Ошибок не было вообще

Выражение (словосочетание) «не было» правильно пишется раздельно. Писать его слитно нельзя, так как правильное слово «было» в обоих его значениях с приставкой «не-» не употребляется; надуманное же «слово» «небыло» – несуществующее в русском языке. Возможная причина ошибок – неосознанная ассоциация на слова «небывало», «небыль» и т.п., но они, в отличие от «было», являются частями речи, употребляемыми с приставкой «не-». Для самопроверки достаточно вспомнить русские пословицы и поговорки: «Без добра и худа бы не было»; «Былое было, небыли не было»; «Как бы не было беды»; «Не было бы счастья, да несчастье помогло»; «Нету, как и не было», и мн. др.

Почему нельзя слитно?

Составляющие выражение «не было» слова не подлежат слиянию в одно новое слово, поскольку:

  1. «не» это или отрицательная частица, или приставка того же значения. Частицы пишутся раздельно со словами, а приставки вместе или через дефис (чёрточку);
  2. слово «было» – также частица, выражающая незаконченность либо, реже, сомнение («собрался было на рыбалку, да дождь зарядил»);
  3. «было» также глагол «быть» в прошедшем времени единственного числа 3-го лица среднего рода («оно было», «у него <кое-что> было», «при ней было <что-то>»).

Отсюда следуют такие обоснования правил написания «не было»:

А). Частицы – служебные (вспомогательные) части речи; сюда же относятся предлоги и союзы. В сложные слова могут сливаться только основные части речи, выражающие цельное (законченное) понятие: существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Частица дополняет и/или уточняет значение связанного с ней слова, но собственного определённого смысла в себе не несёт. Сочетание в одном слове двух размытых, самых общих, смыслов становится бессмыслицей, поэтому предлоги, союзы и частицы не сливаются вместе. Вы можете представить себе, что бы значило «добез», «кпре», «непо», «отдля» и подобное? Если понимать «небыло» как слияние двух частиц, смысла в нём будет не больше, то есть такое слово бессмысленно.

Б). Отрицательные приставки «без-», «бес-», «не-» употребляются с частями речи, обозначающими определённое понятие: наименование предмета или явления (существительные), его признака, свойства или качества (прилагательные, наречия), явственно выраженную эмоцию, чувство, ощущение или же отношение к чему-либо (междометия, возгласы). В таких случаях приставка со значащим словом пишется слитно:

  • «Небытие» (смерть, прекращение существования), «небывальщина», «небыль» (выдумка, то, чего не было), «небылица» (явно недостоверное высказывание) – существительные.
  • «Небывалое» (никогда ранее не бывшее, не происходившее, не случавшееся) – прилагательное.
  • «Небывало» – наречие сходственного значения, а также междометие («Да вы что! Небывало! Не верю!»).

Примечание: в данном аспекте несколько отрицательных приставок к слову могут сливаться воедино: «небезразличен», «небескорыстно», и т.п. «Не-» при этом идёт первой, поскольку она семантически (по смыслу) сильнее «без-» и «бес-», так как выражает безусловное отрицание – нет, и всё тут.

В). Глаголы описывают действия или прямо указывают на них. Для совершения действия необходим объект (субъект), который что-то делает или с которым что-то делают. Следовательно, глаголы, в отличие от прочих основных частей речи, лишены, так сказать, «внутреннего смыслового наполнения». «Не-действие» не равнозначно бездействию или обратному действию, оно вообще абсурдно. «Нежевать» – это не кушать вот этого, голодать, глотать, не прожёвывая, произносить слова отчётливо, не мямлить, или что-то ещё? «Неехать» – пешком идти, лететь, ползти по-пластунски, или просто не трогаться с места? «Несвистеть» – молчать, высказаться словесно, или, наоборот орать во всю глотку? Как следствие, глаголы с отрицательными приставками не употребляются (к чему выдумывать ничего не значащие слова? Чтобы самому свихнуться?), а слово «небыло», понимаемое как глагол с отрицательной приставкой, также лишено смысла.

Варианты употребления

Сочетание слов «не было» в русской речи употребляется большей частью двояко:

  1. В изъявительном наклонении – само по себе в указательных и описательных предложениях:

«Да не было у него никогда “Лексуса”! Как с “Жигулей” на “Опель” пересел, так на нём и ездит»;

«Нет, интимной связи между нами в то время ещё не было».

  1. В вопросительных и предположительных предложениях – в сослагательном наклонении, образуемом при помощи союзов соответствующего значения «бы» и «ли» (пишутся раздельно со словами, не обязательно прямо при целевом высказывании):

«Что-то небо с утра хмурится. Как бы дождя не было»;

«Василий Игоревич, осведомите, пожалуйста, не было ли у вас тесных деловых связей с Иваном Кузьмичом?».

Во всех случаях постановка ударения и разделение для переноса не бы́-ло.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

«Не было» следует правильно писать раздельно в два слова как глагол с отрицательной частицей «не» согласно орфографическому правилу.

Если возникает сомнение, как пишется «небыло» или «не было», слитно или раздельно, то начнем с определения части речи. В этом случае нужно выяснить: начальное «не» является приставкой и тогда пишется слитно, или это отрицательная частица, которая пишется с разными частями речи в соответствии с правилами орфографии.

Часть речи слова «было»

Сомнение в написании слов «не было» возникает, возможно, из-за специфичности лексемы «было», принадлежность к определенной части речи которой не всегда легко выявить.

Рассмотрим высказывание:

У моей бабушки Марии Захаровны было семеро детей.

Слово «было» как таковое не обозначает действие, как например лексемы, к которым можно задать типичный вопрос что делало? «прыгало» (насекомое) или «плыло» (облако). Чтобы определить часть речи этого довольно специфичного слова в русском языке, применим принцип синонимичной замены. В этом контексте слово «было» — это значит «имелось», «существовало» в прошлом. Как видим, у этой лексемы проявились грамматические признаки несовершенного вида и прошедшего времени, которыми обладает самостоятельная часть речи глагол.

Глагол может обозначать не только действие, но и состояние предмета:

  • чувствует прохладу;
  • ощущаем жар;
  • ребенок болеет;
  • мне нездоровится

и пр.

Начальной формой слова «было» является инфинитив «быть», который имеет одну только форму настоящего времени «есть», формы будущего времени (буду, будем, будете и пр.) и прошедшего времени, различающиеся родовой принадлежностью и категорией числа:

  • был   мир;
  • истина была;
  • утверждение было;
  • сомнения были.

Вывод

Слово «было» — это глагол «быть» в форме единственного числа среднего рода прошедшего времени.

Правописание слова «не было»

Выяснив часть речи, теперь определим, как правильно пишется слово «не было» или «небыло», раздельно или слитно. Уже выяснено, что «было» — это вполне самостоятельное слово как форма прошедшего времени глагола «быть». Значит, в его составе нет начального элемента не-, как у некоторых глаголов, которые пишутся всегда слитно:

  • нездоровится
  • недужится
  • ненавидеть
  • невзлюбить
  • недоумевать
  • негодовать

В выборе правильного написания анализируемого слова применим правило орфографии:

Правило

Глаголы и их грамматические формы пишутся раздельно с отрицательной частицей «не».

Глагол «было» используется в предложении с отрицанием, которое выражает самостоятельное слово — служебная часть речи отрицательная частица «не».

У меня не было уверенности в этом.

Сделаем однозначный вывод.

Вывод

«Не было» пишется раздельно как глагол с отрицательной частицей «не» согласно правилу орфографии.

Не было или небыло

Это слово пишется с «не» раздельно во всех грамматических формах:

  • не была дома;
  • не было ответа;
  • не были друзьями;
  • не буду смотреть;
  • не будем спрашивать.

Слово «не было» часто употребляется как сказуемое с отрицанием в односоставных безличных предложениях. Понаблюдаем за правописанием этого слова в предложениях.

Примеры

На синем бездонном небе не было ни облачка.

В книге не было нескольких страниц.

У меня не было достаточной суммы денег, чтобы сейчас купить этот телефон.

У экзаменатора не было больше вопросов к абитуриенту.

Почему-то не было особенной радости от этого неожиданного подарка.

— Не было счастья, так несчастье помогло, — гласит народная мудрость.

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 65

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.

Как наставник помогает исправить ошибки

В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.

Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.

Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам

Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.

Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».

Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:

«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»

Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).

«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.

Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме

Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.

Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.

«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.

Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.

Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».

Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».

«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.

Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.

Инструкция: как работать над ошибками

Признайте: вы ошиблись

Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.

Локализуйте проблему

У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.

Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка

Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.

Найдите корень проблемы

Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.

Обратитесь за помощью

Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.

Зафиксируйте и проанализируйте

Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.

Сделайте выводы

Ответьте себе на вопросы:

  • Чему я научился благодаря этой ошибке?

  • В чем была ее причина?

  • Как предотвратить эту ошибку?

Как пишется слово «не было» – слитно или раздельно, с «е» или «и» – как легко запомнить правило и никогда не путаться

Всегда раздельно. С «не», если значение отрицательное.

4 172

Как пишется слово «не было»

Слово «не было» всегда пишется раздельно. Это однозначный и единственный вариант написания. А вот с буквой «е» в частице «не» все немного сложнее. Если значение отрицательное, то надо писать «е», например: «У меня не было денег». А если положительное, то «и». Например: «Как бы там ни было».

Давайте разбираться с этой орфограммой более подробно. В статье я также расскажу, как правильно ее комментировать в школе, на уроке русского языка.

«Не было» всегда пишется раздельно

Возможно только раздельное написание, потому что «было» – глагол, а «не» – частица. Вы с начальной школы должны помнить правило «Не с глаголами пишется раздельно».

Чтобы на уроке доказать, что «было» – глагол, просто задайте к нему вопрос. «Было» отвечает на вопрос «что делало?» и обозначает действие какого-то предмета.

«Не было» можно писать с буквами «е» и «и» в частицах

Вот это достаточно сложный момент. Чтобы разобраться, надо почувствовать оттенки значения. Смотрите, «не» однозначно что-то отрицает. То есть чего-то «не было» и все тут. Например, не было воды, не было денег, света, молока, пирожков, настроения тоже не было.

А «ни было» употребляется обычно с частицей «бы» и означает, что что-то «было», причем этого чего-то было очень много. Вот вам примеры с «ни», вчитайтесь в них:

  1. Как бы там ни было, мы должны начать подготовку.
  2. Чего бы там ни было, а войти все равно придется.
  3. Сколько бы ни было у вас неудач, не отчаивайтесь.
  4. Как бы ни было тяжело, продолжайте идти.

Чувствуете отличия «ни было» от «не было»? Когда мы употребляем «ни», мы говорим, что да, было всякое, были неудачи, было тяжело, в общем, все было. Смысл утвердительный, а не отрицательный.

Как объяснять эту орфограмму в школе

В этом блоке статьи я расскажу, как правильно надо комментировать слитное/раздельное написание, а также буквы «е», «и» в частице.

Слитное и раздельное написание

Графические пояснения должны быть такими. Вы одной чертой подчеркиваете «пробел» между «не»/«ни» и «было», над «не» или «ни» пишете «ч» (частица), а над «было» – «гл» (глагол).

Вслух надо сказать следующие магические слова: «Частица «не» («ни») пишется раздельно с глаголом «было», потому что «не» («ни») с глаголами пишется раздельно».

На заметку

Иногда «не» с глаголом может писаться слитно. Это происходит в случаях, когда глагол перестал употребляться без «не». Например, «ненавидеть», «нездоровиться». Но «было» легко употребляется без «не», так что без лишних вопросов пишем раздельно.

«Ни» с глаголами вообще всегда пишется раздельно, тут исключений нет и быть не может.

Буквы «е», «и» в частицах

Эту орфограмму мы графически объясняем так. Одну черту проводим под буквой «е» или «и», а после глагола «было» в скобочках пишем «(утверд.)» или «(отриц.)» То есть утвердительный или отрицательный смысл.

Если смысл отрицательный, то мы напишем «е», а если утвердительный – «и».

Вслух говорите следующее: «В частице «не» пишется «е», потому что смысл отрицательный». Или: «В частице «ни» пишется «и», потому что смысл утвердительный».

Если вам вообще непонятно, зачем нужны все эти подчеркивания и комментарии, посмотрите вот это мое видео о правилах объяснения орфограмм. Если вы будете каждую орфограмму объяснять так, как я показываю в видео, то проблем с грамотностью у вас не будет. Да и репетиторы по русскому, скорее всего, вам будут не нужны.

Примеры предложений с «не было» и «ни было»

Я приведу десять примеров предложений с «не было» и «ни было». Ваша задача – прочитать каждое предложение вслух и вдуматься в смысл, почувствовать, где утверждение (и частица «ни»), а где отрицание (и частица «не»).

  1. У нас вчера не было горячей воды.
  2. Почему вашей мамы не было на собрании?
  3. Как бы вам ни было грустно, постарайтесь улыбнуться.
  4. У меня не было настроения вчера делать домашнюю работу.
  5. Было или не было, прошло или нет.
  6. Сколько бы ни было претензий, мы не остановим выпуск тетрадок.
  7. Как бы там ни было, в школу все равно надо было идти.
  8. Где бы ни было затеряно ваше счастье, оно обязательно найдется.
  9. У вас как будто бы вообще никогда не было денег.
  10. Молодость прошла, как будто ее и не было.

Полезные материалы по теме

Если у вас часто возникают вопросы наподобие того, который мы разобрали сегодня, я могу вам посоветовать несколько полезных материалов и бесплатных сервисов.

Первый и самый классный – Викиум. Там много всего про мозг, эмоции, выход из депрессий и пр., но недавно появился еще и русский язык. Вот страница с бесплатными программами-тренажерами Викиума. Зайдите туда, кликните по ссылочке «Способность к работе с текстом» и «поиграйтесь» со всеми тренажерами, которые там приводятся. Их десять, некоторые из них направлены на запоминание орфографических правил, некоторые – на расстановку запятых и пр. Все абсолютно бесплатно и доступно круглосуточно.

Второе. Я нашел в интернете несколько хороших пособий по русскому, которые были размещены там в открытом доступе. Я их скачал, проверил на вирусы и заархивировал. Напишите здесь свой электронный адрес, я вам на него эти пособия вышлю. В них очень хорошо объясняются трудные правила русского языка, дается много примеров, схем, таблиц. Все аналогично бесплатно.

Третье. Рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи.

  1. Как стать грамотным. Пошаговая инструкция по быстрому усвоению правил орфографии и пунктуации, которой может воспользоваться любой желающий.
  2. Что такое орфография. В статье я не только рассказываю, что изучает этот раздел языкознания, но и объясняю, как правильно его осваивать, чтобы знания надолго остались в памяти.
  3. Что такое пунктуация. Аналогично, только про знаки препинания, а не про буквы в словах.
  4. Что такое орфограмма. Это вот как раз о пропущенных буквах в словах, которые в школе обязательно надо объяснять. В конце этой статьи я рассказываю про свою первую двойку по русскому – почитайте, я думаю, вам будет интересно.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. Я собрал в этом материале лучшие курсы по приемлемым ценам, которые помогут вам эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Четвертое. На том же сайте Викиум недавно появился платный курс «Идеальный русский». Он очень дешевый, продается всего за 890 рублей. Как мне кажется, курс стоит своих денег. В нем очень хорошо объясняется теория, а для практики есть три онлайн-тренажера. Сэкономьте на 1-2 походах к репетитору, приобретите этот курс и внимательно его изучите.

Заключение

Наша статья о правописании слова «не было» подошла к концу. Запомнили ли вы, в каком случае надо писать «не», а в каком «ни»? Сможете ли теперь правильно объяснить эту орфограмму на уроке русского языка?

Если остались вопросы – пишите их в форму для комментариев под статьей. Буду ждать от вас обратной связи.

Всем спасибо.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Определение и разбор слова

Данное слово является отрицательной формой глагола «было», которое употребляется в значении: «существовало».

Варианты написания слова

При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Слово «не было» пишется слитно или раздельно?»

Существует два основных варианта написания слова:

  • «не было», где слово пишется раздельно;
  • «небыло», где слово пишется слитно.

Как правильно пишется: «не было» или «небыло»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«НЕ БЫЛО»

Какое правило применяется?

Данное словосочетание состоит из двух слов: «не» — частица, «было» — глагол. В русском языке есть правило: «Частица «не» с глаголами всегда пишется раздельно». Руководствуясь этим правилом, мы можем уверенно писать словосочетание раздельно.

Примеры использования слова в речи

У противника не было никаких аргументов.

Ни одно из этих предложений не было рассмотрено.

У меня не было с собой телефона, чтобы позвонить.

На синем бездонном небе не было ни облачка.

У экзаменатора не было больше вопросов к абитуриенту.

Подводим итоги

  • Верное написание: «не было»
  • Неверное написание: «небыло»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пока буржуйские суды разбираются с буржуйскими же инженерами, которые никак не хотят сделать автомобиль достаточно экологичным, наши сограждане стройными рядами едут в сервисы отключать систему рециркуляции отработавших газов. Почему так происходит? Об этом сегодня мы и поговорим: что такое EGR, почему она выходит из строя, и как с этим бороться.

Give Peace a Chance!

Дать миру шанс призывал Джон Леннон, валяясь голышом на кровати во время очередной своей акции протеста. Гораздо серьёзнее к этому отнеслись экологи, которые в попытке дать миру хотя бы какой-то шанс на спасение заставляют производителей “душить” автомобильные моторы до потери сознания. Внедрение EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) должно было сократить содержание в выхлопе оксидов азота NOx.

В общем-то, это единственная задача, которую решает система рециркуляции отработавших газов. Есть несколько вариантов исполнения этой системы, но принцип работы EGR всегда одинаковый: определённое количество отработавших газов через клапан поступает обратно в двигатель. Такая рециркуляция позволяет снизить температуру горения, особенно в бензиновых моторах. А как раз высокая температура — условие появления оксидов азота.

Ни на что другое EGR не влияет. Это — чисто “экологическая” фишка современного мотора. К сожалению, ресурс у неё достаточно ограничен, и приходит время, когда система перестаёт работать как положено (точнее, вообще перестаёт). И тогда исключение всей системы из управления двигателем становится хорошим выходом из ситуации. Для большей убедительности скажем, что исправный EGR и так не работает на высоких оборотах или в аварийном режиме – при таких условиях заводской программой блока управления предусмотрено его полное закрытие.

Бояться отключения EGR не надо: единственным неприятным последствием станет повышенное содержание оксидов азота в выхлопе, но если на одну чашу весов поставить какие-то неведомые азоты, а на другую — беспроблемную эксплуатацию автомобиля, то второе, конечно же, перевесит. Ибо экология — экологией, а нервы дороже.

Как и почему перестаёт работать EGR?

Есть несколько вариантов типичных поломок EGR. Это заклинивание клапана, разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана и неучтённый подсос (или утечка) воздуха. Внутри каждого варианта тоже можно выделить несколько типов поломок, поэтому чуть рассмотрим каждую из таких поломок отдельно.

Самый распространённый случай — заклинивание клапана.

Все мы прекрасно знаем, что при горении топлива образуется сажа. Со временем её количество, оседающее в клапане, затрудняет его подвижность. И клапан, естественно, клинит. Тут возможны два варианта: либо он остаётся в закрытом варианте, либо в открытом. Тут как повезёт, и больше повезёт, если клапан останется в закрытом положении. В этом случае сажа хотя бы не попадает в ДВС. Кстати, иногда практикуется такой способ отключения EGR — клапан просто программно закрывают. Почему это не лучший способ — чуть позже.

DSC_1444

Открытое положение плохо прежде всего тем, что все отходы горения прямиком летят в цилиндры. Если посмотреть на то, как работает EGR, то можно увидеть интересную картину: во многих режимах работы двигателя клапан закрыт и не принимает никакого участия в работе мотора — например, на высоких оборотах и при большой нагрузке. Если говорить очень грубо, то закрытое положение — более естественное и вреда никакого не приносит. Если, конечно, ошибка EGR не вносит изменений в работу других систем, которые бывают связаны с рециркуляцией.

Так как заклинивание клапана — наиболее частая неисправность EGR, рассмотрим, что чаще всего является причиной, и как можно попытаться отсрочить кончину клапана.

В целом, конечно, понятно, что основной враг клапана — плохое масло и нестабильное качество топлива. В большей степени это относится к дизельным двигателям, хотя во многом применимо и к бензину. Хотя нас и убеждают в том, что качество наших бензина и солярки вполне на уровне европейских, на деле это справедливо только для крупных сетевых заправок, да и то не для всех. Рынок заведомо плохого топлива, как бензинового, так и дизельного, в России всё ещё существует и даже процветает.

DSC_1382

Важное условия долгой жизни EGR — хорошее и своевременное техобслуживание. Ясно, что забитый сажевый фильтр и масло, которое последний раз меняли в один день с падением Берлинской стены, никак не способствуют долголетию EGR. Кстати, при хороших условиях система вполне может жить 150-180 тысяч километров. Правда, она изначально должна быть нормальной, а не такой конструктивно ущербной, как, например, на некоторых SsangYong.

Вторая распространённая причина — неисправность самого двигателя. Тут вариантов может быть множество. Любая причина, повышающая дымность выхлопа, гарантированно снизит ресурс EGR. Например, грязный воздушный фильтр, утечки наддувного воздуха, текущая форсунка или залегшие поршневые кольца. Это очень важный фактор, особенно для тех, кто в силу своих убеждений будет восстанавливать работоспособность EGR. Ремонт обычно недешёвый, поэтому прежде чем заниматься системой рециркуляции, нужно убедиться, что сам ДВС исправен. В противном случае есть вероятность в самом ближайшем будущем опять остаться с заклинившим клапаном.

И, наконец, самая парадоксальная причина заклинивания клапана — это его самоубийство. Да, как ни странно, у клапана EGR есть конструктивная склонность к суициду. Тут опять придётся чуть-чуть углубиться в физику работы мотора. Сделаем это совсем не сильно, только немного прикоснёмся к этому процессу.

Демонтированные EGR

Демонтированные EGR

Итак, представим график, на котором по одной оси будет температура горения смеси, по другой — уровень оксидов азота и интенсивность партикуляции (появления твёрдых частиц в отработавших газах). Если нарисовать кривую NOх, то она будет расти с ростом температуры. А вот кривая, показывающая количество твёрдых сажевых частиц, будет наоборот, падать. В определённой точке они пересекутся.

Сложность в том, что чем меньше будет оксидов азота в выхлопе, тем лучше экологам, но хуже двигателю — больше выброс партикуляров (сажевых частиц). Задача инженеров — найти максимально сбалансированное решение: надо и сократить NOx в отработавших газах, и не сократить ресурс мотора. И всё же в любом случае это решение будет компромиссным, и чем меньше будет оксидов в выхлопе, тем сложнее получится жизнь EGR из-за засорения клапана сажей. Вот так и получается, что эта система в ходе работы губит себя сама, исключительно только выполняя свою работу по снижению в выхлопе NOx. От этого, к сожалению, никуда не деться.

Вторая ошибка, менее распространённая, — это разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана. В этом случае ошибка будет выглядеть как несоответствие между заданным и фактическим положением клапана. Впрочем, и в первом случае будет то же самое, поэтому диагностику надо проходить качественную, а не где попало.

И, наконец, третья ошибка — неучтённый воздух. Тут речь идёт о простой негерметичности системы.

Так как природа ошибок во всех трёх случаях разная, то и методы ремонта и отчасти диагностики тоже отличаются. Разумеется, они также зависят и от конструкции мотора. Например, часто ошибкам EGR сопутствуют ошибки измерения потока воздуха, то есть ошибки датчика расходомера воздуха (MAF-sensor). А в старых системах с вакуумным управлением бывают ошибки по наддуву турбин. Так что к диагностике нужно относиться серьёзно.

Итак, допустим, что мы нашли неисправность, и теперь хотим от неё избавиться. Как это можно сделать?

DSC_1373

Решение проблем с EGR

Я не любитель маркированных списков, но тут он будет как нельзя кстати. Итак, устранить неисправность можно следующими способами:

  • замена клапана на новую оригинальную деталь;
  • использование китайских аналогов;
  • удаление EGR из системы с программным отключением;
  • программное закрытие клапана.

О первом способе мы уже говорили. Он не самый простой и дешёвый, но вполне имеет право на существование. Главное помнить, что если система вышла из строя раньше положенного срока (тысячах на ста пробега или меньше), то, скорее всего, есть какая-то проблема в моторе. Её нужно обязательно найти и устранить, иначе замена клапана может повториться в ближайшем будущем, и вы просто выкинете деньги на ветер. Точнее, на выхлоп.

О втором способе говорить не будем вообще. Тут без комментариев.

Наиболее дешевый и надежный — третий способ. Именно им обычно и пользуются при отключении EGR.

Итак, тут надо разделить механическую и программную часть работы. Что требуется сделать с механикой?

В общем-то, задача сводится к тому, чтобы перекрыть поток через клапан. Первое, что делают — ставят заглушку. Многие считают, что сделать это легко. Отчасти это так и есть. Но не надо пытаться ставить на пути горячих выхлопных газов заглушку из тоненького паронита или пивной банки. Такие заглушки прогорают очень быстро, иногда они вообще держатся до первого хорошего нажатия на педаль газа. Заглушку надо делать из стали, лучше нержавейки, причём её толщина должна быть минимум 2,5-3 мм.

Если с тем, чтобы заварить клапан или демонтировать его и поставить диффузор обычно нет сложностей, то демонтаж клапана с охладителем может быть сложным. Если у клапана есть свой охладитель, то на подающий и отводящий патрубки EGR просто ставят заглушки. Так, например, поступают в случае работы с моторами BMW М-серии. А вот, например, у моторов Volkswagen или BMW серии N автономного контура нет, тут систему охлаждения приходится “кольцевать”.

DSC_1362

Если с механической частью работы в большинстве сервисов всё же справляются, то вот с программной частью ошибки встречаются регулярно. Итак, что нужно сделать с софтом?

Во-первых, запретить клапану открываться. Тут вроде бы всё ясно, если программист знает, как найти в прошивке соответствующие карты EGR, но вот дальше всё может быть гораздо сложнее: надо исключить ошибки по системе EGR, то есть полностью удалить ее из программы.

Вот тут некоторые программисты сильно перебарщивают и удаляют всё, что попадётся под руку. Часто их вмешательство затрагивает всю систему диагностики, после чего устранение последствий становится процессом долгим и сложным. И, как правило, дорогим (время — деньги, это очевидно).

Помимо этого следует отключить аварийный режим, в который отправляет нерабочий EGR. И, наконец, на некоторых автомобилях нужно перекалибровать карты по воздуху (поток воздуха через MAF), если софт не делает это автоматически. Иногда об этом тоже забывают, и ЭБУ сходит с ума, пытаясь понять, какой пришёл воздух, откуда в нём столько кислорода, и что ему теперь делать с этой непонятной смесью.

А теперь последний способ — программно дать команду на закрытие клапана EGR. Этот метод можно использовать не всегда. Например, он оправдан, когда физический доступ к EGR затруднён из-за конструктивных особенностей автомобиля. И он совсем невозможен, если клапан уже заклинил: программа такой клапан с места не сдвинет. Тут выход один — разбирать и делать всё по-человечески.

Надёжность этого метода не всегда абсолютна. В первую очередь из-за того, что не всегда можно гарантировать, что клапан перекрыт полностью. Это может привести к попаданию сажи и прочих отходов горения в цилиндры, так и к неучтённому количеству воздуха, поступающего через неплотный клапан. Поэтому предпочтительнее всё же глушить EGR полностью: одновременно механически и программно.

Быть или не быть?  

Остался последний вопрос: когда мне ехать в сервис на удаление EGR? Допустим, мы смогли вас убедить, что ничего страшного не произойдёт, если от этой капризной системы избавиться полностью. Когда лучше это сделать?

О ресурсе клапана я уже говорил: тысяч до 150 километров при хорошем ТО волноваться не надо. Если посмотреть на статистику, то на дизельные машины по причине выхода из строя EGR приходится около 80% обращений в сервис, и только 20% — на бензиновые. Что логично, ибо сажи в солярке больше.

В любом случае обязательно придётся следить за состоянием мотора. Своевременная замена масла, фильтров, качественное топливо — это обязательное условие. Но со временем всё равно что-то начнёт изнашиваться. И если форсунку можно отремонтировать или заменить (хотя на большинстве современных дизельных моторов это тоже достаточно дорого), то менять кольца без явных признаков износа мотора только ради работы EGR, наверное, не совсем разумно. Тем более что ресурс цилиндропоршневой группы всё же больше, чем клапана EGR, который будет загибаться регулярно даже при небольшом и далеко не критичном износе ЦПГ. Приходится сделать неутешительный вывод: восстановление работоспособности EGR – вещь зачастую экономически неоправданная и почти бесполезная.

Одновременно не стоит забывать, что в горящей лампочке «Check engine» и уходе в “аварию” далеко не всегда виновата система рециркуляции. Причину этих печальных явлений установит только диагностика — так же, как и причины повышенной дымности, плохой динамики и повышенного расхода топлива.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости»(СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82

Опрос

А вы чинили когда-нибудь EGR?

Правильное употребление слова «не было» - раздельно или слитно

Часть речи

Чтобы определить, какой частью речи является та или иная конструкция, проще всего провести синтаксический анализ предложения, в котором она присутствует. Для этого рекомендуется следовать определенному алгоритму действий:

  1. Найти, о чем говорится в предложении — выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
  2. Задать вопрос от главных членов к зависимым, тем самым находя второстепенные члены.
  3. Написать, чем выражены те или иные слова, взглянув на их значение, а также вопрос, который к ним задается.

Чтобы как следует закрепить полученные знания на практике, рекомендуется разобрать пример предложения, в котором находится слово «не было», чтобы понять, какой частью речи оно является: «Еще совсем недавно у нас не было причин, чтобы выполнять работу с максимальной отдачей, однако начальство своевременно разработало новую реформу». Разбор конструкции говорит о следующем:

Как пишется отрицательная частица с глаголами

  1. В предложении присутствует несколько грамматических основ, поскольку оно является сложным: «не было причин», «выполнять», «начальство разработало». Особое внимание стоит акцентировать на первой части, поскольку именно в ней находится интересующее слово.
  2. В предложении есть несколько зависимых конструкций, например: «новая реформа» — дополнение, «максимальная отдача» — обстоятельство, «совсем недавно» — обстоятельство времени. Находить второстепенные члены необязательно, однако это помогает безошибочно определить главные члены конструкции.
  3. Как только все части предложения подчеркнуты, необходимо взглянуть на роль каждого из них, а также на вопрос, на который они отвечают. К примеру, сказуемое тесно связано с подлежащим и чаще всего бывает выражено глаголом. Также не стоит забывать, что иногда оно бывает составным именным, если вторую часть нельзя отбросить.

Таким образом, становится понятно, что сказуемое «не было причин» является составным именным. В учебниках говорится, что такие конструкции состоят из глагола-связки и именной части. Существительное «причины» представляет собой зависимое слово, а глаголом-связкой является конструкция «не было» (начальная форма — «не быть»). Таким образом, можно с уверенностью заявить, что конструкция является глаголом, который стоит в прошедшем времени.

«Не» с глаголами

Подробный разбор темы

Чтобы правильно определить, как пишется слово «не было», необходимо учесть не только часть речи, но и нюансы, о которых говорится в учебниках. В качестве темы для изучения следует выбрать «Слитное и раздельное написание отрицательной частицы „не“ с глаголами». Несмотря на то, что правило является довольно простым, в нем есть несколько «подводных камней», о которых ни в коем случае не следует забывать.

В средней школе ученики обычно могут услышать от учителей, что «не» с глаголами всегда пишется раздельно. В большинстве случаев это действительно так. Вот несколько примеров употребления этой части речи в предложениях:

  1. «Неучтенный товар не был занесен в компьютер, поэтому начальник цеха сделал замечание рабочим».
  2. «В конце недели каждый из вас должен оплатить стоимость услуги, которой он не пользовался ближайший месяц».
  3. «Найденная золотая жила являлась настоящей проблемой для нас, поскольку не могла предоставить ничего, кроме проблем».
  4. «Чтобы явиться на назначенное место вовремя, надо часто смотреть на часы и не забывать учитывать возможность пробок».
  5. «Я никогда не хотел выделяться — мне просто было интересно изменять свое тело до неузнаваемости».

Во всех этих случаях «не» с глаголами пишется раздельно, несмотря на то что ударение чаще всего падает на «не» и слово звучит как одно целое: «Я не был готов к таким расходам для дома». Однако стоит понимать, что в любом правиле есть исключения. В русском языке существует довольно много слов, которые без «не» не употребляются:

  • неймется;
  • невзвидеть (света);
  • несдобровать;
  • неистововали;
  • невзлюбить;
  • нездоровится;
  • негодовать;
  • недоумевать.

Если отбросить отрицательную приставку от таких слов, конструкция будет звучать крайне нелепо, из чего можно сделать вывод, что она не употребляется без «не». Однако стоит понимать, что на письме заметить исключения бывает довольно трудно. Именно поэтому рекомендуется просто выучить эти слова. То же самое касается и других частей речи, например, существительного «небыль» или наречия «нелепо».

Сложности с приставкой «недо»

Иногда в русском языке встречаются глаголы, в составе которых имеется приставка «недо». Правило гласит, что эта морфемная конструкция обозначает не отрицание, а неполноту действий, поэтому глаголы будут писаться слитно. Однако важно понимать, что приставку «недо» довольно просто спутать с отрицательной частицей и приставкой «до», которые стоят рядом. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно просто взглянуть на 2 примера:

Упражнения для закрепления знаний

  1. Рабочие жили тяжело: спали в холоде, много трудились в поте лица, все время недоедали.
  2. Ученики в школе часто недоедают суп, поэтому его приходится отдавать бродячим собакам.

Чтобы отличить приставку «недо» от отрицательной частицы «не» с приставкой «до», большинство учителей рекомендуют обращать внимание на синтаксическую роль, которая несет конструкция. В первом случае присутствует неполнота действия (рабочие употребляют недостаточное количество пищи, вследствие чего страдают), а во втором — отрицание (вместо того, чтобы съесть суп целиком, дети его часто не доедают). Вот еще пара примеров, которые помогут разобраться в теме более подробно:

  1. Я недосолила суп, поскольку у нас закончилась соль.
  2. Я не досолила суп? Можешь досолить, пожалуйста.

В вопросительных предложениях чаще всего будет идти речь об отрицательной частице, нежели приставке «недо». А еще важно обращать внимание на количество зависимых слов, которые относятся к глаголу. Как правило, их большое количество свидетельствует, что в предложении должна быть употреблена частица «не». Если же зависимых слов нет или же максимум, что идет после глагола — это обстоятельство, можно смело утверждать, что в предложении присутствует приставка «недо»:

  1. Судя по всему, я недоиграл в детстве.
  2. Ты не доиграл эту партию в покер, поэтому не начинай пока новую.

Еще один важный момент. Если приставка «недо» относится к глаголу, оканчивающемуся на суффикс «ся» или «сь», она будет обязательно меняться на приставку «до» с частицей «не». Вот несколько примеров:

  • не доучился;
  • не доискался;
  • не добиться;
  • не дождалась.

Этот пункт не является исключением из общих правил, а скорее — еще одним способом определения наличия отрицательного контекста в предложении. Чтобы запомнить это правило как следует, можно попробовать выполнить несколько упражнений, в которых встречаются подобного рода слова.

Упражнения для закрепления

Чтобы разобраться, как писать «не было» — раздельно или вместе, можно выполнить несколько упражнений, где встречаются глаголы с отрицательной частицей, в том числе и слово «не было». Все, что потребуется — выписать предложение на листок бумаги, написав слова со скобками правильно:

Написание Не сглаголами

Правила написания Не было

  1. «У меня (не) было против тебя ничего существенного, поэтому мне срочно потребовалась помощь».
  2. «Найти синоним к прилагательному не так уж сложно, однако важно (не) забыть обратить внимание на лексическое значение».
  3. «Мне сегодня немного (не) здоровится, поэтому я (не) пойду на занятия в университете».
  4. «Этот пропуск совсем не действителен, поэтому я (не) могу его использовать».
  5. «Невидный с первого взгляда нюанс (не) может быть малозначимым».
  6. «Мы (не) хотели не видеться, но неужели ты (не) устал от всего этого».
  7. «Я отказываюсь постоянно (не) доигрывать в компьютерную игру из-за уроков».

Не стоит спешить во время выполнения этого упражнения. Настоятельно рекомендуется попробовать убрать отрицательную частицу от каждого из глаголов, чтобы не пропустить ни одного исключения. Ну а когда задание будет выполнено, можно сверить свои ответы со списком ниже, в котором не только говорится о правильном варианте, но и о том, почему следует написать глагол так, а не иначе:

Как пишутся Не с разными частями речи

  1. Глагол «не было» (начальная форма «не быть») пишется раздельно, поскольку не считается исключением.
  2. «Не забывать» — глагол, начальная форма которого — «не забывать» — пишется раздельно, поскольку не является исключением.
  3. «Нездоровится» — одно из самых распространенных исключений из правил, которое пишется слитно, в отличие от «не мог».
  4. «Не могу» — обычный глагол в будущем времени (начальная форма — «не мочь») — пишется раздельно.
  5. Глагол «не может» также следует написать слитно, поскольку он употребляется без «не» — «может».
  6. Глаголы «не хотели» и «не устал» пишутся раздельно, ведь они не являются исключениями.
  7. «Глагол с приставкой „недо“ — „недоигрывать“ — обозначает неполноту действия, поэтому пишется слитно.

Если выполнять такие упражнения хотя бы раз в неделю, можно научиться не только правильно расставлять „не“ в предложениях с глаголами, но и выработать чувство интуиции, которое будет подсказывать, как правильно писать то или иное слово, даже если все фразы из учебников были забыты. Именно благодаря „шестому чувству“, большинство опытных писателей и не совершают ошибок».

Связка с другими словами

В некоторых случаях глагол «не было» стоит рядом с прилагательным или наречием с «не» или «ни»: «У меня не было никакого желания связываться с человеком, который мне неприятен». Именно в таких предложения и совершается львиная доля ошибок — отрицательных частиц и приставок довольно много, а интуиция подсказывает, как правильно писать лишь одну из них. Однако важно понимать, что слитное и раздельное написание глагола никак не отражается на употреблении «не» с другими частями речи, даже если такие слова стоят близко друг к другу. Чтобы не ошибиться, нужно руководствоваться определенным правилом:

Закрепления темы

  • Написать над каждым словом с «не», в роли какой части речи оно выступает (как и в случае с глаголом, проще всего об этом узнать, проведя разбор конструкции по составу).
  • Попробовать убрать частицу от слова, поскольку довольно часто приходится иметь дело с конструкциями, которые попросту не употребляются без «не».
  • Взглянуть на то, нет ли в предложении противопоставлений или «особых слов» (ничуть не, далеко не, вовсе не и так далее), которые влияют на правописание конструкций.

Лишь таким образом удастся определить, как правильно писать ту или иную часть речи с отрицательной частицей. Если же ученик начнет полагаться на слаборазвитую интуицию, она, скорее всего, даст ему неправильный ответ, поэтому лучше руководствоваться правилами и не стесняться перепроверять все свои действия по несколько раз.

Правописание слова «не было» («небыло») обычно не вызывает вопросов у опытного писателя или человека, который часто имеет дело с литературой. Однако даже не все профессионалы хорошо знакомы с некоторыми нюансами, которые могут влиять на правописание частицы «не» с определенными словами, поэтому никогда не следует пренебрегать возможностью обратиться за помощью к орфографическому словарю или задать вопрос специалисту на одном из тематических форумов.

Перейти к содержанию

Как правильно писать: «не было» или «небыло» [Правило, примеры, склонения]

На чтение 2 мин
Обновлено 27.04.2022

В этой статье мы покажем, как правильно писать: «не было» (раздельно) или «небыло» (слитно). Рассмотрим правило и примеры использования глагола; просклоняем глагол, чтобы посмотреть разные формы.

Содержание

  1. Как правильно писать: «не было» или «небыло» (слитно или раздельно)
  2. Склонения глагола
  3. Больше примеров предложений
  4. Итоги: что запомнить

Как правильно писать: «не было» или «небыло» (слитно или раздельно)

Вариант, написанный слитно — «небыло» — серьезная ошибка. Единственное исключение, когда «не» пишется слитно с глаголами — когда слово нельзя употребить без этой частицы: например, ненавидеть, недобрать.

Но в нашем случае нет никаких исключений — писать нужно только «не было».

Рассмотрим примеры предложений с глаголом.

Склонения глагола

Давайте просклоняем глагол «не было», чтобы посмотреть его разные формы.

Я Не буду
Ты Не будешь
Он/она Не будет
Вы Не будете
Мы Не будем
Они Не будут

Как видите, все варианты пишутся раздельно.

Больше примеров предложений

Чтобы закрепить правило «»не» с глаголами» — рассмотрим больше примеров:

  • У Антона не было комментариев по поводу этой ситуации.
  • Как это у вас не было выбора?
  • Здесь не было злого умысла.
  • Ему точно не было стыдно за свое поведение.
  • Когда у вас не было денег, что вы делали?

Итоги: что запомнить

Что нужно запомнить:

Тренер вратарей «Локо» об игре Гильерме с Бельгией: «Ошибок вообще не было. Началась какая-то травля»

Тренер вратарей «Локомотива» Заур Хапов в разговоре со Sports.ru оценил игру голкипера сборной России Гильерме в матче квалификации Евро-2020 с Бельгией (1:4).

«Вы знаете, будто какая-то травля Гильерме пошла. После игры с Бельгией некоторые специалисты высказались, что якобы его ошибки повлияли на уверенность игроков. Я с этим категорически не согласен. Как тренер могу сказать, что там ошибок вообще не было. Возможно, в четвертом голе Гильерме слишком в центр сместился и чуть неправильную позицию занял. 

Остальные моменты – очень сложные, могу пройтись по каждому. В первом голе идет быстрая атака, Азар резко смещается и наносит мощный удар в ближний угол. Гильерме сказал, что не видел момент удара, но при этом все равно среагировал. Просто поймите: это игроки топ-класса, они мгновенно принимают решения и очень сильно бьют.

Второй гол: шлепнули с 15 метров, тоже очень плотно. За мячом, который летит с такой скоростью и силой, тяжело сложиться, непросто его взять.

С третьим и так понятно, а четвертый – да, он чуть ошибся позиционно. Лукаку делал движение влево, Гильерме в этот момент тоже двигался, а надо было находиться чуть левее.

Я согласен, что грубые ошибки были с «Ювентусом», со «Спартаком». Но обвинять его в неуверенной игре с Бельгией совершенно неправильно.

А ведь были и ситуации, когда он спас. Например, с Азаром в первом тайме. Было сложно, в последний момент успел руки вскинуть. Или удар Мертенса, когда он с двух метров взял. Еще раз говорю: вы просто посмотрите на силу и исполнение ударов, а не ищите крайнего. Вот эти удары – как раз показатель, куда нам надо стремиться и куда расти.

И давайте если уж и критиковать, то конструктивно, а не огульно набрасываться на него одного. Насколько знаю, что Гильерме все это особо не читает, хотя все равно такой критики точно не заслуживает. Но он парень сильный, его просто так не сломать», – сказал Хапов.

Валерий Газзаев: «Гильерме сыграл неубедительно. В 3 из 4 голов он должен был выручать»

«Не было» следует правильно писать раздельно в два слова как глагол с отрицательной частицей «не» согласно орфографическому правилу.

Если возникает сомнение, как пишется «небыло» или «не было», слитно или раздельно, то начнем с определения части речи. В этом случае нужно выяснить: начальное «не» является приставкой и тогда пишется слитно, или это отрицательная частица, которая пишется с разными частями речи в соответствии с правилами орфографии.

Часть речи слова «было»

Сомнение в написании слов «не было» возникает, возможно, из-за специфичности лексемы «было», принадлежность к определенной части речи которой не всегда легко выявить.

Рассмотрим высказывание:

У моей бабушки Марии Захаровны было семеро детей.

Слово «было» как таковое не обозначает действие, как например лексемы, к которым можно задать типичный вопрос что делало? «прыгало» (насекомое) или «плыло» (облако). Чтобы определить часть речи этого довольно специфичного слова в русском языке, применим принцип синонимичной замены. В этом контексте слово «было» — это значит «имелось», «существовало» в прошлом. Как видим, у этой лексемы проявились грамматические признаки несовершенного вида и прошедшего времени, которыми обладает самостоятельная часть речи глагол.

Глагол может обозначать не только действие, но и состояние предмета:

  • чувствует прохладу;
  • ощущаем жар;
  • ребенок болеет;
  • мне нездоровится

и пр.

Начальной формой слова «было» является инфинитив «быть», который имеет одну только форму настоящего времени «есть», формы будущего времени (буду, будем, будете и пр.) и прошедшего времени, различающиеся родовой принадлежностью и категорией числа:

  • был   мир;
  • истина была;
  • утверждение было;
  • сомнения были.

Вывод

Слово «было» — это глагол «быть» в форме единственного числа среднего рода прошедшего времени.

Правописание слова «не было»

Выяснив часть речи, теперь определим, как правильно пишется слово «не было» или «небыло», раздельно или слитно. Уже выяснено, что «было» — это вполне самостоятельное слово как форма прошедшего времени глагола «быть». Значит, в его составе нет начального элемента не-, как у некоторых глаголов, которые пишутся всегда слитно:

  • нездоровится
  • недужится
  • ненавидеть
  • невзлюбить
  • недоумевать
  • негодовать

В выборе правильного написания анализируемого слова применим правило орфографии:

Правило

Глаголы и их грамматические формы пишутся раздельно с отрицательной частицей «не».

Глагол «было» используется в предложении с отрицанием, которое выражает самостоятельное слово — служебная часть речи отрицательная частица «не».

У меня не было уверенности в этом.

Сделаем однозначный вывод.

Вывод

«Не было» пишется раздельно как глагол с отрицательной частицей «не» согласно правилу орфографии.

Не было или небыло

Это слово пишется с «не» раздельно во всех грамматических формах:

  • не была дома;
  • не было ответа;
  • не были друзьями;
  • не буду смотреть;
  • не будем спрашивать.

Слово «не было» часто употребляется как сказуемое с отрицанием в односоставных безличных предложениях. Понаблюдаем за правописанием этого слова в предложениях.

Примеры

На синем бездонном небе не было ни облачка.

В книге не было нескольких страниц.

У меня не было достаточной суммы денег, чтобы сейчас купить этот телефон.

У экзаменатора не было больше вопросов к абитуриенту.

Почему-то не было особенной радости от этого неожиданного подарка.

— Не было счастья, так несчастье помогло, — гласит народная мудрость.

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 72

Выражение (словосочетание) «не было» правильно пишется раздельно. Писать его слитно нельзя, так как правильное слово «было» в обоих его значениях с приставкой «не-» не употребляется; надуманное же «слово» «небыло» – несуществующее в русском языке. Возможная причина ошибок – неосознанная ассоциация на слова «небывало», «небыль» и т.п., но они, в отличие от «было», являются частями речи, употребляемыми с приставкой «не-». Для самопроверки достаточно вспомнить русские пословицы и поговорки: «Без добра и худа бы не было»; «Былое было, небыли не было»; «Как бы не было беды»; «Не было бы счастья, да несчастье помогло»; «Нету, как и не было», и мн. др.

Почему нельзя слитно?

Составляющие выражение «не было» слова не подлежат слиянию в одно новое слово, поскольку:

  1. «не» это или отрицательная частица, или приставка того же значения. Частицы пишутся раздельно со словами, а приставки вместе или через дефис (чёрточку);
  2. слово «было» – также частица, выражающая незаконченность либо, реже, сомнение («собрался было на рыбалку, да дождь зарядил»);
  3. «было» также глагол «быть» в прошедшем времени единственного числа 3-го лица среднего рода («оно было», «у него <кое-что> было», «при ней было <что-то>»).

Отсюда следуют такие обоснования правил написания «не было»:

А). Частицы – служебные (вспомогательные) части речи; сюда же относятся предлоги и союзы. В сложные слова могут сливаться только основные части речи, выражающие цельное (законченное) понятие: существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Частица дополняет и/или уточняет значение связанного с ней слова, но собственного определённого смысла в себе не несёт. Сочетание в одном слове двух размытых, самых общих, смыслов становится бессмыслицей, поэтому предлоги, союзы и частицы не сливаются вместе. Вы можете представить себе, что бы значило «добез», «кпре», «непо», «отдля» и подобное? Если понимать «небыло» как слияние двух частиц, смысла в нём будет не больше, то есть такое слово бессмысленно.

Б). Отрицательные приставки «без-», «бес-», «не-» употребляются с частями речи, обозначающими определённое понятие: наименование предмета или явления (существительные), его признака, свойства или качества (прилагательные, наречия), явственно выраженную эмоцию, чувство, ощущение или же отношение к чему-либо (междометия, возгласы). В таких случаях приставка со значащим словом пишется слитно:

  • «Небытие» (смерть, прекращение существования), «небывальщина», «небыль» (выдумка, то, чего не было), «небылица» (явно недостоверное высказывание) – существительные.
  • «Небывалое» (никогда ранее не бывшее, не происходившее, не случавшееся) – прилагательное.
  • «Небывало» – наречие сходственного значения, а также междометие («Да вы что! Небывало! Не верю!»).

Примечание: в данном аспекте несколько отрицательных приставок к слову могут сливаться воедино: «небезразличен», «небескорыстно», и т.п. «Не-» при этом идёт первой, поскольку она семантически (по смыслу) сильнее «без-» и «бес-», так как выражает безусловное отрицание – нет, и всё тут.

В). Глаголы описывают действия или прямо указывают на них. Для совершения действия необходим объект (субъект), который что-то делает или с которым что-то делают. Следовательно, глаголы, в отличие от прочих основных частей речи, лишены, так сказать, «внутреннего смыслового наполнения». «Не-действие» не равнозначно бездействию или обратному действию, оно вообще абсурдно. «Нежевать» – это не кушать вот этого, голодать, глотать, не прожёвывая, произносить слова отчётливо, не мямлить, или что-то ещё? «Неехать» – пешком идти, лететь, ползти по-пластунски, или просто не трогаться с места? «Несвистеть» – молчать, высказаться словесно, или, наоборот орать во всю глотку? Как следствие, глаголы с отрицательными приставками не употребляются (к чему выдумывать ничего не значащие слова? Чтобы самому свихнуться?), а слово «небыло», понимаемое как глагол с отрицательной приставкой, также лишено смысла.

Варианты употребления

Сочетание слов «не было» в русской речи употребляется большей частью двояко:

  1. В изъявительном наклонении – само по себе в указательных и описательных предложениях:

«Да не было у него никогда “Лексуса”! Как с “Жигулей” на “Опель” пересел, так на нём и ездит»;

«Нет, интимной связи между нами в то время ещё не было».

  1. В вопросительных и предположительных предложениях – в сослагательном наклонении, образуемом при помощи союзов соответствующего значения «бы» и «ли» (пишутся раздельно со словами, не обязательно прямо при целевом высказывании):

«Что-то небо с утра хмурится. Как бы дождя не было»;

«Василий Игоревич, осведомите, пожалуйста, не было ли у вас тесных деловых связей с Иваном Кузьмичом?».

Во всех случаях постановка ударения и разделение для переноса не бы́-ло.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Как пишется слово «не было» – слитно или раздельно, с «е» или «и» – как легко запомнить правило и никогда не путаться

Всегда раздельно. С «не», если значение отрицательное.

6 786

Как пишется слово «не было»

Слово «не было» всегда пишется раздельно. Это однозначный и единственный вариант написания. А вот с буквой «е» в частице «не» все немного сложнее. Если значение отрицательное, то надо писать «е», например: «У меня не было денег». А если положительное, то «и». Например: «Как бы там ни было».

Давайте разбираться с этой орфограммой более подробно. В статье я также расскажу, как правильно ее комментировать в школе, на уроке русского языка.

«Не было» всегда пишется раздельно

Возможно только раздельное написание, потому что «было» – глагол, а «не» – частица. Вы с начальной школы должны помнить правило «Не с глаголами пишется раздельно».

Чтобы на уроке доказать, что «было» – глагол, просто задайте к нему вопрос. «Было» отвечает на вопрос «что делало?» и обозначает действие какого-то предмета.

«Не было» можно писать с буквами «е» и «и» в частицах

Вот это достаточно сложный момент. Чтобы разобраться, надо почувствовать оттенки значения. Смотрите, «не» однозначно что-то отрицает. То есть чего-то «не было» и все тут. Например, не было воды, не было денег, света, молока, пирожков, настроения тоже не было.

А «ни было» употребляется обычно с частицей «бы» и означает, что что-то «было», причем этого чего-то было очень много. Вот вам примеры с «ни», вчитайтесь в них:

  1. Как бы там ни было, мы должны начать подготовку.
  2. Чего бы там ни было, а войти все равно придется.
  3. Сколько бы ни было у вас неудач, не отчаивайтесь.
  4. Как бы ни было тяжело, продолжайте идти.

Чувствуете отличия «ни было» от «не было»? Когда мы употребляем «ни», мы говорим, что да, было всякое, были неудачи, было тяжело, в общем, все было. Смысл утвердительный, а не отрицательный.

Как объяснять эту орфограмму в школе

В этом блоке статьи я расскажу, как правильно надо комментировать слитное/раздельное написание, а также буквы «е», «и» в частице.

Слитное и раздельное написание

Графические пояснения должны быть такими. Вы одной чертой подчеркиваете «пробел» между «не»/«ни» и «было», над «не» или «ни» пишете «ч» (частица), а над «было» – «гл» (глагол).

Вслух надо сказать следующие магические слова: «Частица «не» («ни») пишется раздельно с глаголом «было», потому что «не» («ни») с глаголами пишется раздельно».

На заметку

Иногда «не» с глаголом может писаться слитно. Это происходит в случаях, когда глагол перестал употребляться без «не». Например, «ненавидеть», «нездоровиться». Но «было» легко употребляется без «не», так что без лишних вопросов пишем раздельно.

«Ни» с глаголами вообще всегда пишется раздельно, тут исключений нет и быть не может.

Буквы «е», «и» в частицах

Эту орфограмму мы графически объясняем так. Одну черту проводим под буквой «е» или «и», а после глагола «было» в скобочках пишем «(утверд.)» или «(отриц.)» То есть утвердительный или отрицательный смысл.

Если смысл отрицательный, то мы напишем «е», а если утвердительный – «и».

Вслух говорите следующее: «В частице «не» пишется «е», потому что смысл отрицательный». Или: «В частице «ни» пишется «и», потому что смысл утвердительный».

Если вам вообще непонятно, зачем нужны все эти подчеркивания и комментарии, посмотрите вот это мое видео о правилах объяснения орфограмм. Если вы будете каждую орфограмму объяснять так, как я показываю в видео, то проблем с грамотностью у вас не будет. Да и репетиторы по русскому, скорее всего, вам будут не нужны.

Примеры предложений с «не было» и «ни было»

Я приведу десять примеров предложений с «не было» и «ни было». Ваша задача – прочитать каждое предложение вслух и вдуматься в смысл, почувствовать, где утверждение (и частица «ни»), а где отрицание (и частица «не»).

  1. У нас вчера не было горячей воды.
  2. Почему вашей мамы не было на собрании?
  3. Как бы вам ни было грустно, постарайтесь улыбнуться.
  4. У меня не было настроения вчера делать домашнюю работу.
  5. Было или не было, прошло или нет.
  6. Сколько бы ни было претензий, мы не остановим выпуск тетрадок.
  7. Как бы там ни было, в школу все равно надо было идти.
  8. Где бы ни было затеряно ваше счастье, оно обязательно найдется.
  9. У вас как будто бы вообще никогда не было денег.
  10. Молодость прошла, как будто ее и не было.

Полезные материалы по теме

Если у вас часто возникают вопросы наподобие того, который мы разобрали сегодня, я могу вам посоветовать несколько полезных материалов и бесплатных сервисов.

Первый и самый классный – Викиум. Там много всего про мозг, эмоции, выход из депрессий и пр., но недавно появился еще и русский язык. Вот страница с бесплатными программами-тренажерами Викиума. Зайдите туда, кликните по ссылочке «Способность к работе с текстом» и «поиграйтесь» со всеми тренажерами, которые там приводятся. Их десять, некоторые из них направлены на запоминание орфографических правил, некоторые – на расстановку запятых и пр. Все абсолютно бесплатно и доступно круглосуточно.

Второе. Я нашел в интернете несколько хороших пособий по русскому, которые были размещены там в открытом доступе. Я их скачал, проверил на вирусы и заархивировал. Напишите здесь свой электронный адрес, я вам на него эти пособия вышлю. В них очень хорошо объясняются трудные правила русского языка, дается много примеров, схем, таблиц. Все аналогично бесплатно.

Третье. Рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи.

  1. Как стать грамотным. Пошаговая инструкция по быстрому усвоению правил орфографии и пунктуации, которой может воспользоваться любой желающий.
  2. Что такое орфография. В статье я не только рассказываю, что изучает этот раздел языкознания, но и объясняю, как правильно его осваивать, чтобы знания надолго остались в памяти.
  3. Что такое пунктуация. Аналогично, только про знаки препинания, а не про буквы в словах.
  4. Что такое орфограмма. Это вот как раз о пропущенных буквах в словах, которые в школе обязательно надо объяснять. В конце этой статьи я рассказываю про свою первую двойку по русскому – почитайте, я думаю, вам будет интересно.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. Я собрал в этом материале лучшие курсы по приемлемым ценам, которые помогут вам эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Четвертое. На том же сайте Викиум недавно появился платный курс «Идеальный русский». Он очень дешевый, продается всего за 890 рублей. Как мне кажется, курс стоит своих денег. В нем очень хорошо объясняется теория, а для практики есть три онлайн-тренажера. Сэкономьте на 1-2 походах к репетитору, приобретите этот курс и внимательно его изучите.

Заключение

Наша статья о правописании слова «не было» подошла к концу. Запомнили ли вы, в каком случае надо писать «не», а в каком «ни»? Сможете ли теперь правильно объяснить эту орфограмму на уроке русского языка?

Если остались вопросы – пишите их в форму для комментариев под статьей. Буду ждать от вас обратной связи.

Всем спасибо.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

  • Ошибкой при подаче после касания мяча считается
  • Ошибкой при лечении пульпита методом девитальной экстирпации является
  • Ошибкой при внедрении процессного подхода является то что тест
  • Ошибкой планирования учебного процесса называют
  • Ошибкой первого рода является ошибочное признание годной продукции бракованной