Ошибки старшеклассников при выборе профессии

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 25.06.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте — Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Виды профессий

Примеры профессий

Технические

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономические

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Творческие

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военные

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Медицинские

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Педагогические

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Юридические

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Лингвистические

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Транспортные

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Сферы безопасности

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии — это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» — Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» — Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» — Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» — Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» — Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» — Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Просмотров работы: 15833

Профориентация

Типичные трудности и ошибки при выборе
профессии

у старшеклассников

Типичные трудности и ошибки при выборе
профессии

у старшеклассников

Выбор
профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет
то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора
профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение
родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное
стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В
настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками
свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности
при выборе будущей профессии.

Итак,
какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального
самоопределения?

Первое,
что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о
её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным
исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий,
в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при
выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях
трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии
экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по
данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе
— выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых
распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если
подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность
за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям
человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь
профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным
особенностям, склонностям и интересам.

Третье
— увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск
экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона
профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд
особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер,
стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как
ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое
количество работы с документацией и др.

Четвертое
— влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на
выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий.
Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно
быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В
результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных»
профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое
– несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся
семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое
мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку
автоматически присваивается эта профессия.

Шестое
— отождествление школьного учебного предмета с
соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что
юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную
деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не
сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится
литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не
любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое
— неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии
многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому
вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах,
склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога,
который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в
выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое
— выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии
учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой
специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание:
«Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое
— недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии.
Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности,
противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими
заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность
к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется
работать с чертежами, за компьютером и т. д..

Для
проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое
исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет,
из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария
были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты
к выбору профессии» В. Б. Успенского.

Результаты,
полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что
56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными
мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более
самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются
внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование,
возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь
16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из
потребностей самого человека.

Результаты
психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис.
1. Результаты исследования мотивов выбора профессии  

Результаты
диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов
выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 %
средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты
психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис.
2. Результаты исследования готовности к выбору профессии  

Таким
образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод,
что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах
профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и
т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях,
качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной
личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими
движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор
профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно
обдуманно и со всей серьезностью.

Можно
выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику
при выборе будущей профессии: —      


 во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях,
особенностях своего характера и физических возможностях;

 — 
во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

 — 
в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся
интересам, способностям, возможностям.

Затем,
когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий
перейти ко второму шагу.

Побеседовать
с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем
месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

 Ознакомиться
с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить
свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была
выбрана.

В
процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет
школа.

В
1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее
распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой
профессии, воспитанию любви к труду.

В
5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и
характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в
различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями
её приобретения.

В
10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии,
изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности
получения образования и трудоустройства.

Наиболее
активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы
с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно
предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А.
Климова):

«Человек-природа»:
при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по
биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в
огороде, уход за животными.

 «Человек-техника»:
также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии,
электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических
кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»:
разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор
помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно —
организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди
младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек
— знаковая система»:
работа за компьютером,
выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов,
чертежей, схем.

«Человек
— художественный образ»:
разбор художественных
особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках
рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих
кружках, студиях.

Таким
образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и
ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо,
обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать
чувство разочарования за свой выбор.  

Литература:  

1.       
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение,
2004.-305 с.

2.       
Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.       
Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.
https://psylab.info.

4.       
Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 2

Н. Н. Зотова

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОШИБОК СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

В литературе по профессиональному самоопределению существует представление об успешном выборе профессии как осознанном, самостоятельном и ответственном. Проведенный анализ ошибок старшеклассников при выборе профессии показал, что наиболее часто встречающейся причиной ошибок является низкая осознанность основных факторов выбора — «хочу» и «могу». Поэтому психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников необходимо начинать с их личностного самоопределения как необходимого этапа профессионального самоопределения.

Ключевые слова: успешный выбор профессии, ошибки выбора, осознанность, самостоятельность, ответственность, личностное и профессиональное самоопределение.

In the literature on professional self-determination there is a notion about a successful choice of a profession as conscious, independent and responsible. The analysis of errors of senior pupils when they choose a profession has shown, that the most common reason of errors is low consciousness of the main factors of the choice — «I want» and «I can». Therefore it is necessary to start the psychological support of professional self-determination of teenagers with their personal self-determination as a necessary stage of professional self-determination.

Key words: a successful choice of a profession, an error in choice, awareness, independence, responsibility, personal and professional self-determination.

Выбор профессии школьником только на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению Е.А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (Климов, 1996, с. 40). Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Начинается этот процесс уже в ролевых играх дошкольников. В это время они осваивают функциональную сторону деятельности профессионала и внешнюю атрибутику: доктор лечит людей, он ходит в белом халате и с «трубочкой», чтобы прослушивать больного; пожарный заливает огонь и спасает людей из горящего дома, поэтому ему необходим специальный защитный костюм,

Зотова Наталия Николаевна — мл. науч. сотр. лаборатории «Психология профессий и конфликта» ф-та психологии МГУ. E-mail: natzotova@mail.ru

102

шлем, шланг и пожарная машина; балерина танцует на сцене в красивом платье — «пачке» и умеет бегать «на пальчиках» в пуантах и т.д. Далее процесс подготовки к весьма ответственному моменту в жизни проходит стихийно до периода подросткового возраста. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников часто сводится к непродолжительным профконсультациям в 9-м и 11-м классе. Однако в настоящее время, когда, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности, этого явно недостаточно. Известно, что лишь у небольшой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков. Обычно у них довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако не всегда, бывают случаи несовпадения способностей и интереса к профессии. Например, молодой человек, прекрасно рисующий, твердо решил стать артистом балета и поступил в хореографическую академию, хотя способностями не отличался. Родителям понадобилось несколько лет, чтобы понять, что интерес к балету — это скорее честолюбивые мечты об успехе на сцене, и помочь молодому человеку увидеть, что в легко дающемся занятии («рисовании для собственного удовольствия») также существуют широкие возможности успешного профессионального развития. Выбор профессии является для молодых людей первым обязательным, вынужденным выбором, которого они не могут избежать, хотя некоторые стремятся оттянуть момент как можно дольше или вообще переложить решение на ближайших взрослых — родителей, учителей, друзей. И это понятно: они воспринимают выбор профессии как слишком трудный и ответственный. Часто они так и формулируют: «Я выбрала, кем я хочу стать, но пришла к вам, чтобы убедиться в правильности своего выбора». Другими словами, они хотят разделить ответственность за принятое решение со специалистом. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной альтернативы всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив. Такую трудность испытывают школьники, способные к разным видам деятельности, например, могут конкурировать музыкальные и художественные способности, особенно если ребенок в обоих видах деятельности имеет определенные успехи. Причина трудности выбора профессии школьниками состоит также в том, что им необходимо учесть множество факторов. Прежде всего, они должны понять (осознать) свои интересы и склонности. Часто интересы могут конкурировать между собой, и тогда необходимо понять, увлечен ли подросток содержательной стороной деятельности или скорее ее внешними атрибутами, например возможным успехом, популярностью (хотя и это стремление подростка к публичности следует принимать во

103

внимание). Этот фактор обычно для краткости называют «я хочу». Далее учащимся следует понять, каковы их способности и как они соотносятся с его же интересами и склонностями. Это фактор «я могу». И здесь опять могут возникнуть проблемы, потому что учащийся либо хочет не то, что может (тогда нужно искать причины такого рассогласования), либо может многое, но в этом случае неясно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби. Далее требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Это фактор «нужно». Кроме того, нужно учесть повышенные требования к здоровью (или отдельным его сторонам), предъявляемые некоторыми популярными профессиями. Также на выбор школьником профессии оказывают влияние социальный статус его семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых для подростка взрослых. Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы» (ЛПП), хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути (Климов, 1984). И это еще не все, но для целей нашего анализа достаточно и этих трудностей.

Д.А. Леонтьев считает, что существуют три возможных варианта выбора — простой, смысловой и личностный, или экзистенциальный. Простой осуществляется при наличии у субъекта как альтернатив, так и критериев для их сравнения. Смысловой характеризуется наличием альтернатив, но отсутствием готовых критериев, субъекту нужно их выработать самому. При личностном выборе субъекту необходимо не только сформулировать критерии выбора, но и подготовить возможный набор альтернатив. «Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к третьей разновидности…» (Леонтьев, 2001, с. 58). Автор считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Для обоснования своего мнения он приводит данные масштабного исследования развития планирования в подростковом возрасте Я.-Э. Нурми, делающего вывод о незавершенности формирования этой функции к 16—17 годам, о продолжении этого процесса и после 20-летнего возраста.

Неудивительно поэтому, что ошибки, совершаемые старшеклассниками при выборе профессии, многочисленны и постоянны в своем повторении, набор их не слишком видоизменился за 25 лет, с момента описания их Е.А. Климовым, лишь добавились некоторые новые, обусловленные изменением характера социально-экономического развития страны (Климов, 1984, с. 130—135). Эти ошибки общеизвестны, с большей или меньшей обстоятельностью они обычно описываются в научной и популярной литературе по профессиональному самоопреде-

104

лению школьников. Поэтому представляется полезным попытаться понять психологические причины их происхождения, что и является целью данной статьи. Без анализа причин ошибок невозможно вырабатывать пути их преодоления.

Посмотрим, чем отличается успешный выбор профессии школьником от неуспешного. Исследователи профессионального самоопределения называют необходимыми условиями успешного выбора такие качества, как «осознанность», «самостоятельность» и «ответственность» принятия решения (Зеер, 2006, с. 102; Климов, 1996, с. 126; Пряжников, 2003, с. 18). Цель и размеры статьи не предполагают подробного обсуждения этих понятий как основных условий успешного выбора профессии, поэтому лишь кратко остановимся на их соотношении. Осознанность является важнейшим условием эффективной регуляции человеком своей деятельности, «…именно способность к осознанной саморегуляции и является психологическим критерием человека как субъекта» (Конопкин, 2008). С субъектностью, по мнению А.К. Осницкого (2003), связана подлинная самостоятельность действий человека. Ответственность — это осознание способности выступать причиной изменений в себе и в мире и осознанное управление этой способностью (Леонтьев, 2005). Таким образом, осознанность является обязательным условием становления как самостоятельности, так и ответственности.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу ошибок, остановимся на характеристике разных уровней готовности к выбору профессии у подростков. Опыт автора в области психологического сопровождения школьников на пути их профессионального самоопределения позволил разделить их на три группы по уровню готовности к выбору профессии в 10—11-х классах. Мы понимаем условность такой классификации, понимаем, что не все школьники являются яркими представителями своей группы, однако считаем ее полезной для уточнения того, в какой именно помощи они нуждаются.

В первую группу (с высоким уровнем готовности) мы включили школьников, у которых довольно рано выявились как склонность к какой-то области деятельности, так и соответствующие ей способности. Часто это бывают интересы в области музыки или искусства. Такие дети рано начинают получать дополнительное образование по выбранным направлениям, что способствует развитию их способностей, а успехи мотивируют и поддерживают интерес к занятиям. Они хорошо осознают свои склонности, часто целеустремленно развивают свои способности и некоторые нужные для будущей профессии качества (например, настойчивость). Фактически они уже сделали свой выбор, и даже если они по какой-либо причине передумают, можно надеяться, что их новое решение также будет достаточно осознанным, самостоятельным и ответственным.

105

Вторая группа (средний уровень готовности) — школьники, которые отличаются разнообразными интересами, склонностями и способностями ко многим областям деятельности. Они имеют несколько дополнительных занятий вне школы, активны, как правило, легко учатся и все успевают, но им трудно выбрать, какое увлечение могло бы стать их профессией. Они не осознают, что именно их привлекает в данном занятии, долго не могут определиться с выбором, откладывая его «на потом». Их представления о профессиях, а тем более о мире профессий фрагментарны, романтичны, весьма приблизительны. Учащимся этой группы требуется помощь профконсультанта прежде всего для осознания факторов «хочу» и «могу», а также для расширения их представлений о мире профессий и подготовке возможного набора альтернатив. То есть для успешного осуществления профессионального самоопределения (выбора профессии как одного из его этапов) необходимо личностное самоопределение. Поскольку эти молодые люди активны, способны к рефлексии, в определенной мере самостоятельны, то, опираясь на психологическое сопровождение профессионала, они смогут совершить выбор, о котором не пожалеют.

Третья группа (низкий уровень готовности) — подростки, которые не слишком стремятся учиться и не имеют явно выраженных склонностей за пределами школы, их интересы пассивны — послушать музыку, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. На профконсультации они оказываются по воле родителей или учителей. В поведении они безынициативны, малоэмоциональны, несамостоятельны, не уверены в себе, плохо рефлексируют свой жизненный опыт. Немалая часть из них имеет комплекс «обученной беспомощности» разной степени генерализованности: у некоторых он проявляется только в учебной деятельности, у других же — и во внешкольных занятиях. Им требуется серьезная и длительная помощь специалиста, но работать с ними нелегко из-за их безразличия и пассивности.

Обратимся теперь к анализу ошибок и начнем с самой вопиющей, приводящей фактически к случайному выбору. Итак, ошибка первая — выбор профессии под влиянием товарищей, за компанию. Чаще всего такую ошибку совершают учащиеся с низким уровнем готовности (третья группа). Мы полагаем, что главная причина ее совершения — это неосознанность своих склонностей и способностей, несамостоятельность, очень приблизительное представление о мире профессий. «Критерием субъекта является так называемая общая способность к саморегуляции (ОСС) произвольной активности…» (Конопкин, 2008, с. 23). Следовательно, школьники, совершающие эту ошибку, пока еще не стали субъектами своей профессиональной судьбы, точнее, проявляют свою субъектность в очень малой степени, совершенно недостаточной для принятия ответственного решения о выборе профессии. Они объясняют свое решение тем, что им все равно, какую профессию

106

получать, а с друзьями жаль расставаться. Это дает основание думать, что эти школьники находятся еще на стадии развития младших подростков, когда ведущей является деятельность общения, а не учебнопрофессиональная, что должно быть присуще старшеклассникам.

Ошибка вторая — возложение ответственности за выбор на ближайших взрослых — родителей, учителей и др. Одной из причин этого является отношение к выбору профессии как к выбору «раз и навсегда», до конца жизни, что усвоено ими из опыта прежних поколений. Это отношение рождает страх перед выбором, вызывает излишнее напряжение при принятии решения. Такие старшеклассники мало знают о мире профессий. В частности, они скорее всего слышали, но не осознали, например, того факта, что профессии не долговечны, они «рождаются», «умирают», видоизменяются. Если им на нескольких примерах помочь проследить эти свойства профессий, то часть страхов с них снимется, но не все. Помогает также снимать страх продумывание нескольких вариантов выбора. Такие ошибки свойственны пассивным девочкам из второй группы (со средним уровнем готовности к выбору). Как мы уже говорили, они успешны и в учебе, и во внешкольных занятиях, но мало задумываются о себе, плохо осознают мотивы своих увлечений, они не самостоятельны, инфантильны и не хотят взрослеть, что иногда сами и формулируют. Они привыкли доверять взрослым больше, чем себе, и это их устаивает. С ними нужна работа по развитию самосознания (темпы развития которого по каким-то причинам затормозились), по осознанию своих ценностных установок и смыслов, построению позитивного «Я-образа», по развитию их «чувства взрослости», которое появляется у детей в возрасте 10—11 лет (Возрастные…, 1967).

Ошибка третья — ориентация преимущественно на престижность и «доходность» профессии. В настоящее время это очень распространенная ошибка. Многие школьники не хотят думать о своих склонностях, или о содержательной стороне профессии. Они выбирают не профессию, а образ жизни (например, олигархов). Л.М. Митина отмечает в этой связи, что профессия «…выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни» (Митина, 2003, с. 3). Такой выбор делают личностно незрелые школьники, они плохо осознают свои склонности, способности, возможности и совершают несамостоятельный и безответственный выбор под влиянием других людей. Они также не учитывают, что мир профессий изменчив и престижные профессии могут по объективным причинам потерять свою привлекательность. Но главное, чего они не понимают (не осознают), это то, насколько тоскливо заниматься нелюбимым делом. Свежий пример такой ошибки: молодому человеку нравилось ковать металлические изделия, он с 5-го класса занимался этим в кружке. В 11-м классе он сделал для участия в олимпиаде прекрасную работу, получил за нее призовое место, что позволило ему

107

без экзаменов поступить в педагогический институт на обучение по специальности «учитель технологии». Победа в олимпиаде позволила ему также без экзаменов поступить и в достаточно престижный технический вуз, родители настояли, чтобы он начал обучение именно в нем. Молодой человек закончил первый семестр и, взяв академический отпуск, вернулся к своей любимой ковке. Возможно, снова будет поступать в педагогический. Далее опишем сразу две однотипные ошибки. Ошибка четвертая — увлечение одной, например внешней, стороной профессии. Часто подобная ошибка совершается в отношении профессий врача или балерины. В первом случае школьники хотят помогать людям, лечить их, а нередко и самоотверженно спасать. Во втором случае они хотят блистать на сцене, представляют себе восхищенные глаза зрителей, кидающих цветы к ногам артистов, слышат их бурные аплодисменты. Это романтические фантазии на профессиональные темы, т.е. стадия развития профессионального самоопределения, свойственная подросткам 5—8-го класса. Когда такой слишком романтически настроенной старшекласснице по нашему совету родители организовали «экскурсию» по больнице с обстоятельными и доброжелательными комментариями знакомого врача, увлеченного своей профессией, произошла переоценка ценностей, девочка сменила свой выбор, к счастью для нее и ее возможных пациентов.

Такие же романтические представления являются причиной пятой ошибки — переноса отношения к знакомому профессионалу на его профессию. Например, в школе всегда есть учитель, вызывающий восхищение школьников, интересной подачей учебного материала, способностью увлечь даже слабоуспевающих в творческий процесс познания, манерой общения. И есть ученики, желающие стать «такими же» учителями. Итак, четвертая и пятая ошибки имеют одну причину —низкий уровень осознанности знаний о профессиях и о свойствах личности профессионала, настолько низкий, что ученики даже не дифференцируют их. Они знают только о тех свойствах, которые вписываются в их романтические представления и не проявляют активности для знакомства с другими сторонами профессии.

Ошибка шестая — отождествление учебного предмета с профессией. Такую ошибку часто совершают мальчики, которым свойственны рассуждения такого типа: «У меня физика, химия и математика хорошо идут, буду поступать в технический вуз, пока еще не знаю в какой». Это говорит о неразвитых представлениях детей о мире профессий и о себе, они не понимают, что именно им нравится в той или иной области знаний и как это может быть связано с профессией. Они в основном ориентируются на свое «могу» и мало занимаются своим «хочу», а о «надо» думают в основном с точки зрения престижности и финансовой стороны профессии. Но все-таки им достаточно легко помочь, опираясь на их активность, способность к рефлексии и опыт самостоятельности

108

и ответственности в других областях их жизни, не связанных с профессиональным самоопределением.

Следующие две ошибки мы прокомментируем очень коротко, потому что они являются либо частным случаем, либо следствием уже обсужденных нами ошибок. Ошибка седьмая — устаревшие представления о содержании профессии. Ошибка восьмая — отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах. В обоих случаях имеет место очень приблизительное представление о важных основаниях для принятия решения (о профессии и о себе), что исключает возможность осознанного выбора.

Ошибка девятая — незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Она также совершается от недостаточного понимания своих качеств (возможностей, ограничений). Обсуждая их со старшеклассниками, мы не только говорим о необходимости учитывать эти ограничения, но и используем эту тему как информационный повод для мотивации школьников к активности, ответственности за свою судьбу. Рассказываем о людях, которые, несмотря на свои физические недостатки, смогли добиться очень многого.

Ошибка десятая — незнание основных действий, операций и их порядка при подготовке к выбору профессии, это главная ошибка. Если не осознана цель деятельности, не продуманы средства ее достижения, не учтены условия и возможные трудности на пути к ней, вряд ли можно ждать успеха.

Подводя итог обсуждению ошибок, можно констатировать, что большинство из них имеет своим источником недостаточную степень осознанности материалов, нужных для принятия решения. Ранее, сравнивая содержание понятий «осознанность», «самостоятельность» и «ответственность», мы обратили внимание на то, что осознанность является обязательным условием становления самостоятельности и ответственности. Это позволяет предположить, что в целях профилактики ошибок выбора профессии необходимо прежде всего усиливать работу в направлении повышения осознанности выбора, осознанности факторов «хочу», «могу» и «надо». Это будет способствовать становлению позитивного «Я-образа», развитию ценностных установок и личных смыслов. Сензитивным для этих процессов временем является младший подростковый возраст (Возрастные…, 1967). Поскольку именно в это время ведущей становится деятельность общения, дети открыты для сотрудничества со взрослыми, они склонны к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. А поскольку переход из младшей школы в среднюю является достаточно трудным для школьников, но при этом не имеет психологического сопровождения, младшие подростки испытывают особую потребность в общении со взрослыми (Цукерман, 1998). Анализ ошибок показал, что причиной некоторых

109

ошибок, например (четвертой и пятой), является тот факт, что у части старшеклассников профессиональное самоопределение находится на стадии профессиональных фантазий, романтических представлений о профессии, что свидетельствует о задержке развития этого процесса (первая ошибка). Общепризнано, что успешное развитие ребенка на предыдущей стадии является залогом успешности развития на следующей стадии. Поэтому, опираясь на понятие «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского и представления о «ведущей деятельности» Д.Б. Эльконина, мы считаем, что с младшими подростками необходимо проводить работу по личностному самоопределению (по осознанию их собственных интересов, склонностей, способностей, личных качеств, ценностей, смыслов, становлению позитивного «Я-образа» и т.д.). Личностное самоопределение становится при этом необходимым этапом профессионального самоопределения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006.

КлимовЕ.А. Как выбирать профессию? М., 1984.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,

1996.

Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопр. психологии. 2008. № 4. C. 23—34.

Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. 2001. № 1. С. 57—66.

Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Вильнюс, 2005. С. 7—22.

Митина Л.М. Введение // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. С. 3—4.

Осницкий А.К Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. С. 14—26.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж, 2003.

Цукерман Г.А. Десяти—двенадцатилетние школьники — «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 17—31.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

  • Ошибки старшеклассников на егэ смешные
  • Ошибки станции ул могилевская
  • Ошибки сталина при правлении
  • Ошибки сталина перед войной
  • Ошибки сталина во время великой отечественной войны