Ошибки ссср во внешней политике

В хозяйственном строительстве Л. И. Брежнев не допускал серьёзных ошибок, но в тоже время во внешней международной политике он повторял те же ошибки, которые до него допускали все руководители советского государства, пришедшие к власти после смерти И. В. Сталина.

Катастрофические ошибки правительства СССР во внешней политике

Л. И. Брежнев поверил в возможность дружбы с Западом и стремился наладить с западными странами добрососедские отношения. Он не понимал, что западные страны, во-первых, в своей политике вообще не применяют такого понятия как дружба, а, во-вторых, что на Западе у России за всё время её существования настоящих друзей никогда не было и нет даже среди славянских народов, кроме мужественных православных сербов. И можно было бы оправдать внешнюю политику Брежнева, если бы мы были слабы, но во время его правления СССР по силе не уступал Западу. В международной политике Л. И. Брежнев допустил серьёзные ошибки и тем самым нанёс по СССР свой брежневский удар.

Со странами Восточной Европы сотрудничество развивалось через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1971 году СЭВ принял двадцатилетнюю программу сотрудничества и развития. Торговый оборот со странами СЭВ составил 50% всего торгового оборота СССР. Был построен нефтепровод «Дружба», газопровод «Союз», создана энергосистема «Мир». Многие советские люди носили одежду и обувь, сшитую и изготовленную в странах СЭВ. Даже производство вертолётов с газотурбинными двигателями «Ми-2» было передано стране СЭВ – Польше. Не сборка, а именно всё производство. Было передано и производство самолётов «Ан-2».

СССР размещал в странах СЭВ заказы на производство гражданских кораблей и другой продукции тяжёлой промышленности, стремясь создать и сохранить высокий уровень промышленного развития стран Восточной Европы. Чехословакия поставляла в СССР огромное количество замечательных мотоциклов «Ява». Такие действия Советского Союза скрепляли страны СЭВ воедино, и при отсутствии вмешательства Запада во внутренние дела стран Восточной Европы СССР мог бы жить с ними в дружбе и согласии многие десятки лет.

В отношениях с западными странами СССР пошёл на совершенно не оправданные уступки. 1 июля 1968 года СССР подписал договор о нераспространении ядерного оружия с Англией, а затем с США и другими странами. Договор подписало 100 стран. Одни обещали не распространять оружие, другие – не принимать его и не производить. Не подписали договор ядерные державы – Франция и КНР, а также такие страны как Пакистан, Израиль, ЮАР, Индия. СССР этот договор не был нужен. Договор был нужен США, которые боялись, что страны с ядерным оружием выйдут из под диктата Америки.

30 сентября 1971 года между СССР и США было подписано соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. Оно предусматривало целый ряд мер по защите ядерного оружия, а также предусматривало усовершенствование линии прямой связи между руководителями СССР и США.

Ранее, в марте 1966 года Франция вышла из НАТО и её президента Шарля де Голля принимали в Кремле с русским радушием. А. Н. Косыгин совершил ответный визит во Францию. Со сменившим де Голля президентом Франции Ж. Помпиду в 1971 году Л. И. Брежнев подписал соглашение о сотрудничестве.
Реально СССР дружба с Францией ни политической, ни экономической выгоды не давала. Но Франция демаршем выхода из НАТО и соглашением с СССР укрепляла свой статус независимой страны по сравнению с другими странами Западной Европы, которые целиком и полностью выполняли волю США. Думаю, что Брежнев даже не понимал, с кем имеет дело.

Проектом де Голля, Франции была Европа от Бреста до Урала. Этот проект потом подхватят предатели национальных интересов России Горбачёв и Шеварнадзе. Но если рассматривать проект глубже, то он принадлежит не трём названным политическим деятелям.

Проект «Европа от Бреста до Урала» является проектом А. Гитлера и для его реализации в 1941 году границу СССР перешли 5,5 миллиона вооружённых до зубов солдат и офицеров Германии, Венгрии, Румынии, Италии и Финляндии! Ради этого проекта они вели с нашей страной войну на истребление народов Советского Союза. Гитлер об этом говорил и писал неоднократно и открыто, а Л. И. Брежнев радовался своим дипломатическим успехам.

Но, на мой взгляд, самый большой урон СССР нанёс подписанный 12 августа 1970 года в Москве договор между СССР и ФРГ о ненападении. Этот договор был только началом подписания документов, официально разрешающих западным странам вмешиваться во внутренние дела Советского Союза. Да и сам по себе он не давал СССР никаких выгод, так как ФРГ была весьма и весьма значительно слабее СССР, и договор только развязывал руки Бонну и связывал СССР.

Запад всё продумал. СССР не мог не подписать договор, в котором ФРГ официально признаёт послевоенные границы в Европе, не претендует на Калининградскую область и признаёт границу по Одеру-Нейсе. ФРГ признала послевоенные польские границы, то есть право владения поляками землями, отторгнутыми в 1945 году у Германии Красной Армией и переданными правительством СССР Польше, не смотря на возражения США, Англии и Франции.

Надо сказать, что Польша не помнит ни предоставленной ей Советской Республикой независимости после революций 1917 года, ни передачи ей земель Советским Союзом в 1945 году. Польша предпочитает нас ненавидеть, как нас ненавидит Западный мир. ФРГ сняло претензии Германии на эти земли. Исторически они действительно принадлежали Польше. ФРГ пошла дальше и 21 ноября 1972 года признала ГДР, а в 1973 году ФРГ и ЧССР денонсировали мюнхенское соглашение.

Данные договоры без сомнения не являлись инициативой канцлера Западной Германии Вили Брандта, который без разрешения США не мог сделать и шага. А США всё продумали и были твёрдо уверены, что СССР ради подтверждения незыблемости послевоенных границ подпишет договор с любыми оговорками. Так оно и вышло.

Следующим шагом по приданию договорам формата международного права было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание позднее перерастёт в «Организацию по сотрудничеству и безопасности в Европе» (ОСБЕ).

Вот тут то к переговорному процессу подключились США и Канада с «гуманитарным пакетом». Совещание проходило в период с 1973 по 1975 годы сначала в Хельсинки, затем в Женеве и потом снова в Хельсинки. Заключительный акт совещания был подписан 1 августа 1975 года главами 33 европейских государств, а также США и Канадой. Странами, подписавшими акт, устанавливались и утверждались важнейшие принципы международного права, в том числе поведения на европейской и мировой арене.

Кроме мирных заверений, принципов неприменения силы, уважения суверенитета был в пакете и пункт «Уважения прав и основных свобод человека». Этот пункт под видом защиты прав человека давал США право вмешиваться во внутренние дела любой страны. Такое вмешательство в дальнейшем назвали «гуманитарной интервенцией».

В ХХI веке к примату сверхценности «прав человека» США добавили борьбу с терроризмом, окончательно развязав себе руки на пути к мировому господству или как принято сейчас говорить – к глобализации.

Подписанный 1 августа 1975 года вышеуказанный акт наносил ещё один удар по СССР. Американцы провозгласили демократизацию и права человека главными целями внешней политики США и ими прикрывали свои агрессивные намерения и действия. Их дополняли ранее провозглашённые целями внешней политики США – национальная безопасность и торговля. Акт трактовался и как право народов на самоопределение.

Этот удар, конечно, был намного слабее вражеского удара ложью о массовых сталинских репрессиях, но вместе с ложью о нашем сельском хозяйстве, 1930-х годах, военном и послевоенном временах разрушал Советский Союз, как множеством разных бомб, снарядов, мин, гранат и пуль разрушали прекрасные города и сёла СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов гитлеровцы. Американцы продолжали дело разбитых Красной Армией гитлеровских орд, но другим путём.

В некоторых городах Советского Союза возникли весьма однородные по национальному составу «хельсинские группы», которые якобы наблюдали за выполнением хельсинских обязательств. Эти группы свои наблюдения передавали за рубеж, а там печатали и тиражировали по всем каналам СМИ сведения о якобы существовавших нарушениях прав человека в СССР.

К ним обращались представители 5-й колонны, которых советское правительство в соответствии с законами страны начинало привлекать к ответственности за совершение противоправных действий. К ним обращались евреи, не получившие разрешение на эмиграцию, крымские татары, желавшие отдать Крым туркам, турки-месхетинцы, католики, баптисты, пятидесятники, адвентисты и прочие настроенные против СССР жители страны.

Таким образом, внутренние враги России получили международный правовой статус на борьбу с нашей страной. И на документе, придающем легитимность разрушителям СССР, стояла подпись руководителя Советского Союза. Вот к чему приводит политическая близорукость. Гениальный политик И. В. Сталин такого бы не допустил. Да, сила у нас была, и развивать страну брежневское руководство умело, а вот политической дальнозоркости не хватало.

Члены ЦК КПСС А. Н. Шелепин и П. Е. Шелест понимали к чему ведут США и высказывали своё мнение. Но определённые политические круги воздействовали на Л. И. Брежнева и в 1976 году оба указанных противника проамериканского курса были выведены из состава ЦК КПСС.

29 мая 1972 года в Москве Р. Никсон и Л. И. Брежнев подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО).

Кроме этого были подписаны документы о советско-американском сотрудничестве в торговле, науке, образовании, освоении космоса. Не зря Р. Никсон прилетел в Москву и стал «другом» СССР. Он прилетал и в 1974 году, а Л. И. Брежнев летал в Америку. В 1974 году Л. И. Брежнев встречался во Владивостоке с новым президентом США Д. Фордом. Было достигнуто соглашение о заключении нового договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, за три года американские президенты трижды прибывали в СССР. Только этот факт должен был насторожить руководство Советского Союза. Но нет, не насторожил.

Члены нашего правительства должны бы были знать о заявлениях Никсона, который говорил, что главный интерес США – это делать то, что больше всего навредит СССР. Советское правительство и лично Л. И. Брежнев не были предупреждены о намерениях Никсона. Ответственность за это ложится на председателя комитета государственной безопасности (КГБ) СССР Ю. В. Андропова.

Изучить и понять намерения Запада советское руководство могло, прежде всего, через службы КГБ, а они бездействовали и тем самым не защищали интересы своей родины, не препятствовали уменьшению её безопасности. Наши члены правительства многого не знали и не понимали и поэтому снова подписали договоры, наносящие ущерб Советскому Союзу.

А было ясно, что руководители США летали в СССР от страха перед изо дня в день нарастающей мощью СССР. Надо было немедленно сдержать нарастание военной мощи нашей страны, ибо США значительно отставали от нас в количестве и качестве стратегических вооружений.

Америке недоставало научно-технического уровня в ракетно-ядерных областях, и она проигрывала гонку вооружений в создании самого сложного и решающего исход войны стратегического оружия. В области стратегических вооружений она могла отстать навсегда и, таким образом, проиграть холодную войну. Фактически она её уже проигрывала.

Вот поэтому президент Никсон смерил гордыню, сел в самолёт и полетел в Москву. Договором ОСВ-1, подписанным советской стороной Америка ограничивала количество ракет с ядерными боеголовками до 1300 штук. Для нас первый договор означал сворачивание производства стратегических ракет, а для Америки — возможность нас догнать.

В хозяйственном строительстве Л. И. Брежнев не допускал серьёзных ошибок, но в тоже время во внешней международной политике он повторял те же ошибки, которые до него допускали все руководители советского государства, пришедшие к власти после смерти И. В. Сталина.

Л. И. Брежнев поверил в возможность дружбы с Западом и стремился наладить с западными странами добрососедские отношения. Он не понимал, что западные страны, во-первых, в своей политике вообще не применяют такого понятия как дружба, а, во-вторых, что на Западе у России за всё время её существования настоящих друзей никогда не было и нет даже среди славянских народов, кроме мужественных православных сербов. И можно было бы оправдать внешнюю политику Брежнева, если бы мы были слабы, но во время его правления СССР по силе не уступал Западу. В международной политике Л. И. Брежнев допустил серьёзные ошибки и тем самым нанёс по СССР свой брежневский удар.

Со странами Восточной Европы сотрудничество развивалось через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1971 году СЭВ принял двадцатилетнюю программу сотрудничества и развития. Торговый оборот со странами СЭВ составил 50% всего торгового оборота СССР. Был построен нефтепровод «Дружба», газопровод «Союз», создана энергосистема «Мир». Многие советские люди носили одежду и обувь, сшитую и изготовленную в странах СЭВ. Даже производство вертолётов с газотурбинными двигателями «Ми-2» было передано стране СЭВ – Польше. Не сборка, а именно всё производство. Было передано и производство самолётов «Ан-2».

СССР размещал в странах СЭВ заказы на производство гражданских кораблей и другой продукции тяжёлой промышленности, стремясь создать и сохранить высокий уровень промышленного развития стран Восточной Европы. Чехословакия поставляла в СССР огромное количество замечательных мотоциклов «Ява». Такие действия Советского Союза скрепляли страны СЭВ воедино, и при отсутствии вмешательства Запада во внутренние дела стран Восточной Европы СССР мог бы жить с ними в дружбе и согласии многие десятки лет.

В отношениях с западными странами СССР пошёл на совершенно не оправданные уступки. 1 июля 1968 года СССР подписал договор о нераспространении ядерного оружия с Англией, а затем с США и другими странами. Договор подписало 100 стран. Одни обещали не распространять оружие, другие – не принимать его и не производить. Не подписали договор ядерные державы – Франция и КНР, а также такие страны как Пакистан, Израиль, ЮАР, Индия. СССР этот договор не был нужен. Договор был нужен США, которые боялись, что страны с ядерным оружием выйдут из под диктата Америки.

30 сентября 1971 года между СССР и США было подписано соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. Оно предусматривало целый ряд мер по защите ядерного оружия, а также предусматривало усовершенствование линии прямой связи между руководителями СССР и США.

Ранее, в марте 1966 года Франция вышла из НАТО и её президента Шарля де Голля принимали в Кремле с русским радушием. А. Н. Косыгин совершил ответный визит во Францию. Со сменившим де Голля президентом Франции Ж. Помпиду в 1971 году Л. И. Брежнев подписал соглашение о сотрудничестве.

Реально СССР дружба с Францией ни политической, ни экономической выгоды не давала. Но Франция демаршем выхода из НАТО и соглашением с СССР укрепляла свой статус независимой страны по сравнению с другими странами Западной Европы, которые целиком и полностью выполняли волю США. Думаю, что Брежнев даже не понимал, с кем имеет дело.

Проектом де Голля, Франции была Европа от Бреста до Урала. Этот проект потом подхватят предатели национальных интересов России Горбачёв и Шеварнадзе. Но если рассматривать проект глубже, то он принадлежит не трём названным политическим деятелям.

Проект «Европа от Бреста до Урала» является проектом А. Гитлера и для его реализации в 1941 году границу СССР перешли 5,5 миллиона вооружённых до зубов солдат и офицеров Германии, Венгрии, Румынии, Италии и Финляндии! Ради этого проекта они вели с нашей страной войну на истребление народов Советского Союза. Гитлер об этом говорил и писал неоднократно и открыто, а Л. И. Брежнев радовался своим дипломатическим успехам.

Но, на мой взгляд, самый большой урон СССР нанёс подписанный 12 августа 1970 года в Москве договор между СССР и ФРГ о ненападении. Этот договор был только началом подписания документов, официально разрешающих западным странам вмешиваться во внутренние дела Советского Союза. Да и сам по себе он не давал СССР никаких выгод, так как ФРГ была весьма и весьма значительно слабее СССР, и договор только развязывал руки Бонну и связывал СССР.

Запад всё продумал. СССР не мог не подписать договор, в котором ФРГ официально признаёт послевоенные границы в Европе, не претендует на Калининградскую область и признаёт границу по Одеру-Нейсе. ФРГ признала послевоенные польские границы, то есть право владения поляками землями, отторгнутыми в 1945 году у Германии Красной Армией и переданными правительством СССР Польше, не смотря на возражения США, Англии и Франции.

Надо сказать, что Польша не помнит ни предоставленной ей Советской Республикой независимости после революций 1917 года, ни передачи ей земель Советским Союзом в 1945 году. Польша предпочитает нас ненавидеть, как нас ненавидит Западный мир. ФРГ сняло претензии Германии на эти земли. Исторически они действительно принадлежали Польше. ФРГ пошла дальше и 21 ноября 1972 года признала ГДР, а в 1973 году ФРГ и ЧССР денонсировали мюнхенское соглашение.

Данные договоры без сомнения не являлись инициативой канцлера Западной Германии Вили Брандта, который без разрешения США не мог сделать и шага. А США всё продумали и были твёрдо уверены, что СССР ради подтверждения незыблемости послевоенных границ подпишет договор с любыми оговорками. Так оно и вышло.

Следующим шагом по приданию договорам формата международного права было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание позднее перерастёт в «Организацию по сотрудничеству и безопасности в Европе» (ОСБЕ).

Вот тут то к переговорному процессу подключились США и Канада с «гуманитарным пакетом». Совещание проходило в период с 1973 по 1975 годы сначала в Хельсинки, затем в Женеве и потом снова в Хельсинки. Заключительный акт совещания был подписан 1 августа 1975 года главами 33 европейских государств, а также США и Канадой. Странами, подписавшими акт, устанавливались и утверждались важнейшие принципы международного права, в том числе поведения на европейской и мировой арене.

Кроме мирных заверений, принципов неприменения силы, уважения суверенитета был в пакете и пункт «Уважения прав и основных свобод человека». Этот пункт под видом защиты прав человека давал США право вмешиваться во внутренние дела любой страны. Такое вмешательство в дальнейшем назвали «гуманитарной интервенцией».

В ХХI веке к примату сверхценности «прав человека» США добавили борьбу с терроризмом, окончательно развязав себе руки на пути к мировому господству или как принято сейчас говорить – к глобализации.

Подписанный 1 августа 1975 года вышеуказанный акт наносил ещё один удар по СССР. Американцы провозгласили демократизацию и права человека главными целями внешней политики США и ими прикрывали свои агрессивные намерения и действия. Их дополняли ранее провозглашённые целями внешней политики США – национальная безопасность и торговля. Акт трактовался и как право народов на самоопределение.

Этот удар, конечно, был намного слабее вражеского удара ложью о массовых сталинских репрессиях, но вместе с ложью о нашем сельском хозяйстве, 1930-х годах, военном и послевоенном временах разрушал Советский Союз, как множеством разных бомб, снарядов, мин, гранат и пуль разрушали прекрасные города и сёла СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов гитлеровцы. Американцы продолжали дело разбитых Красной Армией гитлеровских орд, но другим путём.

В некоторых городах Советского Союза возникли весьма однородные по национальному составу «хельсинские группы», которые якобы наблюдали за выполнением хельсинских обязательств. Эти группы свои наблюдения передавали за рубеж, а там печатали и тиражировали по всем каналам СМИ сведения о якобы существовавших нарушениях прав человека в СССР.

К ним обращались представители 5-й колонны, которых советское правительство в соответствии с законами страны начинало привлекать к ответственности за совершение противоправных действий. К ним обращались евреи, не получившие разрешение на эмиграцию, крымские татары, желавшие отдать Крым туркам, турки-месхетинцы, католики, баптисты, пятидесятники, адвентисты и прочие настроенные против СССР жители страны.

Таким образом, внутренние враги России получили международный правовой статус на борьбу с нашей страной. И на документе, придающем легитимность разрушителям СССР, стояла подпись руководителя Советского Союза. Вот к чему приводит политическая близорукость. Гениальный политик И. В. Сталин такого бы не допустил. Да, сила у нас была, и развивать страну брежневское руководство умело, а вот политической дальнозоркости не хватало.

Члены ЦК КПСС А. Н. Шелепин и П. Е. Шелест понимали к чему ведут США и высказывали своё мнение. Но определённые политические круги воздействовали на Л. И. Брежнева и в 1976 году оба указанных противника проамериканского курса были выведены из состава ЦК КПСС.

29 мая 1972 года в Москве Р. Никсон и Л. И. Брежнев подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО).

Кроме этого были подписаны документы о советско-американском сотрудничестве в торговле, науке, образовании, освоении космоса. Не зря Р. Никсон прилетел в Москву и стал «другом» СССР. Он прилетал и в 1974 году, а Л. И. Брежнев летал в Америку. В 1974 году Л. И. Брежнев встречался во Владивостоке с новым президентом США Д. Фордом. Было достигнуто соглашение о заключении нового договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, за три года американские президенты трижды прибывали в СССР. Только этот факт должен был насторожить руководство Советского Союза. Но нет, не насторожил.

Члены нашего правительства должны бы были знать о заявлениях Никсона, который говорил, что главный интерес США – это делать то, что больше всего навредит СССР. Советское правительство и лично Л. И. Брежнев не были предупреждены о намерениях Никсона. Ответственность за это ложится на председателя комитета государственной безопасности (КГБ) СССР Ю. В. Андропова.

Изучить и понять намерения Запада советское руководство могло, прежде всего, через службы КГБ, а они бездействовали и тем самым не защищали интересы своей родины, не препятствовали уменьшению её безопасности. Наши члены правительства многого не знали и не понимали и поэтому снова подписали договоры, наносящие ущерб Советскому Союзу.

А было ясно, что руководители США летали в СССР от страха перед изо дня в день нарастающей мощью СССР. Надо было немедленно сдержать нарастание военной мощи нашей страны, ибо США значительно отставали от нас в количестве и качестве стратегических вооружений.

Америке недоставало научно-технического уровня в ракетно-ядерных областях, и она проигрывала гонку вооружений в создании самого сложного и решающего исход войны стратегического оружия. В области стратегических вооружений она могла отстать навсегда и, таким образом, проиграть холодную войну. Фактически она её уже проигрывала.

Вот поэтому президент Никсон смерил гордыню, сел в самолёт и полетел в Москву. Договором ОСВ-1, подписанным советской стороной Америка ограничивала количество ракет с ядерными боеголовками до 1300 штук. Для нас первый договор означал сворачивание производства стратегических ракет, а для Америки — возможность нас догнать.

Леонид Петрович Масловский. 14.04.2016 г.

Говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Руководители советского государства работали много и ошибались часто. Некоторые ошибки сыграли роковую роль в истории СССР…

Поддержка «революционного коммунистического движения» во всем мире

На это Советский Союз потратил многие миллиарды долларов. Однако борьба с США за влияние на каждой «клеточке глобуса», оказалась неэффективной.


Сразу после того, как СССР, а затем Российская Федерация прекратили финансирование, «революционное коммунистическое» движение в конкретных государствах либо свернулось совсем, либо приобрело далеко «некоммунистические» формы.

Подавление Венгерского восстания, 1956 год

Осенью 1956 года армия СССР жестоко подавила восстание в Венгрии. На заседании Политбюро ЦК КПСС, которое должно было принять решение по Венгрии, Хрущев заявил:
“…войска не выводить из Венгрии и Будапешта и проявить инициативу в наведении порядка в Венгрии. Если мы уйдем из Венгрии, это подбодрит американцев, англичан и французов — всех империалистов. Они поймут (это) как нашу слабость и будут наступать. Нас не поймет наша партия”.


Это решение негативно повлияло на романтический образ СССР, который сформировался на Западе после Второй мировой войны.

Расстрел в Новочеркасске, 1962 год

Весной 1957 года Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев фактически объявил внутренний дефолт в стране, приняв решение о прекращении выплат по всем выпускам «сталинских» облигаций, которые были в свое время «обязательными» и на подписки на них ежегодно у советского гражданина уходило порой до трех месячных окладов.
Ну, а вскоре, «по просьбе трудящихся», было решено повысить розничные цены на мясо и мясные продукты на 30 %. Это привело к массовым волнениям во многих городах.


Но самая страшная трагедия произошла весной 1962 года в Новочеркасске, когда демонстрация рабочих была подавлена с помощью пулеметных очередей. С этого момента у большой части советских граждан навсегда пропало доверие к власти. Это чувство наследовали и граждане современной России.

Подавление «Пражской весны», 1968 год

В конце 60-х «мировая система социализма» испытывала себя на прочность. Отношения с братскими народами были непростыми, зато в отношениях с Западом наблюдалась патовая «разрядка». Можно было вздохнуть легко и обратить внимание на Восточную Европу.
Битва за «правильное» понимание Союза союзных стран в кулуарах НАТО звалось «доктриной Брежнева». Доктрина и стала правом на вторжение в провинившуюся Чехословакию. 20 августа 1968 года началась военная операция «Дунай».


Интернациональные (в основном, советские) войска в рекордно-короткие сроки «взяли» Прагу, захватив все стратегически-важные объекты. Так закончилась Пражская весна. Среди граждан восточноевропейских стран закончилась и репутация СССР, как оплота социальной справедливости.

Ввод войск в Афганистан

В 1979 году руководство СССР, дабы пресечь развитие гражданской войны в соседнем Афганистане, ввела туда ограниченный контингент войск. Это вызвало бурную реакцию на Западе: в частности, в знак протеста США и некоторые другие страны объявили бойкот московской Олимпиаде, которая прошла в 1980 году.


Ввод советских войск в Афганистан
Спустя два десятилетия, когда Советского Союза уже не было на карте мира, американские спецслужбы признали, что сыграли не самую последнюю роль в вовлечении СССР в военный конфликт. Так, бывший директор ЦРУ в своих мемуарах признал, что американцы стали оказывать военную помощь афганским моджахедам еще до ввода советский войск, провоцируя решение советского руководства.


Вывод советских войск из Афганистана
Ежегодно на афганский конфликт СССР тратил порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Участие в афганском конфликте стало непомерно дорогим удовольствием в фактически обескровленной экономике.

Антиалкогольная кампания

К 1984 году уровень потребления алкоголя в СССР превышал 14 литров чистого спирта на душу населения. Это заставило советское руководство принимать серьезные меры по предотвращению спаивания страны.


В мае 1985 года стартовала беспрецедентная по размаху антиалкогольная кампания: водка подорожала почти в два раза, вырубались уникальные виноградники, искусственно сокращалось производство винно-водочной продукции.


Государство добровольно лишало себя важной статьи доходов, которой продажа алкоголя являлась со сталинских времен. Но вскоре цены на нефть и газ, составлявшие почти 60% всех доходов в советском бюджете, рухнули, а «финансовой подушки» в виде доходов от продажи водки на внутреннем рынке уже не было. СССР оказался в экономическом коллапсе.

Создание ГКЧП, август 1991 года

Неизвестно, сколько бы просуществовала страна с названием «СССР», если бы 19 августа на улицах Москвы не появились танки. «Телевизор», сообщив о болезни Президента СССР, «ушел» на балет, а всю ответственность за происходящее в стране взял на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению. Правда, ненадолго.


Алексей Плешанов

После
окончания Второй Мировой войны имевшиеся
противоречия в политике держав коалиции
вспыхнули с новой силой. 1946 г. получил
название «холодной войны». США
стали инициатором создания
военно-политических блоков, направленных
против СССР. В 1949 г. был создан
Североатлантический пакт (НАТО),
в 1954 году – организация Юго-Восточной
Азии (СЕАТО);
в 1955 году – Багдадский
пакт
.
В 1949 г. в нарушение Ялтинских и Потсдамских
соглашений из трех зон оккупации –
американской, английской и французской
– была создана ФРГ. В ответ на это была
провозглашена ГДР. Расколотая Германия
стала символом раскола мира на две
системы. Сталин во внешней политике
исходил из
концепции раскола мира на две системы

– лагерь социализма и лагерь империализма
во главе с США, все события в мире
рассматривались сквозь призму
противоборства этих лагерей.

В
1949
г.

в СССР была испытана атомная
бомба
,
а в 1953
г
.
создана термоядерная
бомба
.
Создание в СССР атомного оружия положило
начало гонке вооружений между СССР и
США. Созданная Организация Варшавского
договора (ОВД)
носила военно-политический характер.
Таким образом, противостояние двух
держав стало противостоянием
военно-политических блоков (НАТО
и ОВД).
Кульминационным пунктом противостояния
двух держав стало их участие в корейской
войне

(25 июня 1950-28 июля 1953 гг.). Основная
причина войны

– стратегическое соперничество
сверхдержав, в разделенной по 38 параллели
Корее на севере укрепились силы,
ориентированные на СССР, а на юге – на
США. Корейская война показала всему
миру пределы мощнейшей в мире державы
и непримиримость двух противоборствующих
сторон. В 50-е годы советское руководство
предприняло шаги по преодолению наследия
«холодной войны». Если раньше вся
внешняя политика СССР исходила из
положения неизбежности войн при
империализме, то был сделан вывод о
возможности предотвращения мировой
войны. Исходя из этого положения, основным
принципом внешней политики

провозглашался принцип
мирного существования

– отказ от применения силы или угрозы
силой; невмешательство во внутренние
дела; уважение суверенитета, территориальной
целостности и нерушимости границ;
сотрудничество на основе равноправия
и взаимной выгоды.

В
развитии отношений между странами и
системами возникали кризисы – тройственная
агрессия (Англия, Франция и Израиль –
1956 г.) против Египта, венгерские события
(октябрь-ноябрь 1956 г.), «Берлинский
кризис» – 1961 г., «Карибский кризис»
– 1962 г., Чехословакия – 1968 г., Афганистан
– 1979 г.

«Карибский
кризис
«,
поставивший мир на грань ядерной войны,
завершился торжеством политического
благоразумия, но поднял гонку вооружений
на новый виток. СССР предпринял шаги по
нормализации советско-американских
отношений. Укреплению мира способствовало
заключение в
1963 г.

Договора
между СССР, США и Великобританией

о запрещении ядерных испытаний в
атмосфере, космосе и под водой и соглашение
о нераспространении ядерного оружия в
1964 г.

К
середине 60-х годов окончательно сложились
три
направления внешней политики СССР
:
1) взаимоотношения со странами социализма;
2) отношения с капиталистическими
странами; 3) распространение влияния на
страны «третьего мира».

В
70-е годы была принята (XXIV
съезд партии – 1971 г.) Программа
борьбы за мир и международную безопасность
.
Было заключено около 50
советско-американских соглашений
:
в 1972 г. – договор об ограничении систем
противоракетной обороны (ПРО)
и соглашение об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСВ-1)
и др. Кульминацией разрядки явилось
проведение в августе
1975
г.

Совещания
глав правительств 33 европейских
государств
,
США
и Канады,
в Хельсинки и в результате был подписан
Заключительный
акт
,
регламентирующий основные
принципы взаимоотношений между
государствами

– мирное сосуществование, уважение
суверенитета всех государств, незыблемость
существующих границ, неприкосновенность
личности. Но и в годы разрядки продолжалось
противостояние двух военно-политических
блоков – был выдвинут лозунг создания
и поддержания военно-стратегического
паритета.

70-е
годы стали самым интенсивным периодом
в создании и накоплении вооружений.
Начало резкому обострению отношений
положило решение о вводе советских
войск в Афганистан. В США была выдвинута
доктрина
«ограниченной ядерной войны»
,
предусматривающей нанесение первого
удара по пусковым установкам ракет и
центрам управления. К началу 80-х годов
политика противостояния блоков зашла
в тупик. Идеологической базой проводившегося
Горбачевым внешнеполитического курса
во второй половине 80-х годов стала
концепция
нового политического мышления
,
в основе которой лежала идея
взаимозависимости и целостности мира,
провозглашался отказ от решения проблем
с применением силы, вместо традиционного
баланса сил провозглашался баланс
интересов при приоритете общечеловеческих
ценностей. Новый курс политики партии
был официально утвержден на XXVII-м
съезде КПСС (1987 г.).

  1. Перестройка
    в СССР: от частичных преобразований к
    смене модели общественного развития
    (1985-1991 года).

В
марте 1985 года генеральным секретарём
ЦК КПСС (Центральный Комитет Коммунистической
Партии Советского Союза) был избран
Михаил Сергеевич Горбачёв. В России
грядёт новая революция – так писали
иностранные СМИ. С Горбачёвым связывают
перестройку,
3
положения
из лозунга
:
гласность; ускорение; перестройка.

В
1985 году принята концепция
ускорения социально-экономического
развития страны
.
К этому времени валовой национальный
продукт на душу населения составлял
37% от США. Ускорение
предполагало

развитие экономики на основе внедрения
научно-технического прогресса, и ведущая
роль отдавалась машиностроению и атомной
энергетике. Перестройка
хозяйственного

механизма
с точки зрения перевода хозяйственной
промышленности на хозяйственный расчёт,
активизация человеческого фактора,
которая предусматривала обеспечение
людей жильём, достойной заработной
платой, досугом, повышением образования
и в целом уровня жизни.

Это
ускорение
не дало тех результатов
,
на которое рассчитывало правительство.
В 1988 году проведена XIX-ая
и последняя Всесоюзная
Партийная Конференция
,
на которой разработаны и приняты
предложения об экономических и
политических преобразованиях. В 1988 году
принят закон
о государственном предприятии
,
позволивший самостоятельность
планирования, ведение хозяйственного
расчёта, установление горизонтальных
связей. В 1988-1990-ых годах принят ряд
законов по легализации частного
предпринимательства. В сельском хозяйстве
желающим предоставлялась аренда земли
на 50 лет. В 1990-ом году решили перейти к
построению рыночной экономики.

Появились
2
проекта
:

  1. Явлинского-Шаталина
    (500 дней). Программа исключала контроль
    над экономикой со стороны государства.
    Предполагалось передать собственность
    в частные руки, развивать мелкое
    предпринимательство, установить
    свободное ценообразование и конкуренцию
    производителей;

  2. Рыжкова-Абалкина,
    которые предлагали обеспечить переход
    на рыночную экономику после окончания
    XII-ой
    пятилетки (с 1991 года), государство должно
    сдавать крупные предприятия в аренду,
    и процесс развития экономики должен
    происходить под государственным
    регулированием.

Политические
требования: 1.
Восстановлена
двухуровневая система представительных
органов: Съезд Народных Депутатов и
Верховный Совет; 2.
Выборы
на съезд должны были проводиться на
альтернативной основе. В течение
1989-1991-ого годов было проведено 5
съездов
народных депутатов
.
Третий
съезд
(март
1991 года) принял
2 решения
:
1.
Был
избран первый и последний президент
СССР Горбачёв. Президентская структура
власти привела к ликвидации советской
власти; 2.
На
съезде исключена из Конституции статья
6 о руководящей и направляющей роли КПСС
как ядра коммунистической системы. Это
положение привело к возрождению
многопартийности в стране.

СССР
образовался 31
декабря 1922 г.

на основе 4-х республик: РСФСР
(Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика), БССР
(Белорусская Советская Социалистическая
Республика), УССР
(Украинская Советская Социалистическая
Республика), ЗСФСР
(Закавказская Советская Федеративная
Социалистическая Республика). К 1990-ому
г. уже 15
союзных республик
.
В 1990-ом г. было решено предоставить им
больше прав и объединить их в Союз
Суверенных Советских Государств
.
На 20-е августа 1991 г. должно было быть
заключено соглашение о реформировании
СССР и образовании ССР. С 19-ого на 20-е
августа выступили консерваторы, которые
образовали Государственный Комитет по
Чрезвычайному Положению (ГКЧП)
во главе с Янаевым,
вице-президентом Горбачёва, и было
введено чрезвычайное положение в стране.
Все партии запрещены, газеты взяты под
контроль. Здесь выступил Ельцин, который
к этому времени уже был президентом
РСФСР. Он прекратил все постановления
Государственного Комитета по Чрезвычайному
Положению. 8
декабря 1991 г.

в Беловежской пуще в Белоруссии собрались
представители 3 республик: Ельцин,
Шушкевич, Кравчук. Они решили расформировать
СССР

и каждой республике предоставить полную
государственную самостоятельность. 25
декабря

Горбачёв последний раз выступил по
радио и сообщил о распаде СССР и
образовании Содружества Независимых
Государств (СНГ).

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #

    10.05.20144.5 Mб159Общее пособие по истории России.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Справедливо утверждает народная мудрость: «не ошибается, тот, кто ничего не делает». Первые лица СССР трудились не «покладая рук» на благо народа, но совершили достаточно ошибок, которые в итоге привели к развалу Советского Союза.
Мы не собираемся, разумеется, претендовать на какую-то абсолютную истину, указывая на эти просчеты (уровень не тот), а собираемся лишь перечислить некоторые из тех шагов, которые вложили свою пропорциональную лепту в то, что сегодня на карте мира нет государства, именуемого Союзом Советских Социалистических Республик.
Итак, где же «промахнулись» представители советских правящих кругов?

Поддержка мирового «революционного коммунистического движения»

С этой целью израсходованы огромные средства. Миллиарды долларов потрачены на спонсирование режимов, иногда откровенно преступных, просоветских только на этапе получения помощи. Борьба с Соединёнными Штатами за геополитическое влияние истощала советское государство. А друзей коммунистов, как оказалось, были единицы. С концом финансирования «дружественные» республики в большинстве своем без оглядки переметнулись под опеку тех же США. Действительно, может быть, не стоило тратить колоссальные ресурсы на установление и поддержку дружественных, зачастую «марионеточных» режимов?

Подавление венгерского восстания в 1956 году

Осенью 1956 года по решению Политбюро ЦК КПСС в Будапешт были введены советские войска и жестоко пресечена попытка восстания венгерского народа. Решающими на заседании Политбюро стали слова Н. С. Хрущева:
«…войска не выводить из Венгрии и Будапешта и проявить инициативу в наведении порядка в Венгрии. Если мы уйдем из Венгрии, это подбодрит американцев, англичан и французов — всех империалистов. Они поймут (это) как нашу слабость и будут наступать. Нас не поймет наша партия».Решение Хрущева значительно подорвало авторитет СССР в Европе, который был завоеван Советским Союзом по итогам победы над фашизмом и во Второй мировой войне в целом.

Новочеркасские события 1962 года

Хрущев, будучи Первым секретарём ЦК, весной 1957 года объявил о прекращении обслуживания облигаций внутреннего займа. Решение вызвало бурю негодования во всех слоях советского общества. Ведь в своё время «сталинские» облигации были обязательными и позволили правительству поднять страну из послевоенных руин. Во многих городах недовольство вылилось в массовые волнения и беспорядки. В Новочеркасске порядок был наведен особенно жестоким образом. Следующим за отказом от обслуживания Гособлигаций шагом стало повышение цен на мясопродукты, естественно, по «многочисленным просьбам трудящихся». Цена на мясо взлетела на 30%, для многих колбаса стала мечтой.

Ввод войск в Афганистан

Чтобы не допустить гражданской войны в Афганистане и обезопасить южные границы страны, правительство СССР ввело в соседнее государство ограниченный контингент советских войск. Миротворческая операция, спланированная на несколько дней, оказалась более чем десятилетней войной. За время конфликта в Афганистане погибло более 14 тысяч советских солдат и офицеров. Мировая общественность резко негативно отреагировала на афганские события. Некоторые страны вслед за США бойкотировали Олимпийские игры, прошедшие в Москве в 1980 году. Через многие годы бывший директор ЦРУ в своих воспоминаниях утверждал, что спецслужбы Соединённых Штатов принимали непосредственное участие в разработке операции по вовлечению Советского Союза в афганский конфликт.

Антиалкогольная компания Горбачева


В первой половине 80-х годов уровень потребления алкоголя в стране побил все рекорды и превысил 14 л спирта на человека в год. Руководство государства было вынуждено принимать неотложные меры против провальной алкоголизации населения. Но крайние меры в борьбе с алкоголем лишили государство важной статьи наполнения бюджета. В итоге, обвал мировых цен на нефть, случившийся вскоре, вверг Советский Союз в экономический ступор. А затем и привел к финансовому коллапсу.

Создание ГКЧП 1991 год


На волне реформ и перестройки на политическую арену вышли политики новой «демократической» формации. Некоторые из них впоследствии говорили благодарственные речи в Конгрессе США. Стыдно, право слово! И, с появлением в Москве 19 августа танков, существующая власть конвульсивно создает Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению, взявший на себя ответственность за положение в стране. В итоге ГКЧП с принятыми обязательствами не справился и мы имеем то, что имеем.
Разумеется, это далеко не полный перечень того, что загоняло советское государство к закономерному завершению своего существования. Мы выделили лишь некоторые, которые первыми пришли в голову. Иногда становится невыносимо жаль то того, что все получилось так, как получилось. Но уж ничего с этим поделать невозможно…

Источник

  • Ошибки среды выполнения возникает
  • Ошибки среднего медицинского персонала
  • Ошибки сплит системы тошиба
  • Ошибки сплит системы сатурн
  • Ошибки сплит системы гри