомство с клиентом может произойти
в сте­нах учреждения или дома у клиента.
Где бы ни происходила первая встреча,
к ней нужно подгото­виться.

В
первую очередь, следует наметить вопросы,
которые не­обходимо задать клиенту,
и составить схему беседы. Необходимо
тщательно продумать манеру
своего
поведе­ния — она должна быть достаточно
деловой, но не сухой, спокойной и
доброжелательной. Клиент должен
чувство­вать, что он пришел туда, где
его ждут и где ему окажут помощь. Даже
если лимит времени исчерпан, не следует
давать по­нять клиенту, что социальный
работник — человек чрез­вычайно
занятый. Для каждого человека его личные
проблемы имеют гораздо боль­шее
значение, чем проблемы всех остальных.
Поэтому торопливость и откровенная
невни­мательность социального
работника в конце затянувшейся встречи
для клиента оскорбительны и неприятны.

Одежда
социального работника имеет большое
значение при знакомстве с клиентом.
Социальный работник чаще всего имеет
дело с клиентами малообеспеченными,
поэтому показной «шик» в одежде и облике
неприемлем — это будет оскорблять
клиентов, вызовет их негативное отношение
к со­циальному работнику и системе
социальной защиты вообще. Но не лучшее
впечатление произведет и одежда
неопрятная, небрежная. В любом случае
одежда не должна привлекать вни­мание
к себе или тем более переключать внимание
на себя пол­ностью — это сделает
клиента рассеянным, а общение — менее
эффективным. Социальный работник должен
одеваться и причесываться так, чтобы
не одежда, а он сам привлекал внимание
клиента.

Беседу
следует начинать с приветствия
и представления.
Представляясь, социальный работник
должен назвать свое имя, отчество,
фамилию и должность. Если договоренность
о встрече была достигнута ранее (например,
по телефону), следует упо­мянуть об
этом, чтобы клиент знал, что с ним беседует
имен­но тот специалист, с которым он
уже разговаривал. Если же произошла
неожиданная замена социального работника,
сле­дует объяснить причину этого.

Выясняя
сущность проблемы клиента и его мнение
по пово­ду необходимой помощи, следует
в корректной форме зада­вать уточняющие
вопросы — не каждый клиент может
гово­рить логично и по существу
проблемы; волнение и растерян­ность
человека также могут повлиять на ход
беседы. Получив всю нужную информа­цию,
важно в присутствии клиента внимательно
просмотреть ее, чтобы удостовериться,
что ни один существенный вопрос не
упущен, и затем вкратце повторить клиенту
основные, ключе­вые моменты беседы,
чтобы он мог убедиться, что его поняли
правильно.

Если
в ходе первой встречи не были решены
все вопросы, то социальному работнику
и клиенту следует договориться о времени
повторной встречи. Инициативу в
установлении связи следует проявить
со­циальному работнику.

Если
первая встреча с клиентом происходит
в учреждении социальной защиты, во
время приема

населения, то следует го­товиться к
ней и к приему заранее. День приема
устанавливать­ся заблаговременно и
соблюдается неукоснительно. Не следует
менять дни приема, если, например, они
проводятся в определенные графиком
работы учреждения дни недели или месяца
— не зная об изменениях, клиент может
напрасно потерять время.

Организуя
прием, следует подумать о его длительности.
Социальный работник должен стараться
огра­ничить время приема одного
клиента 30 минутами и стре­миться к
соблюдению установленного графика.
Необходимо позаботиться об элементарных
удобствах для ожидаю­щих приема
посетителей — в приемную следует
поставить стулья или кресла.

Если
запись на прием ведется заранее,
необходимо прини­мать клиентов в
порядке очередности в соответствии с
назна­ченным временем. Клиенты,
пришедшие без предваритель­ной записи,
также должны быть приняты, однако в
после­днюю. Однако бывают ситуации,
когда пришедший без предваритель­ной
записи клиент по объективным причинам
не может ожи­дать. В этом случае его
можно принять вне очереди, заручив­шись
предварительно согласием ожидающих.

Помещение,
где проводится прием, должно быть чистым,
проветренным и достаточно свободным,
даже если оно невелико. Для записи
информации, деловых заметок следует
подгото­вить не листы писчей бумаги,
а блокнот или тетрадь — кли­ент также,
как и социальный работник, знает, что
отдельные листы быстро теряются и
информация, которую они содер­жат,
может быть утрачена. Стол социального
работника должен быть максимально
сво­бодным — лишние документы, папки
и тем более посторонние, личные вещи на
столе скажут отнюдь не о деловитости
работ­ника, а о его неорганизованности,
неподготовленности к встрече.

Существуют
определенные рекомендации, касающиеся
рас­положения собеседников в процессе
общения. Лучшим вари­антом считается
тот, когда оба собеседника сидят,
располо­жившись при этом под углом
45 градусов друг относительно друга, —
такая позиция дает возможность в первую
очередь клиенту чувствовать себя
увереннее, раскованнее и защищеннее.

Если
первая встреча происходит по месту
жительства клиен­та, то, готовясь к
ней, социальный работник должен уточнить
время встречи — оно должно быть удобным
для клиента. Если встреча происходит
в холодное время года, социально­му
работнику, войдя в квартиру, следует
снять верхнюю одеж­ду. Не рекомендуется
принимать предложения клиента пообе­дать
или выпить чай — клиенты социальных
служб чаще все­го люди малообеспеченные,
и гостеприимство им в букваль­ном
смысле слова может дорого стоить. Нужно
деликатно от­клонить предложение,
поблагодарив.

Консультирование.
Консультирование является наиболее
де­ликатной формой общения с клиентом.
Социальному работ­нику следует
помнить, что клиент пришел за советом,
а не за тем, чтобы выслушивать нотации,
поучения или получить оценку своих
качеств. Тон беседы ни в коем случае не
должен быть назидательным и нравоучительным,
а тем более обличи­тельным — он должен
быть дружеским, даже если клиента есть
за что осуждать.

Прежде
чем давать рекомендации, следует задать
дополни­тельные вопросы клиенту для
получения всей необходимой информации.
Необходимо выяснить также, чего именно
от консультации ждет клиент. После того,
как социальный ра­ботник собрал
достаточную информацию и принял решение,
он может рекомендовать своему клиенту
различные возмож­ные варианты решения
проблемы. Разбирая каждый из выб­ранных
вариантов, следует рассматривать все
его возможные аспекты — правовые,
психологические, бытовые, медицинс­кие,
не забывая о негативных последствиях.

При
этом не следует настаивать на выборе
одного из них — это право принадлежит
клиенту. Если клиент настойчиво тре­бует
конкретных рекомендаций в части своих
последующих дей­ствий, то следует,
тем не менее, избегать их. Если клиенту
необходимо несколько консультаций,
следует сразу обговорить, когда и по
какому поводу будет проведена следующая,
причем здесь социальный работник может
проявить настойчивость — это поможет
клиенту мобилизоваться и вы­полнить
запланированные действия своевременно.
Если же сро­ки следующей консультации
точно установить невозможно, не­обходимо
договориться о способах взаимного
информирования. Консультационная работа
прекращается, когда проблема клиен­та
решена или по его желанию. Если клиент
неожиданно перестал посещать консультации,
социальному работнику следует связать­ся
с ним и выяснить, почему это произошло.

Постоянное
общение.

Имеет место во время его пребывания в
стационарном учреждении, во время
надомного обслуживания, т. е. в случаях,
когда встречи с клиентом происходят
постоянно и регулярно. Повседневные
встречи предполагают более или менее
близ­кое знакомство социального
работника с клиентом, поэтому и
приветствие, и беседа могут носить менее
официальный харак­тер. Но, несмотря
на то, что знакомство может быть достаточно
длительным, общение с клиентом не должно
стать фамильяр­ным.

Приветствуя
клиента как старого знакомого, следует
обра­тить внимание на его внешний
вид, отметить в разговоре по­ложительные
изменения — этим социальный работник
про­демонстрирует свое внимание к
клиенту и в то же время сде­лает ему
комплимент. Рекомендуется узнать,
произошли ли какие-то изменения в жизни
клиента — в состоянии его здо­ровья,
в отношениях с семьей и на работе, о том,
что волнует клиента. Даже если социальный
работник пол­ностью осведомлен об
обстоятельствах клиента, следует дать
ему высказаться. Это нужно в первую
очередь для того, чтобы клиент, даже
находящийся в стацио­наре и нуждающийся
в постоянном и полном уходе, т. е.
физи­чески ослабленный и беспомощный,
не переставал чувствовать себя активным
участником событий, чьи действия и
мнения важны.

Находясь
в стационаре, клиент в большей или
меньшей сте­пени испытывает чувство
одиночества. Социальный работник призван
воспол­нить недостающие социальные
связи, быть при необходимос­ти
источником информации и терпеливым
собеседником, с которым клиент хотел
бы обсудить интересующие его вопросы,
даже если они не относятся к делу прямо
и носят характер бесе­ды по душам.

Одинокому
клиенту социальный работник чаще всего
заме­няет семью. В этом случае, осознавая
всю важность своей миссии, социальный
работник должен макси­мально
способствовать восполнению дефицита
родственных связей клиента. В его
отношениях с клиентом должны при­сутствовать
не столько профессиональный инте­рес,
сколько душевное тепло и чисто человеческие
чувства. Вместе с тем следует помнить,
что, как бы искренне не стре­мился
социальный работник сыграть роль члена
семьи для своего клиента, роль супруга
(супруги) является этически невозможной
и неприемлемой.

Работа
с клиентом в медицинском учреждении.

Несколько иначе должны строиться
отношения с клиентом, находящим­ся в
стационарном медицинском учреждении
(больнице, са­натории и т. п.), хотя и в
этом случае предполагается регу­лярный
длительный контакт. В такой ситуации
социальный работник выполняет роли
психотерапевта и активного помощ­ника
медицинского персонала. Для успешного
выполнения этой миссии социальный
работник при первом же посещении
медицинского учреждения должен
представиться лечащему врачу и получить
всю необходимую информацию о состоянии
больного, диагнозе, прогнозах лечения,
рекомендациях.

При
регулярных посещениях своего клиента
социальный ра­ботник должен основное
внимание уделять его самочувствию и
тактично помогать ему выполнять
рекомендации лечащего вра­ча. Не
следует внушать больному священный
ужас перед заболеванием и его состоянием
здоровья — как правило, это приводит к
тому, что человек «уходит в болезнь».
Не менее ошибочной является так­тика,
когда социальный работник делает вид,
что болезнь — это всего лишь каприз
клиента: недооценка тяжести состояния
ос­корбляет больного человека.
Недопустимым является покрови­тельственный
тон по отношению к больному человеку.

В
отношениях с больным клиентом следует
проявлять вни­мание, чуткость, заботу
и оптимизм — надежду на выздоров­ление,
хотя бы частичное. Неуместно легкомысленное,
чрезмерно оптимистичное от­ношение
к течению действительно тяжелого
заболевания и его исходу: несмотря на
то, что даже в случае терминальной стадии
онкологического заболевания больной
надеется на благоприятный исход, в душе
он знает, что болезнь его крайне тяжела
и даже смертельна. Поэтому чрезмерно
бодрые высказывания социального
работника по поводу исхода болезни
могут привести к противоположному
результату: больной клиент почувствует
обман и лишний раз убедится в тяжести
своего состояния. В таких случаях
наибо­лее уместен оптимизм умеренный.
Социальный работник дол­жен сообщить
клиенту, что знает о тяжести болезни,
но наде­ется на то, что клиент сможет
мобилизовать максимум сил для борьбы
с ней, а для этого в первую очередь
необходимо сохранять присутствие духа
и тщательно соблюдать предпи­сания
лечащего врача. То есть и в этом случае
следует подчер­кивать необходимость
активной позиции клиента.

Лечение,
как правило, не заканчивается в стационаре
— чаще всего клиенту предписывается
пройти более или менее длитель­ную
реабилитацию. Социальный работник в
этой ситуации помогает своему клиенту
проводить реабилитационные мероприятия,
органи­зуя эту его деятельность и
поддерживая его морально.

Общение
с социальным окружением клиента.

Такого рода контакты устанавливаются
социальным работником по мере
необходимости
с согласия клиента, поэтому инициатива
в установлении контактов должна исходить
от последнего.

Для
максимально успешной совместной
деятельности социальный работник должен
сообщить о своем статусе, роли и целях
предполагаемого сотрудничества. Следует
помнить, что принуждение к сотрудничеству
в данном случае неуместно — только
разъяснение и убеждение может
заинтересовать близких кли­ента в
совместных с социальным работником
действиях.

Для
первой встречи уместно пригласить
близких клиента в учреждение социальной
защиты — это позволит создать
соот­ветствующую обстановку для
беседы; причем в этом случае рекомендации
по поведению и действиям социального
работ­ника не будут отличаться от
тех, которые были даны ранее по случаю
общения с клиентом, однако тон беседы
теперь умест­нее не сочувственный, а
деловой. В дальнейшем встречи мо­гут
происходить по мере необходимости, как
в помещении со­циальной службы, так
и по месту работы или жительства близ­ких
клиента. При каждой встрече целесообразно
обменивать­ся информацией о результатах
деятельности и координиро­вать планы
на будущее. По итогам работы каждому из
участ­ников совместной деятельности
следует высказать слова бла­годарности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

(ГОУ ВПО ИГУ)

Психологический факультет

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Возрастно-психологическое консультирование»

на тему:

«ТРУДНОСТИ И ОШИБКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ».

Работу выполнила студентка

5 курса группы 13511

Очной формы обучения

Проказина М.Н.

Проверил:

Кедярова Е.А.

Иркутск, 2013 год.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………3 стр.

2. Определение психологического консультирования, его задачи….4 стр.

3. Консультативный контакт, его функции……………………………8 стр.

4. Трудности и барьеры общения……………………………………..13 стр.

5. Заключение…………………………………………………………..18 стр.

6. Библиографический список…………………………………………20 стр.

ВВЕДЕНИЕ:

Сегодня, в быстром темпе жизни и общественных отношений, можно наблюдать большой рост обращения людей к психологам-консультантам и психотерапевтам. Это объясняется многими причинами, но, по нашему мнению, причина кроется в противоестественном направлении построения межличностного общения, которое закономерно стремится к формальным взаимоотношениям.

Актуальность нашей работы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в трудных жизненных ситуациях, приобретает все больший социально-психологический спрос среди населения. Образование профессиональных специалистов данной сферы психологической помощи необходимо для помощи и поддержки людей в плане помощи самим себе, но к сожалению в наше время очень много «не профессиональных» психологов и психотерапевтов, которые открывают кабинеты, ведут онлайн консультации, проводят тренинги и семинары, не имея настоящего диплома и сертификатов. На наш взгляд люди, которые обращаются к таким «лже целителям душ», зачастую даже не подозревают кто перед ними сидит, и кому доверяют по истине важные факты и истории их жизни.

Проведя теоретическое и практическое осмысление проблемы, мы пришли к выводу, что ошибок и трудностей в консультировании можно избежать, если знать и профессионально подходить к консультированию.

Целью работымы определим, как, теоретическое осмысление ошибок и трудностей консультирования, определим, что такое консультативный контакт, его функции. Также опишем трудности и барьеры общения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ.

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Что такое психологическое консультирование? Ответ на этот вопрос связан с принятием психологом ответственности за свое воздействие на другого человека, с осознанием средств и способов, меры этого воздействия. Естественно, что содержанием этого вопроса занимались многие ученые, такие как Р. Кочунас, Г.С. Абрамова, Л.Б. Шнейдер, Р.С.Немов, О.В. Хухлаева, Н.М. Беркс, В. Stefflireи другие.

Как сказал Г. Эббингауз: «Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю», — консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 года, когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология», или с 1952 года, когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использовалось также не психологами, а социологами.[45,18]. Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, которая выдавала разрешение на практику в частных кабинетах, предложили свое определение. Они определили, что консультирование- это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятия решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений [4,9]. На наш взгляд, это определение раскрывает только часть того, что может представлять консультирование, Н.М. Беркс и В. Stefflire занимались вопросом консультирования и давали следующее определение: «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек.» [4,10], очень хорошее определение, так как на наш взгляд Беркс и Stefflire акцентировали внимание именно на профессионализме консультанта и на отношение «личность-личность», это очень важно в консультировании, важно слышать и услышать клиента.

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2.Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3.Консультирование способствует развитию личности.

4.В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.[4 , 10].

Итак, проведенное нами рассмотрение определений разных авторов, дает возможность определить психологическое консультирование как особую область практической психологии, связанную с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения проблемы, с которой столкнулся в жизни клиент.

Но, этого недостаточно, чтоб избегать ошибок в своем консультировании, нам необходимо определить задачи, которые помогут нам в дальнейшей профессиональной карьеры благополучно обходить трудности. Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем.

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)[4 ,15]

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Социально-психологический тренинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям.[4, 18]

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ, ЕГО ФУНКЦИИ.

Установление связи необходим консультанту. Клиент и консультант должны взаимодействовать друг с другом, и поэтому на профессионализм это очень влияет. Когда есть контакт, ранее незнакомые люди становятся ближе, становятся более «вместе». Контакт в нашем понимании, это когда консультант слышит и чувствует клиента, а клиент слышит и чувствует консультанта. Контакт помогает не только передавать информацию без потерь, но и эффективно влиять.

Проведя теоретический анализ специальной литературы по установлению контакта, мы поняли одну закономерность, что контакт будет эффективен и более продолжителен если выполнять простые «ритуалы», а именно: заход слева, касание, приветствие, доброжелательный и теплый голос, комплименты, благодарность и так далее. Если же консультативный контакт установлен, то консультант полностью может привлечь и захватить внимание клиента. Клиент в свою очередь ощущает доверие и безопасность, и признает консультанта «своим» человеком. Консультанту необходимо показать своим видом, глазами, положением тела интерес к клиенту, создать для клиента легкую атмосферу.

Но, популярная литература, «житейская» психология, СМИ, социальные сети, телевидение, во весь голос кричат о том, что люди в 21 веке разучились говорить друг с другом. Для людей более удобно и комфортно общаться не видя собеседника, они чувствуют расслабление, удовлетворение в общении. Пользуясь этим «не профессиональные» психологи и психотерапевты открывают свои социальные странички и организовывают онлайн конференции, тренинги, и консультации. И большая часть обращавшихся за помощью через интернет даже не подозревают что по ту сторону экрана сидят в основном не психологи и психотерапевты, и даже не обычные люди, а роботы, компьютеры которые принимают, сортируют, и отвечают с помощью «шаблонных» высказываний. На наш взгляд этот прогресс, ни к чему хорошему не приведет, люди с каждым днем отходят от общения и обходят стороной библиотеки. А ведь еще одна проблема трудности консультирования, это образованность, просвещенность, интеллигентность и мышление консультанта. Ведь клиент идя к консультанту надеется, что именно «последняя инстанция» в лице профессионала поможет ему и направит на нужную дорогу и укажет правильный путь. Также на широту консультативного контакта на наш взгляд влияет мышление психолога-консультанта. Ведь именно мысль выступает как конечный или промежуточный продукт. Насколько та или иная мысль ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову –решать клиенту, вы должны дать ему почву для раздумий и своих умозаключений. Консультант должен продуктивно и адекватно оценивать ситуацию.

Можно еще много рассуждать о том, что нужно для успешного контакта, как подойти, как посмотреть, что сказать при первой встречи, это важно, какие барьеры и препятствия общения в 21 веке претерпевают люди, но и важно знать и понимать «фундамент» науки. Пусть это возможно будет сказано громко, но установление контакта это целая наука.

Еще 1975 г. С. Rogers задал вопрос: «Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?». На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1.Два лица находятся в психологическом контакте.

2.Первый персонаж, назовем его «клиентом», пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3.Второй персонаж, назовем его «консультантом», активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.[4,47]

С. Rogersговорил о том, что если выполняются вышеперечисленные условия, этого будет достаточно, чтоб установить контакт с клиентом, и тогда изменения в личности произойдут через некоторое время.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким. Мы выше уже отмечали то, что клиент идет к консультанту с надеждой о помощи, и порой раскрывает самые интимные вещи своей личной и профессиональной жизни. И задача консультанта объяснить клиенту, что все что будет сказано сейчас, останется в пределах кабинета, никто и никогда не узнает то, что вы мне сейчас расскажите. После этих слов, клиент расслабляется и в больших случаях рассказывает то, что сам иногда огорчается, удивляется и даже приходит в ужас, как он жил и поступал. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские отношения.

Также вопросом о контакте именно со стороны консультаций занимались такие ученые-исследователи как Gelso, Cristiani, George,Carter и другие.

George и Cristiani определяли консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни[4,47]. На наш взгляд очень позитивное определение, которое воодушевляет и даже направляет на установление контакта с консультантом.

Также Gelso и Carter писали, что консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения [4, 48].

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani выделили шесть основных параметров [4, 49]:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

  • добросовестность.

Что касается функций консультативного контакта, мы можем все вышесказанное логически свести к пяти пунктам:[2, 56]

  1. Снятие психологических барьеров, возлагается на консультанта.

  2. Снижение напряжения.

  3. Клиент должен получить положительные эмоции от нахождения в кабинете консультанта.

  4. Отбор ценных для общения качеств клиента. Клиенту необходимо показать, что он важен и ценим консультанту и обществу.

  5. Поддерживание процесса взаимодействия на оптимальном уровне при рациональном распределении ролей. Необходимо сразу определить кто клиент а кто консультант, манера общения и обращения друг с другом и так далее.

Подводя итог мы можем сказать, что основным результатом эффективного консультативного контакта является понимание не только качеств клиента, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения мыспособствуем формированию у него различных психологических состояний, которые облегчают контакт; прежде всего, комфортности, защищённости, которые происходят от внутренней уверенности, в помощи консультанта при решении проблем клиента. Всё это сопровождается уверенностью клиента в правильности принятого решения, так как оно было выработано совместно. Одобрение консультанта поведения порождает у клиента уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создаёт предпосылки к их реализации.

Консультативный контакт не возможен без общения, и поэтому очень важно выстроить общение так, чтоб было комфортно как клиенту так и консультанту. Для этого необходимо «правильно» выстроить разговор, чтоб не вызвать трудностей и «барьеров» общения. Об этом мы более подробно разберем в следующем параграфе.

ТРУДНОСТИ И БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.[5, 78]

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Актуальность проблемы «барьеров» общения на наш взгляд обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. И на наш взгляд консультанту это необходимо знать, видеть, чувствовать.[3, 77]

Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода.

Дело в том, что процесс общения — это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. [6, 118]

Рассмотрев актуальность проблемы, мы можем дать определение «барьеру» общения- это психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.[5, 90]

Барьер на наш взгляд состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки. Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации «барьеров» основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н.

По классификации В.Н.Мясищева, «барьеры» различаются на:[ 5, 113]

1) «барьеры» отражения — это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия: а) себя (неадекватная самооценка); б)партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей); в)ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) «барьер» отношения — это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения: а)к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);б)к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру); в)к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) «барьеры» обращения как специфической формы отношения. Эти «барьеры» возникают:

— при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

— при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Важную роль играет в преодолении коммуникативных барьеров мотивационное состояниечеловека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности, также нацеленность на результат.

Психологи, занимающиеся консультированием, как отмечает Н.В.Самоукина [1, 65], допускают несколько типичных ошибок:

1. Самоутверждение психолога на консультации. (Клиент, который обращается к психологу со своей проблемой, испытывает определенные трудности, нуждается в помощи и поддержке. Психолог в такой ситуации находится в более выгодной позиции и испытывает большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве успешного и сильного человека. Клиент всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение).

2. Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога. (Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляется либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

3. Стремление обязательно дать полезный совет. (Психолог пытается решить все проблемы клиента, не давая последнему самому найти выход из сложившейся тупиковой ситуации. Неопытный психолог пытается засыпать советами пациента – в результате оба оказываются неудовлетворенные консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию, в большинстве случаев заинтересованы в контакте с психологом, надеются на быстрое разрешение своих проблем и, главное, на подтверждение собственного восприятия ситуации).

4. Проекция собственных трудностей на проблемы клиента. (Психолог обращает внимание только на те сложности у клиента, которые имеет сам, приписывает клиенту свои проблемы. Возможно ожидание от клиента ответственности за проблемы, которые имеются у самого педагога-психолога).

5.Оценка клиента. (Данная ошибка возникает в ситуации, когда психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Это может быть выражено во фразах, внешне, может быть не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи. В результате клиент видится психологу-консультанту не в истинном свете, а как бы через призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным).

Н. В. Самоукина говорила о ошибках, которые могут плохо зарекомендовать психолога, как профессионала. А В. Н. Куницына на наш взгляд предложила полную классификацию трудностей, которые могут лишить психолога блестящей карьеры.

Итак, остановимся более подробно на классификации В. Н. Куницыной «трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам, а также методы их диагностики» [5].

Можно выделить две группы трудностей:

1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; (К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Социальная неуверенностьнередко возникает в условиях ролевого общения (начальник – подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость – поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.)

2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. (Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и, в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

Трудности делятся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении.

Подводя итог мы можем обобщить две темы, так как они перекликаются друг с другом. Проблема коммуникативного контакта и его трудностей и «барьеры» общения.В любой случае общение — это не достаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление о консультировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Психологическое консультирование – это один из видов профессиональной деятельности психолога. Оно требует серьезной теоретической и практической подготовки. Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. Этот процесс динамичен, в нем возможны успехи и неудачи с обеих сторон.Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Нас интересовала проблема трудностей и ошибок в консультировании, и на наш взгляд мы с ней справились. Эффективность деятельности коммуникации консультанта за счет умения клиентом преодолевать барьеры общения, добиваются желаемых результатов благодаря совместным умениям и навыкам в сфере общения.

В современной науке об общении и консультативном контакте столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования именно в консультативной практике.

Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об консультативном контакте, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно легко даётся, ведь у клиентов общение часто разное, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. И поэтому консультанту необходимо индивидуально подходить к каждому клиенту, учитывать его интеллектуальные, коммуникативные навыки и способности, и не забывать о себе, ведь полностью растворившись в клиенте, можно потерять свою индивидуальность, поэтому необходимо повышать свой уровень образованности и профессионализма и все-таки держать дистанцию между работой и проблемами клиентов.

«В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975), т.е. включены в общение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», Москва: Издательский дом «АCADEMIA», 1998. – с. 368;

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб: Питер, 2002. – с. 736;

3. Карпенко Л.А. «Краткий психологических словарь», М., «Политиздат», 1985 г. 430 с.

4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; Серия «Gaudeamus»; ОППЛ, 2002. – 464 с.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение. Учебник для вузов.» – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

6.Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с..

7. Психологический словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. — 231с.

8.Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. -272 с.

Страница 33 из 88

Решение проблемы этической оценки сопоставления интересов общества и клиента социальной службы

может быть переведено в чисто практическую плоскость. С этой точки зрения можно рассматривать вопрос об уровнях взаимоотношений и общения социального работника и его клиента.

С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту? Здесь возможны три подхода.

1.Являясь представителем общества и государства, социальный работник находится как бы «над клиентом», занимает главенствующее положение.

В этом случае диапазон отношений социального работника к клиенту размещается между отношениями покровительства клиенту до диктата над ним. Социальный работник полагает в этом случае, что он вправе принимать решения о судьбе клиента, не заручившись его согласием, определять виды и формы помощи, предоставляемые клиенту, их количество и качество и т. п. Отношения социального работника и его клиента в этом варианте имеют строго субъектно-объектный характер, причем субъектом является социальный работник, а объектом — его клиент. От клиента требуется только одно — пассивность и готовность принять то, что социальному работнику от имени государства и общества будет угодно предоставить.

Безусловно, в этом случае социальный работник не только нарушает право человека на свободу выбора — в первую очередь выбора своей судьбы, — но и невольно способствует ухудшению психологического самочувствия своего клиента, лишая его возможности проявлять инициативу, возможности дальнейшего роста и развития. Действующее законодательство запрещает отнимать у человека право выбора линии поведения своего стиля жизни, убеждений, привычек, если они не наносят вреда обществу и самому клиенту. Такие действия социального работника приводят к тому, что клиент утрачивает самоуважение и уважение к нему окружающих, у него развивается чувство полной зависимости от социального работника, он теряет достоинство.

2. Клиент, исходя из приоритетности его интересов, главенствует над социальным работником. При таком построении взаимоотношений в системе «социальный работник — клиент» мы приходим к лозунгу «клиент всегда прав», который не только не отражает действительной сущности этих отношений, но и является вредным как для системы социальной защиты и конкретного социального работника, ее представляющего, так и для самого клиента, и для общества в целом. Если клиент всегда прав, он может требовать от социального работника и системы социальной защиты всего, что ему хочется, в любых количествах и любого качества, не заботясь о правомерности и выполнимости своих требований. Если быть последовательными, то следует признать, что клиент всегда безусловно прав.

Такие взаимоотношения социального работника и его клиента ведут в тупик. Это положение недопустимо теоретически и невозможно практически, поскольку система социальной защиты даже при самой благоприятной социально-экономической ситуации обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть предоставлены клиентам с учетом их рациональных потребностей, возможностей общества и в соответствии с принципом социальной справедливости.

Одной из задач системы социальной защиты является поддержание достоинства клиента, но не в коем случае не за счет унижения других членов общества, что неизбежно произойдет, если клиент будет наделен правом диктовать обществу свои условия и требования, исходя из презумпции «клиент всегда прав». Даже если система социальной защиты сумеет в этой ситуации оградить каким-то образом общество от непомерных запросов клиента, пользующегося неограниченными правами, то сама система остается перед клиентом беззащитной, и первый, кто будет страдать от его «правоты», — социальный работник, превращенный в прислугу, вынужденную все безропотно терпеть и беспрекословно выполнять. В таком случае социальный работник перестает уже быть субъектом отношений и взаимодействия — скорее это инструмент или средство, при помощи которого клиент достигает своей цели. Кроме того, не следует забывать, что у клиента, помимо прав, оговоренных действующим законодательством, имеются еще и обязанности — как клиента социальной службы, так и чисто человеческие.

3. Партнерские отношения. Такая форма взаимоотношений наилучшим образом отвечает интересам как клиента, так и социального работника, и общества в целом. В этом случае социальный работник и клиент не только совместно обсуждают проблему и возможные пути ее решения, приходя к консенсусу, но и совместно принимают участие в решении поставленных задач; конечно, клиент делает это в меру своих возможностей. Такой подход исключает вероятность формирования отношений по типу «господин — прислуга», не дает возможности клиенту или социальному работнику превратиться в маленького диктатора, что почти неизбежно случается при системе отношений, «личность над личностью».

Социальный работник при этом не просто помогает индивиду справиться с проблемой — он способствует активизации и реализации потенциала личности, ее социальному и духовному росту, выполняя при этом одну из важнейших задач социальной работы. Отношения сотрудничества повышают веру клиента в свои силы, заинтересованность не только в конечном результате, но и в самих действиях, развивают его инициативу и творческие способности, повышают его достоинство и самоуважение, уважение со стороны окружающих.

Общество также выигрывает при подобном подходе — снижается уровень социальной напряженности в обществе за счет того, что большее количество людей чувствует себя в нем комфортно; больше становится личностей, живущих богатой социальной и духовной жизнью, социальная и экономическая иждивенческая нагрузка снижается, в обществе становится больше людей социально активных. Конечно, по ряду обстоятельств они не всегда имеют возможность полностью самостоятельно решать свои проблемы (например, люди старших возрастных групп, инвалиды и т. п., с объективно ограниченными физическими или психическими возможностями), но в меру своих сил они активно стремятся к деятельности, что позволяет минимизировать степень вмешательства социальных служб.

Социальный работник не может быть выше или ниже клиента, так как он является носителем возложенной на него государством и обществом ответственности за выполнение определенных функций; он — представитель общества и государства, и это наделяет его определенным официальным статусом, но в то же время он лишь способствует решению проблем личности — своего клиента, который является самостоятельной ценностью.

Партнерские отношения социального работника и клиента представляются единственно правильными еще и потому, что как тот, так и другой — люди, обладающие достоинством, которое должно обоюдно поддерживаться ими при помощи установленной системы отношений и в ее рамках. Практика показывает, что далеко не все люди, оказавшись «над» кем-то, зависящим от них, обладают чувством такта, меры и душевной тонкостью и могут построить свои взаимоотношения столь грамотно, чтобы не дать почувствовать окружающим собственного превосходства, а порой и высокомерия. Довольно часто можно наблюдать обратное — почувствовав свою «власть», индивид, не обладающий культурой чувств и высокой нравственностью, мгновенно дает понять окружающим, «кто здесь хозяин», пытаясь возвыситься отнюдь не за счет нравственного, социального или профессионального роста ценой собственных усилий, а наиболее простым и доступным способом — за счет унижения окружающих, находящихся у него в зависимости, попрания их достоинства.

Партнерские отношения наилучшим образом отвечают поставленной задаче — они почти полностью исключают возможность ущемления достоинства партнеров. Как только один из элементов данной системы отношений поднимается «над» другим, будь то социальный работник или клиент, второй неизбежно попадает в подчиненное положение и теряет свою субъектную сущность, становясь пассивным исполнителем чужой воли.

Таким образом, профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственными принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности.

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения

В
силу самых разных причин, иногда заранее
не предвидимых и трудно устранимых, в
процессе проведения психологического
консультирования могут возникать
ошибки, снижающие его результативность.
Знание сути и источников этих ошибок,
способов их предупреждения и устранения
позволяет свести данные ошибки к
минимуму, хотя, вероятно, полностью
исключить их из практики проведения
психологического консультирования
невозможно.

Ошибки,
часто появляющиеся в процессе
консультирования, могут быть следующих
основных типов (в каждом из перечисляемых
ниже типов ошибок указывается также и
их вероятная причина):

1.
Неверное заключение психолога-консультанта
о сути проблемы клиента.

Это
тот случай, при котором психолог-консультант
или не видит реальной проблемы у клиента
(хотя на самом деле такая проблема
существует), или приписывает клиенту
проблему, которой у него в действительности
нет.

2.
Неправильные рекомендации, предлагаемые
психологом-консультантом клиенту.

В
данном случае психолог-консультант
может, в общем, правильно воспринимать
и оценивать проблему клиента, но
предлагать не вполне верные практические
рекомендации по ее решению – такие,
реализация которых в действительности
ничего или почти ничего полезного не
даст клиенту.

3.
Неправильные действия клиента по
выполнению рекомендаций, полученных
от психолога-консультанта.

Это
тот тип ошибок в психологическом
консультировании, который обычно
возникает в том случае, когда клиент,
чья проблема в процессе проведения
психологического консультирования
была определена правильно и которому
были даны верные рекомендации по ее
решению, приступая к практическому
решению своей проблемы, допускает
неточности. В результате этого клиент
не добивается нужного эффекта в решении
своей проблемы.

Заметим,
что каждый из названных выше основных
типов ошибок может встречаться как в
отдельности, так и в сочетании друг с
другом. Поэтому, практически анализируя
неудачи, возникающие в психологическом
консультировании, следует искать все
возможные типы ошибок, не довольствуясь
несколькими найденными. Это предупредит
психолога-консультанта от возникновения
подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый
из перечисленных выше типов ошибок в
консультировании можно, в свою очередь,
разделить на подгруппы. Ошибки первого
типа,
в
частности, делятся на следующие подгруппы:

1,а.
Ошибки, совершаемые психологом-консультантом
в силу недостаточно точной информации,
получаемой им от клиента в процессе
проведения консультирования, особенно
на стадии диагностики и исповеди.

В
данном случае бывает так, что, полностью
доверяя клиенту, психолог-консультант
(а клиент может ошибаться в фактах,
сообщаемых им психологу, по разным
причинам, в том числе из-за неточности
их припоминания) вынужден делать выводы
о сути проблемы клиента или способах
ее практического решения на основе
неверной информации, которой его снабдил
клиент.

Данный
тип ошибок невозможно ни полностью
исключить из практики психологического
консультирования, ни стопроцентно
заранее предупредить. Единственное,
что здесь можно сделать, – это постоянно,
но ненавязчиво напоминать клиенту о
том, что он должен сообщать
психологу-консультанту «правду и только
правду», то есть только такие данные и
факты о себе и о своей проблеме, в
достоверности которых он сам абсолютно
уверен. Консультант со своей стороны
время от времени может проверять клиента,
повторно прося его сообщить о том, о чем
он раньше уже говорил и что у
психолога-консультанта в силу тех или
иных причин вызвало сомнение.

1,6.
Ошибки, допускаемые по причине неполноты
информации, получаемой психологом-консультантом
от клиента.

Это
довольно часто встречающаяся ошибка,
так как любой клиент может невольно
что-то существенное забыть в своей
исповеди, а психолог-консультант – даже
не подозревать о том, что клиент сообщил
ему неполную информацию о себе и о своей
проблеме.

Данную
ошибку в силу непроизвольности забывания
также невозможно полностью исключить
из практики психологического
консультирования. Однако можно постараться
свести эту ошибку к минимуму с помощью
следующего, например, технического
приема: время от времени в ходе исповеди
спрашивать клиента о том, все ли он
рассказал о себе и о своей проблеме, не
забыл ли чего-нибудь существенного.

1,в.
Ошибки, допускаемые психологом-консультантом
по причине его собственной склонности
делать преждевременные выводы еще до
того, как будет собрана вся необходимая
для этого информация о клиенте и от
клиента.

Психолог-консультант
– это обыкновенный живой человек,
которому присущи многие, в том числе не
всегда положительные, черты характера.
Среди них, например, могут оказаться
такие, как повышенное самомнение,
нетерпение, спешка и другие, которые
нередко приводят к возникновению
подобной ошибки.

Заметить
и предупредить ее можно по реакции
клиента. Если он сомневается в правильности
выводов и решений, предлагаемых
психологом-консультантом, значит,
консультант, по-видимому, поторопился,
не приняв во внимание всего того, что
уже сказал, а быть может, еще и не досказал,
клиент. Если клиент не выговорился
полностью и продолжает свой рассказ
после того, как психолог-консультант
уже пришел к определенному решению, это
значит, что психолог-консультант
поспешил, и ему следует отложить принятие
своего решения и продолжать внимательно
слушать клиента.

1,г.
Ошибки, допускаемые в силу неправильной
интерпретации психологом-консультантом
тех фактов, которые ему были сообщены
клиентом.

Основная
причина этих ошибок – недостаточность
практического опыта проведения
консультирования у психолога-консультанта,
а также его невнимание или непонимание
(иногда – просто забывание) того, что
ему говорил клиент во время исповеди.
Выработка психологом-консультантом у
себя привычки внимательно слушать
клиента, не упуская ни одной сообщенной
им детали, – единственный способ
предупредить возникновение подобной
ошибки.

Есть
некоторые типичные разновидности
ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу
ошибок. Рассмотрим их:

• ошибки,
вызванные недостаточной общетеоретической
подготовленностью психолога-консультанта,

• ошибки,
порожденные тем, что психолог-консультант
личностно идентифицирует себя с клиентом,
начинает, сам того не замечая, судить о
клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки,
связанные с предвзятым, субъективным,
слишком положительным или, напротив,
явно выраженным отрицательным личным
отношением психолога-консультанта к
клиенту.

Ошибки
второго типа
делятся на следующие подгруппы:

2,а.
Неверные рекомендации, данные
психологом-консультантом клиенту.

Возможных
причин возникновения этой ошибки может
быть довольно много. В ее основе может
лежать практически любая другая ошибка,
совершенная психологом-консультантом,
и следствием такой ошибки будет то, что
рекомендации, полученные клиентом, не
принесут ему никакой пользы и даже
пойдут во вред.

Для
того, чтобы избежать этой ошибки,
психологу-консультанту рекомендуется
некоторое время поработать, особенно
в начальный период его самостоятельной
практики, в условиях так называемого
супервизорства, а также время от времени
приглашать к сотрудничеству и работать
вместе с другими психологами-консультантами,
проверяя по их заключениям правильность
своих собственных выводов и рекомендаций.

2,6.
Односторонние рекомендации, данные
психологом-консультантом клиенту.

Эта
ошибка может произойти по одной из
следующих причин:

• в
силу неполноты информации, полученной
психологом-консультантом от клиента,

• по
причине невнимания психолога-консультанта
к деталям того, о чем ему говорит клиент,

• вследствие
поспешности психолога-консультанта в
выводах относительно проблемы клиента,

• из-за
недостаточной теоретической подготовки
и односторонней теоретической ориентации
психолога-консультанта в интерпретации
исповеди клиента.

Исключить
полностью эту ошибку из практики
психологического консультирования
можно только в том случае, если своевременно
будут устранены все ее возможные причины,
указанные выше. Игнорирование любой из
них грозит повторением данной ошибки.

2,в.
В целом правильные, но практически
полностью не выполнимые или же вовсе
не исполнимые рекомендации
психолога-консультанта клиенту.

Причина
совершения данной ошибки чаще всего
состоит в том, что, предлагая клиенту
рекомендации, психолог-консультант не
учитывает индивидуальные особенности
клиента или не принимает в расчет такие
условия его жизни, которые могут стать
серьезным препятствием на пути
практической реализации полученных от
консультанта рекомендаций.

Для
того чтобы избежать этой ошибки,
необходимо, прежде чем давать практические
рекомендации клиенту, узнать его как
личность и выяснить условия его жизни.

Наконец,
ошибки третьего
типа
можно
разделить на следующие подгруппы:

3,а.
Неправильные действия клиента, порождаемые
его неверным пониманием или недопониманием
того, что ему советует делать психолог-
консультант.

Причина
данной ошибки состоит в том, что, предлагая
практические рекомендации клиенту по
решению его проблемы, психолог-консультант
недостаточно учитывает индивидуальные
особенности клиента, в частности общий
уровень его культуры и интеллектуального
развития, или не заботится о том, чтобы
прежде, чем расстаться с клиентом,
убедиться в том, что клиент все правильно
понял из того, что советует ему
психолог-консультант.

Устранить
эту ошибку можно следующим способом:
работая с клиентом, на каждом этапе
психологического консультирования
проверять правильность понимания
клиентом того, что ему говорит
психолог-консультант. Этого, в частности,
можно добиться за счет постановки перед
клиентом продуманных и правильно
сформулированных вопросов.

3,6.
Неправильные действия клиента, порожденные
его нежеланием поступать именно так,
как ему рекомендует поступать
психолог-консультант.

Эту
ошибку можно предупредить следующим
способом. Внимательно наблюдая за
клиентом в тот момент времени, когда он
получает практические рекомендации по
решению его проблемы, по результатам
наблюдения установить, как клиент на
самом деле к этим рекомендациям относится.
Если отношение клиента отрицательное,
то лучше отказаться от этих рекомендаций
и далее выяснить, почему клиент их не
принимает, и в конечном счете предложить
ему что-то иное, более подходящее для
него.

3,в.
Неправильные действия клиента, вызванные
объективной невозможностью вести себя
так, как ему советует вести себя
психолог-консультант, в силу, например,
изменившихся условий жизни или каких-либо
других, объективных жизненных
обстоятельств.

Данная
ошибка может быть исключена из практики
психологического консультирования,
если консультант, прежде чем давать
рекомендации клиенту, поинтересуется
его условиями жизни и личным мнением о
том, насколько эти условия позволяют
выполнить полученные рекомендации.

Каждый
из перечисленных типов ошибок способен
существенно снизить эффективность
психологического консультирования,
поэтому их следует всячески избегать.

Для
того чтобы исключить или свести к
минимуму большинство названных ошибок,
психологу-консультанту рекомендуется
придерживаться следующих общих правил
ведения психологического консультирования:

1.
Психолог-консультант не должен строить
никаких гипотез о сути проблемы клиента
до тех пор, пока достаточно полно не
узнает о его личности и жизни.

2.
Психологу-консультанту не следует
давать клиенту никаких практических
рекомендаций до тех пор, пока не будут
оценены его индивидуальные поведенческие
особенности, и пока достоверно не будет
установлена возможность практической
реализации клиентом рекомендаций
консультанта.

3.
Проводя психологическое консультирование
и ставя психологический диагноз клиенту
и его проблеме, психолог-консультант
не должен рассматривать клиента как
объект бесстрастного изучения или
как-то пытаться манипулировать или
экспериментировать с ним.

4.
Психолог-консультант не должен
рассматривать клиента так, как, например,
следователь рассматривает своего
подследственного, то есть пытаться его
«расколоть» или «переиграть».

5.
В психологическом консультировании за
редким исключением не должно быть места
личным воспоминаниям и собственно
исповеди психолога-консультанта перед
клиентом, то есть психолог-консультант
и клиент в процессе консультирования
не должны меняться своими ролями.

6.
Психологу-консультанту не следует
стремиться понимать клиента только по
аналогии с самим собой. Его задача иная
– постараться понять клиента изнутри,
как своеобразную, уникальную личность,
отличную от него самого.

7.
Занимаясь толкованием исповеди клиента,
психолог-консультант формулирует свои
суждения о нем и о его проблеме в
предположительной, но не в
безапелляционно-утвердительной форме.
Правильным будет высказывать их клиенту
в виде гипотез, которые со своей стороны
должен подтвердить или опровергнуть
клиент.

8.
Опровержение толкования исповеди,
предложенного психологом-консультантом,
со стороны клиента не всегда есть
достаточное основание для того, чтобы
консультант полностью отказался от
такого толкования. Нередко опровержение
или протест со стороны клиента по поводу
заключений консультанта является не
более чем защитной реакцией и признаком
того, что психолог-консультант думает
правильно, что на самом деле предложенное
им толкование верное.

9.
Чем меньше профессионального опыта у
психолога-консультанта, тем больше
времени он должен уделять внимательному
выслушиванию исповеди клиента и тем
осторожнее формулировать свои выводы.

10.
Даже достаточно опытному психологу-консультанту
полезно во время беседы с клиентом
производить кое-какие записи, чтобы
затем вернуться к ним и спокойно, не
торопясь, поразмышлять над ними.

11.
«Задача консультанта – помочь клиенту
с готовностью принять на себя социальную
ответственность, …освободиться от…
чувства неполноценности, направить его
стремление в социально полезное русло».

12.
«Задача консультанта – помочь клиенту
обрести свое истинное «Я» и найти
в себе мужество стать этим «Я»»1.

1
Мей Р. Цит. соч. — С. 24.

13.
Иногда весьма полезно вести и затем
анализировать видеозаписи хода
психологической консультации. Объяснить
их необходимость клиенту можно,
сославшись, например, на то, что и он сам
сможет лучше себя понять и успешнее
решить свои проблемы, если увидит себя
на экране как бы со стороны.

14.
Задача психолога-консультанта на стадии
исповеди заключается в том, чтобы умно
и ненавязчиво подвести клиента не только
к осознанию, но и к правильному решению
своей проблемы.

15.
«Задача консультанта – подвести клиента
к принятию ответственности за свои
поступки и за конечный итог своей
жизни»2.
Эта мысль известного консультанта
определенно указывает на то, что
гуманистически ориентированное
психологическое консультирование
направлено на оказание клиенту помощи
в самостоятельном решении своей проблемы.

2
Там же. — С. 18.

16.
Профессия психолога-консультанта
требует известного самоотречения,
временного отказа от собственной
личности (когда идет процесс
консультирования), «чтобы обрести ее в
другом человеке стократно обогащенной»3.

3
Там же. — С. 43.

17.
«На стадии исповеди консультант должен
быть скуп на слова и тщательно взвешивать
каждое свое слово»4.

4
Там же. — С. 88.

18.
Психолог-консультант – это не советчик.
Его главная задача состоит в том, чтобы
помочь клиенту научиться принимать
ответственные решения самостоятельно.

  • Ошибки следователя при назначении судебной экспертизы
  • Ошибки социального восприятия примеры
  • Ошибки следователя при назначении почерковедческой экспертизы
  • Ошибки сотрудников колл центра
  • Ошибки следователя при возбуждении уголовного дела