Ошибки восприятия фактор превосходства

Факторы превосходства, привлекательности и отношения к нам

В нейтральных
ситуациях по внешности человека, его
одежде, манере говорить и поведению
достаточно точно можно назвать ряд его
социально-психологических характеристик:
возраст, социальный слой, профессию. И,
наоборот, тем больше люди заинтересованы
друг в друге, тем больше могут допускать
ошибок. Ошибки восприятия партнера
обусловлены влиянием ряда факторов.

Фактор
превосходства.

Партнеры по общению могут отличаться
своим социальным статусом, жизненным
опытом, интеллектуальным потенциалом.
Ошибки неравенства обозначается как
фактор превосходства. Фактор превосходства
может возникнуть на базе двух источников
информации: 1) одежда человека, его
внешнее оформление, знаки отличия, очки,
прическа, награды, драгоценности, машина,
оформление кабинета; 2) манера поведения
человека (как человек сидит, ходит,
разговаривает, куда смотрит).

Под
влиянием фактора
привлекательности

какие-то качества человека переоцениваются
или недооцениваются. Если человек нам
нравится внешне, мы автоматически
считаем его более умным, интересным и
т.д.

В экспериментах
американского психолога А.Миллера с
использованием метода экспертных оценок
было доказано, что красивые по всем
параметрам превосходили некрасивых.
Чем более привлекателен для нас человек,
тем он кажется нам лучше во всех других
отношениях. Но в разные эпохи у разных
народов были свои эталоны красоты.
Следовательно, привлекательность носит
скорее социальный характер. Знаком
привлекательности являются усилия
человека выглядеть социально одобряемым.

Фактор
отношения к нам.

Люди, которые к нам хорошо относятся,
оцениваются нами выше тех, кто относятся
к нам нейтрально или плохо. Чем выше
оценивался некто, тем больше сходство
его взглядов с собственными. Причем,
убежденность в родстве душ столь велика,
что разногласий с позицией привлекательного
лица испытуемые не замечают.

Первое впечатление
почти всегда правильно, так как задачей
первого впечатления является определение
групповой принадлежности партнера.

Механизмы
восприятия и понимания:

идентификация,
эмпатия, рефлексия.

Идентификация
– уподобление
себя другому человеку.

Эмпатия
– понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы
другого человека. Данный механизм
возможен в отношении немногочисленной
группы людей.

Рефлексия
– осознание действующим индивидом
того, как он воспринимается партнером
по общению. Рефлексия – своеобразный
удвоенный процесс зеркального отражения
друг друга.

2. Информационно-коммуникативная функция делового общения

Общение
как коммуникация.

Все средства общения делятся на 2 большие
группы: вербальные (словесные) и
невербальные. Многие зарубежные психологи
(А.Пиз, А.Мейерабиан. Д.Бердвиссл)
подчеркивают значимость невербальных
средств общения, доля которых составляет
55%-65% информации. Также отмечается, что
по словесному (вербальному) каналу
передается чистая информация, а по
невербальному – отношение к партнеру
по общению.

Вербальные
средства общения

предполагают передачу информации и
являются необходимым условием при
деловом общении людей. Деловое общение
возможно лишь в том случае, если один
из собеседников умеет грамотно говорить
– излагать свои мысли, а другой умеет
слушать. Между собеседниками должна
быть культура речевого общения, которая
является одним из средств взаимопонимания,
уважения между людьми. Под культурой
речевого общения необходимо понимать
свободное владение языком, использование
в речи слов приветствия, вежливого
обращения к собеседнику. На уровне
делового общения в разговоре должны
употребляться простые, ясные, точные
слова, грамотно сформулированные мысли.
При разговоре в первую очередь человек
должен ориентироваться на собеседника.
Высказывания без ориентации на собеседника
носят форму монолога, когда один говорит,
а другие слушают. Чаще всего это случается,
когда руководитель знакомит подчиненных
с содержанием инструкций, распоряжений,
или учитель объясняет новую тему, а
ученики слушают.

Наиболее эффективное
взаимоотношение собеседников проявляется
в форме диалога, в основе которого лежит
умение задавать вопросы. Такая форма
общения возникает в ходе принятия
решения.

В процессе своей
деятельности человек постоянно вступает
во взаимоотношения с другими людьми не
только по поводу общения, но и проявляет
свое отношение к членам группы в виде
поступков. Определенного стиля поведения.
Подобная ситуация происходит во время
взаимодействия коллег по работе,
руководителя и подчиненного.

Таким образом,
умение вступать в контакты – не менее
значимый элемент профессиональной
деятельности, чем специальные знания
и умения работы. Во многих случаях такое
умение составляет решающую предпосылку
успешной профессиональной деятельности.

Любой
акт делового общения, детерминированный
рассмот­ренными
выше факторами, может быть представлен
как ролевое
поведение.
Не
имея возможности подробно остановиться
на тео­ретических
аспектах проблемы, выделим только
наиболее важ­ные
моменты.

«Роль»
— это способ поведения, задаваемый
об­ществом.
Она складывается из двух переменных:
базовых психологических установок
нашего «Я» и
ожиданий других людей. В течение одного
дня деловой
человек может «играть» несколько ролей:
руководителя, коллеги,
подчиненного, партнера по переговорам
и т.д. «Во всех случаях
предпосылкой успеха является не только
всесторонний и глубокий
анализ деловой ситуации, но и готовность
к успеху, обус­ловленная
состоянием и ориентацией нашего «Я».
Единственное ограничение,
которое налагается на нас, — это наша
неспособ­ность
признать неограниченность наших
возможностей. Однако не
нужно никаких усилий, чтобы смириться
с поражением, лени­вым
созерцанием собственных неудач.
Большинство проживает всю жизнь, гак и
не использовав возможность полного
контроля над
собственными чувствами, не отдавая себе
отчета в том, что это
единственное, что подвластно нашей
воле.

Следовательно,
необходимо постоянно развивать позитивное
мышление.
Позитивное
восприятие действительности означает,
что мы
должны направить свои усилия на решение
стоящих перед нами
проблем, вместо того чтобы сетовать по
поводу их существо­вания.
Победитель «вгрызается» в проблему,
тогда как неудачник всячески
старается ее обойти, но постоянно на
нее наталкивается. Есть
только два типа проблем: 1) проблемы,
которые мы в состо­янии
решить, и 2) проблемы, с которыми мы ничего
поделать не можем.
Какой смысл, например, переживать по
поводу своего роста?
Позитивное мышление предполагает отказ
от бесплодных сетований по поводу
надуманных и еще не существующих
труд­ностей.
Тем более непродуктивно завидовать
другим — лучше ра­доваться
их продвижению и просить у них советов,
как нам до­биться
успехов в своей деятельности.

Потеря
информации.

При передаче информации нужно идею,
мысль словесно оформить во внутренней
речи, затем перевести из внутренней
речи во внешнюю – и высказать. На каждом
этапе происходит потеря информации, а
обмен информацией, предполагающей
обратную связь. В общении мы не просто
передаем информацию, а информируем,
обмениваемся знаниями о трудностях
решения проблемы, жалуемся и т.д.

Убедительность
речи

обусловлена: 1) психологическими
факторами; 2) культурой речи. Культура
речевого общения

включает в себя свободное владение
языком. Составными частями естественного
языка являются: литературный язык,
просторечье, профессиональная лексика,
ненормативная лексика.

При
деловом
общении

принято употреблять простые, ясные и
точные слова, грамотно формулировать
свою мысль.

Типичные
ошибки, связанные с ориентацией на себя:
нет организации мысли, высказывания
носят спонтанный характер; нет четкости
выражаемых мыслей; слишком длинный
монолог; не обращается внимание на
слушателя.

Вопросы
в деловой коммуникации.
Значение
вопросов при деловом взаимодействии в
следующем: 1) вопрос — удобная форма
побуждения «Вы могли бы …?»; 2) с помощью
вопросов привлекается внимание партнеров;
3) вопросы
несут определенную информацию (базис
вопроса «Где вы храните деньги?»
-предполагается, что спрашивающий знает,
что у партнера есть деньги, а следовательно,
и есть место, где они хранятся); 4)
с их помощью
можно наводить партнера на нужный ответ
(содержащийся, в самом вопросе, например,
вопрос, требующий согласия); 5)
сразу
после восприятия партнером вопроса его
невербалика показывает отношение
партнера к теме вопроса, которое может
распространиться и на задавшего его; .
6) вопросы
помогают разговорить партнера, «раскрыть»
его; 7)
правильно
сформулированный вопрос позволяет
дипломатично исправить ошибку в
аргументации или поведении; 8)
вопросы
создают основу для доверительных
отношений.

Виды
вопросов.

В деловом взаимодействии могут быть
использованы виды вопросов: информационные
— для сбора необходимых сведений;
контрольные — для проверки, следит ли
партнер за вашей мыслью; для
ориентации

— придерживается ли партнер ранее
высказанного им мнения; подтверждающие
— чтобы выйти на взаимопонимание, добиться
одобрения; ознакомительные
— для ознакомления с целями, мнением
партнера; однополюсные
— повторение
вопроса партнера в знак того, что вы
поняли, о чем идет речь и чтобы он это
понял, и для выигрыша времени; встречные
— при правильной постановке ведут к
сужению разговора и подводят партнера
ближе к согласию; альтернативные-
предоставляют возможность выбора (не
более чем из трех вариантов); направляющие
— в случае если партнер отклоняется от
темы беседы, с помощью вопросов его
«возвращают» в нужное русло; провокационные
— с целью установить, чего в действительности
хочет партнер и верно ли он понимает
ситуацию; вступительные
— позволяющие заинтересовать партнера
в разговоре, могут содержать указание
на возможное решение проблем партнера;
заключающие
— для подведения итогов делового
взаимодействия.

С помощью правильных
вопросов можно успешно переедать свои
мысли, построить цепочку умозаключений,
приводящую к нужным выводам.

Типичные
ошибки слушания:

перебивание собеседника, поспешные
выводы, поспешные возражения, непрошеные
советы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для того чтобы подействовал «фактор превосходства» и мы применили соответствующую схему восприятия — переоценили какие-то характеристики человека, превосходящего нас, например, по социальному статусу, нам надо сначала это превосходство оценить. Каким образом человек это делает? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека в социальном положении или, например, в интеллектуальной сфере?

Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

  1. одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая «одежда», как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.;
  2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Понятно, что, кроме этих двух признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам предварительно достоверно известно о превосходстве). Действительно, вряд ли можно судить о превосходстве по цвету глаз, например, или по длине носа (хотя такой признак, как цвет кожи, иногда и дает такое основание). Вместе с тем вряд ли отмеченные источники информации были бы реально значимы, если бы через них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами осознанно или неосознанно не передавалась бы информация о превосходстве.

В самом деле, информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или о его ориентации на какую-то группу.

«Он понял, что между надменным dendy, стоящим перед ним в хохлатой парчевой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и потертом фраке, ничего не было общего» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» одежды и «автора» поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.

В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные не только неписаные нормы, а и вполне писаные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Например, в средние века церковь диктовала в одежде практически все, до деталей — ширину и длину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель Европы средних веков, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) перед ним. Существовали периоды, в которые система предписаний была разработана до мельчайших подробностей, все детали имели вполне определенное значение. В Китае, например, вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был халат, причем мужские и женские халаты отличались лишь деталями. Социальное положение владельца халата кодировалось фасоном (всего два фасона) и цветом. Так, халат хань желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цвета — престарелые сановники, красного и синего — герои. Студенты носили халаты т-дзу голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного. Даже застежка говорила о социальном положении: чем оно было выше, тем сложнее делались петли. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой. Однако не только одежда, платье регламентировались. Предписания касались всего: карет, количества лошадей в упряжке, даже количества окон дома, которые могут выходить на улицу.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что всегда вместе с увеличением степени «иерархичности», «формализованности» общества (или его частей и отдельных институтов) растет роль одежды как опознавательного знака. Например, в армиях всего мира статус всегда фиксируется в одежде однозначно, и трудно представить себе армию без формы.

В любом обществе во времена усиления тоталитарной власти обязательно рассматриваются вопросы формы. Так, царь Николай I, много «поработавший» для упрочения самодержавной власти в России, рассматривал вопрос о специальной форме даже для кухарок; «полгорода в мундирах», — писал о николаевской эпохе А.И. Герцен. Вот очень характерный для той эпохи анекдот: «На одном из представленных на Высочайшее утверждение проектов архитектор нарисовал для масштаба фигуру человека в цилиндре, цветном фраке, жилете и панталонах. Государь зачеркнул фигуру с надписью: «Это что за республиканец?» И по поводу этой заметки по корпусу инженеров путей сообщения был издан приказ, чтобы масштабные фигуры на проектах изображались только в виде солдата в шинели и фуражке».

Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, здесь нет запрещений или правил, каждый может надеть все, что захочет.

Тем не менее связь одежды с тем или иным видом превосходства остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальной статус человека, примерно указать род занятий. Даже дети успешно используют этот признак. В одном из исследований испытуемым — десятилетним девочкам — предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Результаты исследования продемонстрировали большую согласованность оценок испытуемых не только в вопросе социального слоя, к которому может относиться девушка, носящая «такую» одежду, но и в оценках ее личностных характеристик.

Можно утверждать достаточно определенно, что и в наше время, когда нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы или сочетания элементов которой являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатления по схеме превосходства. Полное описание этой системы — очень сложная задача. Не претендуя на полноту, попробуем рассмотреть только некоторые, наиболее заметные элементы.

Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь — цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения «строгой», «официальной» и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. Наши исследования, проведенные на разнообразной выборке испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару. Действительно, с высоким статусом обычно несовместим, например, пиджак типа реглан, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы (нет стрелок) и т.д. И все эти особенности неосознанно фиксируются нами и влияют на оценку статуса. Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда ахроматическая, черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщенней и чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус.

Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии. Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то «носителя» скорее признают высокостатусным «деятелем искусства», чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, в частности, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.

Похожий эффект возникает и при восприятии такого признака, как длинные волосы у мужчин. При прочих равных условиях, если исключается версия социального протеста (хиппи), то фиксируется интеллектуальное превосходство. Мужчин с длинными волосами склонны считать более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов.

Для определения значения тех или иных знаков в одежде очень важно и соотношение их с ситуацией общения. Одни и те же элементы одежды в различном ситуационном контексте свидетельствуют о разном:

«На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние… под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе — за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

Теперь обратимся к манере поведения как признаку превосходства. В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку», — гласит древняя поговорка. И мы все по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком.

В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, это можно определить как независимость в различных обстоятельствах и ситуациях. Сюда относится прежде всего независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о чем он говорит. Такая независимость «снаружи» может выглядеть тоже как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы «не замечает» некоторых ее аспектов — наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти — это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают в глаза»). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения — говорить доступно.

Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую он не понимает, в которой он очень плохо ориентируется, и поэтому попадает в определенную зависимость от окружающих — их советов, ответов на вопросы и т.д. В этом случае человек легко ориентирующийся — «хозяин» ситуации — по любому основанию (знает, как себя вести, кто есть кто) обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с субъективным превосходством, «знающий себе цену», «высоко себя ценящий». Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, «он много о себе мнит»).

Таким образом, можно заключить, что восприятие превосходства по манере поведения зависит от оценки независимости в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т. е. от нашей собственной позиции в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.

Если в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент «отрицательное» превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, «запускается» действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.

Прекрасным примером служит ситуация, описанная Н.В.Гоголем в «Ревизоре». Помните, как случилось, что Хлестаков был принят за ревизора? Молодой человек, «одетый по моде», сам боящийся пришедших чиновников и от этого развязный, воспринимается ими как важная фигура (высокий статус): «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем». И все, не соответствующее на самом деле этому выводу, только подтверждает его в их глазах: «Он и денег не платит, и не едет. Кому ж бы быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов… С какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник». Что привело их к такой явной, казалось бы, ошибке? Значимая ситуация, введенная Гоголем, звучит так: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Конечно, вспомнив школьные уроки, мы сразу подумаем, что гоголевские бобчинские и добчинские и даже городничие вообще боялись любого начальника, так как были лакеями в душе и на их восприятие могла повлиять не столько сама эта ситуация, сколько значимость для них лично чинов и званий, т.е. их личные (внеситуационные) установки, ожидания, их системы ценностей. Безусловно, на восприятие превосходства действительно влияет весь багаж человека и его внутренняя позиция.

Итак, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой — при оценке личности партнера может допускать ошибки, описанные ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или другие качества человека.

Источник: Elitarium.ru

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Формирование первого впечатления — это создание первоначального образа другого человека. А. А. Бодалев рассматривал первое впечатление в качестве сложнейшего психологического феномена, который состоит из чувственного, логического и эмоционального компонента. В него включены значимые особенности облика и поведения человека, который становится объектом восприятия.

Особенности первого впечатления при общении

Восприятие человека человеком — это важнейшая стадия для построения межличностной коммуникации. Этому вопросу было посвящено большое число теоретических и прикладных исследований. Особое внимание в российских и зарубежных трудах ученые уделили феномену формирования первого впечатления. Он достаточно долгое время выступает в качестве своеобразной психологической установки для восприятия личности.

Профориентация для студентов

Поможем определиться с профессией, окажем помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

Пройти профориентацию

Масштабные исследования, которые помогают понять, каким именно образом складывается первое впечатление, были проведены отечественным ученым А. А. Бодалевым. Он показал, что оно формируется в течение первых 2-3 минут. По этой причине первое впечатление подсознательно влияет на человека, поскольку обладает соответствующей устойчивостью.

Влияние на восприятие человека человеком первого впечатления оказывает воздействие на суждения людей достаточно долгое время. Чаще всего люди выносят суждения о других именно по нему, хотя оно может быть обманчивым.

Типовые схемы формирования первого впечатления включают компоненты, влияющие на формирование первого впечатления:

  • Внешний облик индивида, включая его стиль одежды и прическу;
  • Экспрессия индивида в виде переживаемых или транслируемых эмоциональных состояний;
  • Особенности поведения индивида;
  • Предполагаемые личностные качества индивида.

Факторы и схемы формирования первого впечатления

В психологии принято рассматривать несколько типовых факторов формирования первого впечатления о человеке. Они включают фактор превосходства, фактор привлекательности и фактор отношения к человеку. Очевидно, что в реальном восприятии данные факторы действуют в единстве.

«Типовые схемы формирования первого впечатления о партнере по общению. Ошибки восприятия» 👇

Фактор превосходства состоит в том, что люди, которые вступают в коммуникацию, неравны. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и т.д. В случае неравенства партнеров наиболее часто используется схема восприятия, получившая название «фактор превосходства».

При встрече с человеком, который превосходит по какому-то важному параметру, партнер может оценивать его более высоко, чем, если бы он был ему равен. Если же он встречается с человеком, которого в чем-либо превосходит, то недооценивает его. При этом превосходство начинает фиксироваться по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) осуществляется по многим. Данная схема восприятия работает не при любом, а только при действительно важном неравенстве.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека человеком состоит в переоценке/недооценке качеств. Например, если человек нам внешне понравился, то одновременно можно начать считать его более умным, хорошим, интересным. Таким образом, происходит переоценка многих личностных характеристик.

Фактор отношения к нам означает, что люди, хорошо к нам относящиеся, начинают оцениваться выше, чем те, кто к нам плохо относятся. В качестве знака отношения к нам, который запускает соответствующую схему восприятия, выступает все, что свидетельствует о согласии/несогласии партнера с нами.

Психологи, определив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с точкой зрения других людей, попросив оценить данные мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к своему собственному, тем выше окажется оценка высказавшего это мнение лица. Это правило иногда показывает и обратную силу. Так, чем выше оценивался кто-то, тем большее сходство можно найти в его взглядах с собственными.

Убежденность в подобном «родстве душ» может быть настолько большой, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые могут попросту не замечать. Важно, чтобы во всем присутствовало согласие. В этом случае начинает включаться фактор отношения к нам.

Категория «ошибки восприятия»

Ошибки восприятия представляют собой феномен, предполагающий само название (нарушения в человеческом сознании). Другими словами, ошибки восприятия становятся субъективными фильтрами, которые человек накладывает на себя и окружающий нас мир.

Ошибки в восприятии способны обрастать иррациональными мыслями и убеждениями. Их люди неосознанно укрепляют в себе с течением времени. Они наблюдаются во многих формах, но все обладают некими общими чертами.

Ошибки восприятия включают:

  • Предвзятое предположение;
  • Иррациональное предположение;
  • Стереотипы мышления;
  • Стереотипы убеждения;
  • Неточность в выводах.

Ошибки восприятия потенциально опасны для психологического равновесия. Тем не менее, многие люди в повседневной жизни могут не ощущать этого по причине психологического дискомфорта. Им кажется, что никто не способен полностью избежать.

Ошибки восприятия иногда провоцируют симптомы депрессии. Невозможно однозначно сказать, вызывают ли они депрессию или, напротив, депрессия – ошибки. Но понятно то, что эти феномены часто сопутствуют друг другу. Многое из того, что психологи узнали о мыслительных расстройствах, основано на огромном количестве исследований. Основные из них проводили два основоположника когнитивной психологии и психотерапии – А. Бек и Д. Бернс.

Самые распространенные ошибки восприятия включают чтение мыслей (наличие «знания» о том, о чем думают окружающие без существенных доказательств), предсказания будущего, драматизацию, маркировку (присуждение общих отрицательных характеристик другим людям и самому себе), преуменьшение позитивных сторон, присвоение общего негативного шаблона при наличии информации только о единичном событии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Факторы превосходства, привлекательности и отношения к нам

В нейтральных
ситуациях по внешности человека, его
одежде, манере говорить и поведению
достаточно точно можно назвать ряд его
социально-психологических характеристик:
возраст, социальный слой, профессию. И,
наоборот, тем больше люди заинтересованы
друг в друге, тем больше могут допускать
ошибок. Ошибки восприятия партнера
обусловлены влиянием ряда факторов.

Фактор
превосходства.

Партнеры по общению могут отличаться
своим социальным статусом, жизненным
опытом, интеллектуальным потенциалом.
Ошибки неравенства обозначается как
фактор превосходства. Фактор превосходства
может возникнуть на базе двух источников
информации: 1) одежда человека, его
внешнее оформление, знаки отличия, очки,
прическа, награды, драгоценности, машина,
оформление кабинета; 2) манера поведения
человека (как человек сидит, ходит,
разговаривает, куда смотрит).

Под
влиянием фактора
привлекательности

какие-то качества человека переоцениваются
или недооцениваются. Если человек нам
нравится внешне, мы автоматически
считаем его более умным, интересным и
т.д.

В экспериментах
американского психолога А.Миллера с
использованием метода экспертных оценок
было доказано, что красивые по всем
параметрам превосходили некрасивых.
Чем более привлекателен для нас человек,
тем он кажется нам лучше во всех других
отношениях. Но в разные эпохи у разных
народов были свои эталоны красоты.
Следовательно, привлекательность носит
скорее социальный характер. Знаком
привлекательности являются усилия
человека выглядеть социально одобряемым.

Фактор
отношения к нам.

Люди, которые к нам хорошо относятся,
оцениваются нами выше тех, кто относятся
к нам нейтрально или плохо. Чем выше
оценивался некто, тем больше сходство
его взглядов с собственными. Причем,
убежденность в родстве душ столь велика,
что разногласий с позицией привлекательного
лица испытуемые не замечают.

Первое впечатление
почти всегда правильно, так как задачей
первого впечатления является определение
групповой принадлежности партнера.

Механизмы
восприятия и понимания:

идентификация,
эмпатия, рефлексия.

Идентификация
– уподобление
себя другому человеку.

Эмпатия
– понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы
другого человека. Данный механизм
возможен в отношении немногочисленной
группы людей.

Рефлексия
– осознание действующим индивидом
того, как он воспринимается партнером
по общению. Рефлексия – своеобразный
удвоенный процесс зеркального отражения
друг друга.

2. Информационно-коммуникативная функция делового общения

Общение
как коммуникация.

Все средства общения делятся на 2 большие
группы: вербальные (словесные) и
невербальные. Многие зарубежные психологи
(А.Пиз, А.Мейерабиан. Д.Бердвиссл)
подчеркивают значимость невербальных
средств общения, доля которых составляет
55%-65% информации. Также отмечается, что
по словесному (вербальному) каналу
передается чистая информация, а по
невербальному – отношение к партнеру
по общению.

Вербальные
средства общения

предполагают передачу информации и
являются необходимым условием при
деловом общении людей. Деловое общение
возможно лишь в том случае, если один
из собеседников умеет грамотно говорить
– излагать свои мысли, а другой умеет
слушать. Между собеседниками должна
быть культура речевого общения, которая
является одним из средств взаимопонимания,
уважения между людьми. Под культурой
речевого общения необходимо понимать
свободное владение языком, использование
в речи слов приветствия, вежливого
обращения к собеседнику. На уровне
делового общения в разговоре должны
употребляться простые, ясные, точные
слова, грамотно сформулированные мысли.
При разговоре в первую очередь человек
должен ориентироваться на собеседника.
Высказывания без ориентации на собеседника
носят форму монолога, когда один говорит,
а другие слушают. Чаще всего это случается,
когда руководитель знакомит подчиненных
с содержанием инструкций, распоряжений,
или учитель объясняет новую тему, а
ученики слушают.

Наиболее эффективное
взаимоотношение собеседников проявляется
в форме диалога, в основе которого лежит
умение задавать вопросы. Такая форма
общения возникает в ходе принятия
решения.

В процессе своей
деятельности человек постоянно вступает
во взаимоотношения с другими людьми не
только по поводу общения, но и проявляет
свое отношение к членам группы в виде
поступков. Определенного стиля поведения.
Подобная ситуация происходит во время
взаимодействия коллег по работе,
руководителя и подчиненного.

Таким образом,
умение вступать в контакты – не менее
значимый элемент профессиональной
деятельности, чем специальные знания
и умения работы. Во многих случаях такое
умение составляет решающую предпосылку
успешной профессиональной деятельности.

Любой
акт делового общения, детерминированный
рассмот­ренными
выше факторами, может быть представлен
как ролевое
поведение.
Не
имея возможности подробно остановиться
на тео­ретических
аспектах проблемы, выделим только
наиболее важ­ные
моменты.

«Роль»
— это способ поведения, задаваемый
об­ществом.
Она складывается из двух переменных:
базовых психологических установок
нашего «Я» и
ожиданий других людей. В течение одного
дня деловой
человек может «играть» несколько ролей:
руководителя, коллеги,
подчиненного, партнера по переговорам
и т.д. «Во всех случаях
предпосылкой успеха является не только
всесторонний и глубокий
анализ деловой ситуации, но и готовность
к успеху, обус­ловленная
состоянием и ориентацией нашего «Я».
Единственное ограничение,
которое налагается на нас, — это наша
неспособ­ность
признать неограниченность наших
возможностей. Однако не
нужно никаких усилий, чтобы смириться
с поражением, лени­вым
созерцанием собственных неудач.
Большинство проживает всю жизнь, гак и
не использовав возможность полного
контроля над
собственными чувствами, не отдавая себе
отчета в том, что это
единственное, что подвластно нашей
воле.

Следовательно,
необходимо постоянно развивать позитивное
мышление.
Позитивное
восприятие действительности означает,
что мы
должны направить свои усилия на решение
стоящих перед нами
проблем, вместо того чтобы сетовать по
поводу их существо­вания.
Победитель «вгрызается» в проблему,
тогда как неудачник всячески
старается ее обойти, но постоянно на
нее наталкивается. Есть
только два типа проблем: 1) проблемы,
которые мы в состо­янии
решить, и 2) проблемы, с которыми мы ничего
поделать не можем.
Какой смысл, например, переживать по
поводу своего роста?
Позитивное мышление предполагает отказ
от бесплодных сетований по поводу
надуманных и еще не существующих
труд­ностей.
Тем более непродуктивно завидовать
другим — лучше ра­доваться
их продвижению и просить у них советов,
как нам до­биться
успехов в своей деятельности.

Потеря
информации.

При передаче информации нужно идею,
мысль словесно оформить во внутренней
речи, затем перевести из внутренней
речи во внешнюю – и высказать. На каждом
этапе происходит потеря информации, а
обмен информацией, предполагающей
обратную связь. В общении мы не просто
передаем информацию, а информируем,
обмениваемся знаниями о трудностях
решения проблемы, жалуемся и т.д.

Убедительность
речи

обусловлена: 1) психологическими
факторами; 2) культурой речи. Культура
речевого общения

включает в себя свободное владение
языком. Составными частями естественного
языка являются: литературный язык,
просторечье, профессиональная лексика,
ненормативная лексика.

При
деловом
общении

принято употреблять простые, ясные и
точные слова, грамотно формулировать
свою мысль.

Типичные
ошибки, связанные с ориентацией на себя:
нет организации мысли, высказывания
носят спонтанный характер; нет четкости
выражаемых мыслей; слишком длинный
монолог; не обращается внимание на
слушателя.

Вопросы
в деловой коммуникации.
Значение
вопросов при деловом взаимодействии в
следующем: 1) вопрос — удобная форма
побуждения «Вы могли бы …?»; 2) с помощью
вопросов привлекается внимание партнеров;
3) вопросы
несут определенную информацию (базис
вопроса «Где вы храните деньги?»
-предполагается, что спрашивающий знает,
что у партнера есть деньги, а следовательно,
и есть место, где они хранятся); 4)
с их помощью
можно наводить партнера на нужный ответ
(содержащийся, в самом вопросе, например,
вопрос, требующий согласия); 5)
сразу
после восприятия партнером вопроса его
невербалика показывает отношение
партнера к теме вопроса, которое может
распространиться и на задавшего его; .
6) вопросы
помогают разговорить партнера, «раскрыть»
его; 7)
правильно
сформулированный вопрос позволяет
дипломатично исправить ошибку в
аргументации или поведении; 8)
вопросы
создают основу для доверительных
отношений.

Виды
вопросов.

В деловом взаимодействии могут быть
использованы виды вопросов: информационные
— для сбора необходимых сведений;
контрольные — для проверки, следит ли
партнер за вашей мыслью; для
ориентации

— придерживается ли партнер ранее
высказанного им мнения; подтверждающие
— чтобы выйти на взаимопонимание, добиться
одобрения; ознакомительные
— для ознакомления с целями, мнением
партнера; однополюсные
— повторение
вопроса партнера в знак того, что вы
поняли, о чем идет речь и чтобы он это
понял, и для выигрыша времени; встречные
— при правильной постановке ведут к
сужению разговора и подводят партнера
ближе к согласию; альтернативные-
предоставляют возможность выбора (не
более чем из трех вариантов); направляющие
— в случае если партнер отклоняется от
темы беседы, с помощью вопросов его
«возвращают» в нужное русло; провокационные
— с целью установить, чего в действительности
хочет партнер и верно ли он понимает
ситуацию; вступительные
— позволяющие заинтересовать партнера
в разговоре, могут содержать указание
на возможное решение проблем партнера;
заключающие
— для подведения итогов делового
взаимодействия.

С помощью правильных
вопросов можно успешно переедать свои
мысли, построить цепочку умозаключений,
приводящую к нужным выводам.

Типичные
ошибки слушания:

перебивание собеседника, поспешные
выводы, поспешные возражения, непрошеные
советы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Первое впечатление: ошибки восприятия

Первое впечатление Всем известно, насколько важна для нас роль первого впечатления. На основе жизненного опыта и интуиции мы стараемся сформировать для себя образ нового объекта. Ученые утверждают, что в основное мнение о человеке складывается в течение первых полутора минут общения. Как же это происходит? Страна Советов расскажет, как и по каким законам формируется первое впечатление о человеке.

Одним из важных результатов психологических исследований по формированию первого впечатления было выявление определенных типичных схем, по которым строится образ человека, и которыми пользуются, в той или иной степени, все люди. Но построение образа человека по этим схемам часто приводит к ошибкам восприятия.

Типичные схемы формирования первого впечатления

Первое впечатление: фактор превосходства

Для того, чтобы подействовал на нас фактор превосходства, мы предварительно оцениваем нового собеседника: внешний вид, выражение лица, одежда, манера говорить и держаться и т.д. Понятно, что кроме этих признаков, для оценки личности у нас больше ничего и нет. Автоматически мы относим человека в определенную социальную группу, определяя его уровень интеллекта и воспитания. Но очень часто при этом мы допускаем ошибки.

Например, по данным опросов, более интеллектуальными считаются люди в очках и аккуратно одетые, высокие люди внушают больше доверия, а носители длинных волос воспринимаются как более высокодуховные. Хотя, как вы понимаете, никакой связи среди этих показателей нет.

Фактор превосходства срабатывает, когда мы увидели у собеседника что-то не равное нам. Достаточно одного какого-то признака неравенства, и этот человек автоматически считается в полном превосходстве по сравнению с нами. Или наоборот.

Например: мужчина увидел у нового знакомого красивую дорогую машину. Срабатывает фактор превосходства, и новый знакомый кажется умнее, лучше, богаче, счастливее и т.д.

Первое впечатление: фактор привлекательности

Механизмы фактора привлекательности и фактора превосходства очень схожи. Но здесь основное внимание идет на внешнюю привлекательность. Чем больше новый знакомый для нас кажется привлекательным, симпатичным, тем лучше он для нас во всех отношениях. Т.е. красивый – значит умный, хороший, добрый, искренний и т.д.

Исследования показывают, что симпатичных детей меньше наказывают, им ставят выше оценки в школе и любезнее разговаривают окружающие. Красивые люди имеют преимущества в общей оценке своих качеств только благодаря своей внешности.

Первое впечатление: фактор отношения к нам

Наверняка все согласятся, что те люди, которые хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора отношения к нам. В зависимости от положительного или отрицательного знака этого отношения, мы и оцениваем качества людей.

Американские ученые Р.Нисбет и Т.Вильсон провели эксперимент, в котором одного и того же человека отправили в две разных аудитории к студентам. В одну — под видом общительного и доброжелательного преподавателя, а в другую – под видом строгого и холодного преподавателя. Результат не удивил – оценка «первого» преподавателя была намного выше, чем «второго».

Отсюда мы можем сделать вывод, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию приписывания позитивных качеств новому знакомому и отбрасыванию негативных, и наоборот, явное негативное отношение к нам вызывает стойкую тенденцию не замечать позитивные стороны собеседника и выставлять негативные.

Первое впечатление: эффект «ореола»

В исследованиях по формированию первого впечатления все три вида вышеуказанных факторов охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при первом впечатлении общее позитивное восприятие человека приводит к переоценке его качеств, а негативное – к недооценке.

Первое впечатление очень сильно зависит и от стереотипов, наложенных обществом. Например, работников торговли считают обманщиками, грузчиков – алкоголиками и т.д. Определенной группе людей «вешаются» ярлыки, необоснованно приписываются всем им конкретные качества и черты. Поменять свое мнение иногда бывает достаточно трудно.

Исследования познания людей друг другом достаточно убедительно показали, что полнота и достоверность оценки другого человека очень зависит от качеств самого оценивающего. Имеется ввиду степень уверенности в себе, доброжелательность, самочувствие, эмоциональный настрой, окружающая обстановка и др.

Например: если человек нервничает, то и воспринимать незнакомого человека он будет как беспокойного и неуверенного в себе.

Восприятие другого человека очень сильно зависит от собственного внутреннего состояния и от желания общаться. Первое впечатление о человеке – это проекция вашего внутреннего мира.

Правильное формирование первого впечатления о новом человеке приходит с жизненным опытом, с умением «влиться» в собеседника, когда не стоит обращать внимание на установки и стереотипы, учитывая всевозможные типичные ошибки.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»  (Расул Гамзатов)

Первое впечатление

Министерство
Образования и Науки Российской Федерации

Ишимский
педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал)

Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Тюменский
государственный университет»

«Ошибки
восприятия другого человека»

Выполнила:

Бауэр О.Ю.

Студентка группы 13ПО(2)15НДО

Педагогического факультета

Научный руководитель:

Дубровина О.В.
к.п.н., доцент

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………2стр

2. Общее понятие восприятия.
    «Социальная  перцепция»……………………………………………………..3стр

3. Первое впечатление………………………………………………………..5стр

4. Основные факторы восприятия другого
человека.
    Возможные ошибки…………………………………………………………7стр
   4.1. Фактор превосходства
   4.2. Фактор привлекательности
   4.3. Фактор отношения к нам

5. Самоподача в
общении………………………………………………….10стр

6. Итоговые факторы, которые мешают
правильно воспринимать
    и оценивать людей……………………………………………………….14стр

7. Заключение……………………………………………………………….16стр

8. Список использованной
литературы…………………………………….17стр

Введение


   Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира
при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.
   Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в
окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и
возникает на основе ощущений.
   По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс отражения
действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков
основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от
несущественных.
   Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности,
в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
   Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь
которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и
свойствами, различными частями, предмета или явления.
   С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним
из самых важных процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы
видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его
поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы
взаимодействуем с этим человеком.
   Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы,
такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение
переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование
рабочих групп и т.п.


2

Общее
понятие восприятия. «Социальная перцепция».

   Проблема восприятия достаточно хорошо
разработана в социальной психологии. Термин “социальная перцепция”, т.е.
социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером
.
Назвав восприятие “социальным”, он обратил внимание на то, что, несмотря на все
индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в
совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.
   Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П.Уилсона по
определению роста человека, которого последовательно представляли в разных
студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора.)  Чем
выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался.
   Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в
восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ
другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
   Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор
последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в
данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным
образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории
партнеров есть как бы разные “техники” общения, выбор которых определяется
характеристиками партнера.
   Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном
общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия. При идентификации человек
как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в
подобных ситуациях.
   Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств,
стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация
другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.
  С точки зрения характеристики общения, как идентификация, так и эмпатия
требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по
общению, понимать меня. Процесс понимания друг друга опосредован процессом
рефлексии.


3

   В социальной психологии под рефлексией
понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня,
т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
   Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых
ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат
разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на
основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов
межличностного общения.
   К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс
социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого
человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом
обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях,
свойственное представителям той или иной социальной группы. Очень важно для
правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой
социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и
отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой
группе.
   Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают
определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или
национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки
зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан,
легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
   Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем
стереотипизации.
   Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.


4

Первое
впечатление

«Не
следует судить о человеке по лицу-
 оно позволяет лишь строить
предположения»
Лабрюйер.

Психологами было обнаружено несколько
типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или
иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим
схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или
систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать
пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
   Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае
неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в
том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические
качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру,
существенному для них.
   Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем
осуществляется путем стереотипизации. А.А. Бодалев определяет первое
впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный,
логический и эмоциональный компоненты, в которые входят значимые особенности
облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.
   Систему формирования первого впечатления можно условно представить как
“трафарет”, который мы прикладываем к другим людям.
Факты показывают, что формирование первого впечатления почти всегда означает
отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей, в тех
“классификациях типов”, которые сложились у него в прошлом. Подошедшие под наш
стандарт люди воспринимаются нами со знаком плюс, имеющие существенные отличия
– со знаком минус. Те, кто занял промежуточное место – воспринимается
нейтрально, до определенного действия, после которого первое впечатление
меняется.
Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все
детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает
внимание.
   В действительности вопрос о точности, правильности социальной перцепции
гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
                                                         5

    С одной стороны, специальные
исследования показывают, что каждый
(или почти каждый) взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне
способен точно (в определенных пределах, конечно) определить почти все
характеристики партнера и его психологические черты, и его
социально-демографическую принадлежность (возраст, социальный слой, примерную
профессию).
    С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных
ситуациях (которые никогда не бывают стерильно нейтральными) присутствует тот
или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди
заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем больше вероятность
ошибок. Как свидетельствуют социально-психологические исследования, люди
зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать. То есть
вся информация,  поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные
«фильтры» восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека
и другими факторами.
  Таким образом, реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно
отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному
интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека. Зная
основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на
другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает создание
определенного имиджа, самопрезентация в процессе общения.
   Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для
людей, как социальных существ, главное – определение вопроса о групповой
принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти
всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает
определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может
привести к неадекватному общению в дальнейшем.
   В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать.
Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком
приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при
стереотипизации.

6


Основные факторы восприятия другого человека
Возможные ошибки

Фактор
превосходства

Люди, вступающие в общение, не равны: они
отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту,
интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто
применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В
психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
   Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по
какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем более положительно, чем было
бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в
чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется
по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по
многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а
только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
   Для того, чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это
превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем
судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в
интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два
основных источника информации:
    •Одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как    знаки
отличия, очки, прическа, награды, драгоценности. А в определенных случаях даже
такая “одежда”, как машина, оформление кабинета и т.д.
   •Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и
т.д.)
   Информация о превосходстве обычно так или иначе “закладывается” в одежду и
манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о
принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на
какую-то группу.
   Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя
одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в
группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют
общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними,
видимыми средствами всегда существенно.
                                                          7

Фактор
привлекательности

   Действие фактора привлекательности при
восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества
человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в
том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать
его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать
многие его личностные характеристики.
   Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки “личные дела”
учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее,
отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки
давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых
детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.  
   Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера,
который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых,
“обыкновенных” и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их
оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
   Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше
во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его
качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось
привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
   Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением,
она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо
искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в
социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не
одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И
привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности,
который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.Знаком
привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым.
Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе
превосходства.

8

Фактор
отношения к нам

   Фактор отношения к нам действует таким
образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к
нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему
восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии
партнера с нами.
   Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили и с
мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить
эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка
высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше
оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него
ожидали. Убежденность в этом предполагаемом “родстве души” была настолько
велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не
замечали.
   Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий
эксперимент. Студенты в течении получаса общались с новым преподавателем,
который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими – отстраненно,
подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку
ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными.

Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки
“отстраненного”.
Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка
высказавшего это мнение человека.
   Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее
сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом
предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий
с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.
   Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по
фактору отношения к нам.

9

Самоподача
в общении

   В общении участвуют как минимум два
человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно
эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и
называется самоподачей.
   По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.
Например, когда человек смотрит на дерево, его внимание в общем и целом зависит
от самого человека: если плохое настроение, то человек обращает внимание на
уродливые наросты на стволе, а если хорошее – то зеленую листву. Дерево не в
состоянии само управлять вниманием людей — оно не может “прикрыть” некрасивое
место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. При восприятии
конкретного человека все обстоит иначе. Каждый может управлять вниманием
партнера – надеть яркую одежду, что-то подчеркнуть в своем поведении, а что-то
затенить и, таким образом, создать своеобразную иерархию признаков своего
образа. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно, с тем
же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленная самоподача иногда
может быть совершенно неотразимой.
   Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он
производит на других, т.е. его волновало, какой результат даст его самоподача
(причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления).
Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем
особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о
ситуации, которые “запускают” соответствующие механизмы социального восприятия.

   Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того,
насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся.
   Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или
нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при
восприятии другого человека.
   Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно
поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной
ошибкой.
   Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффективным, этот механизм
социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки,
знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения.
                                                         10

   Но поскольку самоподача – это
управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы при
подобном механизме социального восприятия были действительно заметны,
акцентированы, подчеркнуты и выделены.
   Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на
окружающих только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной
одежды остальных. Когда все одеты одинаково, этот фактор не сработает.
Если же человеку необходимо скрыть превосходство, то он должен позаботиться об
обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый
понимает, что она идет не на танцы. Вероятно, для нее чрезвычайно важно
подчеркнуть свой статус – ей нужно завуалировать молодость, акцентировать
некоторую официальность.
   Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей,
специальность которых подразумевает профессиональное общение, — руководителей,
юристов и многих других.
Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают, какие имеются
конкретные пути для достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мира
существуют консультативные фирмы, которые помогают “поставить” нужную
самоподачу.
Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то
акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Признаком
превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные
нарушения норм общения.
   Например, вызывающее поведение молодежи служит именно тому, чтобы
подчеркнуть такой манерой поведения свое превосходство. Кто не слышал в
общественном транспорте преувеличенно громкий смех, подчеркнутое употреблением
либо непонятных, либо нецензурных слов? Это своеобразный способ самоподачи –
только через независимость в поведении (в данном случае – в речи). Разумеется,
такое поведение – признак низкой культуры в общении.
   Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом
управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека,
то самоподача привлекательности важна для каждого.
Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе
делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее
приведение в соответствии с нашими внешними данными.

                                                            11

   Самоподача отношения. Самоподача
превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления
значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно
уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и
плохое.
   Все прекрасно осознают, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо
собеседника не располагают окружающих к подобному партнеру, в то время как
улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но,
конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что
такое “открытый взгляд”? Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение
хороших чувств. Но имеется одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на
нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто
интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия.
   Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и
невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым
подхалимами. Они очень точно и полно описаны сатириками. Н.В. Гоголь, уделявший
много внимания описанию самоподачи Чичикова, дает очень полный список
вербальных приемов. Вот только некоторые из них.
“В разговорах с властителями он очень искусно умел польстить каждому.
Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай,
дороги везде бархатные, и что не правители, которые назначают мудрых
сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное
насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем
палаты, которые еще были только статские советники, сказал даже с ошибкой два
раза: ”ваше превосходительство”, что им очень понравилось”.
   Если проанализировать подобные приемы, то увидим, что главное в них – это
умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него
вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто такие же приемы используются в
ситуациях обыденного общения.
   Например, кто-то знакомится с новым человеком. Наиболее приемлемая тактика –
найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, точки
зрения по которой заведомо совпадают.


12

   Если человек повернулся к собеседнику
лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной – другое. Очень хорошо это
прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается быть как
можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется. Если у взрослых
не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно:
когда они обижены – отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. Все это –
знаки определенного отношения.
   Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг
другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.


13

Итоговые факторы, которые мешают
правильно
 воспринимать и оценивать людей

·       
Наличие
заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя
задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

·       
Наличие
уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди
заранее относятся к определенной категории и формируется установка,
направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

·       
Стремление
сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того,
как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди,
например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз
повстречали или увидели его.

·       
Безотчетное
структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически
объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое
понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

·       
Эффект
«ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне
личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее
впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно
благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не
замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление
отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или
истолковываются превратно как своекорыстные.

·       
Специфика
эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по
аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния.

Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически
предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне».
Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по
общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный,
наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться.


                                                         14

·       
«Эффект
первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация
о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на
последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите
информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы
больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека:
если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом
впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно
было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

·       
Отсутствие
желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться
на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

·       
Отсутствие
изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по
естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные
суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается
новая информация о нем.

·       
«Эффект
последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом
человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

15

Заключение

   Механизм ошибок похож во всех случаях,
но источником ореола являются разные причины, что  позволило выделить три
основные ошибки – превосходства, привлекательности и отношения к нам.
  Очень важно отметить, что все эти три фактора охватывают практически все
возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное восприятие другого
человека ошибочно. Однако это не совсем так.
Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий
достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики
партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие
ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно
отсутствуют в реальной жизни).
Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда
присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно,
потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого
человека. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор
последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно
построить общение в данной ситуации.
   Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой
категории партнеров существуют разные техники общения.


16

Список
использованной литературы

1.  Алавидзе Т. А. Социальная психология в
современном мире. М., 2002.

2.  Бодалев А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. М., 1982.

3.  Бодалев А.А. Личность и общение:
Избранные труды. — М., 1983. — С. 115 133.
4.  Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.

17

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Формирование первого впечатления — это создание первоначального образа другого человека. А. А. Бодалев рассматривал первое впечатление в качестве сложнейшего психологического феномена, который состоит из чувственного, логического и эмоционального компонента. В него включены значимые особенности облика и поведения человека, который становится объектом восприятия.

Особенности первого впечатления при общении

Восприятие человека человеком — это важнейшая стадия для построения межличностной коммуникации. Этому вопросу было посвящено большое число теоретических и прикладных исследований. Особое внимание в российских и зарубежных трудах ученые уделили феномену формирования первого впечатления. Он достаточно долгое время выступает в качестве своеобразной психологической установки для восприятия личности.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Масштабные исследования, которые помогают понять, каким именно образом складывается первое впечатление, были проведены отечественным ученым А. А. Бодалевым. Он показал, что оно формируется в течение первых 2-3 минут. По этой причине первое впечатление подсознательно влияет на человека, поскольку обладает соответствующей устойчивостью.

Влияние на восприятие человека человеком первого впечатления оказывает воздействие на суждения людей достаточно долгое время. Чаще всего люди выносят суждения о других именно по нему, хотя оно может быть обманчивым.

Типовые схемы формирования первого впечатления включают компоненты, влияющие на формирование первого впечатления:

  • Внешний облик индивида, включая его стиль одежды и прическу;
  • Экспрессия индивида в виде переживаемых или транслируемых эмоциональных состояний;
  • Особенности поведения индивида;
  • Предполагаемые личностные качества индивида.

Факторы и схемы формирования первого впечатления

В психологии принято рассматривать несколько типовых факторов формирования первого впечатления о человеке. Они включают фактор превосходства, фактор привлекательности и фактор отношения к человеку. Очевидно, что в реальном восприятии данные факторы действуют в единстве.

«Типовые схемы формирования первого впечатления о партнере по общению. Ошибки восприятия» 👇

Фактор превосходства состоит в том, что люди, которые вступают в коммуникацию, неравны. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и т.д. В случае неравенства партнеров наиболее часто используется схема восприятия, получившая название «фактор превосходства».

При встрече с человеком, который превосходит по какому-то важному параметру, партнер может оценивать его более высоко, чем, если бы он был ему равен. Если же он встречается с человеком, которого в чем-либо превосходит, то недооценивает его. При этом превосходство начинает фиксироваться по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) осуществляется по многим. Данная схема восприятия работает не при любом, а только при действительно важном неравенстве.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека человеком состоит в переоценке/недооценке качеств. Например, если человек нам внешне понравился, то одновременно можно начать считать его более умным, хорошим, интересным. Таким образом, происходит переоценка многих личностных характеристик.

Фактор отношения к нам означает, что люди, хорошо к нам относящиеся, начинают оцениваться выше, чем те, кто к нам плохо относятся. В качестве знака отношения к нам, который запускает соответствующую схему восприятия, выступает все, что свидетельствует о согласии/несогласии партнера с нами.

Психологи, определив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с точкой зрения других людей, попросив оценить данные мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к своему собственному, тем выше окажется оценка высказавшего это мнение лица. Это правило иногда показывает и обратную силу. Так, чем выше оценивался кто-то, тем большее сходство можно найти в его взглядах с собственными.

Убежденность в подобном «родстве душ» может быть настолько большой, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые могут попросту не замечать. Важно, чтобы во всем присутствовало согласие. В этом случае начинает включаться фактор отношения к нам.

Категория «ошибки восприятия»

Ошибки восприятия представляют собой феномен, предполагающий само название (нарушения в человеческом сознании). Другими словами, ошибки восприятия становятся субъективными фильтрами, которые человек накладывает на себя и окружающий нас мир.

Ошибки в восприятии способны обрастать иррациональными мыслями и убеждениями. Их люди неосознанно укрепляют в себе с течением времени. Они наблюдаются во многих формах, но все обладают некими общими чертами.

Ошибки восприятия включают:

  • Предвзятое предположение;
  • Иррациональное предположение;
  • Стереотипы мышления;
  • Стереотипы убеждения;
  • Неточность в выводах.

Ошибки восприятия потенциально опасны для психологического равновесия. Тем не менее, многие люди в повседневной жизни могут не ощущать этого по причине психологического дискомфорта. Им кажется, что никто не способен полностью избежать.

Ошибки восприятия иногда провоцируют симптомы депрессии. Невозможно однозначно сказать, вызывают ли они депрессию или, напротив, депрессия – ошибки. Но понятно то, что эти феномены часто сопутствуют друг другу. Многое из того, что психологи узнали о мыслительных расстройствах, основано на огромном количестве исследований. Основные из них проводили два основоположника когнитивной психологии и психотерапии – А. Бек и Д. Бернс.

Самые распространенные ошибки восприятия включают чтение мыслей (наличие «знания» о том, о чем думают окружающие без существенных доказательств), предсказания будущего, драматизацию, маркировку (присуждение общих отрицательных характеристик другим людям и самому себе), преуменьшение позитивных сторон, присвоение общего негативного шаблона при наличии информации только о единичном событии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Ошибки восприятия фактор отношения
  • Ошибки восприятия при общении психология
  • Ошибки восприятия объектов это
  • Ошибки восприятия обусловлены действием факторов
  • Ошибки восприятия конфликтной ситуации