Ошибочное словообразование трудолюбимый надсмехаться грамматические ошибки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация грамматических ошибок.

1. Ошибочное словообразование

Пример: трудолюбимый (вместо трудолюбивый), надсмехаться (вместо насмехаться)

2. Ошибочное образование формы существительного

Пример: многие чуда (вместо чудеса) техники, не хватает время (вместо времени)

3. Ошибочное образование формы прилагательного

Пример: более интереснее (вместо более интересно), красивше (вместо красивее или красивей)

4. Ошибочное образование формы числительного

Пример: с пятистами рублями (вместо пятьюстами)

5. Ошибочное образование формы местоимения

Пример: ихнии дети (вместо их)

6. Ошибочное образование формы глагола

Пример: они ездиют (вместо ездят), хочут (вместо хотят)

7. Нарушение согласования

Пример: Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом. (вместо увлекающихся)

8. Нарушение управления

Пример: повествует читателей (вместо читателям)

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Пример: Большинство возражали против такой оценки его творчества. (вместо возражало)

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый,
надсмехаться

2

Ошибочное образование
формы существительного

Многие чуда
техники, не хватает время

3

Ошибочное образование
формы прилагательного

Более интереснее,
красивше

4

Ошибочное образование
формы числительного

С пятистами
рублями

5

Ошибочное образование
формы местоимения

Ихнего пафоса,
ихи
дети

6

Ошибочное образование
формы глагола

Они ездиют,
хочут, пиша
о
жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой
ребят, серьезно увлекающимися
джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою
природу более красивую.

Повествует
читателей.

9

Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Большинство возражали
против такой
оценки его творчества.

10

Нарушение способа
выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу,
которая эпопея.

Все
были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении
предложения с однородными членами

Страна
любила
и гордилась
поэтом.

В
сочинении я хотел сказать о
значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст,
возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении
предложения с причастным оборотом

Узкая
дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под
ногами
.

14

Ошибки в построении
сложного предложения

Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей,
которую я
прочитал еще в детстве.

Человеку
показалось то,
что это сон.

15

Смешение прямой и
косвенной речи

Автор сказал, что
я
не согласен
с мнением рецензента.

16

Нарушение границ
предложения

Когда герой опомнился.
Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм

Замирает на
мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.

Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова
в несвойственном ему значении

Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров.

Мысль
развивается на
продолжении

всего текста.

2

Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово приставкой
и суффиксом

Мое
отношение к этой проблеме не
поменялось.

Были
приняты эффектные
меры.

3

Неразличение
синонимичных слов

В конечном
предложении
автор применяет градацию.

4

Употребление слов
иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к
этой проблеме, пытается направить
людей немного
в другую колею.

5

Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов

Астафьев то
и дело
прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное
употребление просторечных слов

Таким людям всегда
удается объегорить
других.

7

Нарушение лексической
сочетаемости

Автор увеличивает
впечатление.

Автор
использует
художественные особенности
(вместо
средства
).

8

Употребление лишних
слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор
передает нам
с помощью художественных приемов.

Молодой
юноша, очень
прекрасный

9

Употребление рядом
или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе
рассказывается

о реальных событиях.

10

Неоправданное
повторение слова

Герой
рассказа
не задумывается над своим поступком.
Герой
даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие
синтаксических конструкций

Когда писатель
пришел в редакцию
,
его принял главный редактор. Когда
они поговорили
,
писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление
местоимений.

Данный текст написал
В. Белов. Он
относится к
художественному стилю.

У
меня сразу же возникла картина в своем
воображении

Одними из
наиболее типичных грамматических
ошибок
(К9) 
являются ошибки, связанные с употреблением
глагола, глагольных форм, наречий,
частиц:

1)     
ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает
чувство сострадания

(нор­ма: движет);

2)     
неправильное употребление временных
форм глаголов: Эта
книга дает знания об истории календаря, 
научит  делать календарные расчеты
быстро и точно

(следует: …даст.., научит… или 
…дает…, учит…);

3)     
ошибки в употреблении  действительных
и страдательных причастий:
Ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили
автора текста
(следует:
стекавшие);

4) ошибки в
образовании деепричастий: Вышев
на сцену, певцы поклонились

(норма: выйдя);

5)  неправильное
образование наречий: Автор
тута был не прав

(норма: тут);

6) Эти ошибки  связаны
обычно с нарушением закономерностей и
правил грамматики и  возникают под
влия­нием просторечия и диалектов.

Кроме того,
к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки
, также выявленные
в работах экзаменуемых:

1)       Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание,
это художе­ственной стороне произведения

(пра­вильно…: это художественная
сторона произведения); Чтобы
прино­сить пользу Родине, нужно
смелость, знания, честность

(вместо.: …нужны сме­лость, знания,
честность);

2)     ошибки,
связанные с употреблением  частиц:
Хорошо было бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника
;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, кото­рые они
должны выделять, но эта законо­мерность
часто нарушалась в сочинениях): «В
тексте всего раскрываются две проблемы
»,
ограничи­тельная частица «всего»
должна стоять пе­ред подлежащим: «…
всего две проблемы».

3) неоправданный
пропуск (эллипсис) подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;

4)       Неправильное
построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста  понимает  не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «ум­ный» связывалось
представление о вольноду­мстве
.

Анализируя
работы экзаменуемых с точки зрения
речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые
ошибки
(К10)
Это  нарушения, связанные с неразвитостью
речи: плеоназм, тавтология, речевые
штам­пы,  немотивированное
использование просторечной лексики,
диалектизмов, жаргонизмов;  неудачное
использо­вание экспрессивных средств, 
канцелярит, неразличение (смеше­ние)
паронимов, ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не
устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:

1)     
 неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я
взглядываю   в «Философский 
словарь»
.
Глагол взглянуть
обычно имеет при себе до­полнение с
предлогом «на» (взглянуть на 
кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол
заглянуть
(«быстро или украдкой посмот­реть
куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходи­мо
употребить в представленном предложе­нии,
имеет дополнение с предлогом «в»;

2)     
 ошибки в выборе синонима: Имя
этого поэта знако­мо во многих странах.

Вместо слова изве­стно
в предложении ошибочно употреб­лен
его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати
отводится значительное пространство
для рекламы, и это нам не импонирует.

В дан­ном случае вместо слова
пространство
лучше употребить его синоним — место
{Реклама занимает
много места в нашей пе­чати

или Рекламе отводится
значительное место в нашей печати
).
Иноязычное слово импонирует
также требует синонимиче­ской замены.

3)     
ошибки при употреблении антонимов в
построении антитезы: В
третьей части текста не ве­селый, но
и не мажорный мотив застав­ляет нас
задуматься.
Антитеза
требует четкости и точ­ности в
сопоставлении контрастных слов, а «не
веселый» и «мажорный» не являются даже
контекстуальными антонимами, поскольку
не выражают разнополярных проявлений
одного и того же признака предмета
(явления).

4)     
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается
в неудачно организованном кон­тексте:
Этому, безусловно, 
талантливому писателю Зощенко палец в
рот не клади, а дай только посмешить
читателя.

Как и в
предыдущие годы, есть работы, в которых
были допущены  грубые
логические ошибки.

Эти логические ошибки можно сгруппировать,
выделив в отдельную группу  ошибки,
связанные с на­рушением логической
правильности речи, возникающие в
результате нарушения за­конов логики,
допущенные как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне
целого текста:

1)     
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объему и по содержанию) понятий в
предложении;

2)      в
результате  нарушения логического
за­кона тождества,  подмена одного
суждения другим.

Ошибки
первого типа встречаются чаще: Предметом
повествования являются времена достаточно
отдаленные, что позволяет предположить
не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью
страницы привлекают к себе внимание.

Логически не связанные суждения
противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную
группу логических ошибок  следует
выделить композиционно-текстовые
ошибки
, связанные с
нару­шениями требований к
последовательнос­ти и смысловой
связности изложения. Композиционно-текстовые
ошибки выявлялись в начале, в основной
части сочинения  и в концовке. Так, в
начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с
основ­ной частью изложения или эта
связь была очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения;  сделаны
неудачные смысловые переходы меж­ду
предложениями. В основной части работы
содержались  ненужные, не имеющие
от­ношения к теме сведения, загромождавшие
изложение, делавшие его запутанным и
сумбурным, эта часть  иногда была
выстроена непоследовательно и хаотично, 
перегружена лишними и утомительными
перечислениями, отвлека­ющими внимание
от главной мысли,  или была неоправданно
растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы
(концовка) не служило выводом из
сказанного, не подводило итог, часто 
было совсем не мотивировано исходным
текстом.

Ошибки
в построении текста:

Текст представляет
собой группу тесно взаимос­вязанных
по смыслу и грамматически предложений,
раскрывающих одну микро­тему. Текст
имеет, как правило, следующую композицию:
зачин (начало мысли, фор­мулировка
темы), средняя часть (развитие мысли,
темы) и концовка (подведение итога).
Следует отметить, что данная композиция
является характер­ной, типовой, но не
обязательной. В зави­симости от
структуры произведения или его фрагментов
возможны тексты без ка­кого-либо из
этих компонентов. Текст, в отличие от
единичного предложения, име­ет гибкую
структуру, поэтому при его по­строении
есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна.

А.
Неудачный зачин.

Текст
начинается предложением, содер­жащим
указание на предыдущий контекст, который
в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в
романе…
Наличие
указательных словоформ в данных
предложениях отсы­лает к предшествующему
тексту, таким об­разом, сами предложения
не могут слу­жить началом сочинения.
Это логическая ошибка.

Б.
Ошибки в  средней части.

а) Сближение
относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка:
Большую, страстную
любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихо­ти. Она
всячески издевалась над кре­постными,
как мать она заботилась о его воспитании
и образовании.

б) Отсутствие 
последовательности  в мыслях;
бессвязность и нарушение поряд­ка
предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Прос­такова воспитала
невежественного грубия­на.  Комедия
«Недоросль»  имеет  большое значение
в наши дни. В комедии Простакова является  
отрицательным   типом.   Или:
В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову,
ее бра­та Скотинина и крепостных. 
Простако­ва — властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование
разнотипных  по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла,
бессвязности – логическая ошибка:

Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна корот­ка с быстрым
переходом к лету.  Правильный вариант:
Общее поднятие мест­ности над уровнем
моря  обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.

В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)

– логическая ошибка:

Итак, Простакова горячо
и страстно любит сына, но своей любовью
вредит ему. Таким образом, Простакова
своей слепой любовью воспитывает в
Митрофанушке лень, распущенность и
бессердечие.

Этическая
ошибка
.  

Так,
встречались работы, в которых
фиксировались    
высказывания, уни­жающие человеческое
достоинство, выра­жающие высокомерное
и циничное отношение к человеческой
лич­ности, не­доброжелательность,   проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.

Этическая
ошибка
 (исследования
Щербининой Ю., Филиппова О. И др.
)
связана с проявлениями речевой агрессии
как внешне выраженными, так и скрытыми. 
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, 
обидное общение; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений
в неприемлемой в данной речевой ситуации
форме: оскорбление, угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка,
употребление бранных слов, вульгаризмов,
жаргонизмов, арго («Этот текст меня
бесит», » Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк» и др.).

Например:

«Михалков
в своём репертуаре! Пишет детские книги,
поэтому и требует, чтобы читали именно
в детстве. Это настоящий пиар! Нечего
морочить людям мозги устаревшими
истинами».

Фактические ошибки:

– неверное изложение
фактов, не упоминающихся в исходном
тексте (фактов фонового характера),
которые учащиеся уместно или неуместно
используют в развернутом ответе (факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии, авторство называемых произведений
и т. п.: «Гете – французский писатель»,
«Даниил Гранин написал «Розу мира»).

Ошибки фактические
(фоновые)

 —  приводятся
факты, противоречащие действительности,
напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский
вернулся в свое имение из Англии». Ошибки
могут состоять не только в полном
искажении (подмене) факта, но и в его
преувеличении или преуменьшении,
например: «Маяковский — вдохновитель
народа в борьбе с интервенцией»; «Много
сил и энергии отдает детям директор
школы: построена школа, которая каждый
год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий
уровень знаний, поэтому исправление и
предупреждение ошибок такого рода
свя­зано с работой над повышением
интеллек­туального и культурного
уровня (фоновые знания).

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

На чтение 3 мин Просмотров 2.7к. Опубликовано 09.07.2010

Да, человеку свойственно ошибаться. И не важно, кто он, этот человек: молодой или старик, школьник или учёный, студент или профессор.

Ошибки совершали люди во все времена, и совершают по сей день. И даже технический прогресс не избавит нас от них.

По своей сути ошибки очень разнообразны: научные, врачебные, педагогические. Даже на счету самой матушки Природы они есть!

Ошибки имеют совершенно разное значение в жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом: одни стоят кому-то жизни, а другие становятся великими открытиями века.

Но для девятиклассника, сдающего ОГЭ по русскому языку, ошибки, конечно же, не станут открытиями, как и не будут стоить жизни. А вот потеря баллов в этом случае гарантирована.

Итак, рассмотрим типы ошибок, которые допускаются экзаменуемыми чаще всего в сочинениях и изложениях:

  1. грамматические;
  2. речевые;
  3. логические;
  4. орфографические;
  5. пунктуационные;
  6. фактические.

В этой статье мы сосредоточимся на ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБКАХ.

Я не только расскажу о том, какими они бывают, но и для наглядности приведу конкретные примеры.

1. Ошибочное словообразование
Пример: трудолюбимый (вместо трудолюбивый), надсмехаться (вместо насмехаться)

2. Ошибочное образование формы существительного
Пример: многие чуда (вместо чудеса) техники, не хватает время (вместо времени)

3. Ошибочное образование формы прилагательного
Пример: более интереснее (вместо более интересно), красивше (вместо красивее или красивей)

4. Ошибочное образование формы числительного
Пример: с пятистами рублями (вместо пятьюстами)

5. Ошибочное образование формы местоимения
Пример: ихнии дети (вместо их)

6. Ошибочное образование формы глагола
Пример: они ездиют (вместо ездят), хочут (вместо хотят)

7. Нарушение согласования
Пример: Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом. (вместо увлекающихся)

8. Нарушение управления
Пример: повествует читателей (вместо читателям)

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Пример: Большинство возражали против такой оценки его творчества. (вместо возражало)

10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Пример: Все были рады, счастливы и весёлые. (вместо веселы)

11. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Пример: Страна любила и гордилась поэтом. (вместо Страна любила поэта и гордилась им.)

12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Пример: Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь. (вместо Когда я проезжал на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.)

13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Пример: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. (вместо Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.)

14. Ошибки в построении сложного предложения
Пример: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё  в детстве. (вместо Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.)

15. Смешение прямой и косвенной речи
Пример: Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. (вместо Автор сказал, что он не согласен с мнением рецензента.)

16. Нарушение границ предложения
Пример: Когда герой опомнился. Было уже поздно. (вместо Когда герой опомнился, было уже поздно.)

17. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Пример: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (вместо Замирает на мгновение сердце и вдруг стучит вновь.)

Источник информации: Левченко О.С., Тишина Т.Н. «Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс» омск 2009

Блог в помощь!

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый,
надсмехаться

2

Ошибочное образование
формы существительного

Многие чуда
техники, не хватает время

3

Ошибочное образование
формы прилагательного

Более интереснее,
красивше

4

Ошибочное образование
формы числительного

С пятистами
рублями

5

Ошибочное образование
формы местоимения

Ихнего пафоса,
ихи
дети

6

Ошибочное образование
формы глагола

Они ездиют,
хочут, пиша
о
жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой
ребят, серьезно увлекающимися
джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою
природу более красивую.

Повествует
читателей.

9

Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Большинство возражали
против такой
оценки его творчества.

10

Нарушение способа
выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу,
которая эпопея.

Все
были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении
предложения с однородными членами

Страна
любила
и гордилась
поэтом.

В
сочинении я хотел сказать о
значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст,
возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении
предложения с причастным оборотом

Узкая
дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под
ногами
.

14

Ошибки в построении
сложного предложения

Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей,
которую я
прочитал еще в детстве.

Человеку
показалось то,
что это сон.

15

Смешение прямой и
косвенной речи

Автор сказал, что
я
не согласен
с мнением рецензента.

16

Нарушение границ
предложения

Когда герой опомнился.
Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм

Замирает на
мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.

Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова
в несвойственном ему значении

Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров.

Мысль
развивается на
продолжении

всего текста.

2

Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово приставкой
и суффиксом

Мое
отношение к этой проблеме не
поменялось.

Были
приняты эффектные
меры.

3

Неразличение
синонимичных слов

В конечном
предложении
автор применяет градацию.

4

Употребление слов
иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к
этой проблеме, пытается направить
людей немного
в другую колею.

5

Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов

Астафьев то
и дело
прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное
употребление просторечных слов

Таким людям всегда
удается объегорить
других.

7

Нарушение лексической
сочетаемости

Автор увеличивает
впечатление.

Автор
использует
художественные особенности
(вместо
средства
).

8

Употребление лишних
слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор
передает нам
с помощью художественных приемов.

Молодой
юноша, очень
прекрасный

9

Употребление рядом
или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе
рассказывается

о реальных событиях.

10

Неоправданное
повторение слова

Герой
рассказа
не задумывается над своим поступком.
Герой
даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие
синтаксических конструкций

Когда писатель
пришел в редакцию
,
его принял главный редактор. Когда
они поговорили
,
писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление
местоимений.

Данный текст написал
В. Белов. Он
относится к
художественному стилю.

У
меня сразу же возникла картина в своем
воображении

Одними из
наиболее типичных грамматических
ошибок
(К9) 
являются ошибки, связанные с употреблением
глагола, глагольных форм, наречий,
частиц:

1)     
ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает
чувство сострадания

(нор­ма: движет);

2)     
неправильное употребление временных
форм глаголов: Эта
книга дает знания об истории календаря, 
научит  делать календарные расчеты
быстро и точно

(следует: …даст.., научит… или 
…дает…, учит…);

3)     
ошибки в употреблении  действительных
и страдательных причастий:
Ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили
автора текста
(следует:
стекавшие);

4) ошибки в
образовании деепричастий: Вышев
на сцену, певцы поклонились

(норма: выйдя);

5)  неправильное
образование наречий: Автор
тута был не прав

(норма: тут);

6) Эти ошибки  связаны
обычно с нарушением закономерностей и
правил грамматики и  возникают под
влия­нием просторечия и диалектов.

Кроме того,
к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки
, также выявленные
в работах экзаменуемых:

1)       Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание,
это художе­ственной стороне произведения

(пра­вильно…: это художественная
сторона произведения); Чтобы
прино­сить пользу Родине, нужно
смелость, знания, честность

(вместо.: …нужны сме­лость, знания,
честность);

2)     ошибки,
связанные с употреблением  частиц:
Хорошо было бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника
;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, кото­рые они
должны выделять, но эта законо­мерность
часто нарушалась в сочинениях): «В
тексте всего раскрываются две проблемы
»,
ограничи­тельная частица «всего»
должна стоять пе­ред подлежащим: «…
всего две проблемы».

3) неоправданный
пропуск (эллипсис) подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;

4)       Неправильное
построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста  понимает  не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «ум­ный» связывалось
представление о вольноду­мстве
.

Анализируя
работы экзаменуемых с точки зрения
речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые
ошибки
(К10)
Это  нарушения, связанные с неразвитостью
речи: плеоназм, тавтология, речевые
штам­пы,  немотивированное
использование просторечной лексики,
диалектизмов, жаргонизмов;  неудачное
использо­вание экспрессивных средств, 
канцелярит, неразличение (смеше­ние)
паронимов, ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не
устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:

1)     
 неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я
взглядываю   в «Философский 
словарь»
.
Глагол взглянуть
обычно имеет при себе до­полнение с
предлогом «на» (взглянуть на 
кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол
заглянуть
(«быстро или украдкой посмот­реть
куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходи­мо
употребить в представленном предложе­нии,
имеет дополнение с предлогом «в»;

2)     
 ошибки в выборе синонима: Имя
этого поэта знако­мо во многих странах.

Вместо слова изве­стно
в предложении ошибочно употреб­лен
его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати
отводится значительное пространство
для рекламы, и это нам не импонирует.

В дан­ном случае вместо слова
пространство
лучше употребить его синоним — место
{Реклама занимает
много места в нашей пе­чати

или Рекламе отводится
значительное место в нашей печати
).
Иноязычное слово импонирует
также требует синонимиче­ской замены.

3)     
ошибки при употреблении антонимов в
построении антитезы: В
третьей части текста не ве­селый, но
и не мажорный мотив застав­ляет нас
задуматься.
Антитеза
требует четкости и точ­ности в
сопоставлении контрастных слов, а «не
веселый» и «мажорный» не являются даже
контекстуальными антонимами, поскольку
не выражают разнополярных проявлений
одного и того же признака предмета
(явления).

4)     
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается
в неудачно организованном кон­тексте:
Этому, безусловно, 
талантливому писателю Зощенко палец в
рот не клади, а дай только посмешить
читателя.

Как и в
предыдущие годы, есть работы, в которых
были допущены  грубые
логические ошибки.

Эти логические ошибки можно сгруппировать,
выделив в отдельную группу  ошибки,
связанные с на­рушением логической
правильности речи, возникающие в
результате нарушения за­конов логики,
допущенные как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне
целого текста:

1)     
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объему и по содержанию) понятий в
предложении;

2)      в
результате  нарушения логического
за­кона тождества,  подмена одного
суждения другим.

Ошибки
первого типа встречаются чаще: Предметом
повествования являются времена достаточно
отдаленные, что позволяет предположить
не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью
страницы привлекают к себе внимание.

Логически не связанные суждения
противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную
группу логических ошибок  следует
выделить композиционно-текстовые
ошибки
, связанные с
нару­шениями требований к
последовательнос­ти и смысловой
связности изложения. Композиционно-текстовые
ошибки выявлялись в начале, в основной
части сочинения  и в концовке. Так, в
начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с
основ­ной частью изложения или эта
связь была очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения;  сделаны
неудачные смысловые переходы меж­ду
предложениями. В основной части работы
содержались  ненужные, не имеющие
от­ношения к теме сведения, загромождавшие
изложение, делавшие его запутанным и
сумбурным, эта часть  иногда была
выстроена непоследовательно и хаотично, 
перегружена лишними и утомительными
перечислениями, отвлека­ющими внимание
от главной мысли,  или была неоправданно
растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы
(концовка) не служило выводом из
сказанного, не подводило итог, часто 
было совсем не мотивировано исходным
текстом.

Ошибки
в построении текста:

Текст представляет
собой группу тесно взаимос­вязанных
по смыслу и грамматически предложений,
раскрывающих одну микро­тему. Текст
имеет, как правило, следующую композицию:
зачин (начало мысли, фор­мулировка
темы), средняя часть (развитие мысли,
темы) и концовка (подведение итога).
Следует отметить, что данная композиция
является характер­ной, типовой, но не
обязательной. В зави­симости от
структуры произведения или его фрагментов
возможны тексты без ка­кого-либо из
этих компонентов. Текст, в отличие от
единичного предложения, име­ет гибкую
структуру, поэтому при его по­строении
есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна.

А.
Неудачный зачин.

Текст
начинается предложением, содер­жащим
указание на предыдущий контекст, который
в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в
романе…
Наличие
указательных словоформ в данных
предложениях отсы­лает к предшествующему
тексту, таким об­разом, сами предложения
не могут слу­жить началом сочинения.
Это логическая ошибка.

Б.
Ошибки в  средней части.

а) Сближение
относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка:
Большую, страстную
любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихо­ти. Она
всячески издевалась над кре­постными,
как мать она заботилась о его воспитании
и образовании.

б) Отсутствие 
последовательности  в мыслях;
бессвязность и нарушение поряд­ка
предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Прос­такова воспитала
невежественного грубия­на.  Комедия
«Недоросль»  имеет  большое значение
в наши дни. В комедии Простакова является  
отрицательным   типом.   Или:
В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову,
ее бра­та Скотинина и крепостных. 
Простако­ва — властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.

в) Использование
разнотипных  по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла,
бессвязности – логическая ошибка:

Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна корот­ка с быстрым
переходом к лету.  Правильный вариант:
Общее поднятие мест­ности над уровнем
моря  обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.

В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)

– логическая ошибка:

Итак, Простакова горячо
и страстно любит сына, но своей любовью
вредит ему. Таким образом, Простакова
своей слепой любовью воспитывает в
Митрофанушке лень, распущенность и
бессердечие.

Этическая
ошибка
.  

Так,
встречались работы, в которых
фиксировались    
высказывания, уни­жающие человеческое
достоинство, выра­жающие высокомерное
и циничное отношение к человеческой
лич­ности, не­доброжелательность,   проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.

Этическая
ошибка
 (исследования
Щербининой Ю., Филиппова О. И др.
)
связана с проявлениями речевой агрессии
как внешне выраженными, так и скрытыми. 
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, 
обидное общение; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений
в неприемлемой в данной речевой ситуации
форме: оскорбление, угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка,
употребление бранных слов, вульгаризмов,
жаргонизмов, арго («Этот текст меня
бесит», » Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк» и др.).

Например:

«Михалков
в своём репертуаре! Пишет детские книги,
поэтому и требует, чтобы читали именно
в детстве. Это настоящий пиар! Нечего
морочить людям мозги устаревшими
истинами».

Фактические ошибки:

– неверное изложение
фактов, не упоминающихся в исходном
тексте (фактов фонового характера),
которые учащиеся уместно или неуместно
используют в развернутом ответе (факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии, авторство называемых произведений
и т. п.: «Гете – французский писатель»,
«Даниил Гранин написал «Розу мира»).

Ошибки фактические
(фоновые)

 —  приводятся
факты, противоречащие действительности,
напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский
вернулся в свое имение из Англии». Ошибки
могут состоять не только в полном
искажении (подмене) факта, но и в его
преувеличении или преуменьшении,
например: «Маяковский — вдохновитель
народа в борьбе с интервенцией»; «Много
сил и энергии отдает детям директор
школы: построена школа, которая каждый
год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий
уровень знаний, поэтому исправление и
предупреждение ошибок такого рода
свя­зано с работой над повышением
интеллек­туального и культурного
уровня (фоновые знания).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Ошибочное словообразование примеры ошибок
  • Ошибочное образование формы числительного примеры ошибок
  • Ошибочное образование формы местоимения это какая ошибка
  • Ошибочное образование формы глагола примеры ошибок
  • Ошибочное заблуждение лексическая ошибка