Ошибочное образование формы числительного примеры ошибок

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.


А какая ваша оценка?

Имя
числительное – лексически замкнутая
категория, насчитывающая
всего несколько десятков слов и уже не
пополняющаяся
новыми образованиями. Несмотря на это,
усвоение
форм числительных представляет собой
достаточно сложный
процесс, и ошибки здесь встречаются
часто.

1.
Большое их количество связано с
употреблением состав
ных
форм имен числительных.

Правила склонения этой части
речи просты – при
склонении составных количественных
числительных
изменяются все входящие в него слова,
при
склонении
составных порядковых числительных –
только
последнее
слово:

«Течение
реки достигает 120 (ста двадца
ти)
– 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В
ночь на 26 (двад
цать
шестое) июня шел дождь».

2.
При образовании словосочетаний
«числительное + существительное, имеющее
только форму множественного числа
(сутки, сани, ножницы, брюки, очки)»,
используются собирательные (до 5) или
количественные (с 5) числительные:

«двое (трое,
четверо) суток» — «пять (шесть, семь и
т.д.) суток». Если
необходимо показать количество предметов,
обозначенных
существительными только во множественном
числе, от 22
до 24 использовать собирательное
числительное нельзя и нужно
прибегнуть к лексической замене: нельзя
сказать «двадцать
двое (трое, четверо) ножниц», но можно
«двадцать ножниц
и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

3.
Часто встречается в речи неверное
употребление собирательного
числительного «оба (обе)».

4.
От родовой принадлежности существительного
зависит склонение
числительного «полтора». Мужской и
средний род в
именительном и винительном падежах
принимают форму «полтора»,
в остальных падежах – «полутора».
Женский род в
именительном и винительном падежах –
«полторы». В остальных
– «полутора». При этом существительные
изменяются
в соответствии с правилами.

13.7 Ошибки при образовании форм глагола и ошибки, связанные с причастиями

Характерной
особенностью русских глаголов является
наличие двух формообразующих основ:
основы инфинитива (открытая
основа) и основы настоящего времени
(закрытая основа).

Открытая
основа

– основа на гласную. К ней, как правило,
прибавляются
формообразующие морфемы (суффиксы и
окончания),
начинающиеся с согласной, например
суффикс -л-
прошедшего
времени, суффиксы причастий прошедшего
времени и т. д.: «жить – жил – живший»,
«дать – дал – давший».

Закрытая
основа

– основа на согласный, и к ней прибавляются
формообразующие морфемы, начинающиеся
с гласного звука, например, суффиксы
-ащ-
(-ящ-), -ущ- (-ющ-)

причастий
настоящего времени: «читаю [й’у] –
читающий[й’у], «курю
[й’у] – курящий [й’а]».

Можно
выделить следующие типы ошибок в
образовании глагольных форм:

1)
неверное образование
глагольной основы;

2)
несоблюдение чередований в основе
настоящего времени;

3)
унификация основ инфинитива и прошедшего
времени;

4) деформация
разноспрягаемых глаголов;

5)
ненормативное образование форм
повелительного наклонения;

6) заполнение
«пустых клеток» в парадигме.

1)
неверное образова
ние
глагольной основы:
«дремать
– дре
маю»,
«шептать – шептаю», «скакать – скакаю»,
«жаж
дать
– жаждаю»;

2)
несоблюдение чередований в осно
ве
настоящего времени:
«берегу,
берегут» –
«бережёшь,
бережёте, бережём, бережёт
».
В речи довольно часто
встречаются формы «берегёт»,
«стерегёт
»
и т. д.

3)
унификация основ инфинитива и
прошедшего
времени:
«мокнул
под дождиком», «сохнул на солнышке»,
«исчезнул вдали»
.
Иногда, напротив, основа сокращается:
«Зачем
из моей
сумки
всё вытряхли

(правильно – «вытряхнули»).

4)
деформация разноспрягаемых глаголов:
«Бегим
скорее домой»

или «Он
сказал, что не хотит идти с
нами».
У А. П. Чехова одна из героинь говорит:
«Они
хочут
свою
образованность показать».

5)
ненормативное образование форм
повелительного на
клонения:
«Закончь
эту работу побыстрее!».

Наиболее
распространенной ошибкой в образовании
формы повелительного
наклонения являются не соответствующие
норме
формы от глагола «ехать».
Потребность в этой форме чрезвычайно
велика, так как глагол весьма употребителен
в повседневной
речи. Формы «ехай(те)»
и «едь(те)»

носят ярко выраженный
просторечный характер и не могут быть
рекомендованы
для употребления. В качестве замены
следует использовать
глагол «поезжай
(те)».

Он образован от устаревшего глагола
«поезжать»,
практически вышедшего из употребления.

6)
заполнение «пустых клеток» в парадигме:
так,
некоторые глаголы с основой на «Д», «Т»,
«3» не имеют нормативной формы 1-го лица
единственного числа настоящего или
будущего времени по фонетическим
причинам: дерзить,
победить, очутиться, дудеть, гудеть,
ощутить,
ерундить, затмить, убедить, чудить,
шкодить
.
При необходимости
использовать глаголы именно в форме
1-го лица пользуются
описательной конструкцией – «я
попытаюсь убедить», «я могу победить»,
«я хочу ощутить», «я не буду шкодить
».
Однако в речи встречается и ошибочное
образование таких
форм: «Никогда
я не думал, что очутюсь в такой ситу
ации».

Основные приёмы
создания видовых пар глагола следующие:

  • образование
    глаголов совершенного вида при опоре
    на глаголы
    совершенного вида: писать
    – НАписать, кричать – крикНУть
    ;

  • образование
    глаголов несовершенного вида от основы
    глаголов совершенного вида: налить
    – налиВАть, на
    грузить
    – нагруЖАть.

В
ряде случаев видовая пара представлена
глаголами с разными
корнями: «класть
– положить», «брать – взять».

Большая группа глаголов не охвачена
видовыми соотношениями.
Это одновидовые глаголы совершенного
вида (ринуться,
очутиться)
и несовершенного вида (бежать,
наблюдать
).

Речевые
ошибки при образовании видовых пар
глагола
возникают
в следующих случаях.

1.
Не соответствующее норме образование
парных глаголов
совершенного и несовершенного вида
встречается чаще всего
в следующих случаях:

а)
если
при образовании видовой
пары
говорящий движется от совершенного
вида к несовер
шенному,
в то время как в нормативном языке
существует нужная видовая пара, в которой
глагол совершенного вида
образован
от глагола несовершенного вида
.
Например, от глагола
несовершенного вида «делить»
образован глагол совершенного
вида «разделить»,
и это нормативное образование. В речи
можно
встретить дальнейшее образование
глагола несовершенного
вида от глагола совершенного вида:
«Сегодня
на уроке
мы
учились разделивать целые числа»
;

б)
образование
парного глагола несовершенного вида
часто сопровождается чере
дованием
гласных О//А
:
«рассмотреть
– рассматривать», «рас
спросить
– расспрашивать», «расстроить –
расстраивать»,
«размочить
– размачивать».

Эти чередования исторически сложившиеся,
традиционные и достаточно сложны для
усвоения,
поэтому встречаются ошибки, связанные
со стремлением
унифицировать видовые пары, ликвидировать
чередование:
«В
лесу было так хорошо, что мне не хотелось
укорочивать
дорогу и идти полем»;

в)
при
ненормированном исполь
зовании
суффикса
-ну-
возникает ошибка заполнения «пус
тых
клеток» в парадигме
.
Языковая система предусматривает
возможность образования глагола со
значением мгновенности,
однократности действия от любого
глагола, обозначающего действие,
поддающееся расчленению. Эта возможность
может
быть реализована не всегда. Сравните,
«свистеть
свистнуть»,
«лизать – лизнуть»
.
«У
них есть такой специальный пистолет:
стрельнешь, и
газ
зажжётся».

2. Супплетивными
(франц.
suhhletif
– добавочный) формами называются формы
одного и того же слова, образован
ные
от разных корней
:
«человек
– люди», «хороший – луч
ше»,
«много – больше», «мало – меньше», «я
– меня»
.
Встречаются
такие формы и среди глаголов: «говорить
– ска
зать»,
«ловить – поймать».

Разнокоренных видовых пар глаголов в
современном русском языке немного, но
ошибки в их унификации (устранение
супплетивизма) встречаются весьма
часто.
Прежде всего они связаны с ненормативным
употреблением
глаголов «класть
– положить», «раскладывать – раз
ложить»,
«прокладывать – проложить», «складывать
– сло
жить»:
«Мы ваши документы покладём в папки и
сдадим в
приёмную
комиссию».

3. Существуют
двувидовые глаголы (около 200), которые
способны
менять свое видовое значение без каких
бы то ни
было
изменений в материальной (звуковой или
письменной)
оболочке:
например, «ранить»,
«обещать», «велеть», «жениться».

Наличие таких глаголов представляется
парадоксальным, однако
они широко распространены и употребительны.
В их использовании
ошибка понимания влечёт за собой ошибку
говорения
и письма, когда носителем языка двувидовый
глагол
ощущается как одновидовый, и говорящий
создает ему пару:
«Принц
поженился на Дюймовочке».

Ряд
затруднений в создании глагольных форм
возникает в
связи
с отсутствием в школьной программе
сведений о так называемых недостаточных
(дефективных) и изобилующих
глаголах.

Недостаточные
глаголы

не имеют отдельных личных форм, чаще
всего
формы 1-го лица. К ним относятся:

1)
свыше 1500
глаголов, обозначающих действия, которые
не могут быть
отнесены к говорящему лицу и его
собеседнику: доиться,
телиться (животный мир), колоситься,
разрастись (растительный мир), горчить,
ржаветь (конкретные предметы), впи
таться,
капать (неживая природа), рассосаться,
слипнуться
(организм
человека), гласить, заключаться
(отвлеченные значения);

2)
глаголы, не имеющие формы 1-го лица
единственного
числа настоящего или будущего времени
(о них мы говорили
выше).

Изобилующие
глаголы

имеют двоякие формы настоящего времени:
одну без чередования конечных согласных
основы неопределенной
формы и настоящего времени (полоскать
полоскает),
другую – с чередованием (полоскать
– полощет
).
Эти
формы отличаются стилистически, а иногда
и несут разное
смысловое содержание. Стилистическое
различие состоит в
том, что все формы без чередования
согласных употребляются
преимущественно в разговорной речи и
просторечии (колыхает,
махает, мурлыкает, плескает, рыскает,
кудахтает
),
а формы
с чередованием присущи литературному
языку (колышет,
машет, мырлычет, плещет, рыщет, кудахчет).

Ошибки,
связанные с причастиями, можно разбить
на две группы:

1) которые
возникают при образовании форм при
частий.
Действительные причастия, образованные
от глаголов совершенного
вида, имеют только две временные формы
– настоящего и прошедшего времени,
поэтому неграмотными будут
высказывания «ученик,
сумеющий выполнить задание
в
срок», «собака, попытающаяся достать
палку из воды».

Не
образуются причастия от глаголов в
условном наклонении. Если необходимо
передать соответствующую информацию,
причастный оборот заменяют определительным
придаточным: «Все,
пожелавшие бы приехать на курорт, получат
такую
возможность»
(неверно)
– «Все, кто пожелает приехать на курорт,
получат такую возможность»

(верно).

Суффикс
страдательного причастия прошедшего
времени -т-
иногда
используется вместо суффикса -нн-
этой же формы: «сдатый»,
«порватый».

Подобные ошибки возникают под влиянием
просторечия. Встречается (хотя и реже)
обратное явление:
«Все
орехи к приходу мамы были расколонные
»
(правильно
«были
расколоты
»).

Чрезвычайно
часто встречается отбрасывание
возвратного постфикса
-ся
в причастиях. Этот постфикс имеет не
только возвратное,
но и страдательное значение – описываемый
предмет
испытывает чье-либо воздействие. В
предложении «Владельцы
участков вносят в казну города земельный
налог, устанавливающий в соответствии
с законодательством
»
отсутствие
постфикса -ся
в причастии приводит к тому, что налог
устанавливает
сам себя. В этом случае возможны два
варианта
исправления высказывания – использование
действительного
причастия «устанавливающийся» или
страдательного «устанавливаемый».

2)
которые
связаны с употреблением причастий
.
Речевые
ошибки возникают при употреблении
страдательных
причастий в значении действительных.
Возможно, они
связаны с осмыслением непереходных
глаголов в качестве
переходных. Так, например, глагол
«лопнуть»
иногда получает
в речи значение «сделать
что-либо, чтобы лопнул
».
Тогда
становится возможным образовать от
него страдательное
причастие: «Зачем
ты мне лопнутый стакан даешь

(то же
самое – «выигранный
билет», «растаянная вода
»
и проч.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки в употреблении числительных примеры. Морфологические ошибки

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), «(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи — имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Карагандинская обл. г.Шахтинск

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… . 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….……. . 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………. ……. . 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………. …. ……… . 9-10

Список литературы. ……. …..12

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

сбор и анализ литературных данных;

сбор статистических данных;

анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория — это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел ( два плюс три — пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах ( два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету ( третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три — числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения ( два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть — шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста — трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять — двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам ( правильное употребление — неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

− с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

− с существительными имеющими форму только множественного числа;

− с личными местоимениями;

− с названиями детенышей животных;

− в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

− с существительными, называющими парные предметы;

− с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы — буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. — М., 1992.

Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но гак нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного. Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление«, «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных. Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Данное решение обязательное для исполнения.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ъ».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Обратите внимание

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

источники:

https://belkaim.ru/gastroenterology/oshibki-v-upotreblenii-chislitelnyh-primery-morfologicheskie/

  • Главная
  • Народные восстания, войны
  • Первый — последний
  • Дробные числительные. Морфологические признаки, синтаксическая роль.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.

Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм имён числительных.

 

Склонение числительных.

Количественные числительные, обозначающие целые числа.

 Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

 Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью( восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти

Количественные дробные числительные.

Изменяются следующим образом: числитель — как целое число, знаменатель — как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых

 Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста.

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.

Собирательные числительные.

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых

 Числительные оба, обе.

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих

 Порядковые числительные.

Это числительные, отвечающие на вопрос  какой и обозначающие порядок предметов при счёте.  При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п.  о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

  • Запомните, правильно задавайте вопрос: до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то ( до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает?  До стольки-то)

  • ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

  • Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде

 Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.

И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября
  • Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником  Восьмое марта.

Собирательные числительные.

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей( можно и два друга, три товарища).
  • С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.
  • С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.
  • С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.
  • С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.
  • Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово — существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

  • Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: миллион рублей, о миллионе рублей.

  • При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока ,НО пять дней, семь яблок.

  • Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.
  • НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить  данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штука: двадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных.

  • С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц  (верно: две подруги, три работницы).
  • С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре  слона).

E-mail

Ошибки в употреблении

Неверное употребление составных числительных, в конце которых есть два, три, четыре.

Такие числа в И.п. или В.п. могут использоваться только с существительными в ед.ч.

Неправильно: мы провели двадцать два мероприятий.

Правильно: мы провели двадцать два мероприятия.

Неправильное согласование “обе” и “оба”.

Они могут изменяться по родам: оба стакана (м.р.), обе кружки (ж.р.), оба облака (ср.р.).

Они склоняются:

Р.п. – обОих портретов, обЕих чашек;

Д.п. – обОим младенцам, обЕим женщинам;

Они не способны изменяться по числам!

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки: по обеим маршрутам, на обеих станциях.

Правильно: по обоим маршрутам, на обеих станциях.

Неуместное употребление собирательных числительных.

Эта часть речи может сочетаться с:

  • Именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Неверно: двое женщин пошли в магазин.

Верно: двое мальчиков пошли в магазин.

  • Личными местоимениями.

Неверно: они были шестеро.

Верно: их было шестеро.

  • Названиями только детенышей животных.

Неверно: в доме было семеро котов.

Верно: в доме было семеро котят.

  • Существительными люди, дети, ребята, лица.

Пример: в саду гуляли шестеро ребят.

  • Причастиями и прилагательными, которые могут выступать в роли существительных.

Пример: двое вышедших, трое больных.

  • Существительными, стоящими только во множественном числе или называющими парные предметы.

Например: трое брюк, семеро суток.

Ошибки в употреблении числительных

С остальными словами сочетать эти числительные нельзя!

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Чтобы не допускать ошибок в образовании формы этих числительных, можно изучить приведенные таблицы.

Полтора

Ошибки в употреблении числительных

Полтораста

Ошибки в употреблении числительных

Примеры ошибок в употреблении таких числительных: «полторы тысяч евро», «в проекте участвовали более полтораста девушек».

Путаница в обозначении дат

Порядковые числительные управляют именами существительными датами, то есть при склонении имя существительное в этом случае не меняет форму. В таком случае название самого месяца ставят в Р.п.: «восьмое марта», «девятое мая».

После «праздник», «дата» и «день» порядковое числительное надо писать с заглавной буквы и ставить в И.п.: «сегодня день Девятое мая», «через две недели наступит праздник Первое сентября».

Неправильно: поздравляю с Восьмым мартом.

Правильно: поздравляю с Восьмым марта.

Ошибки в склонении

В порядковом числительном, если его склонять, изменяется только последнее слово (семьдесят пятый), а в качественном – обе части (шестидесяти трем). В сложных числительных изменяются все слова (восьми тысяч восьмидесяти шести), в количественных составных тоже (девятисот восьмидесяти двум).

Неграмотное употребление числительного: «она родилась в двух тысяч двадцатом году». «Ей еще нет двадцать пять лет».

Правильно: «она родилась в две тысячи двадцатом году» (порядковое). «Ей еще нет двадцати пяти лет» (составное количественное).

Ошибки в употреблении числительных

Собирательные числительные

Они изменяются точно, как и имена прилагательные, и стоят во множественном числе, например: двое мужчин, двоих мужчин, двоим мужчинам.

Дробные числа

В этих словах знаменатель склоняется как порядковое числительное в мн.ч., а числитель – как целое число.

Примеры ошибок в употреблении этих числительных: «одна целая трех седьмых», «одной целой шесть девятых».

Исправленные: одной целой трех седьмых, одной целой шестью девятых.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в образовании

Самой типичной ошибкой в употреблении числительных является неправильное образование слов сорок, девяносто и сто, примеры: в отеле больше сто человек, мы съели больше сорок бургеров.

Во всех падежах (кроме И.п. и В.п.) эти слова существуют в неизменяемой форме: сорока, девяноста, ста.

Ошибки в согласовании с другими частями речи

Связь определений и числительных

Правило:

  1. Если определение стоит после количественного числительного и сочетается с существительными мужского рода, то оно должно стоять в Р.п. Пример: два красивых автомобиля, пять новых удостоверений.
  2. Если определение расположено после числительного и сочетается с существительным в женском роде, то оно ставится в И.п., например: четыре пустые бутылки, три чистые салфетки. Неграмотно будет сказать: четыре красивые автомобиля или три чистых салфетки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего, в котором употреблено числительное

Составное количественное имя числительное, в конце у которого стоит один, в случае подлежащего согласуется со сказуемым в ед.ч.: сорок один цветок в букете, тридцать один телефон в магазине.

Если количественное числительное входит в предложении в подлежащее и оканчивается на два, три и т.д., то оно связывается со сказуемым в ед.ч и ср.р и во мн.ч.: двадцать пять девочек прибежали (прибежало) на дискотеку.

Ошибки в связи числительных с именами существительными

Порядковые числительные зависят от имен существительных полностью: в числе, падеже и роде. Другие числительные могут быть и главными, а могут зависеть:

  • В И.п. числительное (исключение – один) управляет существительным, а в других падежах зависит от него. Например: ехали три (не трое!) девушки (управление), расскажу о четырех (не четыре!) видах мышей (согласование).
  • Зависимое от числительного существительное обычно используется в Р.п.: девять собак. Существительные с числительными с два и т.д. находится в В.п.: выпустить трех собак.
  • Два, оба, полтора образовывают одновременно обе связи: управление (управляют родительным падежом) и согласование (согласуются в роде) вместе: две игры, полтора пакета, обе майки, оба чехла.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в правописании

В употреблении числительных на письме самой частой ошибкой является пропущенный мягкий знак, примеры: девятсот рублей, семдесят тетрадей.

Правило:

В числах от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине обязательно вставляется мягкий знак!

Примеры: шестЬдесят палок, восемЬсот домов.

Неправильное употребление имени числительного: пятдесят батареек.

Правильно: пятьдесят батареек.

Имя
числительное – лексически замкнутая
категория, насчитывающая
всего несколько десятков слов и уже не
пополняющаяся
новыми образованиями. Несмотря на это,
усвоение
форм числительных представляет собой
достаточно сложный
процесс, и ошибки здесь встречаются
часто.

1.
Большое их количество связано с
употреблением состав
ных
форм имен числительных.

Правила склонения этой части
речи просты – при
склонении составных количественных
числительных
изменяются все входящие в него слова,
при
склонении
составных порядковых числительных –
только
последнее
слово:

«Течение
реки достигает 120 (ста двадца
ти)
– 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В
ночь на 26 (двад
цать
шестое) июня шел дождь».

2.
При образовании словосочетаний
«числительное + существительное, имеющее
только форму множественного числа
(сутки, сани, ножницы, брюки, очки)»,
используются собирательные (до 5) или
количественные (с 5) числительные:

«двое (трое,
четверо) суток» — «пять (шесть, семь и
т.д.) суток». Если
необходимо показать количество предметов,
обозначенных
существительными только во множественном
числе, от 22
до 24 использовать собирательное
числительное нельзя и нужно
прибегнуть к лексической замене: нельзя
сказать «двадцать
двое (трое, четверо) ножниц», но можно
«двадцать ножниц
и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

3.
Часто встречается в речи неверное
употребление собирательного
числительного «оба (обе)».

4.
От родовой принадлежности существительного
зависит склонение
числительного «полтора». Мужской и
средний род в
именительном и винительном падежах
принимают форму «полтора»,
в остальных падежах – «полутора».
Женский род в
именительном и винительном падежах –
«полторы». В остальных
– «полутора». При этом существительные
изменяются
в соответствии с правилами.

13.7 Ошибки при образовании форм глагола и ошибки, связанные с причастиями

Характерной
особенностью русских глаголов является
наличие двух формообразующих основ:
основы инфинитива (открытая
основа) и основы настоящего времени
(закрытая основа).

Открытая
основа

– основа на гласную. К ней, как правило,
прибавляются
формообразующие морфемы (суффиксы и
окончания),
начинающиеся с согласной, например
суффикс -л-
прошедшего
времени, суффиксы причастий прошедшего
времени и т. д.: «жить – жил – живший»,
«дать – дал – давший».

Закрытая
основа

– основа на согласный, и к ней прибавляются
формообразующие морфемы, начинающиеся
с гласного звука, например, суффиксы
-ащ-
(-ящ-), -ущ- (-ющ-)

причастий
настоящего времени: «читаю [й’у] –
читающий[й’у], «курю
[й’у] – курящий [й’а]».

Можно
выделить следующие типы ошибок в
образовании глагольных форм:

1)
неверное образование
глагольной основы;

2)
несоблюдение чередований в основе
настоящего времени;

3)
унификация основ инфинитива и прошедшего
времени;

4) деформация
разноспрягаемых глаголов;

5)
ненормативное образование форм
повелительного наклонения;

6) заполнение
«пустых клеток» в парадигме.

1)
неверное образова
ние
глагольной основы:
«дремать
– дре
маю»,
«шептать – шептаю», «скакать – скакаю»,
«жаж
дать
– жаждаю»;

2)
несоблюдение чередований в осно
ве
настоящего времени:
«берегу,
берегут» –
«бережёшь,
бережёте, бережём, бережёт
».
В речи довольно часто
встречаются формы «берегёт»,
«стерегёт
»
и т. д.

3)
унификация основ инфинитива и
прошедшего
времени:
«мокнул
под дождиком», «сохнул на солнышке»,
«исчезнул вдали»
.
Иногда, напротив, основа сокращается:
«Зачем
из моей
сумки
всё вытряхли

(правильно – «вытряхнули»).

4)
деформация разноспрягаемых глаголов:
«Бегим
скорее домой»

или «Он
сказал, что не хотит идти с
нами».
У А. П. Чехова одна из героинь говорит:
«Они
хочут
свою
образованность показать».

5)
ненормативное образование форм
повелительного на
клонения:
«Закончь
эту работу побыстрее!».

Наиболее
распространенной ошибкой в образовании
формы повелительного
наклонения являются не соответствующие
норме
формы от глагола «ехать».
Потребность в этой форме чрезвычайно
велика, так как глагол весьма употребителен
в повседневной
речи. Формы «ехай(те)»
и «едь(те)»

носят ярко выраженный
просторечный характер и не могут быть
рекомендованы
для употребления. В качестве замены
следует использовать
глагол «поезжай
(те)».

Он образован от устаревшего глагола
«поезжать»,
практически вышедшего из употребления.

6)
заполнение «пустых клеток» в парадигме:
так,
некоторые глаголы с основой на «Д», «Т»,
«3» не имеют нормативной формы 1-го лица
единственного числа настоящего или
будущего времени по фонетическим
причинам: дерзить,
победить, очутиться, дудеть, гудеть,
ощутить,
ерундить, затмить, убедить, чудить,
шкодить
.
При необходимости
использовать глаголы именно в форме
1-го лица пользуются
описательной конструкцией – «я
попытаюсь убедить», «я могу победить»,
«я хочу ощутить», «я не буду шкодить
».
Однако в речи встречается и ошибочное
образование таких
форм: «Никогда
я не думал, что очутюсь в такой ситу
ации».

Основные приёмы
создания видовых пар глагола следующие:

  • образование
    глаголов совершенного вида при опоре
    на глаголы
    совершенного вида: писать
    – НАписать, кричать – крикНУть
    ;

  • образование
    глаголов несовершенного вида от основы
    глаголов совершенного вида: налить
    – налиВАть, на
    грузить
    – нагруЖАть.

В
ряде случаев видовая пара представлена
глаголами с разными
корнями: «класть
– положить», «брать – взять».

Большая группа глаголов не охвачена
видовыми соотношениями.
Это одновидовые глаголы совершенного
вида (ринуться,
очутиться)
и несовершенного вида (бежать,
наблюдать
).

Речевые
ошибки при образовании видовых пар
глагола
возникают
в следующих случаях.

1.
Не соответствующее норме образование
парных глаголов
совершенного и несовершенного вида
встречается чаще всего
в следующих случаях:

а)
если
при образовании видовой
пары
говорящий движется от совершенного
вида к несовер
шенному,
в то время как в нормативном языке
существует нужная видовая пара, в которой
глагол совершенного вида
образован
от глагола несовершенного вида
.
Например, от глагола
несовершенного вида «делить»
образован глагол совершенного
вида «разделить»,
и это нормативное образование. В речи
можно
встретить дальнейшее образование
глагола несовершенного
вида от глагола совершенного вида:
«Сегодня
на уроке
мы
учились разделивать целые числа»
;

б)
образование
парного глагола несовершенного вида
часто сопровождается чере
дованием
гласных О//А
:
«рассмотреть
– рассматривать», «рас
спросить
– расспрашивать», «расстроить –
расстраивать»,
«размочить
– размачивать».

Эти чередования исторически сложившиеся,
традиционные и достаточно сложны для
усвоения,
поэтому встречаются ошибки, связанные
со стремлением
унифицировать видовые пары, ликвидировать
чередование:
«В
лесу было так хорошо, что мне не хотелось
укорочивать
дорогу и идти полем»;

в)
при
ненормированном исполь
зовании
суффикса
-ну-
возникает ошибка заполнения «пус
тых
клеток» в парадигме
.
Языковая система предусматривает
возможность образования глагола со
значением мгновенности,
однократности действия от любого
глагола, обозначающего действие,
поддающееся расчленению. Эта возможность
может
быть реализована не всегда. Сравните,
«свистеть
свистнуть»,
«лизать – лизнуть»
.
«У
них есть такой специальный пистолет:
стрельнешь, и
газ
зажжётся».

2. Супплетивными
(франц.
suhhletif
– добавочный) формами называются формы
одного и того же слова, образован
ные
от разных корней
:
«человек
– люди», «хороший – луч
ше»,
«много – больше», «мало – меньше», «я
– меня»
.
Встречаются
такие формы и среди глаголов: «говорить
– ска
зать»,
«ловить – поймать».

Разнокоренных видовых пар глаголов в
современном русском языке немного, но
ошибки в их унификации (устранение
супплетивизма) встречаются весьма
часто.
Прежде всего они связаны с ненормативным
употреблением
глаголов «класть
– положить», «раскладывать – раз
ложить»,
«прокладывать – проложить», «складывать
– сло
жить»:
«Мы ваши документы покладём в папки и
сдадим в
приёмную
комиссию».

3. Существуют
двувидовые глаголы (около 200), которые
способны
менять свое видовое значение без каких
бы то ни
было
изменений в материальной (звуковой или
письменной)
оболочке:
например, «ранить»,
«обещать», «велеть», «жениться».

Наличие таких глаголов представляется
парадоксальным, однако
они широко распространены и употребительны.
В их использовании
ошибка понимания влечёт за собой ошибку
говорения
и письма, когда носителем языка двувидовый
глагол
ощущается как одновидовый, и говорящий
создает ему пару:
«Принц
поженился на Дюймовочке».

Ряд
затруднений в создании глагольных форм
возникает в
связи
с отсутствием в школьной программе
сведений о так называемых недостаточных
(дефективных) и изобилующих
глаголах.

Недостаточные
глаголы

не имеют отдельных личных форм, чаще
всего
формы 1-го лица. К ним относятся:

1)
свыше 1500
глаголов, обозначающих действия, которые
не могут быть
отнесены к говорящему лицу и его
собеседнику: доиться,
телиться (животный мир), колоситься,
разрастись (растительный мир), горчить,
ржаветь (конкретные предметы), впи
таться,
капать (неживая природа), рассосаться,
слипнуться
(организм
человека), гласить, заключаться
(отвлеченные значения);

2)
глаголы, не имеющие формы 1-го лица
единственного
числа настоящего или будущего времени
(о них мы говорили
выше).

Изобилующие
глаголы

имеют двоякие формы настоящего времени:
одну без чередования конечных согласных
основы неопределенной
формы и настоящего времени (полоскать
полоскает),
другую – с чередованием (полоскать
– полощет
).
Эти
формы отличаются стилистически, а иногда
и несут разное
смысловое содержание. Стилистическое
различие состоит в
том, что все формы без чередования
согласных употребляются
преимущественно в разговорной речи и
просторечии (колыхает,
махает, мурлыкает, плескает, рыскает,
кудахтает
),
а формы
с чередованием присущи литературному
языку (колышет,
машет, мырлычет, плещет, рыщет, кудахчет).

Ошибки,
связанные с причастиями, можно разбить
на две группы:

1) которые
возникают при образовании форм при
частий.
Действительные причастия, образованные
от глаголов совершенного
вида, имеют только две временные формы
– настоящего и прошедшего времени,
поэтому неграмотными будут
высказывания «ученик,
сумеющий выполнить задание
в
срок», «собака, попытающаяся достать
палку из воды».

Не
образуются причастия от глаголов в
условном наклонении. Если необходимо
передать соответствующую информацию,
причастный оборот заменяют определительным
придаточным: «Все,
пожелавшие бы приехать на курорт, получат
такую
возможность»
(неверно)
– «Все, кто пожелает приехать на курорт,
получат такую возможность»

(верно).

Суффикс
страдательного причастия прошедшего
времени -т-
иногда
используется вместо суффикса -нн-
этой же формы: «сдатый»,
«порватый».

Подобные ошибки возникают под влиянием
просторечия. Встречается (хотя и реже)
обратное явление:
«Все
орехи к приходу мамы были расколонные
»
(правильно
«были
расколоты
»).

Чрезвычайно
часто встречается отбрасывание
возвратного постфикса
-ся
в причастиях. Этот постфикс имеет не
только возвратное,
но и страдательное значение – описываемый
предмет
испытывает чье-либо воздействие. В
предложении «Владельцы
участков вносят в казну города земельный
налог, устанавливающий в соответствии
с законодательством
»
отсутствие
постфикса -ся
в причастии приводит к тому, что налог
устанавливает
сам себя. В этом случае возможны два
варианта
исправления высказывания – использование
действительного
причастия «устанавливающийся» или
страдательного «устанавливаемый».

2)
которые
связаны с употреблением причастий
.
Речевые
ошибки возникают при употреблении
страдательных
причастий в значении действительных.
Возможно, они
связаны с осмыслением непереходных
глаголов в качестве
переходных. Так, например, глагол
«лопнуть»
иногда получает
в речи значение «сделать
что-либо, чтобы лопнул
».
Тогда
становится возможным образовать от
него страдательное
причастие: «Зачем
ты мне лопнутый стакан даешь

(то же
самое – «выигранный
билет», «растаянная вода
»
и проч.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Ошибочное образование формы местоимения это какая ошибка
  • Ошибочное образование формы глагола примеры ошибок
  • Ошибочное заблуждение лексическая ошибка
  • Ошибочная ошибка ничего ошибочного
  • Ошибок не бывает у тех кто ничего не делает