Ошибки тотального диктанта 2014

Опубликовано: 13 апреля 2014 года

Вчера принимал участие во всероссийской акции «Тотальный диктант — 2014».

Мероприятие интересное и ненавязчивое по фактуре, недолгое по времени и полезное по сути. Даже не знаю, почему многие не спешат в нём участвовать… Прошедшее мероприятие — положительный стресс или даже отдых. От серой рабочей повседневности и бесконечной суеты.

Впрочем, и я сам еще несколько дней назад не планировал принимать участие по нескольким причинам.

2012 год

Будучи одним из первых участников «Тотального диктанта» в Республике Коми, а именно — в 2012 году в Сыктывкаре, я посмотрел это мероприятие, понял, что это такое, и мне на тот момент этого было более чем достаточно.

Впрочем, мой основной мотив участия в 2012 году в акции заключался даже не в том, чтобы проверить себя на грамотность (хотя и это тоже — в качестве личного мотиватора), а в том, чтобы посмотреть что это за мероприятие в плане организации и организаторов.

В тот год в Республике Коми шел Год молодежи, а инициаторами «Тотального диктанта» в Сыктывкаре стали молодые и на тот момент никому не известные люди. Я хотел посмотреть на их проект, чтобы потом потенциально включить его (мероприятие) и их (молодых людей) в контур мероприятий молодежной тематики, проводимых в республике.

Зовут этих молодых людей Евгений Кулаков и Игорь Лютоев (кстати, мой выпускник — выпускник факультета информационных систем и технологий СыктГУ, где я работал в своё время и преподавателем, и затем деканом).

Впрочем, они достаточно быстро потеряли личный интерес к «Тотальному диктанту», хотя потом мы неоднократно встречались и были планы организовать подобную акцию по математике (арифметика, простейшие уравнения и т.д.). В конечном итоге они переключились на другие свои проекты (насколько помню, спортивной тематики), и мы больше не встречались по поводу развития проекта «Тотального диктанта» в будущем.

По поводу моего участия в «Тотальном диктанте — 2012» и результатов этого участия подробнее можно почитать в этой архивной блоговой заметке: Тотальный диктант — 2012: работа над ошибками.

2013 год

Когда в 2013 году эта акция была поддержана и организована уже со стороны руководства и сотрудников Сыктывкарского государственного университета, я наблюдал за этим со стороны.

Личного мотива к участию у меня уже не было, и в плане профессиональных вопросов как чиновника данное мероприятие у меня уже вопросов тоже не вызывало. Также в день проведения «Тотального диктанта» в 2013 году я, насколько помню, был в отъезде, в командировке. Поэтому, по совокупности этих причин, я не стал принимать участия в прошлом году в акции.

2014 год

Если говорить о текущей акции 2014 года, то, как уже сказал выше, ещё несколько дней назад я не планировал участвовать по тем же причинам, что и в 2013 году.

Во-первых, формат и особенности мероприятия мне понятны и известны, и поэтому в плане личной мотивации уже не так интересно. Тем более, с орфографией у меня всегда было хорошо (что показали и результаты «Тотального диктанта — 2012»), да и с пунктуацией по большому счету тоже.

А в плане того, что «где-то многоточие», «где-то авторское тире, а где-то точка с запятой», «где-то надо поставить двоеточие», «где-то восклицательный знак вместо точки» и т.д. — это всегда основная фишка всех текстов (по крайней мере последних лет) — я спокойно отношусь к своему возможному неумению правильно уловить на слух авторский текст и правильно расставить все эти тире, точки с запятой и многоточия с кавычками, а иногда и со скобками.

Во-вторых, я точно знал, что 12 апреля — в день проведения «Тотального диктанта — 2014» — я буду опять находится за пределами Сыктывкара в командировке. В этот день было запланировано Всероссийское совещание руководителей штабов студенческих отрядов в Ухте (УГТУ), где очень давно было запланировано моё участие.

Таким образом, у меня не получалось принять участие в «Тотальном диктанте — 2014» в Сыктывкаре.

Но, как говорится, «никогда не говори никогда» ;) . На неделе ко мне заходил по рабочим делам Сергей Сергеевич Соболев, заместитель руководителя администрации города Ухты, и он поделился в том числе и тем, что «в этом году Ухта участвует в тотальном диктанте». И администрация Ухты совместно с партнерами (в частности, Ухтинским техническим госуниверситетом) организует это мероприятие в субботу, 12 апреля, в четырех пунктах проведения акции — в самой администрации, в УГТУ и на базе двух ухтинских школ — № 18 и № 21.

Мы с ним поговорили. Я вспомнил и рассказал о своём опыте участия. Сергей Сергеевич сказал: «приглашаю! Если надумаешь, приходи в администрацию!».

Я решил, что если получится по времени, по обстоятельствам, то попробую принять участие, чтобы, опять же, посмотреть саму организацию этой акции в Ухте, а также посмотреть, насколько по сравнению с позапрошлым годом изменились подходы к отбору текстов, их подаче и затем — оценке результатов (потому что в 2012 году текст был достаточно спорный, да и оценивание было спорным тоже: в части некоторых многоточий, восклицательных знаков и точек с запятой — за подробностями снова отсылаю к своей архивной заметке 2012 года с комментариями).

Участие

Вчера, после того, как я решил основные свои задачи текущей ухтинской командировки — в УГТУ принял участие во Всероссийском совещании руководителей штабов студенческих отрядов, а также проговорил/порешал ряд других вопросов с коллегами из ухтинского университета — я освободился где-то в 14.30. А в 15.00 уже начинался «Тотальный диктант».

Накануне и в течение дня я звонил Сергей Сергеевичу, который меня дополнительно мотивировал на участие в акции и предлагал опять же написать диктант в администрации Ухты.

Но мне хотелось поучаствовать в этой акции, во-первых, в условиях, максимально приближенных к реальности — а это возможно только в школьных стенах.

Во-вторых, мне не хотелось избыточного внимания к своей персоне, а в администрации Ухты этого избежать было бы намного сложнее. Поэтому я выбрал одну из школ — восемнадцатую — куда и направился. Кстати, Сергею Сергеевичу я тоже так и не сказал свой окончательный выбор )) .

К слову, на мне была стройотрядовская бойцовка, и я думал, что это хорошая маскировка, чтобы меня не идентифицировали :) . Но, оказалось, я сурово ошибался :) .

Несмотря на то, что в школе при регистрации меня не идентифицировали (чему я очень обрадовался), в той же школе были телевизионщики ухтинской программы «День», которые меня хорошо знают и сразу узнали и в этот раз (тем более, они же были утром на мероприятии в УГТУ — на открытии всероссийского студотрядовского совещания)…

Потом, правда, оказалось, что журналисты программы «День» были на всех четырёх ухтинских пунктах проведения акции, и скрыться-спрятаться всё равно, наверно, не удалось бы нигде )) .

В итоге я понял, что «явка провалена» и поэтому далее — при непосредственном участии в самой акции — я стал уже сам всё размещать в своих аккаунтах в соцсетях вконтакте и твиттер).

Диктант

Вот моя «писанина»:

А вот исходный текст, который вчера поздно вечером уже был размещен на официальном сайте акции:

Алексей Иванов. Поезд Чусовская — Тагил1

Часть 3. Когда поезд вернётся

Мои мама и папа работали инженерами, Чёрное море им было не по карману, поэтому в летние отпуска они объединялись с друзьями и на поезде Чусовская — Тагил2 уезжали весёлыми компаниями в семейные турпоходы по рекам Урала. В те годы сам порядок жизни был словно специально приспособлен для дружбы: все родители вместе работали, а все дети вместе учились. Наверное, это и называется гармонией.

Наши лихие и могучие папы забрасывали на багажные полки рюкзаки с ватными спальниками и брезентовые палатки, тяжеленные3, будто из листового железа, а наши наивные мамы, опасаясь, как бы дети не узнали о замыслах взрослых, шёпотом спрашивали: «А на вечер-то взяли?» Мой отец, самый сильный и весёлый, ничуть не смущаясь и даже не улыбаясь, отвечал: «Ясное дело!4 Буханку белого и буханку красного».

И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям — 5 туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы, и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках, и сны эти — самое удивительное! — 6 всегда сбывались.7 Перед нами распахивался гостеприимный и приветливый мир, жизнь уходила вдаль,8 в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным, и мы катились туда в скрипучем обшарпанном вагоне9. В железнодорожном расписании наш поезд значился пригородным, но мы-то знали, что он 10 сверхдальнего следования.

И теперь будущее стало настоящим — 11 не прекрасным, а таким, каким, по-видимому, и должно быть. Я живу в нём и всё лучше узнаю родину12, по которой едет мой поезд, и она мне всё ближе, но, увы, я всё хуже помню своё детство, и оно от меня всё дальше — это очень-очень грустно. Однако моё настоящее тоже скоро станет прошлым,13 и вот тогда тот же поезд повезёт меня уже не в будущее, а в прошлое — 14 прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

«Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.15


Допустимые варианты

1 Поезд «Чусовская — Тагил»

2 Не считать за ошибку в тексте данного диктанта написание в кавычках: на поезде «Чусовская — Тагил».

3 …брезентовые палатки — тяжеленные, будто из листового железа…

4 Ясное дело.

5 И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям, туда, где беспощадные солнцепёки…; И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям: туда, где беспощадные солнцепёки…

6 …и сны эти — самое удивительное — всегда сбывались; …и сны эти (самое удивительное!) всегда сбывались; …и сны эти (самое удивительное) всегда сбывались.

7 …туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы; и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках; и сны эти — самое удивительное! — всегда сбывались.

8 …жизнь уходила вдаль — в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным…

9 …и мы катились туда в скрипучем, обшарпанном вагоне.

10 …мы-то знали, что он — сверхдальнего следования.

11 И теперь будущее стало настоящим, не прекрасным, а таким…

12 Родину

13 Вместо запятой возможно тире, если далее выбрана запятая: Однако моё настоящее тоже скоро станет прошлым — и вот тогда тот же поезд повезёт меня уже не в будущее, а в прошлое, прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

14 …тот же поезд повезет меня уже не в будущее, а в прошлое, прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

15 «Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства…; «Чусовская — Тагил»… Солнечный поезд моего детства…; «Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.

Работа над ошибками — 2014

Основной своей ошибкой я считаю то, что я перестраховался.

Да. Зная по первому своему участию, что текст, скорее всего, будет пестреть кучей разных тире, запятых, возможно двоеточиями, точками с запятой, восклицательными знаками и т.д., я некоторые сложные предложения писал сначала без спорных (по своему мнению) знаков пунктуации, чтобы затем их расставить.

Применил как бывший программист модульный принцип и системный подход к написанию диктанта :) . Но не учел того, что «потом» может не остаться времени на то, чтобы дополнительно подумать и расставить эти самые тире и прочее. Так, в частности, получилось вот с этим предложением:

И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям — туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы, и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках, и сны эти — самое удивительное! — всегда сбывались.

Я прекрасно знаю, что уточнение «ребятишки» нужно выделить запятыми, но, учитывая особенность диктанта в виде «авторского написания», я планировал поставить двойное тире.

То же самое с «…ехали навстречу чудесным приключениям — туда…». Перед «туда» надо было что-то поставить — тире, запятую или точку с запятой, и я точно это знал, но в итоге оставил на «потом».

В итоге и то, и другое я забыл потом сделать )), когда время уже вышло и надо было сдавать работу.

Кстати, в этом же предложении словосочетание «самое удивительное» я выделил запятыми с обеих сторон, а, оказалось, надо было выделить двойным тире, да еще восклицательный знак поставить! Вот с этим я в корне не согласен. Мне кажется, запятые тоже уместны, хотя в «допустимых вариантах» (см. выше) такого варианта, к сожалению, нет.

Слово «Наверное» я не отделил запятой, потому что тоже перестраховался :) .

Дело в том, что я не люблю и не использую слово «наверное». Когда я сам пишу тексты или говорю, используя это слово, то всегда использую «наверно» (без буквы «е») и всегда его отделяю запятой. И вот этот момент меня тоже заставил «потом подумать» насчет запятой после слова «Наверное», что я в итоге тоже не успел сделать. В общем, перестраховываясь, «перехитрил сам себя» :) .

Последнее предложение —

«Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.

— здесь тоже сомнительна авторская пунктуация и допустимые варианты в плане того, что другие варианты не принимаются (я по-другому написал, и считаю свой вариант тоже допустимым, исходя из контекста фразы).

В общем, как и ожидал, основные заморочки на диктанте были связаны с авторской пунктуацией, что всегда не до конца однозначно.

Орфографических ошибок я вроде не допустил (за исключением того, что «мы-то» написал без дефиса — но не знаю, будет ли это считаться орфографической ошибкой) и, исходя из системы оценивания прошлого года:

Критерии выставления оценок за Тотальный диктант — 2013

«5» 0/0 0/1

«4» 0/2 0/3 0/4
1/0 1/1 1/2 1/3 2/0
2/1 2/2

«3» 0/5 0/6 0/7 0/8
1/4 1/5 1/6 1/7
2/3 2/4 2/5 2/6 3/0 3/1
3/2 3/3 3/4 3/5
4/0 4/1 4/2 4/3 4/4

Первая цифра указывает количество орфографических ошибок, вторая — количество пунктуационных.

Каждая ошибка считается за одну. Если в одном слове имеется несколько орфографических ошибок, допущенных на разные правила (например, слитное / раздельное написание приставок, одна / две Н в суффиксе причастий и прилагательных, как, например, в слове неписаный; ср. также сымитировать), каждая из них учитывается как самостоятельная. Две или более ошибки в словарных словах считаются за одну (ср. в слове интеллигентность). За одну ошибку считается отсутствие одного или обоих парных знаков пунктуации.

Если в диктанте несколько раз повторяется одно и то же слово и каждый раз в нем допускается ошибка, она считается за одну. Прочие ошибки не группируются. Например, если есть несколько разных слов с приставкой / частицей не, то каждая ошибка в их написании засчитывается как самостоятельная.

Выставление оценки 0,5 балла за «негрубые» ошибки не практикуется, так как критерии определения тех или иных ошибок как негрубых весьма неопределенны. Любая пунктуационная и орфографическая ошибка считается за одну.

буду рассчитывать хотя бы на «тройку с минусом» или «с плюсом», хотя по словам организаторов «выставление оценки 0,5 балла за «негрубые» ошибки не практикуется» :) .

Но для самого себя я все-таки систему «0,5 баллов» буду учитывать, как это делают в школах (есть оценка формальная, и она — строго балльная, а есть дополнительная — в тетрадках школьникам ставят «пять с минусом» или «три с плюсом»).

Вместо выводов

Я крайне удовлетворён мероприятием.

Во-первых, получил моральное удовлетворение и даже отдохнул.

Во-вторых, посмотрел организацию мероприятия в Ухте, которая прошла на достаточно высоком уровне для первого раза — все организаторы волновались не меньше, чем сами участники, но всё получилось.

В-третьих, конечно же, я получил дополнительные компетенции в плане грамотности и уже никогда в будущем не буду забывать ставить запятую не только после слова «наверно», но и после «наверное» :) .

И, самое главное, на будущее — надо не перестраховываться, а писать сразу текст, как слышится и как ты знаешь, не оставляя расставление отдельных запятых и тире «на потом», т.е. надо поменьше заморачиваться вниманием к возможно сложной «авторской пунктуации». Если бы я ставил некоторые знаки пунктуации сразу, не оставляя на потом, то, судя по исходному тексту, в конечном итоге ошибок было бы у меня на две-три меньше точно.

Кстати, сам текст мне показался намного легче, чем два года назад.

P.S.

Спасибо организаторам и лично Сергею Соболеву за то, что он явился фактически катализатором моего участия в акции «Тотальный диктант — 2014» в городе Ухта ;) .

Также отдельная благодарность ухтинскому «диктатору» — Галине Коноваловой (которая работала на мероприятии в этой роли в школе № 18) за очень профессиональный, «учительский» подход к проведению диктанта в качестве ведущего.

UPDATE (15.04.2014)

Сегодня узнал свой результат:

Ваш результат на Тотальном диктанте-2014: 3

Орфографических ошибок — 2
Пунктуационных ошибок — 5

Ура, у вас тройка! Вы справились с Тотальным диктантом. Это действительно очень хороший результат. Советуем вам сходить на знакомство с работами и узнать, где вы допустили ошибки и какие правила стоит повторить. Успехов на следующем Тотальном диктанте!

Насчет орфографических, почти наверняка уверен, что это пропущенный дефис в слове «мы-то», и тот же пропущенный дефис в «очень-очень» (я поставил зачем-то запятую, хотя тоже всегда пишу подобные слова через дефис).

Пунктуационные ошибки мне тоже понятны, и я об этом писал выше — пропущенные по разным причинам запятые (почти все из-за «перестраховки» и, по большому счету, головотяпства), тире и прочие пунктуационные заморочки.

В целом я очень удовлетворён и процессом, и результатом. Всё хорошо, и, наверно, в следующем году, если ничего объективно не помешает, тоже приму участие, что и всем советую тоже ;) .

См. также:

  • Тотальный диктант – 2012: работа над ошибками
  • Тотальный диктант в Сыктывкаре
  • Тотальный диктант в Сыктывкаре (обсуждение на форуме)

Зато выяснилось, что россияне не знают, как пишется «гармошка»

Стали известны предварительные результаты международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». И хотя проверка закончилась далеко не во во всех городах, уже понятно, что диктант-2014 стал рекордсменом. В первую очередь, по количеству участников: в России их набралось более 58 тысяч человек, а за рубежом — 5,8 тысячи. Всего около 64 тысяч, что в два раза больше, чем в предыдущем году. А еще в 2014 году стало вдвое больше отличников.

Самым северным населенным пунктом, в котором написали Тотальный диктант, стал поселок Диксон на Таймыре (Россия), самым южным – внутриконтинентальная антарктическая научная станция «Восток». Также к акции подключился член экипажа МКС, лётчик-космонавт Олег Артемьев, и сотрудники Российской антарктической экспедиции (РАЭ) на всех пяти российских научных станциях: «Мирный», «Восток», «Беллинсгаузен», «Прогресс» и «Новолазаревская».

Интернет-аудитория «Тотального диктанта» в этом году выросла в 3 раза. Более 6 500 человек написали диктант в режиме онлайн.

Около 2000 человек написали диктант на «отлично» (в 2013 году — 400). Вошел в это число «пятерочников» и ведущий метеоролог антарктической станции «Беллинсгаузен» Станислав Ивашкевич, а вот результаты космонавта Артемьева сообщить постеснялись. Однако, организаторы «Тотального диктанта» не связывают количество пятерок лишь с возросшим числом участников. Руководитель проекта Ольга Ребковец считает, что помогли повысить грамотность в том числе курсы русского языка «Русский по пятницам», проходившие во всех городах-участниках.

Кстати, число двоечников организаторами никогда не оглашается. «Зачем это делать? Ведь люди приходят на проверку своих знаний добровольно, и в первую очередь для себя», — объясняют в оргкомитете.

Однако самые распространенные ошибки пишущих все же стали известны. Чаще всего неправильно были написаны слова: «гармошка», «перрон», «семафор», «палисадник» и «расхристанный». «Эти ошибки связаны не столько с незнанием правил русского языка, сколько с реалиями, в которых они употребляются. объясняет ситуацию Наталья Кошкарёва, председатель экспертной комиссии Тотального диктанта. — Например, сейчас немного изменилась культура и формат путешествий, и если слово «семафор» постепенно уходит из речи, то и из письма тоже».

Известный филолог, профессор, доктор наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ Максим Анисимович Кронгауз сам диктант не писа, а только диктовал. «Мне показалось, что диктант был не очень сложным, — говорит Кронгауз. — Обычная такая, средняя работа для старшеклассника. Скорее всего, у пишущий могли возникнуть сложности с пунктуацией. И то, во многих местах расстановка запятых носила скорее вариативный характер (то есть, их можно было ставить, а можно и нет)»

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26505 от 17 апреля 2014

Заголовок в газете:
Диктант — тотальный, оценки — тайные

Доктору филологических наук Галине Мандриковой мы дозвонились в тот самый момент, когда она проверяла очередные бланки с диктантом. Делать общие выводы о самых массовых ошибках пока рано, но некоторые наблюдения уже есть.

«Чусовская — Тагил… Солнечный поезд» — так начинался текст нынешнего «Тотального диктанта». «Чусовская — Тагил, поезд моего детства…» — так он заканчивался. Именно начало и конец стали самыми сложными местами для многих взрослых студентов. Ну поди-ка ты разбери, какие там знаки препинания ставить — где запятые, где двоеточия, где многоточия… Словом, в яблочко попали далеко не все.

Перрон. Еще одно слово, связанное с железной дорогой, которое не всем оказалось по зубам. Во многих работах она написано с одной буквой «р».

Расхристанные. Некоторым молодым участникам акции это слово оказалось вовсе незнакомым. Писали с одной «н», делили слово пополам, а то и вовсе «раскристанные». Молодежи на заметку: расхристанный — неряшливо одетый в распахнутую или в разорванную одежду.

Но в  целом, отмечает наш эксперт, орфографических ошибок стало гораздо меньше, чем в прошлом году. А вот с замысловатой пунктуацией текста Иванова справились далеко не все.

2013 год: Не путай грудь с пальцем!

НаперсТник. Правильно — наперсник. Вообще-то этим словом в старину называли человека, которому доверяли свои тайны, на чьей груди могли поплакаться. А грудь раньше называли — перси. Но не все современники это помнят. Поэтому в большинстве своем и написали слово с лишней буквой «т» — «наперстник». Словно оно связано с перстом. Выходит, спутали грудь… с пальцем.

Через чур. Правильно — чересчур. Да-да, пишется слитно и через букву «с». Но многие участники диктанта об этом не знали и разделили наречие на два более-менее привычных слова. 

Райские Пущи. Правильно — райские кущи. Кущи — это шатры. Но поскольку они — райские, то есть стоят в раю, никто из ныне живущих их не видывал. Наверное, поэтому многие написали просто — «пущи». Оно и неудивительно: кто ж из нас в детстве не слышал песню «Беловежская Пуща»?!

ХаКкер. Правильно — хакер. Да, друзья, это понятие пишется с одной буквой «к». Кстати, слово «блогер» — тоже.

БеЗпрецеНдентный. Правильно — беспрецедентный. Тут — простор для фантазии! И лишних букв можно натыкать, и глухую «с» обернуть звонкой, и сделать из одного слова два. 

Но не стоит из-за этого переживать. Филологи говорят, что диктант прошлого года был бес-пре-це-дент-но сложный! 

Читайте нас в Дзен.Новостях

14 апреля в России и по всему миру прошел «Тотальный диктант». В этом году у него юбилей: диктанту исполняется 15 лет, и его писали на всех континентах, в самолетах и даже в космосе (на МКС). Главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов рассказал о главных трудностях, «ослышках» и неожиданных посланиях от участников.

— Волнует судьба несчастного слова «чересчур», которому постоянно достается. Как у него дела в этот раз?

Владимир Пахомов

— У слова «чересчур» и в этом году непростая диктантная судьба. Оно — в числе самых часто встречающихся ошибок. Его писали по-разному: черезчур, через чур, через-чур. Но чаще всего встречался вариант через чур.

— Вы заранее предполагали, в каких словах будут чаще всего ошибаться?

— Были прогнозируемые трудности. Например, мы не сомневались, что трудности вызовет слово «струганые», и действительно, ошибочный вариант с двумя Н встречался очень часто. Ожидали, что будут проблемы со слитным/раздельным написанием, так оно и вышло: очень много ошибок в сочетаниях «остро заточенный карандаш» и «плохо проваренная клецка».

Я проверял одну работу, в которой «острозаточенный» было единственной ошибкой на весь текст, и из-за этого пришлось поставить четверку. Очень обидно!

Но были и неожиданные трудности. Например, мы не предполагали, что слово «коленца» станет неразрешимой проблемой для многих пишущих. Его не узнали, писали «коллензо», «колленцо» и т. д.

— А смешные ослышки на этот раз были?

— Среди ослышек — «олений» зал вместо «молельного» и «осеменяющая» фигура учителя вместо «семенящая». Мы продолжаем выписывать такие слова, Ева Даласкина снова с нами! Это наш вымышленный автор сводного текста со всеми ослышками. В 2015 году кто-то так написал в работе, услышав, что мы пишем текст по произведению Е. Водолазкина (Евы Даласкиной).

— Можно ли по результатам «Тотального диктанта» сделать вывод о том, какой знак препинания больше всего любят, а какой не любят, недооценивают?

— В прошлые годы знаком, который недооценивают, однозначно была точка с запятой, но в этом году она нанесла мощный ответный удар, потому что у Гузель Яхиной этот знак встречался несколько раз в текстах. Ну а самый любимый знак пишущих — конечно, запятая.

— Делают ли участники какие-то «заметки на полях», оставляют послания проверяющим?

— В этом году в Москве была одна потрясающая работа, в конце которой пишущий на память привел несколько строчек из «Фауста», вдохновившись текстом диктанта. Он успел и написать диктант, и закончить текст цитатой из Гете — за то немногое время, которое отводится обычно на проверку работы перед сдачей. Плюс, как обычно, были пожелания здоровья и удачи проверяющим, благодарности автору за текст диктанта, рисунки (котики, смайлики и так далее).

— Могут ли в будущем и сочинять, и диктовать, и проверять «Тотальный диктант» роботы, а не люди?

— Я все-таки убежден, что ни один самый высокоразвитый робот не сможет создать такой красивый текст, который создают люди — авторы диктанта. Поэтому полностью автоматической акция не станет.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

April 14 2014, 14:56

Categories:

  • Наука
  • Кино
  • Cancel

Давеча поучаствовал в шабаше граммар-наци, собственноручно исписал на слух полторы страницы. Ну что сказать — к пальцам правой руки сегодня вернулся здоровый цвет и они уже могут разгибаться без помощи братьев с левой. Кантуперная клавиатура загонит нас в каменный век, истинно вам говорю.

В субботу День Космонавтики чистым небом и погодой не радовал, а со стороны Российского центра науки и культуры неслась смачная попса. «Не понял» — сказал внутренний голос. При ближайшем рассмотрении оказалось, что поблизости триумфально открылся очередной супермаркет. Внутренний голос выдохнул с облегчением.

1

2
Веселится и ликует весь народ. Торговые центры — отрада и утешение каждого молдавского четэцанина.

3
А в это время в замке…

4

5
Сверка списков зарегистрированных. Я стоял первым, нифига себе. Наверное по фамилии, хотя кто знает, заявлялся ещё в феврале.

6

7

8
Виктор Николаевич Костецкий, доктор педагогических наук, руководитель образовательных проектов РЦНК — председатель экспертной комиссии и диктующий.

9
В этом году текст «Тотального диктанта» — от Алексея Иванова, автора романа, по которому поставлен фильм «Географ глобус пропил».
Фильм, кстати, очень хороший и Хабенский в нём мерцает гранями.

10
Прелюдия.

11

12
Сам диктант занял около 30-40 минут.

13
С непривычки от каких-то полутора страниц кисть чуть ли не судорогой сводило.
И навык письма теряется, факт. Каждая следующая буква пишется уже далеко не всегда на автомате.

14
Проверка.

15

16
Один из чемпионов прошлогоднего диктанта.

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30
Написал, быстренько проверил и давай фотиком размахивать.
В орфо сомнений нет, а с пунктуацией никогда особо не дружил. С запятыми ещё туда-сюда, но со всеми этими двоеточиями, кавычками, тире до конца никогда не уверен.

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Результаты — сегодня-завтра.

***

upd: «Ваш результат на Тотальном диктанте-2014: 3
Орфографических ошибок — 0
Пунктуационных ошибок — 8
»

Так и знал. :-) Эти тире-кавычки я всегда предпочитал ставить на интуитивном уровне, а не по правилам, которых и не помню. :-)

***

Также кишинёвский вариант текста можно написать под диктовку самостоятельно, видео с автором:

HotLog

Первый Тотальный диктант новосибирцы написали в 2004 году. Тогда студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета НГУ, возглавляемый президентом клуба Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. В нем участие приняли всего 150 человек.

Мест на Тотальном диктанте-2018 хватит не всем

Первые 6 диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты заимствовали из произведений русской классики. В 2009 году знания русского языка проверяли уже 618 новосибирцев. Из них только семь счастливчиков получили «отлично». Оценки «хорошо» удостоились 118 человек, «удовлетворительно» получили 254, а вот при двойках остались 239 добровольцев. Во имя справедливости следует заметить, что предложен им был отрывок из повести «Невский проспект» Гоголя, что вряд ли можно считать корректным, потому как великий русский писатель с малоросскими этническими корнями имел слишком своеобразную лексику и синтаксис. Уж слишком далек он от Чехова и Бунина.

Интернет в помощь

Тогда же мобильный Интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст из классики можно найти в Сети и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения, которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в Сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал известный писатель Борис Стругацкий. Его текст под названием «В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?» под диктовку написали 2600 новосибирцев. Текст фантаста состоял всего лишь из 330 слов, но участники Тотального диктанта тогда установили рекорд по количеству ошибок.

study-921885_960_720.jpg

Интерес и желание проверить свою грамотность побуждают принять участие в массовой акции. Фото с сайта pixabay.com

Из 2600 человек, проверявших свою грамотность, всего 20 получили «отлично», 570 – «хорошо», 1000 – «удовлетворительно». А тысяча человек написала диктант на «двойку». Именно тогда вокруг «Тотального диктанта» начались споры. Борис Стругацкий, никто не спорит, писатель был авторитетный. Но все же текст из-под пера фантаста вышел слегка корявый и скучноватый. Объективности ради: лучшие свои вещи Борис Натанович написал много лет назад в соавторстве с братом – военным переводчиком и редактором. Огромные споры тогда вызвало выражение «слава богу».

– Лучше бы его вообще не было в тексте и вот почему, – говорит новосибирский филолог Марина Сенаторова. – В советские годы слово «бог» в школе и во всех газетах писалось с маленькой буквы во всех случаях. В наши дни слово «Бог» пишется с прописной буквы в значении единого верховного существа. В многочисленных устойчивых сочетаниях, употребляющихся вне прямой связи с религией, следует писать строчную букву: бог знает, бог с ним, как бог на душу положит. Однако в некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано «слава Богу» (если контекст указывает, что говорящий благодарит Господа Бога) и «слава богу» (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот). Тотальный, то есть всеобщий, диктант пишут все – в том числе и верующие люди. И вот для них написать слово «Бог» с прописной буквы естественно, они так воспринимают этот самый контекст. Всуе имя Бога они стараются не произносить. Сам же Стругацкий, например, в тексте диктанта написал «Язык» с большой буквы, придав этому слову дополнительное значение. А верующие люди, каковых много, слову «Бог» всегда придают дополнительное значение. А в итоге — массовые ошибки.

Полный список площадок Тотального диктанта-2018 в Новосибирске

С этим случаем тесно связан и другой спорный момент в тексте Стругацкого: «булгаковы, чеховы, толстые». Почти каждый ученик знает: собственные имена лиц, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы: меценат, ловелас, альфонс, держиморда. Однако сохраняется написание с прописной буквы, если фамилия, употребляясь в нарицательном значении, не переходит в разряд существительных нарицательных. Толстой, Булгаков, Чехов – великие писатели, и они, конечно, представляют собой определенный тип людей, но все же их имена отнюдь не утратили индивидуального значения, а потому однозначно должны были писаться с прописной буквы, если только автор не употребляет их в презрительном, уничижительном значении.

Девушки лучше текста

– Многие годы я знал про «Тотальный диктант» и знал людей, которые его писали, – говорит новосибирский писатель Александр Духнов. – «Просто интересно»; «Хочу проверить грамотность»; «Просто потусоваться», – такой ответ мне наиболее понятен. Дух флешмоба витает над Тотальным диктантом – собраться в неподходящем месте и коллективно заняться чем-то нелепым. Диктант для удовольствия – что может быть нелепее? Я честный человек, к тому же мне нечего скрывать. У меня по русскому «тройка», имеющая притяжение в сторону совсем уж неприличной оценки. Как-то мы с друзьями пришли в нархоз, чтобы написать и впоследствии посмеяться над результатами и друг над другом. Здесь же попутно обнаружилось большое количество симпатичных студенток. Сам диктант мне показался довольно занудным по содержанию. Автор Захар Прилепин там все время какие-то лампочки в подъезде вкручивал, пытаясь начать с себя перестройку коллективного сознания. А так вполне приличное мероприятие. Девушки оказались лучше текста.

books-1839036_960_720.jpg

С каждым годом число участников Тотального диктанта растет. Фото с сайта pixabay.com

В 2011 году автором текста для Тотального диктанта стал Дмитрий Быков. Он, как и Стругацкий, поделится своими мыслями о состоянии языка. Быков специально приехал в Новосибирск. Тогда акция вышла за пределы Новосибирска: в ней участвовали люди в одиннадцати российских регионах и даже несколько человек в США. В Новосибирске диктант писали 2695 человек, 47 из них получили «отлично». Однако самой массовой отметкой по-прежнему осталась «двойка»: более половины участников не смогли удовлетворительно справиться с написанием предложенного Быковым текста.

– Тогда споры вызвало написание выражения «Московский университет», и отчасти это вина автора, – продолжает филолог Марина Сенаторова. – Текст для проверки грамотности не должен содержать спорных вариантов, а это как раз такой случай. Из контекста было понятно, что речь идет именно о Московском государственном университете: следовательно, нужна прописная буква. Но ведь в наши дни университетов множество, пишут диктант люди разного возраста и житейского опыта, проверяют они знание исключительно грамматики: значит, текст должен быть безупречен именно с этой точки зрения. Если допустить, что речь идет об одном из многих московских университетов, требуется строчная буква. 

По словам Быкова, он сочинил текст диктанта за 20-30 минут, что забавно, но вряд ли вызывает уважение у людей ответственных и самокритичных. Тщательнее бы надо.

На шести континентах

В 2014 году текст для «Тотального диктанта» написал уральский прозаик Алексей Иванов. Он владеет громадным объемом русской лексики, искренне увлечен историей родного края. Тогда же «диктаторами» выступили Константин Хабенский, Андрей Макаревич, Максим Кронгауз, Андрей Константинов, Наталья Крачковская, Сева Новгородцев и другие популярные личности.

В 2014 году «Тотальный диктант» писали уже на шести континентах, в 352 городах, в 47 странах ближнего и дальнего зарубежья. Проверить свою грамотность решились 64 тысячи носителей русского языка – это в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. Самой северной точкой проведения диктанта стал Диксон на Таймыре, а самой южной – антарктическая научная станция «Восток». Самым западным пунктом стал Сан-Хосе (Калифорния, США), а самым восточным – Окленд (Новая Зеландия). В акции участвовал член экипажа Международной космической станции летчик-космонавт Олег Артемьев – ведь диктант писали в День космонавтики. Лидерами по количеству участников среди зарубежных городов стали Бишкек, Талин, Павлодар и Рига.

library-2128813_960_720.jpg

Грамотность и начитанность сегодня в моде. Фото с сайта pixabay.com

Отлично справились с диктантом около 2 тысяч из 64 тысяч человек: это чуть больше 3%. «Пятерки» получили 2% участников акции. Организаторы считают, что улучшение результата было связано, во-первых, с высоким литературным качеством тогдашнего текста диктанта, во-вторых, с работой бесплатных курсов «Русский по пятницам», которые посещали более пятнадцати тысяч желающих во многих городах.

В Новосибирске работы диктант сдали 4509 человек, в их числе оказалось 196 отличников, то есть 4,3 процента, что гораздо выше общего уровня. В числе распространенных ошибок традиционно были написание «н» и «нн» в суффиксах, приставок «пре-» и «при-». Больше всего ошибок было допущено в словах «перрон», «семафор», «палисадник», «гармошка» и «расхристанный».

Вызвало затруднение также словосочетание «чусовской вокзал» – с большой или маленькой буквы должно писаться слово «чусовской»? В тексте Иванова «чусовской вокзал» пишется с маленькой буквы, потому что в данном случае это не составное наименование: и старого вокзала того давно нет, и неизвестно, как он назывался официально. Здесь – просто прилагательное, образованное от географического названия по типу «невские берега», «донское казачество», «московские улицы».

Добавим, что в 2018 году акция пройдет в субботу, 14 апреля, и начнется в 15.00 по новосибирскому времени. Полный список площадок Тотального диктанта-2018 в Новосибирске ранее публиковал VN.ru. Кстати, с регистрацией стоит поторопиться – количество мест на некоторых площадках ограничено.

Авторы текстов для Тотального диктанта за всю его историю:

2004 – Лев Толстой, «Война и мир».

2005 – Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

2006 – Иван Соколов-Микитов, «Таймырское озеро».

2007 – Василь Быков, «Сотников».

2008 – Редъярд Киплинг, «Наулака: Истори о Западе и Востоке».

2009 – Николай Гоголь, «Невский проспект».

Далее тексты специально для диктанта сочиняли:

2010 – Борис Стругацкий.

2011 – Дмитрий Быков.

2012 – Захар Прилепин.

2013 – Дина Рубина.

2014 – Алексей Иванов.

2015 – Евгений Водолазкин.

2016 – Андрей Усачев.

2017 – Леонид Юзефович.

 Недавно мои филологические навыки и статус впервые нашли себе применение – я проверяла Тотальный диктант!
   А дело было так. Замечательные организаторы Дома для всех в Марокко организовали не только сам Дом, но и Тотальный диктант для его обитателей. И попросили меня помочь в проверке (по правилам проведения диктант должен проверять настоящий живой

динозавр

филолог). Сначала я и обрадовалась, и растерялась, потому что не была уверена, что вспомню большую часть правил и нигде не ошибусь (особенно в пунктуации). Но меня сразу успокоили тем, что вместе с работами я получу один файлик с образцом, где уже всё будет написано идеально и правильно, и другой файл с разбором ошибок, где будут приводиться все правила по каждому случаю.
   Тогда  я с радостью согласилась. Идеи Тотального диктанта вызывали у меня исключительно положительные эмоции. Действительно, так здорово, что множество людей хочет проверить свой уровень грамотности и подтянуть его, выявить слабые места, прокачать их и писать отныне ещё лучше, чем прежде. Идея прекрасная, разве нет?

   Но когда я получила работы и начала их проверять, некоторые правила вызывали у меня изрядное недоумение. Мне было даже неловко, но да, именно так: я не соглашалась с прославленным ПАСом под редакцией Лопатина.
У многих из тех, кто писал диктант, был довольно хороший уровень грамотности, часть наших путешественников дали бы фору даже некоторым студентам-филологам.
   Большинство делали ошибки в одних и тех же местах. И даже когда я посмотрела правила из лопатинского справочника, эти сложные места по-прежнему казались мне неоднозначными.

                                                   

По-настоящему огорчило другое: когда я стала подводить итоги, то поняла, что формально должна поставить почти всем двойки. Критерии выставления оценок были очень суровы, с моей точки зрения вообще не в меру суровы. Мне настолько не хотелось ставить двойки, что я просто написала количество ошибок и выслала проверенные работы обратно.
  «Ну а где же оценки?» — пришёл мне резонный вопрос от Полины.
  Скрепя сердце и преодолевая внутреннее сопротивление, я влепила красной ручкой двойки, понадеявшись на то, что взрослые суровые путешественники не примут эти дурацкие оценки близко к сердцу. Но нет же, оказалось, что почти все, даже «троечники», у которых было мизерное количество ошибок, огорчились и разочаровались в Тотальном диктанте.
   Говорили о том, что после таких оценок начинает казаться, что учи не учи, всё равно будешь неграмотным, и это высшее знание будет доступно только избранным, лингвистам да филологам.
   В итоге такие результаты вовсе не подстегнули людей стремиться к знаниям и чтению правил, а просто внушили, что они невежды. И даже если это было вовсе не так, после Тотального диктанта многим так показалось.

   От всего этого я огорчилась и думала о Тотальном Диктанте уже не с воодушевлением, а с недоумением и скептицизмом.

   И решила, что уж кому, как не мне легче всего, учась на филфаке, докопаться до правды и получить ответы на все не дающие покоя вопросы.

   Сначала из любопытства дала некоторым своим коллег-филологам самые сложные фразы из диктанта, на которых многие спотыкались. Мои филологи сделали те же самые ошибки, и когда я стала ссылаться на правила из ПАС, категорически не согласились. Я в очередной раз убедилась, что даже весьма грамотные люди, написав такой диктант, получили бы незаслуженные двойки и, возможно, комплекс неполноценности в придачу.

   После этого я решила выловить одну из наших преподавательниц из МГУ, которой очень доверяю. Мало того, что она прекрасно разбирается как в тонкостях старославянского и древнерусского языков, и в особенностях русского языка и споров вокруг него. Она, помимо прочего, — участник Орфографической комиссии, и на днях рассказывала много интересного об изменениях в языке и баталиях насчёт правил.

   Выловила я нашу замечательную преподавательницу и накинулась с вопросами уже спустя несколько недель после Тотального диктанта, когда я решила, что не буду писать никакие посты, потому что это не очень-то важно. Но когда мы поговорили, я вдруг поняла, что это-то как раз и есть самое важное, и если я не напишу теперь о Тотальном диктанте (даже не столько о нём, сколько вообще о критериях грамотности), то не прощу себе этого.

   Она охотно откликнулась на мои вопросы и попросила прислать диктант и комментарии к нему. Я всё это сделала и с нетерпением стала ждать ответа.
   К моему величайшему удивлению она сказала, что в тех самых «тёмных местах», о которых я твердила, с её точки зрения допустима вариативность, и тире вместо запятой в предложениях вроде «Чусовская-Тагил, солнечный поезд моего детства» она не стала бы считать за ошибку.
   На мой вопрос, почему Тотальный диктант проверяют именно по ПАС Лопатина, а не, допустим, по Грамматике-80, она убежденно сказала, что это делается для того, чтобы внушить грамотным людям, в частности школьным учителям, что у них есть существенные пробелы в знаниях и стимулировать их покупать этот справочник. При этом сам справочник она очень хвалила, он действительно толковый и наиболее полный. Но согласилась, что такая неуёмная строгость в выставлении оценок не нужна и даже вредна. Потому что, действительно, задача не в том, чтобы опустить человека и доказать ему, что он, якобы, невежда, а в том, чтобы проверить знание основных правил. Помимо основных правил есть зона разных второстепенных правил и уточнений, причём в разных учебниках и энциклопедиях они очень часто друг другу противоречат, и если составлять диктанты на такие правила, то оценка в таком случае априори будет необъективной.

   — Составить диктант таким образом, что его никто не напишет, не очень сложно. N, например, может составить такой диктант, что его даже наши преподаватели не напишут. Накрутит всякие вводные обороты… Задача ведь не в том, чтобы его никто не смог написать, а совсем в другом, — сказала моя преподавательница.

   — Хорошо составить диктант тоже надо уметь! – добавила она и, усадив меня за компьютер на уютной кафедре, дала интерактивный Болдинский диктант с Грамоты.ру, который, по её мнению, действительно подходит для проверки грамотности.
   Я ожидала подвоха, но в итоге у меня оказалась одна смешная ошибка: «апеллировать» с двумя «п». Да уж, это моя тема, я спотыкаюсь о такие слова и никак не запомню написание имени «Филипп»)

   Придя домой, я увлеклась, и до часу ночи проходила разные интерактивные диктанты на Грамоте.ру, выбирая самые интересные тексты. Удобно, что когда ошибаешься, можно щёлкнуть на эту ошибку и сразу увидеть нужное правило.
                                                 

   А потом, глубокой ночью, вспомнив наши филологические споры и обсуждения, поняла, что теперь уж я точно должна написать пост.

   Подводя итоги, хочу сказать в защиту Тотального диктанта, что сама задумка – очень хорошая и полезная, но такие критерии оценок – неоправданно, неадекватно жёсткие и, судя по реакции многих моих знакомых, существенно снижают пользу ТД.
   Второй важный момент. Если в диктанте есть сложные места, и в разных справочниках и пособиях правила по поводу этих случаев противоречат друг другу, с моей точки зрения справедливо приводить в комментариях все эти правила, допускать вариативность и не считать за ошибку знаки, которые приняты как норма хотя бы в одном из авторитетных справочников. Проверять только по ПАС Лопатина, я считаю, неправильно.

   Вот такое ИМХО.
   Двоечники, можете вздохнуть спокойно))

3_17106_pic_тотальный диктант

Более 50 тысяч человек приняли участие в «Тотальном диктанте-2014». Акция прошла в 350 городах, 45 стран мира. Добровольный диктант на русском языке охватил 20 часовых поясов на всех 6 континентах планеты. Также участие в акции приняли космонавты на МКС и полярники на российских антарктических станциях…

«Тотальный диктант», как известно,– это флешмоб на тему русского языка, игра, которая, по большому счету, никого ни к чему не обязывает. Вероятно, поэтому он так и популярен.

«Тотальный диктант» – испытание не только для пишущих, но и для диктующих. Организаторы международной (да что там – уже почти межпланетной) акции работают с каждым лектором – объясняют ему, как правильно читать текст. Читать так, чтобы слушателю не пригрезились лишние запятые, или восклицательные знаки.

DETAIL_PICTURE__80330906

Главное, говорят: если декларируешь текст перед аудиторией – не включай в себе актера. Читай нормально – так, как читала тебе диктанты учительница в школьные годы. Сам текст, написанный специально для акции, организаторы тоже шлифуют вместе с авторами. Чтобы уровень сложности не зашкаливал. И, тем не менее, сложные словечки в этой «контрольной работе» проскакивают.

Напомним несколько забавных ошибок, допущенных «взрослыми студентами» год назад.

«Наперсник». Вообще-то, этим словом в старину называли человека, которому доверяли свои тайны, человека, на чьей груди могли поплакаться. Вот и само понятие происходит от слова «перси» — то есть грудь. Но не все современники это поняли. Посему словечко получило пальму первенства по количеству ошибок. Некоторые, например, написали его с лишней буквой «т» — «наперстник». Словно оно связано с перстом. Выходит, спутали грудь… с пальцем.

«Чересчур». Обратите внимание, пишется слитно и через букву «с». Но многие участники диктанта об этом не знали – делили наречие на два слова, да еще и настойчиво вставляли звонкую «з». 

diktant

«Райские кущи». Кущи – это шатры. Но поскольку они – райские, то есть стоят в раю, никто из ныне живущих их не видывал. Наверное, потому-то и ошибок в этом понятии оказалось много. Правда, разнообразием они не отличались – многие люди, писавшие диктант, начертали просто – «пущи». Оно и не удивительно: кто ж из нас в детстве не слышал песню «Беловежская пуща».

«Хакер». Друзья, это понятие пишется с одной буквой «к». Кстати, слово «блогер» — тоже. Про блогеров в прошлом Тотальном диктанте ничего не говорилось, но так, на всякий случай, напоминаем.      

«Беспрецедентный». Ох, а тут – простор для фантазии. И лишних букв можно натыкать, и глухую «с» обернуть звонкой, и сделать из одного слова два. Все эти ошибки были популярны. Но не стоит из-за этого переживать. Филологи говорят, что диктант прошлого года был беспрецедентно сложный.

В 2013 году автором текста диктанта стала писательница Дина Рубина. Текст назывался «Зло во благо или благо во зло?» и был посвящен рассуждениям о пользе и вреде Интернета в современном обществе.

Диктант написали более 32 тысяч человек в 180 городах России и мира, охватив 35 стран. Онлайн-трансляцию посмотрели еще около 17 тысяч человек.

Пятерки получили 335 участников (1% от общего числа участников). В работах, проверенных филологами НГУ, наиболее часто ошибки встречались в словах «коммунизм», «наперсник», «евангелие».

ДОСЛОВНО

Этот наперсник чересчур опасен (фрагмент из текста «Тотального диктанта-2013»)

“ Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум» все, к чему прикасается, чему дает жизнь, плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что это игривое и очень смышленое «дитя» новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества.

Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова. И думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до самого себя? “

1100869

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему акция стала такой популярной?

«Тотальный диктант» можно назвать беспрецедентным явлением. Ну, вспомните школу: мы ведь не нашли на контрольные работы по русскому как на праздник. Мы не рвались писать сочинения, изложения и диктанты. А сейчас выходного не жалко – идем за парты. Как это объяснить? Свое мнение на этот счет на радио «Комсомольская правда» озвучила доктор филологических наук, заведующая кафедрой филологии НГТУ Галина Мандрикова:

— Еще недавно я бы ответила, что это такая наша национальная забава, такой флэшмоб. Но после события на Украине я подумала: людям запрещают их родной язык, а для них это — ценность огромная. И мы не задумываемся о ней до тех пор, пока не начинаем ее терять. Мы часто используем жаргонизмы, нецензурные выражениям, мы не очень хорошо говорим на своем родном языке. И думаю, люди, которые приходят писать диктант, они не только хотят улучшить грамотность, они хотят увидеть и почувствовать, что нас много, нас тысячи, а это значит наш язык – это общая ценность.


link

April 14 2014, 14:56

Categories:

  • Наука
  • Кино
  • Cancel

Давеча поучаствовал в шабаше граммар-наци, собственноручно исписал на слух полторы страницы. Ну что сказать — к пальцам правой руки сегодня вернулся здоровый цвет и они уже могут разгибаться без помощи братьев с левой. Кантуперная клавиатура загонит нас в каменный век, истинно вам говорю.

В субботу День Космонавтики чистым небом и погодой не радовал, а со стороны Российского центра науки и культуры неслась смачная попса. «Не понял» — сказал внутренний голос. При ближайшем рассмотрении оказалось, что поблизости триумфально открылся очередной супермаркет. Внутренний голос выдохнул с облегчением.

1

2
Веселится и ликует весь народ. Торговые центры — отрада и утешение каждого молдавского четэцанина.

3
А в это время в замке…

4

5
Сверка списков зарегистрированных. Я стоял первым, нифига себе. Наверное по фамилии, хотя кто знает, заявлялся ещё в феврале.

6

7

8
Виктор Николаевич Костецкий, доктор педагогических наук, руководитель образовательных проектов РЦНК — председатель экспертной комиссии и диктующий.

9
В этом году текст «Тотального диктанта» — от Алексея Иванова, автора романа, по которому поставлен фильм «Географ глобус пропил».
Фильм, кстати, очень хороший и Хабенский в нём мерцает гранями.

10
Прелюдия.

11

12
Сам диктант занял около 30-40 минут.

13
С непривычки от каких-то полутора страниц кисть чуть ли не судорогой сводило.
И навык письма теряется, факт. Каждая следующая буква пишется уже далеко не всегда на автомате.

14
Проверка.

15

16
Один из чемпионов прошлогоднего диктанта.

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30
Написал, быстренько проверил и давай фотиком размахивать.
В орфо сомнений нет, а с пунктуацией никогда особо не дружил. С запятыми ещё туда-сюда, но со всеми этими двоеточиями, кавычками, тире до конца никогда не уверен.

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Результаты — сегодня-завтра.

***

upd: «Ваш результат на Тотальном диктанте-2014: 3
Орфографических ошибок — 0
Пунктуационных ошибок — 8
»

Так и знал. :-) Эти тире-кавычки я всегда предпочитал ставить на интуитивном уровне, а не по правилам, которых и не помню. :-)

***

Также кишинёвский вариант текста можно написать под диктовку самостоятельно, видео с автором:

HotLog

Опубликовано: 13 апреля 2014 года

Вчера принимал участие во всероссийской акции «Тотальный диктант — 2014».

Мероприятие интересное и ненавязчивое по фактуре, недолгое по времени и полезное по сути. Даже не знаю, почему многие не спешат в нём участвовать… Прошедшее мероприятие — положительный стресс или даже отдых. От серой рабочей повседневности и бесконечной суеты.

Впрочем, и я сам еще несколько дней назад не планировал принимать участие по нескольким причинам.

2012 год

Будучи одним из первых участников «Тотального диктанта» в Республике Коми, а именно — в 2012 году в Сыктывкаре, я посмотрел это мероприятие, понял, что это такое, и мне на тот момент этого было более чем достаточно.

Впрочем, мой основной мотив участия в 2012 году в акции заключался даже не в том, чтобы проверить себя на грамотность (хотя и это тоже — в качестве личного мотиватора), а в том, чтобы посмотреть что это за мероприятие в плане организации и организаторов.

В тот год в Республике Коми шел Год молодежи, а инициаторами «Тотального диктанта» в Сыктывкаре стали молодые и на тот момент никому не известные люди. Я хотел посмотреть на их проект, чтобы потом потенциально включить его (мероприятие) и их (молодых людей) в контур мероприятий молодежной тематики, проводимых в республике.

Зовут этих молодых людей Евгений Кулаков и Игорь Лютоев (кстати, мой выпускник — выпускник факультета информационных систем и технологий СыктГУ, где я работал в своё время и преподавателем, и затем деканом).

Впрочем, они достаточно быстро потеряли личный интерес к «Тотальному диктанту», хотя потом мы неоднократно встречались и были планы организовать подобную акцию по математике (арифметика, простейшие уравнения и т.д.). В конечном итоге они переключились на другие свои проекты (насколько помню, спортивной тематики), и мы больше не встречались по поводу развития проекта «Тотального диктанта» в будущем.

По поводу моего участия в «Тотальном диктанте — 2012» и результатов этого участия подробнее можно почитать в этой архивной блоговой заметке: Тотальный диктант — 2012: работа над ошибками.

2013 год

Когда в 2013 году эта акция была поддержана и организована уже со стороны руководства и сотрудников Сыктывкарского государственного университета, я наблюдал за этим со стороны.

Личного мотива к участию у меня уже не было, и в плане профессиональных вопросов как чиновника данное мероприятие у меня уже вопросов тоже не вызывало. Также в день проведения «Тотального диктанта» в 2013 году я, насколько помню, был в отъезде, в командировке. Поэтому, по совокупности этих причин, я не стал принимать участия в прошлом году в акции.

2014 год

Если говорить о текущей акции 2014 года, то, как уже сказал выше, ещё несколько дней назад я не планировал участвовать по тем же причинам, что и в 2013 году.

Во-первых, формат и особенности мероприятия мне понятны и известны, и поэтому в плане личной мотивации уже не так интересно. Тем более, с орфографией у меня всегда было хорошо (что показали и результаты «Тотального диктанта — 2012»), да и с пунктуацией по большому счету тоже.

А в плане того, что «где-то многоточие», «где-то авторское тире, а где-то точка с запятой», «где-то надо поставить двоеточие», «где-то восклицательный знак вместо точки» и т.д. — это всегда основная фишка всех текстов (по крайней мере последних лет) — я спокойно отношусь к своему возможному неумению правильно уловить на слух авторский текст и правильно расставить все эти тире, точки с запятой и многоточия с кавычками, а иногда и со скобками.

Во-вторых, я точно знал, что 12 апреля — в день проведения «Тотального диктанта — 2014» — я буду опять находится за пределами Сыктывкара в командировке. В этот день было запланировано Всероссийское совещание руководителей штабов студенческих отрядов в Ухте (УГТУ), где очень давно было запланировано моё участие.

Таким образом, у меня не получалось принять участие в «Тотальном диктанте — 2014» в Сыктывкаре.

Но, как говорится, «никогда не говори никогда» ;) . На неделе ко мне заходил по рабочим делам Сергей Сергеевич Соболев, заместитель руководителя администрации города Ухты, и он поделился в том числе и тем, что «в этом году Ухта участвует в тотальном диктанте». И администрация Ухты совместно с партнерами (в частности, Ухтинским техническим госуниверситетом) организует это мероприятие в субботу, 12 апреля, в четырех пунктах проведения акции — в самой администрации, в УГТУ и на базе двух ухтинских школ — № 18 и № 21.

Мы с ним поговорили. Я вспомнил и рассказал о своём опыте участия. Сергей Сергеевич сказал: «приглашаю! Если надумаешь, приходи в администрацию!».

Я решил, что если получится по времени, по обстоятельствам, то попробую принять участие, чтобы, опять же, посмотреть саму организацию этой акции в Ухте, а также посмотреть, насколько по сравнению с позапрошлым годом изменились подходы к отбору текстов, их подаче и затем — оценке результатов (потому что в 2012 году текст был достаточно спорный, да и оценивание было спорным тоже: в части некоторых многоточий, восклицательных знаков и точек с запятой — за подробностями снова отсылаю к своей архивной заметке 2012 года с комментариями).

Участие

Вчера, после того, как я решил основные свои задачи текущей ухтинской командировки — в УГТУ принял участие во Всероссийском совещании руководителей штабов студенческих отрядов, а также проговорил/порешал ряд других вопросов с коллегами из ухтинского университета — я освободился где-то в 14.30. А в 15.00 уже начинался «Тотальный диктант».

Накануне и в течение дня я звонил Сергей Сергеевичу, который меня дополнительно мотивировал на участие в акции и предлагал опять же написать диктант в администрации Ухты.

Но мне хотелось поучаствовать в этой акции, во-первых, в условиях, максимально приближенных к реальности — а это возможно только в школьных стенах.

Во-вторых, мне не хотелось избыточного внимания к своей персоне, а в администрации Ухты этого избежать было бы намного сложнее. Поэтому я выбрал одну из школ — восемнадцатую — куда и направился. Кстати, Сергею Сергеевичу я тоже так и не сказал свой окончательный выбор )) .

К слову, на мне была стройотрядовская бойцовка, и я думал, что это хорошая маскировка, чтобы меня не идентифицировали :) . Но, оказалось, я сурово ошибался :) .

Несмотря на то, что в школе при регистрации меня не идентифицировали (чему я очень обрадовался), в той же школе были телевизионщики ухтинской программы «День», которые меня хорошо знают и сразу узнали и в этот раз (тем более, они же были утром на мероприятии в УГТУ — на открытии всероссийского студотрядовского совещания)…

Потом, правда, оказалось, что журналисты программы «День» были на всех четырёх ухтинских пунктах проведения акции, и скрыться-спрятаться всё равно, наверно, не удалось бы нигде )) .

В итоге я понял, что «явка провалена» и поэтому далее — при непосредственном участии в самой акции — я стал уже сам всё размещать в своих аккаунтах в соцсетях вконтакте и твиттер).

Диктант

Вот моя «писанина»:

А вот исходный текст, который вчера поздно вечером уже был размещен на официальном сайте акции:

Алексей Иванов. Поезд Чусовская — Тагил1

Часть 3. Когда поезд вернётся

Мои мама и папа работали инженерами, Чёрное море им было не по карману, поэтому в летние отпуска они объединялись с друзьями и на поезде Чусовская — Тагил2 уезжали весёлыми компаниями в семейные турпоходы по рекам Урала. В те годы сам порядок жизни был словно специально приспособлен для дружбы: все родители вместе работали, а все дети вместе учились. Наверное, это и называется гармонией.

Наши лихие и могучие папы забрасывали на багажные полки рюкзаки с ватными спальниками и брезентовые палатки, тяжеленные3, будто из листового железа, а наши наивные мамы, опасаясь, как бы дети не узнали о замыслах взрослых, шёпотом спрашивали: «А на вечер-то взяли?» Мой отец, самый сильный и весёлый, ничуть не смущаясь и даже не улыбаясь, отвечал: «Ясное дело!4 Буханку белого и буханку красного».

И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям — 5 туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы, и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках, и сны эти — самое удивительное! — 6 всегда сбывались.7 Перед нами распахивался гостеприимный и приветливый мир, жизнь уходила вдаль,8 в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным, и мы катились туда в скрипучем обшарпанном вагоне9. В железнодорожном расписании наш поезд значился пригородным, но мы-то знали, что он 10 сверхдальнего следования.

И теперь будущее стало настоящим — 11 не прекрасным, а таким, каким, по-видимому, и должно быть. Я живу в нём и всё лучше узнаю родину12, по которой едет мой поезд, и она мне всё ближе, но, увы, я всё хуже помню своё детство, и оно от меня всё дальше — это очень-очень грустно. Однако моё настоящее тоже скоро станет прошлым,13 и вот тогда тот же поезд повезёт меня уже не в будущее, а в прошлое — 14 прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

«Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.15


Допустимые варианты

1 Поезд «Чусовская — Тагил»

2 Не считать за ошибку в тексте данного диктанта написание в кавычках: на поезде «Чусовская — Тагил».

3 …брезентовые палатки — тяжеленные, будто из листового железа…

4 Ясное дело.

5 И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям, туда, где беспощадные солнцепёки…; И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям: туда, где беспощадные солнцепёки…

6 …и сны эти — самое удивительное — всегда сбывались; …и сны эти (самое удивительное!) всегда сбывались; …и сны эти (самое удивительное) всегда сбывались.

7 …туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы; и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках; и сны эти — самое удивительное! — всегда сбывались.

8 …жизнь уходила вдаль — в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным…

9 …и мы катились туда в скрипучем, обшарпанном вагоне.

10 …мы-то знали, что он — сверхдальнего следования.

11 И теперь будущее стало настоящим, не прекрасным, а таким…

12 Родину

13 Вместо запятой возможно тире, если далее выбрана запятая: Однако моё настоящее тоже скоро станет прошлым — и вот тогда тот же поезд повезёт меня уже не в будущее, а в прошлое, прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

14 …тот же поезд повезет меня уже не в будущее, а в прошлое, прежней дорогой, но в обратном направлении времени.

15 «Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства…; «Чусовская — Тагил»… Солнечный поезд моего детства…; «Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.

Работа над ошибками — 2014

Основной своей ошибкой я считаю то, что я перестраховался.

Да. Зная по первому своему участию, что текст, скорее всего, будет пестреть кучей разных тире, запятых, возможно двоеточиями, точками с запятой, восклицательными знаками и т.д., я некоторые сложные предложения писал сначала без спорных (по своему мнению) знаков пунктуации, чтобы затем их расставить.

Применил как бывший программист модульный принцип и системный подход к написанию диктанта :) . Но не учел того, что «потом» может не остаться времени на то, чтобы дополнительно подумать и расставить эти самые тире и прочее. Так, в частности, получилось вот с этим предложением:

И мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям — туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы, и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках, и сны эти — самое удивительное! — всегда сбывались.

Я прекрасно знаю, что уточнение «ребятишки» нужно выделить запятыми, но, учитывая особенность диктанта в виде «авторского написания», я планировал поставить двойное тире.

То же самое с «…ехали навстречу чудесным приключениям — туда…». Перед «туда» надо было что-то поставить — тире, запятую или точку с запятой, и я точно это знал, но в итоге оставил на «потом».

В итоге и то, и другое я забыл потом сделать )), когда время уже вышло и надо было сдавать работу.

Кстати, в этом же предложении словосочетание «самое удивительное» я выделил запятыми с обеих сторон, а, оказалось, надо было выделить двойным тире, да еще восклицательный знак поставить! Вот с этим я в корне не согласен. Мне кажется, запятые тоже уместны, хотя в «допустимых вариантах» (см. выше) такого варианта, к сожалению, нет.

Слово «Наверное» я не отделил запятой, потому что тоже перестраховался :) .

Дело в том, что я не люблю и не использую слово «наверное». Когда я сам пишу тексты или говорю, используя это слово, то всегда использую «наверно» (без буквы «е») и всегда его отделяю запятой. И вот этот момент меня тоже заставил «потом подумать» насчет запятой после слова «Наверное», что я в итоге тоже не успел сделать. В общем, перестраховываясь, «перехитрил сам себя» :) .

Последнее предложение —

«Чусовская — Тагил», солнечный поезд моего детства.

— здесь тоже сомнительна авторская пунктуация и допустимые варианты в плане того, что другие варианты не принимаются (я по-другому написал, и считаю свой вариант тоже допустимым, исходя из контекста фразы).

В общем, как и ожидал, основные заморочки на диктанте были связаны с авторской пунктуацией, что всегда не до конца однозначно.

Орфографических ошибок я вроде не допустил (за исключением того, что «мы-то» написал без дефиса — но не знаю, будет ли это считаться орфографической ошибкой) и, исходя из системы оценивания прошлого года:

Критерии выставления оценок за Тотальный диктант — 2013

«5» 0/0 0/1

«4» 0/2 0/3 0/4
1/0 1/1 1/2 1/3 2/0
2/1 2/2

«3» 0/5 0/6 0/7 0/8
1/4 1/5 1/6 1/7
2/3 2/4 2/5 2/6 3/0 3/1
3/2 3/3 3/4 3/5
4/0 4/1 4/2 4/3 4/4

Первая цифра указывает количество орфографических ошибок, вторая — количество пунктуационных.

Каждая ошибка считается за одну. Если в одном слове имеется несколько орфографических ошибок, допущенных на разные правила (например, слитное / раздельное написание приставок, одна / две Н в суффиксе причастий и прилагательных, как, например, в слове неписаный; ср. также сымитировать), каждая из них учитывается как самостоятельная. Две или более ошибки в словарных словах считаются за одну (ср. в слове интеллигентность). За одну ошибку считается отсутствие одного или обоих парных знаков пунктуации.

Если в диктанте несколько раз повторяется одно и то же слово и каждый раз в нем допускается ошибка, она считается за одну. Прочие ошибки не группируются. Например, если есть несколько разных слов с приставкой / частицей не, то каждая ошибка в их написании засчитывается как самостоятельная.

Выставление оценки 0,5 балла за «негрубые» ошибки не практикуется, так как критерии определения тех или иных ошибок как негрубых весьма неопределенны. Любая пунктуационная и орфографическая ошибка считается за одну.

буду рассчитывать хотя бы на «тройку с минусом» или «с плюсом», хотя по словам организаторов «выставление оценки 0,5 балла за «негрубые» ошибки не практикуется» :) .

Но для самого себя я все-таки систему «0,5 баллов» буду учитывать, как это делают в школах (есть оценка формальная, и она — строго балльная, а есть дополнительная — в тетрадках школьникам ставят «пять с минусом» или «три с плюсом»).

Вместо выводов

Я крайне удовлетворён мероприятием.

Во-первых, получил моральное удовлетворение и даже отдохнул.

Во-вторых, посмотрел организацию мероприятия в Ухте, которая прошла на достаточно высоком уровне для первого раза — все организаторы волновались не меньше, чем сами участники, но всё получилось.

В-третьих, конечно же, я получил дополнительные компетенции в плане грамотности и уже никогда в будущем не буду забывать ставить запятую не только после слова «наверно», но и после «наверное» :) .

И, самое главное, на будущее — надо не перестраховываться, а писать сразу текст, как слышится и как ты знаешь, не оставляя расставление отдельных запятых и тире «на потом», т.е. надо поменьше заморачиваться вниманием к возможно сложной «авторской пунктуации». Если бы я ставил некоторые знаки пунктуации сразу, не оставляя на потом, то, судя по исходному тексту, в конечном итоге ошибок было бы у меня на две-три меньше точно.

Кстати, сам текст мне показался намного легче, чем два года назад.

P.S.

Спасибо организаторам и лично Сергею Соболеву за то, что он явился фактически катализатором моего участия в акции «Тотальный диктант — 2014» в городе Ухта ;) .

Также отдельная благодарность ухтинскому «диктатору» — Галине Коноваловой (которая работала на мероприятии в этой роли в школе № 18) за очень профессиональный, «учительский» подход к проведению диктанта в качестве ведущего.

UPDATE (15.04.2014)

Сегодня узнал свой результат:

Ваш результат на Тотальном диктанте-2014: 3

Орфографических ошибок — 2
Пунктуационных ошибок — 5

Ура, у вас тройка! Вы справились с Тотальным диктантом. Это действительно очень хороший результат. Советуем вам сходить на знакомство с работами и узнать, где вы допустили ошибки и какие правила стоит повторить. Успехов на следующем Тотальном диктанте!

Насчет орфографических, почти наверняка уверен, что это пропущенный дефис в слове «мы-то», и тот же пропущенный дефис в «очень-очень» (я поставил зачем-то запятую, хотя тоже всегда пишу подобные слова через дефис).

Пунктуационные ошибки мне тоже понятны, и я об этом писал выше — пропущенные по разным причинам запятые (почти все из-за «перестраховки» и, по большому счету, головотяпства), тире и прочие пунктуационные заморочки.

В целом я очень удовлетворён и процессом, и результатом. Всё хорошо, и, наверно, в следующем году, если ничего объективно не помешает, тоже приму участие, что и всем советую тоже ;) .

См. также:

  • Тотальный диктант – 2012: работа над ошибками
  • Тотальный диктант в Сыктывкаре
  • Тотальный диктант в Сыктывкаре (обсуждение на форуме)

Зато выяснилось, что россияне не знают, как пишется «гармошка»

Стали известны предварительные результаты международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». И хотя проверка закончилась далеко не во во всех городах, уже понятно, что диктант-2014 стал рекордсменом. В первую очередь, по количеству участников: в России их набралось более 58 тысяч человек, а за рубежом — 5,8 тысячи. Всего около 64 тысяч, что в два раза больше, чем в предыдущем году. А еще в 2014 году стало вдвое больше отличников.

Самым северным населенным пунктом, в котором написали Тотальный диктант, стал поселок Диксон на Таймыре (Россия), самым южным – внутриконтинентальная антарктическая научная станция «Восток». Также к акции подключился член экипажа МКС, лётчик-космонавт Олег Артемьев, и сотрудники Российской антарктической экспедиции (РАЭ) на всех пяти российских научных станциях: «Мирный», «Восток», «Беллинсгаузен», «Прогресс» и «Новолазаревская».

Интернет-аудитория «Тотального диктанта» в этом году выросла в 3 раза. Более 6 500 человек написали диктант в режиме онлайн.

Около 2000 человек написали диктант на «отлично» (в 2013 году — 400). Вошел в это число «пятерочников» и ведущий метеоролог антарктической станции «Беллинсгаузен» Станислав Ивашкевич, а вот результаты космонавта Артемьева сообщить постеснялись. Однако, организаторы «Тотального диктанта» не связывают количество пятерок лишь с возросшим числом участников. Руководитель проекта Ольга Ребковец считает, что помогли повысить грамотность в том числе курсы русского языка «Русский по пятницам», проходившие во всех городах-участниках.

Кстати, число двоечников организаторами никогда не оглашается. «Зачем это делать? Ведь люди приходят на проверку своих знаний добровольно, и в первую очередь для себя», — объясняют в оргкомитете.

Однако самые распространенные ошибки пишущих все же стали известны. Чаще всего неправильно были написаны слова: «гармошка», «перрон», «семафор», «палисадник» и «расхристанный». «Эти ошибки связаны не столько с незнанием правил русского языка, сколько с реалиями, в которых они употребляются. объясняет ситуацию Наталья Кошкарёва, председатель экспертной комиссии Тотального диктанта. — Например, сейчас немного изменилась культура и формат путешествий, и если слово «семафор» постепенно уходит из речи, то и из письма тоже».

Известный филолог, профессор, доктор наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ Максим Анисимович Кронгауз сам диктант не писа, а только диктовал. «Мне показалось, что диктант был не очень сложным, — говорит Кронгауз. — Обычная такая, средняя работа для старшеклассника. Скорее всего, у пишущий могли возникнуть сложности с пунктуацией. И то, во многих местах расстановка запятых носила скорее вариативный характер (то есть, их можно было ставить, а можно и нет)»

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26505 от 17 апреля 2014

Заголовок в газете:
Диктант — тотальный, оценки — тайные

  • Ошибки тлаунчер при загрузке файлов произошла ошибка
  • Ошибки тормозной системы мерседес актрос
  • Ошибки титриметрического метода анализа
  • Ошибки тормозной системы камаз 5490 расшифровка
  • Ошибки титаника приведшие к катастрофе