Ошибки воспитателя при организации игровой деятельности

Консультация для педагогов.

Типичные ошибки педагогов

в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.

Анализ деятельности ДОУ показывает, что в работе воспитателей организации игры и руководству ею уделяется ещё недостаточно внимания. По данным исследований, примерно в 33% случаев воспитатели вообще не руководят сюжетно-ролевыми играми, в 27% руководство сводится к вопросу «Во что вы играете?» и только в 29% случаев педагоги принимают активное участие в играх. Однако и в этих случаях, активное участие педагогов в играх детей не всегда обеспечивает развитие данной деятельности.

При организации игры воспитателю необходимо помнить следующее:

  • Самостоятельной сюжетно-ролевой игре должна предшествовать большая предварительная работа: чтение рассказов о море и моряках, рассматривание иллюстраций кораблей, игра «Что кому нужно для работы», беседы с детьми «Что делает капитан» (кок, моряк, пассажир, бортовой врач), изготовление атрибутов для игры совместно с детьми (билеты, подзорная труба, карта и др),  просмотр фотографий морских обитателей, флоры и фауны островов.
  • Выбор темы и включение детей в сюжетно-ролевую игру осуществляется воспитателем только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате, возможности «уединения» и переключения на другие виды деятельности. Совершенна не допустима в игре со стороны воспитателя чёткая регламентация деятельности: «встань туда», «не делай так», «не ходите туда»…
  • Сюжеты детских игр бесконечны, очередные события  в них нарастают как снежный ком, поэтому творческая игра может быть не «доиграна до конца» (конец игры определяется только ограничением во времени или потерей интереса к игре у детей)
  • Одним из важных условий развития самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно в младшем дошкольном возрасте внешняя предметно-игровая среда стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры.
  • Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель должен предварительно создавать предметно-игровые ситуации, наталкивающие детей на развитие сюжета и выполнения соответствующих игровых действий.
  • Наличие  «бросового» материала в группе позволяет детям сделать необходимые атрибуты для своей игры.
  • Неправомерно считать индивидуальную игру дошкольников показателем низкого уровня развития игровой деятельности. Т.к. индивидуальная игра развивается параллельно с коллективной игрой. Она проходит через всё дошкольное детство и имеет право на существование. Организуя коллективные игры нужно иметь ввиду, что даже старшие дошкольники не могут строить совместную игру в группе более из 3-4 участников. Объединение педагогом детей в большие игровые коллективы носит искусственный характер и не отвечает природе сюжетно-ролевой игры.

Методическое издание «Как научить ребёнка играть» Колунова Л.А., Копытина М.Г.

Оценка взаимодействия детей

в сюжетно-ролевой игре.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Дети предпочитают игры микрогруппами

2

У детей в игре насчитывается 7 и более ролей

3

Игра детей кратковременная

4

Игра детей долгосрочная

5

У детей наблюдается ролевое взаимодействие, ролевой диалог

6

Дети передают характерные особенности персона игры с помощью средств выразительности (жесты, мимика, интонация, движения)

7

Ребёнок берёт на себя роль, но пока слабо соотносит своё поведение с ней

8

Выполнение отдельными детьми более одной роли в игре

9

Дети активны, проявляют самостоятельность, творчество в игре

10

У детей поддерживается «+» эмоциональный настрой на протяжении всей игры

«Система воспитания индивидуальности дошкольников» В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова, Воронеж, 2007г.

Оценка руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Воспитатель не принуждает детей к игре, а пытается ею заинтересовать

2

Воспитатель предлагает детям готовый сюжет и требует неукоснительно следовать ему

3

Воспитатель не устанавливает временные рамки для игры, продолжительность игры зависит от желания участников

4

Воспитатель выступает организатором игры, участников, сторонним наблюдателем

5

В ирге воспитатель проявляет свою активность, в зависимости от того, когда требуется его помощь

6

Воспитатель поддерживает желание детей играть долгое время

7

Воспитатель самостоятельно решает возникшие вопросы и конфликты

8

Воспитатель предоставляет возможность самостоятельно решить, возникшие в игре трудности

9

Свои предложения воспитатель выражает в форме советов, не требуя их обязательного выполнения

10

Воспитатель следит за проникновением в детские игры отрицательных влияний и старается устранить их

«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» М.А. Васильева, Москва,1986г.

Оценка организации предметно-развивающей среды игровых уголков групп.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Наличие и соответствие игрушек, оборудования программным и возрастным особенностям детей

2

Соответствие игрового оборудования требованием СЭС и техники безопасности

3

Рациональность расположения игрового оборудования в группе

4

Эстетичность игрового оборудования

5

Наличие схем, моделей, иллюстраций сервировки стола, приготовления пищи и т.д. для самостоятельных игр детей

6

Наличие в группе оборудования, материалов для возможности разграничения игрового пространства

7

Наличие в группе бросового материала и пооперационных карт для изготовления детьми дополнительного игрового оборудования

Консультация для педагогов.

Типичные ошибки педагогов

в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.

Анализ деятельности ДОУ показывает, что в работе воспитателей организации игры и руководству ею уделяется ещё недостаточно внимания. По данным исследований, примерно в 33% случаев воспитатели вообще не руководят сюжетно-ролевыми играми, в 27% руководство сводится к вопросу «Во что вы играете?» и только в 29% случаев педагоги принимают активное участие в играх. Однако и в этих случаях, активное участие педагогов в играх детей не всегда обеспечивает развитие данной деятельности.

При организации игры воспитателю необходимо помнить следующее:

  • Самостоятельной сюжетно-ролевой игре должна предшествовать большая предварительная работа: чтение рассказов о море и моряках, рассматривание иллюстраций кораблей, игра «Что кому нужно для работы», беседы с детьми «Что делает капитан» (кок, моряк, пассажир, бортовой врач), изготовление атрибутов для игры совместно с детьми (билеты, подзорная труба, карта и др),  просмотр фотографий морских обитателей, флоры и фауны островов.
  • Выбор темы и включение детей в сюжетно-ролевую игру осуществляется воспитателем только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате, возможности «уединения» и переключения на другие виды деятельности. Совершенна не допустима в игре со стороны воспитателя чёткая регламентация деятельности: «встань туда», «не делай так», «не ходите туда»…
  • Сюжеты детских игр бесконечны, очередные события  в них нарастают как снежный ком, поэтому творческая игра может быть не «доиграна до конца» (конец игры определяется только ограничением во времени или потерей интереса к игре у детей)
  • Одним из важных условий развития самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно в младшем дошкольном возрасте внешняя предметно-игровая среда стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры.
  • Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель должен предварительно создавать предметно-игровые ситуации, наталкивающие детей на развитие сюжета и выполнения соответствующих игровых действий.
  • Наличие  «бросового» материала в группе позволяет детям сделать необходимые атрибуты для своей игры.
  • Неправомерно считать индивидуальную игру дошкольников показателем низкого уровня развития игровой деятельности. Т.к. индивидуальная игра развивается параллельно с коллективной игрой. Она проходит через всё дошкольное детство и имеет право на существование. Организуя коллективные игры нужно иметь ввиду, что даже старшие дошкольники не могут строить совместную игру в группе более из 3-4 участников. Объединение педагогом детей в большие игровые коллективы носит искусственный характер и не отвечает природе сюжетно-ролевой игры.

Методическое издание «Как научить ребёнка играть» Колунова Л.А., Копытина М.Г.

Оценка взаимодействия детей

в сюжетно-ролевой игре.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Дети предпочитают игры микрогруппами

2

У детей в игре насчитывается 7 и более ролей

3

Игра детей кратковременная

4

Игра детей долгосрочная

5

У детей наблюдается ролевое взаимодействие, ролевой диалог

6

Дети передают характерные особенности персона игры с помощью средств выразительности (жесты, мимика, интонация, движения)

7

Ребёнок берёт на себя роль, но пока слабо соотносит своё поведение с ней

8

Выполнение отдельными детьми более одной роли в игре

9

Дети активны, проявляют самостоятельность, творчество в игре

10

У детей поддерживается «+» эмоциональный настрой на протяжении всей игры

«Система воспитания индивидуальности дошкольников» В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова, Воронеж, 2007г.

Оценка руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Воспитатель не принуждает детей к игре, а пытается ею заинтересовать

2

Воспитатель предлагает детям готовый сюжет и требует неукоснительно следовать ему

3

Воспитатель не устанавливает временные рамки для игры, продолжительность игры зависит от желания участников

4

Воспитатель выступает организатором игры, участников, сторонним наблюдателем

5

В ирге воспитатель проявляет свою активность, в зависимости от того, когда требуется его помощь

6

Воспитатель поддерживает желание детей играть долгое время

7

Воспитатель самостоятельно решает возникшие вопросы и конфликты

8

Воспитатель предоставляет возможность самостоятельно решить, возникшие в игре трудности

9

Свои предложения воспитатель выражает в форме советов, не требуя их обязательного выполнения

10

Воспитатель следит за проникновением в детские игры отрицательных влияний и старается устранить их

«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» М.А. Васильева, Москва,1986г.

Оценка организации предметно-развивающей среды игровых уголков групп.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Наличие и соответствие игрушек, оборудования программным и возрастным особенностям детей

2

Соответствие игрового оборудования требованием СЭС и техники безопасности

3

Рациональность расположения игрового оборудования в группе

4

Эстетичность игрового оборудования

5

Наличие схем, моделей, иллюстраций сервировки стола, приготовления пищи и т.д. для самостоятельных игр детей

6

Наличие в группе оборудования, материалов для возможности разграничения игрового пространства

7

Наличие в группе бросового материала и пооперационных карт для изготовления детьми дополнительного игрового оборудования

Zhuravleva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Журавлеву Марину Владимировну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП «Детский сад «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Марина Владимировна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы организации игровой деятельности в детском саду. Данный материал интересен родителям и педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:

«Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Автор предлагает единый подход к организации самодеятельных игр детей».

Полезного чтения…

Проблемы организации игровой деятельности в детском саду

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов­кость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.  ( Д.В. Менджерицкая)

О том, что игра необходима для полноценного развития до­ школьника, сказано и написано нема­ло, это понимают все. Тем не менее игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин то­му несколько:

  • У детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.
  • Игра-это отражение жизни взрослых людей: играя , ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
  • Взрослые перестали играть с детьми, а игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
  • Желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени у дошкольников на игру не остается.

Последнее особенно тревожит. И это при­том, что в режиме дня детского сада в разных возрастных группах на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. «Социаль­ный заказ», — разводят руками педагоги, но, по сути дела, это очередная отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую иг­ру и грамотно ею руководить.

Проанализировав данную ситуацию в нашем дошкольном учреждении, рассмотрев различные подходы к руко­водству игрой дошкольников, мы сделали необ­ходимые выводы:

  • игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей;
  • чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка, в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрос­лыми «сверху» тематики и регламента­ции действий. Педагог должен быть не диктатором, а играющим партнером;
  • ребенок должен иметь воз­можность овладевать все более сложным «языком», способами осу­ществления игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.

Только тогда дошкольное детство станет являться периодом наиболее стремительного развития ребенка.

В нашей статье мы предлагаем единый подход к организации самодеятельных игр детей.

Для развития игровой деятельности необходимо выполне­ние нескольких условий:

создание предметно-развивающей среды;

наличие определенного времени в режиме дня;

про­фессионализм педагогов.

   Без выполнения этих условий невоз­можно развитие творческой самодеятельной игры детей.

   В нашем ДОУ, мы постоянно работаем над развивающей средой, приближая ее максимально к «домашним» условиям, чтобы дети могли играть и фантазировать. Наряду с готовым оборудованием, в детском саду много игрового оборудования, изготовленного родителями и различные предметы заместители.

   Педагогический коллектив нашего детского сада проанализировали режим дня в своем дошкольном учреждении, чтобы понять, насколько он отвеча­ет современным гигиеническим требованиям. Педагоги поста­вили перед собой задачу убедиться в том, что дети в детском саду не испытывают лишних нагрузок при организации заня­тий, гуляют достаточное время, у них правильно организован двигательный режим. Также одной из приоритетных наших задач в этой аналитической работе было «найти» в организа­ции жизни детей в дошкольном учреждении время для игро­вой деятельности. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении разработана циклограмма организации игровой деятельности в течение дня (пример, старшая группа детского сада- слайд).

   Разработанная нами примерная циклограмма   обогащения опыта детей и содержания   сюжетно- ролевых игр, помогла планировать сюжетно-ролевые игры в развитии(Приложение № 1).

   Для того чтобы втягивать детей в игру, педагогу следует научиться сво­бодно развертывать сюжет, отталки­ваясь от привлекающей малышей те­матики, а не от конспекта. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из уча­стников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персо­наж (и новую роль), развернуть пред­ложенное партнером-ребенком собы­тие зависит привлекательность совме­стной игровой деятельности и успеш­ность формирующих воздействий. Поэтому мы предлагаем следующую схему моделирования сюжетно-ролевой игры (Приложение № 2,3,4,5).

   Чтобы учить детей играть, воспи­татель должен владеть игровой гра­мотой, культурой игры. В нашем дошкольном учреждении проводятся открытые показы игровой деятельности с детьми, смотры конкурсы игровых пособий, семинары- практикумы, а наши дети любят и умеют играть.

  Используемая литература

  1. «Детский сад от А до Я» — научно-методический журнал №6-2003г.
  2. О.А.Скоролупова, Л.В.Логинова. Играем?.. Играем!!!- М. «Издательство Скрипторий 2003»,2006г.
  3. Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре- ж. «Д.в.» №3-2006г.
  4. ж. «Д.в.»№5-2005г.,с.27.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста


(старшие, подготовительные группы).

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.


Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

  • воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
  • трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
  • использование художественного слова и художественной деятельности;
  • развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

  • изучение методической литературы;
  • составление плана игры, конспекта;
  • приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с детьми игра.
  10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка проблемных игровых задач.
  12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные):

  • Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
  • Развивать умение сюжетосложения.
  • Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
  • Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры:

  • Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
  • Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 404 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДНЕ НА ТЕМУ:

«Проблема

организации игровой деятельности

в современном дошкольном образовательном учреждении».

Подготовила и выступила:

Старший воспитатель Носатова С.А.

Дата: 03.02.2021 г.

2020-2021 учебный год

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развевается целостно, гармонично, всесторонне;

  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

         Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, – это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование – умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

Третье требование – формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», то есть качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Игра важна  для детей дошкольного возраста, вполне осознается тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И, тем не менее, часто приходится констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

Игра – отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.

Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» – риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д.

Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, швеи. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

        Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени.

На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

  • предоставить достаточно места для организации различных видов игр (игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

  • создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;

  • обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

  • моделирование игрового пространства;

  • обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

  • свободный выбор детьми любого вида игр;

  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

  • обеспечение взаимосвязи организованной образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

  • использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

  • создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

  • широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

  • обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

  • формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.

Также одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем,  время на игру в дошкольных учреждениях есть – это заложено в нормативных документах. Другая проблема – восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе.

Консультация для воспитателей

«Проблемы организации игровой
деятельности в детском саду»

                                                                      
Естественное состояние ребёнка состоит в  

                                                                    
деятельности, подвижности, активности,

непосредственности, в стремлении к познанию

                                                                            
окружающего , и этим «указаниям природы»

                                                                  
должен руководствоваться воспитатель.

К.Д.Ушинский.

Вопрос
о том, что игровой деятельностью в детском саду дело обстоит, не вполне
благополучно, что она не достигает должного уровня развития, уходит из жизни
детей, возникала не однократно. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации,
необходимо выделить в самостоятельные несколько тесно связанных проблем:

1.Какой
должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства.

2.какова
специфика педагогических воздействий на игру по сравнению с другими видами
детской деятельности.

3.Что
подлежит оценке — собственно деятельность воспитателя по организации игры,
тематическое содержание игры или игровые умения детей.                                                        Для
проведения занятия воспитатель составляет план или конспект, пользуется
методическими руководствами ,которые определяют какие задачи следует ставить и
как осуществлять контроль за их выполнением. При этом предполагается ,что по
замыслу, ребёнок использует знания и умения, полученные на специальных занятиях.                        
Что происходит с игрой? Стало популярным утверждение, что детей надо учить
играть. Но, как известно ,на занятиях игре не учат. Он не может учить играть на
занятиях, ибо таких занятий не существует. И как следует- часто возникает самое
худшее: педагог начинает « проводить» игру также как занятия- руководит,
регламентирует, предписывает действия ,оценивает их.

Таким
образом, в группе возникает разученный в течении года , привычный .репертуар
«сюжетных» игр: для каждого есть  набор игрушек и атрибутов. Объявление
воспитателя «Сейчас мы будем играть в «Космос» — достаточно, для того чтобы
дети включились в привычную в привычно сложенную игру? Нет, к сожалению , это
не игра, а нечто подобное «производственной» деятельности ,где каждый знает
свои функции, отведённое ему место. Зато внешность высоко содержательна , коллективно.                       
В игре дети должны отражать знания и представления ,полученные ими при
ознакомлении с окружающим ,причём эти знания чётко соответствуют программе.
Иначе говоря, игра-средство проработки знаний.

Не
выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры,
когда каждый ребёнок должен подчиняться коллективу, а коллектив плану
воспитателя . В такой ситуации естественно, не остаётся места творческой индивидуальности,
разнообразию форм и содержания игры.
Самостоятельно даже старшие дошкольники ,если они действительно играют, то есть
реализуют свои планы, замысли, а не  навязанный воспитателем план игры
,не в состоянии поддерживать
взаимодействия в группе, состоящих более чем из 3-5
участников.                                                                                               
                                  Свободная сюжетная игра – самая
привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется
тем, что игре   ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности
ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной
деятельности даётся с
трудом.                                                                              
Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника :принимая на
себя различные роли , воссоздавая поступки людей , он проникается их чувствами
и целями . сопереживает им, начинается ориентироваться в отношениях между
людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности
взаимодействовать с другими людьми.                                                                                                                                                Однако
свои развивающие функции игра выполняет в полной мере , если с возрастом
ребёнка она всё более усложняется. К примеру , трёхлетний ребёнок может играть,
повторяя два – три игровых действия. А шестилетние дети могут играя
развёртывать ролевые диалоги. Дело в том , что сюжетная игра , независимо от
темы , в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических
ролевых взаимодействий , в ещё более сложном виде- как последовательность
разнообразных
событий.                                                                                                                                                    
Для детей , свободно владеющих различными способами построения игры,
свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показатель её
высокого уровня.      Целью педагогических воздействий по отношению к игре
должна быть не «коллективная проработка знаний» или тем . а формирование
игровых умений ,обеспечивающих   самостоятельную творческую игру, в которой
дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно
вступая во взаимодействие со своими сверстниками в небольших игровых
объединениях.                                                                                                                                  В 
возрасте    1,5-3 лет ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками
и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку,
вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

В
возрасте 3-5 лет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать
их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое
взаимодействие с партнёрами-сверстниками.

В
возрасте 5-7 лет- развёртывать в игре разнообразные по последовательности
события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслу 2-3 партнёров- сверстников,
реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные
действия.

Каким
же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы
втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей естественным образом. Такое
«втягивание» происходит, когда ребёнок ходит в разновозрастную группу. Но у
современно дошкольника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. В
данной ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших
братьев и сестёр, старших друзей, помочь овладеть игровыми приёмами.

Из
этого следует первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того
чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно
важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру.
Является сам характер поведения взрослого. Общаясь с детьми на занятиях, в
режимные моменты, воспитатель занимает позицию учителя, требует, задаёт,
оценивает. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию
«играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным в
возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок
«хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми
только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное
превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство
«умеющего интересно играть» партнёра. Такая позиция взрослого- гарантия
возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у
него интереса к любой тематике.

 С
трёх лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый
развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов.

  С 
пяти лет- в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть»
новый способ- творческое комбинирование разнообразных событий.

Если
строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро, экономно, в плане
затрат усилий и времени педагога, сформировать у детей соответствующие их
возрастным возможностям игровые умения.

Из
этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен
играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом
возрастном этапе развёртывать игру особым  образом, так чтобы детьми сразу
«открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Чтобы
успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий
партнёра и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребёнком должен пояснять
игровые действия сам («Я буду купать куклу, это у меня мыло», «Я теперь шофёр»)
и стимулировать к этому ребёнка ( «Ты чем мишку кормишь?» «Куда наш пароход плывёт?»).
Однако чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к
партёру сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на
сверстника, втягивая в игру несколько детей. У детей очень рано обнаруживается
стремление к совместным действиям и уже с раннего их можно научить вступать в
игровые взаимодействия. Творческая сюжетная игра самостоятельно может
развёртываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда
следует третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и
далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых
умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового
действия, так и на пояснение его смысла партёрам — взрослому или сверстнику.

На
этом этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развёртывать
преимущественно одно темный одно персонажный сюжет как ( систему ) смысловую
цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога
может становиться много персонажный сюжет «как система взаимосвязанных
персонажей ( ролей), который развёртывается через взаимодействие одного
персонажа с другим, через введение новых персонажей». На этапе формирования
умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен
развёртывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинацию разнообразных
событий.

Для
того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует
научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в живом процессе
игры, отталкиваясь от тематики, привлекающих детей. От искусства взрослого
вовремя принять предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж ( и
соответственно игровую роль), развернуть предложенное партнёром ребёнком
событие, зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность
формирующих воздействий.

Воспитатель
должен свободно оперировать элементами сюжета – событиями, персона-жами (
ролями ), действиями, уметь развёртывать сюжет, само строение которого
облегчает усвоение ребёнком новых игровых способов, умений. Воспитатель должен
владеть игровой грамотой, культурой
игры.                                                                                   
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей
является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно
большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста,
когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в
значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры.
Старшие дошкольники  руководствуются уже внутренним замыслом и могут
самостоятельно организовывать необходимую игровую обстановку. Однако для
поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же
разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную
игровую ситуацию.

На
каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры ( так же как и
других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых
умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной
игры дошкольников. С возрастом детей должна изменяться форма совместной игры со
взрослыми, и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведённого
режимом времени

Zhuravleva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Журавлеву Марину Владимировну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП «Детский сад «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Марина Владимировна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы организации игровой деятельности в детском саду. Данный материал интересен родителям и педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:

«Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Автор предлагает единый подход к организации самодеятельных игр детей».

Полезного чтения…

Проблемы организации игровой деятельности в детском саду

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов­кость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.  ( Д.В. Менджерицкая)

О том, что игра необходима для полноценного развития до­ школьника, сказано и написано нема­ло, это понимают все. Тем не менее игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин то­му несколько:

  • У детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.
  • Игра-это отражение жизни взрослых людей: играя , ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
  • Взрослые перестали играть с детьми, а игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
  • Желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени у дошкольников на игру не остается.

Последнее особенно тревожит. И это при­том, что в режиме дня детского сада в разных возрастных группах на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. «Социаль­ный заказ», — разводят руками педагоги, но, по сути дела, это очередная отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую иг­ру и грамотно ею руководить.

Проанализировав данную ситуацию в нашем дошкольном учреждении, рассмотрев различные подходы к руко­водству игрой дошкольников, мы сделали необ­ходимые выводы:

  • игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей;
  • чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка, в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрос­лыми «сверху» тематики и регламента­ции действий. Педагог должен быть не диктатором, а играющим партнером;
  • ребенок должен иметь воз­можность овладевать все более сложным «языком», способами осу­ществления игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.

Только тогда дошкольное детство станет являться периодом наиболее стремительного развития ребенка.

В нашей статье мы предлагаем единый подход к организации самодеятельных игр детей.

Для развития игровой деятельности необходимо выполне­ние нескольких условий:

создание предметно-развивающей среды;

наличие определенного времени в режиме дня;

про­фессионализм педагогов.

   Без выполнения этих условий невоз­можно развитие творческой самодеятельной игры детей.

   В нашем ДОУ, мы постоянно работаем над развивающей средой, приближая ее максимально к «домашним» условиям, чтобы дети могли играть и фантазировать. Наряду с готовым оборудованием, в детском саду много игрового оборудования, изготовленного родителями и различные предметы заместители.

   Педагогический коллектив нашего детского сада проанализировали режим дня в своем дошкольном учреждении, чтобы понять, насколько он отвеча­ет современным гигиеническим требованиям. Педагоги поста­вили перед собой задачу убедиться в том, что дети в детском саду не испытывают лишних нагрузок при организации заня­тий, гуляют достаточное время, у них правильно организован двигательный режим. Также одной из приоритетных наших задач в этой аналитической работе было «найти» в организа­ции жизни детей в дошкольном учреждении время для игро­вой деятельности. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении разработана циклограмма организации игровой деятельности в течение дня (пример, старшая группа детского сада- слайд).

   Разработанная нами примерная циклограмма   обогащения опыта детей и содержания   сюжетно- ролевых игр, помогла планировать сюжетно-ролевые игры в развитии(Приложение № 1).

   Для того чтобы втягивать детей в игру, педагогу следует научиться сво­бодно развертывать сюжет, отталки­ваясь от привлекающей малышей те­матики, а не от конспекта. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из уча­стников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персо­наж (и новую роль), развернуть пред­ложенное партнером-ребенком собы­тие зависит привлекательность совме­стной игровой деятельности и успеш­ность формирующих воздействий. Поэтому мы предлагаем следующую схему моделирования сюжетно-ролевой игры (Приложение № 2,3,4,5).

   Чтобы учить детей играть, воспи­татель должен владеть игровой гра­мотой, культурой игры. В нашем дошкольном учреждении проводятся открытые показы игровой деятельности с детьми, смотры конкурсы игровых пособий, семинары- практикумы, а наши дети любят и умеют играть.

  Используемая литература

  1. «Детский сад от А до Я» — научно-методический журнал №6-2003г.
  2. О.А.Скоролупова, Л.В.Логинова. Играем?.. Играем!!!- М. «Издательство Скрипторий 2003»,2006г.
  3. Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре- ж. «Д.в.» №3-2006г.
  4. ж. «Д.в.»№5-2005г.,с.27.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 404 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДНЕ НА ТЕМУ:

«Проблема

организации игровой деятельности

в современном дошкольном образовательном учреждении».

Подготовила и выступила:

Старший воспитатель Носатова С.А.

Дата: 03.02.2021 г.

2020-2021 учебный год

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развевается целостно, гармонично, всесторонне;

  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

         Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, – это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование – умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

Третье требование – формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», то есть качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Игра важна  для детей дошкольного возраста, вполне осознается тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И, тем не менее, часто приходится констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.

У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

Игра – отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.

Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» – риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д.

Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, швеи. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

        Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени.

На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

  • предоставить достаточно места для организации различных видов игр (игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

  • создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;

  • обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

  • моделирование игрового пространства;

  • обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

  • свободный выбор детьми любого вида игр;

  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

  • обеспечение взаимосвязи организованной образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

  • использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

  • создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

  • широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

  • обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

  • формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.

Также одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем,  время на игру в дошкольных учреждениях есть – это заложено в нормативных документах. Другая проблема – восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе.

  • Ошибки вольво s80 на немецком
  • Ошибки вольво s80 на бортовом компьютере расшифровка
  • Ошибки вольво s60 расшифровка
  • Ошибки вольво s60 2001
  • Ошибки воспитателя детей допускаемые при счете