Ошибкой планирования учебного процесса называют

Джессика Грин

Маркетолог, автор статей о бизнесе и маркетинге.

Что такое ошибка планирования

За последние три года я покрасила пять комнат у себя дома. Начала со спальни и планировала, что управлюсь с ней за неделю. Однако последний штрих сделала только через месяц.

Думаете, приступив ко второй комнате, я предусмотрела на её покраску месяц? А вот и нет. Я была уверена: раз уже набила руку, значит, точно закончу к выходным, максимум — к следующим. Но у меня снова ушёл месяц. Как и на каждую из всех остальных комнат. Кроме кухни — на неё понадобилось ещё больше времени.

Каждый раз, готовясь к покраске очередной комнаты, я ждала, что через неделю-две всё будет готово. Опыт говорил, что мне ни за что не управиться меньше, чем за месяц. Однако отказаться от уверенности в том, что уж в этот раз дело точно пойдёт быстрее, было сложно.

У этой излишней самонадеянности, из-за которой мы недооцениваем необходимое нам для решения задач время, есть название: ошибка планирования. Это понятие в конце 70-х годов ввели психологи Даниэл Канеман и Амос Тверски.

Учёные объяснили, что при планировании люди часто игнорируют свой прежний опыт. В моём случае это был тот факт, что на покраску комнаты мне каждый раз требовался целый месяц. Обычно мы фокусируемся только на предстоящей задаче: это помещение маленькое, значит, и красить его придётся недолго.

Даниэл Канеман подробно рассказывает об этом в книге «Думай медленно… Решай быстро». Он утверждает, что ошибки в планировании обычно связаны с двумя вещами:

  1. Мы не учитываем, сколько времени нам потребовалось для выполнения аналогичных задач в прошлом.
  2. Мы предполагаем, что не столкнёмся со сложностями, которые станут причиной задержек.

К чему приводит неверная оценка времени

Согласно данным Института управления проектами, всего чуть больше половины всех проектов завершаются в запланированные сроки.

Но одно дело — недооценить количество времени, которое нужно для покраски комнаты (это просто доставит вам немного неудобств). И совсем другое — совершать ту же ошибку в оценке рабочих задач и проектов. Здесь последствия могут быть гораздо более серьёзными.

В лучшем случае это приведёт к тому, что вам или вашей команде придётся работать сверхурочно. В худшем — к недостатку бюджета, маленькой прибыли, недовольству начальства и клиентов.

Как оценивать задачи правильно

Нужно перестать планировать, доверяя одной интуиции. Лучше использовать специальные техники.

1. Опирайтесь на предыдущий опыт

Психологи Канеман и Тверски рекомендуют: перед началом работы нужно не просто оценить, что предстоит сделать, а ещё и прикинуть, сколько обычно тратится времени на подобные задачи.

Например, вам нужно создать новую функцию для мобильного приложения — узнайте, сколько времени потратила ваша команда на аналогичную задачу. Хотите написать в блог пост длиной 4 000 слов — найдите данные о том, сколько часов или дней вам понадобилось в прошлый раз.

Если вы работаете в одиночку, самый простой способ собрать подобную информацию — использовать приложение для отслеживания времени. Применяйте его с разными типами задач, а позже используйте уже готовые отчёты.

Для деятельности в команде пригодится программное обеспечение для управления проектами. Большинство из них использует несколько способов сбора данных, например учёт фактического времени работы и построение диаграммы Гантта.

2. Попросите другого оценить вашу задачу

В 1994 году в журнале Американской психологической ассоциации «Личность и социальная психология» опубликовали результаты пяти исследований, проведённых Роджером Бюлером, Дейлом Гриффином и Майклом Россом.

Они подтвердили, что люди часто совершают ошибку планирования, описанную Канеманом и Тверски. Но обнаружилось ещё кое-что: мы часто неверно оцениваем затраты на собственные задачи, но при этом неплохо можем предсказать, сколько времени понадобится кому-то другому.

Учёные попросили участников исследования предположить, сколько времени потребуется на выполнение определённой задачи другому человеку. При ответе те гораздо чаще ссылались на имеющийся опыт. И даже когда его не было, их оценки были намного более рациональны, чем выводы тех, кто должен был выполнять задание.

Это происходит потому, что мы обычно с большим оптимизмом относимся к своим способностям. И гораздо более объективны, когда речь идёт о ком-то другом. Поэтому вместо того, чтобы пытаться оценивать задачи самостоятельно, попросите друга или коллегу сделать это за вас.

3. Составьте временной диапазон и учтите возможность задержек

Есть известные известные — вещи, о которых мы знаем, что знаем их. Есть также известные неизвестные — вещи, о которых мы знаем, что их не знаем. Но ещё есть неизвестные неизвестные — это вещи, о которых мы не знаем, что не знаем их.

Дональд Рамсфелд

американский политик

На эту цитату часто ссылаются в управлении проектами. Чтобы учесть неизвестные неизвестные, о которых говорит Рамсфелд, руководители используют так называемый конус неопределённости. Он предназначен для изображения диапазона времени, которого может потребовать задача.

Когда вы только начинаете работу над проектом, вы ещё мало о нём знаете. Поэтому фактическое время, необходимое для его завершения, может сильно разниться с прогнозом. Вы думаете, что работа займёт два дня, а реально может потребоваться восемь. Или всего несколько часов.

Но по ходу процесса этот диапазон сокращается. Однако точно сказать, сколько времени вам нужно, вы сможете только в конце — когда проект завершите.

И всё же конус неопределённости позволяет дать более точную оценку. Если вы мало знаете о предстоящем проекте, разделите предположительное время работы на четыре, чтобы найти нижний предел диапазона, и умножьте на столько же, чтобы определить верхний предел. В итоге получится, например, от 1 до 16 дней.

Если такой большой диапазон вам не подходит, используйте для учёта только верхний предел — тогда, предположительно, работа займёт 16 дней. Это не самое точное число, но, скорее всего, оно ближе к реальности, чем ваш первоначальный прогноз.

4. Оцените задачу по трём пунктам

Этот метод поможет быть объективнее. Для каждой задачи нужно дать оценку:

  • лучшего сценария;
  • худшего сценария;
  • наиболее вероятного сценария.

Первое число наверняка совпадёт с вашим первоначальным прогнозом. Оценка самого вероятного сценария может быть основана на опытных данных, которые у вас есть. А при оценке худшего нужно учитывать, сколько времени потребуется, если всё пойдёт не так.

Получив три числа, рассчитайте среднее значение. Например, если лучший сценарий развития событий — три дня, вероятный — пять дней, а худший — девять, просто сложите: 3 + 5 + 9 = 17. Затем разделите это число на три. Получается в среднем 5,67 дня — это и есть ваш прогноз необходимого времени.

5. Рассчитайте коэффициент погрешности

Стив Павлина, автор книги «Курс по личному развитию для умных людей», рекомендует посчитать коэффициент того, насколько вы ошибаетесь в планировании. В дальнейшем это число можно будет применять для всех ваших задач.

Дайте оценку времени для нескольких дел, которые вам необходимо выполнить в ближайшем будущем. Запишите ваши предположения. После окончания работы отметьте, сколько вы потратили в итоге.

Сложите всё запланированное время между собой. То же самое сделайте с фактическим. Теперь всё фактическое время разделите на первоначальную оценку — у вас получится нужное соотношение.

Например, вы подсчитали, что для выполнения нескольких задач потребуется 12 часов. А в итоге потратили 15. Коэффициент погрешности: 15/12 = 1,25. Это означает, что выполнение задач заняло у вас на 25% больше времени, чем вы планировали.

Теперь всегда умножайте свои первоначальные оценки на получившийся коэффициент погрешности — и они будут точнее.

6. Проводите оценку в самое непродуктивное время суток

Американский аналитик и автор деловой литературы Дэниел Пинк в своей книге «Таймхакинг. Как наука помогает нам делать всё вовремя» погрузился в исследования, касающиеся наших хронотипов — внутренних часов.

Он изучил, как они влияют на наше самочувствие в течение дня. И выяснил, что хронотипы не только контролируют нашу физическую и умственную активность, а ещё и определяют, в какое время суток мы наиболее креативны и когда склонны к позитивным и негативным мыслям.

Пинк ссылается на исследование Скотта Голдера и Майкла Мэйси, которые анализировали настроение людей по сообщениям в Twitter. Они обнаружили, что посты пользователей обычно малопозитивны именно в периоды спада продуктивности.

У большинства людей этот спад наступает в середине дня, сразу после обеда. По Голдеру и Мэйси маловероятно, что в это время у вас будет хорошее настроение. Именно это может помочь вам избежать излишней уверенности и оптимизма и в итоге — планировать эффективнее.

Таким образом, суть последнего метода — оценивать задачи, находясь на спаде продуктивности. Это примерно через шесть часов после пробуждения. Но можно и просто подождать, когда придёт чувство рассредоточенности и усталости.

По итогу работы проверьте, приблизились ли вы к реальности, планируя своё время этим способом.


Само понимание ошибки планирования поможет вам правильно оценивать задачи. Возможно, у вас не получится контролировать свою склонность завышать собственные способности. Но если осознаете, как влияет излишний оптимизм, и постараетесь это влияние снизить, то станете намного лучше управлять своим временем.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Читайте также 🧐

  • Как организовать свой день: методики гениев продуктивности
  • Как не срывать планы и укладываться в сроки
  • Простая система планирования для тех, кому надоели тайм-менеджмент, цели и списки дел
  • Почему контроль времени не работает

8
ОШИБОК ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА

Извлекай
пользу из каждой ошибки. 

(Людвиг
Витгенштейн)

    
Очень часто мы – учителя – сталкиваемся с такой проблемой как критика со
стороны наших более опытных коллег, которые, обсуждая проведенный нами  урок,
подмечают недочеты и открыто говорят об этом. Мы, конечно, понимаем, что не
может все пройти гладко, но критика всегда задевает в душе струну самолюбия,
которая затем отдается обидой (мы же тщательно готовились к данному
мероприятию), непониманием (что же мы сделали не так) и многими другими
чувствами, которые отнюдь не повышают самооценку. Наоборот, критика  является
теми граблями, наступая на которые, мы больно ушибаемся, опускаем руки и очень
часто теряем мотивацию к повышению профессионального уровня.

    
На что же нужно обратить внимание при планировании урока, чтобы, если и
услышать критику в свой адрес, то только по поводу того, что Ваш урок уже
закончен, а как хотелось бы еще раз встретиться  и перенять профессионализм, вдохновиться
творческим подходом и новизной используемых методов.

    
Для учителя планирование урока настолько же важно, как и сами методические
материалы, а, возможно, даже важнее.

    
Представьте, что учебник это автобус, на котором Вы с Вашим классом отправитесь
в путешествие под названием «Как научиться говорить по-английски». План урока –
это дорожная карта, которая поможет Вам проложить маршрут из пункта А в пункт
Б, где пункт А – это нулевая точка (отсутствие знаний), а пункт Б – это та
цель, к которой нужно стремиться (знание языка).

    
В любом путешествии есть вероятность того, что что-то пойдет не так. И, если Вы
отправитесь в путешествие с неправильной картой, Вы обязательно попадете в
беду.

    
Давайте рассмотрим некоторые ошибки при планировании, которые могут вызвать
отклонение от намеченного курса.

Взрыв: 8 точек: Отсутствие структуры урока
Взрыв: 8 точек: Планирование урока до знакомства с классом Взрыв: 8 точек: Отсутствие четкой 
цели

 

8
серьезных ошибок при планировании урока

Ошибка
1
: планирование урока до знакомства с классом

    
Бывают случаи, когда мы приходим на замену в класс, в котором мы прежде не
работали или начинаем работать в классе после другого учителя. Мы желаем
показать детям все свое мастерство, не учитывая их возможностей, не давая им
времени на адаптацию и, конечно же, расстраиваемся, когда не видим сиюминутных
результатов.

    
А Вы хотели бы отправиться в путешествие с друзьями, не зная, что они хотят
увидеть или чем они интересуются? Возможно у них свои надежды и ожидания от
путешествия. Безусловно, у Вас есть программа курса с перспективой на будущее,
однако это всего лишь список того, что ваши ученики должны знать, чтобы достичь
определенного уровня. Планирование урока (то, что Вы будете делать на каждом
определенном этапе) должно начинаться только после того, как Вы получили
максимум информации о целях, ожиданиях и интересах ваших учеников.

Ошибка
2
: отсутствие четкой цели

    
Обдумывайте каждый свой урок. Что Вы хотите, чтобы ваши ученики знали к концу
урока? Выучили
Past Simple?
Или, что еще лучше, научились рассказывать о событиях, которые произошли в
прошлом? Как только Вы четко поставите перед собой цель, все остальное, включая
задания, которые Вы выберите для достижения этой цели, станет на свои места.

Ошибка
3
: отсутствие структуры урока

    
Программа курса это большая картина всего Вашего путешествия. План каждого
урока это то, что вы будете делать во время каждой остановки, чтобы еще на один
шаг приблизить учеников к главной цели. Но этого недостаточно. Нужно не просто тратить
45 минут на каждую остановку, а необходимо иметь четкий план действий на каждую
из них.

Ошибка
4
: отсутствие разнообразия

    
Когда Вы отправляетесь в путешествие, Вы хотите не только полюбоваться
пейзажем, но и получить удовольствие от того, что могут предложить крупные
мегаполисы и уютные деревушки. Разнообразие это ключ. Следите за тем,
чтобы в ходе урока Вы использовали видео, музыку, игры, работу в группах и в
парах и т.д.  Не забывайте: все, что Вы используете на уроке, должно служить
первоначальному замыслу – достижению цели.

Ошибка
5
: использование одних и тех же планов-конспектов
урока

    
Возможно, учебник у Вас будет такой же, как и в прошлом году, но неужели и
ученики остались такими же? Каждый класс, каждая группа абсолютно разные. Планы-конспекты
уроков, которые Вы использовали в прошлом году, могут не подойти именно для
этой группы учащихся. Более того, обдумывая новый план-конспект, постарайтесь
что-то изменить или добавить. Каждый год появляются новые фильмы, песни,
интересные задания, которые станут значимым дополнением к готовому конспекту.
Если Вам нравятся предыдущие планы-конспекты, пожалуйста, используйте их, но не
забывайте сделать соответствующие поправки, чтобы план-конспект наилучшим
образом подходил именно для данной группы учащихся.

Ошибка
6
: использование ИКТ ради ИКТ

    
Сейчас все используют ИКТ на уроках. Возможно, и Вам следует ввести в свой урок
работу с компьютером или интерактивной доской? Да? Нет!!! Конечно же,
существует огромное множество удивительных вещей, которые Вы можете применить
на уроке, используя компьютер или интерактивную доску,  но ИКТ следует
использовать только тогда, когда это поможет Вам достичь цели. Например, Ваша
цель научить детей узнавать направление и давать инструкции о направлении и Вы
хотите использовать для этого настоящую карту, которой, к сожалению, не
располагаете. Вот как раз в этом случае Вам действительно необходимо
использовать онлайн-карты и компьютер.

Ошибка
7
: охватить весь материал, а не учить детей

    
Если Ваша цель «Закончить главу», то, честно говоря, это не очень хорошая цель.
Да, у вас есть программа, которой Вы руководствуетесь. Да, у вас есть план-конспект
урока, который Вам нужно выполнить. Но приоритетом является то, с каким новым
багажом знаний уйдут с урока Ваши ученики.

Ошибка
8
: отсутствие запасного плана

    
Вы подготовили удивительный урок с использованием мультимедийной доски, видео-
и аудиосопровождением, чтобы у ваших учеников была возможность потренироваться
в аудировании, но как раз в тот момент, когда Вы включаете компьютер, Вы
понимаете, что отсутствует подключение к Интернету. Что же делать? Отказаться
от Вашего первоначального плана и просто играть с ними в игры оставшуюся часть
урока?… Используя ИКТ на уроках, Вы должны иметь запасной план на случай,
если что-то пойдет не так. У Вас всегда должен быть запасной вариант, другой
маршрут, по которому Вы пойдете для достижения цели урока. Если Ваша цель –
отработка навыков аудирования, у Вас должно быть наготове еще одно запасное
упражнение (возможно на
CD или то, которое
Вы сможете прочитать вслух). Такая подстраховка поможет Вам легко и
непринужденно заменить одно упражнение другим, не отступая при этом от
намеченной цели.

    
Планирование не просто важно, а чрезвычайно важно, т.к. оно дает учащимся ощущение
структуры.
У них возникает уверенность, что во время путешествия Вы
находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут
знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и
надежным маршрутом.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

182

Добавлен:

11.02.2016

Размер:

1.86 Mб

Скачать

Педагогические ошибки в планировании урока

Нечеткость
в постановке конкретных целей и задач
урока
.
Зачастую
цели урока формулируются как познавательный
материал, который необходимо усвоить
учащимся. Цели урока должны быть связаны
с поведением учащихся и должны включать
описание конкретных умений и навыков,
которыми должен овладеть учащийся в
ходе урока. Например, ошибочная постановка
цели урока: «Познакомить учащихся с
зимними изменениями в природе». Правильно
поставленная цель: «Сформировать у
учащихся умение выявлять и анализировать
изменения в природе зимой».

Отсутствие
подробного
плана урока
.
В педагогической среде бытует мнение,
что не нужен подробный план урока, что
он препятствует творческой самореализации
учителя. В этой связи иногда ссылаются
на работу учителей-новаторов. Например,
учитель литературы Е. Ильин пишет о том,
что, входя в класс, он не знает точно,
как начнет урок. Но в арсенале этого
педагога имеется сто заготовок начала
урока, каждая из которых подробно им
разработана и апробирована.

Недостаточная
продуманность сценария обучения.

Составляя план урока, некоторые учителя
не продумывают его сценарий: кто будет
писать на доске, как будет осуществляться
проверка, какие ошибки могут быть
допущены, какими умениями должны овладеть
учащиеся при выполнении определенного
упражнения и т.д. Такая ошибка приводит
к тому, что цели урока не достигаются,
учащимся непонятно, как делать то или
иное задание. Не обеспечивается занятость
всех учащихся на уроке (кто-то быстро
выполнил задание и бездельничает, не
имея следующего).

Педагогические
ошибки во взаимоотношениях с учащимися
:

  • Боязнь
    решительных действий.

    Данная ошибка заключается в том, что
    учитель как бы отгораживается от сложных
    проблем общения, надеясь на то, что все
    благополучно разрешится без его
    активного участия. Тактика выжидания
    еще больше обостряет сложившуюся
    ситуацию, Сложные ситуации во
    взаимоотношениях с учащимися, как
    правило, возникают из-за инертности,
    нерешительности и запоздалых действий
    учителя.

  • Отсутствие
    четких правил.

    Учитель с первого занятия должен
    поставить учеников в известность о тех
    правилах и нормах, которые необходимо
    соблюдать. Отсутствие четких правил
    порождает беспорядок.

  • Непоследовательность.
    В педагогической практике имеют место
    случаи, когда учитель выдвигает
    педагогическое требование, но не
    добивается его выполнения или же
    требования одного учителя противоречат
    требованиям другого. В таких случаях
    все учащиеся класса начинают игнорировать
    требования педагогического коллектива.

  • Неоправданная
    снисходительность.

    В педагогической практике встречается
    ситуация, когда учителя, особенно
    начинающие, считают, что чем мягче и
    снисходительнее относиться к учащимся,
    тем благоприятнее они выглядят и тем
    значительнее результаты обучения. На
    самом деле ученикам по душе умеренная
    строгость. Отрицательное влияние
    неоправданной снисходительности
    заключается в том, что у учащихся не
    вырабатываются умения самоконтроля,
    создаются неблагоприятные условия для
    усвоения знаний.

  • Жесткий
    стиль.

    Нередко учителя (более всего это
    свойственно начинающим) прибегают к
    жесткому стилю руководства, опасаясь,
    что им не удастся другим способом
    удержать класс под контролем. Держа
    класс в постоянном напряжении, можно
    добиться дисциплины на короткое время.
    Но постоянное применение жесткого
    стиля, использование окриков и угроз
    приводят к срыву нормального учебного
    процесса.

  • Педагогические
    действия на уровне эмоциональных
    реакций.
    В
    педагогической практике часто встречаются
    ситуации, когда учитель буквально
    окутан облаком негативных эмоций:
    гнева, раздражения, не всегда понятной
    обиды на учеников. В таком случае в
    педагогическом процессе преобладают
    эмоциональные реакции, на основе которых
    действует учитель. При этом, как правило,
    он уходит от анализа ситуации, что
    порождает множество педагогических
    ошибок. Следует осознавать, насколько
    важно контролировать свои эмоции.

  • Неосторожные
    замечания, нетактичность в общении с
    учащимися
    .
    Одно неосторожно сказанное учителем
    слово может получить широкий резонанс.
    Это негативно отражается на учащихся,
    непосредственно на самом учителе,
    педагогическом коллективе школы.

  • Панибратские
    отношения, заигрывание с учащимися,
    фамильярность.

    При самых дружеских чувствах учитель
    должен соблюдать известную дистанцию
    с учениками во избежание панибратского
    отношения с их стороны. Педагог должен
    избегать любых заигрываний с учениками
    ради завоевания дешевой популярности.
    Излишняя фамильярность со стороны
    учителя может породить неуважение к
    педагогу.

  • Недостаточное
    знание учащихся, игнорирование
    индивидуального подхода.
    Не зная индивидуальных особенностей
    своих
    учащихся,
    учитель не может рассчитывать на успех.
    Педагогу не следует забывать об
    индивидуальном подходе к учащимся, об
    их личностных особенностях и проблемах.
    Задача учителя – помочь каждому ученику
    раскрыть свои потенциальные возможности
    как уникальной личности. Учитель, для
    которого все ученики на одно лицо,
    быстро теряет свой авторитет.

  • Недооценка
    беседы с глазу на глаз.

    Среди учителей еще встречаются любители
    «публичной порки». Есть и другие, которые
    пытаются решить индивидуально-психологические
    проблемы отдельных учащихся на
    обезличенной основе, публично, в
    присутствии всего класса. В сложных
    вопросах мотивов и побуждений, плохой
    адаптации, дисциплины и личных
    взаимоотношений требуются осторожность
    и деликатность. В индивидуальной беседе
    учитель может лучше понять ученика,
    помочь в решении проблем, достичь более
    тесного взаимопонимания.

  • Чрезмерное
    увлечение индивидуальным подходом.

Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ошибка планирования

Ошибка планирования – когнитивное искажение, которому подвержен практически каждый. Суть его заключается в излишнем оптимизме при оценке времени, требуемого для выполнения задачи. Вспомните, как часто с вами случалось, что вы планировали выполнить задачу за час, но уходило полтора? Как часто какое-то дело занимало больше времени, чем вы рассчитывали, и вам приходилось спешно менять график? В статье вы поближе познакомитесь с этим когнитивным искажением и узнаете, как с ним бороться.

Эксперименты, в которых вы можете узнать себя

Ошибка планирования в отношении личных задач. В ходе исследований у 37 студентов спросили, сколько времени им потребуется, чтобы завершить работу над дипломной работой. Средняя оценка требуемого времени составила 33,9 дня. По факту на работу ушло в среднем 55,5 дня. Правильную оценку смогли дать только 30% студентов.

Ещё одно показательное исследование было проведено в 1997 году в Канаде. Налогоплательщиков попросили спрогнозировать время, когда они отправят свои налоговые декларации. В среднем они сделали это на неделю позже, чем предполагали. Важно то, что они помнили, когда отправили налоговые декларации в прошлом году, но были уверены, что в этот раз справятся быстрее. Отсюда следует вывод, что даже учёт прошлого опыта далеко не всегда помогает избежать ошибки планирования.

Ошибка планирования в отношении коллективных задач. Этому когнитивному искажению подвержены не только единичные индивиды, но и сразу группы людей, коллективы. Это было доказано исследованиями, смысл которых аналогичен индивидуальным экспериментам.

Объяснения ошибки планирования

Учёные выдвигают ряд возможных объяснений этого когнитивного искажения, рассмотрим некоторые из них:

  1. Канеман и Тверски утверждают, что люди не используют прошлый опыт решения подобных задач в полной мере. Они сосредоточены на более оптимистичном сценарии.
  2. Также существует мнение, что люди хотят выдавать желаемое за действительное, то есть они считают, что задача будет выполнена быстро по той причине, что хотят, чтобы она была выполнена быстро.
  3. Ещё одно объяснение основано на казуальной атрибуции. Люди уверены, что в прошлом они справились с задачей медленно из-за влияния каких-то внешних факторов и, конечно же, в этот раз они справятся быстрее и лучше.
  4. Одна любопытная гипотеза гласит, что люди просто неправильно запоминают время, которое им требовалось на выполнение аналогичных задач в прошлом.

Расширенное определение ошибки планирования

Канеман и Ловалло предложили расширить смысл термина и включить в понятие ошибки планирования также и недооценку затрат и рисков.

Исходя из этого определения, ошибка планирования означает и то, что люди неправильно оценивают количество всех ресурсов, требуемых для выполнения задачи. К примеру, знаменитый Сиднейский Оперный театр был открыт на 10 лет позже и обошёлся не в 7 миллионов долларов, как планировалось, а в 102 миллиона, то есть в 14,5 раза дороже.

Способы борьбы с ошибкой планирования

Правильный анализ предыдущего опыта. Да, возможно, в прошлый раз вам что-то мешало и вы могли справиться с задачей быстрей. Но с чего вы взяли, что вам ничего не будет мешать на этот раз? Идеальных условий не бывает, примите это и учитывайте при планировании.

Также будет полезно при выполнении задач следить за временем. Вы должны знать, сколько времени у вас примерно уходит на то или иное дело.

Составляйте план реализации. План реализации – конкретный список того, как, когда и где нужно действовать. Такие планы помогают более реалистично смотреть на поставленную задачу и пути её решения.

Ещё это мобилизует волевые качества и становится дополнительным стимулом к действию.

Разделите на части. С ошибкой планирования связан любопытный эффект: время, которое отводится на выполнение задачи в целом, меньше, чем суммарное время, отводимое на выполнение каждой из частей этой задачи.

Разделите дело на составные элементы, а уже потом прогнозируйте необходимое время.

Планируйте правильно и достигайте намеченных целей. Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

§1. Планирование в образовании

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.

Планирование работы педагога  предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

К плану предъявляется ряд требований:

1.              Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.

2.              Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.

3.              Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).

Планирование – процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.

§2. Виды и структура педагогических планов

В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.

Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По охвату содержания:

Тип плана

Содержание

Пример

Комплексный (общий)

Все направления и виды деятельности

План социально-педагогической работы

План досуговой деятельности

Тематический

Одно направление или один вид деятельности

План изучения темы

План работы с родителями

План самообразования

Предметный ((план-конспект))

Одно конкретное мероприятие

План занятия

План тренинга

План этической беседы

2) По длительности периода:

Тип плана

Период

Пример

Долгосрочный

Год и более

Образовательная программа УДО

План работы кружка, секции

Этапный (средней перспективы)

Конкретный временной отрезок менее года

План просветительных  лекций  на полугодие

Краткосрочный

Часть периода, этапа (на месяц, неделю)

План «Декады помощи ветеранам»

План «Недели птиц»

Оперативный

План на день

План «Дня здоровья»

План экскурсионного дня

3) В зависимости от субъекта планирования:  индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования

Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:

1.              Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.

2.              Перспективный план работы педагога, включающий разделы:

·                 план воспитательной работы;

·                 план методической работы;

·                  план работы кабинета;

·                 план работы с родителями;

·                 план работы кружка, секции и т.п.;

3.              Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).

4.              Рабочие, ежедневные планы работы педагога.

Перспективный план  может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.

4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.

Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:

·                 конкретный срок (неделя или дата);

·                 основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);

·                 задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).

Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.

Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.

§4. Технология составления планов

План – важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:

1)  Подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.

2) Аналитический — анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа.

3) Моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.

4) Заключительный (оформительский) – выбор структуры плана и его оформление.

Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:

1.              Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2.              Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3.              Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.

4.              Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.

5.              Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.

6.              Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.

7.              Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

8.              Оформление (написание) плана.

В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).

  • Ошибкой первого рода является ошибочное признание годной продукции бракованной
  • Ошибкой первого рода при проверке статистической гипотезы является
  • Ошибкой первого рода при проверке статистических гипотез называется ошибка при которой
  • Ошибкой обучения нейронной сети называется
  • Ошибкой какого рода называется ситуация когда отвергнута правильная нулевая гипотеза