Ошибки учителя на уроке физкультуры

37.    Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.

К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:

1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.

2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.

4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.

Путями
исправления ошибок являются:

1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:

1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;

3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

Анализ открытого урока

   Содержание анализа включает в себя следующие компоненты.

Составление плана-конспекта урока: правильность и конкретность постановки учебно-воспитательных задач; связь содержания данного занятия с задачами предыдущего и последующего; соблюдение структуры урока и правильность распределения времени; подбор средств и их соответствие намеченным задачам; правильность записи упражнений; конкретность и полнота организационно-методических указаний; дифференциация физической нагрузки и запись способов ее регулирования; отражение в плане-конспекте методики работы учителя, командиров отделений и действий остальных учащихся; указания о применении учебных пособий, наглядной агитации и технических средств обучения (ТСО); оформление и полнота плана-конспекта.

Объяснение и показ упражнений: четкость и правильность объяснения содержания и задач урока; знание терминологии физических упражнений, краткость, доходчивость, убедительность и эмоциональность объяснения; последовательность, образность и полнота анализа техники выполнения; сочетание объяснения с демонстрацией схем, кинограмм, таблиц и применением технических средств обучения; четкость и качество показа (может быть использован учащийся); целенаправленность показа, подчеркивающая наиболее характерное в технике выполнения упражнений, акцентированная демонстрация отдельных трудных элементов упражнений; разнообразие показа — по разделениям, в целом, в разных плоскостях и т. д.

Применение методов и методических приемов: разнообразие методов и методических приемов, используемых в уроке; правильность выбора и применения методов и методических приемов в уроке в целом и при обучении намеченным двигательным действиям; соответствие методов и методических приемов подготовленности учащихся и условиям урока; индивидуальный подход в выборе методов; организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Оказание помощи и страховки: правильность и своевременность оказания помощи и страховки; выбор места для страховки с учетом определения наиболее сложных движений; последовательность оказания помощи и страховки; умение учеников оказывать помощь и страховать.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок: своевременное объяснение причин ошибок и устранение этих причин; своевременность и последовательность выявления и исправления ошибок; правильность определения ошибок; методика исправления их.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения: плотность урока и физическая нагрузка, их соответствие типу урока; методика дозировки физических упражнений; применение соревновательного и игрового методов, круговой тренировки; применение методических приемов для активизации учащихся.

Внешний вид, действия и поведение учителя: костюм учителя; умение держаться перед строем, жесты, правильность и четкость подачи команд и отдачи распоряжений; отношение к занимающимся, тон обращения к учащимся, педагогический такт; уверенность при проведении занятия, умение учитывать конкретную обстановку, сосредоточивать и рассредоточивать внимание в зависимости от задач урока, учебных ситуаций, делать указания по ходу выполнения заданий; требовательность учителя, умение поддерживать дисциплину учащихся, умение сочетать обучение с воспитанием, меры воздействия на занимающихся; умение выбирать место для наблюдения за учащимися.

Материальное обеспечение урока: подготовленность мест занятий; количество и качество оборудования и спортивного инвентаря; эффективность использования его в уроке; форма одежды занимающихся, ее соответствие содержанию урока; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и спортивного инвентаря.

Соответственно качеству всех компонентов проведенного открытого урока определяется уровень (по пятибалльной системе) методической подготовленности учителя физической культуры.

Составление плана-конспекта урока. Отлично. Составлен четко, ясно, с подробным указанием содержания вводной, основной и заключительной частей урока. Задачи урока определены четко и детально. Организационно-методические указания раскрыты подробно и отражают организацию и методику проведения урока. Содержание урока записано правильно, с соблюдением принятой терминологии.

Хорошо. Составлен четко и ясно. Но замечаются отдельные неточности в терминологии, не полностью раскрыты организационно-методические указания, содержание вводной части урока схематично, дозировка выполнения упражнений не указана, не отражен порядок установки снарядов, размещения отделений, групп, их перемещения.

Удовлетворительно. Составлен кратко, с указанием перечня упражнений основной части урока. Организационно-методические указания не конкретны, не раскрывают организации и методики проведения урока.

Неудовлетворительно. Составлен формально, без организационно-методических указаний. Содержание плана расходится с основными положениями дидактических принципов обучения.

Объяснение и показ упражнений. Отлично. Объяснение ясное, краткое, образное, эмоциональное, обоснованное и убедительное. Терминология правильная. При объяснении используются знания анатомо-физиологических основ физической подготовки, объясняются и подчеркиваются основные элементы техники выполнения упражнений. Объяснение упражнений сочетается с показом. Показ подчеркивает наиболее характерное в выполнении упражнения. Учитель методически разнообразит показ, предваряя ему вопросы к занимающимся, что способствует более четкому, правильному представлению о технике упражнений. Используются кинограммы и схемы, таблицы и ТСО. Показ осуществляется с учетом восприятия учащихся.

Хорошо. Объяснение ясное, но длинное, с незначительными ошибками, которые не вызывают искажения общей структуры упражнения в представлении учащихся. При показе выполняются вышеперечисленные требования, но не в полном объеме. Внимание уделяется мелким деталям техники, недостаточно четко определяется главное в выполнении упражнений.

Удовлетворительно. Объяснение нечеткое, длинное, с продолжительными паузами. В терминологии допускаются ошибки. Вместо объяснения техники упражнения раскрывается его содержание. Упражнение показывается в целом без ориентирования учеников на правильное выполнение основных движений.

Неудовлетворительно. Объяснение вообще отсутствует. В терминологии допускаются грубые ошибки. Показ подменяется рассказом или выполняется с грубыми ошибками в технике.

Применение методов и методических приемов. Отлично. Свободно и правильно используется многообразие методов и методических приемов. Хорошо. Применяются разнообразные методы, но не во всех случаях рациональны Удовлетворительно. Применяются однообразные методы, недостаточно эффективные. Обучение иногда начинается с второстепенных элементов. Не обеспечивается активность и сознательность учащихся на уроке.

Неудовлетворительно. Обнаруживается незнание способов разучивания упражнений. Урок в основном сводится к выполнению упражнений, предложенных учителем произвольно.

Оказание помощи и страховки. Отлично. Оказывается правильно и своевременно. Учитель легко и уверенно владеет приемами оказания помощи и страховки, умеет быстро и точно остановить учащегося, вовремя подсказать момент главного усилия и т.п. Четко определяется, когда необходимо оказать помощь, а когда страховку. Правильно выбирается место для страховки с учетом характера выполняемого упражнения.

Хорошо. При оказании помощи, при страховке допускаются незначительные ошибки (например, помощь оказывается, несмотря на то что ученик уже овладел упражнением, и т. п.).

Удовлетворительно. Помощь оказывается эпизодически. Страховка превращается в постоянную опеку и затрудняет самостоятельное выполнение упражнения, страховка осуществляется неправильно, неэффективно.

Неудовлетворительно. Помощь и страховка почти не оказываются.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок. Отлично. Ошибки подмечаются и устраняются своевременно. Исправляются в первую очередь существенные, а затем незначительные; объясняются причины возникновения и способы устранения ошибок; индивидуальные ошибки устраняются по ходу упражнения, общие — с остановкой выполнения задания.

Хорошо. Используются разнообразные приемы устранения ошибок, но с некоторыми неточностями, затруднениями в классификации отдельных ошибок.

Удовлетворительно. Устраняя ошибки, учитель нечетко реализует приемы, что снижает эффективность исправления ошибок.

Неудовлетворительно. Ошибки не исправляются или исправляются неуверенно, с грубыми нарушениями. Не делается анализа ошибок, вместо устранения ошибки лишь констатируются.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения. Отлично. На уроке широко используются соревновательный и игровой методы, круговая тренировка. Учитель внимательно следит за каждым школьником, обращая внимание на координацию движений и внешние признаки утомления. Дифференцированно подбираются подготовительные и подводящие упражнения. При высокой плотности урока умело используются паузы для отдыха.

Хорошо. Не всегда правильно осуществляется принцип постепенного наращивания нагрузки.

Удовлетворительно. Дозировка рассчитана на среднего ученика, слабо подготовленные школьники ощущают перегрузку, хорошо подготовленным скучно на уроке.

Неудовлетворительно. При низкой плотности урока совершенно отсутствует дифференцирование нагрузки. Принципы последовательности и доступности не учитываются.

Внешний вид, действия и поведение учителя Отлично. Учитель аккуратен, собран, хорошо подготовлен физически, уверенно владеет материалом урока, требователен, четко организует и проводит все части урока. Методически правильно руководит командирами групп (отделений) и постоянно оказывает им помощь. На уроке поддерживается мажорный тон, что способствует проявлению со стороны учащихся активности при овладении упражнениями.

Хорошо. Урок проводится достаточно четко, уверенно, с соблюдением всех требований.

Но отмечаются затруднения в указаниях по ходу упражнений и распределении внимания на всех учащихся.

Удовлетворительно. Учитель старается делать все сам, не используя помощников-учеников, недостаточно внимательно следит за выполнением строевых приемов, не требует четкости в выполнении физических упражнений, не активизирует класс. Урок проходит стандартно, скучно, что не вызывает к нему интереса у школьников.

Неудовлетворительно. Учитель выступает в роли пассивного наблюдателя, отдает лишь команды для смены мест занятий и выполнения упражнений. Ученики не проявляют никакого интереса к ним, пассивны. Наблюдаются случаи недисциплинированности, которые учитель не устраняет.

Материальное обеспечение урока. Отлично. Места занятий подготовлены хорошо, снаряды исправны. На протяжении всего урока каждый школьник имеет возможность пользоваться индивидуальным спортивным инвентарем (гимнастическая палка, гантели разного урока.

Литература.

Кольцов Ю.А., Березин А.В., пособие Физическая культура в школе.-Просвещение,2007г

Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений, 2006 г.

Курамшин Ю.В., Попов В.И.,Теория и методика физической культуры, М.2000г

Учитель  – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.

10 апреля 2018

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

10_выходить из себя.jpg

№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 

10_контроль.jpg

№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  

10_бумага.jpg

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!

10_еда.jpg

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.

10_прикипать.jpg

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.

10_сидеть.jpg

№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога

10_юмор.jpg

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 

  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.

10_опаздывать.jpg

№ 8. Опаздывать 

Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.

10_учебник.jpg

№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!

10_любимчики.jpg

№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический анализа урока физической культуры.

Общие сведения:

Школа: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г. Смоленска

Класс: 10 «А»

Число учащихся по списку: 20 человек, занималось: 16 человек

Дата проведения: 31 января 2011 года

Продолжительность урока: 45 минут

Урок проводил: Маврина Е.Е.

Задачи урока:

1. Совершенствовать технику броска мяча в кольцо

2. Совершенствовать технику ведения мяча с изменением направления

3. Развивать координацию, точность, быстроту.

4. Воспитывать морально-волевые качества и трудовые привычки.

Подготовленность учителя к уроку

У студентки-практикантки к данному уроку составлен конспект урока, который соответствует четвертному плану, возрастным особенностям данной группы занимающихся, условиям проведения занятия. Распределение времени по частям урока правильное. Форма составления конспекта отвечает необходимым требованиям. Задачи урока поставлены правильно и соответствуют плану и комплексной программе по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов. Учебный материал изложен точно и грамотно, дозировки физических упражнений приемлемы для данной группы занимающихся.

Места занятий полностью подготовлены, имеется весь необходимый инвентарь для проведения занятия. Обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия проведения урока.

Маврина Е.Е. проводила урок в спортивной одежде (спортивный костюм) и обуви (кроссовки).

Организация урока

Присутствующие на уроке физической культуры учащиеся имели спортивную форму одежды. Урок начался вовремя с рапорта дежурного, далее учитель провел учет посещаемости. В соответствии с конспектом урока перед учащимися были поставлены задачи урока в доступной форме.

В различные моменты урока на всем его протяжении учитель правильно выбирал места для показа физических упражнений и наблюдения за занимающимися, что способствовало рациональной организации урока, постоянному контролю действий занимающихся и отсутствия нарушений дисциплины со стороны учеников.

В процессе занятий применяемые различные переходы, перестроения, расположения отдельных групп занимающихся были рациональны и целесообразны. Организация детей на уроке осуществлялась с помощью фронтального метода (проведение ОРУ), посменного и поточного во время решения задач урока. В качестве помощников были использованы учащиеся, освобожденные от урока физической культуры.

Заключительная часть урока была организована правильно. Около 3 минут было использовано на игру на внимание с целью перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности и к исходной норме. Затем учитель подвел итоги урока, обратил внимание на наиболее успешно занимавшихся учащихся. Для всех учащихся было дано домашнее задание. По звонку урок был закончен. Урок был проведен в полном соответствии с конспектом.

Обучение на уроке

В процессе урока используемые средства физического воспитания соответствовали возрасту занимающихся, их подготовленности.

Объяснение упражнений было кратким, четким и ясным, терминология — правильной. В процессе урока было использовано несколько подводящих упражнений. Учитель ещё раз напомнил ученикам особенности техники бросков мяча в кольцо и ведения мяча с изменением направления, а также правила техники безопасности при выполнении данных упражнений.

Из методов практических упражнений использовался целостный и расчленённый.

Исправление ошибок было как общим, т.е. обращалось внимание на типичные ошибки класса, так и индивидуальным — учитель исправлял ошибки у каждого занимающегося отдельно, что обеспечивало контроль качества выполнения отдельных упражнений.

К недостаткам обучения на уроке следует отнести отсутствие учета индивидуальных особенностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (не уменьшалась дозировка упражнений, нагрузка не регулировалась за счет увеличения пауз отдыха и.т.д.).

Развитие физических качеств

На уроке наибольшее внимание было уделено развитию быстроты движений, точности и координации. Данные задачи решались в большей степени в основной части урока. Для этого были использованы повторный и интервальный методы развития физических качеств, а также соревновательный (эстафеты с элементами бега) и игровой (учебная игра в баскетбол). В процессе урока правильно сочетались интервалы нагрузки и отдыха при выполнении упражнений.

Воспитание на уроке

Внешний вид студентки-практикантки на уроке подчеркивает ее аккуратность. Поведение — спокойное, сдержанное. В речи студентки-практикантки нет излишней громкости, терминология правильная.

В обращении с учениками студентка-практикантка корректна, вежлива, умеренно шутлива. Оптимальная степень требовательности к учащимся.

Дисциплина на уроке не всегда хорошая, но Маврина Е.Е старается её поддерживать и корректировать за счет точных команд и сознательности учащихся.

Дисциплинирующие упражнения, поощрения и наказания были целесообразны и своевременны.

Общее заключение по уроку

Задачи, поставленные на уроке, решались в рациональной последовательности и были выполнены полностью. Общая плотность урока составила (визуально) 90-95 %, моторная – 62,3 %, что соответствует методической норме. Правильно применяемые средства физического воспитания, дозировка упражнений обусловили оздоровительную направленность урока.

Положительными моментами в работе Мавриной Е.Е. на уроке были: хорошая подготовленность к уроку, подготовка подробного конспекта, мест занятий; правильная организация урока на всем его протяжении; умение управлять классом, своевременно корректировать поведение учащихся на уроке; умение правильно излагать учебный материал, знание терминологии, культура общения, корректность, вежливость, аккуратность.

Недостатками в проведении учителем урока являются: одинаковое домашнее задание для всех детей, без учета индивидуальных особенностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

В целом учащиеся относились к уроку с интересом, проявляли активность.

Общая оценка проведенного урока — «отлично».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок физической культуры в 9«Б» классе

Дата проведения: 20.09.19

Место проведения: МБОУ «ПСОШ № 1 ПМР», школьный стадион

В классе по списку: 20 чел.

Присутствовало: 20чел.

Занималось: 20 чел.

Вид урока: комбинированный

Необходимый спортивный инвентарь: секундомер, беговая дорожка, свисток.

Задачи урока: 

Образовательная— закрепить технику прыжка в длину с места, закрепить технику челночного бега 5 по 10, закрепить технику игры в «Русскую лапту».

Воспитательная- воспитать морально- волевые качества, трудолюбие, ответственность, активность.

Развивающая- развить прыгучесть, координацию движений.

Перед началом урока ознакомился с конспектом урока. Конспект оформлен грамотно и соответствует общеустановленной форме. Изучаемая тема на данном уроке: «Совершенствование прыжка в длину с места, челночный бег» совпадает с программным материалом по занятиям на текущую четверть. Используемые средства в каждой части урока соответствуют поставленным задачам с учетом психофизиологических и педагогических закономерностей обучения, а также с уровнем физического развития учащихся. Применяемые методы соответствуют стадиям обучения и задачам урока. На уроке использовался фронтальный, поточный и индивидуальный метод организации работы учащихся. Организационно-методические указания представлены в полной мере.

Школьный стадион и спортивное оборудование подготовлены для проведения данного урока. Площадь стадиона используется рационально, а инвентарь – по назначению. На уроке используется площадь всего стадиона. Учитель вместе с учащимися делает разминку, тем самым подает пример для подражания.

Одежда и обувь учащихся соответствует требованиям техники безопасности.

Прокопец Н.В. проводила урок в спортивной одежде (спортивный костюм) и обуви (кроссовки). Поведение — спокойное, сдержанное. В речи нет излишней громкости, терминология правильная. Внешний вид преподавателя – подтянутый, аккуратный.

В обращении с учениками корректна, вежлива, умеренно шутлива. Дисциплина на уроке всегда хорошая, Прокопец Н.В. старается её поддерживать и корректировать за счет точных команд и сознательности учащихся.

В начале урока отмечается быстрое построение учащихся, четкая и доходчивая форма донесения информации о задачах урока от учителя.

Присутствующие на уроке физической культуры учащиеся имели спортивную форму одежды. Урок начался вовремя с рапорта дежурного, далее учитель провел учет посещаемости. В соответствии с конспектом урока перед учащимися были поставлены задачи урока в доступной форме.

В различные моменты урока на всем его протяжении учитель правильно выбирал места для показа физических упражнений и наблюдения за занимающимися, что способствовало рациональной организации урока, постоянному контролю действий занимающихся и отсутствия нарушений дисциплины со стороны учеников.

Эффективность ОРУ, специально — подготовительные и подводящие упражнения, физическая нагрузка обеспечивает решение конкретных задач урока. Также была учтена достаточная запись ОМУ в конспекте, терминологическая грамотность записи ОРУ и физических упражнений, их обоснованная последовательность использования.

Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, указание), используемые педагогом во время урока, соответствуют задачам урока, контингенту занимающихся, а переданная информация — содержательна и познавательна.

На уроке используются методические приемы, усиливающие словесные методы (сравнение, повторение, интонация), достаточно грамотно владеет правильностью подачи команд, речь достаточно эмоциональная, хорошо владеет методом показа, используя наглядно-зрительные приёмы (показ — физических упражнений, имитация, зрительные ориентиры и тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь учителя). Эти методы соответствуют контингенту, задачам и содержанию урока.

Задача подготовительной части – подготовка систем организма к решению задач основной части урока и установление рабочего режима взаимодействия преподавателя и учащихся – была успешно решена.

Основная часть урока проведена в соответствии с планом. Для ознакомления с новыми упражнениями применялся метод объяснения, многократного показа и дифференцированного подхода. При выборе методических приемов на этом этапе урока учитель успешно применял работу класса в парах и группах. При распределении учеников учитывался как уровень физической подготовленности каждого учащегося, так и половые различия (девочки, мальчики). На протяжении выполнения новых и ранее изученных упражнений учащиеся осуществляли взаимоконтроль и взаимопомощь. Наиболее слабым ученикам учитель предлагал повторять подводящие упражнения, а ученикам, которые освоили новую технику, предлагал усложненный вариант выполнения упражнения. Методические приемы, усиливающие действие показа достаточно качественны и выразительны. Методы показа правильно сочетаются со словом. Целостный метод практического разучивания, применённый на уроке, соответствует особенностям занимающихся, решаемым задачам и соблюдению последовательности.

В полной мере в уроке используются методы предупреждения и исправления ошибок (метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров).

Кроме того, преподавателем применялся метод обучения двигательному действия по частям, метода подводящих упражнений, игровой метод.

Преподаватель в ходе урока использовал такие приемы, как поощрение, оценка действий учащихся. Индивидуальный подход в обучении использовался достаточно. Из методов практических упражнений использовался целостный и расчленённый. Исправление ошибок было как общим, т.е. обращалось внимание на типичные ошибки класса, так и индивидуальным — учитель исправлял ошибки у каждого занимающегося отдельно, что обеспечивало контроль качества выполнения отдельных упражнений.

Дозировка упражнений было достаточным, то есть соответствовала возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся.

В заключительной части урока проведена игра средней интенсивности на выявление учеников, которые лучше остальных применяли полученные умения и знания в учебной игре.

В конце занятия преподаватель обеспечил снижение физической нагрузки на занимающихся, подвел итоги урока, объявил оценки всем учащимся, выдал домашнее задание. Задача заключительной части урока – снижение физической нагрузки и подведение итогов занятия – была в целом успешно решена. Урок закончился по звонку.

Урок прошел на хорошем организационном и методическом уровне, поставленные цели и задачи урока были успешно решены. В ходе урока преподавателем реализованы принципы обучения:

— принцип наглядности;

— принцип доступности;

— принцип сознательности и активности обучающихся.

Отклонение от плана-конспекта занятия было незначительным и обусловлено объективными причинами.

Урок носил четко выраженный воспитательный характер (учащиеся получали навыки концентрации внимания, получали стимулы к дисциплинированному поведению). Преподавателю удалось создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Грубых ошибок и серьезных замечаний в ходе урока не выявлено.

Недостатками в проведении учителем урока являются: одинаковое домашнее задание для всех детей, без учета индивидуальных особенностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

Качественная подготовка учителя, разнообразие применяемых приемов и методов в процессе урока и уровень собственной физической подготовленности положительно повлияли на качество ведения урока. Необходимо обратить внимание на рациональное распределение времени на различных этапах урока. Деятельность учителя на уроке заслуживает оценки «отлично».

возврат

Типичные затруднения учителя физической культуры в педагогической деятельности

     Работа учителя физкультуры многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической деятельности. С приобретением опыта снижается число испытываемых учителями затруднений. Тихонов А.М. показал, что учителя, даже с большим стажем, испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися в работе по пропаганде физической культуры, в содержании в порядке спортивного зала и инвентаря, в организации физкультурного актива школы.

     Молодые учителя и студенты-практиканты испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися младшего возраста, в проведении воспитательной работы на уроке, в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, в поддержании дисциплины. Молодые учителя испытывают также трудности в годовом и поурочном планировании, в увеличении моторной плотности урока, в организации самостоятельной работы учащихся на уроке, в организации и проведении школьных соревнований, в судействе соревнований по гимнастике, в отстаивании своей точки зрения в разговоре с администраторами школы.

     По данным Вяткиной З.Н., учителя с сильной нервной системой затрудняются в установлении контактов с учащимися и коллегами, а учителя со слабой нервной системой не могут быстро освоиться с новым для себя режимом работы и привыкнуть к профессиональной самостоятельности.
Среди учителей-женщин чаще, чем среди учителей-мужчин, отмечаются трудности в организации самостоятельной работы учащихся, в судействе соревнований по спортивным играм, в отстаивании своей точки зрения перед начальством. С другой стороны, они испытывают меньшие трудности в понимании душевного состояния учащихся и в работе с родителями.

    Вяткин В.И. отмечает, что треть учителей физической культуры испытывают большие затруднения в проведении уроков по спортивной и художественной гимнастике, а более половины учителей — на уроках по плаванию и борьбе.

    При объяснении причин своих затруднений учителя физической культуры чаще всего ссылаются на внешние факторы: нежелание школьников заниматься физической культурой, недостаток спортивного инвентаря, большая наполняемость классов, одновременность занятий мальчиков и девочек, разная физическая подготовленность учащихся, недостаток методической литературы. Причины, связанные с профессиональной подготовкой самого учителя: незнание возрастных особенностей детей, неумение владеть приемами активизации мыслительной деятельности учащихся, неумение организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, неумение пробуждать интерес и т. д., называются значительно реже. Между тем половина учителей даже не знают, как преодолеть трудности в организационной работе и в работе с трудными школьниками, практически не читают методическую литературу и не изучают опыт передовых учителей.

возврат

37.    Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.

К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:

1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.

2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.

4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.

Путями
исправления ошибок являются:

1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:

1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;

3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

Анализ открытого урока

   Содержание анализа включает в себя следующие компоненты.

Составление плана-конспекта урока: правильность и конкретность постановки учебно-воспитательных задач; связь содержания данного занятия с задачами предыдущего и последующего; соблюдение структуры урока и правильность распределения времени; подбор средств и их соответствие намеченным задачам; правильность записи упражнений; конкретность и полнота организационно-методических указаний; дифференциация физической нагрузки и запись способов ее регулирования; отражение в плане-конспекте методики работы учителя, командиров отделений и действий остальных учащихся; указания о применении учебных пособий, наглядной агитации и технических средств обучения (ТСО); оформление и полнота плана-конспекта.

Объяснение и показ упражнений: четкость и правильность объяснения содержания и задач урока; знание терминологии физических упражнений, краткость, доходчивость, убедительность и эмоциональность объяснения; последовательность, образность и полнота анализа техники выполнения; сочетание объяснения с демонстрацией схем, кинограмм, таблиц и применением технических средств обучения; четкость и качество показа (может быть использован учащийся); целенаправленность показа, подчеркивающая наиболее характерное в технике выполнения упражнений, акцентированная демонстрация отдельных трудных элементов упражнений; разнообразие показа — по разделениям, в целом, в разных плоскостях и т. д.

Применение методов и методических приемов: разнообразие методов и методических приемов, используемых в уроке; правильность выбора и применения методов и методических приемов в уроке в целом и при обучении намеченным двигательным действиям; соответствие методов и методических приемов подготовленности учащихся и условиям урока; индивидуальный подход в выборе методов; организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Оказание помощи и страховки: правильность и своевременность оказания помощи и страховки; выбор места для страховки с учетом определения наиболее сложных движений; последовательность оказания помощи и страховки; умение учеников оказывать помощь и страховать.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок: своевременное объяснение причин ошибок и устранение этих причин; своевременность и последовательность выявления и исправления ошибок; правильность определения ошибок; методика исправления их.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения: плотность урока и физическая нагрузка, их соответствие типу урока; методика дозировки физических упражнений; применение соревновательного и игрового методов, круговой тренировки; применение методических приемов для активизации учащихся.

Внешний вид, действия и поведение учителя: костюм учителя; умение держаться перед строем, жесты, правильность и четкость подачи команд и отдачи распоряжений; отношение к занимающимся, тон обращения к учащимся, педагогический такт; уверенность при проведении занятия, умение учитывать конкретную обстановку, сосредоточивать и рассредоточивать внимание в зависимости от задач урока, учебных ситуаций, делать указания по ходу выполнения заданий; требовательность учителя, умение поддерживать дисциплину учащихся, умение сочетать обучение с воспитанием, меры воздействия на занимающихся; умение выбирать место для наблюдения за учащимися.

Материальное обеспечение урока: подготовленность мест занятий; количество и качество оборудования и спортивного инвентаря; эффективность использования его в уроке; форма одежды занимающихся, ее соответствие содержанию урока; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и спортивного инвентаря.

Соответственно качеству всех компонентов проведенного открытого урока определяется уровень (по пятибалльной системе) методической подготовленности учителя физической культуры.

Составление плана-конспекта урока. Отлично. Составлен четко, ясно, с подробным указанием содержания вводной, основной и заключительной частей урока. Задачи урока определены четко и детально. Организационно-методические указания раскрыты подробно и отражают организацию и методику проведения урока. Содержание урока записано правильно, с соблюдением принятой терминологии.

Хорошо. Составлен четко и ясно. Но замечаются отдельные неточности в терминологии, не полностью раскрыты организационно-методические указания, содержание вводной части урока схематично, дозировка выполнения упражнений не указана, не отражен порядок установки снарядов, размещения отделений, групп, их перемещения.

Удовлетворительно. Составлен кратко, с указанием перечня упражнений основной части урока. Организационно-методические указания не конкретны, не раскрывают организации и методики проведения урока.

Неудовлетворительно. Составлен формально, без организационно-методических указаний. Содержание плана расходится с основными положениями дидактических принципов обучения.

Объяснение и показ упражнений. Отлично. Объяснение ясное, краткое, образное, эмоциональное, обоснованное и убедительное. Терминология правильная. При объяснении используются знания анатомо-физиологических основ физической подготовки, объясняются и подчеркиваются основные элементы техники выполнения упражнений. Объяснение упражнений сочетается с показом. Показ подчеркивает наиболее характерное в выполнении упражнения. Учитель методически разнообразит показ, предваряя ему вопросы к занимающимся, что способствует более четкому, правильному представлению о технике упражнений. Используются кинограммы и схемы, таблицы и ТСО. Показ осуществляется с учетом восприятия учащихся.

Хорошо. Объяснение ясное, но длинное, с незначительными ошибками, которые не вызывают искажения общей структуры упражнения в представлении учащихся. При показе выполняются вышеперечисленные требования, но не в полном объеме. Внимание уделяется мелким деталям техники, недостаточно четко определяется главное в выполнении упражнений.

Удовлетворительно. Объяснение нечеткое, длинное, с продолжительными паузами. В терминологии допускаются ошибки. Вместо объяснения техники упражнения раскрывается его содержание. Упражнение показывается в целом без ориентирования учеников на правильное выполнение основных движений.

Неудовлетворительно. Объяснение вообще отсутствует. В терминологии допускаются грубые ошибки. Показ подменяется рассказом или выполняется с грубыми ошибками в технике.

Применение методов и методических приемов. Отлично. Свободно и правильно используется многообразие методов и методических приемов. Хорошо. Применяются разнообразные методы, но не во всех случаях рациональны Удовлетворительно. Применяются однообразные методы, недостаточно эффективные. Обучение иногда начинается с второстепенных элементов. Не обеспечивается активность и сознательность учащихся на уроке.

Неудовлетворительно. Обнаруживается незнание способов разучивания упражнений. Урок в основном сводится к выполнению упражнений, предложенных учителем произвольно.

Оказание помощи и страховки. Отлично. Оказывается правильно и своевременно. Учитель легко и уверенно владеет приемами оказания помощи и страховки, умеет быстро и точно остановить учащегося, вовремя подсказать момент главного усилия и т.п. Четко определяется, когда необходимо оказать помощь, а когда страховку. Правильно выбирается место для страховки с учетом характера выполняемого упражнения.

Хорошо. При оказании помощи, при страховке допускаются незначительные ошибки (например, помощь оказывается, несмотря на то что ученик уже овладел упражнением, и т. п.).

Удовлетворительно. Помощь оказывается эпизодически. Страховка превращается в постоянную опеку и затрудняет самостоятельное выполнение упражнения, страховка осуществляется неправильно, неэффективно.

Неудовлетворительно. Помощь и страховка почти не оказываются.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок. Отлично. Ошибки подмечаются и устраняются своевременно. Исправляются в первую очередь существенные, а затем незначительные; объясняются причины возникновения и способы устранения ошибок; индивидуальные ошибки устраняются по ходу упражнения, общие — с остановкой выполнения задания.

Хорошо. Используются разнообразные приемы устранения ошибок, но с некоторыми неточностями, затруднениями в классификации отдельных ошибок.

Удовлетворительно. Устраняя ошибки, учитель нечетко реализует приемы, что снижает эффективность исправления ошибок.

Неудовлетворительно. Ошибки не исправляются или исправляются неуверенно, с грубыми нарушениями. Не делается анализа ошибок, вместо устранения ошибки лишь констатируются.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения. Отлично. На уроке широко используются соревновательный и игровой методы, круговая тренировка. Учитель внимательно следит за каждым школьником, обращая внимание на координацию движений и внешние признаки утомления. Дифференцированно подбираются подготовительные и подводящие упражнения. При высокой плотности урока умело используются паузы для отдыха.

Хорошо. Не всегда правильно осуществляется принцип постепенного наращивания нагрузки.

Удовлетворительно. Дозировка рассчитана на среднего ученика, слабо подготовленные школьники ощущают перегрузку, хорошо подготовленным скучно на уроке.

Неудовлетворительно. При низкой плотности урока совершенно отсутствует дифференцирование нагрузки. Принципы последовательности и доступности не учитываются.

Внешний вид, действия и поведение учителя Отлично. Учитель аккуратен, собран, хорошо подготовлен физически, уверенно владеет материалом урока, требователен, четко организует и проводит все части урока. Методически правильно руководит командирами групп (отделений) и постоянно оказывает им помощь. На уроке поддерживается мажорный тон, что способствует проявлению со стороны учащихся активности при овладении упражнениями.

Хорошо. Урок проводится достаточно четко, уверенно, с соблюдением всех требований.

Но отмечаются затруднения в указаниях по ходу упражнений и распределении внимания на всех учащихся.

Удовлетворительно. Учитель старается делать все сам, не используя помощников-учеников, недостаточно внимательно следит за выполнением строевых приемов, не требует четкости в выполнении физических упражнений, не активизирует класс. Урок проходит стандартно, скучно, что не вызывает к нему интереса у школьников.

Неудовлетворительно. Учитель выступает в роли пассивного наблюдателя, отдает лишь команды для смены мест занятий и выполнения упражнений. Ученики не проявляют никакого интереса к ним, пассивны. Наблюдаются случаи недисциплинированности, которые учитель не устраняет.

Материальное обеспечение урока. Отлично. Места занятий подготовлены хорошо, снаряды исправны. На протяжении всего урока каждый школьник имеет возможность пользоваться индивидуальным спортивным инвентарем (гимнастическая палка, гантели разного урока.

Литература.

Кольцов Ю.А., Березин А.В., пособие Физическая культура в школе.-Просвещение,2007г

Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений, 2006 г.

Курамшин Ю.В., Попов В.И.,Теория и методика физической культуры, М.2000г


Учитель  – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.

10 апреля 2018

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

10_выходить из себя.jpg

№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 

10_контроль.jpg

№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  

10_бумага.jpg

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!

10_еда.jpg

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.

10_прикипать.jpg

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.

10_сидеть.jpg

№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога

10_юмор.jpg

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 

  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.

10_опаздывать.jpg

№ 8. Опаздывать 

Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.

10_учебник.jpg

№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!

10_любимчики.jpg

№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 

возврат

Типичные затруднения учителя физической культуры в педагогической деятельности

     Работа учителя физкультуры многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической деятельности. С приобретением опыта снижается число испытываемых учителями затруднений. Тихонов А.М. показал, что учителя, даже с большим стажем, испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися в работе по пропаганде физической культуры, в содержании в порядке спортивного зала и инвентаря, в организации физкультурного актива школы.

     Молодые учителя и студенты-практиканты испытывают затруднения в отношениях с трудными учащимися младшего возраста, в проведении воспитательной работы на уроке, в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, в поддержании дисциплины. Молодые учителя испытывают также трудности в годовом и поурочном планировании, в увеличении моторной плотности урока, в организации самостоятельной работы учащихся на уроке, в организации и проведении школьных соревнований, в судействе соревнований по гимнастике, в отстаивании своей точки зрения в разговоре с администраторами школы.

     По данным Вяткиной З.Н., учителя с сильной нервной системой затрудняются в установлении контактов с учащимися и коллегами, а учителя со слабой нервной системой не могут быстро освоиться с новым для себя режимом работы и привыкнуть к профессиональной самостоятельности.
Среди учителей-женщин чаще, чем среди учителей-мужчин, отмечаются трудности в организации самостоятельной работы учащихся, в судействе соревнований по спортивным играм, в отстаивании своей точки зрения перед начальством. С другой стороны, они испытывают меньшие трудности в понимании душевного состояния учащихся и в работе с родителями.

    Вяткин В.И. отмечает, что треть учителей физической культуры испытывают большие затруднения в проведении уроков по спортивной и художественной гимнастике, а более половины учителей — на уроках по плаванию и борьбе.

    При объяснении причин своих затруднений учителя физической культуры чаще всего ссылаются на внешние факторы: нежелание школьников заниматься физической культурой, недостаток спортивного инвентаря, большая наполняемость классов, одновременность занятий мальчиков и девочек, разная физическая подготовленность учащихся, недостаток методической литературы. Причины, связанные с профессиональной подготовкой самого учителя: незнание возрастных особенностей детей, неумение владеть приемами активизации мыслительной деятельности учащихся, неумение организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, неумение пробуждать интерес и т. д., называются значительно реже. Между тем половина учителей даже не знают, как преодолеть трудности в организационной работе и в работе с трудными школьниками, практически не читают методическую литературу и не изучают опыт передовых учителей.

возврат

  • Ошибки учителя на уроке русского языка
  • Ошибки учителей английского языка
  • Ошибки тонометра омрон при измерении
  • Ошибки тонометра omron m3 expert
  • Ошибки тонометра and ua888 err guf