Ошибки юности фильм 1978 где снимали

Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.

Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины  дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?

Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?

Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.

Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).

Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.

В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.

Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.

Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).

Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.

Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.

Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.

Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.

Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.

Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).

Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека  — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.

Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?

На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.

Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.

Подвожу печальные итоги и считаю чужие  ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.

Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))

К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.

Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.

И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.

P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705

Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.

Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины  дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?

Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?

Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.

Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).

Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.

В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.

Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.

Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).

Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.

Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.

Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.

Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.

Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.

Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).

Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека  — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.

Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?

На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.

Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.

Подвожу печальные итоги и считаю чужие  ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.

Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))

К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.

Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.

И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.

P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705

Тюрьмы, нефть и любовь: какие российские фильмы снимали в Республике Коми

Кадр из фильма «По прозвищу Зверь»

На протяжении века Республика Коми участвовала в развитии отечественного кинематографа

27 августа отмечается в России как День российского кино. Свой вклад в развитие киноискусства страны удалось внести и Коми краю. О фильмах, снятых в республике, или связанных с ней, рассказывает редакция портала PG11.ru

День российского кино ежегодно отмечается 27 августа как профессиональный праздник кинематографистов. В богатой истории отечественных фильмов нашлось место и Республике Коми. 

Первым северный край в большом кино показал легендарный режиссер Дзига Вертов. В марте 1925 года он получил распоряжение снять пропагандисткую картину для продвижения экспортных возможностей Советского Союза. Фильм «Шестая часть мира» снимался во всех уголках огромной страны, включая и Автономную область Коми. В картине демонстрировались оленеводы, рыбаки на реке Печоре. Так как фильм был немой, то этническую принадлежность обозначали надписью в кадре. Помогали Вертову местные операторы Юдин и Бендерский. Впоследствии они использовали оставшиеся кадры в кино «Охота и оленеводство в области Коми» 1927 года.

«Шестая часть мира»

Последующие десятилетия советский кинематограф не обращал внимания на потенциал местной красоты. Но в 1957 году в Инте прошли съемки фильма «Случай на шахте восемь». В центре сюжета молодой геолог Владимир Батанин, приезжающий на угольный комбинат в Заполярье. Для сценаристов фильма, Валерия Фрида и Юлия Дунского, Интинский Минлаг был местом их заключения по контрреволюционной статье. Съемки же стали для них билетом в Москву.

«Случай на шахте восемь»

Через несколько лет друзья-драматурги Фрид и Дунский написали сценарий к фильму 1964 года «Жили-были старик со старухой». Сюжет фильма рассказывает о пожилой паре, лишившейся в пожаре своего дома в деревне. И тогда старики отправляются в город к своей непутевой дочери. Местом съемок снова была выбрана Инта.

«Жили-были старик со старухой»

Следующие съемки состоялись уже на территории Ухты, где режиссер Константин Воинов в 1960 году снимал «Время летних отпусков». Ухтинцы активно принимали участие в создании фильма, многие могут узнать местные достопримечательности, такие как стадион «Строитель», улицу имени Губкина, Крохаль и старый мост через реку Чуть.

«Время летних отпусков» 

В Печоре снимался фильм Николая Ильинского «Остров Волчий» 1969 года, многие жители города приходили на съемки чтобы увидеть заслуженного артиста СССР Георгия Жженова. Его герой, летчик Павел, доставляет врача Татьяну на остров Волчий, но оба получают тяжелые травмы в аварии. 

«Остров Волчий»

В 1975 году советские кинематографисты вплотную подобрались к столице тогда еще Коми АССР. В Выльгорте снимали военную драму «Дожить до рассвета». По сюжету фильма осенью 1941 года группа диверсантов отправляется за линию фронта для уничтожения вражеской базы с боеприпасами. Солдаты сыктывкарского гарнизона снялись в кино в роли немецких солдат. 

«Дожить до рассвета»

Непосредственно же в Сыктывкаре прошли съемки фильма 1990 года «По прозвищу Зверь». Экранизация романа Виктора Доценко «Срок для Бешеного», картина о ветеране Афганистана, оказавшегося на зоне. Тюремные сцены снимались  в исправительно-трудовой колонии №1 в Верхнем Чове. При побеге герои фильма прыгают с моста через реку Вымь между деревней Вогваздино и селом Усть-Вымь. Также на большом экране показали сыктывкарский железнодорожный вокзал. В 1992 году также в Коми был частично снят второй фильм из цикла о Бешеном: «Тридцатого уничтожить!».

«По прозвищу Зверь»

В 2010 году на Венецианском кинофестивале Россию представлял и трижды стал призером фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Это один из последних фильмов, снятых в Республике Коми в наши дни. Часть событий фильма происходит в городе Нея Костромской области. Именно за этот город режиссер выдал село Кослан, в котором проходили съемки.

«Овсянки»

На этом список фильмов, снятых в Коми крае не заканчивается:

  • Фильм «Ошибки юности» 1978 года снимался в поселке Нижний Одес, под Ухтой. Однако после этого режиссер Борис Фрумин покинул страну. Лишь через 10 лет он вернулся и премьера состоялась.
  • В том же 1978 году, в селе Усть-Цильма, был снят детский фильм «Недопесок Наполеон III» по повести Юрия Коваля. Сюжет рассказывает о том, как местные дети встречают ценного песца и помогают вернуться на звероферму.
  • Кинофильм 1979 года «На таежных ветрах» посвящен геологам-нефтеразведичкам. Съемочная площадка успела побывать и в Воркуте и в селе Поляна под Ухтой.
  • В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре «Круг второй». Это первый фильм из его трилогии, посвященной теме родственной близости и смерти. Сокуров обратил внимание на атмосферу разрухи в местечке Човью, где и проходили съемки.
  • В 1991 на территории поселка Вожаель Княжпогостского района был снят фильм «Американский шпион». Режиссером выступил Леонид Попов, в прошлом снявший популярный в СССР фильм «Земля Санникова». По сюжету ленты, в 1945 году советский морской офицер Николай спасает американку Мэри. Однако вспыхнувшая между ними любовь приводит его в лагеря ГУЛАГа. Именно в Коми и снимались тюремные сцены.
  • Криминальная тема в кино вернулась в республику в 2008 году в картине «Профилактика повторных преступлений». Центральной темой истории оказалось сотрудничество племен оленеводов и сотрудников НКВД в 1946 году. Съемки велись в Ижемском районе. Короткометражка стала дипломной работой начинающего режиссера Филиппа Абрютина. 

Кроме этого, в российском кино есть примеры фильмов, не снимавшихся в республике, но сюжетно связанных с Коми краем:

  • Лента «Свадьба с приданым» 1953 года была снята на киностудии «Мосфильм». Однако она имеет прямую связь с республикой, так как поставлена по пьесе Николая Дьяконова, коми режиссера и  драматурга.
  • Действие картины «Пять вечеров» 1978 года Никиты Михалкова не происходит в Коми, однако главный герой Александр Ильин по сюжету возвращается к своей возлюбленной из Воркуты.
  • Фильм «Ожидания» 1966 года также не был снят на территории республики, но события фильма происходят именно здесь. В поселке Ирга живет девушка Тая, которая встречает приехавшего в село геолога Самсонова. Фильм снят по рассказу Александра Рекемчука, с 1947 по 1963 год он жил в Коми АССР.

Последней можно отметить работу «Сердце медведицы» 2001 года, однако к российскому кино она отношения не имеет. Эстонский режиссер Арво Ихо показал всему миру не только красоту местной природы, но и язык и культуру коми. Картина завоевала несколько международных наград и выдвигалась на «Оскар». 

Как оказалось, наша республика смогла оставить свой след в вековой истории отечественного кинематографа. Будем надеяться, что на этом все только начинается.

Знали ли вы об этих фильмах? Расскажите в комментариях

Девяносто лет назад на экраны вышел фильм признанного классика мирового кино Дзиги Вертова «Шестая часть мира», съемки которого проходили на всей территории страны, в том числе и в Коми автономии. Это стало первым появлением на большом экране нашего края и его жителей. Несмотря на красоты северной природы, кинематографисты нечасто приезжали в республику для натурных съемок. Тем не менее несколько известных художественных фильмов, в том числе «Случай на шахте восемь», снимались именно здесь. О том, какой след в истории мирового, советского и российского кинематографа оставила Коми, разбиралась «Республика».

Свое место на шестой части мира

В марте 1925 года Дзига Вертов (Давид Кауфман) получил заказ на киноленту о внешнеторговом предприятии Госторг – важнейшем подразделении наркомата внешней торговли. Госторг осуществлял экспорт русских товаров (пушнины, льна, пшеницы, рыбы), а на вырученную валюту импортировал станки. Картина делалась для заграницы как пропагандистская, популяризирующая экспортные возможности Советского Союза. Несмотря на рекламный характер работы, режиссер сумел сделать настоящую кинопоэму о народах СССР и социалистической индустрии.

Весь 1925 год Дзига Вертов был занят этим фильмом: вел переговоры с руководством компании, организовывал киноэкспедиции, согласовывал сметные расходы, комплектовал группы, составлял маршруты, разрабатывал для операторов съемочные планы, искал кинопленку и аппаратуру, сам участвовал в одной из экспедиций – снимал в Новороссийском порту.

Крупные средства, отпущенные Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить для одной картины более десятка киноэкспедиций. Кадры «Шестой части мира» снимали во всех концах СССР — от Ленинграда до Владивостока, от Мурманска до Новороссийска, от устья Печоры до границ Ирана. Были использованы также кадры из иностранной кинохроники. Зритель мог наглядно увидеть географическое разнообразие Советского Союза, его природные богатства и многонациональность. Среди прочего кинообъективы запечатлели и сцены из повседневной жизни коми-ижемцев. Продолжительность фильма всего один час шестнадцать минут, из этого времени около пяти минут – съемки в Коми крае. На кадрах можно увидеть рыбаков на Печоре, уходящего в зимнюю тайгу коми охотника в лузане, но большая часть съемок в Коми автономии – это быт оленеводов: аргиш уходит в тундру, оленеводы приезжают в факторию, а к стадам приезжают ветеринары. Фильм немой, и в одном из титров непосредственно указано, что на кадрах – коми народ из Коми области.

Для «Шестой части мира» было отснято колоссальное количество материала: около 26 тысяч метров кинопленки, из которых в фильм вошло чуть более тысячи. Но оставшийся материал не пропал, а был использован операторами Дзиги Вертова для создания своих собственных фильмов. Было сделано как минимум четыре фильма. В том числе 33-минутный немой фильм «Охота и оленеводство в области Коми» (1927 год, режиссер Лямин, операторы Бендерский и Юдин). Его премьера прошла в Усть-Сысольске 13-14 февраля 1929 года. Другие фильмы – это «Тунгусы», «Жизнь национальных меньшинств» и «Бухара».

3-1.jpg

Сохранилось письмо, которое Дзига Вертов направил работающим в Коми крае операторам:

«Дорогие товарищи, Бендерский и Юдин! Сейчас, в дни развала культуры кино и переустройства всей нашей работы на новый лад, уголок мира, в котором вы работаете, кажется тихим оазисом. До вас не доходят сейчас шумы, крики, зависть, возмущение, слезы и радость сокращаемых, переводимых и вновь приглашаемых, застрявших в экспедициях или отправляемых в экспедицию и т.д. Когда оглядываешься кругом и перебираешь в памяти все участки нашего фронта, невольно останавливаешься на вашей суровой киноэкспедиции, чтобы отдохнуть, охладиться, сосредоточиться. Ваши письма, которые вы прислали мне, где вы описываете обстановку вашей жизни, действуют как освежающий холодный душ. Если то, что вам удастся заснять, будет не менее интересно, чем то, что вы описываете, это «вывезет» сорванные южные экспедиции и позволит центр тяжести картин в целом перенести на зимний сезон».

Далее режиссер дает рекомендации по освещению в кадре, по крупным планам. По дате письма становится понятно, что съемки проходили в конце 1925 года.

«Очень интересуюсь тем, что уже снято и что вам не удастся снять, – завершается письмо. – Мне это нужно для распределения кусков у себя в голове и соответствующей досъемки в других местах. Жму вам лапы. Пришлите ваши фотографии в обстановке отдыха или на работе. У вашей жены, товарищ Бендерский, одну фотографию я все-таки стащил и дал в прессу, ту, где вы с чайником. Пока, всего хорошего. 10 декабря 1925 года. Дзига Вертов».

В дни октябрьских праздников 1926 года «Шестая часть мира» демонстрировалась в нескольких кинотеатрах, а в канун нового, 1927 года пошла по всем экранам Москвы. После премьеры фильма его называли симфонией фактов, образцом неигрового художественного фильма и пророчили, что эта работа режиссера войдет в историю мировой кинематографии наряду с постановками Гриффита и Чаплина.

2-2.jpg

Также во второй половине 1925-го на Печоре работала экспедиция Ленинградского отделения «Госкино». Режиссер и сценарист Владимир Фендерг, оператор Николай Козловский и несколько артистов снимали фильм «Тарко» (другое название «Страна голубых песцов»). Премьера 67-минутного фильма о дореволюционной жизни ненцев прошла в ноябре 1926 года. Скорее всего, этот фильм снимали на территории нынешнего НАО.

В тридцатые и сороковые годы кино в Коми АССР, судя по всему, не снимали, так как никаких данных по этим годам найти не удалось.

Случай на шахте и другие истории

Более-менее постоянной площадкой для киносъемок республика стала лишь с конца 1950-х. Если в двадцатые годы кинодеятелей на север привлекала в первую очередь этнографическая съемка оленеводов, то позднее они старались запечатлеть работу нефтяников, газовиков и геологов.

В начале 1958 года прошла премьера художественного фильма «Случай на шахте восемь». Его снимал режиссер Владимир Басов в 1957 году в Инте. Здесь с 1950 по 1954 год отбывали срок по 58-й статье, а затем были определены на поселение (до реабилитации в 1956 году) сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский. За основу сценария они взяли реальную аварию 1952 года на интинской шахте «Восточная». Фрид и Дунский, написав сценарий фильма и отправив рукопись на «Мосфильм», загадали, что если их работу примут, то они получают расчет и перебираются в Москву, а если нет – остаются в Инте и до конца дней своих работают по вольному найму на шахте. Сценарий приняли.

4.jpg

Фильм рассказывает о том, как выпускник института геолог Володя Батанин приезжает работать на угольный комбинат в Заполярье. Он проявляет себя хорошим специалистом и становится секретарем парткома шахты №8. У Батанина возникает производственный конфликт с начальником комбината Егором Краевым, который осложняется тем, что Володя влюблен в дочь Краева Аллу. В фильме наряду с известными актерами Николаем Боголюбовым, Георгием Куликовым дебютировали молодые и начинающие Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов. Именно в данном фильме прозвучала фраза «Борис, ты не прав!», которая спустя тридцать лет была адресована Борису Ельцину.

На общих планах кроме шахт «Интаугля» в кадрах видны мост через реку Инту и главная достопримечательность города – водонапорная башня. В Инте Владимир Басов знакомится с молодой актрисой Натальей Фатеевой, которая становится его женой. Сам Басов исполнил одну из ролей в этом фильме.

Летом 1960 года в Ухте проходили съемки широкоформатного фильма «Время летних отпусков» по одноименной повести писателя Александра Рекемчука. Картину снимал режиссер Константин Воинов. По сюжету фильма инженер-геолог Светлана Панышко в северном крае мечтает о южном небе и теплом море. Но вместо долгожданного отпуска она вынуждена возглавить убыточный нефтяной промысел на Унь-Яге. Светлана предлагает передовой способ нефтедобычи и выводит промысел на новый уровень. Главные роли в фильме исполнили Раиса Куркина, Валентин Зубков, Татьяна Конюхова, в эпизоде снялся Владимир Этуш. В массовках участвовали ухтинцы.

Художественный фильм был снят рекордно быстро благодаря белым ночам, обилию солнца и энтузиазму съемочной группы. Некоторые эпизоды были сделаны на старом мосту через реку Чуть, который располагается недалеко от поселка Водный. В фильме можно узнать ухтинскую улицу имени Губкина, в то время называвшуюся Набережной, Крохаль, а также кадры футбольного матча на стадионе «Строитель», находившемся в конце улицы Первомайской. Премьера состоялась 20 апреля 1961 года.

В мае 1964 года на экраны страны выходит кинодрама Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Сценарий к нему написали уже знакомые по «Случаю на шахте восемь» друзья-кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. События этой картины также проходят в Инте. Здесь же и снимали фильм.

Лента рассказывает о двух стариках Гусаковых, которые потеряли после пожара кров и поехали в далекое Заполярье к непутевой дочери Нине. В ролях были заняты Иван Марин, Вера Кузнецова, Людмила Максакова, Галина Польских, Николай Крючков. В фильме звучит музыка композитора Александры Пахмутовой.

5.jpg

В Инте прошла часть жизни советского актера Евгения Урбанского. Уже будучи известным, он нередко приезжал в Инту, которую считал родным городом, привозил сюда известных актеров. Урбанский и предложил режиссеру Григорию Чухраю снимать фильм «Жили-были старик со старухой» именно в Инте.

Остров волчий и недопесок

В 1970 году состоялась премьера фильма «Остров волчий», снятого по одноименной повести Захара Дичарова. Снимали ленту в 1969 году на Печоре. По сюжету фильма, возвращаясь после выполнения ответственного задания, летчик Павел Тагилов спасает молодого врача Татьяну, которая оказалась на отколовшейся льдине. На острове Волчьем в помощи Татьяны нуждается жена бакенщика. Врач требует, чтобы летчик переправил ее на остров. Но при посадке самолет терпит аварию — и герои получают тяжелые травмы. В главных ролях снялись Георгий Жженов и Татьяна Лаврова.

«Я встречала несколько раз Татьяну Лаврову, Георгия Жженова и Борислава Брондукова – это актеры, участвовавшие в фильме, – рассказывает на одном из кинофорумов жительница Печоры Надежда Головина. – Мне удалось даже наблюдать, как снимали два эпизода. Со мной разговаривал режиссер фильма Николай Ильинский. Разговор был интересный и вполне уважительный к моему тогдашнему юному возрасту. Он сожалел, что столь роскошный ледоход на реке был снят на черно-белой кинопленке».

В 1975 году в Выльгорте режиссеры Виктор Соколов и Михаил Ершов снимали военную драму «Дожить до рассвета». Это экранизация одноименной военной повести Василия Быкова. Сценаристами выступали сам Василь Быков и Виктор Соколов. Действие драмы происходит в конце 1941 года. Главный герой повести и фильма лейтенант Игорь Ивановский и бойцы его диверсионной группы переходят за линию фронта, чтобы уничтожить в тылу врага базу боеприпасов. Группа несет потери, а когда доходит до места, обнаруживает, что склад уже перебазирован врагами в неизвестном направлении.

Съемки военного фильма проходили за Выльгортом, близ лыжного стадиона, а в массовке поучаствовали солдаты сыктывкарского гарнизона. Переодетые в немецкую форму, они прошлись колонной по шоссе. Премьера картины состоялась в феврале 1977 года, а через год ее показали и по телевидению.

В 1978 году под Ухтой, в поселке Нижний Одес, отсняли первые кадры художественного фильма «Ошибки юности». Оператором-постановщиком картины стал бывший оператор ухтинской телестудии Алексей Гамбарян. В фильме снимались Николай Караченцов, Марина Неёлова, Наталья Варлей. Герой фильма после армии уезжает работать на север. Стараясь выдержать экзамен на честность и порядочность, он делает одну ошибку за другой. Снятый в 1978 году, фильм на десять лет попал на полку. Режиссер и сценарист эмигрировали, а исполнитель главной роли Станислав Жданько погиб. Лишь в 1989 году фильм был восстановлен и состоялась его премьера.

В том же 1978 году в Усть-Цильме режиссер Эдуард Бочаров снимал детский фильм «Недопесок Наполеон III» по повести Юрия Коваля. По сюжету книги со зверофермы «Мшага» сбежал ценный песец-недопесок по кличке Наполеон III. Этот маленький рыцарь свободы добрался до деревни Ковылкино. Благодаря усилиям школьницы Веры Мериновой и дошкольника Серпокрылова зверь был спасен и передан подоспевшим работникам питомника.

«В фильме – деревня Гарево, что в нескольких километрах от села, – пишет на кинофоруме одна из жительниц Усть-Цильмы. – Сейчас деревня почти заброшена, хотя магазин еще работает. Мама моя видела Майю Булгакову – очень уж актрисе нравились наши деревянные мостовые. У моей знакомой там снималась сестра в эпизоде, когда школьники идут вереницей по дороге, спускаясь с горы. Эта сцена снималась уже в самом селе».

В фильме видны печорские дали, крепкие усть-цилемские дома, сельский магазин, лошади с санями. А участвовавшие в массовке местные школьники даже получили неплохой гонорар. Первыми зрителями этого фильма стали жители Усть-Цильмы. В селе его показывали несколько дней подряд.

В 1979 году в поселке Поляна, который находится недалеко от Ухты, творческим объединением «Экран» был снят фильм «На таежных ветрах» (другой вариант названия «На исходе лета»). Часть ленты снимали в Воркуте. Режиссер фильма по мотивам романа Константина Лагунова «Одержимые» – Анатолий Ниточкин. Эта драма рассказывает о жизни геологов-нефтеразведчиков, которые приехали осваивать север. В ролях Евгений Шутов, Владимир Борисов и другие. Воркутинцы и ухтинцы помогали творческой группе, обеспечивали техникой, нужными материалами для сооружения декораций. В Поляне даже построили дом для съемок.

В восьмидесятые годы прошлого века фильмы в Коми уже не снимали. А после перестройки интерес кинодеятелей к шахтерам и геологам пропал, появились другие герои.

По прозвищу Зверь

Наверное, самым известным фильмом, который снимали в республике, можно назвать культовый боевик «По прозвищу Зверь». Часть его эпизодов снимали весной 1990 года в исправительно-трудовой колонии №1 поселка Верхний Чов под Сыктывкаром. Съемки проходили с участием офицеров и осужденных, которые охотно помогали в массовках и выступали в роли консультантов.

Фильм поставлен по книге Виктора Доценко «Срок для Бешеного». Зверь – это прозвище главного героя, который прошел войну в Афганистане и, спасая друга, получил срок. Он совершает побег, чтобы рассчитаться с врагами, а главное – спасти беззащитную золотоволосую красавицу. В фильме снимались Дмитрий Певцов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Татьяна Скороходова, Борис Щербаков, Юрий Назаров, Игорь Ясулович.

8.jpg

Съемки прыжка главного героя с поезда в реку проходили на железнодорожном мосту через реку Вымь, который соединяет деревню Вогваздино и село Усть-Вымь. Несколько эпизодов фильма были сняты на сыктывкарском вокзале.

Другой боевик, который частично снимали в Коми, – это фильм 1992 года «Тридцатого уничтожить». Он также по роману Виктора Доценко из цикла про Бешеного.

В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре фильм «Круг второй». Съемки проходили в Човъю, где режиссера привлекли железная дорога и атмосфера разрухи. «Круг второй» – первая часть сокуровской трилогии начала 1990-х годов, посвященной близким родственным отношениям и теме смерти. Другие части трилогии – фильмы «Камень» и «Тихие страницы».

Сердце медведицы

Первым и единственным иностранным кинорежиссером, который работал в Коми, стал эстонский режиссер финн Арво Ихо. Снятый им в 2000 году фильм «Сердце медведицы» («Karu suda») даже выдвигался на «Оскара». Лента завоевала несколько международных и российских наград. Благодаря Арво Ихо европейские, американские и японские зрители увидели северную природу, коми села, заповедные леса, горы и реки «Югыд ва» и даже услышали песню «Марьямоль». На этом фоне разворачиваются события фильма. Главный герой ленты охотник Ника становится объектом любви юной красавицы Гити. Только он не может ответить ей взаимностью, и отверженная девушка кончает жизнь самоубийством. Вскоре Нику начинает преследовать медведица, которая иногда превращается в молчаливую девушку-дикарку…

В Коми фильм впервые показали осенью 2004 года. Свою работу представлял сам Арво Ихо. Мне тогда довелось побеседовать с режиссером, и он рассказал, как три года искал нужное место для съемок и нашел его только в Коми. Творческая группа работала на реках Подчерье, Щугор и Сысола. В массовках участвовали жители деревни Кырта (что в сорока километрах от Вуктыла) и сыктывдинского села Ыб. Главным консультантом режиссера по укладу жизни северных охотников стал житель Подчерья Иван Денисов. Для него специально написали эпизодическую роль. В одной сцене охотник спасает собаку, унесенную с берега половодьем. Бюджет фильма – 780 000 долларов, и картина стала совместным проектом Эстонии, Германии, Чехии и студии «Ленфильм». Над фильмом работали представители 11 национальностей, семь из которых появились на экране. Коми язык также звучит в кадре.

10.jpg

В 2008 году старинное ижемское село Сизябск стало местом съемок художественного фильма «Профилактика повторных преступлений». Одну из главных ролей в кинодраме исполнил Юрий Назаров. Над кинолентой работали старшекурсники ВГИКа. Автором сценария и режиссером картины стал выпускник-дипломник Филипп Абрютин. Съемки на натуре проходили в местечке Базуй и в оленеводческой бригаде колхоза «Ижемский оленевод и Ко», стоящей в лесу на расстоянии семи километров от села. В массовках роли пастухов исполнили местные жители.

Сюжет 20-минутного фильма повествует об истории, случившейся с оленеводами в послевоенное время. Сотрудник НКВД ездит по стойбищам оленеводов и рассказывает, что участились случаи побега заключенных, и просит оленеводов всячески содействовать властям в поимке зеков. Он приезжает в последнюю бригаду колхоза, где председателя играет Юрий Назаров. Здесь находятся отец с сыном – в их ролях выступили жители Сизябска: пенсионер Прокопий Рочев и школьник Егор Чупров. На следующий день сын оленевода убивает человека – думал, что беглый зек, а это оказался новый зоотехник колхоза.

Как рассказал во время съемок фильма Филипп Абрютин, тема оленеводов его заинтересовала потому, что он сам родом с Чукотки и большую часть жизни провел в оленеводческих бригадах. Его мать и бабушка чистокровные чукчанки, а дед был бригадиром оленеводческого хозяйства.

Один из последних фильмов, снятый в Коми, – это картина Алексея Федорченко «Овсянки». Лента стала трижды призером 67-го Венецианского фестиваля. Картина снята по рассказу Дениса Осокина в жанре этнографической мистификации. Директор фабрики в маленьком городке, овдовев, везет труп своей жены в священное место, чтобы попрощаться с ней в соответствии с обрядами финно-угорского народа меря.

Пейзажи для фильма снимали в 2008 году в Удорском районе. В кинообъектив попали понтонный мост через Мезень, село Кослан (в фильме это город Нея). Удора настолько впечатлила Федорченко, что в 2009 году он снял в этом районе документальный фильм «Ветер Шувгей» – о поселке болгарских лесорубов, который просуществовал 15 лет.

0_2119d_b975cf2_XL.jpg

Некоторые режиссеры приезжали в республику, чтобы выбрать натурные съемки для своих картин, но снимать фильмы в Коми так и не решились. Так, в 2007 году кинорежиссер Алла Сурикова приезжала в Сыктывкар в поисках съемочной площадки для фильма «Человек с бульвара Капуцинок». Хотя город ей понравился, фильм она сняла в другом месте.

Тюрьмы, нефть и любовь: какие российские фильмы снимали в Республике Коми

Кадр из фильма «По прозвищу Зверь»

На протяжении века Республика Коми участвовала в развитии отечественного кинематографа

27 августа отмечается в России как День российского кино. Свой вклад в развитие киноискусства страны удалось внести и Коми краю. О фильмах, снятых в республике, или связанных с ней, рассказывает редакция портала PG11.ru

День российского кино ежегодно отмечается 27 августа как профессиональный праздник кинематографистов. В богатой истории отечественных фильмов нашлось место и Республике Коми. 

Первым северный край в большом кино показал легендарный режиссер Дзига Вертов. В марте 1925 года он получил распоряжение снять пропагандисткую картину для продвижения экспортных возможностей Советского Союза. Фильм «Шестая часть мира» снимался во всех уголках огромной страны, включая и Автономную область Коми. В картине демонстрировались оленеводы, рыбаки на реке Печоре. Так как фильм был немой, то этническую принадлежность обозначали надписью в кадре. Помогали Вертову местные операторы Юдин и Бендерский. Впоследствии они использовали оставшиеся кадры в кино «Охота и оленеводство в области Коми» 1927 года.

«Шестая часть мира»

Последующие десятилетия советский кинематограф не обращал внимания на потенциал местной красоты. Но в 1957 году в Инте прошли съемки фильма «Случай на шахте восемь». В центре сюжета молодой геолог Владимир Батанин, приезжающий на угольный комбинат в Заполярье. Для сценаристов фильма, Валерия Фрида и Юлия Дунского, Интинский Минлаг был местом их заключения по контрреволюционной статье. Съемки же стали для них билетом в Москву.

«Случай на шахте восемь»

Через несколько лет друзья-драматурги Фрид и Дунский написали сценарий к фильму 1964 года «Жили-были старик со старухой». Сюжет фильма рассказывает о пожилой паре, лишившейся в пожаре своего дома в деревне. И тогда старики отправляются в город к своей непутевой дочери. Местом съемок снова была выбрана Инта.

«Жили-были старик со старухой»

Следующие съемки состоялись уже на территории Ухты, где режиссер Константин Воинов в 1960 году снимал «Время летних отпусков». Ухтинцы активно принимали участие в создании фильма, многие могут узнать местные достопримечательности, такие как стадион «Строитель», улицу имени Губкина, Крохаль и старый мост через реку Чуть.

«Время летних отпусков» 

В Печоре снимался фильм Николая Ильинского «Остров Волчий» 1969 года, многие жители города приходили на съемки чтобы увидеть заслуженного артиста СССР Георгия Жженова. Его герой, летчик Павел, доставляет врача Татьяну на остров Волчий, но оба получают тяжелые травмы в аварии. 

«Остров Волчий»

В 1975 году советские кинематографисты вплотную подобрались к столице тогда еще Коми АССР. В Выльгорте снимали военную драму «Дожить до рассвета». По сюжету фильма осенью 1941 года группа диверсантов отправляется за линию фронта для уничтожения вражеской базы с боеприпасами. Солдаты сыктывкарского гарнизона снялись в кино в роли немецких солдат. 

«Дожить до рассвета»

Непосредственно же в Сыктывкаре прошли съемки фильма 1990 года «По прозвищу Зверь». Экранизация романа Виктора Доценко «Срок для Бешеного», картина о ветеране Афганистана, оказавшегося на зоне. Тюремные сцены снимались  в исправительно-трудовой колонии №1 в Верхнем Чове. При побеге герои фильма прыгают с моста через реку Вымь между деревней Вогваздино и селом Усть-Вымь. Также на большом экране показали сыктывкарский железнодорожный вокзал. В 1992 году также в Коми был частично снят второй фильм из цикла о Бешеном: «Тридцатого уничтожить!».

«По прозвищу Зверь»

В 2010 году на Венецианском кинофестивале Россию представлял и трижды стал призером фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Это один из последних фильмов, снятых в Республике Коми в наши дни. Часть событий фильма происходит в городе Нея Костромской области. Именно за этот город режиссер выдал село Кослан, в котором проходили съемки.

«Овсянки»

На этом список фильмов, снятых в Коми крае не заканчивается:

  • Фильм «Ошибки юности» 1978 года снимался в поселке Нижний Одес, под Ухтой. Однако после этого режиссер Борис Фрумин покинул страну. Лишь через 10 лет он вернулся и премьера состоялась.
  • В том же 1978 году, в селе Усть-Цильма, был снят детский фильм «Недопесок Наполеон III» по повести Юрия Коваля. Сюжет рассказывает о том, как местные дети встречают ценного песца и помогают вернуться на звероферму.
  • Кинофильм 1979 года «На таежных ветрах» посвящен геологам-нефтеразведичкам. Съемочная площадка успела побывать и в Воркуте и в селе Поляна под Ухтой.
  • В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре «Круг второй». Это первый фильм из его трилогии, посвященной теме родственной близости и смерти. Сокуров обратил внимание на атмосферу разрухи в местечке Човью, где и проходили съемки.
  • В 1991 на территории поселка Вожаель Княжпогостского района был снят фильм «Американский шпион». Режиссером выступил Леонид Попов, в прошлом снявший популярный в СССР фильм «Земля Санникова». По сюжету ленты, в 1945 году советский морской офицер Николай спасает американку Мэри. Однако вспыхнувшая между ними любовь приводит его в лагеря ГУЛАГа. Именно в Коми и снимались тюремные сцены.
  • Криминальная тема в кино вернулась в республику в 2008 году в картине «Профилактика повторных преступлений». Центральной темой истории оказалось сотрудничество племен оленеводов и сотрудников НКВД в 1946 году. Съемки велись в Ижемском районе. Короткометражка стала дипломной работой начинающего режиссера Филиппа Абрютина. 

Кроме этого, в российском кино есть примеры фильмов, не снимавшихся в республике, но сюжетно связанных с Коми краем:

  • Лента «Свадьба с приданым» 1953 года была снята на киностудии «Мосфильм». Однако она имеет прямую связь с республикой, так как поставлена по пьесе Николая Дьяконова, коми режиссера и  драматурга.
  • Действие картины «Пять вечеров» 1978 года Никиты Михалкова не происходит в Коми, однако главный герой Александр Ильин по сюжету возвращается к своей возлюбленной из Воркуты.
  • Фильм «Ожидания» 1966 года также не был снят на территории республики, но события фильма происходят именно здесь. В поселке Ирга живет девушка Тая, которая встречает приехавшего в село геолога Самсонова. Фильм снят по рассказу Александра Рекемчука, с 1947 по 1963 год он жил в Коми АССР.

Последней можно отметить работу «Сердце медведицы» 2001 года, однако к российскому кино она отношения не имеет. Эстонский режиссер Арво Ихо показал всему миру не только красоту местной природы, но и язык и культуру коми. Картина завоевала несколько международных наград и выдвигалась на «Оскар». 

Как оказалось, наша республика смогла оставить свой след в вековой истории отечественного кинематографа. Будем надеяться, что на этом все только начинается.

Знали ли вы об этих фильмах? Расскажите в комментариях

В конце 1970-х «Ленфильм» отснял в поселке Нижний Одес, под Ухтой, первые кадры цветного художественного фильма «Ошибки юности». Оператором-постановщиком картины выступил Алексей Гамбарян, в прошлом оператор ухтинской студии телевидения. Судьба у фильма сложилась трудно, напоминает о картине, подводя итоги Года кино, Национальная библиотека республики.

О забытом фильме «Ошибки юности»

Фото kino-teatr.ru

Снятый в 1978 году, фильм так и не вышел на экран в ближайшие годы, хотя многое в нем было новым и интересным, отмечает ресурс «Кино-театр.ру». Режиссер Борис Фрумин и сценарист Эдуард Тополь покинули страну, трагически погиб актер Станислав Жданько, исполняющий главную роль.

10260.jpg

В фильме также снимались Михаил Васьков, Марина Неёлова, Наталья Варлей, Николай Караченцов и другие актеры.

По мнению критиков, в конце 1970-х годов фильм шокировал бы страну, он впервые рассказывает о проблеме дедовщины в армии.

События 1980-х дали возможность Борису Фрумину вернуться на родину. Он начал с того, что восстановил фильм, посвятив его Станиславу Жданько.

Девяносто лет назад на экраны вышел фильм признанного классика мирового кино Дзиги Вертова «Шестая часть мира», съемки которого проходили на всей территории страны, в том числе и в Коми автономии. Это стало первым появлением на большом экране нашего края и его жителей. Несмотря на красоты северной природы, кинематографисты нечасто приезжали в республику для натурных съемок. Тем не менее несколько известных художественных фильмов, в том числе «Случай на шахте восемь», снимались именно здесь. О том, какой след в истории мирового, советского и российского кинематографа оставила Коми, разбиралась «Республика».

Свое место на шестой части мира

В марте 1925 года Дзига Вертов (Давид Кауфман) получил заказ на киноленту о внешнеторговом предприятии Госторг – важнейшем подразделении наркомата внешней торговли. Госторг осуществлял экспорт русских товаров (пушнины, льна, пшеницы, рыбы), а на вырученную валюту импортировал станки. Картина делалась для заграницы как пропагандистская, популяризирующая экспортные возможности Советского Союза. Несмотря на рекламный характер работы, режиссер сумел сделать настоящую кинопоэму о народах СССР и социалистической индустрии.

Весь 1925 год Дзига Вертов был занят этим фильмом: вел переговоры с руководством компании, организовывал киноэкспедиции, согласовывал сметные расходы, комплектовал группы, составлял маршруты, разрабатывал для операторов съемочные планы, искал кинопленку и аппаратуру, сам участвовал в одной из экспедиций – снимал в Новороссийском порту.

Крупные средства, отпущенные Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить для одной картины более десятка киноэкспедиций. Кадры «Шестой части мира» снимали во всех концах СССР — от Ленинграда до Владивостока, от Мурманска до Новороссийска, от устья Печоры до границ Ирана. Были использованы также кадры из иностранной кинохроники. Зритель мог наглядно увидеть географическое разнообразие Советского Союза, его природные богатства и многонациональность. Среди прочего кинообъективы запечатлели и сцены из повседневной жизни коми-ижемцев. Продолжительность фильма всего один час шестнадцать минут, из этого времени около пяти минут – съемки в Коми крае. На кадрах можно увидеть рыбаков на Печоре, уходящего в зимнюю тайгу коми охотника в лузане, но большая часть съемок в Коми автономии – это быт оленеводов: аргиш уходит в тундру, оленеводы приезжают в факторию, а к стадам приезжают ветеринары. Фильм немой, и в одном из титров непосредственно указано, что на кадрах – коми народ из Коми области.

Для «Шестой части мира» было отснято колоссальное количество материала: около 26 тысяч метров кинопленки, из которых в фильм вошло чуть более тысячи. Но оставшийся материал не пропал, а был использован операторами Дзиги Вертова для создания своих собственных фильмов. Было сделано как минимум четыре фильма. В том числе 33-минутный немой фильм «Охота и оленеводство в области Коми» (1927 год, режиссер Лямин, операторы Бендерский и Юдин). Его премьера прошла в Усть-Сысольске 13-14 февраля 1929 года. Другие фильмы – это «Тунгусы», «Жизнь национальных меньшинств» и «Бухара».

3-1.jpg

Сохранилось письмо, которое Дзига Вертов направил работающим в Коми крае операторам:

«Дорогие товарищи, Бендерский и Юдин! Сейчас, в дни развала культуры кино и переустройства всей нашей работы на новый лад, уголок мира, в котором вы работаете, кажется тихим оазисом. До вас не доходят сейчас шумы, крики, зависть, возмущение, слезы и радость сокращаемых, переводимых и вновь приглашаемых, застрявших в экспедициях или отправляемых в экспедицию и т.д. Когда оглядываешься кругом и перебираешь в памяти все участки нашего фронта, невольно останавливаешься на вашей суровой киноэкспедиции, чтобы отдохнуть, охладиться, сосредоточиться. Ваши письма, которые вы прислали мне, где вы описываете обстановку вашей жизни, действуют как освежающий холодный душ. Если то, что вам удастся заснять, будет не менее интересно, чем то, что вы описываете, это «вывезет» сорванные южные экспедиции и позволит центр тяжести картин в целом перенести на зимний сезон».

Далее режиссер дает рекомендации по освещению в кадре, по крупным планам. По дате письма становится понятно, что съемки проходили в конце 1925 года.

«Очень интересуюсь тем, что уже снято и что вам не удастся снять, – завершается письмо. – Мне это нужно для распределения кусков у себя в голове и соответствующей досъемки в других местах. Жму вам лапы. Пришлите ваши фотографии в обстановке отдыха или на работе. У вашей жены, товарищ Бендерский, одну фотографию я все-таки стащил и дал в прессу, ту, где вы с чайником. Пока, всего хорошего. 10 декабря 1925 года. Дзига Вертов».

В дни октябрьских праздников 1926 года «Шестая часть мира» демонстрировалась в нескольких кинотеатрах, а в канун нового, 1927 года пошла по всем экранам Москвы. После премьеры фильма его называли симфонией фактов, образцом неигрового художественного фильма и пророчили, что эта работа режиссера войдет в историю мировой кинематографии наряду с постановками Гриффита и Чаплина.

2-2.jpg

Также во второй половине 1925-го на Печоре работала экспедиция Ленинградского отделения «Госкино». Режиссер и сценарист Владимир Фендерг, оператор Николай Козловский и несколько артистов снимали фильм «Тарко» (другое название «Страна голубых песцов»). Премьера 67-минутного фильма о дореволюционной жизни ненцев прошла в ноябре 1926 года. Скорее всего, этот фильм снимали на территории нынешнего НАО.

В тридцатые и сороковые годы кино в Коми АССР, судя по всему, не снимали, так как никаких данных по этим годам найти не удалось.

Случай на шахте и другие истории

Более-менее постоянной площадкой для киносъемок республика стала лишь с конца 1950-х. Если в двадцатые годы кинодеятелей на север привлекала в первую очередь этнографическая съемка оленеводов, то позднее они старались запечатлеть работу нефтяников, газовиков и геологов.

В начале 1958 года прошла премьера художественного фильма «Случай на шахте восемь». Его снимал режиссер Владимир Басов в 1957 году в Инте. Здесь с 1950 по 1954 год отбывали срок по 58-й статье, а затем были определены на поселение (до реабилитации в 1956 году) сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский. За основу сценария они взяли реальную аварию 1952 года на интинской шахте «Восточная». Фрид и Дунский, написав сценарий фильма и отправив рукопись на «Мосфильм», загадали, что если их работу примут, то они получают расчет и перебираются в Москву, а если нет – остаются в Инте и до конца дней своих работают по вольному найму на шахте. Сценарий приняли.

4.jpg

Фильм рассказывает о том, как выпускник института геолог Володя Батанин приезжает работать на угольный комбинат в Заполярье. Он проявляет себя хорошим специалистом и становится секретарем парткома шахты №8. У Батанина возникает производственный конфликт с начальником комбината Егором Краевым, который осложняется тем, что Володя влюблен в дочь Краева Аллу. В фильме наряду с известными актерами Николаем Боголюбовым, Георгием Куликовым дебютировали молодые и начинающие Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов. Именно в данном фильме прозвучала фраза «Борис, ты не прав!», которая спустя тридцать лет была адресована Борису Ельцину.

На общих планах кроме шахт «Интаугля» в кадрах видны мост через реку Инту и главная достопримечательность города – водонапорная башня. В Инте Владимир Басов знакомится с молодой актрисой Натальей Фатеевой, которая становится его женой. Сам Басов исполнил одну из ролей в этом фильме.

Летом 1960 года в Ухте проходили съемки широкоформатного фильма «Время летних отпусков» по одноименной повести писателя Александра Рекемчука. Картину снимал режиссер Константин Воинов. По сюжету фильма инженер-геолог Светлана Панышко в северном крае мечтает о южном небе и теплом море. Но вместо долгожданного отпуска она вынуждена возглавить убыточный нефтяной промысел на Унь-Яге. Светлана предлагает передовой способ нефтедобычи и выводит промысел на новый уровень. Главные роли в фильме исполнили Раиса Куркина, Валентин Зубков, Татьяна Конюхова, в эпизоде снялся Владимир Этуш. В массовках участвовали ухтинцы.

Художественный фильм был снят рекордно быстро благодаря белым ночам, обилию солнца и энтузиазму съемочной группы. Некоторые эпизоды были сделаны на старом мосту через реку Чуть, который располагается недалеко от поселка Водный. В фильме можно узнать ухтинскую улицу имени Губкина, в то время называвшуюся Набережной, Крохаль, а также кадры футбольного матча на стадионе «Строитель», находившемся в конце улицы Первомайской. Премьера состоялась 20 апреля 1961 года.

В мае 1964 года на экраны страны выходит кинодрама Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Сценарий к нему написали уже знакомые по «Случаю на шахте восемь» друзья-кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. События этой картины также проходят в Инте. Здесь же и снимали фильм.

Лента рассказывает о двух стариках Гусаковых, которые потеряли после пожара кров и поехали в далекое Заполярье к непутевой дочери Нине. В ролях были заняты Иван Марин, Вера Кузнецова, Людмила Максакова, Галина Польских, Николай Крючков. В фильме звучит музыка композитора Александры Пахмутовой.

5.jpg

В Инте прошла часть жизни советского актера Евгения Урбанского. Уже будучи известным, он нередко приезжал в Инту, которую считал родным городом, привозил сюда известных актеров. Урбанский и предложил режиссеру Григорию Чухраю снимать фильм «Жили-были старик со старухой» именно в Инте.

Остров волчий и недопесок

В 1970 году состоялась премьера фильма «Остров волчий», снятого по одноименной повести Захара Дичарова. Снимали ленту в 1969 году на Печоре. По сюжету фильма, возвращаясь после выполнения ответственного задания, летчик Павел Тагилов спасает молодого врача Татьяну, которая оказалась на отколовшейся льдине. На острове Волчьем в помощи Татьяны нуждается жена бакенщика. Врач требует, чтобы летчик переправил ее на остров. Но при посадке самолет терпит аварию — и герои получают тяжелые травмы. В главных ролях снялись Георгий Жженов и Татьяна Лаврова.

«Я встречала несколько раз Татьяну Лаврову, Георгия Жженова и Борислава Брондукова – это актеры, участвовавшие в фильме, – рассказывает на одном из кинофорумов жительница Печоры Надежда Головина. – Мне удалось даже наблюдать, как снимали два эпизода. Со мной разговаривал режиссер фильма Николай Ильинский. Разговор был интересный и вполне уважительный к моему тогдашнему юному возрасту. Он сожалел, что столь роскошный ледоход на реке был снят на черно-белой кинопленке».

В 1975 году в Выльгорте режиссеры Виктор Соколов и Михаил Ершов снимали военную драму «Дожить до рассвета». Это экранизация одноименной военной повести Василия Быкова. Сценаристами выступали сам Василь Быков и Виктор Соколов. Действие драмы происходит в конце 1941 года. Главный герой повести и фильма лейтенант Игорь Ивановский и бойцы его диверсионной группы переходят за линию фронта, чтобы уничтожить в тылу врага базу боеприпасов. Группа несет потери, а когда доходит до места, обнаруживает, что склад уже перебазирован врагами в неизвестном направлении.

Съемки военного фильма проходили за Выльгортом, близ лыжного стадиона, а в массовке поучаствовали солдаты сыктывкарского гарнизона. Переодетые в немецкую форму, они прошлись колонной по шоссе. Премьера картины состоялась в феврале 1977 года, а через год ее показали и по телевидению.

В 1978 году под Ухтой, в поселке Нижний Одес, отсняли первые кадры художественного фильма «Ошибки юности». Оператором-постановщиком картины стал бывший оператор ухтинской телестудии Алексей Гамбарян. В фильме снимались Николай Караченцов, Марина Неёлова, Наталья Варлей. Герой фильма после армии уезжает работать на север. Стараясь выдержать экзамен на честность и порядочность, он делает одну ошибку за другой. Снятый в 1978 году, фильм на десять лет попал на полку. Режиссер и сценарист эмигрировали, а исполнитель главной роли Станислав Жданько погиб. Лишь в 1989 году фильм был восстановлен и состоялась его премьера.

В том же 1978 году в Усть-Цильме режиссер Эдуард Бочаров снимал детский фильм «Недопесок Наполеон III» по повести Юрия Коваля. По сюжету книги со зверофермы «Мшага» сбежал ценный песец-недопесок по кличке Наполеон III. Этот маленький рыцарь свободы добрался до деревни Ковылкино. Благодаря усилиям школьницы Веры Мериновой и дошкольника Серпокрылова зверь был спасен и передан подоспевшим работникам питомника.

«В фильме – деревня Гарево, что в нескольких километрах от села, – пишет на кинофоруме одна из жительниц Усть-Цильмы. – Сейчас деревня почти заброшена, хотя магазин еще работает. Мама моя видела Майю Булгакову – очень уж актрисе нравились наши деревянные мостовые. У моей знакомой там снималась сестра в эпизоде, когда школьники идут вереницей по дороге, спускаясь с горы. Эта сцена снималась уже в самом селе».

В фильме видны печорские дали, крепкие усть-цилемские дома, сельский магазин, лошади с санями. А участвовавшие в массовке местные школьники даже получили неплохой гонорар. Первыми зрителями этого фильма стали жители Усть-Цильмы. В селе его показывали несколько дней подряд.

В 1979 году в поселке Поляна, который находится недалеко от Ухты, творческим объединением «Экран» был снят фильм «На таежных ветрах» (другой вариант названия «На исходе лета»). Часть ленты снимали в Воркуте. Режиссер фильма по мотивам романа Константина Лагунова «Одержимые» – Анатолий Ниточкин. Эта драма рассказывает о жизни геологов-нефтеразведчиков, которые приехали осваивать север. В ролях Евгений Шутов, Владимир Борисов и другие. Воркутинцы и ухтинцы помогали творческой группе, обеспечивали техникой, нужными материалами для сооружения декораций. В Поляне даже построили дом для съемок.

В восьмидесятые годы прошлого века фильмы в Коми уже не снимали. А после перестройки интерес кинодеятелей к шахтерам и геологам пропал, появились другие герои.

По прозвищу Зверь

Наверное, самым известным фильмом, который снимали в республике, можно назвать культовый боевик «По прозвищу Зверь». Часть его эпизодов снимали весной 1990 года в исправительно-трудовой колонии №1 поселка Верхний Чов под Сыктывкаром. Съемки проходили с участием офицеров и осужденных, которые охотно помогали в массовках и выступали в роли консультантов.

Фильм поставлен по книге Виктора Доценко «Срок для Бешеного». Зверь – это прозвище главного героя, который прошел войну в Афганистане и, спасая друга, получил срок. Он совершает побег, чтобы рассчитаться с врагами, а главное – спасти беззащитную золотоволосую красавицу. В фильме снимались Дмитрий Певцов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Татьяна Скороходова, Борис Щербаков, Юрий Назаров, Игорь Ясулович.

8.jpg

Съемки прыжка главного героя с поезда в реку проходили на железнодорожном мосту через реку Вымь, который соединяет деревню Вогваздино и село Усть-Вымь. Несколько эпизодов фильма были сняты на сыктывкарском вокзале.

Другой боевик, который частично снимали в Коми, – это фильм 1992 года «Тридцатого уничтожить». Он также по роману Виктора Доценко из цикла про Бешеного.

В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре фильм «Круг второй». Съемки проходили в Човъю, где режиссера привлекли железная дорога и атмосфера разрухи. «Круг второй» – первая часть сокуровской трилогии начала 1990-х годов, посвященной близким родственным отношениям и теме смерти. Другие части трилогии – фильмы «Камень» и «Тихие страницы».

Сердце медведицы

Первым и единственным иностранным кинорежиссером, который работал в Коми, стал эстонский режиссер финн Арво Ихо. Снятый им в 2000 году фильм «Сердце медведицы» («Karu suda») даже выдвигался на «Оскара». Лента завоевала несколько международных и российских наград. Благодаря Арво Ихо европейские, американские и японские зрители увидели северную природу, коми села, заповедные леса, горы и реки «Югыд ва» и даже услышали песню «Марьямоль». На этом фоне разворачиваются события фильма. Главный герой ленты охотник Ника становится объектом любви юной красавицы Гити. Только он не может ответить ей взаимностью, и отверженная девушка кончает жизнь самоубийством. Вскоре Нику начинает преследовать медведица, которая иногда превращается в молчаливую девушку-дикарку…

В Коми фильм впервые показали осенью 2004 года. Свою работу представлял сам Арво Ихо. Мне тогда довелось побеседовать с режиссером, и он рассказал, как три года искал нужное место для съемок и нашел его только в Коми. Творческая группа работала на реках Подчерье, Щугор и Сысола. В массовках участвовали жители деревни Кырта (что в сорока километрах от Вуктыла) и сыктывдинского села Ыб. Главным консультантом режиссера по укладу жизни северных охотников стал житель Подчерья Иван Денисов. Для него специально написали эпизодическую роль. В одной сцене охотник спасает собаку, унесенную с берега половодьем. Бюджет фильма – 780 000 долларов, и картина стала совместным проектом Эстонии, Германии, Чехии и студии «Ленфильм». Над фильмом работали представители 11 национальностей, семь из которых появились на экране. Коми язык также звучит в кадре.

10.jpg

В 2008 году старинное ижемское село Сизябск стало местом съемок художественного фильма «Профилактика повторных преступлений». Одну из главных ролей в кинодраме исполнил Юрий Назаров. Над кинолентой работали старшекурсники ВГИКа. Автором сценария и режиссером картины стал выпускник-дипломник Филипп Абрютин. Съемки на натуре проходили в местечке Базуй и в оленеводческой бригаде колхоза «Ижемский оленевод и Ко», стоящей в лесу на расстоянии семи километров от села. В массовках роли пастухов исполнили местные жители.

Сюжет 20-минутного фильма повествует об истории, случившейся с оленеводами в послевоенное время. Сотрудник НКВД ездит по стойбищам оленеводов и рассказывает, что участились случаи побега заключенных, и просит оленеводов всячески содействовать властям в поимке зеков. Он приезжает в последнюю бригаду колхоза, где председателя играет Юрий Назаров. Здесь находятся отец с сыном – в их ролях выступили жители Сизябска: пенсионер Прокопий Рочев и школьник Егор Чупров. На следующий день сын оленевода убивает человека – думал, что беглый зек, а это оказался новый зоотехник колхоза.

Как рассказал во время съемок фильма Филипп Абрютин, тема оленеводов его заинтересовала потому, что он сам родом с Чукотки и большую часть жизни провел в оленеводческих бригадах. Его мать и бабушка чистокровные чукчанки, а дед был бригадиром оленеводческого хозяйства.

Один из последних фильмов, снятый в Коми, – это картина Алексея Федорченко «Овсянки». Лента стала трижды призером 67-го Венецианского фестиваля. Картина снята по рассказу Дениса Осокина в жанре этнографической мистификации. Директор фабрики в маленьком городке, овдовев, везет труп своей жены в священное место, чтобы попрощаться с ней в соответствии с обрядами финно-угорского народа меря.

Пейзажи для фильма снимали в 2008 году в Удорском районе. В кинообъектив попали понтонный мост через Мезень, село Кослан (в фильме это город Нея). Удора настолько впечатлила Федорченко, что в 2009 году он снял в этом районе документальный фильм «Ветер Шувгей» – о поселке болгарских лесорубов, который просуществовал 15 лет.

0_2119d_b975cf2_XL.jpg

Некоторые режиссеры приезжали в республику, чтобы выбрать натурные съемки для своих картин, но снимать фильмы в Коми так и не решились. Так, в 2007 году кинорежиссер Алла Сурикова приезжала в Сыктывкар в поисках съемочной площадки для фильма «Человек с бульвара Капуцинок». Хотя город ей понравился, фильм она сняла в другом месте.

  • Ошибки юности фильм 1978 википедия
  • Ошибки юности петра гринева
  • Ошибки юности нам дорого обходятся когда под старость
  • Ошибки юности моей стих
  • Ошибки юзабилити интернет магазина