Ошибки во вранье хлестакова цитаты

Обновлено: 24.06.2023

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Следующая цитата

«Моих, впрочем, много есть сочинений:
«Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма».
Уж и названий даже не помню.
И всё случаем: я не хотел писать, но театральная
дирекция говорит:
«Пожалуйста, братец, напиши что‑нибудь».
Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!»
И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил.
У меня легкость необыкновенная в мыслях.
Все это, что было под именем барона Брамбеуса,
«Фрегат „Надежды“ и „Московский телеграф“…
все это я написал.
Я, признаюсь, литературой существую.
У меня дом первый в Петербурге.
Так уж и известен: дом Ивана Александровича.
Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге,
прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз.
Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа.
. Я всякий день на балах.
Там у нас и вист свой составился:
министр иностранных дел, французский посланник,
английский, немецкий посланник и я.
. А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще
не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там,
как шмели, только и слышно: ж… ж… ж…
Иной раз и министр…
Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство».
Один раз я даже управлял департаментом.
И странно: директор уехал, – куда уехал, неизвестно.
Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место?
Многие из генералов находились охотники и брались,
но подойдут, бывало, – нет, мудрено.
После видят, нечего делать, – ко мне.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…
можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Каково положение? – я спрашиваю.
«Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!»
Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате:
хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя…
«Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю,
говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня:
ни, ни, ни. Уж у меня ухо востро! уж я…
И точно: бывало, как прохожу через департамент –
просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист.
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку.
Меня сам государственный совет боится.
Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого…
я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам».
Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу.
Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…»
«Мне, признаюсь, больше нравится,
если мне угождают от чистого сердца»

Следующая цитата

Хлестаков быстро вошел в роль и, в конце концов, стал даже свысока разговаривать с чиновниками. При встрече с городничим – это трусливый, робкий, лживый человек. Но вот начинается диалог, и поведение Хлестакова очень быстро меняется.

Показательны здесь ремарки, определяющие нюансы диалога: кланяется, сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко, храбрясь, стучит кулаками по столу. Интересно, как смелеет Хлестаков в своих замашках и запросах. Получив от городничего взятку, Хлестаков удивлен свалившимся на него деньгам и безумно рад, что опасность миновала, и его не отправят в тюрьму. У Амоса Федоровича он берет деньги только потому, что случайно их увидел, и его внезапно осенила мысль о возможности их получить. У почтмейстера брать деньги сомневается: «А вдруг не даст? » Но затем, решившись, просит у него взаймы. С Лукой Лукичем – уже не колеблется. С Артемием Филипповичем не церемонится, прося денег с Бобчинского и Добчинского требует «вдруг и отрывисто» . А с купцами еще проще: можно взять и 300, и 500, и серебряный подносик прихватить в придачу.

В его натуре было заложено стремление перестать быть тем ничтожеством, что он из себя представлял, стать другим, подняться хотя бы на ступеньку выше по общественной лестнице. Он страстно хотел хотя бы в фантазии сравняться с сильными мира сего, а уж если представится случай, то и в жизни блеснут, пустить пыль в глаза.

Да, Хлестаков врет, врет вдохновенно, не задумываясь над сказанным, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно» , он говорит и действует без всякого соображения. Но ложь его только об одном: как он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распыляется Хлестаков, и наоборот, тем больший ужас испытывают чиновники.

Кульминационный момент в комедии, когда Хлестаков дает полный простор своей фантазии. А что фантазия убога, об этом свидетельствуют его россказни о петербургской жизни (арбуз за 700 рублей, суп из Парижа) . Речь Хлестакова бедна и примитивна, соответствует его внутренней пустоте и глупости. Со всеми он на «дружеской ноге» , всех называет «братцами» , и Пушкин «большой оригинал» .

Пожалуй, единственный момент, где Хлестаков чувствует себя в своей тарелке – это в «романтической истории» с Марьей Антоновной и Анной Андреевной. Правда, и здесь он меняет свои позиции от одной к другой, но он знает, какими чарами, какими словами можно завоевать сердце той и другой. Он знает цену уездным красавицам. Хлестаков меньше всего виноват в случившемся обмане. Он не собирался вы давать себя за ревизора. Он лжет не сознательно, бескорыстно, лжет из страха или из желания возвыситься в глазах окружающих. Хлестакову приятно, что ему верят. Жизнь подарила краткий мигу успеха, и он, вполне довольный неожиданным везением, уезжает. Этот герой не старается переделать реальный мир, он благополучно существует в двух мирах – мире собственного воображения и в стране чиновничьей глупости и бюрократизма.

Следующая цитата

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Таня Масян

более месяца назад

Лучший ответ:

Онтонио Веселко

Хлестаков – «елистратишка» из Петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. Он кое-что видел, кое-что слышал. Главным в жизни Хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. Но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. В голове у Хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях» , он готов к любым приключениям: порисоваться, поиграть в карты, покутить. А тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. В сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. И вот тут проявляется особенность комедии Гоголя: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. Нам вначале кажется, что Хлестаков наивен, но это не так. Он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. Нам кажется, что Осип подсказывает хозяину «сматываться» , но и Хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… Экое дурачье! » Рисуясь перед Марьей Антоновной, он чуть было не проговорился: «Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…» , но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. Хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. Он не надувал чиновников, они обманулись сами.

Характер Хлестакова – типичен для многих людей. Сам Н. В. Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту… делается или делался Хлестаковым… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж… , и наш брат, грешный литератор. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни» . У каждого персонажа комедии есть своя хлестаковщина: у размечтавшегося Городничего, Шпекина, в характере Осипа.

Мы встречаемся с Хлестаковым сразу, в «Замечаниях для господ актеров» : «Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно… Одет по моде» .

Читайте также:

      

  • Запретный плод сладок цитаты
  •   

  • Цитаты про лотос цветок
  •   

  • 20 цитат нейролингвиста татьяны черниговской о загадках человеческого мозга
  •   

  • Цитаты sqwoz bab из песен
  •   

  • Цитаты из уничтожить королевство

Несмотря на то, что Хлестакову всего 23 года, он уже лжец и проныра.

Он » часто и густо врёт «.

1. Главное враньё Хлестакова заключается в том, что когда он понимает, что его принимают за другого человека, он не только не сознаётся, что не является ревизором, но и принимает эту игру. Причём настолько мастерски, что сумел обвести вокруг пальца всех чиновников города.

2. Очень смешным и удивительным является эпизод, где Хлестаков приписывает себе авторство многих произведений великих людей (например, » Женидьба Фигаро»).

3. Хлестаков приписывает себе дружбу со многими важными лицами того времени. Приписывает себе дружбу с Пушкиным.

4. Врёт и о своём значимом положении в обществе (дом его первый в Петербурге, начальники с ним на дружеской ноге)

Как вывод: Да, Хлестаков несомненно лжец. Но его враньё настолько нелепо, что не идёт ни в какое сравнение с лицемерием и враньём городничего, судьи и других чиновников. Его враньё вызывает смех и не более того. А вот враньё управленцев уездного города очень дорого обходится простым жителям города. Ведь за их враньём стоят поступки и деяния, а за байками Хлестакова стоит просто желание придать себе значимости.

“Сцена вранья” Хлестакова в “Ревизоре”

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии и самый яркий ее персонаж. Самой сатирической и важной сценой является сцена вранья Хлестакова в “Ревизоре”. Она показывает всю мелочность и лицемерие городских чиновников, а также самого Хлестакова.

Поведение Хлестакова

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, промотавший все состояние и не имеющий денег даже на еду. Но удача улыбается ему, когда городничий принимает его за высокопоставленного чиновника из столицы. Не имеющего ни гроша героя принимают в лучших домах города, кормят его и пытаются подружиться. Когда Хлестаков осознает, что его приняли за другого человека, он решает воспользоваться ситуацией с выгодой для себя. Он берет деньги у купцов и у самого городничего, ест и пьет за их счет, не испытывая стыда.

Хлестаков – обычный жулик и мошенник, такой же, как и другие персонажи пьесы. Его бояться все окружающие, но и он тоже боится городничего, он боится, что его обман будет раскрыт. Но жажда наживы движет Хлестаковым. Он старается по максимуму обобрать городничего и пожить за его счет. И уже осознав, что его могут рассекретить, он уезжает из города, оставив всех городских чиновников одураченными.

Сцена вранья

Пьеса построена на комическом конфликте, основанном на несоответствии: Хлестакова принимают за того, кем он на самом деле не является. Внешне в конфликте участвуют две стороны: все городские чиновники, которым нужно обмануть ревизора, и Хлестаков.

В первом действии комедии происходит завязка конфликта. Городничий узнает о предстоящем приезде ревизора. И в это же время в гостинице поселяется никому не известный молодой человек, которого и принимают за проверяющего. Все дальнейшие действия чиновников направлены на то, чтобы скрыть имеющиеся нарушения.

В третьем действии Хлестаков начинает понимать, что его принимают за какое-то важное лицо, и пытается соответствовать предложенной роли. Именно в этом действии начинается сцена вранья в “Ревизоре”. Хлестаков начинает врать, и уже ничто не может остановить его. Он до того заврался, что сам поверил в то, что говорит. Герой рассказывает о дружбе с Пушкиным, о своем огромном доме в Петербурге, приписывает себе авторство множества произведений. Когда он говорит, то заранее не планирует свой рассказ. Его речь словно бурная река – неизвестно в каком направлении она будет течь.

Разоблачение Хлестакова

Кульминацией конфликта являются сцены, в которых городничий торжествует от того, что Хлестаков посватался к его дочери. Теперь они породнятся с важным чиновником! “Какие мы с тобой теперь птицы сделались”, – с гордостью говорит городничий жене.

Разоблачение Хлестакова наступает в восьмом явлении. Почтмейстер распечатал и прочитал письмо Хлестакова, в котором он рассказывает приятелю-журналисту о чудесах, приключившихся с ним. Содержание письма в самом неприглядном свете выставляет городских чиновников.

В довершении всех споров появляется жандарм с сообщением о приезде настоящего ревизора. От этого известия все окаменели. Эта немая сцена является развязкой конфликта и финалом комедии.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Сцена вранья Хлестакова”. Здесь рассматривается поведение главного героя, его отношения с другими персонажами. Также проведен анализ сцены 3 действия комедии, где Хлестаков самозабвенно врет о своем высоком положении в столице.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Polliwxssss Polliwxssss

    17/17

  • Щеглов Роман

    17/17

  • Ekaterina Pigarevskaia

    16/17

  • Анна Дегтярёва

    14/17

  • Людмила Марина

    17/17

  • Glich Altero

    16/17

  • Карина Фридрих

    17/17

  • Анютка Арефьева

    13/17

  • Карина Милашкина

    17/17

  • Irina Kurbatova

    17/17

“Сцена вранья” Хлестакова в “Ревизоре”

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии и самый яркий ее персонаж. Самой сатирической и важной сценой является сцена вранья Хлестакова в “Ревизоре”. Она показывает всю мелочность и лицемерие городских чиновников, а также самого Хлестакова.

Поведение Хлестакова

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, промотавший все состояние и не имеющий денег даже на еду. Но удача улыбается ему, когда городничий принимает его за высокопоставленного чиновника из столицы. Не имеющего ни гроша героя принимают в лучших домах города, кормят его и пытаются подружиться. Когда Хлестаков осознает, что его приняли за другого человека, он решает воспользоваться ситуацией с выгодой для себя. Он берет деньги у купцов и у самого городничего, ест и пьет за их счет, не испытывая стыда.

Хлестаков – обычный жулик и мошенник, такой же, как и другие персонажи пьесы. Его бояться все окружающие, но и он тоже боится городничего, он боится, что его обман будет раскрыт. Но жажда наживы движет Хлестаковым. Он старается по максимуму обобрать городничего и пожить за его счет. И уже осознав, что его могут рассекретить, он уезжает из города, оставив всех городских чиновников одураченными.

Сцена вранья

Пьеса построена на комическом конфликте, основанном на несоответствии: Хлестакова принимают за того, кем он на самом деле не является. Внешне в конфликте участвуют две стороны: все городские чиновники, которым нужно обмануть ревизора, и Хлестаков.

В первом действии комедии происходит завязка конфликта. Городничий узнает о предстоящем приезде ревизора. И в это же время в гостинице поселяется никому не известный молодой человек, которого и принимают за проверяющего. Все дальнейшие действия чиновников направлены на то, чтобы скрыть имеющиеся нарушения.

В третьем действии Хлестаков начинает понимать, что его принимают за какое-то важное лицо, и пытается соответствовать предложенной роли. Именно в этом действии начинается сцена вранья в “Ревизоре”. Хлестаков начинает врать, и уже ничто не может остановить его. Он до того заврался, что сам поверил в то, что говорит. Герой рассказывает о дружбе с Пушкиным, о своем огромном доме в Петербурге, приписывает себе авторство множества произведений. Когда он говорит, то заранее не планирует свой рассказ. Его речь словно бурная река – неизвестно в каком направлении она будет течь.

Разоблачение Хлестакова

Кульминацией конфликта являются сцены, в которых городничий торжествует от того, что Хлестаков посватался к его дочери. Теперь они породнятся с важным чиновником! “Какие мы с тобой теперь птицы сделались”, – с гордостью говорит городничий жене.

Разоблачение Хлестакова наступает в восьмом явлении. Почтмейстер распечатал и прочитал письмо Хлестакова, в котором он рассказывает приятелю-журналисту о чудесах, приключившихся с ним. Содержание письма в самом неприглядном свете выставляет городских чиновников.

В довершении всех споров появляется жандарм с сообщением о приезде настоящего ревизора. От этого известия все окаменели. Эта немая сцена является развязкой конфликта и финалом комедии.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Сцена вранья Хлестакова”. Здесь рассматривается поведение главного героя, его отношения с другими персонажами. Также проведен анализ сцены 3 действия комедии, где Хлестаков самозабвенно врет о своем высоком положении в столице.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Дегтярёва

    14/17

  • Людмила Марина

    17/17

  • Glich Altero

    16/17

  • Карина Фридрих

    17/17

  • Анютка Арефьева

    13/17

  • Карина Милашкина

    17/17

  • Irina Kurbatova

    17/17

  • Ольга Баздникина

    17/17

  • Аркадий Родионов

    12/17

  • Сара Саваленская

    14/17

­­Назовем основные события третьего действия. Прочитаем еще раз характеристику Хлестакова, данную Гоголем в «Замечаниях для господ актеров».

Как оправдывается эта характеристика в сцене вранья Хлестакова?
Каковы особенности речи Хлестакова? Как эти особенности его характеризуют?
Почему чиновники верят болтовне Хлестакова?
Что можно сказать о жене и дочери Городничего?
В каких сценах третьего действия с особенной силой проявился юмор Гоголя?

События, изображенные в третьем действии, очень важны в развитии конфликта. И здесь борьба между участниками конфликта (Городничий — Хлестаков) ведется «наоборот», вопреки здравому смыслу: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности. Он завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя.

Хлестаков с самой первой встречи с Городничим ведет себя глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене вранья это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники или хотя бы Городничий как самый умный из них должны были понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх наказания за свои грехи.

Городничий, все время старающийся проникнуть в сущность характера Хлестакова, понимает, что тот по молодости многое наврал, но продолжает верить, что перед ним ревизор, и потому отдает новые приказания: не впускать в дом тех, кто придет с жалобой на него или будет хотя бы похож на того, кто может пожаловаться, развитие нелепого конфликта продолжается, напряженность комедийного действия растет.


Сцена «вранья» Хлестакова (анализ сцены из 3 действия комедии Гоголя «Ревизор»)

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» насквозь пропитана смешными сценами и эпизодами, которые создал автор, глядя на окружающую его жизнь. В ней он смеялся не над крепостным правом, не над монархией. Он высмеивал человека, а скорее, его ничтожность и низость, его бездуховность и аморальность.

В комедии «Ревизор» нам не встречаются позитивные и хорошие герои. Возможно, автор и пытался их создать, но у него ничего не получилась, ведь, такие люди, как главные герои произведения, просто заполонили землю и Россию.

Сцена «вранья» Хлестакова просто поражает читателя. Главный герой сочиняет такие небылицы, что они доходят до абсурда. Хлестаков говорит о том, что он хорошо знаком и дружен с Пушкиным, что актеры и писатели «с ним на ты». Он хвалится о том, что чуть не стал главнокомандующим. Его дом был построен первым в Петербурге, и теперь он устраивает в нем шикарные балы, на которые съезжаются князья и министры. Он кормит их деликатесами, супами из Парижа, экзотическими фруктами и ягодами.

Кроме героев, с которыми мы встречаемся в тексте комедии, особую роль играет смех автора. Он присутствует везде и всюду.

Мы встречаемся с нелепыми ситуациями, со смешными ошибками персон уездного города, с ироничными моментами. А манера поведения чиновников, которые были главными мошенниками города. Они считают окружающих глупцами и ловко обманутыми, хотя и сами попадаются на нелепую уловку Хлестакова.

Сатирические приемы помогают Н.В. Гоголю намного ярке и красочней описать реалии российской жизни. Анализируя поступки Шпекина, который от любопытства вскрывал и читал чужие письма, а затем оголял их смысл на всеобщее высмеивание, читатель не может не заметить низости и аморальности таких поступков.

Сам образ главного героя состоит из всецельного вранья. Он сочиняет небылицы о шикарных праздничных обедах, хотя сам, ходит полуголодным. Он настолько забывается, что относит свое имя в ряды известных писателей. И никто из жителей города не замечает ошибок в сказанных словах. Ведь они настолько необразованны и культурно уничтожены!

Практически все герои комедии прибегают к выдумкам и вранью. Так, их жизнь становится намного красочнее и интереснее. Н.В. Гоголь в смешной, сатирической форме пытается открыть глаза окружающему миру на суровую и достаточно грустную действительность. Ведь вокруг торжествует ложь.


Пример анализа 3 действия комедии «Ревизор» Гоголя

Третье действие комедии «Ревизор» является её композиционным центром. А собственно кульминация – это сцена вранья Хлестакова. В ней все чиновники города, которые в начале пьесы только узнали об опасности ревизорской проверки и испытали первоначальный страх, в шестом явлении впали в панический ужас.

Они не могут овладеть собой, трясутся всеми членами, стоят навытяжку и не смеют присесть. Комическое действие достигает апогея из-за несоответствия никчемности Хлестакова и того грандиозного впечатления, которое он произвёл своими росказнями.

Безусловно, главным героем в 3 действии выступает Иван Александрович Хлестаков. Здесь раскрывается суть образа и формируется понятие хлестаковщины. Никто из действующих лиц не видит, что мнимый ревизор – карикатура, пародия. Его враньё принимают за чистую монету.

Этот герой-враль приписал себе руководство департаментом, уверил всех, что его даже государственный совет боится. А затем вознёсся ещё выше и готов был произвести себя в фельдмаршалы, но весьма комично поскользнулся и едва не упал.

Хвастовство и раздувание своей роли заставляют и самого Хлестакова поверить, что он знаменитый писатель, и все известные в свете произведения написал самолично, причём за один вечер.

Под стать его вранью и язык героя: у него стишки могут «выкинуться», а в передней будто бы «графы и князья толкутся и жужжат, как шмели…». Для письма сидит чиновник, «этакая крыса, пером только — тр, тр… пошел писать».

Околесицу Хлестакова об игре в карты с посланниками, о дружбе с Пушкиным слушать со сцены или читать очень весело. Ведь герой никогда не бывал в тех сферах, куда занесло его враньё, и не знает, что там подают на обед. И поэтому он выдумывает арбуз в 700 рублей, суп в кастрюльке из Парижа.

Весь несметный поток вранья не имеет никакой практической цели, не рассчитан на какую бы то ни было выгоду или пользу. В этом и есть суть хлестаковщины, которая воплощает пустоту человека, одержимого лишь самолюбованием.

Отчасти небылицы о себе Иван Александрович плетёт, чтобы произвести впечатление на дам. Жена и дочь городничего дают полное представление об уездном женском дворянстве, живущем сплетнями, хлопотами о нарядах и кавалерах.

На протяжении всего третьего действия, как и всей комедии в целом, ни одной умной, серьёзной мысли не возникло ни в одной голове. Писатель продолжает развенчивать преступную сущность чиновничьей власти. Так, Земляника уверяет Хлестакова, что больные в его заведении «выздоравливают, как мухи».

Городничий расписывает, какой он заботливый градоначальник, а его распоряжения, сделанные накануне, и «реплики в сторону» других героев полностью разоблачают его хищную натуру.

Таким образом, в третьем действии углубляется разоблачительное содержание комедии. Смех, как средство раскрытия идеи, имеет множество оттенков. Это и весёлая комедия, и фарс, и острая сатира.


Анализ эпизода «Сцена вранья Хлестакова»

Данный момент является кульминационным эпизодом 3 действия в произведении. В этой сцене участвует Марья Антоновна, Анна Андреевна, Хлестаков и городничий. Господин Хлестаков – заглавный персонаж, городничий имеет главную роль.

Эпизод начинается со встречи «ревизора» и Марьи Антоновны. Хлестаков начинает объясняться в чувствах к молодой девушке, однако эту идиллию прерывает внезапный приход Анны Андреевны. С уходом первой любимицы, Хлестаков мгновенно переключается на замужнюю Анну, а по возвращению Марьи – снова начинает распевать о любви к ней. Дабы выкрутиться из неловкой ситуации, Хлестаков склоняет Анну Андреевну дать согласие на их союз с Марьей Антоновной. Первая же удивление своё сдержать не смогла, но благословление дала, после чего «молодые» отправились с той же просьбой к городничему, который также поддержал идею. Развязка происходит в момент приезда в город настоящего ревизора, следовательно, обман Хлестакова раскрывается.

Основная проблема заключается в двуличности и хитрости Ивана Александровича. Отношение к данному событию у каждого героя разное.

Городничий в целях собственной выгоды соглашается выдать замуж свою дочь за незнакомого человека, так как тот имеет высокий чин. Марья Антоновна и Анна Андреевна вообще не понимают сути происходящего, поэтому просто «плывут по течению». Хлестаков же раскрывается с отрицательной стороны, как лживый, алчный человек.

Этот эпизод неразрывно связан с остальными частями комедии. В нём более открыто выражаются качества главных героев.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Николай Гоголь писал, что пьесе «Ревизор» решил собрать все дурное, что есть в России. Центральным персонажем произведения оказался молодой человек по имени Иван Хлестаков.

Хлестаков является мелким чиновником, служащим в канцелярии. У него огромные мечты, но при этом нет ни талантов, ни трудолюбия. Иван сам себя довел до нищеты, проиграв родительские деньги. Он очень недоволен своей жизнью, но не в состоянии зарабатывать, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование. Только чудо могло спасти молодого человека от голодной смерти и долгов. И оно произошло. В маленьком городе городничий принял Хлестакова за ревизора. Он создал Ивану все условия, что тот смог проявить свою лживость и честолюбие. Гоголь называл Хлестакова «пустейшим» человеком, который действует, как избалованный ребенок. Он просит слуг о помощи, находясь без денег, ведь привык к их обслуживанию. Требует у трактирщика обед, считая, что его потребность в еде пробудит жалость. Поэтому, когда Хлестаков замечает, что чиновники относятся к нему слишком почтенно, то даже не задумывается, что за этим кроется. Он одалживает у всех деньги, не думая о мотивах поведения остальных героев пьесы. Именно поэтому главный герой легко втягивается в предложенную игру. Почувствовав свою значимость, Хлестаков начал безудержно врать о своем положении в обществе и о своих заслугах. Лучшие женщины обращали на него внимание, все приглашали на обеды важную персону.

Хлестакова не смогли рассекретить, ибо он выдал себя за ревизора случайно. Иван не был аферистом, но он почему-то чувствовал, что заслуживает чужие почести.Всеми его поступками руководило пустое честолюбие и стремление пустить пыль в глаза. Хлестаков хотел казаться хоть немного выше того положения, в котором находился в реальности. Чудо спасло Ивана и в конце, когда он вовремя уехал из города и избежал расплаты за враньё.

Кем же является Хлестаков на самом деле? Простодушным фантазером? Гением лицемерия или просто хвастуном? Главный герой собрал в себе все эти качества. Иван Хлестаков является пустым и никчемным человеком. Он лживый, глупый и поверхностный. Но в то же время молодой человек не является закоренелым бандитом, ему не свойственна злоба и коварство.

Николай Гоголь замечал, что каждый хотя бы на минуту, если не на несколько минут, становился или становится Хлестаковым. От имени главного персонажа произошло понятие «хлестаковщина», которое означает желание быть не тем, кем человек является. Отличается безудержным хвастовством и приписыванием себе чужих почестей.

Сочинение 2

В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Одним из ключевых героев комедии является молодой помещик, лет 23, Иван Андреевич Хлестаков. Легкомысленный, самоуверенный молодой человек, проигравший в карты по дороге в свое поместье, остановился по пути в гостинице небольшого городка N.

Наглое поведение и развязная манера молодого человека вводят в заблуждение местных чиновников, принявших его за ожидаемого из Москвы ревизора. Каждый из них, из страха раскрытия своих неблаговидных действий, несет взятки «высокому начальству», надеясь таким образом остаться на службе.

Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.

Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.

Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.

Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале — он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.

Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством — все эти образы актуальны до настоящего времени.

Вариант 3

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века.

Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к народу, тратят казенные деньги на личные нужды, процветает взяточничество. Каждый из «отцов города» низок и подл по-своему. Во главе их стоит городничий. Все в городе приходит в движение, когда чиновники узнают о приезде мнимого ревизора. Кто же им оказался?

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Живя в Петербурге, молодой человек развлекался, играл в карты и прогулял таким образом все отцовские деньги. Он едет к отцу в имение пополнить счет, а по дороге останавливается в данном уездном городишке. Живет Хлестаков в гостинице, ни за что не платит, да еще и свысока со всеми разговаривает. По этим приметам его и приняли за ожидаемого ревизора.

Хлестаков – глупый, легкомысленный, внутренне пустой человек. Он даже не сразу понимает, что его приняли за кого-то другого. Но ему такое внимание даже нравится. Когда чиновники пытаются его задобрить, он занимает у них деньги «в долг». И они Хлестакову с радостью дают, думая, что откупаются за свои грешки у ревизора. Его поведение совершенно непредсказуемо. Он быстро перестраивается в зависимости от обстоятельств. Его ложь производит на всех неизгладимое впечатление. По рассказам Хлестакова, с начальником отделения он на дружеской ноге, с Пушкиным – тоже, да еще он и сочинитель, автор многих известных произведений. Суп ему в кастрюльке из Парижа привозят… Хлестаков быстро переключается с одной темы на другую и забывает, о чем говорил минуту назад. Он так увлекается, что и сам начинает верить в то, что говорит. Главное для него – обретение значимости, весомости. Собственная значимость в глазах местных чиновников его окрыляет.

И странно: чем больше Хлестаков врет, тем больше ему верят чиновники. Они живут в таком мире, где принято верить в случай, а не в заслуги людей. Люди эти оказываются еще более глупыми и недальновидными, чем он. И этих мошенников провел такой ничтожный и мелкий человек, как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя.

Образ Хлестакова не вызывает ни малейшей симпатии, наоборот, он ничтожен.

В комедии нет ни одного положительного героя. По словам самого автора, единственное положительное действующее лицо в его комедии – смех.

Хлестакова принимают за ревизора

Входят Добчинский и Бобчинский. Они рассказывают, что в гостинице остановился некий Иван Александрович Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию. Он живет уже вторую неделю и не платит ни копейки. Все чиновники единогласно решают, что это и есть ревизор. Городничий велит квартальному привести в порядок улицу у трактира и собирается ехать в гостиницу.

В гостинице Осип, слуга Хлестакова, в одиночестве лежит на хозяйской постели и рассуждает сам с собой о том, что хозяин опять проигрался в карты и теперь им не на что ехать дальше. Входит Иван Александрович. Это молодой человек приятной наружности, не отличающийся большим умом. Он приказывает подать обед в долг, и после долгих препирательств ему приносят суп и курицу.

Они с Осипом мигом все съедают, и Хлестаков сетует, что ему не дали соуса и пирожных. Слуга докладывает, что приехал городничий. Хлестаков испуган, он не понимает, в чем дело. Входит Сквозник-Дмухановский и начинает очень почтительно разговаривать с постояльцем, который, думая, что его хотят выселить за неуплату, оправдывается и обещает рассчитаться за гостиницу. Городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, но Хлестаков, полагая, что его хотят посадить в тюрьму, отказывается. Он признается, что у него нет денег, а Сквозник-Дмухановский считает, будто приезжий не хочет, чтобы раскрыли его инкогнито. Городничий приглашает Хлестакова к себе.

Образ Хлестакова

А.В.Гоголь — многогранный писатель с яркой индивидуальностью своего стиля. Гоголевские произведения – необычны своей сюжетной линией и философско-идейным смыслом. Каждый герой произведения Гоголя несет на себе особую смысловую нагрузку, объединенную в один замысел автора.

Подтверждением слов служит образ Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Молодой человек, промотавши состояние отца, возвращается из Петербурга в деревню. По пути останавливается в неком городке N, где его персону принимают за ревизора. Понимая происходящее, Хлестаков берет с чиновников деньги и уезжает из города.

Характеризуя главного героя, Гоголь пишет о нем просто: «пустейший человек». Словно хамелеон меняет манеру своего поведения Иван Александрович. Со слугой он считает себя хозяином: постоянно грубит, относится свысока, капризничает, словно неразумное дитя. При дамах — Хлестаков столичная штучка, он пытается казаться остроумным и пытается продемонстрировать образцовые манеры. С чиновниками ведет себя словно бывалый контролер, нагло берет взятки и считает, что ему все что-то должны.

Не случайно автор выбрал для своего главного героя фамилию Хлестаков. Она словно хлестанет чиновничью Россию за разгул пороков. Глупыми, грубыми, лживыми, склонными к сводничеству и взяткам – такими рисует автор мир городской верхушки.

Иван Александрович обладал притягивающий взгляд внешностью: милый носик, бегающие глазки, приятные черты лица. Сам герой не большого роста, худой. Несмотря на его не спортивную фигуру, Хлестаков прекрасно понимает, что людей встречают по одежке, поэтому у него чистый и довольно дорогой костюм. Дворянское происхождение героя влияет на его манеры и общение с такими же по социальному положению людьми.

Учитывая место службы героя, можно сделать вывод, что блестящего образования он не имеет. Коллежский регистратор — низший чин гражданской службы. Учитывая, что родители не пристроили сына в обществе, можно говорить, что в высшем свете они не имеют влияния. Они способны содержать своего сына, посылая ему деньги, которые он просто проигрывал в карты.

Служба Хлестакова не увлекала, ему было лень выполнять свои должностные обязанности. Он не испытывает финансовых трудностей и радуется жизни за счет родителей.

Автор умышленно делает из главного героя, человека без чести и совести. Его окружение ему подобны, они рады быть обманутыми и считают, что доносами и взятками в обществе решаются все вопросы.

Настоящий же ревизор не произносит ни слова, но читателям ясно по выражению лиц чиновников, что расправа близка.

Образ Хлестаков не уходит в прошлое. В современной жизни не редко встречаешь людей с показными манерами. Он пытается доказать обществу, что имеет связи и многое может, на самом же деле все его старания просто пыль. Пока будет существовать человеческое общество, хлестаковские нравы будут актуальны.

Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»

Шестое явление действия — яркий образец хлестаковского вранья. Здесь упоминание о начальнике отделения, который с ним «на дружеской ноге»; замечание о том, что его хотели сделать коллежским асессором, а он, будто, раздумывает: «зачем»; сообщения и о том, что он так популярен в столице, что ему никак нельзя скрыться, и о том, что его приняли за главнокомандующего, и о том, что он стряпает «разные водевильчики», и о том, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», и о том, что он пишет и помещает в журналах разные сочинения, причем он называет
популярнейшие в ту пору произведения литературы и музыкального искусства, и французского, и немецкого, и итальянского, и русского, называет без всякого порядка и соображения, а с «Юрием Милославским» попадает прямо впросак. Но и попав впросак, он неудержимо продолжает свое вранье: у него первый дом в Петербурге (причем здесь он снова зарапортовался: то ли на четвертом этаже, то ли в бельэтаже живет он). На столе у него арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, партию в вист ему составляют министр и иностранные посланники, в передней его дожидаются графы, князья и даже министр. Один раз он управлял департаментом, от чего отказались даже генералы, «и в ту же минуту по улицам курьеры.» — «тридцать пять тысяч одних курьеров». Верхом его вранья, потрясшим и без того перепугавшиеся власти города, служит его сообщение о том, что его боится сам государственный совет, что он всякий день ездит во дворец, что его «завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы». Эта блестящая сцепа вранья, выдержанная в плане нарастающей гиперболизации, дойдя до своего зенита, обрывается буквально на полуслове, Хлестаков «поскальзывается и чуть-чуть не шлепнул на пол». «Поскальзывается», осекается и его язык, дойдя до полной бессмыслицы. Этот монолог является великолепной иллюстрацией к словам Гоголя о языке Хлестакова: «Слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Всюду сквозит элемент случайности, неожиданности, непродуманности, неподготовленности. Неподготовленность и непоследовательность мысли, отсутствие воображения хорошо можно отметить в том, например, месте монолога, где он упоминает о своих взаимоотношениях с Пушкиным. Воображаемый разговор с Пушкиным и, в частности, слова «Пушкина» крайне бедны и бессодержательны — Хлестаков ничего здесь не придумал. В монологе бросается в глаза необыкновенное легкомыслие Хлестакова. Случайны, неожиданны вводимые Хлестаковым количественные обозначения, к которым он прибегает в монологе. За правку статей Смирдин ему платит сорок тысяч. Арбуз стоит семьсот рублей. В связи с его назначением на должность управляющего департаментом рассылаются тридцать пять тысяч курьеров. Даже лестницу к себе в бельэтаж он собирался оценить какой-то, видимо, замысловатой суммой, но, как и в других случаях, воображение его здесь иссякает. Хлестаков увлекается процессом вранья, особенно когда замечает, что чем больше он выдумывает, тем более сильное впечатление производит на дрожащих от страха чиновников. По мере развития действия Хлестаков все заметнее проявляет присущую ему развязность и даже наглость, которые мастерски показаны Гоголем в V действии, в сценах представления ему чиновников. Хлестакова интересует одно: пользуясь положением, в которое он случайно попал, получить больше денег от представляющихся чиновников. С судьей Хлестаков говорит о службе и наградах и достаточно бесцеремонно спрашивает: «Что у вас в руке?», чем и завязывает разговор о деньгах, прося дать их взаймы. С почтмейстером разговор ведется о приятном обществе, жизни в столице и провинции, и тут же Хлестаков, глядя собеседнику в глаза, просит 300 рублей. С Лукой Лукичем разговор ведется еще более легкомысленный; о сигарах, о брюнетках и блондинках, и уже без внутреннего размышления Хлестаков, прямо объясняя причину, как и раньше, спрашивает те же 300 рублей. В сцене с Земляникой Хлестаков, фамильярно обращаясь к нему: «эй вы! как вас», просит у него под тем же предлогом уже четыреста рублей. Наконец, в разговоре с Бобчинским и Добчинским он нагло, «вдруг и отрывисто», не столько спрашивает, сколько требует денег, и сразу тысячу рублей, а когда у тех такой суммы не оказалось, он резко сбавляет до ста. Примечательно и то, что сцены представления чиновников Хлестакову не только показывают все возрастающую его легкомысленность и наглость, но и уменьшающуюся степень официальности, которую он должен был бы выдержать как важный государственный человек. Сцена с судьей отличается большей официальностью: здесь идет разговор о службе, и когда судья спрашивает: «Не будет ли какого приказанья?», Хлестаков недоумевает: «Какого приказанья?», и на реплику судьи «Не дадите ли какого приказанья здешнему уездному суду» отвечает: «Зачем же? Ведь мне никакой нет теперь в нем надобности». В сцене с почтмейстером, на вопрос Шпекина о замечаниях по части почтового управления, Хлестаков уже без недоумения и переспроса лаконично отвечает: «Нет, ничего». В дальнейших сценах ни о приказаниях, ни о замечаниях. и помину нет. Хлестакову «привалило» неожиданное счастье: при полном безденежье, когда вставал вопрос о том, не пустить ли что-нибудь в оборот из платья, — куча денег; вместо голода, доводившего до тошноты, — завтраки и угощения. Интересно сравнить два монолога Хлестакова с точки зрения его характеристики. В монологе действия Хлестаков сам себе признается, что его мучит голод, что есть «так хочется, как еще никогда не хотелось». Он размышляет, не пустить ли из платья что-либо «в оборот», но тут же выступает его фанфаронство: он выражает желание пофорсить перед провинциальными помещиками и мечтает о том, как он может «подкатить эдаким чертом» в петербургском костюме к помещику-провинциалу и лакей доложит: «Прикажете принять?» (как принято в столичных домах — сравним прием Скалозуба в доме Фамусова во действии комедии Грибоедова). Хлестаков выглядит жалким и смешным, когда он опасается, что хозяин не даст ему есть, или когда он рассуждает: «Штаны, что ли продать?». Читатель смеется над бесшабашностью, фанфаронством Хлестакова, попавшего в такое незавидное положение. Но в этом смехе нет сочувствия этому персонажу; наоборот, чувствуется насмешка над его незадачливой судьбой и пустыми мечтаниями, соединенная с негодованием, ибо страдает не только он сам, но заставляет страдать и своего крепостного. В монологе V действия Хлестаков, догадавшийся, что его приняли за важную особу, торжествующе объясняет это сам себе тем, что вчера «подпустил пыли», он о чиновников что они дали ему взаймы, предполагает, что они «добрые люди», не догадываясь о том, что действовать так вынудили их нечистая совесть, страх перед начальством и желание его задобрить.

Характеристика 5

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаков – молодой дворянин 23-24 лет. Герой служит мелким чиновником в канцелярии Петербурга.

Хлестаков ведет праздный образ жизни: редко появляется на службе, предпочитая работе прогулки по проспекту или игру в карты. Герою нравится жизнь в Петербурге, он любит посещать театры, тратить деньги на всевозможные удовольствия.

Однажды сильно проигравшись, Хлестаков отправляется в имении родителей. По пути герой останавливается в небольшом уездном городе, где местные власти принимают его за ревизора из столицы. Хлестаков недолго остается в замешательстве от сложившейся ситуации, он быстро вживается в роль проверяющего. Герой начинает врать о своей столичной жизни: о том, что занимает высокое положение в обществе, о литературных талантах, о важности своей персоны. И самым необычным является то, что Хлестаков и сам верит в свою ложь. Герой, воспользовавшись ситуаций, обирает чиновников города. Одураченные бюрократы узнает об афере Хлестакова, когда тот уже покинул город. Афера героя остается безнаказанной.

Таким образом, Хлестакова отличает умение красиво и складно врать. Герой живет иллюзией своей значимости, искренне верит в свою ложь. Хлестаков знает о проблемах в образовании. Однако фиктивный успех, вызванный ложью, в которую поверили даже далеко не глупые чиновники, окрыляет молодого человека, придает ему уверенности. Исходя из этого, герой не спешит искоренять пробелы в знаниях. Все же, время от времени Хлестаков читает книги и даже пробует что-то писать.

Молодой чиновник не отличается смелостью, он не готов нести ответственность за свои поступки. Так, когда к нему в гостиницу приходит толпа чиновников, Хлестаков пугается этого: он боится быть арестованным. Герою нравится быть в центре внимания, он любит, когда им восхищаются, хвалят его таланты. Именно такое отношение он встретил в городе N, как со стороны услужливых чиновников, так и местных женщин, который нашли в нем милого, приятного человека. Актерский талант героя расцветает, найдя свою публику в лице жителей уездного городка. Хлестаков не глупый человек, однако, очень ветреный, легкомысленный, «без царя в голове», как отмечает сам автор.

Хлестаков не является положительным героем. Образ молодой чиновник стал нарицательным, а по его имени получило название целое явления – «хлестаковщина». Оно подразумевает такие качества, как легкомыслие, безудержное вранье, поверхностность знаний.

Другие темы: ← Хлестаков и хлестаковщина↑ ГогольПо комедии Ревизор →

`

Разоблачение Хлестакова, позор городничего. Хлестаков и хлестаковщина.

Урок литературы. 8 класс.

Тема:

Разоблачение Хлестакова, позор городничего.

Хлестаков и хлестаковщина.

Цель урока:

совершенствовать навыки анализа эпизода и умения

делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.

Оборудование:

портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и

художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.

Эпиграф

Хлестаков — он везде.

Н. Гоголь.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация опорных знаний. Проверка знания текста.

Викторина.

1. Какой эпиграф выбрал Гоголь для комедии «Ревизор»?

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

2. Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

(положительный герой — смех)

3. Кто из персонажей Гоголя: «берёт взятку борзыми щенками»?

(судья Ляпкин-Тяпкин)

4. У кого больные похожи на кузнецов, ходили в грязных колпаках?

(Артемий Филлипович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

5. Почему Ляпкина-Тяпкина считали человеком несколько вольнодумным?

(прочитал 5-6 книг)

6. О ком городничий говорит: «Сбежал с кафедры и что силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

(об учителе истории)

Чьи это слова:

7. «Чему смеётесь? Над собой смейтесь!»

(городничего)

8. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»

(Хлестаков)

9. Кто и о ком говорит: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится…»

(Осип о Хлестакове)

Чей это портрет?

10. «Уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен… говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»

(городничий Свозник-Дмухановский)

11. «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»

(жена городничего, Анна Андреевна)

12.«Молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

(Хлестаков)

  1. Работа в группах.

Задание: мы с вами ознакомились с портретом Хлестакова, какой даёт нам автор. Но после прочтения комедии у вас сложилось своё мнение о Хлестакове. Дома вы рисовали иллюстрации, посмотрите в группе нарисованные вами портреты, выберите лучший и защитите свой проект, (выступление учащихся с иллюстрациями, описание «своего» Хлестакова)

  1. Слово «искусствоведу»

— Художник Пётр Михайлович Боклевский много раз возвращался к образу Хлестакова, по-новому углубляя и заостряя характеристику героя.

На этой иллюстрации автор уделил большое внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз.

Задорный хохолок, вздёрнутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.

А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки.

Тем самым художник делает акцент на «приглуповатости» «государственного человека», который, по выражению Гоголя, «говорит и действует без всякого соображения.»

  1. Слово учителя.

— Особенно ярко изображен автором этот «государственный человек» в III действии в «сцене вранья», где он ощущает себя значительным лицом. Вспомните, о чём он врёт в доме городничего?

(что все его уважают, хотели сделать коллежским асессором, но он отказался; все с ним на дружеской ноге, даже Пушкин; один раз приняли за главного командующего; написал произведения «Женитьба Фигаро», под именем барона Брамбеуса написал «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф», роман «Юрий Милославский»)

  1. Слово «литературоведа».

— Хочу внести ясность в «литературное» хвастовство Хлестакова.

Произведения «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол» написал французский драматург Пьер Бомарше.

«Фрегат «Надежда» — это путевые заметки путешественника барона Брамбеуса.

«Юрий Милославский» — это произведение писателя Михаила Николаевича Загоскина, современника Пушкина и Гоголя.

«Московский телеграф» — это литературно-критический журнал, выпускаемый Полевым Николаем Алексеевичем в Москве в 1825-1834 годах, в нём печатались Пушкин и Гоголь.

  1. Слово учителя:

— Давайте вспомним, о чём ещё врёт Хлестаков?

  1. Монолог Хлестакова читает ученик (от слов «Просто не говорите, на столе, например, арбуз…» и до конца)
  1. Анализ образа Хлестакова.

Учитель.

— В этой сцене Хлестаков ощущает себя значимым лицом. Кто подсказал ему роль успешного чиновника?

(чиновники города Н., приняв за ревизора)

— Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

— Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

— Как ведут себя чиновники, слушая речи Хлестакова? Что утверждает их во мнении, что Хлестаков — важное лицо?

— Как достигается комический и сатирический эффект?

(реплики в сторону)

  1. Словарная работа, (гротеск, гиперболы, реплики в сторону)

— Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?

(нет мыслей)

— Можно ли назвать Хлестакова плутом или хитрым лгуном?

— Каковы главные черты Хлестакова?

(лживость и хвастливость)

Учитель.

— Они вытекают из его ничтожества. В жизни он ничто и никто, «сосулька», «фитюлька», «пустоцвет», «пошляк». Лжёт он вдохновенно, художественно, так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту. В его речах нет ни цели, ни связи. Он вначале даже не понимает, что его принимают за другого.

  1. Ассоциативное рисование.

— У психологов есть такой метод исследования: представить человека в виде какого-то предмета, чтобы подчеркнуть главное в образе.

— С чем у вас ассоциируется Хлестаков?

(человек-юла, воздушный шарик, мыльный пузырь). Образ Хлестакова — собирательный.

  1. Работа с эпиграфом.

— «Хлестаков — он везде», — писал Гоголь. Как вы это понимаете?

— Гоголь говорил: «Всякий на минуту делался или делается Хлестаковым, но не хочет в этом признаться». Согласны ли вы с этим?

— Как вы теперь понимаете слово «хлестаковщина»?

(хлестаковщина обозначает безудержную похвальбу, крайнюю несерьёзность, ложь, фразерство, позерство и др.)

— Есть ли такое явление в нашей жизни?

  1. Анализ позора городничего.

— В произведении только ли комичен Хлестаков?

(комичен городничий, чиновники)

— Чем они комичны?

— Чем заканчивается всеобщий обман?

(Хлестаков уезжает с деньгами, написав письмо Тряпичкину).

События в конце действия развиваются стремительно. Герой ускользает. И как парадокс, легкомысленный и глупый, он на деле оказывается более ловким и смекалистым, чем многоопытный городничий, который всегда выходил сухим из воды.

— Как это письмо попало к городничему?

  1. Чтение письма почтмейстером.

(до слов «городничий — глуп, как сивый

мерин…»)

  1. Какова реакция на письмо городничего?

Чтение монолога городничего.

(от слов «Вот смотрите, смотрите…»)

Выходит жандарм со словами: «Приехавший по именному повелению Петербурга чиновник требует вас сей час же к себе. Он остановился в гостинице».

Какова реакция героев пьесы?

( класс встает, изображая немую сцену).

— Что выражает немая сцена? Почему Гоголь отводил такую большую роль этой сцене?

— Означает ли прибытие настоящего ревизора, что чиновники города предстанут перед справедливым судом?

Учитель.

— С приездом настоящего ревизора снова появятся тревоги, нужно искать пути, чтобы скрыть свои грехи. Гоголевский гротеск: то же чувство страха, которое двигало в начале пьесы персонажами, заставило их окаменеть в конце. Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира Сквозник-Духмановских и Держиморд, справедливый приговор этому миру.

Пьеса «Ревизор» — яркая и дерзкая картина жизни русского общества, где процветали взяточничество, растранжиривание государственных денег, ничегонеделания тех, кто правит городом и его жителями.

  1. Слово учителя.

Пьесу Гоголь писал 17 лет.

(О премьере. Реакция зала.)

Пьеса поставлена впервые 19 апреля 1836г. Эпиграф автор добавил в 1842 году, что было ответом на возмущение и протест общества и критики, которые требовали запретить пьесу, исключить из репертуара театров.

— Как вы думаете теперь, каково значение эпиграфа комедии, к кому он относится? Только ли к персонажам пьесы? — Актуальна ли пьеса в наши дни?

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к составлению сравнительной характеристики чиновников города N. Пересмотреть пьесу, выписать необходимые, на ваш взгляд цитаты. Попробовать составить план.

  1. Итог урока.

    Выставление оценок.

МБОУ « Гвардейская школа № 1»

Симферопольский район

Республика Крым

Беденко Любовь Стефановна

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое истинная смелость
    Смелость — это одна из положительных черт человека. Это когда человек в неожиданной, экстренной ситуации может взять ответственность на себя и начать предпринимать действия. В литературе бесстрашному герою свойственны
  • Есть такая профессия — Родину защищать — сочинение (2, 3, 5, 6, 10, 11 класс)
    Наша могущая держава богата своим колоссальным достоянием — на огромных территориях раскинулась Российская Федерация, в её недрах находятся невероятные по своей красе русские леса, в почве заключено невиданное нигде
  • Сочинение-описание по картине Портрет Л.Н. Толстого Репина
    Портрет, всем известного русского писателя, Льва Николаевича Толстого, Репин написал где-то в конце лета 1887года. Портрет был, написал Ильей Ефимовичем в имении Толстого в Ясной поляне

Ревизор – популярнейшее творение Николая Васильевича Гоголя, которое он выпустил в 1835 году. Представляет собой комедию, выполненную в пяти действиях. В произведении поднимаются такие важные темы как: пороки общества, лицемерие, глупость, бездеятельность властей. Многие, если не все, остаются актуальными и на сегодняшний день. В центре произведения чиновник из Петербурга – Иван Хлестаков. В данной подборке собраны цитаты Хлестакова из Ревизора.

Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста, — я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, — так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот.

Городничий глуп, как сивый мерин

Грязные трактиры, мрак невежества.

Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

Если вы не согласитесь отдать руки Марьи Антоновны, то я чорт знает что готов…

Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон..

Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.

Легкость в мыслях необыкновенная!

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

Смотритель училищ протухнул насквозь луком

С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»

Ах, какой мошенник! Да за это просто в Сибирь.

За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения.

А дочка городничего очень не дурна, да и матушка такая, что еще можно бы…

Тридцать пять тысяч курьеров

Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит — нет, чёрт возьми, не проходит.

Я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять.

Я, кажется, всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин? Даже вспотел.

Мы удалимся под сень струй

Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем.

Судья Ляпкин-Тяпкин — в сильнейшей степени моветон

Это топор, зажаренный вместо говядины.

Боже мой, какой суп! Я думаю, ещё ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.

Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?

Все зависит от той стороны, с которой кто смотрит на вещь.

Я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги.

Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга.

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.

Вы находитесь здесь: Главная » Литература. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков. Цитатная характеристика.

Литература. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков. Цитатная характеристика.

Литература.

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

Хлестаков. Цитатная характеристика.

хл

А.И. Константиновский. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1950 г.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Цитаты c комментариями.
Автор.«…Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде…» 

Автор.

«…А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его…»Городничий.
…Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!..»Городничий. («Елистратором» называли регистратора, чиновника самого низшего класса в «Табели о рангах».) 
«…Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню…»»…Я служу в Петербурге…»»…Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…»

«…Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию…»
Хлестаков о себе.

Хлестаков – небогатый дворянин, помещик.

Служит в канцелярии в Петербурге, занимая очень скромную должность – регистратора (переписывает бумаги).

«Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».  Хлестаков думает только о развлечениях.
«…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…»Слуга Осип о хозяине.Хлестаков несерьёзно относится к службе, часто не бывает на ней, любит развлечения, игру в карты.
«…Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку…»»…Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни…»Сведения о происхождении героя.

Родители живут в Саратовской губернии в деревне Подкатиловка.

Ждёт денег от родителей.

«…Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!..»»…Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак…»  

Осип о Хлестакове.

В имение родителей направляется Хлестаков, по дороге остановившись в городе N, дожидается денег от родителей, так всё уже истратил на развлечения, не экономит, не бережёт деньги.

«…Вы говорите по‑столичному…»»…Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть…» 

«…Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…» (* в переводе с фр. — «понимаете ли»)

«…Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон…» «…Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…»

Манеры, поведение Хлестакова.

Хлестаков вежлив, любезен, он знает, как вести себя в обществе, говорить с дамами. Как и все дворяне того времени, может говорить по — французски.

Он умеет очаровать дам.

…Сосульку, тряпку принял за важного человека!..»Городничий о Хлестакове.Ничего особенного нет в этом герое, пустой человек.
«…С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал…»»…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»»…Я ведь тоже балы даю…»

Сцена «вранья» Хлестакова перед чиновниками.

Он фантазирует, рассказывает о  том, чего нет на самом деле, играет роль важного чиновника, видя, как на это реагируют окружающие.

1.Просит денег у Аммоса Фёдоровича.Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы. ..Я, знаете, в дороге издержался: то да се… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю.

  1. У почтмейстера.

Какой странный со мною случай: в дороге совершенно издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

Почтмейстер

. Почему же? почту за величайшее счастие.

  1. У Луки Лукича.

Хлестаков

. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

  1. У Земляники.

Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филиппович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы — рублей четыреста?

  1. У Бобчинского и Добчинского.

Хлестаков

. (Вдруг и отрывисто.) Денег нет у вас?Бобчинский

. Денег? как денег? Хлестаков (громко и скоро). Взаймы рублей тысячу.Бобчинский. Такой суммы, ей-Богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович? Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволите знать, положены в приказ общественного призрения.

Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто.

…Добчинский

(смотря в бумажник). Двадцать пять рублей всего. …Добчинский . Нет, право, и в прорехе нет.Хлестаков

. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей. Это все равно. (Принимает деньги.)

  1. У купцов.

Хлестаков. Нет, вы этого не думайте: я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять.

Купцы

. Изволь, отец наш! (Вынимают деньги.) Да что триста! Уж лучше пятьсот возьми, помоги только.

Хлестаков просит взаймы денег у чиновников, с каждым разом смелея и прося всё большую сумму.

Из письма Хлестакова.Почтмейстер (читает). «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу. Во-первых: городничий — глуп, как сивый мерин…» 

«Почтмейстер точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую».

«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке».

«Смотритель училищ протухнул насквозь луком».

Коробкин (продолжает). «Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается.) Должно быть, французское слово.

(«Моветон» — это человек дурного тона).

Письмо Хлестакова другу Тряпичкину. По нему видно, какие меткие характеристики дал герой чиновникам, как хорошо он понял каждого из них.

Общий вывод.

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга, которого приняли по ошибке за ревизора.

Недалёкий человек, ленивый, не любящий трудиться, растрачивающий деньги, в том числе и присланные родителями, на различные развлечения, вечно в долгах. В городе оказался потому, что проиграл деньги, ждал, когда же ему вышлет отец, временно остановился в гостинице, в которой уже задолжал.

Из дворянской семьи, поэтому получил в своё время положенное образование, может говорить по-французски, хорошо знает манеры поведения в обществе, может прекрасно флиртовать с дамами.

Хлестаков- легкомысленный человек, не думающий о будущем, живущий сегодняшним днём. Он думает только об удовольствиях.

В то же время это очень трусливый человек ( он боится, что его могут сдать в полицию, так как он задолжал деньги трактиршику).

Однажды он заезжает в город N, где его принимают за ревизора. Воспользовавшись случаем, просит в долг денег у чиновников, каждый раз ведя себя более развязнее и прося всё большую сумму.

Оказавшись в доме городничего, выдумывает, какой он важный чиновник, что приводит в ужас чиновников, так как каждый их них имел свои «грешки».

Ухаживает за женой и дочерью городничего, даже хочет жениться на дочери.

Хлестаков- хороший актёр. Он быстро входит в роль тех людей, которыми себя представляет: то он фельдмаршал, то сочинитель, который с «Пушкиным на дружеской ноге». А как прекрасно сыграна им роль героя-любовника!

Разнообразна речь героя. Он может и нагрубить, (обозвать «дураком», «скотиной» своего слугу, назвав «подлецами», «бездельниками» хозяина и служащих трактира), а может красиво и изысканно выражаться перед дамами (Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть…»).

Однако в скором времени обман Хлестакова станет известен чиновникам. Почтмейстер по своей привычке прочитал письмо Хлестакова  другу Тряпичкину, в котором рассказал о своих приключениях в городе, о том, за кого его приняли. Он дал меткие и точные характеристики всем чиновникам города.

Хлестаков со слугой успели вовремя уехать из города.

Автор поднял важные проблемы общества того времени: невежество чиновников, алчность, душевную пустоту, стремление к обогащению, нежелание трудиться.

«Хлестаковщина» — это набор многих отрицательных качеств: лживость, душевная пустота, болтливость, стремление показаться не тем, кем человек является на самом деле, безответственное отношение к деньгам, своей работе, трусость, безнравственность. Имя Хлестакова стало нарицательным.

Черты Хлестакова присущи всем чиновникам города: грубость, лживость, притязание на образовании при заметном невежестве, карьеризм, душевная пустота, подлость, трусость, честолюбие.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернуться к странице «Н.В. Гоголь. Анализ произведений».

Ревизор – популярнейшее творение Николая Васильевича Гоголя, которое он выпустил в 1835 году. Представляет собой комедию, выполненную в пяти действиях. В произведении поднимаются такие важные темы как: пороки общества, лицемерие, глупость, бездеятельность властей. Многие, если не все, остаются актуальными и на сегодняшний день. В центре произведения чиновник из Петербурга – Иван Хлестаков. В данной подборке собраны цитаты Хлестакова из Ревизора.

Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста, — я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, — так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот.

Городничий глуп, как сивый мерин

Грязные трактиры, мрак невежества.

Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

Если вы не согласитесь отдать руки Марьи Антоновны, то я чорт знает что готов…

Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон..

Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.

Легкость в мыслях необыкновенная!

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

Смотритель училищ протухнул насквозь луком

С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»

Ах, какой мошенник! Да за это просто в Сибирь.

За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения.

А дочка городничего очень не дурна, да и матушка такая, что еще можно бы…

Тридцать пять тысяч курьеров

Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит — нет, чёрт возьми, не проходит.

Я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять.

Я, кажется, всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин? Даже вспотел.

Мы удалимся под сень струй

Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем.

Судья Ляпкин-Тяпкин — в сильнейшей степени моветон

Это топор, зажаренный вместо говядины.

Боже мой, какой суп! Я думаю, ещё ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.

Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?

Все зависит от той стороны, с которой кто смотрит на вещь.

Я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги.

Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга.

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.

  • Ошибки во время имплантации
  • Ошибки во внешнем виде мужчины
  • Ошибки во время вождения
  • Ошибки внутренней оптимизации сайта
  • Ошибки во время беременности